Формирование общей культуры будущего учителя в системе профессионально-педагогического образования: На примере подготовки учителя изобразительного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Селигеева, Ирина Ростиславовна

  • Селигеева, Ирина Ростиславовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 186
Селигеева, Ирина Ростиславовна. Формирование общей культуры будущего учителя в системе профессионально-педагогического образования: На примере подготовки учителя изобразительного искусства: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Воронеж. 2004. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Селигеева, Ирина Ростиславовна

Введение.

ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы общекультурной подготовки учителя (изобразительного искусства).

1.1. Культура и образование в жизнедеятельности личности.

1.2. Культурно-исторический анализ и современное состояние проблемы общекультурной подготовки будущего учителя.

1.3. Общекультурная подготовка будущего учителя средствами изобразительного искусства.

ГЛАВА 2. Разработка системы формирования общей культуры учителя изобразительного искусства в процессе профессионально-педагогического образования.I.

2.1. Разработка модели общекультурной подготовки будущего учителя изобразительного искусства.

2.2. Проектирование и реализация системы общекультурной подготовки будущего учителя изобразительного искусства.

2.3. Опытно-экспериментальное исследование и анализ эффективности разработанной системы общекультурной подготовки учителя изобразительного искусства

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование общей культуры будущего учителя в системе профессионально-педагогического образования: На примере подготовки учителя изобразительного искусства»

Одним из ключевых аспектов и направлений воспитания и обучения в контексте « проблем гуманизации и гуманитаризации образования, концепции педагогического образования является общекультурная подготовка учителей. Актуальность общекультурной подготовки будущих педагогов обусловлена процессами интеграции и модернизации, происходящими в современном обществе и образовании; углублением противоречий между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности учителя в форме социального заказа общества, и фактическим уровнем готовности выпускников педагогических учебных заведений. к выполнению ими своих профессиональных функций; между стандартно-массовой (типовой) системой подготовки учителя и индивидуально-творческим характером его деятельности. В существующей системе подготовки педагогических кадров все еще имеют место преобладание предметного способа обучения, подготовка педагога-исполнителя, склонного избегать принятия самостоятельных решений, недостаточное развитие общей и профессиональной культуры, диспропорции в теоретической и практической подготовке учителя; в самостоятельной профессиональной деятельности востребованы в основном его функционально-предметные умения, а не творческая индивидуальность (А.А.Вербицкий, М.Н.Костикова и др.).

На современном этапе педагогическая наука и практика решают проблему совершенствования методов и форм вузовской подготовки, разработки педагогических технологий, направленных на реализацию личностного подхода в обучении. В контексте этого выявляются: несомненный приоритет развития творческой, свободной личности учителя с ярко выраженными субъектными свойствами, способной к самореализации, самовыражению и саморазвитию; общая направленность системы профессионально-педагогического образования на гармоничное развитие личности педагога (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, Д.И.Фельдштейи, Е.Н.Шиянов, И.С.Якиманская и др.).

Несмотря на наличие серьезных исследований, проблема формирования общей культуры будущего учителя и роли в этом искусства может быть отнесена к числу недостаточно теоретически разработанных. Проблемы подготовки специалистов образования интенсивно разрабатываются в современной психолого-педагогической литературе1. Все эти работы посвящены подготовке специалистов в системе профессионального образования по различным направлениям, но не отражают в полной мере специфику художественно-творческого аспекта общекультурной подготовки учителя. Несмотря на наличие серьезных исследований, проблема формирования общей культуры будущего учителя в контексте художественного образования может быть отнесена к числу недостаточно теоретически разработанных и рассматривается лишь в следующих аспектах: общая культура человека, находящегося в системе непрерывного образования (Б.Н.Боденко, И.А.Зимняя, Н.А.Морозова, Т.А.Кривченко); общая культура учителя как фактор успешности педагогической деятельности (И.Е.Видт, Н.В.Кузьмина, А.А.Петров, В.А.Сластенин и др.); художественно-эстетическая культура как составная часть гуманитарной культуры педагога (Г.Н.Казилов, И.Ф.Слюняева, Т.В.Челышева и др.); формирование культуры будущего учителя с позиций культурологической подготовки (Т.В.Иванова); создание культурно-эстетической среды как важное условие духовного развития личности (Н.Б.Крылова, Т.К.Мурманцева, В.В.Чижиков и др.); вопросы активизации художественно-творческой деятельности и эстетического воспитания учащихся в общеобразовательной школе и студентов в вузе (Д.Б.Кабалевский, В.С.Кузин, Н.Я.Маслов, Б.М.Неменский, Э.В.Паничева Н.Н.Ростовцев, А.Е.Терентьев, Н.К.Шабанов, Е.В.Шорохов и др.); анализ нравственно-этического аспекта творчества (Е.С.Громов, Э.В.Ильенков, Д.Б.Кабалевский, Ю.М.Лотман, Б.М.Неменский, С.Л.Рубинштейн и др.), что ориентирует процесс решения задачи общекультурного развития будущего педагога на приобщение его к активным формам художественного творчества, непосредственно связанного с эстетическим воспитанием и художественным образованием.

Проведенный анализ научно-методических работ показал, что специальные исследования, посвященные художественно-творческому аспекту общекультурной подготовки будущего учителя, ее системному обоснованию и методологии с применением квалиметрии образования, практически отсутствуют. Это обусловило

1 Вопросы качества образования рассматриваются в трудах В.И.Байденко, А.А.Вербицкого,' И. А.Зимней, З.Д.Жукосской, Н.В.Кузьминой, B.CJIedueea, И.Я.Лернера, Н.А.Селезневой, В.М.Соколова, А.И.'Гатура, В.Д.Шадрикоса, Т.И.Шамовой, В.А.Якунина и др; проектирование образовательного процесса, его контроль и оценка эффективности - в исследованияхЛ.И.Божович, З.Д.Жуковской, Н.В.Кузьминой, A.A.Peana, Г.П.Скок, И.С.Якиманскон и др. необходимость проведения теоретико-методологического анализа данной проблемы, разработки содержания и структуры, а также определения ведущих тенденций и путей совершенствования общекультурной подготовки будущего учителя.

Все вышеизложенное определяет актуальность проблемы исследования: какова сущность общекультурной подготовки будущего учителя и при каких педагогических условиях может быть обеспечено его обще культурное развитие. Неразработанность концептуальных основ общекультурной подготовки учителя в системе высшего педагогического образования, отсутствие законченной, целостной теории формирования общей культуры обусловили. выбор темы исследования: «Формирование общей культуры будущего учителя в системе профессионально-педагогического образования» (на примере подготовки учителя изобразительного искусства).

Цель исследования: разработка и реализация системы формирования общей культуры учителя (изобразительного искусства).

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов педагогического вуза.

Предмет исследования: процесс формирования общей культуры будущего учителя изобразительного искусства в системе профессионально-педагогического образования.

Гипотеза исследования. Процесс общекультурной подготовки учителя будет наиболее эффективен, если:

1) одной из целей высшего педагогического образования будет формирование общей культуры личности учителя, в которой четко выявлены ее структура, содержание, критерии сформированное™ и уровни функционирования;

2) культурная деятельность студента рассматривается как своеобразный внутренний план любой деятельности, формирующий общую культуру будущего педагога (личностную, деятельностную, коммуникативную) и проявляющийся в способности к самоопределению в культуре и саморазвитию культурно-значимых личностных качеств;

3) осуществление процесса формирования общей культуры происходит: через ознакомление студентов с культурно-гуманистическими ценностями, заключенными в профессионально-педагогической деятельности; в активном взаимодействии с искусством в художественно-творческом и педагогическом процессах; при наличии широкого спектра практических занятий, направленных на развитие умений культурного межличностного взаимодействия: творческих тренингов, ролевых и деловых игр;

4) в учебно-воспитательном процессе создаются условия, способствующие общекультурному развитию студентов, такие как диалогичность, сотрудничество, педагогическая поддержка индивидуального развития, сотворчество преподавателя и студента, культурная среда деятельностно-творческого характера, формирование положительного отношения и мотивации к профессии, применение активных методов обучения.

В соответствии с целью, гипотезой, предметом и объектом исследования были поставлены следующие задачи:

1) Проанализировать состояние проблемы и'имеющийся опыт общекультурной подготовки будущего учителя (в контексте художественного образования) и. установить сущность его общекультурной подготовки;

2) Выявить структурные и функциональные компоненты общей культуры учителя;

3) Разработать модель системы общекультурной подготовки будущего учителя, определив ее структуру, содержание компонентов, уровни, механизмы и критерии качества функционирования;

4) Спроектировать, экспериментально проверить и реализовать на практике технологии общекультурной подготовки будущего учителя в условиях педагогического университета (на примере изучения спецдисциплин «Художественное моделирование и конструирование», «Ассоциативная композиция» и педагогической практики).

Методологическую основу исследования составили: базовые категории диалектики, гуманистическая философия и психология, рассматривающие вопросы способностей человека к саморазвитию, самореализации в субъект-субъектных отношениях (М.М.Бахтин, П.П.Блонский, Н.А.Бердяев, В.С.Библер, И.А.Ильин,

К.Роджерс, А.Маслоу и др.); теории общей педагогики и социально-педагогического проектирования, а также нормативные документы по реформе среднего и высшего образования. Теоретическую основу исследования составили: психологические теории и концепции развития личности (А. Г. Ас молов, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков, Д.И.Фельдштейн и др.); концепция личностно-ориентированного образования (Н.И.Алексеев, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская); концепция личностно-деятельностного подхода (Н.В.Борисова, И.А.Зимняя) и культурологического подхода (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, М.С.Каган, А.Ф.Лосев); системно-структурный подход к деятельности педагогических систем (Б.Г.Ананьев, З.Д.Жуковская, Н.В.Кузьмина, Н.А.Селезнева); теория развивающего обучения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.); исследования технологий обучения и воспитания, моделей личности и деятельности специалиста (Е.П.Белозерцев, В.П.Беспалько, Н.В.Борисова, Е.В.Бондаревская, В.В.Краевский, Б.Т.Лихачев, В.М.Монахов, Э.В.Паничева, В.В.Сериков, В.А.Сластенин и др.); методологические подходы к оценке качества педагогической подготовки (З.Д.Жуковская, А.И.Субетто, М.Б.Челышкова); современные концепции педагогического образования (И.Ф.Исаев, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов и др.); теории и концепции художественного образования (В.С.Кузин, Б.М.Неменский, Н.М.Сокольникова, Т.В.Челышева,

Н.К.Шабанов, Т.Я.Шпикалова и др.), а также диссертационные исследования культуры личности и ее влияние на профессиональную деятельность педагога в аспекте культурологической и художественно-эстетической подготовки (И.Е.Видт, Г.Н.Казилов, М.В.Галкина, Т.В.Иванова, А.А.Петров, И.Ф.Слюняева и др.).

В процессе исследования использованы методы: анализ философской, культурологической, психолого-педагогической литературы, ретроспективный анализ, моделирование; анализ передового опыта по формированию общей культуры учителя; опрос с использованием различных видов анкетирования, бесед, интервью; наблюдения за деятельностью педагогов и студентов; анализ учебной и творческой деятельности студентов; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, итоговый); статистическая обработка экспериментальных данных.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается использованием исходных теоретико-методологических позиций, обращенных к смежным отраслям знаний (философии, психологии, социологии, педагогике, культурологии), опытно-экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования, последовательной реализацией его методологических и теоретических основ, применением комплекса методов исследования, адекватным целям, задачам и логике.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- уточнены понятия сущности, содержания, структуры общей культуры будущего педагога и определены компоненты и уровни ее функционирования;

- определены и теоретически обоснованы научно-методологические основы проектирования системы общекультурной подготовки будущего учителя в художественно-творческом образовательном процессе;

- разработана модель системы общекультурной подготовки будущего учителя, включающая содержание деятельности преподавателя, алгоритм поэтапного формирования культуры и организации деятельности студентов в условиях культурно-деятелыюстной среды педагогического вуза;

- определена совокупность интегрированных культуросообразных технологий и основных психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность общекультурной подготовки будущего учителя (изобразительного искусства).

Практическая значимость исследования заключается в разработке системы общекультурной подготовки будущего учителя, комплекса технологий обучения и диагностико-оценочных средств, которые могут быть успешно применены в профессионально-педагогической подготовке студентов в педагогическом вузе, в гуманитарных вузах и вузах искусств, а также в среднеспециальных и общеобразовательных учебных заведениях. Результаты исследования апробированы и внедрены в образовательный процесс профессионально-педагогической подготовки студентов Воронежского государственного педагогического университета.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Общекультуриая подготовка будущего педагога - интегрированный показатель эффективности всего образовательного процесса, сложная, динамическая, саморазвивающаяся инвариантная система, отражающая качество профессионально-педагогической подготовки будущего учителя. Общекультурная подготовка будущего учителя - это процесс творческой самореализации личности в профессионально-педагогической деятельности, направленной на присвоение, передачу и создание культурных ценностей.

2. Модель общей культуры будущего педагога, структурные (культурно-знаниевый, деятельностный, личностно-творческий),-функциональные компоненты, а также уровни которой отражают содержание профессионально-педагогической подготовки, формирующей способность к творческой деятельности и культуре социального взаимодействия, самопознанию и рефлексии, саморазвитию и самореализации, культурной идентификации и интериоризации ценностей культуры; а также готовность будущего учителя к созданию и внедрению в учебный процесс личностно-развивающих культуросообразиых технологий.

3. Модель системы общекультурной подготовки будущего педагога (МОКП), включающая содержание деятельности преподавателя, алгоритм поэтапного формирования культуры и организации деятельности будущего учителя, структуру культурно-деятельностной образовательной среды вуза.

4. Интегрированные культуросообразные технологии общекультурной подготовки будущего учителя, позволяющие реализовать ценностный культурно-смысловой контекст изучаемого студентами материала, осмысление и присвоение культурно-этических ценностей, содержащихся в художественно-эстетической культуре и творческой деятельности.

Организация и этапы исследования. Основной экспериментальной базой исследования являлся Воронежский государственный педагогический университет, факультеты: художественного образования, физико-математический, естественно-географический. Разными видами экспериментальной работы на протяжении 19992003 годов было охвачено более 200 человек: студенты 1-5 курсов ВГПУ, учащиеся: средней школы №1 (1-7 классы), центров дополнительного образования г. Воронежа (всего 1132 человек).

Исследование проводилось в 3 этапа: Первый этап (1999-2000гг.) поисково-теоретический. Проводилось изучение и анализ' отечественных и зарубежных источников по теме исследования, выявлялись причины и противоречия, мешающие обеспечению необходимого качества общекультурпой подготовки будущих учителей. Сформулированы цели, гипотеза и задачи исследования, проведен констатирующий эксперимент.

Второй этап (2000-2002гг.) определены концептуально-методологические основы проектирования модели общекультурпой подготовки учителей в системе профессионально-педагогического образования, разработаны технологии общекультурного развития студентов в педагогическом вузе; организован формирующий эксперимент.

Третий этап (2002-2003гг.) обобщались результаты опытно-экспериментальной работы по исследованию эффективности реализации системы формирования общей культуры студентов педагогического вуза. Завершился формирующий и проведен итоговый эксперимент. Проведена статистическая обработка и содержательная интерпретация результатов исследования. Сформулированы основные выводы по проблеме исследования, завершено оформление диссертации.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Всероссийских научно-практических конференциях «Интеллектуальные информационные системы» (Воронеж, 2002, 2003), ежегодных конференциях «Проблемы качества подготовки специалистов» (Воронеж, ВГТУ 1999-2003), международных конференциях «Педагогический процесс как культурная деятельность» (Самара, 2002), «Проблемы интеллектуализации образования» (Москва-Воронеж, 2002), «Современные технологии обучения» (Санкт-Петербург, 2002, 2003), научно-методических семинарах кафедры изобразительного искусства ВГПУ, межрегиональной конференции «Профессиональное образование преподавателя: традиции и инновации (Воронеж, ВГУ, 2003).

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Селигеева, Ирина Ростиславовна

Выводы к главе II

1) Разработана уровневая модель общей культуры будущего педагога (МОК) в системе профессионально-педагогического образования. Основным содержанием структуры общей культуры личности является генезис тех функций, которые будущий учитель выполняет в процессе профессионально-педагогической подготовки и культурного самоопределения для достижения квалитативного уровня культуры: способность к творческому саморазвитию и самореализации, которое отражается в культуре личности, деятельности и культуре социального взаимодействия; способность к культурной идентификации, интериоризация ценностей культуры.

2) Общекультурная подготовка будущего педагога, занимая ведущее место в профессиональном становлении личности, являясь одной из приоритетных задач системы непрерывного образования, рассматривается как специальный объект моделирования педагогических систем в единстве их структурных и функциональных компонентов и предстает как важнейшая составляющая гуманитарного образования, как результат культурно ориентированного образования личности, обнаруживающийся в адекватно культурно-историческим условиям и традициям сформированной эмоциональной сфере, в творческом характере мышления и деятельности.

3) Спроектирована и апробирована модель системы общекультурной подготовки учителя, включающая алгоритм поэтапного формирования культуры и организации деятельности будущего учителя, содержание деятельности преподавателя в осуществлении общекультурной подготовки студентов, структура культурно-деятельностной среды, педагогические технологии. Критерием качества образовательной модели является развитие у ее выпускников творческой готовности к продолжению образования и самообразованию в новой образовательной или профессиональной среде, а также к культурному саморазвитию и самореализации. Алгоритм поэтапного становления культуры и организации деятельности обучаемых является основой для определения структуры и содержания технологий общекультурной подготовки.

4) Для успешного формирования общей культуры человека необходимы благоприятствующие этому условия, поэтому важнейшим компонентом системы общекультурной подготовки учителя является проектирование не только учебно-информационной, но и культурно-деятельностной среды как пространства личностного развития и самореализации будущего специалиста.

5) Необходимость разработки содержания и организации деятельности преподавателя высшей школы обусловлена требованиями общества и современной парадигмы образования для выполнения им культур ообразующей функции воспитания будущего педагога, где источником его активности являются постоянное самосовершенствование и оказание помощи студентам в их культурно-профессиональном развитии, основанные на изначальном проектировании и прогнозировании результатов совместной деятельности.

6) Опытно-экспериментальная работа показала, что эффективная организация процесса общекультурной подготовки учителя средствами изобразительного искусства зависит от использования интегрированных культуросообразных технологий, психолого-педагогическими условиями которых выступают: ориентация будущего педагога на осмысление внутренних механизмов культуры, как в индивидуальном аспекте, так и в социокультурном, с дальнейшей ориентацией на формирование культуры личности учащихся; бииарность - соединение художественно-эстетического и педагогического компонентов в контексте развития общей культуры студентов; обогащение профессионально-педагогических знаний ценностно-смысловой направленностью художественно-творческой деятельности, связанной с личностным отношением к творчеству, самовыражением, развитием рефлексии, самостоятельности, проявлением активности в потребности культурного развития, определением собственной системы ценностных ориентаций, развитием способности к саморазвитию и готовности к дальнейшей самореализации.

Заключение

Исследование, проведенное в данной работе, является попыткой решения одной из важнейших проблем высшей школы - проблемы формирования общей культуры будущего педагога. Общекультурная подготовка учителя связана с такими фундаментальными задачами, как гуманизация, демократизация педагогического процесса в высшей школе (воспитание творческого и всесторонне развитого педагога) в контексте проблем ее модернизации.

Феномен культуры является интегральной задачей исследования для многих областей наук, различные стороны которого отражаются в понятиях: «культурный человек», «общая культура личности», коммуникативная культура, культура ума, речи, культура поведения и общения, интеллигентность и др. Многогранность этого понятия обусловила многоаспектный анализ с позиций различных подходов, где доминирующим является культурологический подход, дающий возможность представить культуру как механизм сохранения и передачи социального наследия; аксиологический подход раскрывает культуру как деятельность по созданию ценностей и содержание культуры как систему ценностей. Системный подход позволяет рассмотреть культуру в ее целостности и взаимосвязи с образованием, определить образовательную систему как условие творческой самореализации, самодетерминации личности. Так, первая задача исследования, состоящая в обосновании сущности общекультурной подготовки будущего учителя, была решена благодаря обращению к гуманистической парадигме педагогического образования.

Вопросы единства культуры и образования рассматривались во всех педагогических теориях, начиная с Квинтилиана, Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, отечественных педагогов К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др., и до наших дней. Суть современной парадигмы образования состоит в подходе к человеку как к высшей ценности, самоцели и главному условию развития общества. В работах современных исследователей утверждается, что образование - не столько способ просвещения индивида, сколько механизм развития личности и ее культуры, формирование образа мира и человека в нем (В.Д.Шадриков, Д.И.Фельдштейн, Б.Т.Лихачев, В.С.Леднев и др.) В исследовании доказано, что роль педагога в интеграционной культурологической парадигме образования изменяется в сторону развития его личности как мыслящего субъекта культуры, способного реализовать свои «сущностные силы», культурно-творческий потенциал в процессе культуротворческой педагогической деятельности.

Исходя из понимания культуры как: а) специфических способов человеческой деятельности, б) совокупности духовных и материальных ценностей, в) процесса самореализации творческой сущности личности, а также из выделенных планов общей культуры с позиций личностно-деятельностного подхода, нами были определены основные функциональные и структурные компоненты общей культуры будущего педагога: функциональные компоненты - гуманистический, коммуникативный, аксиологический, обучающий, нормативный, регулятивный (корректирующая и развивающая функция), воспитательный; структурные компоненты: культурно-знаниевый (когнитивный и мотивационный), деятельностный, личностно-творческий. Под общей культурой личности педагога мы понимаем культурно-ориентированное созидательное мировоззрение и поведение, основанные на позитивно-социальном отношении к себе и другим, профессионально-педагогической деятельности и действительности, что предполагает в системе его подготовки комплекс - интеграцию общенаучных, общекультурных, художественио-эстетических знаний, составляющие духовно-нравственное и интеллектуальное содержание личности. Развитие общей культуры личности педагога строится на формировании: положительного отношения к профессии, самоосознания себя мыслящим субъектом культуры, рефлексии, усвоении инвариантных способов мышления и творческой профессионально-педагогической деятельности.

Разрабатывая систему общекультурной подготовки, мы исходили из того, что культуросообразным ресурсом личности и деятельности учителя являются не только специальные знания, владение информацией, освоенные технологии обучения и воспитания, но и основы его культурного развития через введение категории «качество» образования, тем самым определяя сущность определения «квалитативная культура» (высшее достижение любого уровня культуры, определяющее степень сформированное™, развитости и относительного совершенства; дальнейший ориентир инвариантного развития культуры человека в профессионально-педагогической деятельности).

В процессе исследования мы пришли к выводу о необходимости проектирования уровневой модели общей культуры будущего педагога (МОК) в системе профессионально-педагогического образования, основным содержанием которой является генезис тех функций, которые будущий учитель выполняет в процессе профессионально-педагогической подготовки и культурного самоопределения для достижения квалитативного уровня культуры: способность к творческому саморазвитию и самореализации, которая отражается в культуре личности, деятельности и культуре социального взаимодействия; способность к культурной идентификации, интериоризации ценностей культуры; способность к самопознанию и рефлексии; готовность к созданию и внедрению в учебный процесс личностно-развивающих культуросообразных технологий.

Общекультурная подготовка будущего педагога - это процесс саморазвития и творческой самореализации личности в профессионально-педагогической деятельности, направленной на присвоение, передачу и создание культурных ценностей. Общекультурная подготовка будущего педагога рассматривается нами как интегрированный показатель эффективности всего образовательного процесса, как сложная динамическая саморазвивающаяся инвариантная система, отражающая качество профессионально-педагогической подготовки будущего учителя и предполагающая соответствие выпускника требованиям новой образовательной парадигмы, социальному заказу общества, представленному в ГОСах и квалификационных характеристиках, и потребностям личности в саморазвитии и профессиональном становлении. Под общекультурной подготовкой будущих учителей понимается процесс, в котором на основе создания целостной системы условий: единства содержания, форм, средств и методов образования, происходит духовное развитие и воспитание человека культуры и нравственности, направленного на поиск путей освоения и передачи культуротворческого опыта человечества подрастающему поколению.

Спроектированная и апробированная модель системы общекультурной подготовки учителя функционирует на основе: алгоритма поэтапного формирования культуры и организации деятельности будущего учителя, проектирования содержания и организации деятельности преподавателя в осуществлении общекультурной подготовки студентов, культурно-деятельностной среды в их

• системном и комплексном сочетании и использованием интегрированных культуросообразных технологий, основное содержание которых представляет собой ценностный культурно-смысловой контекст изучаемого студентами материала, в процессе усвоения которого актуализируются такие свойства и функции личности как: самостоятельность, свобода выбора, поиск жизненного смысла, осмысление и присвоение культурно-этических ценностей, содержащихся в художественно-эстетической культуре и творческой деятельности.

На основе разработанной (И.А.Зимней, Б.Н.Боденко, Т.А.Кривченко, Н.А.Морозовой) модели преемственности поэтапных требований к развитию общей культуры человека мы определили стратегию проектирования модели будущего учителя (профессиограммы) в области его общекультурной подготовки средствами изобразительного искусства. Разработанная модель является описанием образа-представления комплекса общественно и профессионально значимых свойств идеального выпускника высшего педагогического образования и представлена как единство личностных «блоков» - компонентов общей культуры (культурно-знаниевый, деятельностный и личностно-творческий) с учетом современных требований общества к уровню подготовки учителя, включая его направленность, теоретическую и практическую подготовку, эстетику и культуру поведения, особенности психических процессов учителя, обеспечивающих высокий уровень культурного и эстетического воспитания учащихся. Алгоритм поэтапного формирования культуры и организации деятельности обучающихся является основой для определения структуры и содержания технологий общекультурной подготовки. Основываясь на работах В.П.Беспалько по таксономии уровней освоенной обучаемым деятельности и теорию поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), в алгоритме поэтапного формирования культуры учителя выделены три этапа усвоения культуры: «Синтез», «Деятельность», «Творческое преобразование», совпадающие с этапами формирующего эксперимента.

Было установлено, что качество процесса общекультурной подготовки будущего учителя всецело зависит от способностей преподавателей вуза использовать культуросообразные технологии и ценности культуры в профессионально-педагогической подготовке, и особенно, в преподавании общегуманитарных (художественных) и педагогических дисциплин. Источником активности преподавателя являются постоянное самосовершенствование и оказание помощи студентам в их культурно-профессиональном развитии, основанные на изначальном проектировании и прогнозировании результатов совместной деятельности. В связи с этим был проведен операциональный анализ педагогической деятельности, позволяющий рассматривать технологию общекультурной деятельности преподавателя как процесс решения многообразных педагогических задач.

В первой главе мы показали, *гго развитие творческих способностей педагога является одним из факторов формирования общей культуры личности будущего учителя, которые проявляются, в частности, в художественном творчестве. Таким образом, важнейшую роль в общекультурной подготовке будущего учителя играют учебные дисциплины художественного цикла в качестве культурно-развивающих и профессионально-направленных курсов. Дисциплины художественно-творческой направленности способны, актуализируя ценности и источники духовной и материальной художественной культуры, обеспечить формирование культурно-деятсльностной среды, эстетизацию образовательного пространства, а также корректировать социокультурную среду в педагогическом процессе, осуществляя не только сохранение и трансляцию, но созидание ценностей культуры в окружающей действительности. С этой позиции культурная среда приобретает черты не только как учебно-информационной, но и профессионально-ориентированной на будущую, социально детерминированную, «квазипрофессиональную» деятельность. Культурная среда с позиций субъектного подхода отражает личностно-деятельностный аспект ее функционирования, активное включение всех субъектов образовательного процесса в культурообразующую деятельность, которой присущи рефлексивный характер и творчество.

Основная форма организации образовательного процесса - блочно-модульная технология, являющаяся наиболее адекватной для достижения целей общекультурной подготовки будущего учителя. Необходимым условием эффективности предлагаемой технологии общекультурной подготовки учителя является предварительное преодоление стереотипов, стандартных форм образовательного процесса в высшей школе к использованию инновационных технологий и методов (методики раскрепощения личности, средства драматизации, проведение творческих тренингов). Приоритетными средствами технологии являются экспериментально-поисковая и художественно-творческая деятельность, совместная учебно-творческая работа преподавателя и студентов, рефлексивная активность, личностное отношение к творчеству. Общее в технологиях общекультурной подготовки будущего учителя, которыми достигается решение культурно-развивающих и учебно-воспитательных задач - это личностно-практико-ориентированный характер образовательного процесса. Разработанная система технологий создает условия, чтобы самоизменения личности учителя стали равноправным средством познания педагогической реальности и ее преобразований, своего общего культурного развития. Системообразующим компонентом педагогических технологий является диалоговый и игровой характер, субъективное «переживание» как единица развития личности (Л.С.Выготский), знаковр-символический исторический и современный контекст всех применяемых методов (диалоговые, знаково-символические, творческо-рефлексивные, познавательно-развивающие, игровые). Культурно-диалоговые методы и основное педагогическое средство развития общей культуры в нашем исследовании — изобразительное искусство: дизайн костюма, ассоциативные графические композиции, активная художественно-творческая деятельность.

Использование интегрированных культуросообразных технологий в учебно-воспитательном процессе способствует развитию общей культуры студентов при соблюдении условий: диалогичности, сотрудничества, педагогической поддержки индивидуального развития, сотворчества преподавателя и студента, создания культурной . среды деятельностно-творческого характера, формирования положительного отношения и мотивации к профессии, применение активных методов обучения, развитие творческого процесса по законам самоорганизации.

Разработанные в ходе эксперимента интегрированные культуросообразные технологии обучения, обеспечивающие общекультурную подготовку будущих учителей, опирались на современные теоретические положения о понятиях «технология» как совокупный способ профессиональной деятельности, «развитие» как новообразование в личности, «культура» как ценность и творческая деятельность. Сконструированная развивающая технология воспроизводила наиболее существенные характеристики инновационных образовательных процессов: принцип гуманизации (развитие общей культуры будущего специалиста, целостного мировоззрения и мировосприятия; ориентация на человека как высшую социокультурную ценность), воспитание творческой личности, живущей в гармонии с природой, традициями и современными конструктивными тенденциями культуры нашего общества и с самим собой; формирование представлений о художественно-эстетической картине жизни и о месте человеке в ней.

В ходе нашего эксперимента моделирование выступало доминирующим методом как научного познания (при котором используются различного рода знаковые, абстрактные модели), так и художественного (использующего предметные модели). Использование метода моделирования в нашем исследовании позволило нам развивать культурное самосознание студентов на основе расширения и углубления знаний о всеобщих взаимосвязях эстетического и ценностно-смыслового содержания в культуре и художественно-творческой деятельности, а также формировать у них профессионально-значимые умения.

В ходе экспериментальной работы было установлено, что условия, созданные в целостном педагогическом процессе как пространстве культурно-деятельностной среды, оказывают значительное влияние на развитие общей культуры, что проявляется не только на продуктивном деятельностном, но и на глубинном личностном уровне. Сравнительный анализ результатов испытуемых контрольной и экспериментальной групп показал, что процесс культурного самоопределения зависит от условий образовательной среды, но не сводится лишь к этому (зависит от длительности пребывания в ней, от возрастных показателей, от потребностей личности в культурном развитии и самореализации). Проведенное исследование показало, что в ходе теоретического обоснования нашей системы и опытно-экспериментальной работы гипотетические предположения в основном подтвердились. В результате опытно-экспериментальной проверки доказана эффективность внедрения системы общекультурной подготовки будущего учителя изобразительного искусства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Селигеева, Ирина Ростиславовна, 2004 год

1. Актуальные проблемы художественно-педагогического образования: Сборник статей / Ред.кол. В.П.Зинченко, В.Н.Стасевич, Л.Г.Ушакова. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ,2000.Вып.З.- 116с.

2. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира / А.Л.Андреев. — М.: Искусство, 1980.-273с.

3. Ананьев Б.Г. Очерки психологии / Б.Г.Ананьев. Л.: Лениздат, 1945. - 157с.

4. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы.— М.: Высшая школа, 1980.-368с.

5. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров: Психолог. Психойедагог. Психоистории/ А.Г.Асмолов. М., Воронеж: Академия педагог, и соц.наук, Москов. психолого-соц. ин-т: МОДЗК, 1996.- 767с.

6. Афанасьева О.В. Творчество личности как социально-духовный феномен. Автореф. дисс. докт.соц наук/ О.В. Афанасьева. М., 1999. -43с. С.28

7. Бахтин М.М. К философии поступка / М.М.Бахтин // Вестник МГУ. Сер.7. -Философия, 1991. т№1.-с.63.

8. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: очерки прикладной философии образования / Е.П. Белозерцев. Волгоград: Перемена, 2000 - 461 с.

9. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений /Э.Берн. СПб.: Лениздат, 1992. - 230с.

10. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. М.: Педагогика, 1989.- 190с.

11. Бодалев A.A. Личность и общение/А.А.Бодалев.-М.:Педагогика,1983. 272с.

12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И.Божович. М.: Просвещение, 1968. - 464с.

13. Бондарева B.B. Технология личностно-профессионального развития творческого педагога (на материале интегративного курса «Из.искусство и худ. труд»). Автореф.канд.пед.н./ В.В.Бондарева. Волгоград, 2002. - 20с.

14. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. Ростов н/Д., 2000. - 202с.

15. Борев Ю.Б. Эстетика / Ю.Б.Борев 2-е изд. - М.: Искусство, 2002. - 511с.

16. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. Методолог.основы дискус. в эстетике/ А.И.Буров. М., «Искусство», 1975. - 175с. - с.5б.

17. Ванслов В.В. Что' такое искусство / В.В.Ванслов. М.: Изобразительное искусство, 1989.-328с.

18. Верб М.А. Об эстетическом кругозоре старших школьников и студентов. В сб.: Воспитание чувств детей и подростков. Уч. зап. ЛГПИ им. А.И.Герцена / М.А.Верб. Л., 1971.- 447с.

19. Вербицкий A.A., Бакшаева H.A. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. МонографиуА.А.Вербицкий, Н.А.Бакшаева- М.:ИЦПКПС,2000. 200с.

20. Вербицкий A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / А.А.Вербицкий. М.: 1999. - 185с.

21. Видг И.Е. Общая культура учителя как фактор успешности педагогической деятельности. Дисс. канд.пед.н. / И.Е.Видг. Тюмень, 1995.- 185с.

22. Выготский Л.С. Психология искусства/ Л.С. Выготский. — Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. 480с.

23. Выготский Л.С. Психология: Учебник. / Л.С. Выготский. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.-1008с.

24. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы / Под ред. А.В.Петровского// Новое педагогическое мышление. М., 1989, с.221-237.

25. Галкина М.В. Педагогические условия формирования эстетической культуры студентов педвузов средствами дизайна народного костюма. Дисс.канд.пед.н./ М.В.Галкина. М., 1999. - 205с.

26. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций)/Б.С.Гершунский.-Рос.акад. образования, Ин-т теории образования и пед-ки. М.: Совершенство, 1998. - 605с.

27. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Гуманитарные науки. М.: Госком. РФ по высшему образованию, 1995.- 382с.

28. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения/ А.Б.Гофман. М.: Наука, 1994. - 160с.

29. Гримак Л.П. Общение с собой. Начала психологии активности / Л.П.Гримак. -М.: Политиздат, 1991.-319с. с.217-220.

30. Громов Е.С. Начала эстетических знаний: Эстетика и искусство. 2-е изд.доп. / Е.С.Громов. М.: Сов. Художник, 1984. - 335с.

31. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: Учеб.пособие для студ. пед. спец./ Э.Н.Гусинский, Ю.И.Турчанинова. М.: Логос, 2000. - 222с. .

32. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. Изд. 2-е./ П.С.Гуревич. М.: Знание, 1998.-288с.

33. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студ. гуманит. вузов/ Ред. М.А.Степанова. М.: Аспект-Пресс, 1994. - 314с.

34. Дербичева С.А. Природа социального творчества и его нормативная регуляция. Автореф.дисс.докт.филос.наук./ С.А.Дербичева. М., 2000- 55с. - с.37.

35. Дранков В.Л. Психология художественного творчества: Учебное пособие/ ВЛ.Дранков. Л.: ЛГИК им. Н.К.Крупской, 1991. - 76с.

36. Дружинин В.Н. Психология общих способностей: Учебник/ В.Н.Дружинин. -СПб.: Питер, 1999. 368с.

37. Егоров А.Г. Проблемы эстетики/ А.Г.Егоров. — М.: Сов. писатель, 1977. 463с.

38. Ермаш Г.Л. Искусство как творчество/ Г.Л.Ермаш. М.: Искусство, 1972. - 184с.

39. Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы / З.Ф.Есарева. Л.: ЛГУ,' 1974. - 157с.

40. Жуковская ; З.Д. Методологические основы и технологии разработки и практической реализации комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе. Дисс. докт.пед.н. / З.Д.Жуковская. С-Пб., 1994-486с.i

41. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя/ В.И.Загвязинский. -М., 1987.- 159с.

42. Зинченко В.П. Образование, культура, сознание, элементы философского образования для ХХ1в./ В.П.Зинченко. М., 1993.

43. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии: Учебник/Науч. Ред. В.М.Гордон. -М.: Триволта, 1994.- 301с.

44. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов/ И.А.Зимняя. -М.: Изд. корпорация «Логос», 1999. 384с.

45. Зись А.Я. Философское мышление и художественное творчество / АЛ.Зись. -М.: Искусство, 1987. 252с. - С.239

46. Злобин Н.С., Туровский М.Б. Культура, личность, история/Н.С.Злобин, М.Б.Туровский // Культура традиции - образование. Ежегодн. Вып.№ 3-4: Постижение культуры - М., Российский институт культурологии. - 1995. - С.9-21.

47. Иванова Т.В. Педагогические основы культурологической подготовки будущего учителя. Автореф.дисс. докт.пед.н./ Т.В.Иванова. Волгоград, 2002,38с.

48. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб.пособие/ И.Ф.Исаев. М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 208с.

49. Исаев И.Ф., Ситникова М.И. Творческая самореализация личности учителя: Культурологический подход. Белгород, 1999. - 346с;

50. Ильин Г.Л. Личностно-ориентированная технология (анализ понятия и практика применения). — М., 1999.- 187с.

51. Кабалевский Д.Б.Прекрасное пробуждает доброе. В кн.: Эстетическое воспитание.Статьи, доклады, выступления / Д.Б.Кабалевский. М.: Педагогика, 1973.-334с.

52. Каган М.С. Философия культуры/ М.С.Каган. Академия гуманит. наук и др. -Спб.: Петрополис, 1996.- 414с.

53. Каган М.С. Философская теория ценности / М.С.Каган. Академия гуманит. Наук. - СПб.: Петрополис, 1997. - 204с.

54. Казилов Г.Н. Художественно-эстетическое образование будущих учителей начальных классов в контексте народной культуры (на материале Республики Дагестан). Дисс. докт.пед.н. / Г.Н.Казилов. Ростов н/Д, 2000. - 347с.

55. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Исследование субъективно-эмоциональной сферы творческого процесса педагога / В.А.Кан-Калик: Сев-Осет. гос.ун-т им. КЛ.Хетагурова — Грозный: Чечено-Ингушское кн.изд-во, 1976.-286с.

56. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных образовательных систем. М.: Новая школа, 1996.

57. Киященко Н.И., Лейзеров И.Л. Эстетические эмоции, переживания, чувства. Гл.6. В кн.: Эстетическое сознание и процесс его формирования/ Н.И.Киященко, И.Л.Лейзеров.— М.: Искусство, 1981.-е. 127

58. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: (анализ зарубежного опыта) / М.В.Кларин. М.: Знание, 1989. - 75с.

59. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для студ. вузов /Е.А.Климов. М.: Культура и спорт, 1998. - 349с.

60. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. Пособие для студ. вузов/ Е.А.Климов. Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 509с.

61. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека/Л.Н.Коган. М.: Мысль, 1984. - 252с.

62. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников /Л.С.Колмогорова. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 360с.

63. Краткий словарь по эстетике. Кн. для учителя / Под ред. Овсянникова М.Ф. — М.: Просвещение, 1983.-224с.

64. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. Москва, «Высшая школа», 1990. - 140 с.

65. Крылова Н.Б. Культурология образования. Спб.: 2001.

66. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. 4.1. Дубна, 1997.

67. Кузин B.C. Психология: Учеб. Для студ. Средн. Спец.уч.заведений. 4-е изд.'/В.С.Кузин. — М.: Рандеву-АМ: Агар, 1999. 303с. с. 262

68. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб.: Политехника, 2002. - 189с.

69. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1989. - 167с.

70. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. JL: ЛГУ , 1980.-168с.

71. Культурная среда и духовное формирование личности: Сборник статей/ Отв.ред. М.М.Хайруллаев. АН Уз СССР, Ин-т философии и права им. И.М.Муминова-Ташкент: Фан, 1981. -156с.

72. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии/ Д.Г.Левитес. М.,1998.- 288с.

73. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения/ИЛ.Лернер. М.: Педагогика, 1981.— 185с.

74. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд.2-е. /А.Н.Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. — 304с.

75. Лещинский В.И. Педагогическая технология личностной ориентации: Уч.пособие / Лещинский В.И. Воронеж: изд-во им. Е.А.Болховитинова, 2001. — 157с.

76. Лотман Ю.М. Культура и взрыв/Ю.М.Лотман. М., 1992. - 432с.

77. Лысенко В.Г., Тихонычева М.Д., Челышева Т.В. Общекультурное, и художественно-педагогическое ■ образование в контексте национальных традиций России. Экспериментальная учебная авторская программа. М.: ИЦПКПС, 2000. - 22с.

78. Маслоу А. Психология бытия: Прил: Тест по оценке уровня самоактуализации личности /Отв. ред. С.Н.Иващенко; Пер. с англ. О.О.Чистяков. М., Киев: Рефл-бук: Ваклер, 1997. — 300с.

79. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры /Э.С.Маркарян. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1973. - 146с.

80. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. Для учителя/ А.К.Маркова. -М.: Просвещение, 1993. 192с.

81. Мелибруда Е.Я. Я Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения / Е.Я.Мелибруда. - М.: Прогресс, 1986

82. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя/ Л.М.Митина. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 200с.

83. Мотков О.И. Психология самопознания личности/О.И.Мотков. М.: Прогресс, 1993.-362с.

84. Научные основы профессионально-педагогической подготовки учителя изобразительного искусства и черчения: Проблемы провинциальной художественной культуры. Сб.научн.тр. Вып.2. — Курск: Изд-во Курск, пед.унта, 2000. 264с.

85. Неменский Б.М. Распахни окно. Мысли художника об эстетическом воспитании/Б.М.Неменский.— М.: Молодая гвардия, 1974. -198с.

86. Неменский Н.Б. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. Для учителя/ Б.М.Неменский М.: Просвещение, 1987. - 253с.

87. Общая культура человека ' в системе требований государственного образовательного стандарта / И.А.Зимняя, Б.Н.Боденко, Т.А.Кривченко, Н.А.Морозова. М.: ИЦПКПС,1999. - 67с.

88. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли: Учеб. пособие для философ, фак-тов ун-тов и вузов искусств. 2-е изд./ М.Ф.Овсянников. — М.: Высшая школа, 1984.-336с.

89. Ожегов С.И. Словарь русского языка, 20-е изд./ Под ред. Н.Ю.Шведовой. — АНСССР, ин-т рус.языка. М.: Русский язык, 1991. — 915с.Ф

90. Основы эстетики и искусствознания. Пособие для учителей. Изд. 2-е перераб. и допУ под ред. И JI. Любинского и В.К.Скатерщикова.— М.: Просвещение, 1979.-332с.

91. Основы эстетического воспитания: Учеб.пособие / под ред. А.К. Дремова.— М.: Высшая школа, 1975.-327с.

92. Паничева Э.В. Методика использования анкет, тестов в условиях диагностики развития личности школьника: Методические рекомендации к проведению практ.занятий для ст-тов худ-граф.ф-та/ Э.В.Паничева. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1995.-47с.

93. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А.С л астении, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. 4-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2002. - 512с.

94. Петров A.A. Общекультурная компетенция учителя и ее влияние на успешность педагогической деятельности (на примере учителей естественно-математических предметов). Дисс. канд.пед.н./А.А.Петров. Пенза, 1999.- 191с.

95. Петрова Г.А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. — Казань: Изд-во КГУ, 1976.

96. Пономарев ЯЛ. Психология творчества и педагогика/ Я.А.Пономарев. — М.: Педагогика, 1976.-280с.

97. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество/ М.М.Поташник. -М.: Знание. 1987.-78с.

98. Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. Сб.науч.тр. М., 1991.- 109с.

99. Проблемы эстетического образования и воспитания студентов пед.институтов. Сб.научн.тр. Свердловск, 1981. - 112с.

100. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А.Сластенина. М., 1993.- 175с.

101. Психологические задания к педагогической практике студентов: Пособие для преподавателей высш.пед.уч.заведений /Под ред. проф. А.Э.Штейнме-ца. М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2002. - 128с.

102. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение: Учеб. Пособие/ Н.С.Пряжников.Академия пед. и соц. наук. Москов. психолого-соц. ин-т, ин-т практич. психологии. М., Воронеж: МОДЗК, 1996.- 253с.

103. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998.- 688с.

104. Рунин Б.М. Вечный поиск. -М.: Искусство, 1964. 176с.

105. Рыбасова Ю.Ю. Общекультурная подготовка студентов технического вуза. Дисс.канд.пед.н. Казань, 1996г.

106. Ш.Селевко Г.А. Современные образовательные технологии: уч.пособ. М.: Нар.образование, 1998.-255с.

107. Селезнева H.A. Проблемы оценки качества образования в России: состояние и перспективные пути решения. Труды исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов //Серия: «Научные доклады». — М.,1994

108. Сериков В.В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. - 272с.

109. Сидоренко В.Ф. Образование: образ культуры // Социально-философскиепроблемы образования. М., 1992. t

110. Скок Г.Б., Лыгина Н.И., Колесникова Н.И., Низовских Е.В. Как спроектировать учебный процесс по курсу: Уч.пособие для преподавателей. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. 83с.

111. Сластенин В.А. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. -М.: Прометей, 1997, с. 159.

112. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: уч. пособие для вузов./ В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. - 384с.

113. Словарь по этике. М.: Политическая литература, 1989.

114. Слюняева И.Ф. Подготовка будущих учителей к формированию гуманистической культуры учащихся средствами изобразительного искусства. Дисс. канд пед.н. Брянск, 2000. - 235с.

115. Советский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1985.

116. Современный словарь иностранных слов. СПб.: Дуэт, Комета, 1994

117. Соколов В.М. Основы проектирования образовательных стандартов (методология, теория, практический опыт). — М.: ИЦПКПС, 1996. 86с.

118. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения задач/ Под ред. П.И.Пидкасистого. -М.: Рос.пед.общ-во, 1997.-173с.

119. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности.— М.: Политиздат, 1972. 271с.

120. Субетго А.И. Квалитология образования. СПб; М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.

121. Стиль жизни личности: Теор. и методол. проблемы / Р.А.Ануфриева, Е.И.Головаха, Е.А.Донченко и др. Киев: Наук. Думка, 1983. - 286с.

122. Сухова Т. А. Художественно-ориентированная организация процесса повышения квалификации учителей. Автореф.дисс.пед.н. -М.,1999.- 22с.

123. Тарабакина Л.В. Проблема эмоционально-смыслового опосредствования образовательного пространства/ЛСультурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования. Сб. тезисов междунар.конф. М., 1996. - С. 151-157.

124. Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М.: Знание, 1986.- 112с.

125. Татур Ю.Г. Образовательная система России. М.:ИЦПКПС, 1999. -278с.

126. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. Известия АПН РСФСР. Вып. 2. Отделение педагогики. М.-Л., 1947. - 223 с.

127. Традиционная русская народная художественная культура и современность: Мат. всерос. н-п.конф. /Науч.ред. Г.П.Веркеенко, В.П.Афанасьев. Орел: ОГУ, 1998.-188с.

128. Тэн И. Философия искусства /И.Тэн.-М.: Мособлполиграфа, 1933. 360с.

129. Федеральный закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96.№125-фз, собрание закон-ва РФ 1996, №35, ст. 4135

130. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: уч.пособие / Д.И.Фельдштейн. М.: Межд.пед.академия, 1995. - 368с.

131. Филлипов В.М. Модернизация российского образования: Прил. к журн. «Вестник образования». — М.: Просвещение, 2003. 96с.

132. Философский словарь. М.: Политическая литература, 1986.

133. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов.Энциклопедия, 1983.

134. Челышева Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система /Т.В.Челышева. Автореф. дисс.докт.пед.наук.-М., 2003.

135. Чижиков В.В. Дизайн в формировании культурной среды /В.В.Чижиков. Дисс. канд.философ.н. - М., 1997. - 152с.141.1Падриков В.Д. Философия образования и образовательная политика / В.Д.Шадриков. М.: ИЦПКПС,1993. - 234с.

136. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. / ТЛ.Шпикалова. М.: Просвещение, 1979. - 192с.

137. Шуртакова Т.В. Формирование мировоззрения студентов средствами искусства. / Т.В.Шуртакова. Изд-во Казанского университета, 1987. - 107 с.

138. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. М.: Педагогическое общество России, 2000.-112с:

139. Эдварде Б. Откройте в себе художника/ Пер. с англ. П.А.Самсонов. Мн.: ООО «Попурри», 2000. - 240с.

140. Юстус И.В. Использование дидактических средств драматизации как способа развития личности в образовании. Автореф.дисс. канд.пед.наук. М.,1996. 23с.

141. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М., 1996.

142. Якобсон И.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. -432с.

143. Gidley, J. 1999, Futures Study . Youth Futures : Transcending Violence Through the Artistic Imaginaition, International Management Centres .

144. Gidley, J. 1997, Imagination and Will in Youth Visions of their Futures: Prospectivity and Empowerment in Steiner Educated Adolescents? Masters Research thesis. Southern Cross University.

145. Wildman, P. & Inayatuilah, S. 1996, "Ways of Knowing, Culture, Communication and the Pedagogies of the Future', Futures, vol. 28, no, 8, pp. 723-740.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.