Формирование нравственной культуры студенчества: Соц.-филос. анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Багаутдинов, Айрат Маратович

  • Багаутдинов, Айрат Маратович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1997, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 158
Багаутдинов, Айрат Маратович. Формирование нравственной культуры студенчества: Соц.-филос. анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Уфа. 1997. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Багаутдинов, Айрат Маратович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.

1 Понятие нравственной культуры в системе социальнофилософских оснований человеческой деятельности.

2. Критерии нравственной культуры.

ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСТВА

В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА.

1. Особенности становления нравственной культуры современного студенчества.

2. Пути и средства формирования нравственной культуры студентов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование нравственной культуры студенчества: Соц.-филос. анализ»

Актуальность теми исследования. Решающее значение для оценки состояния нравственной культуры имеют не абстрактные сопоставления различных типов культуры, а конкретный анализ самой нравственной културы , ее возникновения и развития в рассматриваемую эпоху. Такой анализ убедительно опровергает точку зрения тех,кто пытается умалить сегодня значение нравственной культуры,выдвигая на первый план религиозные ценности,либо ценности,связанные с достижением материального благополучия. В этом плане наше обращение к проблемам формирования нравственной культуры студенчества ярко высвечивает многие противоречия и источники современной духовности, ее различные ипостаси, одной из которых, вне всякого сомнения, является культура формирующейся личности, особенно -"ядро" этой культуры - нравственность.

В условиях, когда многогранность социальных отношений и связей значительно возросла, обострились многие общественные противоречия, ранее считавшиеся неантагонистическими, усилились диспропорции между культурой и нравственностью как общечеловеческими ценностями, с одной стороны, и социально-групповой поляризацией ценностных ориентации - с другой. Сложилась ситуация, когда происходит формирование разных культур не только внутри одного общества, но и часто внутри одной и той же социальной группы или слоя.

Жизнедеятельность современного студенчества происходит в условиях реформирования высшей школы. Содержание, масштабы и темпы осуществляющихся в ней преобразований во многом определяются сознательным и инициативным участием в этом процессе самого студенчества.

Существовавшая в нашей стране на протяжении десятилетий тоталитарная система осуществляла жесткий контроль за инициативой и творчеством личности, сознательно сужая тем самым рамки студенческого самоуправления, следовательно - его самосознания. Ведь студенчество характеризуется прежде всего своей наибольшей нацеленностью на завтрашний день, на будущее, что составляет важнейший критерий его нравственного самосознания. При отсутствии этой нацеленности студенчество перестает быть многогранным общественным образованием, раскалываясь на множество групп, объединенных лишь формальной целью получения диплома.

В ходе реформирования системы подготовки специалистов предстоит восстановить гуманистические и общечеловеческие приоритеты в содержании процесса обучения, преодолеть авторитетно-вербальную систему взаимоотношений студента и преподавателя, помочь студенту стать активным субьектом учебного процесса.

Проблемы, связанные с реформированием высшего образования являются не только российскими, но и общемировыми. Не снижается неудовлетворенность тем, как обучает и воспитывает высшая школа. Это относится не только к России, но и к странам Западной Европы [222.52] и США [222.21].

Вместе с тем в России в условиях переходного периода процесс реформирования высшей школы сопровождается ухудшением материального положения основной массы студенчества, ростом неуверенности в возможности трудиться по избранной специальности, что приводит к увеличению социальной напряженности в молодежной особенно - студенческой среде.

Усиление негативных факторов в экономике страны и во всех сферах духовной жизни общества сопровождается ослаблением культурно-просветительской работы, приводит к потере нравственных ориентиров у значительной части молодежи, к обесцениванию важнейших человеческих ценностей.

В настоящее время на первый план выступила финансовая проблема. Из средства развития личности потребление превращается в самоцель, сводя на нет свободное время, необходимое для самовоспитания и творческого развития . Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и к самому себе, отходят на второй план.

В студенческой среде налицо усиление мировоззренческого и нравственного кризиса.Катализатором этого разрушительного процесса выступает целый ряд молодежных средств информации,пропагандирующих преимущества западного образа жизни, индивидуалистическое поведение. Эти "средства" внедряют в сознание молодежи сомнения по поводу прошлых успехов нашей страны в разных областях жизни. Вследствие этого растет отчужденность многих студентов от культурно-исторического прошлого,разрушается привлекательность нравственных идеалов.

В современных условиях необходима выработка новой системы формирования нравственной культуры студентов. Это важная составляющая процесса становления будущего педагога, инженера, врача, юриста. Необходимо органически связать профессиональную подготовку и формирование более высокого уровня нравственной культуры. Только в этом случае молодой специалист будет способен участвовать в совершенствовании общества.

Современные исследователи студенчества подчеркивают необходимость обращения внимания на проблему формирования нравственной культуры студентов. [10.67;186.169]

Исходя из вышеизложенного, исследование проблем формирования нравственной культуры студенчества, его социальных и нравственных основ жизнедеятельности создает возможность более эффективного решения задачи подготовки высококвалифицированных специалистов, обновления всей системы российской высшей школы.

Нравственная культура - важнейшая составляющая процесса становления будущего педагога, инженера, научного работника, врача, юриста, художника. Профессия и нравственность - органически взаимосвязанные феномены.

Степень разработанности пуоблеш. Интерес к разработке понятия нравственной культуры особенно усилился в 70-ые г. г., что связано с целым рядом причин как объективного, так и субъективного характера (крах сталинской диктатуры и время "оттепели" создали предпосылки для исследования духовной составляющей справедливого общества, обострение же противоречий социализма в условиях жесткой системы запретов толкало обществоведов в основном к концентрации своих усилий вокруг эстетических, нравственных и историко-философских проблем).

В работах Архангельского JI. М., Бакштановского В. И., Бачини-наВ.А., Валеева Д.Ж., Волченко Л. Б., ГанжинаВ.Т., Гусейнова

A.А., Дробницкого О.Г., Иконниковой С.Н., Когана Л.Н., Коблякова

B.П., Рыбаковой Н.В., Садыкова Ф.Б. был заложен фундамент для системного анализа понятия нравственной культуры. При этом следует учесть, что многие из этих авторов за редким исключением (Д.Ж.Валеев, Коган Л.Н., Садыков Ф.Б. и Уледов А.К.) нравственную культуру в основном оценивали в плане исследования нравственного сознания.

В 80-ые г. г. в изучении нравственной культуры произошел поворот в сторону исследования проблемы духовности. Работы Аниси-мова С.Ф.,Арнольдова А.И., Бачинина В.А., Библера В.С., Волченко Л.Б., Галкиной И.М., Лукьянова А. В. способствовали выявлению существующих связей между понятиями нравственности, культуры и духа.

Необходимость разработки проблемы нравственной культуры стала особенно остро ощутимой на этапе коренных общественных преобразований в современном мире. Иные общественно-исторические реалии, смена ценностных ориентации изменили горизонты разработки различных аспектов духовного, нравственного и социального в жизни человека и общества. Однако не так много работ, посвященных анализу современной нравственной культуры личности и особенно проблемам ее формирования в студенческие годы. В этом плане можно выделить работы Крыловой Н. Б., Недели Л. И., Рувинского Л.И., посвященные отдельным аспектам нравственной культуры студенчества.

Наиболее весомый вклад в исследование формирования этой культуры внесли работы Астахова В.И., Байгильдина P.M., Ветошки-на А. П., Галимова Б. С., Зборовского Г.Е., Карамышева Э. А., Лисовского В.Т., Руткевича М.Н., Турченко В.Н., Яковлева И.П.

Проблемы оптимизации формирования нравственной культуры рассматривались в работах: Б.Г.Ананьева, Ю.П.Азарова, А.А.Бода-лева, Л.Б.Волченко, И.И.Зарецкой, В.К.Елмановой, Л.А.Журавлева,

A. М. Зимичева, Р.Б.Камаева, Н.В.Кузьминой, Г.И.Михалевской,

B.Н.Мясищева, Р. Т. Насибуллина, Ю.Н.Никифорова, К.К.Платонова,

A.А. Свенцицкого, В.А.Сухомлинского, Н.Ф.Талызиной и других.

Теоретические проблемы формирования нравственной культуры анализируются в работах Д.М.Азаматова, В.Н.Антошкина, А.А.Баим-бетова, B.C. Барулина, Д.Ж.Валеева, Б.С.Ерасова, С.Ф.Елисеева,

B. М. Розина, Ф. Б. Садыкова, Ф.С.Файзуллина, А. К. Уледова и других.

Анализу развития культуры, ее роли в нравственном формировании личности посвящены труды А.И. Арнольдова, А.А.Ахмадеева, Л.Р.Когана, А. И. Титаренко, А.А.Гусейнова, А. С. Батищева, Л.А.Ширяева и других.

Вопросы формирования нравственной культуры прямо или косвенно затрагивали В.Н.Бондаренко, Ф.А.Гайсин, Дж.М.Гилязетди-нов, А. Ф. Кудряшев, М.К.Мамардашвили, Д.А.Нуриев, В.Н.Финогентов и другие.

Большую группу составляют работы,посвященные проблемам гуманизации, гуманитаризации высшего образования. К ним относятся работы Ю.Н.Дорожкина, И. С. Иткиной, А. Б. Курлова, И. М. Орешникова и других.

Особое место в русской гуманистической общественной мысли занимают труды М.М.Бахтина, В.В.Розанова, П.Флоренского,

C.Л.Франка, В.С.Соловьева, которые оригинально освещали вопросы нравственного формирования личности.

Проблемы национального нравственного формирования личности освещены в трудах М.Уметбаева, М.Акмуллы, З.Валиди, М.Гафури, Г.Ибрагимова и других.

Однако сам по себе аспект формирования нравственной культуры у студентов еще не получил достаточного осмысления, особенно в контексте понятий духа и духовности. Этот генетический аспект нравственности и определил главные цели настоящей диссертации.

В качестве объекта исследования выступает современное студенчество как сложное и претерпевающее динамичные изменения социальное образование и его нравственная культура. Предметом исследования является генетический аспект нравственной культуры студенчества.

Цель и задачи диссертации. Целью настоящей работы является социально-философский анализ формирования нравственной культуры студенчества как сложного и многогранного социального образования на современном этапе развития российского общества, раскрытие нравственных и духовных основ его жизнедеятельности.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих взаимосвязанных между собой задач:

- выявление социально-философских оснований нравственной культуры современного студенчества;

- раскрытие критериев духовной и нравственной культуры;

- анализ состояния и особенностей развития духа и нравственности студенческой молодежи;

- определение путей и средств формирования современной нравственной культуры студентов;

- выработка практических рекомендаций и предложений по улучшению духовно-нравственных сторон жизнедеятельности студенчества.

Методологическая основа и источники исследования. Диссертационное исследование базируется на основных положениях философии образования и воспитания,на идеях, содержащихся в трудах отечественных и зарубежных философов, социлогов, психологов,педагогов по проблемам психических и духовных основ нравственности человека. Особую значимость имели теоретические положения и методологические принципы исследования роли образования и воспитания в формировании нравственной культуры.

Источники диссертации: труды выдающихся философов прошлого и настоящего, периодическая печать.

Эмпирическую базу диссертации составили статистические данные , материалы социлогических исследований, учебные планы, программы. В работе использованы результаты исследований , проведенных совместно с сотрудниками кафедры социологии Башкирского государственного университета, в которых автор принимал участие .Автором также было проведено социологическое исследование среди студентов дневных отделений вузов Башкортостана. Сбор информации осуществлялся путем проведения анкетного опроса.

Элементы, составляющие научную новизну диссеутаиии . состоят в раскрытии следующих положений:

- обосновано, что современный процесс формирования нравственной культуры студенчества характеризуется разрывом между ценностными ориентациями и нравственным идеалом; выявлено, что преобладающим в духовной жизни студенчества является полицентризм ценностей с характерным для него эмоционально-рассудочным видением реальности и абстрагированием от душевных переживаний;

- выявлено,что характерной чертой современного нравственного сознания студентов является рационализм.Все чаще для принятия решений студенчество руководствуется не столько моральными постулатами, сколько конкретной рациональной выгодой, эмпирическим рассудком.

- показано, что в студенческой среде налицо кризис нравственности, а также поляризация типов личности студентов,являющаяся объективным основанием для создания конфликтных ситуаций в

- и вузе, в отношениях между молодежью, обществом и государством.Наиболее распространенное явление в студенческой среде - индивидуализм прагматического типа. Усиливаются эгоцентрические настроения.

- выявлена необходимость четкого определения ориентиров нравственного воспитания молодежи,в частности студенчества,выработки усилиями ученых новой концепции нравственного воспитания молодежи,учитывающей новые жизненные реалии и потребности.

- обосновано положение о необходимости изменения культурно-воспитательных функции преподавания,повышения ответственности преподавателей за формирование культурно-нравственного облика будущих высококвалифицированных специалистов в условиях углубления духовного кризиса российского общества. При преимущественно негативном духовно растлевающем воздействии средств массовой информации на молодежь преподаватели вузов призваны, преодолевая духовную сумятицу в собственном сознании,помочь студентам ориентироваться на общечеловеческие ценности.

- определены наиболее приоритетные направления формирования нравственной культуры студентов: этическое образование и воспитание (формирование убеждений путем борьбы с любыми формами обмана - благочестивого и неблагочестивого), гуманитаризация всего образования (укрепление кафедр гуманитарных наук вузов, фунда-ментализация преподаваемых дисциплин и т.д.), повышение роли довузовской подготовки студентов , создание методических советов, определяющих содержание и направления нравственного формирования через преподавание специальных дисциплин.

Теоретическое значение диссертационной работы состоит в раскрытии сущности,содержания .характера и особенностей процесса формирования нравственной культуры, выявлении основных факторов, средств,методов и форм,воздействующих на формирование нравственной культуры студентов, их соотношения и взамозависимости , что может быть использовано в выработке теоретико-методических основ формирования нравственной культуры и в процессе проведения научных исследований .

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в совершенствовании процесса формирования нравственной культуры в вузах, в разработке учебных планов,программ, учебных пособий,в дальнейшем научно-методическом и организационно-педагогическом обеспечении учебно-воспитательного процесса средствами нравственного воспитания.Некоторые конкретные рекомендации , разработанные в процессе исследования .использовались при проведении занятий со студентами кафедры социальной работы Башкирского государственного университета.

Апробация работы:

Диссертация обсуждена на заседаниях кафедры философии Башкирского государственного университета в мае и октябре 1997 года . По итогам обсуждений рекомендована к защите.

Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли свое отражение в докладах, прочитанных на шести научно-практических конференциях, а также в пятнадцати опубликованных научных статьях.

Структура диссертации:

Структура работы определялась задачами, стоящими перед исследователем. Содержание работы изложено на 150 страницах машинописного текста и представлено введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы .

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Багаутдинов, Айрат Маратович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Долгое время вопросы духовной культуры вообще и нравственной в частности рассматривались как нечто второстепенное,не доо-ценивалась роль духовного в жизнедеятельности человека.Между тем духовность присутствует во всех видах и формах деятельности людей, в каждом человеке как личности.

Высокая нравственная культура увеличивает эффективность труда .развивает самого человека.Потребность в творческой личности, имеющей свою гражданскую позицию, характерная обществу ,в перспективе вызовет глубокую внутреннюю потребность в культуре, нравственном самосовершенствовании,в приобретении тех навыков .которые обеспечат зрелость и активность личности.

Сегодняшние студенты.став специалистами, призваны помочь восстановлению нравственной культуры как основы, утверждающей ценность человеческой жизни,способствовать духовному возрождению общества.

Изменение приоритетов в социокультурном измерении проблем человека и общества значительно сказывается на расширении ценностного фундамента содержания нравственной культуры, приобретает новое выражение и расширяет круг факторов нравственно культурного воздействия .Однако включение в социокультурный процесс таких рычагов, как религия, право, закон, мораль, искусство, традиции,обычаи и средства массовой информации идет замедленно,противоречиво и неоднозначно.Как следствие,механизм нравственной культуры и личностном , и в общественном уровне не сбалансирован в качестве системного единства психофизических, духовных и социально-нравственных начал,что отражается на этической неподготовленности личности и общественных структур к движению вперед в начатом процессе социально-нравственных преобразований.

Нравственная культура студенческой молодежи, имея свою специфику, является отражением нравственной культуры общества. Сложные и противоречивые процессы становления и развития нравственной культуры общества нашли свое отражение и в нравственной культуре студенчества.

Сегодня, когда нравственные нормы и ценности предшествующих поколений пришли в острое противостояние с изменениями общественной реальности, студенчество выступает не только как представитель определенной социальной группы, но и как представитель всего нового поколения.И становящаяся нравственная культура студенчества в значительной мере является отражением устремлений нового поколения, выражающих новые потребности современной эпохи, а его культуротворческая роль приобретает важное значение для всего общества.

Начиная с 70-х годов и до недавнего времени формирование нравственной культуры студенчества, молодежи проходило под воздействием деформированной социальной практики и ложного общественного сознания, не отражая объективной реальности, в изоляции от общечеловеческой практики и культуры. В высшей школе ситуация частично переломляется в основном через влияние гуманитарных наук.

Деятельность партии и комсомола, построенная на принципах гипертрофированного классового подхода к любым проблемам вузовской и всей общественной жизни, постоянная жесткая опека со стороны партии над вузовским комсомолом, сковывающая инициативу, самостоятельность студентов, порождая психологию "винтиков", не улучшали условия для самовыражения, формирования творческой активности. Общественная активность студентов носила подчиненный, жестко регламентированный характер.

Студенчество охватило социальная апатия, упал престиж общественной работы и общественных организаций (особенно авторитет комсомола). Это было закономерным итогом, поскольку именно на воспитание послушного объекта были направлены усилия высшей школы и действующих в ней общественных организаций.

В настоящей диссертации мы исходили из того центрального положения ,что нравственная культура личности молодого человека (студента) формируется в самой творческой деятельности(самодеятельности) , которая определяется выбором ценностных ориентаций.

В ходе исследования установлено, что на роль основания нравственной культуры студента может в определенной мере претендовать развитость его духовного мира и потребность рассказать о своих переживаниях другому,что реализуется в дружбе.

Новая нравственная культура студенчества призвана реализовать творческие потенции студентов в активной, целенаправленной нравственной деятельности, базирующейся на новом этическом мышлении, направленной на коренное обновление нравственной культуры общества, вузовской системы и на формирование высоких гражданских качеств личности студента.

Анализ проведенных социологических исследований, касающихся современного состояния и проблем нравственной культуры студентов, свидетельствует о том, что уровень нравственной культуры их основной массы низок. Участие студентов в самоуправлении вузовскими делами остается во многом формальным, студенческое движение только начинает оживляться, действие этих факторов, призванных формировать нравственную культуру студентов, еще мало эффективно.

Социально-философский анализ нравственной культуры привел нас к необходимости исследования структурологии мотивов форм студенческой деятельности.Современное массовое сознание руководствуется идеалом преуспевающей в основном на материальном поприще личности.Труд во имя общей цели , борьба за счастье наибольшего количества людей отодвинулись чуть-ли не на последнее место в системе нравственных ценностей . Как в обществе в целом, так и в студенческой среде углубляется разрыв ценностных ориентаций и нравственного идеала.Чисто прагматический, эмоционально-рассудочный характер восприятия реальности постепенно вытесняет душевные переживания.Узко индивидуальный,эгоистический дух ведет к обеднению человеческих потребностей .подавляет чувства сострадания , соучастия, сопереживания, уважения к другим и к самому себе.Способствует этому доминирующая в средствах массовой информации тенденция замены былого примитивного коллективизма не менее крайним индивидуализмом, с проявлениями аморализма, а не общечеловеческими идеалами солидарности, взаимопомощи людей.

Процесс формирования нравственной культуры студентов наталкивается на процесс разрушения в обществе привлекательности нравственных идеалов, особенно на рост отчужденности от культурно-исторического прошлого страны и народа, поэтому сегодня как никогда остро стоит проблема воспитания у студентов чувства нравственного долга и ответственности за будущее страны и своего народа.

Отходя от просто декларированного утверждения системы абсолютных ценностей(свобода,справедливость,счастье),автор,анализируя сложные социальные, психологические и культурные процессы, здконы, тенденции,характерные для духовной жизни современного студента и студенчества , пришел к выводу, что главный упор в дальнейшем развитии нравственной культуры дожен быть сделан на соединении принципа индивидуального развития с развитием чувства долга и ответственности.Даже почти самая косная натура, как показывает мировой социальный и духовный опыт , слышит голос долга, что является ярким подтверждением полезности общего расширения сети наук гуманитарного цикла с преимущественной ориентацией на социальную философию,этику и историю мировых цивилизаций.

В целом для большинства студентов нравственные ценности, культивируемые в обществе до недавнего времени, не имеют ощутимой значимости, а у части студентов вызывают ярко негативное отношение. В иерархии жизненных ценностей студентов обозначено движение в сторону общечеловеческих ценностей, гуманизма и демократии. Но студенты в своем большинстве еще не осознают это, не связывают свои ценностные ориентиры с нравственным идеалом, поэтому поворот сознания студентов в сторону нравственного идеала в современном его понимании - основная проблема формирования современного нравственного сознания и современной нравственной культуры студентов в целом.

Возможность такого поворота подтверждают приведенные в работе данные.В качестве определенного заслона на пути распространения голой рассудочности,чисто прагматического подхода к жизни можно поставить,по нашему мнению,воспитание чувств красоты и справедливости, что достигается гуманитаризацией всего высшего и среднего образования .реальным участием студенчества в общественной жизни (страны, региона, университета).

Стала острой необходимость четкого определения ориентиров нравственного воспитания молодежи, в частности студенчества, выработки усилиями ученых новой концепции нравственного воспитания молодежи, учитывающей новые жизненные реалии и потребности.

Жизнь требует изменения культурно-воспитательных функций преподавания, повышает ответственность преподавателей за формирование культурно-нравственного облика будущих высококвалифицированных специалистов в условиях углубления духовного кризиса российского общества.При преимущественно негативном духовно растлевающем воздействии средств массовой информации на молодежь преподаватели вузов призваны, преодолевая духовную сумятицу в собственном сознании,помочь студентам ориентироваться на общечеловеческие ценности.

Основными средствами, создающими условия для формирования современной нравственной образованности, нравственной направленности личности студента являются кафедры гуманитарных наук вузов и сами гуманитарные науки. На современном этапе их главная задача в формировании современной нравственной культуры личности студента - внесение в сознание каждого студента идеи обновления, формирования у него способности к диалектическому осмыслению политической и всей социальной реальности.

На современном этапе необходима всемерная гуманизация образования, которая является не только фактором формирования общей культуры личности студента, но и в значительной степени - средством формирования его нравственной культуры.

Результаты социологических исследований показали неудовлетворенность студентов объемом лекционного курса этики.Большинство опрошенных считает необходимым увеличение числа лекционных часов.

Назрела необходимость в организации специальных методических советов, которые могли бы определять содержание и направления формирования нравственной культуры студентов в процессе преподавания специальных предметов.

Жизнь требует также создания в вузах новых форм организации культурно-образовательных центров и комплексов.

Исходя из проделанного анализа современного состояния и наметившейся тенденции в становлении новой нравственной культуры студенчества, котороя начала формироваться в общедемократическом русле, можно сделать вывод, что она в будущем станет в основном целостным образованием, в котором общечеловеческое будет гармонически сочетаться с индивидуальным.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Багаутдинов, Айрат Маратович, 1997 год

1. АбдюковС.А. Общество.Политика. Студент. Ростов.1992.-- 130 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль.1991. -299 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: 1980. -179 с.

4. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. М.: Наука. 1985. -215 с.

5. Азаматов Д.М.Просветительская и революционно-демократическая мысль в Башкирии. Саратов.1984.-230 с.

6. Александрова Р.И. Этическое и эстетическое в творчестве М.М.Бахтина. //Вопросы философии. 1994. N12. -С.16-21.

7. Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания. М.: 1977. -432 с.

8. Анисимов С.Ф. Духовные ценности:производство и потребление. -М.: Мысль. 1988. -253 с.

9. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: 1985. -230 с.

10. Анисимов С.Ф. О крайней необходимости этического образования студентов в университете. //Вестник МГУ. Серия.Философия. 1996. N 2. С.67-68.

11. И. Анисимов С.Ф. Теория ценностей. //Вестник МГУ. Серия. Философия. 1994. N 4. С. 23-25.

12. Антология мировой философии. В 4-х тт. М.: 1970.

13. Антошкин В.Н. Нравственная культура сельского жителя. Авто-реф.дис. . .канд. фи л о с. наук. Уфа. -24 с.

14. Аплетаев А.М.Нравственное воспитание подростков.М.:1988.-230

15. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М.: 1995. -353 с.

16. Аристотель. Соч. в4-хтт.М.: 1974.

17. Архангельский J1.M. Моральное сознание и нравственные отношения. //Структура морали и личность. М.: 1977. -215 с.

18. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: 1978. -280 с.

19. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ. 1990. -367 с.

20. Ачилов М.Н. Нравственное формирование будущего учителя. Ташкент. 1979. -327 с.

21. Афанасьева В.Г. Социологические ценности и ценностные ориентации. М.:1986. -123 с.

22. Ахмадеев А.А. Регион как объект социологического исследования и управления. Автореферат дис. док.социол.наук. Уфа. 1994. -32 с.

23. Бабосов Е.М. Нравственная культура личности. М.: 1985. -255 с.

24. Багдасарьян Н.Б., Кансузян Л.В., Немцов А.А. Инновации в ценностных ориентациях студентов. //Социс. 1995. N 4.1. С.125-129.

25. Байгильдин P.M. Формирование разумных потребностей студентов. Автореф.дис.канд.филос.наук. Уфа. 1987. -25 с.

26. Бакштановский В.И. Культура нравственного сознания и поведения. М.: Знание. 1979. -64 с.

27. Бакштановский В.И., ГанжинВ.Т., Согомонов Б.В. Нравствен28

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.