Формирование музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства: На материале Республики Бурятия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Степанова, Светлана Геннадьевна

  • Степанова, Светлана Геннадьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 185
Степанова, Светлана Геннадьевна. Формирование музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства: На материале Республики Бурятия: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Улан-Удэ. 2006. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Степанова, Светлана Геннадьевна

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Теоретические подходы к изучению проблемы формирования музыкальной культуры школьников

1.1. Методологические аспекты понятия «музыкальной культуры школьников»

1.2. Психолого-педагогические факторы становления музыкальной культуры школьников

1.3. Национальное музыкальное искусство как средство развития музыкальной культуры учащихся

Глава II. Формирование музыкальной культуры школьников в процессе освоения национально-культурных ценностей

2.1. Анализ развития музыкальной культуры детей в содержании массового музыкально-эстетического образования

2.2. Экспериментальная работа по формированию музыкальной культуры учащихся в процессе освоения национального искусства Республики Бурятия

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства: На материале Республики Бурятия»

Актуальность исследования. Инновационные процессы в образовательной сфере затрагивают решение вопросов, направленных на развитие базовой культуры личности, а также предполагают разработку и реализацию национально-региональных образовательных концепций. Основные направления развития национального образования и воспитания связаны с необходимостью возрождения национальных культур народов России, приобщения школьников к культурам разных народов.

Формирование музыкальной культуры младших школьников - сложный процесс, при котором, с одной стороны, происходит стихийное воздействие на них средств массовой информации, в последнее время все менее уделяющих внимание популяризации золотого фонда классического музыкального наследия и аутентичного фольклора. С другой стороны, имеет место система целенаправленного музыкального воспитания и образования, большие педагогические возможности которой реализуются не в полной мере.

Отчуждение подрастающего поколения от традиционной культуры своего народа, десятилетиями формировавшееся этнически нивелированное индивидуальное сознание, в том числе художественное; одностороннее увлечение развлекательной музыкой среди молодежи, чаще всего не способствующее развитию эстетического сознания, высокохудожественного идеала и вкуса, - актуализируют обращение к решению психолого-педагогических проблем в области музыкально-эстетического образования и воспитания, одним из способов решения которых является внедрение в практику национально-регионального компонента. Центральное место здесь занимает учитель, который является проводником культурного наследия этносов, наций, обществ. Современный учитель должен приобщать будущее поколение к различным культурным позициям, ценностям, традициям, быть носителем собственно этнонациональной культуры и вдохновителем формирования полиэтнического самосознания каждого ребенка.

В данном направлении накоплен теоретический материал, где вопросы национально-регионального своеобразия эстетического образования и национального воспитания рассматриваются авторами в различных аспектах. Рассмотрению образования как части культуры посвящены философско-методологические, исторические исследования Б.Т. Лихачева, Е.В. Бондарев-ской, В.П. Зинченко, Ю.А. Сенько, JI.A. Степашко и др.

Вопросам национального воспитания в истории педагогики уделялось внимание в трудах Я.А. Коменского, А. Дистервега, Ф. Ницше, К.Д. Ушин-ского, П.Ф. Каптерева, JI.H. Толстого и др. В современном воспитании выделяются творческие идеи И.А. Ильина, В.Е. Гусева, Г.Н. Волкова и других ученых. Существенный вклад в решение проблемы использования регионального компонента в образовании внесли работы культурологов, социологов культуры А.И. Арнольдова, JI.H. Когана, Д.С. Лихачева и др. Теоретические и методологические проблемы формирования музыкальной культуры школьников разработаны на положениях отечественной педагогики в трудах В.Н. Шацкой, Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, Л.А. Арчажниковой, Л.В. Школяр, М.С. Осенневой, Л.А. Безбородовой, Л.В. Го-рюновой и других ученых; проблемы использования народного творчества в музыкальной педагогике - в работах Л.В. Шаминой, Л.Л. Куприяновой, Д.А. Рытова и др. Рассмотрен опыт национального музыкального воспитания в зарубежной музыкальной педагогике на основе концепции 3. Кодая, Б. Бартока, К. Орфа, Б. Тричкова и др. В исследованиях раскрываются отдельные аспекты использования национально-региональных ценностей музыкального искусства, касающиеся проблемы профессиональной деятельности учителей музыки (Д.Б. Кабалевский, Ю.Б. Алиев, Г.П. Сергеева, П.В. Халабузарь, А. Лехмус, Г.Д. Пряников и др.).

Психолого-педагогические позиции исследования строятся на современных тенденциях развития музыкальной культуры личности и затрагивают область психологии художественной деятельности детей и творческих способностей на положениях JT.C. Выготского, C.JL Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.П. Юсова, Д.Б. Богоявленской и др. Решению задач исследования способствовало рассмотрение теоретических и социологических аспектов проблемы формирования национального и межнационального сознания (А.Ф. Дашдамиров, В.А. Балханов, П.Р. Атутов, Ю.А. Серебрякова и др.); педагогических и теоретических позиций по вопросам развития бурятской национальной школы в социально-философском и историческом плане (С.Д. Нам-сараев, Н.К. Елаев, Г.Ц. Молонов, А.С. Танхасаева, И.А. Маланов, С.С. Тан-хасаева и др.); многочисленных искусствоведческих, культурологических, исторических трудов по исследованию музыкальной культуры Бурятии и коренных народов Сибири (Д.С. Дугаров, О.И. Куницин, В.В. Китов и др.); культурологических подходов к разработке национально-регионального компонента в образовательных учреждениях Восточной Сибири и приобщению к национальной культуре (В.К. Назаров, В.П. Гапеева, Т.Г. Балханова, Т.Ф. Ляпкина и др.); этнокультурных аспектов развития и воспитания школьников средствами музыкального фольклора народов Восточной Сибири и Забайкалья (Т.К. Солодухина, В.И. Солодухин, Н.П. Шишлянникова, Т.Б. Будаева, С.А. Харитонова и др.).

Анализ литературы показывает, что в настоящий момент возрастает актуальность проблемы регионального образования, затрагивающей вопросы истории и культуры края. Изученные работы ориентируют в методологических подходах, социально-философских, психолого-педагогических, аспектах по регионализации содержания музыкального образования. Однако перечисленные исследования не рассматривают комплексно проблему формирования музыкальной культуры учащихся младшего школьного возраста на основе приобщения к национальной культуре средствами народного и профессионального музыкального искусства региона. Существующее противоречие между низким уровнем отражения национальных ценностей музыкального искусства Бурятии и его содержания в массовом музыкальном воспитании и высокой степенью научного осмысления его педагогического потенциала, а также возможность практической реализации накопившегося дидактического материала, необходимого в воспитании и обучении детей, обусловили целесообразность проведения данного исследования. Проблема исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной разработке модели национально-регионального компонента содержания музыкального образования как средства формирования музыкальной культуры учащихся в процессе его освоения. Актуальность проблемы определила тему диссертационного исследования: «Формирование музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства (на материале Республики Бурятия)».

Цель исследования заключается в выявлении педагогического потенциала национального искусства в формировании музыкальной культуры школьников, в разработке и апробации системы организации учебно-воспитательного процесса, направленного на сохранение, передачу самобытного своеобразия музыкального искусства Бурятии.

Объект исследования: музыкальная культура школьников 8-11 лет.

Предмет исследования: формирование музыкальной культуры учащихся школ Бурятии средствами национального музыкального искусства региона.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования музыкальной культуры детей может быть успешным, если приобщение к музыкальному искусству будет выстроено на системе диалогов, адекватно отражающих музыкальное наследие мировой, отечественной, региональной, национальной культуры. Этому процессу в полной мере соответствует введение в федеральный компонент содержания образования достояния национально-культурных ценностей музыкального искусства региона при следующих условиях:

- разработки и внедрения модели национально-регионального компонента музыкального образования, которая осуществляется на основе комплексного подхода к изучаемой проблеме, включающей в себя несколько уровней рассмотрения: социально-философский, психолого-педагогический, культурологический, искусствоведческий;

- ориентации на индивидуально-психологические, возрастные, этнокультурные и музыкальные особенности развития личности школьников в процессе приобщения к национальному музыкальному искусству региона;

- использования эффективных форм, методов, приемов организации музыкальной деятельности школьников, содержащихся в передовом зарубежном, отечественном и региональном опыте музыкального образования и воспитания;

- системы поэтапного педагогического процесса формирования музыкальной культуры учащихся на принципах общей, художественной, музыкальной педагогики и опыта этнохудожественного воспитания;

- этнокультурного развития детей, осуществляющегося в процессе музыкального образования, адекватно отражающего широту национально-культурного наследия полиэтнического региона, при опоре на общечеловеческое содержание в культуре каждого этноса с выделением национального своеобразия и специфики.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

- уточнить характеристику понятия «музыкальная культура школьника» и определить ее основные компоненты;

- выявить и охарактеризовать психолого-педагогические факторы становления музыкальной культуры учащихся;

- обосновать педагогический потенциал национального музыкального искусства Республики Бурятия и возможности его влияния на формирование личности школьников;

- проанализировать и обобщить отечественный и региональный опыт в осуществлении подходов к развитию музыкальной культуры школьников в содержании современного музыкально-эстетического образования;

- разработать и экспериментально подтвердить педагогическую систему формирования музыкальной культуры детей на основе овладения учащимися национально-культурными ценностями музыкального искусства Республики Бурятия.

Методологической основой исследования являются современные философские положения о закономерностях общественно-исторического развития образования и изучения явлений музыкальной культуры, гносеологический подход к сущности музыкально-эстетической культуры личности; психологические и педагогические концепции процесса активизации развития личности, включая возможности влияния искусства на раскрытие ее потенциала.

Основными принципами понимания содержания формы культуры человечества стало сочетание общечеловеческого и национального, единство общего, особенного и единичного во взаимосвязи и взаимодействии явлений с учетом историко-культурологического подхода к изучению национально-регионального наследия музыкального искусства, деятельностного подхода в воспитании. А также традиционные и инновационные процессы в отечественной и мировой педагогике, современные технологии в музыкальной практике, теоретические положения выдающихся философов, социологов, культурологов, педагогов, психологов, искусствоведов:

- философско-эстетические основы теории музыкальной культуры М.М. Бахтина, М.А. Бердяева, В.М. Матониса, А.Н. Сохора, B.C. Цукермана, Р.А. Тельчаровой и др.;

- современные подходы к теории воспитания Б.Т.Лихачева, В.В. Кара-ковского, Н.Д. Никандрова; концепция целостного процесса эстетического воспитания Е. Квятковского и др.;

- принципы и критерии отбора содержания общего образования М.С. Скаткина, И.Я. Лернера, В.А. Сластенина; принципы содержания образования устойчивого развития Б.Н. Бессонова, Н.П. Ващекина, М.Ю. Тихонова,

А.Д. Урсула, B.C. Петрова; в музыкальном образовании - Г.С. Тарасова, В.А. Авратинера, Э.Б. Абдуллина и др.

- теория развития личности с учетом ведущей роли деятельности JI.C. Выготского, C.JI. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, а также ее типы, периоды возрастной актуализации в художественном развитии школьников - положения В. Роджерса, М. Монтессори, Г. де Фриза, Б.Г. Ананьева, Б.П. Юсова и др.;

- вопросы музыкальной психологии и педагогики в развитии музыкальных способностей - положения Б.М. Теплова, Е.Е. Назайкинского, В.В. Медушевского, В.П. Петрушина и др.; в вопросах исследования восприятия музыкального произведения - теория «интонации» Б.В. Асафьева, теория музыкального мышления Б.Л. Яворского, работы Ю.Н. Тюлина, Л.А. Мазеля и др.;

- принципы формирования музыкальной культуры школьников при опоре на национальную культуру Ю.Б. Алиева, Б. Бартока, 3. Кодая, Б. Тричкова;

- принципы тематизма в художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского.

Для исследования и решения поставленных задач использован комплекс методов исследования: теоретический анализ социально-философской, психолого-педагогической, культурологической, искусствоведческой, этноисториче-ской литературы; изучение программных и нормативных документов; нотных приложений, дискографии, аудиозаписей; обобщение передового педагогического опыта. Организация опытно-экспериментальной работы, в ходе которой осуществлялось наблюдение, беседа, анкетирование, анализ деятельности школьников, тестирование.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается:

- в уточнении понятия «музыкальная культура школьников» и основных ее компонентов, применительно к возрасту 8—11 лет;

- в обобщении педагогического потенциала национального музыкального искусства народов Бурятии;

- в обосновании модели национального музыкального искусства Бурятии (региональная форма) и условий развития музыкальной культуры младших школьников, осваивающих национальную музыку в поликультурном сообществе;

- в определении компонентов педагогической системы, обеспечивающей формирование музыкальной культуры школьников;

- в определении и обосновании критериев, определяющих уровень развития музыкальной культуры учащихся.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

- спроектирована и внедрена педагогическая система приобщения учащихся младшего школьного возраста к национальному музыкальному искусству;

- разработан экспериментальный курс «Музыкальная культура родного края» для школьников 8-11 лет, который может быть использован в практике работы общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования;

- разработан спецкурс «Методика преподавания основ национальной музыки в школе» для студентов музыкально-педагогических специализаций и учителей музыки, в целях углубления полиэтнической направленности профессиональной деятельности педагога в процессе музыкально-эстетического воспитания и обучения школьников в поликультурном сообществе;

- разработаны программно-методические рекомендации, позволяющие учителям использовать их в педагогической деятельности; обоснована организация учебно-воспитательной работы по формированию музыкальной культуры школьников средствами национального искусства.

Достоверность исследования обеспечивается исходным методологическим анализом позиций теоретических положений философии, педагогики, психологии; применением комплекса методов, адекватных объекту, цели, задачам, логике исследования; опытно-экспериментальной апробацией и внедрением в практику; сопоставлением результатов констатирующего и формирующего эксперимента, данных в таблицах, схемах, гистограммах.

Этапы исследования:

На первом этапе исследования (2000-2002 гг.) изучалась научная и методическая литература, нормативная документация, нотные материалы, аудиозаписи и дискография по теме исследования. Определялась методика экспериментальной работы. Задачи констатирующего исследования реализовались проведением текущего среза на предмет использования в учебных программах регионального музыкального материала, диагностики эрудированности школьников и учителей в вопросах освоения наследия национальной музыкальной культуры региона, степени интереса и потребности к ее изучению.

На втором этапе исследования (2002-2004 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа по организации учебно-воспитательного процесса формирования музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства. На данном этапе осуществлялись цели, задачи, принципы, содержание, методы и формы работы с учащимися, направленные на решение проблемы исследования; выявлялись ее результаты, отслеживалась динамика роста музыкальной культуры школьников.

На третьем этапе (2004-2005 гг.) осуществлялась обработка данных, полученных в ходе экспериментальной работы, проведен их анализ, проверка гипотезы и теоретическое обобщение основных результатов и положений исследования.

Базой исследования явились младшие и средние классы Республиканского бурятского национального лицея № 1, Сотниковской средней школы Иволгинского района Республики Бурятия и средней школы № 63 г. Улан-Удэ.

Апробация работы и внедрение ее результатов в практику. Научно-теоретические материалы исследования докладывались и обсуждались на международных, всероссийских, межрегиональных, вузовских научно-практических конференциях; практические материалы апробированы в ходе экспериментальной работы и внедрены в практику работы школ г. Улан-Удэ и районов Республики Бурятия; в ходе цикла методических семинаров для учителей Иволгинского района Республики Бурятия; материалы диссертации используются автором в спецкурсах «История и теория музыкальной педагогики», «Методика преподавания музыкального воспитания и обучения» для студентов Института музыки Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства. В проекте «Музыкальное наследие Республики Бурятия в современном образовательном процессе» использованы основные положения и результаты настоящего исследования-победителя конкурса грантов Министерства культуры и массовых коммуникаций Республики Бурятия «Территория культуры» на 2006 год.

Основные положения, выносимыс на защиту:

1. Музыкальная культура школьника рассматривается как интегратив-ное качество индивида, результат деятельности творящего существа, субъекта производимых вовне и одновременно внутри себя преобразований, подразумевающих индивидуальный социально-художественный опыт. Сущность структуры музыкальной культуры детей 8-11 лет составляют взаимосвязанные между собой компоненты: музыкальная деятельность, музыкальный опыт, творческо-преобразовательная деятельность, музыкально-эстетическое сознание.

2. Национально-культурные ценности музыкального искусства полиэтнического региона способствуют формированию музыкальной культуры учащихся; играют активизирующую роль в интеллектуальном, эмоциональном, этнокультурном развитии личности, в решении проблем воспитания культуры межнациональных отношений, становления духовно-нравственных качеств школьников как общего процесса духовно-патриотического возрождения России.

3. Национальное музыкальное искусство Республики Бурятия требует передачи его локального своеобразия в. содержании образования как феномена музыкальной культуры, основанного на достижениях музыкального творчества бурятского народа, русских старообрядцев (семейских), забайкальского казачества и эвенкийского народа как основных этнических групп, населяющих Республику Бурятия, а также произведениях профессионального искусства. Представляет интерес выявление этнокультурных связей и включение материала о родственных пентатонических музыкальных культурах Тывы, Монголии как целостный взгляд на изучение ладогармонических закономерностей и системы средств музыкальной выразительности народов Востока.

4. Система организации учебно-воспитательного процесса по формированию музыкальной культуры школьников основана на гуманистических принципах воспитания личности в педагогике; методах, адаптированных к индивидуально-психологическим особенностям детей, к особенностям музыкального восприятия учащихся младшего школьного возраста (от 8 до 11 лет); формах, позволяющих охватить широкое информационное музыкально-эстетическое пространство полиэтнического региона, в результате взаимодействия школы, семьи, учреждений культуры и искусства; способствует раскрытию закономерностей овладения учащимися национальными ценностями музыкального искусства в поликультурном регионе.

Структура диссертации: структура и объем диссертации определены задачами и логикой исследования, состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Степанова, Светлана Геннадьевна

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Проведенная экспериментальная работа позволяет утверждать о том, что:

- на основе выделенных нами компонентов (когнитивного, творческо-поведенческого, эмоционально-мотивационного) сформированность музыкальной культуры учащихся начальных и средних классов представлена преимущественно средним и низким уровнем;

- трансляция знаний по овладению учащимися содержанием национально-культурных ценностей музыкального искусства в полиэтнических регионах во многих случаях осуществляется не в полном объеме, в основном эмпирическим путем, без опоры на современную теоретическую базу;

- школьники младшего школьного возраста проявляют интерес к изучению национальной музыки родного края;

- преподаватели музыкальных дисциплин испытывают потребность в приобретении опыта по использованию содержания национального музыкального искусства в преподавании предметов эстетического цикла, уроков музыки;

- существующие подходы к развитию музыкальной культуры учащихся в области теории и практики массового образования позволяют рассматривать изучение национальных ценностей музыкального искусства как неотъемлемую часть содержания эстетического образования школьников и выявляют необходимость разработки технологии и организации учебно-воспитательного процесса с учетом освоения самобытных традиций национального музыкального искусства;

- разработанная в ходе экспериментальной работы система организации учебно-воспитательного процесса предоставляет возможность использовать ее в процессе формирования музыкальной культуры школьников младшего школьного возраста (от 8 - до 11 лет);

- ряд диагностических срезов по итогам опытно-экспериментальной работы выявил наличие разницы в результатах овладения содержанием национальных ценностей искусства и на этой основе положительной динамики роста музыкальной культуры учащихся в ЭК - 44,4% (80 чел. из 179); в КК -3,7% (6 чел. из 164).

- I и II циклы экспериментальной работы позволили установить, что степень приобщения к национально-культурным ценностям музыкального искусства учащихся зависит от освоения различными видами музыкальной деятельности, творческо-преобразующей деятельности, музыкального опыта и эстетического сознания;

- условием формирования музыкальной культуры учащихся младшего школьного возраста является овладение содержанием национального музыкального искусства школьниками на основе системы организации учебно-воспитательного процесса, базирующегося на принципах, содержании, формах и методах образования школьников, способствующих развитию целостного музыкального восприятия, ассоциативности мышления и воображения, расширению интонационно-слухового опыта, формированию навыков художественно-творческой деятельности, а также, становлению духовно-нравственных качеств личности; овладению существующими видами и формами музыкальной деятельности;

- для реализации данных педагогических условий необходима готовность преподавателей к трансляции знаний о национальном музыкальном искусстве школьникам, которая предусматривает наличие полиэтнической направленности музыкально-педагогической деятельности, формирующаяся в процессе овладения учителями профессиональными знаниями, навыками и приемами художественно-творческой деятельности. Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза подтверждена.

150

Заключение

Современные тенденции в педагогической науке характеризуют музыкальное воспитание как процесс развивающийся, динамичный, содержание, принципы, методы и организационные формы которого определяются социальными функциями, национальной спецификой, ролью музыкального искусства в жизни данного общества, стилистикой музыкального творчества, формами музыкальной деятельности, общепедагогическими идеями.

Классической функцией музыкально-эстетического воспитания является процесс формирования музыкальной культуры личности. Одной из важнейших в данном контексте является проблема приобщения учащихся к национальной музыкальной культуре народов России. Возрождение и утверждение парадигмы национального образования и воспитания обусловлено актуальностью проблемы сохранения и развития национально-культурного наследия народов РФ, необходимостью формирования у подрастающего поколения уважительного отношения к духовным ценностям культуры.

Рассмотрев точки зрения на существующие подходы к понятию «музыкальной культуры школьников», мы определили, что основу данной структуры составляют взаимосвязанные между собой компоненты: музыкальная деятельность; музыкальный опыт; творческо-преобразующая деятельность; музыкально-эстетическое сознание.

Формирование музыкальной культуры школьников - это процесс и результат воспитания, образования и социализации личности, который осуществляется на основе взаимодействия социальных и природных биологических механизмов развития личности.

Анализ психолого-педагогических факторов становления музыкальной культуры школьников младшего школьного возраста дает основание полагать, что приобщение к музыкальному искусству немыслимо без активного творческого и преобразующего начала, которое выражается в особенностях внутренних преобразований личности школьников в процессе: активизации музыкального восприятия; расширения музыкального опыта, интонационно-слуховых накоплений и представлений, освоения знаний об искусстве, раскрытия его закономерностей; формирования практических навыков и умений в музыкальной деятельности; развития творческого воображения и музыкального мышления; воспитания музыкально-эстетического отношения, интереса и любви к музыкальному искусству. Данные факторы определяют качество и уровень формирования музыкальной культуры школьников.

Национальное музыкальное искусство является одним из средств формирования музыкальной культуры школьников. Содержание национально-культурных ценностей музыкального искусства в полиэтнических регионах имеет разнообразные традиции и обладает большим педагогическим потенциалом. Национальное музыкальное искусство содержит в себе присущие данной этнической группе черты музыкальной культуры, выраженные в народных музыкальных традициях и в особенностях профессионального национального музыкального наследия. При этом отражение региональной самобытности национального музыкального искусства возможно как особый сплав индивидуальных музыкальных культур, образовавшийся в ходе общественно-исторического процесса и отразившийся на культурных традициях народов региона, их национально-культурных достижениях.

Формирование музыкальной культуры школьников должно происходить в процессе знакомства как с особенностями индивидуальной музыкальной культуры конкретного этноса, так и с инонациональной музыкой. Проблема взаимопроникновения музыкальных культур представляет значительный интерес для педагогов, являясь одним из необходимых аспектов рассмотрения и включения данного материала в содержание эстетического образования школьников. При отборе содержания музыкального материала в данном случае упор может быть сделан на общечеловеческое содержание в культуре каждого этноса с выделением национального своеобразия и специфики. В результате у учащихся формируется этническая осведомленность, которая включает знание об этнических группах, образуются как этнодифференцирующие признаки, так и осознание общности происхождения. Когнитивный компонент дополняется воспитательным моментом при возникновении удовлетворенности членством в полиэтнической общности, гордости за достижения своего и другого народа, чувства самоуважения. Таким образом, освоение национального музыкального искусства в учебно-воспитательном процессе учитывает этнокультурные потребности детей в полинациональной среде, способствует овладению разносторонними знаниями о музыкальной культуре народов РФ, развитию музыкальных интересов, широте национального самосознания, росту духовных потребностей и идеалов молодого поколения, является одним из условий формирования музыкальной культуры школьников в полиэтническом регионе.

Опора на концептуальные подходы к реализации учебно-воспитательного процесса по развитию музыкальной культуры учащихся средствами национального музыкального искусства основана на гуманистических принципах воспитания в общей педагогике, классических и инновационных методах педагогики искусства, опыте этнопедагогики. Приобщение к национальному музыкальному искусству зависит от форм организации музыкальной среды школьников, целостного педагогического процесса в учебной деятельности на уроках и организации внеклассного музыкального воспитания.

Основными условиями формирования музыкальной культуры учащихся младшего школьного возраста в опытно-экспериментальной работе является использование теоретического блока материала, способствующего овладению учащимися содержанием национального музыкального искусства родного края; широкий круг творческих заданий на основе словесных, наглядно-слуховых, наглядно-зрительных, музыкально-игровых методов музыкального образования школьников, практических форм занятий музыкой; а также организация внеклассной воспитательной работы, охватывающей широкий спектр музыкально-эстетического пространства - семыо, систему дополнительного образования, просветительскую деятельность учреждений культуры и искусства.

В целом совокупность вышеизложенных путей организации музыкальных занятий учащихся младшего школьного возраста позволила осуществить цель и реализовать задачи опытно-экспериментальной работы/Итоговые результаты диагностики зафиксировали определенную результативность и показали, что разработанные и апробированные в ходе формирующего эксперимента содержание, формы и методы учебно-воспитательной работы способствовали росту интереса учащихся к музыкальной культуре региона, активизации музыкального восприятия и мышления учащихся, развитию музыкальных и творческих способностей, художественного вкуса, росту музыкально-эстетического сознания.

Одним из условий реализации задач диссертационного исследования по формированию музыкальной культуры учащихся младшего школьного возраста явилась необходимость углубления полиэтнической направленности музыкально-педагогической деятельности учителей музыки, для чего требовалось переосмысление учителями роли и значения национального музыкального искусства в образовании школьников, а также овладение методологическими основами, комплексом профессиональных умений и методических навыков.

В настоящем исследовании не представляется возможным охватить всю проблему формирования музыкальной культуры школьников на основе приобщения к национальному музыкальному искусству в силу огромного богатства музыкальных традиций и творческого потенциала данного феномена. Но выдвинутые в ходе экспериментальной работы положения поднимают вопрос о необходимости глубокого осмысления современных методологических позиций по проблемам эстетического образования и национального воспитания, позволяют особое внимание уделять возможностям влияния национального музыкального искусства в развитии личности каждого человека.

На наш взгляд, требует дальнейшего изучения проблема подготовки специалистов-педагогов к процессу формирования музыкальной культуры учащихся, в основу которой положены общие закономерности развития профессиональной (музыкально-эстетической и педагогической) культуры учителей музыки и задачи усвоения специальных знаний и навыков, характерных для процесса приобщения школьников к музыкальному национальному искусству.

155

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Степанова, Светлана Геннадьевна, 2006 год

1. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки в вузе / Э.Б. Абдуллин // Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. - М., 1999, - С. 27-38.

2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э.Б. Абдуллин. — М.: Просвещение, 1983. -112 с.

3. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы / А.Н. Аверьянов. М., 1998. - 215 с.

4. Авратинер Б.М. Обучение и воспитание музыканта-педагога: Учеб. пособие для студентов высших муз. учеб. заведений. М., 1981. - 48 с.

5. Айзенштадт A.M. Песенная культура эвенков / A.M. Айзенштадт / Под общ. ред. И.М. Ковальчука.' Красноярск: Краснояр. кн. изд-во, 1995.-87 с.

6. Аксёнов А.Н. Тувинская народная музыка: Материалы исслед. М.: Музыка, 1964.-90 с.

7. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе / Ю.Б. Алиев. - Воронеж: ННОУМОДЭК, 1998.-352 с.

8. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. М.: Владос, 2000. - 356 с.

9. Алиев Ю.Б. Музыка. 1-8 классы: Программа для сред, общеобразо-ват. учеб. заведений / Минобразования РФ. — М.: Просвещение, 1993. -20 с.

10. Анисимов П.В. Мотивационная направленность педагогической деятельности учителя музыки / П.В. Анисимов // Музыкальная культура и личность. Владимир, 1987. - С. 20 -26.

11. И.Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

12. Арчажникова Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. / Л.Г. Арчажникова. Ч. 1 - М.: МГЗПИ, 1989. - 76 с.

13. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки / Л.Г. Арчажникова. -М., 1984. - С.12-18.

14. Асатрян О.Ф. Становление социально-ценностных профессиональных ориентаций учителя музыки в процессе вузовской подготовки. М.: МГТГУ, 2000. - 24 с.

15. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев. 2-е изд. - М.: Музыка, 1973. - С. 3-12.

16. Балханов В.А. Воспитание личности в современных условиях: От самоопределения к диалогу культур / В.А. Балханов, С.В. Калмыков // Вестн. Бурят, госун-та. Сер. 7. Педагогика. Улан-Удэ, 2003. - Вып.10. -С. 3-22.

17. Балханов В.А. Целостное мировоззрение и воспитание личности на рубеже XX и XXI веков / В.А. Балханов // Воспитание и развитие личности на рубеже XXI века. Улан-Удэ, 1998. - Ч. 1.-С. 19-27.

18. Балханова Т.Г. Бурятская музыка в контексте национальной художественной культуры / Т.Г. Балханова // Этнокультурное образование: Совершенствование подготовки специалистов в области традиционных культур. Улан-Удэ, 2003.-С. 240.

19. Банфи А. Философия искусства: Пер. с итал. / А. Банфи. М., 1989. -384 с.

20. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию / Л.А. Баренбойм. Л. : Советский композитор, 1973. - 90 с.

21. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. -М.: Правда, 1989.-607 с.

22. Белошапка Г.И. Теоретико-методологические основы подготовки музыкального руководителя дошкольных образовательных учреждений: Автореф. дис. канд. пед. наук / Г.И. Белошапка. М., 1999. - 20 с.

23. Блинов В.М. Эффективность обучения / В.М. Блинов. М., 1976. - 46 с.

24. Библер B.C. Диалог. Сознание. Культура: (идея культуры в работах М.М.Бахтина) / B.C. Библер. М.: Одиссей, 1989. - 160 с.

25. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие / Д.Б. Богоявленская. М.: Академия, 2002. - 320 с.

26. Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки: Эволюция и современные тенденции развития: Автореф. дис. .д-ра пед. наук / Е.А. Бодина. -М., 1992.-48 с.

27. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. -№4.- 1995. С. 29-36.

28. Большая Советская Энциклопедия. Т. 17. - М ., 1974. - С. 80-102.

29. Бочкарев J1.J1. Психология музыкальной деятельности / J1.J1. Бочка-рев. М.: Ин-т психологии РАН, 1997.-350 с.

30. Будаева Т.Б. Формирование эстетической культуры младших школьников средствами бурятского музыкального искусства: Дис. .канд. пед. наук / Т.Б. Будаева; Бурят, гос. ун-т. Улан-Удэ, 2000. - 168 с.

31. Буегечиева Т.Б. Диалог культур7 Т.Б. Буегечиева // Художественное наследие тувинцев. -М., 1995. С. 77-109.

32. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства / А.И. Буров // Проблемы и споры. М., 1980.-290 с.

33. Вагинова J1.C. Региональные особенности в художественном воспитании младших школьников в процессе освоения художественной культуры: Автореф. дис. .канд. пед. наук / JI.C. Вагинова. М., 1993.- 19 с.

34. Вестник Бурятского госуниверситета. Сер 7. Педагогика. Улан-Удэ, 2003. -Вып.10 .-244 с.

35. Ветлугина И.А. Музыкальное развитие ребенка / И.А. Ветлугина. -М.: Просвещение, 1967. 415 с.

36. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. пособие для вузов / Г.Н. Волков. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: ИЦ «Академия», 2000. - 176 с.

37. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк /Л.С. Выготский, М., 1991. -93 с.

38. Выготский JI.C. Психология искусства / JI.C. Выготский. Ростов н/Д: Феникс, 1998.-480 с.

39. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.2 / Л.С. Выготский / Под ред. В.В.Давыдова. -М.: Педагогика, 1982. 504 с.

40. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4 / Л.С. Выготский / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. -432 с.

41. Галицкая С.П. Эвенки / С.П. Галицкая // Традиционная культура коренных народов Сибири. Новосибирск, 1997. - Кн.1, т.1.-С. 154-182.

42. Гапеева А.В. Возрождение и сохранение национальных культур в Республике Бурятия / А.В. Гапеева // Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии. Улан-Удэ, 2002. - С. 176-181.

43. Гембицкая Е. Проблема взаимосвязанного воздействия различных видов искусства на учащихся / Е. Гембицкая // Музыкальное воспитание в школе. М., 1972.-Вып. 8.-С. 14-18.

44. Герасимова И.А. Музыка и духовное творчество / И.А. Герасимова //Вопросы философии.- 1995. №6. - С. 87-97.

45. Герасимова Н.Г. Развитие творческой активности младших школьников в процессе реализации педагогической технологии: Автореф. дис. .канд. пед. наук / Н.Г. Герасимова. Иркутск, 2003. - 17 с.

46. Горюнова Л. В. Говорить языком самого предмета: Теорет. основы учебника «Музыка» / Л. В. Горюнова. -М.: Прометей, 1989. 143 с.

47. Горюнова JI.B. Теория и практика формирования музыкальной культуры младшего школьника: Дис. .д-ра пед. наук / J1.B. Горю-нова. М., 1991. -38 с.

48. Гржибовская Р.Н. Музыкальное воображение//Теория и методика обучения игре на фортепиано / Р.Н. Гржибовская / Под общ. ред. А.Г. Каузовой, А.И. Николаевой.-М.: Владос, 2001. -С. 172-186

49. Гродзенская Н.А. Школьники слушают музыку / Н.А. Гродзенская -М.: Просвещение, 1969. -77 с.

50. Дарижапова И.Н. Педагогические основы управления национальной школой при введении регионального компонента в содержание образования: Автореф. дис. . канд. пед. наук / И.Н. Дарижапова ; Бурят. госун-т. Улан-Удэ, 2001. - 20 с.

51. Демин Д.Г. Музыкальный инструментарий монголов в эпоху Великой империи (XIII-XIV вв.): Учеб. пособие / Д.Г. Демин. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКиИ, 2000. - 44 с.

52. Дубинин Н.П. Философские и социологические аспекты генетики человека / Н.П. Дубинин // Вопросы философии. 1991. - № 2. - С. 21-37.

53. Дугаров Д.С. Бурятские народные песни (песни западных бурят) / Дугаров Д.С. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1980.

54. Дугаров Д.С. Бурятские народные песни (песни селенгипских бурят) / Д.С. Дугаров. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1969. -342 с.

55. Дугаров Д.С. Бурятские народные песни (песни хоринских бурят) / Д.С. Дугаров. -Улан-Удэ: БКНШ СО АН ССР, 1964.

56. Дугаров Д.С. О музыке эхиритбулагатского эпоса // Бурятский героический эпос Ульгэр: Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон / Д.С. Дугаров, Ю.И. Шейкин. Новосибирск, 1991. -С.38-52.

57. Дьякова Н.И. Теоретические и практические основы формирования музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства: Автореф. дйс. .канд. пед. наук / Н.И. Дьякова. -Краснодар, 2001. 19 с.

58. Дынько О.Н. Теория и методика изучения готовности школьников к оценке идейно-нравственного содержания музыки в общеобразовательном процессе: Автореф. дис. .канд. пед. наук / О.Н. Дынько.- Краснодар, 2002. 17 с.

59. Елаев Н.К. Поликультурное воспитание в школах Бурятии / Н.К. Елаев // Вестн. Бурят, ун-та. Сер. 7. Педагогика. Улан-Удэ, 2003. - Вып. 10.- С. 94-99.

60. Ерещенко И.В. Музыка в социокультурном пространстве региона: Автореф. дис. .канд. филос. наук / И.В. Ерещенко. Краснодар, 2001. -19 с.

61. К.В. Зенкин // Вопросы философии. 1999 - № 9. - С. 66-75. 68.Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997-480 с.

62. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности / Е.И. Игнатьев. М., 1968. - 84 с.

63. Ильенков Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. М., 1991. -211 с. - (Мыслители XX века).

64. Искусство в школе. 1993. - Вып. 4. - 72 с.

65. Кабкова Е.П. Интегрированная программа полихудожествеииого развития на основе взаимодействия искусств: Программа муз. развития (ЫОкл.) / Е.П. Кабкова. М., АПН НИИ, 1991.-28 с.

66. Кабалевский Д.Б. Основные методы и принципы программы по музыке для общеобразовательных школ / Д.Б. Кабалевский. М., 1990.-36 с.

67. Каган М.С. Два устремления искусства / М.С. Каган // М.М. Бахтин Pro et contra: Личность и творчество Бахтина М.М. в оценке русской и мировой гуманитарной мысли.-СПб., 2001.-Т. 1.-С. 98-116.

68. Каган М.С. Ещё раз о взаимоотношении науки и искусства / М.С. Каган // Философские науки. 1979. - № 2. - С. 37-45.

69. Каган М.С. О воспитании как социальной деятельности и о роли искусства в нем / М.С. Каган // Педагогика искусства и школа. М., 1982.-С. 11-21.

70. Карпова Е.Г. Целостный процесс формирования музыкально-эстетической культуры студентов педагогического вуза (в условиях высшего и среднего образования Якутии): Автореф. дис. . канд. пед. наук / Е.Г. Карпова. М., 1999. - 23 с.

71. Квятковский Е.В. Формирование духовной культуры: проблемы и перспективы / Е.В. Квятковский // Искусство. — 1987. № 7. - С. 40-44.

72. Китов В.В. Оркестр бурятских народных инструментов / В.В. Китов. Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ВСГАКиИ, 2001. - 310 с.

73. Корнетов Г.Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования: Учеб. пособие / Г.Б. Корнетов. -М.: Изд-во УРАО, 2001. 174 с.

74. Косов Б.Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод исследования / Б.Б. Косов. М.; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. - 128 с.

75. Кохановский В.П. Философия: Учебник для высших учеб. заведений / В.П. Кохановский. -Ростов н/Д, 1995. 186 с.

76. Красилышкова М.С. Углубление интонационного подхода в массовом музыкальном воспитании: взгляд в будущее / М.С. Красилышко-ва // Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании/Под ред. Е.Д.Критской, Л.В. Школяр. М., 1998. - С. 37-40.

77. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В.Г. Крысько. Минск: Харвест; М.: ACT, 2000. - 384 с. - (Библ. практ. психологии).

78. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика / В.В. Крюкова. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 288 с.

79. Купицын О. Бурятская музыкальная литература / О.Куницын. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1986. - Вып. 1. — 112 с.

80. Куницын О. Выразительные средства бурятской профессиональной музыки / О.Куницын. Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ВСГАКиИ, 1999.- 142 с.

81. Куницын О.И. Из истории русско-бурятских музыкальных связей / О.И. Куницын// Вопросы музыкознания. Улан-Удэ, 1968. - Вып. 1. -С. 3-12.

82. Куницын О. Музыка Советской Бурятии / О. Куницын. М.: Советский композитор, 1990. - 216 с.

83. Культурология. XX век: Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997.-358 с.

84. Кургузов В.Л. Язык искусства: Электив. курс лекций по культурологии / В.Л. Кургузов. Улан-Удэ, 1996. - 196 с.

85. Кыргыс З.К. Песенная культура тувинского парода / З.К. Кыргыс. -Кызыл: Тувин. кн. изд-во, 1992. 102 с.

86. Ладик Л.А. Жизненный круг русского человека в обычаях и обрядах: уроки народной педагогики / Л.А. Ладик. Иркутск, 1995. - 19 с.

87. Ларионова А.Г. Этнопедагогические основы формирования музыкальной культуры младших школьников: (на примере Республики Саха Якутия): Дис. канд. пед. наук / А.Г.Ларионова ; Якут. гос. ун-т им. М.К. Амосова. Якутск, 2000. - 240 с.

88. Лапина О.А. Индивидуальность, индивидуальный стиль учителя: Теоретические основы / О.А. Лапина. Иркутск: Изд-во ИГТУ, 2001. -120 с.

89. Лейтес Н.С. Психология одаренности подростков: Учеб. пособие / Н.С. Лейтес. -М. : Академия, 2000. 178 с.

90. Леонова Н.В. Русский фольклор / Н.В. Леонова // Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Новосибирск, 1997. - Т. 1. Кн. 2: Традиционная культура сибирских переселенцев. - С. 8-33.

91. Лехмус А. Проблема изучения национальной музыки в подготовке учителя начальных классов / А. Лехмус // Музыкальное воспитание в школе. М., 1974. - Вып. 9. - С. 49-55.

92. Лихачев Д.С. Культура как целостная среды / Д.С. Лихачев //Новый мир. 1994.-№8.-С. 3-8.

93. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Б.Т. Лихачев. М.: Юрайт, 1999.-454 с.

94. Лизинский В.М. О методической работе в школе / В.М. Лизинский. М.: Центр Пед. поиск , 2001. - 160 с.

95. Лозовская Р.И. Развитие духовной культуры учителя в процессе изучения музыкальной педагогической дисциплины: Автореф. дис. . канд. пед. наук / Р.И. Лозовская; Ростов, гос. пед. ун-т. Ростов н/Д, 2000.- 17 с.

96. Лосев А.Ф. Методологическое введение / А.Ф. Лосев // Вопросы философии. 1999. - № 9. - С. 76-99.

97. Любомудрова А.Ю. Развитие музыкальной культуры личности на основе региональных традиций вокально-хорового творчества: Автореф. дис. .канд. пед. наук / А.Ю. Любомудрова. М.,2000 - 17 с.

98. Ляпкина Т.Ф. Православная музыкальная культура Забайкалья: Автореф. дис. . канд. ист. наук / Т.Ф. Ляпкина; Вост.-Сиб. гос. акад. культуры и искусств. Улан-Удэ, 2001. - 24 с.

99. Магомедов В.Р. Диагностика музыкальной воспитанности учащихся 5-8 классов, основного общего образования: Пособие для учителя и студентов пед. вузов / В.Р. Магомедов. Махачкала: Дагуч-педгизд., 1994.-45 с.

100. Мазепус В.В. Музыкальные культуры Сибири и принципы их описания / В.В. Мазепус // Музыкальная культура Сибири: В 3 т. -Новосибирск, 1997.-Т. 1. Кн. 1: Традиционная культура коренных народов Сибири. С. 8-17.

101. Мазель Л.А. Статьи по теории и анализу музыки / Л.А. Мазель. -М.: Советский композитор, 1982. -328 с.

102. Ш.Маланов И.А. Генезис представлений о принципах, целях и нравственном идеале в бурятской народной педагогике / И.А. Маланов // Вестн. Бурят, ун-та. Сер. 7. Педагогика. Улан-Удэ, 2003. - Вып. 10. -С. 244.

103. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. М.: ВГПИ, 1983. - С.20-22.

104. ИЗ.Матонис В.А. Музыкально-эстетическое воспитание личности/ В.А. Матонис.- Л.: Музыка, 1988. 98 с.

105. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В.В. Медушевский. М.: Музыка, 1976. -С.136.

106. Медушевский В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» /

107. B.В. Медушевский // Восприятие музыки. М., 1980. - С.141 - 155.

108. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед. училищ / Под ред. Н.А. Ветлутиной. М., 1989.1. C.12- 19.

109. Мелик-Пашаев А.А. Тайны музыки в контексте педагогики // Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании / А.А. Мелик-Пашаев / Под ред. Е.Д.Критской, JT.B. Школяр. М.: Флинта, 1999. - С. 63-67.

110. Молонов Г.Ц. Теория и практика педагогического исследования/ Г.Ц. Молонов. -М.: Педагогика, 2000. 113 с.

111. Моль А. Социодинамика культуры / А.Моль. М., 1973. - 114 с.

112. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания / А.В. Мудрик. -М.: Педагогическое общество России, 2001 320 с.

113. Музыкальная культура Бурятии: Труды Бурят, ин-та обществ, наук. . Улан-Удэ, 1967. - Вып. 4. Серия искусствоведческая. - С.29 - 43.

114. Музыкальная культура и личность: Межвуз. сб. ст. Владимир: ВГПИ, 1987.-С. 20-71.

115. Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Т. 3. Кн.2. Музыкальная культура Сибири середины 50-х - конца 80-х годов XX века / Гл. ред. Б.А. Шиндин. - Новосибирск: НГК им. М.И.Глинки, 1997.

116. Музыкальное образование в новой России на пороге XXI века: Международная науч.-практ. конф./ Магнитогор. гос. Консерватория / Сост. И.Н.Миронова, Е.Н.Прасолов, В.В. Ходырева. Тольятти, 1998.-С. 57-58.

117. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студентов муз. фак./ Под ред. JI.B. Школяр. М.: Академия, 2001. - 232 с.

118. Музыка народов Северо-Восточной и Центральной Азии: из репертуара «Сибирский сувенир»: Хрестоматия: В 7 вып. Улан-Удэ, 1998.

119. Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока: Сб. науч. тр. Новосибирск, 1986.-Вып. 3.-С. 46-54.

120. Музыкальная энциклопедия. Т. 3. М.: Советская энциклопедия. -1974.- 1102 с.

121. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. -М.: Советская энциклопедия, 1991. 672 с.

122. Мурашова Н.С. Духовные стихи / Н.С. Мурашова //Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Новосибирск, 1997. — Т. 1. Кн. 2: Традиционная культура сибирских переселенцев. - С. 100-102.

123. Назайкинский Е.В. Некоторые проблемы музыкознания на исходе XX века / Е.В. Назайкинский //Преподаватель. М., 1999.- №4.-С. 15-20.

124. Намсараев С.Д. Концептуальные подходы к разработке программы воспитания учащейся молодежи Республики Бурятия в .современных условиях / С.Д. Намсараев // Воспитание и развитие личности на рубеже XXI века. Улан-Удэ, 1998. - Ч. 1.

125. Намсараев С.Д. Национально-региональная система образования: теория и практика / С.Д. Намсараев. Улан-Удэ: Бэлиг, 1996. - 136 с.

126. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика / М.А. Некрасова. -М., 1983.-343 с.

127. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления / Е.М. Орлова. — М.: Музыка, 1984. -312 с.

128. Осадченко И.С. Восток-Запад: проблемы понимания иной культуры в контексте образования // Сибирь. Философия. Образование. Новокузнецк, 1997. - № 1(0). - С. 35-43.

129. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников/М.С.Осеннева, Л.А. Безбородова. М.: Академия, 2001.-368 с.

130. Осипова В.Д. Собиратели музыкального Фольклора дореволюционного Забайкалья / В.Д. Осипова // Локальные особенности русского фольклора Сибири. Новосибирск, 1985. -С. 77-84.

131. Петров A.M. Музыкально-художественное воспитание детей на прогрессивных идеях народной педагогики (на материале многонациональных культур Приенисейского края): Дис. . канд. пед. наук / A.M. Петров.-М., 1989. -255 с.

132. Петрушин В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. М.: Вла-дос, 1997.-384 с.

133. Подласый И.П. Педагогика: новый курс: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. -М.:Владос, 2000.-576 с.

134. Подлиняев О.Л. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно-центрированного подхода / О.Л. Подлиняев: Дис. . д -ра пед. наук. -М., 1999.

135. Повышение педагогического мастерства по предмету «Музыка»: Учеб.-метод. материалы / Исследоват. центр пробл. упр. качеством подготовки специалистов / Сост. Т.В.Челышева.-М., 1999.-С. 14-21.

136. Позднеев А. Очерки быта буддийских монастырей и бурятского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу / А.Позднеев Изд. репринтное. - Элиста: Калмыц. кн. изд-во, 1993. — С.102-106.

137. Покровский Д.В. Фольклор и музыкальное восприятие / Д.В. Покровский //Вопросы музыки / Сост. Л.Н.Максимов. М., 1980. -С.244-254.

138. Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 3 / Платон: Пер. с древнегреч. / Общ. ред. А.Ф.Лосева, Д.Ф. Аслеуса. -М.: Мысль, 1994. -654 с.

139. Практикум по возрастной и педагогической психологии /Авт.-сост. Е.Е.Данилова / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия, 1999. -160 с.

140. Программа «Духовная музыка. Россия и Запад»: 1-4 кл. / Сост. И.В.Кошмина, В.В. Алиев. М, 1999. - 24 с.

141. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Музыка» / Т.Н. Овчинников и др..-М.: Просвещение, 1978. -20 с.

142. Программа «Музыкальный фольклор»: 1-4 кл. / Сост. Л.Я.Куприянова, Л.В. Шамина. М.: Просвещение, 1992. - 29 с.

143. Программа по музыке: для общеобразоват. шк.: 1-3 кл. / Э.Б. Абдуллин и др.; НИИ школ. -М.: Просвещение, 1983. 34 с.

144. Программа «Музыка»: 1-4 кл. / Авт.-сост. Г.П. Сергеева. М., 1995. -32 с.

145. Программа «Музыка»: 1-8 кл. для общеобразоват. учреждений / Под ред. Д.Б. Кабалевского. М.: Просвещение, 1994. - 24 с.

146. Программа полихудожественного развития школьников «Живой мир искусств»: 1-4 кл. / Науч. рук. Б.П. Юсов. -М.,1999. -40 с.

147. Программы по фольклору// Сохранение и возрождение фольклорных традиций. М, 1991.-С. 158-163.

148. Пшимахова Ф.Ш. Адыгейская музыкальная культура как средство эстетического воспитания младших школьников: Автореф. дис. .канд. пед. наук / Ф.Ш. Пшимахова; Карачаево-Черкес. гос ун-т. -Карачаевск, 2004. 23 с.

149. Радынова О.П. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников / О.П.Радынова, И.В.Груздова, J1.H. Комисарова. М.: Академия, 1999. - С. 65 - 66.

150. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П. Радыно-ва, A.M. Катинене, M.JI. Палавандишвили / Под ред. О.П. Радыновой. М.: Просвещение; Владос, 1994. - 223 с.

151. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики / В.Г. Ражников. -М., 1980. -80 с.

152. Российская Федерация. Об образовании: Закон от 13 янв. 1996 г. № 12-ФЗ // Офиц. Док. в образовании: Информ. бюл. 2000. - № 14. - С. 2-59.

153. Роменская Т.А. История музыкальной культуры Сибири от походов Ермака до крестьянской реформы 1861 года / Т.А. Роменская -Томск: Изд.-во Томск, ун-та, 1992.-415 с.

154. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. В.В. Давыдова -М.: БРЭ, 1993.-Т. 1.-608 с.

155. Русский фольклор Сибири. Художественный образ: Исследования и материалы. Улан-Удэ, 1997. - С. 47 - 52; С. 110 - 114.

156. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства / А.И. Савенков. -М, 1999. 134 с.

157. Савинова М.В. Педагогические возможности художественного творчества в формировании музыкальной культуры подростков: Автореф. дис. .канд. пед. наук/М.В. Савинова. СПб., 1995.-20 с.

158. Сальников В.П. Философия для аспирантов / В.П.Салышков, Ю.А.Сандулов, И.И.Кальной / Под ред. И.И. Кального. СПб.: Лань, 2001. -425 с.

159. Самбуева С.Б. Изучение бурятского музыкального фольклора в начальной школе / С.Б.Самбуева, Т.Б. Будаева // Традиционный фольклор в полиэтнических странах: Материалы II Междунар. науч. симп., 28 июня 5 июля 1998 г. - Улан-Удэ, 1998.-Ч. 1.-С. 73-75.

160. Самохвалова С.Ю. Эстетическое развитие младшего школьника вусловиях музыкально-практической деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук / С.Ю. Самохвалова; Рост. гос. пед. ун-т. Ростов н/Д, 2001.-23 с.

161. Сергеева Г.П. Программа повышения квалификации учителей-специалистов по предмету Музыка / Г.П. Сергеева. М.: МИРОС, 1995.-158 с.

162. Серебрякова Ю.А. Философские проблемы национального самосознания и национальной культуры / Ю.А. Серебрякова. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1996. - 183 с.

163. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования / Ю.В. Сенько. М.: Академия, 2000. - 160 с.

164. Сизова Л.С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе / Л.С. Сизова. М., 1997. - 104 с.

165. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В.П. Симонов. -М.: Изд-во Междунар. пед. акад., 1995.-46 с.

166. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. М.: Академия, 2003. -576 с.

167. Солодухина Т.К. Методологические предпосылки организации этнокультурного образования в современной школе / Т.К. Солодухина // Вестн. Бурят, ун-та. Сер. 7. Педагогика. Улан-Удэ, 2003. - Вып. 10. -С. 81-94.

168. Солодухина Т.К. Приобщение младших школьников к народному музыкальному творчеству в условиях педагогического сотрудничества / Т.К. Солодухина. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1996. - 88 с.

169. Солодухин В.И. Основы этнопедагогики / В.И.Солодухин, Т.К. Соло-духина. —Улан-Удэ: Изд-полигр. комплекс ВСГАКиИ, 2000. 37 с.

170. Солодухин В.И. Педагогические условия развития творческой активности младших школьников средствами инструментального фольклора / В.И. Солодухин. Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ВСГАКиИ, 2001. -215с.

171. Союзу композиторов Бурятии 50 лет. Улан-Удэ: Соёл, 1990. - 42 с.

172. Сохор А. Социология и музыкальная культура / А.Сохор -М, 1975. 156 с.

173. Спутник учителя музыки / С.С. Балашова, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасов и др. / Сост. Т.В. Челышева. М.: Просвещение, 1993. - 240 с.

174. Судакова О.Н. Русские лирические протяжные песни Забайкалья: региональная традиция (вторая половина XX века): Автореф. дис. . канд. филол. наук / О.Н. Судакова. Улан-Удэ, 2000.

175. Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов / М.Е. Сысоева. М.: ДАЕ, 2000. - 90 с.

176. Танхасаева А.С. Роль фольклора в совершенствовании образования/ А.С.Танхасаева, С.С. Танхасаева // Традиционный фольклор в полиэтнических странах. Улан-Удэ, 1998. - С. 65-67.

177. Таранова Т.Н. Региональный компонент образования: проблемы формирования в условиях потиэтноса / Т.Н. Таранова // Реальность этноса: образование и проблемы межэтнической коммуникации: Материалы IV науч.-практ. конф. СПб., 2002. - С. 394-396.

178. Тельчарова Р.А. Музыка и культура (личностный подход) / Р.А. Тельчарова. М.: Знание, 1986. - 64 с.

179. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры / Р.А. Тельчарова. -М.: Просвещение, 1991. 158 с.

180. Теория и практика гуманизации педагогического процесса: материалы педагогических чтений / Под ред. О.А. Лапиной. Иркутск: Издво ГОС ВПО ИГПУ. 2003. - Вып. 4. - С. 47-69.

181. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. -М., 1985.-98 с.

182. Терентьева Н.А. Концепция музыкально-педагогического воспитания и образования: Метод, разработка / Н.А. Терентьева; Мин-во образования РСФСР, Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена. Л., 1990. -48 с.

183. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки: Система обучения К. Орфа / Т.Э. Тютюнникова. М., 2001. - 60 с.

184. Фарбштейн А.А. Музыка как философское откровение: (к проблематике работ Лосева А.Ф. по философии музыки) / А.А. Фарбштейн // А.Ф. Лосев и культура XX века. М., 1991. - С. 83-95.

185. Федеральный закон Российской Федерации «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10 апр. 2000 г. № 51-ФЗ // Образование в док.: межвед. Информ. бюл. 2000. - № 13. - С. 3; № 15. - С. 14-15.

186. Федоренко Т.Г. Певческая культура старообрядцев Сибири: богослужебное пение / Т.Г.Федоренко, Б.А. Шиндин // Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Новосибирск, 1997. - Т. 1, кн. 2. - С. 92-99.

187. Филатов С.А. Религия, образование, культура: необходимость диалога: Форум интеллигенции / С.А. Филатов / Ред. И.Ю. Ковалева. М., 2001.-223 с.

188. Философский энциклопедический словарь.-М., 1983. С. 231-232.

189. Фольклор в общеобразовательной школе / Сост. Т.К. Солодухипа. -Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ВСГАКиИ, 2000. Вып. 3. - 92 с.

190. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. М., 1986. - 192 с.

191. Фролова Г.Д. Музыкально-песенное творчество бурят. Жанровая классификация / Г.Д. Фролова // Традиционный фольклор в полиэтнических странах. Улан-Удэ, 1988. - С. 59-64.

192. Халабузарь П.В. Теория и методика музыкального воспитания / П.В.Халабузарь, B.C. Попов. СПб.: Лань, 2000.-224 с.

193. Харитонова С.А. Развитие полиэтнической культуры учащихся средствами фольклора в образовательном процессе начальной школы: Дис. . канд. пед. наук / С.А. Харитонова; Бурят, гос. ун-т. Улан-Удэ, 1998. -160 с.

194. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учеб. пособие / В.Н. Холо-пова. СПб.: Лань, 2000. - 320 с.

195. Царева Н.А. Слушание музыки: Метод, пособие / Н.А. Царева. М.: ООО Росмэн-пресс, 2002. - 93 с.

196. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: проблема психологии творчества / Г.М. Цыпин.-М., 1988. 120 с.

197. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано / Г.М. Цыпин. М., 1984. -144 с.

198. Шайхиева Т.Н. Методология отбора содержания образования / Т.Н. Шайхиева. Иркутск, 1997. - 155 с.

199. Шамес Л .Я. Школа «Развитие» (к построению модели) / Л.Я. Шамес. Иркутск; СПб.: Тускарорэ, 2003. - 160 с.

200. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н. Шацкая. М., 1975. - 132 с.

201. Шепель В.М. Секреты личного обаяния / В.М. Шепель //Воспитание школьников. 1994. - № 6. - С. 32-36.

202. Шишлянникова Н.П. Формирование мировосприятия младших школьников на интегрированных занятиях искусством: Автореф дис. . д-ра пед. наук / Н.П. Шишлянникова. Абакан, 2003. - 34 с.

203. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. М.: Педагогика, 1979. - 306 с.

204. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М.: Советский композитор, 1978. - 240 с.

205. Элиасов Л.Е. О семейских и их песнях / Л.Е. Элиасов // Дорофеев

206. И.И. Русские народные песни Забайкалья. Семейский распев. М.: Советский композитор, 1989. - С. 3-7.

207. Элиасов JI.E. Русский фольклор Восточной Сибири. Ч. 1. / JI.E. Элиа-сов. Улан-Удэ, 1958. - 420 с.

208. Элиасов JI.E. Русский фольклор Восточной Сибири. Ч. 3. / JI.E. Элиасов. Улан-Удэ, 1973. - 390 с.

209. Элементарная теория музыки: Учебник / А.Красинская, В.Уткин. -М.: Музыка, 1983.-72 с.

210. Эстетика: Словарь. М.: Изд-во полит, лит., 1989. - 447 с.

211. Этнографический музей народов Забайкалья. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1984.- 42 с.

212. Этнокультурное образование детей и молодежи в Бурятии: Ст., учеб. программы и метод, материалы / Под ред. Т.К. Солодухиной. -Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ВСГАКиИ, 2002. 179 с.

213. Юнг К.Г. Психологические типы: Пер. с нем. / К.Г. Юнг. М.: Университетская книга; ACT, 1998. - 720 с.

214. Юсов Б.П. Виды искусства и их взаимодействия / Б.П. Юсов. М.: ИХО РАО, 2001.-24 с.

215. Юсов Б.П. Законы Вселенной и законы культуры / Б.П. Юсов // Педагогика искусства / Ред.-сост. Л.Г. Савенкова. М.: ИХО РАО, 2001. - С. 8-10.

216. Юсов Б.П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество / Б.П. Юсов. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2002. - 283 с.

217. Яворский Б.Л. Избранные труды: Т. 2, ч. 1 / Б.Л. Яворский. М.: Советский композитор, 1987. - 366 с.

218. Is Teaching an Art or a Skill? // Teachers, Schools, and Society. a gift ofthe asia foundation books for asia san francisco, california, u.sa. not for

219. SALE. Mc. Graw. - Hill, Inc. - 1991. - P. 67-68.

220. Robert Hanes and Kay Mitchell, "Teacher Career Development in Charlotte Mecklen - burg", Educational Leadership 43, no. 3 (November 1985). - P.l 113.

221. Примерный тематический план курса

222. Музыкальная культура родного края»: Всего: 68 час.3 (4) класс

223. Раздел: Разнообразие народного музыкального творчества (народов Бурятии и Восточной Сибири) (всего 21 час.)

224. Блок — модуль 1: Музыкальный фольклор в жизни человека (7 час.) Тема: Бурятское народное музыкальное творчество. Тема: Тувинское народное музыкальное творчество. Тема: Русское народное музыкальное творчество. Тема: Музыкальный фольклор Эвенкии.

225. Блок модуль 2: Душа народа - песня (8 час.). Тема: Бурятское музыкально-песенное творчество. Тема: Песенная культура тувинского народа. Тема: Русские народные песни Сибири и Забайкалья.

226. Блок модуль 3: Народный оркестр и его инструменты (6 час.). Тема: Русский народный оркестр.

227. Тема: История создания и развития бурятского и монгольского музыкального инструментария.

228. Тема: Оркестр бурятских народных инструментов.

229. Тема: Тувинские народные инструменты, оркестровые группы.

230. Раздел: Народная музыка в творчестве композиторов (13 час.)

231. Блок модуль: Глубокие связи композиторской музыки с народным творчеством (9 час).

232. Тема 1: Влияние народной музыки на творчество композиторов. Тема 2: Взаимосвязь народного и профессионального музыкального творчества (обзор жанров и форм).

233. Урок 8-9. Контрольный (творческие задания, музыкальная викторина и тест, концертная программа).

234. Блок модуль: Музыкальная жизнь моего края - явление национальной культуры народа (4 час.).

235. I Раздел: Национальная композиторская школа Бурятии (всего 34 час.)

236. Блок модуль 1: Жанры профессионального музыкального искусства (10 час.)

237. Тема: Сложные синтетические жанры: опера.

238. Тема: Сложные синтетические жанры: балет.

239. Тема: Вокально-симфоническая и хоровая музыки.

240. Тема: Камерные жанры: инструментальная музыка.

241. Тема: Камерные жанры: вокальная музыка. Массовая песня.

242. Тема: Симфоническая музыка.

243. Тема: Музыка для оркестра бурятских народных инструментов.

244. Блок модуль 2: Выразительные средства национального музыкального языка (5 час.)

245. Тема: Средства выразительности музыки, ладовая организация. Тема: Мелодика бурятской профессиональной музыки (ранний период). Тема: Мелодика бурятской профессиональной музыки на современном этапе творчества композиторов.

246. Блок модуль 3: Стиль в музыке (9 час.)

247. Тема : Знакомство с историческими этапами развития музыкального стиля. Тема: Знакомство с национальным музыкальным стилем. Тема: Знакомство с индивидуальным стилем. На примере творчества композиторов.

248. Тема: Индивидуальный исполнительский стиль. Знакомство с выдающимися музыкантами-исполнителями. (Организация внеурочного мероприятия: выход в театр или филармонию.)

249. Блок-модуль 4: Творческие портреты композиторов (6 час.) Тема: Музыкальная жизнь Бурятии. История создания бурятского национального профессионального музыкального искусства. Союз композиторов Бурятии.

250. Тема: Обзор творчества и жизненный путь основоположников композиторской школы.

251. Тема: Знакомство с молодыми композиторами.

252. Урок 7: Обобщающий урок (обзор материала, творческие задания).

253. Урок 8: Заключительный урок-концерт.

254. Уровни развития: В высокий, С - средний, 4 - низкий

255. Пение С С В С Н с С С В Н С В

256. Игра на муз. инструментах Н Н с Н с с Н Н с Н с с

257. Импровизации н с в н с В н С с Н с с

258. Пластическое интонирование н с в н с В н с В н с В

259. Размышление о музыке с с В с с В с с В с с в

260. Музыкальные игры- инсценировки Н с В Н с С Н Н с н с В

261. Даты контрольных срезов Начало экспери- 1 Контрольный срез Итог Начало экспери- Контрольный срез Итог Начало экспери- Контрольный срез Итог Начало экспери- Контрольный срез Итог

262. Диагностическая карта развития музыкальной культуры (МК) учащего(ей)ся Ф.И. Женя Б. школа, класс 4 «А» 5 «А»

263. Компоненты МК учащегося Критерии развития МК учащегося Уровни развития (В высокий, С - средний, Н - низкий)1. Дата контрольных срезов

264. Начало экспер. работы Промежуточный срез Итог

265. Музыкальная деятельность (МД) Целостное восприятие музыкально-образных явлений, осознанность композиторского и исполнительского замысла С С В

266. Осознание характерных закономерностей воплощения музыкально-образных явлений Н С С

267. Творческо-преобразовательная деятельность (ТПД) Оригинальность воображения, развитие личной инициативы в интерпретации произведений искусства (преобразующий, имитирующий уровень) Н В В

268. Ассоциативность мышления С С В

269. Музыкальный опыт (МО) Элементы музыкальной грамоты С С в

270. Включение в разнообразные виды музыкальной деятельности и формы общения с искусством С В в

271. Музыкальная литература С В в

272. Музыкально-эстетическое сознание (МЭС) Наличие потребности (высокая, средняя, низкая) II С в

273. Уровень интереса (устойчивый, эпизодический, отсутствие) Э У У

274. Тип активности овладения МО (целеустремленный, умеренный, пассивный) У Ц ц

275. Примеры моделирования элементов музыкального языка

276. Средства музыкальной выразительности Графическое Пластическое (двигательное, пространственное)

277. Бум кап -кап -кап или синкопа I | I | тики-тики-тики - Бом е J J / или Iff I тики-Бом-тики-тики 0 Jt fi ф

278. Высота звука в мелодии Высокий или предмет ма-регистр лой величины Руки подняли вверх, над головой

279. Средний или предмет регистр ^средней величины Руки на уровне груди

280. Нижний 1 предмет большой регистр »величины и объема Руки опустили вниз

281. Фактура Одноголосие: (одна (унисон, соло) черта) Все дети делают одно движение или поднимают вверх один (указательный) палец

282. Лвухголосие (две черты) Роказывают два пальца

283. Многоголосие: fr (гроздь .Sgftp винограда) или рисует много-/£f Щ звучный кластер Поднимают вверх две руки или каждый из ребят продумывает свое движение, чтобы получилось много последовательностей

284. Фрагмент урока: «Музыкальный фольклор как форма народного творчества и часть э/сизни человека» (Знакомство с русским народным творчеством забайкальцев).1. Ход урока:

285. Демонстрация творческих работ ребят и обсуждение новых страниц дневника музыкальных впечатлений, составленных ребятами дома.

286. Музыкальная игра. (В основе эвенкийский круговой танец «Хэде».)

287. Учитель рассказывает сюжет танца, с каким обрядом связан этот жанр, как его танцуют эвенки.

288. Анкета заключительного среза

289. Какие стили ты можешь различить в музыкальном искусстве?

290. Нравится ли тебе музыка народов Бурятии и ее композиторов?

291. Какие жанры народной бурятской, русской, эвенкийской, тувинской музыки ты знаешь?

292. Какие музыкальные сочинения композиторов Бурятии ты можешь перечислить?

293. Хотелось бы тебе больше узнать о национальной музыке Бурятии и Восточной Сибири?

294. Что тебе нравится в музыке? (Петь, играть, сочинять, импровизировать.)

295. Каким еще способом ты умеешь передавать характер музыки: движениями, рисунками, словом? (Рассказ, стихи, графическое, пластическое, цветовое моделирование элементов музыкального языка.)

296. Какие народные музыкальные инструменты ты можешь перечислить?

297. Какие жанры национальной музыки Бурятии в творчестве композиторов ты знаешь?

298. Какие лады в музыке ты узнал(а)?

299. Методика преподавания основ национальной музыки родного края в школе»: спецкурс для подготовки учителей музыки к реализации экспериментальной работы.

300. Тематическое планирование, содержание спецкурса и распределение часовпо темам и видам работ:

301. Наименование Основное содержание Количество часовтемы Лек ции лпз СРС

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.