Формирование творческих способностей студентов художественно-графического факультета в кружках художественной вышивки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Дадобоева, Мухрам Наимджановна

  • Дадобоева, Мухрам Наимджановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Худжанд
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 152
Дадобоева, Мухрам Наимджановна. Формирование творческих способностей студентов художественно-графического факультета в кружках художественной вышивки: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Худжанд. 2004. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Дадобоева, Мухрам Наимджановна

Введение.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХГФ НА ОСНОВЕ

КРУЖКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКИ.

1.1. Анализ проблемы формирования творческих способностей студентов ХГФ в научно-методических исследованиях.

1. 2. Особенности таджикской народной художественной вышивки.

1.3. Критерии отбора материала для формирования творческих способностей студентов процессе занятий кружка художественной вышивки.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В КРУЖКАХ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКИ.

2. 1. Методика формирования творческих способностей студентов в процессе художественной вышивки.

2. 2. Экспериментальное исследование влияния метода стадиального ориентирования на эффективность и качество формирования творческих вышивки.

2. 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию творческих способностей студентов ХГФ в процессе занятий художественной вышивки.

Схема применения метода стадиального ориентирования.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование творческих способностей студентов художественно-графического факультета в кружках художественной вышивки»

Проблема исследования и её актуальность. Перестройка обучения студентов на художественно-графическом факультете включает целый комплекс средств, форм и методов совершенствования учебного процесса и коренного повышения качества подготовки специалистов. Выпускники художественно-графического факультета будут получать профессию учителя черчения, изобразительного искусства и руководителя внеклассной кружковой работы по декоративно-прикладному искусству.

На занятиях кружка художественной вышивки студенты знакомятся с различными её видами и приёмами выполнения. На наш взгляд это способствует воспитанию у них эстетического вкуса, развитию интереса к народному искусству, показу его традиций и национальных особенностей.

Искусство вышивания, как и многие вышитые предметы, передаются из поколения в поколение и еще долго продолжают служить человеку. Большое место испокон веков отводили таджики вышитым предметам во время ритуала праздников, которые сопровождали человека в самые значительные периоды его жизни, касалось это хозяйства, семейно-бытового уклада или религиозных представлений. Никогда народные праздники не обходились и не обходятся без сузани (украшение для стен), борпушей, руйджо (покрывало) и других крупных форм вышивок, служащих покрывалами или украшением жилища.

В течении многих столетий Худжандские вышивальщицы выработали свою орнаментальную систему, различные принципы ритмического и цветового решения, которые придают яркое своеобразие и отличительные черты здешней вышивке.

Изучая историю вышивания тканей в странах Содружества, можно прийти к выводу, что издавна женщины занимались этим делом, украшали свой быт и одежду. В то же время в орнаментах разных народов много идентичных мотивов. Это объясняется тем, что люди пытались в орнаменте символом выразить такие общие понятия как солнце, вода, движение, покой и т.д.

В современной вышивке сохраняются лучшие традиции народного вышивального искусства, старые приёмы вышивания обогащаются новыми.

Это отражено в работах мастериц заслуженных вышивальщиц Республики Таджикистан 3. Бахриддиновой, Д. Алимирзоевой, С. Фузайловой, Б. Тошматовой и др.

Наиболее значительный вклад в изучение таджикского народного искусства внесли этнографы и искусствоведы М. А. Андреев, В. JI. Воронина, А. Б. Исоев, Н. 3. Юнусова, М. А. Рузиев, X. А. Юлдашев и другие. Огромную методическую помощь в определении содержания обучения нашей темы оказали работы Н. 3. Юнусовой, М. А. Рузиева и др.

Из сказанного следует, что сохранение и развитие народного искусства помогает воспитать у студентов эстетический вкус, развить интерес к народному искусству, показать его традиции и национальные особенности.

С этой целью основополагающими в теории учебно-воспитательного процесса положениями для нашего исследования, являются работы Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернера, А. М. Новикова, М. Н. Скаткина, В. А. Сластёнина и др.

Рассматривая возможности формирования творческой способности студентов, мы изучали психолого-педагогические аспекты данного вопроса. В этом отношении наибольший интерес представляют труды: психологов Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Г. Ковалева, В. А. Крутецского, В. С. Кузина, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьева, К. К. Платонова, С. Л. Рубенштейна, Б. М. Теплова, И. С. Яниманской; педагогов В. И. Андреева, Т. А. Ильиной, М. Н. Скаткина и др.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сконцентрировать наше внимание на исследованиях, посвященных формированию творческой способности, профессиональной подготовки студентов, уяснить, что творческие способности развиваются только в профессиональной деятельности и в специальных упражнениях, рассчитанных на формирование необходимых для художника (вышивальщицы) личных качеств, например, связь теории с практикой в течение всей его изобразительной деятельности в области изобразительного искусства.

В ходе экспериментального исследования, определяющего использование народного искусства на внеклассных занятиях, мы опирались на труды И.Ахмедовой, М.Д.Ашурова, Л.А.Болотиной, К.Касымова, А.С.Хворостова, А.М.Ходжаева, Д.М.Холматова, Г.П.Пучковой, А.М.Кадырова и других, которые внесли большой вклад в развитие творческих способностей в изобразительной деятельности в условиях кружковой работы по изобразительному искусству.

Тем не менее следует отметить, что процесс формирования творческой способности средствам народного искусства студентов не исчерпан, от нерешенности данной проблемы страдает качество подготовки специалистов, что и определило её особую актуальность.

Именно это определило выбор нами темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: «Формирование творческих способностей студентов художественно-графического факультета в кружках художественной вышивки».

Цель исследования. Разработать и экспериментально проверить методику формирования у студентов творческой способности в процессе занятий в кружке художественной вышивки.

Объектом исследования является процесс подготовки будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства к педагогической деятельности в кружковой работе.

Предмет исследования - процесс формирования творческих способностей студентов на занятиях кружка художественной вышивки.

В итоге изучения состояния данного вопроса в теории и практике ^ была сформулирована следующая гипотеза: формирование творческих способностей студентов в кружке по художественной вышивке будет наиболее эффективным, если: разработать специальную методическую систему, которая будет включать в себя: цели, задачи и содержание обучения художественной вышивки; принципы, формы, методы, методические приемы; средства обеспечения учебных, воспитательных и развивающих процессов (ТСО, наглядные пособия);

Hk/ " на начальном этапе обучения художественной вышивке формировать навыки вышивания в процессе выполнения упражнений с применением методических приёмов, направленных на совершенствование действий, их компонентов.

Для проверки выдвинутой гипотезы в ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить психолого-педагогические основы методы формирования 0 творческих способностей.

2. Изучить историю развития художественной вышивки.

3. Определить и проанализировать содержание обучения.

4. Разработать эффективную методику формирования творческих способностей студентов ХГФ в процессе занятий художественной вышивки.

5. Экспериментально проверить доступность содержания и эффективность разработанной методики.

6. Экспериментальная работа по методике формирований творческих способностей студентов ХГФ в процессе занятий художественной вышивки.

Методологическую основу исследования составляют труды выдающихся физиологов, учёных в области психологии, педагогики, дидактики и методики. Р Для решения поставленных задач в диссертации применялись следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта; " констатирующий и формирующий педагогический эксперименты; " метод математической статистики.

Методика исследования строилась на таких принципах, как & объективность, взаимодополняемость, взаимоконтролируемость исследовательских методов и конструктивность.

Основой опытно-экспериментальной базой явились кружки художественной вышивки художественно-графического и физико-технических факультетов.

Исследование осуществлялось в несколько этапов. На первом этапе 1997-1999 гг. была изучена необходимая ф историческая, психологическая, педагогическая, методическая и искусствоведческая литература по исследуемой проблематике; проанализированы современное состояние проблемы, деятельность кружков прикладного и изобразительного искусства. Все это стало основанием для определения проблемы исследования, формирования его объекта, предмета, гипотезы, целей и задач.

Второй этап - 1999-2001 гг. был преимущественно посвящен опытно-экспериментальной работе. Разработана программа констатирующего эксперимента, осуществлена проверка гипотезы, определены возможности студентов в формировании умений и навыков процесса вышивки, проведен формирующий эксперимент.

Третий этап 2001-2002 гг. носил теоретико-обобщающий характер, где осуществлена систематизация полученного материала, выводов и методических рекомендаций, разработанных в ходе исследования, проведено литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключаются в том, что: " решена научная педагогическая задача проблемы развития творческих способностей студентов; разработаны критерии отбора содержания обучения в кружке художественной вышивки; определены условия формирования творческих способностей в процессе занятий кружка художественной вышивки; разработана и экспериментально проверена эффективная методическая система формирования творческих способностей студентов на занятиях по художественной вышивки; выявлена и доказана эффективность применения метода стадиального ориентирования с изучением стадии формирования навыков. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что внесет вклад в теорию и методику развития творческих способностей студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству (художественной вышивки).

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащийся в ней материал по содержанию обучения и методический комплекс для формирования творческой способности в процессе кружковых занятий художественной вышивки может быть использован и уже находит применение в деятельности преподавателей ХГФ и общеобразовательных школ.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В приложении представлено примерное планирование занятий кружка по

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Дадобоева, Мухрам Наимджановна

Результаты исследования дают основание считать, что уже в первоначальном периоде обучения необходимо упражнять студентов в правильном выполнении швов, так как у них неизбежно складываются определенные первоначальные навыки, которые при отсутствии специального обучения будут неправильными и потребуют в дальнейшем переучивания.

Говоря о навыках вышивания, имеют ввиду исключительно или преимущественно ручные навыки.

Использование метода стадиального ориентирования позволило студентам более свободно овладеть мастерством вышивания, действия студентов при повторении их от раза к разу становятся одинаковыми и "стереотипными", в них появляется определённая чёткость движений.

В конце эксперимента число творчески работающих студентов насчитывалось более 90%. Это и является сигналом к тому, что необходимые умения и навыки сформированы и это содействует формированию творческой способности.

Экспериментально подтверждена педагогическая эффективность разработанного методического комплекса по формированию творческих способностей студентов. Задачи исследования решены, цель исследования достигнута, гипотеза, сформированная в начале исследования, нашла своё подтверждение.

Наше исследование по проблеме формирования творческих способностей студентов не может считаться окончательно исчерпанным.

Материалы нашей работы могут быть применены в последующем совершенствовании содержания и методики обучения декоративно-прикладному искусству в педагогических институтах и в школе, а также служить основанием для дальнейших педагогических исследований по проблеме формирования творческой способности профиля "художественный труд".

2. Абдулина О. А.

3. Абдирасилов М.

4. Авдеева М. К.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Творческие способности развиваются только в профессиональной деятельности и в специальных упражнениях, рассчитанных на формирование необходимых для художника личных качеств.

Уровень развития способностей зависит: 1) от качества наличных знаний и умений; 2) от природных задатков человека, качества врожденных нервных механизмов элементарной психологической деятельности.

Развитие творческих способностей в процессе занятий художественной вышивки возможно лишь в процессе усвоения и практического применения специальных знаний, умений и навыков выполнения швов. Одним из оптимальных путей эффективной подготовки учителей к руководству художественным творчеством является целенаправленное обучение студентов народным промыслам, в том числе и художественной вышивке.

2. Широкое распространение и приёмы этого декоративно-прикладного искусства связано с повышением требований к культуре быта и одежды. Вышивка одна из самых древних видов орнаментации тканей у всех видов, особенно у таджикского народа, в котором каждая эпоха, национальная культура выработали свои мотивы, формы, цвет и расположение орнамента на украшаемой поверхности.

3. В процессе обучения художественной вышивки необходимы следующие системы знаний, умений и навыков: изучение истории развития художественной вышивки, основ композиции орнамента, особенности структуры узора, форм и цвета в орнаменте, ритм и симметрия, способы выполнения различных швов, анализ произведений прикладного искусства.

4. Анализ психолого-методической литературы показал, что в процессе формирования творческой способности при обучении народным

108 промыслам более приемлем метод A.M. Новикова, метод стадиального ориентирования, подробного изучения стадии изучения тому или иному приему самоконтроля.

5. Констатирующий эксперимент подтвердил предложение о том, что: в процессе вышивания у каждого ошибочного действия студентов бывает одна или несколько причин, из нескольких причин одна - главная, определяющая появление данного ошибочного действия, остальные в таком случае становятся способствующими его появлению. Причиной этого является трудность в совмещении действий, не сформированное™ умений, т.е. слабые профессиональные способности.

В процессе обучения не соблюдалась логика построения содержания и методов профессионального обучения, которая должна идти от содержания и структуры умений и от них - к формированию творческих способностей.

Эксперимент позволил выявить основные недостатки в формировании творческих способностей студентов в процессе вышивки, которых можно избежать при более рациональной организации художественной деятельности студентов.

Студентки достаточно быстро приобретают способность в процессе выполнения отдельных швов, а когда швы смешиваются (или соединяются) работа - затрудняется. Некоторые швы на занятиях используются редко, способность к их выполнению в дальнейшем также не получает достаточного развития.

Основные трудности в овладении студентками навыков выполнения вышивки сводятся к сложности освоения приемов самоконтроля, и в первую очередь - различия правильно выполненных действий и совершаемых ошибок.

6. Формирующий эксперимент, проведенный в трёх группах, позволяет утверждать, что для формирования творческих способностей можно добиться лучших результатов с использованием метода стадиального ориентирования при выполнении наиболее труднодоступных приёмов самоконтроля.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Дадобоева, Мухрам Наимджановна, 2004 год

1. Абу Али ибн Сииа Избранные произведения. Том 1. Душанбе, 1980.

2. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.-339с.

3. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380с.

4. О соотношении способностей и одаренности. В кн.: Проблемы способностей. М.; 1962, с. 15. Основы рисования. М.: 1974. Нормирование технического труда. Ташкент, 1978, с.58.

5. История декоративно-прикладного искусства. М.: Искусство, 1982, с. 10.

6. Барадулин В. А., Чупаева Т. А.19. Боголюбов Н.С.20. Богоявленская Д.

7. Избранные педагогические труды. М., 1989, с. 104.

8. О путях к творчеству. Наука и жизнь. 1977, №2.

9. Вышивка и вязание. Методические рекомендации. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1989, 84 с.

10. Развитие художественно- творческой активности младших школьников аудиовизуальными средствами. Автореферат дисс. к.п.н. Казань, 1989. 18 с.

11. Символы небесных светил в орнаменте древней Руси. Советская археология. № 4. 1960. с. 60. Эстетическое воспитание учащихся на занятиях по ручному труду (на материале школ Тадж. ССР). Автореферат дисс. к.п.н. Фрунзе, 1970.-40с.

12. Организация учебного процесса и управление этим процессом школа, 1973. № 3, с. 6. Опыт экспериментального изучения творческих способностей // Вопросы психологии, 1977 №4 -с 51-55.

13. Особенности детальности преподавателя высшей школы. Л.: ЛГУ, 1974.-112 с. "О предмете и методах дидактических исследований". М., 1962.45. Занков Л.В.46. Занков Л.В.47. ЗасобинаГ. А.

14. Захаров Р. 49. Иванов С. В.50. Иванов С. В.51. Исломов О. А.52. Ипатьев Е.И.53. Ильина Т.А.54. Исаев А.Б.

15. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение. 1968.-175с.

16. Наглядность и активизация учащихся в обучении. -М.: Учпедгиз, I960.- 311 е., ил. Особенности и формирования у студентов профессиональных умений в конструировании учебной работы. Автореферат дисс. к.п.н. Л., 1971.-20с.

17. Искусство балетмейстера". М., 1954 с.58-59. О некоторых традициях согдийского декоративного искусства в орнаменте таджиков и узбеков. Материалы 2-го совещания археологов и этнографов Средней Азии. М.-Л., 1959. с.217.

18. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М.-Л. 1963, с.7.

19. Творческое отношение будущих учителей графических дисциплин, как аспект образовательного процесса: Душанбе ТГГУ, 1999-71с.

20. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению. Психология рисунка и живописи. М., 1961.

21. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента. М., 1975.

22. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-376с.

23. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи. Вопросы философии, 1971, №7, с. 16.

24. Профессионально значимые качества личности учителя и их самооценка. В кн.: Творческая направленность деятельности педагога -Л., 1978, с. 37.

25. Психология. -М., 1982, 256 с.

26. Основы обучения изобразительному искусству вшколе. М, 1977.-207с.

27. Формирование педагогических способностей. -Л.: ЛГУ, 1961.-98с.

28. Психология личности. Изд. 3-е. М., 1970 с 238 Великая дидактика. -М., 1939. Психология способностей изобразительной деятельности. М., 1959.

29. Учение- процесса творческий. М.: просвещение, 1980,- 119с.

30. Психология творческого мышления. М., 1975. Основы педагогической психологии М., 1972 с. 31.

31. Проблема формирования и развития способностей Вопросы психологии, 1972. № 2, с.З.

32. Умственные способности и возраст. М.: Просвещение, 1971 - с.227. Проблемы теории обучения. М., 1984. - 225 с. Дидактическая система методов обучения. М.:1976. 64 с.

33. Мозг и психика. В кн.: Хрестоматия по психологии/ Под ред. Н. В. Петровского.М.:1977, 134 с.

34. Избранные психологические произведения. В кн. М. 1983, Т.1.

35. Формирование способностей. Вопросы психологии. 1960, №1, с.7. искусстве. М., 1936. Т. Н. стр.119. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.: Наука, 1978, с.30.80. Максимов Ю. В.81. Максимова 3. Н.

36. Уроки искусства и ремесла". Жури. "Школа и производство" 8/1983, с.26.

37. Народное искусство в эстетическом и трудовом воспитании детей. "Школа и производство", 2/92, с.50.

38. Медведев JI. Г. Формирование графического художественногообраза на занятиях по рисунку. М. 1986, с. 158.

39. Менчинская Н. А. Проблемы "самоуправления" познавательнойдеятельностью и развитие личности. В кн.: Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. - М. 1975, с.11.

40. Меньшиков Н. А. Студенческий коллектив как фактор развитияпрофессионально значимых качеств личности будущих педагогов. Автореферат дисс. .к.п.н. -Л., 1975,23 с.

41. Методы педагогического исследования (Под ред. А. И. Пискунова,

42. Г. В. Воробьёва). М.: Педагогика, 1979, стр. 255.

43. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М., 1973 Диагностика свойств внимания учителя одного из важных компонентов педагогических способностей. М., 1970, с.52 Основы педагогических знаний. - М.: Педагогика, 1986, с.106.

44. Исследования по истории и культуре Ленинабада. Душанбе: "Дониш", 1986.86. Милерян Е. А.87. Мительман Р. И.88. Моносзон Э. И.89. Негматов Н. Н.90. Никифорова О. И.91. Новоминский А. Н.92. Новиков А. М.93. Овчинникова В. И.94. Огородников И. Т.

45. Исследования по психологии художественного творчества. М., 1972

46. Приглашение к творчеству: Некоторые проблемы формирования специалиста творца в условиях высшей школы. - Львов, Изд.Львовского ун-та, 1970, 164 с. Процесс и методы формирования трудовых умений, м., 1986, с. 209

47. Проблема способностей. М.: Наука, 1972, 312 с.

48. Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. М.: 1973 с. 144.

49. Психологический словарь под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца,

50. Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1983. Эвристика наука о творческом мышлении. М. 1967 с.22.

51. СафинВ. Ф. Максютова X. А.109. Сеченов И. М.110. Солорейчик С. А.111. Сухарева О. А.112. Скаткин М. Н.113. Слободова В. JI.114. Спичак И. А.на занятиях рисования. М.:Г1росвещение, 1987 с.4. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973, 703 с.

52. Проблема способностей и вопросы психологической теории. Вопросы психологии, 1960, №3, с.З.

53. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980, с.36.

54. Взгляд с позиции психолога. Художественное творчество. Л.,: 1983, с.231. Каких специалистов должен готовить художественно-графический факультет. Школа и производство. 1989, №11, с.77.116. Струков В. И.

55. Теплов Б. М. Небылицин В.Д.

56. Способности и интересы: сб. статей / Под ред. Н. Ф. Левитова и

57. Теория и практика педагогического эксперимента под ред. А. И. Пискунова и др. М: 1973.

58. Теоретические основы содержания общего среднего образования. Под

59. Ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М: 1983, 122 с.

60. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.:1988, с. 176.

61. Народное искусство в системе профессиональной подготовки студентов худграфов педвузов (На примере использования орнаментов Северного Таджикистана): Автореф. дисс. к.п.н.-М: 1994.

62. Энциклопедия Таджикистана, стр.372.

63. Юну сова Н. 3. Изобразительная и орнаментальные системы в вышивке ихудожественных тканях Таджикис-тана XIX-XX вв. Автореф. к.д., Минск, 1974, с.129.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.