Формирование восприятия интонационной природы музыки в исполнительской деятельности учащегося-музыканта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Тарасова, Галина Константиновна

  • Тарасова, Галина Константиновна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 128
Тарасова, Галина Константиновна. Формирование восприятия интонационной природы музыки в исполнительской деятельности учащегося-музыканта: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Воронеж. 2002. 128 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Тарасова, Галина Константиновна

ВВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА I. ВОСПРИЯТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ПРИРОДЫ МУЗЫКИ УЧАЩЕГОСЯ-МУЗЫКАНТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Восприятие учащегося-музыканта как психологопедагогическая категория процесса обучения музыкальному исполнительству.

1.2. Роль исполнительской деятельности в формировании восприятия как способа познания интонационной природы музыки.

1.3. Педагогические условия и содержание процесса формирования восприятия в исполнительской деятельности учащегося-музыканта.

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ-МУЗЫКАНТА

2.1. Обучение музыкальному исполнительству на основе теории музыкально-слухового воспитания.

2.2. Программа формирования восприятия интонационной природы музыки в исполнительской деятельности учащегося-музыканта.

2.3. Эффективность формирования восприятия как способа познания в исполнительской деятельности учащегося-музыканта.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование восприятия интонационной природы музыки в исполнительской деятельности учащегося-музыканта»

Актуальность исследования. Аксиологической основой взаимодействия исполнителя и слушателя является заключенная в музыкальных сочинениях природа художественных ценностей, отображающих тончайшую и сложнейшую сферу духовной жизни. Приобщение слушателей к шедеврам музыкального искусства происходит через присвоение его смыслов и ценностей, интерпретируемых исполнителем.

Осмысленное желание быть востребованным в своем творчестве порождает естественное стремление учащегося-музыканта к овладению исполнительским мастерством. Путь к достижению искусства интерпретации произведений обусловлен высоким уровнем сформированности у учащихся способов исполнительской деятельности и развитием творческого потенциала их личности.

Феномен музыкального восприятия рассматривается в специальной научной литературе с позиции изучения процессов восприятия музыки слушателями (М.Г. Арановский, Н.А. Ветлугина, A.JI. Готсдинер, BJB. Медушевский, Е.В. Назайкинский, А.Н. Сохор и др.), но в ней не получили отражение специфические особенности восприятия исполнителя. Утвердившаяся принципиально правильная оценка значимости места и роли слухового фактора в музыкальном образовании, данная ему Б.В. Асафьевым, Г.М. Коганом, Г.Г. Нейгау-зом, С.И. Савшинским, Б.М. Тепловым, Г.М. Цыпиным, А.П. Щаповым и др. дополняется исследованиями в области педагогики, психологии, музыкознания, свидетельствующими о потребности в развитии способностей, но при этом не ставится вопрос о необходимости обучить учащихся целесообразным способам исполнительской деятельности, овладение которыми вело бы к продуктивности их личности.

Психолого-педагогический анализ традиционно организованного процес са обучения учащихся музыкальному исполнительству указывает на отсутствие целенаправленного и управляемого формирования действий-навыков исполнительского восприятия как способа познания интонационной природы музыки, на неосознанность учащимися коммуникативных функций исполнительской деятельности, на несформированность личностного отношения к приобретаемым знаниям и умениям с ориентацией на креативность, саморазвитие, самореализацию.

В определенной мере возникновение проблемы сопряжено с отсутствием в необходимой степени разработанной теории и технологии формирования и дальнейшего развития способов исполнительской деятельности. Для ее решения потребуется привлечение философских, социологических, психологических, музыковедческих знаний в сочетании с применением принципов лично-стно ориентированного образования, которые в целом направлены на развитие сущностных механизмов социокультурной адаптации воспитанников.

В полном объеме как целостное педагогическое явление (исторический, социальный, психологический и технологический аспекты) формирование исполнительского восприятия не было предметом специального изучения. Однако теоретический анализ обозначенного явления, наблюдения за работой коллег и наша многолетняя педагогическая практика позволили обнаружить ряд относящихся к нему противоречий:

- между социальным запросом на развитие творческих познавательных возможностей учащихся и результатами традиционного обучения музыкальному исполнительству, ориентированными на репродуктивную деятельность;

- между доминирующей ролью слухового фактора в музыкальном образовании и реально не осуществляемым формированием исполнительского восприятия как способа познания интонационно-смысловой сущности музыкальных явлений;

- между значимостью процесса формирования восприятия интонационной природы музыки и недостаточной разработанностью педагогических условий, средств и механизмов его осуществления.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия, средства и механизмы формирования восприятия интонационной природы музыки в исполнительской деятельности учащегося-музыканта?

Состояние разработанности проблемы исследования. Процесс формирования исполнительского восприятия интонационной природы музыки нашел свое отражение в исследованиях о психическом образе как центральном понятии при изучении закономерностей восприятия (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н, Носуленко), о специфических особенностях музыкального восприятия (М.Г. Арановский, А.Л. Готсдинер, В.В. Медушевский, С.М. Мальцев, Е.В. Назайкинский, А.Н. Сохор), о процессах восприятия в условиях реальной, и в частности исполнительской, деятельности (Б.В. Асафьев, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, В.Г. Ражников). В большинстве работ, близких по тематике нашему исследованию, проводится анализ проблемы интерпретации музыкальных произведений как в методологическом, так и в практическом плане (А.Д. Алексеев, Б.В. Асафьев, Г.Г. Нейгауз, С.И. Савшинский), освещаются вопросы в области истории и теории исполнительского искусства, музыкального воспитания и педагогики (А.Д. Алексеев, Л.А. Баренбойм, Г.М. Коган, Г.С. Тарасов), научно разрабатываются теория и методика преподавания фортепиано, новые пути и способы развития всего комплекса музыкальных способностей учащихся (В.Г. Ражников, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин).

Цель исследования: выявить сущность, педагогические условия, средства и механизмы формирования восприятия интонационной природы музыки, доказав его значимость динамикой продуктивности личности учащегося-музыканта в исполнительской деятельности.

Объект исследования - исполнительская деятельность учащегося-музыканта.

Предмет исследования - процесс формировании восприятия интонационной природы музыки.

Гипотеза исследования: формирование исполнительского восприятия интонационной природы музыки осуществляется эффективно, если:

- и преподавателями, и учащимися признается его первоочередная роль в целостном процессе обучения музыкальному исполнительству;

- исполнительское восприятие рассматривается как сложное психическое новообразование и формируется поэтапно с помощью ориентировочной основы действий исполнительского восприятия в качестве главного дидактического средства;

- в содержательном компоненте обучения музыкальному исполнительству будет разработана программа взаимодействия педагога и учащегося, ориентированная на становление продуктивности личности музыканта, а в процессуальном - спроектированы необходимые элементы технологии формирования исполнительского восприятия как способа познания интонационно-смысловой природы музыки;

- процесс обучения музыкальному исполнительству будет представлен в контексте учебно-воспитательной ситуации совместной продуктивной деятельности преподавателя с учащимися, востребующей принятие исполнительской деятельности на личностном уровне, креативность, рефлексию, смыслотворче-ство, самореализацию.

Задачи исследования: »

• исследовать восприятие учащегося-музыканта как психолого-педагогическую категорию процесса обучения музыкальному исполнительству;

• научно обосновать, разработать и апробировать педагогические условия, необходимые для формирования способа познания в исполнительской деятельности учащегося-музыканта;

• проанализировать поэтапное формирование и развитие исполнительской деятельности как педагогической системы и динамику подсистемы исполнительского восприятия интонационной природы музыки с выделением ориентировочной основы действий;

• оценить уровень готовности учащихся и преподавателей детских школ искусств к обучению музыкальному исполнительству и, в частности, к восприятию интонационной природы музыки;

• разработать обучающую программу формирования исполнительского восприятия учащегося-музыканта для преподавателей музыкальных школ, апробировать ее функционирование, оценить результативность и на основе ее внедрения сформулировать рекомендации педагогам.

Методологической основой исследования являются философские и психолого-педагогические труды, раскрывающие сущность восприятия в процессе чувственного познания и в условиях реальной деятельности человека (Б.Г. Ананьев, М.Г. Арановский, JI.A. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Б.Ф.

Ломов, В.Н. Носуленко, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов), специфические осо бенности музыкального восприятия (В.В. Медушевский, С.М. Мальцев, Е.В. Назайкинский, А.Н. Сохор), значение учения как процесса овладения необходимыми знаниями, способами деятельности и развития способностей (Л.С. Выготский, Г.Г. Нейгауз, В.Г. Ражников). Педагогические условия, способствующие становлению продуктивности личности, обусловленной овладением способами исполнительской деятельности, рассматриваются в контексте учебно-воспитательной ситуации совместной продуктивной и творческой деятельности преподавателя с учащимися (Н.В. Кузьмина, В.Я. Ляудис). Выявленная ориентировочная основа действий исполнительского восприятия трактуется как главное дидактическое средство в поэтапном формировании действий - навыков исполнительского восприятия (П.Я. Гальперин, А.И. Подольский, Н.Ф. Талызина). При исследовании проблемы восприятия мы также опирались на учение Б.В. Асафьева о музыкальной форме как процессе интонирования, рассматривая его в качестве основы процесса познания интонационно-смысловой сущности музыкальных явлений. Совокупность компонентов ориентировочной основы действий исполнительского восприятия рассматривается с позиции системного подхода в свете современных научных представлений о сложной организации материи (А.Н. Аверьянов, И.В. Блауберг, Т.А. Ильина, Б.Г. Юдин).

Методы исследования выбирались в соответствии с задачами исследования и включали:

- изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической, музыковедческой литературы, учебно-педагогического репертуара для фортепиано, учебных программ, пособий и методической литературы;

- психолого-педагогическое наблюдение за исполнительской деятельностью учащихся-музыкантов и за взаимодействием учеников и преподавателей в учебном процессе;

- анализ продуктов исполнительской деятельности учащихся;

- анкетирование и интервьюирование учащихся и преподавателей;

- качественный и количественный анализ полученных данных;

- педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий);

- ретроспективный анализ и обобщение личного опыта автора, а также изучение педагогического опыта и состояния проблемы в практике работы ДШИ г. Воронежа и области, ВМУ и ВГАИ.

Экспериментальная база: опытно-экспериментальная работа осуществлялась в ВГАИ, на музыкальном отделении гимназии № 1, на Постоянно действующих курсах повышения квалификации работников культуры и искусства г. Воронежа и области, на занятиях секции «Фортепиано» методического кабинета по учебным заведениям культуры и искусств. Исследованием были охвачены учащиеся, студенты и преподаватели в период с 1996 по 2002 г.

Исследование осуществлялось в несколько этапов.

На первом этапе исследования (1996-1997 гг.) проводился анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы^ изучался педагогический опыт преподавателей ДШИ, ВМУ, ВГАИ. В данный период раскрывалось содержание основных понятий, определялись предмет, задачи, гипотеза исследования. Было начато проведение констатирующего эксперимента.

На втором этапе (1998-2000 гг.) продолжение констатирующего эксперимента способствовало обоснованию актуальности исследуемой проблемы, определению психолого-педагогических основ процесса формирования исполнительского восприятия как способа познания в исполнительской художественно-познавательной деятельности учащегося-музыканта. Был проведен формирующий эксперимент, проверяющий правильность гипотезы о поэтапном формировании действий-навыков исполнительского восприятия с помощью разработанных дидактических средств. В процессе экспериментальной работы шла апробация модели личностно ориентированной учебно-воспитательной ситуации совместной продуктивной и творческой деятельности преподавателя с учащимися, направленной на становление продуктивности их личности. Анализ и обобщение результатов экспериментальной работы послужили основой для разработки методических рекомендаций по технологии формирования у учащихся-музыкантов навыков исполнительского восприятия.

На завершающем этапе (2001-2002 гг.) проводилась апробация теоретических выводов и практических результатов, полученных в ходе исследования. Изучалась их эффективность, оформлялись результаты проведенного исследования.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна: >

1. На основе теоретического анализа психолого-педагогических и музыковедческих трудов сформулированы положения, которые в совокупности представляют собой программу эффективного формирования восприятия как способа познания интонационной природы музыки в исполнительской деятельности учащегося-музыканта.

2. Проведены выявление и сравнительный анализ художественно-познавательного и творческого уровней исполнительской деятельности.

3. В констатирующем эксперименте выявлено отсутствие у преподавателей четких представлений о восприятии интонационной природы музыки и методике его формирования.

4. Разработана методика формирования сенсомрторных, перцептивных и интеллектуальных действий исполнительского восприятия.

5. Определена и получила качественное выражение зависимость формирования у учащихся способа познания в исполнительской деятельности от компетентности преподавателя.

6. Уточнены возможности учебно-воспитательной ситуации совместной продуктивной и творческой деятельности преподавателя с учащимся как одного из условий становления продуктивности личности.

Практическая значимость исследования состоит в возможности на его основе создать индивидуальные дифференцированные методики формирования исполнительского восприятия как способа познания," основанные на применении дидактических средств, методов обучения и воспитания, активизирующих становление продуктивности личности учащегося-музыканта. Разработанные рекомендации могут быть использованы в курсах педагогики, психологии, а также методики преподавания фортепиано, в педагогической практике студентов и преподавателей, в системе подготовки и переподготовки преподавателей музыкальных ВУЗов, училищ, школ искусств. Обоснованные экспериментальные выводы и рекомендации могут быть использованы в дальнейшем решении проблем личностно ориентированного обучения музыкальному исполнительству.

Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью и научной значимостью исходных методологических позиций, применением методов, адекватных целям исследования, опорой на достижения прошлой и современной педагогической мысли, объективностью анализа и истолкования полученных результатов.

Положения, выносимые на. защиту:

• восприятие музыканта - исполнителя - постоянный творческий процесс углубления познания интонационно-смысловой сущности музыкального произведения на уровне интерпретации, протекающий как во время непосредственного исполнения, так и вне его временных рамок. Исполнительское восприятие рассматривается нами не только как процесс, но и как способ познания интонационной природы музыки, представляющий собой трехуровневую иерархическую систему сенсомоторных, перцептивных и интеллектуальных действий. В результате селективной работы исполнительского восприятия получаемая информация о морфологии, синтаксисе, семантике музыкального языка преобразовывается в сознании музыканта в целостные осмысленные музыкально-слуховые и образно-семантические представления. На основе информации, получаемой посредством восприятия, музыкант выстраивает свою исполнительскую концепцию, прослеживает логику развития музыкальной формы и наделяет ее собственной чувственной программой, адекватной замыслу композитора.

• условием поэтапного формирования исполнительского восприятия служит выявление ориентировочной основы сенсомоторных, перцептивных и интеллектуальных действий исполнительского восприятия (ООД ИВ); ООД ИВ - это сведения о вссх компонентах действий восприятия, а именно: это музыкальное произведение, содержащее проблемные ситуации и конкретизирующие их указания, система ориентиров алгоритма операций сличения, обобщения и прогнозирования, в результате которых в сознании учащегося формируются музыкально-слуховые и образно-семантические представления (сенсорные образы - эталоны), понятия, наполняющие тезаурус, являющийся средством получения новых знаний и умений; овладевая опытом познания посредством ООД ИВ учащийся обретает способность быть творцом способов своей деятельности;

• продуктивность личности учащегося, определяемая как способность к плодотворному преобразованию своих сил, как возможность действовать с устремленностью к совершенству, активно познавая и творчески применяя знания в исполнительской деятельности, обусловлена становлением устойчивых новообразований познавательной и личностной сферы, а именно: сформированной способностью к исполнительскому восприятию и креативностью музыкально-образного мышления;

• взаимодействия преподавателя с учащимися в ситуации совместной продуктивной и творческой деятельности способствуют росту продуктивности личности учащегося - музыканта; между продуктивностью результата исполнительской деятельности и становлением продуктивности личности существует органическая взаимосвязь: овладение способами деятельности ведет к развитию способности к плодотворному преобразованию своих сил, а устремленность к профессиональному совершенству побуждает к поиску наиболее целесообраз ных способов деятельности при посредстве рефлексивного сопровождения. Активность самопознания учащихся обусловлена присвоением необходимых психолого-педагогических знаний сообразно задачам исполнительской деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Выводы и результаты исследования проверялись и корректировались в ходе опытно-экспериментальной работы в педагогической деятельности автора в ВГАИ на кафедре педагогики, методики и общего курса фортепиано и на музыкальном отделении гимназии № 1 г. Воронежа, докладывались на заседании секции «Фортепиано» областного методического кабинета по учебным заведениям культуры и искусств, на заседании кафедры педагогики ВГУ. Апробация материалов исследования проведена на межрегиональных научно-практических конференциях ВГУ, на Постоянно действующих курсах повышения квалификации работников культуры и искусства г. Воронежа и области. Материалы исследования использовались при обучении студентов разных специальностей ВГАИ, учащихся ДШИ, преподавателей музыкальных училищ и школ г. Воронежа и области. По результатам эксперимента получены справки о внедрении.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Тарасова, Галина Константиновна

Выводы главы II:

• целенаправленное формирование исполнительского восприятия как способа художественно-познавательной деятельности является актуальной проблемой профессионального музыкального образования и профессиональной ориентации музыкантов - будущих исполнителей и педагогов;

• экспериментально доказана эффективность разработанной программы формирования у учащихся исполнительского восприятия как способа познания интонационно-смысловой природы музыки;

• продуктивность результатов исполнительской деятельности, обусловленная способностью воспринимать и творчески преобразовывать музыкально-звуковую предметность, значительно превышает аналогичные показатели у учащихся контрольной группы, в которой применялись традиционные образовательные и воспитательные приемы.

108

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях современной социокультурной среды проблема эстетического воспитания подрастающего поколения приобретает необычайно актуальное значение. Подлинное искусство подавляется лавиной легко доступных всем и внешне привлекательных произведений и перестает быть источником формирования эстетического миропонимания. Но и попытки насильственного навязывания художественных вкусов и взглядов обречены на неудачу. Путь формирования эстетической культуры в области музыкального воспитания мы видим в том, чтобы научить человека интонационно мыслить, т.е. художественно-музыкально познавать социальную действительность, отображенную в произведениях посредством музыкальной интонации. Именно так осуществляется специфическое для музыкального искусства действие художественного восприятия.

В исследовании доказано, что восприятие как способ познания интонационно-смысловой сущности произведений наиболее эффективно формируется в исполнительской деятельности учащихся. Реализация этого направления эстетического воспитания в настоящее время возможна в системе дополнительного, а также среднего специального и высшего музыкального образования. Однако, как показывают наблюдения, господствующий в исполнительских классах «метод» - разучивание одной-единственной интерпретации педагога зачастую неосмысленной либо чуждой ученику, приводит к полной утрате активности его восприятия и, как следствие, - к потере интереса к исполнительской деятельности. Подобные занятия лишают музыкальное искусство функции социального воспитателя.

Сегодня эстетическое воспитание может и должно быть понято не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к Младшему, а как взаимодействие и сотрудничество всех участников учебно-воспитательного процесса в сфере их совместного бытия. Воспитательный процесс становится своеобразной ситуацией развития личности, востребующей ее сущностные проявления.

Одной из задач нашего исследования было доказательство эффективности формирования восприятия в исполнительской художественно-познавательной деятельности учащегося, которое способствует развитию его творческого потенциала. Проведенное исследование подтвердило правильность выдвинутой гипотезы и позволило сформулировать следующие выводы:

1. Формирование исполнительского восприятия как способа познания интонационно-смысловой сущности произведений тесно связано с процессом становления продуктивности личности учащегося-музыканта в современной социокультурной среде. На примере управления процессом познания в контексте личностно ориентированной учебно-воспитательной ситуации СПД преподавателя с учащимися доказано, что становление продуктивности личности учащегося зависит от получения продуктивных результатов исполнительской деятельности, продуктивность результатов обусловлена уровнем сформированности способов деятельности, овладение способами деятельности выражается в становлении устойчивых новообразований познавательной и личностной сферы - способности к исполнительскому восприятию и креативности музыкально-образного мышления. Следовательно, продуктивность личности учащегося обусловлена становлением устойчивых новообразований.

2. Поэтапное формирование действий-навыков исполнительского восприятия обусловлено управлением процессом учения с помощью главного дидактического средства - ООД ИВ, которое первоначально активно используется педагогом, а затем преобразуется в орудие освоения учащимися музыкальной культуры. Овладевая опытом познания, учащийся становится творцом способов своей деятельности.

3. В области музыкального образования исполнительская деятельность является одной из основных сфер приобретения и применения учащимися знаний и умений. По мере формирования способности к исполнительскому восприятию и развития креативности музыкально-образного мышления исполнительская деятельность - музыкально-исполнительское творчество - становится для учащегося-музыканта способом отношения к музыкальному искусству, представляющим собой художественно-познавательный процесс, в ходе которого исполнитель не только воспроизводит, но и творчески преобразует музыкальную предметность, воплощая художественный образ произведения. В данном случае способ определяется как принцип целостного личностного проявления, как акт смыслотворчества.

4. Присвоение психолого-педагогических знаний в способах и смыслах исполнительской деятельности активизирует рефлексивные процессы сознания, стимулируя становление личностных функций саморазвития, самореализации.

Опытно-экспериментальное исследование, в котором использовалась технология формирования исполнительского восприятия на основе выявленных педагогических закономерностей, подтвердило правильность установленных связей и взаимозависимостей между психолого-педагогическими явлениями, которые способствовали продуктивному решению образовательных задач. В

I* результате экспериментального воздействия, мы зарегистрировали значительный рост уровня сформированности исполнительского восприятия, повышение навыка межличностного общения, активность рефлексивных процессов, стимулировавших саморазвитие и самореализацию учащихся в исполнительской деятельности. В целом, мы рассматриваем эти позитивные итоги как следствие одного из эффективных направлений эстетического воспитания в контексте лич-ностно-развивающей ситуации.

В рамках одного исследования невозможно рассмотреть все аспекты многогранного процесса формирования познавательных способностей учащихся-музыкантов. Представляется перспективной дальнейшая разработка таких теоретических проблем, как роль межпредметной интеграции с учетом возможностей музыкально-теоретических дисциплин в формировании исполнительского восприятия; развитие личностного отношения к процессу познания интонационной природы музыки; значение исполнительской деятельности в эстетиче

Ill ском воспитании подрастающего поколения; совершенствование психолого-педагогической подготовки преподавателей ДШИ.

112

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Тарасова, Галина Константиновна, 2002 год

1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. - М.: Политиздат, 1985. - 263 с.

2. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано: Учебное пособие для муз. ВУЗов и училищ. — М.: Музыка, 1971. — 278 с.

3. Алексеев А.Д. Интерпретация музыкальных произведений: Учебное пособие для студентов муз. ВУЗов / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1984. - 92 с.

4. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень. 1997. - 215 с.

5. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы: ощущения, восприятие / Под .эед А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1982. - С. 7-31.

6. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. - 334 с.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968-339 с.

8. Ананьев Б.Г., Кауфман В.И. О роли деятельности личности в формировании и развитии слухового образа // Психологический журнал. 1986. - Т7. - №3. - С. 150-156.

9. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн.2 Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998. - 318 с.

10. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления / Под ред М.Г. Арановского. М.: Музыка, 1974. - С. 90129.

11. Арановский М.Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных предметных представлений // Проблемы музыкального мышления / Под ред М.Г. Арановского. М.: Музыка, 1974. - С. 252-272.

12. Арзаманов Ф.Г. О постановке педагогических исследований в музыкальном ВУЗе // Психолого-педагогические проблемы высшего музыкальногообразования: межвуз. сб. тр. Вып. 43 // Отв. ред. Е.В. Баринова. М.,1979. - С. 3-21.

13. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Д.: Музыка, 1971.376 с.

14. Баренбойм JI.A. Музыкальная педагогика и исполнительство. М.: Музыка, 1974.-336 с.

15. Баренбойм JI.A. Путь к музицированию. JL: Сов. композитор, 1979. -352 с.

16. Берак O.JI. Становление позиций личности учителя и учеников в ситуации совместной продуктивной деятельности // Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред В.Я. Ляудис. М., 1994. - С. 129-141.

17. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. - 270 с.

18. Блюм Д.А. Роль диктанта в развитии профессионального музыкального слуха // Воспитание музыкального слуха. 4.1. М.: Музыка, 1977. - 112 с.

19. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. JL: Наука, 1965.123 с.

20. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Наука, 1998. - 168 с.

21. Борисенков В.П. Реформирование образования в России // Педагогика. 1997. - №5. - С. 17-41.

22. Бочкарев JI.JI. Актуальные проблемы современной музыкально-педагогической психологии // Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования: межвуз. сб. тр. Вып. 43 // Отв. ред. Е.В. Баринова. -М.,1979. С. 82-107.

23. Бочкарев JI.JI. Социогенные потребности в структуре пригодности к музыкально-исполнительской деятельности // Проблемы формирования социогенных потребностей (Материалы I Всесоюзной конференции. Тбилиси 1974 С. 17-19).

24. Венгер JI.A. Восприятие и обучение: дошкольный возраст. М.: Педагогика, 1969. 178 с.

25. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки. / Под ред В.Н. Максимова. М.: Музыка, 1980. - С.229-244.

26. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1991. - 90 с.

27. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред В.В. Давыдова. М.: Педагогика-пресс, 1999. - 533 с. ,

28. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб Азбука, 2000. - 410 с.

29. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. М.: Педагогика, 1982.-Т.4.-432 с.

30. Гальперин П.Я. К учению об интериоризации // Вопросы психологии. 1966. - №6. - С. 18-22.

31. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М.: Изд-во МГУ 1985. 45 с.

32. Генезис сенсорных способностей / Под ред Л.А. Венгера. М.: Педагогика 1976. - 256 с.

33. Готсдинер А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия // Проблемы музыкального мышления / Под ред М.Г. А^ановского. М.: Музыка, 1974. - С. 230-252.

34. Готсдинер А.Л. Формирование музыкально-слуховых представлений // Методы активизации эстетического воспитания в школе. Л.: Педагогика, 1968.-С. 15-25.

35. Грановская P.M. Восприятие и модели памяти. Л.: Наука, 1974.361 с.

36. Забродин Ю.М. Особенности решения сенсорных задач человеком. -М.: Наука, 1981.-198 с.

37. Запорожец А.В., Зинченко В.П. Восприятие, движение, действие. // Познавательные процессы: ощущения, восприятие / Под ред А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1982. - С. 50-80.

38. Запорожец A.B. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1986.-341 с.

39. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. - 480 с.

40. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии М.: Тривола, 1994. 301 с.

41. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к исследованию педагогических явлений // результаты новых исследований в педагогике. М.: Просвещение, 1977. - С. 7-10.

42. Ключарева Т.А. Развитие слухового, музыкального и художественного восприятия в начальном периоде обучения // Вопросы музыкальной педагогики: сб. ст. Ban. 1 / Под ред. В.А. Натансона, М.: Музыка, 1979. С. 3-20.

43. Коган Г.М. У врат мастерства. Работа пианиста. М.: Музыка, 1969. - 342 с.

44. Краткий исихологич^ст"!'/ словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. J ^ невского. -Ростов-на .,ону: Феникс, 1999. -505 с.

45. Крутецкий В./\. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972.-255 с.

46. Кудрявцев В.Т. проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / Под ред. Е.И. Соколова. / Л.: Знание, 1991. 79 с.

47. Куземина Л.А. Исполнительская эстетика Б.Л. Яворского как образец комплексного подхода к формированию творческой личности // Современная высшая школа. 1988. - №2. - С. 51-60.

48. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 114 с.

49. Кульневич С.В. Личностно ориентированное воспитание: Концепция. Содержание. Реализация. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1995. - 168 с.

50. Ларченко О.А. Проблемы музыкального исполнительства в критике Б.В. Асафьева // Вопросы исполнительского искусства: сб. тр. МГК им. Чайковского // Отв. ред. М.А. Смирнов. М., 1981. - С. 106-ГЗЗ.

51. Леонтьев А.Н. Ощущения и восприятие как образы предметного мира. // Познавательные процессы: ощущения, восприятие / Под ред А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1982. - С. 32-50.

52. Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф, Рубинштейн С.Л., Тюхтин B.C. О природе образа. М.: Наука, 1963. - 314 с.

53. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972. -575 с.

54. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

55. Линтнова Л.Н. О слуховой деятельность музыканта-исполнителя. -М.: МГК им. Чайковского, 1998. 176 с. >

56. Ломов Б.Ф. Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. -М.: Наука, 1980.-279 с.

57. Ломов Б.Ф., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Наука, 1985. -139 с.

58. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. - №2. - С. 31-45.

59. Ломов Б.Ф., Беляева А.В., Носуленко В.Н. Вербальное кодирование в познавательных процессах: Анализ признаков слухового образа: М.: Наука, 1986.- 128 с.

60. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. - 296 с.

61. Ляудис В.Я. Психологические особенности стратегий образования и инновационного обучения // Инновационные процессы в образовании: проблемы и перспективы. Орел. 1995. - С. 1-3.

62. Ляудис В.Я. Психологические предпосылки проектирования моделей инновационного обучения в школе // Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред В.Я. Ляудис. М., 1994. - С. 13-33.

63. Мальцев С.М. О психологии музыкальной импровизации. М.: Музыка, 1987.-240 с.

64. Максимов В.Н. Анализ ситуации художественного восприятия // Восприятие музыки. / Под ред В.Н. Максимова. М.: Музыка, 1980. - С. 54-91.

65. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. М.: Музыка, 1966. - 220 с.

66. Медушевский В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» // Восприятие музыки. / Под ред В.Н. Максимова. М.: Музыка, 1980. - С. 141156.

67. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки. / Под ред В.Н. Максимова. М.: Музыка, 1980.-С. 178-195.

68. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 254 с.

69. Мелик-Пошаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности, М.: Знание, 1981. - 96 с.

70. Мильштейн Я.И. Очерки о Шопене. М.: Музыка, 1987. - 176 с.

71. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки. / Под ред В.Н. Максимова. М.: Музыка, 1980. -С. 91-112.

72. Назайкинский Е.В. Оценочная деятельность при восприятии музыки // Восприятие музыки. / Под ред В.Н. Максимова. М.: Музыка, 1980. - С. 195229.

73. Назайкинский Е.В О психологии музыкального восприятия. М.: музыка, 1972. - 83 с.

74. Назайкинский Е.В Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. - 254с.

75. Назайкинский Е.В Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.-319 с.

76. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1987.240 с.

77. Носуленко В.Н. Психология слухового восприятия. М.: Наука, 1988.-216 с.

78. Огнев А.С. Субъектогенетический подход в обучении: Учебное пособие // ВГПУ. Воронеж, 1998. - 237 е.

79. Отечественное образование: тенденции и перспективы развития. Круглый стол // Педагогика. 1998. - №8. - С. 3-24.

80. Панюшкин В.П. Формы учебного сотрудничества и уровни регуляции взаимосвязанной учебной деятельности // Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред В.Я. Ляудис. М., 1994. - С. 76-95.

81. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей / Под ред П.И. Пидкасистного Изд-во 2. М.: Рос-педагентство, 1996. - 602 с.

82. Петровская Л.А. Гуманистическая ориентация педагогического общения и современная школа // Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред В.Я. Ляудис. М., 1994. - С. 50-60.

83. Пидкасистый П.И. Самостоятельная позйавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

84. Подольский А.И. Становление познавательного действия: научная абстракция и реальность. М.: МГУ, 1987. - 173 с.

85. Подольский А.И. Формирование симультанного опознания. М.: Изд-во МГУ, 1978.- 151 с.

86. Проблемы эстетического воспитания подростков: сб. науч. ст. / Под ред. JI.B. Богомоловой. М.: Новая шк., 1994. - 94 с.

87. Ражников В.Г. Исследование музыкального исполнительского образа // Вопросы психологии. 1987. - №2. - С. 70-80.

88. Ражников В.Г. Некоторые вопросы теории музыкальных способностей в свете современной психологии и педагогики // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования: межвуз. сб. тр. Вып. 4 // В.М. Цеханского. Новосибирск, 1986. - С. 56-69.

89. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Под ред. В.Г. Панова. М.: Бол. Рос. Энциклопедия. Т. 1. - А-М. - 1993. - 607 с.

90. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957.328 с.

91. Рубинштейн C.JI. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР 1959.-354 с.

92. Рубинштейн C.JI. Проблема психологии восприятия // Исследования по психологии восприятия. Л.: Наука, 1948. - С. 3-20.

93. Савшинский С.И. Работа пианиста над техникой. Л.: Музыка, 1968. -107 с.

94. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М. - Л.: Музыка 1964. - 187 с.

95. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: «Логос» 1999. - 272 с.

96. Сериков В.В. Ситуация развития личности современного студента // Воспитательная среда ВУЗа как фактор профессионального становления специалиста. (Материалы межрегиональной научно-практической конференции. 14-15 марта 2001 г., Воронеж: ВГУ. С. 8-10).

97. Силин В.П. Искусство как фактор социализации индивида // Ученые записки ЛГУ. 1971. - Вып. 9.-С.125-131.

98. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. - 224 с.

99. Смирнов М.А. Эмоциональная природа музыки и современное исполнительское искусство // Музыкальное исполнительство и современность: сб. ст. Ban. 1 / Сост. М.А, Смирнов. М.: Музыка, 1988. - С. 213-240.

100. Смирнов М.И. Проблемы педагогической психологии / Науч. ред. Л.И. Белозерова, КГПИ. Киров, 1944. - 41 с.

101. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов повышения квалификации преподавателей ВУЗов и аспирантов / Под ред. Л.Н. Шилова. -М.: АспектПресс, 1995. 270 с.

102. Соловьева Н.В. Профессиональное становление специалиста с высшим образованием в условиях изменяющейся социокультурной среды: Дис. доктора пед. наук. Казань, 1996. - 372 с.

103. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления / Под ред М.Г. Арановского. М.: Музыка, 1974. - С. 59-75.

104. Талызина Н.Ф. Общий анализ учебного процесса // Христоматия по педагогической психологии. М.: Изд-во МГУ, 1995. - С. 31-43.

105. Талызина Н.Ф. Теория планомерного формирования умственных действий сегодня // Вопросы психологии. 1993. - №1. - С. 92-102.

106. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 344 с.

107. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования: Учебное пособие по курсу «Педагогика» // ГМПИ им. Гнесеных. М., 1986. -48 с.

108. Тарасов Г.С. Музыкальное воспитание и развитие личности школьника// Вопросы психологии. 1997. - №4. - С. 131-134.

109. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей: Избранные труды в 2-х Т. / Академия пед. наук СССР. М.: Педагогика 1985. - Т. 1. - С. 42-222.

110. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания / Известия АПН РСФСР. Вып. 11. - М. - Л., 1966. - С. 4-10.

111. Терентьева Н.А. Целостный подход к музыкальному образованию и • воспитанию // 1992. №1-2. - С. 55-60.

112. И7.Тюхтин B.C., Ларкин Ю.Ф. Содержание и форма в искусстве. М.: Знание 1984.-64 с.

113. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. М.: Педагогика, 1973.-350 с.

114. Философский словарь / Под ред М.М. Розенталя. М.: Изд-во полит-литература, 1972. - 496 с.

115. Фортепианная тетрадь юного музыканта. Вып. 1 Л.: Музыка, 1990. -С. 12.

116. Цеханский В.М. Психология восприятия музыки: проблемы и методы. // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования: межвуз. сб. тр. Вып. 4 / Под ред В.М. Цеханского. Новосибирск, 1986. - С. 23-35.

117. Цивинская Н.П. Проблемы высшего музыкального образования в разработках Б.Л. Яворского // Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования: межвуз. сб. тр. Вып. 43 // Отв. ред. Е.В. Баринова. -М.,1979. С. 170-198.

118. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984. -176 с.

119. Школа игры на фортепиано: Учебное пособие для ДМШ / Под ред А. Николаева. -М.: Музыка, 1972. 192 с.

120. Школа диалога культур. Основы программы / Под ред B.C. Библера. Кемерово, 1992. 96 с.

121. Шульпяков О.Ф. Роль научного фактора в формировании современных педагогических воззрений // Совершенствование педагогической подготовки студентов музыкальных ВУЗов исполнительских специальностей / ГМПИ им. Гнесиных. М.: 1987. - С. 46-48.

122. Шуман Р. Альбом для юношества: Для фортепиано / Под ред П. Егорова Л.: Музыка, 1986. - 78 с.

123. Щапов А.П. Фортепианная педагогика: Методическое пособие. М.: Сов. Россия, 1960. - 171 с.

124. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979.144 с.

125. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1955. - №2. - С. 31-41.

126. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Педагогика 1996. - 96 с.

127. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. - №2. - С. 64-77.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.