Формирование световой панорамы прибрежного города: на примере Владивостока тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.23.20, кандидат архитектуры Карпенко, Владимир Евгеньевич

  • Карпенко, Владимир Евгеньевич
  • кандидат архитектурыкандидат архитектуры
  • 2013, Владивосток
  • Специальность ВАК РФ05.23.20
  • Количество страниц 208
Карпенко, Владимир Евгеньевич. Формирование световой панорамы прибрежного города: на примере Владивостока: дис. кандидат архитектуры: 05.23.20 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Владивосток. 2013. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Карпенко, Владимир Евгеньевич

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

Введение

Глава 1. Световая панорама как образное выражение структуры города

1.1. Свет как средство композиции в архитектуре, градостроительстве и дизайне среды

1.2. Особенности объемно-планировочной структуры города и его панорамы

1.3. Световые прибрежные панорамы (классификация)

Выводы по 1 главе

Глава 2. Композиционные особенности прибрежных световых панорам

2.1. Критерии оценки композиционных особенностей световых прибрежных панорам

2.2. Световая панорама в структуре прибрежного города

Выводы по 2 главе

Глава 3. Формирование световой панорамы прибрежного города (на примере Владивостока)

3.1. Композиционные особенности прибрежной панорамы: ее динамика днем и вечером

3.2. Теоретическая модель световой панорамы прибрежного города

3.3. Светокомпозиционные методы и приемы формирования световой панорамы прибрежного города

Выводы по 3 главе

Основные результаты и выводы работы

Список литературы

Приложения

Таблицы

Иллюстрации

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование световой панорамы прибрежного города: на примере Владивостока»

Введение

Актуальность исследования. Появление новых источников искусственного света, эффективных технологий освещения, динамика процессов современной урбанизации обуславливают широкие возможности для формирования разнообразной, художественно выразительной ночной городской среды и позволяют создавать такие крупномасштабные визуальные формы, как световая панорама вечернего города, которые до последнего времени складывались спонтанно и лишь иногда предпринимались попытки их композиционного построения.

В архитектурной теории и практике разработаны методы формирования архитектурной панорамы города и его силуэта при дневном освещении. Вопросы создания искусственной светоцветовой ночной среды городов были осмыслены как объект проектирования в основном на материале крупных центральных городов России, планировочные и ландшафтные ситуации которых преимущественно равнинные. Однако разнообразные панорамные проекции и градостроительные особенности, связанные с ландшафтом приморского города, создают оригинальные возможности при моделировании вечерней световой панорамы города как новой категории архитектуры и светодизайна. Поэтому метод формирования светопанорамы вечернего прибрежного города требует специального исследования.

Формирование модели световой панорамы прибрежного города должно опираться на принципы композиционной взаимообусловленности его дневного и вечернего облика. Современные светоцветовые приемы и средства композиции в сочетании с мультимедиа и интерактивными технологиями позволяют менять визуальные и смысловые характеристики ночной среды города, формируя его новый, более сложный, динамичный художественный образ. Эти возможности делают актуальным исследование

особенностей их использования при проектировании в особых условиях восприятия световой панорамы прибрежного города. При этом единая

концепция городского искусственного освещения предполагает разные

в

режимы работы световых установок: вечерний и ночной, праздничный и будничный, сезонный и т.д. В то же время, за пределами исследовательского поля в современной науке остались аспекты структурной связи города и его световой панорамы, позволяющие выявить архитектурно-ландшафтные предпосылки для разработки модели и путей корректировки световой панорамы вечернего прибрежного города. Кроме того, в процессе исследования возникла потребность систематизировать световые панорамы с целью выявления, расширения и дополнения принципов их формирования на основе композиционных особенностей пространственной структуры прибрежного города (архитектура и ландшафт).

Состояние научной разработанности проблемы. Вопросы световой архитектуры и дизайна получили развитие в работах российских и зарубежных авторов: Н.М. Гусева, В.Г. Макаревича, Н.И. Щепеткова, В.Келера и В. Лукхардта, Криста Ван Сантена, Ульрики Бранди, Кристофа Гейсмар-Бранди, Сяо Хуэйцяня, Роже Нарбони и многих других.

В решении задач исследования особенностей пространственной структуры города и ее образно-пластического выражения при дневном освещении автор опирался на труды H.H. Баранова, М.Г. Бархина, E.J1. Беляевой, А. Гильдебрандта, М.Я. Гинзбурга, А.Э. Гутнова, Ч. Дженкса, A.B. Иконникова, Я.В. Косицкого, Н.Д. Кострикина, И.Г. Лежавы, Г.П. Степанова, З.Н. Яргиной, Д.Г. Шейна и других. Модели планировочной структуры города разрабатывали Р. Парк, Э. Барджесс, Г. Хойт Ч. Харрис, Э. Ульман, Г. Блюменфельд, Р. Бюсьер. Научные изыскания в области структуры архитектурных пространств (внешних и внутренних) разрабатывали ряд зарубежных авторов: Г. Янтцен, 3. Гидион, К. Левин, М. Хайдеггер, Д. Фрайа, Р. Вентури, К. Нурберг-Шульц, П. Портогези и многие другие.

В диссертации использованы положения по теории цвета и света в науке и архитектуре И. Ньютона, И.-В.Гете, И. Иттена, Ф.-О.Рунге, A.B. Ефимова, Л.Ю. Лиманской, Л.Н. Мироновой, H.H. Степанова.

Определенную теоретическую значимость для данного исследования представляют монографии и статьи по истории развития архитектурно -планировочной структуры Владивостока: В.В. Аникеева, Е.А. Васильева, Е.А. Ерышевой, Е.А. Лапшиной, B.K. Моора, В.А. Обертаса, Н.С. Рябова и других. Для данной работы были также важны исследования американских ученых Р. Арнхейма и К. Линча по теории изобразительной и архитектурно-градостроительной формы. Кроме того, автор данной диссертации опирался на разработки, касающиеся проблематики формирования художественного светового сценического пространства, нашедшие отражение в работах B.C. Баркова, A.A. Бронникова, В.М. Виноградова, Д.Г. Исмагилова, Е.П. Древалёвой, В.М. Пейля.

Цель исследования. Создание методологической и композиционной базы формирования световой панорамы прибрежного города как образного выражения его объемно-планировочной и ландшафтной структуры.

Данная цель исследования потребовала постановки и решения следующих задач:

• выявить объемно-пространственные, планировочные и ландшафтные особенности города, которые отражены в дневной архитектурной панораме и могут служить смысловой основой формирования его световой панорамы;

• классифицировать световые панорамы прибрежных городов мира;

• разработать критерии оценки, выявить связь и закономерности композиционных особенностей световых панорам и объемно-планировочной структуры прибрежного города (типы световых панорам);

• раскрыть ландшафтные, архитектурные, светоцветовые предпосылки формирования световой панорамы Владивостока, предложить теоретическую модель создания и развития световой прибрежной панорамы города на основе его дневных панорам, объемно-пространственной структуры и специфики наружного освещения;

• предложить систему композиционных приемов и средств формирования световой панорамы прибрежного города.

Границы исследования. Определяются кругом световых панорам крупных и крупнейших прибрежных городов с развитой объемно-планировочной структурой.

Объект исследования. Световая панорама крупных и крупнейших прибрежных городов.

Предмет исследования. Принципы и методы светоцветового моделирования при формировании световой панорамы прибрежного города (на примере Владивостока).

Методы исследования. В работе применялись:

• сравнительный анализ фотоснимков светопанорам прибрежных городов мира и их классификация по выбранным критериям;

• композиционный анализ, выявляющий структурные и визуальные особенности световых прибрежных панорам;

• метод компьютерного светоцветового моделирования при авторском экспериментальном проектировании световых панорам и их фрагментов;

• статистический метод «семантического дифференциала» для определения субъективного отношения к качеству существующей световой панорамы прибрежного вечернего города по фотоснимкам и метрической шкале оценок;

• метод парных сравнений визуальных стимулов (модель Терстоуна) при выборе предложенных композиционных решений световой панорамы прибрежного вечернего города путем статистического эксперимента. Научная новизна исследования состоит в следующем:

• теоретически обоснованы положения о том, что световая панорама города является образным выражением его градостроительной структуры и важной категорией светодизайна как нового направления профессионально-творческой работы в архитектуре;

• разработаны принципы классификации световых панорам на основе выявленных образно-пространственных особенностей композиции прибрежных городов мира;

• предложены принципы, приемы и средства формирования модели световой панорамы города (на примере Владивостока).

Основные научные результаты, выносимые на защиту:

• Световая панорама прибрежного города как новая категория светодизайна и как результат организации городского освещения, выявляющего его объемно-планировочную структуру.

• Критерии оценки композиции световых панорам прибрежных городов и их особенностей.

• Принципы классификации композиционных особенностей и основные типологические признаки световых панорам прибрежных городов, определения их основных типов. Классификация светопанорам прибрежных городов.

• Принципы, приемы и средства формирования модели световой панорамы прибрежного города (на примере Владивостока). Теоретическая и практическая значимость исследования.

Результаты диссертационного исследования раскрывают специфику структурного устройства световой панорамы вечернего города как новой категории архитектуры и дизайна. Выявлены композиционно-

художественные принципы ее организации, построена теоретическая модель светопанорамы города.

Полученная теоретическая модель опробована при создании проекта световой панорамы Владивостока. Практическое значение исследования определяется возможностью использования полученных результатов при проектировании световых панорам вечерних городов и в учебных занятиях по светодизайну в вузах.

Апробация результатов исследования. По теме диссертационного исследования опубликовано 22 статьи, из которых три - в журналах, включенных в перечень ВАК при Министерстве образования и науки РФ.

Результаты исследования были доложены на международных конференциях: FESTU, Fouth International Young Scholar's Forum of the Asia-Pacific Región Countries (Vladivostok, Russia, 2001); North China University of Technology, International Symposium on Modern Applied Technology and Management (Beijing, China, 2005); ИАрхИ ЮФУ, Международная научно-практическая конференция «Архитектура и информационное общество» (г. Ростов-на-Дону, 2008 г.); ДВГТУ, V Международная научно-практическая конференция «Культура Тихоокеанского побережья» (г. Владивосток, 2010 г.); ТГУ, Всероссийская научно-техническая конференция «Приоритетные направления развития науки и технологий» (г. Тула, 2007 г.); Приморский строительный форум, Региональная конференция «Строительство. Безопасность: новые технологии и материалы» (г. Владивосток, 2009 г.); на ряде научных конференций в ДВГТУ (г. Владивосток, 2001-2009 гг.).

Научные выводы диссертации используются в лекционном курсе «Светоцветовое моделирование городской среды» на кафедре проектирования архитектурной среды и интерьера Инженерной школы Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток).

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 183 наименования, а также графических и текстовых приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Карпенко, Владимир Евгеньевич

Основные результаты и выводы работы

1. Выявлены предпосылки и основы формирования световой панорамы прибрежного города. Установлена композиционная связь объемно-планировочной структуры города (система архитектурных и ландшафтных доминант) и его световой панорамы средствами и приемами художественной выразительности искусственного освещения.

2. Предложена классификация световых панорам прибрежных городов мира, содержащая уровни их ландшафтных, архитектурных и светоцветовых признаков. Определены основные типы световых панорам: фронтально-плоскостной, фронтально-пространственный и глубинно-пространственный.

3. Предложен «композиционный» критерий оценки структуры световой прибрежной панорамы города, учитывающий особенности формирования ее статичной художественно-пространственной формы и элементов. Сформулирован «глубинно-плановый» критерий оценки световой панорамы, основанный на выявлении глубины «сценического» пространства и визуального эффекта удаления или приближения застройки, выражающий объемно-планировочную структуру города.

4. Разработана теоретическая модель световой панорамы прибрежного города как система структурных связей и закономерностей ее элементов при достижении практических и архитектурно-художественных задач ее формирования средствами композиции и искусственного освещения. Она учитывает градостроительную ситуацию, прибрежное положение и рельеф, элементы светопанорамной и объемно-планировочной композиции города (световой силуэт, световые доминанты и акценты, «активный» и «пассивный» фон, набережные и ландшафт); строится на основе базовых принципов: архитектурно-художественной оценки композиции световой панорамы («композиционный» и «глубинно-плановый»), композиционной и закономерной связи между типом световой панорамы и объемно-планировочной структурой прибрежного города, «сценического» пространства, светокомпозиционных приемов формирования световой панорамы прибрежного города.

5. Установлены предпосылки формирования световой панорамы Владивостока, которые заключаются в дневных архитектурных и колористических особенностях объемно-планировочной структуры центральной части города, выраженных в системе ландшафтных и градостроительных доминант и ансамблей. Выявлена колористическая дискретность и ограниченное композиционное взаимодействие архитектуры и природного ландшафта в дневной панораме Владивостока.

6. Раскрыто структурное несоответствие архитектурно-градостроительного и светопространственного компонентов в существующей световой панораме Владивостока, что значительно затрудняет «прочтение» ночного архитектурного пространства и ландшафта, отрицательно сказывается в визуальной эстетике города.

7. С целью выявления особенностей восприятия существующих вечерних видов Владивостока в зависимости от визуального направления и категории респондентов было проведено статистическое исследование (метод «семантического дифференциала»), результаты которого показали общее нейтрально-отрицательное эмоционально-психологическое отношение к визуальным параметрам световых панорам города. Для подтверждения связи выработанных архитектурно-художественных средств выразительности на предмет визуального эффекта глубинности в композиции световой панорамы Владивостока проведен психологический эксперимент (метод парных сравнений визуальных стимулов).

8. На основе теоретической модели световой панорамы прибрежного города предложен ряд светокомпозиционных приемов, направленных на формирование ритма расположения световых доминант и акцентов, и разработаны общие рекомендации выявления глубинности в пространстве световой панорамы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Карпенко, Владимир Евгеньевич, 2013 год

Список литературы

1. Агеев, В. Семиотика. М.: Весь мир, 2002. 256 с.

2. Азизян И.А. Искусство света в городе//В кн. «Огни Москвы». М.,

2001.

3. Альберти Л.-Б. Три книги о живописи. / В кн.: Десять книг о зодчестве, в двух томах. Том 2. М.: Академия архитектуры, 1937.

4. Аникеев В.В., Обертас В.А. Генеральные планы Владивостока. История, проблемы, решения. Монография. ДВРО РААСН. Владивосток. -Изд-во Дальнаука, 2007. 259 е., илл.

5. Антико С., Марини М. Концепция освещения центральной части города Брунек// Светотехника. 2003. №3. С. 16-19.

6. Арган Д. К. Современное искусство 1770-1970. М.: «Искусство», 1999. 756 е., ил.

7. Ареопагит Д. "О божественных именах". Пер. с древнегреч., коммент., М. Г. Ермаковой. СПб.: "Глагол", РХГИ, "Университетская книга", 1997.-LXVI, 188 с.

8. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 1. М., 1975, 550 с.

9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Арнхейм Р. Пер. с англ. М.: «Архитектура-С», 2007. 392 е.: ил.

10. Арсланов В.Г. Западное искусствознание XX века. М.: Академический проект; Традиция, 2005. 864 с.

11. Архитектура и градостроительство. Энциклопедия. М.: Стройиздат, 2001. 688 е., ил.

12. Барков B.C. Световое оформление спектакля. М.: «Искусство», 1953.200 е., ил.

13. Баранов, H.H. Силуэт города. Л.: Стройиздат, 1980. 184 с, ил.

14. Бархин, М.Г. Город. Структура и композиция. М.: Наука, 1986. 264 е., ил.

15. Батова, А.Г. Влияние света на выявление тектоники стены // Международный электронный научно-образовательный журнал AMIT. 2011. № 2 (15). 20 С. URL: http://marhi.ru/AMIT/2011/2kvartll/batova/abstract.php. Режим доступа: 06.02.2012.

16. Беляева E.JI. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. М., Стройиздат, 1977. 127 с.

17. Беркли. Сочинения. Сост. общ. ред. и вступит, статья И.С. Нарского. М., «Мысль», 1978.

18. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1995. 174 с.

19. Бронников A.A. Осветительное оборудование сцены/ A.A. Бронников. М.: Искусство, 1961. 112 с.

20. Бронников A.A. Театральные световые эффекты/ A.A. Бронников. М.: Искусство, 1962. 96 с.

21. Бурова И.И., Силинский C.B. США: Соединенные Штаты Америки Серия: Страноведение. СПб., 2002. 399 с.

22. Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина. М.: Искусство, 1984.

264 с.

23. Бэкон. Сочинения. В 2-х томах. Сост., общая ред. и вступит, статья А.Л. Субботина. М., «Мысль», 1971. Т.1. С. 590, Т. 2. С. 582.

24. Бэнэм Рейнер. Взгляд на современную архитектуру: Эпоха мастеров. Пер. с англ. / Под ред. Е.В. Асса, A.B. Бокова. М.: Стройиздат, 1980.- 172 е., ил.

25. Вентури Р. Сложность и противоречия в архитектуре // Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1972.

26. Владивосток. Памятники архитектуры. Изд. «Дальпресс», 2005. 180 е., ил.

27. Воронин Ю.А. Введение в теорию классификаций. Новосибирск,

1982.

28. Все столицы мира. Энциклопедический справочник. М.: Вече,

2004. 592 с.

29. Все столицы мира: Популярный справочник. М.: Дрофа, 2001. 304 е., ил, цв.вкл.

30. Галеев Б.М. Светомузыка: становление и сущность нового искусства. Казань: Татиздат, 1976.

31. Галюк Е. Долина гейзера // Иллюминатор. 2006. №2. С. 28-31.

32. Гармония цвета. М.: ACT, Мн.: Харвест, 2006. - 320 с.

33. Гёте И. В. Избранные сочинения по естествознанию. Пер.и коммент. И.И. Канаева. Ред. академика E.H. Павловского. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. 212 с.

34. Гибсон Д. Экологический подход к зрительному восприятию. -М.: «Прогресс», 1988.

35. Гидион, 3. Пространство, время, архитектура: пер. с нем. - М.: Стройиздат, 1984. с. 455 с.

36. Города мира. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010. 216

с.

37. Города мира: энцикл./Е. О. Чекулаева. М.: Астрель: Хранитель, 2008. 398 с.

38. Градостроительство на склонах/Под редакцией канд. архитектуры В.Р. Крогиуса. М.: Стройиздат, 1988. 327 е., илл.

39. Грегори P.JI. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. Предисловие и общая редакция А. Р. Лурия и В.П.Зинченко. Перевод с английского Е.Д.Хомской. М.: «Прогресс», 1970.

40. Грицак E.H. Флоренция и Генуя. М.: Из-во Вече, 2007. 256 с.

41. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум. М.: УМК «Психология»,

2005. 320 с.

42. Гусев Н.М., Макаревич В.Г. Световая архитектура. М., Стройиздат. 1973, 248 с.

43. Густерин П. В. Города Арабского Востока. М.: Восток-Запад, 2007. 352 с.

44. Гутнов А.Э., Глазычев B.JI. Мир архитектуры: Лицо города. М.: Мол. Гвардия, 1990. 350 [2] е., ил. (Эврика).

45. Гутнов А.Э., Лежава И.Г. Будущее города. М., Стройиздат, 1977 126 с. (Творческая трибуна архитектора).

46. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. М.: Стройиздат, 1984. 254 е., ил.

47. Дамский А.И. Электрический свет в архитектуре города. М.: Стройиздат, 1970.

48. Дасса Ф. Барокко: Архитектура между 1600 и 1750 годами / Ф.Дасса; Пер. с фр. Е. Мурашкинцевой. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2002. 160 е.: ил.

49. «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПУ» / Московский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г. Строганова. МГХПУ, 2009. - № 1. 204 с.

50. Дионисий Ареопагит. "О божественных именах". Пер. с древнегреч., коммент., М. Г. Ермаковой. СПб.: "Глагол", РХГИ, "Университетская книга", 1997. LXVI, 188 с.

51. Ерышева Е.А. Формирование архитектурной панорамы крупного приморского города (на примере г. Владивостока). Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. М.: МАРХИ, 1991. 140с.

52. Ефимов A.B. и др. Дизайн архитектурной среды: Учебн. Для вузов/Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Т. Шимко, A.B. Ефимов, Н.И. Щепетков, A.A. Гаврилина, Н.К. Кудряшов М.: Архитектура-С, 2004 504 е., ил.

53. Ефимов A.B. Колористика города. М.: Стройиздат, 1990. 272 е.:

ил.

54. Ефимов, A.B. Формообразующие действия полихромии в архитектуре. М.: Стройиздат, 1984. 168 с.

55. Золотая книга. Венеция. Все о городе и его шедеврах. Флоренция: CASA EDITRICE BONECHI, 2006. 128 с.

56. Зитте К. Художественные основы градостроительства. М.: Стройиздат, 1993. 255 е.: ил.

57. Зубов, В. П. Леонардо да Винчи и работа Витело "Перспектива", Тр. Ин-та истории естествозн. и техн. АН СССР, т. 1, М., 1954.

58. Измайлов, Ч.А. Психология цветового зрения//Московский психологический журнал, 2002. №2. с. 50-51.

59. Иконников A.B. Архитектура города. Эстетические проблемы композиции. М., Стройиздат, 1972. 214 е., ил.

60. Иконников A.B. «Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве». М.: КомКнига, 2006. 352 с.

61. Иконников A.B. и Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции. М.: Искусство, 1971. 224 с.

62. Иконников A.B. Функция, форма, образ в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986. 288 е., ил.

63. Иллюминатор. №1(15). 2005.

64. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада. 1998. 256 с.

65. Ильичев, Л.Ф. и другие. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов.Энциклопедия, 1998. 840 с.

66. Ионина H.A. 100 великих городов. Из-во: Вече. 2009. 480 с.

67. Исмагилов Д.Г., Древалева Е.П. Театральное освещение. — М.: ЗАО «ДОКА Медиа», 2005. 360 е., ил.

68. Иттен, И. Искусство цвета. М.: Изд. Д. Аронов, 2001. 96 с.

69. Камминг Р. Полная энциклопедия. Искусство. М.: ACT Астрель, 2007. 512 е.: ил.

70. Карпенко В.Е. Формирование световой панорамы прибрежного города (на примере города Владивостока) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2010. № 2. С. 104-111.

71. Карпенко В. Е. и др. Ночное освещение столицы КНР - города Пекина//Архитектура и культура: Гуманизация антропогенной среды: Материалы международной научной конференции.-Владивосток: ДВГТУ,2006, с.47-51.

72. Карпенко В.Е. и др. Искусственный свет во Владивостоке: эстетический и художественный аспекты // Вестн. Инженерной школы Дальневост. федерал. ун-та. 2010. № 2. С. 104-115. URL: http://vestnikis.dvfu.ru/cms й1е5/1таде/уе51тк_4/Кафепко,%20Т1и51у.рёГ. Режим доступа: 18.10.2010.

73. Карпенко В.Е. и др. Экология вечерней городской среды Владивостока/Приоритетные направления развития науки и технологий: доклады Всеросс. научн.-техн. конф. / под ред. чл.-корр. Российской акад. наук В.П. Мешалкина. Тула: Изд-во ТулГУ, 2007. 12-14 с.

74. Карпенко В.Е. Формирование светового ансамбля улицы Муравьева-Амурского в Хабаровске / В.Е.Карпенко, Р.Е.Тлустый // Вологдинские чтения. Науч. конф. (2002 г.; Владивосток). Строительство и архитектура: материалы конф. / Дальневост. гос. техн. ун-т; [отв. за вып. Ю.Н.Кульчин]. Владивосток: ДВГТУ, 2002. Вып. 30. - С. 75-76.

75. Карпенко В.Е. Художественный свет в городе Владивостоке/В о л огдинские чтения. Юбилейная научная конференция. Строительство и архитектура. Материалы конференции. Владивосток: Типография ДВГТУ, 2009. 160-161 с.

76. Келер В., Лукхардт В. Свет в архитектуре. Свет и цвет, как средства архитектурной выразительности. Перевод с немецкого арх. В.Г.Калиша. М.: Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1961, с. 179.

77. Кожара В. JI. Классификационная проблема. Борок, 1984 (рукопись деп. в ВИНИТИ, № 7149-84 Деп. (Ин-т биологии внутренних вод АН СССР).

78. Короев, Ю.И. Федоров, М.Б. Архитектура и особенности зрительного восприятия. М.: Гос. изд-во лит-ры по строительству и архитектуре, 1954. 137 с.

79. Косицкий Я.В. Архитектурно-планировочное развитие городов. М.: Архитектура-С, 2005. 648 е.: ил.

80. Косицкий Я.В. Композиционные основы планировочной структуры города. Москва, изд.МАРХИ, 1984. 124 с.

81. Крупнейшие города мира: проблемы экономики и управления. Сборник статей. М.: ИНИОН РАН, 1995. 174 с.

82. Лапшина Е.А. Композиция города и рельеф. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2003. 240 е., ил.

83. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Минск: Харвест. М.: ACT, 2000.

84. Лейбниц Г. В. Сочинения в 4 т. М.: Мысль, 1989.

85. Ле Корбюзье. Три формы расселения. Афинская Хартия. Перевод с французского. Москва.: Стройиздат, 1976. 136 с.

86. Лиманская Л.Ю. Теория искусства в аспекте культурно-исторического опыта: исследования по теории и методологии искусствознания. М.: Российск. гос. Гуманит. Ун-т, 2004. 223 е., ил.

87. Линч К. Образ города / Пер. с англ. В.Л. Глазычева; Сост. A.B. Иконников; Под ред. A.B. Иконникова. - М.: Стройиздат, 1982. 328 е., ил. Перевод изд.: The Image of the City / Kevin Lynch. The M. I. T. Press.

88. Лиханский Ю.И. Метафоры техномира в архитектуре XX века. Владивосток: ДВГТУ, 1998. 180 е.; ил.

89. Локк Дж. Сочинения в 3-х т. Т.1. Опыт о человеческом разумении.(Философское наследие. Т.93). М.: Мысль, 1985. 621с. С.78-582.

90. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы // Эстетика и теория искусства XX века: Хрестоматия / Сост. H.A. Хренов, A.C. Мигунов. М.: Прогресс-Традиция, 2007. С. 224-242.

91. Лотман Ю.М. Семиосфера. С.-Петербург: «Искусство-СПБ», 2000. 704 с.

92. Луизов A.B. Цвет и свет. Л.: Энергоатомиздат. Ленинградское отделение, 1989. 256 .: ил.

93. Макдоналд Ф. Гонконг. Путеводитель. М.: ACT, Астрель, 2007.

272 с.

94. Матвеев Н.П. Краткий исторический очерк г. Владивостока. Владивосток: Издательство «УССУРИ», 1990. 304 е., ил.

95. Мелодинский Д.Л. Ритм в архитектурной композиции. М.: КД Либроком, 2012. 240 с.

96. Миннарт М. Свет и цвет в природе. Пер.под редакцией Г.А.Лейкина. М., «Наука», 1961.

97. Миронова Л.Н. Цветоведение: [Учеб. пособие]. Мн. Выш. Шк., 1984. 286 е., ил., цв. вкл.

98. Моль А. и др. Искусство и ЭВМ. М.: Издательство «Мир», 1975. 560 е., ил.

99. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Издательство «Мир», 1966. 352 е., ил.

100. Moop В.К., Ерышева Е.А. Формирование архитектурно художественного облика приморских городов: Учеб. пособие. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1997. 88 с.

101. Нарбони Р. Ночной вид реки Гарона в Тулузе // Светотехника. 2006. №2. С. 19-20.

102. Нарбони Р. Праздник Света в Лионе // Светотехника. 2003. №5. С. 33-36.

103. Немиро О.В. Праздничный город. Искусство оформления

праздников. История и современность. JL: Художник РСФСР, 1987. 232 е., ил.

104. Новая Зеландия. Иллюстрированный путеводитель. М.: ACT, Астрель, 2007. 400 с.

105. Ньютон, И. Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света. М.: Гос.изд., 1954. 366 с.

106. Оболенский Н.В., Щепетков Н.И., Мигалина И.В. Архитектурное освещение. Гл. 4. Архитектурное цветоведение. Гл. 6./В учебнике «Архитектурная физика». М.: Стройиздат, 1997.

107. Основы архитектурной композиции и проектирования. Под общей ред. A.A. Тица. Киев, «Вища школа», 1976. 255 с.

108. Основы теории градостроительства: Учеб. для вузов. Спец. «Архитектура». М.: Стройиздат, 1986. 326 е., ил.

109. Очерки истории теории архитектуры Нового и Новейшего времени/под ред. доктора искусствоведения И.А. Азизян. С.-Пб.: ОАО «Издательско-полиграфическое предприятие «Искусство России»», 2009. 656 с.

110. Памятники истории и культуры Приморского края. Материалы к своду / Под общей ред. академика А.И. Крушанова. Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, 1991. 268 е., ил.

111. Пейль В.М. Свет на сцене. М.: Всерос. театр, об-во, 1966. 152 е.,

ил.

112. Перуз де Монкло, Жан-Мари. Версаль. М.: Слово, 2001. 424 е.,

ил.

113. Перцик, E.H. Города мира. География мировой урбанизации. М.: «Международные отношения», 1999. 380 с.

114. Платон. Собрание сочинений. Москва: "Мысль", 1993.

115. Плотин. Эннеады / Пер. Т.Г. Сидаша и Р.В. Светлова. СПб.: Изд-во О. Абышко, 2004.

116. Пэдхем Ч., Сондерс Дж. Восприятие света и цвета. М.: Издательство «Мир», 1978. 250 е., илл.

117. Розова С.С. Классификационная проблема в современной науке. Новосибирск: Наука, 1986. 216 с.

118. Росси М. Ломаная линия. Размышления об освещении памятников архитектуры и luxury-объектов Рима//Иллюминатор. 2006. №3. С. 40-41.

119. Рябов Н.С., Обертас В.А. К истории застройки Владивостока. Владивосток: Приморское книжное издательство, 1961. 40 е., илл.

120. Савицкий Ю.Ю. Архитектура капиталистических стран. Учеб. пособие для вузов. М., Стройиздат, 1973. 135 с.

121. Свет и звук в технологии спектакля: Сб. материалов/Под ред. В.М. Виноградова, Я.Д. Чумакова. М., 1986. 112 с.

122. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2003. 350 е., ил.

123. Степанова С.А. Динамика визуального образа города (на примере г. Хабаровска): Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. М.: МАРХИ, 2006. 122 с.

124. Степанов A.B. Объемно-пространственная композиция: Учеб. для вузов/А.В. Степанов, В.И. Мальгин, Г.И. Иванова и др. М.: Стройиздат, 1993. 256 е.: ил.

125. Страны и города. Энциклопедия. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. 576 с.

126. Сяо Хуэйцянь. Ночное освещение городов: планирование, проектирование и практика. Пекин: Изд-во строительной промышленности КНР, 1999. 483 с. ил.

127. Фалько X. Барселона. Изд-во: Эдисионес Альдеаса, 2006. 144 с.

128. Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что - плохо. М.: Видеоэкология, 2006. 512 е.: илл.

129. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2001. 719 с.

130. Фичиио М. Комментарий на пир Платона, о любви // Эстетика Ренессанса: Антология в 2 т. Т. 1, М.: «Искусство», 1981. с. 144-241.

131. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М.: Издательство «изобразительное искусство», 1996. 336 с.

132. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек-цвет-пространство. М.: Стройиздат, 1973. 116 с.

133. Хобрергер Э. Нью-Йорк. История города - New York city: а cultural and literaty companion. M.: «Эксмо», 2008. С. 416.

134. Цвет в интерьере/Н. Н. Степанов. К.: Виша шк. Головное изд-во, 1985. 184 с.

135. Цойгнер Г. Учение о цвете. М.: Стройиздат, 1971.

136. Шанда Я. Украшение города цветным светом - плюсы и минусы//Светотехника. 2002. №1. С. 4-10.

137. Шеллинг, Фридрих. Философия искусства. М., «Мысль», 1966. 496 с. 1 л. порт.; 7 илл.

138. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории. М.: ООО «СПЦ принт», 2003. 297 стр.: ил.

139. Щепетков Н.И. Искусство освещения городов Испании // Светотехника. 2001. №2. С. 43-47.

140. Щепетков Н. Плюсы и минусы. Невский проспект: впечатления и реминисценции // PROCBET. 2008. №6. С. 68-72.

141. Щепетков Н.И. Проектирование архитектурного освещения города. Учебное пособие. Москва, МАРХИ, 1986, с. 89.

142. Щепетков Н.И. Световая архитектура городских комплексов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры. М.: МАРХИ, 1974. 35 с.

143. Щепетков Н.И. Световой дизайн города: Учебное пособие. М.: Архитектура С, 2006. 317 с.: ил.

144. Щепетков Н.И. Световой план Москвы//Архитектура и строительство Москвы. 1999. №2. с. 3-8.

145. Щепетков Н.И. Формирование искусственной световой среды города. Основы новой теории. Часть 1. // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. 2002. № 9. С. 28-30.

146. Щепетков Н.И. Формирование искусственной световой среды города. Основы новой теории. Часть 2. // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. 2002. № 10. С. 24-25.

147. Щепетков Н.И. Формирование искусственной световой среды города. Основы новой теории. Часть 3. // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. 2003. № 2. С. 36-38.

148. Щепетков Н.И. Формирование искусственной световой среды города. Основы новой теории. Часть 4. // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. 2003. № 8. С. 54-56.

149. Щепетков Н.И. Формирование светоцветовой среды Москвы как новый прием повышения художественной выразительности города./В кн. «Градостроительство Москвы: 90-е годы XX века». М., 2001.

150. Янтцен Г. Структура пространства готических храмов / Пер.с нем. // История архитектуры в избранных отрывках. М., 1935.

151. Яргина З.Н. Эстетика города. М.: Стройиздат, 1991. 366 е.: ил.

152. 100 красивейших городов мира. Величайшие сокровища человечества на пяти континентах/Пер. с нем. М.: ООО «Мир книги», 2003. 208 е., с цв. ил.

153. Ag4. Media Fasades. Published and distributed worldwide by daab gmbh, 2006. 176 p.

154. Bayliss L., Lowe C., Becker K. Lighting for the European Capital of Culture 2008. A lighting strategy for the Paradise Street Development Area in Liverpool/UK // PROFESSIONAL LIGHTING DESIGN. № 52. 2006. P. 28-35.

155. Becker K. Dialogue of light. Lighting scheme for an architectural ensemble in Legnano/I // Professional Lighting Design. 2007. №58. P. 18-23.

156. Brandi U., Geissmar-Brandi Ch. Light for Cities. Lighting Design for Urban Spaces. A Handbook. Brikhäuser: Publishers for Architecture, 2007. 168 p.

157. Bright. Architectural Illumination and Light Installation. 2008 Frame Publishers, Amsterdam. 2008 dgv - Die Gestalten Verlag GmbH & Co. KG, Berlin. 352 p.

158. Christa van Santen. Light Zone City. Light planning in the Urban Context. Brikhäuser: Publishers for Architecture, 2006. 127 p.

159. Convention Proceedings. PLDC 2nd Global Lighting Design Convention, 28.-31. October, 2009 in Berlin/GE. Published by: VIA-Verlag, Joachim Ritter e.K., 2009. 248 p.

160. Descottes H. Ultimate Lighting Design. - Kempen: teNeues Publishing Group, 2006. - 528 p.

161. Frey D. Crundlegung zu einer vergleichenden Kunstwissenschaft. Wien; Innsbruck, 1949.

162. Hank Haeusler M. Media Facades. History, Technology, Content. With a Foreword by Tom Barker/Copyright 2009 avedition GmbH, Ludwigsburg, Publishers for Architecture and Design. 248 p.

163. Heidegger M. Bauen, Wohnen, Denken. Frankfurt am M., 1954.

164. Karlen M., Benya J. Lighting Design Basics. Newark, N.J.: John Wiley&Sons Inc., 2007. 192 p.

165. LD+A (Lighting Design + Application), № 5, выпуск 37.

166. LEDs Magazine. № 1, 2007.

167. Lewin К. Principles of Topological Psychology. N.Y., 1963.

168. Light Art: Targetti Light Art Collection / Ed. A. Barzel.- Milano: Skira, 2005.- 271 p.

169. Lighting Design: Principles, Implementation, Case Studies (Detail Practice)/Ulrike Brandi Licht. Basel: Brikhauser, 2006. 112 p.

170. Major M., Speirs J., Tischhauser A. Made of Light: The Art of Light and Architecture. Birkhâuser Basel, 2005. 231 p.

171. Meyers V. Designing With Light. New York: Abbeville Press, 2006.

K4 p.

172. Narboni R. Lighting the Landscape. Art Design Technologies. Brikhauser - Publishers for Architecture, 2004. 230 p.: ill.

173. Neumann D. Architecture of the Night: The Illuminated Building. Prestel Publishing, 2002. 240 pages.

174. Norberg-Schulz Ch. Architettere di P. Portoqhesi e V. Gillioti. Roma,

1982.

175. Norberg-Schulz Ch. Existence, Space and Architecture. L., 1971.

176. Osgood С. E., The nature and measurement of meaning, Psychological Bulletin, 49 (1952), 197—237. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ceмaнтичecкий_диффepeнциaл#cite_note-0 (дата обращения 21.06.2010).

177. Ozenfant & Jeanneret. La Peinture moderne. Éditions Crès, Collection de "L'Esprit Nouveau", Paris, 1925.

178. Professional Lighting Design, № 54, 2007.

179. Shane D. G. Recombinant urbanism. Conceptual Modeling in Architecture, Urban Design, and City Theory. Published in Great Britain in 2005 by Wiley-Academy, a division of John Wiley & Sons Ltd. 344 p.

180. Thadani D.A. The LANGUAGE of TOWN & CITIES A VISUAL DICTIONARY. New York: Rizzoli International Publications. Inc., 2010. 781 p.

181. Whitehead R. Residential Lighting: A Practical Guide. 2nd ed. Newark, N. J.: John Wiley and Sons, 2006. 135 p.

182. Zelinsky M. Complete Lighting Design: A Practical Design Guide for Perfect Lighting. New Haven: Quarry Book, 2006. 176 p.

183. 1000 Light. Vol.1. From 1870 to 1959. Koln: Tashen, 2005. 576 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.