Формирование у будущих учителей начальных классов умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах в процессе музыкально-педагогической подготовки в вузе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Дьяченко, Ирина Юрьевна

  • Дьяченко, Ирина Юрьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 148
Дьяченко, Ирина Юрьевна. Формирование у будущих учителей начальных классов умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах в процессе музыкально-педагогической подготовки в вузе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Екатеринбург. 2009. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Дьяченко, Ирина Юрьевна

Введение.

Глава 1. Теоретические основы формирования умений музицировать на элементарных! ' музыкальных инструментах в процессе музыкально-педагогической подготовки учителей начальных классов.

1.1 Музицирование как явление музыкальной культуры.

1.2 Умения музицировать на элементарных музыкальных инструментах у студентов - будущих учителей начальных классов.

1.3 Педагогические условия формирования умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах у студентов - будущих учителей начальных классов в вузе.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Организационно-содержательные основы формирования у будущих учителей начальных классов умений музицировать.

2.1. Констатирующее исследование сформированности умений музицировать у будущих учителей начальных классов.

2.2. Методика формирования у будущих учителей начальных классов умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах.

2.3. Итоговое исследование сформированности умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах у будущих учителей начальных классов.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование у будущих учителей начальных классов умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах в процессе музыкально-педагогической подготовки в вузе»

В Государственном образовательном стандарте по специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования» указывается, что одной из главных типовых задач профессиональной деятельности будущего учителя начальных классов является формирование общей культуры учащихся, важной составляющей которой является музыкальная и художественная культура (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский).

Выпускник, получивший квалификацию учителя начальных классов, должен владеть разными видами профессиональной деятельности, среди которых особое место занимает деятельность по художественному и музыкальному воспитанию детей. Однако таких дисциплин, которые ориентируют выпускника на это, всего две: «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» и «Теория и методика музыкального воспитания».

Значимость подготовки будущего учителя начальных классов к осуществлению деятельности по художественному и музыкальному воспитанию детей определяется тем, что почти в каждый предмет начальной школы, а также в различные формы воспитательной работы с учащимися включается искусство и те или иные виды художественной деятельности детей.

- Поэтому учитель начальных классов имеет возможность систематически осуществлять художественное и музыкальное воспитание младших школьников, положительно воздействуя на их эмоции, мотивы поведения и интересы. Реализация этого воздействия невозможна без комплексной теоретической, методической и практической музыкальной подготовки учителей начальных классов. Однако в настоящее время в большинстве российских педагогических вузов музыкально-педагогическая подготовка будущих учителей в основном сводится к информативному способу освоения теории и методики музыкального воспитания и не предполагает практического обучения.

При поступлении абитуриентов в российские педагогические вузы у будущих учителей начальных классов не проверяются музыкальные способности и задатки. Как показывает практика, уровень их музыкальной культуры является невысоким. Анализируя содержание музыкальной подготовки учителей начальных классов в отечественных педагогических вузах, можно отметить то, что она осуществляется в основном на дисциплине «Теория и методика музыкального воспитания». В некоторых педагогических вузах в содержание музыкально-педагогической подготовки включаются курсы по выбору. Но они, как правило, наделены на углубление теоретической и методической подготовки студентов. Практическая подготовка, которой еще недавно уделялось внимание в педагогических вузах и в педагогических колледжах, на сегодняшний день в них почти не осуществляется. Все это приводит к тому, что будущий учитель начальных классов ориентирован только на организацию такого вида музыкальной деятельности детей, как восприятие музыки. Между тем, в профессиональной работе учителю начальных классов приходится сталкиваться с проблемой разучивания с детьми песен для утренников и праздников, подбора аккомпанемента для небольших танцевальных номеров, «озвучивания» различных литературных и поэтических произведений, что требует не только умения организации процесса восприятия музыки, но и ее исполнения. В связи с этим введение в содержание музыкальной подготовки будущих учителей начальных классов такой формы, как элементарное музицирование, когда они учатся исполнять музыку на элементарных музыкальных инструментах, совмещать ее исполнение с движением и с поэтическим словом, является актуальным. Актуальность данного введения обосновывается и необходимостью повышения уровня музыкальной подготовки будущих учителей начальных классов в целом, так как приобретение знаний в области теории музыки, методики музыкального воспитания будет осуществляться во взаимосвязи с их практической исполнительской деятельностью — музицированием.

Проблема музыкальной подготовки учителей начальных классов рассматривается в работах различных авторов. Так, В.И. Адищев раскрывает исторический аспект данной проблемы. Направления музыкальной подготовки учителей начальных классов обосновывают в диссертационных исследованиях Т.А. Казаринова, Л.П. Новикова и др. В диссертации В.Г. Лысенко доказывается необходимость обучения учителей начальных классов музыкально-просветительской деятельности. Т.Ф. Рязанова, И.П. Сергеева, Е.В. Потменская и др. в кандидатских диссертациях исследуют пути формирования у будущих учителей начальных классов музыкальной культуры.

Анализ данных работ позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на освещение авторами различных аспектов указанной проблемы, в них не раскрываются вопросы, связанные с формированием практических исполнительских умений или умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах.

Для нашего исследования актуальными являются работы В.Ю. Арестовой, где исполнительские умения игры на инструменте рассматриваются в рамках подготовки учителя начальных классов к системно-ролевой деятельности в музыкальном воспитании школьников; работы, раскрывающие методы и приемы обучения музицированию на инструменте (фортепиано) студентов, не имеющих музыкальной подготовки в педагогическом вузе (М.М. Перелыдтейн), а также методические работы, указывающие на необходимость активизации исполнительских умений учителей начальных классов (умений исполнять несложные музыкальные произведения на том или ином инструменте) для воспитания их музыкальной культуры (Е.И. Банникова, Е.Н. Котышева, Г.В. Овакимова и др.).

Анализ работ зарубежных авторов (А. де Арисменди, Н. Берцхайм, Ж. Э. Далькроз, Ф. Карлгрен, 3. Кодай) показал, что музыкальная практика необходима не только в обучении музыкантов, но и всех тех специалистов, чья профессиональная деятельность связана с воспитанием детей. Авторами подчеркивается необходимость использования именно элементарного музицирования, когда игра на элементарных музыкальных инструментах сочетается со словом и движением. Эта же идея декларируется в работах и отечественных авторов (JI.A. Баренбойма, О.В. Леонтьевой,

Т.Э. Тютюнниковой и др.), которые рассматривают особенности музыкально-педагогической деятельности Карла Орфа, Пьера ван Хауве, Золтана Кодая. Определяя необходимость такой музыкально-педагогической подготовки у будущих учителей начальных классов, которая бы включала формирование умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах, совмещая музицирование с движением и словом, авторы этих работ не исследуют возможности ее осуществления в педагогическом вузе.

К. Орф и последователи его идей: Н. Берцхайм, Б. Глате, В. Келлер, Г. Кетман, Г. Регнер — считали, что элементарное музицирование является определенным видом музыкальной любительской деятельности, которая не требует длительного обучения и осуществляется в творческой импровизации, включающей музыку, движение и слово. Такой музыкант-любитель может исполнить ритмический аккомпанемент песни, ее мелодию, озвучить небольшое стихотворение или текст попевки, включить в процесс музыкального исполнения танцевальные движения. Всеми этими умениями необходимо обладать и учителю начальных классов, который осуществляет художественное и музыкальное воспитание младших школьников, предрасположенных ко многим видам музыкальной и художественной деятельности и имеющим желание в них активно участвовать.

Таким образом, анализ работ названных авторов позволяет выделить следующие противоречия:

-между требованиями Государственного образовательного стандарта к осуществлению музыкально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов и недостаточной реализацией этого требования, в связи с отсутствием ее практической, исполнительской составляющей; между теоретической и практической разработанностью вопросов обучения музицированию на элементарных музыкальных инструментах в профессиональном образовании учителей начальных классов за рубежом и неразработанностью этих вопросов в отечественном педагогическом образовании учителей этой же специальности; между возможностью использования музицирования на элементарных музыкальных инструментах для эффективной профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов и отсутствием методики, способствующей реализации этой возможности.

Противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия и методы формирования у будущих учителей начальных классов умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах в процессе музыкально-педагогической подготовки в вузе.

На основе сложившихся противоречий и выявленной проблемы сформулирована тема исследования: «Формирование у будущих учителей начальных классов умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах в процессе музыкально-педагогической подготовки в вузе».

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить эффективность методики формирования умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах у будущих учителей начальных классов в процессе музыкально-педагогической подготовки в вузе.

Объект исследования - процесс музыкально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов в вузе.

Предмет исследования - методика формирования умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах у студентов - будущих учителей начальных классов.

Гипотеза исследования - музыкально-педагогическая подготовка будущих учителей начальных классов в высшем учебном заведении будет более эффективна, если: эта подготовка будет основываться на комплексе теоретических, методических знаний и практических умений, к которым относятся умения музицировать на элементарных музыкальных инструментах; разработать методику формирования умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах, включающую условия, определенные этапы, методы, упражнения, а также визуальные и аудиальные средства обучения, реализуемые последовательно на каждом этапе; процесс формирования умений музицировать будет осуществляться не только в обучении студентов на определенных дисциплинах, но и во внеучебной (творческие лаборатории, конкурсы, презентации) и профессиональной (создание музыкальных фрагментов и апробация их в период прохождения педагогической практики) деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической, методической литературы для формулировки рабочего определения понятия «музицирование».

2. Определить основные умения музицировать на элементарных музыкальных инструментах у будущих учителей начальных классов.

3. Выявить этапы, методы, упражнения и средства формирования у студентов - будущих учителей начальных классов умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах.

4. Определить педагогические условия формирования у будущих учителей начальных классов умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах.

5. Проверить путем опытно-поисковой работы эффективность разработанной методики.

Теоретико-методологической основой исследования являются: теория деятельности (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.С. Каган); основные положения теории и методики организации педагогического исследования (В.И. Загвязинский, В.А. Сластенин, Г.М. Цыпин); основы формирования личности учителя в системе педагогического образования (О.А. Абдуллина, Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, Б.Т. Лихачев и др.); теория и методика формирования умений (Ю.К. Бабанский, Е.Н. Кабанова-Меллер, И.Я. Лернер и др.); теория развития общих и специальных музыкальных способностей (Б.М. Теплов, Д.К. Кирнарская, Г.М. Цыпин); идея об общности музыкальной и речевой интонации (Б.В. Асафьев); историко-теоретические основы музыкального обучения и воспитания (В.И. Адищев, О.А. Апраксина, Е.В. Николаева); теория и методика музыкального обучения и воспитания (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.А. Баренбойм, Л.В. Горюнова, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Николаева, Л.В. Школяр, Б.Л. Яворский); теория об элементарном музицировании как способе развития творческих способностей детей (К. Орф, 3. Кодай, Г. Кетман, Л.А. Баренбойм, Л.В. Виноградов, Т.Э. Тютюнникова, Л.В. Школяр и др.).

В ходе исследования использовались следующие методы: теоретические — изучение, обобщение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме; моделирование; анализ базовых понятий исследования; эмпирические — педагогическое наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, анкетирование, творческие задания, опытно-поисковая работа.

Исследование проводилось в 2003—2009 г. и включало три этапа.

На первом этапе работы (2003-2006 гг.) изучались теоретические основы проблемы, анализировалась литература по теме исследования. Была разработана основная концепция исследования, определены цели, задачи, методика исследования, спланирован и проведен констатирующий эксперимент. Осуществлялось наблюдение за студентами, проводились беседы с учителями начальных классов общеобразовательных школ, анкетирование студентов.

На втором этапе (200б-2008гг.) было разработано содержание методики формирования умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах; проводилась опытно-поисковая работа со студентами, анализ и обработка результатов ее внедрения в образовательный процесс в педагогическом вузе.

На третьем этапе (2008~2009гг.) обобщались, анализировались и систематизировались результаты исследования, формулировались выводы, осуществлялось литературное оформление работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Определен комплекс умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах у будущих учителей начальных классов: умение играть на элементарных музыкальных инструментах, умение совмещать игру на этих инструментах с движением и умение объединять при музицировании на инструментах слово и музыку.

2. Разработана методика формирования у будущих учителей начальных классов умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах, в соответствии с которой работа со студентами осуществляется в три этапа и включает в себя репродуктивные и продуктивные методы; упражнения на ритмический аккомпанемент, инструментальное сопровождение, взаимодействие музыки, движения и слова; аудиовизуальные средства: записи различных занятий по музицированию.

3. Определены педагогические условия методики формирования умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах у будущих учителей начальных классов в вузе: это организация практических занятий по элементарному музицированию в рамках дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания»; приобретение студентами знаний и умений элементарного музицирования на дисциплине по выбору «Практикум по элементарному музицированию»; реализация теоретических знаний о музицировании в практической деятельности в период прохождения студентами педагогической практики; создание студентами собственных элементарных музыкальных композиций и последующая их демонстрация в творческих лабораториях, конкурсах, на презентациях.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: дано рабочее определение понятия «музицирование» как любительской формы коллективной и (или) индивидуальной музыкальной деятельности, которая стимулируется внутренней потребностью человека общаться с музыкой, проявляемой в творческом самовыражении и не требующей от исполнителей длительной специальной музыкальной подготовки; сформулировано определение умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах у будущих учителей начальных классов - это комплекс знаний о возможностях элементарных музыкальных инструментов, воплощенный в таких действиях, как: игра на этих музыкальных инструментах, игра в сочетании со словом и движением, способствующая созданию индивидуального и (или) коллективного творческого продукта.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана система упражнений, нацеленная на формирование у студентов умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах, разработаны творческие задания, анкеты, позволяющие исследовать уровень сформированности умений музицировать на этих инструментах у студентов, в процессе профессионального образования в педагогическом вузе; систематизирован аудио- и видеоматериал, содержащий фрагменты занятий по музицированию с детьми, проводимых как студентами, так и педагогами-музыкантами, обоснованы критерии и показатели сформированности умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах у будущих учителей начальных классов.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования обсуждались в рамках международных (Екатеринбург, 2007, 2009; Тюмень, 2009) всероссийских (Тюмень, 2002, 2003) научно-практических конференциях, а также нашли отражение в опубликованных сборниках научных статей (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Тюмень, Екатеринбург-Пермь). Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры музыкального образования Тюменского государственного университета, кафедры музыкального образования Уральского государственного педагогического университета.

Внедрение результатов исследования проводилось в процессе педагогической деятельности автора на базе Института психологии, педагогики, ~ социального управления Тюменского государственного университета и на базе Института педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музицирование является любительской формой коллективной и (или) индивидуальной музыкальной деятельности, которая стимулируется внутренней потребностью человека общаться с музыкой, проявляемой в творческом самовыражении и не требующей от исполнителей длительной специальной музыкальной подготовки.

2. Основными умениями музицировать на элементарных музыкальных инструментах у будущих учителей начальных классов являются: умение играть на элементарных музыкальных инструментах, умение совмещать игру на инструментах с движением и умение объединять при музицировании слово и музыку.

3. Формирование у студентов педагогического вуза умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах в соответствии с разработанной методикой состоит из трех этапов (информационно-репродуктивный, информационно-продуктивный, импровизационно-творческий), реализуется при помощи методов (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, наблюдение, ролевая игра, импровизация, метод проектов, метод коллективного обучения, метод моделирования художественно-творческого процесса), упражнений (звуковысотные, ритмические, двигательные, игровые), различных форм (лекции, практические занятия, творческие лаборатории; индивидуальная, парная, групповая, коллективная; презентации, конкурсы), а также средств (аудио-, видеозаписи занятий по музицированию).

4. Педагогическими условиями формирования у будущих учителей начальных классов умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах являются: организация практических занятий по элементарному музицированию в рамках дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания», приобретение студентами знаний и умений элементарного музицирования на дисциплине по выбору «Практикум по элементарному музицированию»; реализация теоретических знаний о музицировании в практической деятельности студентов, в период прохождения педагогической практики; создание студентами собственных музыкальных композиций и последующая их демонстрация в творческих лабораториях, конкурсах, на презентациях.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечиваются опорой на научную методологию; адекватностью логики и методов исследования его цели, задачам и предмету; привлечением обширного фактического материала и его анализом; достигнутыми положительными результатами в опытно-поисковой работе.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Дьяченко, Ирина Юрьевна

Выводы по второй главе

Проведенная опытно-поисковая работа по формированию у студентов умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах в процессе музыкально-педагогической подготовки в вузе позволяет сделать следующие выводы:

1. Формирование у будущих учителей начальных классов умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах предполагает определение критериев их сформированности, которыми являются: 1) воплощение знаний о музыкальных возможностях элементарных музыкальных инструментов в исполнение музыкальных фрагментов; 2) отражение музыки в движении; 3) «озвучивание» текстов стихов, потешек и детских игр. Оценку сформированности умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах возможно производить по трем уровням: высокому, среднему, низкому.

2. Проведение констатирующего и итогового диагностирования можно осуществлять при использовании методов анкетирования, наблюдения, творческих заданий.

3. Реализация методики формирования у будущих учителей начальных классов умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах осуществляется в три этапа: информационно-репродуктивный, информационно-продуктивный, импровизационно-творческий - и включает в себя методы, упражнения, различные формы, а также средства.

4. Реализация экспериментальной методики позволяет включить каждого студента в конкретно-практическую деятельность. Благодаря коллективно-индивидуальному характеру творческого процесса в музицировании и синкретичности его художественно-образных средств учебная деятельность студентов приобретает черты музыкально-педагогической и способствует формированию умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах в условиях, сходных с будущей профессиональной деятельностью будущих учителей начальных классов.

5. Проведенная опытно-экспериментальная работа свидетельствует об эффективности использования музицирования на элементарных музыкальных инструментах в процессе подготовки будущих учителей начальных классов с целью организации ими художественной и музыкальной деятельности с детьми.

Заключение

Теоретическое изучение проблемы, опытно-поисковая работа подтвердили выдвинутую гипотезу диссертационного исследования и позволили в заключении исследования сделать следующие выводы:

1. «Музицирование» - это форма любительской коллективной и (или) индивидуальной музыкальной деятельности, которая > стимулируется внутренней потребностью человека общаться с музыкой, проявляемой в творческом самовыражении и не требующей от исполнителей длительной специальной музыкальной подготовки.

2. Умения музицировать на элементарных музыкальных инструментах у будущих учителей начальных классов — это комплекс знаний о возможностях элементарных музыкальных инструментах, воплощенный в таких действиях, как: игра на этих музыкальных инструментах, игра в сочетании со словом и движением, способствующая созданию индивидуального и (или) коллективного творческого продукта.

3. Процесс формирования умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах у будущих учителей начальных классов, регулируется принципами: связи теории с практикой, систематичности и последовательности, доступности, полихудожественности. Использование данных принципов способствует эффективному формированию у студентов комплекса умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах: умение играть на элементарных музыкальных инструментах, умение совмещать игру на инструментах с движением, умение объединять при музицировании слово и музыку.

4. Методика формирования у будущих учителей начальных классов умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах в условиях вуза включает три этапа (информационно-репродуктивный, информационно-продуктивный, импровизационно-творческий) и является успешной при использовании репродуктивных и продуктивных методов, ряда упражнений (от простых ритмических упражнений до усложненных для составления ритмического, инструментального сопровождения к другим произведениям, литературным сюжетам), различных форм обучения и воспитания (лекции, практические занятия, творческие лаборатории, презентации, конкурсы), и использования педагогических средств (аудио-, видеозаписи занятий по музицированию).

5. Педагогическими условиями формирования у будущих учителей начальных классов умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах являются: организация практических занятий по элементарному музицированию в рамках дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания»; приобретение студентами знаний и умений элементарного музицирования на дисциплине по выбору «Практикум по элементарному музицированию»; реализация теоретических знаний о музицировании в практической деятельности студентов, в период прохождения педагогической практики; создание студентами собственных музыкальных композиций и последующая их демонстрация в творческих лабораториях, конкурсах, презентациях.

6. Сравнение результатов констатирующего и итогового этапов опытно-поисковой работы позволяют сделать вывод о положительной динамике формирования у будущих учителей начальных классов умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах и отсутствии данных результатов в контрольной группе студентов, что подтверждает правомерность выдвинутых положений гипотезы исследования и эффективности разработанной методики реализации данного процесса.

7. Анализ проблемы музыкально-педагогической подготовки учителей начальных классов позволяет говорить о необходимости коррекции данной подготовки и необходимости включения в нее практических занятий по музицированию, что в комплексе с теоретическими и методическими знаниями сделает эту подготовку более эффективной.

Дальнейшее исследование по данной проблеме может быть продолжено в следующих направлениях: формирование умений музицировать у будущих учителей начальных классов в процессе музыкально-педагогической подготовки в педагогическом колледже; включение в обоснованный комплекс умений музицировать других умений, связанных с использованием музыкальных инструментов, как, например, блок-флейта, обоснование линий преемственности в формировании умений музицировать на разных этапах обучения: школа-колледж-вуз.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Дьяченко, Ирина Юрьевна, 2009 год

1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: «Академия», 2004. - 336 с.

2. Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования Текст. / О.А. Абдуллина. — М.: Просвещение, 1990. 245с.

3. Адищев, В.И. Музыка в женских институтах России конца XIX XX века. (Теория и практика образования) Текст.: монография / В.И. Адищев. - М.: ИТОП РАО, 2001. - 116 с.

4. Адищев, В.И. Музыкальное образование в женских институтах и кадетских корпусах России второй половины XIX начала XX века: теория, концепции, практика Текст.: монография / В.И. Адищев. -М.: Музыка, 2007. - 347 с.

5. Адищев, В.И. О музыкальной подготовке учителей начальных школ Текст. / В.И. Адищев // Совершенствование процесса подготовки учителя музыки: межвузовский сборник научных трудов. — Издательство ВГПИ, 1984. С. 3 - 8.

6. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта Текст. / Ю.Б. Алиев. М.: ВЛАДОС, 2003. - 336 с.

7. Амонашвили, Ш.А. Педагогическая симфония: Часть 1 Текст. / Ш.А. Амонашвили. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та,1993.-224 с.

8. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности Текст. / В.И. Андреев. — Казань: изд-во Казанского ун-та, 1988.-236 с.

9. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / В.И. Анисимов. — М.: ВЛАДОС, 2004. 128 с.

10. Анисимова, И.А. Из истории фортепианного музицирования в России Текст. / И.А. Анисимова // Проблемы фортепианной педагогики и исполнительства. М.: СПб, 1978. - С. 103- 123.

11. Апраксина, О.А. Из истории музыкального воспитания Текст.: хрестоматия / сост. О.А. Апраксина. — М., 1990. — 208 с.

12. Арестова, В.Ю. Подготовка будущих учителей начальных классов к системно-ролевой деятельности в музыкальном воспитании школьников Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук / В.Ю. Арестова. М.: [б. и.], 2005. - 21с.

13. Арисменди, A. JI. Де Дошкольное музыкальное воспитание Текст. / A.JI. Арисменди; пер. с исп.; общ. ред. М. Шуаре; вст. статья Ю.В. Ванникова; послесл. Л.И. Айдаровой и Э. Е. Захарова. М.: Прогресс, 1989. - 176 с.

14. Арчажникова, Л.Г. Профессия учитель музыки Текст. :книга для учителя / Л.Г. Арчажникова. - М.: Просвещение, 1984. - 111с.

15. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании Текст. / Б.В. Асафьев. М.: Музыка, 1965. - 151 с.

16. Асафьев, Б.В. Избранные труды Текст. / Б.В. Асафьев. М.: Москва, 1957.-386 с.

17. Бабанский, Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности Текст. / Ю.К. Бабанский // Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. - 327 с.

18. Банникова, Е.И. Музыкально-педагогическая подготовка учителя начальных классов Текст. / Е.И. Банникова // Начальная школа. -2002.-№ 10.-С. 38-43.

19. Баренбойм, Л.А. За полвека. Очерки. Статьи. Материалы Текст. / Л.А. Баренбойм. Л.: Советский композитор, 1989. — 368 с.

20. Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство Текст. / Л.А. Баренбойм. М.: Советский композитор, 1974. - 336 с.

21. Баренбойм, Л.А. Путь к музицированию Текст. / Л.А. Баренбойм; исследования; изд. 2-е, доп. Л.: Советский композитор,1979. 268 с.

22. Бергер, Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке Текст. / Н.А. Бергер. СПб.: Каро, 2004. - 368 с.

23. Бергер, Н.А. Человек музицирующий Текст. / Н.А. Бергер // Искусство и образование. 2008. - № 1 (51). - С. 24 - 30.

24. Беркман, Т.Л. Обучение музыке в школе Текст. / Т.Л. Беркман. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1958. - 65 с.

25. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах Текст. / под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. -Т.1.-304 с.

26. Большой энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. А.Н. Прохоров. 2 - изд., перераб. и доп. - М: «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: Норинт, 1997. - 1456 с.

27. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности Текст. / Л.Л. Бочкарев. М.: ИПРАН, 1997. - 350 с.

28. Венгрус, Л. О проблемах музыкального всеобуча Текст. / Л. Венгрус // Музыкальная академия. 2005. - № 4. - С.126 -130.

29. Вестник Российского общества Карла Орфа Текст. / сост.

30. B.А. Жилин. 1994. - № 5.- 35 с.

31. Виноградов, JI.B. Музыкальное действо Текст. / JI.B. Виноградов // Искусство в школе. 1994. - № 4 - С. 42 - 49.

32. Виноградов, JI.B. Раскрыть музыку в ее целостности Текст. / J1.B. Виноградов // Искусство в школе. 1994. - № 2. - С. 20 - 26.

33. Виноградов, JI.B. Элементарное музицирование Текст. / JI.B. Виноградов. — Москва.: Полири, 2001. С. 80.

34. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование Текст. : словарь /

35. C.М. Вишнякова. -М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.

36. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие для пед. ин-тов Текст. / под. ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1973.-288 с.

37. Выготский, JI.C. Педагогическая психология Текст. / JI.C. Выготский. — М.: Педагогика, 1991. 480 с.

38. Выготский, JI.C. Психология искусства Текст. / JI.C. Выготский. — М.: Искусство, 1968. 573 с.

39. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология Текст. : учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.В.Петрова, JI.M. Орлова. М.: Педагогическое общество России, 2004. - 512 с.

40. Геращенко, Н.В. Формирование умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя (На материале специальности «Учитель начальных классов») Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / Н.В. Геращенко. М.: [б. и.], 2005. - 21 с.

41. Глате, Б. Ритмика для детей Текст.: упражнения для музыкально-ритмического воспитания / Б. Глате; рукопись, пер. В.А. Жилина. -Мюнхен, 1997. —45 с.

42. Голубева, Н.В. Серебряный колокольчик: программа коллективного музицирования для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательно-оздоровительного учреждения Текст. / Н.В. Голубева. Тюмень: «Вектор бук»,2008. 74 с.

43. Гольденберг, И.М. Яворский и музыкальное воспитание детей Текст.: в 2 т. / И.М. Гольденберг. — М.: Советский композитор, 1972 Т.1: Статьи, воспоминания, переписка. 1972. —203 с.

44. Горюнова, JI.B. Принципы педагогики искусства Текст. / JI.B. Горюнова: актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе: книга 1. — М.: Mill У, 1990.-254 с.

45. Грум-Гржимайло, Т.Н. Музыкальное исполнительство Текст. / Т.Н. Грум-Гржимайло. -М.: Знание, 1984. 160 с.

46. Гуревич, Е. Музыкальное воспитание и образование на немецких землях: от Средневековья к XXI столетию Текст. / Е. Гуревич. М.: Музыка, 1984. - 78с.

47. Данилов, М.А. Процесс обучения. Основы дидактики Текст. / М.А. Данилов ; под. ред. Б.П. Осипова. М.: Просвещение, 1967. -С. 197- 198.

48. Дмитриева, Л.Г. Детское музыкальное творчество как метод воспитания Текст. / Л.Г. Дмитриева // Музыкальное воспитание в школе: сборник статей / сост. О.А. Апраксина. М.: Музыка. Вып. 11.- 1976.-92. с.-С. 71-86.

49. Дмитриева, Л.Г. Развитие у первоклассников чувства формы в процессе элементарного музицирования Текст. / Л.Г. Дмитриева // Музыкальное воспитание в школе: сборник статей / сост. О.А. Апраксина. М.: Музыка, 1979. - В. 14.- С. 5 - 11.

50. Дружинина, А.В. Музыка и музыкальный быт музыкальной России Текст. /А.В. Дружинина. Л., 1977. - 102 с.

51. Емельянов, В.В., Трифонова, И.А. Голос как инструмент эстетической антропологии Текст. // Эстетическая антропология: коллективная монография / под ред. М.Н. Щербинина. Тюмень: «Вектор Бук», 2007. - 248 с. - С.130 -163.

52. Жак-Далькроз, Э. Ритм Текст. / Э. Жак-Далькроз. М.: Классика -XXI век.-2001.- 248 с.

53. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация Текст. : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /

54. В.И. Загвязинский. 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 192 с.

55. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст.: учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов — М.: Академия, 2001. 208 с.

56. Зильберквит, М.А. Во главе оркестра Текст. / М.А. Зильберквит // Альманах для школьников. 1986. - № 5. — С. 52 - 57.

57. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста Текст.: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Зимина. М.: ВЛАДОС, 2000. - 304 с.

58. Зимняя, И.А. Педагогическая психология Текст. : учеб. пособие / И.А. Зимняя. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 480 с.

59. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца Текст. / Д.Б. Кабалевский : кн. для учителя ; сост. В.И. Викторов. М.: Просвещение, 1981. - 192с.

60. Кабалевский, Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе Текст. / Д.Б. Кабалевский. М.: Педагогика. - 1973. - 334 с.

61. Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение Текст. / Е.Н. Кабанова-Меллер. М.: Знание, 1981. - С.49.

62. Каган, М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) Текст. / М.С. Каган. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

63. Каптерев, П.Ф. Об эстетическом развитии и воспитании Текст. / П.Ф. Каптерев // Избранные педагогические сочинения / сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1982. - С.91 - 108.

64. Карлгрен, Ф. Воспитание к свободе: педагогика Рудольфа Штайнера Текст. / Ф. Карлгрен. М.: Персифаль, 1993. - 272 с.

65. Келдыш, Ю.В. История русской музыки: в 10 т. Текст. / Ю.В. Келдыш. М.: Музыка, 1983. - Т. 1.: Древняя Русь XI - XVII века. - 382 с.

66. Келлер, В. Введение в «музыку» для детей Текст. / В. Келлер // Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа / сост. JI.A. Баренбойм. М.: Советский композитор, 1978.1. С. 265-365,

67. Кирнарская. Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности Текст. / Д.К. Кирнарская. М.: Таланты -XXI век, 2004.-496 с.

68. Коваленко, В.А. Всеобщее обучение фортепиано: непросто, но можно и нужно Текст. / В.А. Коваленко // Начальная школа. 2002. - № 6. - С. 24-28.

69. Кодай, 3. Избранные статьи Текст. / 3. Кодай. М.: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1982. - 288 с.

70. Козырев, Ю.К. Импровизация путь к музыке для всех Текст. / Ю.К. Козырев // Музыкальное воспитание в СССР / под ред. Л.А. Баренбойма. - М.: Сов. композитор, 1985. — Вып. 2.1. С. 252-269.

71. Коэн, В. Метод музыкальных зеркал. Двигательные аналоги музыкального восприятия Текст. / В.Коэн // Искусство в школе. -1999. -№4-С. 14-16.

72. Лаптев, И.Г. Формирование музыкальных способностей младших школьников в процессе игры на элементарных инструментах Текст. : дис. . канд. пед. наук / И.Г. Лаптев. М. : [б. и.],1982. 16 с.

73. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. /

74. A.Н. Леонтьев. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

75. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения Текст. : в 2 т./ А.Н. Леонтьев; под. ред. В.В. Давыдова и [др.]. М.: Педагогика, 1983. - Т. 1 - 381 с.1. Т.2.-318 с.

76. Леонтьева, О.Т. Карл Орф Текст. / О.Т. Леонтьева. М.: Музыка, 1984.-334с.

77. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности Текст. / И.Я. Лернер. М.: Педагогика, 1980. - 126 с.

78. Лернер, И.Я. Учебные умения и их функции в процессе обучения Текст. / И.Я. Лернер // Роль учебной литературы в формировании общих учебных умений и навыков школьников / общ. ред.

79. B.В. Горелова. М.: Педагогика, 1984. - С. 21.

80. Лифиц, И.В. Ритмика Текст. : учеб. пособие для студ. сред, и высш. учеб. заведений. / И.В. Лифиц. М.: Академия, 1999. - 224 с.

81. Лихачев, Б.Т. Педагогика Текст.: Курс лекций : учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК /

82. Б.Т. Лихачев. М.: Прометей, ЮРАЙТ, 1998. - 464 с.

83. Лошкарева, Н.А. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составной части учебно-воспитательного процесса / Н.А. Лошкарева Текст. : дис. . д-ра. пед. наук / Н.А. Лошкарева. -М.:[б. и.], 1990.-410 с.

84. Лысенко, В.Г. Формирование музыкально-просветительских умений учителя начальных классов Текст.: дис. . канд. пед. наук /

85. B.Г. Лысенко. М.: б. и., 1989. - 16 с.

86. Маклыгин, А.Л. Преображение духа школы Текст. / А.Л. Маклыгин // Играем с начала. 2009. - 12 мар. - С. 4.

87. Максимова, С.В. Творчество: созидание или деструкция? Текст. /

88. C.В. Максимова. М.: Академический Проект, 2006. - 224 с.

89. Маркова, А.К. Психология труда учителя Текст.: книга для учителя. Психологическая наука школе / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

90. Мейлих, Е.В. У истоков музицирования Текст. / Е.В. Мейлих // Вопросы музыкально-эстетического воспитания: Сборник статей / сост. Л.В. Михеева. М.: Музыка, 1976. - Вып. 3 — 159 с.1. С. 97- 125.

91. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности Текст. / А.А. Мелик-Пашаев. М.: Знание. 1981. - 96 с.

92. Михеева, Е.Н. Музицирование как средство творческой активности будущего учителя музыки Текст. / Е.Н. Михеева. Режим доступа: http:// www/ avpu.ru/proectyformcult/p7.htm.

93. Музыкальная психология Текст.: хрестоматия / сост. М.С. Старчеус. М., 1992. - - 210 с.

94. Музыкальное воспитание в Советском союзе Текст. / Сборник. Ред.-сост. JI. Баренбойм. М.: Советский композитор, 1977. - 486 с.

95. Музыкальное образование в школе Текст. : учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / JI.B. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.; под. ред. Л.В.Школяр. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 232 с.

96. Народное музыкальное творчество Текст. : учебник / отв. ред. О.А. Пашина. СПб.: Композитор, 2005. - 2005 - 568 с.

97. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания Текст. : кн. для учителя / Б.М. Неменский. 2-е изд., перераб.и доп. — М.: Просвещение, 1987. — 255 с.

98. Николаева, Е.В. История музыкального образования: Древняя Русь: Конец X середина ХУПстолетия Текст. / Е.В. Николаева: учеб. пособие / Е.В. Николаева. - М., 2003. - 208 с.

99. Новикова, Л.П. Формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / Л.П. Новикова. — М. : [б. и.],1997. -16 с.

100. Овакимова, Г.К. О роли мотивации и внимания в процессе обучения игре на фортепиано взрослых начинающих Текст. / Г.К. Овакимова // Фортепианная подготовка учителя-музыканта: сборник трудов. — М.; 1975. 142 с. - с.38 - 55.

101. Ожегов, С.И. Словарь русского языка Текст. / под ред. Н.Ю. Шведовой. — М.: Русский язык, 1991. 921 с.

102. Осеннева, М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников Текст. : учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов / М.С. Осеннева, JI.A. Безбородова М.: Академия, 2001. - 368 с.

103. Педагогика Текст.: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый; под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России,2008. 576 с.

104. Перелыптейн, М.М. Проблема формирования познавательной самостоятельности в процессе начального музыкального воспитания Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / М.М. Перелыптейн. М.: [б. и.], 1981.-16 с.

105. Петрова, Л.И. Воспитание младшего школьника Текст. : учебно-метод. пособие / Л.И. Петрова. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 347 с.

106. Петровский, В.А. Основы педагогики и психологии высшей школы Текст. / В.А. Петровский. М.: Московский университет, 1986.-294 с.

107. Потменская, Е.В. Формирование музыкальной культуры будущих учителей начальных классов в процессе профессиональной подготовки Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / Е.В. Потменская. Калининград : [б. и.], 2004. - 22 с.

108. Психология музыкальной деятельности: теория и практика Текст. : учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская. Н.И. Киященко. К.В. Тарасова и [др.]; под ред. Г.М. Цыпина. М.: Академия, 2003. - 368 с.

109. Ражников, В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике Текст. /

110. B.Г. Ражников. М.: ЦАПИ, 1994. - 141 с.

111. Руднева, С.Д., Ритмика. Музыкальное движение Текст. /

112. C.Д. Руднева, Э.М. Фиш. М.: Просвещение, 1972. - 334 с.

113. Рунин, Б.М. О психологии импровизации Текст. / Б.М. Рунин // Психология процессов художественного творчества. JI.: Наука, 1980.-285 с.

114. Рязанова, Т.Ф. Формирование музыкально-педагогической культуры учителя начальных классов в педвузе Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / Т.Ф. Рязанова. — М.: [б. и.], 1987. 16 с.

115. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии Текст. / Т.К. Селевко. М.: Нар. обр., 1998. - 225 с.

116. Сергеева, И.П. Корректировка процесса формирования музыкальной культуры будущего учителя начальных классов Текст.: дис. . канд. пед. наук. / И.П. Сергеева. Ставрополь : [б. и.], 2004. - 160 с.

117. Скаткин, М.И. Проблемы современной дидактики Текст. / М.Н. Скаткин. М.: Педагогика. 1984. - 243 с.

118. Сластенин, В.А. Педагогика Текст.: учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.Н., Мищенко, Е.Н. Шцянов. М.: Академия, 1998.- 368 с.

119. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования Текст. / В.А. Сластенин. -М.: Академия, 1995. 496 с.

120. Словарь русского языка: в 4 т. Текст. / под ред. А.П. Евгеньевой. -М.: Просвещение, 1982. Т.2. - 352с.

121. Сухомлинский, В.А. О воспитании Текст. / В.А. Сухомлинский; сост. и авт. вступит, очерков С. Соловейчик. — 6-е изд. — М.: Политиздат. 1988. 270 с.

122. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну Текст. / В.А. Сухомлинский. — 2-е изд. — К.: Рад. шк., 1987.-554 с.

123. Тагильцева, Н.Г. Звуки музыки. Звуки жизни Текст. : метод, пособие / Н.Г. Тагильцева; Урал. гос. пед ун-т. Екатеринбург, 2005.-40с.

124. Тагильцева, Н.Г. Учимся слушать музыку в школе развития Текст. / Н.Г. Тагильцева // Искусство в школе. 2007. - № 5 - С. 24 - 26.

125. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: Психологические основы Текст. / Н.Ф.Талызина. — М.: Изд-во МГУ, 1984.-345с.

126. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей Текст. / Б.М. Теплов. М., 1947. - 233 с.

127. Теплов, Б.М. Чувство ритма Текст. / Б.М. Теплов. Избр. Труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1985. - T.I. - С. 186 -209.

128. Трофимчук, О.В. Школа коллективного музицирования Текст. / О.В. Трофимчук // Вестник Российского общества Карла Орфа, 1996. № 5. - С. 19-21.

129. Тютюнникова, Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия Текст. / Т.Э. Тютюнникова. М.: Едиториал УРСС, 2003. - 264 с.

130. Тютюнникова, Т.Э. Музицирование как педагогическая стратегия Текст. / Т.Э. Тютюнникова // материалы международной конференции; теория и практика музыкального образования / под ред. Е.Д. Критской, Л.В. Школяр. М.: Флинта, 1999. -296 с.-С. 152-156.

131. Тютюнникова, Т.Э. Уроки музыки: Система обучения К.Орфа Текст. / Т.Э. Тютюнникова. М.: ООО «Издательство ACT», 2001. — 94, [2] с.

132. Усова, А.В. Дидактические основы формирования у студентов обобщенных умений и навыков Текст. / А.В. Усова // Совершенствование методической работы в вузе. Челябинск. — 1990. - С.156-167.

133. Ушинский, К.Д. Родное слово: книга для детей и родителей Текст. / К.Д. Ушинский / сост. Н.Г. Ермолина. Новосибирск: Мангазея, Детская литература, 1999. - 448 с.

134. Федорович, Е.Н. Основы музыкальной психологии Текст. : учеб. пособие / Е.Н. Федорович, Е.В. Тихонова. Екатеринбург,2007. 206 с.

135. Философский словарь Текст.: под ред. И.Г. Фролова. 5-е изд. - М.: Политиздат, 1986. - 590 с.

136. Халабузарь, П.В. Теория и методика музыкального воспитания Текст. : учебное пособие / П.В. Халабузарь, B.C. Попов. 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Лань, 2000. - 224 с.

137. Храмышкина, Р.Н. Педагогические условия художественно-творческой деятельности студентов Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук / Р.Н. Храмышкина. Магнитагорск : [б.и.], 2001. - 23 с.

138. Цыпин, Г.М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики Текст.: проблемы содержания, формы, языка и стиля / Г.М. Цыпин. Тамб. гос. муз-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова. — Тамбов, 2005. — 337 с.

139. Цыпин, Г.М. Музыкально-исполнительское искусство Текст.: теория и практика / Г.М. Цыпин. — СПб.: Алетейя, 2001. 320 с.

140. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников Текст. / Т.И. Шамова. М.: Педагогика, 1998. - 276 с.

141. Шарабуров, В.И. Профессиональное развитие учителя-музыканта общеобразовательной школы Текст. / В.И. Шарабуров. -Свердловск, 1989. 92 с.

142. Элементарное музыкальное воспитание по системе Дарла Орфа Текст. / сост. JI.A. Баренбойм. М.: Сов. Композитор, 1978. - 365 с.

143. Юдина, Е.И.Мой первый учебник по музыке и творчеству Текст.: азбука музыкально-творческого саморазвития / Е.И. Юдина. М.: Аквариум, 1997.-227 с.

144. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности Текст. / Е.Л. Яковлева. М.: Флинта, 1997. - 224с.

145. Keetman, G. Rhythmische Ubung (Rhythmic Exercises): for Orff Instruments Текст. / G. Keetman. Schott, 1984. - 24 p.

146. Witcin, R. The Concept of Development in Aesthetic Education: Lbid Текст. / R. Witcin. London, 1985. - P. 67 - 77.

147. Rodriguez, C.X. Childrens perception, production and description of musical expression Текст. / C.X. Rodriguez // Jornal of Research in Music Education. Spring, 1998. Vol 46(1). - P. 48 - 61.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.