Формирование профессионально-исполнительских навыков флейтиста в экспериментальных старших классах детских музыкально-образовательных учреждениях тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Новикова, Марина Михайловна

  • Новикова, Марина Михайловна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 230
Новикова, Марина Михайловна. Формирование профессионально-исполнительских навыков флейтиста в экспериментальных старших классах детских музыкально-образовательных учреждениях: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Санкт-Петербург. 2006. 230 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Новикова, Марина Михайловна

Введение.

Глава 1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам методики преподавания.

1.1 Вопросы методики преподавания игры на духовых инструментах.

1.2 Анализ и систематизация литратуры по вопросам методики формирования и развитияпрофессионально-исполнительских навыков.

1.3 Психологические аспекты педагогической деятельности.

1.4 Некоторые аспекты профессиональных заболеваний в литературных источниках отечественных и зарубежных авторов.

Выводы по главе 1.

Глава 2. Профессионально-исполнительские навыки в системе обучения игре на флейте.

2.1 Класификация и характеристика первичных профессионально-исполнительых навыков.

2.2 Вторичные профессионально-исполнительские навыки и особенности их формирования.

2.3 Психолого-педагогические условия формирования исполнительских навыков.

2.4 Характерные проблемы, связаные с фомированием профессионально-исполнительских навыков.

Выводы по главе 2.

Глава 3. Методы формирования профессионально-исполнительских навыков и решения сопутствующих проблем.

3.1 Методы развития первичных профессионально-исполнительских навыков.

3.2 Методы развития вторичных профессионально-исполнительских навыков и особенности их развития.

Выводы по главе 3.

Глава 4. Опытно-экспериментальная работа как предпосылка {* моделирования оптимальных психолого-педагогических условий обучения флейтистов.

4.1 Предпосылки и процесс создания экспериментального трехгодичного отделения духовых и эстрадных инструментов на базе ДШИ им. С. В.

Рахманинова.

4.2 Этапы и сущность опытно-экспериментальной работы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование профессионально-исполнительских навыков флейтиста в экспериментальных старших классах детских музыкально-образовательных учреждениях»

Актуальность темы обусловлена необходимостью оптимизации обучения и воспитания музыкантов-инструменталистов. Насущной педагогической необходимостью является анализ используемых методик в музыкально-образовательных учреждениях начального и среднего звена как средство выявления противоречий, характерных для этого уровня музыкального образования, и поиск новых путей повышения художественно-исполнительского уровня выпускников названных учебных заведений и соответствия современным требованиям музыкальной практики.

Такая постановка вопроса является своевременной еще и потому, что проблема совершенствования методик обучения и воспитания в любой сфере образования и приведение их в соответствие с изменяющейся культурной и социальной ситуацией всегда является актуальной. Кроме того, процесс повышения исполнительского мастерства музыкантов-инструменталистов постоянно требует поисковой направленности в профессиональной деятельности педагога-музыканта.

Исходя из многолетней музыкально-педагогической практики, становится все более очевидной необходимость систематизации имеющихся и создания новых эффективных методик подготовки музыкантов, приведения их в соответствие с изменяющейся современной художественно-исполнительской культурой, что является не только основополагающим принципом в сфере начального музыкального образования, но и одной из центральных задач овладения профессией.

Вопрос формирования профессионально-исполнительских навыков тесно связан с решением разнообразных психолого-педагогических, физиологических, художественно-технологических и других проблем, возникающих в процессе обучения. В связи с этим возникла настоятельная потребность в структуризации этих проблем, а также способов их решения.

Достоверность исследования обеспечена длительностью и широтой опытно-экспериментальной деятельности на базе экспериментального отделения духовых и эстрадных инструментов ДШИ №6 центрального района им. Рахманинова.

Цельность и перспективность исследования обеспечены объемностью и последовательностью опытного материала; оптимизацией педагогических методик за счет привлечения психотехник дыхания, методик преподавания вокала, работ исследователей в области профессиональных заболеваний.

Объект исследования - процесс обучения и приобретения профессионально-исполнительских навыков флейтиста.

Предмет исследования - условия совершенствования профессионально-исполнительских навыков учащегося-флейтиста в процессе преподавания специальности и класса ансамбля на экспериментальном трехгодичном отделении духовых и эстрадных инструментов ДШИ №6 им. С. В. Рахманинова.

Методы исследования. В данной работе использованы теоретические и эмпирические методы исследования, как то:

• Анализ литературы по проблемам педагогики, психологии и физиологии, изучение статистических данных;

• Метод социологического наблюдения, статистического анализа: интервьюирование учащихся, протоколирование полученных данных;

• Осуществление педагогического эксперимента на занятиях по специальному инструменту и в классе ансамбля. Проведение экспериментальной работы включало следующие этапы:

1. Констатирующий эксперимент - проверка имеющихся у учащихся профессионально-исполнительских навыков игры на флейте и их усвоения в процессе обучения; анализ этих навыков и динамики их развития в практике обучения традиционными методами; изучение условий формирования профессионально-исполнительских навыков; определение исходных данных для дальнейшего исследования;

2. Формирующий эксперимент - опытная проверка эффективности разработанных методических рекомендаций путём сравнения результатов обучения по завершающим экзаменационным выступлениям в экспериментальной группе, обучающейся по разработанным методическим рекомендациям диссертанта, и контрольных группах, занимающихся по существующим учебным планам. Цель исследования - разработать и практически реализовать систему обучения, которая предоставляет оптимальные возможности творческой самореализации личности посредством музыкальных занятий, и обеспечивает равные возможности в профессиональном развитии и совершенствовании вне зависимости от уровня подготовленности и природных способностей учащихся.

Достижение вышеуказанной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:

• Провести сравнительный анализ систем обучения (методов преподавания);

• Раскрыть проблемы, связанные с формированием и изменением исполнительских навыков флейтиста;

• Обосновать основные принципы работы в соответствии с целевыми установками;

• Определить условия для реализации объективных возможностей предложенной в работе педагогической системы обучения учащихся.

Анализ теоретических трудов и практической деятельности музыкальных педагогов, учебного процесса в музыкальных образовательных учреждениях позволил выдвинуть следующую гипотезу:

Достижение необходимого уровня исполнительских навыков учащимися экспериментального отделения духовых и эстрадных инструментов, имеющими профессиональные проблемы возможно при условиях:

• Обращения к отечественной и зарубежной педагогической музыкальной практике;

• Сочетания индивидуального подхода и коллективного музицирования;

• Создания и использования новых нетрадиционных методик;

• Привлечения педагогических методов и методик других музыкальных специализаций, как то: вокал, фортепиано и др.

Научная новизна исследования и теоретическая значимость результатов исследования:

• Создана и представлена классификация основных функциональных единиц, в целом образующих комплекс первичных и вторичных профессионально-исполнительских навыков, с учетом приоритета их формирования и развития.

• Перечислены нарушения, связанные с процессом обучения игре на флейте;

• Систематизированы существующие материалы, посвященные решению названных проблем, включающие разнообразные методики постановки и коррекции дыхания и аппарата флейтиста;

• Адаптирован опыт отечественных и европейских педагогов в области хорового и сольного пения к использованию в обучении флейтистов;

• Сформулирована авторская система по развитию и коррекции профессионально-исполнительских навыков игры на флейте;

• Собраны и представлены педагогические принципы в целостной системе обучения.

Степень научной разработанности проблемы.

Вопрос о совершенствовании профессионально-исполнительских навыков флейтиста возник одновременно с появлением первых исполнителей на этом инструменте. Флейта, являясь одним из древнейших инструментов, подтверждением чему служат многочисленные исторические документы, претерпевала изменения и усовершенствования, что, в свою очередь, требовало от исполнителя наличия определенных и разнообразных навыков. По мере развития и конструктивного совершенствования инструмента каждый исторический этап создавал предпосылки для оптимизации методики преподавания. К моменту распространения общей для мировой инструментальной культуры поперечной флейты определились технические и исполнительские требования, сформулированные в разнообразных педагогических работах. Усовершенствования, внесенные Т. Бемом, были настолько значимы для флейты, что дальнейшая модификация инструмента получила свое название по его имени. Технические возможности данного инструмента создали предпосылки для создания нового репертуара и для появления исполнителей-виртуозов. Это обусловило изменения в методике преподавания.

В России в XIX-XX вв. музыкальное образование флейтистов ориентировалось на методические пособия Ф.Э. Баха, И. Кванца, П. Таффа-неля - Ф. Гобера, Д. Гарибольди, и др.

В отечественной педагогике основными методическими пособиями по флейте стали работы Н. Платонова, Б. Тризно, Ю. Должикова и др. Одним из основных источников базовых педагогических знаний, несомненно для всех флейтистов, являются работы Н. Платонова, которым создана система обучения и опубликована школа, где материал выстроен по степени сложности усвоения. Главенствующая идея «Школы» заключается в том, чтобы все технические навыки учащийся получал на художественном материале, подобранном в порядке постепенного усложнения и расширения исполнительских приемов. Б. Тризно основное внимание уделял специфике оркестрового исполнительства. Под его редакцией вышло несколько сборников оркестровых трудностей, пособие, содержащее упражнения, построенные на гаммах и арпеджио. Ю. Должиков являлся составителем и редактором сборников этюдов и пьес для музыкальных школ и училищ; кроме того, ему принадлежит несколько статей по вопросам технологии игры на флейте.

Значительный интерес представляют труды таких представителей зарубежной школы как М. Моиз, П. JI. Граф, Т. Уай, Р. Дик и др.

Много работ связано с общими психолого-педагогическими проблемами, которые освещаются в исследованиях JI. Баренбойма, А. Вартаняна, JI. Выготского, А. Готсдинера, Т. Леквеишвили, Г. Маляренко, И. Назарова К.Станиславского, Б. Теплова, А. Тороповой, В. Чабанного и др.

Параллельно с этим ученые серьезно рассматривают физиологические аспекты музыкального исполнительства и проблематику профессиональных заболеваний: X. Вагнер, В. Гутерман, Р.-Г. Ледерман, В. Мазель, Г. Метфессель, Е. Пронькова, Л. Сильверштолп, Г. Шнак, Ф. Штейнгаузен, Е.-Р. Штрайер и др.

Существует много публикаций и методических разработок, посвященных какой-либо отдельной проблеме, формированию отдельного навыка, одной составляющей профессии. Например, всё о дыхании: постановка, развитие, проблематика. Аналогичные разработки касаются постановки рук, корпуса, артикуляции, психолого-педагогических аспектов. Однако работы, в которой был бы подан и структурирован весь комплекс технологических составляющих профессии и сопутствующих проблем, нет.

Многое зависит не только от сознательного участия ученика в процессе обучения, но и от навыков, закрепленных на подсознании, и потому очень часто излишний самоконтроль вызывает психологический зажим. Преподавателю необходимо придерживаться принципа последовательной и постепенной подачи учебного материала, и принципа сознательного усвоения знаний. Нельзя развивать вторичные навыки, не устранив недостатки первичных, иначе произойдет закрепление проблем.

База исследования - экспериментальное трехгодичное отделение духовых и эстрадных инструментов ДШИ №6 им. С. В. Рахманинова, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Санкт-Петербургский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.

Направления исследований

1. Анализ литературы по проблемам педагогики, психологии и физиологии, изучение форм музыкального образования и статистических данных;

2. Изучение влияния использования известных методик на результаты процесса обучения;

3. Разработка авторской методики;

4. Исследование применения комплекса методов и анализ результатов.

В Первой главе «Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам методики преподавания» произведены обзор и анализ литературных и других источников, к которым относятся как отечественные, так и зарубежные музыкально-педагогические, социологические, психолого-педагогические, исторические и медицинские труды и публикации, прямо или косвенно связанные с темой приобретения и развития профессионально-исполнительских навыков, и возникающих в процессе обучения проблем.

Во Второй главе «Профессионально-исполнительские навыки в системе обучения игре на флейте» сформулированы и перечислены основные и первичные) и дополнительные (вторичные) навыки, приобретаемые в процессе обучения.

Рассмотрены психолого-педагогические условия формирования музыкально-исполнительских навыков. Большое внимание уделяется теме взаимодействия педагога и ученика.

Далее представлены и классифицированы наиболее типичные проблемы, связанные с формированием исполнительских навыков.

В Третьей главе «Методы формирования профессионально-исполнительских навыков и решения сопутствующих проблем» изложены основные принципы и методы авторской программы обучения.

В Четвертой главе «Опытно-экспериментальная работа как предпосылка моделирования оптимальных психолого-педагогических условий обучения флейтистов» представлен проведенный педагогический эксперимент.

Экспериментальная работа по применению новых методик обучения проводилась автором в 1983 - 2005 годах с целью опытной проверки эффективности использования новой системы обучения в музыкально-образовательном процессе и включала следующие этапы:

Первый этап - Констатирующий эксперимент;

Второй этап - Формирующий эксперимент.

В Заключении был проведен анализ результатов исследовательской деятельности и сделаны выводы.

Результаты научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности позволяют вынести на защиту:

1. Систематизацию проблем, связанных с профессиональным исполнительством на флейте, а также существующих материалов, посвященных решению названных проблем;

2. Способы преодоления недостатков, вызванных нарушениями в постановке, наличием профессиональных заболеваний, и негативно отражающихся на уровне исполнительского мастерства флейтистов;

3. Целостную концепцию обучения игре на духовых инструментах (на примере класса флейты), ориентированную на творческое развитие личности и преодоление (при необходимости) физиологических и психологических отклонений, в том числе, связанных с предшествующим обучением игре на инструменте;

4. Авторскую методику обучения, применимую как в индивидуальной работе с учащимися, так и в рамках всего класса или отделения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Новикова, Марина Михайловна

Выводы теоретико-эмпирического исследования, основанного на анализе достижений в области разрабатываемой темы, определили степень ее изученности и подтвердили ее актуальность и значение.

Для создания наиболее точной теоретической модели педагогического процесса были учтены и изучены наиболее важные психолого-педагогические условия функционирования системы «учитель-ученик» и рассмотрены основные тенденции их оптимизации.

Правомерность выдвинутой гипотезы, решение поставленных задач и достижение цели диссертационного исследования подтверждается следующими итогами:

1. Диссертантом практически реализована и апробирована в ходе экспериментального исследования комплексная система обучения, которая предоставляет оптимальные возможности творческой самореализации личности и обеспечивает равные возможности в профессиональном развитии и совершенствовании природных способностей учащихся независимо от уровня их профессиональной подготовки. Теоретической основой данной системы явился принцип тесной корреляции навыков и рефлексов, дающей возможность выявления причинно-следственных связей в вопросах поиска и устранения профессионально-исполнительских недостатков.

2. Анализ, структуризация и последующая систематизация всего спектра профессионально-исполнительских навыков позволила диссертанту перманентно корректировать и оптимизировать используемые методы обучения в ходе диссертационного исследования.

3. Для эффективной диагностики экспериментального процесса были выявлены критерии и показатели результативности профессионально-творческого развития личности в ходе обучения на экспериментальном трехгодичном отделении духовых и эстрадных инструментов ДШИ им. Рахманинова.

4. Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы позволили обосновать условия, способствующие эффективности обучения в контексте реализации конкретных авторских методов.

5. Результаты формирующего эксперимента подтвердили состоятельность основных принципов авторской методической программы и обусловили необходимость ее дальнейшего внедрения и развития.

В данной работе впервые системно проанализированы многочисленные зарубежные и отечественные публикации, посвященные разнообразным аспектам приобретения и развития профессионально-исполнительских навыков флейтистов.

С целью достижения наибольшей прозрачности задач и оптимизации алгоритмов их решения, диссертантом была создана и впервые представлена классификация основных функциональных единиц, в целом образующих комплекс профессионально-исполнительских навыков, с учетом приоритета их развития и преобразования. Приоритетно-функциональный подход дал основание для последующей классификации проблем, возникающих на этапе приобретения и развития профессионально-исполнительских навыков, что обеспечило еще большую структуризацию методов достижения поставленной диссертантом цели.

Впервые предложены и конструктивно проработаны методические решения, основанные на принципе адаптации опыта отечественных и европейских педагогов в области хорового и сольного пения, а также использование их при обучении флейтистов.

Разработка теоретических положений и создание на их основе авторской системы обучения стали возможными благодаря комплексному использованию таких теоретических и экспериментальных методов исследования, как:

• Анализ литературы по проблемам педагогики, психологии и физиологии;

• Методы социологического наблюдения, статистического анализа: интервьюирование учащихся, изучение их ответов на вопросы и протоколирование полученных данных;

• Проведение педагогического эксперимента (констатирующего и обучающего) на занятиях по специальному инструменту и ансамблю в целях подтверждения гипотезы и определения наиболее эффективных методик преподавания.

6 Разработанные теоретические положения и педагогические решения новой методики обучения опробованы на экспериментальной базе ДШИ им. С.В. Рахманинова и прошли испытания в рамках программы трехгодичного отделения духовых и эстрадных инструментов.

7 Результаты эксперимента постоянно используются в обучении флейтистов на факультетах Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, в музыкальных колледжах, детских школах искусств.

Внедрение методов и самой методики началось уже в процессе исследования. Выпускники отделения, ставшие преподавателями, следуют основным принципам этой методики и пользуются выработанными в период исследования приемами. Спектр использования методики широк и годен к применению не только в классах флейты. Метод систематизации навыков, предложенный диссертантом, может быть использован и в отношении других инструментов.

Диссертант не считает данное исследование исчерпывающим тему, так как были выделены, с его точки зрения, только основные позиции. В силу актуальности и недостаточно высокой степени разработанности проблемы развития профессионально-исполнительских навыков, диссертант считает целесообразным дальнейшее рассмотрение проблемы в следующих аспектах:

1. Усовершенствования авторской программы за счет расширения опытно-экспериментальной базы, и поиска новых средств и методов развития творческого потенциала будущих исполнителей.

2. Разработки новых направлений обучения, основанных на еще более широком ознакомлении с зарубежной методической литературой, и использовании нетрадиционных методик.

Заключение

В соответствии с поставленными целями и задачами была изучена проблема развития профессионально-исполнительских навыков флейтиста методом системного анализа широкого спектра педагогических, психологических социальных медицинских, и публикаций. Это позволило выделить основные этапы диссертационного исследования, выявить теоретико-методологические, психолого-педагогические и методические позиции в решении рассмотренной проблемы, базируясь на основных дидактических принципах музыкальной педагогики.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Новикова, Марина Михайловна, 2006 год

1. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П.К. Анохин. М.: Медицина, 1968. - 547 е.: ил.

2. Апатский В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика / В.Н. Апатский // Методика обучения игре на духовых инструментах, сб. ст. Вып. 4. М.: Музыка, 1976. - с. 11-32.

3. Апатский В.Н. Теория и практика игры на духовых инструментах / В.Н. Апатский. Киев: Муз. Украина, 1989. - 135 с.

4. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. / Б.В. Асафьев; ред.: Е.М. Орлова. 2-е изд. - Л.: Музыка, 1973. -144 с.

5. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной методологии. 4.1. Старая итальянская и французская школа / В.А. Багадуров. М.: Музыкальный сектор, 1929.- 247 с.

6. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной методологии. 4.2. Немецкая школа, новая итальянская школа, новая французская школа, послесловие / В.А. Багадуров. М.: Музгиз, 1932. - 313 с.

7. Баранцев А.П. Мастера игры на флейте, профессора петербургско-ленинградской консерватории 1862-1985 / А.П. Баранцев. Петрозаводск: «Карелия», 1990. - 132 е.: ил.

8. Баренбойм JLA. Музыкальная педагогика и исполнительство: Статьи, очерки / JI.A. Баренбойм. Л.: Музыка, 1974. - 336с.: ил., нот.

9. Барсова И.А. Книга об оркестре / И.А. Барсова. 2-е изд. - М.: Музыка, 1978. - 208 с: ил., нот.

10. Беккер X., Ринар Д. Техника искусства игры на виолончели / Х.Беккер, Д. Ринар; пер. с нем. А.В. Броун (1 часть), К.Л. Новогрудский (вторая часть), вступ. ст., комм. Б.В. Доброхотова. М.: Музыка, 1978. - 287с.

11. Болотин С.В. Методика преподавания игры на трубе в музыкальной школе. JI. 1980, -119с.

12. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Кн. для учителей и родителей / М.И. Буянов. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1992. - 255с.

13. Вартанян А.В. Возрастные особенности эмоционального состояния учащихся-исполнителей в процессе обучения музыке: автореф. дис. . канд. псих, наук: 19.00.09 / А.В. Вартанян; Арм. гос. пед. ин-т им. X. Абовяна. -Ереван, 1982. 22с. - Библиогр.: с. 21 - 22.

14. Венгловский В. Основы рациональной постановки при игре на тромбоне. / Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 4, М., 1983 с. 57 63.

15. Веприк A.M. Очерки по вопросам оркестровых стилей / A.M. Веприк. М.: Сов. композитор, 1978. - 428 е.: нот.

16. Войтлева Н.А. Психолого-педагогические условия профессионально-творческого развития личности будущего учителя музыки: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / Н.А. Войтлева; Адыгейский государственный университет. Майкоп, 2003. - 28с.

17. Волков В.В. Работа над чистотой строя при игре на духовых инструментах. Методические рекомендации / В.В. Волков; Министерство культуры БССР, респ. метод, каб. по учеб. заведения искусств. Минск: б.и., 1982.- 15с.

18. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы / И.Ф. Волков. М.: Искусство, 1978. - 264с.

19. Выготский J1.C. Психология искусства / JI.C. Выготский. Минск: Современное слово, 1998. -480с.

20. Гинзбург C.J1. Что надо знать о симфоническом оркестре? / С.Л.Гинзбург Л.: Тритон, 1934. - 47.: ил.

21. Гольдовская Ю. Сольное пение в ДМШ. Хрестоматия. СПб: НОТА, 2004.-4.1.62с.

22. Готсдинер A.JI. Музыкальная психология / A.JI. Готсдинер М.: NB Магистр, 1993. - 190 е.: ил., нот.

23. Григорьев В. О развитии музыкальной памяти учащегося / В. Григорьев // Вопросы музыкальной педагогики: сб. ст. Вып. 4 / Сост. В. Руденко. М.: Музыка, 1983. - с. 68-78.

24. Гутерман В.В. Возвращение к творческой жизни. Профессиональные заболевания рук / В.В. Гутерман; Гуманитарно-экологический лицей. -Екатеринбург, 1994. 90 с.

25. Дегтярев A.JI. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в муз.училищах (колледжах) на современном этапе: автреф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.02 / А. Л. Дегтярев; МГПУ им. В. И. Ленина. М. 1995. - 27с.

26. Диков Б. А. К вопросу о дыхании при игре на духовых инструментах: автореф. дис. канд. иск.: 17.00.02/Б.А. Диков; -М., 1951.- 16с.

27. Диков Б.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. / Б.А. Диков. М.: Музгиз, 1962. - 102с.

28. Дмитриев Л.Б. Голосообразование у певцов. Материалы исследований. / Л.Б. Дмитриев. М.: Музыка, 1962. - 56с.

29. Дмитриев Л.Б. О воспитании певцов в Центре усовершенствования оперных артистов при театре «Ла Скала» / Л.Б. Дмитриев // Вопросы вокальной педагогики: сб.ст. Вып.5 / ред.-сост. Л.Б. Дмитриев М.: Музыка, 1976. - С.61 -90.

30. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. М.: Музыка, 1968. - 673с.: ил., нот. - Библиогр.: с. 637-642.

31. Докшицер Т.А. Штрихи трубача. / Ю.А. Усов // Методика обучения игре на духовых инструментах, сб. ст. Вып. 4. М.: Музыка, 1976. - с.48-70.

32. Должиков Ю.Н. Артикуляция и штрихи при игре на флейте / Ю.Н. Должиков // Вопросы музыкальной педагогики: сб. ст. Вып. 10. / сост. Ю.А. Усов. -М.: Музыка, 1991.-11л.: ил.-с.29-41.

33. Должиков Ю.Н. Техника дыхания флейтиста / Ю.Н. Должиков // Вопросы музыкальной педагогики: сб. ст. Вып. 4. / сост. Ю.А. Усов. М.: Музыка, 1983.-c.6-18.

34. Дюпре Ж. Школа пения. М., 1955,283 е.: нот.

35. Живов В. Исполнительский анализ хорового произведения. Вопросы, истории, теории, методики / В.Живов. Москва: Музыка, 1987. - 95с.

36. Заседателев Ф.Ф. Научные основы постановки голоса. М., Гос. муз. изд., «Образцовая» тип., 1937. 116 с.

37. Знаков В. В. Понимание в познании и общении / В.В. Знаков. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Из-во Ин-та психологии, 1999. - 232 с. - Библиогр.: с. 219-229.U

38. Иванов Ю.М. Йога и психотренинг. Путь к физическому совершенству и космическому сознанию / Ю.М. Иванов. М.: Лесинвест ЛТД, 1991.-288с.

39. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: Подходы, проблемы, перспективы / Г.В. Иванченко. М.: Смысл, 2001. - 255 е.: ил. -библиогр.: с. 217-243.

40. Из истории инструментальной музыкальной культуры: Сб. науч. тр. / Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова; Ред. -сост. В.Г.Карцовник., Л.: Изд-во ЛГИТМИК, 1988 - 162 е.: ил., нот.

41. Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Ред.-сост. А.Н. Воронин. -М., 2001.-275 е.: ил.

42. Квашнин К.А. Активизация обратных связей как метод формирования тембрового слуха при игре на духовых инструментах. Автореферат дис. . канд. пед. наук: 13.00.02 / К.А. Квашнин; ЛОЛГК. Л., 1991-24 с.

43. Ковнер Ю.А. Тренировочные упражнения в развитии певческого голоса / Ю.А. Ковнер // Вопросы вокальной педагогики: сб.ст. Вып.5 / ред.-сост. Л.Б. Дмитриев. М.: Музыка, 1976. - с. 39-60.

44. Корыхапова Н.П. Интерпретация музыки: Теоретические проблемы музыкального исполнительства и критический анализ их разработки в современной буржуазной эстетике / Н.П. Корыхапова. Л.: Музыка, 1979. - 208 с.

45. Корыхапова Н.П. Музыкально-исполнительские термины / Н.П. Корыхалова. СПб.: Композитор, 2000. - 272 с.

46. Костюк А.Г. Восприятие мелодии / А.Г. Костюк. Киев: Наук, думка, 1986.- 192 с.

47. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика / В.В. Крюкова Ростов н/Д.: «Феникс», 2002.-288 с.

48. Кукалев С.В. Опыты йоги. Пособие по развитию таланта / С.В. Кукалев. СПб.: Наука, 1998. - 239 с.

49. Дж.Лаури-Вольпи «Вокальные параллели» , М.: 1972,303 с.

50. Леви В.Л. Вопросы психобиологии музыки. // Советская музыка. -1966.-№8.-с. 37-43.

51. Левин С.Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры / С.Я. Левин Ленинград: «Музыка», 1973. - 263 е.: ил., нот.

52. Леквеишвили Г. Г. Роль музыкального воспитания в процессе становления: автореф. дис. канд. философ, наук (09.00.09). Тбилиси, 1982. -26 с.

53. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // А.Н.Леонтьев. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. С. 159-165.

54. Линклейтер К. Освобождение голоса / К. Линклейтер; пер. с англ. -М.: ГИТИС, 1993.-176 е.: ил.

55. Луб В.Н. Методика обучения в самодеятельности трубачей и кларнетистов. М.: Музыка, 1982. 80с., ил., нот.

56. Мазель В.Х. Музыкант и его руки: физиологическая природа и формирование двигательной системы / В.Х. Мазель. СПб.: Композитор, 2004.- 180 с.

57. Мальцев С.М. О психологии музыкальной импровизации / С.М. Мальцев -М.: Музыка, 1991.-87 е.: ил., нот. -Библиогр.: с. 83-86.

58. Маляренко Г.Ю. Музыка и мозг ребёнка: руководство / Г.Ю Маляренко; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, ТГУ им. Г.Р.Державина. Тамбов: ТГУ, 1998. - Библиогр.: 94 с.

59. Мартинсен К. Индивидуальное фортепианная техника на основе звукотворческой воли / К.Мартинсен; пер. с нем. М. Когана. / М.: Музыка, 1966. -220 е.: ил., нот.

60. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу; пер. с англ. Спб.: Питер, 2003.-325 с.

61. Менабени А.Г. Самостоятельная работа студента при обучении сольному пению / А.Г. Менабени // Вопросы вокальной педагогики: сб.ст. Вып.5 / ред.-сост. Л. Б. Дмитриев. М.: Музыка, 1976. - с. 247-261.

62. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. / ИП РАН, МГК им. П.И. Чайковского, Центр «Искусство и наука» М., 2002. - 496 е.: ил.

63. Муаз М. Школа артикуляции. Упражнения и этюды / М. Муаз; пер. с фр., комм. A.M. Цыпкина. СПб.: «Композитор», 1999. -28с.: нот.

64. Муцмахер В.И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие / В.И. Муцмахер. М.: МГПИ, 1984.-53 с.

65. Музыкальный энциклопедический словарь. / гл. ред. Г.Келдыш. -М.: «Советская энциклопедия», 1990. 672 с.:ил.

66. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. -М.: Педагогика, 1990. 104 с.

67. Мясоедова Н. Музыкальные способности и педагогика / Н. Мясоедова / М.: Преет, 1997. 80 с. - Библиогр.: с. 78-79.

68. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции / Е.В. Назайкинский . -М.: Музыка, 1982. -319 с.

69. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания / Е.В. Назайкинский // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. -256 с.

70. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский М.: Музыка, 1972. - 383 е.: ил., нот., черт.

71. Назаров И.Т. Психо-физиологический метод изучения музыки. Книга1, Психо-физиологическая гимнастика и культура внимания. Естественный и краткий путь изучения музыки. / И.Т. Назаров 2-е изд. - Петроград: Типография Ю.Я. Римана, 1915.-56 с.

72. Назаров И.Т. Психо-физиологический метод изучения музыки. Книга2, Сущность и основа музыкальной техники. / И.Т. Назаров 2-е изд. -Петроград: Типография Ю.Я. Римана, 1915. - 52с.

73. Назаров И. Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод её совершенствования / И.Т. Назаров; Под ред. Г.С. Богуславского. Л., Музыка, 1969. - 134 е.: ил.

74. Новикова М.М. Комитет по культуре Правительства Санкт-Петербурга. Государственное образовательное учреждение Детская школа

75. Новикова М.М. Некоторые аспекты проблем методики обучения при формировании навыков артикуляции флейтиста / М.М. Новикова // Российская культура глазами молодых ученых: Сб. статей. Вып. 14. / М.М. Щеглов СПб.: СПбГУКИ, 2003. - с. 131-144.

76. Новикова М.М. Педагогика сотворчества как механизм самореализации ребенка / М.М. Новикова // Проблемы культуры и искусств: Тезисы российской аспирантской конференции. СПб.: СПбГУКИ, 1999. - с. 111-113.

77. Нюрнберг М.В. Симфонический оркестр и его инструменты: Краткий очерк / М. В. Нюрнберг. JL; М.: Музгиз, 1950. - 152 е.: ил., нот.

78. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие. 3-е издание. - Киев: Муз.Украина, 1989.- 163 е.: ил.

79. Передерни О.И. Физиологические основы воспитания культуры звукоизвлечения в свете современных представлений / О.И. Передерий //

80. Российская культура глазами молодых ученых: Сб.трудов. Вып. 13 / Академия общественных связей; СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2003.-е. 172-180.

81. Петров А. Некоторые вопросы начального обучения игре на гобое французской сиситемы. / Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 4, М., 1983 с. 30-50.

82. Платонов Н. И. Школа игры на флейте./ Н.И. Платонов; под ред. Ю. Н. Должикова. М.: «Музыка», 1988. - 157 е.: нот.

83. Платонов Н.И. Метод изучения игры на флейте. Часть теоретическая / Н.И. Платонов-М.: Государственное музыкальное издательство, 1931.-26 е.: нот.

84. Пронькова Е. Клиника, лечение и профилактика профзаболеваний рук у музыкантов: автореф. дис. . канд. мед. наук. / Е. Пронькова; Институт гигиены труда и профзаболеваний. М., 1967. -18 с.

85. Прянишников И.П. Советы обучающимся пению / И.П. Прянишников. 2-е изд. - М. Музгиз, 1958. -112 с.

86. Пушечников И.Ф. Музыкальный звук гобоиста как основа художественной выразительности / И.Ф. Пушечников // Методика обучения игре на духовых инструментах, сб. ст. Вып. 4. М.: Музыка, 1976. - с. 32-48.

87. Пушечников И.Ф. Особенности дыхания при игре на гобое / И.Ф, Пушечников // Вопросы музыкальной педагогики: сб. ст. Вып. 10. / сост. Ю.Усов.-М.: Музыка, 1991.- Пл.: ил.-с.42-60.

88. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике / В.Г. Ражников. -2-е изд. М., ЦАПИ, 1994. - 142 с.

89. Ражников В.Г. некоторые вопросы теории музыкальных способностей в свете современной психологии и педагогики / В.Г. Ражников // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования: Межвуз. Сб. тр. Вып. 4. Новосибирск, 1986. - с. 56-70.

90. Рахчеев Н.В. Постановка голоса и методика обучения пению / Н.В. Рахчеев // Учебно-методическое пособие. Мн.: БГУ им. В.И. Ленина. Минск, 1988.-44 с.

91. Розанов С.В. Основы методики преподавания и игры на духовых инструментах / С. В. Розанов. 2-е изд. - М.: Музгиз, 1938. - 52с.: ил.; нот.

92. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 2 / С.Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. - 323 с.

93. Руденко В. Инструментальные обработки в учебно-педагогическом репертуаре / В. Руденко // Вопросы музыкальной педагогики: сб. ст. Вып. 4 / Сост. В. Руденко. -М.: Музыка, 1983.-е. 118-137.

94. Русских В.П. Симфонический оркестр: Пособие для учителей / В.П. Русских. -М.: Интерпракс, 1994. 164 е.: ил., нот.

95. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. 3-е изд. - М.: Издательский центр Академия, 2004. - 456 с.

96. Сафарова И.Э. Игры для организации пианистических движений / И. Э. Сафарова; под ред. канд. иск. С.М. Фроловой. Екатеринбург, Б.и. 1994. -49с.

97. Свирская Т. Опыт работы в классе скрипичного ансамбля // Вопросы музыкальной педагогики. Сб. ст. Вып. 4 / Сост. В. Руденко. М.: Музыка, 1983. -с. 137-155.

98. ЮО.Слутская Л.Е. Совершенствование профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей: Автореф. дис. . канд. иск.: 17.00.02 / Л.Е. Слутская; МГК. М., 2000. - 24 с.

99. Смирнов М.А. Воспитание музыканта-исполнителя / М.А. Смирнов // Проблемы образования и воспитания в музыкальном вузе: Сб. науч. тр. М., 1978.-е. 18-35.

100. Сорокин А.П. Общие закономерности строения опорного аппарата человека / А.П. Сорокин. М.: Медицина, 1973. - 264 е.: ил.

101. Станиславский К.С. Работа актера над собой Ч. 1, 2./К.С. Станиславский. -М.: Государственной издательство «Искусство», 1951. 665с.

102. Таллина О.А. Развитие музыкальных способностей / О.А. Таллина. -Махачкала: Юпитер, 1996. 117с.: ил. Библиография: с. 107-116.

103. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. -М.; Д.: Изд-во Акад. Пед. Наук РСФСР, 1947. 335 е.: нот.

104. Томилина О.А. Развитие музыкальных способностей / О.А. Томилина. Махачкала: Юпитер, 1996. - 118 с.

105. Тризно Б.В. Флейта. / Б.В. Тризно. М.: Музыка, 1964. - 50 с.

106. Турчанинова Г. Организация работы скрипичного ансамбля // Вопросы музыкальной педагогики. Сб. ст. Вып. 4 / Сост. В. Руденко. М.: Музыка, 1983.-с. 79-91.

107. Усов Ю.А. Научно-теоретические основы при игре на медных духовых инструментах / Ю.А. Усов // Вопросы музыкальной педагогики: сб. ст. Вып. 10. / Сост. Ю.А. Усов. -М.: Музыка, 1991. 11л.: ил. - с. 8-28.

108. Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах / Ю.А. Усов. 2-е, перераб. и доп. изд. - М.: Музыка, 1986. -191с.: нот.

109. Ш.Усов Ю.А. Современная зарубежная литература для духовых инструментов / Ю.А. Усов // Методика обучения игре на духовых инструментах, сб. ст. Вып. 4. М.: Музыка, 1976. - с. 196-223.

110. Уткин Б.И. Воспитание профессионального слуха музыканта в училище/Б. И. Уткин. -М.: Музыка, 1985.- 101с.: нот.

111. Федотов А.А. Методика обучения на духовых инструментах. М., 1975.- 159 с.: нот., ил.

112. И4.С.Фучито, Б. Бейер «Искусство пения и вокальная методика Карузо», Л., Музыка, 1967, пер. с немецкого Е.Е.Шведе, изд. 2, 78 с.

113. Цыбин В.И. Основы техники игры на флейте: в 2ч. 4.1 /В. И. Цыбин. М.: Государственное музыкальное изательство, 1940. - 248 е.: нот.

114. Иб.Цыпин Г. Музыкант и его работа / Г. Цыпин. М.: Сов. комп., 1988. -384 с.

115. Чабанный В.Ф. Музыкально-педагогическое руководство хоровым любительством. Учебное пособие / В.Ф. Чабанный; СПбГУКИ. СПб., 1999. -132 с.

116. Чабанный В.Ф. Педагогическое руководство хоровой самодеятельностью: дисс. . д-ра пед. наук: 13.00.05 / В.Ф. Чабанный; ЛГИК им. Н.К. Крупской. Л., 1990.-415 с. с прил.-Библиогр.: с. 390-415.

117. Штейнгаузен Ф. Техника игры на фортепиано. / Ф. Штейнгаузен; Пер. нем.; Предисл. и ред. Гр. Прокофьева. М.: Музсектор, 1926. - 90 с.

118. Юрцэв1ч Ф.В. Штриховая техника флейтиста. Учебно-методическое пособие для студентов творческих факультетов. Спецыализацыя «духавыя аркестравыя шетументы» / Мш1стэрство Культуры Рэспублжа Беларусь; Мшскш 1нститут Культуры. MiHCK, 1992. - 22 с.

119. Юссон Р. Певческий голос. / Р. Юссон; пер. с фр. М.: Музыка, 1974.-162 с.

120. Ярославцева JI.K. О способах регуляции певческого выдоха / JI.K. Ярославцева // Вопросы вокальной педагогики: сб.ст. Вып.5 / ред.-сост. Л.Б. Дмитриев. М.: Музыка, 1976. - с. 176-201.

121. Степанов А.Б. Мотивирующая роль ситуации успеха во время процесса обучения / А.Б. Степанов Электронный ресурс. Электрон, дан. -Самара, [200-], - Режим доступа: http://www.sspa.samara.ru/publications/?id=27&rid=3

122. Торопова А.В. Музыкально-психологическая антропология как смыслонесущая координата музыкального образования / А.В. Торопова Электронный ресурс. Электрон, дан. - Самара, [200-], - Режим доступа: http://www.sspa.samara.ru/publications/?id=37&rid=3

123. Тютюнник В.И. Развитие одаренности и ведущая деятельность / В.И. Тютюнник Электронный ресурс. Электрон, дан. - Самара, [200-], - Режим доступа: http://www.sspa.samara.ru/publications/?id=34&rid=3

124. Birbaumer N., Schmidt R. F. Biologische Psychologie / N. Birbaumer, R.F. Schmidt. Berlin /Heidelberg/ New York, 1996. - s. 242-246.

125. Blum J. (Hg.) Medizinische Probleme bei Musikern / J. Blum (Hg.). -Stuttgart, 1995. 200 s.

126. Dawson W. J. Hand und Upper Extremity Problems in Musicians: Epidemiology and Diagnosis / W.J. Dawson // Medical Problems of Performing Artists. -1988. (3/1), - s. 19-22.

127. Dick R. The Linguistic-Articulation Connection / R. Dick // Flute Talk. -Illinois: The Instrumentalist Publishing Company, November 1987. 38 p.

128. Dick R. Tone development through extended techniques / R. Dick. New York, N.Y.: Multiple breath music company, 1986. - 60 p.

129. Endel D. New Aspekte der Kopflagerung / D. Endel // Krankengimnastik, Sonderdruck 39; ans der Zeitschrift fur Physikalishe Therapie. Munchen: Pflamn, 1987.-s. 243-246.

130. Graf P.-L. Chek-up. 20 basic studies for flutists / Graf P.-L. 2nd revised edition. - Mainz: B. Schott's Shone, 1991. - 48 p.

131. Herman, E.: Effects of playing musical wind instruments. Dent. Abstr. 27 (1982), 186 p.

132. Hoppman R.A., Patrone N.A. Musculoskeletal Problems in Instrumental Musicians / R.A. Hoppman, N.A. Patrone. // Robert Tayer Sataloff, Alice G.

133. Braufohbrener, Richard J. Ledermann (Hg.): Textbook of Performing Arts Medicine. -New York, 1990.-p. 104.

134. Kelsy J. Upper extremity disorders / J. Kelsy. St. Lois, б.и. 1980. - p. 19-22.

135. Lederman, R. G.: Occupational cramp in instrumental musicians. Med. Prob. Perform. Art. 3 (1988), 45 s.

136. Mc Caskill M., Gilliam D. The flutist companion, a comprehensive method / M. Mc Caskill, D. Gilliam. MO.: Mel Bay publications, inc. Pacific, 1983. -112 p.

137. Methfessel G. Die Bedeutung von Form und Funktion im Kiefer-Gesichtsbereich flir das Blasinstrument / Medizinische Probleme bei1.strumentalisten / G. Methfessel. Hannover: Laaber-Verlag, 1995. - 218 s.

138. Middestadt S.E., Fishbein M. The Prevalence of Severe Musculoskeletal Problems among Male and Female Symphony String Players / S.E. Middestadt, M. Fishbein. // Medical Problems of Performing Artists. -1989. 4 (1) - s. 41^8.

139. Moyse M. De la sonorite, art et technique / M. Moyse. Paris: Alphonse Leduc, 1934.-28 p.

140. Otto H. Der Einfluft eines Lauftrainings unterschiedlicher Dauer und1.tensitat auf die Hypertrophic, Zugfestigkeit und Dehnungsfarigkeit des straffen Kollagenen Bindegewebes / H. Otto // Medizin und Sport. 1970. - №10. - s. SOS-SIS.

141. Schnack G. Stretching fur jeden Tag / G. Schnack // Fit in 7X7 Sekunden.- Munchen: Kosel-Verlag GmbH & Co., 2000. -150 s.

142. Silverstolpe L. Querflotenkunde von Hanns Wurz / L. Silverstolpe. r. Auflage, 1989.-s. 248-250.

143. Strayer, E. R.: Musical instruments as an aid in the treatment of muscle defects and perversions. Angle Orthod. 9 (1939), 18 p.

144. Wagner Ch.: Determination of finger flexibility. Eur. J. Appl. Physiol. 32 (1974),-259 p.

145. Wagner Chr. Instrumentalspiel und die Frage nach der Korperlichen Eignung / Chr. Wagner // in Musik und Bildung. -1975. №3. - s. 105-115.

146. Wirhed R. Sportanatomie und Bewegunglehre / R. Wirhed. —Schattauer Zachrison // Physiotherapy 66. Stuttgart, 1980. - s.l 12-114.

147. Wurz H. Gesundcheitliche Gefahren des Querflotenspiels / H.Wurz // Medizinishce Probleme bei Instrumentalisten. Ursachen und Prevention. Laaber: 1995.-s. 87-102.

148. Wye T. Practice books for the flute / T. Wye. London, Novello Publishing Limited, 1980. - 200 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.