Формирование профессиональной компетентности студентов художественных факультетов педагогических вузов средствами макетирования костюма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Усенкова, Елена Юрьевна

  • Усенкова, Елена Юрьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 172
Усенкова, Елена Юрьевна. Формирование профессиональной компетентности студентов художественных факультетов педагогических вузов средствами макетирования костюма: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2009. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Усенкова, Елена Юрьевна

Введение

Содержание

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты творческой деятельности студентов художественных факультетов педвузов

1.1 .Характеристика психических процессов личности в ходе учебно-творческой деятельности.

1.2.Творчество как фактор профессиональной компетентности студентов и педагогические средства его активизации.

1.3.Педагогические методы активизации учебно-познавательной деятельности студентов.

Выводы по 1 главе.

Глава 2. Экспериментальное исследование содержания и методики формирования профессиональной компетентности в процессе макетирования костюма

2.1. Констатирующий эксперимент (2003-2005 гг.).

2.2. Формирующий эксперимент (2005-2007 гг.).

2.3. Контрольный эксперимент (2007-2009 гг.).

Выводы по 2 главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование профессиональной компетентности студентов художественных факультетов педагогических вузов средствами макетирования костюма»

Современное образование является важным фактором социальной стабильности, преемственности культуры, сохранения нравственного, психического и физического здоровья молодёжи, воспитания творческой, свободной, активной личности. Условия реализации социального заказа, повышение требований к профессионализму и адаптации выпускников в социуме, определяют необходимость внедрения изменений в формы организации и методы учебно-воспитательного процесса.

Особенно велика значимость профессионального потенциала преподавателя, его профессиональных знаний и умений, способность творчески мыслить, действовать, воплощать свои намерения в жизнь, добиваться запроектированных результатов. В работе преподавателя необходимо педагогическое творчество, активность, индивидуальный стиль, профессиональный рост. Сегодня перед преподавателями дисциплин эстетического цикла стоит новая задача — поисково-исследовательская. Это обязанность пересматривать устаревшие принципы образования и воспитания, обновлять содержание и методы обучения, искать и внедрять новые прогрессивные технологии и гибкие организационные формы, находить эффективные способы индивидуального подхода к личности обучаемого.

Время радикальных перемен в обществе требует от высшей школы не только хорошо профессионально подготовленных, но и социально активных, оригинально и творчески мыслящих специалистов. Педагогика связывает проблему профессиональной компетентности с творческой активностью студентов в процессе обучения. Современной педагогикой накоплен немалый теоретический и практический опыт по исследованию проблемы творчества и активности личности студента, фундамента его профессиональной компетентности.

Большой вклад в изучение феномена творчества ещё до XX века внесли Больцано, Декарт, Лейбниц, Пуанкаре. В начале XX века изучением теории творчества занимались учёные В. М. Бехтерев, С. Л. Рубинштейн, П. К.

Энгельмейер, теорией научного творчества — М. А. Блох, Ф. Ю. Левинсон-Лессинг, В. Л. Омельянский. Определение творчества как сложного психического процесса и изучение продуктов творческой деятельности принадлежат Ф. Барону, Г. С. Батищеву, А. Реберу, Е. П. Торрансу и др.

Характеристику сущности творческой деятельности дали А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский и др. Изучением и анализом средств достижения успеха в творческой деятельности занимались Ф. Гоппе, Т. Дембо, Г. Селье, К. Фаянс и др.

Проблема творческой одарённости и творческой активности широко представлена в работах Д. Б. Богоявленской, Н. С. Лейтеса, А. М. Матюшкина, Я. А. Пономарёва. Проблемами личности и её участием в творческой деятельности, занимались учёные Д. Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Я. А. Пономарёв, К. Тейлор и др.

Исследования А. Г. Виноградова посвящены определению отличительных признаков интеллектуального творчества. Характеристика креативного типа личности освещается в концепции Д. Б. Богоявленской.

Лучшие традиции русской педагогической мысли и способы совершенствования процесса обучения, представлены работами Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, Н. П. Пирогова, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого и др.

Проблемы учебно-познавательной деятельности освещены в работах Д. Б. Богоявленской, С. Л. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, И. П. Подласого, С. Л. Рубинштейна, В. А. Сластёнина, Ю. В. Фокина. Дидактическим средствам повышения качества обучения посвящены работы Ю. К. Бабанского, П. Я. Гальперина, И. Д. Зверева, Н. А. Менчинской, В. В. Мерцаловой, К.Д. Ушинского, В. Ф. Шаталова и др.

Исследователи мотивов учения В. Н. Мясищев, Е. Ф. Рыбалко, Ю. В. Шаров, Г. И. Щукина, С. Г. Якобсон установили благотворное влияние положительной мотивации в учении. Исследованиями в области благотворного влияния мотивов учения, также занимались Д. Б. Богоявленская, П. Я.

Гальперин, В. В. Давыдов, С. В. Жуйков, Е. Н. Кабанова-Меллер, Н. А. Менчинская и др.

Механизм игры в процессе обучения и другой деятельности как способ развития способностей стал темой исследования К. Бюлера, К. Гросса, Г. Спенсера, 3. Фрейда, Ф. Шиллера и др.

Теория проблемного обучения представлена в трудах Т. В. Кудрявцева, И. Я. Лернера, А. М. Матюшкина, М. И. Махмутова, В. Оконь, Л. Б. Рыловой.

Экспериментальные исследования творческой деятельности, проблемы формирования личности, развитие творческой и познавательной активности в процессе обучения, представлены в трудах современных учёных Е. И. Игнатьева, В. В. Корешкова, В. С. Кузина, Б. Ф. Ломова, Н. Н. Ростовцева, А. И. Савостьянова, Е. В. Шорохова и др.

Многие педагогические и психологические исследования отечественных учёных посвящены вопросам формирования профессиональной компетентности личности. Е. В. Бондаревская, Б. С. Гершунский, Э. Ф. Зеер, А. И. Пискунов, Е. В. Попова, А. Д. Щекатунова и др. связывают категорию «профессиональная компетентность» с феноменом «культура», являющимся результатом развития личности, ее образованности и воспитанности. Т. Г. Браже и Н. И. Запрудский относят понятие «профессиональная компетентность» к общей культуре, ценностным ориентациям специалиста, мотивам его деятельности, способности к развитию своего творческого потенциала. К. А. Абулыхонова, Н. В. Васина, Б.С. Гершунский, Л. Т. Лаптев, В. А. Сластёнин, А. Д. Щекатунова и др. разработали признаки профессионального творчества: опыт и индивидуальные способности человека, его стремление к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческое отношению к делу и другие.

Вопросы профессиональной готовности специалиста освещены в работах М. И. Дьяченко, А. М. Столяренко. Определение профессиональной компетентности с позиций деятельностного подхода принадлежит Н. В. Кузьминой, М. И. Лукьяновой, А. К. Марковой, Н. В. Матяш, Е. М.

Павлютенкову, А. И. Пискунову, О. М. Шияну и др. Зависимость профессиональной компетентности от степени сформированное™ необходимых навыков и умений и владения ими определяют М. К. Кабардов, А. И. Панарин и др.

Большой вклад в фундаментальные основы моделирования костюма в нашей стране и формирование профессиональной компетентности специалистов этого направления искусства, внесли основоположники школы отечественного моделирования: В. П. Зайцев, Т. В. Козлова, Н. П. Ламанова, Н. С. Макарова, М. Н. Мерцалова, М. Н. Пармон, Т. К. Стриженова, И. Н. Савельева и многие другие.

Влияния художественного творчества на формирование личности и проблемы качества профессионального образования в процессе обучения студентов современным способам создания костюма, представлены в диссертационных исследованиях Л. А. Акимовой, М. В. Галкиной, Т. В. Гановой, Ю. Г. Коваленко, Е. Н. Ковешниковой, Л. С. Мазикиной, Е. В. Плотниковой, И. Н. Савельевой и др.

Л. А. Акимова занималась изучением декоративного ансамбля женского народного костюма Русского Севера. М. В. Галкина исследует проблему педагогических условий формирования эстетической культуры студентов средствами дизайна народного костюма. Исследование способов активизации творческого поиска в процессе создания карнавально-маскарадного костюма принадлежат Т. В. Гановой. Исследования Ю. Г. Коваленко посвящены проблемам активизации дизайнерского мышления в процессе изучения основ моделирования костюма. Е. Н. Ковешникова разработала и обосновала методику преподавания курса «Моделирование и конструирование одежды» с учетом климатических и национальных особенностей. Л. С. Мазикина занималась вопросами изучения творческой активности студентов в процессе создания костюма на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Е. В. Плотникова занималась вопросами изучения развития эстетической культуры личности средствами костюма. И. Н. Савельева исследовала искусство народного костюма и создала методику обучения студентов основам дизайна одежды на базе народного костюма.

Эти труды имеют огромную теоретическую и практическую значимость. Но, несмотря на обширность научных исследований по проблеме формирования профессиональной компетентности, а также успехи, достигнутые в её решении, тема профессиональной компетентности студентов вузов остаётся актуальной.

Актуальность проблемы исследования усиливают и существующие противоречия между: объективными, постоянно растущими требованиями общества к уровню профессионализма выпускников вузов, способности молодых специалистов адаптироваться в социуме и неготовностью основной массы выпускников к эффективной проектной деятельности; неоценимым влиянием дисциплины «Макетирование костюма» на формирование профессиональной компетентности будущих дизайнеров и недостаточной научной разработанностью и обоснованностью организационно-педагогических условий управления процессом обучения студентов макетному способу создания одежды; достигнутым уровнем педагогической практики в области обучения студентов проектированию костюма методом макетирования и проблемой программно-методического обеспечения курса дисциплины «Макетирование костюма» в высших учебных заведениях; наличием высоко квалифицированного профессорско-преподавательского состава, обучающего студентов искусству создания костюма макетным способом и отсутствием прямых разработок по методике преподавания данной дисциплины, помогающих создавать обстановку творческой активности студентов в ходе практических аудиторных занятий.

С учётом выявленных противоречий была определена проблема исследования: формирование профессиональной компетентности студентов художественных факультетов педагогических вузов, обучающихся специальности дизайнер костюма, усовершенствованием программно-методического обеспечения дисциплины «Макетирование костюма».

Рассмотрение данной проблемы определило тему исследования «Формирование профессиональной компетентности студентов художественных факультетов педагогических вузов средствами макетирования костюма».

Цель исследования: научное и педагогическое обоснование условий формирования профессиональной компетентности студентов художественных факультетов педагогических вузов в ходе их обучения на занятиях по макетированию костюма.

Объект исследования: педагогический процесс на занятиях макетированием костюма, направленный на формирование профессиональной компетентности студентов художественных факультетов педагогических вузов.

Предмет исследования: профессиональная компетентность студентов художественных факультетов педагогических вузов, формирующаяся в ходе учебно-творческой деятельности на занятиях по созданию костюма способом макетирования.

Гипотеза исследования: формирование профессиональной компетентности студентов художественных факультетов педагогических вузов в ходе обучения будет эффективно реализовано, если: определены психолого-педагогические условия творческой деятельности личности и найдены средства её активизации в ходе учебно-познавательной деятельности студентов; разработаны способы активизации учебно-познавательной деятельности и самостоятельности студентов в ходе практических аудиторных занятий; найдены оптимальные механизмы воздействия на становление личностных качеств обучаемых; разработана и внедрена экспериментальная модель процесса обучения студентов, формирующая их профессиональную компетентность в ходе изучения дисциплины «Макетирование костюма».

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы, мы сформулировали следующие задачи исследования: о определить и выявить психолого-педагогические условия творческой активности студентов, способствующие формированию профессиональной компетентности будущих дизайнеров костюма; охарактеризовать психические процессы личности в ходе учебно-творческой деятельности (внимание, наблюдательность, ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, интуицию, вдохновение, волю и др.), найти средства их активизации в процессе формирования профессиональной компетентности студентов; в определить характеристики процессов учения, выявить наиболее эффективные способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, повышения активности и самостоятельности студентов в решении практических задач, помогающие формированию их профессиональной компетентности; выявить оптимальные механизмы воздействия на становление и формирование личностных качеств обучаемых, способствующие формированию их профессиональной компетентности; о разработать и внедрить экспериментальную модель процесса обучения, формирующую профессиональную компетентность студентов в ходе изучения дисциплины «Макетирование костюма», разработать программу обучения макетированию костюма, способствующую формированию профессиональной компетентности студентов художественных факультетов педагогических вузов.

Теоретико-методологической основой исследования явились труды и теоретические разработки философов и психологов, педагогов, творческих деятелей, основоположников российской школы моделирования одежды; положения передовой современной науки по вопросам преподавания дисциплин эстетического цикла, современные взгляды учёных на проблемы образования и эстетического воспитания, формирования профессиональной компетентности студентов в результате обучения. Рассматривая проблему с точки зрения психологии и педагогики, мы упоминаем ведущих специалистов, на теоретические основы которых мы опирались.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, учебной, методической, технической и специальной литературы по теме исследования, моделирование педагогического процесса обучения студентов.

2. Эмпирические — наблюдение за ходом образовательного процесса, беседы со студентами и преподавателями вузов, изучение и тестирование продуктов творческой деятельности студентов, изучение педагогического опыта преподавателей специальных дисциплин, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.

3. Математико-статистического анализа данных — регистрация данных, полученных в результате исследований, определение средних величин полученных показателей, методы качественного описания.

Исследования проводились в три этапа, с 2003 по 2009 год включительно. Этапы исследования:

Первый этап исследовательской работы (2003-2005 годы) - поисковый, ориентировочный и диагностический. Нами был проведён анализ психолого-педагогической, учебной, методической, технической и специальной литературы по теме исследования. Был определён крут проблем: сформулирована цель и задачи исследования, выделены объекты исследования и разработана определённая схема изучения проблемы и возможность её решения.

Второй этап исследовательской работы (2005-2007 годы) — педагогический эксперимент для апробации и уточнения разработанной модели процесса обучения, формирующего профессиональную компетентность студентов художественных факультетов педагогических вузов и, входящей в неё экспериментальной программы дисциплины «Макетирование костюма». Для констатирующего и контрольного этапа был разработан комплекс контрольных заданий, применительно к условиям данной дисциплины, проведено тестирование, статистический обсчёт результатов и сформулированы выводы по эксперименту.

Третий этап исследовательской работы (2007-2009 годы) — диагностика и анализ полученных данных материала опытной работы. Уточнение и коррекция модели процесса обучения студентов, формирующей профессиональную компетентность студентов в ходе изучения дисциплины «Макетирование костюма». Подводились итоги экспериментальной работы, формулировались основные выводы, проводилось окончательное оформление результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что: в педагогическом процессе высшей школы теоретически обоснована и определена роль и место дисциплины «Макетирование костюма» как средства формирования профессиональной компетентности будущих дизайнеров костюма; разработана и внедрена модель процесса обучения студентов художественных факультетов педагогических вузов, формирующая профессиональную компетентность студентов в ходе изучения дисциплины «Макетирование костюма», базирующаяся на совокупности выделенных принципов: личностно-ориентированного характера воспитательной и образовательной деятельности, гуманизации образования, сознательности, творческой и познавательной активности; определены организационно-педагогические условия реализации модели процесса обучения, представленные в виде требований к содержанию и организации процесса (разработка методических рекомендаций по организации практических занятий студентов, конкретного комплекса упражнений, способствующего поэтапному формированию профессиональных знаний, умений и навыков макетирования одежды различных видов и назначения); выделены факторы, повышающие мотивацию и определяющие потребности студентов в совершенствовании профессиональных знаний, умений и навыков; экспериментально подтверждена эффективность разработанных критериев оценки формирования профессиональной компетентности студентов; разработана и экспериментально апробирована программа преподавания дисциплины «Макетирование костюма», формирующая профессиональную компетентность студентов в ходе обучения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе структурирования активности личности в процессе учебной деятельности и принципов профессионально значимого содержания образовательной программы разработаны общие положения методики обучения макетированию костюма для студентов художественных факультетов педагогических вузов. Теоретическая значимость результатов исследования заключается в расширении существующих технологий формирования профессиональной компетентности студентов художественных факультетов (дизайнеров костюма) в ходе обучения средствами макетирования костюма.

Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на достижения современной науки, педагогики и психологии в изучении творчества, творческой деятельности и способов формирования профессиональной компетентности студентов, методики преподавания эстетических дисциплин, а также подтверждается выводами по результатам экспериментальных исследований.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методики обучения студентов художественных факультетов педагогических вузов макетированию костюма, способствующей формированию их профессиональной компетентности. Предложен и апробирован комплекс упражнений, моделирующий атмосферу творческой активности в процессе практических аудиторных занятий. Созданная модель процесса обучения и результаты исследований могут быть использованы в педагогической практике преподавания дисциплины «Макетирование костюма» в системе начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего и дополнительного профессионального образования, готовящего специалистов в области дизайна современного костюма. Благодаря наличию современных технических средств и блочно-модульному принципу построения программы, её электронная версия может быть использована в процессе дистанционного обучения студентов. Экспериментальная программа дисциплины «Макетирование костюма» внедрена в образовательный процесс ГОУ ВПО МГЛУ на факультете Изобразительных искусств и дизайна и НАНОО ИИМ на факультете Дизайна.

На защиту выносятся следующие положения: формирование профессиональной компетентности студентов в ходе изучения дисциплины «Макетирование костюма» представляет собой целостный педагогический процесс, основанный на взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленный на овладение студентами профессиональных знаний, умений и навыков, личностных характеристик, необходимых для будущей профессиональной деятельности; структурно-функциональная модель процесса обучения студентов художественных факультетов педагогических вузов, формирующая их профессиональную компетентность в ходе изучения дисциплины «Макетирование костюма» включает разработанную учебно-методическую программу дисциплины «Макетирование костюма», состоящую из: о системы упражнений, способствующих приобретению знаний, умений и практических навыков работы по макетированию поясных изделий различных форм, базовой формы плечевых изделий с несколькими типами рукавов и воротников и наиболее распространённых объёмных драпировок, используемых в современном костюме; о творческих заданий, включающих макетирование костюмов различных исторических стилей, вечернего платья с использованием объёмных драпировок и современной одежды с применением нетрадиционного подхода к конструкции и формообразованию изделий, выполняемой по творческим эскизам студентов; комплекса педагогических технологий, активизирующих учебно-познавательную деятельность студентов (личностно-ориентированные технологии, развивающее обучения, программированное обучение, проблемно-деятельностное обучение, контекстное обучение, игровое обучение и др.); факторов, обеспечивающих эффективное функционирование образовательного процесса. условиями, обеспечивающими формирование профессиональной компетентности студентов средствами макетирования костюма, является: интеграция психолого-педагогических условий (развитие нравственных качеств, эстетических чувств, интеллекта студентов; наличие у студентов способностей и определённого количества знаний, умений и навыков; высокое интеллектуальное напряжение, мыслительная и творческая активность, эмоциональный подъём и работоспособность; атмосфера поддержки, доброжелательности, одобрения и ситуации успеха в ходе учебного процесса), методических условий (оптимальный выбор методов обучения, правильная организация учебного процесса, в зависимости от особенностей преподаваемой дисциплины и других факторов; применение прогрессивных технологий; использование активизирующих технологий: развивающие, эвристические, проблемные, игровые технологии обучения, проектный метод обучения, их взаимопроникновение и сочетание с общедедактическими принципами обучения; экспериментальная и исследовательская деятельность в образовательной области, помогающая в поиске новых педагогических условий и педагогических способов формирования правильной мотивации, установок, убеждений и творческой активности студентов) и технических условий (наличие высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава; наличие лабораторий для проведения практических аудиторных занятий студентов, обеспеченных современным оборудованием, инструментами, учебно-методическими материалами и средствами визуальной коммуникации; наличие программно-методического обеспечения и достаточного количества учебного времени, отведённого на освоение дисциплины); © усиление практической направленности исследуемого процесса за счёт сочетания учебно-познавательной, учебно-практической и творческой деятельности студентов; © сочетание стимулов, способствующих формированию положительной мотивации учебно-познавательной деятельности студентов (удовлетворение познавательных потребностей, поощрение оценкой учебно-творческой деятельности, самоутверждение, лидерство, практическое применение знаний, полученных в результате обучения, здоровое соперничество в результате участия в профессиональных выставках и конкурсах, востребованность на рынке труда специалистов в области дизайна современного костюма и др.).

Эффективность созданной модели процесса обучения может быть оценена по разработанным критериям уровня профессиональной компетентности студентов, включающим: криативность мышления, творческую фантазию, самостоятельность мышления, темп продвижения в новом материале, простоту способа дизайнерского решения, носибельность модели, уровень владения графическими навыками и аккуратность выполнения задания.

Апробация работы и внедрение результатов исследования Основная часть исследований и апробация экспериментальной модели процесса обучения студентов художественных факультетов педагогических вузов, формирующей их профессиональную компетентность в ходе изучения дисциплины «Макетирование костюма» проводилась в ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» на кафедре Проектирования и информационных технологий дизайна факультета Изобразительных искусств и дизайна. Для сравнительной характеристики результатов исследования, экспериментальная база была расширена включением студентов, обучающихся дизайну костюма по той же специальности 070601 Дизайн в Столичной финансово-гуманитарной академии (НОУ ВПО СФГА). В эксперименте было задействовано более 200 студентов 3, 4, 5 курсов. Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены и обсуждались на кафедре Декоративного искусства, кафедре Проектирования и информационных технологий дизайна ГОУ ВПО МГЛУ, научно-практических конференциях и семинарах (Магнитогорск 2008 г., Москва 2009 г., Хабаровск 2009 г.). Результаты исследования нашли своё отражение в научно-методических публикациях и докладах. Материалы исследований используются в учебно-педагогическом процессе художественных факультетов вузов, на занятиях по дисциплине «Макетирование костюма» ГОУ ВПО МГЛУ и НАНОО НИМ.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав с выводами по ним, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объём диссертации составляет 197 страниц. Основной текст изложен на 156 страницах. Работа иллюстрирована 4 таблицами, 3 схемами и 2 рисунками. Список литературы насчитывает 171 наименование. В приложении содержится экспериментальная программа «Макетирование костюма», методический материал по теме экспериментального исследования и образцы графических заданий, выполненных студентами в ходе исследования уровня их профессиональной компетентности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Усенкова, Елена Юрьевна

Выводы по 2 главе

В ходе проведения эксперимента, мы исследовали эффективность воздействия экспериментальной программы обучения студентов макетированию костюма для формирования профессиональной компетентности будущих дизайнеров костюма. Анализируя результаты проведения эксперимента, были отмечены особенности его протекания:

В эксперименте мы планировали создание проблемных, не типичных ситуаций, в которых, студенты должны были самостоятельно принимать решения, используя арсенал полученных ранее знаний.

В процессе обучения макетированию костюма, мы расширили программу дисциплины «Макетирование костюма» введением творческих заданий, повышающих активность и самостоятельность студентов, облегчающих мотивацию обучения и создающих атмосферу творчества в ходе занятий.

В процессе обучения макетированию костюма был использован большой объем графических заданий, способствующих лучшему осмыслению и запоминанию сложного технического материала и формирующего профессиональные знания и навыки студентов.

Выявляя закономерные связи между явлениями, мы варьировали условия и количественные соотношения. Именно благодаря эксперименту, были установлено, что, несмотря на усложнение программы, введением поисковых творческих заданий, требующих дополнительного времени и знаний студентов, объём выполненных упражнений не был уменьшен. Это можно объяснить интересом и активностью студенческой аудитории в процессе обучения.

В результате эксперимента была осуществлена попытка приблизить протекание занятий к условиям будущей профессиональной деятельности дизайнера костюма.

В результате проведения сравнительного анализа, полученного тестированием студентов экспериментальных и контрольных групп, мы установили зависимость формирования профессиональной компетентности студентов в ходе изучения дисциплины «Макетирование костюма» от рационального применения образовательных технологий. Мы разработали рекомендации по организации упражнений и методике проведения занятий макетированием костюма. В ходе экспериментального исследования были выявлены методы, наиболее благоприятно влияющие на ход занятий, с учётом специфики данного направления: высокий уровень профессиональной компетентности студентов даёт организация учебного процесса, которая может быть охарактеризована особым эмоциональным подъёмом, выраженным интеллектуальным и творческим напряжением; стимулом в учебно-творческой деятельности студентов на занятиях по макетированию костюма, является такая организация процесса обучения, которая создаёт проблемно-творческую ситуацию, в которой студент вынужден искать выход из создавшейся трудности, путём поиска нестандартного решения и использовать для этого имеющихся багаж знаний, опыта, умений и навыков; особенно эффективно сказывается на прохождении учебно-творческого процесса и повышении профессиональной компетентности студентов ситуация успеха, побед, достижений в ходе выполнения сложных творческих заданий; стимулом роста профессиональной компетентности студентов является увеличение в содержании программы заданий творческого характера; право на собственное мнение, возможность выбора и принятия самостоятельного решения, положительно сказывается на самосознании студентов; так как уровень подготовки, способности и творческий потенциал студентов не одинаков, необходим индивидуальный подход преподавателя к каждому обучаемому и получение положительного результата на каждом этапе обучения; основные задачи преподавателя, на наш взгляд, заключаются в формировании потребности студентов в получении обширных профессиональных знаний, создании благоприятных условий для творчества студентов, исключение любых воздействий, отрицательно влияющих на ход учебно-творческого процесса.

Заключение

Основная цель представленной работы — научное и педагогическое обоснование условий формирования профессиональной компетентности студентов художественных факультетов педагогических вузов в ходе их обучения на занятиях по макетированию костюма в целом достигнута.

Условиями, обеспечивающими формирование профессиональной компетентности студентов средствами макетирования костюма, является: интеграция психолого-педагогических условий, методических условий и технических условий; усиление практической направленности исследуемого процесса за счёт сочетания учебно-познавательной, учебно-практической и творческой деятельности студентов; сочетание стимулов, способствующих формированию положительной мотивации учебно-познавательной деятельности.

В результате исследований подтверждена правильность выдвинутой нами гипотезы, что формирование профессиональной компетентности студентов дизайнеров костюма в процессе обучения будет эффективно реализовано, если: определены психолого-педагогические условия творческой деятельности личности и найдены средства её активизации в процессе учебно-познавательной деятельности студентов, разработаны способы активизации учебно-познавательной деятельности и самостоятельности студентов в ходе практических аудиторных занятий, найдены оптимальные механизмы воздействия на становление личностных качеств обучаемых, разработана и внедрена новая модель процесса обучения, формирующая профессиональную компетентность студентов художественных факультетов педагогических вузов в ходе изучения дисциплины «Макетирование костюма».

Задачи исследования, сформулированные нами для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы, достигнуты: о определены и выявлены психолого-педагогические условия творческой активности студентов, способствующие формированию профессиональной компетентности будущих дизайнеров костюма;

• охарактеризованы психические процессы личности в ходе учебно-творческой деятельности (внимание, наблюдательность, ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, интуиция, вдохновение, воля и др.) и найдены рациональные способы их активизации в процессе формирования профессиональной компетентности студентов; ® определены характеристики процессов учения, найдены способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, выявлены способы повышения активности и самостоятельности студентов в решении практических задач, помогающие формированию их профессиональной компетентности; выявлены оптимальные механизмы воздействия на становление и формирование личностных качеств обучаемых, способствующие формированию их профессиональной компетентности; разработана и внедрена модель процесса обучения, формирующая профессиональную компетентность студентов художественных факультетов педагогических вузов в ходе изучения дисциплины «Макетирование костюма»; ® разработана экспериментальная программа обучения макетированию костюма, способствующая формированию профессиональной компетентности студентов педагогических вузов.

Однако представленную работу нельзя считать полностью исчерпывающей решаемую проблему. Её можно и далее рассматривать в качестве инструмента, формирующего профессиональную компетентность студентов. Полученные результаты исследования, могут быть использованы при дальнейшей модернизации программы по макетированию костюма.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Усенкова, Елена Юрьевна, 2009 год

1. Активность личности в обучении (психолого-педагогический аспект). Сборник научных трудов М.: НИИВШ, 1986. - 192 с.

2. Акуреев Г. А. Рисование моделей одежды, головных уборов, обуви. Курс спец. рисования: Учебное пособие «КОИЗ», 1960. — 131 е., ил.

3. Александрова В. Г. Духовные традиции гуманной педагогики. — М.: НИЦ «Инженер», 2002. — 162 с.

4. Алпатова И. А. Европейский и русский костюм XIX — нач. XX в.: Лекции по курсу «История костюма» / И. А. Алпатова. — М.: Изд-во Моск. гос. унта леса, 2000. 140 с.

5. Андриади И. П. Основы педагогического мастерства М.: Изд. «Академия», 1999. — 160 с.

6. Андросова Э. М. Основы художественного проектирования костюма: Учебное пособие. Челябинск: Издательский дом «Медиа-Принт», 2004. -184 е., ил.

7. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский; АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

8. Бальное платье российской знати: участники костюмированного балла в Зимнем Дворце (февраль 1903 г.). // Миниальбом. Сост. В. Б. Соколов. -М.: Путь, 1991.-63 е., ил.

9. Беляева-Экземплярская С. Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия / С. Н. Беляева-Экземплярская — М.: «Академия моды», 1996. — 112 е., ил.

10. Бердник Т. О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. Ростов / Дону: Феникс, 2005. - 352 с.

11. Бережнова Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебнбик для студ. учеб. заведений / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 128 с.

12. Бесчастнов Н. П. Графика фигуры человека: Учебное пособие для вузов / Бесчастнов Н. П. М.: Изд. МГТУ им. Косыгина, 2006. — 344 с.

13. Богоявленская Д. Б. Природа творческих способностей / Д. Б. Богоявленская; УВестникРГНФ. 1997. -№ 1 -С. 166-172.

14. Бондаревская Е. В. Введение в педагогическую культуру — Ростов на Дону, 1995.- 172 с.

15. Бородина Е. А. Современные проблемы и перспективы развития педагогики искусства и художественного образования в столице — М.: МГЛУ, 2006.-141 с.

16. Брун В., Тильке М. История костюма от древности до Нового времени — М., ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2000. 464 с.

17. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. — М.: Знание, 1983. 96 с.

18. Вейс Г. История культуры народов мира. Прекрасная эпоха. Европа XIX — XX вв. -М.: Изд. Эксмо, 2005. 144 е., ил.

19. Век X. Оценки и отметки — М.: «Просвещение», 1984. — 128 с.

20. Галкина М. В. Педагогические условия формирования эстетической культуры студентов педвузов средствами дизайна народного костюма. — Диссерт. на соиск. уч. степени кандид. пед. наук —М., 1999. — 180 с.

21. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М. Изд. МГУ, 1979. - 79-86 с.

22. Ганова Т. В. Активизация творческого поиска у учащихся средней школы в процессе создания карнавально-маскарадного костюма. — Диссерт. на соиск. уч. степени кандид. пед. наук М., 1996. — 187 с.

23. Голубева О. JI. Основы композиции: Учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: Изд. дом «Искусство», 2004. — 120 е.: илл.

24. Гусейнов Г. М. Композиция костюма. М.: ACADEMIA, 2004. - 431 с.

25. Давыдов В. В. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.-176 с.

26. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. — М.: Академия, 2004. 283 с.

27. Дамсюй м1ръ. Журналъ модъ. С.-П.: Контора и редакщя С.-Петербургъ, Поварской, 1., 1910. -№ 1, 2, 3.

28. Дамсюй м1ръ. Журналъ модъ. — С.-П.: Контора и редакщя С.-Петербургъ, Поварской, 1., 1911.-№ 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.

29. Дамсюй м1ръ. Журналъ модъ. — С.-П.: Контора и редакщя С.-Петербургъ, Невсюй 88., 1913.-№ 7,8,9, 10, 11, 12.

30. Джуринский А. Н. История образования и педагогической мысли: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Джуринский. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.-400 с.

31. Древе У., Фурман Э. Организация урока (в вопросах и ответах). / Пер. с нем.: Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 1984. — 128 с.

32. Ермилова В. В., Ермилова Д. Ю. Моделирование и художественное оформление одежды: Учебное пособие — М.: ИЦ «Академия», Высшая школа, 2000. 184 е., ил.

33. Женская жизнь. Иллюстрированный, двухнедъльный журналъ. -Адресъ редакцш и конторы: Москва, Камергерскш, д.4., 1915. — № 22.

34. Загрекова Л. В., Николина В. В. Теория и технология обучения — М.: «Высшая школа», 2004. 157 с.

35. Заёнчик В. М. Основы творческо-конструкторской деятельности: предметная среда и дизайн — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 320 с.

36. Иллюстрированная энциклопедия моды — Прага, Издательство «Артия», 1988. 608 с.

37. История моды с УШ по XX столетие из коллекции Института костюма Киото М., Изд. «АРТ-РОДНИК», 2003. - 736 с.

38. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. — М.: Знание, 1981.-96 с.

39. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. -255 с.

40. Калмыкова 3. И. Психологические принципы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1981. 94 с.

41. Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучения — М.: Педагогика, 1981.-200 с.

42. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество М., 1990. — 144 с.

43. Каталог выставки «Два века британской моды. Из собрания Музея Виктории и Альберта, Лондон» — М., Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 2008. — 216 с.

44. Кирсанова Р. М. Костюм в русской художественной культуре 18 — первой половины 20 вв.: Опыт энциклопедии / Под ред. Т. Г. Морозовой, В. Д. Синюкова М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. — 383 е.: ил.

45. Климов Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие: Учеб. пособие / Е. А. Климов. — М.: Издательство Московского университета; Издательский центр «Академия», 2004. — 240 с.

46. Коваленко Ю. Г. Активизация развития дизайнерского мышления студентов ХГФ в процессе изучения основ моделирования костюма. — Диссерт. на соиск. уч. степени кандид. пед. наук — М., 1998. — 190 с.

47. Козлова Т. В. Художественное проектирование костюма. — М.: Лёгкая и пищев. пром-ть, 1982. — 143 е., ил.

48. Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства — М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2004. — 176 с.

49. Коршунова Т. Т. Коллекция костюмов 1910-1920 гг. Л.: СГЭ, 1973. -60 с.

50. Корешков В. В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды. — Диссерт. на соиск. уч. степени доктора пед. наук. М., 1994. -311 с.

51. Косарева Е. А. Художественно-графический эскиз в моделировании одежды: Учебное пособие — Л.: Инж.-стр. институт, 1978. 81 е., ил.

52. Косов Б. Б. Личность и педагогическая одарённость: новый метод. — М.: Изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-128 с.

53. Костюм в России XV — начало XX века из собрания ГИМ / Под ред. Е. Р. Беспаловой М.: Изд. Арт-Родник, 2000 — 232 с.

54. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: Учебное пособие для курсов повышения квалификации научно-пед. кадров / М-во образования РФ. Самар. гос. пед. ин-т; В. В. Краевский. — Самара: Изд-во Самар. пед. ун-та, 1994. — 165 е.: ил., табл.

55. Краткий психологический словарь. / Под общ. ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. М.: Изд. полит, лит-ры, 1985. — 432 с.

56. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе М.: «АГАР», 1998 - 336 с.

57. Кузин В. С. Психология. Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 1999.-304 е., ил.

58. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение — истоки, сущность, перспективы. — М.: Знание, 1991.-80 с.

59. Кудрявцев Т. В. Психология творческого мышления М.: Наука, 1975. — 312 с.

60. Лаврентьев А. Н. Лаборатория конструктивизма. Опыт графического моделирования. М., 2000. — 210 с.

61. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: Т. 2 — М.: Педагогика, 1983. 248 с.

62. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание, Личность / Алексей Николаевич Леонтьев. — 2-е изд., стер.- М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. 352 с.

63. Леонтьев А. Н. Становление психологии деятельности: Ранние работы / А. Н. Леонтьев; Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. — М.: Смысл, 2003. 439 с.

64. Леонтьев. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили (Антология гуманной педагогики). — 2004. — С. 224

65. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения — М.: Педагогика, 1981.-186 с.

66. Лернер И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. — 1996. № 2.

67. Лернер И. Я., Скаткин М. Н. Педагогическая энциклопедия. В 2-ух томах, том 1-М., 1999-566 с.

68. Лысенкова С. Н. Методом опережающего обучения — М.: «Просвещение», 1988. 192 с.

69. Мазикина Л. С. Развитие творческой активности студентов ХГФ педвузов в процессе изучения и создания костюма на занятиях по ДЛИ. — Диссерт. на соиск. уч. степени кандид. пед. наук —М., 1999. — 160 с.

70. Макарова Н. Воспоминания о художнике и друге — М., Журнал «Декоративное искусство СССР», 1958 — № 8, с. 12.

71. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. - 479 с.

72. Матузова Е., Соколова Р., Гончарук Н. Мода и крой М.: АНОО «Институт Индустрии Моды», 2001. — 192 с.

73. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности личности — М.: Вопросы психологии, 1975. — № 3, с. 26-38.

74. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 178 с.

75. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. — М.: Педагогика, 1975. — 367 с.

76. Махмутов М. И. Организация проблемного изучения в школе. Книга для учителей. М.: «Просвещение», 1977. - 240 с.

77. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская 3. А. Трансформация игры в художественное творчество // Искусство в школе, 1994. — №2 С. 9 — 19.

78. Мелик-Пашаев А. А. Мир художника. М.: 2000. - С. 17-33.

79. Менчинская Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребёнка / Под редакцией Е. Д. Божович. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. — 448 с. (Серия «Психология отечества»).

80. Мерцалова М. Н. Костюм разных времён и народов: Т. 2. М.: Академия Моды, СПб.: Чарт Пилот, 2001. - 432 е.; ил., цв. ил.

81. Мерцалова М. Н. Костюм разных времён и народов: Т. 2, 3-4. М.: Академия Моды, СПб.: Чарт Пилот, 2001. — 576 е., цв. ил.

82. Мищенко Р. В. Основы художественной графики костюма: Учебное пособие / Мищенко Р. В. М.: Изд. МГТА им. Косыгина, 2000. — 176 с.

83. Мода. Имидж. Престиж — М., АНОО «Институт индустрии моды», 2004. -№4, с.34-47, № 5, с. 48-51.

84. Модернизация художественно-эстетического образования. Проблемы и перспективы — М.: Центр «Школьная книга», 2006. — 128 с.

85. Нанн Дж. История костюма. 1200-2000 / Дж. Нанн; Пер. с англ. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2003. — 343, 1. с.

86. Неменский Б. М. Педагогика искусства — М.: Просвещение, 2007. — 255 с.

87. Оконь В. Основы проблемного обучения. — М.: Просвещение, 1968. —208 с.

88. Организация экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях г. Москвы. Выпуск 6 // Серия «Инструктивно-методическое обеспечение содержание образования в Москве / Отв. Редактор JI. Е. Курнешова. М.: Центр «Школьная книга». 2002. 360 с.

89. Пармон Ф. М. Эстетика форм и конструкций костюма (в историческом аспекте): Учебное пособие по рисунку и спецкомпозиции для студентов. — М.: Легпромбытиздат, 1982. — 108 е., ил.

90. Пармон Ф. М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары. Учебник для вузов (3-е издание переработанное и дополненное). — М., «Триада Плюс», 2002. 312 с, 258 ил.

91. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

92. Педагогика / В. А. Сластёнин и др. М.: школа-Пресс, 1997. - 512 с.

93. Петровский В. А. К психологии активности личности — М., Журнал «Вопросы психологии», 1975 — № 3, с.26-38

94. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История психологии: Учеб. пособ. — М.:РГТУ, 1996.-445 с.

95. Петровский А. В. Психология: учебник для студентов высш. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. 512 с.

96. Петушкова Г. И. Проектирование костюма: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г. И. Петушкова. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. 416 с.

97. Петушкова Г. И. Основы проектирования костюма / Г. И. Петушкова. — М.: МГУДТ, 2000. Серия «Трансформируемые конструкции».

98. Петушкова Г. И. Основы графического дизайна костюма / Г. И. Петушкова, А. Н. Голованова. — М.: МГАЛП, 1999.

99. Петушкова Г. И. Пропорции в одежде / Г. И. Петушкова, О. К. Терпенова. -М.: МГУДТ, 2001.

100. Пшцулин Н. П., Романова Е. С. Научное творчество — личность и деятельность М.: МГЛУ, 2004 - 176 с.

101. Плотникова Е. В. Развитие эстетической культуры личности средствами костюма. Диссерт. на соиск. учён, степени кандид. пед. наук. — М., 1995. -190 с.

102. Плотникова Е. В., Ганова Т. В., Усенкова Е. Ю. Сборник учебных программ М.: МШУ, 2006. - 130 с.

103. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические технологии в системе образования — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 272 с.

104. Полунина И. А. Формирование творческой активности студентов педагогического вуза. — Диссерт. на соиск. уч. степени кандид. пед. наук — М„ 2002. 190 с.

105. Пономарёв Я. А. Психология творчества. — М.: Наука, 1976. — 303 с.

106. Проблемы методов обучения в современной образовательной школе / Под ред. Ю. К. Бабанского, И. Д. Зверева, Э. И. Моносзона; Акад. Пед. Наук СССР. М.: Педагогика, 1980. - 224 с.

107. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. / Под общей редакцией В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2006. - 656 е.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).

108. Психологический словарь. / Под ред. Зинченко В. П. М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 440 с.

109. Пьянкова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе — М.: «Просвещение», 2006. — 176 с.

110. Подласый И. П. Педагогика — М.: Просвещение: Уманит, изд. центр ВЛАДОС, 1996. 432 е.: ил.

111. Пономарёв Я. А. Методологическое ведение в психологию. — М.: Наука, 1983.-205 с.

112. Пономарёв Я. А. Психология творчества. — М.: Наука, 1976. — 303 с.

113. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2006. 656 е.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).

114. Развитие творческой активности школьников. / Под ред. А. М. Матюшкина. -М.: Педагогика, 1991. 156 с.

115. Рачицкая Е. И., Сидоренко В. И. Моделирование и художественное оформление одежды — Ростов на / Д.: Издательство «Феникс», 2002. -608 с.

116. Ребер А. Большой толковый психологический словарь — М.: Вече: ACT, 2001, Т. 1,2

117. Ржевская Е. В. Особенности создания технического эскиза. М.: «Просвещение», 1999. - 240 с.

118. Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии — СПб.: Издательство «Питер», 1999.-720 е.: ил. (Серия «Мастера психологии»)

119. Руднева Т. И. Методология и методика педагогического исследования: метод. Пособие по учеб. курсу / Моск. гор. пед. ун-т, Самар. филиал; Т. И. Руднева. Самара: СФ МГПУ, 2002. - 38 е.: ил.

120. Савостьянов А. И. Общая и театральная психология: Учебное пособие для вузов СПб.: КАРО, 2007. - 256 .

121. Савельева И. Н., Белькова А. В. Макетирование форм одежды: учебное пособие М.: Российский заочный институт текстильной и лёгкой промышленности, 2000. — 24 с.

122. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

123. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. 350 е., ил.

124. Сластёнин В. А. Психология и педагогика — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 480 с.

125. Сластёнин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 480 с.

126. Сластёнин В. А. Педагогика профессионального образования — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.

127. Советский энциклопедический словарь / Под ред. Булатова Р. Я. — М.: Изд. «Советская энциклопедия», 1986.

128. Современная энциклопедия. Мода и стиль / Глав. Ред. В. А. Володин. — М.: Аванта+, 2002. 480 е.: ил.

129. Степучев Р. А. Стилистика костюмографического языка: Учебное пособие. / Р. А. Степучев — М.: Изд. МГТА им. Косыгина, 1993. 200 с.

130. Степучев Р. А. Стилистика костюма (Семиотический аспект): Учебное пособие / Степучев Р. А. М.: Изд. МГТА им. Косыгина, 2005. - 320 с.

131. Степучев Р. А. Основы теории костюмного языка (Понятийный аспект): Учебное пособие / Степучев Р. А. М.: Изд. МГТА им. А. Н. Косыгина, Совъяж Бево, 2002. - 192 с.

132. Степучев Р. А. Кимберлит костюмографического языка: Учебное пособие для вузов / Степучев Р. А. М.: Изд. МГТА им. Косыгина, 2007. - 416 с.

133. Степучев Р. А. Костюмографика: Учебное пособие для вузов / Степучев Р. А. М.: Изд. МГТА им. А. Н. Косыгина, 2003. - 706 с.

134. Стратонова Л. М. Графическая деятельность на занятиях по моделированию одежды как средство формирования художественного мышления. — Диссерт. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. — М., 1991. — 160 с.

135. Стриженова Т. К. Из истории развития советского костюма М.: Изд. «Советский художник» 1972. - 160 с.

136. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 544 с. (Серия «Психологи отечества»).

137. Тэтхем К. Дизайн в моде. Моделирование одежды. Принципы, практика, техника: подробное руководство для дизайнеров одежды / Кэролайн Тэтхем, Джулиан Симен; пер. с англ. О. Ю. Змеевой. — М.: РИПОЛ классик, 2006. — 144 е.: ил.

138. Усенкова Е. Ю. Повышение творческой активности студентов в ходе практических занятий по макетированию костюма. Научный журнал «Вестник Московского государственного университета культуры и искусств». М: МГУКИ, 2008 № 5 (26) - 304 с. 298 - 301 с.

139. Усенкова Е. Ю. Использование метода проектов в ходе практических занятий по макетированию костюма. Научный журнал «Вестник Московского государственного университета культуры и искусств». М: МГУКИ, 2008 -№ 6 (27) 288 с. 149 - 153 с.

140. Роль упражнений по макетированию в формировании профессиональной компетентности будущих дизайнеров костюма. Научный журнал «Вестник Московского государственного университета культуры и искусств». М: МГУКИ, 2009 № 2 (29) - 117 - 119 с.

141. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / К. Д. Ушинский; Под ред. А. Н. Пискунова. — М.: Педагогика, 1974. Т. 1. — С. 229 - 263.

142. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. — М. Издательский центр «Академия», 2002.— 380 с.

143. Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие для студ. высших, учеб. заведений / Ю. В. Фокин. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 240 с.

144. Фридман JI. М. Психология воспитания — М.: ТЦ «Сфера», 1999. 208 с.

145. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога — М.: «Просвещение», 1987. — 224 с.

146. Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается М.: «Педагогика», 1989. — 336 с.

147. Шаталов В. Ф. Точка опоры —М.: «Педагогика», 1987. — 160 с.

148. Шеффер К. Секреты высокой моды / Пер. с англ. О. Озеровой. — М.: Изд-во Эксмо, 2002. — 256 е., илл.

149. Школьные технологии. Научно-практический журнал / Редакция «Народное образование» М.: Школьные технологии, 2006. —№3 — 184 е., №4-184 с.

150. Эльконин Д. Б. Психология игры // 2-е изд. М.: Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-360 с.

151. Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности — М.: «Флинта», 1997. 224 с.

152. Arnold Janet. Patterns of Fashion; Englishwomen's dresses c. 1660-1860. London, 1964. -320 p.,

153. Das qrosse Bilderlexikon der Mode. VEB Verlaq der Kunst Dresden Artia Praq, 1966. -608 p., ill.

154. Drake Nikolas. Modereichnungen haut. Stuttgart etc: Kohl hammer, cop. 1987. -240 p., ill.

155. Hart Avail, North Susan. Historical Fashion in Detail: The 17th and 18th Centuries. London, 1998. —360 p., ill.

156. Seventeenth and eighteenth-century. Fashion in Detail. London, 1998. -223 p., ill.

157. Waugh Norah. The cut of men's clothes: 1600-1914. London, 1994. -480 p., ill.

158. Waugh Norah. The cut of women's clothes: 1600-1930. London, 1987. -478 p., ill.

159. The illustrated encyclopedia of costume and fashion from 1066 to the present. Text and illustrations copyright Yuck Cassin-Scott 1994. -650 p., ill.

160. Francois Boucher A History of Costume in the West. English translation 1987 Thames and Hudson Ltd, London and Harry N Abrams, New York. 260 p., ill.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.