Формирование ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки: На основе использования личностной ситуации в курсе "Дирижирование" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Сердюкова, Людмила Васильевна

  • Сердюкова, Людмила Васильевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 206
Сердюкова, Людмила Васильевна. Формирование ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки: На основе использования личностной ситуации в курсе "Дирижирование": дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Воронеж. 2002. 206 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Сердюкова, Людмила Васильевна

Введение

С. 3

Глава I. Теоретические основы формирования ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки

1.2 Особенности формирования ценностного отношения к музыкальному произведению (на основе использования личностной ситуации) в процессе дирижерской подготовки будущего учителя

Глава II. Опытно - экспериментальная проверка педагогических условий формирования ценностного отношения к музыкальному произведению средствами личностной ситуации у будущих учителей музыки

2.1 Диагностика сформированности ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыкиС. 71

2.2 Педагогические условия формирования ценностного отношения к музыкальному произведению у будущего учителя музыки в процессе его дирижерской подготовкиС. 98

2.3 Опытно - экспериментальная проверка педагогических условий формирования ценностного отношения к музыкальному произведению средствами личностной ситуации у будущих учителей музыки С. 131

Выводы по главе II С. 163

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки: На основе использования личностной ситуации в курсе "Дирижирование"»

Актуальность исследования

Формирование ценностных отношений в подготовке современного учителя, в частности учителя музыки, является наиболее актуальной среди проблем, стоящих перед обществом и высшей школой. Музыка как вид искусства способна приносить радость, эстетическое наслаждение, а также является способом духовного обогащения личности, так как охватывает широкий круг духовных ценностей, это - добро, красота, истина. Искусство не только раскрывает для человека всю гамму общечеловеческих ценностей, но и помогает выстраивать свою собственную систему ценностей, о чем свидетельствуют исследовательские работы Г. А. Брандт, Г. А. Быстрова, Е. В. Волковой, Л. М. Кун-чевой, В. Ш. Маслениковой, О. И. Олексюк, И. И. Пушковской, В. А. Разумного, Г. Б. Рубцовой, О. П. Рудницкой и др., рассматривающие музыкальную культуру как одно из наиболее действенных средств нравственного и эстетического воспитания. Процесс формирования ценностного отношения к музыке и, в частности к музыкальному произведению является одним из важнейших аспектов развития общей нравственно - эстетической культуры выпускников вуза (Т. Л. Берклан, Б. А. Петрова, Т. С. Ригина), между тем, в настоящее время в системе ценностных приоритетов личности искусство часто отходит на второй план, уступая место другим интересам и потребностям.

Нельзя не отметить, что ослабление престижа, приоритета духовной культуры, вследствие изменения социально- экономических и политических условий в современном обществе в обязательном порядке должно было привести ( и привело) к равнодушному, а нередко и негативному отношению учащейся молодежи к классической музыке. Такая тенденция прослеживается даже у студентов музыкально- педагогического факультета, будущих учителей музыки, не говоря уже об остальных учащихся педвуза.

Опыт практической работы показывает, что предметы дирижерско-хорового цикла и, в частности курс «Дирижирование» не раскрывает в полной мере свой воспитательный потенциал по многим причинам. Во- первых, образовательный процесс чаще всего сводится к усовершенствованию владения дирижерской техникой, изучению различных теоретических положений по проблемам музыкознания; во- вторых, занятия лишены личностного смысла, не уделяется должного внимания критериям нравственной, эстетической оценки изучаемых музыкальных произведений, ориентации на личностный опыт и развитие смысловой сферы личности студентов; в- третьих, программа не нацелена на формирование внутреннего мира студента, его ценностных представлений, идеалов.

Проблема формирования ценностных отношений учащихся не случайно заняла особое место в современной концепции содержания образования. Отмечая важность и специфический характер норм отношений к миру, М. Н. Скат-кин отмечал, что «пока такое отношение не сформировано, не усвоено, нет и воспитанности, хотя человек и обладает знаниями, умениями и творческими способностями» [183]. К. И. Абульханова - Славская напрямую связывает вопрос о качестве развития субъекта со становлением его отношений к миру.

В общении человека с искусством именно отношение имеет решающее, ключевое значение, тончайшим образом регулируя всю систему их взаимоотношения, стимулируя познавательные и творческие мотивы, превращая интерес в потребность. Ценностное отношение к произведениям музыкального искусства способствует формированию гармонично развитой, целостной и творческой личности, так как основой данного отношения являются эстетические и нравственные ценности. Вследствие этого, возникает проблема формирования ценностного отношения у будущих учителей музыки к произведениям музыкального искусства не только как фактора профессиональной компетентности, но и как важного условия развития их нравственно - эстетической сферы.

Формирование системы ценностных отношений человека происходит в течение всей его жизни, но наиболее сензитивным периодом в восприятии ценностей является студенческий возраст. Изучение трудов Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, Е. М. Никиреева, П. А. Просецкого, А. А. Реана, В. А. Сластенина, Г. С. Сухобской, Е. И. Степанова, рассматривающих студенчество как особую социально - психологическую и возрастную категорию, позволило нам обосновать целесообразность выбора данного возрастного периода человека. Исследователи отмечают, что студенческий возраст является центральным в становлении личности, так как связан с профессиональной подготовкой, в ходе которой происходит развитие мировоззрения, сознания, самосознания; студенчество характеризуется высоким образовательным уровнем, социальной активностью, что делает этот возраст наиболее сензитивным к освоению новых ценностных ориентаций.

Понятие «отношение» выступает в качестве фундаментальной категории в ряде наук: философии, эстетике, психологии, социологии, педагогике и др. Проблеме отношений, ценностей, взаимосвязи ценности и оценки посвящены работы: в философии - С. Ф. Анисимова, В. А. Василенко, А. М. Воронина, О. Г. Дробницкого, А. Г. Здравомыслова, М. С. Кагана, В. А. Малахова, О. М. Панфилова, JI. Н. Столовича, В. П. Тугаринова, Н. 3. Чавчавадзе; в психологии - Б. С. Братусь, Б. И. Додонова, Д. А. Леонтьева, А. Ф. Лазурского, В. И. Мя-сищева, С. Л. Рубинштейна; в педагогике - Е. В. Бондаревской, Н. Г. Казаки-ной, А. В. Кирьяковой, М. Б. Крылова, Н. В. Коноплиной, В. С. Лазарева, Б. Н. Неменского, В. В. Серикова, Н. Е. Щурковой и др.; в области музыкознания работы Б. Ф. Асафьева, В. В. Медушевского, В. И. Холоповой, Г. М. Цыпина, Т. В. Чередниченко и др. Проблеме формирования ценностных отношений посвящены исследования Р. Ф. Ахмадеевой, А. Н. Малюкова, Н. Б. Нестеровой, Л. А. Реут, С. В. Яковлева. Анализ литературы показал, что специального изучения вопроса формирования ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки в процессе их дирижерской подготовки в педагогических исследованиях не проводилось.

Современные тенденции развития общества и его педагогического сознания дают основания по-новому взглянуть на сложившиеся нормы и эталоны построения высшего профессионального образования, что предполагает формирование не только предметных знаний, умений и навыков, но и полноценное развитие личности. Это обуславливает необходимость переориентации профессионального образования на личностную направленность, на обращение к мо-тивационно-ценностным структурам личности будущего учителя музыки, включение его личностного опыта в структуру учебной деятельности; создание условий для развития нравственно-эстетической культуры учащегося.

В связи с этим, новая социокультурная личностно ориентированная парадигма образования позволяет иначе подойти к рассмотрению проблемы формирования ценностного отношения к музыкальному произведению как нравственно-эстетической ценности с учетом того, что эффективность профессиональной подготовки во многом определяется степенью его сформированности. Содержание предметов музыкально - исполнительского цикла и, в частности, предмета «Дирижирование» заключает в себе необходимый потенциал для формирования у студентов ценностного отношения к музыкальному произведению, однако, в современной вузовской практике его использование осуществляется спонтанно, что негативно отражается на уровне сформированности у учащихся необходимого личностного образования.

Таким образом, актуальность выбранного направления нашего исследования определяется рядом следующих противоречий:

1) между слабой сформированностью ценностного отношения к музыкальному произведению у многих выпускников педвуза и значением его (ценностного отношения) как фактора нравственно - эстетического развития личности, определяющего качественный уровень профессиональной подготовки будущего учителя музыки;

2) между значительным потенциалом курса «Дирижирование» в формировании ценностного отношения к музыкальному произведению и его узкопрофессиональной трактовкой в практике обучения будущего учителя музыки;

3) между необходимостью формирования ценностного отношения у студентов музыкально — педагогического факультета к музыкальному произведению и недостаточной разработанностью педагогических условий его формирования в курсе предмета «Дирижирование».

Таким образом, проблема исследования заключается в отсутствии научного обоснования процесса формирования у будущего учителя музыки ценностного отношения к музыкальному произведению в процессе его дирижерской подготовки.

Принимая во внимание вышеизложенное, мы определили тему исследования: « Формирование ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки (на основе использования личностной ситуации в курсе «Дирижирование»)».

Объект исследования: профессиональная подготовка учителя музыки в педагогическом вузе.

Предмет исследования: формирование ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки в процессе их дирижерской подготовки в вузе.

Цель исследования: на основе теоретического обоснования процесса формирования ценностного отношения к музыкальному произведению разработать и экспериментально проверить педагогические условия его формирования у будущих учителей музыки средствами личностно-ориентированной ситуации.

В соответствии с-целью были поставлены следующие задачи исследования:

1) уточнить сущность и структуру понятия ценностного отношения к музыкальному произведению;

2) определить критерии и выявить уровни сформированности ценностного отношения к музыкальному произведению;

3) раскрыть специфику и возможности личностной ситуации как средства формирования ценностного отношения к музыкальному произведению;

4) разработать педагогические условия формирования ценностного отношения к музыкальному произведению на индивидуальных занятиях по дирижированию средствами личностной ситуации;

5) экспериментально проверить педагогические условия формирования ценностного отношения к музыкальному произведению средствами личностной ситуации у будущих учителей музыки.

Исследование исходило из гипотезы, что формирование ценностного отношения к музыкальному произведению у студентов будет наиболее эффективным, если: ценностное отношение к музыкальному произведению является одной из ведущих целей процесса обучения дирижированию будущего учителя музыки и рассматривается как одно из важных условий их личностного и профессионального самоопределения; логика процесса формирования ценностного отношения к музыкальному произведению у будущего учителя музыки будет обусловлена востребованием таких его личностных функций как оценивание, осмысливание, рефлексия, способствующих наделению личностным смыслом ценностного содержания произведений музыкального искусства, что, в свою очередь, будет способствовать структурированию формируемого отношения; в процессе дирижерской подготовки будущих учителей музыки будут использованы педагогические условия формирования ценностного отношения к музыкальному произведению средствами личностной ситуации нравственно - эстетического характера в последовательности «этапов»: ситуация «оценивания», ситуация «осмысливания», ситуация «рефлексии». содержание этапов моделируемого процесса будет определяться уровнем сформированности у студентов ценностного отношения и ценностным потенциалом произведений музыкального искусства.

Методологическую основу исследования составили теоретические положения философии, социологии, психологии и педагогики об отношении человека к явлениям действительности и к искусству, о взаимосвязи ценности и оценки ( В. Брожик, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, Н. К. Крупская, Б. Г. Лихачев, А. Ф. Лазурский, А. С. Макаренко, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Л. Н. Столович, А. В. Толстых, В. П. Тугаринов, С. Т. Шацкий, В. Я. Ядов и др.); об основных категориях эстетики (Ю. Борев, А. И. Буров, А. Ф. Лосев, М. Ф. Овсянников и др.); механизма воздействия искусства в целом и музыки, в частности, на личность; слиянии нравственного и эстетического в психологическом аспекте ( О. А. Бодина, Г. А. Брандт, Л. С. Выготский, Е. П. Дышлевская, И. И. Карпушин, В. В. Медушевский, Л. М. Сохор, Г. С. Тарасов и др.); идеи целостного педагогического процесса (В. С. Ильин, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, Н. К. Сергеев); концепция личностно ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, Е. А. Крюкова, С. В. Кульневич, Т. В. Лаврикова, В. И. Лещинский, В. В. Сериков); аксиологический ( Е. В. Бондаревская, М. Г. Казакина, А. В. Кирьякова, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов) и деятельностный подходы ( В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, М. В. Кларин, И. Я. Лернер, М. И. Скаткин, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина и ДР-)

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

• теоретические: анализ литературы по проблемам исследования; изучение и обобщение педагогического опыта; моделирование формирующего эксперимента;

• экспериментальные: диагностирующий эксперимент, включающий в себя анкетирование, тестирование, наблюдения, беседы с учащимися и педагогами; формирующий эксперимент, апробирующий педагогические условия формирования ценностного отношения к музыкальному произведению средствами личностной ситуации; математические методы обработки результатов.

Объективность, достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования; корректной организацией опытно - экспериментальной работы; применением адекватных предмету методов исследования и обработки, полученных в ходе эксперимента данных.

Степень новизны исследования состоит в том, что впервые формирование ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки рассмотрено комплексно: с позиций личностно-ориентированного, ценностного и деятельностного подходов. Ценностное отношение к музыкальному произведению характеризуется как осознание учащимися общечеловеческой значимости и личностного смысла ценностного потенциала музыкальных произведений в контексте своего духовного и профессионального развития. В работе выявлены и обоснованы педагогические условия формирования ценностного отношения средствами личностной ситуации нравственно - эстетического характера, в последовательности ее «этапов»: «оценивания», «осмысливания», «рефлексии», соотнесенных с механизмом осознания и принятия личностного смысла ценностного потенциала музыкального произведения, а также динамикой развития формируемого личностного образования.

Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в разработку педагогических основ формирования ценностного отношения к произведениям музыкального искусства. Раскрыты специфика и значимость ценностного отношения к музыкальному произведению как одного из приоритетных личностных образований студентов педвуза. Результаты исследования могут служить теоретической основой для исследования специфики формирования ценностного отношения к произведениям музыкального искусства на различных этапах онтогенеза; для разработки научных основ использования ценностного потенциала музыкального произведения.

Практическая значимость исследования определяется разработкой диагностического инструментария по определению уровней сформированности ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки; определением средства формирования данного личностного образования в процессе дирижерской подготовки будущего учителя музыки; разработкой педагогических условий формирования ценностного отношения к музыкальному произведению средствами личностной ситуации, которые могут быть использованы в цикле предметов специальной подготовки будущего учителя музыки.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования публиковались в форме статей и тезисов; обсуждались на научно - практической конференции «Личностно ориентированный подход в процессе преподавания дирижерско - хоровых дисциплин» (Воронеж, 2001); международной научно -практической конференции «Народно - певческая культура: Региональные традиции, проблемы изучения, пути развития» (Тамбов, 2002); научно - практической конференции «Преемственность традиций классического музыкального образования молодежи - в XXI век» (Кострома, 2002); аспирантских семинарах ВГПУ.

На защиту выносятся следующие положения:

1)Ценностное отношение к музыкальному произведению - это инте-гративное личностное образование, характеризующееся наличием знаний о ценностях нравственно-эстетического характера и в области музыкознания; осознанием общечеловеческой значимости и принятием личностного смысла ценностей музыкального произведения в контексте личностного и профессионального самоопределения; это умение чувствовать, понимать, оценивать доброе и красивое в произведении музыкального искусства и испытывать потребность в общении с ним. Содержательное наполнение когнитивно - оценочного, мотивационно - ценностного и рефлексивно -смыслового компонентов ценностного отношения к музыкальному произведению обусловлено спецификой ценностного содержания произведений музыкального искусства, а также познавательными и эмоционально - мо-тивационными проявлениями учащихся педвуза.

2)Показатели критериальных оснований уровней сформированности ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки включают в себя: степень информированности в области знаний о нравственно - эстетических ценностях; степень потребности в общении с произведением музыкального искусства, наличие к нему интереса; степень развитости и взаимодействия личностных структур, их корреляции в жизнедеятельности; степень осознания и принятия ценностей музыкального произведения на уровне личностного смысла, способности ценностного целеобразования.

Уровневые проявления ценностного отношения к музыкальному произведению выступают показателями его сформированности у будущего учителя музыки.

3)Для формирования ценностного отношения у студентов к музыкальному произведению в качестве средства выбрана личностная ситуация нравственно - эстетического характера, способствующая формированию данного отношения путем актуализации таких личностных качеств как оценивание, осмысливание, рефлексия, объединяющих в себе всю личностную действенно -функциональную сферу и способствующих наделению личностным смыслом ценностного содержания произведений музыкального искусства. Функции, способствующие наделению личностным смыслом ценностного содержания музыкального произведения определяют условные «этапы» нравственно - эстетической ситуации, среди которых выделены: ситуация «оценивания», ситуация «осмысливания», ситуация «рефлексии».

4)Для формирования ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки в качестве педагогических условий его формирования использовались: диалогическое взаимодействие, обеспечение психологического комфорта на занятиях и активизация личностных структур, способствующие эффективности функционирования личностной ситуации нравственно - эстетического характера.

5)Процесс формирования у будущих учителей музыки ценностного отношения к музыкальному произведению включает в себя три этапа. В ходе этапов (когнитивно - оценочного, смыслопоискового и принятия личностного смысла) происходит последовательное формирование исследуемого личностного образования, соответственно уровням его сформированности. Логика процесса заключается в поэтапном развертывании личностной нравственно - эстетической ситуации, обеспечивающей последовательность действий оценивания, осмысливания, рефлексии, способствующих восхождению личности к принятию личностного смысла ценностного потенциала музыкального произведения. Педагогическими условиями формирования данного отношения средствами личностной нравственно - эстетической ситуации были: диалогическое взаимодействие и создание положительной атмосферы на занятиях, методы целостного анализа музыкального произведения и проблемно - творческих задач оценочно — рефлексивного, ценностно-смыслового и рефлексивно-личностного характера.

Базой исследования являлся музыкально - педагогический факультет Воронежского Государственного педагогического университета. Исследование проводилось в ходе преподавания курса «Дирижирование».

Исследование выполнялось в несколько этапов:

На первом этапе (1997 - 1999 г. г.) - изучалась философская, социологическая, психолого - педагогическая литература по теме исследования.

На втором этапе (1999 - 2001 г. г.) осуществлялась опытно - экспериментальная работа по конструированию процесса формирования ценностного отношения у студентов к музыкальному произведению на занятиях по дирижированию; выявлялись наиболее эффективные условия и средства, обеспечивающие действенность формирования данного отношения.

На третьем этапе (2001 - 2002 г. г.) анализировались и обобщались результаты исследования, осуществлялось оформление диссертационного материала.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст включает в себя 169 страниц, содержит 20 таблиц, 3 схемы, 6 приложений, литература представлена 235 наименованием.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Сердюкова, Людмила Васильевна

Выводы по II Главе

В данной главе разработана методика диагностирования ценностного отношения, с учетом результатов которой были разработаны педагогические условия формирования ценностного отношения к музыкальному произведению средствами личностной ситуации, а также строилась опытно - экспериментальная работа по формированию данного качества личности.

В качестве диагностирующих средств в ходе опытно - экспериментальной работы использовались: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, анализ творческих работ учащихся. Проанализировав в целом результаты констатирующего эксперимента, мы выявили три уровня сформированности ценностного отношения: низкий (безразличный), средний (сознательный) и высокий (личностный). Данные были получены в результате обследования 24-х учащихся музыкально - педагогического факультета ВГПУ в 1999 году. Разработанная нами методика оценки уровней сформированности исследуемого отношения была использована нами и в ходе формирующего эксперимента.

В данной главе обоснованы педагогические условия, способствующие формированию ценностного отношения средствами личностной ситуации нравственно - эстетического характера. Педагогические условия, являющиеся в свою очередь объективными условиями функционирования личностной ситуации, разработаны под углом зрения актуализации функций личности как субъекта данной ситуации. Среди условий формирования ценностного отношения предложены: 1) диалогическое взаимодействие, предполагающее субъект -субъектные отношения, сотворческое взаимодействие на основе диалогичности содержания музыкального произведения; 2) обеспечение психологического комфорта на занятиях, включающее в себя принятие, безоценочность, эмпатий-ность; 3) активизация личностных структур: целостный анализ музыкального произведения и проблемные творческие задачи оценочно - рефлексивного, ценностно-смыслового и рефлексивно - личностного характера. Результативность педагогических условий формирования ценностного отношения средствами личностной ситуации подтверждается динамикой развития данного отношения к музыкальному произведению экспериментальной группы по сравнению с контрольной.

Процесс формирования ценностного отношения к музыкальному произведению представляет собой систему взаимосвязанных между собой этапов (когнитивно - оценочного, смыслопоискового rf принятия личностного смысла), обусловленных структурой личностной нравственно - эстетической ситуации, обеспечивающей последовательность действий оценивания, осмысливания, рефлексии, способствующих восхождению учащихся к принятию личностного смысла ценностей произведений музыкального искусства.

Анализ результатов опытно - экспериментальной работы показал положительную динамику развития ценностного отношения, что доказывает эффективность разработанных нами педагогических условий формирования данного отношения средствами личностной нравственно - эстетической ситуации и высокой результативности их применения в индивидуально - исполнительском классе, в частности, в курсе «Дирижирование», способствующих более полному раскрытию и развитию личностного потенциала учащихся и обеспечивающих целостность музыкально - педагогического процесса.

165

Заключение

В заключении нам представляется целесообразным рассмотреть результаты, полученные в ходе решения основных задач исследования по теме: «Формирование ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки (на основе использования личностной ситуации в курсе «Дирижирование»).

Первой задачей нашего исследования являлось уточнение сущности и структуры понятия ценностного отношения к музыкальному произведению. Проведенный анализ научной литературы показал, что ценностное отношение -это интегративное личностное образование, характеризующееся наличием знаний в области музыкального искусства, содержательного наполнения нравственно — эстетических категорий; осознанием общечеловеческой значимости и личностного смысла ценностей музыкального произведения в контексте нравственно - эстетического и профессионального самоопределения; умением чувствовать, понимать, оценивать доброе и красивое в произведении музыкального искусства и испытывать потребность в общении с ним. Исходя из структурно -функционального анализа ценностного отношения нами были выделены три компонента исследуемого отношения:

1) когнитивно - оценочный компонент включает в свое содержание знания нравственно - эстетического характера, полученные в процессе познания музыкального произведения и их оценка. Знания и оценка музыкального произведения как феномена духовной культуры, его ценности, позволяют определить его место среди остальных смыслов личности и установить его «ценностный статус»;

2) мотивационно - ценностный компонент ценностного отношения функционирует на уровне потребностно - мотивационной сферы личности, где наиболее полно отражается мировоззрение человека. Таким образом, содержание данного компонента включает в себя наличие, а также силу и остроту потребностей: в общении с произведениями музыкального искусства, в удовлетворении нравственно - эстетических интересов. Наличие этих потребностей является стимулом для появления определенных мотивов учебной деятельности, развитию способности ценностного целеобразования, а также способствует расширению сферы нравственно - эстетических интересов.

3) третьим компонентом ценностного отношения является рефлексивно - смысловой, содержание которого включает в себя осознание и принятие личностного смысла ценностей музыкального произведения. Ценностные аспекты произведения и сам феномен музыкального произведения рассматриваются как личностный смысл, обуславливающий активность личности и регулирующий ее духовно - практическую деятельность.

Вторая задача данного исследования заключалась в определении критериев и уровней сформированности ценностного отношения к музыкальному произведению у учащихся музыкально - педагогического факультета ВГПУ. Компонентный состав рассматриваемого отношения определил выбор его критериальных оснований, выражающихся в следующих показателях: степень информированности в области знаний нравственно - эстетического характера; степень потребности в общении с произведениями музыкального искусства, наличие к нему интереса; степень развитости и взаимодействия личностных структур, их корреляции в жизнедеятельности; степень осознания и принятия ценностей музыкального произведения на уровне личностного смысла, способность ценностного целеобразования.

На основании данных критериев нами была разработана шкала уровней сформированности ценностного отношения у студентов музыкально - педагогического факультета. В зависимости от уровневых проявлений показателей данных критериев выявлены: низкий (безразличный), средний (сознательный) и высокий (личностный) уровни сформированности ценностного отношения к музыкальному произведению.

Третьей задачей нашего исследования являлось раскрытие специфики и возможностей личностно ориентированной ситуации как средства формирования ценностного отношения к музыкальному произведению. Опираясь на концепцию личностно ориентированного образования В. В. Серикова, мы взяли за основу такие качества личности как оценивание, осмысливание, рефлексия, объединяющие в себе всю действенно - функциональную сферу личности и способствующие усвоению ценностного содержания музыкального произведения на уровне смысла. Данные функции личности обуславливают следующие ситуации, выступающие в качестве средств формирования ценностного отношения к музыкальному произведению: ситуация «оценивания», проявляющаяся в критическом отношении к предлагаемым извне ценностям и нормам; ситуация «осмысливания», где происходит сопоставление прежних и новых смыслов, то есть данная ситуация направлена на стимулирование большей частью смыс-лотворческой активности учащегося; ситуация «рефлексии», проявляющаяся в становлении своего «образа - я». Следует отметить, что данные типологии ситуаций носят условный характер и являются гранями, аспектами личностной ситуации нравственно - эстетического характера, являющейся средством формирования ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки.

Четвертая задача исследования заключалась в разработке педагогических условий формирования ценностного отношения к музыкальному произведению средствами личностной ситуации на индивидуальных занятиях по дирижированию. Основаниями для разработки данных условий выступили: концепция личностно - ориентированного образования (В. В. Сериков, Е. А. Крюкова), ценностный (И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов) и деятельностный подходы к организации педагогического процесса (JL С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев). При определении педагогических условий формирования ценностного отношения к музыкальному произведению мы руководствовались принципом единства содержательного и процессуального аспектов в образовательном процессе, а также знанием объективных и субъективных условий функционирования личностной ситуации, являющейся, в нашем исследовании, средством формирования данного отношения. Исходя из этого, были разработаны следующие педагогические условия формирования ценностного отношения:

1) Организация диалогического взаимодействия, предполагающее субъект - субъектные отношения в образовательном процессе и сотворческое взаимодействие на основе диалогического содержания музыкального произведения;

2) Обеспечение психологического комфорта учащихся на занятиях, включающее в себя принятие учащегося, безоценочность, эмпатийность;

3) Активизация личностных структур: целостный анализ музыкального произведения, включающий в себя метод интонационно - исполнительского анализа, метод художественных ассоциаций и метод художественного познания; а также метод проблемных творческих задач оценочно - рефлексивного, ценностно - смыслового и рефлексивно - личностного характера. Вышеперечисленные методы подразумевают не только когнитивно - практические способы действий со стороны учащегося, но и личностный аспект действий, включающий в себя личностный план решения, изменение собственного смысла, личностную позицию учащегося, его нравственно - эстетические переживания, рефлексию.

Последняя задача нашего исследования заключалась в опытно — экспериментальной проверке эффективности педагогических условий формирования ценностного отношения к музыкальному произведению у будущих учителей музыки средствами личностной ситуации нравственно - эстетического характера. Формирующий эксперимент проводился на базе музыкально - педагогического факультета ВГПУ в курсе предмета «Дирижирование» и включал в себя три последовательных этапа, обусловленных структурой личностной нравственно - эстетической ситуации, обеспечивающей актуализацию действий оценивания, осмысливания, рефлексии на разных «этапах» данной ситуации.

1 — ый этап - когнитивно - оценочный;

2-ой этап - смыслопоисковый;

3-ий этап - принятие личностного смысла.

Формирующий этап эксперимента проводился со студентами в количестве 24 - х человек, которые были разделены на две группы (контрольную и экспериментальную) и имели равноценные количественные и практически равноценные качественные показатели к началу данного этапа опытно — экспериментальной работы, которая осуществлялась по трем основным направлениям:

1) экспериментальная проверка педагогических условий формирования ценностного отношения к музыкальному произведению средствами личностной нравственно - эстетической ситуации в курсе «Дирижирование»;

2) определение эффективности педагогических условий формирования средствами личностной нравственно - эстетической ситуации посредством выявления динамики развития данного отношения, а также профессионального и нравственно - эстетического совершенствования в контексте целостного становления будущего учителя музыки;

3) анализ, сравнение и обобщение результатов всех трех контрольных срезов (констатирующего, промежуточного и заключительного) в экспериментальной и контрольной группах, подведение итогов опытно — экспериментальной работы.

Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутые положения гипотезы и позволили убедиться в эффективности разработанных нами педагогических условий формирования ценностного отношения средствами личностной нравственно - эстетической ситуации, о чем свидетельствует динамика изменения данного отношения ЭГ по сравнению с КГ.

Данное исследование является частью разработки проблемы формирования ценностного отношения. В русле педагогического поиска предметом последующего изучения могут выступать следующие проблемы: разработка технологий формирования ценностного отношения к музыкальному произведению в индивидуально - исполнительских классах, а также проблема формирования данного качества личности на разных этапах онтогенеза.

170

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Сердюкова, Людмила Васильевна, 2002 год

1. В. Личностный смысл как педагогический фактор и его исследование в учебном процессе: Дисс. .канд. пед. наук. - Ростов-н-Д., 1989.— 173 с.

2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М., 1980.-257 с.

3. Аверьянов Л. Я. Искусство задавать вопросы. М.: Московский рабочий, 1987.-219 с.

4. Акимова А. П. О формировании у студентов университета ценностного отношения к педагогической теории// Формирование профессионально-педагогической направленности у студентов университета. Иваново: ИГУ, 1986,- С.52-57.

5. Алексеев К. И. Метафора как объект исследования в философии и психологии/Вопросы психологии. 1996. - №2. - С. 73-85.

6. Альтшулер Г. С. Найти идею. Введение в теорию изобретательных задач. -Новосибирск: Наука, 1986. 209 с.

7. Амонашвили Ш. А. Педагогика сотрудничества: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1968. 335 с.

8. Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: Просвещение, 1983.-94 с.

9. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление М.: Мысль, 1988.-255 с.

10. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.-547 с.

11. Апраксина О. А. О современных требованиях к подготовке учителя музыканта для общеобразовательной школы//Музыкально-педагогическая подготовка учителя.-М., 1973 - С.3-32.

12. Асафьев Б. П. Музыкальная форма как процесс/ Под ред. Е. М. Орловой. -Л.: Музыка, 1971.-376 с.

13. Архангельский С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. - 200 с.

14. Асташова Н. А. Роль ценностных ориентаций в развитии личностных качеств будущего учителя// Аксиологические основы современной педагогики. Липецк: ЛТГТИ, 1997,-С.190-194.

15. Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого- педагогический аспект. -М.: Педагогика, 1990.- 184 с.

16. Балакина Н. Ф. Проблема ценности и буржуазные психологические учения. Филос. науки, 1966. -№ 3. -С. 75-82.

17. Бассин Ф. В. К развитию проблемы значения и смысла//Вопросы психологии. 1973. -№6.- С. 13-23.

18. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худ литература, 1975.- 143 с.

19. Белова С. В. Функции учебного диалога в усвоении ценностно—смыслового содержания гуманитарных предметов: Дисс .канд пед.наук.-Волго-град, 1995.- 163 с.

20. Библер В. С. Мышление как творчество (введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975.-399 с.

21. Богословский В. В. Общая психология. М., 1978 - 354 с.

22. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Воронеж: НПО «Модек», 1995.-352 с.

23. Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность//Педагогика, 1999.-№3-С. 37—43.

24. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания// Педагогика 1995.-№4.-С.29-36.

25. Борев Ю. Г. Эстетика. М.: Политиздат, 1981 - 399 с.

26. Борев Ю. Эстетика. В 2-х тт. 5-е изд. допол./ Смоленск: «Русич», 1997, Т. 1 -576 е., Т. 2.-640 с.

27. Борев Ю. Г., Лармин О. В. О соотношении нравственного и эстетического воспитания-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977.-С. 196-197.

28. Братченко С. Л. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения: Автореф. дисс. .канд. пед. наук,-Л., 1987.- 19 с.

29. Брожик В. Марксистская теория оценки./ Пер. со словацкого — М.:Прогресс, 1982.-261 с.

30. Бубенко В. Г. Формирование у старшеклассников эстетического отношения к искусству//Сов. педагогика 1990.-№ 5.-С. 57-61.

31. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.-216 с.

32. Буров А. И. Эстетическая сущность искусства. М.: Искусство, 1956 — 175 с.

33. Буш Г. Я. Диалогика и творчество.-Рига: Авотс, 1985 318 с.

34. Василенко В. А. Ценность и оценка. К.: Наукова думка, 1964.-160 с.

35. Васильев И. А. и др. Эмоции и мышление/ И. А. Васильев, В. Л. Поплуж-ный, О. К. Тихомиров. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980.-192 с.

36. Вейт М. А., Вейт С. М. Методологические подходы к теории личностного отношения студента к будущей профессии учителя// Совершенствование учебно-воспитательного процесса в высшей и средней школе.- Липецк: ЛГПИ, 1996.-С.З-10.

37. Вейт М. А., Огонянц Б. Г. Непрерывное образование и совершенствование педагогического процесса в высшей школе.- Липецк: ЛГПИ, 1990.- 206 с.

38. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1990,- 172 с.

39. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976.-213.

40. Виноградова С. М. Взаимодействие литературы и музыки — JL: Знание, 1984.-213 с.

41. Вишневский Ю. Р. Ценностные ориентации в системе единой социалистической культуры/ЛДенностные ориентации социалистического образа жизни/Под ред. К. Н. Хабибулина. Л., 1976. -С. 28-36.

42. Вольск Д. Методика просвещения в области окружающей среды// Охрана окружающей среды: проблемы просвещения. -М.: Прогресс, 1983.-С. 71

43. Воронин В. П., Князев В. И. К определению психологического понятия ситуация//Актуальные вопросы организационного психологического обеспечения работы с кадрами.-М., 1989.-С. 45 48.

44. Выготский JI. С. Педагогическая психология/Под ред. В. И. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.-479 с.

45. Выготский JI. С. Психология искусства. 3-е изд. - М.: Искусство, 1986— 527 с.

46. Выжлецов Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития// Социально-политический журнал.- 1996.-№1.- С. 91-98.

47. Гальперин П. Я. Введение в психологию: Учеб. Пособие для вузов. М.: Кн. Дом «Университет», 1999. - 332 с.

48. Герасименко В. А. Личностное знание и научное творчество. Минск, 1989.-208 с.

49. Глазман М. С. Творчество как диалог// Научное творчество. М.: Наука, 1969,-С. 221-233.

50. Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев: Политиздат Украины, 1989. - 189 с.

51. Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности.-М.: Педагогика, 1986.-128 с.

52. Гоноблин Ф. Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. - 260 с.

53. Граховский С. Г. Стихотворения. М.: Просвещение, 1995,- 98 с.

54. Данильчук В. И., Сериков В. В. Повышение профессиональной направленности преподавания специальных предметов в педагогическом вузе: Учеб. Пособие. М.: МГПИ им. В. И. Ленина. - 1987. - 108 с.

55. Добрынин Н. Ф. Введение в психологию. M.-JL: Госиздат, 1929. - 340 с.

56. Додонов Б. И. Эмоции как ценность. М., 1978. - 204 с.

57. Додонов В. И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XXI- начала XX в. М.: Изд-во ИТП и МИО РАО, 1994. - 140 с.

58. Долгов К. М. Духовная культура развитого социализма. М.: Знание, 1979.-64 с.

59. Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. Проблемы ценности и марксистская философия. — М.: Политиздат, 1967.-351 с.

60. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991. - 230 с.

61. Дудченко В. В. Профессиональный долг и оценка его сформированности у студентов: Автореф. дисс. .канд. пед наук. JL, 1978. - 14 с.

62. Ерунов Б. А. Диалектический диалог в развитии гуманитарного знания.// Гуманитарное знание: сущность и функции.- M.-JL, 1991 274 с.

63. Живов В. JI. Использование проблемного обучения в процессе исполнительского анализа хоровой партитуры//Вопросы теории и практики подготовки учителя музыки общеобразовательной школы. М., 1979.-С. 47-56.

64. Жуков Ю. М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально- психологический подход к проблеме//Психологические проблемы социальной регуляции поведения/ Под ред. В. Шороховой и М. И. Бобневой—М.: Наука, 1976.-С. 254-277.

65. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990.- 166 с.

66. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1986. - 159 с.

67. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: 2 т. М., 1986. - 365 с.

68. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, ■4., 1986.-223 с.

69. Зеленцова А. В. Личностный опыт в структуре содержания образования: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Волгоград, 1996. - 21 с.

70. Зотова Н. Г. Формирование смысловой сферы личности педагога (на материале изучения дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурном вузе): Дисс. . .канд пед наук. Волгоград, 1998 - 186 с.

71. Изучение личности школьника учителем//Под ред. 3. И. Васильевой и др. -М.: Педагогика, 1991 136 с.

72. История эстетической мысли (Становление и развитие эстетики как науки). — В 6-ти т. /Редколлегия Н. Ф. Овсянников, В. В. Ванслов, К. М. Долгов и др. -М., 1968.

73. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1981. -192 с.1. V'

74. Кабалевский Д. Б. Прекрасное побуждает доброе. М.: Педагогика, 1973.-344 с.

75. Каган М. С. Философская теория ценностей. СПб, 1997. - 135 с.

76. Каган М. С. Морфология искусства. JL: Искусство, 1972.-447 с.

77. Канаев Б. И. Системный подход как фактор качественной перестройки ■^f- управления эстетического воспитания школьников: Дисс. .канд.пед.наук.1. Челябинск, 1988.- 162 с.

78. Каневская М. Е., Фирсова Л. М. Связь успешности художественного творчества с направленностью личности у детей/ Вопросы психологии. -1990.-№3 .-С. 23-26.

79. Кан -Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.- М.: Просвеще-'f ние, 1987.-190 с.

80. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.- 142 с.

81. Кирьякова А. И. Ориентация школьников на социально значимые ценности. Теория и диагностика. JI., 1991 - 84 с.

82. Кирьякова А. Н. Ориентация школьников на социально значимые ценности. Автореф. дисс. .докт. пед наук. Л., 1991.-33 с.

83. Кирьякова А. В. Ориентация личности в мире ценности. — Оренбург: Изд-воОГУ, 1996,- 188 с.

84. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игр, дискуссии. Анализ зарубежного опыта./ Межднар. ассоциация «Развивающее обучение».- Рига: Эксперимент, 1995.- 176 с.

85. Коган Л. Н. Художественная культура и художественное воспитание. -М.: Знание, 1979.-64 с.

86. Колесса Н. Ф. Основы техники дирижирования. Киев, 1981 -208 с.

87. Колышева Т. А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования: Автореф. дисс. .канд. пед. наук.-М., 1997.-21 с.

88. Коржова Е. Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения// Психологические проблемы самореализующейся личности. СПб., 1997.- С. 34-41.

89. Коростылева Л. А. Проблема самореализующейся личности в системе наук о человеке// Психологические проблемы самореализующейся личности. -СПб., 1997,-С. 23-27.

90. Котова И. Б. Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов-н-Д., 1997.- 112 с.

91. Кроче Б. Интуиция и выражение// Современная книга по эстетике. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1957-С. 159-176.

92. Крупенин А. Л., Крохина И. М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. Ростов-н-Д.: РГПУ, 1995. - 447 с.

93. Крупская Н. К. О задачах художественного воспитания// Избр. пед. произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955.-С. 259-263.

94. Крупская Н. К. Педагогические сочинения. Т.7. Главполитпросвет и искусство. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-751 с.

95. Крупник Е. П. Психологические проблемы воспитательного воздействия искусства//Вопросы психологии. 1989.-№4.-С. 102-110.

96. Крутов Н. Н. Мораль в действии. М., 1977.- С.92.

97. Крюкова Е. А. Теоретические основы проектирования и применения личностно развивающих педагогических средств: Дисс. .докт. пед наук. — Волгоград, 2000.- 286 с.

98. Крылова Н. Б. Эстетические отношения: содержание и функции. М., 1980.-247 с.

99. Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления. (Процесс и способы решения технических задач).- М.: Педагогика, 1995.— 304 с.

100. Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1967.-173 с.

101. Кузьмина О. В. О некоторых путях и методах эстетического образования старшеклассников: Автореф. дисс. .канд пед наук. Ташкент, 1967. 18 с.

102. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых М.: Просвещение, 1985.128 с.

103. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1989. - 126 с.

104. Кучерова О. Е. Педагогические условия воспитания духовных ценностей старшеклассников: Автореф. дисс. . .канд пед наук Белгород, 2000. - 21 с.

105. Кучинский Г. М. Диалог и мышление.- Минск, 1983.-190 с.

106. Лавлинский С. К. Учебный диалог и проблемы литературного образования// Литература в гуманитарных школах и классах. М., 1992 - 149 с.

107. Лазурский А. Ф. Программа исследования личности в ее отношениях к среде.-СПб., 1912.-40 с.

108. Лармин О. В. О соотношении нравственного и эстетического воспитания// Проблемы нравственного воспитания. М.: МГУ, 1977. - С. 168-200.

109. Левада Ю.П. Ценностные ориентации личности и массовая коммуникация//Материалы встречи социологов в Кяярику/Под ред. Ю. В. Вооглайд. Тарту: Тарт. университет, 1968.-С. 23-38.

110. Левина М. М. Технология профессионального педагогического образования. М.: Академия, 2001. - 272 с.

111. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции// Вопросы философии. -1996.-№4.-С. 15 25.

112. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.-304 с.

113. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., изд-во МГУ, 1971.-287 с.

114. Лернер И. Я., Краевский В. В. Теоретические основы содержания общего образования. М.: Педагогика, 1983.-256 с.

115. Лернер И. Я. Человеческий фактор и функции содержания образования// Сов. педагогика, 1987.-№ 5-С. 63-71.

116. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности.- М.: Просвещение, 1989.-264 с.

117. Лещинский В. И. Педагогическая технология личностной ориентации.-Воронеж: Изд-во им. Е. А. Болховитинова, 2000.-157 с.

118. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном: для среднего и старшего школьного возраста-М.: Детская литература, 1985 207 с.

119. Лосев А. Ф. История эстетических категорий. М.: Знание, 1996.- 243 с.

120. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.-205 с.

121. Лукин Ю. А. Художественная культура развитого социализма: Достижения, поиски, проблемы. -М.: Знание, 1983.-112 с.

122. Мадиримов Р. Взаимосвязь эстетической, нравственной культуры и их роль в формировании всесторонне развитой личности в условиях совершенствования социализма: Автореф. дисс. .канд. филос. Наук. Баку, 1986.22 с.

123. Мазель Л. А., Цуккерманн В. А. Анализ музыкального произведения./ М.: Музыка, 1967.-752 с.

124. Майзель И. Я. Наука и проблема ценностей// Проблема ценности в философии. М. -Л.: Наука, 1966.- С.62-68.

125. Макаренко А. С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. - 255 с.

126. Малиновская А. В. Интонационный анализ произведения в работе с учащимся пианистом// Проблемы развития системы музыкального образования: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. - Вып. 87.- М., 198. - С. 105-130.

127. Малюков А. Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна: Феникс, 1999. - 256 с.

128. Мальковская Т. Н. Теоретические основы исследования ценностных ори-ентаций и интересов школьников// Ценностные ориентации и интересы школьников: сборник научных трудов.- М.: Изд. АПН СССР, 1983.- С.5-19.

129. Машбиц Е. Н., Гергей Т. Роль диалога в современной деятельно-сти//Материалы Всесоюзного симпозиума по проблеме «Мышление и общение». Алма-Ата, 1973,-С. 155-157.

130. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993- 262 с.

131. Медушевский В. В. Музыковедение: проблема духовности// Сов. музыка,-1988.-№5.-С. 6-15.

132. Мненвениерадзе В. В. Марксизм и проблема ценностей//Филос. науки,1965.-№ 1.-С. 65-70.

133. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир,1966.-361 с.

134. Мясищев В. Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии// Вопросы психологии 1957 -№5.-С. 142-154.

135. Мясищев В. Н. Психология отношений: Избранные психологические труды/ Под ред. А. А. Бодалева. М.- Воронеж, 1995.-375 с.

136. Налимов В. В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, МГПИ, 1989 - 287 с.

137. Нарский И. С. Диалектическое противоречие и логика познания. М.: Наука, 1969.-241 с.

138. Найн А. Я. Проблема, волнующая всех// Сов. Педагогика. 1986.-№8.-С. 57-60.

139. Неклюдова Н. Ф., Омельченко Н. А. К вопросу об исследовании мотива-ционной сферы обучения//Психологические особенности обучающихся в технологическом вузе/Под ред. М. С. Дмитриевой. Часть II. - Новосибирск, 1973,-С. 194-197.

140. Некоторые проблемы методологии научного исследования. Часть 2/ Под ред. П. В. Попова. -М., 1968.-251 с.

141. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры.- М.: Музгиз, 1961.-320 с.

142. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека// Педагоги-ка.-1998.-№4 -С.3-8.

143. Никандров Н. Д. Ценности как основа целей воспитания// Педагогика. -1998.-ЖЗ.-С. 3-10.

144. Никитина Н. Н. Единство нравственного и эстетического воспитания в формировании профессионально ценностных ориентаций будущего учителя: Автореф. дисс. .канд пед. наук. - М., 1988.- С. 18.

145. Ольхов К. А. Теоретические основы дирижерской техники. 2-е изд. - J1.: Музыка, 1984,- 160 с.150.0сипов П. Н. Ценностные ориентации учащихся// Специалист. 1991.-№8.-С. 18-20.

146. Павлов В. А., Сергеев Н. К., Сериков В. В. К исследованию педагогических ситуаций с трудовым содержанием// Теоретико методологические основы учебно - воспитательного поцесса в школе и вузе: Сб. научн. тр./ Волгоград :ВГПИ, 1984.- 126 с.

147. Педагогика./ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др.- М.: Школа-Пресс, 1997.- 512 с.

148. Петрушин В. И. Музыкальная психология. М.: Владос, 1997. - 384 с.

149. Платонов К. К. О системе психологии. -М.: Мысль, 1972. 216 с.

150. Плахов В. Д. Социальные нормы и ценностные ориентации//Личность и общество. Ценностные ориентации личности и образ жизни/Под ред. Д. М. Тринишина. Межвузовский сб. - Вып. 4. - Калининград: КГЦ, 1970. - С. 2231.

151. Пиличяускас А. А. Познание музыки как воспитательная проблема. Пособие для учителя,- М.: МИРОС, 1992,- 40 с.

152. Позняков В. Л. Психологическое понятие отношения/Ютношения личности и вопросы воспитания/ Под ред. Н. К. Миттова. Тамбов: ТГПИ, 1973. — С. 8-13.

153. Полани М. Личностное знание. М., 1985 - 256 с.

154. Порус В. Н. Искусство и понимание: Сотворение смысла// Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания.- М.: Политиздат, 1990.- 324 с.

155. Преподавание дисциплин гуманитарного и эстетического циклов. Методические рекомендации. СПб., Специальная литература, 1999- 24 с.

156. Психология. Словарь./ Под общ. ред. А. В. Петровского.-2-е изд. испр. и доп. М.: Политиздат, 1990 - 560 с.

157. Психолого педагогические проблемы профессионального обучения. /

158. Под ред. П. Я. Гальперина. М.: МГУ, 1979.-208 с.

159. Психологический словарь/ Айрапетянц А. Г., Альтман Я. А., Анохин П. К. и др.: Редкол.: В. Н. Давыдов и др. М.: Педагогика, 1983. - 447 с.

160. Пушкин А. С. Избранные драматические произведения. Проза.- М.: Детская литература, 1984.- 213 с.

161. Ражников В. Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении// Вопросы психологии. 1988.- №1.-С. 33.

162. Ражников В. Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980.- 96 с.

163. Развитие творческой активности школьников/ Под ред. А. М. Матюшкина.-М.: Педагогика, 1991.- 155 с.

164. Расинская Е. И. Искусство как средство общения. — М.: Знание, 1985.-64 с.

165. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ./ Под общ. ред. Е. И. Исениной. М.: Издательская группа «Прогресс», «Унивес», 1994.-480 с.

166. Розин В. М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. Красноярск, 1989 - 197 с.

167. Рубинштейн С. JI. Проблемы общей психологии,- М.: Педагогика, 1976.423 с.

168. Сафронова С. Е. Воспитание эстетического вкуса старшеклассников: Авто-реф дисс. .канд пед наук.- Волгоград, 1992.-20 с.

169. Секреты фортепианного мастерства. Мысли и формулы выдающихся музыкантов/ Сост. Н. Енукидзе, В. Есаков. М.: Классика - XXI век, 1988.146 с.

170. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.- 157 с.

171. Сергеев К. К. Общая психология как точная наука. — Херсон, 1995. 238 с.

172. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. -Волгоград: Перемена, 1994- 152 с.

173. Сериков В. В. К проблеме технологического обеспечения личностного подхода в образовании// Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы м вуза. Волгоград: Перемена, 1993,-С.11-19.

174. Сериков В. В. Личностный подход как системообразующий принцип педагогических технологий// Педагогические системы в школе и вузе: Волгоград: Перемена, 1994.- С.9-11.

175. Сериков В. В. О концепции и технологии личностно ориентированного образования// Педагогические инновации в учреждениях образования: сущность, критерии, прогноз.- Волгоград: Перемена, 1995.- С.28-33.

176. Сериков В. В. Личностный подход в образовании// Будущему учителю о проблемах педагогики.- Волгоград: Перемена, 1995.- 192 с.

177. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999272 с.

178. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. Воспитание и обучение. М.: Педагогика, 1980. - 96 с.

179. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельностью- М.: Магистр, 1997.- 308 с.

180. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. Пособие для вузов. М.: Школа - Пресс, 1995. -384 с.

181. Собкин В. С., Левин В. А. Художественное образование и эстетическое воспитание//Вопросы психологии.-№ 1.-I989.-C. 24-32.

182. Сохор А. Н. Воспитательная роль музыки. 2-е изд., доп. - JL: Музыка, 1975.-64 с.

183. Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования//Вопросы психологии.- 1985.-№3. С. 32-41.

184. Столович J1. Н. Эстетическая ценность в аспекте социальной детерминации эстетического сознания// Вопросы философии.- 1982. №8. - С. 66 - 75.

185. Столович Jl. Н. Жизнь творчество - человек. Функции в структуре деятельности. - М.: Политиздат, 1985.-415 с.

186. Столович JI. Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии.- М.: Республика, 1994.- 463 с.

187. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология М.: Академия, 1999.-288 с.

188. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся.-М.: Знание, 1983.- 96 с.

189. Теоретические основы содержания общего среднего образования/ Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983.-352 с.

190. Теоретические основы процесса обучения в советской школе./ Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989. - 320 с.

191. Торшилова Е. М., Дукаревич М. 3. Художественное восприятие и структура личности// Творческий процесс и художественное восприятие Л.: Наука, 1978.-278 с.

192. Трусов В. П. Современные психологические теории личности JL, 1990.315 с.

193. Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме.— JL: Изд-во ЛГУ, 1968. — 122 с.

194. Турсунов Т. Т. Народное творчество как средство воспитания эстетической культуры учащихся среднего школьного возраста: (на материале изучения народного музыкального творчества): Автореф. дисс. .канд пед. наук. -Киев, 1984.-20 с.

195. Узнадзе Д. И. Психологическое исследование. М.: Наука, 1966. - 451 с.

196. Утенков В. М., Овсянников В. И. Ценностные ориентации студентов педагогического вуза// Педагогика 1998.-№5. - С. 70-72.

197. Утяшева Л. А. Эстетическое воспитание учащихся национальной школы средствами русской литературы: Автореф. дисс. .канд пед наук. М., 1990,- 18 с.

198. Учебный материал и учебная ситуация: Психологические аспекты/ Под ред. Г. С. Костюка, Г. А. Балла. Киев: Радяньска школа, 1986 - 143 с.

199. Философско-психологические проблемы развития образования. М.: Прогресс, 1981.-263 с.

200. Формирование учебной деятельности студентов/ Под ред В. А. Ляудис. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989 240 с.

201. Фридман Л. М., Кулагина Н. Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1991.-288 с.

202. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987.-224 с.

203. Хризман Т. П. и др. Эмоции, речь и активность мозга ребенка/ Т. П. Хриз-ман, В. П. Еремеева, Т. Д. Лоскутова. М.: Педагогика, 1991.-232 с.

204. Художественная культура: Понятия и термины/Сост. Л. Н. Дорогова. — М.: Знание, 1978. -208 с.

205. Цикина О. И., Вагинова Л. С. Развитие ценностного отношения к процессу учения у младших школьников//Совершенствование форм и методов учебно — воспитательного процесса в школе и вузе. — Петрозаводск: ILL 11И, 1996. С.20-27.

206. Цуккерман В. Н. Музыкально теоретические очерки и этюды. - М.: Всесоюзное изд-во Сов. композитор, 1970 - 558 с.

207. Чавчавадзе 3. И. Проблема ценности в философии//Вопросы психологии. -1958. №4.-С. 35-47.

208. Чагин Б. А. Проблема ценности и оценки в свете трудов К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина// Проблема ценности в философии. М - Л.: Наука, 1966 -С. 7-10.

209. Чередниченко Т. В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики: К анализу методологических парадоксов науки о музыке. М.: Музыка, 1989.-221 с.

210. Шаталов В. Ф. Точка опоры: (Об экспериментальной методике преподавания). М.: Педагогика, 1987. - 158 с.

211. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения. В 4-х т./Под ред. И. А. Каирова и др. М.: Просвещение, 1964.

212. Шеин С. А. Диалог как основа психологического общения// Вопросы психологии." 1991.- №1.- С. 44-52.

213. Шердаков В. Н. О специфике ценностного отношения//Учебник зав. кафедр общественных наук вузов г. Ленинграда. Вып.VI. Л.: ЛГУ, 1965. - С.156-168.

214. Шибутани Т. Социологическая психология.-М., 1969.-240 с.

215. Школьник Г. И. От единого мировоззрения к личностным ценностям// Педагогика. 1994.-№5.- С. 34-36.

216. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии (пер. с польского). -М.: Прогресс, 1969. 238 с.

217. Щербаков Р. Н. Ценности личности и ценности науки// Специалист. -1998.-Xq6.-C. 16-18.

218. Щуркова Н. Е. Ценностные отношения// Воспитание школьников. 1999.-ХоЗ.-С. 17-22.

219. Йотов Ц. Диалог в общении и обучении. София: Народно просвета, 1979,- 128 с.

220. Эстетика: Словарь/Под ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989447 с.

221. Ядов В. А. Социологические исследования: методология, программа, методы. -Самара: Самарский университет, 1995.-554 с.

222. Якиманская И. С. Требования к учебным программам, ориентированные на личностное развитие школьников //Вопросы психологии — 1994.- Х°2-С. 64-77.

223. Bruner J. S. The process of education. Gambridge, Massachusets, Harvard University Press, 1969.-285 p.

224. Gendlin E. T. Experiencing and the creation of meaning. N. Y., 1962. - XVIII. - 302 p.

225. Tomas L. Learning and meaning// Personal constrykt psuyhology 1977/ Ed. By Fransella F.- L. Ets., 1978.-325 p.

226. Frankl V. The will to meaning. -N. Y. 1969. X. 181 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.