Формирование основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Яковлюк, Светлана Михайловна

  • Яковлюк, Светлана Михайловна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 192
Яковлюк, Светлана Михайловна. Формирование основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2004. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Яковлюк, Светлана Михайловна

ВВЕДЕНИЕ

Содержание

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ФОЛЬКЛОРА.

1.1. Философско-педагогические аспекты формирования основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора.

1.2. Образовательно-воспитательный потенциал эстетических ценностей фольклора.

1.3. Психолого-педагогические аспекты процесса формирования основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДУХОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ФОЛЬКЛОРА (на примере уроков музыки).

2.1. Характеристика эстетических ценностей фольклора в учебных программах по музыке.

2.2. Технологии формирования основ духовности младших школьников в процессе использования эстетических ценностей фольклора на уроках музыки.

2.3. Анализ итогов опытно-экспериментальной работы в исследуемом направлении.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора»

Перемены, происходящие в России в конце XX - начале XXI вв., оказали влияние не только на социально-экономические преобразования в стране, но и сказались на духовно-нравственном облике общества. В то время как отечественная культура предоставляет каждому человеку возможность выбора лучших духовно-нравственных приоритетов в соответствии с его интересами, потребностями, способностями и условиями жизни, современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о деформации духовно-эстетических, нравственных ценностей в Российском обществе. Молодое поколение XXI века в большинстве своем не рассматривает культуру и образование как приоритетные ценности, ориентирующие человека на осознание себя в этом мире, на развитие своего личностного «Я». Это ставит будущее российского общества перед угрозой деградации, связанной с потерей таких человеческих качеств, как: душевность, сердечность, отзывчивость, справедливость, уважение и внимание к близким, порядочность, благородство, любовь к природе и т.п.

Духовное возрождение России непременно требует восстановления традиционной многонациональной отечественной культуры, которая на протяжении многих веков отражала духовно-нравственные ценности: Истину, Добро и Красоту. Духовность - это тот ценностный ориентир, который позволяет определить нравственный потенциал человека, помогает ему осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения, образует внутренний стержень культуры, потребности и интересы подрастающего поколения. Поэтому проблема духовного формирования и развития личности приобретает особую актуальность и выступает на передний план в перечне приоритетных проблем, требующих к себе наиболее пристального внимания педагогов и всего общества в целом. Отсюда важнейшие задачи воспитания -формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.1

Главная роль в этом процессе отводится начальной школе, которая открывает систему школьного образования, закладывая основы учебно-воспитательного процесса в средних и старших классах. Цель школы - духовно богатая личность, воспитание которой невозможно без формирования осознанных потребностей созидательного труда, чувства собственного достоинства, уверенности в себе, гражданской ответственности. Поэтому одно из условий сохранения и освоения русской традиции, формирования национального самосознания подрастающего поколения - ориентация школы на нравственные и эстетические ценности фольклора - того духовного богатства, которое призвано сформировать общую культуру личности, ее интеллект и обрести такие качества, как милосердие, терпимость, уважение к человеку. Начало этому процессу должно быть положено в младшем школьном возрасте, в котором, по мнению Л.И. Божович, происходит формирование социального «Я», внутренней позиции ребенка, его самосознания.

Процесс обучения народному искусству связан с развитием эстетического и творческого потенциала личности. Фольклор в силу своего синкретизма (соединения пения и танца, исполнительства на народных музыкально-шумовых инструментах и прикладного народного творчества) создает условия для вовлечения детей в самую разнообразную творческую деятельность и позволяет придать всей системе обучения и воспитания целостное мировосприятие и мироощущение. Фольклор, являясь фактором эстетического воздействия на духовную сферу личности младших школьников, приобщает их к тайнам и глубинам произведения, созданного народом, обогащает их духовно-нравственную жизнь, способствует воспитанию у детей чувства радости, любви и интереса к народной мудрости, дает возможность познать

1 Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Дидакт.

2002.-№3-4.-С. 12. действительность, исторические и национальные особенности культуры: традиции, обычаи, обряды.

Содержание большинства фольклорных произведений пронизывают идеи добра, справедливости, уважения к человеку, любви к природе, искусству, которые являются идейно-нравственными и эстетическими ценностями, составляющими основы духовности.

Согласуя свое понимание ценностей с трактовкой отечественного философа С.Ф. Анисимова1, мы рассматриваем их как «положительное значение данного предмета или его свойства (фольклор, его жанры. - С .Я.) для конкретного субъекта деятельности (учащиеся. - С.Я.) с точки зрения того, насколько этот предмет способен удовлетворить определенную потребность» -воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, жить и творить «по законам красоты». Эстетические ценности фольклора нацелены на обеспечение активности эстетического восприятия учащихся, их творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также на формирование духовных потребностей.

Русские народные песни, баллады, былины, как источники познания исторического пути народа, представляют собой летопись России, которая необходима младшим школьникам для изучения истории родной земли, ее культуры и ее красоты.

Загадки, скороговорки, потешки развивают у детей образное мышление и память, обогащают их сознание духовно-эстетическими представлениями о предметах и явлениях действительности, воспитывают художественный вкус, учат познавать многогранный мир, природу, человека и себя. Поэтому эстетические ценности фольклора актуализируют ценностное отношение к красоте, искусству и дают возможность сконцентрировать в каждом ученике лучшие человеческие качества - такие, как: человеколюбие и трудолюбие,

1 Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль, 1998. - С.40. целеустремленность и честность, уважительное и бережное отношение к творению природы, ума и рук человеческих.

Фольклор, являясь одним из видов искусства, выделяется как наиболее эффективное средство для формирования основ духовности младших школьников.

Вопросам теоретического анализа фольклора, его жанров и функциональных особенностей посвящены фундаментальные труды известных русских ученых - этнографов, фольклористов, искусствоведов: В.П. Аникина, Г.Н. Волкова, В.Е. Гусева, А.С. Каргина, Н.П. Колпаковой, Н.И. Костомарова, Н. Котикова, JLA. Кулаковского, В.Я. Проппа, А.В. Рудневой, И. Снегирева и др.

Ценным материалом для разработки теоретического аспекта проблемы фольклора стали также научные исследования, посвященные анализу традиционной художественной культуры: A.JI. Андреева, В.П. Аникина, К.С. Давлетова, В.Д. Диденко, Ю.М. Лотмана, М. Мид, В.Ф. Одоевского, И.С. Чернявской, В.М. Щурова, А.В. Юдина и др.

Взгляды известных русских писателей, историков на фольклор как ценнейшую основу русской культуры сыграли важную роль в определении теоретической позиции диссертанта (A.M. Горький, Л. А. Кулаковский, М.В. Ломоносов, С.И. Миропольский, В.Ф. Одоевский, А.Н. Радищев, Л.Н. Толстой и др.).

Проблеме этнохудожественного образования в России, соотношению педагогики и фольклора посвящены труды видных отечественных педагогов, психологов: Ю.П. Азарова, Б.Г. Ананьева, Н.А. Коваль, Б.Т. Лихачева, И.С. Кона, В.Я. Проппа, С.Л. Рубинштейна, С.В. Рождественской, Б.М. Теплова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др.

Однако при изучении эстетических ценностей фольклора мало использовался их образовательно-воспитательный потенциал, при отборе содержания фольклорного материала недостаточно глубоко продумана последовательность и системность его применения, не в полной мере реализована методика формирования духовно-нравственных понятий и эстетических вкусов младших школьников. Более того, ни одна из существующих программ по музыке не ставит себе главной целью формирование основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора.

Актуальность исследования, недостаточная разработанность изучаемой проблемы, ее теоретическая и практическая значимость определили тему диссертации:

Формирование основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора».

Рассмотрение проблемы формирования основ духовности младших школьников обусловлено противоречиями:

- между потребностью теории в знаниях о процессе духовного становления личности на всех возрастных этапах и недостатком теоретических и практических разработок сущности и особенностей этого процесса применительно к младшим школьникам;

- между образовательно-воспитательным потенциалом эстетических ценностей фольклора в духовном становлении младших школьников и отсутствием специально разработанных педагогических технологий и условий для реализации этих возможностей.

Объект исследования - духовная сфера личности младших школьников.

Предмет исследования - процесс формирования основ духовности младших школьников в ходе освоения ими эстетических ценностей фольклора.

Цель исследования - выявление педагогических условий формирования основ духовности младших школьников в процессе освоения ими эстетических ценностей фольклора.

Гипотеза исследования: формирование основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора будет происходить более успешно, если:

- духовность определена в качестве важнейшего ценностного приоритета, пронизывающего все стороны образовательного процесса по формированию и развитию личности младшего школьника;

- четко обозначен образовательно-воспитательный потенциал эстетических ценностей фольклора;

- используются педагогические технологии, определяемые программой, содержащей систему знаний о традициях русского народа с учетом психологических особенностей ребенка при его эмоциональном восприятии окружающего мира;

- педагогом осуществляется специальный отбор фольклорных произведений, содержащих эстетические ценности, которые стимулируют духовное становление школьника;

- совместная деятельность педагога и младших школьников основывается на гуманистических принципах воспитательного взаимодействия.

Проблема, объект, предмет и цель исследования потребовали решения ряда взаимосвязанных задач:

1. Проанализировать сущность понятий «духовность» и «основы духовности» в контексте темы исследования.

2. Раскрыть образовательно-воспитательный потенциал эстетических ценностей фольклора и условия его реализации в процессе формирования основ духовности младших школьников.

3. Разработать и апробировать программу «Мир фольклора», нацеленную на формирование основ духовности младших школьников на материале уроков музыки.

4. Проанализировать соответствие практических возможностей фольклора (на уроках музыки) и возрастных особенностей младших школьников в процессе их духовного развития.

5. Определить критерии сформированности основ духовности у младших школьников.

6. Опытно-экспериментальным путем выявить оптимальные условия эффективного формирования основ духовности младших школьников.

Методологические основы исследования составили положения: о единстве материального и духовного в становлении человека, отдельные стороны которого изучали Н.А. Бердяев, Л.П. Буева, М.С. Каган, С.Н. Касаткина, Л.В. Никандрова, А.К. У ледов, В.Г. Федотова, П. А. Флоренский,

A.И. Фортова, К.Э. Циолковский, К. Ясперс и др.; о деятельностном подходе к процессу воспитания и социализации личности (Л.И. Божович, Н.Д. Левитов, Н.С. Лейтес, Б.Т. Лихачев, B.C. Мухина, В.А. Пономаренко, Е.М. Рыбинский,

B.Г. Рындак, В.Л. Шкуратов, Н.Е. Щуркова); о теоретико-методологических основах формирования духовности в учебно-воспитательном процессе (В.А. Андрусенко, Л.П. Буева, Т.Н. Власова, И.Н. Ефимова, В.А. Караковский, Б.М. Неменский, З.И. Равкин, И.С. Чернявская, Г.И. Щукина, Н.Е. Щуркова).

При изучении сущности традиционного народного творчества, его роли в жизни современного общества автор опирался на труды Ю.П. Азарова, Э.А. Баллера, Н.А. Бердяева, Ю.Б. Борева, Т.Н. Власовой, Г.П. Выжлецова, И.Н. Ефимова, И.И. Земцовского, И.А. Ильина, Н.П. Колпаковой и др.

Теоретической основой для обоснования оптимальных педагогических технологий музыкально-эстетического воспитания в области педагогики и психологии явились исследования Ю.П. Азарова, Н.Л. Арининой, Ю.К. Бабанского, Н.Б. Берхина, Л.С. Выготского, А.Ц. Гармаева, В.Е. Гусева, А.И. Лазарева, П.Н. Лукьянова и др.

Работы Б.В. Асафьева, П.Г. Богатырева, В.А. Василенко, Н.А. Ветлугиной, В.М. Григорьева, К.С. Давлетова, С.Г. Лазутина, Е.М. Орловой,

Ф.А. Рубцова и др. в области музыкальной педагогики, теории музыкального восприятия, развития музыкальных способностей личности определили направление исследования.

Концептуальное значение в определении теоретической позиции автора имели исследования, посвященные проблемам изучения и возрождения традиций народно-художественной культуры, в частности, В.П. Аникина, О.А. Апраксиной, Н.А. Ветлугиной, Н.Д. Михайловой, JI.JI. Куприяновой, М.Н. Мельникова, И.А. Панкеева, А.В. Рудневой, Н.А. Терентьева, В.М. Щурова и др.

В процессе работы были использованы следующие методы научного исследования:

- теоретические: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической, исторической и публицистической литературы по проблеме исследования; метод теоретического моделирования; эмпирические: диагностические (музыкальное тестирование, анализ результатов исполнительской деятельности учащихся, беседы с учениками, сопоставительный анализ творческих работ младших школьников на разных этапах формирования основ духовности), обсервационные (наблюдение, фиксирование результатов обучения и развития); педагогический эксперимент.

Опытно-экспериментальная работа состояла из подготовительного, констатирующего, формирующего, контрольного, аналитического этапов, включающих в себя педагогическое наблюдение, беседы, первоначальный, текущий и итоговый замеры, фиксацию усвоения музыкального материала, его соответствия возрастным особенностям восприятия детей, анализ и обобщение полученных результатов.

Научная новизна исследования:

- конкретизированы понятия «духовность», «основы духовности» в аспекте исследуемой проблемы;

- выявлен и систематизирован образовательно-воспитательный потенциал эстетических ценностей фольклора, способствующий эффективному формированию основ духовности младших школьников;

- разработана целевая программа по музыке «Мир фольклора» для начальных классов и соответствующие педагогические технологии в контексте проблемы исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается:

- в систематизации и структурировании научных знаний, раскрывающих сущностные характеристики духовности, основ духовности; в обосновании педагогических условий реализации образовательно-воспитательного потенциала эстетических ценностей фольклора в процессе формирования основ духовности; в характеристике критериального подхода, раскрывающего специфику параметров и показателей сформированности основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора; в возможности дальнейшей разработки полученных знаний о содержании основ духовности младших школьников.

Практическая значимость исследования заключается в разработке педагогических технологий и целевой экспериментальной программы по музыке «Мир фольклора», которая может быть использована в учебном процессе общеобразовательной школы и в сфере дополнительного образования.

Результаты и выводы исследования могут быть полезными:

- в решении практических задач по оптимизации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях;

- в формировании у учащихся соответствующих личностных, духовно-нравственных, музыкально-просветительских качеств в контексте современной социокультурной ситуации;

- в качестве дополнений в теорию эстетического воспитания при написании учебников и пособий по общей педагогике и для обогащения существующих изданий новым материалом.

Материалы исследования могут быть востребованы при подготовке учителей музыки, воспитателей, руководителей фольклорных кружков, при разработке факультатива «Формирование основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора», при проведении фольклорных праздников.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (1999-2000гг.) изучалась и анализировалась философская, педагогическая, психологическая и искусствоведческая литература по проблеме исследования с целью обеспечения его методологических и теоретических основ; формулировались тема, проблема, цель, задачи и гипотеза исследования; апробировалась программа формирования основ духовности младших школьников «Мир фольклора»; проводился подготовительный и констатирующий этапы опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (2000-2002гг.) был связан с определением критериев сформированности основ духовности младшего школьного возраста; организацией и проведением формирующего этапа опытно-экспериментальной работы на основе внедрения в учебный процесс специально разработанной программы, максимально способствующей формированию основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора.

На третьем этапе (2002-2004гг.) осуществлялись систематизация и обобщение материалов проведенной опытно-экспериментальной работы. На основе сравнительного анализа полученных эмпирических результатов -записей открытых уроков, внеклассных мероприятий, контрольных замеров уровня сформированности основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора - были сформулированы выводы диссертационного исследования, а также оформлялись результаты работы.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечиваются разнообразием привлеченных историко-философских, педагогических, психологических, искусствоведческих, методических работ; применением методов, адекватных предмету и задачам исследования; обращением к учебным программам по музыке.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы по реализации эстетических ценностей фольклора в муниципальных образовательных учреждениях -средних общеобразовательных школах №№17, 18 г. Коломны Московской обл., в муниципальном музыкально-педагогическом колледже, в Доме культуры им. С.М. Кирова; в процессе обсуждений актуальных проблем образования на кафедре педагогики Коломенского государственного педагогического института; в выступлениях на научно-практических конференциях и в соответствующих публикациях (Москва, 2001, 2002; Брянск, 2001; Коломна, 2001, 2002, 2003; Йошкар-Ола, 2002).

В Коломенском государственном педагогическом институте материалы диссертации используются в учебном процессе музыкально-литературного факультета при изучении таких предметов, как: «Методика музыкального обучения», «Музыкально-педагогические практикумы», а также при освоении соответствующего проблеме исследования факультатива и написании студентами курсовых и выпускных квалификационных работ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Духовность как интегративное качество внутреннего мира личности представляет собой гармоничное единство интеллектуальной, морально-этической, волевой и эстетической сфер, характеризующих эмоционально-чувственное, позитивное отношение субъекта к миру, искусству, окружающим людям, природе, к самому себе. Основы духовности составляет совокупность сущностных элементов анализируемого социокультурного феномена (духовности), формирующих первоначальные знания об Истине, Добре и Красоте как общечеловеческих ценностях, побуждающих младших школьников к соответствующим формам поведения и деятельности.

2. Средством формирования основ духовности младших школьников выступает образовательно-воспитательный потенциал эстетических ценностей фольклора.

3. Инновационные педагогические технологии формирования основ духовности младших школьников включают в себя совокупность форм, методов и приемов педагогической деятельности по освоению эстетических ценностей фольклора.

4. Критерии сформированности основ духовности младших школьников, в качестве которых выступают когнитивный, этический и эстетический показатели, свидетельствуют о появлении новообразований в структуре личности младших школьников.

Структура работы: Диссертация состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения, библиографического списка, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Яковлюк, Светлана Михайловна

Выводы по главе II. Проанализировав существующие программы по музыке, мы убедились в необходимости использования эстетических ценностей фольклора на уроках музыки с целью формирования основ духовности младших школьников. Разработанные технологии по применению эстетических ценностей фольклора в опытно-экспериментальной работе на уроках музыки оказались эффективными в процессе формирования основ духовности младших школьников. При этом в ходе опытно-экспериментальной работы выявились средний и низкий уровни сформированности основ духовности учащихся, которые объясняются рядом взаимосвязанных причин: особенностями физического развития детей (частые пропуски занятий по состоянию здоровья); индивидуальной восприимчивостью используемого учебного материала (не все ученики легко и быстро воспринимают фольклорный материал); отсутствием музыкальных задатков у отдельных учащихся (слух, ритм, музыкальная память, голосовые возможности); отсутствием поддержки со стороны родителей; пребыванием ребенка в дошкольном образовательном учреждении (отсутствие такового мешало адекватному восприятию изучаемого материала).

Перечисленные причины не позволили в опытно-экспериментальной работе достичь высоких результатов у всех школьников экспериментального класса.

Заключение

1. Проблема формирования основ духовности средствами эстетических ценностей фольклора в обучении младших школьников, несомненно, является актуальной в педагогической теории и практике образования. В современной школе обучение - это не только средство получения образования, но также и значимый фактор в развитии духовно-нравственной сферы личности школьника.

Теоретический анализ проблемы показал, что, несмотря на разнообразие трактовок понятий «духовность» и «основы духовности» в философских, психологических и педагогических исследованиях, есть ряд важных аспектов, которые оказались вне пределов изученности в педагогической науке. В частности, менее «признанной» и малоизученной оказалась проблема формирования основ духовности средствами эстетических ценностей фольклора в младшем школьном возрасте. Она нуждается в более пристальном внимании прежде всего потому, что сегодня первоочередная задача школы -это гуманизация образования, эстетизация жизни ребенка и обеспечение приоритета общечеловеческих и национальных культурных ценностей. Это и предполагает установление духовной связи между учителем - творцом и учеником, а также гуманного педагогического воздействия на процесс формирования и развития духовно-эстетического потенциала школьников.

2. В рамках осуществленного исследования было определено, что духовность - это интегративное качество внутреннего мира личности, отражающего гармоничное единство интеллектуальной, морально-этической, волевой и эстетической сфер, характеризующих эмоционально-чувственное, позитивно-действенное отношение субъекта к миру, окружающим людям, природе, к самому себе. Основы духовности - это совокупность сущностных элементов анализируемого социокультурного феномена, формирующих первоначальные знания об Истине, Добре и Красоте как общечеловеческих ценностях, побуждающих детей к соответствующим формам поведения и деятельности.

Содержательно значимая совокупность различных жанров фольклора (прибаутки, поговорки, пословицы, песни, загадки и др.), их устность, вариативность и синкретизм проявления, органичное соотношение в них коллективности и индивидуальности, позволившая сформировать в каждом ученике лучшие человеческие качества: человеколюбие, честность, трудолюбие, стремление к красоте, целеустремленность и т.п., определена нами как эстетические ценности фольклора. Аксиологическая и культурологическая значимость эстетических ценностей фольклора проявляется, соответственно, в том, что через чувственные переживания высоко духовного порядка они способствует вхождению младших школьников в многонациональную культуру, гуманизируют различные виды общественных отношений, делая их более добрыми, отзывчивыми, чуткими.

3. В качестве основной концептуальной предпосылки выступает обоснование богатого образовательно-воспитательного потенциала эстетических ценностей фольклора. В результате исследования установлено, что фольклор является ценным дидактическим материалом в духовно-нравственном воспитании школьников, образовательно-воспитательные возможности которого заключаются: в их доступности для младших школьников; в том, что знакомство младших школьников с фольклором ведет к их эмоциональному раскрепощению и психическому оздоровлению; в развитии художественного, ассоциативного мышления детей благодаря своей образности; в приобщении к подлинным духовно-эстетическим ценностям, легко воспринимаемым через музыкально-традиционную форму; в проявлении напевности, ритмичности, танцевальности, поэтичности и других признаков фольклора, позволяющих использовать его в качестве независимого средства нравственно-эстетического развития младшего школьника; в исполнении детьми фольклорных произведений, связанных с полезным терапевтическим эффектом, способствующему общему физическому развитию, укреплению деятельности органов дыхания и развитию речевого аппарата.

4. Подробное изучение образовательно-воспитательного потенциала эстетических ценностей фольклора в рамках осуществленного исследования позволило обнаружить, что при его целенаправленном применении можно значительно активизировать и обогатить процесс формирования основ духовности младших школьников за счет использования программы «Мир фольклора» и соответствующих разнообразных инновационных технологий.

Вместе с тем, исследование состояния проблемы на практике показало, что ни в опыте учителей школ, ни в существующих учебных программах богатый образовательно-воспитательный потенциал эстетических ценностей фольклора как эффективное средство формирования основ духовности младших школьников в должной мере не используется. Поставленная задача разработки научно-методического обеспечения процесса формирования основ духовности младших школьников с использованием эстетических ценностей фольклора была реализована в диссертационном исследовании автора.

В проведенной опытно-экспериментальной работе было выявлено специфическое влияние содержания программы «Мир фольклора» на материале уроков музыки на активизацию эмоциональной сферы младших школьников, развитие их образного мышления и памяти, обогащение сознания эстетическими и нравственными представлениями о предметах и явлениях, повышение уровня самооценки и развитие коммуникативных качеств.

Разработанные автором инновационные педагогические технологии, направленные на формирование основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора (технология реализации творческих ситуаций, технология создания специальных духовноэстетических ситуаций, технология организации духовно-творческой деятельности, технология стимулирования интереса к эстетическим ценностям фольклора) ускорили процесс формирования основ духовности младших школьников; способствовали развитию их творческого потенциала; содействовали целостному оптимистическому мироощущению младших школьников, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в звуках родного языка, в образах народного искусства, поэзии и прозы, играх и обрядах, в музыке, природе; обеспечили знание традиционного русского поэтического и музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в младшем школьном возрасте; привили бережное отношение к культурным традициям народа.

Пластообразная форма организации образовательно-воспитательного процесса и опора на собственную активность ученика в постижении смысла окружающего мира создали условия для формирования в каждом школьнике активного отношения к красоте в искусстве и развития лучших человеческих качеств, таких как: человеколюбие, любовь к родной культуре и народным традициям.

5. Углубляя понимание поставленной исследовательской задачи, мы пришли к выводу о том, что формирование основ духовности средствами эстетических ценностей фольклора особенно важно в младшем школьном возрасте, так как на этом этапе возрастного становления личности ярко представлено образное восприятие окружающего мира, усилена эмоциональная основа познания окружающей действительности, получаемые новые знания, умения, навыки, создают фундаментальную основу для своего последующего обучения и воспитания. В процессе учебной деятельности формируются и черты характера ребенка: организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие, которые в дальнейшем становятся ценными чертами духовно-нравственной личности. Следует особенно подчеркнуть, что в младшем школьном возрасте формируются моральные качества личности: любовь к родине, чувства долга и чести, восхищение мужеством героев народного эпоса, а также личностное качество - сопереживание. Поэтому формирование основ духовности младших школьников не только оправдано, но и необходимо.

6. В процессе исследования на основе структуры духовности Л.П. Буевой определены критерии сформированности основ духовности младших школьников:

1. Когнитивный, показателями которого являются:

- информационно-знаниевый: наличие у них определенного объема знаний в области фольклора;

- эмоционально-волевой: сформированность у младших школьников навыка обобщения, проявляющегося в выделении главного в фольклорных произведениях;

- деятельностно-поведенческий: умение определять средства музыкальной выразительности фольклора.

2. Этический, который можно охарактеризовать следующими показателями:

- информационно-знаниевый: наличие представлений о нравственных качествах личности; о добре и зле; о плохом и хорошем в жизни;

- эмоционально-волевой: проявление у них альтруистической ориентации;

- деятельностно-поведенческий: умение младшими школьниками оценивать нравственные стороны героев фольклорных произведений и их поступков с помощью категорий морали.

3. Эстетический, показателями данного критерия являются:

- информационно-знаниевый: наличие представлений о прекрасном и безобразном в жизни, в природе, искусстве;

- эмоционально-волевой: активность самовыражения в художественно-эстетической деятельности;

- деятельностно-поведенческий: желание сотворения добра, проявления бескорыстия при взаимодействии с людьми после знакомства с народным искусством.

В результате исследования автор делает вывод, что совокупность перечисленных критериев и их показателей характеризует информированность младших школьников о духовном мире человека и общества, выявляет сформированность соответствующих понятий, наличие духовно-нравственных норм поведения и проявления отношений учеников к людям, окружающему миру и к себе, определяет их опыт творческой деятельности по освоению и созданию духовно-культурной сферы.

Таким образом, формирование основ духовности должно охватывать все сферы личности младших школьников: интеллектуальную, в которой он получает знание о духовно-нравственной основе культуры; морально-этическую, где формируется его ценностное отношение к себе, к другим людям, природе; деятельностную, предполагающую овладение основными способами и приемами поведения в социуме в соответствии с основами духовности.

Результаты контрольного этапа исследования показали, что в экспериментальном классе увеличилось количество детей с эмоционально-ценностным отношением к природе, повысилась познавательная активность младших школьников, заметен существенный рост показателей сформированности избирательного отношения к эстетическим ценностям фольклора. Результаты исследования уровней сформированности основ духовности младших школьников подтвердили целесообразность использования эстетических ценностей фольклора на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Опытно-экспериментальная работа по реализации эстетических ценностей фольклора в образовательном процессе подтвердила правильность выдвинутой гипотезы и позволила определить оптимальные условия эффективного формирования основ духовности младших школьников:

- духовность признана важнейшим ценностным приоритетом, пронизывающим все стороны образовательного процесса по формированию и развитию всех сфер (интеллектуальной, эмоционально-волевой, деятельностно-поведенческой) личности младшего школьника;

- четко обозначен образовательно-воспитательный потенциал эстетических ценностей фольклора, с помощью которого педагог осуществляет специальный отбор фольклорных произведений, стимулирующих духовное становление школьника;

- использована специальная программа по музыке, содержащая систему знаний о традициях русского народа и соответствующие инновационные педагогические технологии с учетом эмоционально-психологических особенностей развития ребенка;

- совместная деятельность педагога и младших школьников основана на гуманистических принципах воспитательного взаимодействия.

Исследование показало, что у детей младшего школьного возраста при целенаправленном использовании эстетических ценностей фольклора достаточно быстро повышается уровень духовного развития. Динамика показателей сформированности основ духовности младших школьников явилась своеобразным индикатором эффективности педагогических усилий по их формированию.

8. В целом, поставленные в соответствии с объектом, предметом и целью задачи исследования решены, гипотеза подтверждена и доказана. Также намечены основные перспективные направления решения выделенных в диссертации противоречий, требующих дальнейшего изучения таких вопросов, как: - связь педагогической работы на уроке и во внеурочное время по формированию основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора; формирование духовности подростков средствами эстетических ценностей фольклора.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Яковлюк, Светлана Михайловна, 2004 год

1. Аболина Т.Г., Миропольская Н.Е. Эстетическое воспитание в школе. -Киев: Рад. школа, 1987. 177 с.

2. Азадовский М. История русской фольклористики / Под ред. Э.В. Померанцевой. М.: Учпедгиз, 1963. - 363с.

3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. - 488 с.

4. Аксиологические национальные приоритеты образования и воспитания: Материалы XVIII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки / Под ред. З.И. Равкина. М.: ИТОП РАО, 1997.-376 с.

5. Алдошина М.И. Эстетическое воспитание сельских школьников средствами народного искусства (на материале музыкального и поэтического фольклора) : Автореф. дис. к. п. н. М., 1997. - 16 с.

6. Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. М.: Советский композитор, 1988. - 120 с.

7. Алиев Ю.Б. Программа по предмету «Музыка». М.: Просвещение, 1993. - 44 с.

8. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. - 559 с.

9. Андреев A.JI. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980. -255с.

10. Андрусенко В.А. Формирование духовности: Пособие для учителей, педагогов дошкольного образования, студентов. Оренбург: Изд-во ОГУ. 1997.-68 с.

11. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1998.-253с.

12. Аникин В.П. Детский фольклор. JL: Просвещение, 1983. - 250 с.13

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.