Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Митрахович, Вячеслав Александрович

  • Митрахович, Вячеслав Александрович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 257
Митрахович, Вячеслав Александрович. Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Волгоград. 2002. 257 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Митрахович, Вячеслав Александрович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ВОСПИТАНИЕ ВОИНСКОЙ ЧЕСТИ КАК

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

1.1. Сущность воинской чести как качества личности военнослужащего.

1.2. Критерии и уровни сформированности воинской чести как качества личности.

Выводы первой главы.

Глава II. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ВОИНСКОЙ ЧЕСТИ У

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В УСЛОВИЯХ ПРОХОЖДЕНИЯ ИМИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО ПРИЗЫВУ В ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Средства формирования воинской чести у военнослужащих в условиях прохождения ими военной службы по призыву в ВС РФ.

2.2. Особенности процесса формирования воинской чести у военнослужащих в условиях прохождения военной службы.

Выводы второй главы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации»

Актуальность исследования. В современных условиях всему многонациональному народу России и особенно её Вооруженным Силам нужна своя, прогрессивная, обеспечивающая высокую социальную и общественную активность идеология. В её основе должны лежать ценности, проверенные тысячелетней историей развития Государства Российского и его общества: «государственность», «патриотизм», «отечество», «долг», «честь»[93, С.49].

Для того чтобы побеждать, в сердце и уме воина должна жить простая и ясная идея, понятная каждому, кто идет за нее на смерть, например защита Отечества, обеспечение суверенитета своей Родины. Даже в нынешних кризисных условиях, когда, как утверждается, рухнула вся система мировоззренческих ценностей, российские воины проявляют мужество и героизм (Чечня, Таджикистан, Абхазия, Косово и др.). Дело в том, что военнослужащие в основном представляют ту часть общества, которая наиболее медленно меняет свое мировоззрение, кроме того, резко изменить его им не позволяет представление о чувстве чести и собственного достоинства, которые в их сознании тесно связаны с верностью военной присяге, Отечеству, конституционному долгу [93, С.47].

Воинская честь аккумулирует требования таких ценностей как воинский патриотизм, воинский долг, воинская ответственность и означает необходимость их безусловного выполнения.

Именно особые нравственные устои и стиль поведения, объединяемые понятиями "воинская честь" и "достоинство", "повышенная ответственность за судьбу России и её безопасность" (причастность к делу по защите Отечества), "войсковое товарищество", "воинские ритуалы и традиции", "военная форма одежды" объединяются в одну группу военно-корпоративных ценностных ориентаций [221, С. 18]. Эта группа присуща всем категориям и группам военнослужащих.

Вышеперечисленные ценности определяют смысл и значение отношения военнослужащего к выполнению служебно-профессионального долга [93,

С.51].

В настоящее время вышеперечисленные ценностные ориентации военнослужащих испытывают существенные изменения. Для солдат и сержантов, опрошенных в 1996 г. в сравнении с предыдущими годами приобрели значение ценности военной службы, имеющие преимущественно индивидуалистическое звучание. Такие ценности, как причастность к защите Родины и гордость за принадлежность к Вооружённым силам, воинская честь и достоинство утратили свою актуальность - 5% [180, С.22].

Социологический опрос призывников 1996 года Приволжского Военного Округа (ПривВО), Уральского Военного Округа (УрВО), Северо-Кавказского Военного Округа (СКВО), Московского Военного Округа (МВО) показал, что каждый второй призывник считает, что такие понятия, как ДОЛГ, ЧЕСТЬ, ПАТРИОТИЗМ, ушли в прошлое и лишены смысла, около 70% заявили, что не хотят служить, 35% готовы покинуть Родину. Только половина опрошенных могла назвать 2-3 фамилии героев Великой Отечественной войны, и лишь 10% хотят быть похожими на них [168, С А].

Серьёзной проблемой надо считать увеличение количества молодых людей, отрицающих вообще какие-либо ценности военной службы. Количество разделяющих это мнение выросло с 5% в 1989 г. до 17% в начале 1996 г. [221, С. 23].

Сложная социально-экономическая ситуация в стране, изменения духовно-нравственных ориентиров и ценностей жизни во многом повлияли и на отношение призывной молодежи к военной службе. Молодёжь всё более негативно относится к военной службе по призыву.

Мониторинговое обследование молодого пополнения, проводимое каждые полгода офицерами отдела военно-социологических и правовых исследований Главного управления воспитательной работы ВС РФ (весной-летом 1998 г. опрошено 600 военнослужащих, призванных во все виды ВС РФ), подтверждает тенденцию нарастания негативного отношения призывников к такой форме реализации воинской обязанности, как служба по призыву.

Исполнять воинскую обязанность в форме военной службы по призыву выбрали только 19% опрошенных (на 9% меньше, чем осенью 1997 г.) [35, С. 64].

Военными социологами сегодня ещё отмечается значительный положительный настрой молодых солдат на службу по призыву, но в то же время нельзя не отметить и другой тенденции. Так, около 70% опрошенных молодых солдат (матросов), призванных на военную службу весной 1998 г., было настроено положительно по отношению к военной службе. Эта цифра в сравнении с осенним призывом 1997 г. выросла на 7%. Но в то же время с 16% до 25% увеличилось число тех призывников, которые однозначно негативно настроены по отношению к военной службе [Там же, С.65].

Такое же негативное отношение к службе в Вооружённых Силах, к выполнению своего воинского долга в последнее десятилетие мы находим и в других источниках: . вспомните, с каким трудом шёл призыв молодёжи в армию несколько лет назад. Количество призывников из года в год сокращалось, зато устрашающими темпами увеличивалось число тех, кто открыто отказывался служить в Вооружённых Силах [178, С. 28]; .при опросе высказали желание служить 55% юношей и лишь 8% открыто заявили о нежелании служить. При этом 37% будут служить только потому, что подчиняются требованиям закона [171, С. 20]; .до восьмидесяти процентов призывников, по данным социологических исследований, не хотят служить в армии.[12, С. 95]; .почти каждый пятый студент, полагает, что военная служба - это один из видов государственной деятельности, не заслуживающий особого внимания. С ними согласен каждый десятый призывник. Вместе с тем среди солдат и призывников немало и тех, кто полагает, что военная служба - это малопрестижная и неприятная работа, которой по возможности надо избегать (9,3% и 17,9%) [189, С. 22]; . "не хочу служить в армии, и никто меня не заставит". Такие высказывания сегодня популярны среди молодёжи. Ведь никто уже не говорит о священном долге защиты Родины. Увы, прежние духовные ориентиры рухнули. В армейский строй становятся дети рабочих, крестьян, остальные под всякими предлогами избегают службы. Сегодня очень много отказников и дезертиров [164, С. 1].

Анализ этих источников показывает, что деградация молодёжи будет усиливаться. И выразится это прежде всего в снижении качества личного состава Вооружённых Сил, что нанесёт непоправимый урон национальным интересам России. За примерами далеко ходить не надо.

Только в последнее время забили тревогу по поводу самовольного оставления части (дезертирство). Широкой общественности стали известны случаи, когда молодые люди, оставившие воинскую часть, по 3-4 года находились в так называемом розыске, а на самом деле никаких оперативных мер по их поиску не предпринималось. Безнаказанность - лучшая почва для взращивания в обществе беззакония [176,С.5].

Если в 1961 г. на военную службу призывали 5500 ранее судимых, то в 1990 г. - 31722. Резко снизился уровень патриотизма молодёжи, возросло дезертирство из армии. По данным Комитета солдатских матерей России, ежегодно из армии сбегают более 12 тыс. солдат. Некоторые кончают жизнь самоубийством [33, С. 77].

Почему такое стало возможно? Более того, почему молодые люди уже не хотят выполнять долг гражданина по защите Отечества? Как случилось, что сегодня преданы забвению такие понятия, как долг, честь, достоинство, милосердие и патриотизм?

Ответить на данные вопросы возможно, только поняв причины кризиса, поразившего как российское общество, так и армию. Одна из них состоит в недооценке роли образования и явное пренебрежение задачами воспитания молодёжи.

Более общие причины низкой сформированности воинской чести военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооружённых Силах Российской Федерации помещены нами в Приложении 1.

В педагогической науке накоплены знания, позволяющие рассматривать и анализировать проблемы воспитания воинской чести. Представление об уровне разработанности названной проблемы можно составить на основе изучения научных публикаций, которые можно разделить на несколько групп.

Первая группа представлена работами общетеоретического характера по проблемам профессиональной морали и этики, исследующими сущность, содержание нравственных ценностей, систему их формирования, рассматриваю-щими проблему чести в общеэтическом плане: Адуло Т.И., Амелин В.Е., Андрюшина Н.Е., Анисимов С.Ф., Арнольдов А.И., Архангельский Л.М., Блюмкин В.А., Белякова Г.И., Рувинский Л.И, Оссовский В Л., Уледов А.К. и др.

Вторая группа публикаций включает в себя труды авторов, исследовавших проблемы воинской этики, традиций, офицерской чести: Анцышкин А.И., Ашев Г.А., Валеев Б.Л., Волотовский А. А., Гаркуша Е.П., Миронов Г.Н., Перерва В.В., Рахимов О.Х.-А., Сухарев В.А., Сухомлинов И.Н., Чесноков В.А., Цветков А.Г. и др.

Особую значимость имеют здесь исследования военных ученых Волкогонова Д.А., Миловидова А.С., Табунова Н.Д., в которых освещены сущность и содержание таких сложных социально-нравственных явлений как воинский долг, честь, достоинство, героизм, сформулированы принципиальные положения о гносеологических и социальных предпосылках возникновения в России воинской чести, отмечено неуклонное возрастание её роли как стержневой нравственной ценности защитника Отечества.

Хотелось бы обратить внимание и на исследование Кердана А.Б., посвященное выяснению и обоснованию роли и места искусства в системе средств формирования чести офицера Вооружённых Сил России, выработке практических рекомендаций по повышению эффективности процесса формирования офицерской чести посредством искусства в ввузах и частях Российской Армии.

Не осталось без внимания и исследование Тимошенко М.А., в котором выявлены педагогические основы воспитания профессиональной чести как нравственного качества сотрудников налоговой полиции.

В третью группу целесообразно выделить работы дореволюционных авторов, мемуарную литературу, в которой содержится богатый эмпирический материал для обобщения и иллюстрации теоретических положений: Бирюков Н., Бутовский Н., Галкин М., Дитмар С.Ф., Драгомиров М.И., Ермолов А.П., Зайочковский П.А., Кислов А., Райковский В. и др.

В четвёртую группу вошли труды, посвященные общему представлению о чести как качестве личности, нравственном регуляторе её деятельности: Аристотель С., Гегель Г., Гоббс Т., Короленко В. Г., Макаренко А. С., Раш К., Рубинштейн С.Л., Ушинский К. Д., Честерфилд, Шопенгауэр А., Экштейн И. И ДР

Пятая группа объединила труды педагогов и психологов: Ахаян Т.К., Барабанщикова А.В., Вырщикова А.Н., Городова П.Н., Иваницкого А.Т., Куксина И.Н., Лаптева Ю.В., Олейникова В. С., Слепова В. Я., Самойленко В.Н., Томашко А.Н., Хальзова В. И. и др., в которых раскрываются механизмы профессиональной деятельности, идеи взаимодействия с духовно-нравственными качествами личности, определены некоторые формы и методы воспитательной работы, способствующие воспитанию чести, что в значительной степени позволяет в настоящем исследовании полнее представить психолого-педагогические истоки формирования воинской чести.

Все эти работы представляют большую научную ценность и играют важную роль в процессе научного познания, составляя источниковую базу настоящего исследования.

Вместе с тем, отдавая должное научному вкладу предшественников, необходимо отметить, что до настоящего времени не было диссертационных исследований, в которых бы в качестве самостоятельной проблемы рассматривалась воспитание воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооружённых Силах РФ. В военно-философской и военно-педагогической мысли пока отсутствует единая точка зрения на понимание самой сущности воинской чести. Недостаточно исследовано положение о тесной взаимосвязи этого феномена со всем духовным миром личности воина, его нравственными и эстетическими ценностями. Практически не изучены особенности воздействия и механизм его влияния на личность носителя воинской чести, критерии эффективности этого процесса.

Таким образом, возрастающая актуальность, практическая значимость и отсутствие современных теоретических разработок позволили нам определить проблему исследования: осмыслить и выявить научные основы построения системы морально-психологического обеспечения и нравственного воспитания военнослужащих срочной службы Вооружённых Сил Российской Федерации. Данная проблема определила выбор темы исследования: "Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооружённых Силах Российской Федерации".

Исходя из этого, определены объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объект исследования: нравственное воспитание военнослужащих срочной службы.

Предмет исследования: формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооружённых Силах Российской Федерации.

Цель исследования: разработать научные основы процесса формирования воинской чести военнослужащих, проходящих военную службу по при зыву в Вооружённых Силах Российской Федерации.

Гипотеза исследования заключалась в том, что формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в ВС РФ будет осуществляться наиболее эффективно, по сравнению с массовым опытом, если:

- воинская честь военнослужащих срочной службы будет рассматриваться как одна из приоритетных целей процесса морально-психологического обеспечения и нравственного воспитания войск;

- проектирование процесса формирования воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооружённых Силах

Российской Федерации будет нацелено на развитие эмоционального (приоритетного для 1 этапа процесса), рационального (преимущественного для 2 этапа), действенно-практического (преобладающего на 3 этапе) и совершенствование всех компонентов воинской чести (на 4 этапе процесса);

- будет использована система ведущих средств на каждом этапе от занятий по Общественно-Государственной Подготовке (ОГП) с быстрой сменой форм проведения и отличающихся большей эмоциональностью и наглядностью преобладающие на первом этапе, через занятия по ОГП отличающиеся информированностью, познавательной новизной и охватывающие больший кругозор военной службы на втором, на третьем этапе - ратный труд с формами проведения: выполнение элементов распорядка дня, занятия по боевой подготовке, различные виды тренировок, тренажи, всевозможные виды нарядов и караулов, конкурсы, смотры подразделений, на четвёртом -ратный труд с соревновательными формами проведения: учебные и боевые тревоги, соревнования на лучшее подразделение, на лучшего в том или ином предмете боевой подготовки, военные игры.

В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:

1 .Уточнить научное представление о сущности воинской чести. 2. Выявить уровни развития воинской чести как качества личности. 3.Определить средства формирования воинской чести у военнослужащих в условиях срочной службы.

4.0смыслить особенности построения процесса формирования воинской чести в условиях прохождения военной службы.

Методологической основой достижения поставленной цели исследования являются идеи системного подхода (В.Г. Афанасьев, B.C. Ильин, В.В. Краевский, В.И. Кремянский и др.), деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.), целостного подхода (B.C. Ильин, A.M. Саранов, Н.К. Сергеев, В.А. Сластенин и др.). В работе использованы технологический подход (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, В.М. Монахов, В.Ю. Питюков, Е.В. Руденский, А.И. Уман и др.), личностно-развивающее образование (Е.В. Бондаревская, В.И. Данильчук, В.В. Зайцев, Е.А. Крюкова, Л.П. Разбегаева, В.В. Сериков и др.)

В исследовании использовалась система методов:

Теоретические: анализ философской, этической, психолого-педагогической и методологической литературы; исторический, концептуальный анализ выполненных ранее диссертационных исследований; моделирование и синтез эмпирического материала; обобщение педагогического опыта офицеров-воспитателей.

Эмпирические: обсервационные - наблюдение; диагностические -анкетирование, интервьюирование, тестовые задания, ранжирование; прогностические - метод экспертных оценок; экспериметально-констатирующий и формирующий эксперименты, преподавание; статистические - методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их системный и качественный анализ, графическая интерпретация; дескриптивные - описание и вербальная фиксация исследовательского материала и полученных результатов; монографическое изучение военнослужащих.

Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, строгой логикой проведения опытно-экспериментальной работы в соответствии с целями, задачами и условиями осуществляемого исследования, комплексным (системным) использованием различных методов, опорой на практические данные, необходимые для качественной характеристики изучаемого предмета и процесса, репрезентативностью объёма выборок и статистической значимостью экспериментальных данных.

Новизна результатов исследования заключается в уточнении научного понятия и представления о сущности воинской чести; конкретизированы критерии оценки и показатели оценки сформированности уровней воинской чести, методика их измерения; осмыслены особенности поэтапного формирования данного качества личности.

Впервые выявлены научные основы построения системы средств формирования воинской чести военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в ВС РФ, рассмотрен динамический аспект системы этих средств, с переходом к последующим этапам процесса формирования воинской чести у военнослужащих срочной службы в соответствии с логикой развития качества.

Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена его вкладом в разработку научных основ воспитания воинской чести военнослужащих срочной службы в процессе осуществляемой ими воинской деятельности; в выявлении содержания и уровней развития воинской чести; раскрытии особенностей построения процесса формирования воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в ВС РФ. Это обогащает общую теорию личностно-развивающего обучения и воспитания, целостного процесса формирования личности военнослужащего, теорию воспитательной работы в ВС РФ и решение проблем патриотического воспитания молодёжи в целом. Полученные результаты могут служить научной базой для рассмотрения диалектики воинской чести и нравственной культуры военнослужащего в современных условиях Российской Армии, исследования новых форм работы с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву в Вооружённых Силах Российской Федерации.

Практическая ценность результатов состоит в том, что они служат указанием по проведению диагностики нравственных качеств военнослужащих срочной службы на примере воинской чести военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в ВС РФ, по использованию средств воспитания воинской чести: занятий по общественно-государственной подготовке, ратного труда, уклада воинской жизни военнослужащих, культурно-досуговой и информационной работы, средств массовой информации, пропаганды боевых традиций, экскурсий в музеи и комнаты боевой славы, празднованию знаменательных дат, воинских ритуалов, литературы и различных жанров искусства, положительного примера и авторитета командиров и воспитателей, самовоспитания, которые могут быть использованы в практике военно-воспитательной работы.

Апробация результатов исследования осуществлялась в войсковых частях 4 Государственного Центрального Межвидового Полигона (ГЦМП) дислоцируемого в г. Знаменск Астраханской области.

Результаты исследования докладывались и обсуждались на сборах руководящего состава воинских частей 4 ГЦМП и офицеров воспитательных структур. Основное содержание диссертации отображено в 3 публикациях.

Внедрение результатов исследования:

По результатам исследований разработаны методические указания для командиров и офицеров воспитательных структур по диагностике нравственных качеств личности военнослужащего срочной службы на примере воинской чести, по применению средств и организации педагогического процесса формирования воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в ВС РФ, которые внедрены в воинских частях 4 ГЦМП.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Воинская честь есть интегральное духовное качество личности военнослужащего, носящая характер субкультуры и отражающее элементы сложной системы социальных связей и моральных ценностей армии и воинского коллектива - военный патриотизм, воинский долг, воинскую дисциплину, чувство собственного достоинства, воинскую ответственность, мужество и отвагу, которое является сильным моральным стимулом, мобилизующим воина на образцовое выполнение своих служебных обязанностей и глубокое осознание своей личной ответственности за выполнение воинского долга.

Основу формирования чести военнослужащего, проходящего военную службу по призыву в ВС РФ составляет понимание её сущности как качественной характеристики личности воина, включающей рациональный, эмоциональный и действенно-практический компоненты.

2. Данное качество личности военнослужащего имеет 4 уровня развития: низкий, средний, высокий, высший, на которых эмоциональный компонент восходит от безразличного отношения к военной службе до верности Военной Присяге; рациональный компонент изменяется от отсутствия понимания воинской чести до глубокого осознания его содержания; действенно-практический компонент - от отсутствия готовности достойно выполнять воинский долг до способности самосовершенствования своей личности.

3. К средствам формирования воинской чести военнослужащих срочной службы относятся: занятия по общественно-государственной подготовке, ратный труд, уклад воинской жизни военнослужащих, воинские ритуалы, пропаганда боевых традиций, экскурсии в музеи и комнаты боевой славы, культурно-досуговая и информационная работа, средства массовой информации, празднование знаменательных дат, литература и различные жанры искусства, положительный пример и авторитет командиров и воспитателей, самовоспитание.

4. Процесс формирования чести военнослужащих в условиях прохождения ими срочной военной службы осуществляется как последовательность взаимообусловленных этапов. Поэтапное формирование воинской чести обеспечивается системой воспитательных средств, которая с переходом на последующие этапы меняет свои характеристики: занятия по Общественно-Государственной Подготовке (ОГП) с быстрой сменой форм проведения, направленных на эмоциональное восприятие воинской чести с целью приоритетного формирования эмоционального компонента воинской чести на первом этапе; занятия по ОГП на втором этапе, направленных на информационную новизну и познавательность для преимущественного формирования рационального компонента воинской чести; ратный труд на третьем этапе с выполнением элементов распорядка дня, занятиями по боевой подготовке, различными видами тренировок, тренажами, всевозможными видами нарядов и караулов, конкурсами, смотрами подразделений для преобладающего формирования действенно-практического компонента воинской чести и, на четвёртом этапе - ратный труд с соревновательными формами проведения: учебные и боевые тревоги, соревнования на лучшее подразделение, на лучшего в том или ином предмете боевой подготовки, военные игры для совершенствования всех компонентов воинской чести.

Базой исследования являлись войсковые части 4 Государственного Центрального Межвидового Полигона (ГЦМП) дислоцируемого в г. Знаменск Астраханской области. Опытно-экспериментальной работой было охвачено 274 военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и штатный офицерский состав, включающий командиров подразделений и офицеров воспитательных структур в этих частях.

Исследование проводилось с 1998 г. по 2002 г. и состояло из трёх этапов.

Первый этап (1998 - 1999 гг.) - поисково-теоретический - был направлен на сбор, изучение философской, этической, психолого-педагогической, социологической и методологической литературы; проводился её сравнительный анализ, осуществлялось изучение передового опыта, соответствующего проблеме исследования, происходила первичная апробация воспитательных средств, выполнялся констатирующий эксперимент.

Результатами данного этапа было уточнение и определение исходных параметров работы, её предмета, гипотезы, методологии и методов, научного аппарата.

Второй этап (1999 - 2001 гг.) - экспериментальный - характеризовался проведением формирующего эксперимента, в ходе которого осуществлялись проверка достоверности, научной обоснованности и проверялись показатели технологичности процесса формирования воинской чести у военнослужащих срочной службы.

Была определена и апробирована система воспитательных средств формирования воинской чести военнослужащих срочной службы в условиях их повседневной деятельности, сопровождавшаяся регулярной фиксацией и анализом полученных фактов.

Третий этап (2002 г.) - завершающий - отмечен заключительной оценкой всех данных, полученных в ходе экспериментальной работы, его итоговой математической обработкой, анализом, систематизацией и обобщением результатов исследования, сравнением с данными массового опыта, формированием выводов исследования, литературным оформление диссертации. Осуществлялся анализ складывающегося опыта, проводилась оценка эффективности процесса разработанной системы средств, корреляции системы, уточнялись выводы.

Объем и структура диссертации. Диссертация объемом 187 страниц состоит из введения (14 стр.), двух глав (глава 1-54 стр.; глава 2-116 стр.), заключения (3 стр.), списка использованной литературы (258 наименований), приложения. Содержание диссертации включает 6 таблиц и 6 диаграмм.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Митрахович, Вячеслав Александрович

Выводы второй главы

Организация процесса формирования воинской чести предполагала поиск и выявление системы воспитательных средств, обеспечивающих развитие данного качества. Проведённый нами анализ военно-теоретической литературы и военно-педагогического опыта показал, что наиболее оптимальной, воздействующей на все компоненты воинской чести, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в ВС РФ является система, включающая: занятия по общественно-государственной подготовке, ратный труд, уклад воинской жизни военнослужащих, культурно-досуговую и информационную работу, средства массовой информации, пропаганду боевых традиций, экскурсии в музеи и комнаты боевой славы, празднование знаменательных дат, воинские ритуалы, литературу и различные жанры искусства, положительный пример и авторитет командиров и воспитателей, лучших военнослужащих срочной службы и самовоспитание. Данная система воспитательных средств была апробирована нами в экспериментальной работе.

В процессе формирования воинской чести военнослужащих срочной службы мы выделяем четыре этапа. На каждом этапе опытно-экспериментальной работы организовывалось влияние на все компоненты воинской чести, но приоритетными воспитательными задачами являлись те, которые формулировались на основе западающих характеристик воинской чести, которые мы обнаружили путём диагностирования.

Приоритетными задачами 1 этапа было формирование эмоционального компонента воинской чести. Реализация этой цели осуществлялась посредством занятий по Общественно-Государственной Подготовке (ОГП) с быстрой сменой форм проведения, направленных на эмоциональное восприятие воинской чести. Преимущественными задачами 2 этапа было формирование рационального компонента воинской чести. Достижению этой цели способствовали занятия по ОГП, направленных на информационную новизну и познавательность воинской чести. Преобладающими задачами 3 этапа было формирование действенно-практического компонента воинской чести.

Реализация этой цели осуществлялась посредством ратного труда с выполнением элементов распорядка дня, занятиями по боевой подготовке, различными видами тренировок, тренажами, всевозможными видами нарядов и караулов, конкурсами, смотрами подразделений. И, приоритетными задачами 4 этапа было совершенствование всех компонентов воинской чести. Достижению этой цели способствовал ратный труд с соревновательными формами проведения: учебные и боевые тревоги, соревнования на лучшее подразделение, на лучшего в том или ином предмете боевой подготовки, военные игры.

Общую характеристику этапов по формированию воинской чести военнослужащих срочной службы мы представляем в карте опытно-экспериментального процесса (Приложение 18).

Экспериментальные данные получили статистическое подтверждение, что свидетельствует, с достаточной степенью объективности, о наметившейся тенденции в положительной динамике формирования воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооружённых Силах Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях всему многонациональному народу России и особенно её Вооруженным Силам нужны ценности, проверенные тысячелетней историей развития Государства Российского и его общества: «государственность», «патриотизм», «отечество», «долг», «честь».

Для совершенствования практики военно-воспитательной работы и выполнения заказа к воинской чести необходимо было теоретическое исследование, которое выявило следующее:

Воинская честь как интегральное духовное качество личности военнослужащего, отражающее элементы сложной системы социальных связей и моральных ценностей армии и воинского коллектива - военный патриотизм, воинский долг, воинскую дисциплину, чувство собственного достоинства, воинскую ответственность, мужество и отвагу.

Сущность исследуемого феномена, в свою очередь, обусловливает его ценность для военнослужащих Российской Армии. Роль проявляется через ряд функций, которые выполняет воинская честь относительно потребностей российских воинов: нормативно-регулирующую, интегрирующую, воспитательную и экспрессивную.

Трактовка воинской чести позволяет выделить и содержательную структуру воинской чести как нравственного качества личности военнослужащего. Основными компонентами этой структуры являются: рациональный, эмоциональный и действенно-практический.

Все компоненты воинской чести тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют. Данная связь несёт не суммарный характер, а интегративный. Вышеуказанные компоненты в своей взаимосвязи обеспечивают реализацию выделенных функций воинской чести.

Для проведения эффективной военно-воспитательной работы нами определены группы критериев оценки уровней сформированности воинской чести как качества личности у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в ВС РФ:

Первая, интеллектуально-регулятивная группа критериев объединяет в себя те, которые характеризуют информированность военнослужащих о сущности воинской чести как качества личности, его содержании и его моральных проявлениях в сознании и поведении военнослужащего. Вторая группа критериев - нравственное отношение к воинской чести. Третья группа критериев - это операционно-поведенческая подготовленность военнослужащих. Четвёртая группа критериев - это положительная нравственная репутация в коллективе сослуживцев, среди командиров и начальников.

На основании выделенных критериев выявлены четыре уровня сформированности воинской чести: низкий, средний, высокий и высший, на которых эмоциональный компонент восходит от безразличного отношения к военной службе до верности Военной Присяге; рациональный компонент изменяется от отсутствия понимания воинской чести до глубокого осознания его содержания; действенно-практический компонент - от отсутствия готовности достойно выполнять воинский долг до способности самосовершенствования своей личности.

К средствам формирования воинской чести военнослужащих срочной службы относятся: занятия по общественно-государственной подготовке, ратный труд, уклад воинской жизни военнослужащих, воинские ритуалы, пропаганда боевых традиций, экскурсии в музеи и комнаты боевой славы, культурно-досуговая и информационная работа, средства массовой информации, празднование знаменательных дат, литература и различные жанры искусства, положительный пример и авторитет командиров и воспитателей, самовоспитание.

Процесс формирования чести военнослужащих в условиях прохождения ими срочной военной службы осуществляется как последовательность взаимообусловленных этапов. Поэтапное формирование воинской чести обеспечивается системой воспитательных средств, которая с переходом на последующие этапы меняет свои характеристики: занятия по Общественно

Государственной Подготовке (ОГП) с быстрой сменой форм проведения, направленных на эмоциональное восприятие воинской чести с целью приоритетного формирования эмоционального компонента воинской чести на первом этапе; занятия по ОГП на втором этапе, направленных на информационную новизну и познавательность для преимущественного формирования рационального компонента воинской чести; ратный труд на третьем этапе с выполнением элементов распорядка дня, занятиями по боевой подготовке, различными видами тренировок, тренажами, всевозможными видами нарядов и караулов, конкурсами, смотрами подразделений для преобладающего формирования действенно-практического компонента воинской чести; и, на четвёртом этапе - ратный труд с соревновательными формами проведения: учебные и боевые тревоги, соревнования на лучшее подразделение, на лучшего в том или ином предмете боевой подготовки, военные игры для совершенствования всех компонентов воинской чести.

В области идейно-теоретической автор предлагает использовать материалы проведённого исследования в дальнейшем анализе педагогического аспекта воинской чести. Представляется, что проблемами самостоятельного исследования могут быть рассмотрение диалектики воинской чести и нравственной культуры военнослужащего в современных условиях Российской Армии, исследования новых форм работы с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву в Вооружённых Силах Российской Федерации.

В практической области автор предлагает использовать материалы исследования для повышения уровня подготовленности командиров и офицеров-воспитателей, особенно в низовых звеньях, их педагогической культуры, знания закономерностей, принципов и методов воспитания в решении проблемы целостного процесса формирования всесторонне развитой гармоничной личности современного российского военнослужащего.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Митрахович, Вячеслав Александрович, 2002 год

1.А., Рувинский Л.И. Математические методы в исследовании социально-психологических отношений. - В кн.: Управление процессом нравственного воспитания. - М.: Изд-во МГУ, 1979, С.73.

2. ЗАдуло Т.И. Культура, философия и духовный мир человека: теоретико-методологический аспект. Минск, 1988.4Азбука хорошего тона / Сост.-ред. А.Л.Подгайская. -Мн.: Выш. шк., 1994. -240 е.: ил.

3. Амелин В.Е. Профессиональная мораль и ее роль в формировании работника современного промышленного производства: Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1988.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Д.: изд. ЛГУ,1968.9Андрюшина Н.Е. Духовный мир личности как социально-философская проблема: Автореф. дис.канд. филос. наук.- М., 1992.

5. ЮАнисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1983.

6. Аристотель. Политика. СПб., 1911. - С. 336.12Армии достойную жизнь! II Армейский сборник. - 1998. - № 3. - С. 95.

7. Армия и её живая сила. Спб, 1911.14Армия и литература. Сб. литературно-критических статей. Второй вып. -М.: Воениздат, 1978. 400 с.

8. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М.: Изд-во МГИК, 1992.

9. Архангельский Л.М. Моральные ценности и ценности культуры личности в современном мире. М.: ИФАН, 1983.

10. Ашев Г.А. Нравственная культура личности. Основы советского воинского этикета. М.: ВПА, 1991.18 .Банъко Н.А. Формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих инженеров. Диссерт. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук, Волгоград, 2002.

11. Барабанщиков А.В., Глоточкин А.Д., Феденко Н.Ф. и др. Проблемы психологии воинского коллектива. М.: Воениздат,1973.

12. Барабанщиков А.В., Муцинов С.С. Педагогическая культура офицера. — М.: Воениздат, 1985. 159 с. - (В помощь молодому офицеру).2\.Барабанщиков А.В., Муцинов С.С. Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы. М.: ВПА, 1985.

13. Белякова Г.И. Профессиональная этика. М.: Знание, 1975.2Ъ.Бердяев Н.М. Русская идея. О России и русской философской культуре. М., 1990.

14. Бирюков Н. Записки по военной педагогике. Орел, 1909.

15. Блонский П.П.У Избр. пед. соч. М., 1961. С. 618.

16. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981.

17. Блюмкин В.А. О чести и достоинстве советского человека. М.: Знание, 1974.

18. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: "Большая Российская энциклопедия; Спб.: "Нориент", 1999. С. 971.

19. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.

20. Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб. 1903. - Т. 38А. - С. 717-718.

21. ЪЪ.Брычков А., Волъневич В. Народ и армия едины? // Армейский сборник. -1998.-№ 6.-С. 76,77.

22. Бутовский Н. Статьи на современные темы. Спб, 1907.

23. Вдовин Ю.Н. Престиж воинской службы: Автореф. дис.канд.филос.наук. -М.; ГА ВС, 1992.

24. Вдовюк В.И. Военно-педагогическая этика советского офицера. М.: ВПА, 1981.

25. ВинъиА. Неволие и величие солдата. Л., 1968, С. 133,134.41 .Военная мысль. 1999. - № 2. - С.61.

26. Военная педагогика. Учебное пособие для высших военно-политических училищ. Коллектив авторов. М.: Воениздат, 1973. С.256.

27. A3.Военная психология и педагогика: Учебное пособие /Под ред. П.А.Корчемного, Л.Г.Лаптева, В.Г.Михайловского. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. С.255.

28. Военный вестник. С.Пб.1875. - № 10 - С. 242-243.

29. Военный сборник. М., 1871. № 11.

30. Военный энциклопедический словарь. М.: Военное издательство, 1983. С.809.

31. Во Имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание /учебное пособие по общественно-государственной подготовке для офицеров и прапорщиков Вооружённых Сил Российской Федерации /Под редакцией:

32. В.А.Золотарёва, В.В.Марущенко, С.С.Антюшина. М.: издательство «Русь-РКБ», 1999. - 336 с. + вкл.

33. Воинские повести древней Руси ( Под редакцией В.П. Андреевой-Леретц ). -М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949. С.37.

34. Волкогонов Д.А. Беседы о воинской этике. М.: Изд-во ДОСААФ, 1977.

35. Волкогонов Д.А. Воинская этика. М.: Воениздат, 1976. С. 278.51 .Волкогонов Д.А. Методология идейного воспитания. М.: Воениздат, 1980.

36. Волкогонов Д.А. Советский солдат. -М.: Воениздат, 1987.5Ъ.Волкогонов Д.А. Этика военного руководителя. М.1987.

37. Волкогонов Д.А. Этика советского офицера. М., Воениздат, 1973. 231 стр.

38. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: Теория и практика. М.: Педагогика, 1990. - С. 7,8.

39. Вырщиков А.Н., Никонов К.М. Российская национальная идея. Некоторые суждения о государственности, демократии и культуре, свободе и человеческом достоинстве. Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1998. - 112 с.

40. Гайгеров Н.Н. Роль искусства в формировании нравственного сознания многонациональных воинских коллективов: Автореф. дис.канд. филос. наук. -М, 1991.

41. Галкин М.С. Новый путь современного офицера. М., 1906, с. 73.

42. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.,1976.

43. Гаркуша Е.П. Воспитание чести советского офицера у курсантов военных училищ: Дис.канд. педаг. наук. М., 1988.

44. Гегель Г.В.Ф. Собрание сочинений. В 15-ти т. Т.1. Учение о бытии. 3-е изд. -М.-Л., 1930, С. 157.

45. Городов П.Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей военной школе. -М.: ВПА, 1990.

46. Городов П.Н. Оптимизация процесса воспитания в высшей военной школе. -М.: ВПА, 1983.

47. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1980. - Т.4. - С. 599.

48. Даниленко И.М. Моральные критерии социальной зрелости личности. М., 1980.

49. Денисов В. Призывной контингент: коллективный портрет // Красная звезда. -2002.- 13 июля.

50. Директива Министра Обороны РФ № Д-4 от 26.01.99 г.82Дитмар С.Ф. Армия и самодержавие. Харьков, 1908.

51. Добролюбов Н.А. Избр. пед. произведения. М., 1954. С. 158-160.84Дорогова JI.H. Художественная культура и формирование личности воина: Дис.докт. филос. наук. М., 1990.

52. Драгомиров М.И. Избранные труды. М.: Воениздат, 1956.

53. Емузова Н.Г. Воспитание чувства чести и собственного достоинства у подростков: Авторефер. дис. .канд. пед. наук. Майкоп, 1995. - 23 с.

54. Железняк Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера. М.: ВПА, 1979.

55. Зайочковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX -XX столетий. М. Мысль, 1973.

56. Закон Российской Федерации "О днях воинской славы (победных днях) России" 10 февраля 1995 г. и утверждён Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1995 г.

57. Записки А.П. Ермолова. 1978-1826 гг. М.: Высшая школа, 1991.

58. Звягинцев В.Г. Коллектив слушателей высшего военно-учебного заведения как воспитатель. М.: ВПА, 1982.

59. Звягинцев В.Г. Педагогическое руководство коллективом слушателей ВУЗа: теория и практика. М.: ВПА, 1987.93.3еленков М.Ю. Об идеологических основах морально-психологического обеспечения Вооруженных Сил // Военная мысль. 2001. - № 4. - С. 47, 49,51.

60. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности // Педагогика. -1992.-№ 11-12.-С. 22-26.

61. Иванов И.Я., Студентов В.Ф. Воспитание высокой ответственности у руководящих военных кадров Советских Вооруженных Сил. М.: ВПА, 1985.

62. Ильин B.C. Процесс воспитания и обучения как педагогическая проблема. Его сущность. Проблематика исследования // Совершенствование учебно-воспитательного процесса (Проблема воспитывающего обучения): Сб. науч. тр. Волгоград, 1976 - С. 5-37

63. Ильин И.А. О русской идее // Наши задачи. Волгоград, 1997. С.84-94.

64. Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников. Книга для учителя. Под ред. д-ра филос. Наук А.И.Бурова и др. М.: "Просвещение", 1975. 334 е.; 16 л. ил.

65. Историярусской армии и флота. ~ М., 1911. Т. I. - С. 71-72.

66. Юб.Кадол Ф.В. Честь и достоинство: критерии их развития у старшеклассников // Педагогика. 1997. - №6. - С. 54-58.

67. Калинин М.И. О воспитании советских воинов, с.164.

68. ЮЯ.Калинин М.И. О коммунистическом воспитании и воинском долге: Воениздат, 1967.-С. 621.

69. Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М.: ВПА. -С. 12-35.

70. Ш.Кердан А.Б. Искусство в системе средств формирования чести офицера Вооружённых Сил Российской Федерации: Дис. . канд. филос. наук. -М.: 1996.

71. Кикнадзе Д.А. Потребности, поведение, воспитание. М., 1968, С. 202.

72. Киряшов Н.И. Единство слова и дела в воспитании советских воинов. М.: ВПА, 1988.

73. Кислое А. Военная нравственность. Спб, 1838.

74. Мб.Кобенко А.А. Самовоспитание офицеров Советской Армии: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М.,1971.

75. Кобляков В.П. Диалектика образа жизни и ценностных ориентаций личности И Философия в процессе научно-технической революции /Под ред. В.Г. Марахова, В.Д. Комарова. Л., 1976. - С. 111.

76. Ковалёв В.Н. Социалистический воинский коллектив. М.:ВоениздатД980.1 \ 9.Костиков НА. Культура воинского быта в социалистической армии. М.: ВПА, 1985.

77. Ксенофонтов В.Н. Соотношение этического и эстетического в духовной жизни советского воина: Автореф. дис.канд. филос. наук. М., 1976.121 .Кравчун Н.С. Ленинские принципы воспитания офицерских кадров. М.: ВПА, 1970.

78. Кравчун НС. Методы воспитания советских воинов. М.: ВПА, 1964. - С. 318-341.

79. Кравчун Н.С. О самовоспитании советских воинов. М.: ВПА, 1964.

80. Культурно-просветительная работа в армии и на флоте. Учебное пособие для высших военно-политических училищ. М. Воениздат, 1977. — 316 с.

81. Лаптёнок С.Д. Система нравственного воспитания. М.: Знание. 1982. - № 2.

82. Леванов НИ. Советская воинская честь: Автореф. дис.канд. филос. наук. -М.: Высш. всеарм. полит, курсы, 1946.

83. Левитов Н.Д. Психология характера. М., 1969.130Ленин В.И. IX Всероссийский съезд Советов // Полн. собр. соч. Т. 44. - С. 323.

84. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Лекции по философии истории" // Полн. собр. соч. Т. 29.

85. ШЛенин В.И. Полн. собр. соч., т.35. С. 278.133Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.44, С.364.134.,Ленин В.И. Поли. собр. соч., т. 45, С. 390.

86. Ленин В.И. Удержат ли большевики государственную власть? Полн. собр. соч., т.34, с.304.

87. Ленин В.И. Философские тетради / Пол. соб. соч. Т.29, С. 119

88. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 106 с.

89. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972.

90. Лихачёв Д. С. О национальном характере русских. // Вопросы философии. -1990. -№4. -С.6.

91. Лучанкин А.И. Традиции в социолокультурной преемственности: Автореф. дис.канд. филос. наук. Свердловск, 1985.147 .Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. М.: Педагогика, 1984. С. 117.148Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 480.

92. Макаренко А.С. Соч. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. -Т. 5. - С. 15.

93. Маннанова Х.А. Честь как категория марксистско-ленинской этики: Автореф. дис. канд. филос. наук. Ташкент, 1970.151 .Марксистско-ленинская философия. Ч. 1. Диал. Мат. Изд. 4-е дораб (Под общ. Ред. А.Д. Макарова). - М.: Мысль, 1976. - 634 с.

94. Маркс К. Соч. 2-е изд. - Т. 46, ч.1, С. 214.

95. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т 21. С. 299.

96. Миловидов А.С. Воинская честь. М.:. Военное издательство, 1988. С. 6,7,9,16.

97. Миловидов А.С. Проблема советского воинского долга в марксистской этике: Автореф. дис.докт.филос. наук. М.: ВПА, 1965.

98. Монахов Н. Ориентир // Традиции обязывают. 1994. - № 2. - С 6.

99. Моносзон Э.И. Теоретические основы коммунистического воспитания школьников. М.: Педагогика, 1983. - 320 с.

100. Миронов Г.Н. Советская воинская честь: Автореф. дис.канд. филос. наук. М.: ВПА, 1983.161 .Миронов Г.Н. Советская воинская честь: (философско-социологический анализ) Дис. . канд. филос. наук. -М.: 1983.

101. На службе отечеству: Об истории Российского государства и его вооружённых силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы. Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин)

102. Вооружённых Сил РФ / Под ред. В.А. Золотарёва, В.В. Марущенко. М., 1999.163 .Немира К. Совесть, честь, нравственное достоинство личности // Политическое самообразование. 1971. - № Ю.

103. Не потерять молодёжь II Ориентир. -1998. №9. - С.1

104. Новиков В.И. Формирование нравственных традиций и привычек в советском обществе: Автореф. дис. канд. филос. наук. Пермь, 1963.

105. Ш.Новый мир. 1980. - №6. - С.240.

106. Общевоинские Уставы Вооружённых Сил Российской Федерации. М.,

107. B.Н.Лобова.-2-е изд. М.: Воениздат, 1991, С.10,13.

108. Ордена России II Красная звезда. 1993. - 17 июля. - С.6. 171.Ориентир. - 1999. - № 6. - С. 20,22. \12.Ориентир. - 2000. - № 10. - С.4,6.

109. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране: Сборник документов и материалов. М.: Высшая школа, 1987.

110. Основы военной психологии и педагогики: Учебное пособие / Рук. авт. кол. Барабарщиков А.В. М.: Военное издательство Министерства Обороны СССР, 1964.-384 с.

111. Основы военной психологии и педагогики: Учеб. пособие. — 2-е изд.,перераб. -М.: Воениздат, 1981. С.328. Иб.Охремчук С.И. Жить Родине служить // Педагогика. - 2001. - №2. 1. C.5,7.

112. Панкратов В.Н. Культура общения офицера: Методическое пособие. М.,1993, С.33.7S.Патриотизм не потускнеет // Ориентир. 1994. - № 4. - С. 28.

113. Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое или будущее России: материалы межрегион, науч.- практ. конф. г. Волгоград, 19-20 нояб. 1998 г. Волгоград: перемена, 1999. - 300 с.

114. Певенъ JJ.B. Готовность к военной службе: проблемы формирования оборонного сознания российской молодёжи // Социологические исследования. 1997. - №5. - С.22,23,24.

115. Педагогика. 1998. - № 5. - С.46,47.

116. Педагогика. 2000. - № 5. - С. 41.

117. Перерва В.В. Нравственное в воинской деятельности. В кн. Актуальные проблемы воинской этики М.: ГА ВС, 1992.

118. Плохое В.Д. Традиции и общество. М.: Мысль, 1982.

119. Подоляк Я.В. Офицеру об этикете. -М.: Воениздат, 1991. 127 с.

120. Подоляк Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. -М.: Воениздат, 1989. 350 с.

121. Пожидаев Д. Молодёжь о будущем // Армейский сборник. 1998. - № 3. -С. 22.

122. Проблемы воинского воспитания. М.: Воениздат, 1979. - 303 с.193 .Психологические основы воспитания солдата. Очерки военной педагогики. Спб., 1907

123. Психология и педагогика высшей военной школы: Учеб. Пособие / В.И.Варваров, В.И.Вдовюк, В.П.Давыдов и др. Под ред. А.В.Барабанпщкова. -М.: Воениздат, 1989.С.295,314

124. Пути повышения эффективности коммунистического воспитания курсантов военных училищ / А.В.Барабанщиков, В.И.Вдовюк, О.Д.Вьюшин, П.Н.Городов и др. М.: ВПА. 1983.

125. Райковский В. Военное воспитание. М., 1908.

126. Рахимов О.Х. А. Моральная регуляция воинской деятельности (социально-философский анализ). - М.: ГА ВС, 1994.

127. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 224 с.

128. Ремизов В.А. Искусство и формирование эмоционального мира воина. М.: ГА ВС, 1992

129. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: МГУ, 1981.

130. Рыбакова Н.В. и Назарова Т.Ф. Нравственное воспитание и культура личности. Л.: Знание, 1984. - 32 с.20в.Рябов А. Оборона страны дело государственное // Ориентир. - 1998. - № 6. - С. 6.

131. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. - с.59.

132. Сапунов Б.М. Эстетика воинской службы. М.: Воениздат, 1968.

133. Саранов A.M. Инновационный поиск в современной развивающейся школе:

134. Учеб. Пособие к спецкурсу. Волгоград: Перемена. 1999. - С. 194.

135. Саранов A.M. Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы: методология, теория, практика: Монография. -Волгоград: перемена, 2000. 259 с.

136. Семёнов А.И., Суслов А.А. Патриотизм и духовное возрождение России // Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое или будущее России: материалы межрегион, науч.- практ. конф. г. Волгоград, 19-20 нояб. 1998 г. -Волгоград: перемена, 1999. С.83-85.

137. Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов. (Вопросы теории): Монография. С.-Петербург - Волгоград: Перемена, 1997. - 166 с.

138. Сергеев Н.К. О категории связи и ее применении в исследовании целостного педагогического процесса // Методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса. Волгоград, 1981.

139. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. -Волгоград, 1994. С. 25-40.

140. Серых В.Д. Воинские ритуалы. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Воениздат, 1986.-255 е., ил.

141. Скворцов И.П. Средства массовой информации в формировании политической культуры офицера: Автореф. дис.канд. филос. наук. М.: ГА ВС, 1994.

142. Славинский Ю.В. Социальные ценности и их роль в формировании активной жизненной позиции воина социалистической армии. М.: ВПА, 1981, С.22.

143. Сластенин В.А. , Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.М. Педагогика. М., 1997.-С. 297.

144. Советская Военная Энциклопедия. М.: Воениздат, 1990. -Т.1. - С. 467.

145. Советский Энциклопедический Словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. М., 1983. С. 654.

146. Соловьёв С.С. Трансформация ценностей военной службы Н

147. Социологические исследования. 1996. - № 9. - С. 17,18, 23.

148. Сухомлинский В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников. М., 1959. 125 с.

149. Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. С.Соловейчик. 5-е изд. М., 1985, с. 78.

150. Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Избр. Произв. В 5-ти томах, т. 1. Киев, 1979.

151. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Киев, 1984. - 212 с.

152. Табунов Н.Д. Категории этики и воспитание воинов. М., 1966.

153. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.,1975.2ЪА.Тимошенко М.А. Педагогические основы воспитания профессиональной чести как нравственного качества специалиста. Дис. .канд. пед. наук, Волгоград, 2000.

154. Толстой Л.Н. Собр. соч. в 20-ти т. М., 1961. - т. 14. - С. 14-15.2Ъв.Толстухин Д.Н. Нравственная воспитанность советского воина и её критерии: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1979.205

155. Тутунов В.Н. 250 лет военно-оркестровой службы в России // Труды военно-дирижерского факультета Московской Государственной консерватории. М., 1961. - Вып.5. - С. 9.

156. Уваров JI.H. Повышение эффективности самовоспитания слушателей военных академий. Автореф. дис. канд. пед. наук. М.,1981.

157. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.

158. У ледов А.К. Духовная жизнь общества / Проблемы методологии исследования. -М.: Мысль, 1980, с.38.

159. Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки. Ч. I. -СПб, 1877,-С. 106.

160. Утлик Э.П. Психологические основы руководства курсантским коллективом. М.:. ВПА, 1973.

161. Ушинский КД. О народности в общественном воспитании. Собр. соч. -М. - Л., Изд-во АПН РСФСР, 1948. Т.2. С.35.

162. Ушинский КД. Человек как предмет воспитания. Собр. Соч. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950, Т.8, С. 23.

163. Цветков А.Г. Преемственность и развитие нравственных традиций офицеров Вооруженных Сил: Автореф. дис.,.канд. филос. наук. М., ГАВО. 1992. - С. 39.

164. Целикова О.П. Нравственная целостность личности. М.: Наука, 1983, С. 11.

165. Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: Материалы методол. семинара памяти проф. B.C. Ильина. вып.5. -Волгоград: перемена, 2001. - 198 с.251 .Цендровский В. Восприятие искусства в армии. Варшава, 1967.

166. Чесноков ВА. Ценностные ориентации личности советского воина как объект социально-философского анализа Дис.канд.филос. наук. М., 1990.

167. Шопенгауэр А. Избр. произведения. М.: Просвещение, 1993. - С. 238-239, 25825А.Щербак Ф.Н. Мораль как духовно-практическое отношение. Методологический аспект. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1986. - 176 с.

168. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996.

169. Якунин В.А. Обучение как процесс управления: психологические аспекты. -Л.: Издательство ленинградского университета. 1988 160 с.

170. Ideology and National Competitiveness. Analysis of Nine Countries /Ed. By Ledge G. Vegel. E. Boston, 1997.

171. Copeland Norman. Psychology and the soldier. Harrisburg 1951.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.