Формирование основ традиционного семейного воспитания девочек: На прим. Республики Саха (Якутия) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Алаас Кэтириинэ

  • Алаас Кэтириинэ
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Якутск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 142
Алаас Кэтириинэ. Формирование основ традиционного семейного воспитания девочек: На прим. Республики Саха (Якутия): дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Якутск. 1998. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Алаас Кэтириинэ

Введение.

Глава 1 Опыт и традиции семейного воспитания, девочек у народа саха (якутов )

1.1. Народные традиции и обычаи семьи в воспитании подрастающего поколения.

1.2. Возрастная классификация воспитания девочек и обряды, связанные с их рождением.

1.3. Сущность традиционно-женского воспитания девочек: методы и средства.

Выводы по 1 главе.

Глава 2 Организационно - педагогическая система воспитания девочек на основе народной педагогики саха

2.1 Национальные игры, танцы и фольклор как средство воспитания девочек - саха.

2.2 Особенности трудового и эстетического воспитания девочек на народных традициях.

2.3 Использование идей народной педагогики в воспитании девочек в современной семье.

Выводы по 2 главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование основ традиционного семейного воспитания девочек: На прим. Республики Саха (Якутия)»

Наша страна, в том числе и Республика Саха (Якутия)1, переживает сложный и трудный период преобразований во всех сферах жизнедеятельности общества. Трудный период реформирования страны, противоречия в политике, экономике, национальных отношениях в течение ряда лет, усложнили процесс воспитания подрастающего поколения. Скопилось множество нерешённых проблем и одна из них - положение семьи, воспитание детей, охрана материнства и детства. Всё это создает атмосферу растерянности у большинства семей перед будущим, неуверенность в завтрашнем дне, а материальные трудности и психологический дискомфорт привели к возникновению проблемы воспитательного характера. Утрата идеалов, отсутствие абсолютных ценностей порождали власть денег и эгоизм для достижения успеха в жизни. Особенно дали о себе знать ошибки и перекосы, допущенные при административно-командной системе и утвердившие диктат, игнорировав реальные потребности и интересы семьи. Диалектика всеобщего, особенного и индивидуального была заменена планами и командами всесильного "центра". В тоталитарном государстве воспитание детей становится делом сугубо общественным. Семья постепенно теряет своё значение. Как только родится ребёнок, родители стараются определить его в ясли, потом - в детсад (круглосуточным содержанием ), затем - в школу (желательно с "продлёнкой" ). Так растет дитя, переходя из одного государственного учреждения в другое. Такое великое благо, как общественно-государственная забота о детях, оборачивается постепенным атрофированием семейного воспитания.

Поэтому мы говорим, что сейчас время крутых перемен, время идей, вре

1 Саха - народ, составляющий основное население Республики Саха(Якутия), численность по переписи 1989 г. - 381 тыс. чен.(445.098 -1996), язык - тюркский. Название "саха" в отличие от "якут" является корректным, более исторически верным и справедливым. Полное самоназвание народа - ураангхай-саха. мя поступков и обращаемся к прошлому для того, чтобы извлечь уроки для настоящего и будущего. Возросший интерес к прошлому выдвинул перед обществом требование более глубокого изучения и обобщения уникального культурного наследия каждого народа, поскольку, на формирование человека влияет и его национальная принадлежность к какому-либо народу, а национальный характер личности зависит от усвоения культурного опыта своей нации, семьи, ближайшего окружения, через воспитание и общение в национальной среде. Но, чтобы в сознании людей всё это "стало величайшей нравственной ценностью, начинать надо с детства, со школы. И одним из главных задач в этом деле является изучение и внедрение в практику работы воспитательных традиций народа в современных условиях. В частности, сама жизнь ставит перед нами такую актуальную задачу как изучение опыта и традиций семейного воспитания детей. И "восстановление духовности, реставрация этнической культуры народа должны начинаться с возрождения семейного воспитания и учёта этнопсихологических особенностей детей в процессе обучения в шко-лах"(24,С.35).

Только опираясь на исторический опыт народа с национальным содержанием, мы в состоянии формировать у детей важнейшие нравственные качества: трудолюбие, преданность семье, дому, гуманное отношение к людям, традициям, культуре народа. Естественно, традиции сами по себе не переходят механически из поколения в поколение. Они требуют бережного сохранения и развития путём внесения их в сознание людей с учётом тех изменений, которые происходят в действительности. "Традиции, как завещанные нашими предками, придают действиям сегодняшних людей дополнительную силу, блокируя образование состояния потерянности и связанное с этим чувство неуверенности. Необходимо сохранение, защита тех традиций, которые являются носителями устойчивых ценностей"(И5,С.53). Они могут становиться действенным средством в формировании гармонически развитой личности в том случае, когда к ним подходят творчески, с учётом времени и обстоятельств. Как отмечает Г.Н.Волков, опыт народного воспитания приведёт к обогащению педагогической науки, раскрывая её воспитательный потенциал, то есть ".во всестороннем совершенствовании воспитания решающую роль могут сыграть не новейшие изобретения, а всемерное возрождение подлинно народных начал." ( 30, С.68 ).

Семейные традиции и обычаи народа саха это не только отображение прошлого, но и формирование нового с учётом тех изменений, которые происходят в реальной жизни. Изучение опыта народного воспитания приведёт только к обогащению семейной педагогики, даст возможность выявить сущность и раскрыть процесс воспитательной деятельности народа в разные исторические эпохи, установить национальную специфику воспитания. "Большой научно-педагогический интерес представляют вопросы о том, как народ понимает сущность семейного воспитания, какими приёмами и методами пользуется в процессе воспитания, каково представление народа о всестороннем воспитании, очень важно проанализировать, как элементарные знания накопленные веками, обогащённые научными педагогическими знаниями, реализуется в практике семейного воспитания, как всё это преломляется сквозь призму национальной традиции", пишет Измайлов А.Э. (59,С. 56).

У народа саха, как и у всех народов, испокон веков существовала "своя школа семьи," школа жизни с учётом экстремально-климатических условий, особенности народного творчества, уклада жизни, быта, веры и религии. Народная мудрость гласит: "Ыалы туругурдубакка сылдьан, омугу баргардыбак-кын!'\ Смысл этих мудрых слов заключается в следующем - возрождение, развитие нации невозможно без благополучия семьи. Сейчас в Республике Саха (Якутия) принимаются ряд мер по оказанию помощи семье - создан комитет по проблемам семьи, женщин и демографической политике при Президенте РС-Я, который проводит целенаправленную и комплексную семейную политику в улуусах и городах. Была принята Правительством РС-Я 20 декабря 1995 года Концепция, содержащая 28 программ поддержки семьи. Говоря о концепции государственной семейной политики, следует подчеркнуть и о "Концепции обновления и развития национальных школ в Республике Саха", как целевую программу Правительства РС-Я по формированию и развитию государственной национально-региональной системы образования. "Концепция обновления и развития национальных школ Республики Саха" вызвала широкий отклик как внутри республики, так и за её пределами.

Колин Пауэр отметил: "Я уверен, что ваша программа национальной школы.будет способствовать сохранению национальных культур."(160). В свою очередь, Монхор Дамбын подтвердил, что "Концепция национальной школы, разработанная в республике, ставит во главу угла цель - стать средством возрождения, развития и процветания народа, средством гуманизации и демократизации образования и общества."(96,С.78 ). Мы привели всего мнение двух авторитетных людей, но их соединяет одно - непоколебимая вера в возрождение народа, о важности сохранения и развития национальных культур ибо каждая культура имеет свою самобытность и ценность.

Об исключительном значении семейной традиции отмечал известный философ, д.филос.н. Попов Б.Н.: "Семья передаёт то культурное наследство, которым располагают нация и общество на данном этапе исторического развития. Каждое новое поколение воспринимает от родителей родной язык, нормы поведения, морально - этические правила, обряды, обычаи, эстетическое отношение к действительности, то есть получает ориентацию на все жизненные ценности" (116,С.72). Далее, в законе Российской Федерации "Об образовании" ст. 18 записано: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте" ( 54.С.18 ). То есть за семьёй юридически закреплено право на воспитание детей.

В семье саха исключительно важную роль и место занимает женщина, она - Мать, Жена, Хозяйка, Воспитатель. И это особенное отношение к женщине у народа саха, как у древнейшего тюркского народа, складывалось веками, в ней величайшая мудрость и прозорливость наших предков. Воспитывая детей, женщины - матери выполняют важнейшую социальную функцию и эта работа более ценна, чем сегодняшний их вклад в производство, они растят будущее поколение. Реализация женщиной своей воспитательной роли возможно только в том случае, если общество обратит внимание к семье, к проблемам материнства и детства, создаст определённые условия для проводимой государственной политики (141,0.5 ).

Исходя из вышеизложенного, особую значимость приобретает переосмысление сущности семейного воспитания детей (девочек) на народных традициях с учётом данного периода исторического развития. Необходимость исследования обуславливается и тем, что проблема семейного воспитания девочек на Материалах этнопедагогики народа саха, несмотря на свою актуальность, ещё не была предметом специального изучения. Обратимся к анализу литературы по теме исследования.

В ходе исследования мы опирались на фундаментальные труды выдающихся педагогов К.Д.Ушинского, В.Г.Белинского, А.В.Луначарского, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и других, внёсших достойный вклад в разработку проблем воспитания, в том числе и народного. Ими подчёркивалась важность роли женщины как главной воспитательницы. Воспитательная роль современной семьи рассматривается в исследованиях Ю.П.Азарова, Б.Г.Ананьева, И.В.Ильина, С.В.Ковалева, А.Г.Ковалева и др. Проблемы семейного воспитания на основе народных традиций полно и всесторонне исследовал Г.Н.Волков, внесший неоценимый вклад в научную педагогику. Научные аспекты интересующей нас проблемы отражены в работах педагогов О.С.Богдановой, Р.Г.Гуровой, Л.Ю.Гордина, В.М.Коротова,

Б.Т.Лихачёва, В.Караковского. Ряд важнейших психических аспектов по избранной проблеме рассмотрен в трудах психологов (Л.С.Выготский, В.Г.Ананьев, А.В.Петровский, М.С.Неймарк, В.А.Крутецский и др.). Для определения воспитательного потенциала народных традиций помогли труды современных исследователей - Я.Н.Ханбикова, А.Р.Хинтибидзе, А.Э.Измайлова, АШ.Гашимова и наших первых этнопедагогов В.Ф.Афанасьева и К.С.Чиряева - автора многих книг по семейному воспитанию народа саха, создателя уникального музея народной педагогики в с.Оросу, Б.Н.Попова - изучавшего специфику традиционной культуры семейно-брачных отношений народов Якутии. Использование в воспитательной работе идей народной педагогики саха отражено в работах ДАДанилова, АП.Оконешниковой, Н.Д.Неустроева, АГ.Корниловой. Весомый рлелад в исследование комплексного воспитания детей в народной педагогике саха внесён А.А.Шадриной. Нравственное воспитание на основе традиций, идеалов народа освещено в трудах И.С.Портнягина,

АЛ.Бугаевой, Л.И.Федоровой и др. Огромный пласт проблемы традиционного гормейного воспитания народа саха был осмыслен нами на основе изучения учения "Айыы" 2, которое досконально освещено в работах Л.А.Афанасьева (Тэрис).

-Были использованы отдельные статьи, разделы по исследуемой теме работы В.И.Дьяченко, А.И.Гоголева, Л.И.Хараховой, а также этнографические материалы И.А.Худякова, Л.А.Афанасьева, В.Л.Серошевского, В.Г.Богораза, Э.К.Пекарского и научные труды П.А.Слепцова, В.Д.Лебедева, Д.С.Макарова. По физическому воспитанию, играм и развлечениям сделан упор на работы НХШамаева, В.П.Кочнева, В. К. Пав лов?

Особый интерес при изучении нашей проблемы представляют научные труды и художественные произведения известных мыслителей, писателей, по

2 Айыы - божества, боги-творцы, мудрецы. По представлению саха - верхний мир, где обитают бощ, божества. В определении словаря Э.К.Пекарского - творчество, творческое начало, добро. этов, фольклористов АЕ.Кулаковского, П.А.Ойунского, И.В.Пухова, Г.У.Эргис, П.П.Тобурокова, К.Д.Уткина, Амма Аччыгыйа, Суорун Омоллоона, Н.Е.Петрова, С А.Зверева, С.П.Данилова.

Анализ достижений теории и практики привёл нас к осмыслению того, что при бесспорной значимости вышеупомянутых исследований, проблема традиционного семейного воспитания с учётом региональных особенностей Республики Саха (Якутия) остаётся недостаточно разработанной. В частности, не исследовалась специфика воспитания девочек младшего школьного возраста в семье саха на народных традициях. Актуальность избранной проблемы, её практическая значимость, недостаточная теоретическая и методическая разработанность определили тему нашего исследования "Формирование основ традиционного семейного воспитания девочек"

Проблема исследования заключается в изыскании и разработке наиболее оптимальных социально-педагогических условий, учитывая крайне недостаточную освещённость вопроса традиционного семейного воспитания девочек младшего возраста вообще^и^в условиях Республики Саха (Якутия) в частности.

Решение данной проблемы и предопределило цель исследования: изучение и создание оптимальной модели системы воспитания девочек в традициях народной педагогики саха и её использование в практике современного семейного воспитания.

Объектом исследования является воспитание детей в семье. Предметом исследования является процесс воспитания девочек на основе традиций народной педагогики саха.

Гипотеза: процесс воспитания девочек младшего школьного возраста в семье на традициях педагогики народа саха будет эффективным, если:

• в содержание и формы воспитания детей включены народные традиции, обычаи и обряды;

• устное народное творчество, народные игры и традиционные виды женского труда включены в контекст воспитания;

• организовано педагогическое просвещение родителей по изучению и освоению опыта народной педагогики саха в семейном воспитании;

• обеспечена взаимосвязь школы и семьи по воспитанию девочек младшего школьного возраста на традициях народной педагогики как единой организационно-педагогической системы.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. изучить и систематизировать знания о традициях и обычаях семейного воспитания, получившие отражение в литературе, фольклоре, обрядах;

2. определить педагогические условия, пути и приёмы творческого использования опыта народной педагогики саха как организационно-педагогичес- кой системы в совершенствовании воспитания девочек;

3. экспериментально проверить эффективность разработанной модели воспитания девочек в семье;

4. разработать научно-практические рекомендации для родителей (матерей) по использованию народных традиций и обычаев в целях повышения эффективности семейного воспитания.

Методологической основой исследования является учение о роли народных масс в создании и сохранении материальной и духовной культуры общества, диалектическое положение о сущности и движущихся силах развития человека как личности, которая в процессе своего становления испытывает на себе влияние национальных традиций, обычаев, всей духовной сферы этносо-циума, совокупность теоретических положений о единстве общечеловеческого и национального в этнопедагогике, о сущности традиций и обычаев народа саха в семейном воспитании, а также о творческом развитии личности в процессе целесообразной деятельности.

Для решения поставленных задач и цели исследования применялся комплекс методов, выбор которых определялся задачами каждого этапа:

• анализ научных трудов по истории и этнографии, исследований в области философии, психологии, педагогики, произведений устного народного творчества народа саха, произведений народных писателей и поэтов;

• изучение и обобщение опыта воспитания в семье саха;

• группа социологических методов: целенаправленное педагогическое наблюдение, беседы, интервью, анкетирование учащихся, родителей, организованные по специальной программе;

• констатирующий и формирующий эксперимент, математическая обработка полученных данных.

База исследования: опытно-экспериментальная работа в ряде школ и семей Республики Саха (Якутия) - 4 национальные школы Ленского улууса3 и с.Хатассы. Экспериментом было охвачено 63 матерей, 113 учащихся.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе - подготовительном (1993 - 1994 г.г.) - разрабатывалась теоретическая и методологическая основа концепции исследования, изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая, этнографическая литература, фольклор по исследуемой теме, что позволило определить предмет, цель, гипотезу и задачу опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе - основном (1994-1997г.г.) - проводилось опытно-экспериментальное исследование, в ходе которого проверялись достоверность положений выдвинутой гипотезы. На этом этапе были систематизированы и обобщены результаты данных эксперимента. Основные из них освещались в перио

3 Улуус (саха, тюрк.) - единица административно- территориального делении, эквивалент административного района в Республике Саха (Якутия) с 1992 г., подразделяется на наслеги, которые, свою очередь, делятся на тюёлбэ. дической и педагогической печати.

Третий этап - заключительный (1997-1998г.) - был посвящен дополнительной систематизации и обработке полученных результатов опытно-экспериментальной работы, проверке и уточнению методологических положений, а также оформлению текста диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нём впервые анализированы педагогические традиции народа саха с точки зрения их эффективного использования в воспитании девочек в семье. Обобщён имеющийся опыт семейного воспитания, выявлены эффективные пути и условия использования прогрессивных идей и опыта народной педагогики саха в воспитании подрастающего поколения в семье как теоретически обоснованной организационно-педагогическая системы:

Теоретическая ценность исследования заключается в концептуализации традиционного семейного воспитания народа саха и выявлении её психолого-педагогических особенностей; разработке модели воспитания девочек младшего школьного возраста; проведении систематизации игр народа саха и обосновании педагогических условий их использования в практической работе.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные на его основе рекомендации позволят родителям совершенствовать методы и приёмы по использовании народной педагогики саха в воспитании девочек. Материалы исследования способны существенно влиять на педагогическое просвещение родителей и совершенствовать практику работы с семьёй, могут быть использованы в учёбно-воспитательной работе учителей и применяться на лекциях и практических занятиях в ВУЗе и ССУЗе как спецкурс "Система семейного воспитания девочек".

Достоверность и научная обоснованность полученных научных результатов обеспечиваются применением комплексной методики исследования, адекватной его задачам и логике, репрезентативностью опытных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

• Идеи и традиции народного воспитания являются богатым источником в системе воспитании девочек -саха;

• Наследие народной семейной педагогики в сочетании с научной педагогикой содержит в себе уникальный потенциал идейно-нравственных основ традиционного воспитания девочек- саха в современных условиях;

• Творческое использование опыта и народного семейного воспитания позволяет создать особую организационно-педагогическую систему воспитания девочек-саха;

• Основными источниками и путями эффективного использования народной педагогики в семейном воспитании являются:

О изучение родителями фольклора, обычаев, традиций и обрядов народа;

О фольклор, игра и трудовое взросление являются основными средствами в системе воспитания девочек- саха;

О привлечение родителей к пропаганде и просвещении ими населения об использовании народной педагогики в воспитании детей, в частности, девочек-саха.

Апробация результатов исследования и внедрение основных выводов и положений работы осуществлялись в семьях Ленского улууса, с.Хатассы; в выступлениях автора на научно-практических конференциях молодых учёных и аспирантов в г.Якутске (1995Д996), на научно-методических конференциях в г.Хабаровск (1996,1997,1998) и в г.Нижневартовск (1997), на встречах с родителями и педагогами экспериментальных школ; посредством публикации статей и разработок, содержащих основные идеи, выводы и рекомендации исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Алаас Кэтириинэ

Результаты исследования позволяют заключить, что фольклорные материалы с богатым содержанием педагогических идей о воспитании девочек (в целом и девушек) должны занять подобающее место и в учебниках для учащихся школ. Это поможет подрастающему поколению в овладении основными идеями, прогрессивными методами и средствами народной педагогики, уважительным отношением к культурным ценностям своего народа. Предоставляется возможность избежать того равнодушия к родному языку и истории народа, которая зародилось у определённой части молодёжи -саха. за последние десятилетия под влиянием идей слияния наций и языков, создания общности людей -"советский народ" и нивелированием национальных особенностей. Педагогические идеи народа о воспитании девочек могут использоваться в доступной форме и в воспитательной работе детских дошкольных учреждений.

В результате исследования мы приходим к основному выводу о том, что у народа саха традиционно сохранилась и развивалась самобытная система воспитания девочек. Она имеет свои специфические особенности. В целом, женщина почиталась всеми как гордость и будущее народа.

Источниками и критериями эффективности возрождения и использования традиционной системы воспитания девочек у народа саха являются:

• отношение к труду - основной критерий оценки ребёнка;

• фольклор, устное народное творчество; ф своеобразная философия жизни и языческая вера народа саха;

• природосообразность воспитания детей;

• эмпирический опыт и знания народного воспитание;

• ознакомление родителей с теорией и практикой народной педагогики с целью активного использования их в воспитании детей;

• рациональное сочетание достижений народной педагогики и опыта народного воспитания на современном этапе как решающее условие в повышении эффективности и качества учебно-воспитательного процесса.

Проведённое исследование не претендует на исчерпывающее решение столь обширной и сложной проблемы использования прогрессивных идей и традиций народной педагогики в современном воспитании девочек. Полученные результаты исследования могут послужить основой для дальнейшей работы в этом направлении.

Заключение

Демократические процессы, происходящие в обществе, обострили постановку ряда проблем, что и характерно при любых преобразованиях. Духовное возрождение национальной культуры является велением времени. Стремление народа к самовыражению и самоопределению вызвало желание использовать в своей жизнедеятельности многовековые традиции в воспитании детей. Дальнейшее развитие народа cam, как и всех народов России, во многом будет определяться условиями и содержанием воспитания, вообще, и семейного, в частности.

Семейное воспитание играет огромную роль в формировании личности, особенно в младшем школьном возрасте. Наше исследование подтвердило, что круг идей народной педагогики саха в воспитании девочек, весьма обширен, и сохранило самобытность несмотря на борьбу официальных органов бывшего СССР с национальными особенностями народов России. Часть национальных традиций в области воспитания забыты, но значительную часть приёмов, методов, обычаев народ саха сохранил; связывая традиции воспитания с потребностями хозяйственной и общественной деятельности. Использованные материалы убеждают в том, что идеи воспитания возникли на основе опыта народа, накопленного в течение многих веков из потребности общества в лучшей организации воспитательной деятельности по подготовке девочек, а затем и девушек к труду и жизни. Естественно, эти идеи и опыты народной педагогики обогащались, обновлялись и развивались вместе с развитием народа саха в разные исторические периоды.

Анализ воздействия народных традиций на семейное воспитание доказывает, что многие семьи слабо знают методы воспитания, используемые когда-то дедами и прадедами. Они рано оторвались от них, с точки зрения, проблем воспитания современного поколения. Наше исследование показало, что на современном этапе в период поисков более конкретных целей воспитания, разработки содержания и методов подготовки молодежи к жизни и труду определяющим источником является народная педагогика. Она внедряется в процесс формирования личности как одно из основных средств совершенствования семейного воспитания девочек. Это положение доказывается содержанием тех традиций в области семейного воспитания, которые бытуют во многих семьях сельского населения, отражаются в устном народном творчестве, обрядах; обычаях. Основным источником знаний о народных традициях в семейном воспитании являются родители.

Одной из важных норм в воспитании девочек является требование трудолюбия, которому придавалось первостепенное значение. Главный принцип народной педагогики саха в трудовом обучении детей утверждает, что только в труде дети полюбят труд. Этот принцип постоянно учитывается при организации трудового обучения девочек. Следует сделать вывод и о том, что использование фольклорных произведений, прогрессивные обычаи и традиции играют большую роль в воспитании девочек. Фольклор имеет огромное значение, так как выражает этические, моральные и педагогические взгляды народа, гуманизм, беспредельную любовь к Родине. Устное народное творчество является открытой книгой трудового народа, каждое последующее поколение уходя как бы "помешает" туда сбои пожелания и мечты, выводы, исходящие из общественно-исторической жизненной борьбы. Поколения сменяют Друг друга и материалы фольклора переходят из уста в уста, выкристаллизовываются и устно "редактируются" соответственно с требованиями времени, его нравственными критериями. Поэтому исключительно важно, что их использование в процессе обучения и воспитания девочек должно быть в центре внимания родителей и учителей. Для этого следует на уроках и во внеклассной работе знакомить учащихся с лучшими образцами народного искусства, организовывать выставки детского творчества и родителей, подготовку альбомов, чтение лекций и докладов по народному искусству и фольклорным материалам, утренники, состязания, встречи с народными умельцами. Важным средством ознакомления учащихся с народными идеями воспитания является сочинение ими сказок, загадок и т. д.

Проведенная нами опытная работа по привлечению родителей к использованию приёмов, методов и содержания воспитания девочек в семье показала, что выработанные веками неписаные правила и традиции, отражённые в устном народном творчестве и хозяйственному укладу народа, оказывают существенное влияние и в наши дни. Родители и учителя в процессе семейно-школьного воспитания должны широко использовать народные традиции, игры, сказки и пословицы.

Проблема поиска идеала женщины приобретает особую актуальность в сегодняшней сложной жизни. В связи с этим, обязательным условием в воспитании девочек является идеал женщины-матери, который сформировался в ходе исторического развития народа саха и характеризуется такими качествами: физически закалённая (здоровье), подготовленная к труду (в том числе к женскому), обладающая высокими нравственными устоями (человеколюбием), чувством национальной свободы и человеческого достоинства, гостеприимством, скромностью (женственность), доброжелательностью, верностью (слова, дела, супружества), почтением к старшим, умением заботиться о подрастающих поколениях.

В ходе исследования мы учитывали специфические особенности процесса усвоения школьницами сути традиционного народного воспитания. Например, характерной особенностью воспитательного процесса у народа саха является то, что он начинается с ранних лет и до выхода детей в самостоятельную жизнь проходит ряд этапов. Овладение элементарными умениями и навыками норм и правилами поведения, выполнение трудовых обязанностей и поручений начинается в возрасте 5-6 лет посредством подражания старшим и игр. В возрасте 7-8 лет, продолжая применять умения и навыки, девочки выполняют постоянные виды работ в соответствии со своим возрастом. Как видно, уже в раннем возрасте они готовы выполнять все виды хозяйственных работ, полностью становятся хозяйками дома. Другая особенность - девочки приобретают знания и умения гостеприимства и ухода за детьми в родительском доме. Следующая особенность - дети усваивают народные традиции поведения в семье в ходе длительного и близкого общения с родителями, сестрами и братьями, родственниками. Вся семейная жизнь со всеми её радостями и горестями испыты-вается самими детьми с того момента, как они помнят себя и окружающих.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Алаас Кэтириинэ, 1998 год

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. М., 1993. С.23.

2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать . М.Д985. С.32.

3. Азимова Р.Д. Управление нравственными процессами в разноуровневых коллективах. М., 1985. С. 47.

4. Алексеев Э., Николаева И. Образцы песеннего фольклора. Якутск, 1995. С. 57-93.

5. Аммосова Е.Е. Хранительница ремесла предков. Якутск, 1992.С.20.

6. Аммосова Е.Е. Художественное шитье и вышивки. Якутск, 1992. С.20 .( на якут, яз.)

7. Аргунова В.Н. Возрождение прогрессивных народных традиций якутской семьи в социальной работе. Автореферат.М.,1997.

8. Аристотель. Сочинение в четырех томах. М., 1975. Т.1.СД20.

9. Астафьев П.Е. Нравственная жизнь человека: Искания, позиция, поступки. М., 1982. С. 121 .

10. Ю.Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979. С. 16.

11. Н.Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Советской Якутии .Якутск, 1968. С.56.

12. Афанасьев В.Ф. Якутская женская гимназия // В кн: В помощь учителю. Вып.31. Якутск, 1961.С.83.

13. З.Афанасьев Л.А. Айыы ученье. Якутск, 1990.С. 12. ( на якут, яз .)

14. Ахмерова Н.М. Использование прогрессивных идей и опыта башкирской народной педагогики в семейном воспитании младших школьников. Автореферат. М.,1994.

15. Багдарыын Сюлбэ. Ыал ийэтинэн. Якутск, 1994.(на якут.яз.)

16. Берг Н. Свадебные обряды якутов. // Вестник. Имп. Русск. Геогр-го Об-ва. 1853. Ч.7.С.38.

17. Березкин И.Г. Якутские народные предания и сказания. Якутск,1977. С.19-298.

18. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М.,

19. Богораз В.Г. Игры народов Севера. Л., 1949.С.27.

20. Бугаева Л.А. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников. Казань, 1987. С .84.

21. Бурхинов Д.М. Вопросы этнопедагогики в школе. Улан-УдэД994.

22. Василкова З.Н. Мудрые заповеди народной педагогики.

23. Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный дет ский сад. М., 1923.4-е изд. С, 6.

24. ВинокуроваУ.А. Воспитание и образование детей народов Севера. Якутск Д997.С.70.

25. Винокурова У.А. Сказ о народе саха. Якутск, 1994.

26. Вожов Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. С. 43. 29 .Волков Г.Н. Педагогика жизни.Чебоксары, 1989.С.75.

27. Волков Г.Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы // Материалы международной конференции. Якутск, 1993 .С.45.

28. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966.

29. Волков Г.Н. Вечность воспитания // Народное образование.1994.

30. Волков Г.Н. Идея о совершенной личности в народной педагогике. Советская педагогика. 1971. №10 .СЛ07-108.

31. Выготский Л.С., Лурия Л.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяны. Примитив. Ребенок. М., Л., 1930.С.133.

32. Газман О.С.Роль игры в формировании личности // Советская пе дагогика. 1982.№ 9. С. 60-64.

33. Гашимова Л.Ш. Азербайджанская народная педагогика. Баку,1970. С.53.

34. Гурова Р. Вопрос вопросов кого мы хотим воспитать ? // Воспитание школьников. 1991. №.2.С.З.

35. Гоголев Н.А. Некоторые аспекты старинной религии якутов //По лярная звезда .1992 6 .С. 68.

36. Григорьева А.М. Народная медицина якутов. Якутск, 1992.

37. Григорьев В.М. Традиционная педагогика игры.Опыт и проблемы // Педагогика. 1996. № 1.С.22.

38. Далан. Тыгын Дархан. Якутск, 1993.С.53.

39. Далан. Братья // Полярная звезда.1982.№5. С.75-83.

40. Даль В.И. Пословицы русского народа.М.,1953.С. 29.

41. Даль В.И. Толковый словарь. М., 1955.Т.1. С.55.19.20.

42. Данилов С. Избранные произведения. Якутск, 1977. С.366.

43. Дмитриева Н.Д.// Образцы богинь в олонхо. Полярная звезда. 1981 .№3 .С. 114-115.

44. Достоевский М. Полное собрание сочинений. М ., 1953.Т.20.

45. Дьяченко В.И. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л., 1981.С. 186.

46. Жорницская М.Я. Традиционные танцы коренного населения Северо-Востока страны . Якутск, 1967.С.138.53 .Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М., 1963. С.23-26.

47. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. М., 1992. С.31.

48. Измайлов А.Э.Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М., 1991.С.56.

49. Игошев Н.К., Миньковский Г.М. Семья,дети, школа.М., 1989.

50. История Якутской АССР . М., 1957.Т.1.

51. Ильин И.А Собрание сочинений. М„ 1993 .Т.1.С.153-154.

52. Караковский В. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса// Воспитание школьников. 1991. № 2.С.6.

53. Каскулова Ф.В. Гуманистические идеи адыгской народной педаго гики в воспитании девушек. Рук. канд .дисс.М., 1996 .С. 90 .

54. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. МинскД980.

55. Ковалев С.А. Психология современной семьи. М., 1988 .С.17.

56. Коменский Я. А. Мудрость старых чехов. М., 1955.

57. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984. С.186.

58. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М„ 1982.С.66.

59. Коротов В.М. Введение в общую теорию развития личности. М., 1991 С.53.

60. Корнилова А.Г. Педагогика социальной работы в сельской среде (на материалах Республики Саха). М., Якутск, 1997.

61. Корчак Я. Как любить депгей. М.,1991.С.31.

62. Кочнев В.П., Шамаев Н.К. Изменения, дополнения к комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы и методические указания к ним.1. Якутск,1992.C.3-33 .

63. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай сахалар. Якутск, 1992.Т.1.С.171-174.

64. Ксенофонтов Г.В. Элл|шада .М.,1977 .

65. Кротов М. Сказка о девяти сестрах .Якутск, 1967 ,С.№-15

66. Крупская Н.К. Педагогические сочинения.М.,1956.С.365.Т .2.

67. Кузьмин Н. Нужна ли национальная школа ^Учительская газета. №20.

68. Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск, 1979 .С.51.

69. Кулаковский А.Е. Материалы для изучения верований якутов. Якутск , 1923 .С.20.,С.67.

70. Кулаковский А.Е. Якутские пословицы и поговорки // Сборник трудов общества "Саха Кэскилэ" 1927. Вып.2. С.6.

71. Кулаковский А.Е. Стихи и поэмы. ЯкутскД957, С.134 (на якут.яз.)

72. Кулаковский А.Е. Песни и стихи. Якутск, 1978.С.206.

73. Ларионов В.Р. Саха-айыы киЬитэ. Якутск, 1998 (на якут.яз.)

74. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. М., 1991.С.170.

75. Лесли Д. Опыт нового мышления. М., 1987.С.78 .

76. Лихачев Б. Помнить о своих корнях.// Воспитание школьников. КаЗ.С. 37.

77. Локк Д. Педагогическое сочинение. М., 1939.С.30.

78. Лукина А.Г. Танцы саха. Якутск. 1995. С.54.

79. Луначарский А.В. О воспитании и образования. М., 1975.Т.1.

80. Макаренко А.С. Книга для родителей. М., 1960. Т.1.С.24.

81. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. М., 1946.93 .Макаренко А.С. Из опыта работы: Педагогические сочинения. Неопубликованные произведения, статьи и стенограммы выступлений. М., Л., 1948.С.31.

82. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. М,, 1960. Т.5 .С. 150.

83. Макаров Д.С. Народная мудрость: знания и преставления. Якутск, 1983. С.39.

84. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1965. Т.21.С. 150.

85. Материалы международной конференции "Национальная школа: концепция и психология развития". Якутск, 1993.

86. Мухоплева С.Д. Якутские обрядовые песни // В кн: Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. Горно-Алтайск,1986. С.ЗЗ .

87. Мухоплева С.Д. Песни деревьев // Полярная звезда.1985. № 1. С.123 .

88. ЮО.Неустроев Б.Н. Якутские орнаменты. Якутск, 1994.С.6-7.101 .Нюргун Боотур Стремительный // Якутский героический эпос олон-хо.Якутск, 1975. С.230,242.

89. Ю2.0всянников А. Советуют социологи.// Народное образование. 1984, ШС.11.

90. ПО.Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. Пермь, 1996. С.148.

91. Ш.Омукова Л.И. Организация социально-воспитательной работы с детьми в сельском социуме. Автореферат. Якутск, 1998.112>Опыт словаря нового мышления. М., 1989.С.122.113.0рлова О. Воспитание девочек. Педагогика. 1992.№ 6.

92. Певгова Л.В. Национальные игры детей народов Севера. Л.,

93. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. Л., 1907-1930.

94. Петров Н. Ол олох дуораана. Якутск, 1989.С.116.( наякут.яз.)

95. Перфильевская В., Васильева Д.И. Из народно-педагогической мудрости. Вопросы нравственного воспитания в национальной школе // Сборник научных трудов. М., 1981.С.66.

96. Попов Б.Н. Изменение семьи народа саха. Якутск, 1994.

97. Попов Б.Н. Социальные преобразования семейно-брачных отношений у народов Якутии. Новосибирск, 1987.

98. Попов Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее. Якутск, 1993. С.45*

99. Портнягин И.С. Этнопедагогика. Якутск, 1997.С.43.

100. Портнягин И.С. Этнопедагогическое учение Айыы. Школа Кут-Сюр. Якутск, 1994. С.26.

101. Портнягин И.С., Местникова Е.И. Одун хаан онгоЬуута. Якутск, (на якут.яз.)

102. Пухов И.В. От фольклора к литературе. Якутск, 1980.С. 7.

103. Пухов И .В. Якутский героический эпос-олонгхо. М.,1962.С,33.

104. Пухов И.С. Изучение якутского фольклора // В сборнике Эдуард Пекарский. К 100 -летию со дня рождения. Якутск, 1958.

105. Религиозные представления и обряды народов Сибири в 19 в начале 20 века // Сборник статей о обрядах саха. Якутск, 1971.

106. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.

107. Саввинов Н.Е. Обугэлэрбит олохгоро -дьаЬахгара. Якутск, 1992. ( на якут, яз.)

108. Сборник материалов по этнографии якутов. Якутск, 1948 С.41.

109. Семейное воспитание. Краткий словарь. М., 1990.

110. Серошевский В.Л. Якуты. Якутск, 1993.С.385,498, 560.

111. Словарь иностранных языков. М., 1982.С.502.

112. Слепцов П.А. Традиционная семья и обрядность у якутов. Якутск,1987, С.45.56.78.

113. Слепцов П.А. Воспитание девочек //Далбар Хотун.1995.№1 .С.15.

114. Слепцов П.А. Древнеякутская свадьба// Полярная звезда.1983. №2 .

115. Сулахарова Л. Семейные традиции. М., 1978. С.66.

116. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1978.С.56.

117. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения.

118. Стрелов Е.Д. Одежда и украшение якутки в половине 17 века. Л., 1899.

119. Уваровский А. Воспоминание. Якутск, 1947. С.6-7.

120. Уткин К.Д. ТюЬюлгз алгыстара. Якутск, 1990.С.100.(на -жут.яз.).

121. Уткин К.Д. Образы женщин в олонгхо. Якутск, 1994,С.42.

122. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинение .М.,1953. Т.1 .

123. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. М., 1970. Т.2.

124. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М., 1950. Т.8. С.45.

125. Федоров А.С. Ёбюгэлэрбит оонньуулара. Якутск, 1992. С.5-45. ( на якут.яз).152 .Федоров Г. БыЬаарыылаах ёс xohooHHopo уонна тыл номохторо . Якутск. 1993.С.3-35. ( на якут.яз .)

126. Федорова Л.И. Этнопедагогическая общность традиций нравственного воспитания народа Саха и коренных народов Аляски (США). М., Рук. канд. дисс.1995.С.78.

127. Харчев Л.Г. Социология воспитания: О некоторых актуальных проблемах воспитания личности.М., 1990. С. 123.

128. Хрипкова А.Г., Колесова Д.В. Девочка, подросток, девушка. М.Д989 С.56 .

129. Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. Л., 1969.С.76.

130. Худяков И.А. Верхоянский сборник. Иркутск, 1890.

131. Ходаковская О.М. Женский вопрос. Киев, 1990.С.71.

132. Чабыев И.П. Психическое развитие младших школьников. Якутск, 1991.

133. Чернышевский Н.Г. Сибирская переписка с родными. Спб., 1912. С.92. 161,Черосов М.А. Эн тёрёёбют норуотун былыргытын билэгин дуо?

134. Якутск, 1971.( наякут.яз.) 162.Чиряев К., Васильева Ф. Норуот педагогикатын ыллыктарынан.

135. Шамаев Н.КОсобенности методики физического воспитания в условиях Севера. Якутск, 1996. С.3-45.

136. Шамаев Н.К., Павлов К. Тыа сирин оскуолатыгар огону эт-хаан ёттю-нэн иитии. Якутск, 1992.

137. Шмаков С.А. Игра учащихся феномен культуры. М ., 1994. С.131 .170Элысонин Б.Д. Психология игры. М.Д978.С, 288.171 .Эргис Г.У. Якутски;? сказки. Якутск, 1996. С.3-331.

138. Эргис Г.У. Исторические предания и рассказы якутов. М., Л., 1960.173 .Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору . М., 1974 .174 .Ядрихинский П. Дьырылыатта Дьырыбына Кыыс Бухатыыр. Якутск, 1976.175 .Якутские сказки. Якутск, 1976.

139. Якутские сказки.// Сост: Сивцев Д.К. Ефремов П.Е. Якутск, 1990. С.336.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.