Формирование основ интерпретации русской классической хоровой музыки у студентов из Китайской Народной Республики в условиях музыкально-педагогического образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Чжан Лэлэ

  • Чжан Лэлэ
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 143
Чжан Лэлэ. Формирование основ интерпретации русской классической хоровой музыки у студентов из Китайской Народной Республики в условиях музыкально-педагогического образования: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». 2022. 143 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Чжан Лэлэ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы интерпретации русской классической хоровой музыки китайскими студентами-бакалаврами

в условиях музыкально-педагогического образования

1.1. Хоровая музыка в контексте традиций русской

музыкальной культуры: историко-теоретический аспект

1.2. Проблема интерпретации музыкальных произведений

в научной литературе

1.3. Педагогическая трактовка категории интерпретации русской классической хоровой музыки в русле задач профессиональной подготовки студентов-бакалавров

из Китайской Народной Республики

Выводы по главе

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса формированию основ интерпретации русской классической хоровой музыки у китайских студентов-бакалавров

в педагогическом университете

2.1. Педагогические условия формирования основ интерпретации русской классической хоровой музыки

у китайских студентов-бакалавров

2.2. Методы формирования основ интерпретации русской классической хоровой музыки

у китайских студентов-бакалавров в педагогическом университете

2.3. Апробация методики формирования основ интерпретации русской классической хоровой музыки у китайских студентов-бакалавров

в учебном процессе педагогического университета

Выводы по главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование основ интерпретации русской классической хоровой музыки у студентов из Китайской Народной Республики в условиях музыкально-педагогического образования»

ВВЕДЕНИЕ1

Актуальность исследования. В педагогике музыкального образования последних двух десятилетий XXI века все чаще анализируются проблемы подготовки студентов-музыкантов из Китайской Народной Республики в вузах России. Это связано с быстро развивающимся экономическим, политическим, культурным взаимодействием России и Китая, стремлением понять и передать подрастающим поколениям лучший опыт наших народов во всех сферах деятельности. Музыкальное образование относится к приоритетным областям культурной интеграции, затрагивающей многообразный спектр актуальных вопросов, связанных с освоением китайскими студентами российских исполнительских и педагогических традиций подготовки учителя музыки. К их числу следует отнести проблему художественно убедительной интерпретации произведений русского хорового искусства, относящегося к базовому репертуару музыкально-педагогической подготовки будущих учителей в российских педагогических университетах.

Интерпретация русской хоровой музыки в условиях профессионального обучения будущих педагогов-музыкантов из Китайской Народной Республики относится к числу наиболее сложных задач высшего музыкального образования. Решение этой задачи затрагивает как теоретическую, так и практическую подготовку студентов, что предполагает ответственное отношение к сложившимся в России традициям исполнительской и педагогической трактовки шедевров хоровой классики Х1-ХХ веков на основе понимания ее духовных смыслов и эстетических ценностей.

Актуальность настоящего исследования обусловлена следующими противоречиями:

1 Материал введения послужил основной для публикации автора диссертации: Формирование основ интерпретации русской хоровой музыки в процессе профессиональной подготовки педагогов-музыкантов из Китайской Народной Республики: опыт постановки научной проблемы // Научное мнение. 2019. № 12. С. 140-146.

• между возрастающими требованиями музыкально-педагогического сообщества к качеству освоения традиций русской музыкальной культуры и образования китайскими студентами в российских педагогических университетах и отсутствием научных исследований, раскрывающих методологическую и методическую полноту разнообразных направлений данного процесса, в числе которых хоровая подготовка;

• между потребностью формирования у китайских студентов основ интерпретации русского хорового искусства и недостаточной разработанностью педагогических условий для решения данной задачи в процессе обучения будущих учителей музыки;

• между возможностью внедрения в практику работы российских педагогических вузов российских методик, позволяющих формировать у китайских студентов-бакалавров основы интерпретации русской классической хоровой музыки и недостаточной изученностью современных аспектов данной проблемы.

• между спецификой подготовки китайских студентов-бакалавров в дирижер-ско-хормейстерских классах, когда освоение русской хоровой музыки происходит с помощью технических средств (аудио и видеозаписей) и необходимостью избежать копирования чужих интерпретаций изучаемого текста на основе положительной творческой мотивации.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости разработки теоретических положений, определяющих педагогические условия и методы формирования основ интерпретации русской хоровой музыки в процессе профессиональной подготовки студентов-бакалавров из Китайской Народной Республики в российском педагогическом университете.

Степень научной разработанности проблемы. Диссертационное исследование базируется на междисциплинарной методологической базе. При изучении проблемы формирования основ интерпретации русской классической хоровой музыки у китайских студентов-бакалавров в условиях педагогического образования

большое значение приобретают научные труды из разных областей общей и музыкальной педагогики, культурологии, музыкознания, методики вокально-хорового обучения. К таким исследованиям следует отнести:

• психолого-педагогические работы Б. Г. Ананьева, П. П. Блонского, Л. И. Божович, В. В. Давыдова, А. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, В. В. Краевского, имеющие методологическое значение для постановки и изучения проблем содержания, форм и методов музыкального образования;

• труды советских и российских музыковедов по истории музыкального искусства и русской хоровой музыке как важнейшей части русского музыкального наследия (Б. В. Асафьев, М. В. Бражников, Н. А. Герасимова-Персидская, И. В. Гринченко, А. И. Кандинский, Ю. В. Келдыш, Н. В. Кошкарева, О. Е. Левашева, Е. М. Левашев, Л. А. Рапацкая, М. П. Рахманова, М. Г. Рыцарева, С. С. Скребков);

• работы, посвященные вопросам истории и теории хорового искусства и методике вокально-хорового обучения (В. Л. Живов, Н. А. Малько, К. Ф. Никольская-Береговская, М. С. Осеннева, В. А. Самарин, А. С. Стрельцова, Л. И. Уколова, Л. В. Шишкина и др.).

• исследования в области герменевтики, имеющие большое значение для осмысления проблемы интерпретации русской хоровой музыки в контексте современного педагогического процесса (среди зарубежных авторов выделим публикации Ф. Шлейермахера, М. Хайдеггера, Г. Гадамера, П. Рикера, в российской науке вопросы интерпретации языковых форм художественных текстов освещались такими авторами, как С. В. Кириллов, Н. И. Колодина, Н. П. Корыхалова, Е. В. Круглова, Н. В. Никитина, З. Я. Тураев, И. А. Щирова);

• труды в области педагогики музыкального образования, направленные на изучение его содержания, а также форм, принципов, методов подготовки будущих учителей музыки (Э. Б. Абдуллин, И. С. Аврамкова, Н. И. Ануфриева, О. А. Блок, Д. Б. Кабалевский, Е. В. Николаева, Л. С. Майковская, Г. П. Стулова, А. В. Торопова, А. И. Щербакова);

• работы, анализирующие феномен культурной традиции и позволяющие лучше понять основы исполнительской интерпретации русской хоровой музыки (С. С. Апажева, М. Г. Завьялова, З. И. Казак, Н. В. Калашникова, Т. С. Матвеева, Г. А. Праслова, С. Г. Проскурина, Э. А. Скрипкина, В. И. Темкин);

• диссертационные работы китайских исследователей, затрагивающие проблемы интеграции музыкального образования России и Китая (Чжан Цзюнь, Цзян Сюхун, Ню Яцянь) и анализирующие педагогические условия освоения студентами из Китайской Народной Республики творчества русских композиторов (Лю Минхуэй).

Несмотря на то, что вопросы профессиональной подготовки китайских студентов-музыкантов в вузах России являются актуальными для современной педагогической науки, в указанных исследованиях можно почерпнуть лишь некоторые данные, связанные с методологическими сторонами анализа проблемы понимания и трактовки произведений русского хорового искусства в педагогическом процессе. Специальных исследований, направленных на изучение теории и методики интерпретации русской хоровой музыки в условиях профессиональной подготовки студентов-бакалавров из Китайской Народной Республики, не проводилось.

Цель исследования — теоретико-методологическое обоснование и внедрение в учебный процесс авторской методики, направленной на формирование основ интерпретации русской хоровой музыки у китайских студентов-бакалавров.

Объект исследования — профессиональная музыкальная подготовка студентов-бакалавров из Китайской Народной Республики, обучающихся по направлению педагогического образования в российском педагогическом университете.

Предмет исследования — процесс формирования основ интерпретации русской хоровой музыки у китайских студентов-бакалавров, обучающихся по направлению педагогического образования. Задачи исследования:

• проанализировать историко-теоретические аспекты становления и развития русской хоровой музыки, значимые для исследования проблемы ее интерпретации в учебном процессе педагогического университета;

• изучить категорию интерпретации музыкальных произведений в исследовательской литературе;

• обосновать понятие «основы интерпретации русской классической хоровой музыки» в русле задач профессиональной подготовки студентов-бакалавров из Китайской Народной Республики;

• спроектировать модель учебного процесса, включающую педагогические условия и комплекс специальных методов, позволяющих формировать основы интерпретации русской классической хоровой музыки у китайских студентов-бакалавров;

• проверить эффективность авторской методики в опытно-экспериментальной работе с китайскими студентами-бакалаврами, обучающимися по программе педагогического образования в российском университете.

Гипотеза исследования. Формирование основ интерпретации русской классической хоровой музыки у китайских студентов-магистрантов в условиях педагогического образования будет эффективным, если:

• рассматривать русскую хоровую музыку как самостоятельный компонент содержания специальной музыкальной подготовки, ориентированный на будущую профессиональную деятельность учителя;

• определить педагогические условия и апробировать теоретическую модель формирования основ интерпретации русской классической хоровой музыки у китайских студентов-бакалавров;

• разработать специальные методы, позволяющие формировать основы интерпретации русской классической хоровой музыки у студентов-магистрантов из Китайской Народной Республики. Методологическую основу исследования составили:

• труды в области истории русской культуры, ее традиционных ценностей В. В. Зеньковского, Н. И. Киященко, Д. С. Лихачева, Н. Д. Никандрова, В. С. Соловьева;

• научные положения российского музыковедения, раскрывающие музыку как явление исторически сложившейся национальной культуры (идеи Б. Л. Яворского, рассматривающего исполнительское искусство и творчество во взаимосвязи с общественными запросами и особенностями восприятия; учение Б. В. Асафьева об интонационной природе музыки в ее зависимости от «интонационного словаря эпохи» и уровня общественного сознания; труды А. Н. Сохора о природе музыкальной культуры и музыкальной деятельности);

• концепции российской дидактики (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. В. Краевский и др.) о цели и содержательных компонентах процесса обучения, являющиеся значимыми для педагогики музыкального образования;

• учение Э. Б. Абдуллина о методологических основах профессиональной подготовки студентов-музыкантов, обучающихся по направлению педагогического образования;

• положения трудов В. В. Медушевского о духовной составляющей русского музыкального искусства как традиционной доминанте его исторического развития.

Теоретическая основа исследования:

• труды в области психолого-педагогической науки Ю. К. Бабанского, В. В. Давыдова, В. И. Загвязинского, Г. Б. Корнетова, Е. А. Левановой, Б. Т. Лихачева, В. А. Сластенина;

• исследования российских специалистов в сфере педагогики музыкального образования, авторами которых являются И. С. Аврамкова, А. Д. Алексеев, Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Л. А. Баренбойм, Г. М. Коган, Д. Б. Кабалевский, Б. Д. Критский, Л. С. Майковская, А. В. Малинковская, А. А. Николаев, Е. В. Николаева, К. Ф. Никольская-

Береговская, Г. А. Праслова, Л. А. Рапацкая, Г. П. Стулова, Г. М. Цыпин, Л. В. Шишкина, А. И. Щербакова;

• положения герменевтики, рожденные в недрах учений западных философов, связанные с анализом художественного текста и закономерностей его бытования в истории культуры Э. Бетти, Х.-Г. Гадамера, Э. Гусерля, Ф. Шлейермахера, а также труды российских авторов П. П. Гайденко, Ю. М. Лотмана, Л. А. Микешина, А. Л. Никифорова, Г. Л. Тульчинского;

• работы по истории русской музыки и русского хорового искусства Б. В. Асафьева, Т. Ф. Владышевский, Н. А. Герасимовой-Персидской, А. И. Кандинского, Ю. В. Келдыша, О. Е. Левашевой, Е. М. Левашева, Е. М. Орловой, Л. А. Рапацкой, М. Г. Рыцаревой, С. С. Скребкова, а также труд А. Р. Шариповой, рассмотревшей сущность русского хорового пения как духовный феномен культуры;

• исследования российских педагогов-музыкантов по проблемам теории и методики вокально-хорового обучения (В. Л. Живов, Н. А. Малько, К. Ф. Никольская-Береговская, М. С. Осеннева, В. А. Самарин, А. С. Стрельцова, Л. И. Уколова, Л. В. Шишкина и др.).

Методы исследования:

• теоретический анализ специальной литературы по проблематике диссертации;

• обобщение педагогического опыта в сфере хоровой подготовки будущих учителей музыки из Китайской Народной Республики в российских педагогических университетах;

• педагогическое моделирование;

• наблюдение и беседы с преподавателями и студентами;

• педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ его результатов.

База исследования: Институт музыки, театра и хореографии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образова-

ния «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена» (г. Санкт-Петербург).

Этапы исследования: исследование проводилось с 2017 по 2020 гг.

На первом этапе (2017-2018 гг.) нами осуществлялся анализ научной литературы по проблеме диссертации, выявлялись методологические основы исследования, формулировались его задачи, гипотеза, методы реализации поставленной цели. Параллельно с теоретическим анализом русского хорового искусства и его места в процессе подготовки педагогов-музыкантов шло изучение опыта работы классов хоровых дисциплин педагогического университета, в которых обучаются студенты-бакалавры из Китайской Народной Республики, а также определялся инструментарий для проведения опросов, бесед и анкетирования преподавателей-хоровиков.

Для выявления уровня подготовки китайских студентов-бакалавров и получения эмпирического материала, необходимого в разработке основ интерпретации русской классической хоровой музыки, были проведены: а) анкетирование преподавателей классов хорового дирижирования и руководителей хора китайских студентов Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена (21 респондент); б) опрос студентов-музыкантов из Китайской Народной Республики, обучающихся в данном университете по программе педагогического образования (около 70 человек); в) беседы с руководителями Института музыки, театра и хореографии указанного университета и ведущими профессорами (19 человек). Всего в данном исследовании было задействовано свыше 100 студентов и преподавателей, что позволило, исходя из конкретного материала, сконструировать педагогическую модель формирования основ интерпретации русской классической хоровой музыки у китайских студентов-бакалавров и создать диагностический инструментарий для осуществления опытно-экспериментальной работы, включающий критерии и показатели эффективности разработанной методики.

На втором этапе (2018-2019 гг.) была проведена исходная диагностика готовности китайских студентов-бакалавров к интерпретации русской классической

хоровой музыки в историко-теоретической, исполнительской и педагогической деятельности. В течение учебного года проходил обучающий эксперимент в соответствии с разработанными педагогическими условиями, осуществлялась апробация комплекса специальных методов обучения, направленных на профессиональную подготовку китайских студентов-бакалавров к интерпретации произведений русского классического хорового искусства.

На третьем этапе (2019-2020 гг.) осуществлялось заключительное обследование уровня сформированности основ интерпретации русской классической хоровой музыки у китайских студентов-бакалавров. На данном этапе были систематизированы итоги опытно-экспериментальной работы, сделаны выводы по теоретическим и экспериментальным разделам диссертационного исследования, оформлены предложения по дальнейшему развитию данного научного направления. Научная новизна исследования:

• обосновано понятие «основы интерпретация русской классической хоровой музыки» в контексте проблемы профессиональной музыкальной подготовки студентов-бакалавров из Китайской Народной Республики в российском педагогическом университете;

• выявлены педагогические условия, необходимые для формирования основ интерпретации русской классической хоровой музыки у китайских студентов-бакалавров в процессе освоения программы педагогического образования;

• описан диагностический инструментарий, позволяющий отслеживать динамику и фиксировать уровни формирования основ интерпретации русской классической хоровой музыки у китайских студентов-бакалавров (содержание экспериментальных заданий, характеристика уровней, их профессиональные показатели, критерии оценок);

• обоснованы специальные методы обучения китайских студентов-бакалавров, способствующие формированию основ интерпретации русской классической хоровой музыки в процессе освоения программы педагогического образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в диссертации проанализированы основные типы русской классической хоровой музыки XI-XX веков в контексте задач ее освоения и интерпретации студентами-бакалаврами из Китайской Народной Республики. Результаты этого анализа позволили спроектировать теоретическую модель, обеспечивающую формирование опыта интерпретации произведений русского классического хорового искусства в учебном процессе педагогического университета и способствующую более эффективному освоению китайскими студентами-бакалаврами российских исполнительских и педагогических традиций.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выдвинутые в диссертации теоретико-методологические положения и методические разработки позволяют повысить уровень профессиональной музыкальной подготовки студентов-бакалавров из Китайской Народной Республики, обучающихся в российских университетах по программе педагогического образования. Общее содержание и выводы диссертации могут служить ориентиром для педагогов-практиков, в классах которых обучаются хоровому искусству китайские студенты-бакалавры. Теоретические положения работы могут использоваться в высших учебных заведениях России и Китая в классах хорового исполнительства, а также в содержании лекционных курсов по истории и теории музыкального искусства и в курсах педагогики и методики музыкального образования.

Достоверность результатов исследования достигнута при методологической обоснованности выдвинутых теоретических положений, опорой на научные методы анализа, адекватных предмету, объекту, цели и задачам диссертации. Результаты исследования в значительной мере зависели от способности обосновать феномен русской хоровой музыки с современных научных позиций, ориентируясь на цель и задачи высшего музыкального образования и его роли в интеграции педагогических традиций России и Китая. Достоверность выводов обеспечивается также практическим подтверждением теоретических положений работы, что доказывается с помощью методов математического анализа в его качественном и количественном параметрах.

Апробация и внедрение результатов исследования отражены: в 5 публикациях автора, из них 3 опубликованы в журналах, входящих в перечень научных изданий ВАК РФ; в процессе опытно-экспериментальной работы со студентами-бакалаврами из Китайской Народной Республики, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» в Институте музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена; в обсуждении материалов диссертационного исследования на кафедре музыкального воспитания и образования; в выступлениях на научно-практических конференциях «Музыкальная культура глазами молодых ученых» (Санкт-Петербург, 2019 г.), «Методологический и методические проблемы педагогики искусства» (Санкт-Петербург, 2019 г.), «Педагогика и искусство в современной культуре» (Санкт-Петербург, 2020 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Русская классическая хоровая музыка является ценностным основанием становления и развития национальных традиций музыкальной культуры России. Многие хоровые сочинения русских композиторов-классиков — М. И. Глинки, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова хорошо известны в Китае и используются в учебной практике подготовки студентов-музыкантов. Вместе с тем эти сочинения часто осваиваются китайскими студентами вне историко-теоретического контекста, что влияет на качество восприятия и исполнительской интерпретации русской классической хоровой музыки. В настоящей диссертации к русскому классическому хоровому наследию отнесены шедевры музыкального искусства разных исторических типов: от древних одноголосных знаменных распевов до выдающихся творений в жанре советской массовой песни ХХ века. Освоение русской классической хоровой музыки является приоритетным направлением профессиональной подготовки китайских студентов-магистрантов, обучающихся по программе педагогического образования в России.

2. Введенное в диссертационном исследовании понятие «основы интерпретации русской классической хоровой музыки» отражает историко-теоретический,

исполнительский и педагогический компоненты содержания учебного процесса, направленного на профессиональную подготовку китайских студентов-бакалавров в российском педагогическом университете. Историко-теоретический компонент предполагает знание музыкально-исторического контекста хорового произведения, его интонационных особенностей — стиля, жанра, формы, мелодики. Исполнительский компонент обусловлен решением исполнительских задач в процессе постижения певческих традиций русского хорового искусства. Педагогический компонент профессиональной подготовки направлен на анализ хорового сочинения в контексте проектируемого урока музыки в общеобразовательной школе и в системе дополнительного музыкального образования.

3. Педагогическими условиями формирования основ интерпретации русской классической хоровой музыки у китайских студентов-бакалавров являются: разработка теоретической модели основ интерпретации русской классической хоровой музыки с целью ее реализации в учебном процессе; внедрение в профессиональную подготовку китайских студентов-бакалавров спецкурса (дисциплины по выбору) «Русская классическая хоровая музыка и основы ее интерпретации»; включение в исполнительскую и педагогическую практику студентов-бакалавров произведений, отражающих основные типы русской классической хоровой музыки и этапы ее исторического развития (древнерусский знаменный распев, классическая многоголосная хоровая музыка a cappella XVIII века, хоры русских классических опер, кантат и ораторий XIX — начала ХХ веков, хоры и массовые песни ХХ века).

4. Эффективность формирования основ интерпретации русской классической хоровой музыки зависит от применения комплекса специальных методов обучения, содержание которых не противоречит установкам современной российской педагогики музыкального образования и соответствует историко-теоретическому, исполнительскому и педагогическому компонентам процесса обучения китайских студентов-бакалавров (метод постижения историко-культурных истоков изучаемого произведения, метод сопоставления литературного первоисточника (текста) и его интонационного воплощения, метод теоретико-интонационного обобщения и сравнения, метод анализа и самоанализа испол-

нительской интерпретации, метод рассказа о музыкальном произведении в контексте урока музыки, метод музыкально-педагогических поисковых заданий).

Личный вклад автора заключается: в разработке методологических и теоретических положений, способствующих решению проблемы формирования основ интерпретации русской классической хоровой музыки у китайских студентов-бакалавров в условиях музыкально-педагогического образования; в анализе хоровых произведений разных типов в контексте поставленных в диссертации задач; в поиске и обоснованию педагогических условий и специальных музыкальных методов обучения, позволяющих оптимизировать данный процесс в учебной практике педагогических вузов, в создании авторской методики и ее апробации в процессе опытно-экспериментальной работы.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РУССКОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ КИТАЙСКИМИ СТУДЕНТАМИ-БАКАЛАВРАМИ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В первой главе диссертационного исследования будут рассмотрены теоретические предпосылки проблемы интерпретации русской хоровой музыки в процессе профессиональной подготовки студентов бакалавров из Китайской Народной Республики, обучающихся по программе педагогического образования. В трех разделах главы: изучены историко-теоретические аспекты освоения русской хоровой музыки в контексте традиций национальной музыкальной культуры; проанализирована проблема интерпретации музыкальных произведений в научной литературе; исследована педагогическая трактовка категории интерпретации русской хоровой музыки в русле задач профессиональной подготовки студентов-бакалавров из Китайской Народной Республики.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чжан Лэлэ, 2022 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллин, Э. Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования / Э. Б. Абдуллин. — М. : Прометей, 1990. — 186 с.

2. Абдуллин, Э. Б. Методологическая подготовка учителя музыки / Э. Б. Абдуллин. — М. : МИРОС, 1992. — 72 с.

3. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе : пособие для учителя / Э. Б. Абдуллин. — М. : Просвещение 1983. — 111 с.

4. Абдуллин, Э. Б. Методологическая культура педагога-музыканта / Э. Б. Абдуллин. — М. : Академия, 2002. — 272 с.

5. Абдуллин, Э. Б. Методология педагогики музыкального образования / Э. Б. Абдуллин. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М. : Издательский центр ГРАФ-ПРЕСС, 2010. — 272 с.

6. Абдуллин, Э. Б. Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта / Э. Б. Абдуллин. — М. : Лань, Планета музыки, 2014. — 368 с.

7. Абдуллин, Э. Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования : автореф. дисс. ... д-ра пед. наук / Э. Б. Абдуллин. — М., 1991. — 38 с.

8. Абдуллин, Э. Б., Николаева, Е. В. Методика музыкального образования / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева; под общей редакцией М. И. Ройтерштейна. — М. : Музыка, 2006. — 336 с.

9. Абдуллин, Э. Б., Николаева, Е. В. Теория музыкального образования : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Э. Б. Аб-дуллин, Е. В. Николаева. — М. : Академия, 2004. — 336 с.

10. Абрамова, М. А. Социокультурная ситуация и образование / М. А. Абрамова // Педагогическое образование и наука. — 2002. — № 2. — С. 4-8.

11. Аверьянов, А. Н. Системное познание мира: методологические проблемы / А. Н. Аверьянов. — М. : Политиздат, 1985. — 215 с.

12. Аврамкова, И. С., Ануфриева, Н. И. Новые образовательные технологии и их перспективы в музыкальной педагогике / И. С. Аврамкова, Н. И. Ануфриева // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2018. — Т. 17. — № 2 (147). С. 103-112.

13. Аврамкова, И. С., Ануфриева, Н. И. Влияние культуры Западной Европы на отечественное музыкальное искусство ХХ века в контексте межкультурной коммуникации / И. С. Аврамкова, Н. И. Ануфриева // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2018. — Т. 17. № 2 (147). — С. 85-94.

14. Аврамкова, И. С., Чжан Чухан. Феномен коммуникации в российской общей и музыкальной педагогике: исторический аспект / И. С. Аврамкова, Чжан Чухан // Научное мнение. — 2018 — № 2. — С. 63-73.

15. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1969. — 339 с.

16. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды : в 2-х т. / Б. Г. Ананьев, под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. — Т. 1. — М. : Педагогика, 1980. — 230 с.

17. Ананьев, Б. Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б. Г. Ананьев и др. — М. : Просвещение, 1968. — 354 с.

18. Ананьев, Б. Г. Задачи современной психологии искусства / Б. Г. Ананьев // Художественное творчество. — Л., 1982. — С. 246-251.

19. Андреев, В. И. Место искусства в познании мира / В. И. Андреев. — М. : Политиздат, 1980. — 255 с.

20. Андреев, В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — 2-е изд. — Казань : Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.

21. Андреева, Л. Методика преподавания хорового дирижирования / Л. Андреева. — М. : Музыка, 1969. — 120 с.

22. Арановский, М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства / М. Г. Арановский. — М. : Композитор, 1998. — 343 с.

23. Аронов, А. А. Динамика и артикуляция в фортепианных произведениях Бетховена / А. А. Аронов // Как исполнять Бетховена : сб статей. — М. : Классика-ХХ1, 2004. — С. 140-163.

24. Арчажникова, Л. Г. Профессия — учитель музыки : кн. для учителя / Л. Г. Арчажникова. — М. : Просвещение, 1984. — 111 с.

25. Арчажникова, Л. Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Л. Г. Арчажникова. — М., 1986. — 37 с.

26. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс : кн. 1-2 / Б. В. Асафьев. — М. : Музыка, 1971. — 376 с.

27. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. — М., Л. : Музыка, 1965. — 151 с.

28. Асафьев, Б. В. Хоровая культура / Б. В. Асафьев // Русская музыка XIX и начала ХХ веков. — Л. : Музыка, 1968. — 324 с.

29. Асафьев, Б. В. О хоровом искусстве : сб. статей / Б. В. Асафьев; сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. — Л. : Музыка, 1980. — 216 с.

30. Асмолов, А. Г. Личность и образование / А. Г. Асмолов // Начальная школа. — № 6. — 2000. — С. 3-5.

31. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. — М. : Педагогика, 1982. — 192 с.

32. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. — М. : Педагогика, 1989. — 558 с.

33. Бабанский, Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. — М. : Просвещение, 1983. — 608 с.

34. Банфи, А. Философия искусства / А. Банфи; предисловие К. М. Долгова. — М. : Искусство, 1989. — 283 с.

35. Баренбойм, Л. А. Музыкальное образование / Л. А. Баренбойм // Музыкальная энциклопедия. — Т. 3. — М. : Сов. энциклопедия, 1976. — С. 763-787.

36. Барсова, И. А. Самосознание и самоопределение истории музыки сегодня / И. А. Барсова // Сов. музыка, 1988. — № 9. — С. 66-73.

37. Батюк, Е. В. К проблеме исполнения новой хоровой музыки ХХ века : дис. ... канд. иск. / Е. В. Батюк — М., 1999. — 239 с.

38. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М. : Искусство, — 1986. — 444 с.

39. Бетти, Э. Герменевтика как общая методология наук о духе / Э. Бетти. — М. : Канон, 2011. — 144 с.

40. Блинников, Л. В. Великие философы : словарь-справочник / Л. В. Блинников. — М. : Логос, 1997 — 428 с.

41. Богин, Г. И. Субстанциональная сторона понимания текста / Г. И. Богин. — Тверь, 1993. — 185 с.

42. Богуславский, М. В. Образование как ценность общечеловеческого и национального значения в отечественной педагогике 1 пол. ХХ в. / М. В. Богуславский // Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / под ред. З. И. Равкина. — М. : ИТП и О РАО, 1995. — С. 114-167.

43. Бодалев, А. А. Психология и педагогика : учебное пособие / А. А. Бодалев. — М. : Изд.-во Института психотерапии. — 2004. — 585 с.

44. Бодина, Е. А. Воспитательные функции музыки: эволюция и современные тенденции реализации : автореф. дис. ... доктора пед. наук / Е. А. Бодина. — М. : 1992. — 32 с.

45. Бонфельд, М. Ш. Введение в музыкознание / М. Ш. Бонфельд. — М. : Вла-дос, 2001. — 220 с.

46. Борев, Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — 3-е изд. — М. : Политиздат, 1981. — 399 с.

47. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. — М. : Классика-ХХ1, 2008. — 352 с.

48. Бражников, М. В. Древнерусская теория музыки / М. В. Бражников. — М. : Музыка, 1972. — 422 с.

49. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение / А. В. Брушлинский. — М. : Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. — 406 с.

50. Брушлинский, А. В. Культурно-историческая теория мышления /

A. В. Брушлинский. — М. : Высшая школа, 1968. — 129 с.

51. Бурмистрова, М. Н. Воспитание ценностно-смыслового отношения к педагогической профессии у студентов как задача высшего образования / М. Н. Бурмистрова. — Психология обучения. — 2014. — № 11. — С. 16-30.

52. Вагнер, Г. К., Владышевская, Т. Ф. Искусство Древней Руси / Г. К. Вагнер, Т. Ф. Владышевская. — М. : Искусство, 1993. — 255 с.

53. Ван, Хуайцзянь. Новая модель подготовки специалистов музыкального образования / Ван Хуайцзянь // Вестник Гуанчжоуского технического педагогического института. — 2010. — № 2. — С. 76-77. (На китайском языке).

54. Васильев, В. Очерки о дирижерско-хоровом образовании: преемственность традиций и тенденции развития / В. Васильев. — Л. : Музыка, 1991. — 118 с.

55. Васильченко, Е. В. Китайская музыка / Е. В. Васильченко // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 250-251.

56. Восприятие музыки : сборник статей / редактор-составитель

B. Н. Максимов. — М. : Музыка, 1980. — 256 с.

57. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — 3 изд. — М. : Искусство, 1986. — 572 с.

58. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский / под ред. В. В. Давыдова. — М. : АСТ : Астрель, 2010. — 671 с.

59. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / Г.-Г. Гадамер. — М. : Искусство, 1991. — 366 с.

60. Гайдай, П. В. Диалог культур как ведущая тенденция в современном музыкально-педагогическом образовании России и Китая / П. В. Гайдай // Гуманитарный вектор. — Чита, 2011. — № 1 (25). — С. 25-28.

61. Галыгина, А. В. О перспективах освоения полифонической музыки разных эпох: опытно-практическое исследование в рамках исполнительской подготовки студентов педагогических вузов / А. В. Галыгина // Педагогический журнал. — 2017. — Т. 7. — № 2А. — С. 85-95.

62. Гарднер, И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Сущность. Система. История / И. А. Гарднер. — Т. 1. — Сергиев Посад : Московская духовная академия, 1998. — 592 с.

63. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос / Г. Д. Гачев. — М. : Прогресс-Культура, 1995. — 480 с.

64. Герасимова-Персидская, Н. А. Русская музыка XVII века — встреча двух эпох / Н. А. Герасимова-Персидская. — М. : Музыка, 1994. — 126 с.

65. Герменевтика как общая теория понимания и интерпретации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pandia.ru/text/80/287/30776.php (дата обращения: 01.11.2020 г.).

66. Гетьман, В. В. Интерпретация художественного произведения как межнаучная проблема / В. В. Гетьман // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: материалы ХХ^ Международной заочной научно-практической конференции (10 июня 2013 года) / Новосибирск : СибАК, 2013. — С. 7-19.

67. Гмырина, С. В. К проблеме интерпретации музыкального произведения в вокально-исполнительском искусстве [Электронный ресурс] / С. В. Гмырина. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.aspid=20354555 (дата обращения: 03.11.2020 г.).

68. Готсдинер, А. Л. О стадиях формирования музыкального восприятия / А. Л. Готсдинер // Проблемы музыкального мышления : сборник статей / сост. и ред. М. Г. Арановский. — М. : 1974. — С. 230-251.

69. Гржибовская, Р. Н. Интерпретация музыкального произведения / Р. Н. Гржибовская; под общей ред. А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой. — М. : Владос, 2001. — С. 188-189.

70. Григорьева, Г. В. Русская хоровая музыка 1970-1980-х годов / Г. В. Григорьева. — М. : Музыка, 1991. — 78 с.

71. Гринченко, И. В. Истоки хоровой миниатюры эпохи романтизма в контексте традиций русского искусства / И. В. Гринченко // Мир науки, культуры, образования. — № 3 (34). — Горно-Алтайск, 2012. — С. 226-228.

72. Гринченко, И. В. Хоровая миниатюра в русской музыкальной культуре: теория и история : дис. ... канд. иск. / И. В. Гринченко. — Ростов-на-Дону, 2015. — 178 с.

73. Гулыга, А. В. Русская идея и ее творцы / А. В. Гулыга. — М. : ЭКСМО : Алгоритм, 2003. — 447 с.

74. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. — М. : Педагогика, 1986. — 240 с.

75. Данилюк, А. Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании / А. Я. Данилюк // Педагогика. — 1998. — № 2. — С. 8-12.

76. Джуринский, А. Н. Поликультурное воспитание: сущность, перспективы развития / А. Н. Джуринский // Педагогика. — 2002. — № 10. — С. 93-96.

77. Дидактика средней школы : учебное пособие / под ред. М. Н. Скаткина. — М. : Просвещение, 1982. — 319 с.

78. Дик, Ю. И., Пинский, А. А., Усанов, В. В. Интеграция учебных предметов / Ю. И. Дик, А. А. Пинский, В. В. Усанов // Советская педагогика. — 1987. — № 9. — С. 70-75.

79. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. — М. : Музыка, 2004. — 368 с.

80. Дятлов, Д. А. Стиль как проблемное поле музыкальной интерпретации / Д. А. Дятлов // Известия Самарского научного центра РАН. — Т. 13, № 2. — 2013. — С. 210-214.

81. Дынник, М. В. Современная хоровая музыка в содержании образования студентов музыкальных факультетов педагогических вузов : автореф. канд. ... пед. наук / М. В. Дынник. — М., 2004. — 24 с.

82. Егоров, А. А. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин /

A. А. Егоров. — Л. : Музгиз, 1958. — 189 с.

83. Елагина, В. С. Дидактические основы подготовки учителей к реализации межпредметных связей в школе : монография / В. С. Елагина. — Челябинск : изд.-во ЧГПУ, 2000. — 158 с.

84. Есикова, М. В. Музыкальное видение мира и идеал гармонии в древнекитайской культуре / М. В. Есикова // Вопросы философии. — 1994. — № 3. — С. 82-88.

85. Живов, В. Л. Исполнительский анализ хорового произведения как способ обучения в классе дирижирования на музыкально-педагогическом факультете пединститута : дис. ... канд. пед. наук / В. Л. Живов. — М., 1978. — 155 с.

86. Живов, В. Л. Теория хорового исполнительства / В. Л. Живов. — М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. — 272 с.

87. Живов, В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика /

B. Л. Живов. — М. : Владос, 2003. — 272 с.

88. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. — М. : Педагогика, 1990. — 418 с.

89. Зверев, И. Д., Максимова, В. М. Межпредметные связи в современной школе / И. Д. Зверев, В. М. Максимова. — М. : Педагогика, 1981. — 160 с.

90. Зинченко, В. П. О целях и ценностях образования / В. П. Зинченко // Педагогика. — 1997. — № 5. — С. 3-16.

91. Зись, А. Я. В поисках художественного смысла. Избранные работы / А. Я. Зись. — М. : Искусство, 1992. — 350 с.

92. Ильин, В. П. Очерки истории русской хоровой культуры / В. П. Ильин. — Ч. 1. — М. : Советский композитор, 1985. — 227 с.

93. История русской музыки : в 10 т. — М. : Музыка, 1983-1997.

94. Владышевская, Т., Левашева, О., Кандинский, А. История русской музыки : учебник / Т. Владышевская, О. Левашева, А. Кандинский; ред А. Кандинский, Е. Сорокина. — М. : Музыка, 1999. — 560 с.

95. Йиранек, Я. Интонация как специфическая форма осмысления музыки / Я. Йиранек // Советская музыка. — 1987. — № 10. — С. 126-130.

96. Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы / Д. Б. Кабалевский // Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1-3 классы. — М. : Просвещение, 1981. — С. 3-36.

97. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца / Д. Б. Кабалевский. — М. : Просвещение, 1984. — 206 с.

98. Каган, М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. — СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 206 с.

99. Калашникова, Н. В. Формирование навыков целостного восприятия хоровой партитуры у будущего дирижера-хормейстера в процессе высшего профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2009. — 23 с.

100. Калашникова, Н. В. Целостное восприятие хоровой партитуры при чтении с листа в профессиональном образовании дирижера-хормейстера XXI века / Н. В. Калашникова // Искусство и образование. — 2008. — № 5. — С. 150-157.

101. Калашникова, Н. В. Формирование навыков целостного восприятия музыкального произведения в профессиональном образовании музыканта-исполнителя / Н. В. Калашникова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 94. — С.107-111.

102. Кириллов, С. В. Особенности формирования художественного образа в аспекте интерпретации музыкального произведения С. В. Кириллов // Известия Самарского научного центра РАН. — 2011. — Т. 11, № 4. — С. 1068-1072.

103. Кирнарская, Д. К. Музыкальное восприятие: проблема адекватности : дис. ... док. иск. — М. : 1997. — 435 с.

104. Климонтова, Ж. Н. Формирование готовности студентов к эстетическому самоопределению в процессе обучения музыке : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ж. Н. Климонтова. — Тамбов, 2009. — 26 с.

105. Колодина, Н. И. Проблема понимания и интерпретации художественного текста / Н. И. Колодина. — Тамбов, 2001. — 184 с.

106. Кондаков, И. В. Введение в историю русской культуры / И. В. Кондаков. — М. : Аспект Пресс, 1997. — 687 с.

107. Корнетов, Г. Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования : учебное пособие / Г. Б. Корнетов. — М. : Изд-во РАО, 2001. — 124 с.

108. Корыхалова, Н. П. Интерпретация музыки: Теоретические проблемы музыкального исполнительства и критический анализ их разработки в современной буржуазной эстетике / Н. П. Корыхалова. — Л. : Музыка, 1979. — 208 с.

109. Кошкарева, Н. В. Хоровая композиция в современной отечественной музыке : автореф. дис. ... канд. иск. — М., 2007. — 34 с.

110. Кошкарева, Н. В. Взаимодействие музыкального и словесного рядов / Н. В. Кошкарева // Интерпретация художественного текста и анализ музыки : сб. научных трудов ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова. — М., 2007, С. 60-93.

111. Критская, Е. Д. Интонационный анализ — творчество учителя и ученика / Е. Д. Критская // Искусство в школе. — М., 1993. — № 1. — С. 21-28.

112. Круглова, Е. В. К вопросу о традициях и современных тенденциях интерпретации вокальных произведений эпохи барокко / Е. В. Круглова // Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия: Сборник статей по материалам Международной научной конференции 69 апреля 2009 года. — М. : Человек, 2010. — С. 363-375.

113. Кузнецов, Ю. М. Практическое хороведение / Ю. М. Кузнецов. — М. : Спутник, 2009. — 362 с.

114. Локшин, Д. Л. Хоровое пение / Д. Л. Локшин // Методика преподавания пения в школе / под ред. М. А. Румель. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1952. — 348 с.

115. Лу, Хуачжао. Педагогические условия развития вокально-исполнительского потенциала китайских студентов в образовательном процессе вуза : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / Лу Хуачжао. — Воронеж, 2018. — 20 с.

116. Лю, Минхуэй. К проблеме освоения истории русской музыки студентами КНР / Лю Минхуэй // Преподаватель XXI век. — 2014. — Ч. 1. — № 2. — С.163-172.

117. Лю, Минхуэй. Теоретико-методическая модель освоения студентами Китайской Народной Республики творческого наследия русских композиторов в музыкально-историческом аспекте / Лю Минхуэй // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». — 2017. — № 1 (17). — С. 77-99 с.

118. Лю, Минхуэй. Педагогические условия освоения студентами КНР творчества русских композиторов в контексте профессиональной музыкально-исторической подготовки педагога-музыканта: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Лю Минхуэй. — М. : Московский педагогический государственный университет, 2017. — 20 с.

119. Мазель, Л. А. Строение музыкальных произведений / Л. А. Мазель. — М. : Музыка, 1979. — 534 с.

120. Малько, Н. А. Основы техники дирижирования / Н. А. Малько. — СПб. : Композитор, 2015. — 252 с.

121. Малыгин, Д. А. Педагогический потенциал духовной хоровой музыки православной традиции [Электронный ресурс] / Д. А. Малыгин // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 5. — Режим доступа : http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21972 (дата обращения 20.10.2020 г.).

122. Мартынов, В. И. История богослужебного пения: учебное пособие / В. И. Мартынов. — М. : РИО Федеральные архивы; Русские огни, 1994. — 240 с.

123. Мартынов, В. И. Пение, игра и молитва в русской богослужебнопевческой системе / В. И. Мартынов. — М. : Филология, 1997. — 208 с.

124. Марченко, И. П. Педагогическое наследие Г. Г. Нейгауза в профессиональной подготовке учителя музыки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. П. Марченко. — М., 1999. — 20 с.

125. Медушевский, В. В. О содержании понятия «адекватное восприятие» / В. В. Медушевский // Восприятие музыки : сб. статей. — М. : Музыка, 1980. — С. 141-155.

126. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки / В. В. Медушевский. — М. : Композитор, 1993. — 262 с.

127. Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский. — М. : Музыка, 1976. — 273 с.

128. Мельничук, Е. А. Организационные особенности работы над воссозданием художественного образа в музыкально-исполнительском классе / Е. А. Мельничук // Музыкальное искусство и образование. — 2016. — № 2 (14). — С. 137-143.

129. Мельничук, Е. А. Интерпретация художественного образа в музыкально-исполнительской деятельности (на материале учебно-воспитательной работы в Детских музыкальных школах и Детских школах искусств) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Мельничук. — М., 2017. — 22 с.

130. Михайлова, Н. Н., Юсфин, С. М. Педагогика поддержки : учебно-методическое пособие / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. — М. : МИРОС, 2002. — 208 с.

131. Музыкальный энциклопедический словарь / главный ред. Г. В. Келдыш. — М. : «Советская энциклопедия». — 1990. — 672 с.

132. Михайлов, М. К. Стиль в музыке / М. К. Михайлов. — Л.: Музыка, 1981. — 264 с.

133. Михайлов, М. К. Этюды о стиле в музыке / М. К. Михайлов. — М. : Музыка, 1984. — 280 с.

134. Музыкальная энциклопедия / главный редактор Ю. В. Келдыш. Т. 1-6. — М. : Советская энциклопедия, 1973-1982.

135. Надирова, Л. Л. Теоретические основы и методы развития эмпатии у студентов музыкально-педагогических факультетов : дис. ... док. пед. наук / Л. Л. Надирова. — М., 2000. — 415 с.

136. Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке : учебное пособие / Е. В. Назайкинский. — М. : ВЛАДОС, 2003. — 248 с.

137. Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции / Е. В. Назайкинский. — М. : Музыка, 1988. — 254 с.

138. Назайкинский, Е. В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский. — М. : Музыка, 1988. — 258 с.

139. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. — М. : Музыка, 1972. — 383 с.

140. Немов, Р. С. Психология : учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. / Р. С. Немов. — Кн. 1 : Общие основы психологии. — М. : ВЛАДОС, 2005, 687 с.; Кн. 2 : Психология образования. — М. : ВЛАДОС, 2003. — 608 с.; Кн. 3 : Психодиагностика. — М. : ВЛАДОС, 1999. — 640 с.

141. Никольская-Береговская, К. Ф. Русская вокально-хоровая школа: от древности до XXI века : учебное пособие / К. Ф. Никольская-Береговская. — М. : ВЛАДОС, 2003. — 304 с.

142. Николаева, А. И. Категория художественного стиля в теории и практике преподавания музыки : автореф. дис. ... док. пед. наук / А. И. Николаева. — М. : МПГУ, 2004. — 52 с.

143. Николаева, А. И. Категория стиля и музыкальная педагогика / А. И. Николаева // Музыка и время. — М., 2003. — № 11 . — С. 12-17.

144. Николаева, А. И. К проблеме понимания музыкального стиля : монография / А. И. Николаева. — М. : МПГУ, 1999. — 61 с.

145. Николаева, Е. В. История музыкального образования: Древняя Русь: конец Х — середина XVII столетия / Е. В. Николаева. — М. : ВЛАДОС, 2006. — 208 с.

146. Никольская-Береговская, К. Ф. Русская вокально-хоровая школа 1Х-ХХ веков / К. Ф. Никольская-Береговская. — М. : Владос, 2003. — 304 с.

147. Новая философская энциклопедия : в 4-х томах / под редакцией В. С. Степина. — М. : Мысль, 2000-2001. — Т. 1—4. — 2659 с.

148. О круге понимания [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studfiles.net/preview/6887582 (дата обращения 25.11.2020 г.).

149. Осеннева, М. С., Самарин, В. А., Уколова, Л. И. Хоровой класс и практическая работа с хором : учебное пособие / М. С. Осеннева, В. А. Самарин, Л. И. Уколова. — М. : Академия, 2003. — 224 с.

150. Паисов, Ю. И. Современная русская хоровая музыка (1945-1980) / Ю. И. Паисов. — М. : Советский композитор, 1991. — 280 с.

151. Петрушин, В. И. Музыкальная психология: Теория и практика / В. И. Петрушин. — М. : Академия, 1997. — 257 с.

152. Подуровский, В. М., Суслова, Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности : учебное пособие / В. М. Подуровский, Н. В. Суслова. — М. : ВЛАДОС, 2001. — 320 с.

153. Поронок, С. А. Педагогические условия формирования профессиональных компетенций музыкально-просветительской направленности в контексте культурной среды университета / С. А. Поронок // Педагогика и психология образования. — 2017. — № 3. — С. 126-135.

154. Поронок, С. А. Методические аспекты профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических специальностей к просветительской работе / С. А. Поронок // Педагогика и психология образования. — 2018. — № 1. — С. 129-136.

155. Поронок, С. А. К вопросу о проблемах информатизации культурной среды современного учебного заведения / С. А. Поронок // Вестник Шадринского государственного педагогического института. — 2015. — № 4 (28) — С. 43-47.

156. Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя (школа-училище-вуз) : сб. трудов / сост. М. М. Берлянчик. — Новосибирск, 1984. — Вып 2. — 152 с.

157. Рапацкая, Л. А. Формирование художественной культуры учителя музыки / Л. А. Рапацкая. — М. : Прометей, 1991. — 139 с.

158. Рапацкая, Л. А. История русской музыки: от Древней Руси до Серебряного века / Л. А. Рапацкая. — СПб. : Планета музыки, 2015. — 480 с.

159. Рапацкая, Л. А., Стрельцова, А. С. Синодальное училище как феномен Православного музыкального ренессанса в культуре Серебряного века / Л. А. Рапацкая, А. С. Стрельцова // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». — 2017. — № 1 (17). — С. 126-143.

160. Рахманова, М. П. Русская духовная музыка в ХХ веке / М. П. Рахманова // Русская музыка и ХХ век. — М. : Гос. Институт искусствознания, 1998. — С.371-405.

161. Рикер, П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике / П. Рикер; пер. с фр., вступ. статья и коммент. И. С. Вдовиной. — М. : Академический проект. 2008. — 695 с.

162. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. II. Синодальный хор и училище церковного пения: Исследования. Документы. Периодика. Кн. 1 / сост., вступит. ст. и коммент. С. Г. Зверевой, А. А. Наумова, М. П. Рахмановой. — М. : Языки славянской культуры, 2002. — 680 с.

163. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. II. Кн. 2 / сост., вступит. ст. и коммент. С. Г. Зверевой, А. А. Наумова, М. П. Рахмановой. — М. : Языки славянской культуры, 2004. — 1315 с.

164. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 1 / сост., вступит. ст. и коммент. С. Г. Зверевой, А. А. Наумова, М. П. Рахмановой. — М. : Языки славянской культуры, 1998. — 682 с.

165. Русская музыка и ХХ век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры ХХ века / ред.-сост. М. Арановский. — М. : Государственный институт искусствознания, 1997. — 874 с.

166. Русская хоровая музыка / сост. П. В. Халабузарь. — М. : Классика-XXI, 2003. — 72 с.

167. Русская хоровая музыка XVI-XVIII вв. : сборник трудов ГМПИ им. Гнеси-ных. — Вып. 83. — М. : 1986. — 176 с.

168. Рыцарева, М. Г. Композитор Д. Бортнянский / М. Г. Рыцарева. — Л. : Музыка, 1979. — 256 с.

169. Сергейчик, Е. М. Философия истории / Е. М. Сергейчик. — СПб. : Лань, 2002. — 606 с.

170. Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. — М. : Педагогика, 1984. — 96 с.

171. Скребков, С. С. Русская хоровая музыка XVII — начала XVIII веков / С. С. Скребков. — М. : Музыка, 1969. — 123 с.

172. Скребков, С. С. История русской музыки. Хоровая музыка XVII — начала XVIII веков. — Изд. 2 / С. С. Скребков. — М. : Юрайт, 2019. — 123 с.

173. Соколов, В. Работа с хором / В. Соколов. — М. : Музыка, 1967. — 227 с.

174. Сохор, А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки / А. Н. Сохор. — Т. 1. — Л. : Сов. композитор, 1980. — 295 с.

175. Сохор, А. М. Логическая структура учебного материала / А. М. Сохор. — М. : Педагогика, 1974. — 192 с.

176. Слонимская, Р. Н. Анализ герменевтических стилей / Р. Н. Слонимская. — СПб. : Композитор, 2001. — 72 с.

177. Скребков, С. С. Художественные принципы музыкальных стилей / С. С. Скребков. — М. : Музыка, 1973. — 448 с.

178. Столович, Л. Н. Жизнь — творчество — человек: функции художественной деятельности / Л. Н. Столович. — М. : Политиздат, 1985. — 415 с.

179. Столович, Л. Н. Красота. Добро. Истина. Очерки истории эстетической аксиологии / Л. Н. Столович. — М. : Республика, 1994. — 164 с.

180. Стулова, Г. П. Хоровой класс: теория и практика вокальной работы в детском хоре / Г. П. Стулова. — М. : Просвещение, 1988. — 125 с.

181. Стулова, Г. П. Теория и практика хорового исполнительства: Певческое развитие ребенка / Г. П. Стулова. — М. : Просвещение, 1999. — 126 с.

182. Стулова, Г. П. Методика работы с детским хором : учебное пособие для вузов / Г. П. Стулова. — М.; Краснодар; СПб. : Лань : ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2017. — 172 с.

183. Тевосян, А. Т. Хоровое искусство России 70-х годов / А. Т. Тевосян. — М. : Знание, 1982. — 40 с.

184. Теплов, Б. М. Избранные труды : в 2-х томах / Б. М. Теплов. — Т. 1. — М. : Педагогика, 1985. — 361 с.

185. Уколова, Л. И. Дирижирование. Изд. 2-е / Л. И. Уколова. — М. : Юрайт, 2017. — 207 с.

186. Успенский, Н. Д. Образцы древнерусского певческого искусства / Н. Д. Успенский. — Л. : Музыка, 1971. — 669 с.

187. Феоктистов, В. Философские трактаты Сюнь-Цзы. Исследования, перевод, размышления китаеведа / В. Феоктистов. — М. : Наталис, 2005. — 432 с.

188. Хайдегер, М. Время картины мира / М. Хайдегер // Время и бытие: статьи и выступления. — М. : Республика, 1993. — С. 41-62.

189. Хрестоматия по хоровому дирижированию. — Вып. 2. — М. : Музыка, 2005. — 230 с.

190. Целковников, Б. М. Становление мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки в процессе профессиональной вузовской подготовки : дис. ... док. пед. наук / Б. М. Целковников. — М., 1999. — 445 с.

191. Цзян, Сюхун. Сравнительный анализ систем музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях России и Китая : автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Цзян Сюхун. — СПб., 2012. — 27 с.

192. Цыпин, Г. М. Музыкально-исполнительское искусство. Теория и практика / Г. М. Цыпин. — М. : Алетейя, 2001. — 320 с.

193. Чжао, Наньнань. История становления сравнительной педагогики музыкального образования: предпосылки возникновения и задачи развития на современном этапе / Чжал Наньнань // Perspectives of modern scientific:

collection of scientific articles. — Lisbon, Portugal : Pegasus Publishing, 2018. — С. 152-156.

194. Чжао, Наньнань. Кросс-культурный подход к освоению студентами дидактических функций учебников для общего начального музыкального образования России и Китая : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Чжао Наньнань. — М. : 2019. — 26 с.

195. Чан, Вэньцзин. Новый стандарт музыки (на китайском языке) [Электронный ресурс] / Чан Вэньцзин. — Режим доступа : http://www.chinadmd.com/file/pvoooxppwzpous6xtvvsisst 1.html (дата обращения 15.10.2020).

196. Шарипова, А. Р. Сущность русского хорового пения как духовного феномена культуры: дис. ... канд. философ. Наук / А. Р. Шарипова. — Казань. : 2010. — 175 с.

197. Шишкина, Л. В. Музыкальное обучение в Древней Руси XV-XVII веков / Л. В. Шишкина. — М. : ВЛАДОС, 2012. — 167 с.

198. Щербакова, А. И. Аксиологическая подготовка учителя музыки как фундамент современной парадигмы музыкально-педагогического образования / А. И. Щербакова //Педагогическое образование и наука. — 2004. — № 1. — С. 14-16.

199. Щирова, И. А., Тураева, З. Я. Текст и интерпретация: взгляды, концепции, школы : учебное пособие / И. А. Щирова, З. Я. Тураева. — СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 155 с.

200. Эдуардова, И. Б. Интонационный анализ как средство освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений студентами-музыкантами : автореф. дис. ... канд. пед наук / И. Б. Эдуардова. — М., 2002. — 21 с.

201. Юрлов, А. А. Статьи. Воспоминания. Материалы / А. А. Юрлов; сост. и ред. М. Марисова. — М. : Советский композитор, 1983.— 199 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.