Формирование полифонического мышления начинающего пианиста тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Давидчик, Анна Борисовна

  • Давидчик, Анна Борисовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 194
Давидчик, Анна Борисовна. Формирование полифонического мышления начинающего пианиста: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Санкт-Петербург. 2008. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Давидчик, Анна Борисовна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ПОЛИФОНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ

1. 1. Понятие «полифоническое мышление»; его генезис и специфика.

1. 2. Полифоническое мышление в контексте психологической теории мышления.

Глава 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИФОНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НАЧИНАЮЩЕГО ПИАНИСТА

2. 1. Методические приемы работы над полифонией в фортепианном классе.

2. 2. Полифонические ансамбли в репертуаре детских музыкальных школ.

2. 3. Основные принципы и содержание разработанной методики формирования полифонического мышления начинающего пианиста.

Глава 3. ДИНАМИКА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИФОНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НАЧИНАЮЩИХ ПИАНИСТОВ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

3. 1. Констатирующий этап эксперимента. Характеристика участников, отобранных для формирующего этапа эксперимента.

3. 2. Формирующий раздел эксперимента.

3.3. Контрольный и сравнительный этапы эксперимента.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование полифонического мышления начинающего пианиста»

Актуальность темы исследования. Создание научно-педагогических основ формирования полифонического мышления будущих профессиональных музыкантов приобретает особое значение в контексте современных требований музыкального исполнительства. Ученые, выдающиеся исполнители и музыканты-практики единодушно утверждают, что с позиций музыкально-педагогической теории, исполнительских тенденций прошлого и настоящего каждому известному артисту-музыканту свойствен полифонический склад мышления. Именно этот вид музыкального мышления позволяет исполнителю органично воспринимать архитектонику произведений, в том числе слышать и осознавать закономерности линеарной структуры полифонических сочинений.

Ключом» к исполнительскому мастерству пианиста считается полифоническая техника. «Ничто так не воспитывает слуха, звукового разнообразия, легато, пластичности, как полифония.», — отмечал Г. Г. Нейгауз. Полифония — одно из важных средств музыкальной композиции и художественной выразительности. Понимание исполнителем элементов музыкальной ткани на основе полифонического мышления имеет принципиальное значение и обретает особую профессиональную функцию в творческой деятельности музыканта.

Педагогические работы последних лет, посвященные проблемам развития полифонического мышления и слуха (Jl. М. Грибановой, Е. П. Рожко, Е. А. Леоновой), адресованы студентам вузов. Необходимость интенсивной работы в данном направлении со взрослыми учащимися говорит о том, что и в начальном, и в среднем звене музыкального образования эти способности учеников не получают должного развития. Анализ психолого-педагогической, методической и музыкальной литературы выявил недостаточную разработанность вопроса в области начального обучения пианистов, что делает очевидной потребность систематизации имеющегося практического опыта по данной проблеме и адаптации его к работе с детьми 5-8 лет.

Младший школьный возраст, согласно исследованиям психологов, является оптимальным периодом для формирования музыкального и, в частности, полифонического мышления ребенка. Необходимость обращения к этой задаче и, вместе с тем, ее сложность в настоящий момент порождаются противостоянием профессиональной и массовой музыки. К пяти-шестилетнему возрасту у ребенка под воздействием окружающей музыкальной среды складывается гомофонный тип мышления. Задача педагога в данной ситуации — расширить, обогатить представления начинающего пианиста о музыке, стимулировать формирование его полифонического мышления посредством специальной методики.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы общего и музыкального мышления широко исследованы в различных областях науки — в философии, эстетике, психологии, педагогике, музыкознании.

В психологии проблемы мышления многосторонне изучены в трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых — К. А. Абульхановой-Славской, П. П. Блонского, А. В. Брушлинского, М. Вертгеймера, JL С. Выготского, П. Я. Гальперина, Дж. Дьюи, А. Н. Леонтьева, Я. А. Пономарева, С. JT. Рубинштейна, О. К. Тихомирова. Возрастные особенности мышления ребенка и опыт его формирования в ходе обучения широко исследованы в работах Б. Г. Ананьева, Н. А. Ветлугиной, JT. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, JL Ф. Обуховой, Т. Н. Овчинниковой, Н. Н. Поддьякова, Н. В. Сусловой, Д. Б. Эльконина.

Психолого-педагогический ракурс музыкального мышления освещен в работах Э. Б. Абдуллина, М. Г. Арановского, Б. В. Асафьева, JI. А. Баренбойма, JI. JI. Бочкарева, Т. Н. Вороновой, JI. Б. Дыс, Б. JI. Кременштейн, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Н. В. Сусловой, Б. М. Теплова, Г. М. Цыпина, В. Ф. Чабанного. Социальная обусловленность музыкального мышления раскрывается в исследованиях А. Н. Сохора, М. С. Кагана. Особое внимание полифоническому мышлению уделяется в работах JI. М. Грибановой, Е. П. Рожко, С. И. Савшинского.

В музыкознании к проблемам полифонического мышления обращались крупнейшие отечественные исследователи А. Н. Должанский, М. С. Друскин и Я. С. Друскин, Ю. К. Евдокимова, В. В. Задерацкий, И. К. Кузнецов, Э. Курт, X. С. Кушнарев, Т. Ф. Мюллер, В. В. Протопопов, М. И. Ройтерштейн, В. Н. Рукавишников, Н. А. Симакова, С. С. Скребков, С. И. Танеев, Ю. Н. Тюлин, К. И. Южак, И. С. Хусаинов, Б. JL Яворский.

Исполнительское прочтение полифонических произведений и методика работы над ними освещены в работах А. Д. Алексеева, Э. Бодки, И. А. Браудо, Н. П. Калининой, Н. А. Любомудровой, Я. И. Милыптейна, И. С. Рабиновича, JI. И. Ройзмана, М. Э. Фейгина, С. Е. Фейнберга, Н. П. Цивинской, Г. М. Цыпина, А. П. Щапова. Методические пособия, посвященные интерпретации полифонических произведений отечественных и зарубежных композиторов, разработаны преподавателями ведущих педагогических вузов страны. Проблема развития полифонического слуха и восприятия затронута в работах С. А. Дядченко, А. Г. Каузовой, Е. А. Леоновой, 3. А. Ринкявичуса.

В области педагогического репертуара тщательная систематизация и отбор фортепианной полифонической музыки отечественных и зарубежных композиторов для начинающих пианистов осуществлены авторами-составителями сборников и хрестоматий полифонических пьес — Л. А. Баренбоймом, И. А. Браудо, Б. Л. Вольманом, Н. Копчевским, А. Ф. Курнавиным, С. С. Ляховицкой, Т. Мануильской, В. Натансоном, Н. Н. Перуновой, Л. И. Ройзманом, М. Г. Соколовым.

В современной педагогике накоплен существенный материал, связанный с проблемами музыкального и полифонического мышления. Однако в настоящее время практически не ведется целенаправленная методическая работа в области полифонического развития начинающих пианистов, как младшего школьного возраста, так и взрослых учащихся. В ходе исследования была выявлена острая необходимость доступного начинающим пианистам репертуара, на основе которого возможно эффективное формирование полифонического мышления. Неразработанность означенного аспекта проблемы послужила стимулом к оформлению темы настоящей диссертации.

Цель исследования состоит в разработке, теоретико-методологическом и экспериментальном обосновании методики формирования полифонического мышления учащегося-пианиста на начальном этапе обучения.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие теоретические и практические задачи:

1) раскрыть проблемы, связанные с формированием полифонического мышления начинающих пианистов;

2) определить и обосновать основные принципы работы с начинающими, которые послужат фундаментом для экспериментальной методики;

3) обозначить влияние художественных и литературных образных характеристик на эффективность процесса освоения учеником полифонических произведений;

4) создать музыкальное произведение, в котором применялись бы основные контрапунктические приемы и учитывались особенности работы над полифонией с начинающими;

5) экспериментально исследовать процесс освоения начинающими пианистами целостного музыкально-художественного комплекса, предложенного в авторской методике.

Объект исследования — процесс обучения начинающих пианистов, ориентированный на формирование полифонического мышления.

Предмет исследования — формирование полифонического мышления начинающих пианистов на занятиях в классе фортепиано, проводимых по авторской методике.

Анализ научных трудов, педагогической литературы и методических разработок ведущих отечественных педагогов-пианистов позволил выдвинуть следующую гипотезу:

Эффективное формирование полифонического мышления учащихся-пианистов на начальном этапе обучения возможно при условиях: разучивания полифонических произведений в форме ансамблевого музицирования; поэтапного освоения полифонических приемов в ансамблевом музицировании, на материале предложенного комплекса упражнений; комплексного использования музыкально-игровых, литературно-художественных и ассоциативно-образных средств и приемов, активизирующих мышление начинающего музыканта.

Методы исследования. В ходе исследования применялся комплекс теоретических и эмпирических методов: системный теоретический анализ и обобщение педагогической, психологической и искусствоведческой литературы по теме исследования; анализ и систематизация полифонического репертуара учащихся детских музыкальных школ; систематизация педагогического опыта по теме диссертации; осуществление практического эксперимента, включающего три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный) на занятиях фортепиано с начинающими пианистами. педагогическое наблюдение, беседа, тестирование, протоколирование полученных данных, сравнение.

Методологическая основа исследования. Особое значение для формирования концепции данного исследования имел психолого-педагогический аспект проблемы мышления, раскрытый в работах К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского, JI. С. Выготского, П. Я. Гальперина, С. JI. Рубинштейна, Б. М. Теплова, О. К. Тихомирова. Существенную значимость для разработки избранной проблематики имели исследования в области музыкального мышления и его развития М. Г. Арановского, Б. В. Асафьева, JI. JL Бочкарева, Т. Н. Вороновой, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Н. В. Сусловой, Б. JI. Яворского.

Важным фактором в создании авторской методики стали психологические и педагогические принципы единства сознания и деятельности, проблемного и развивающего обучения, изложенные в трудах А. В. Брушлинского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, JI. В. Занкова,

А. Н. Леонтьева, С. JL Рубинштейна, Б. М. Теплова, Г. М. Цыпина, Д. Б. Эльконина.

Основой разработанной методики послужили базовые положения о полифоническом мышлении и проблемах исполнения многоголосной музыки, сформулированные в работах ведущих отечественных музыкантов-педагогов, исследователей, методистов — А. Д. Алексеева, И. А. Браудо, JL М. Грибановой, Н. П. Калининой, Я. И. Мильштейна, Г. Г. Нейгауза, Е. П. Рожко, С. И. Савшинского, Г. М. Цыпина, А. П. Щапова.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней предложена оригинальная концепция формирования полифонического мышления учащихся-пианистов на раннем этапе обучения.

В результате проведенного исследования и эксперимента:

1) выработаны основные методические принципы работы над полифоническими произведениями с начинающими музыкантами;

2) разработана комплексная методика формирования полифонического мышления начинающих пианистов различных возрастов (начиная с 6 лет) на основе ансамблевого музицирования (разных составов). Общая концепция методики послужила стимулом для создания авторской полифонической сюиты «Семь сказочных снов» для двух фортепиано, в которой были художественно осмыслены ключевые задачи исследования;

3) поставлены новые педагогические задачи, решаемые в процессе ансамблевого музицирования (на материале специально написанного полифонического произведения);

4) разработан научно-методический подход в работе с фортепианным ансамблем над полифоническими произведениями;

5) введено в учебную практику новое полифоническое произведение для ансамблевого музицирования с готовой методической разработкой;

6) получены научно обоснованные выводы, подтверждающие валидность предложенных тестов;

7) предложен комплекс оригинальных практических упражнений на фортепиано, основанных на контрапунктических приемах. В них ученик самостоятельно «конструирует» полифоническую ткань, используя приемы точной и стреттной имитации, имитации в обращении, канонической секвенции, канона в обращении, вертикальной перестановки голосов, увеличения в двухголосном и трехголосном контрапункте.

Организация, этапы и опытно-экспериментальная база исследования.

Исследование осуществлялось на протяжении 2004-2007 гг. и включало в себя три этапа.

В ходе первого, подготовительного, этапа:

1) определен ракурс исследования;

2) установлена степень разработанности поставленной проблемы;

3) на основе изучения педагогической, психологической, музыковедческой и музыкальной литературы по теме исследования сформирована гипотеза исследования.

На втором этапе:

1) разработана концепция методики формирования полифонического мышления начинающих пианистов;

2) подготовлен музыкальный материал и методическая разработка (полифоническая сюита «Семь сказочных снов» для двух фортепиано. — СПб:: «Композитор • Санкт-Петербург», 2006) для проведения формирующего эксперимента;

3) проведен констатирующий эксперимент (в виде тестов) и обобщены полученные результаты. Показанные в эксперименте с учащимися 6-8 лет результаты соответствуют психологическим особенностям мышления ребенка младшего школьного возраста. Задания, связанные с областью наглядно-образного мышления, выполнялись детьми особенно удачно. Участники эксперимента хорошо проявили себя и со стороны моторно-двигательных умений. Существенные трудности возникали у учащихся при выполнении заданий из третьего теста, связанных с коммуникативно-речевой областью мышления;

4) отобранные для участия в формирующем эксперименте ученики были организованы в три ансамбля. Дополнительно был образован дуэт, включающий ученика 19 лет и педагога. Состоялось распределение программы между участниками ансамблей. Младшим учащимся было предложено разучить по две разнохарактерные пьесы из полифонической сюиты. Взрослому начинающему пианисту следовало сыграть сюиту целиком.

На третьем этапе:

1) проведен формирующий эксперимент, который включал в себя две ступени, соответствующие фазам пассивного и активного полифонического мышления ученика; обобщены результаты проведенного эксперимента;

2) разработан комплекс проверочных упражнений на фортепиано для проведения контрольного эксперимента;

3) проведен контрольный эксперимент с учащимися экспериментальной и контрольной групп, который включал в себя выполнение практических упражнений на фортепиано и тест на слушательское восприятие полифонической музыки;

4) осуществлены анализ и сравнение результатов контрольного эксперимента, полученных учениками экспериментальной и контрольной групп. В отличие от учащихся контрольной группы, участники формирующего этапа эксперимента показали наличие сформированных и устойчивых представлений о полифонической музыке, навыков исполнения и умения работать над многоголосной фактурой музыкального произведения, осмысленное отношение к музыкальному материалу, качественное выполнение заданий и хорошие темпы работы.

Исследование проводилось на базе ДШИ им. С. В. Рахманинова (Санкт-Петербург). Все этапы эксперимента осуществлялись с участием учащихся I—II классов фортепианного и вечернего трехгодичного отделения.

Научно-практическая значимость исследования.

1. Теоретически осмыслена и обоснована комплексная методика формирования полифонического мышления начинающих пианистов. и

2. Освоено новое направление в музыкальной педагогике, включающее в учебную практику методику преподавания полифонического произведения на начальном этапе обучения.

3. Исследование расширяет и дополняет методическую оснащенность педагогов-музыкантов новыми приемами работы с начинающими пианистами над полифоническими произведениями.

4. Расширяется репертуар детского фортепианного ансамбля.

5. Методические установки, изложенные в представленной работе, способствуют активизации процесса обучения начинающих пианистов в работе над полифоническими произведениями, а также развитию их творческих способностей.

6. Предложенная методика опирается на новый музыкальный материал и тем самым способствует приобщению молодых музыкантов к современной фортепианной музыке.

7. Универсальность данной методики позволяет применять ее в работе с начинающими пианистами различных возрастов.

8. Разработанный комплекс упражнений на фортепиано может послужить самостоятельным материалом для формирования и развития полифонического мышления пианистов средних и старших классов музыкальных школ.

Результаты научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности позволяют вынести на защиту:

1. Концепцию организации учебно-воспитательного процесса в классе фортепиано, которая предполагает совместное музицирование двоих учеников и педагога в полифоническом ансамбле. Предложенная модель музицирования позволяет в технически и психологически доступной форме приобщить начинающих пианистов к исполнению полифонической музыки.

2. Способ поэтапного освоения полифонических приемов в фортепианных ансамблях с предложенным составом исполнителей.

3. Авторскую методику обучения, применимую в работе как с начинающими пианистами младшего школьного возраста, так и со взрослыми начинающими, которая подразумевает: а) обучение с учетом психолого-педагогических факторов в формировании полифонического мышления; б) комплексное использование литературно-художественных, музыкально-игровых, ассоциативно-образных средств и приемов, активизирующих мышление начинающего музыканта и стимулирующих освоение инструмента учащимся; в) построение занятий по принципу: «от простого к более сложному»; г) индуктивный принцип освоения полифонической фактуры в фортепианном ансамбле; д) освоение общепринятых в фортепианной педагогике способов работы над многоголосным произведением в ансамблевом музицировании.

Апробация результатов исследования.

Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории музыки Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств; в ходе выступлений с сообщениями на международной научной конференции «Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии» в РАМ им. Гнесиных (Москва, октябрь 2006), на межвузовском научно-практическом семинаре «Методологические проблемы современного художественного образования» в РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, март 2007).

Основные положения диссертации отражены в научных публикациях и учебном пособии для ДМШ.

Эффективность предлагаемой методики проверялась в ходе экспериментальной работы с учащимися ДТТТИ им. С. В. Рахманинова (Санкт-Петербург, 2005-2007 гг.).

Структура и объем диссертации. Текст работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и пяти приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Давидчик, Анна Борисовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенной исследовательской работы и практического эксперимента в течение 2004-2007 гг. были решены поставленные задачи и достигнута цель настоящего исследования. В его теоретической части: охарактеризована специфика полифонического мышления и выявлен комплекс способностей, составляющих его основу; раскрыты проблемы, связанные с формированием полифонического мышления начинающих пианистов; рассмотрены проявления полифонического мышления в практически-действенной, наглядно-образной и словесно-логической формах и определены оптимальные условия для его эффективного осуществления у детей младшего школьного возраста; обозначено влияние художественных, литературных, 'образных характеристик, активизирующих процесс освоения полифонического произведения; определены и обоснованы основные принципы работы с начинающими, которые послужили фундаментом для экспериментальной методики;

В практической части исследования: систематизирован имеющийся практический опыт работы над освоением полифонических произведений в фортепианном классе и рассмотрены возможности его адаптации к работе с детьми пяти-восьмилетнего возраста. разработана авторская методика формирования полифонического мышления начинающих пианистов, основанная на индуктивном принципе освоения произведений полифонического склада в ансамблевом музицировании; ч написано музыкально-художественное произведение, в котором применяются основные контрапунктические приемы и учитываются особенности работы над полифонией с начинающими; осуществлена апробация новой методики с учащимися фортепианного отделения (первый год обучения) различных возрастов; прослежен процесс формирования полифонического мышления начинающих пианистов на каждом этапе разработанной методики; определена зависимость его качества и темпов от возраста и музыкальных способностей ученика; изложены результаты проведенного эксперимента, подтверждающие эффективность предложенной методики; разработан и опробован комплекс практических упражнений на фортепиано, позволяющих ученику закрепить полученные на формирующем этапе эксперимента знания, умения и навыки и способствующих дальнейшему развитию полифонического мышления начинающего музыканта.

• , «,»

Подтверждена выдвинутая, в ходе исследования гипотеза. Поэтапное освоение музыкальной ткани полифонического ансамбля с привлечением комплекса литературно-художественных, музыкально-игровых, ассоциативно-образных средств и приемов оказалось эффективным способом формирования полифонического мышления начинающих пианистов. Успешных результатов работы по предложенной методике достигли как ученики младшего школьного возраста, так и взрослый участник эксперимента.

Занятия с экспериментальной группой показали, что дети с различными музыкальными данными и результатами предварительных тестов на выявление полифонического мышления в процессе обучения по разработанной методике приобрели прочную основу для его последующего развития. В ходе проведения эксперимента теоретические познания начинающих пианистов пополнились комплексом понятий, терминов, применяемых в области полифонической музыки, ими были практически освоены основные контрапунктические приемы и способы работы над исполнением многоголосия. Выполнение творческих заданий стимулировало активность и самостоятельность мышления учащихся.

Представленное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Необходимым педагогическим условием для оптимальных темпов и качества формирования полифонического мышления начинающего музыканта является комплексное воздействие на наглядно-действенный, наглядно-образный и словесно-логический компоненты процесса мышления ребенка.

2. Наиболее эффективным воздействие на наглядно-действенный и наглядно-образный компоненты полифонического мышления ребенка оказывается в условиях ансамблевого музицирования. Словесно-логический вид мышления начинающего пианиста следует развивать в тесной взаимосвязи с этими двумя компонентами.

3: Важнейшим стимулирующим фактором в развитии словесно-логического вида мышления ученика являются творческие задания. Они позволяют учащемуся «изнутри» овладеть логикой полифонического изложения.

4. Формирование слуховых представлений, звуковых «образов» контрапунктирующих голосов и развитие большинства способностей ребенка, составляющих полифоническое мышление (способность распределения и переключения внимания, способность мыслить воображаемыми тембрами) на начальном этапе обучения наиболее продуктивно происходят в ансамблевом музицировании.

5. Комплексное воздействие на аудиальную, визуальную и кинестетическую репрезентативные сенсорные системы начинающего пианиста в процессе ансамблевого музицирования выявляет и стимулирует его полифоническое мышление, способствует дифференцированному восприятию ребенком многослойной фактуры.

6. Формирование полифонического мышления ученика следует осуществлять на материале ансамблей полифонического, но не гомофонно-гармонического склада. В этом случае у исполнителя складывается четкое представление о полифоническом произведении как ансамбле равноправных индивидуализированных партий.

7. На современном этапе является насущной необходимостью создание репертуара полифонических ансамблей для начинающих музыкантов, на основе которых станет возможным систематическое развитие исполнительских навыков и интеллектуальных способностей ученика.

8. Освоение полифонической музыки в ансамбле возможно уже на раннем этапе обучения, начиная с того момента, когда ученик овладел навыками исполнения одноголосной мелодии.

9. Контрапунктические приемы, распределенные между участниками ансамбля, оказываются легко доступны не только для понимания, но и удобны для исполнения маленьким музыкантам.

10. Разные варианты исполнения полифонического ,. ансамбля, предложенные в разработанной методике, помогают начинающим пианистам освоить общепринятые в фортепианной педагогике способы работы над полифоническим произведением. Последовательное исполнение учеником партий то первого, то второго ученика на первом этапе позволяет осмыслить равнозначимость голосов-линий и провоцирует контроль, за их взаимодействием в процессе игры. Тем самым закладывается фундамент полифонического мышления ученика, а также полифонического слуха и восприятия. Усложнение исполнительских задач на втором этапе (партии первого и второго ученика играются одним человеком) выполняет проверочную и закрепляющую функцию в процессе формирования полифонического мышления учащегося.

11. Изложение музыкального материала, акцентирующее художественную сторону пьес (программные названия, графические иллюстрации, эпиграфы) способствует усилению личностной мотивации учащихся к музицированию и помогает глубже проникнуть в суть полифонических приемов, использованных в пьесах учебно-музыкального пособия.

12. Разработанная методика формирования полифонического мышления начинающих пианистов может находить индивидуальное применение в различных учебных ситуациях, с учениками разных возрастов (от 6 до 19 лет) и музыкальных способностей. Наличие нескольких вариантов ансамблевого исполнения позволяет педагогу подобрать для конкретного ученика наиболее удобный, наиболее полезный, соответствующий его исполнительским возможностям.

Основной вывод исследования состоит в том, что предложенная авторская методика перспективна в плане общего и профессионального развития личности учащегося. Результаты проведенного эксперимента показали и доказали ее продуктивность.

В процессе дальнейшего музыкального обучения, исполняя в качестве части программы различные пьесы из полифонической сюиты, начинающий пианист сможет надежно закрепить приобретенные знания, умения и навыки и продолжить совершенствовать свой полифонический слух и мышление. Упражнения на фортепиано (контрольная часть эксперимента) ученик может самостоятельно обновлять, находя в музыкальной литературе новые мотивы для преобразований по предложенной схеме, придумывая новые мелодии для канонов16.

Таким образом, постоянно поддерживая активный, самостоятельный и творческий уровни полифонического мышления в процессе музицирования, ученик готовится к освоению новых, современных образцов фортепианной полифонической музыки.

16 В качестве руководства к развитию полифонического мышления начинающих пианистов в сфере свободного творчества можно обратиться также к методической разработке А. А. Никитина [87]. ч

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Давидчик, Анна Борисовна, 2008 год

1. Абульханова-Славская, К. А. Мысль в действии. (Психология мышления) / К. А. Абульханова-Славская. — М.: Политиздат, 1968. — 208 с.

2. Алексеев, А. Д. Клавирное искусство. Очерки и материалы по истории пианизма. Вып. 1 / А. Д. Алексеев. — М.—JL: Музгиз, 1952. — 252 с.

3. Алексеев, А. Д. Работа над музыкальным произведением с учениками школы и училища / А. Д. Алексеев. — М.: Музгиз, 1957. — 192 с.

4. Алексеев, А. Д. Русская фортепианная музыка / А. Д. Алексеев. — М:: Наука, 1969. — 392 с.

5. Ананьев, Б. Г. Проблемы возрастной и дифференциальной психологии / Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды: В 2 т. / т. 1. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1980. — С. 179-230.

6. Ананьев, Б. Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания / Б. Г. Ананьев // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе Сборник статей. / Под ред. Б. Г. Ананьева и А. И. Сорокиной. — М.: Учпедгиз, 1960. — С. 3-28.

7. Арановский, М. Г. Мышление, язык, семантика / М. Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления: сб. ст. / сост. и ред. М. Г. Арановского. — М.: Музыка, 1974. — С. 90-128.

8. Баренбойм, Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства / Л. А. Баренбойм. — Л.: Музыка, 1969. — 288 с.

9. Блонский, П. П. Память и мышление / Изд. 2-е. / П. П. Блонский. —Москва: URSS: ЛКИ, 2007. — 204 с.

10. Бодки, Э. Интерпретация клавирных произведений Баха / Э. Бодки. Пер. и вступ. статья А. Майкапара. — М.: Музыка и др., 1993. — 588 с.

11. Бонфельд, М, Ш. Музыка как речь и как мышление: (Опыт системного исследования музыкального искусства): автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора» искусствоведения: / Российский ин-т искусствознания. — М., 1993: — 41 с.

12. Бонфельд, М. Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. (Опыт системного исследования музыкального искусства): Монография / М. Ш. Бонфельд. — СПб.: Композитор, 2006. — 648 с.

13. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л: Л. Бочкарев. — М.: Классика-ХХ1, 2006. — 352 с.

14. Браудо, И. А. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе / И. А. Браудо — М.: Классика-ХХ1, 2003. — 96 с.

15. Брушлинский, А. В. Культурно-историческая теория мышления (Философские проблемы психологии). Исследования Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна.; / А. В. Брушлинский.— М.: Изд-во «Высшая школа», 1968. — 104 с.

16. Брушлинский, А. В. Мышление: процесс, деятельность, общение / А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова, Б. О. Есенгазиева и др.; отв. ред. А. В. Брушлинский. — М.: Наука, 1982. —387 с.

17. Бурьянек, И. К историческому развитию теории музыкального мышления / И. Бурьянек // Проблемы музыкального мышления: сб. ст. / сост. и ред. М. Г. Арановского. — М.: Музыка, 1974. — С. 29-58.

18. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. Пер. с англ. / Вступ. статья В. П. Зинченко. — М.: Прогресс, 1987. — 335 с.

19. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 1986. — 415 с.

20. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / И. С. Якиманская, В. С. Столетов, И. Я. Каплунович и др. / Под ред. И. С. Якиманской. — М.: Педагогика, 1989. — 221 с.

21. Волков, С. О формировании представлений в образно-художественном мышлении современного музыканта-исполнителя / С. О: Волков // Вопросы теории и эстетики музыки. Сборник статей. Вып. 11. — Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1972. — С. 184-200.

22. Воронова, Т. Н. К вопросу о музыкальном мышлении / Т. Н. Воронова // Проблемы фортепианной педагогики и исполнительства: сб. трудов. — М.: Моск. гос. пед. ин-т. им. В. И. Ленина, 1978. — С. 64-70.

23. Воронова, Т. Н. Музыкальное мышление / Т. Н. Воронова // Теория и методика обучения игре на фортепиано: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общей редакцией А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой. — М.: ВЛАДОС, 2001. — С. 111-125.

24. Воронова, Т. Н. Некоторые особенности методики работы над полифонией / Т. Н. Воронова // Проблемы фортепианной педагогики и исполнительства: сб. трудов. — М.: Моск. гос. пед. ин-т. им. В. И. Ленина, 1978. — С. 70-76.

25. Выготский, Л. С. Детская психология / Л. С. Выготский // Собрание сочинений: В 6-ти т. / т. 4. / Под ред. Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984. — 432 с.

26. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 479 с.

27. Выготский, JI. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — СПб.: Азбука, 2000. — 410 с.

28. Галкина, О. И. Начальное обучение и формирование у детей пространственных представлений / О. И. Галкина // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе Сборник статей. / Под ред. Б. Г. Ананьева и

29. A. И. Сорокиной. — М.: Учпедгиз, 1960. — С. 112-128.

30. Гальперин, П. Я. Введение в психологию: (учеб. пособие для вузов) / П. Я. Гальперин. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 150 с.

31. Гальперин, П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка / П. Я. Гальперин // Возрастная и педагогическая психология / сост. и коммент. О. Шуаре Марта. — М>.: Изд-во МГУ, 1992. — 268 с.

32. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П. Я. Гальперин. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 45 с.

33. Готлиб, А. Первые уроки фортепианного ансамбля / А. Готлиб // Вопросы фортепианной педагогики: сб. ст. Вып. 3 / общ. ред.

34. B. Натансона. — М.: Музыка, 1971. — С. 91-98.

35. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. — М.: МИЛ «NB Магистр», 1993. — 190 с.

36. Давыдов, В. В. Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка / В. В. Давыдов // Психическое развитие младшего школьника / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1990. — С. 8-12.

37. Должанский, А. Н. 24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича Предисл.

38. A. Чернова. Изд. 2-е, испр. / А. Н. Должанский. — JL: Советский композитор Ленингр. отд-ние], 1970. — 258 с.

39. Друскин, М. С. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI-XVIII веков / М. С. Друскин. — Л.: Музгиз, 1960. — 284 с.

40. Друскин, Я. С. О Риторических приемах в музыке И. С. Баха / Я. С. Друскин. — СПб.: Композитор, 2005. — 136 с.

41. Дубовский, И. И. Простейшие закономерности русского народно-песенного двух- трехголосного склада / И. И. Дубовский. — М.: Музыка, 1964.— 93 с.

42. Дыс, Л. Б. Музыкальное мышление как объект исследования / Л. Б. Дыс // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования / сб. ст. / Сост. Л. Б. Дыс. — Киев: Музычна Украйина, 1989. — С. 35^44.

43. Дьюи, Джон. Психология и педагогика мышления / Дж. Дьюи. Пер. с англ. Н. М. Никольской / ред. Ю. С. Рассказова. — М.: Лабиринт, 1999. — 192 с.

44. Евдокимова, Ю. К. Учебник полифонии. Вып. 1. / Ю. К. Евдокимова. — М.: Музыка, 2000. — 158 с.

45. Евсеев, С. В. Русская народная полифония. Учебное пособие. / С. В. Евсеев. — М.: Музгиз, 1960. — 128 с.

46. Задерацкий, В. В. Полифоническое мышление Стравинского /

47. B. В. Задерацкий. — М.: Музыка, 1980. — 287 с.

48. Захарова, О. И. Риторика и западноевропейская музыка XVII — первой половины XVIII века: принципы, приемы / О. И. Захарова. — М.: Музыка, 1983. — 77 с.

49. Зеньковский, В. В. Психология детства: уч. пособ. / В. В. Зеньковский; Психол. ин-т. — М.: Академия, 1996. — 347 с.

50. Зильберквит, М. А. О формировании у учащихся музыкальных понятий при обучении игре на фортепиано / М. А. Зильберквит // Проблемы фортепианной'педагогики и исполнительства: сб. трудов. — М.: Моск. гос. пед. ин-т. им. В. И. Ленина, 1978. — С. 88-103.

51. И. С. Бах. Маленькие прелюдии и фуги: методические рекомендации / М-во культуры БССР, Респ. метод, каб. по учеб. заведениям искусств и культуры; сост. Н. Ю. Темкина. — Минск: Респ. метод, каб. по учеб. заведениям искусств и культуры, 1988. — 54 с.

52. Исследование развития познавательной деятельности. Под ред. Дж. Брунера и др. Предисл. Д. С. Брунера. Пер. с англ. М. И. Лисициной. [Вступит, статья В. Давыдова]. — М.: Педагогика, 1971. — 391 с.

53. Калинина, Н. П. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе: 2-е изд., испр. / Н. П.Калинина. — Л.: Музыка; Ленингр. отд-ние, 1988. — 153 с.

54. Каузова, А. Г. Полифонический слух / А. Г. Каузова // Теория и методика обучения игре на фортепиано: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — С. 77-89.

55. Кирнарская, Д. К. Психология, специальных способностей. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. — М.: Таланты-XXI век, 2004. — 496 с.

56. Копчевский, Н. А. Клавирная музыка: Вопросы исполнения. / Н. А. Копчевский. — М.: Музыка, 1986. — 94 с.

57. Котляревский, И. К вопросу о понятийности музыкального мышления / И. Котляревский // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования / сб. ст. / Сост. Л. Б. Дыс. — Киев: Музычна Украйина, 1989. — С. 28-34.

58. Кременштейн, Б. Л. Педагогика Г. Г. Нейгауза / Б. Л. Кременштейн. — М.: Музыка, 1984. — 89 с.

59. Кременштейн, Б. Л. Педагогические аспекты воспитания музыкального мышления в исполнительском классе / Б. Л. Кременштейн // Вопросы воспитания музыканта-исполнителя: сб. трудов. Вып 68. — М.: Издание Гос. муз.-пед. ин-та им. Гнесиных, 1983. — С. 63-88.

60. Кузнецов, И. К. Теоретические основы полифонии XX века: Исследование / И. К. Кузнецов; Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. Каф. теории музыки. — М.: НТЦ «Консерватория», 1994. — 285 с.

61. Куницына, И. С. Полифония Прокофьева: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / И. С. Куницына. — М., 1972. — 23 с.

62. Кушнарев, X. С. О полифонии: Сборник статей / X. С. Кушнарев / Ред., предисл. и сост. Ю. Н. Тюлина и И. Я. Пустыльника. — М.: Музыка, 1971. — 136 с.

63. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: уч. пособ. /

64. A. Н. Леонтьев; М-во образов. РФ. — М.: Смысл: Academia, 2005. — 346 с.

65. Лерман, М. О некоторых задачах обучения будущего пианиста / М. Лерман // Вопросы фортепианной педагогики: сб. ст. Вып. 3 / общ. ред.

66. B. Натансона. — М.: Музыка, 1971. — С. 68-76.

67. Лихачева, И. В. 24 прелюдии и фуги Р. Щедрина / И. В. Лихачева. — М.: Музыка, 1975. — 111 с.

68. Лихачева, И. В. Полифония в творчестве Родиона Щедрина: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: 17.00.02 / И. В. Лихачева: Моск. гос. коне. им. П. И. Чайковского: М., 1973. — 22 с.

69. Лурия, А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментально-психологическое исследование / А. Р. Лурия. — М.: Наука, 1974. — 172 с.

70. Любомудрова, Н. А. Методика обучения игре на фортепиано: учеб. пособие/Н. А. Любомудрова. —М.: Музыка, 1982. — 143 с.

71. Любомудрова, Н. А. Начальное обучение игре на фортепиано / Н. А. Любомудрова // Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Вып. 1. / Под ред. А. А. Николаева. — М.-Л.: Музгиз, 1950. — С. 177-216.

72. Ляшенко, И. Г. Целеполагание и деятельность музыкального мышления / И. Г. Ляшенко // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования / сб. ст. / Сост. Л. Б. Дыс. — Киев: Музычна Украйина, 1989. — С. 9-18.

73. Медушевский, В. В. Музыкальное мышление и логос жизни / В. В. Медушевский // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования / сб. ст. / Сост. JI. Б. Дыс. — Киев: Музычна Украйина, 1989. — С. 18-27.

74. Милич, Б. Е. Воспитание ученика-пианиста в 1-2 классах ДМШ / Б. Е. Милич. — Киев: «Музична Украша», 1977. — 78 с.

75. Милыптейн, Я. И. Исполнительские и педагогические принципы К. Н. Игумнова / Я. И. Милыптейн // Мастера советской пианистической школы. Очерки. / Под ред. А. А. Николаева. — М.: Музгиз, 1954. — 230 с.

76. Милыптейн, Я. И. ХТК И.С.Баха и особенности его исполнения / Я. И. Милыптейн. — М.: Классика-ХХ1, 2001. — 352 с.

77. Молзинский, В. В. Вопросы профессионального образования музыканта в культуре современной России: пособие для аспирантов по спец. 13.00.02 — Методика обучения и воспитания (музыка) / В. В. Молзинский; СПбГУКИ. — СПб.: СПбГУКИ, 2003. — 35 с.

78. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1972. — 383 с.

79. Напреев, Б. Д. Полифония (фуга) и оркестр / Б. Д. Напреев; М-во культуры Рос. Федерации, Петрозав. гос. консерватория. Каф. Теории музыки и композиции. — Петрозаводск: ПГК, 2003. — 249 с.

80. Некоторые вопросы работы над полифонией (на материале трехголосных инвенций И. С. Баха): методическая разработка / сост. Д. Г. Валамат-Заде. — Душанбе, 1988. — 15 с.

81. Немов, Р. С. Общая психология. Краткий курс / Р. С. Немов. — СПб.: Питер, 2007. — 304 с.

82. Обухова, JI. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. — М.: Тривола, 1996. — 360 с.

83. Обухова, Л. Ф. Этапы развития детского мышления (Формирование элементов научного мышления у ребенка) / Л. Ф. Обухова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 152 с.

84. Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т. Н.Овчинникова; Науч.-внедрен. лаборатория психопедагогики образования. — М.; Екатеринбург: Академ, проект: Деловая книга, 2000. — 204 с.

85. Онеггер, А. О музыкальном искусстве: Пер. с фр. / Коммент. В. Н. Александровой, В. И. Быкова. — Л.: Музыка, 1979. — 264 с.

86. Пелецис, Г. Э. Строение двухголосных инвенций И. С. Баха: учебное пособие для учащихся музыкальных училищ и студентов консерваторий. / Г. Э. Пелецис. — Рига: Метод, каб. учеб. заведений,1983. — 128 с.

87. Петров,- Ю. А. Культура мышления: методологические проблемы научно-пед. работы / Ю. А. Петров. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 115 с.

88. Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддьяков; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1977. — 271 с.

89. Полифония в творчестве современных зарубежных композиторов: методическая разработка для студ. оч. и заоч. отд-ния / М-во культуры РСФСР, Куйб. гос. ин-т культуры, каф. Теории и истории музыки; Сост. преп. В. П. Сальникова. — Куйбышев, 1978. — 23 с.

90. Полифония романтиков: методическая разработка для студ. заоч. Отд-ния фак. культ.-просвет. работы / М-во культуры РСФСР, Куйб. гос. ин-т культуры, каф. Теории и истории музыки; Сост. преп. В. П. Сальникова. — Куйбышев: Б. и., 1981. — 22 с.

91. Пономарев, Я. А. Знания, мышление и умственное развитие Я. А. Пономарев. — М.: Просвещение, 1967. — 264 с.

92. Пономарев, Я. А. Психология творческого мышления. Под ред. действ, чл. АПН РСФСР проф. А. Н. Леонтьева / Я. А. Пономарев. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. — 352 с.

93. Протопопов, В. В. История полифонии в ее важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII-XIX веков / В. В. Протопопов. — М.: Музыка, 1965. — 615 с.

94. Протопопов, В. В. История полифонии в ее важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка / В. В. Протопопов. — М.: Музгиз, 1962. — 295 с.

95. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. Под ред. и с предисл. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. — М.: Просвещение, 1964. — 352 с.

96. Психология музыкальной деятельности: теория и практика: учебное пособие для студентов музыкальных факультетов высших педагогических учебных заведений / ред. Г. М. Цыпина. — М.: Издательский центр "Академия", 2003.

97. Психология мышления: (Хрестоматия) / М-во образования Рос. Федерации, Сургут, гос. ун-т Фак. психологии. Каф. психологии развития; Сост. И. П. Грехова и др.. — Сургут: Изд-во СурГУ, 2000. — 150 с.

98. Рабинович, И. С. О работе над полифонией с учащимися начальных и средних классов ДМШ. / И. С. Рабинович // Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Вып. 2. / Под ред. А. А. Николаева. М.: Музыка, 1965. — С. 6-60.

99. Рабинович И. С. О работе с учеником над музыкальным произведением / И. С. Рабинович // Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Вып. 1. / Под ред. А. А. Николаева. — М.-Л.: Музгиз, 1950. —С. 52-114.

100. Ринкявичус, 3. А. Развитие восприятия полифонической музыки у младших школьников: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.02 / 3. А. Ринкявичус. — М., 1974. — 35 с.

101. Ройзман, Л. И. О работе над полифоническими произведениями И. С. Баха и Г. Ф. Генделя с учащимися-пианистами / Л. И. Ройзман // Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Вып.2. / Под ред. А. А. Николаева. М.: Музыка, 1965. — С. 61-94.

102. Ромадинова, Д. Г. Полифонический цикл Р. Щедрина (24 прелюдии и фуги). Предисл. М. Тараканова. / Д. Г. Ромадинова. — М.: Сов. композитор, 1973. — 231 с.

103. Розенов^ Э. К. И. С. Бах (и его род). Биогр. очерк. / Э. К. Розенов. — М.: Моск. симф. капелла, 1911. — 120 с.

104. Рубинштейн, С. JL Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2007. — 713 с.

105. Рузская, А. Г. Некоторые особенности воображения младшего школьника / А. Г. Рузская // Психология младшего школьника / Под ред. Е. И. Игнатьева. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — С. 128-146.

106. Рукавишников, В. Н. Полифония Моцарта: Комментированная хрестоматия: учебное пособие / В. Н. Рукавишников. — М.: Музыка, 1981. — 111 с.

107. С. И. Танеев и его роль в развитии полифонии: методическая разработка для студ. оч. отд-ния / М-во культуры РСФСР, Куйб. гос. ин-т культуры, каф. Теории и истории музыки; Сост. преп. Сальников В. П. — Куйбышев: Б. и., 1978. (Вып. дан 1979). — 18 с.

108. Савшинский, С. И. Пианист и его работа / С. И. Савшинский. — Л.: Советский композитор, 1961. — 271 с.

109. Сохор, А. Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия / А. Н. Сохор // Проблемы музыкального мышления: сб. ст. / сост. и ред. М. Г. Арановского. — М.: Музыка, 1974. — С. 59-74.

110. Суслова, Н. В. Музыкальное мышление и методика его развития у младших школьников / Подуровский В. М., Суслова Н. В. // Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. — М.: ВЛАДОС, 2001. — С. 6-114.

111. Танеев, С. И. Подвижной контрапункт строгого письма / С. И. Танеев. — М.: Музгиз, 1959. — 383 с.

112. Теплов, Б. М. К вопросу о практическом мышлении (опыт психологического исследования мышления полководца по военно-историческим материалам) / Б. М. Теплов // Психология музыкальных способностей. — М.: Наука, 2003. — С. 281-351.

113. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. — М.: Наука, 2003. — 379 с.

114. Тихомиров, О. К. Психология мышления: учебное пособие / О. К. Тихомиров. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272 с.

115. Фейгин, М. Э. Мелодия и полифония в первые годы обучения фортепианной игре: методическое пособие / М. Э. Фейгин. — М.: Сов. Россия, 1960.— 72 с.

116. Форкель, И. Н. О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастиана Баха / Пер. с нем. Ред., послесл., с. 117-149, и коммент. Н. Копчевского / И. Н. Форкель. — М.: Музыка, 1974. — 166 с.

117. Франтова, Т. В. Полифония в русской советской музыке 60-70-х годов: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского / Т. В. Франтова. — М., 1986. — 18 с.

118. Хусаинов, И. С. Фуга и логика: (О выражении логической аргументации в фугах И. С. Баха): автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Рос. акад. музыки им. Гнесиных / И. С. Хусаинов. — М., 1997. — 24 с.

119. Цахер, И. О. Танеев: к проблеме музыкального мышления / И. О. Цахер. — М., 2003.

120. Цивинская, Н. П. Проблемы фортепианного исполнительства и педагогики в разработках Б.Л.Яворского: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Н. П. Цивинская. — Л., 1985. — 22 с.

121. Цыпин, Г. М. Обучение игре на фортепиано: учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение». / Г. М. Цыпин. — М.: Просвещение, 1984. — 176 с.

122. Цыпин, Г. М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано: Учебное пособие / Г. М. Цыпин; Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. Кафедра муз. инструментов. — М.: МГПИ, 1975. — 106 с.

123. Чиж, Г. Память как компонент системы музыкального мышления / Г. Чиж // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования / сб. ст. / Сост. Л. Б. Дыс. — Киев: Музычна Украйина, 1989. — С. 64-68.

124. Шульпяков, О. Ф. Работа над художественным произведением и формированием музыкального мышления исполнителя / О. Ф. Шульпяков. — СПб.: Композитор, 2005.

125. Щапов, А. П. Фортепианная педагогика: метод, пособие / А. П. Щапов. — М.: Советская Россия, 1960. — 171 с.

126. Щедровицкий, Г. П. О принципах анализа объективной структуры мыслительной деятельности на основе понятий содержательно-генетической логики / Г. П. Щедровицкий // Вопросы психологии. — 1994. — № 2.

127. Щедровицкий, Г. П. Процессы и структуры в мышлении: курс лекций / Г. П. Щедровицкий. — М.: Путь, 2003. — 316 с.

128. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. вузов по направлению и спец. психологии / Д. Б. Эльконин. — М.: Academia, 2004. — 383 с.

129. Юдовина-Гальперина, Т. Б. За роялем без слез или я — детский педагог / Т. Б. Юдовина-Гальперина. — СПб.: Предприятие Санкт-Петербургского Союза художников, 1996. — 192 с.

130. Южак, К. И. Некоторые вопросы современной теории полифонии как системы музыкального мышления: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / К. И. Южак. — JL, 1972.— 24 с.

131. Южак, К. И. Теоретический очерк полифонии свободного письма: учебное пособие / К. И. Южак. — Л.: Изд. ПФ ЛОЛГК, 1990. — 82 с.

132. Яворский, Б. Л. Избранные труды. Т. II, ч. 1. / Б. Л. Яворский / общ. ред. Д. Д. Шостаковича. — М.: Советский композитор, 1987. — 366 с.

133. Яворский, Б. Л. Сюиты Баха для клавира / Под ред. С. Протопопова / Б. Л. Яворский. — М.-Л.: изд. и Типолит. Музгиза в Мск., 1947. — 55 с.1. Нотная литература

134. Альбом юного музыканта. Редакторы-составители Л. В. Костромитина, Е. Б. Борисова. Вып. 1. — СПб.: Композитор, 1997. — 121 с.

135. Аренский, А. С. Шесть детских пьес для фортепиано в 4 руки (ор. 34) / А. С. Аренский. — М.: Советский композитор, 1960.

136. Артоболевская, А. Д. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие / А. Д. Артоболевская. — М.: Советский композитор, 1989. — 103 с.

137. Баренбойм, JI., Перунова, Н. Путь к музыке. Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано. — JL: Советский композитор, 1989. — 168 с.

138. Вольфензон, С. Я. Пьесы ленинградских композиторов для фортепиано. Сост. С. Я. Вольфензон. Вып. 1-14. — JI.-M.: Советский композитор, 1971-1984.

139. Кабалевский, Д. Д. Прелюдии и фуги для фортепиано. Под ред.

140. B. Натансона. — М.: «Советский композитор», 1961. — 36 с.

141. Платунова, М. С. Путь к Баху. Учимся играть полифонию (для младших и средних классов ДМШ) / М. С. Платунова. — СПб.: Композитор, 2006.'— 56 с.

142. Полифонические пьесы В. А. Моцарта: Учебное пособие / Составление, редакция и вступительная статья М. Р. Черной. Вып. 1. — Тверь: Тверской государственный университет, 1999. — 33 с.

143. Полифонические пьесы советских композиторов для фортепиано. Хрестоматия младших классов ДМШ / Сост. М. Соколов. Вып. 1. — М.: Советский композитор, 1968. — 47 с.

144. Сборник полифонических пьес для фортепиано. Ч. 1. / Сост.

145. C. Ляховицкая. Под ред. Б. Вольмана. — Л.-М.: Музгиз, 1948. — 44 с.

146. Соколов, М. Г. Маленький пианист. Учебное пособие / М. Г. Соколов. — М.: Музыка, 1991. — 144 с.

147. Фортепианная игра. / Под общ. ред. А. Николаева. Составители В. Натансон, Л. Рощина. — М.: Музыка, 1991. — 190 с.

148. Хрестоматия педагогического репертуара. Фортепиано, 1 класс. / Ред.-сост. Л. Костромитина, Е. Борисова. — СПб.: Гармония, 2004. — 80 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.