Формирование ценностного отношения к здоровью человека: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Ковалевская, Алла Федоровна

  • Ковалевская, Алла Федоровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Чита
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 170
Ковалевская, Алла Федоровна. Формирование ценностного отношения к здоровью человека: социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Чита. 2007. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ковалевская, Алла Федоровна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Методологические основы исследования ценностного отношения к здоровью человека

§1.1. Категория здоровья в структуре универсальных ценностей

§ 1.2. Влияние на здоровье патогенных и саногенных факторов культуры

ГЛАВА II. Формирование ценностного отношения к здоровью человека в истории мировой культуры

§ 2.1. Некоторые особенности формирования культуры здоровья на Древнем Востоке (Древняя Индия, Древний Китай)

§ 2.2. Формирование приоритетов здоровья в античности и средние века

§ 2.3. Формирование социальных аспектов здоровья в эпоху

Возрождения и Нового времени

§ 2.4. Формирование самоценности здоровья в русской культуре

ГЛАВА III. Социально-философский анализ медицинских подходов к здоровью человека

§3.1. Социальный подход к здоровью человека

§ 3.2. Медицинские подходы к здоровью человека, их связь с социальным

§ 3.3. Социопсихосоматический подход как комплексный подход к здоровью человека

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование ценностного отношения к здоровью человека: социально-философский анализ»

Актуальность темы настоящего диссертационного исследования обусловлена TeiM, что здоровье человека приобретает еще большую важность в современных условиях глобального духовного и экологического кризиса, характеризующегося негативными тенденциями в динамике здоровья человека, поэтому возникает естественный всевозрастающий интерес к проблеме здоровья в ее общенаучном и философско-антропологическом измерениях.

Усиление социально-философского интереса к здоровью объясняется тем, что наблюдающийся кризис индивидуального и популяционного здоровья находится в несомненной связи с кризисными явлениями экологического, культурного и духовно-нравственного характера. Возникает необходимость в глубоком философском и мировоззренческом переосмыслении сложившихся ранее представлений о сущности здоровья, как важнейшей социальной и экзистенциальной ценности человеческого бытия.

Актуальность проблемы здоровья современного человека следует и из того эмпирического факта, что сейчас в структуре заболеваемости и смертности на первое место вышла патология, обусловленная нездоровым образом жизни, : прежде всего, хроническими неинфекционными заболеваниями. Основная причина таких заболеваний коренится в дезадаптации человека, в нарушении его приспособительных механизмов к усложняющейся социальной жизни, предъявляющей к индивиду постоянно возрастающие требования, а также в убыстряющемся темпе цивилизационных изменений.

Категория здоровья имеет определенные естественнонаучные основы -теории, концепции, методологические принципы объяснения и понимания. Такие основы выступают условием парадигмальности концепции здоровья, формируют исходные установки целостного, системного его исследования.

Актуальность данной проблематики обусловлена наличием в здоровье ценностного аспекта, который объединяет медицинское знание и новое мировоззрение. Еще в XIX столетии врачам была известна первичная профилактика. В настоящее время вопросы укрепления здоровья изучаются в курсе валеологии и санологии.

Анализ проблем, связанных со здоровьем человека, приобретает особую актуальность в наше время в силу «антропологического поворота» в современной философии. Хорошо известно негативное воздействие научно-технической революции на человека, которое заключается в нарушении его физического, духовного, психического развития и появлении реальной угрозы жизни человека в искусственном мире. С развитием генной инженерии появляются опасные эксперименты над человеком (клонирование).

Известно, что существуют ценности, которые сохраняют свое значение на протяжении всего существования человечества, и, следовательно, имеют абсолютное значение. К их числу относится здоровье. Тем не менее, есть много ценностей относительных, которые различны у каждого народа, у каждого человека, которые меняются в зависимости от изменения потребностей, интересов, цивилизационных вызовов, от формы господствующих в обществе отношений, от уровня цивилизованности и от других факторов.

Современная аксиология занимает высшие позиции в структуре культурной организации знания. В свою очередь, аксиологические разработки напрямую оказывают влияние на поддержание индивидуального здоровья человека. Самое главное заключается в том, что человеку дана возможность осознанно влиять на свое здоровье через установки, ценности.

Рост числа психосоматических заболеваний свидетельствует о конфликте разума, души и тела. Противоречие двух начал - материального и духовного -становится причиной тяжелых болезней. Выбор современным человеком непродуктивных антиприродных форм поведения (наркотизм, преступность, проституция) есть осознанное или неосознанное отклонение от онтогенеза.

Можно констатировать, что общемировые тенденции в динамике ценности здоровья, в целом, проявляются и в России, однако специфика ее экономического, социально-политического и духовного развития в значительной степени усугубляет негативные аспекты этой динамики.

Решение проблемы улучшения здоровья человека возможно лишь посредством изменения самого человека, его мировоззрения. Необходимо формировать здоровье человека целостно, в единстве тела, души и духа с соответствующей иерархией материальных и духовных ценностей. Негативные тенденции в динамике здоровья человека могут быть преодолены путем ориентации его на ценности жизни, здоровья, творческого долголетия.

Состояние и степень научной разработанности темы. Философские проблемы здоровья всегда занимали важное место в теоретическом знании. Русская философская мысль характеризуется безусловным приоритетом духовного над телесным. Об этом говорит вся православная литература, начиная с Феодосия Печерского и Даниила Заточника. Великие русские мыслители и писатели никогда не проповедовали потребительство. Одновременно они призывали больше внимания уделять проблемам «маленького человека», его социальному и психическому благополучию.

Среди ученых-философов России XVIII в. наиболее известны К.Ф. Вольф, С.Г. Зыбелин, П.А. Загорский, С.К. Кайсаров, Ф.К. Уден, занимавшиеся вопросами социального влияния на здоровье человека.

Философские взгляды Зыбелина проявились в материалистическом (корпускулярном) объяснении строения организма, в раскрытии влияния окружающей среды на здоровье и его детерминированности социальными условиями. Он исследовал также взаимосвязь психического и физического здоровья человека. Отечественные ученые давно подметили взаимосвязь между организмом и окружающей средой. Однако тогда не было строгих научных доказательств, подтверждающих это положение, и четких теорий, классифицирующих и идентифицирующих внешнесредовые факторы, не было концепций, объединяющих их на основе общего ведущего положения. Концепция хронических неэпидемических заболеваний с ее представлениями о факторах риска для здоровья появилась лишь в середине XX века.

Теория здоровья получила дальнейшее развитие во многом благодаря попыткам использовать для анализа законы диалектики, открытые Гегелем. Эта идея нашла практическое применение в деятельности отечественных клиницистов - С.П. Боткина, Г.А. Захарьина, А.С. Остроумова и др.

Однако в медицине диалектика здоровья - болезни привела к перекосу в сторону болезни. В дальнейшем ученые занимались преимущественно разработкой теории болезни, а вопросы здоровья разрабатывались в русле профилактической медицины.

В силу смещения фокуса исследовательского внимания в область душевных аномалий личности, в психологии и медицине образовался существенный пробел - недостаточно исследованной оказалась область здоровых и конструктивных проявлений человеческой природы. Конкретные попытки заполнить «пробел» и сформировать целостное научное представление о феномене здоровья предпринимаются на современном этапе как зарубежными, так и отечественными исследователями.

В советский период методологические вопросы здоровья неоднократно обсуждались философами. Социальная обусловленность здоровья населения четко обозначена в работах таких отечественных ученых, как В.Д. Жирнов, A.M. Изуткин, В.П. Казначеев, A.M. Корольков, В.П. Петленко, Г.И. Царегородцев. Плодотворные идеи о возможностях человеческого организма и о способах его совершенствования, изложенные И.И. Мечниковым в его «Этюдах оптимизма», нашли дальнейшее развитие в работах Г.Л. Апанасенко, А.С. Залманова, К. Ниши, Б.Н. Чумакова, Г.С. Шаталовой и др.

Научная основа взглядов на сохранение здоровья человека стала закладываться в России в 80-е годы прошлого столетия в трудах И.И. Брехмана (основоположник валеологии) и Ю.П. Лисицына (разрабатывает вопросы санологии).

В практике оздоровления населения нашей страны накоплен большой опыт укрепления здоровья личности посредством развития физкультуры и проведения систематической диспансеризации. Занимались изучением влияния физической культуры на человека: Н.Н. Визитей, В.М. Выдрин, Л.П. Матвеев, П.И. Пономарев, В.И. Столяров и др.

Наиболее значимыми для диссертационного исследования являлись философские знания о «патогенных» факторах культуры и болезнях цивилизации, психоанализе, культурном архетипе, то есть представления о социокультурной детерминации болезней. Здесь следует выделить работы Г. Маркузе, В. Райха, 3. Фрейда, Э. Фромма.

В рамках гуманистической и трансперсональной психологии усилия крупнейших ученых (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) были направлены на разработку психологических концепций здоровья.

Изучение социокультурных и социально-психологических аспектов здоровья и здравоохранения является одним из основных направлений современной западной психологии - психологии здоровья (health psychology) (Дж. Гордон, X. Вадцкин, В. Илдеркин, Б. Иване, Д. Маркс, М. Мюррей, Р. Сильвер, Дж. Хьюисон, Р. Фукс, К. Шоу, Р. Шварцер).

Наиболее адекватной точкой зрения на проблему здоровья современного человека является развиваемое в монографии Ю.Г. Волкова, B.C. Поликарпова положение о том, что природа человека есть единство и взаимодействие порядка и хаоса, что она представляет собой «космобиопсихосоциальное единство» (См.: Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. С.5). Эта концепция привлекательна тем, что представляет собою обобщение значительного числа данных естественных и гуманитарных дисциплин и дает комплексный анализ человека как социоприродного существа, интегрирующего в себе космический, биологический, психический, социальный и культурный аспекты.

В науке уделяется внимание также проблеме ценностей. Многими исследователями отмечается влияние на здоровье личности доминирующих представлений и ценностей, которые имеют социальную (интерсубъективную) природу и разделяются субъектом с другими представителями его социальной группы или культурного сообщества. Проблема ценностей в обществе достаточно глубоко разработана в философии и социологии, антропологии и психологии (Э. Дюркгейм, Дж. Дьюи, В. Келлер, К. Льюис, А. Маслоу, Г. Оллпорт, Р.Б. Пери, Т. Парсонс, П. Сорокин и др.).

Для более дифференцированного исследования социальных представлений о здоровье ученые изучают у человека мотивацию здоровья (С. Алимагно, И. Барез, И.И. Брехман, Р. Келли, Дж. Стефен, С. Фюрнез).

В отечественной и зарубежной литературе достаточно полно раскрыт вопрос о ценностных началах здорового образа жизни и ' путях его стимулирования (Ш.А. Амонашвили, Н.М. Амосов, Ю.П. Азаров, Т.Ф. Акбашев, Б.Г. Ананьев, А.Ц. Гармаев, О.А. Казанский, МЛ. Лазарев, В.Н. Мясищев, Т.Ф. Орехова, В.А. Сухомлинский, Г.П. Сикорская, З.И. Тюмасеева, В.П. Эфроимсон, а также Д. Харрисон, Л. Хэй и другие).

Нравственно-аксиологические аспекты здоровья, проблемы евгеники, трансплантологии, клонирования изучали: А.Я. Иванюшкин, И.К. Лисеев, И.Т. Фролов, Ю.В. Хен, А.Т. Шаталов, Б.Г. Юдин, а также Ф. Арьес, Э. Сгречча, В. Тамбоне.

Аксиологические и этические аспекты проблемы начала жизни в биоэтике исследовались отечественными учеными: Л.В. Коноваловой, Л.Ф. Курило, И.В. Силуяновой, Б.Г. Юдиным, а также зарубежными: Ф. Фукуямой, Ю. Хабермасом.

И тем не менее, приходится констатировать, что остается нерешенным целый ряд вопросов, имеющих существенное значение для изучения проблем, связанных со здоровьем человека. Прежде всего, недостаточно разработана философия здоровья, а именно, ее концептуальные основы, а также основные составные элементы и факторы здоровья. В научной литературе о здоровье слабо представлен духовный уровень здоровья человека, не уточнено его содержание и объем, влияние на другие компоненты. Определение здоровья - труднейший научно-философский вопрос, который рассматривался имплицитно и до сих пор не отрефлексирован.

Все сказанное указывает на то, что появилась необходимость обобщения социально-философских знаний и социальных предпосылок (картин мира, социальных представлений и т. д.), определяющих ценность здоровья.

Объект исследования: здоровье человека как социальный феномен.

Предмет исследования: социально-философские аспекты процесса формирования ценностного отношения к здоровью.

Цель исследования: на основе анализа материала о здоровье и рассмотрения основных концепций здоровья (общественного и индивидуального) выявить смысл и характер социально-философских основ здоровья и уяснить философскую сущность формирования ценностного отношения к здоровью.

Реализация этой цели предполагает решение ряда теоретических и практических задач:

1) показать место здоровья человека в структуре общечеловеческих ценностей, проанализировать концепции зарубежных психологов-гуманистов и отечественных ученых, работающих в русле ценностного подхода, составить тест-анкету для определения соматического благополучия - «ценностного отношения к здоровью»;

2) рассмотреть влияние на формирование ценностного отношения к здоровью доминирующих в обществе социокультурных установок и детерминацию здоровья человека социальными факторами, показать социальную обусловленность ценностей, раскрыть понятие здоровья человека в контексте социальных ценностей;

3) рассмотреть формирование и роль различных уровней здоровья человека в истории мировой культуры (Восток, Запад, Россия) и их влияние на формирование ценностного представления о здоровье;

4) проанализировать формирование ценностного отношения к здоровью в истории культуры и составить ценностную структуру здоровья;

5) определить роль общества в формировании здоровья человека, обозначить роль медицинских подходов к здоровью человека, в том числе физиологического и психосоматического, и показать их связь с социальным.

Теоретико-методологические основания исследования.

Базой социально-философского анализа избранной проблематики являются концептуальные исследования ведущих отечественных и зарубежных философов по социальной философии, антропологии и теории культуры, а также ученых, работающих в сфере междисциплинарных исследований, к которым относится валеология и санология.

Теория здоровья человека следует общим принципам методологии научного познания. Работа основывается на принципах детерминизма, развития, историзма.

В исследовании применяется диалектический метод постижения сущности индивидуального здоровья человека в его единстве с природой и социальным миром. Для этого в диссертации использованы методологические принципы философско-антропологического, аксиологического и общенаучного анализа. Аксиологический подход помог проанализировать нормы и ценности, характеризующие здоровье индивида и здоровье общества. В анализ феномена тела включены элементы феноменологического и экзистенциального подходов. Помимо теоретических методов в работе использован эмпирический метод анкетирования для выяснения ценностного отношения к здоровью.

Научная новизна диссертационного исследования определяется самим концептуальным подходом к изучению здоровья, основанным на исследовании ценностного отношения к нему.

В соответствии с этим, в работе получены следующие результаты, имеющие научную новизну:

• Показано, что проблема здоровья человека в современном обществе может быть решена преимущественно на основе аксиологического подхода; проанализированы современные концепции здоровья зарубежных и отечественных ученых, разработана авторская «структура ценностного отношения к здоровью», которая позволяет уточнить один из компонентов соматического благополучия - отношение к здоровому образу жизни.

• Рассмотрены негативные проявления отношения к телу как к ценности с целью уяснения механизмов формирования саморазрушительных форм поведения (наркотизм, проституция, торговля органами с целью донорства и т.д.).

• Проанализированы основные представления о здоровье и выявлены наиболее типичные парадигмы, доминирующие на Востоке, Западе и в России.

• Составлена структура ценностного отношения к здоровью в истории мировой культуры (Древний Восток, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время, русская культура). Предложена позиция по отношению к здоровью, которую необходимо сформировать в обществе и которая может обеспечить сохранение и приумножение здоровья.

• Показана необходимость изучения транскультурной психосоматики (социопсихосоматики) в русле медицинских подходов с целью выявления этнокультурных особенностей формирования здоровья (образ жизни, верования, привычки, поведение и т.д.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Самоактуализация и самотрасценденция наряду с ответственностью и терпимостью являются доминирующими факторами здоровья и полноценного развития. Структура ценностного отношения к здоровью человека включает: 1) ценность, обусловленную наличием удовольствия или счастья у индивида от ощущения здоровья, 2) ценность здоровья как средство для достижения целей, 3) ценность, основу которой составляет гармонизация биологического, духовного и социального уровней, 4) ценность от удовольствия созерцания здоровых людей, 5) ценность здоровья как результат преодоления болезни, жизненных трудностей и страданий; 6) ценность знаний врача о здоровье в его специальности.

2. Социальные представления о здоровье и структура общественных ценностей имеют определенные социально-культурные (концептуальные) эталоны здоровья («античный», «адаптационный», «антропоцентрический» и другие), они соотносятся с ценностными ориентациями личности и личностными характеристиками. Внесение некоторых ценностей капиталистического общества с установками на материальные богатства любой ценой, с неуверенностью в завтрашнем дне, безработицей привели к деградации здоровья у многих россиян. Здоровье в значительной степени детерминировано системой социальных ценностей, доминирующих в социуме, особенно смыслом жизни и верой. Негативными факторами являются пропаганда СМИ образцов саморазрушительного поведения, приводящих к наркотизму, проституции и негативному отношению к телу как ценности.

3. На Востоке преобладал духовный аспект здоровья человека, что приводило к пренебрежению соматическим здоровьем и объяснению болезней кармической судьбой. Для Запада характерен своеобразный «культ тела», который привел к «медикализации здоровья», нашедшей свое выражение в косметологической хирургии, силиконопластике, генной инженерии. В целом, для русской культуры (дворянской и крестьянской) характерна несформированность единого отношения к здоровью и наличие различных подходов (восточных и западных), отсутствие четкой позиции во взглядах на телесное (соматическое) здоровье. В советское время развитие получила концепция коллективного здоровья. В современной (постсоветской) России единый подход к здоровью находится в процессе формирования как на общественном, так и на индивидуальном уровне.

4. Ценностная структура здоровья в мировой культуре включает следующие тенденции: Древний Восток - аскетизм; античность - сочетание как аскетических, так и гедонистических побуждений; Средневековье - крайний аскетизм; Возрождение - усиление гедонистических влияний; Просвещение (XVIII в.) - умеренное проявление гедонизма; Новое время - рост гедонизма, чему способствовал индивидуализм; русская культура - крайние формы аскетизма и гедонизма. Следовательно, позицией, обеспечивающей формирование здоровья, его сохранение и преумножение, выступает разумное соотношение гедонистического и аскетического подходов, не нарушающих границу между здоровым и нездоровым образом жизни.

5. Ответственность за здоровье или болезнь несет не только сам человек, но и общество, индуцирующее социопатогенные факторы. Большое значение сегодня имеет транскультурная психосоматика (социопсихосоматика), показывающая зависимость здоровья и болезней от образа жизни и этнокультурных представлений.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическое значение диссертации состоит в том, что полученные результаты могут найти применение при разработке синтетической концепции человеческого здоровья, которая включает в себя не только осознание сегодняшней актуальности физического (телесного), психического и социального, но и этического компонентов.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в санитарно-просветительской деятельности или в валеологической практике, а также при разработке учебных курсов по социальной философии, философии культуры, психологии, курса общей валеологии, аксиологии, философской антропологии. Кроме того, составленная нами анкета-тест изучения ценностного отношения к здоровью и концепция «психологического благополучия» может использоваться в практике валеологов и психологов. Главные выводы диссертационного исследования могут послужить основой для элективного курса «Формирование ценностного отношения к здоровью в культурных парадигмах».

Апробация работы. По основным вопросам исследования опубликовано 8 статей; ряд вопросов обсуждался на семинарах кафедры философии ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского и на конференциях. Материалы исследования диссертанта представлены в докладах на городских, областных, международных научно-практических конференциях («Экологическая культура современного общества», г. Чита, 2004 г., «Проблемы формирования гуманитарной среды», г. Чита, 2005 г., «Проблема человека в современной науке и гуманистические парадигмы образования», г. Чита, 2006 г., «Художественное образование, эстетическое воспитание и культура в XXI веке», г. Чита, 2006 г., «Философский, социологический и психологический анализ молодежных проблем в регионе», Чита, 2006 г.).

Содержание диссертационной работы обсуждалось на заседании кафедры философии Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. Теоретический материал вошел составной частью в курс лекций по предмету «Основы психосоматики» для студентов, обучающихся по специальности «психология», «специальная психология», «психолог-бакалавр». Разработан курс по выбору «Системный подход в психосоматике» для студентов, обучающихся по специальности «специальная психология».

Структура диссертации обусловлена последовательностью решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 9 параграфов, заключения и библиографии. Первая глава посвящена исследованию места здоровья в структуре общечеловеческих ценностей и обоснованию детерминации здоровья саногенными и патогенными факторами культуры. Во второй главе показано формирование и роль различных уровней здоровья - телесного, духовного, социального - в истории мировой культуры (на Востоке, на Западе, в России) и их влияние на формирование ценностного отношения к здоровью. В третьей главе обозначена роль общества и медицинских подходов в формировании здоровья человека. В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Ковалевская, Алла Федоровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, здоровье - конечный, итоговый результат и интегральный эффект многих составляющих человеческой жизни. Возрастание значения той или иной составляющей в интегративном здоровье человека в различные исторические эпохи вело к изменениям в доминировании вида здоровья. Схематично эти изменения можно представить следующей «цепочкой»: «физическое» - первобытное общество; «гармония души и тела» -античность; «духовное» - средневековье; сближение «физического и духовного» - Новое время; интеграция «физического, духовного и социального» - современность.

Обращение к истории изучения объекта исследования позволило сделать несколько выводов, которые нельзя не учитывать в построении концептуально-методологических основ исследования здоровья.

В результате проведенного исследования иерархии ценностей в различных культурах мы пришли к выводу, что в учениях древневосточных философов здоровье рассматривалось как средство достижения гармонии с Природой, а ресурсы здоровья использовались в утилитаристских целях. Восточные учения считают неразумным создавать культы вокруг методов лечения. Они находят, что если культы необходимы, то лучше создавать их вокруг здоровья как центра, избегая самих болезней. В античный период мы выявили различные цели для достижения здоровья. Стремление античных философов к гармонии души и тела привело к культу здорового и красивого тела, то есть в эпоху античности ценность здоровья выросла. В средневековье физическое (телесное) здоровье занимает невысокий статус, оно -необходимое средство, чтобы служить Богу, - наблюдалось обесценивание телесного здоровья. В эпоху Возрождения, Нового и новейшего времен происходит отделение медицины, которая оформляется в специальный вид деятельности и занимается решением проблемы «здоровье-болезнь», в то же время позиция «здоровья-нездоровья» концентрируется в наибольшей степени в пространстве спорта. С эпохи Просвещения постулируется ценностный смысл здоровья. То есть в этот период времени ценность здоровья растет, ресурсы его используются на достижение различных целей (карьерный рост, творчество, любовь, секс, спорт и т.д.).

Здоровье как ценность имело важный статус и в русском обществе на уровне индивида. Известно, что в обыденной жизни крестьян получение травм или развитие болезни было катастрофой, то есть здоровье было ценностью. Особенность ценностного отношения к здоровью в русской культурной традиции обусловлена тем, что длительное время сохранялось общинное сознание (что частично присутствует и сейчас).

С развитием государственной бесплатной медицины в советский период, в которой хорошо работало профилактическое направление, ценность общественного здоровья возросла. Ресурсы общественного здоровья служили государственным целям: «защита отечества», «достижения в спорте» и прочее. То есть, для феномена национального здоровья имеют значение социальные связи, так как здоровье в этом случае находится частично вне человека, зависит от социальной среды.

Предложенная нами структура ценностного отношения к здоровью человека позволяет уточнить такой аспект соматического здоровья, как отношение индивида к здоровому образу жизни. Кроме того, мы считаем, что ценностный аспект здоровья должен иметь непосредственную связь с поведенческим стереотипом, который мы планируем изучать в будущем, используя составленный нами тест. Так, например, «здоровье как способ достижения целей» может привести индивида к эксплуатации своего здоровья; а «здоровье как способ достичь благополучия» способствует бережному отношению к своему здоровью и здоровью близких людей (забота о полноценном питании, здоровом сне и т.д.).

Пилотное» анкетирование подтвердило нашу гипотезу о наличии в русском сознании феномена «богатырства» (ценность здоровья у большинства наших респондентов была приобретена в процессе преодоления трудностей, препятствий, болезней). Тем самым, была выявлена склонность перенапрягать ресурсы здоровья в случае необходимости.

Авторская структура «ценностного отношения к здоровью» позволяет выявить жизненную позицию (гедонистическую, аскетическую или гедонистическо-аскетическую) у человека. На наш взгляд идеальной является позиция умеренного гедонизма, которая формируется в процессе всего онтогенеза (влияние внутриутробного развития, конституции человека, образа жизни, а также интериоризованной им системой универсальных ценностей).

Усвоенные в ходе социализации такие социальные ценности, как смысл жизни, вера, ценности коллективизма или индивидуализма, альтруизм или эгоизм, оказывают большое влияние на здоровье человека.

Схематично анализ аскетических и гедонистических тенденций можно представить так: Древний Восток - крайний аскетизм; античность -стремление к равновесию аскетическо-гедонистических побуждений; средние века - крайние формы аскетизма; эпоха Возрождения - рост гедонизма; XVIII в. - «просвещение обывателей», умерившее проявления гедонизма в обществе; Новое время - индивидуализм, способствовавший расцвету гедонизма. В России же рождались, имели своих последователей довольно разнообразные этические идеи. В коммунистической идеологии идеал всесторонней развитой личности-строителя коммунизма. Позицией, обеспечивающей формирование здоровья, сохранение и преумножение, является разумное соотношение гедонистического и аскетического подходов, не нарушающих границу между здоровым и нездоровым образом жизни.

Проблема здоровья человека должна решаться в русле комплексного, системного подхода. Социально-философский анализ здоровья позволяет выяснить место здоровья в жизни общества и человека, выявить диалектику естественной и социальной его сторон, проанализировать место здоровья в структуре ценностей и основные условия его формирования, сохранения и укрепления.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ковалевская, Алла Федоровна, 2007 год

1. Абрамова, Н.А. Концепция «нэй шэн вай ван» в китайской культуре: традиции и современность / Н.А. Абрамова // Вестник ЧитГТУ: Выпуск 17.- Чита: ЧитГТУ, 2001. С. 94-101.

2. Блаженный, А. Исповедь / А. Блаженный. М., 1991.

3. Авдеев, Д.А. В помощь страждующей душе. Опыт врачебного душепопечения / Д.А. Авдеев. М.: «Русский хронографъ», 2000. - 368 с.

4. Акчурин, Б.Г. Человеческая телесность и социальные аспекты ее идентификации: автореф. дис. д-ра. филос. наук: 09.00.11/ А.Б. Акчурин.- Уфа: Башкирский гос. ун-т, 2004- 45 с.

5. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М.Амосов. М.: Физкультура и сорт, 1987.- 186 с.

6. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. СПб.: Питер, 2001.-288 с.

7. Анисимов, С.Ф. Введение в аксиологию / С.Ф. Анисимов. М.: Современные тетради, 2001. - 128 с.

8. Аристотель Этика / Аристотель. М.: ACT, 2004. - 492 с.

9. Баевский, P.M. Диагноз донозологический / P.M. Баевский, В.П. Казначеев // БМЭ. М., 1978. - Т. 7 - С. 252 - 255.

10. Барсова, А. Как прожить свою, а не чужую жизнь, или типология личности / А.Барсова. М, 2001 - 317 с.

11. Бауман, 3. Индивидуализированное общество: Пер. с англ. / 3. Бауман; общ. ред. В.Л. Иноземцева. М., 2002. - 324 с.

12. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. - 424 с.

13. Беляев, Е.Н. Роль санэпидслужбы в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия Российской Федерации / Е.Н. Беляев. -Пермь: Книга, 1996.-С. 107.

14. Бехтерев, В.М. Психика и жизнь / В.М. Бехтерев / Избранные труды по психологии личности: в 2 т. СПб., 1999. - Т.2. - 255 с.

15. Бине, А. Измерение умственных способностей: Пер. с франц. / А. Бине. -Спб.: Союз, 1998.-431 с.

16. Бодалев, А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А.А. Бодалев. М.: Флинта: Наука, 1998. - 168 с.

17. Большая медицинская энциклопедия: в 30-ти томах / Б.В. Петровский. -М.: Советская энциклопедия, 1978. Т.8. - 528 с.

18. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / С.Ю. Солодовников. Мн: МФЦП, 2002. -1008 с.

19. Борзенко, И.М. Человечность человека: Основы современного гуманизма: учебное пособие для вузов / И.М. Борзенко, В.А. Кувакин, А.А. Кудишина. -М.: Рос. Гуманит. О-во, 2005. 390 с.

20. Браун, Дж.В. Тендерные различия в здоровье / Дж.В .Браун, J1.B. Панова, H.JI. Русинова // Социологические исследования. 2007. - № 6. -С. 114-122.

21. Бройтигам, В. Психосоматическая медицина: Пер. с нем. / В. Бройтигам, Н. Кристиан, М. Рад. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. - 376 с.

22. Брысина, Т.Н. Уникальность человека и проблема одиночества / Т.Н. Брысина // Человек в контексте выбора путей цивилизационного развития. Ульяновск: Изд-во Ульян, гос.тех. ун-та, 1998.

23. Брэхман, И.И. Валеология наука о здоровье / И.И. Брэхман. - М.: Дрофа, 1990.- 127 с.

24. Быховская, И.М. "Homo somatikos": аксиология человеческого тела / И.М. Быховская. -М., 2000. С. 41.

25. Быховская, И.М. Человек телесный в социокультурном и пространственном измерении / И.М. Быховская. М.: ФОН, 1977. - 209 с.

26. Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учеб. Пособие / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. -М.; Издательский центр «Академия», 2001. 235 с.

27. Венедиктов, Н.Д. Общественное здоровье: пути оценки и прогнозирования / Н.Д. Венедиктов // Общественные науки и здравоохранение.-М.: Наука, 1987.

28. Вернан, Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли / Ж. П. Вернан. -М., 1988.-234 с.

29. Волков, Ю.Г. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты / Ю.Г. Волков, B.C. Поликарпов. Ростов-на-Дону, 1994.-288 с.

30. Воронина, О.А. Оппозиция духа и материи: тендерный аспект / О.А. Воронина // Вопросы философии. 2007. - N 2. - С. 56-66.

31. Выготский J1.C. Психология развития человека / JI.C. Выготский. М., 2005.- 1134 с.

32. Григорьева, Т.П. Философия красоты / Т.П. Григорьева // Вопросы философии. 2007. - N1. - С. 61-74.

33. Гроф, С. Холотропное сознание / С. Гроф. М., 1996. - 267 с.

34. Губачев, Ю.М. Психосоциальные проблемы семейной медицины / Ю.М. Губачев, В.В. Макиенко СПб., 1998.

35. Гундаров, И.А. Духовное неблагополучие как причина демографической катастрофы: почему умирают в России, как нам выжить? / И.А. Гундаров. Медиа Сфера, 1995.- 100 с.

36. Гуревич, П.С. Социальная мифология / П.С. Гуревич. М.: Мысль, 1983.- 175 с.

37. Давыдов, Ю.Н. Культура природа - традиция / Ю.Н. Давыдов // Традиция в истории культуры: сб. - М.: Наука, 1978. - С. 41-60.

38. Давыдовский, И.В. Проблема причинности в медицине (этиологии) / И.В. Давыдовский-М.: Медгиз, 1962. 176 с.

39. Далькс, Р. Болезнь как путь / Р. Далькс, Т. Детлефсон. СПб.: ИД «Весть», 2003.-315 с.

40. Дегтярев, Е.А. Управление современной школой. Выпуск VIII. Педагогика здоровья: учеб. метод, пособие / Е.А. Дегтярев, Ю.Н. Синицын. - Ростов н/ Д: Изд-во «Учитель», 2005. - 224 с.

41. Демин, А.К. Общественное здоровье России и глобализация / А.К. Демин // Здоровье человека: социогуманитарные и медико-биологические аспекты: сб. М.: Институт человека РАН, 2003. - 288 с.

42. Дильман, В.М. Большие биологические часы (введение в интегральную медицину) / В.М. Дильман -Москва: Знание, 1982.- 208 с.

43. Дильман, В.М. Почему наступает смерть (биологические очерки) / В.М. Дильман. -JL: Медицина, 1979. 157 с.

44. Дичев, Т. Проблема адаптации и здоровье человека / Т. Дичев, К. Тарасов. -М.: Медицина, 1976. 184 с.

45. Дюркгейм, Э. Самоубийство: социологический этюд / Э. Дюркгейм. -М.: Мысль, 1994.

46. Дюркгейм, Э. Социология / Э. Дюркгейм. М.: Канон, 1995.

47. Екатериновский, П. Указание пути к спасению. § 2. Диэтетика об охранении внешних чувств / П. Екатериновский. Изд-во Сретенского монастыря, 2001.

48. Засухина, В.Н. Социальная ценность целомудрия в контексте биоэтики / В.Н. Засухина // Трасграничье в изменяющемся мире: Россия Китай -Монголия» (18-20 октября 2006 г.) / Забайкл. Гос. гумм. - пед. ун-т. -Чита, 2006.-С. 41-47.

49. Здоровье человека: социогуманитарные и медико-биологические аспекты. -М.: Институт человека РАН, 2003. 288 с.

50. Ибн-Сина, А.А. Канон врачебной науки / А.А. Ибн-Сина. Ташкент: ФАН, 1981.-550 с.

51. Ильичева, И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней): учеб. Пособие / И.М. Ильичева М., 2003.-200 с.

52. Каган, М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. Спб.: Петрополис, 1997.-205 с.

53. Казначеев, В.П. Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения / В.П. Казначеев, Е.А. Спирин; отв. ред. J1.M. Непомнящих. Новосибирск, 1991. - 304 с.

54. Казначеев, В.П. Некоторые проблемы хронических заболеваний / В.П. Казначеев // Вестник АМН СССР. 1975 - N10. - С. 6-16.

55. Казначеев, В.П. Очерки теории и практики экологии человека / В.П. Казначеев. М., 1989.

56. Калью, П.И. Сущностная характеристика понятия здоровья и некоторые вопросы перестройки здравоохранения / П.И. Калью. М: МЗ СССР, 1988. -67 с.

57. Камю, А. Бунтующий человек: Пер. с фр. / А.Камю. М.: Терра, 1990. -414 с.

58. Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Кант // Соч.: в 6 т. М.: Мысль, 1965 - Т.6. -. С. 349-583.

59. Кант, И. Основы метафизики нравственности / И. Кант. М.: Мысль, 1999.-1470 с.

60. Капица, П.Л. Эксперимент. Теория. Практика: ст. выступ. / П.Л. Капица. 3-е изд.; ред. А.С. Боровик-Романов, П.Е. Рубинин. - М.: Наука, 1987. -493 с.

61. Киселев, Г.С. Смыслы и ценности нового века / Г.С. Киселев // Вопросы философии. 2006. - №4. - С. 3-17.

62. Климович, Л.Н. Нравственный идеал как условие духовного здоровья нации / Л.Н. Климович // Действующая структура. Проблемы формирования гуманитарной среды. Чита, 2005. - Вып. 2. - Ч. 1. - С. 7985.

63. Климович, J1.H. Человек в самоорганизующемся мире / JI.H. Климович. -Чита, 2000-143 с.

64. Кобылянский, В.А. Философия антрпоэкологии: исходные идеи, понятия, проблемы: учеб. Пособие / В.А. Кобылянский. Новосибирск, 2003.-95 с.

65. Ковалевская, А.Ф. К вопросу о влиянии социальных ценностей на здоровье человека / А.Ф. Ковалевская // Молодая наука Забайкалья: аспирантский сб. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2005. - Часть 1. С. 91 - 96.

66. Ковалевская, А.Ф. Формирование ценностного отношения к здоровью человека / А.Ф.Ковалевская // Проблемы современной экономики: Евразийский Международный научно-аналитический журнал. Санкт -Петербург, 2007 N 1 (21). - С. 446-449.

67. Коган, В.Е. Внутренняя картина здоровья термин или концепция / В.Е. Коган // Вопросы психологии. - 1993- N1. - С. 86-88.

68. Колесникова, Т.П. Мир человеческих проблем: психологическая концепция здоровья / Т.П. Колесникова. М., 2003. - 204 с.

69. Колосов, В.В. Мир человека в слове Древней Руси / В.В. Колосов. Л., 1986.

70. Конфуций Беседы и суждения / Конфуций. М., 2006. - 350 с.

71. Краснова, О.В. Условия и качество жизни в пожилом возрасте / О.В. Краснова // Психология зрелости и старения. 2001. - N 4 (16).

72. Краткий философский словарь / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. М.: Слово: ЭКСМО, 2004. - 479 с.

73. Кулаков, С.А. Основы психосоматики / С.А. Кулаков. СПб., Речь, 2003.

74. Куракина, Л.М. Роль религии в социализации молодежи // Социология, 2007.-№2.-С. 207-214.

75. Ламетри Ж.О. Сочинения / Ж.О. Ламетри. М.: Мысль, 1983.

76. Ларионова, И.С. Здоровье как социальная ценность: дис. д-ра филос. наук: 09.00.11/ Ларионова Ирина Сергеевна. М., 2004. - 265 с.

77. Лесгафт, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Лесгафт. -М., 1988.-143 с.

78. Лига, М.Б. Качество жизни как основа социальной безопасности: монография / М.Б. Лига; под ред. М.В. Константинова. М.: Гардарики, 2006.-223 с.

79. Лисицин, Ю.П. Детерминационная теория медицины: Доктрина адаптивного реагирования / Ю.П. Лисицин, В.П. Петленко. СПб: Гиппократ, 1992.-388 с.

80. Лисицин, Ю.П. Теории медицины XX века / Ю.П. Лисицын. М.: Медицина, 1999.-170 с.

81. Лисицын, Ю.П. Психологическая медицина / Ю.П. Лисицын. М.: Медицина, 2004.-148 с.

82. Лихачев, Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д.С. Лихачев. М., 1998.

83. Лободин, В.Т. Здоровье и духовность / В.Т. Лободин. СПб.: ИК «Комплект», 1995. - 231 с.

84. Лосев, А.Ф. Дерзание духа / А.Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1998. - 366 с.

85. Лоскутова, Э.А. Психо-соматическое здоровье человека в позднем онтогенезе и его сохранение: дис.канд. психол. наук: 19.00.01 / Лоскутова Элеонора Анатольевна. Казань, 2003. - 289 с. - Библиогр.: с. 162-172.

86. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра / И.О. Лосский. М.: Политиздат, 1991.-367 с.

87. Лурия, А.Р. Природа человеческих конфликтов: объективное изучение дезорганизации поведения человека / А.Р. Лурия: под общ. ред. В.И. Белопольского. М.: Когито-Центр, 2002. - 526 с.

88. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. М.: «REFI - book», 1994.-368 с.

89. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. / А. Маслоу СПб, 1997. - 430 с.

90. Маслоу, А. Психология бытия: Пер. с англ. М.: «Рефе-Бук», К.: Ваклер 1997.-304 с.

91. Мачинская, Н.А. Социальный потенциал детства и детского здоровья: дис. канд. филос. наук: 90.00.11 / Мачинская Нина Александровна. -Саранск, 2005.

92. Меерсон, Ф.З. Адаптационная медицина: Концепция долговременной адаптации / Ф.З. Меерсон. М.: Дело, 1993. - 138 с.

93. Менегетти, А. Психосоматика: Пер. с ит. / А. Менегетти. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2005. - 360 с.

94. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура / Р.К. Мертон // Социс. 1992. - N2. - С. 199-120.

95. Общество и здоровье человека / под ред. Г.И. Царегородцева. М: Медицина, 1973.-372 с.

96. Основные психологические теории в психоанализе. Минск, 2006. -397 с.

97. Палычева, А. Спортсменов испытывает сатана? / А. Палычева //АиФ. -2007.- 16авг.

98. Парсонс, Т. Функциональная теория изменения / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1994.

99. Парцерняк, С.А. Психосоматика / С.А. Парцерняк. СПб.: А.В.К., 2002.-384 с.

100. Пезешкиан, Н. Психосоматика и позитивная психотерапия / Н. Пезешкиан. М., 1996.-464 с.

101. Переломить критическую ситуацию в демографии // Советская Россия, -август 2007. -№ 118.

102. Петленко, В.П. Проблема человека в теории медицины / В.П. Петленко, В.Ф. Сержантов. Киев: Здоровье, 1984. - 200 с.

103. Петрушин, В.И. Валеолгия: учеб. Пособие / В.И. Петрушин, Н.В. Петрушина М.: Гардарики, 2003. - 432 с.

104. Платон Филео, Государство, Тимотей, Критий / Платон. М., Мысль, 1999.-654 с.

105. Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М.: Юристь., 1995. - 623 с.

106. Психология зависимости / сост. К.В. Сельчак. Минск, 2005. - 590 с.

107. Психология здоровья: учеб. для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. -СПб.: Питер, 2003.

108. Психология личности в трудах зарубежных психологов / сост., общ. ред. А.А. Реана. СПб.: Питер, 2000. - 230 с.

109. Позднякова, М. Роды в моду / М. Позднякова // АиФ. - 2007. - 16 авг.

110. Роджерс, К. Взгляд на психиатрию, становление человека / К. Роджерс. -М., 1994.

111. Романовский, Н.В. Тело человека новые горизонты его познания / Н.В. Романовский // Социологические исследования. - 2006. - № 4. - С. 1625.

112. Рыбаковский, J1. Роды в моду / J1. Рыбаковский //АиФ. - 2007. - № 33.

113. Садовников, Д.Н. Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач / Д.Н. Садовников. М., 1995.

114. Салтыков-Щедрин, М.Е. За рубежом / М.Е. Салтыков-Щедрин // Избранные произведения. -М.: Московский рабочий, 1957. 872 с.

115. Сандомирский, М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство / М.Е. Сандомирский М.: «Класс», 2005. - 592 с.

116. Сгречча, Э. Биоэтика: учеб.: Пер. с ит. / Э. Сгречча, В. Тамбоне. -Библейско-Богословский институт Св. Апостола Андрея, 2001.- 413 с.

117. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме : Пер. с англ / Г. Селье. М.: Медгиз, 1960.

118. Семенов B.C. Ценностные ориентации современной молодежи / B.C. Семенов // Вопросы философии. 2007. - № 4 - С. 37-43.

119. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания / П. Сидоров // Медицинская газета. 2005. - № 43.

120. Сиерис, Д. О различных подходах к понятию «здоровье» / Д. Сиерис, В. Гавидия // Школа здоровья. 1998. - №1. - С. 7-16.

121. Смертин, П. Этика национального капитализма / П. Смертин. 2007. -(http://www.ir.spb.ru/smert-264.htm).

122. Смирнова, Т.В. О профессиональных деструкциях в пожилом возрасте / Т.В. Смирнова // Социологические исследования. 2007. - № 5. - С. 21 -28.

123. Смулевич, Б .Я. Народное здоровье и социология / Б .Я. Смулевич. М.: Мысль, 1965.-232 с.

124. Сорокин, П. Человек, цивилизация, общество: Пер с англ. / П. Сорокин М.: Политиздат, 1992. - 530 с.

125. Степин, B.C. Мировоззренческие универсалии как основание культуры / B.C. Степин // Универсалии восточных культур. М.: Изд-во «Восточная литература» РАН, 2001. - С. 14-41.

126. Степин, B.C. Философия науки и техники / B.C. Степин, М.А. Розов, В.Г. Горохов. М.: Наука, 2002. - 300 с.

127. Субботина, Н.Д. Проблема соотношения естественного и социального в обществе и в человеке: дис. .д-ра филос. наук: 09.00.11 / Субботина Надежда Дмитриевна. Улан-Удэ, 2002. - 397 с.

128. Субботина, Н.Д. Социальное в естественном. Естественное в социальном / Н.Д. Субботина. М.: Прометей, 2001. - 193 с.

129. Тапилина, B.C. Сколько пьет Россия? Объем, динамика и дифференциация потребления алкоголя / B.C. Тапилина // Социологические исследования. 2006. - № 2. - С. 85-93.

130. Тело в русской культуре / Г. Кабакова и Ф. Конт: сб. Статей. М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 400 с.

131. Тихонов, А.А. Обладает ли запасом прочности уровень жизни россиян / А.А. Тихонов // Социологические исследования. 2007. - № 1 - С. 81-89.

132. Топорина, Н.А. Генетика человека / Н.А. Топорина, И.С. Стволинская. -М., 2001.

133. Торохова, Е.И.: Валеология: Словарь / Е.И. Торохова. М.: Флинта: Наука, 1999.-248 с.

134. Троицкая, С.И. Здоровье человека как социокультурный феномен: Философско-антропологический аспект: дис. канд. филос. наук: 09.00.13 / Троицкая Светлана Ивановна. СПб, 2004.

135. Тулку, Т. Жест равновесия / Т. Тулку. Киев, 1994.

136. Узик, А.В. Репродуктивные ориентации и семейное поведение / А.В. Узик // Социология, 2007 № 1. С. 235 - 240.

137. Устав (Конституция) Всемирной Организации здравоохранения // Всемирная Организация здравоохранения. Основные документы: 39-е изд.: Пер. с англ. -М.: Медицина, 1995. 208 с.

138. Федотова, В.Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России / В.Г.Федотова // Вопросы философии. 2005. - № 11. - С. 3 - 24.

139. Философия здоровья. М.: ИФ РАН, 2001. - 242 с.

140. Философия медицины // под ред. Ю.Л. Шевченко М.: ГЭОТАР -МЕД, 2004.-480 с.

141. Франкл, В. Человек в поисках смысла: сб. произведений. Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

142. Франкл, В.А. Основы логотерапии. Психотерапия и религия / В.А. Франкл. СПб.: Речь, 2000. - 295 с.

143. Фрейд, 3. Будущее одной иллюзии / 3. Фрейд // Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

144. Фрейд, 3. Психология бессознательного: сб. произведений / сост., науч. ред. М.Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989. - 448 с.

145. Фромм, Э. Здоровое общество / Э. Фромм: Пер. с англ. М: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - 539 с.

146. Хен, Ю.В. Теория и практика усовершенствования человеческой «породы» / Ю.В. Хен // Вопросы философии. 2006. - N5 - С. 123-136.

147. Хруцкий К.С. Аксиологический подход в современной валеологии: дисс. канд. филос. наук: 09.00.13 / Хруцкий Константин Станиславович. -Великий Новгород, 2000. 157 с. - Библиогр.: с. 157-170.

148. Хуснутдинова, Э.К. Молекулярная этногенетика народов Волго-Уральского региона: дисс. .к. / Э.К. Хуснутдинова. Уфа, 2001.

149. Хьел, Л. Теории личности / Л. Хьел, Д. Зиглер. СПб., 1997. - 608 с.

150. Царегородцев, Г.И. Общая патология человека и методология медицины / Г.И. Царегородцев // Общая патология человека и методология медицины // Вестник Российской академии медицинских наук. № 10-1998.-С. 41-45.

151. Цофнас, А.Ю. Печаль Фукуямы в пространстве аксиологических координат / А.Ю. Цофнас // Вопросы философии. 2005. - № 11. - С. 106— 120.

152. Шилова, Л.С. Трансформация женской модели самосохранительного поведения / Л.С. Шилова // Социс. 2000. -N11. - С. 134-135.

153. Шустерман, Р. Мыслить через тело: гуманитарное образование / Р. Шустерман // Вопросы философии. 2006 - №. - С. 52-65.

154. Элиаде, М. Шаманизм: Архаические техники экстаза / М. Элиаде. -Киев: София, 2000.-480 с.

155. Эмерсон, Р. Нравственная философия / Р. Эмерсон. Минск, 2001. -382 с.

156. Эпштейн, М. Тело на перекрестке времен. К философии осязания / М. Эпштейн // Вопросы философии. 2005. - № 8. - С. 66-72.

157. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / общ. ред. А.В. Толстых. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996 - 344 с.

158. Эриксон, Э.Г. Детство и общество: Пер. с англ. / Э.Г. Эриксон. СПб., 2000 -415 с.

159. Эрисман, Ф.Ф. Влияние алкоголя на детский организм и борьба с алкоголизмом среди молодежи / Ф.Ф. Эрисман // В кн.: Классики русской медицины о действии алкоголя и алкоголизма: изб. Труды /сост. B.C. Воробьев М.: Медицина, 1988. - 280 - 296.

160. Юнг, К.Г. Структура психики и процесс индивидуации / К.Г. Юнг-М.: Наука, 1996.-269 с.

161. Kelly, R.B. Predication of movitation and behavior change following health promotion: role of health beliefs, social support and self-efficacy / R.B. Kelly, J.Z. Stephen, S. Alemagno. // Soc. Sci. Meg. 1991. - Vol. 32. - № 3. - P. 311 -320.

162. Narayan, M.C. Environmental assessment / M.C. Narayan, J. Tennant // Home Health Nurse. 1997. - Nov. - 15 (11). - P.802.

163. Newsru. Com // Копейка. 2007. - 18 июля.

164. Parsons, Т. Social System Glencoe / T. Parsons. IL: Free. Press, 1951.

165. Pellegrino, E.P. The Metamorphosis of Medical Ethics: A 30-year Retrospective / E.P. Pellegrino // JAMA. 1993. - March 3.-269 (9). - P. 1160.

166. Slater, C. Behaviour, Lifestyle, And Socioeconomic Variables as Determinants of Health Status: Implications for Health Policy Development / C. Slater, B. Carlton // American Journal of Preventive Medicine. 1985. - № 5. -P. 25.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.