Формирование нравственно-психологической установки на целомудрие у подростков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат психологических наук Ганина, Марина Владимировна

  • Ганина, Марина Владимировна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2009, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ19.00.07
  • Количество страниц 207
Ганина, Марина Владимировна. Формирование нравственно-психологической установки на целомудрие у подростков: дис. кандидат психологических наук: 19.00.07 - Педагогическая психология. Нижний Новгород. 2009. 207 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Ганина, Марина Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА НА ЦЕЛОМУДРИЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.1 -Подходы к проблеме сексуальности и межполовых отношений.

1.2. Нравственно-половое воспитание: противоречивость взглядов.

1.3. Духовно-нравственная парадигма сексуальности и целомудрия.

1.4. Установка на целомудрие как признак нравственного здоровья личности.

1.5. Понятие, структура и условия формирования нравственной установки на целомудрие.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование нравственно-психологической установки на целомудрие у подростков»

Актуальность исследования и состояние проблемы. Анализ установок в сфере сексуальных отношений современной молодежи позволяет сделать вывод о том, что интимные отношения между молодыми людьми носят часто нездоровый характер. Согласно точке зрения Б.С. Братуся, человек может быть вполне психически здоровым (хорошо запоминать и мыслить, ставить сложные цели, находить к ним верные пути, быть деятельным, успешным, самодостаточным) и одновременно личностно ущербным, больным: не координировать, не направлять свою жизнь к достижению человеческой сущности, удовлетворяться суррогатными ценностями (Б.С. Братусь).

Нормальное развитие ведет человека к обретению им родовой человеческой сущности. Условиями и одновременно критериями этого развития являются отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода (центральное и системообразующее отношение); способность к децентрализации, Ьамоотдаче и любви, как способу реализации этого отношения; творческий, целетворящий характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению, возможность самопроектирования будущего; вера в осуществимость намеченного; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению общего сквозного смысла своей жизни (Б.С. Братусь, И.А. Ильин, Б.В. Ничипоров, В.А. Пономаренко, В.И. Слободчиков и др.).

Человек, который соответствует данным критериям, является личностно здоровым. Важным признаком личностно здорового человека является г/ело-мудренное поведение. Отклоняющееся половое поведение (половая распущенность, беспорядочные половые связи) может быть одним из видов проявлений нравственного невежества в подростковом возрасте (В.В. Нагаев).

Под целомудрием мы понимаем в данной работе систему личностных и ценностных установок на воздержание от всех форм сексуальных отношений до вступления в брак. Проблема взаимосвязи личностных характеристик подростков и юношей и их нравственно-психологических установок в области половых отношений (установка на целомудрие), как показывает анализ, вообще не была предметом научного психологического исследования. Вместе с тем, нам представляется, что это одна из центральных проблем нравственного воспитания молодежи, чрезвычайно актуальная сегодня.

Так называемая "сексуальная революция", которая отвергла традиционные нравственные нормы полового поведения, повлекла за собой много непредвиденных и трагичных последствий: СПИД и другие 3111111, подростковую беременность, равно как психологический и эмоциональный ущерб, причиняемый тем, кто преждевременно вступает в половые отношения.

В ответ на возрастающие проблемы, связанные с подростковым сексом, во многих странах были приняты программы полового воспитания в системе образования. Имеется большая литература по психолого-педагогическим проблемам нравственно-полового воспитания. Работы отечественных философов образования (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский), ученых-теоретиков (Л.А.Богданович, Н.И. Болдырев, И.С. Марьенко, Я.И. Ханбиков), социологов (А.Г. Харчев, Д.И. Чечот), труды физиологов, медиков, социологов, психологов (В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, В.В. Зенысовский, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, Д.В. Колесов, И.С. Кон), работы исследователей систем образования высокоразвитых западных стран (Н.М. Воскресенская, E.JI. Вульфсон, BJI. Лапчин-ская, Е.Б. Лысова, З.А. Малькова, М.И. Мирошниченко, B.C. Митина, Т.Ф. Яр-кина и др.). Отдельные диссертационные исследования посвящены вопросам нравственно-полового воспитания и нравственных отношений юношей и девушек (в зарубежных странах - А.Г. Кузнецов и в российской школе - О.Р. Кунц). Проблеме анализа формирования взглядов на дружбу и любовь старшеклассников посвящена работа Ю.В. Флоровского. Представляют интерес исследования по изучению опыта нравственно-полового воспитания в свете подготовки школьной молодежи к семейной жизни под влиянием различных этнических, исторических, региональных особенностей разных культур и народов в условиях семьи и школы (И. Арабов, Н.С. Быковенко, Н. Валиева, П.Ф. Постолатьев,

С.В. Шаповалова, К.И. Эмих). Отмечается, что работа по половому воспитанию отстает от познавательных интересов и запросов подростков (В.И. Барский, И.С. Кон, А.Г. Хрипкова и др.).

Что касается психологических проблем, связанных с формированием .установок подростков в вопросах сохранения целомудрия, то здесь отсутствуют научные исследования. Основной вопрос, который возникает в связи с такой постановкой проблемы: Следует ли в программах полового воспитания придерживаться традиционных ценностей целомудрия и моногамности, рискуя тем, что многие молодые люди отвергнут их как устаревшие и несоответствующие реальности? Или мы должны смириться с кажущейся неизбежностью подросткового секса и просто воодушевлять ,подростков пользоваться предохраняющими от болезней и нежелательной беременности средствами? Данный вопрос ставит проблему не только в психолого-педагогическом, но и в морально-нравственном аспекте.

Необходимо обсуждение различных аспектов этого противоречивого вопроса. Необходимо проанализировать физический, психологический и эмоцио-^ нальный вред, наносимый здоровью в атмосфере возросшей сексуальности, рассмотреть и оценить эффективность основных подходов для преодоления текущего кризиса. Необходимо серьезно проанализировать относительно новый, однако традиционный подход, который завоевывает сегодня предпочтения во многих странах — важность нравственных наставлений^при половом воспитании и ориентация на формирование устойчивых нравственно-психологических ус'-г тановок на целомудрие.

Успех или поражение любой программы полового воспитания во многом зависит от того, как данная программа подходит к решению проблемы. С самого начала западные программы полового воспитания фокусировали свое внимание на последствиях проблемы, а не на ее причине. Другими словами, первостепенной задачей было снизить или хотя бы замедлить рост подростковых беременностей и ЗППП, а не заниматься проблемой самой подростковой сексуальной активности. Считалось, что главная проблема — это невежество подростков в вопросах секса. Такие виды программ делали упор на передачу знаний и приемов предохранения как средство для решения проблем. Однако подобный подход не только не способствовал нравственно-психологическому оздоровлению личности в вопросах пола, но и провоцировал обострение проблемы половой распущенности молодежи. Сегодня во многих странах эти вопросы ставятся принципиально иначе.

Цель проводимого нами исследования - разработать, обосновать и апробировать специальную программу по формированию психологической нравственной установки на целомудрие у подростков.

Объект исследования — личность и ее нравственно-психологические установки в подростковом возрасте.

Предмет исследования - сущность и содержание целомудрия как принI ципа построения программ нравственно-полового воспитания и формирования нравственной установки на целомудрие у подростков.

Предполагается, что установка на целомудрие представляет собой сложную структуру взаимосвязанных когнитивных, мотивационных, эмоциональ ных, рефлексивных, духовно-нравственных и ценностных характеристик личности, лежащих в основе воздержания от сексуальных отношений до брака. При этом духовно-нравственные и ценностные ориентации составляют стержень этой установки и определяют уровень ее сформированности.

В качестве научной гипотезы в исследовании изучаются и проверяются следующие положения:

- установка на целомудрие формируется в целостной структуре личностных характеристик подростка и приобретает устойчивость и действенность благодаря духовно-нравственному стержню личности;

- основными психологическими условиями формирования устойчивой и действенной установки на целомудрие являются:

- направленность психологической подготовки на целостную личность подростка (его когнитивно-интеллектуальных, мотивационных, волевых и эмоциональных, рефлексивных, духовно-нравственных характеристик); оптимизация сферы общения, ценностных и духовно-нравственных ори-ентаций подростков через системное оздоровление их образа жизни;

- организация образовательно-воспитательной работы с подростками в специальной программе, включающей активное использование тренингов и видеоматериалов, активных методов обучения.

Проверенные и подтвержденные в теоретической экспериментальной работе эти положения выносятся на защиту.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ с целью определения и углубления содержания понятия целомудрия и перспектив его использования в качестве принципа построения программ нравственно-полового воспитания, определить содержание и возможную структуру психологической установки на целомудрие и целомудренный образ жизни.

2. Осуществить поиск психологических условий формирования личностных установок подростков и, в частности, установки на целомудрие.

3. Разработать стратегию и методику диагностического изучения установки на целомудрие и связанных с нею личностных свойств, уровня их развития и психолого-педагогической оценки.

4. Разработать комплексную программу формирования установки на целомудрие и проверить ее в эксперименте.

Методологическую основу исследования составляют положения современной психологии о социальной обусловленности развития личности в деятельности, общении и воспитании, представленные в трудах классиков отечественной и зарубежной психологии Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна, 3. Фрейда, Э. Фромма, В. Франкла и др., современные идеи гуманистической психологии и педагогики, системно-структурный подход к анализу личности, роли среды, обучения и воспитания в ее развитии.

В качестве теоретической основы использовались результаты теоретических исследований по проблемам сексологии, нравственного и полового воспитания, формирования личностных установок, мотивов и убеждений (В.В.Абраменкова, JI.H. Акимова, Б.С. Братусь, В. Джонсон, В.Е. Каган, Д.В. Колесов, И.С. Кон, У. Мастере и др.); положения концепций отечественных и зарубежных ученых о духовно-нравственной доминанте и ценности личности, ее деятельности, общения и поведения (Б.С. Братусь, Д. Добсон, В.П. Зинченко, И.А. Ильин, Д. Макдауэлл, Д. Пауэлл, В.А.Пономаренко, В.ДШадриков, К.Роджерс, В. Франкл и др.). Использовались теоретические исследования в области религиозно-философских подходов к проблеме (К. Артур, Н.А. Бердяев, В. Бюне, К. Лыоис и др.).

Методы исследования — аналитическое исследование психолого-педагогической, философской, этнологической литературы; эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, анализ документации. В диагностике установки и свойств личности учащихся применялись методы тестирования, анкетирования, оценочные шкалы. В анализе результатов эксперимента использовались методы количественной обработки данных, корреляционный и качественный анализ.

Новизна исследования определяется следующими положениями:

- определено психологическое содержание и сущность понятия целомудрия и нравственно-психологической установки на целомудрие как сложной системной характеристики личности в совокупности когнитивных, мотивацион-ных, эмоциональных, ценностно-смысловых и духовных качеств;

- выявлена внутренняя взаимосвязь нравственных установок в сфере межполовых отношений и личностных свойств в подростковом возрасте;

- выявлены и систематизированы психологические условия, определяющие оптимальное формирование установки на целомудрие в специальной программе воспитательно-образовательной работы с подростками;

- предложен ряд новых принципов построения программы нравственно-полового воспитания подростков и юношей, ориентированной на формирование целомудренного образа жизни (духовности, рефлексивного освоения, соответствия формирующей программы структуре формируемой установки, устремленности в будущее);

- результатами исследования подтверждены преимущества ценностно-смыслового и нравственно-духовного подхода в решении проблемы подростковой сексуальности.

Теоретическая значимость исследования определяется, помимо отмеченных выше инноваций, следующими положениями:

- разработана и проверена эффективность диагностической программы изучения личностных свойств и установок в сфере нравственно-половых отношений, в том числе авторская методика измерения установки на целомудрие; разработана и проверена на эффективность комплексная программа воспитательно-образовательной работы (психологической подготовки учащихся) по формированию нравственной психологической установки на целомудрие, целомудренное поведение, общение и образ жизни в целом; педагогическая психология обогащается новыми научными данными в области формирования нравственно-половой сферы личности.

Практическая значимость и ценность исследования состоит в разработке, апробации и внедрении в практику комплексной программы воспитательно-образовательной работы (психологической подготовки) по формированию у подростков устойчивой и действенной нравственно-психологической установки на целомудренное поведение, общение и образ жизни, осознанное и твердое решение о воздержании от интимной жизни до брака. Комплексная программа, включающая систему процедур диагностики, тренингов, упражнений, творческих и проблемных заданий и других форм работы может быть использована и используется в учебно-воспитательном процессе с учащимися подросткового возраста.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования представлялись на III международной научной конференции "Гуманизм и духовность в образовании" (Нижний Новгород, 2004); Международной конференции "Христианство и решение социальных проблем общества" (Санкт-Петербург, 2008); Евроазиатской научнопрактической конференция Международной медицинской ассоциации (ICMDA), (Австрия, Шладминг, 2008), обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии и лаборатории личностно-ориентированной профессиональной подготовки НГЛУ им. Н.А. Добролюбова. Опубликованы в 12 научных и научно-методических работах автора. Комплексная авторская программа внедрена в учебно-воспитательный процесс средних общеобразовательных школ г. Балашиха Московской области, г. Самары.

Экспериментальная база и этапы исследования. Наше исследование проводится в рамках международной просветительской программы "Молодежь на перепутье", направленной на развитие положительных ценностей в жизни молодежи. Программа представляет собой интерактивный, комплексный и системный способ передачи молодежи знаний, умений, практических жизненных навыков и развития позитивных черт характера. Цель программы - донести эти знания до учеников и вложить в них моральные ценности, которые отразятся в конкретном поведении. Программа "Cross Roads" ("Молодёжь на перепутье") успешно реализуется в более чем 50 странах мира, в том числе в Венгрии, Испании, Литве, России, Украине. В ряде этих стран она получила поддержку правительства, образовательных и медицинских ведомств.

Наше исследование в рамках этой программы проводится на базе МОУ СОШ № 14 г. Балашиха Московской области (диагностическая и формирующая работа), а также в ряде общеобразовательных школ г. Самары, где нами проведены пилотажные и диагностические исследования. В исследовании приняли участие 300 школьников подросткового и старшего подросткового возраста, в том числе экспериментальная группа (ЭГ) в количестве 72 учащихся и контрольная группа (КГ) также в количестве 72 человека.

На первом этапе (2003-2004) осуществлялась теоретическая разработка проблемы. На втором этапе (2005-2007) проводилась основная экспериментальная диагностическая работа и анализ ее результатов, разрабатывалась и осуществлялась программа формирования установок на целомудрие и связанных с ней свойств личности учащихся. На завершающем третьем этапе (2007

2008) подвергнуты комплексному анализу все полученные результаты и оформлено научное исследование.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 217 наименований, в том числе 34 на иностранных языках, иллюстрирована таблицами, рисунками, схемами.

Похожие диссертационные работы по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Педагогическая психология», Ганина, Марина Владимировна

2.3. Выводы по второй главе

Таким образом, выявленные диагностикой существенные различия в личностных свойствах учащихся с разным уровнем сформированности установки на целомудрие позволяют предположить, во-первых, что существует настоятельная необходимость специальной программы образовательно-воспитательной работы, направленной на формирование и укрепление названной установки и связанных с нею личностных свойств.

Во-вторых„ можно предположить, что эта программа должна быть ориентирована на оптимизацию всей совокупности личностных характеристик учащихся, а также соответствующих характеристик их поведения и общения, что и приведет к формированию и укреплению установки на целомудрие, целомудренный образ жизни, целомудренное поведение и общение.

ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ НА ЦЕЛОМУДРИЕ В ПРОГРАММЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В третьей главе в соответствии с результатами диагностического исследования и с учетом предлагаемой нами психологической структуры установки на целомудрие нами разработана и реализована в учебно-воспитательной работе с учащимися комплексная программа формирования нравственно-психологической установки на целомудрие через создание таких условий в работе, которые бы максимально способствовали выработке у учащихся личностных качеств, составляющих эту установку. По результатам работы по программе в главе описаны данные контрольной сравнительной диагностики ЭГ и КГ учащихся.

3.1. Обоснование и общая структура программы

Актуальность и необходимость разработки комплексных программ формирования нравственно оправданных психологических установок подростков в области сексуальности обусловлена серьезностью социальных проблем, возникших в этой сфере в последнее время и дефицитом не только научных исследований, но и практических материалов для проведения соответствующей работы. Об остроте проблемы говорят следующие данные.

Сексуальная революция, которая началась в 60-е годы, сегодня, в начале третьего тысячелетия, приносит разрушительные, катастрофические последствия. Блуд - это сладкий грех, это сильное и приятное обольщение, которое потом приносит сильнейшее разрушение, боль и плачевные последствия. "Самое великое зло — это господство страсти, когда душа дичает от вожделений", — говорил древнегреческий философ Платон (427-347 до Р.Х.). "Полезно воздерживаться от некоторых удовольствий, чтобы не терпеть тяжких страданий", — отмечал древнегреческий философ Эпикур (341-270 до Р.Х.). Грех всегда был грехом и никогда не приводил к добрым плодам.

Посмотрим на реальную картину современного общества. Ученые-медики отмечают стремительный рост венерических заболеваний (Н.З. Яговдик). В настоящее время известно около 20 болезней, передача которых возможна половым путем: сифилис, гонорея, мягкий шанкр, венерический лимфогранулематоз, донованоз, трихомониаз, хламидиоз, микоплазмоз, СПИД, гарднереллез и др. Половым путем передается также генитальный герпес, остроконечные кондиломы, кандидозная инфекция, инфекционный гепатит В, чесотка и др. По данным ВОЗ, сифилис, гонорея, трихомониаз, хламидиоз являются наиболее часто встречающимися болезнями в мире, за исключением гриппа во время эпидемии и малярии.

Ежегодно в мире регистрируется около 200 млн. больных гонореей, 250 млн. - трихомониазом, 200-250 млн. - хламидиозом, 100 млн. — микоплазмозом и 50 млн. больных сифилисом (Н.З. Яговдик).

В настоящее время на территории стран бывшего Советского Союза достигла своего пика третья послевоенная волна роста заболеваемости венерическими болезнями. Начало ее приходится на 1989-1990 гг. В середине 90-х годов рост заболеваемости принял характер настоящего взрыва. Ежегодно число впервые зарегистрированных больных сифилисом возрастало в 1,5-2,5 раза. В странах СНГ заболеваемость сифилисом к 1996 г. возросла (по разным странам) в 2,6-150 раз по сравнению с 1988 г.

За подобным взлетом заболеваемости не мог не последовать рост заболеваемости врожденным сифилисом. Так, в России в 1996 г. было зарегистрировано 470 случаев (в 1990 г. - 15 случаев), в Республике Беларусь — 4 случая (в 1990 г. - 3 случая).

Вольфганг Бюне отмечает, что борьба за чистоту и воздержание имеет важнейшее значение, потому что последствия раннего секса вне брака очень разрушительны. Он пишет: "Ни один серьезный человек не пожелает себе жены, которая уже прошла через руки многих мужчин. Но разве не следовало бы и девушке предъявлять такие же требования к своему будущему мужу?".

Но сегодняшний мир имеет полностью противоположное мнение, на которое работает кино, телевидение, литература, искусство и т.п. Сегодня вся индустрия искусства и развлечений работает на то, чтобы чистота и целомудрие ушли из жизни. Разрабатываются самые совершенные технические методы секса с использованием телефона, компьютера, интернета и т.д. Нечистота, блуд, проституция сегодня помолодели, очень много школьников (подростков) начинают раннюю половую жизнь. К этому призывают иллюстрации в журналах, реклама, телевидение, видео. На сегодня, по сравнению с прошлым десятилетием, в США число живущих вместе пар, не состоящих в браке, увеличилось на 600 процентов (Дж. Макдауэлл). Все эти данные показывают остроту проблемы и нацеливают на разработку комплексных программ формирования нравственно оправданной психологической установки подростков и юношей на целомудрие, целомудренный образ жизни, общение и поведение.

В соответствии с исходными предположениями исследования, формирующая программа по своей структуре и основным содержательным блокам воспитательно-образовательной работы должна соответствовать психологической структуре установки на целомудрие. В ней должны быть операционализи-рованы основные принципы подхода, который обозначен нами как подход, основанный на становлении характера, воспитании целомудрия и целомудренного образа DICU3HU. Основу программы составляет духовно-нравственная парадигма подростковой сексуальности целомудрия, проанализированная выше.

В разработке содержания психолого-педагогической работы нами учтены и использованы:

1) основные положения общей концепции психологической подготовки по формированию личностных установок и психологической готовности к новым формам организации жизни (В.Ю. Большаков, Б.С. Братусь, JI. Крабб, Д. Макдауэлл, В.В. Рыжов и др.);

2) опыт использования данного подхода, реализованный в ряде диссертационных исследований, показавший его высокую продуктивность (Н.А. Абы-денова, Т.М. Горбачева, С.И. Зинин, И.В. Курышева, А.Н. Плехов и др.);

3) основные положения проводимого нами нашего исследования о структуре психологической установки на целомудренный образ жизни и отказ от сексуальных отношений до брака.

Целью программы является обеспечение условий оптимального развития психологических свойств, мотивов, умений и навыков, определяющих устойчивую направленность на здоровый и целомудренный образ жизни. Психологическая подготовка направлена на развитие всех сторон сложной структуры личностных свойств во взаимодействии всех влияющих на нее факторов.

Ведущими принципами работы по программе, в соответствии с результатами теоретического исследования первой главы, для нас являются следующие выделенные нами принципы построения программ нравственно-полового воспитания подростков и юношей, ориентированной на формирование целомудренного образа жизни: духовности, рефлексивного освоения, соответствия формирующей программы структуре формируемой установки, устремленности в будущее. Важно, чтобы работа по программе ориентировала подростков на создание в будущем счастливой жизни в браке.

Результатом психологической подготовки предполагается прочная и стабильная психологическая установка на г\еломудрие, целомудренный образ э/сиз-ни, целомудренное общение и поведение, твердый, уверенный, добровольный и осознанный жизненный выбор, связанный с отказом от сексуальных отношений до брака, подкрепленный системой умений и действий по осуществлению этого выбора в реальном жизненном процессе.

В обосновании и разработке программы мы анализировали и обобщали имеющийся опыт нравственно-полового и сексуального образования, использовали результаты и разработки международных программ в этом направлении. Основные поиски в этом плане были направлены на утверждение духовно-нравственного подхода в решении этих задач. Существенной поддержкой в этих поисках для нас были глубокие и, в высшей степени обоснованные многовековым опытом человечества, суждения и мысли известных духовных наставников, таких как о. Александр Мень, о. Борис Ничипоров, всемирно известные доктор Джеймс Добсон и доктор Бенджамин Спок, писатели, мыслители и философы Н.О. Лосский, К.С. Лыоис и другие.

В содержании программы, в частности в ее познавательном, интеллектуально-когнитивном блоке предусмотрено знакомство участников воспитательной работы с высказываниями и мыслями выдающихся людей всех времен по вопросам межполовых отношений и нравственных принципов подготовки человека к будущей брачно-семейной жизни.

Чтобы лучше понять существо духовно-нравственного подхода к управлению желаниями и потребностями личности, изобразим это на следующих схемах. Каждый тип человеческих желаний обозначим в виде круга и расположим их концентрически (рисунок 2).

По большей части мы живем, наиболее четко осознавая наименее важные, второстепенные желания, и в результате более озабочены удовлетворением именно их, не обращая внимания на главное в жизни. Когда мы вкусно едим и сладко спим, получаем наслаждение от удовлетворения возникших и захвативших нас чувств, мы чувствуем себя прекрасно.

Приятное ощущение удовлетворенных второстепенных желаний можно обозначить закрашиванием внешнего круга. В жизни мы сталкиваемся и с крайне важными желаниями, особенно когда встречаемся с проблемами во взаимоотношениях (холодность, неприятие, непонимание друзей и т.п.). Мы страдаем. Однако, когда с этими проблемами все в порядке, и с окружающими у нас теплые и здоровые отношения, мир кажется неплохим и довольно приятным местом обитания. Можно обозначить удовлетворение крайне важных желаний закрашиванием среднего круга. Мы при этом можем смириться даже с некоторым неудовлетворением во внешнем круге желаний. Что касается удовлетворения насущных желаний, которые переживаются как духовное и нравственное состояние, то оно чаще проявляется на словах, чем в реальной жизни. Наполненность жизни в двух внешних кругах люди часто ошибочно принимают за полноту удовлетворения жизнью. Любому нормальному человеку свойственно желать того, чтобы все три круга его жизни были заполнены: благоприятные обстоятельства, прочные связи и духовное благополучие (мир в душе и чистая совесть). Вопрос заключается в том, каким путем происходит достижение этой полноты. На рисунке 3 схематически представлена последовательность удовлетворения желаний, выражающая первый путь достижения полноты жизни.

Рис. 3 - Последовательность удовлетворения желаний - ПУТЬ 1

Представленная на рисунке 3 последовательность удовлетворения желаний представляет собой наиболее привычный для большинства людей путь - от внешнего к внутреннему. Сначала материальный комфорт, здоровье и достаток. Затем, по мере развития, улаживаются отношения с людьми, мы начинаем ценить свою личность и привлекательность, учимся наслаждаться достигнутым. Интересно, что А.Г. Маслоу, построивший "пирамиду потребностей", поместил в основание этой пирамиды потребности низшего, внешнего уровня, связанные с удовлетворением именно второстепенных жизненных желаний. При этом подчеркивается, что удовлетворение потребностей более высокого уровня и ме-тапотребностей, достижение самоактуализации идет по мере того, как удовлетворяются потребности и желания более низкого уровня.

Другой путь рассматривает данный процесс совершенно иначе. Согласно ему, глубокая полнота понимания жизни приходит во время трудностей и их преодоления, в борьбе с проблемами во взаимоотношениях и в поиске их решения, в противостоянии сиюминутным желаниям и искушениям, в их подчинении нравственному долгу и совести. Личность, ее духовная и нравственная сущность созревает изнутри, глубоко в душе.

На рисунке 4 представлен схематически этот второй путь к полноте удовлетворения желаний и потребностей человека и, в конечном счете, к достижению полноты жизни. Он начинается с удовлетворения сущностных, духовно-нравственных, истинно человеческих потребностей человека.

Рис. 4 - Последовательность удовлетворения желаний - ПУТЬ 2

Эти рисунки, конечно, не отражают всех возможностей и особенностей того или иного пути. Они лишь выделяют основную мысль каждого из них. Второй путь, на наш взгляд, лучше отражает истинную природу духовно-нравственного роста и вообще духовно-нравственной сущности человека. Его главный принцип, сформулированный в Евангелии, звучит следующим образом: "Ищите прежде царства Божия и правды его, остальное вам приложится".

Оптимальное формирование психологической установки на целомудренный образ жизни, на воздержание от сексуальных отношений и сохранение целомудрия до брака, как нам представляется, должно быть ориентировано на этот второй путь - путь духовно-нравственно го становления и развития личности подростка.

При разработке нашей программы был использован опыт международной программы "Молодёжь на перепутье", которая является стратегией, направленной на развитие положительных ценностей в жизни молодёжи. Это не просто курс, состоящий из профессионально разработанных уроков, но также интерактивный, комплексный и систематический способ передать молодёжи знания, необходимые для формирования собственного характера и развития практических жизненных навыков. Цель - донести эти знания до ума учеников и вложить в их сердца моральные ценности, которые отразятся в конкретном поведении. В контексте социальных проблем, среди которых особенную опасность представляет расширяющаяся эпидемия ВИЧ/СПИДа, программа пропагандирует среди молодёжи нравственные ценности, здоровый образ жизни, ответственное поведение и отказ от рискованных поступков. Эта программа успешно реализуется в более чем 50 странах мира, в том числе в Испании, Венгрии, Литве, Украине. Во многих странах она получила поддержку правительств, а также образовательных и медицинских ведомств.

Схематическая структура программы представлена на рисунке 5. Она включает следующие основные блоки работы:

Учитель -ученик. Уроки в течение учебного года, которые проходят раз в неделю.

Учитель — родители. Специальные материалы, которые ученики могут обсуждать дома в семейном кругу.

Ученик - ученик. Создание и организация работы молодежных клубов и других молодежных объединений и групп.

Школа - общественность. Планируется проведение семинаров для представителей общественности, СМИ и т.п. А ь

Учитель-Ученик

Рисунок 5 - Структурна схема программы "Молодежь на перепутье tr

Программа может быть использована в школах, детских домах, подростковых клубах, училищах, техникумах - везде, где есть подростки от 13 до 18 лет. Программа затрагивает все 5 сфер человеческой личности: физическую, интеллектуальную, эмоциональную, социальную и духовную.

Чаще всего мы замечаем у подростков то, что наиболее заметно: их поведение. Однако это только верхушка айсберга — больше всего скрывается под поверхностью. Рисунок 6 иллюстрирует соотношение внешнего поведения подростка, которое мы можем наблюдать, и его внутреннего, личностного, невидимого базиса, который является главным. Программа, лежащая в основе нашей работы, старается формировать характер подростка таким образом, чтобы помочь ему принимать правильные решения, помогающие ему жить полной и осмысленной жизнью.

Рис. 6 - Соотношение внешнего поведения и его внутреннего базиса С помощью программы педагоги смогут помочь учащимся прочно усвоить позитивные ценности и убеждения, которые являются важным фактором развития у человека способности к принятию правильных и разумных решений. Уроки разработаны с учетом особенностей общения между подростком и взрослыми. Они учат подростка тем типам мышления, поведения и взаимоотношений, которые соответствуют определению положительного характера, отвечают критериям психологической установки на целомудрие, целомудренное поведение, общение, целомудренный образ жизни в целом.

Данная установка конкретизируется в следующих, соответствующих аспектам подготовки, видах готовностей: интеллектуально-когнитивная готовность, мотивационная, коммуникативная, рефлексивная, ценностно-смысловая и нравственно-духовная готовность.

ПОВЕДЕНИЕ Что отделит?

В каждом содержательном блоке программы, связанном с формированием названных готовностей, реализуются воспитательно-образовательные задачи, соответствующие его содержанию. Основными формами работы являются тематические беседы, чтения с обсуждением, дискуссии, упражнения, ролевые игры, проигрывание и разбор ситуаций, инсценировки, творческие мастерские, домашние задания. Важными формами работы являются психологические тренинги общения, уверенности в себе, снятия страхов неудачи, отвержения и чувства вины, рефлексивные тренинги, направленные на оптимизацию самооценки учащихся и другие формы работы.

В программе интегрированы и соотнесены диагностические и коррекци-онно-формирующие виды работы по каждому направленшо подготовки. Она должна включать соответственно работу по следующим направлениям психологической подготовки:

1. Когнитивно-познавательная подготовка направлена на приобретение учащимися системы знаний о том, что такое сексуальность, сексуальные отношения и их роль в жизни человека, о последствиях внебрачных половых связей, о ложных причинах вступления в интимные отношения и существующих социальных мифах о последствиях этих отношений, о целомудренном образе жизни, общении и поведении.

2. Мотивационная подготовка решает основную задачу формирования мотивов, побуждающих воздерживаться от интимных отношений до брака и хранить себя в чистоте: стремление создать счастливую семью, желание быть здоровым, твердое следование нравственным принципам.

3. Операциональная подготовка включает в себя овладение системой практических действий и умений целомудренного поведения. Наиболее важное место занимает здесь выработка коммуникативных качеств и умений общения (коммуникативная подготовка), выработка усилий воли в том, чтобы контролировать потребности, противостоять искушениям, владеть навыками саморегуляции (волевая подготовка). Необходимым является участие воли в том, чтобы контролировать свои физиологические потребности, чтобы противостоять сексуальному давлению и устоять в искушениях сексуального характера (порнография, сексуальные отношения вне брака, мастурбация, виртуальный секс). Обучение способам и средствам управления эмоциональными состояниями, проявлениями чувств и переживаний в поведении и общении (эмоциональная подготовка).

4. Рефлексивная подготовка направлена на самоосознание подростком себя, как личности успешной или неуспешной, значимой или незначительной, I любимой или нелюбимой, которое влияет на целомудренное поведение. Самодиагностика убеждений, мотивов, поступков, состояния помогает отслеживать и анализировать настоящее и понимать, что необходимо для достижения целомудрия, как нравственно оправданного образа жизни. В процессе этой работы учащиеся знакомятся с результатами диагностики собственных качеств и обсуждают в группе возможные пути их коррекции.

5. Духовно-нравственная и ценностно-смысловая подготовка направлена на усиление ценностно-смысловых и духовно-нравственных ориентаций учащихся, осмысление значимости жизни человека, его целостности и нравственной чистоты, ценности семьи, таких ценностей как любовь, преданность, доверие, следование системе важных и ценных человеческих добродетелей (благоразумие, воздержанность, справедливость, верность, стойкость и другие). Духовно-нравственная подготовка составляет стержень программы, также как духовно-нравственный компонент установки на целомудрие является ее стержнем, определяющим уровень ее развития.

Программа в целом направлена на формирование целостного внутреннего мира духовно-нравственной и целомудренной личности молодых людей. Для участия в программе была сформирована экспериментальная группа учащихся из числа испытуемых с несформированной установкой (ЭГ=72 чел.), выявленной в диагностическом исследовании. Для осуществления в последующем контрольной диагностики была сформирована также контрольная группа (КГ) из 72 учащихся, также из числа испытуемых с несформированной установкой. Эти учащиеся КГ не принимали участие в программе формирующей работы.

Работа по формирующей программе охватывала 3-летний период взаимодействия с учащимися на экспериментальной площадке МОУ СОШ № 14 г. Балашиха Московской области. На протяжении этого времени осуществлялись наблюдения за учащимися, встречи и беседы с родителями, проведение диагностических исследований, организация формирующей воспитательно-образовательной работы. Для проведения формирующей программы использовались занятия факультатива по психологии, а также специально организованные групповые занятия с учащимися в учебно-тренинговых группах (УТГ) и дискуссионных группах во внеучебное время. Объем учебной работы по программе составляет 176 часов. Описание ее структуры, тематического планирования, цели и задач каждого этапа составляет содержание подготовленного и опубликованного нами учебно-методического пособия.

В следующем параграфе главы представлено краткое описание программы по ее основным содержательным блокам. В приложении представлено полное описание ее содержания.

3.2. Содержание программы воспитательно-образовательной работы по формированию установки на целомудрие у подростков Краткое описание содержания программы по блокам преследует цель проиллюстрировать это содержание, поскольку полное описание тематических планов и содержания программы приведено в приложении.

1. Работа с учащимися по когнитивно-познавательному блоку, как и по всем другим компонентам программы, включает диагностическую часть, то есть тестирование уровня психологической установки на целомудрие и воздержание от интимных отношений до брака, и формирующую работу, предусматривающую обучение знаниям, упражнения на выработку умений, тренировки и домашние задания. Важным элементом диагностически-формирующей работы в данном блоке явился рефлексивный анализ подростками своих взаимоотношений с другом или подругой на предмет оценки их по критериям истинной любви или ложной влюбленности.

В приведенной ниже таблице 4 описаны эти критерии. Работу с приведенными в таблице критериями многие подростки из числа участников ЭГ проводили, обсуждая критерии вместе с другом (подругой). В содержании пунктов приведенной анкеты обобщены результаты исследований и оценки проявлений во взаимоотношениях между молодыми людьми признаков временной и эмоционально обусловленной влюбленности в отличие от устойчивых и глубоких отношений и переживаний, характеризующих любовь.

Эти обобщения и их представление в виде таблицы критериев для оценки приведены в работе B.C. Немцева (2004) и использованы нами в диагностической и воспитательно-образовательной формирующей работе с подростками по формирующей программе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования, посвященного изучению структуры и условий формирования у подростков и юношей нравственно-психологической установки на целомудрие, позволяют говорить о достижении поставленной в исследовании цели и сформулировать следующие основные выводы:

1. Получили подтверждение, дальнейшее углубление и конкретизацию в теоретическом и экспериментальном планах, основные положения, которые выдвигались в качестве исходных гипотез, а именно:

- подтверждено экспериментальными данными и результатами корреляционного анализа положение о том, что установка на целомудрие представляет собой сложную структуру взаимосвязанных когнитивных, мотивационных, эмоциональных, рефлексивных, операциональных, духовно-нравственных и ценностных характеристик личности; при этом духовно-нравственные и ценностные ориентации составляют стержень этой установки и определяют уровень ее сформированности, активности и устойчивости;

- показано на экспериментальных данных, что установка на целомудрие формируется в целостной структуре взаимосвязанных личностных характеристик подростков и юношей, и этот процесс оптимально обеспечивается в специально организованных условиях воспитательно-образовательной работы (психологической подготовки);

- экспериментальными данными подтверждено, что в качестве основных психологических условий формирования устойчивой и действенной установки на целомудрие выступают: направленность психологической подготовки на целостную личность подростка и юноши в совокупности когнитивных, операциональных, мотивационных, рефлексивных, нравственных характеристик; оптимизация сферы общения, ценностных и духовно-нравственных ориентаций личности через системное оздоровление образа жизни; организация образовательной деятельности в специальной программе психологической подготовки, включающей использование активных методов работы (тренингов, упражнений, анализа ситуаций, рефлексивного моделирования и т.п.); активизация ценностно-смысловых и нравственно-духовных ориентаций учащихся на целомудренную жизнь.

2. Теоретический анализ историко-сексологических, этнологических, философских, психолого-педагогических исследований изучаемой проблеме, а также современного состояния ее разработанности показал:

- многообразие подходов, взглядов, позиций и морально-нравственных оценок по вопросам межполовых отношений, сохранения девственности до брака, подготовки к браку, полового воспитания, целомудрия и связанных с этим норм поведения, общения и образа жизни;

- выделены два основных подхода к решению вопросов нравственно-полового воспитания: "проконтрацептивный" (неназидательный) и "основанный на становлении характера" (традиционно-назидательный); они различаются основной установкой на решение острых проблем, вызванных так называемой "сексуальной революцией" (подростковая беременность и аборты, рост 3111Ш, кризис семьи и брака, нравственно-психологическая травматизация молодежи, связанная с преждевременным началом сексуальной жизни);

- на основе нравственно-духовной оценки этих подходов выработано понятие установки на целомудрие как системной личностной характеристики, основу которой составляют ценностно-смысловые и нравственно-духовные ориентации на половое воздержание до брака, осознанные, нравственно и личностно принятые и закрепленные формы целомудренного поведения, общения, образа жизни;

- выявлены и описаны основные условия формирования такой установки.

3. Результаты теоретического анализа позволили предположить, что оптимальные условия формирования нравственно-психологической установки на целомудрие у подростков и юношей могут быть обеспечены в специальной программе психологической подготовки учащихся, направленной на развитие всех личностных характеристик, составляющих структуру установки, а также связанных с нею качеств личности.

4. Результатом психологической подготовки в программе воспитательно-образовательной работы с учащимися является система психологических го-товностей подростка к целомудренному поведению, общению, образу жизни. Она, складывается из когнитивно-интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, коммуникативной, рефлексивной, духовно-нравственной и ценностно-смысловой готовности, проявляющихся в соответствующем развитии личностных качеств.

5. Разработанная в исследовании методика диагностики установки на целомудрие, а также совокупности связанных с нею свойств мотивационной, эмоционально-личностной, ценностно-смысловой, нравственно-духовной и рефлексивной сфер личности учащихся (300 чел) позволила получить и систематизировать фактические данные, показавшие явное неблагополучие в сфере нравственно-полового воспитания. Более 70% учащихся обследованной выборки имеют несформированную установку на целомудрие и сохранение девственности до брака; почти 20% учащихся имеют сильно выраженную установку на интимные отношения до брака. При этом для них характерны негативные проявления эмоциональных состояния страха неудачи и отвержения, недостаточный уровень уверенности в себе, низкая ответственность за будущую брачно-семейную жизнь.

6. С учетом выявленных в теоретическом анализе условий, на основе данных диагностического исследования и в соответствии с исходными гипотезами разработана и реализована в экспериментальной работы с ЭГ учащихся комплексная программа воспитательно-образовательной работы (психологической подготовки), показавшая высокую эффективность в решении поставленных формирующих и развивающих задач.

7. Результаты контрольной сравнительной диагностики по итогам формирующей работы полностью подтвердили все исходные научные предположения относительно условий, факторов и механизмов формирования нравственно-психологической установки на целомудрие и связанных с нею личностных свойств.

8. Корреляционный анализ показателей установки на целомудрие с показателями личностных свойств, подвергнутых диагностике в исследовании, убедительно подтвердил проверяемую в нашем исследовании гипотезу о внутренней связи установки на целомудрие и личностных характеристик мотивацион-ной, эмоциональной и ценностно-смысловой сфер личности подростков. При этом наиболее существенная связь установки на целомудрие с показателями ЦСО и нравственно-духовных ориентаций позволяет предположить существование нравственно-духовного механизма (главного фактора) формирования установки на целомудренную жизнь.

Автор видит перспективы дальнейших исследований по проблеме в разработке и реализации целостной системы психологической службы в системе образования (школы, колледжи, вузы, а также факультеты повышения квалификации педагогов), в которой найдут свое место и реализацию основные идеи и принципы данного исследования:

- идея комплексного диагностического и формирующего подхода к нравственно-половому воспитанию и развитию молодежи;

- принцип нравственно-духовного и ценностно-смыслового анализа современных проблем целомудрия, образа жизни и подготовки молодежи к брач-но-семейной жизни.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Ганина, Марина Владимировна, 2009 год

1. Абраменкова, В.В. Половая дифференциация и еексуализация детства: горький вкус запретного плода / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. Вып. 5.-М., 2003.

2. Адам, М. Предупреждение болезней, передающихся половым путем, политика общества и постмодернизм. Христианский научно-апологетический центр CD-ROM./М. Адам. -Одесса, ЕААА, 2002.

3. Акимова, JI.H. Психология сексуальности. Учебное пособие / JI.H. Акимова.- Одесса: СМИЛ, 2005. 198 с.

4. Акопян, А.С. Состояние здоровья и смертность детей и взрослых репродуктивного возраста в современной России М., 1999. - 186 с.

5. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 1977. - 376 с.

6. Андреева, Т. В. Семейная психология: Учебное пособие / Т. В. Андреева.

7. СПб.: Речь, 2004. — 244 с.

8. Артур, К. Сексуальность в свете Библии / К. Артур. М.: Весть, 2005. - 286 с.

9. Афоризмы. Золотая коллекция. Минск: Харвест, 2000.- 1008 с.

10. П.Беличева, С.А. Основы превентивной психологии. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума "Социальное здоровье России", 1993. 199 с.

11. Бендас, Т.В. Тендерная психология: Учебное пособие / Т.В. Бендас СПб.: Питер, 2005.-431 с.

12. Бердяев, Н.А. Эрос и личность: Философия пола и любви / Н. Бердяев-СПб.: Азбука классика, 2007. - 224 с.

13. Бернштам, Т.А.Девушка-невеста и предбрачная обрядность в Поморье / Т.А. Бернштам// Русский народный свадебный обряд Л.: Наука, 1977 - С. 4971.

14. Биби, Р. Половое воспитание: каким путем идти? Конспект лекции / Р. Би-би. М.: МАО О МФО, 1999.

15. Биддалф, С. Воспитывать мальчишек. Как? / С. Биддалф; пер. с англ. И.А. Литвиновой; ил. П.Стэншина. М.: РИПОЛ классик, 2008. - 224 с.

16. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Бо-жович. М.: Просвещение, 1968.

17. Бокрэм, К., Синекс, А. По дорогам взросления/ Пер. с англ. / К. Бокрэм, А. Синекс. М.: София, 2004. - 352 с.

18. Большаков, В.Ю. Психотренинг: Социодинамика, игры, упражнения/ В.Ю. Большаков.- СПб.: АО"Светоч".- 1994. 315 с.

19. Бондырева, С.К., Колесов Д.В. Выживание (факторы и механизмы): Учебное пособие / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО МОДЭК, 2005. - 368 с.

20. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. — М., 1988. — 301 с.

21. Братусь, Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности / Б.С. Братусь. М.: Знание, 1977.

22. Бубнов, Ю.Н. Социальные факторы гармонизации супружеских отношений.: Автореферат дисс. / Ю.Н. Бубнов. Минск, 1966.

23. Булаева, Ж., Франчук, В. Путь взросления: ориентиры / Ж. Булаева, В. Франчук. К.: Фарес, 2005. - 176 с.

24. Бюне, В. Может ли любовь быть грехом? / В. Бюне. CLV,1991. -112 с.

25. Ван дер Дуф, С. Помогите, мой ребенок взрослеет! Путеводитель для родителей по волнам сексуального воспитания ребенка/ С. Ван дер Дуф. Пер. с ни-дерл. Н.И. Банаевой. - М.: NOTA BENE МТК, 2005. - 128 с.

26. Введение в христианскую этику. Часть 1. М., 1996.

27. Властовский, В.Г. Акцелерация роста и развития детей / В.Г. Властовский. -М.: МГУ, 1976.-253 с.

28. Ганина, М.В. Библейское учение об освящении добрачных отношений Текст. / М.В. Ганина// Путь богопознания. 2003. - № 9.- М.: Изд-во Московской богословской семинарии, 2003.- С. 130-149.

29. Ганина, М.В.Христианские ценности и формирование целомудрия у молодежи Текст. / М.В. Ганина//Гуманизм и духовность в образовании: Труды III Международной научной конференции. Нижний Новгород, 2004.- С. 140-143.

30. Ганина, М.В. Установка на целомудрие как признак личностно здорового человека Текст. / М.В. Ганина// Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: Межвуз. сб. научн. трудов. Вып. 5,- Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ, 2004.- С. 43-59.

31. Ганина, М.В. Содержание понятий "любовь", "секс", "брак" в представлениях подростков и молодежи Текст. / М.В. Ганина// Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: Межвуз. сб. научн. трудов. Вып. 6.-М.: Изд-во РАХИ.- 2005.- С. 49-54.

32. Ганина, М.В. Христианские ценности как основа формирования целомудрия у молодежи Текст. / М.В. Ганина// Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: Межвуз. сб. научн. трудов. Вып. 8.-М.: Изд-во РАХИ.-2006.- С. 71-76.

33. Ганина, М.В. Психологическая помощь подросткам в воспитании целомудрия Текст. / М.В. Ганина// Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: Межвуз. сб. научн. трудов. Вып. 9.-М.: Изд-во РАХИ.- 2006.- С. 7681.

34. Ганина, М.В. Психологические условия формирования нравственной установки на целомудрие Текст. / М.В. Ганина// Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: Межвуз. сб. научн. трудов. Вып. Ю.-Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ.- 2007.- С. 119-132.

35. Ганина, М.В. Нравственно-психологическая установка на целомудрие и условия ее формирования Текст./ М.В. Ганина// Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: Межвуз. сб. научн. трудов.- Вып. 11.-М.: Изд-во РАХИ-2008.- С. 61-74.

36. Ганина, М.В.Разработка программы воспитания целомудрия у молодежи Текст. / М.В. Ганина // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: Межвуз. сб. научн. трудов.- Вып. 12.-М.: Изд-во Русско-американского института 2008.- С. 71-77.

37. Ганина, М.В. Психологическая диагностика нравственной установки на целомудрие Текст. / М.В. Ганина// Вестник университета, 2008, №9 (47) .- М.: Государственный университет управления, 2008 — С. 50-51.

38. Ганина, М.В. Формирование нравственной установки на целомудрие в программе психологической подготовки учащихся Текст. / М.В. Ганина // Вестник университета.- 2008 №10 (48). - М.: Государственный университет управления, 2008.- С. 48-49.

39. Ганина, М.В. Комплексная программа формирования нравственно-психологической установки на целомудрие у молодежи: Учебно-методическое пособие Текст. // М.В. Ганина. М.: Изд-во Русско-американского института, 2008. - 80 с.

40. Гидденс, Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах / Э. Гидденс. СПб.: Питер, 2004, 208 с.

41. Гусева, Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами / под научн. ред. Л.М. Шипицыной / Гусева Н.А. СПб.: Речь, 2005. - 256 с.

42. Дехтяренко, Л., Пикок Д. Убийца, живущий на свободе., Минск, 2000.

43. Диксон, П. СПИД и ты / П. Диксон. М.: Триада, 2003.

44. Добсон, Д. Любовь на всю жизнь. Пер. с англ./ Д. Добсон. М.: Христианский мост, 1991. - 80 с.

45. Добсон, Д. Ч. Родителям и молодоженам: Доктор Добсон отвечает на ваши вопросы/ Д.Добсон.- Центр общечеловеческих ценностей, 1992- 576 с.

46. Добсон, Д. Подготовка к взрослению / Д. Добсон. СПб.: Кредо, 1999. -189 с.

47. Захарова, JI.H. Психологическая подготовка педагога / JI.H. Захарова. -Нижний Новгород, 1993.54.3еньковский, В.В. На пороге зрелости / В.В. Зеньковский. Клин, 2001. 55.3имбардо, Ф. Застенчивость/ Ф. Зимбардо. - М.: ACT: Астрель, 2005. - 284 с.

48. Иванов, Вяч. Вс. К семиотической теории карнавала как инверсии двоичных противопоставлений / Вяч. Вс. Иванов// Труды по знаковым системам — Тарту, 1977.

49. Ивченкова, Н.П., Ефимова, А.В., Аккузина, О.П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни / Н.П. Ивченкова, А.В. Ефимова, О.П. Аккузина //Вопросы психологии. Вып. 3. — М., 2001.

50. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб: Издательство "Питер", 2000. - 502 с.

51. Ильин, Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. СПб: Издательство "Питер", 2009.-368 с.

52. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. СПб: Издательство "Питер", 2002. - 752 с.

53. Ильичева, И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней) / И.М. Ильичева. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. - 208 с.

54. Информационные кампании по ВИЧ/СПИДу (пособие для организатора), ЮНИСЕФ. Новосибирск, 2005. - 226 с.

55. Исаев, Д.Н., Каган, В.Е. Половое воспитание детей / Д.Н. Исаев, В.Е. Каган. -Л., 1988.

56. Исупова, О.Г. Отказ от новорожденного и репродуктивные права женщины / О.Г. Исупова // Социологические исследования. Вып. 11.- М.: Наука, 2002.

57. Каган, В.Е. Воспитателю о сексологии / В.Е. Каган. М.: Педагогика, 1991

58. Кафтанджиев, X. Секс и насилие в рекламе / X. Кафтанджиев. — СПб.: Питер, 2008.-496 с.

59. Кинтас, А. Человеческая любовь / А. Кинтас. М, 1998.

60. Клее, М. Психология подростка. Психосексуальное развитие / М. Клее. — М, 1991.

61. Колесов, Д.В. Беседы о половом воспитании / Д.В. Колесов. М., 1986.

62. Колесов, Д.В. Подросток: взросление и здоровый образ жизни / Д.В. Колесов. М.: Грааль, 2001.- 100 с.

63. Кон, И.С. В поисках себя/И.С. Кон.-М.: Политиздат, 1984 335 с.

64. Кон, И.С. Дружба: Этико-психологический очерк // И.С. Кон.- М.: Политиздат, 1987.-350 с.

65. Кон, И.С. Введение в сексологию / И.С. Кон. М.: Медицина, 1989.

66. Кон, И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века / И.С. Кон. -Дубна: Феникс +,2001.

67. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. М., 1989.

68. Коротаева, Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия / Е.В. Коротаева. М.: Профит Стай л, 2007. - 224с.

69. Крабб, JI. Внутренний мир/ JI. Крабб. Пер. с англ. Новосибирск: Посох, 1997.-254 с.

70. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2002. - 992 с.

71. Крук, Р. Основы христианской этики / Р. Крук. М.: Триада, 2005. 320 с.

72. Лахай, Т., Лахай, Б. Тайны супружеского ложа: Пер. с англ./ Т. Лахай, Б. Ла-хай.- СПб.: Мирт, 2001.- 327 с.

73. Ла Хей, Т., Ла Хей, Б. Воспитание детей в сексуальной чистоте / Т. Ла Хей, Б. Ла Хей. Пер. с англ. СПб.: Издательский Дом Христофор, 2008. - 352 с.

74. Левинтон, Г.А. Инцест/ Г.А. Левинтон //Мифы народов мира: Энциклопедия.-М., 1980, т. 1.-С. 545-547.

75. Леонова, Л.Г., Бочкарева, Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: Учебно-методическое пособие / Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева. Новосибирск: Новосибирский медицинский институт, 1998

76. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М., 1975

77. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. М.: Смысл, 2003. - 487 с.

78. Леус, Т.В. Папины дочки & маменькины сынки: игры, в которые играют семьи / Т. Леус. Екатеринбург: У-Фактория; М.: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2008.-256 с.

79. Либин, А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций / А.В. Либин. М.: Смысл, 1998. — 532 с.

80. Лихачев, Д.С. Смех в Древней Руси / Д.С. Лихачев, A.M. Панченко, Н.В. Понырко. -Л.: Наука, 1984. 295 с.

81. Лотман, Ю.М. Место киноискусства в механизме культуры/ Ю.М. Лотман // Труды по знаковым системам — Тарту, 1977- С. 138-150.

82. Лотман, Ю.М. Новые аспекты изучения культуры Древней Руси/ Ю.М. Лотман, Б. Успенский// Вопросы литературы, 1977- № 3 С. 148-166.

83. Льюис, К.С. Просто христианство. Любовь: Собр. соч. в 8 т./ К.С. Лыоис. -Т. 1/ Пер.с ангнл. И. Череватая, Н. Трауберг М.: Виноград, 1998. - 304 с.

84. Мадарас, Л. Что происходит с моим телом?: книга для девочек/ Л. Мадарас. М.: Астрель: ACT, 2007. - 279 с.

85. Мадарас, Л. Что происходит с моим телом?: книга для мальчиков/ Л. Мадарас. М.: Астрель: ACT, 2007. 237 с.

86. Майер П. Чистота, любовь, брак. Пер. с нем./ П. Майер. М.: Христианское издательство, 1992.-224 с.

87. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1997. - 688 с.

88. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. СПб.: Питер, 2002.

89. Мак Ги, Р. Поиск значимости / Р. Мак Ги. М., 1994.

90. Макдауэлл, Д. Дарите друг другу любовь. Пер. с англ. / Д. Макдауэлл, И.П. Лыоис. М.: Новая жизнь, 1994.

91. Макдауэлл, Д. Сексуальный грех и прощение/ Д. Макдауэлл. М.: Новая жизнь, 1994.-64 с.

92. Мастере, У., Джонсон, В., Колодни, Р. Основы сексологии / У. Мастере, В. Джонсон, Р. Колодни. М, 1998

93. Махов, Ф.С. Давайте поговорим об "этом" или Как надо и как не надо говорить об "этом". (Материалы для специалиста образовательного учреждения) / Ф.С. Махов. СПб.: КАРО, 2003. 256 с.

94. Мелетинский, Е.М. Об архетипе инцеста в фольклорной традиции/ Е.М. Мелетинский// Фольклор и этнография. Л.: Наука, 1984. - С. 57-62.

95. Мень, Александр. Отец Александр Мень отвечает на вопросы/ Протоире-ей А. Мень. М.:Фонд Александра Меня. - 1999 - 320 с.

96. Мифы народов мира: Энциклопедия — М., 1980.

97. Михайлов, Ю.П. Психология мужества. Нравственная подготовка юноши / Ю.П. Михайлов. СПб.: Издательство Буковского, 1999. - 64 с.

98. Мороз, О. Группа риска. Профилактика СПИДа / О. Мороз. -М.:Просвещение, 1990. 96 с.

99. Морозов, Д.В. Техника безопасности для родителей детей нового времени / Д.В.Морозов. М.: РИПОЛ классик, 2007. - 288 с.

100. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику / А.В. Мудрик. Пенза, 1994

101. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. — М., 2000.

102. Нагаев, В.В. Психология сексуальной безнравственности / В.В. Нагаев. -Сыктывкар: Общество психологов СССР, 1990.

103. Наслаждение быть мужчиной: западные теории маскулинности и постсоветские практики/ под ред. Ш. Берд и С. Жеребкина. СПб.: Алетейя, 2008. -296с.

104. Немцев, B.C. Союз любви / B.C. Немцев. Минск, 2002.

105. Ничипоров, Б.В. Введение в христианскую психологию/ Б.В. Ничипоров. -М., 1998.

106. Носков, М.В. Исследование психологических механизмов диалогизации педагогического общения: Дис.канд.психол. наук / М.В. Носков. Нижний Новгород, 1999.

107. Никаких извинений: правда о жизни, любви и сексе: Пособие для преподавателя. Пер. с англ. М.: Духовное возрождение, 2001. - 208 с.

108. Обухова, JI. Ф. Возрастная психология / JI. Ф. Обухова. — М., 2000.

109. Орлов, Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками: Кн. для учащихся / Ю. М. Орлов. М.: Просвещение, 1987. - 224 с.

110. Основы семейной психопедагогики (курс лекций) / В.И. Короткий. — Архангельск: Март, 2003. 178 с.

111. Пауэлл, Дж. Как устоять в любви. Пер. с англ. / Дж Пауэлл. М.:Лига-фолиант, 1993. - 160 с.

112. Плахотя, Л.П., Мороз, И.Н. Репродуктивные установки молодежи / Л.П. Плахотя, И.Н. Мороз// Беларусь: 10 лет после Каирской конференции по народонаселению и развитию. — Минск, 2003. С. 151-152.

113. Подросток и семья: Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. — Самара: БАХРАХ М., 2002. - 656 с.

114. Понтон, JI. Сексуальная жизнь подростков / Л. Понтон. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

115. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под общей ред. М.Р. Битяновой. СПб.: Питер, 2007. - 304 с.

116. Практическая психодиагностика/ Под ред. Д. Я. Райгородского- Самара, 2001.

117. Прешофф, Г. Воспитывать девочку. как? / Г. Прешофф. М.: РИПОЛ классик, 2008. - 224с.

118. Профессионально-творческая подготовка специалиста: Коллективная монография / Под ред. В.В. Рыжова Нижний Новгород, 2007.

119. Профилактика ВИЧ/СПИДа у несовершеннолетних в образовательной среде: Учебное пособие / Под ред. Л.М.Шипицыной. СПб., Речь, 2006. - 208 с.

120. Психология здоровья: Учебник для вузов/ Под ред. Г.С.Никифорова. — СПб.: Питер, 2006. 607 с.

121. Психология и этика: опыт построения дискуссии. Самара: Издательский дом БАХРАХ, 1999.

122. Психология подростка. Хрестоматия. / Составитель Ю.И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 526 с.

123. Психосексология: Хрестоматия / К.В. Сельченок, Издательство: Харвест ,1998. 496 с.

124. Райе, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф.Райс. -СПб.: Питер, 2000. 656 с.

125. Райт, Н. Вопросы, которые задают женщины в частной беседе/ Норман Райт. СПб.: Кредо, 1999. - 464.

126. Райх, В. Сексуальная революция / В. Райх. М.: Университетская книга, 1997.- 350 с.

127. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная и педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. СПб.: Питер, 2000. - 416 с.

128. Рехак, Т. Секс вишенка на торте / Т. Рехак. — М.: Триада, 2003.

129. Романов, И. В. Особенности половой идентичности подростков / И. В. Романов // Вопросы психологии. Вып. 4. М.,1997. с. 39-47

130. Русский Эрос, или Философия любви в России / Сост. В.П.Шестаков. -М.: Прогресс, 1991. 448 с.

131. Рыбин, В.А. Гуманизм как этическая категория / В.А. Рыбин. М.: Логос, 2004. - 272 с.

132. Сатир, В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ./ В. Сатир. М.: Педагогика-Пресс, 1992. — 192 с.

133. Сековская, З.А. Молодежь Беларуси на пороге третьего тысячелетия/ З.А. Сековская. Минск: Принткорп, 2002.

134. Селевко, Г.К. Воспитательные технологии / Г.К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 320 с.

135. Семенов, B.C. Образы брака и любви в молодежных журналах/ B.C. Семенов// Молодежь, образование, воспитание, профессиональная деятельность. Л.: Наука, 1973.

136. Семенов, Ю.И. Происхождение брака и семьи/ Ю.И. Семенов. -М: Мысль, 1981.-309 с.

137. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. -Минск: Хар-вест, 1998.

138. Станеки-Козвоски, М., Бжиска, А., Хейнс, У. Мой мир и я: Путь любви. Пособие для учителя / М. Станеки-Козвоски, А. Бжиска, У. Хейнс, /Под ред. Б.П. Битинаса. М.: МАОО МФО, 1999. - 354 с.

139. Станеки-Козвоски, М., Бжиска, А., Хейнс, У. Любовь, жизнь, семья. Пособие для учителя / М. Станеки-Козвоски, А. Бжиска, У. Хейнс, /Под ред. Л.М. Панковой. М.: МАОО МФО, 1999. - 341 с.

140. Стельникова, О.М. Расскажите дочке, как . Откровенно о сокровенном / О.М. Стельникова. М.: ЗАО Центрополиграф, 2007. - 142 с.

141. Телеповы, М. и Н. 1+1=? (арифметика отношений до брака) / М. и Н.Телеповы. М.: Протестант, 2006. — 128 с.

142. Телефон доверия по ВИЧХСПИД. Организация. Менеджмент. Консультирование. М.: Ассоциация российских телефонов доверия по ВИЧ/СПИДу, ИППП, репродуктивному здоровью, наркозависимости, 2002, 305 с.

143. Темкина, А.А. Сексуальная жизнь женщины: между подчинением и свободой / А.А. Темкина. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. - 376 с.

144. Тимошенко, JI.H. Воспитание старшеклассниц. Книга для учителя / Л.Н. Тимошенко. М.:Просвещение, 1990. 191 с.

145. Топоров, В.Н. Геометрические символы/ В.Н. Топоров// Мифы народов мира: Энциклопедия. М. 1980.- С. 272-273.

146. Тробиш, В. Любовь чувство, которому надо учиться и другие произведения / В. Тробиш / Пер. с анг. - М.: Центр "Нарния", 2005. - 128 с.

147. Уайт, Д. Эрос оскверненный. Пер. с англ./ Д. Уайт. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1997. — 207 с.

148. Узнадзе, Д.Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. СПб.: Питер, 2001. -416 с.

149. Учителям и родителям о психологии подростка. /Под ред. П. Г. Аракело-ва. М., 1990.

150. Файнберг, Л.А. У истоков социогенеза/ Л.А. Файнберг. М.: Наука, 1980. -153 с.

151. Фопель, К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Планирование жизни. Решение проблем. Сотрудничество / К. Фопель. М.: Генезис, 2008. - 184 с.

152. Фопель, К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Отделение от семьи. Любовь и дружба. Сексуальность / К. Фопель. М.: Генезис, 2008. - 184 с.

153. Фопель, К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Личность. Способности и сильные стороны. Отношение к телу / К. Фопель. М.: Генезис, 2008. - 184 с.

154. Фопель, К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Цели, ценности, интересы. Школа и учеба. Работа и досуг / К. Фопель. М.: Генезис, 2008. - 184 с.

155. Формирование личности в переходный возраст: от подросткового к юношескому возрасту. / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987.

156. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М., 1990.

157. Хаггет, Д. Дорога любви. Пер. с англ. / Д. Хаггет- СПб.: Мирт, 1997. -160 с.

158. Харчев, А.Г. Брак и семья в СССР/ А.Г. Харчев. М.: Мысль, 1979.- 367 с.

159. Хрипкова, А. Г., Колесов, Д. В. Мальчик — подросток — юноша: Пособие для учителей / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. М.: Просвещение, 1982.— 207 с.

160. Хрипкова, А.Г., Колесов, Д.В. Девочка — подросток — девушка: Пособие для учителей / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. М.: Просвещение, 1981. -128 с.

161. Хэшн, Р. Забытые моменты / Р. Хэшн. Новосибирск, 1993. - 72 с.

162. Цеткин, К. Воспоминания о Ленине/ К. Цеткин.- М.: Госполитиздат, 1955.- 72 с.

163. Частная сексопатология/ Под ред. Г.С. Васильченко.- М.: Медицина, 1983.

164. Черникова, Т.В. Возраст первой любви. Воспитание чувств: классные часы и клубные занятия для старшеклассников: методическое пособие / Т.В. Черникова, И.В. Камышанова. М.: Глобус, 2006. — 183 с.

165. Шеррер, Д. Как поговорить с детьми о сексе / Д. Шеррер, Л. Клепаки. -Grace Publishing International, 2005. 237 с.

166. Шестаков, В.П. Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство /М.: Республика, 1999. 464 с.

167. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: игровые методики / Н.Е. Щуркова. -М.: Педагогическое общество России, 2001. — 224 с.

168. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. М., 1996.

169. Яговдик, Н.З. и др. Венерические болезни: Справ./Н.З. Яговдик, М.В. Ка-чук, А.Т. Сосновский и др.// Под ред. Н.З Яговдик. Минск: Беларуская навука, 1999.-342 с.

170. Я хочу провести тренинг / Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передаваемых половым путем. Новосибирск: Гуманитарный проект, 2001.

171. Яндиан, Б. Одна плоть / Б. Яндиан. Минск: Пикорп, 1996.

172. Янушкявичюс, Р.В., Янушкявичене, O.JI. Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов/ Р.В. Янушкявичюс, O.JI. Янушкявичене. М.: ПРО-ПРЕСС, 2002. - 456 с.

173. Alan Guttmacher Institute. Sex and the American Teenager-1994.

174. Broude G. J. The cultural management of sexuality. In: Handbook of cross-cultural human development/ Ed. R.H. Munroe, R.L. Munroe, B.B. Whiting. New York-London, 1981, p. 633-674.

175. Bullough V.L. Sexual variance in society and history. New York, 1976. -715 p.

176. Carey, Ronald F., et al. Effectiveness of latex condoms as a barrier to HTV-sized particles under conditions of simulated use. Sexually Transmitted Diseases, July/Aug.,1992, 230-4.

177. Carlson, Margaret. A Girl's Best Friends. TIME Magazine, 147(4). 1996.

178. Craven, В., Dixon, P., Stewart, G., Tooley, J. HIV and Aids in Schools / B. Craven, P. Dixon, G. Stewart, J. Tooley. London: The Institute of Economic Affairs, 2001.-99 p.

179. Davenport W. H. Sexual patterns and their regulations in a society of the Southwest Pacific. In: sex and behavior/ Ed. F. A. Beach. New York - London, 1965, p. 164-207.

180. Davenport W.H. Sex in cross-cultural perspective. In: Human sexuality in four perspectives. - Baltimore - London, 1977, p.115 -163.

181. Ember С. R. Cross-cultural perspective on sex differences. In: Handbook of cross-cultural human development. - New York - London, 1981, p.531 -580.

182. Facing Reality: Abstnience-Centered Curriculum Evaluation Report (1994-95), Illinois Dept. of Public Aid.

183. Flandrin J. -L. Le sex et l'Occident. Evolution des attitudes et des comporte-ments. Paris, 1981.-367 p.

184. Flandrin J. -L. Un temps pour embrasser. Aux origines de la morale sexuelle occidentale (VI -XI siecle). Paris, 1983. - 252 p.

185. Foucault M. Histoire de la sexualite. T.I. La volonte de savoir. Paris, 1976. -211 p.

186. Frazer G.G. (Фразер Д.Д.) Золотая ветвь. Исследование магии и религии: пер. с англ. -М.: Политиздат, 1980. — 831 с.

187. Freud S. Contributions to the psychology of love. Standart Edition., London, 1957 vol. 11, p. 163 -208.

188. From Glenn Stanton's social research paper "Only a Piece of Paper".— 1995.

189. Gebhard P. H. Human sexual behavior. A summary statement. — In: Variations of ethnographic spectrum/Ed. D.S Marshall, R.C. Suggs. New York, 1971, p. 206 -217.

190. Gulik R. van Sexual life in Ancient China. Leiden, 1961.

191. Hunt M.M. The Natural history of love. New York, 1959. - 416 p.

192. Marshall D.S Sexual behavior on Mangaia. In: Human sexual behaviour, New York-London, 1971, p. 103 162.

193. Mead M. Male and female. New York, 1955. - 318 p.

194. Messenger J. C. Sex and repression in an Irish Folk community. — In: Human sexual behavior. — New York, 1971, p. 3 37.

195. Nigel D.Pollock The relationships revolution / N. D.Pollock. UK.: INTER-VARSITY PRESS, 1998. 175 p.

196. Orr, Donald (1991). Premature Sexual Activity as an Indicator of Psychosocial Risk. Pediatrics, 87(2), 141-147.

197. Ortner S. В. Gender and sexuality in hierarcial societies. In: Sexual meanings. The cultural construction of gender and sexuality/Ed. S.B. Ortner, H. Whitehead. Cambrige - London, 1981, p. 359.

198. Paige К. E., Paige J. M. Politics and reproductive rituals. Berkeley, 1978.

199. Panzer, Richard. Condom Nation. Westwood, NJ:Center for Educational Media. 1997

200. Powell J. The Secret of Staying in Love. Argus, 1974.

201. Riches, V. Sex Education or Indoctrination? / V. Riches. FAMILY & YOUTH CONCERN, 2004.

202. Saunders, P. The AIDS pandemic / P. Saunders // Triple Helix. NO. 27. London, 2004.

203. Satir V. Peoplemaking (Science and Behavior books) — 1972

204. Sex and Relationship Education Guidance. DfEE: Department for Education and Employment, London. 2000.

205. Shorter E. The making of the modern family. — New York, 1975. 369 p.

206. Stammers, T. Abstinence education / T. Stammers // Triple Helix. NO. 23. London, 2003.

207. Stanton Glenn. Why Marriage Matters. Colorado Springs, 1997.

208. Stillman, A. Changes in AIDS-Related Risk Behavior After Adolescence: Relationship to Knowledge and Experience Concerning HIV Infection. Pediatrics, 89(5).- 1992.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.