Формирование музыкальной культуры бакалавров вокального искусства в гуманитарном университете тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Кудрявцева, Виктория Викторовна

  • Кудрявцева, Виктория Викторовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 150
Кудрявцева, Виктория Викторовна. Формирование музыкальной культуры бакалавров вокального искусства в гуманитарном университете: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2013. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кудрявцева, Виктория Викторовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРОВ ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ГУМАНИТАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

1.1. Культурологический подход как методологическое основание педагогики музыкального образования

1.2. Дидактические основы интерпретации музыкальной культуры в содержании вокальной подготовки студентов-бакалавров

1.3. Педагогические условия формирования музыкальной культуры бакалавров вокального искусства в гуманитарном университете

Краткие выводы по первой главе

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРОВ-ВОКАЛИСТОВ

2.1. Методы формирования музыкальной культуры бакалавров-вокалистов

2.2. Цель, задачи, этапы и результаты опытно-экспериментальной работы по

формированию музыкальной культуры бакалавров-вокалистов

Краткие выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование музыкальной культуры бакалавров вокального искусства в гуманитарном университете»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Педагогика отечественного музыкального образования и практика подготовки профессионалов-музыкантов переживают в настоящее время этап поиска согласований между новыми тенденциями высшей школы и сложившимися в течение десятилетий теоретико-дидактическими установками, подкрепленными устоявшимся общепризнанным научным аппаратом, терминологией.

Как отмечают специалисты, новые тенденции высшей школы, являющиеся следствием современной социокультурной ситуации, заключаются в таких показателях, как:

- изменение статуса высшего образования в России, его массовость;

- «размытость» границ конечных целей подготовки специалистов и бакалавров;

- усложнение задач реализации и трудоустройства выпускников высших учебных заведений в избранной профессии;

- мобильность послевузовской профессиональной деятельности, предполагающая постоянное повышение квалификации или переподготовку.

Все перечисленное послужило исходной посылкой для перехода российской высшей школы на двухуровневую форму профессиональной подготовки музыкантов (бакалавриат - магистратура), произошедшего достаточно быстро и не подкрепленного прочной научно-исследовательской и методической базой. Поэтому сегодня в работах ученых и педагогов-практиков можно встретить опору на два методологически различных подхода к содержанию высшего профессионального, в том числе музыкального образования. Первый из них - традиционный, обычно называемый «знаниевым», второй -«компетентностный».

В русле «знаниевого» методологического подхода содержание образования определяется задачами передачи студенту некоего опыта, выработанного человечеством (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.). Чаще всего под опы-

3

том понимается четыре дидактических «столпа» обучения:

- знания;

- умения, навыки;

- опыт творческой деятельности;

- опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

«Знаниевая» парадигма сегодня влияет на конструирование содержания большей части учебных программ несмотря на то, что государственными образовательными стандартами третьего поколения предусмотрен новый компетентностный подход, требующий иных теоретических ориентиров и установок в подготовке студентов.

Это имеет прямое отношение к содержанию высшего музыкального образования, где на практике даже в условиях двухуровневой подготовки приоритет отдается традиционному методологическому подходу (например, при выборе репертуара для занятий в индивидуальном классе, нацеленного, как правило, на приобретение знаний, умений и навыков).

Как известно, компетентностный подход направляет учебный процесс от внешней заданности на центральный объект обучения - личность студента, на организацию разнообразных самостоятельных форм учебной деятельности, на внутреннее творческое развитие (В.И. Байденко, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя и др.). При этом очевидно, что переход от адаптационной «знаниевой» системы подготовки специалиста к компетентностной модели, прогнозирующей будущий профессиональный рост выпускника, требует научного анализа фундаментальных понятий отечественной педагогики музыкального образования в контексте новых реалий высшей школы. К числу таких фундаментальных понятий относится категория музыкальной культуры. Музыкальная культура трактуется в отечественных гуманитарных науках, начиная с 20-х годов XX в., как особый вид человеческой деятельности, в основе которой - создание, исполнение, восприятие, сохранение ценностей музыкального искусства (М.С. Каган и др.). Однако в педагогике музыкального образования категория музыкальной культуры обрела особое не только тео-

ретическое, но и практическое значение (например, в концепции музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского).

Подчеркнем, что инновационные процессы, затронувшие высшую школу, не отменяют важности фундаментальных для отечественной педагогики задач музыкального образования - приобщение студентов к высшим базовым культурным ценностям, выработанным человечеством, формирование личностной музыкальной культуры. Особая значимость этих ценностей подчеркивалась в трудах крупнейших представителей педагогики музыкального образования - Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, O.A. Апраксиной, H.A. Ветлу-гиной, А.Л. Готсдинера, Д. Б. Кабалевского, О.П.Козьменко, A.A. Мелик-Пашаева, Е.В. Николаевой, О.П. Радыновой, JI.A. Рапацкой, К.В. Тарасовой, Л.В. Школяр, Г.М. Цыпина и др.

Ряд диссертационных исследований последних лет подтвердили актуальность изучения процессов формирования музыкальной культуры личности в новых условиях (Л.И. Арштейн, A.A. Веремьева, В.Л. Власенко, A.M. Геворкян, Л.С. Зац, Д.К. Кострикова, Н.С.Ломакина и др.). Вместе с тем эти работы показали, что трактовка музыкальной культуры базируется, как правило, на понятийном аппарате «знаниевой» педагогики и не соответствует установкам нового компетентностного подхода.

Еще более осторожно к компетентностному подходу относятся педагоги-практики музыкально-исполнительских направлений, подкрепленных мощной традицией обучения, признанной во всем мире. К числу таких направлений относится академическое вокальное искусство.

Профессия вокалиста в настоящее время стала одной из наиболее распространенных, массовых профессий по сравнению с другими музыкальными специальностями. В музыкально-образовательном пространстве России к началу XXI века сложилось несколько видов вузовской профессиональной подготовки вокалистов. Первый из них, наиболее устоявшийся и основанный на достижениях отечественной и зарубежной классических вокальных школ - консерваторский. В отечественных консерваториях и сегодня сохра-

няется традиционный «специалитет», то есть пятилетняя подготовка специалистов, не предполагающая компетентностного подхода к содержанию обучения и опирающаяся во многом на многовековые образовательные устои и практику, на «музыкально-педагогическое ремесло» (JI.A. Рапацкая).

Второй вид профессиональной подготовки студентов-вокалистов -двухуровневая система «бакалавриат - магистратура». Становление данного вида образования в начале XXI века шло параллельно с функционированием «специалитета», и часто музыкальные вузы, теоретически проектирующие вокальный бакалавриат и магистратуру, предпочитали своих студентов обучать по старым «специалитетным» стандартам (например, Российская академия музыки им. Гнесиных).

Более успешно внедрение двухуровневой системы «бакалавриат - магистратура» произошло в российских педагогических вузах, ранее не осуществлявших вокальную подготовку студентов и не имеющих соответствующих специализированных кафедр. В таких вузах ранее функционировали музыкально-педагогические факультеты, где учебным планом предусматривался вокальный класс, столь необходимый в профессии будущего учителя му-

ni тiгтi /'"'л гтлилттош плт^оттт тттто тлттпллт т гчггттх/ птгг^лг» лллтппптгтж ттлЛдплтглплпт JD1M1. W DUnajlDnDl^ IVJla^^DJ Л МЛ DjjUD VUV/ldDnjin lipuycw/nuncuiû-

ную конкуренцию вокальным факультетам консерваторий, но явно проигрывали последним в качестве подготовки выпускников. Это связано с несколькими причинами, среди которых:

- отсутствие высококвалифицированных педагогов-вокалистов, имеющих опыт концертной или музыкально-сценической деятельности;

- отсутствие методической базы для подготовки классических вокалистов, опора на опыт подготовки учителя музыки;

- отсутствие должного рода конкуренции при приеме на вокальное направление, низкий конкурс среди абитуриентов;

- самое же главное - стремление заменить идеологию двухуровневой системы подготовки вокалистов на традиционную, сложившуюся в специа-литете с ее пятилетним образованием в недрах музыкальных вузов.

Третий вид профессиональной подготовки студентов-вокалистов, сложившийся за последнее десятилетие, - вокальные факультеты или вокальные кафедры в университетах, как в государственных (например, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова), так и в коммерческих.

Вокальное образование в гуманитарных университетах не имеет традиций, так как родилось сравнительно недавно в недрах музыкальных факультетов или факультетов культуры. Подготовка вокалистов классического направления в гуманитарных университетах осуществляется, как правило, по двухуровневой системе «бакалавриат - магистратура». Содержание вокальной подготовки студентов в таких многопрофильных вузах, с одной стороны, не обременено грузом установок музыкально-педагогических факультетов, с другой - не имеет сложившейся научной базы, отвечающей компетентност-ному подходу в образовании.

Таким образом, перечисленные реалии профессиональной подготовки студентов-вокалистов в российской высшей школе позволяют говорить о наличии следующих противоречий:

- между требованием ВГОС к качеству подготовки бакалавров-вокалистов на основе компетентностной модели и отсутствием теоретико-методологической базы для реализации данных установок на практике;

- между фундаментальными понятиями, сложившимися в отечественной музыкально-педагогической науке, в числе которых фундаментальная категория музыкальной культуры, и компетентностным подходом, являющимся научной базой для двухступенчатой системы подготовки студентов-вокалистов;

- между содержанием обучения вокалистов, вытекающего из многовековых традиций отечественной вокальной школы, и необходимостью выработки новых подходов к теории подготовки студентов-бакалавров в контексте современной социокультурной ситуации.

Выявленные противоречия определили проблему диссертационного исследования, которая заключается в поиске теоретико-содержательных, ор-

ганизационных и методических предпосылок формирования музыкальной культуры как профессионально-значимого качества бакалавра-вокалиста в гуманитарном университете.

Цель исследования - выявить теоретические и методические основы формирования музыкальной культуры студентов-вокалистов в процессе профессиональной подготовки и проверить их в опытно-экспериментальной работе.

Объект исследования - профессиональная подготовка бакалавров-вокалистов в гуманитарном университете.

Предмет исследования - содержание, педагогические условия и методы формирования музыкальной культуры студентов в процессе специальной вокальной подготовки.

В основу диссертационного исследования положена гипотеза, согласно которой процесс формирования музыкальной культуры бакалавров-вокалистов будет эффективным, если:

- осуществить интеграцию культурологического и компетентностного подхода в образовании;

- определить педагогические условия, способствующие интерпретации

Т^ОТОГЛПии "Л 4~\/ОТ.ТГЛО ТТИ ХТ/ЧТТ Ш/ТТГФ\т1Т ТЭ оляапмгоиии ОЛТ/О ТТИ илтт ТТАГГГЛТЛ151/Т1 /-»ТЛ7_ XVС4.1. 4/1 ли Л. ^ и ^Д^лчиигш ич/1\Ш11Л1ии ИЧ/Д! V/ V X у ~

дентов-бакалавров;

-использовать комплекс специальных методов обучения студентов-вокалистов, направленных на формирование профессиональных компетенций культурологической, исполнительской (от учебных концертов до участия в международных конкурсах), музыкально-педагогической и специальной междисциплинарной деятельности, моделирующих опыт личностной реализации вокалиста в разнообразных сферах современной музыкальной культуры.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой работы в ней были выдвинуты следующие задачи:

1. Исследовать теоретико-методологические предпосылки формирования музыкальной культуры бакалавров-вокалистов на основе интеграции культурологического и компетентностного подходов;

2. Разработать компетентностную модель музыкальной культуры и выявить ее роль в содержании вокальной подготовки студентов-бакалавров гуманитарного университета;

3. Определить и обосновать педагогические условия и специальные методы формирования компетенций музыкальной культуры бакалавров-вокалистов в процессе профессиональной подготовки;

4. Провести опытно-экспериментальное исследование с целью проверки теоретических положений диссертации.

Теоретико-методологической базой исследования являются труды отечественных ученых в области педагогики, психологии, дидактики (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, В.Г. Максимова, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скат-кин, В.А. Сластенин и др.), положения теории и методики педагогических исследований (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, П.И. Пидкасистый и др.), ведущие теории профессионального образования (A.A. Вербицкий, Б.С. Гер-шунский и др.), идеи компетентностного подхода в образовании (В.И. Бай-денко, H.A. Гришанова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Г.И. Ибрагимов, А.К. Марков и др.), историческое наследие классиков отечественной вокальной школы (И.К. Архипова, В.А. Атлантов, A.B. Нежданова, H.A. Обухова, Л.В. Собинов, Ф.И. Шаляпин и др.), исследования в области истории и теории вокального искусства (М.С. Агин, И.Ю. Алиев, Л.Б. Дмитриев, А.Г. Менабени, Г.П. Стулова и др.), труды по проблемам педагогики высшего музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, O.A. Апраксина, Т.И. Бакланова, Т.А. Колышева, И.Н. Немыкина, Е.В. Николаева, Л.А. Рапацкая, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр, А.И. Щербакова и др.).

Для решения поставленных в диссертационном исследовании задач и проверки гипотезы использовались следующие методы: теоретический анализ философско-эстетической, культурологической, психолого-педагогической, музыковедческой и музыкально-педагогической литературы; изучение нормативной и учебно-методической документации; наблюдение;

педагогический анализ и обобщение опыта работы по профессиональному обучению студентов-вокалистов; беседы, анкетирование, тестирование, интервьюирование; педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ сформированности музыкальной культуры у студентов-вокалистов, обучающихся по системе «бакалавриат - магистратура» в гуманитарном университете.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились:

- Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова (далее - МГГУ им. М.А. Шолохова). Всеми этапами эксперимента в данном вузе было охвачено свыше 200 студентов, обучающихся по образовательным программам «Вокальное искусство» (бакалавриат и магистратура), «Художественное образование» (бакалавриат, профиль «Музыкальное искусство»), «Музыкальное образование» (специалитет, ГОС второго поколения), «Педагогическое образование» (бакалавриат, профиль «Музыкальное образование»);

- Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского (на этапе констатирующего эксперимента).

В исследовании были также использованы результаты работы автора в качестве одного из организаторов Международного конкурса «Музы мира» («Современное искусство и образование»), инициированного МГГУ им. М.А. Шолохова.

Исследование проводилось в течение срока обучения автора в аспирантуре на кафедре Культурологии и методологии музыкального образования с 2009 по 2013 гг. в условиях естественного учебного процесса на Факультете культуры и музыкального искусства МГГУ им. М.А. Шолохова.

Основные этапы исследования

Первый этап - организационно-подготовительный (2009-2010 гг.) -был посвящен констатации состояния профессиональной подготовки студентов-вокалистов в российских вузах, изучению культурологической и музыкально-педагогической литературы по проблеме диссертации, накоплению

теоретического материала, формулирование рабочей гипотезы и научного аппарата исследования. За этот период был обобщен опыт подготовки вокалистов-бакалавров в МГГУ им. М.А. Шолохова и составлена программа опытно-экспериментальной работы, проведен констатирующий эксперимент.

Второй этап (2010-2012 гг.) - содержательно-процессуальный - был связан с проведением формирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах на основе выделенных педагогических условий и методов формирования музыкальной культуры, апробированы и уточнены критерии уровней сформированности данного качества у студентов-вокалистов.

Третий этап (2012-2013 гг.) - аналитико-завершающий. На данном этапе был проведен контрольный эксперимент, обработаны и проанализированы его результаты, сформулированы выводы, подтверждающие гипотезу исследования, оформлен окончательный вариант текста диссертации.

Личное участие автора состоит в разработке теоретических положений исследования, в осуществлении опытно-экспериментальной работы в качестве преподавателя Кафедры вокала и руководителя студенческого продюсер-ского центра «Арт-класс» МГГУ им. М.А. Шолохова.

1пал пиопма пъи1ъдиоаппл1

1. Введено и обосновано понятие «музыкальная культура бакалавра вокального искусства», включающее интеграцию компетентностного и культурологического подходов;

2. Определен комплекс педагогических условий формирования музыкальной культуры бакалавров вокального искусства, а именно:

- интегративное взаимодействие специальной вокальной, культурологической и методической подготовки на основе усиления роли общекультурных компетенций;

- опора на классический вокальный репертуар с его последующим расширением с целью охвата других сфер музыкальной культуры (в том числе эстрадно-джазового искусства);

- включение каждого студента в активную исполнительскую деятельность,

модель которой включает постепенное приобщение вокалистов к концертной практике в разнообразных формах современной музыкальной жизни (классные концерты, благотворительные концерты, мастер-классы в общеобразовательных школах, участие во Всероссийских и международных конкурсах и др.);

- подготовка к профессиональной мобильности в различных сферах музыкальной культуры (реализация проектной продюсерской, звукорежиссер-ской, музыкально-педагогической, музыкально-волонтерской, организационно-управленческой и других видов профессиональной деятельности).

Теоретическая значимость исследования:

- доказана возможность научного согласования фундаментального для педагогики музыкального образования понятия «музыкальная культура» и компетентностного подхода к профессиональной подготовке студентов-вокалистов;

- уточнена совокупность компетенций (общекультурные, исполнительские, музыкально-педагогические, специальные междисциплинарные, в том числе продюсерские, организационно-управленческие, звукорежиссерские и др.), отражающих феномен музыкальной культуры бакалавра-вокалиста;

- обоснован и экспериментально апробирован комплекс методов, способствующих процессу формирования музыкальной культуры студентов-вокалистов в условиях профессионального образования.

Практическая значимость исследования.

Представленные в диссертации педагогические условия и методы формирования музыкальной культуры бакалавров-вокалистов позволяют решать в учебной практике гуманитарных вузов задачи интеграции компетентностного подхода и фундаментальных категорий педагогики музыкального образования.

Реализация предложенной методики формирования музыкальной культуры, основанной на индивидуально-дифференцированной парадигме обучения, способствует определению личностного роста студентов, развитию у них универсальных профессиональных компетенций. Эти результаты могут быть использованы не только в условиях подготовки вокалистов, но и в про-

цессе вузовского обучения музыкантов других специальностей в системе «бакалавриат - магистратура».

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивается разработанностью его методолого-теоретической базы, полнотой рассматриваемого объекта изучения - музыкальной культуры, совокупностью теоретических и эмпирических методов, комплексным анализом результатов опытно-экспериментальной работы на всех ее этапах, а также опытом работы автора в качестве преподавателя кафедры вокала в гуманитарном университете.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музыкальная культура является профессионально-значимым качеством бакалавра-вокалиста, включающим:

- общекультурные компетенции,

- исполнительские компетенции,

- музыкально-педагогические компетенции,

- междисциплинарные специальные компетенции.

2.Теоретико-методологическими предпосылками формирования музыкальной культуры бакалавров-вокалистов является интеграция культурологического и компетентностного подходов, позволяющая скоординировать фундаментальную для педагогики искусства категорию музыкальной культуры с компетентностной моделью обучения в высшей школе.

3. Формирование основополагающих компетенций музыкальной культуры бакалавров-вокалистов предполагает организацию в процессе обучения общекультурной, исполнительской, музыкально-педагогической и специальной междисциплинарной деятельности студентов.

К общекультурным компетенциям следует отнести способность к использованию культурологических знаний в постижении стиля, идеи, замысла вокального сочинения; готовность к освоению различных вокальных школ в контексте национальных и ментальных традиций музыкальной культуры. К исполнительским компетенциям относятся: готовность к активному освое-

нию вокального репертуара на базе знаний о стилях, жанрах, формах вокального искусства как части культурного целого, способность понимать специфику вокального исполнительства как культуротворческую деятельность человека, демонстрировать индивидуальную трактовку исполняемой музыки на основе представлений о ее культурно-историческом контексте, готовность к концертной, сценической, музыкально-театральной деятельности. К музыкально-педагогическим компетенциям следует отнести готовность студентов к реализации воспитательно-образовательных задач по формированию основ музыкальной культуры у учащихся-вокалистов различных образовательных учреждений, способность ставить на уроке вокала культурологические цели, связанные с анализом музыки как явления культуры, готовность к освоению педагогического репертуара, тяготение к педагогической работе как достойной альтернативе сценической деятельности и исполнительства. Междисциплинарные специальные компетенции обусловлены разнообразными видами музыкальной культуры современности и включают готовность и способность бакалавров-вокалистов осуществлять продюсерскую, музыкально-волонтерскую, организационно-управленческую, звукорежиссерскую и другую профессиональную деятельность, направленную на реализацию музыкально-творческих проектов.

4. Процесс формирования музыкальной культуры бакалавров-вокалистов в гуманитарном университете зависит от реализации педагогических условий (интегративное взаимодействие специальной вокальной, культурологической и методической подготовки, опора на классический вокальный репертуар с его последующим расширением и охватом других сфер музыкальной культуры, включение студентов в активную исполнительскую деятельность от учебных концертов до участия в Международном конкурсе «Музы мира», подготовка студентов к профессиональной мобильности в различных областях современной музыкальной культуры) и комплекса специальных методов обучения (группа методов, направленных на формирование общекультурных компетенций, группа методов, направленных на формиро-

вание исполнительских компетенций, группы методов, направленных на формирование музыкально-педагогических и специальных междисциплинарных компетенций).

Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялись путем их использования в практической работе на кафедре вокала МГТУ им. М.А. Шолохова. Существенную роль в апробации основных положений диссертации сыграл ежегодный Международный конкурс «Музы мира» (организатор и инициатор проведения конкурса - Факультет культуры и музыкального искусства МГГУ им. М.А. Шолохова; автор диссертации - один из организаторов данного конкурса). Личное участие соискателя состоит также в теоретической разработке компетентностной модели выпускника - бакалавра-вокалиста (в составе научно-исследовательской группы МГТУ им. М.А. Шолохова в течение 2010-2011 гг.).

Изложение основных теоретических выводов диссертации содержится в статьях и докладах на научно-практических конференциях (Международная конференция «Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве», Москва 2009, 2010, 2011, 2012, 2013 гг.), в сборниках публикаций, рекомендованных ВАК.

Результаты диссертационного исследования обсуждались на кафедре Культурологии и методологии музыкального образования и на кафедре Вокала МГТУ им. М.А. Шолохова.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, приложений. В тексте диссертации приведены 9 схем и 6 таблиц. Список использованной литературы содержит 193 источника по теме исследования. Приложение диссертации составляют: 1) кодировка профессиональных компетенций, функций и задач (таблица); 2) компетентностная модель музыкальной культуры бакалавров-вокалистов (схема); 3) базисные компетенции музыкальной культуры бакалавра-вокалиста (таблица); 4) анкета, составленная для выяснения отношения студентов к профессии вокалиста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Кудрявцева, Виктория Викторовна

Результаты исследования контрольной группы

Критерии Показатели в % сформированности Средний Оценочный музыкальной культуры "5" "4" "3" "2" балл средний балл студентов

Уровень сформированности общекультурных 11 28 44 17 3,3 компетенции

Уровень сформированности исполнительских 22 44 22 11 3,8 компетенций 3,55

Уровень сформированности музыкально-педагогических 11 28 44 17 3,3 компетенции

Уровень сформированности междисциплинарных 22 44 28 6 3,8 специальных компетенции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подготовка бакалавра-вокалиста - одна из наиболее распространенных и востребованных современной творческой молодежью форм высшего музыкального образования. Внедрение бакалавриата в сферу вокальной педагогики произошло достаточно быстро, и вузы, в том числе гуманитарные университеты, оказались не подготовленными к теоретико-методологическому и методическому обеспечению этого нового вида профессиональной подготовки. Поэтому возникли серьезные противоречия между традиционными основами отечественной вокальной педагогики и качественно иным видом специального вокального обучения в условиях системы «бакалавриат - магистратура».

Как показано в диссертации, преодоление указанного противоречия находится как в теоретической, так и в практической плоскости решения проблемы. С теоретико-методологических позиций нам необходимо было обосновать фундаментальную для педагогики музыкального образования категорию музыкальной культуры в контексте интеграции культурологического и компетентностного подходов. С позиции практики необходимо было проанализировать педагогические условия и методы формирования музыкальной культуры как профессионально-значимого качества бакалавра-вокалиста, включающего выявленные в процессе исследования профессиональные компетенции. Все перечисленное составило главное содержание диссертации.

В заключении необходимо сделать некоторые обобщающие выводы.

В диссертации впервые сделана попытка осуществить интегративный анализ категории музыкальной культуры с позиций разработанного ранее культурологического и нового компетентностного подходов. На этой основе нами введено и обосновано понятие «музыкальная культура бакалавра вокального искусства», которое включает комплекс профессиональных компетенций - общекультурных, исполнительских, музыкально-педагогических и специальных междисциплинарных.

Значимость музыкальной культуры как личностного образования в профессиональной подготовке бакалавров-вокалистов стала решающим фактором для обоснования педагогических условий, которые способствуют освоению выделенных групп компетенций и направлены на освоение студентами различных видов профессиональной деятельности. В их числе интегра-тивное взаимодействие специальной вокальной, культурологической и методической подготовки, опора на классический вокальный репертуар с последующим его расширением и охватом других сфер музыкальной культуры, включение студентов в активную исполнительскую деятельность от моделирования концертных ситуаций в классе и учебных концертов до участия в Международном конкурсе «Музы мира», подготовка студентов к профессиональной мобильности в различных областях современной музыкальной жизни - деятельность продюсера, звукорежиссера, организатора зрелищных мероприятий и просветительских концертов, деятельность педагога-вокалиста, владеющего методиками работы с учащимися класса сольного и ансамблевого пения разных возрастных групп, деятельность музыканта-волонтера и др.

Опытно-экспериментальное исследование (констатирующий этап) выявило пеструю картину вокальной подготовки студентов в российских вузах и подтвердило разновекторную направленность профессионального обучения в специализированных музыкальных учебных заведениях и в гуманитарном университете. Сама форма бакалавриата и обоснованные нами компетенции музыкальной культуры как важнейшего и базового качества выпускника гуманитарного ВУЗа говорят о необходимости изменения традиционной специальной подготовки вокалистов в практико-ориентированном направлении. Именно поэтому среди разработанных нами методов преобладают те, что позволяют готовить студента к широко понимаемой профессиональной деятельности в музыкальной культуре современности. Среди них выделим методы, которые позволяют формировать общекультурные, исполнительские, музыкально-педагогические и междисциплинарные компетенции, составляющие основу музыкальной культуры бакалавра-вокалиста.

В процессе выполнения диссертационного исследования большую роль играл ежегодный Международный конкурс «Музы мира», инициированный факультетом Культуры и музыкального искусства МГТУ им. М.А. Шолохова, являющийся мощным стимулом для формирования исполнительских компетенций студентов, а также Международный продюсерский центр «Арт-класс», позволяющий раскрывать потенциальные творческие и организаторские способности бакалавров-вокалистов на пути освоения современной музыкальной культуры.

Результаты опытно-экспериментального исследования свидетельствуют об эффективности педагогических условий и комплекса специальных методов, предлагаемых в теоретических разделах диссертации и направленных на методическое обеспечение процесса становления компетенций музыкальной культуры бакалавров-вокалистов. Таким образом, в диссертации подтверждена выдвинутая гипотеза.

Проведенное исследование не является исчерпывающим. В нем сделан лишь первый шаг на пути интеграции традиционных теоретико-методологических основ вокального и в целом музыкального образования с новой компетентностной моделью отечественной высшей школы в структуре «бакалавриат - магистратура». Поэтому результаты исследования могут быть полезны при изучении многих других методологических и практических проблем взаимодействия традиционного и инновационного в российском образовательном пространстве, в отечественной науке.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кудрявцева, Виктория Викторовна, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 111 с.

2. Абдуллин Э.Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования. Автореферат дисс... д-ра пед. наук. -М.: 1991. - 38 с.

3. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки. - М.: МИРОС, 1992.-70 с.

4. Абдуллин Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта. -М.: Академия, 2002. - 272 с.

j

5. Абдуллин Э.Б. , Николаева Е.В.. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Музыка, 2006. - 336 с.

6. Аврамкова И.С. Технология компетентностного подхода в системе высшего профессионального музыкального образования. //Методологические проблемы современного музыкального образования: материалы международной научно-практической конференции. - СПб, Изд-во Политехи, ун-та, 2009.

7. Агин М.С. Становление советской вокальной методологии // Вопросы вокального образования. Методические рекомендации для преподавателей ВУЗов и средних специальных учебных заведений. -М., 1990.-С. 4-12.

8. Агин М.С. Выдающиеся деятели вокального искусства (Н.И. Сперанский, H.A. Вербова). Вып. 2. -М., 1990. - 26 с.

9. Агин М.С. Выдающиеся деятели вокального искусства (О.Ф. Федоровская-Славинская, Г.Г. Аден Н.И. Сперанский, H.A. Вербова). Вып. З.-М., 1996.-27 с.

10. Алиев И.Ю. Методологические и методические основы вокально-педагогического творчества в двух частях. - М., 1993, - 86 с.

11. Алиев И.Ю. Основы вокальной педагогики. - М., Педагогика, 2001. -251 с.

12. Алиев И.Ю. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Автореферат дис. ... д-ра пед. наук/ АПН СССР. М., 1987.

-33 с.

13. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - М.: АПН РСФСР, 1960.-380 с.

14. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Д.: Изд-во ЛГУ, 1969. -339 с.

15. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977.-380 с.

16. Анализ вокальных произведений /Отв. ред. Коловский О.П. -Л.: Музыка, 1988. - 234 с.

17. Андреев В.И. Место искусства в познании мира. - М.: Политиздат, 1980.-255 с.

18. Андреева О.И. Культурологическая направленность музыкально-педагогического образования в колледже. - Дисс. ... канд. пед. наук: -М., 1997. - 154 с.

19. Апраксина O.A. Методика музыкального образования в школе. - М.: Просвещение. - 222 с.

20. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М.: 1993, - 44 с.

21. Артемьева E.H. В классе профессора К.Н. Дорлиак. - М.: Музыка, 1969.-342 с.

22. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1984. - 111 с.

23. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Автореф. дисс.... д-ра пед. наук. - М., 1986. - 37 с.

24. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высшая школа, 1980. - 369 с.

25. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: Кн. 1-2. - Л.: Музгиз, 1963.-378 с.

26. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М., Л.: Музыка, 1965. - 151 с.

27. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976.-158 с.

28. Аспелунд Д.Л. Развитие певца и его голоса. - М., 1952. - 192 с.

29. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1988. - 608 с.

30. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. (Метод, основы). -М.: Просвещение, 1982. - С. 45-46.

31. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989.-558 с.

32. Балаганская Е.В. Теоретические и методические основы музыкально-исторической подготовки студентов ВУЗов культуры: Автореферат дисс.... канд. пед. наук. - М., 2000. - 23 с.

33. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л.: Музыка, 1974. - 336 с.

34. Баренбойм Л.А. Музыкальное образование // музыкальная энциклопедия. Т. 3. - М.: Сов. Энциклопедия, 1976. - С. 763-787.

35. Барсов Ю.А. Из истории русской вокальной педагогики, вып. 6 / общ. ред. Дмитриева Л.Б. - М.: Музыка, 1982. - С. 6-22.

36. Баткин Л.М. О некоторых условиях культурологического подхода. //Античная культура и современная наука. - М.: Наука, 1985. С. 303312.

37. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. - М.: Худож. лит-ра, 1975.-36 с.

38. Библер B.C. На гранях логики культуры. - М.: Гнозис, 1997. - 440 с.

39. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990. - 413 с.

40. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х тт. / Под ред. A.B. Петровского. Т. 1. - М.: Педагогика, 1979.-304 с.

41. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-воМГУ, 1982.-200с.

42. Бондаревская Е.В. Образование и культура // Три ключа: Педагогический вестник. Выпуск 2-й. - С-Пб, 1998. - С. 29-34.

43. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-н/Д: Изд-во Ростовского пед. ин-та, 2000. - 352с.

44. Бондаревская Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Ростов-н/Д.: ТЦ «Учитель», 1999. - 560 с.

45. Бореев Ю.Б. Эстетика. - 3-е изд. - М.: Политиздат, 1981. - 399 с.

46. Брушлинский A.B. Воображение и творчество // Научное творчество. -M.: Наука, 1969. - С. 341-347.

47. Еуева Л.П. Человек: деятельность и общество. - М.: Мысль, 1978. -216 с.

48. В алькова В.Б. Музыкальный тематизм - мышление — культура. Монография. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 1992.- 161 с.

49. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. - М.: Сов. Художник РСФСР, 1966. - 118 с.

50. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. Ч. 1. Ритмика. -М.: Музыка, 1978. - 368 с.

51. Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности» - Великий Новгород, 2000. - 204 с.

52. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / Отв. ред. H.A. Яковлева. - Л.: Ленингр. пед. ин-т, 1989. - 156 с.

53. Волкова Е.В. Произведение искусства - предмет эстетического анализа. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 268 с.

54. Восприятие музыки. Сборник статей / Ред. - сост. В.Н. Максимов. -М.: Музыка, 1980. - 256 с.

55. Выготский JI.C. Избр. психол. исследования. Мышление и речь. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 519 с.

56. Гайсина Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2002. -366 с.

57. Гервер JI.JI. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века). -М.: Индрик, 2001. - 248 с.

58. Глушенко A.A. Влияние интеграции учебной и научной деятельности преподавателя высшей школы на качество подготовки специалиста: автореферат дисс. ...докт. пед. наук. -М., 1998, - 31 с.

59. Горюнова Л.В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. -1988, 3 2.-С. 7-17.

60. Давыдов В.В. Виды общения в обучении. - М.: Педагогика, 1972. -423 с.

61. Диалектика и теория творчества / под ред. С.С. Гольдентрихта и A.M. Коршунова. - М.: Мзд-во Моск. ун-та, 1987. - 198 с.

62. Дмитриев Л. Б. Голосообразование у певцов. - М., 1962. - 56 с.

63. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М., 1968. - 675 с.

64. Дуганова Л.П. Диалог как принцип организации межличностного взаимодействия и общения // Искусство педагогики - Педагогика искусства. Сборник научных трудов. Вып. 1 / Сост. и науч. ред. Т.В. Челышева. - М.: АПК и ПРО, 2002. -212 с.

65. Есин А.Б. Введение в культурологию. Основные понятия культурологи в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. -216с.

66. Емельянов В.В. Развитие голоса: Координация и тренаж. - СПб., 2000.

- 224 с.

67. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. - М.: Искусство, 1982. - 277 с. 68.3агвязинский В.И. Внутрипредметная интеграция педагогического знания // Сов. Педагогика, 1984, № 12. - С. 45-50.

69. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. - М.: Знание, 1977. -

64 с

70. Зцанович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики. - М., 1965. -

148 с

71. Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. - М.: Юрист, 1996.

-671 с.

72. Зись А.Я. В поисках художественного смысла. - М.: Искусство, 1991. -

- 350 с.

73. Зись А.Я. О комплексном изучении искусства // Методологические проблемы современного искусствознания. Отв. ред. А.Я Зись. - М.: Наука, 1986.-352 с.

74. Зись А.Я. Виды искусства. - М.: Знание, 1979. - 128 с.

75. Зись А.Я. Искусство — система искусств — художественная культура // Сов. Музыка, 1983, № 12. - С. 27-35

76. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: Смысл, 2001. - 264 с.

77. Искусство в системе культуры / Сост. и отв. ред. М.С. Каган; АН СССР. Науч. Совет по истории мировой культуры. - Л.: Наука, 1987. - 272 с.

78. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. - М: Педагогика, 1973. -337 с.

79. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1-3 классы. - М.: Просвещение, 1981. - С. 3-36.

80. Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Части I, II, III. - Л.: Искусство, 1972. - 440 с.

81.Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. - М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

82. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе. - 1987, № 4. - С. 28-32.

83. Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: ТООТК «Петрополис», 1996. -416 с.

84. Каган М.С. О месте музыки в мире искусств // Сов. Музыка. - 1987, № 1 - С. .26-32, № 3. - С. 56-66.

85. Кач-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

86. Кавелин А .Я. Формирование художественной культуры студентов музыкально-педагогических факультетов в процессе обучения в классе фортепиано: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 1996. - 25 с.

87. Катзнейро P.JI. Культурный процесс // Антология исследований культуры. Интерпретации культуры (Серия «Культурология XX век»). - 2-е изд. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. - с. 421-439.

88. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования // под ред. М.Н. Скабкина, В.В. Краевского. - М.: Педагогика, 1978. - 208 с.

89. Кедров Б.Н. О синтезе наук / Вопросы философии, № 3, 1973. -С. 77-78.

90. Комлетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / Ред. В.А. Козырев и др. - СПб.: Изд-во РГТУ fm А И. Герцена. - 2005.

91. Комплексный подход к проблемам современного музыкального образования / Отв. ред. В.П.Фомин. - М: Моск. консерватория, 1986. - 156 с.

92. Кравченко A.M. Секреты бельканто. - М., 1993. - 153 с.

93. Краевский В.В., Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности / Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. Учеб. пособие для слушателей ФПК директоров образоват.

школ и в качестве учебного пособия по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Под ред. М.Н. Скаткина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1982. - 319 с.

94. Кремлев Ю.А. Очерки по эстетике музыки. 2-е изд., дополн. - М.: Советский композитор, 1972. - 272 с.

95. Кривцун O.A. История искусств в свете культурологи // Современное искусствознание: Методологические проблемы. - М.: Наука, 1994. - С. 51-78.

96. Круглова М. Г. Формирование культурологических интегративных 3Fi2Fi?ü у студентов-музыкантов в процессе музыкально-исторической голготовки. - Автореф. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М., 2009, -22 с.

97. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000. - 272 с.

98. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение, 1981. - 96 с.

99. Культурология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. А.И. Шаповалова. - М.: Гуманит. изд. центр R ЛАД ОС 2003. -320 с.

100. Курышева Т.А. Театральность в музыке. - М: Сов. Композитор, 1984. -

20] с,

101. Леонтьев Л.И. Музыка в системе культуры как актуальная проблема му?ыкознания. - М.: НИО Иноформкультура, 1984. - 20 с.

102. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. -С. 304.

103.7ег>^ер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

104. Дясаковский И.Н. Диалог культур: механизмы, смыслы, результаты. // Теория и практика культуры: Альманах. Вып. 1. - М.: Изд-во РАГС, 2005 -С. 25-35.

105. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Республика, 1990.-525 с.

106. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. - СПб,: Искусство, 2002. - 768 с.

107. Дюш Д.В. Развитие и сохранение певческого голоса. - Киев, 1988. -

1 ю „

С.

108. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки: Опыт сближения теорет. музыкознания и эстетики. - М.: Сов. Композитор, 1978. - 352 с.

109. Мэзель Л.А. Строение музыкальных произведений. - М.: Музыка, 1979 -354 с.

110. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. - М.: Просвещение, 1984. - 143 с.

111. Мол ахов В. А. Культура как человеческая целостность. - Киев: Наук. Лумка, 1984.-119 с.

112. ^элъппевский А.Ф. Мир человека. Пособие для учителя. - М.: Интерпакс, '995 -192 с.

113. Мяркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-r/j" ■ ицолгоический анализ). - М.: Мысль, 1983. - 284 с.

114. Маттошкин A.M. Проблемы ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972. - 207 с.

115. VaxMyTOB М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М • Педагогика, 1975.-367 с.

116. ^"едушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М.: Музыка, 1976. - 254 с.

117. Л/едушевский В.В. Музыка в семье искусств // Музыка в школе 1984, .N••1 -С 31-35.

118. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. - М.: Композитор, 1993 -262. с.

119. \^едушевский В.В. Как устроены художественные средства музыки? Р Эстетические озерки. - М., 1977. Вып. 4. - С. 83-84.

120. Мейлах B.C. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплекс. Подход: опыт, поиски, перспективы. - М.: Искусство, 1985. -318 с.

121. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. - М.: Просвещение, 1987. - 94 с.

122. Менабени А.Г. Вокально-педагогические знания и умения. - М.: Прометей, 1995. - 30 с.

123. Методологические проблемы современного искусствоведения. Вып. 3 /отв ред. А.Н. Сохор. - Л.: Изд-во ЛГИТМК, 1980. - 138 с.

124. Мигунов A.C. Искусство и процесс познания. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - 128 с.

125. Уопозов В.П. Тайны вокальной речи. - Л., 1967. - 204 с.

126. Морозов В.П. Резонансная теория пения (комментарии для вокалистов) / Музыкальное образование в контексте культуры. Академическое сольное пение: Материалы научно-практической конференции / Ред.-сост. М.С. Агин. - М., 1996. - С. 22-29.

127. Музыкальная культура в контексте мировой художественной культуры: Программы курсов специализации для специальностей «Музыкальное образование» и «Культурология» / автор-составитель г?тьман В.В., отв. ред. Рапацкая Л.А. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова. - 38 с.

128. Назайкинский Е.В. Некоторые проблемы музыкознания на исходе 20 века Н Преподаватель, 1999. № 4. - С. 16-21.

129. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ. nf.icm. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -

248 с.

130. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383 с.

131. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988. - 254 с.

132. Н.ззаренко И.К. Искусство пения. -М., 1963. - 512 с.

133. Национальные вокальные школы России. Методические рекомендации для преподавателей ВУЗов и средних специальных учебных заведений / Ред.-сост. М.С. Агин. - М., 1996. - 37 с.

134. Николаева А.И. К проблеме понимания музыкального стиля: научное исследование. -М.: Mill У, 1999. - 61 с.

135. Оъс^ъ В. Основы проблемного обучения. - М.: Просвещение, 1968. -368 с.

136. Орлов В.Н. Культурологический компонент современного образования // Человек и духовно-культурные основы возрождения России - СПб.: Издательство С-Петербургского университета, 1996. -

2SS с.

137. Основы вузовской педагогики / Отв. Ред. Н.В. Кузьмина. - Д.: ЛГУ, 1972. - 311с.

138. Основы педагогического мастерства: Учебн. пособие для спец. высш. учебн. завед. / И.Я. Зязюн, И.Ф. Кривонос, H.H. Тарасевич и др.; Под реп. И.Я. Зязюна. - М.: Просвещение, 1989. - 302 с.

139. Педагогика: учебник для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2002. - 608 с.

140. Петру шин В.И. Основы содержания музыкального образования // Сое. Педагогика, 1989. № 7. - С. 45-50.

141. Пяличяускас A.A. Познание музыки как воспитательная проблема: Пособие для учителя. - М.: МИРОС, 1992. - 44 с.

142. Платонов К.К. Система психологии и теории отражения. - М.: Наука, 1982. • 309 с.

143. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: ГТедат огика, 1976. - 280 с.

144. Половттева М.А. Развитие теоретико-методологических основ дидактики в педагогике России 20-х г.г. XX в.: Автореф. дис. ... докт. . 1яд наук. - Хабаровск, 2000. - 46 с.

145. Преемственность искусства и искусствоведческая традиция // А.Я. Зись. На подступах к общей теории искусства. - М.: ГИТИС, 1995. -

296 с.

146. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной лиголе / Ред.: Ю.К. Бабанский, И.Д.Зверев, Э.И. Мононсзон. - М.: Педагогика, 1980. - 224 с.

147. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. тоеооие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кигкзрскаг, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др. / Под ред. Г.М. Ньгтинз - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 368 с.

148. психологическая наука в СССР. - М.: Изд. АПН РСФСР. Т. 1. - 484 с.

149. ^vtv'in В.Д. Профессиональная подготовка учителя музыки на основе ■лот^ет-течия принципа интеграции в педагогическом процессе: Дис.

. кгнд пед. наук. - М., 2003. - 204 с.

150. "ажтшков В.Г. Резервы музыкальной педагогики. - М.: Знание, 1980. -96 с.

151.р я гавкая JI.A. Культурологический подход - методологическое

/Ч Д [ I ПП 1Ч>(Л гтйттпплпттт! 1 П rilr Tim ITT TTrtrv% Л^ПЛГ>/\Г>ЛТТТТЛ // f*TrrTT ilwr^rt _

ii!_/j,ai vji rnvri ivijociRajiDriuj w иирсииоапил // iv^jl£>i_y jja —

Обпэзовэнгае - Педагогика искусства. Сборник научных трудов к 40-летию факультета культуры и музыкального искусства МГОПУ им. М.А. Шолохова. - М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004. -

104 с.

152. ^ятаикая JT.A. Формирование художественной культуры учителя музьтки. -М.: Прометей, 1991. - 139 с.

153. ^.шацкая JI.A. Основы общехудожественной подготовки учителя му>ыки. - М.: МГОПУ, 1996.- 142 с.

154. ^"эидэ-я Л.А. Формирование художественной культуры учителя vyzvKv б условиях высшего музыкально-педагогического образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук - М., 1991. - 36 с.

155. 10рггчикая Л.А.Пути внедрения межпредметных связей в курс истории

русской музыки // Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки. -М.: МГЗПИ, 1980. - С. 39-53.

156. Рапацкая J1.A. Космос и человек в русской художественной культуре // Культура. Образование. Педагогика искусства. Сборник научных трудов, Вьш. 3. - М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006. - 192 с.

157. Рзгацкая Л.А. Основные этапы развития русской музыки в системе художественной культуры. Учебное пособие. - М.: МГЗПИ, 1989. -59 с.

158. Ратхаикаа. Л.А. Музыкальное образование в университете // Традиции и инновации // Высшее образование в России. - М., 2011, № 6.

159. Рогора A.B. Идеи становления человека культуры в философско-иедзгогической мысли России и русского зарубежья (вторая половина XIX - начало XX века): Монография. - Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2003. -! 76 с.

160. Розич В.М. Введение в культурологию. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 104 с.

161. Рьгккин И,Я. Введение в эстетическую проблематику музыкознания.

iv г а x________ 1 тл о-) _

jvj,. пау^ыка, 1У /у. — oj sj.

162. Себал Т.В. Как научить понимать язык искусства: курс лекций. Лекция 1, Художественный образ - основная категория искусства и художественной педагогики // Искусство: учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО. - М.: Издательский дом «Первое сенгябрл», № 17, 2005. - С. 17-20.

163. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1 ago. - 96 с.

164. Отастенин В.А. Гуманитарная культура специалиста // Магистр: независимый научно-педагогический журнал, 1991,3 1.-С. 16-25.

165. Соколов A.C. ВЕ.едение в музыкальную композицию XX века: учеб. пособие по курсу «Анализ музыкальных произведений» для студ. -¿¿.теш. учеб. заведений. -М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. -

231 с. илл.; ноты.

166. Сохор А.Н. Музыка - Культура - Музыкальная культура. Советская музыка, 1978, № 3. - С. 83-86.

167. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. - М.: Советский композитор, 1975. -202 с.

168. Сохор / .М. Вопросы социологии и эстетики музыки. - Т. I. - Д.: Сов. композитор, 1980. - 295 с.

169. Сохор A.M. Вопросы социологии и эстетики музыки. - Т. II. - Л.: Сов.

1981. - 295 с.

170. Стпрчук М.С Слух музыканта. - М.: Моск. гос. консерватория им. ТТ.И. Чуковского. - М., 2003. - 640 с.

171. Столович Л.Н. Жизнь - Творчество - Человек: Функции х^/огес^венной деятельности. - М.: Политиздат, 1985. - 415 с.

172. Ctvttobs ГП Дидактические основы обучения пению: Учеб. пособие для ('гуден гон, - М., 1988. -- 69 с.

173. Таллин? Н.Ф Педагогическая психология. Учебное пособие. - М.: Атсапеми?, 2003.-288 с,

174. Тггтьлииа Ч.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: Изд-во Мотовского университета, 1975. - 343 с.

175. ^npacv» Г.С. Проблема духовной потребности (на материале мт/зьттгального восприятия). - М.: Наука, 1979. - 191 с.

176. ^яогческий процесс и художественное восприятие / Отв. Ред. Б.Ф. ? ^оров - Л.: Наука, 1978. - 278 с.

177. и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И. Пискунова и Г.В. Воробьева. - М.: Педагогика, 1979. - 208 с.

178. ^^чарова P.A. Музыка и культура: (личностный подход). - М.:

1936. - 62 с.

179. '""Vn^on Б М. Избранные труды. - Т. 1. -М.: Педагогика, 1985. - 329 с.

180. Тейлор Б.М Психология и психофизиология индивидуальных ррзттичтгг - М.: Издательство «Институт практической психологии»,

Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 544 с.

181. Торопова A.B. Музыкальная психология и психология музыкального образования // Музыкальное образование: методолого-методическая подготовка учителя музыки: Программы дисциплин по <;г;е;т,и?.льнэсти 030700 «Музыкальное образование». - М.: Флинта, 2002. - 200 с

182. Тихомиров М.Н. Русская культура X-XVIII веков. - М.: Наука, 1968. -

436 с.

183. Узит Л, Эне*эги? и эволюция культуры. Интерпретации культуры. -Г, - г; изд. -- СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. -720 с.с. 439-464.

184. Федорец Р.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Каука. 1985. - 83 с

185. Фейгин М.И. Индивидуальность ученика и искусство педагога. / Изд. 2-т:, перераб. и доп. - М.: Музыка, 1975. - 110 с.

186. Холснова В.Н. Музыка как вид искусства: учебное пособие для студентов консерваторий и муз. училищ. - М.: Научно-творч. центр v Консерватория». 1994. — 260 с.

187. Хренов НА. Культурологический аспект художественного процесса XX века // Современное искусствознание: Методологические проблемы. - М.: Наука, 1994. - 256 е., - с. 29-51.

188. Чыгик Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества - М.: Сов, композитор, 1988. - 344 с.

189. Цнпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения, Пособие для учащихся муз. отд-й педвузов и ¡< ?исерваторий. - М.: Интерпакс, 1994.- 373 с.

190. ^еретткиченко Т.В. Общая теория искусства и перспективы искусствоведческих исследований // Сов. музыка, 1985, № 12. - С. 100-106

191. Чнчя^овз Н.И. Теория и практика учебного концерта как

интегративной формы организации педагогического процесса (на материале подготовки учителя музыки в педагогическом институте): Автореф. дис... канд.пед.наук. - Саранск, 2002. - 19 с.

192. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. -М.: Высш. школа, 1982.- 222 с.

193. Юсов Б,П. Законы вселенной и законы культуры. Педагогика и ) итегрр.ция / Материалы Международной конференции «Интеграция как методологический феномен художественного образования в изменившейся России». - М., 2001. - С. 1-23.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.