Формирование у будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений способности к вариативной подготовке проведения занятий тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Иволгина, Любовь Никифоровна

  • Иволгина, Любовь Никифоровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Сургут
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 198
Иволгина, Любовь Никифоровна. Формирование у будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений способности к вариативной подготовке проведения занятий: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Сургут. 2000. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Иволгина, Любовь Никифоровна

ВВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МУЗЫКАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ ДЛЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ВАРИАТИВНОМУ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1. Обучение студентов педвуза искусству вариативной подготовки к проведению музыкально-воспитательных занятий с дошкольниками как педагогическая проблема.

1.2. Вариативность подготовки к проведению музыкально-воспитательных занятий в дошкольном образовательном учреждении как профессионально-педагогический и методический феномен.

1.3. Структурно-функциональная характеристика процесса формирования у студентов соответствующего отделения педвуза способности к вариативной подготовке проведения музыкально-воспитательных занятий в дошкольном образовательном учреждении.

1.4. Поиск оптимальной методики формирования профессионализма у студентов соответствующих отделений и факультетов педвузов в отечественном опыте.

1.5. Источники профессионально-педагогического становления будущих музыкальных руководителей в воспитании дошкольников за счет вариативной подготовки к проведению занятий с детьми.

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУДУЩИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ОБЛАСТИ ВАРИАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ

2.1. Рациональные методические приемы стимулирования у будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений потребности в поиске спектра ситуативно обусловленных вариантов задач эстетического воспитания.

2.2. Педагогические условия, способствующие самосовершенствованию профессионализма студентов в области. вариативной подготовки к проведению музыкально-воспитательных занятий с дошкольниками.

2.3. Характеристика сущности основных задач и анализ результатов эксперимента.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование у будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений способности к вариативной подготовке проведения занятий»

Фронтальная реконструкция функционирования вузов педагогического профиля, смоделированная в Концепции высшего педагогического образования и официально санкционированная Законом Российской Федерации "Об образовании" (1992 г.); в существенной мере затронула методику и технологию профессиональной подготовки учителей-воспитателей. Музыкально-педагогические факультету педвузов довольно давно выполняют заказ дошкольного звена системы образования на подготовку воспитателей, характеризующихся способностью к осуществлению реальной и полнокровной оптимизации образовательно-воспитательной работы с детьми.

Дошкольные образовательные учреждения, расположенные в регионах, приравненных к Крайнему Северу, испытывают нужду в специалистах по музыкально-эстетическому воспитанию юного поколения, подготовленных к неотложному наставническому реагированию на присущие здешним природно-климатическим (опасные для здоровья детей понижения температуры: средняя температура воздуха по многолетним среднегодовым данным в с.Октябрьское -3,2 град С, в Ханты-Мансийске -1,1 град С) и биолого-гигиеническим (загрязненность воды и воздуха, эпидемии гриппа, острых респираторных заболеваний и т.п.) обстоятельствам изменения образовательно-воспитательных ситуаций.

Адекватная этому социально - педагогическому запросу перестройка занятий с обучающимися на музыкально-педагогических отделениях юношами и девушками объективно невозможна без перехода от укоренившегося написания и "материализации" на занятиях с детьми универсально-однотипных конспектов к соотнесенной со всеми вероятными изменениями ситуаций образовательно-воспитательной деятельности разработке уникально-оригинальных конспектов и сценариев музыкально- воспитательных мероприятий для выбора и использования в работе варианта, наиболее отвечающего конкретным обстоятельствам ее осуществления. Стало быть, подготовка будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений к занятиям с подопечными должна быть вариативной по своему характеру, а использование конспективной заготовки в деле - избирательным, отвечающим методико-дидактическим требованиям образовательно-воспитательной ситуации.

Представители отечественной психолого-педагогической науки в проводимом поиске уделяют довольно большое внимание вопросам совершенствования профессионально-педагогической подготовки специалистов по общеличностному и музыкально-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста. Методологический аспект решения возникающих в этой области педагогической теории и практики проблем раскрывают в своих трудах Э.Б. Абдуллин, Н.А. Алексеев, В.И. Андреев, О.С. Анисимов, Л.Г. Арчажникова, Б.В. Асафьев, В.М. Бехтерев, Е.С. Громов, Б.Т. Лихачев, В.И. Петрушин, В.Г. Ражников, Л.А. Рапацкая, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин. Вопросы общетеоретического характера на данном направлении вузовской образовательно-воспитательной деятельности плодотворно исследуют Е.М. Герасимова, А.Л.Готсдинер, С.В Громакова, Н.В. Коноплина, Е.Ф. Корой, В.Е Кузьмин, Л.С. Сизова, К.В. Тарасова, Л.А. Тарасова и др. Педагогический план обеспечения вариативности профессионального обучения и воспитания студенчества педвузов целенаправленно и интенсивно разрабатывают их коллеги-специалисты по различным учебным дисциплинам, в частности - Е.С. Белько, А.В. Бодак, Н.Ф. Виноградова, А.Ф. Давыдова, С.М. Зубкова, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, А.Г. Конаныхина, А.И. Лысиков, В.Н. Малиновская, Л.Г.Семушина^Л.Ф. Спирин, Н.Н. Ставринова, И.П. Стихнина.

Особенности методики и технологии осуществления широкоформатно-вариативной подготовки педагогических кадров для дошкольного звена системы образования продуктивно изучают А.П. Акимова, Т.С. Бабаджан, Г.И. Белошапка, С.И. Букатина, Е.Я. Кормина, И.Н. Немыкина, Е.В.Панасюго, Е.Ю. Усанова, О.К. Черепанова, В.И. Ядэшко и др. Специфику педагогического стимулирования самосовершенствования студентов, готовящихся стать профессионалами обучения и воспитания подрастающих поколений, в искусстве поливариантного освоения наставнического воздействия на дошкольников с помощью музыкально-эстетических средств препарируют Н.Е. Агапова, Р.А. Белошапка, О.В. Бочкарева, Г.А. Глушаков, Г.Р. Грищенкова, Е.А. Дубровская, В.А. Петрова, З.В. Румянцева.

Большую педагогическую ценность для теоретического освоения и практического решения возникающих на описываемом направлении задач представляют материалы соответствующих изысканий в сфере музыкально-эстетического воспитания дошкольников и учащихся общеобразовательной школы (работы О.А. Апраксиной, Н.А. Ветлугиной, Е.С. Жуковой, А.Н. Зиминой, Д.И. Иргалиевой, Д.Б. Кабалевского, Н.Г. Кононовой, О.П. Радыновой, А.Э. Симановского, Л.И. Чайчиц, Е.И. Юдиной, и др.)

Несмотря на активное покорение . научно-педагогическим сообществом таинств совершенствования педагогического профессионализма учительства в целом и преподавателей музыки в частности, сфера поливариантной подготовки будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений к проведению разнообразных занятий и дел с питомцами остается практически неисследованной и открытой для изучения.

Проведенный нами в 1991-1994 гг. опрос 72 преподавателей дисциплин музыкально-эстетического цикла в педагогических учебных заведениях показал, что специалисты-практики на местах слабо представляют себе сущность и специфику поливариантной подготовки студентов соответствующих отделений к проведению воспитательно-развивающих мероприятий с дошкольниками, а еще далекими оказываются они от методики и технологии осуществления такой работы. Между тем 68 из них (около 97%), равно как и 92% из поступивших в те годы на отделение юношей и девушек с достаточной степенью убежденности заявили о безусловной целесообразности поливариантного освоения искусства благородно-побуждающим образом воздействовать на сознание, чувства, волю, и поведение детей в дошкольном образовательном учреждении с помощью музыкально-эстетических средств.

Вышесказанное свидетельствует о том, что в теории и практике высшего педагогического образования конца XX века ясно обозначилась проблема: каковы по своей сущности и назначению оптимальные совокупности рациональных методических приемов и эффективных педагогических условий формирования у будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений способности к вариативной подготовке проведения занятий с детьми? Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования профессионально-педагогическое становление будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений как целостный процесс, а предмет исследования - формирования способности к вариативной подготовке проведения занятий с детьми как составная часть данного процесса.

Способность современного музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения к вариативной подготовке проведения занятий с детьми мы воспринимаем и расцениваем как личностное образование, характеризующееся наличием у ведущего субъекта педагогического действия умений предусмотрительно подбирать адекватные различным предполагаемым образовательно-воспитательным ситуациям содержание, средства, организационные формы и методические приемы психолого-педагогического воздействия на подопечных, а при непосредственном проведении воспитательно-развивающих мероприятии выбирать из накопленного наставнического арсенала для применения самый подходящий к наличным жизненно-практическим обстоятельствам вариант их сочетания. Формирование этой способности у студентов соответствующего отделения педвуза понимается нами как процесс выработки у них умений при подготовке к воспитательно-развивающим занятиям в дошкольных образовательных учреждениях рассматривать ситуацию работы с дошкольниками во всех возможных ее проявлениях и соответственно конкретизированным представлениям заготавливать повари антную педагогико-методическую инструментовку своей предстоящей деятельности.

Гипотеза исследования. Преподаватель музыкально-эстетических дисциплин педагогического вуза сможет содействовать профессионально-педагогическому становлению будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений, если в образовательно-воспитательной работе будет творчески управлять процессом самообразования студентов:. а) адресовывать студенчество к доступным источникам профессионально-педагогического становления; б) использовать методическую целостность рациональных приемов формирования у студентов способности к вариативной подготовке занятий с дошкольниками; в) учитывать совокупность педагогических объективных и субъективных условий в создании ситуаций успеха в профессионально-педагогическом становлении будущих музыкальных руководителей.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили комплекс его задач.

1. Рассмотреть вариативность подготовки к проведению музыкально воспитательных занятий в дошкольном образовательном учреждении как профессионально-педагогический и методический феномен.

2. Осуществить структурно-функциональную характеристику процесса формирования у студентов специализированного отделения педвуза способности к вариативной подготовке проведения музыкально-воспитательных занятий в дошкольном образовательном учреждении.

3. Выявить и научно описать источники профессионально-педагогического становления будущих музыкальных руководителей за счет поливариантной подготовки к проведению занятий с дошкольниками.

4. Охарактеризовать рациональные психолого-педагогические и методические приемы стимулирования у будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений потребности в поиске спектра ситуативно обусловленных вариантов решения задач музыкально-эстетического воспитания дошкольников.

5. Предпринять психолого-педагогический анализ педагогических условий, способствующих становлению профессионализма у студентов в области вариативной подготовки к проведению музыкально-воспитательных занятий с дошкольниками.

Теоретико-методологическая основа изысканий представлена: философскими и психологическими теориями развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), социально-педагогическими концепциями активного взаимодействия студенчества педвузов с образовательно-воспитательной средой в процессе их социализации и профессионального самосовершенствования (В.И. Андреев, В.И. Журавлев, П.В. Конаныхин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин), научным обоснованием структуры учебного процесса и содержания образования (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, B.C. Леднев, М.Н. Скаткин и др.), а также организационных форм обучения (Т.А. Ильина, И.И. Легостаев, П.И. Третьяков и др.), теорией многогранности и многомерности художественной и музыкально-эстетической деятельности (Л.Г. Арчажникова, Б.В. Асафьев, А.Л. Готсдинер, Л.А. Рапацкая, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин).

Методы исследования адекватны поисковому замыслу диссертантки. По ходу проведения научно-педагогического эксперимента осуществлялись пролонгированное наблюдение за ростом способности к освоению вариативной методики профессиональной подготовки у студентов, индивидуальные и групповые беседы с лицами, причастными к работе с будущими музыкальными руководителями дошкольных образовательных учреждений. Всего в исследовании нами задействованы 126 студентов (в основных экспериментальных группах А и Б - 40), 72 их наставника из вуза и дошкольных образовательных учреждений, 27 руководителей учреждений системы образования. Широко использовались теоретические методы научно-педагогического исследования: анализ и синтез, сравнение и обобщение. Продуктивными зарекомендовали себя в наших изысканиях методы: моделирование и математическая обработка статистического материала, генерирование новой, информации в виде выводов, педагогический эксперимент, определение содержания инновационных понятий.

Экспериментальная база проводимого исследования педагогическое училище, педагогический колледж, педагогический институт г.Сургута. Отдельные теоретические положения сформулированы нами на опыте Московского областного педагогического колледжа (г. Серпухов; директор - заслуженный учитель школы РФ А.И. Лысиков).

Исследование проведено в четыре этапа.

Первый этап поиска (1974-1986 гг.) посвящался познанию и осмыслению реалий образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении северного типа, выявлению и психолого-педагогической характеристике изменений в основах общеличностной культуры детей дошкольного возраста под влиянием наставнических действий. Изыскания осуществлялись в детском саду "Золотая рыбка" (г. Сургут Тюменской области), где соискательница работала музыкальным руководителем детей. Из собственной образовательно-воспитательной практики и из позитивного опыта деятельности коллег вычленялись и обосновывались как оптимальные методические усовершенствования, сулящие чувствительное повышение коэффициента полезного действия воспитательно-развивающих усилий работающего с дошкольниками специалиста по музыке. Нами целенаправленно осваивалась общепедагогическая, специальная и методическая литература по проблеме обеспечения высокого уровня подготовки детей как юных граждан, своим сознанием и поведением олицетворяющих жизненно-практические заветы предшествующих поколений своего народа и требования общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Второй этап поиска (1986-1993 гг.) характеризовался переходом соискательницы на преподавательскую работу в Сургутское педагогическое училище и целенаправленными попытками задействовать в констатирующем эксперименте авторские проекты оптимизации процесса профессионально-педагогической подготовки кадров для образовательно-воспитательной деятельности в детских садах. В этот период интенсивно изучалась литература по философии, этнологии, психофизиологии, социологии, психологии, методике музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста (шестилетние дети тогда могли посещать и школу). Особое внимание уделялось нами целенаправленной проработке публикаций по вопросам совершенствования обучения и воспитания студентов факультетов и отделений музыкально-педагогического профиля. В соответствии прежде всего с критерием наивысшей продуктивности отбирались и компоновались совокупности рациональных методических приемов и эффективных организационно-педагогических условий, предположительно способных обеспечить ощутимый прогресс в развитии педагогического мастерства занимающихся на отделении юношей и девушек. На данном этапе формулировались и уточнялись исходные позиции предпринятых изысканий, отрабатывался и отшлифовывался понятийно-терминологический и научно-исследовательский аппарат поиска.

Третий этап поиска (1993-1997 гг.) был в основном связан с проведением формирующего эксперимента, проводимого в обстановке перманентного преобразования статуса нашего учебного заведения из педучилища в высший педагогический колледж, а затем - и в педагогический институт. Рамки изыскательской деятельности в данном случае естественно сузились до границ, очерченных вариативной подготовкой подопечных к проведению занятий музыкально-эстетического плана с детьми в дошкольных образовательных учреждениях. Здесь неуклонно и планомерно испытывались на результативность комплексно предложенные диссертанткой пакет методических приемов образовательно-воспитательной работы и спектр педагогических условий, подкрепляющих эффект от совместных усилий преподавателей и студентов отделения в овладении последних педагогической мудростью. Существенными моментами перестройки учебно-воспитательного процесса явились признание и реализация гуманистической парадигмы образования, перевод студентов из позиций объектов профессиональной подготовки в позицию действительных субъектов собственного общеличностного и профессионально-педагогического совершенствования, трансформация роли вузовского преподавателя в подлинного наставника молодых коллег, все более управляющего их всесторонним самосовершенствованием с помощью доброжелательных рекомендаций, указаний, советов, пожеланий, памяток, инструкций и т.п. В указанные годы соискательница большое значение придавала апробации собственных теоретических и практических наработок путем выступлений перед коллегами на разных уровнях и публикации экспериментально проверенных материалов.

Четвертый этап поиска (1997-1999 гг.) был отведен под контрольный эксперимент, в ходе которого углублялись, уточнялись, объективировались полученные ранее выводы относительно продуктивности и, следовательно, перспективности исследуемой и внедряемой нами в образовательно-воспитательный процесс отделения методической целостности. По мере соотнесения получаемой в исследовании информации с соответствующими положениями современной педагогической науки и опытно-экспериментального подтверждения профессиональной состоятельности авторских выводов наши находки становились достоянием всего педагогического состава отделения, внедрялись в массовую практику подготовки музыкальных работников для дошкольного звена системы образования. Оформлялась диссертационная работа.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования определяются: содержательным рассмотрением вариативности подготовки к проведению музыкально-воспитательных занятий в дошкольном образовательном учреждении как профессионально-педагогического и методического феномена; осуществлением структурно-функциональной характеристики процесса формирования у студентов отделения педвуза способности к вариативной подготовке проведения музыкально-воспитательных занятий в дошкольном образовательном учреждении; выявлением и научным описанием источников педагогического становления будущих музыкальных руководителей в воспитании дошкольников за счет поливариантной подготовки к проведению занятий с детьми; характеристикой рациональных методических Приемов стимулирования у будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений потребности в поиске спектра ситуативно обусловленных вариантов решения задач эстетического воспитания детей; психолого-педагогическим анализом педагогических условий, способствующих самосовершенствованию студентами профессионализма в области вариативной подготовки к проведению музыкально-воспитательных занятий с дошкольниками.

Практическая значимость результатов проведенных изысканий состоит в разработке представленной в гипотезе исследования авторской методической целостности, которая может быть принята за основу для модернизации и творческого применения в аналогичной работе коллег по формированию у студентов будущих музыкальных руководителей способности к вариативной подготовке занятий в дошкольных образовательных учреждениях. Новое знание, добытое в экспериментальных условиях, рекомендуется к использованию на занятиях вузовскими преподавателями музыкально-эстетических дисциплин в соответствующих институтах и на факультетах повышения квалификации, а также в научно-исследовательской работе.

Достоверность и обоснованность добытых в исследованиях выводов и составленных методических рекомендаций обеспечены: применением современной научной теории для интерпретации исходных позиций проводимого поиска и сущности полученного в распоряжение соискательницы эмпирического материала; применением комплекса исследовательских методов, соответствующих обозначенной и решаемым задачам; репрезентативностью включенного в исследование контингента студентов и преподавателей; опытно-экспериментальным подтверждением авторских выводов и рекомендаций.

На защиту вынесены:

1. Структурно-функциональная характеристика процесса формирования у студентов педвуза способности к вариативной подготовке проведения музыкально-воспитательных занятий в дошкольном образовательном учреждении.

2. Представление источников профессионально-педагогического становления будущих музыкальных руководителей в воспитании дошкольников за счет поливариантной подготовки к проведению занятий.

3. Характеристика рациональных методических приемов стимулирования у будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений потребности в поиске спектра ситуативно обусловленных вариантов решения задач эстетического воспитания детей.

4. Психолого-педагогический анализ педагогических условий, способствующих самосовершенствованию студентами профессионализма в области вариативной подготовки к проведению музыкально-воспитательных занятий с дошкольниками (таких, например, как: создание единого общеинститутского пространства подлинной коллективной заинтересованности в совершенствовании педагогического профессионализма будущих учителей-воспитателей; ориентация режима занятий и отдыха будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений на их личные запросы и притязания; показ поучительных образцов педагогико-методического совершенствования и научно-исследовательского роста преподавательским . составом, работающим со студентами соответствующего отделения; непрерывная целенаправленная актуализация методического фонда музыкально-педагогического отделения).

Апробация и внедрение результатов изысканий в практику осуществлялись в виде выступлений диссертантки на заседаниях кафедры хорового дирижирования и теории и музыки Сургутского государственного педагогического института (1994-1999), на научно-практической конференции преподавателей СГПИ по теме "Актуальные вопросы содержания и методики преподавания учебных дисциплин в педагогическом вузе" (Сургут, 1996), на межрегиональных научно-практических конференциях "Личностно ориентированные модели образовательного процесса в подготовке педагогических кадров" (Сургут, 1994), "Образование и воспитание молодежи: проблемы, поиск эффективных решений" (Нижневартовск, 1997), "Миротворческая деятельность школы и вуза" (Ровно, 1997), "Актуальные вопросы общей профессиональной подготовки юной смены Отечества" (Нижневартовск, 1998). Материалы поиска были представлены автором и получили официальное одобрение на Всеукраинской научно-практической конференции "История науки и техники: проблемы исследования преподавания, гуманизации образования" (Днепропетровск, 1994), на Международной конференции "Воспитание свободной, независимой, ответственной личности" (Санкт-Петербург, 1994), на Ханты-Мансийской окружной научно-практической конференции 1998 г. "Реализация управленческих и педагогических технологий в практике управления развитием учреждений образования", на 2-ой научной сессии Международной педагогической академии (Москва, 1999). По теме исследования соискательницей опубликовано 12 работ.

Диссертация включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы из 306 наименований, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Иволгина, Любовь Никифоровна

Наши выводы и практические рекомендации по совершенствованию искусства студентов будущих музыкальных руководителей вариативно решать ситуативно значимые образовательно-воспитательные задачи в детских садах помещены в тексте диссертации.

На основании вышесказанного мы считаем себя вправе утверждать, что задачи исследования решены, гипотеза научного поиска в целом подтверждена, а цель изысканий достигнута.

Наше исследование не претендует на окончательное решение всех затронутых вопросов. Обстоятельного изучения ждут проблемы эффективного осуществления взаимосвязи учебной и внеаудиторной работы по культивированию в студенческой массе способности мыслить и действовать многовариантно при подготовке и проведении музыкально-воспитательных занятий в дошкольном образовательном учреждении, налаживании продуктивного взаимодействия преподавателей дисциплин музыкально-эстетического и иных циклов в работе на данном направлении, обоснования конструктивных моделей включения студенческой потребности самосовершенствоваться в мастерстве вариативного построения подготовки к музыкально-воспитательным занятиям с детьми в дошкольном образовательном учреждении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное научно-педагогическое исследование представляет собой деловой отклик на злободневные запросы реформирующейся системы высшего педагогического образования. В его центре - идея совершенствования профессионального обучения и воспитания студентов будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений посредством теоретически осмысленного и опытно-экспериментально обоснованного внедрения в работу преподавателей музыкально-эстетических дисциплин методики поливариантной подготовки к проведению музыкально-воспитательных занятий с детьми.

Обучение студентов соответствующего отделения педвуза искусству вариативной подготовки к проведению музыкально-воспитательных занятий с детьми мы воспринимаем как животрепещущую педагогическую проблему, имеющую выход на формирование у занимающихся юношей и девушек педагогического мастерства и профессионализма, а вариативность подготовки к проведению музыкально-воспитательных занятий в дошкольном образовательном учреждении - как профессионально-педагогический и методический феномен.

По программе научного поиска нами составлена структурно-функциональная характеристика процесса формирования у студентов будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений способности к вариативной подготовке проведения музыкально-воспитательных занятий. Ее алгоритм включает в каждом цикле деятельности вузовского преподавателя музыкально-эстетических дисциплин на данном направлении серию действий-шагов, в которую входят: анализ реально явленной социально-педагогически значимой учебно-воспитательной ситуации; постановка диагноза актуального состояния способности каждого студента и группы в целом вариативно решать задачи подготовки к проведению музыкально-воспитательных занятий в дошкольном образовательном учреждении на оптимальном для конкретной образовательно-воспитательной ситуации уровне; установление обоснованного прогноза реализации возможностей совершенствования искомой студенческой способности на совершаемый цикл академических и внеаудиторных занятий, а также соответствующих досуговых мероприятий будущих музыкальных руководителей-воспитателей дошкольных образовательных учреждений; определение спектра целей образовательно-воспитательной деятельности преподавателя музыкально-эстетических дисциплин в цикле по программе формирования у подопечных относящихся к данной способности умений и навыков; выделение и формулирование гаммы конкретных задач работы преподавателя и теоретико-практической профессиональной подготовки студентов по достижению намеченных на цикл целей-ориентиров развития будущих музыкальных руководителей в обозначенном плане; вычленение из мнимой «Педагогической копилки» и целенаправленный отбор вузовским наставником содержания своей учебной-воспитательной работы и профессионально-самообразовательной деятельности будущих специалистов в области музыкально-эстетического воспитания детей на предстоящий цикл функционирования педагогической системы; отыскание и дидактическая обработка образовательно-воспитательных средств позитивного психолого-педагогического воздействия по ходу цикла на сознание, чувства, волю и поведение потенциальных кадров для системы образования в русле культивирования у них многоаспектно-ценной способности; выявление адекватных моменту-циклу образовательно-воспитательной деятельности организационных форм проведения развивающих вожделенную способность студентов занятий, мероприятий и практических дел; подбор устремляющегося к ситуативно обусловленному оптимуму комплекса рациональных методических приемов формирования у занимающихся на отделении молодых людей способности широкоформатно осмысливать и компетентно адаптировать к жизненно-практическим обстоятельствам конкретизированные варианты образовательно-воспитательной работы с ребятам в детском саду; проектирование объективно необходимой и методически оправданной совокупности детерминируемых конкретикой моделируемого цикла функционирования образовательно-воспитательной системы организационно-педагогических условий, позволяющих обеспечивать комфортность подготовки занятий завтрашних музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений и содействующих успешности применения педагогико-методических мер по формированию у студентов столь нужной профессионально ценной способности; осуществление операций предвосхищения возможных изменений в образовательно-воспитательной ситуации при проведении занятий со студентами и уместной повариантной группировки избираемых методико-дидактических и воспитательно-развивающих заготовок, призванное повысить коэффициент полезного действия обучающего и обучающихся при формировании у последних искомой способности; соотнесение с конкретикой обстоятельств вузовского образовательно-воспитательного занятия приведение в движение самого подходящего к моменту работы варианта реализации исследовательских замыслов; оперативное наставническое вмешательство в процесс самосовершенствования студентами педагогического мастерства и профессионализма при отклонении образовательно-воспитательной работы на намеченных целей-ориентиров; безотлагательное налаживание нарушенных внутренних связей в функционирующей педагогической системе, устранение диспропорций в отношениях занимающихся между собой, к образовательно-воспитательной деятельности, к применяемым средствам и способам стимулирования роста их потребности на максимуме возможностей овладевать умениями и навыками вариативно подходить к подготовке занятий с воспитуемыми в дошкольном образовательном учреждении; своевременное проявление усилий по нейтрализации негативных внешних воздействий на обучающихся или по адаптации студентов к отрицательным влияния на них со стороны; планомерное фиксирование промежуточного или итогового для цикла состояния формируемой способности по соответствующим параметрам, качественная характеристика ее развитости и регистрация доминирующей тенденции ее изменений - в соответствии с аналогичными показателями; соотнесение практических действий преподавателя в цикле и их результатов с научно-педагогической теорией, обоснование наставнических побед и объяснение причин упущенных возможностей в работе с подопечными студентами; формулирование поцикловых выводов и составление на их базе практико-методических рекомендаций себе и коллегам и на очередные циклы формирования у будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений способности к вариативной подготовке проведения музыкально-воспитательных занятий в детских садах.

Нам удалось выявить в литературных источниках и практической деятельности по теме ряд направлений осуществления научного поиска, которые способствуют многоаспектной разработке теории формирования у студенчества музыкально-педагогических подразделений педагогических учебных заведений способности вариативно готовить музыкально-воспитательные занятия с детьми в дошкольных образовательных учреждениях, а на ее основе - развитию соответствующей образовательно-воспитательной практики. Эти направления посвящены: теоретико-методологическому поиску в области совершенствования педагогического профессионализма и образовательно-воспитательного мастерства студентов в учебных заведениях педагогического профиля; решению вопросов обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста - объектов (вторых субъектов) процесса музыкальноэстетической подготовки; выявлению и аргументированной характеристике реалий образовательно-воспитательного характера в сфере интеллектуально-эстетической подготовки; выявлению и аргументированной характеристике реалий образовательновоспииательного процесса в сфере интеллектуально-эстетической подготовки подрастающего поколения, существенных для самосовершенствования музыкально-эстетических и иных дисциплин в педвузах и для студентов соответствующих отделений; методике и технологии образовательно-воспитательной работы со студенчеством педвуза; раскрытию творческого начала в профессиональном арсенале музыкальных руководителей в дошкольных образовательных учреждениях.

Диссертанткой выявлены источники совершенствования педагогического мастерства будущих музыкальных работников в воспитании дошкольников за счет вариативной подготовки к проведению занятий с детьми: образовательно-воспитательный процесс на соответствующем музыкально-педагогическом отделении педагогического института; вузовская педагогическая, учебно-предметная и методическая: литература по проблемам совершенствования профессионализма тружеников дошкольного звена системы образования; методическая литература для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, раскрывающая богатство образовательных возможностей общеличностного развития детей музыкально-эстетическими средствами, поучительный опыт обеспечения вариативности в подготовке и проведении образовательно-воспитательной работы специалистов из дошкольных учреждений г.Сургута, Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области Российской Федерации; личная официальная или самодеятельная образовательно-воспитательная практика студентов в образовательных учреждений по составлению и систематическому пополнению «педагогических копилок»; предъявление занимающимся на отделении юношам и девушкам комплексов тематических творческих заданий на выявление, психолого-педагогическую характеристику и экспертную оценку фактов вариативной подготовки и проведения наставнических акций музыкальными руководителями детских садов; продуманное включение общественно-политической, учебной практики, инициативно-самоятоятельного шефства студентов отделения над группами воспитуемых из детских садов в структуру профессионально-педагогической подготовки кадров для дошкольного звена системы образования; ситуативно значимое использование в образовательно-воспитательном процессе актов профессионально-педагогической рефлексии будущих воспитателей в отношении проведенных ими с детьми занятий и дел; культивирование публичной защиты студентами из экспериментальных групп собственных проектов много вариантно оформленных заготовок-конспектов, композиций, сценариев музыкально-воспитательных занятий в дошкольных образовательных учреждениях.

Исследование показывает, что продуктивному обеспечению самосовершенствования студентами профессионализма в области вариативной подготовки к проведению музыкально-воспитательных занятий с дошкольниками помогает спектр организационно-педагогических условий, формирующих положительно резонирующий фон, подкрепляющее социально-педагогическое поле для применения указанных выше общеметодических приемов. В него входят: создание единого общеинститутского пространства подлинной коллективной заинтересованности в совершенствовании педагогического профессионализма будущих учителей; ориентация режима занятий и отдыха будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений на их личные запросы и притязания; показ поучительных образцов педагогико-методического совершенствования и научно-исследовательского роста преподавательским составом, работающим со студентами будущими музыкальными руководителями; непрерывная целенаправленная актуализация методического фонда соответствующего отделения; устремляющееся к оптимуму библиотечное обеспечение студенчества педвуза литературой по философии, психологии, акмеологии, психофизиологии, антологии, педагогике и другим наукам, позволяющей заметно обогащать его профессионально-педагогический потенциал; обоснованное сочетание аудиторного освоения основ общепедагогического и специально-предметного мастерства студентов отделения с их организованными досуговыми занятиями и соответствующей домашней самостоятельной работой, установление тесной взаимосвязи изучаемой теории поливариантной подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию детей с регулярной практикой в дошкольных образовательных учреждениях.

Опытно-экспериментальная работа с применением адекватных исследовательскому замыслу методов изучения соответствующих психолого-педагогических феноменов убедительно подтвердила состоятельность использованной нами методической целостности - и в статистическом и в личностном планах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Иволгина, Любовь Никифоровна, 2000 год

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. — 207 с.

2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1983. — 112 с.

3. Абакумова И.В. Личностный смысл как компонент личностной модели образовательного процесса // Психология и практика: Ежегодник Рос. псих, общ-ва. Т.4. — Вып.2. Ярославль, 1998. - С. 3-4.

4. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М., 1980. -335 с.

5. Акимова А.П. Формирование у студентов творческих умений решать педагогические задачи в области воспитания / Автореф. дис. . канд. пед. наук.-Л., 1973.

6. Аксенова Г.И. Субъект-субъектные отношения как основа образовательных технологий // Развитие самоценной активности обучающихся: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. по педагогике. 4.2. - Балашов, 1996. - С.20-21.

7. Акулова О.В. Подготовка будущих учителей к самообразованию // Как решать педагогические задачи? / Тез. докл. и сообщ. Междунар. науч.-пракг. конф. М.-Кострома: КГПИ 1992. - С.121-123.

8. Алексеев А.Д. Руководство по игре на клавишных инструментах. — К., 1974.

9. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: ТПУ, 1997. - 216 с.

10. Алексеев Н.А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения / Автореф. дис. . д-ра пед. наук. — Екатеринбург, 1997. 42 с.

11. Алиев Ю.Б. Основы музыкальных знаний / Программа и метод, рекомендации. М.: Междунар. пед. академия, 1993. - 59 с.

12. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: БГУ, 1990. 208 с.

13. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996. -496 с.

14. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: 0<5ювы педагогики творчества. Казань: КГУ, 1988. - 238 с.

15. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития (Инновационный курс. 1Сн. 1. - Казань, 1996. - 567 с.

16. Андрианов И.Н., Прокофьев Ю.А. Студент как объект и субъект учебно-воспитательного процесса // Пути и методы совершенствования самостоятельной работы студентов / Тез. докл. науч.-практ. конф. преподавателей. Новгород, 1988. - С.4-5.

17. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество / Уч. пособие для пединститутов. — Л., 1983. 416 с.

18. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. — М.: Экономика, 1991. 416 с.

19. Апраксина О.А. Становление и развитие музыкального воспитания в советской общеобразовательной школе / Автореф. дис. . д-ра пед. наук. — М., 1971.-42 с.

20. Артемьева Г.Н. Технология речевой подготовки студента педвуза / Автореф. дис. канд пед. наук. — Курган, 1998. 19 с.

21. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой // Музыкальная жизнь. 1985.-№17.

22. Арчажникова Л.Г. Методика музыкального воспитания: Уч. пособие для студентов . М.: МГЗПИ, 1990. 21 с.

23. Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков в процессе обучения игре на фортепиано в общеобразовательной школе / Дис. канд пед. наук. -М., 1971.-250 с.

24. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.

25. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионального-педагогической подготовки учителя музыки / Автореф. дис. . д-ра пед. наук.-М., 1986. 36 с.

26. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М., 1973. - 144 с.

27. Асмолов В.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.-Воронеж, 1996. -768 с.

28. Ахмадалиева Д. Эстетическое воспитание будущих учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования / Автореф. дис. канд пед. наук. М., 1985. 16 с.

29. Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. — М.: Просвещение, 1967. 192 с.

30. Базисный учебный план общеобразовательного учреждения Российской Федерации // Уч. газета. 1993. - №27-29. - С.18.

31. Балл Г.А. Теория учебных задач. М., 1990. - 183 с.

32. Барабошина Н.В. Необходимые условия формирования готовности к профессиональных затруднения у будущих учителей // Психология и практика: Ежегодник Рос. психол. общ-ва. Т.4. - Вып.2. - Ярославль, 1998. — С.17-18.

33. Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию. Л., 1980. - 352 с.

34. Барило О.С. Проектирование ситуаций, стимулирующих общеличностное развитие старших дошкольников // Актуальные проблемы современного школьного учебно-воспитательного процесса: Пособие и помощь учителю / Под ред. Валеева И.И. — М., 1998. — С.83-86.

35. Барило О.С., Спирин Л.Ф. Две парадигмы развития дошкольных учреждений // Психология и практика: Ежегодник Рос. психол. общ-ва. -Т.4. — Вып.2. — С. 14-16.

36. Белобровко Т.И. Практический ум как препосылка педагогического творчества / Автореф. дис. канд. филос. наук. К., 1996. -14 с.

37. Белошапка Г.И. Педагогическое стимулирование самосовершенствования будущих музыкальных руководителей дошкольных учреждений // Поиск оптимальных методик обучения и воспитания молодежи. М.-Сургут, 1995. С.144-147.

38. Белошапка Р.А. Музыкально-творческое профессиональной совершенствование в условиях педагогического колледжа: преподаватель и студент И Там же. С.118-121.

39. Белошапка Р.А. Ориентация будущих музыкальных руководителей дошкольных учреждений на творческое освоение профессии /Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль,1998. - 16 с.

40. Бердяев Н.А. Самопознание. ML: ДЭМ, 1990. 336 с.

41. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 420

42. Беспалысо В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: Ин-т развития проф. образования МО РФ, 1995. 336 с.

43. Бехтерев В.М.коллективная рефлексология. — М., 1921.

44. Битянова Н.Р. Культура самосовершенствования преподавателя. — М.: МПА, 1994. -48 с.

45. Богачинская Ю.С. Метод как система регулятивов обучения гуманитарно-художественным предметам в школе / Автореф. дис. . канд. пед. наук. Волгоград, 1994. - 23 с.

46. Бодак А.В. Взаимосвязь учебной и внеаудиторной деятельности как условие общеличностного развития будущих учителей (на материалах педагогического колледжа) / Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1996. -18 с.

47. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1966. - 464 с.

48. Бондарчук Ю.В. Формирование творческих начал в процессе подготовки учителя // Развитие творческого мышления студентов на основе диалоговых методов обучения / Тез. докл. третьей межвуз. научн.-метод. конф. Калинин: КГУ, 1990. - С.21-23.

49. Бочкарева О.В. Решение педагогических задч в условиях диалоговой формы обучения // Развитие творческого мышления студентов на основе диалоговых методов обучения / Тез. докл. третьей межвуз. научн.-метод, конф. Калинин: КГУ, 1990. - С.23-24.

50. Бружукова Н.М. Система подготовки будущего учителя начальных классов к педагогическому творчеству / Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1993.

51. Брушлинский А.Б. Психологический анализ мышления как прогнозирования / Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1977. - 37 с.

52. Букатина С.И.Музьпсально-ритмическая деятельность как средство формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста / Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. - 18 с.

53. Булынин А.М. Эволюция ценностей высшего педагогического образования: историко-теоретический аспект / Автореф. дис. . д-ра пед. наук. — М., 1998. -40 с.

54. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. -М.: Педагогика, 1981. 87 с.

55. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. СПб, 1996.

56. Бурляева О.В. Формирование профессионально-познавательных интересов у студентов в вузе в процессе подготовки специалистов дошкольного воспитания / Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1998. -21с.

57. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. — М.: Просвещение, 1993. 93 с.

58. Буя Т.А. Управление процессом формирования профессиональных умений и навыков будущих учителей начальных классов / Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1997. 18 с.

59. Ваганова Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности / Автореф. дис. . канд. пед. наук. — Тюмень, 1998. -23с.

60. Веревкин И.А. Педагогические задачи как средство развития творческого мышления студентов // Как решать педагогические задачи? — М.-Кострома, 1992.-С.33-35.

61. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. -М.: Просвещение, 1982. 270 с.

62. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968. 415 с.

63. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. -М.: Просвещение, 1984. 207 с.

64. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1983. - 225 с.

65. Волков И.П. Учим творчеству. -М.: Педагогика, 1988. 94 с.

66. Воинова А.Д. Развитие чистоты иннотации в пении дошкольников. -М., 1960. 139 с.

67. Вопросы обучения в детском саду / Под ред. А.П. Усовой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. - 248 с.

68. Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете / Отв. ред. Г.П. Стулова. М., 1985. - 150 с.

69. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М., 1985. - 112 с.

70. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. - 93 с.

71. Выготский Л.С. Психология искусства. Изд.2. - М., 1968. - 576 с.

72. Глушаков В.А. Личностное и профессиональное самосовершенствование будущего педагога // Поиск оптимальных методик обучения и воспитания молодежи. М.-Сургут, 1995. - С.43-46.

73. Герасимова Е.М. Музыкально-художественное воспитание студентов педагогического факультета как диалог с индивидуальностью // Развитие творческого мышления студентов на основе диалоговых методов обучения. Калинин: КГУ, 1990. - С.35-36.

74. Головнева Е.В. Формирование потребности в профессионально-педагогическом самосовершенствовании у будущих учителей начальных классов / Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1997. - 21 с.

75. Горькова Л.Г. Совершенствование качества дошкольного образования как важнейшее условие интеллектуального развития дошкольников / Автореф. дис. канд. пед. наук. Воронеж, 1998. - 15 с.

76. Государственный стандарт основного общего образования: Закон Россифской Федерации / Сост. О.М. Борисов и др. М.: МО РФ, 1997.

77. Гребенщикова Е.А. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / Под ред. М.Ф. Шабаевой. М.: Просвещение, 1976. -436 с.

78. Грищенкова Г.Р. В коллективном научном поиске // Психолого-педагогические аспекты многоуровнего образования. Т.9. - Тверь, 1997. — С. 170-180.

79. Грищенкова Г.Р. Воспитываем личным примером // Там же. — С. 181187.

80. Грищенкова Г.Р. Педагогические условия формирования музыкально-эстетической культуры у студентов педвузу (на материале подготовки студентов музыкально-педагогического отделения гуманитарного факультета) / Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1997. 22 с.

81. Гройсман А. Л. Психология. Личность. Творчество: Регуляция состояний. 4.3. - М., 1992.

82. Громакова С.В. Подготовка студентов к использованию комплекса искусств в художественном воспитании детей в дошкольном возрасте / Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. - 175 с.

83. Громов Е.С. Художественное творчество. М., 1970. -263 с.

84. Гудзенко Б.Я. Профессиональное самовоспитание будущих учителей в процессе педагогической практики / Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1987.-18 с.

85. Давыдова А.Ф. Восхождение к критике в творческом развитии студентов дошкольного отделения педагогического колледжа // Совершенствование процесса подготовки детей и юношества к жизни и труду. М., 1995. - С.27-29.

86. Давыдова А.Ф. Поливариантность учебных и внеаудиторных заданий студентам в педагогическом колледже // Поиск оптимальных методик обучения и воспитания молодежи. М.-Сургут, 1995. — С.99-103.

87. Давыдова А.Ф. Потребность в профессионально-педагогическом творчестве активизатор креативного самосовершенствования будущего наставника детворы // Школа за мир, взаимопонимание и социальное развитие. - 4.1. - Ровно, 1996. - С.53-54.

88. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. М.: Педагогика, 1986.-239 с.

89. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма // Социально-политические процессы, организация и управление (экономика). М., 1991.

90. Джалагония JI.A. Проблема общения в музыкальном воспитании и обучении // Психология и практика: Ежегодник Рос. Писхол. Общ-ва — Т.4. -Вып.2. Ярославль, 1998. С.64-66

91. Джердималиева P.P. Реализация принципа самостоятельности в процессе методической подготовки студентов на музыкально-педагогических факультетах / Автореф. дис. канд. пед. наук. К., 1981. -184 с.

92. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. JI.A. Венгера. М., 1973., - 143 с.

93. Докучаева В.В. Формирование конструктивного мышления будущего учителя начальных классов / Автореф. дис. канд. пед. наук. К., 1995.

94. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1986. - 413 с.

95. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. -Ярославль, 1998. 256 с.

96. Дошкольное образование в России. М, 1996. - 336 с.

97. Дубровская Е.А. Руководство процессом музыкального воспитания в дошкольном учреждении: Уч.-метод. пособие. М.: Просвещение, 1988. -44 с.

98. Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической действительности / Автореф. дис. . д-ра пед. наук. -М., 1983. -32 с.

99. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. -М.: Просвещение, 1989. 189 с.

100. Ермолаева С.Ю. Содержание и методы художественного воспитания студентов негуманитарных факультетов педвузов / Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1998. - 23 с.

101. Жукова Е.С. Становление творческих способностей на протяжении дошкольного возраста // Психология и практика: Ежегодник Рос. Писхол. Общ-ва. Т.4. - Вып.2. - Ярославль, 1998. С.76-77.

102. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. М., 1987. - 77 с.

103. Земляная С.И. Роль семьи в художественном воспитании дошкольника // Проблемы психологической помощи семье и школе. — Ярославль: ЯГУ, 1996.

104. Зимина А.Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду. М., 1971. -96 с.

105. Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. М., 1989. - 39 с.

106. Зубарева С.Л. Ситуация успеха как средство воспитания интереса к профессиональной деятельности у будущих учителей / Автореф. дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 1996. - 21 с.

107. Зубкова С.М. Психолого-педагогические основы активизации обучения студентов музыкально-педагогического факультета на уроках ритмики // Психологическая подготовка студентов к музыкально-педагогическойдеятельности. Ханты-Мансийск, 1996. - С.3-7.

108. Зудилин А.А. Обращение преподавателя колледжа к личному примеру как эффективный прием совершенствования профессионализма студентов художественно-графического отделения // Там же — С.94-95.

109. Иволгина JI.H. Вариативность проведения музыкально-воспитательных занятий в детском учреждении как объект изучения в педколледже // Поиск оптимальных методик обучения и воспитания молодежи. М.-Сургут, 1995. - С. 163-165.

110. Иволгина Л.Н. Обусловленность варианта проведения музыкально-воспитательных занятий в детском учреждении конкретной педагогической ситуацией // Там же. С .176-181.

111. Иволгина Л.Н. О вариативности проведения музыкально-воспитательных занятий в дошкольном учреждении // Инновационные процессы в условиях комплекса "Педколледж-педвуз". Сургут, 1995. -С.18.

112. Иволгина Л.Н. Поливариантность воспитательно-образовательной деятельности в свете теории оптимизации учебно-воспитательного процесса //Воспитательно-образовательный процесс: устремление к идеалу. М.-Серпухов, 1996. - С.43-44.

113. Иволгина Л.Н. Стимулирование активности будущих музыкальных руководителей для дошкольных образовательных учерждений всовершенствовании своих общепедагогических умений // Там же. — С.61-63.

114. Иволгина J1.H. Субъективные предпосылки успешности вариативного проведения студентами педколледжа занятий музыкально-эстетического цикла в дошкольном образовательном учреждении // Там же. С.49-50.

115. Ингебаева Р.Т. Развитие художественного воображения младших школьников на уроках музыки / Автореф. дис. . канд. пед. наук. — М., 1996.-22 с.

116. Изард К. Эмоции человека. М., 1980.

117. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. М., 1992.-139 с.

118. Интенсификация творческой деятельности студентов / Под ред. В.И. Андреева, Г. Мельхорна. Казань, 1990.

119. Иргалиева Д.И. Игровые приемы как путь к активизации обучения пению детей 5-6 лет / Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987. 24 с.

120. История дошкольной педагогики в России / Под ред. М.Ф. Шабаевой -М.: Просвещение, 1976. 431 с.

121. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. М., 1984.

122. Кабалевский Д.Б. О творческой свободе учителя // Музыка в школе. -1984. №4.

123. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. М., 1986. - 188 с.

124. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / Автореф. дис. д-ра психол. наук. Д., 1985.

125. Кан-Калик В.А. Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.-140 с.

126. Карпова С.Н. Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М., 1986. - 142 с.

127. Кашапов М.М. Теория и практика решения педагогической ситуации. -Ярославль, 1997. 100 с.

128. Квятковский Е.В. Профессиональная деятельность учителя музыки // Сов. педагогика. 1985. - №1. - С.130.

129. Козлова С. А. Формирование общественной направленности дошкольников в процессе познания социальной действительности / Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1988. - 39 с.

130. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.

131. Комарова Т.С. Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду / Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1979. -35 с.

132. Коменский Я.А.Избранные педагогические сочинения. М., 1955. -651с.

133. Конаныхин П.В. Инновационный характер процесса развития профессионально-педагогического самосознания у современного студенчества педвузов // Совершенствование процесса подготовки детей и юношества к жизни и труду. М., 1995. - С.23-27.

134. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальнных инструментах. М., 1990. - 157 с.

135. Коноплина Н.В. Управление инновационными процессами в условиях педагогического колледжа / Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1994. -17 с.

136. Концепция непрерывного образования // Нар. образование. 1989 -№10.

137. Концепция общего среднего образования. Проект ВНИК // Уч. газета. 1988. - 23 августа.

138. Концепция федеральных компонентов образовательного стандарта начального, общего, основного общего и среднего (полного общего) образования. М., 1994.

139. Корой Е.Ф. Вариативность типов занятий музыкой как условие активизации музыкального развития у детей старшего дошкольного возраста / Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988.

140. Косогова А.С. Творческое самовыражение будущего учителя как задача педагогического образования // Инновационные процессы в образовании при решении задач современной школы. Тобольск-Тюмень, 1997. -С.12-17.

141. Крившенко Л.П. О педагогических стандартах при многоуровневой подготовке студентов педвузов // Опыт обучения как предпосылкаперехода к многоуровневой системе образования / Тез. докл. шестой межвуз. науч.-метод. конф. Тверь: ТПУ, 1993. - С.59-61.

142. Критский Б.В. Формирование музыкальной интонации детей в процессе пения на уроках музыки (на материале первых классов общеобразовательной школы) / Автореф. дис. . канд. пед. наук. — М., 1973.-28 с.

143. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М., 1990.

144. Кудинов А.Н. Развитие творчества студентов основа современной модели высшего образования // Развитие творческого мышления студентов на основе диалоговых методов обучения. - Калинин: КГУ, 1990. — С.3-5.

145. Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. М., 1975. - 303с.

146. Кузнецова М.Е. Тренинговый компонет как основа формирования педагогической техники будущего учителя / Автореф. дис. . д-ра психол. наук. Тобольск, 1998. - 18 с.

147. Кузьмина Н.Б. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности // Дис. д-ра психол. наук. Л., 1964.

148. Кузьмин В.Е. Становление музыкальности у одаренных дошкольников / Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. - 26 с.

149. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970.-231 с.

150. Лебедева С. А. Дифференцированный подход в организации познавательной деятельсности дошкольников // Психология и практика:

151. Ежегодник Рос. Писхол. Общ-ва. Т.4. - Вып.2. - Ярославль, 1998. - С. 124-125.

152. Легостаев И.И. Модульная концепция подготовки специалистов. — СПб, 1997. 98 с.

153. Леднев B.C. Содержание образования. М., 1989. - 359 с.

154. Леонтьев А.Н. Избранные сочинения.: в 2 т. М., 1985.

155. Лешли Д. Работать с маленькими детьми. Поощрять их развитие и решать их проблемы. М., 1991. 220 с.

156. Лисина М.И. Психология общения дошкольников. — М., 1977.

157. Литвиненко О.С. Педагогические основы индивидуализации музыкального обучения в условиях общеобразовательной школы / Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. - 18 с.

158. Литвин С.Я. Психологические закономерности формирования педагогических способностей / Автореф. дис. . канд. психол. наук. — М., 1995. 18 с.

159. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1985. 175 с.

160. Лукьянова М.И. Развитие психолого-педагогической компетентности учителя / Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. - 18 с.

161. Лысиков А.И. Дифференциация и индивидуализация профессиональной подготовки учителей: личностно ориентированная модель // Воспитательно-образовательный процесс: устремление к идеалу. М.-Серпухов, 1996. - С.45-47.

162. Ляшко Н.П. Общеличностное развитие будущих учителей начальных классов музыкально-эстетическими средствами / Автореф. дис. . канд. пед. наук. Переяслав-Хмельницкий, 1994. - 184 с.

163. Ляшко Н.П., Колос Н.Г. Общеличностное развитие будущего учителя в процессе подготовки к внеклассной музыкально-воспитательной работе / Метод, рекомендации. Переяслав-Хмельницкий, 1993. - 19 с.

164. Макоев Ф.Х. Педагогические основы формирования музыкально-эстетического вкуса у учащихся музыкальных училищ / Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1995. - 20 с.

165. Макшанцева Е. Игры и развлечения в детском саду. К.: Музична Украина, 1974.

166. Малиновская В.Н. Формирование основ педагогического мастерства в структуре профессиональной подготовке учителей (в условиях педагогического колледжа) / Дис. в форме науч. доклада . канд. пед. наук.-М., 1994.-30 с.

167. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

168. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1994.-208 с.

169. Медянников А.И. К проблеме дифференцированного обучения студентов музыкально-педагогического факультета на основе различия в

170. Николко В.Н. Творчество как новационный процесс (философско-онтолотческий анализ). Симферополь: Таврия, 1991. - 190 с.

171. Новикова Л.П. Развитие мотивов музыкально-эстетической деятельности будущих учителей начальных классов как педагогическая задача // Как решать педагогические задачи? М.-Кострома, 1992. — С.55-56.

172. Об образовании: Закон Российской Федерации. М.: Новая школа, 1992.

173. Обыскалова Л.Р. Формирование музыкально-эстетических представлений и понятий у студентов педвуза / Автореф. дис. . канд. пед. наук. Брянск, 1996. - 18 с.

174. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. М.:Педагогика, 1990. - 150 с.

175. Омельяненко В.Л., Вовк Л.П., Омельяненко С.В. Задания ипедагогические ситуации М.: Просвещение, 1993. - 271 с. *

176. Осипова Е.К. Психологические основы формирования профессионального мышления учителя / Автореф. дис. . д-ра психол. наук.-М., 1988.

177. Основы педагогического анализа: Спецкурс для всех специальностей // Программы педагогических институтов / Сост. Л.Ф. Спирин, М.Л. Фрумкин.-М., 1987.

178. Основы педагогического мастерства / Под ред. П.А. Зязюна. М., 1989.-302 с.

179. Палеха Н.В. Формирование творческой активности будущего учителя музыки в процессе педагогической практики / Автореф. дис. . канд. пед. наук. Харьков, 1992.

180. Панасюго Е.В. Педагогические технологии подготовки учителя музыки в педагогическом училище / Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996.-20 с.

181. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995. - 637 с.

182. Педагогика сотрудничества: Отчет о встрече учителей-экспериментаторов // Педагогика наших дней. — Краснодар, 1989. — С.402-415.

183. Петрова В.А. Музыкальные занятия с малышами: Кн. для муз. руководителя детского сада. -М.: Просвещение, 1993. 189 с.

184. Петроченко Г.Г. Педагогические ситуации в дошкольной педагогике: Уч. пособие. Минск: Высшая школа, 1984. - 238 с.

185. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997. - 384 с.

186. Печенкин А.А. Потребности и интересы как объективные детерминанты социальной активности человека // Проблемы комплексного изучения и гармоничного развития человека / Тез. докл. и сообщ. регион, науч.-практ. конф. 4.1. - Тверь, 1991. - С.25-27.

187. Платонов К.К. Проблемы способностей. М., 1972. - 312 с.

188. Поляков Н.Е. Решение педагогических задач как средство развития у студентов педагогического мышления // Вопросы формирования личности учителя в условиях педагогического института.- Саратов, 1970.

189. Поташник М.М. В поисках оптимального варианта. М., 1988. - 192 с.

190. Провозина Н.М. Курс "Психология музыкальной деятельности" в учебном плане подготовки учителя музыки // Психологическая подготовка студентов к музыкально-педагогической деятельности. Ханты-Мансийск, 1996.-С.З-7.

191. Программа воспитания и обучения в детском саду. — М.: Просвещение, 1987.- 192 с.

192. Программа-ориентир психолого-педагогического образования учителя (базовый компонент) / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1991. - 36 с.

193. Программа "Развитие" (основный положения) / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева и др. М., 1994. - 18 с.

194. Пшеничная Л.М. Ориентация будущих воспитателей на творчество (в условиях дополнительного художественного обучения в педагогическом колледже) / Автореф. дис. канд пед. наук.- М., 1998. 18 с.

195. Радуга: Программа и руководство для воспитания второй младшей группы детей детского сада / Т.Н. Дронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризина. -М.: Просвещение, 1993. 224 с.

196. Радынова О.П. Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников / Дис. в виде науч. доклада . д-ра пед. наук. М., 1999. 52 с.

197. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1989. - 141 с.

198. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М., 1980. - 96 с.

199. Рапацкая JI.A. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования / Автореф. дис. канд пед. наук. М., 1991. - 35 с.

200. Решетников П.Е. Технология профессионально-личностного развития будущих учителей: опыт проектирования и экспериментальной апробации технологической образовательной системы. — М.-Белгород, 1998. 335 с.

201. Рзаева Е.И. Игровой пространство как механизм развития игровой деятельности дошкольника // Психология и практика: Ежегодник Рос. психол. общ-ва. Т.4. - Вып.2. - Ярославль, 1998. - С.173-174.

202. Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. -147 с.

203. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: в 2 т. М., 1989.

204. Румянцева З.В. Развитие интеллектуальных умений учителя в процессе решения музыкально-художественных задач // Как решать педагогические задачи? М.-Кострома, 1992. - С.59-61.

205. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: Конспекты занятий и сценарии праздников / Под ред. А.В. Орловой -Владимир, 1995. 185 с.

206. Рябова Т.В. Особенности творческих состояний // Психология и практика: Ежегодник Рос. психол. общ-ва. Т.4. — Вып.2. - Ярославль, 1998. -С.180-181.

207. Рязанова Т.В. Формирование музыкально-педагогической культуры учителя начальных классов в период обучения в педвузе / Автореф. дис. . канд пед. наук. М., 1987.

208. Семушина Л.Г. Исследовательские профессиональные функции воспитателя дошкольного учреждения / Автореф. дис. . канд пед. наук. — М., 1979. 16 с.

209. Сергеева В.П. Личностно ориентированная подготовка учителей-воспитателей детей дошкольного и младшего школьного возраста в педагогическом колледже / Автореф. дис. канд пед. наук. — М., 1997. 24 с.

210. Сизова Л.С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе. —М., 1997. 104 с.

211. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. — Ярославль, 1996. 188 с.

212. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом. М., 1997. - 264 с.

213. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976. - 160 с.

214. Сластенин В.А. Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. — М.: Магистр, 1997. 308 с.

215. Соболева Е.А. Овладение основами педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. Воронеж, 1992. — С. 142-144.

216. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания. — М., 1997. 242 с.

217. Спирин Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач (Проблемы теории и методики развивающегося профессионально-педагогического обучения и самообразования): Уч. пособие / Под ред. П.В. Конаныхина. — Кострома, 1994. -107 с.

218. Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. Кострома, 1995.

219. Спирин Л.Ф. Разработка теории и технологии решения педагогических задач // Психология и практика: Ежегодник Рос. психол. общ-ва. Т.4. - Вып.2. - Ярославль, 1998. - С.207-208.

220. Спирин Л.Ф. Формирование педагогических умений учителя / Дис. . д-ра пед. наук. М., 1980.

221. Спирин Л.Ф., Степинский М.А. Фрумкин М.Л. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач. Ярославль, 1974.

222. Спутник учителя музыки / Библиотека учителя музыки. — М.: Просвещение, 1993. 236 с.

223. Ставринова Н.Н. Подготовка воспитателей-исследователей для дошкольных учреждений в педагогическом колледже / Автореф. дис. . канд пед. наук. М., 1996. - 40 с.

224. Станиславский К.С. Работа актера над собой. — 4.1, 2. М., 1951. -668с.

225. Старов М.И. Формирование системы отношений учителя в процессе его профессиональной подготовки / Автореф. дис. . д-ра пед. наук. — М., 1996. 40 с.

226. Старшинова Т.А. Понятийно-терминологический аспект взаимосвязи педагогической теории и практики (на примере концепции гуманизации образования) / Автореф. дис. канд пед. наук. Казань, 1998. - 16 с.

227. Степанова В.В. Становление методического мастерства учителя как проблема вузовского педагогического образования. М.: Прометей, 1995. -243 с.

228. Степанов Н.И. Формирование у учащихся навыков самоанализа и самооценки игровых действий в процессе обучения игре на музыкальных инструментах / Автореф. дис. канд пед. наук. М., 1989.

229. Стихнина И.П. Реализация креативной функции внеаудиторных занятий с будущими учителями // Поиск оптимальных методик обучения и воспитания молодежи. М.-Сургут, 1995. - С.61-66.

230. Страбахин Н.И. Повышение самостоятельности решения студентами эвристических задач // Пути и методы совершенствования самостоятельной работы студентов. Новгород, 1988. - С.23-24.

231. Сурьянинова Т.И. Развитие социального творчества детей как одно из основных направлений становления личности // Психология и практика: Ежегодник Рос. психол. общ-ва. Т.4. - Вып.2. - Ярославль, 1998. - С.211-212.

232. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М.: Учпедгиз, 1961. -223 с.

233. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. К.: Рад. школа, 1969. -247с.

234. Тайчинов М.Г. Проблемы формирования нравственного сознания и поведения подрастающего поколения. Алма-Ата, 1975. - 208 с.

235. Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику: Пособие для педагогов-новаторов. М., 1991. -181 с.

236. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1988. -17с.

237. Тарасова Л.А. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования / Автореф. дис. . д-ра пед. наук. -М., 1997.-52 с.

238. Теплов Б.М. Психология. М., 1946.

239. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. — М., 1947. -335с.

240. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.

241. Терентьева Н.А. Основы творческого музицирования. СПб., 1995. -59 с.

242. Терехина Л.А. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе общепедагогической подготовки / Автореф. дис. . канд пед. наук. М., 1996. — 23 с.

243. Тимошенко Л.В. О некоторых вариантах календарно-тематического планирования воспитательной работы в детском саду. Омск, 1991. - 30 с.

244. Тихомирова Л.А. Значение лекций по музыкальному краеведению в совершенствовании учебного процесса по музыкальному воспитанию // Проблемы выбора оптимальной модели учебного процесса. Тверь: ТПУ, 1991. - С.130-131.

245. Упражнения с Монтессори-материалом. — М.-Рига, 1998. 175 с.

246. Усанова Е.Ю. Включение "Дневников эстетических впечатлений" в контекст профессиональной подготовки учителей воспитателей // Общечеловеческие духовно-нравственные ценности и воспитание молодежи. М.-Серпухов, 1996. - С.113-114.

247. Усова А.П. Обучение в детском саду. 3-е изд. М., 1981. -176 с.

248. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 56 лет: Кн. для воспитателя. М.: Просвещение, 1987. - 143 с.

249. Учитель, которого ждут: Из опыта Полтавского пединститута имени В.Г. Короленко / Под ред. И.А. Зязюна. М.: Педагогика, 1988. - 152 с.

250. Ушинский К.Д. Собр. сочинений: В 10 т. -М.-Л., 1948-1952.

251. Фельдгон Д.Х. Формирование потребности в эстетическом самовоспитании у студентов педагогического института / Автореф. дис. . канд пед. наук. М., 1975. — 27 с.

252. Фешина НЛ. Эстетическое образование и воспитание будущего учителя в педагогическом вузе / Автореф. дис. . канд пед. наук. М., 1975.-27 с.

253. Фурмина Л.С. Шибицкая А.Е. Пантелеева Л.В. Развлечения в детском саду. -М.: Просвещение, 1975. 223 с.

254. Харченко А.Д. Практика как способ приобщения студентов к педагогическому творчеству / Автореф. дис. канд пед. наук. М., 1997. -20 с.

255. Хижняк А.А. Роль УИРС и НИРС в процессиональной подготовке будущих учителей начальной школы // Пути формирования у студентов педвуза положительного отношения к профессиии / Метод, рекомендации. Белгород, 1988. - С.62-69.

256. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки / Автореф. дис. д-ра пед. наук. К., 1986. - 42 с.

257. Ходяева Р.Н. Нетрадиционные подходы подготовки будущих учителей к воспитательной работе в школе / Автореф. дис. . канд пед. наук. М., 1997.-19 с.

258. Хуторской А.В. Дидактические основы эвристического обучения / Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1998. - 37 с.

259. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика. М.: МПА, 1998. - 266 с.

260. Цаллина О.В. Формирование творческой активности у старших дошкольников средствами предметно-пространственной среды детского сада / Автореф. дис. канд пед. наук. М., 1998. -16 с.

261. Царева Р.Ш. Развивающее учебное взаимодействие как условие профессиональной подготовки будущих учителей / Автореф. дис. . д-ра пед. наук. Казань, 1997. - 431 с.

262. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М., 1994. - 384 с.

263. Чайчиц Л.И. Современные дошкольные учреждения: воспитательные возможности и перспективы развития / Автореф. дис. . канд пед. наук. — М., 1999. -18 с.

264. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Долгопрудный, 1994.- 175 с.

265. Чирсова Т.И. Стратегия деятельности психолога в детском саду // Психология и практика: Ежегодник Рос. психол. общ-ва. Т.4. - Вып.2. -Ярославль, 1998. — С.224-226.

266. Шаталов В.Ф. Точка опоры. М.: Педагогика, 1987. - 158 с.

267. Шарипова Р.Г. Решение педагогических задач в процессе подготовки студентов педвуза к творческой профессионально-педагогическойдеятельности II Как решать педагогические задачи? — М.-Кострома, 1992. -С.31-33.

268. Шевченко JI.JI. Педагогическое творчество: Учебник-тренажер. — М., 1996.- 118 с.

269. Шеншев JI.B. Преодоление психологического барьера как условие научного, художественного и педагогического творчества II Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления. М., 1973.

270. Шиян О.М. Развитие педагогического мастерства: овладение педагогическими технологиями, алгоритмами продуктивного решения педагогических задач. Донецк-М., 1994. - 170 с.

271. Шишлянникова Н.П. Целостное художественно-образное восприятие мира на уроках музыки в начальной школе / Автореф. дис. . канд пед. наук. — М., 1997. 19 с.

272. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993. - 128 с.

273. Шоломович С.М., Руденко И.Н., Зинич Р.Т. Методика музыкального воспитания в детском саду. — К., 1985. 144 с.

274. Щетинин М.П. Объять необъятное. М.: Педагогика, 1986.

275. Юдина Е.И. Азбука музыкально-творческого саморазвития. М., 1994. - 104 с.

276. Ядэппсо В.И. Опыт специализации по музыке на факультете дошкольного воспитания. — Вильнюс, 1981.

277. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. М., 1991.-91 с.

278. Якиманская И.С. Концепции личностно ориентированного обучения. — М.: РАО, 1994.

279. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. - №2. - С.66-77.

280. Яковлева JI.B. Формирование готовности будущего учителя к педагогической рефлексии / Автореф. дис. канд пед. наук. М., 1991.

281. Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач / Автореф. дис. . д-ра пед. наук. Челябинск, 1992 - 37 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.