Фортепианная культура Карелии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Портной, Виктор Саулович

  • Портной, Виктор Саулович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1985, Ленинград
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 269
Портной, Виктор Саулович. Фортепианная культура Карелии: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Ленинград. 1985. 269 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Портной, Виктор Саулович

Введение

Глава I. Фортепианная педагогика и исполнительство в период становления музыкальной культуры Карелии. I9I7-I945 годы

Глава П. Фортепианное творчество композиторов

Карелии 30-50-х годов

Глава Ш. Развитие фортепианной педагогики и исполнительства в Карелии 50-80-х годов.

Глава 1У.Новые жанровые и стилевые черты фортепианной музыки Карелии 60-80-х годов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фортепианная культура Карелии»

Важнейшее место в деятельности Коммунистической партии и Советского правительства занимают вопросы дальнейшего развития культуры и искусства на современном этапе. В решениях ХХУ1 съезда КПСС, в партийных и государственных документах, принятых в последние годы, четко определены основные направления деятельности партии, правительства, всего советского народа в области культуры и идеологии. Съезд уделил особое внимание использованию всего материального и духовного потенциала страны для более полного развития личности, формирования всесторонне развитого, общественно активного советского человека"*".

Отличительной особенностью советской музыкальной культуры является то, что с первых шагов она развивается как культура многонациональная. В ее становлении участвуют все народы нашей страны как большие, так и малые. Исторический опыт Советского Союза, сумевшего в самый короткий срок преодолеть культурную отсталость и культурное неравенство многочисленных народов России и стать страной с передовой общенародной культурой привлекает пристальное внимание многих народов мира. Страны социалистического лагеря и молодые развивающиеся страны успешно использовали и используют опыт, накопленный в СССР в деле культурно-преобразовательной работы.

В развитии духовной культуры общества значительное место занимает процесс изучения и обобщения достижений музыкального искусства. Только на основе глубокого и всестороннего анализа процесса исторического развития прошлого возможно дать объяснение многим явлениям сегодняшнего дня. Вместе с тем, подлинный прог

1 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1981, с.182. ресс музыкального искусства не возможен без осмысления его исторической ретроспективы. "Суждения о том, что сфера музыки есть только сочинение музыки и исполнение ее, - писал Б.Асафьев, -по детски наивны и провинциальны. Музыка тесно спаяна и с бытом и со всеми культурными завоеваниями человечества. Она - и искусство, и наука, и язык, и игра. Ее эволюция показывает, что творчеству музыкальному расчищали дорогу научное исследование и широкая пропаганда культурно-музыкальных идей, то есть деятельность интеллектуальная . Музыка может дышать только в полном общении с окружающей жизнью, с ее эмоциями и мыслями и, особенно, с мыслью, о самой музыке и с научным исследованием ее, как социального явления"'1'.

В условиях созидания и дальнейшего роста советской многонациональной музыкальной культуры весьма важными становятся исследования развития музыкального искусства народов нашей страны, в том числе становления и роста национальной фортепианной культуры. В советском музыкознании создана обширная историография по проблемам развития музыки народов СССР**, а также вопросам, связанным с фортепианным исполнительством, педагогикой и фортепианным ТВОрсг чеством в республиках . Многочисленные работы, посвященные этим

Глебов И. Современное русское музыкознание и его исторические задачи. Цит.по Истории музыки народов СССР, т.1-'5;-м., 1970, с.184.

2 История музыки народов СССР/Отв.ред.Ю.Келдыш. T.I. - М., 19701974. История узбекской советской музыки/Ред.кол.: Т.С.Вызго и др. Т.1-2. Ташкент, 1972, 1973. Гаудримас Ю. Музыкальная культура Советской Литвы. 1940-1960. - Л., 1961 и др. о

Алексеев А.Д. Советская фортепианная музыка. I9I7-I945. М.f 1974; Апоян Ш. Фортепианная музыка Советской Армении. - Ереван, проблемам, позволяют судить как об общности процессов, происходящих в условиях роста национальных республик, так и о ряде особенностей, обусловленных своеобразием исторического и национального пути народов, уровнем их экономического и культурного развития. Между тем достижения в исследовании советской музыкальной культуры не исключают того, что ряд ванных вопросов и аспектов этой проблемы изучены еще не достаточно, в том числе и в региональном плане. Так, не получили еще должного освещения пути становления и развития фортепианной культуры Советской Карелии, которая из захолустной окраины царской России превратилась в одну из высокоразвитых автономных республик в составе РСФСР. Между тем, карельское профессиональное музыкальное искусство, возникшее в республике только после победы Великой Октябрьской социалистической революции, прошло в своем развитии значительный путь. В процессе становления музыкальной культуры края фортепианная педагогика и исполнительство и фортепианное творчество сыграли весьма важную роль. Сейчас, когда профессиональное музыкальное искусство Карелии завершает седьмое десятилетие своего развития, достижения в области фортепианной культуры требуют изучения как в контексте всего музыкального искусства республики, так и шире, в контексте многонациональной культуры нашей страны. Необходимостью осмысления с позиций современного музыкознания роли, значения и места фортепианного исполнительства, педагогики и фортепианной музыки в развитии музыкальной культуры республики определяется актуальность данного исследования. К сожалению, эта проблема до сих пор оставалась вне поля зрения музыкальной науки. Ав

1968; Клин В.Л. Украинская советская фортепианная музыка (I9I7-1977). Киев, 1980; Ахмедова М. 0 национальной специфике туркменских фортепианных произведений.-В кн.: История и современторы работ*, появившихся в Карелии в 60-е - начале 70-х годов ограничивались лишь упоминанием незначительного числа произведений для фортепиано, проблема же фортепианной музыки как особой области карельской музыкальной культуры фактически не была поставлена. Весьма незначительны и сведения о фортепианной музыке композиторов Карелии, содержащиеся в разделах, посвященных карельскому музыкальному искусству в "Истории музыки народов о

СССР" . Почти не упоминаются фортепианные произведения карельских композиторов и в монографических очерках, касающихся проблем развития концертного жанра (в работах Раабена Л. "Советский инструментальный концерт") и советской фортепианной музыки (Алексеев А.Д. "Советская фортепианная музыка I9I7-I945 годы" "Очерки по истории советского фортепианного искусства". Ред.-сост. А.Николаев, ВДинаев. М., 1979).

В последние годы, однако, фортепианная едузыка композиторов Карелии, а также исполнительская деятельность ряда пианистов начинают привлекать внимание исследователей, статьи и отзывы которых все чаще и чаще появляются в обзорах, посвященных современноq му состоянию карельского музыкального искусства . И это весьма симптоматично, ибо рост фортепианного исполнительства и фортепианного творчества в 70-80-е годы позволяют по иному оценить роль фортепианной музыки, а в ретроспективе иначе осветить роль и месность. - М., 1972 и др. Лапчинский Г. Музыка Советской Карелии. - Петрозаводск, 1970; Он же. Путь композитора. - Петрозаводск, I960; Он же. Фортепианный концерт Синисало. - Советская музыка, 1959, № 5 и др.

2 ИМН СССР. Т.Ш, с.285-286; т.4, с.399; т.5, ч.1, с.472, 476.

3 См.: Советская музыка, 1977, № 7; 1981, М 5,6; 1982, № 6. то фортепианной музыки в развитии культуры Карелии в целом, Недостаточная разработанность проблем становления и развития карельской фортепианной культуры, а также актуальность исследования определили выбор темы диссертации.

Данная работа представляет собой первое систематическое исследование проблем развития фортепианной культуры Карелии. Исследование фортепианной культуры требует вовлечения в поле зрения не только вопросов творчества для фортепиано, но и всего комплекса, связанных с ним проблем. Новизна такой постановки проблемы диктуется современными методами исследования, в которых акцент с произведения искусства, характерный для музыкознания прошлого, все больше начинает смещаться на исследование контекста, в котором это произведение существует. "Проблема искусство и общество активно разрабатывается современной марксистско-ленинской наукой об искусстве, эстетикой, социологией. Вопрос о функционировании искусства в обществе также привлекает к себе, особенно в последнее время, большое число исследователей"'1". Избираемый нами аспект исследования не следует понимать как чистое социологи-зирование, проблема заключается в комплексном исследовании вопросов композиторского творчества, педагогики и исполнительства. Именно в комплексе все эти стороны могут с оставить то, что представляет собой, в нашем понимании фортепианная культура как целостное явление.

Исходя из вышесказанного, в диссертации поставлены следующие задачи: построение возможно более полной картины развития фортепианной педагогики,- исполнительства и фортепианного творчества в Карелии на основе исследования значительного фактического Сохор А. Социальные функции искусства и воспитательная роль музыки. В сб.: Музыка в социалистическом обществе. - Л., 1369, с.6. материала; поиск и систематизация исторических сведений, дополняющих имеющиеся данные; выявление наиболее существенных тенденций в развитии фортепианной культуры Карелии.

Для того, чтобы представить себе во всей полноте специфику происходящих в условиях становления и развития национальной музыкальной культуры процессов, необходимо выявить их истоки. Любое явление, в том числе и отдельные особенности музыкальной культуры - суть понятие историческое, поэтому прежде чем вести рассмотрение современного состояния культуры Карелии, следует указать на ряд исторически сложившихся особенностей ее становления. Так на формирование культуры края оказывало влияние разностороннее духовное и этническое общение карелов с другими народами, живущими рядом - финнами, русскими, саами, начавшееся еще в древности до присоединения территории современной Карелии к новгородской феодальной республике. Своеобразие этих влияний ощущается до сих пор, несмотря на процесс взаимопроникновения культур. "Вносят ли взаимосвязи культур, - замечает М.Морозов, - изменения в их национальную специфику? Вносят, но не уничтожают ее потому, что специфика порождается не влиянием извне, а историей народов, условиями их жизни"1.

Одной из особенностей карельской культуры является то, что в ее развитии начиная с ХУЩ века участвовали представители русской культуры. Первым олонецким губернатором был знаменитый русский поэт Г.Р.Державин, составивший подробное описание истории и экономики края. Изучение народного творчества Карелии, начавшееся в первой половине XIX века, тесно связано с именами русских политических ссыльных-поэта Ф.Глинки, друга Лермонтова С.Раевского,

1 Морозов М. Национальные особенности культуры. Журнал "Панорама", вып.5, с.51. петрашевца А.Баласогло и П.Рыбникова. Заонежские былины, собранные и изданные П.Рыбниковым в 60-х годах прошлого века, получили широкое распространение и приобрели общерусское признание. Карелия постоянно привлекала к себе ученых и деятелей искусства России.Здесь жил и работал знаменитый русский ученый-языковед академик Ф.Ф.Фортунатов, сюда приезжали академики А.Ф. Гильфердинг, А.А.Иностранцев, Ф.Ю.Левинсон-Лессинг и др. В Карелии бывали И.И.Шишкин, А.И.Куиндки, И.И.Левитан и другие выдающиеся художники-пейзажисты. В Петрозаводской гимназии учился художник В.Д.Поленов. Основное место в развитии профессиональной культуры Карелии в послеоктябрьское время принадлежит также деятелям, приехавшим в республику из Ленинграда, Москвы и других городов страны. Все это влияет на развитие культуры республики в целом, отражается и на процессе становления и развития интересующей нас области - фортепианной культуры Карелии.

Являясь первым обобщающим исследованием в области фортепианной педагогики, исполнительства и фортепианного творчества Карелии, данная работа акцентирует свое внимание на комплексном подходе к изучению фортепианной культуры национальной республики, рассматриваемой во взаимосвязи с развитием музыкальной культуры русского и других народов СССР. В результате обобщены и использованы многие новые и ранее не опубликованные фактические данные, выявлены основные тенденции в развитии музыкального творчества, образования, концертно-исполнительской практики. Впервые привлекается материал,, характеризующий состояние музыкального быта Кнрелии конца XIX начала XX века, позволяющий выявить истоки некоторых явлений карельского фортепианного искусства послереволюционного периода. Полечены новые сведения и найдены документы, полнее раскрывающие деятельность в Петрозаводске известного советского композитора Ю.Шапорина, найдены рукописи не известных

- 10 ранее произведений карельского композитора Р.Пергамента.

При работе над диссертацией информационной базой послужили архивные документы, хранящиеся в фондах Центрального Государственного архива КАССР, архивов Петрозаводского филиала Ленинградской консерватории, Ленинградской и Московской консерваторий, личные архивы деятелей музыкального искусства Карелии и др., периодическая печать, музыкальные произведения и литературные труды, воспоминания лиц, связанных с периодом становления карельской фортепианной культуры, афиши, фотографии.

Структура диссертации определяется изложенными выше задачами. Работа состоит из данного введения, четырех глав, и заключения, в которых исследуется фортепианная культура Карелии, начиная с первых дней установления в республике советской власти до настоящего времени.

Основные аспекты развития фортепианной педагогики и исполнительства рассматриваются в 1-й и 3-й главах, фортепианное творчество композиторов Карелии анализируется во 2-й и 4-й главах. Такое строение связано и с особенностями становления фортепианной культуры, края, где появлению произведений для фортепиано предшествовало развитие педагогики и исполнительства. В формировании фортепианной культуры Карелии большое место принадлежит ленинградской пианистической школе, что находит отражение в главах, посвященных проблемам педагогики и исполнительства. При рассмотрении основных тенденций и жанрово-стилевых особенностей фортепианной музыки композиторов Карелии акцентируется внимание на использовании фольклора. Фортепианное творчество рассматривается по периодам, которые в целом совпадают с предложенной в Истории музыки народов СССР периодизацией, деление же на главы обусловлено стилистическими особенностями музыки композиторов рассматриваемых периодов. В Заключении, на основе анализа процессов, происходящих в современной карельской фортепианной культуре, намечаются некоторые перспективы ее дальнейшего развития. В Приложениях к диссертации даются:Хронограф основных исполнений и записей карельской фортепианной музыки, Хронограф концертов фортепианной музыки, состоявшихся в республике с 1917 по 1984 год, Нотография фортепианных произведений композиторов Карелии, а также некоторые сведения, дополняющие и иллюстрирующие основной материал диссертации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Портной, Виктор Саулович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За годы Советской власти карельское фортепианное искусство прошло путь, отмеченный значительными достижениями как в области фортепианной педагогики и исполнительства, так и фортепианного творчества, В период становления музыкальной культуры края фортепианной педагогике и исполнительству принадлежало решающее место в деле музыкального воспитания. На первом этапе развития фортепианной культуры республики в фортепианном исполнительстве преобладала ансамблевая игра и сопровождение различным солистам, однако, уже к середине тридцатых годов стали исполняться значительные произведения и концерты для фортепиано с оркестром.

Ярким этапом в области фортепианной педагогики стали годы пребывания в Карелии пианиста Н.Н.Загорного (I9I8-I922). Именно в эти годы происходил процесс коренной перестройки музыкального образования во всей стране, нашедший благоприятную почву и в Карелии. В открытой в Петрозаводске Музыкальной школе - первой в истории края, а также в Высших музыкальных классах воспитывались молодые музыканты, занявшие впоследствии видное место в музыкальной жизни республики. Вместе с тем, процесс развития фортепианной педагогики и исполнительства в Карелии в 20-30-е годы был сложным, развитие тормозилось как экономическими трудностями, так и отсутствием национального фортепианного творчества.

Новым периодом роста исполнительства и педагогики в Карелии стали 30-е годы, что было связано с приездом в республику пианистов - также воспитанников Ленинградской консерватории Л.Вишкарева и Л.Гликмана. Быстрому подъему музыкальной культуры края способствовало и открытие Карельской государственной филармонии, что сделало возможным выступления в конце 30-х годов в

- 186

Карелии видных советских пианистов Н.Перельмана, П.Серебрякова, Н.Голубовской, И.Рензина и других.

В области музыкального образования в республике в этот период был пройден путь от первой музыкальной школы до открытия в Петрозаводске Музыкального училища и довольно развитой сети музыкальных кружков. Однако, развитие музыкального образования касалось в основном только Петрозаводска.

Значительное развитие получает музыкальное образование в республике в послевоенные годы, когда расширяется сеть музыкальных школ, охватывающая ныне все районы Карелии, Потребность в специалистах высшей квалификации привела к открытию в Карелии Высшего музыкального учебного заведения - Петрозаводского филиала Ленинградской консерватории. (В автономных республиках, входящих в состав РСФСР, подобные вузы имеются еще только в Башкирии и Татарии.)

Дальнейшее развитие получили связи ленинградских и петрозаводских музыкантов в период организации молодого вуза, В числе преподавателей фортепианной кафедры ПФ ЛОЛГК - представители ленинградской пианистической школы. В то же время в работе ПФ ЛОЛГК определенное место принадлежит пианистам - выпускникам Московской консерватории. Такое соединение в рамках одного учебного заведения воспитанников различных пианистических школ представляется весьма перспективным.

В области исполнительской; следует отметить, что ныне ведущее место занимают в республике выступления пианистов-преподавателей ПФ ЛОЛГК. Исполнительское мастерство пианистов оказывает существенное воздействие на развитие фортепианного творчества композиторов республики. Значительная роль в пропаганде карельской фортепианной музыки принадлежит пианистам Петрозаводского филиала.

Говоря о фортепианном творчестве композиторов Карелии, которое развивается в Карелии в тесном взаимодействии с исполнительской культурой, необходимо отметить, что его становление связано также с именами композиторов-пианистов. В первый период (30-50-е годы) в республике происходит процесс освоения основных жанров фортепианной музыки, таких, как соната, концерт, фортепианная миниатюра. На основе использования карельского и финского фольклора композиторы создают значительные по масштабу произведения. В этот же период формируется и своеобразный музыкальный язык композитора Гельмера Синисало, органично претворяющий народно-песенные интонации. Вместе с тем, в произведениях этого периода, опирающихся преимущественно на традиции русской и западно-европейской классики, наблюдается некоторая однотипность художественных решений, особенно в произведениях, опирающихся на фольклор.

В творчестве карельских композиторов 30-50-х годов получил развитие и широко распространенный в русской музыке жанр прелюдии. Создаются также первые в Карелии фортепианные произведения для детей, получившие широкое распространение в 60-80-е годы.

Периодом коренного обновления жанровой и стилистической сторон фортепианной музыки композиторов Карелии стали 60-70-е годы. Достижения в области фортепианого. творчества, наряду с достижениями в области симфонической музыки, имеют ключевое значение для понимания процессов, происходящих в карельском музыкальном искусстве. Профессиональная карельская музыка не развивалась изолированно. Будучи составной частью более широкого явления - советской музыки, карельская музыка не могла не отразить особенности ее развития в этот период. Тенденции к использованию

- 188 современных средств музыкальной выразительности сочетались в этот период с интересом к различным, не использованным ранее пластам карельского, финского и вепсского фольклора. В этом проявились с одной стороны черты преемственности с прошлым этапом, в развитии карельской музыки, с другой, отразились веяния "новой фольклорной волны", характерные для советского музыкального творчества 60-70-х годов. "Сегодняшняя разработка фольклора русскими композиторами, - отмечает С.Слонимский, - развивает давнюю, исконную традицию советской музыки""^. Воздействие выдающихся советских композиторов оказалось весьма плодотворным, нашло преломление в исканиях композиторов республики. Важным источником стилевого обновления карельской фортепианной музыки явилось взаимовлияние и взаимообогащение национальных музыкальных культур. Этот процесс, начавшийся уже в первые годы советской власти, заметно усилился в 60-70-е годы, способствовал прогрессу советского искусства, национальною по форме и социалистического по содержанию.

На основе анализа ряда тенденций в развитии фортепианной культуры Карелии можно наметить некоторые направления ее дальнейшего изучения и перспективы развития. Как нам кажется, ныне назрела необходимость в проведении социологических исследований по проблемам музыкально эстетического воспитания в республике.

Дальнейшее развитие музыкального образования в республике настоятельно требует совершенствования методической и куратор-вкой работы в системе: школа-училище-вуз, вызывает необходимость перспективного планирования подготовки и распределения фортепиан Слонимский С. Заметки композитора о современной советской музыке. - В сб.: Современные вопросы музыкознания. М., 1976.

- 189 ных кадров в республике, обобщении опыта ведущих педагогов.

В области концертно-исполнительской - далеко не полностью используются еще возможности местных исполнителей для пропаганды фортепианной музыки. Необходимо более широкое привлечение как преподавателей, так и лучших студентов Петрозаводского филиала ЛОЛГК к активной концертной работе в республике.

Новые горизонты открываются и перед фортепианным творчеством композиторов Карелии, произведения которых все чаще звучат на концертной эстраде, издаются центральными издательствами страны, записываются на пластинки, звучат по радио и телевидению.

В области творчества, ждет своего воплощения жанр форте- ^ пианного концерта, пока не получивший должного претворения в сочинениях композиторов Карелии. Стилистически многообразней может быть сонатное творчество, синтезирующее современные приемы письма и фольклорные интонации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Портной, Виктор Саулович, 1985 год

1. Ленин В.И. К вопросу о диалектике.-Полн.собр. соч., т.29, с.316-322.

2. Ленин В.И. Письмо к И.Ф.Арманд.-Псшн.собр.соч., т.49, с.328-334.

3. Цеткин К. Воспоминания о Ленине. В кн.: Ленин о культуре и искусстве. М.", Искусство, 1956, с. 298-302.

4. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.; Политиздат, 1981. 226 с.

5. Алексеев А. История фортепианного искусства, часть 2. -М.: Музыка, 1967. 286 с.

6. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства, часть 3. -М.: Музыка, 1982. 286 с.

7. Алексеев А.Д. Советская фортепианная музыка. 19Г7-1945. -М.: Музыка, 1974. 248 с.

8. Апоян Ш. Фортепианная музыка Советской Армении. Ереван: Айстан, 1968. - 247 с.

9. Арановский М. Симфонические искания.-Л.: Советский композитор, 1979. 287 с.

10. Артынова Л. Страницы истории. В кн: Методические записки по вопросам музыкального образования./Ред.и сост.Н.Л.Фишман. -М., 1976, с.7-40.

11. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.: Музыка, 1965. - 152 с.

12. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 197I. - 376 с.

13. Асафьев Б. Речевая интонация. М.-Л.: Музыка, 1965., 136 с.

14. Афанасьева А. Великий Октябрь и становление советской культуры в Карелии. 1918-1927. Петрозаводск, 1983. - 240 с.

15. Ахмедова М. О национальной специфики туркменских фортепианных произведений. В кн.: История и современность: Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. - М.: Музыка, 1972, с.144-158.

16. Барток Б. О значении народной музыки. Советская музыка, 1965, № 2, с.98-100.

17. Борьба за установление и упрочение Советской власти в Карелии: Сб.документов и материалов./Ред.Машезерский В.И. и Славина Н.Ф. Петрозаводск, 1957. - 638 с.

18. Бочкарева 0. Композиторы Карелии: Справочник. Петрозаводск, 1975. - 48 с.

19. Бутир Л. Как и прежде в поиске. Ленинская правда, 1981, 8 мая.20. 15утир Л. Проблемы развития карельской симфонической музыки. В кн.: Тезисы докладов научно-методической конференции, посвященной 60-летию Советской Карелии. - Петрозаводск, 1980,с.II-13.

20. Бушен, А. А.Д.Каменский. Очерк жизни и творчества. -Л.: Советский композитор, 1982. 144 с.

21. Верхоглядов В. Как песня родилась. Петрозаводск, 1978. - 48 с.

22. Вишкарев Л. Вторая программа концертного сезона. -Красная Карелия, 1939, 17 октября.

23. Шекель JI. Фортепианная музыка XX века .-Л.: Музыка,1976. 295 с.28. йудримас Ю. Музыкальная культура Советской Литвы. 1940-1960. Л.: Советский композитор, 1961. - 148 с.

24. Геншафт Я. Несколько замечаний о работе композиторов. ~ Ленинское знамя, 1946, 15 декабря.

25. Глезер Р. У композиторов Карелии. Советская музыка,1977, № 7, с.33-36.

26. Головинский Ш. Композитор и фольклор: Из опыта мастеров ХГХ-ХХ веков. Очерки. М.: Музыка, 1981. - 279 с.

27. Гончаров Н. К истории творческого объединения педагогов-пианистов при Центральном Доме работников искусств. В кн.: Вопросы фортепианной педагогики, вып.I./Общ.ред.В.Натансона. - М., 1963, с. 181-196.

28. Горная И. Звучащий образ времени. Комсомолец,1982, 8 мая.

29. Гродницкая Н. 'Юельмер Синисало. В кн.: Композиторы Российской Федерации, вып.1. - Л., 1981, с. 155-174.

30. Гродницкая Н. Концерты фортепианной кафедры./Газета "Онежская лира" 1974, № 6.36. гудков В. Композиторы Советской Карелии. Красная Карелия, 1939, 14 декабря.

31. Демешко Г. К проблеме обновления сонатных принципов в советской инструментальной музыке. В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 15. - М., 1977, с. 170-190.

32. Загорный Н. Фортепианная игра как вспомогательный в музыкальном образовании предмет: Опыт методического обоснования общего курса игры на фортепиано.-Л., Academia, 1928. 58 с.ib

33. Задерацкий. Полифония как принцип развития в сонатной форме Шостаковича и Хиндемита. В кн.: Вопросы музыкальной формы, вып.1. - М., 1966, с. 231-278.

34. Земцовский И. Переинтонировзние как сущность творческого подхода к фольклору. В кн.: Фольклор и композитор. Л., 1978, с.40-54.

35. Ильина Л. 60 лет музыкального образования в СССР. -Советская музыка, 1978, № I, с.12-17.

36. История музыки народов СССР, т.1. М.: Сов.композитор, 1970. - 434 е.; т.2. - М.,1970. - 523 е.; т.З. - М., 1972.544 е.; т.4. 1973. - 784 е.; т.5. - М., 1974. - 383 с.

37. Каратыгин В. Избранные статьи. М., 1965. - 352 с.

38. Карельские народные песни./Сост.Кершнер. Л. М.: Музгиз, 1962. - 130 с.

39. Карелия в период гражданской войны и интервенции.1918-1920: Сб.документов и материалов. Петрозаводск, 1964. -648 с.

40. Карелия в период восстановления народного хозяйства. 192I-1925./Ред.и сост. А.И.Афанасьева, В.И.Машезерский. Петрозаводск, 1979. 246 с.

41. Кетлинская В. Вечер, окна, люди. М.: Молодая гвардия, 1974. - 560 с.

42. Клин В.Л. Украинская советская фортепианная музыка (1917-1977). Киев: Наукова думка, 1980. - 315 с. На укр.яз.

43. Клотынь А. Симфоническое творчество композиторов Прибалтам. В кн.: Социалистическая культура. М., 1974.

44. Колосенок С., Моносов И. Культура Советской Карелии. Петрозаводск, 1967. 154 с.

45. Кон 10. К вопросу о ладовом строении карельских народных песен./Тезисы докладов. Петрозаводск, 1980, с.19-20.

46. Кондратьев Ф. ПетрозаводскгПетрозаводск: Карелия, 1975.141.

47. Кондратьева С. Карельская народная песня. Л.: Сов. композитор, 1977. - 284с.

48. Кравченко Т. Молодость, талант, искусство. Ленинская правда, 1967, 23 марта.

49. Кравченко Т. Концерты пианистов из Карелии. Музыкальные кадры, 1980, № 574, I июля.

50. Куперен Ф. Искусство игры на клавесине./Сост., редакция перевода Д.М.Серов. М.: Музыка, 1973. - 152с.

51. Лапчинский Г. Жизнеутверждающее творчество. Петрозаводск, 1961. - 48с.

52. Лапчинский Г. Музыкальная культура Карелии. Л.: Музыка, I9S8. - 102с.

53. Лапчинский Г. Музыка Советской Карелии. Петрозаводск, 1970. - 184с.

54. Лапчинский Г. Путь композитора. Петрозаводск, I960.52с,

55. Лапчинский Г. Фортепианный концерт Г.Синисало. Сов. музыка, 1959, JS 5, с.39-40.

56. Лапчинский Г. Ю.Шапорин в Карелии. Сов.музыка, 1966, В 6, с.151-152.

57. Левашов Ю. Свет и тени одного концерта. Ленинская правда, 1972, 20 мая.

58. Левит С. Юрий Александрович Шапорин: Очерк жизни и творчества. М.: Наука, 1964. - 395с.

59. Лонг М. За роялем с йбриэлем Форэ. За роялем с Клодом Дебюсси. За роялем с Морисом Равелем. В сб.: Исполнительское искусство зарубежных стран. - Вып.9. M.,I98I, c.II-IIO.

60. Малышева Л., Ахремчик Э. В фортепианных классах Белорусской консерватории. В кн.: Вопросы фортепианного творчества, исполнительства и педагогики. Л.-М., 1973, с.43-64.

61. Милка А. Сергей Слонимский: Монографический очерк. -Л.-М., 1976. 112 с.

62. Минаев Е. О применении методов статистики в исследовании педагогического репертуара. -В кн.: Актуальные проблемы музыкальной педагогики/Труды 1МПИ им.Гнесиных. М., 1977. ~ Вып.32, с.40-55.

63. Минаев Е. К исследованию преемственных связей в организации учебного репертуара пианиста. В кн.: Современные вопросы музыкального исполнительства и педагогики/Труды 1МПИ им.Гнесиных. - М., 1976. - Bin.27, с.6-38.

64. Морозов М. Национальные особенности культуры. Панорама. - Вып.5. М., 1972, с.49-64.

65. Музалевский В. Русское фортепианное искусство.-Л.: Муз-гиз, 1961, 317 с.

66. Музыкальное искусство Карелии: Сб.науч.тр./Ленинградская ордена Ленина государственная консерватория им.Н.А.Римско-го-Корсакова. Л.:ЛОЛГК, 1983. - 136 с.

67. Натансон В. Прошлое русского пианизма.-М.: Музыка, I960. 290 с.

68. Нестьев Н. Бела Барток: Монография. М.: Музыка, 1969. - 770 с.

69. Ниловз В. О преломлении фольклорных истоков в фортепианном творчестве Геннадия Вавилова. В кн.: Труды 1МПИ им.Гне-синых, вып. 64. М., 1982. - с. 41-51.

70. Очерки истории Карелии. Том I. Петрозаводск, 1957. -430 е.; том 2. Петрозаводск, 1964. - 615 с.у 77. Очерки по истории советского фортепианного искусства./ Ред.сост. А.Николаев. В.Чинаев. М., 1979. 264 с.

71. Песни народов Карело-Финской ССР./Сост.Гудков В.,Леви Н., Петрозаводск, 1941.

72. Песни Карельского края./Сост.Краснопольская Т. Петрозаводск: Карелия, 1977. 264 с.

73. Полякова Л. Тема ждущая своего воплощения. Ленинское знамя, 1951, 19 октября.

74. Портной В. Основные тенденции и этапы в развитии карельской фортепианной музыки. В кн.: Тезисы докладов участников республиканской конференции "Молодые ученые Карелии 9-ой пятилетке". Петрозаводск, 1976, с. 148-152.

75. Портной В. Полифония в фортепианной музыке карельских композиторов. В кн.: Фольклор и литература Карелии./Сост. и ред.Н.Криничная. Петрозаводск, 1980, с.26-30.

76. Портной В. Претворение принципа сюитности в фортепианной музыке Г.Вавилова. В кн.: Тезисы докладов научно-методической конференции, посвященной 60-летию Советской Карелии. Петрозаводск, 1980, с.36.

77. Портной В. Служение музыке. Ленинская правда, 1984, 9 февраля.

78. Портной В. К истории фортепианного исполнительства в Карелии (20-30-е годы). В кн.: Проблемы музыкального искусства и национальной культуры Карелии. Тезисы докладов научно-прэктической конференции. Петрозаводск, 1982, с.35.

79. Портной В., Бутир Л. Фортепианная музыка Карелии. -В кн.: Музыкальное искусство Карелии./Ред.-сост.Зелинский Р., Л., 1983, с.87-100.

80. Раабен Л. Советский инструментальный концерт. Л., Музыка, 1967^ - 307 с.

81. Раабен Л. Советский инструментальный концерт. (19681975) .~Л.: Музыка, 1976. 80 с.

82. Pare Ю. "Модель специалиста" как задача развития системы музыкального образования. В сб.: Проблемы высшего музыкального образования./Труды 1МПИ им.Гнесиных. Вып. 19. М., 1975,с. 7-16.

83. Расписание и программы государственных экзаменов./ Вып.I-I2. Петрозаводск, 1972-1983. 522 с.

84. Рожков К. Карельская музыка. /Музыкальная энциклопедия, т.2. М., 1974, с.720-723.

85. Русский архив. 1870, J6№ 4-5.

86. Русская старина. 1889, стр.459-461.

87. Ручьевская Е. Функции музыкальной темы. Л.: Музыка, 1977. - 160 с.

88. Савшинский С. Леонид Николаев. Л.-М.: Музыка, 1950. -189 с.

89. Салнис Н. Активность поисков, широта интересов. Советская музыка, 1982, № 6. - 21-24 с.

90. Серов Д. Встречи с О.Мессианом. Советская музыка, 1982, № 2, с. 103-104.

91. Серов Д. Фестиваль музыки Мессиана в Москве. Советская музыка, 1982, № 10, с.

92. Слонимский С. Заметки композитора о современной советской музыке. В сб.: Современные вопросы музыкознания. М., 1976, с.263-287.

93. Сохор А. Некоторые идейно-эстетические проблемы советской музыки 70-х годов. В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 15, М., 1977, с.3-15.

94. Сохор А. Социальные функции искусства и воспитательная роль музыки. В кн.: Музыка в социалистическом обществе. Л., 1969, с.38-62.

95. Тимонен Т. 0 гармонизации карельских народных песен.-В сб.: Фольклор и литература Карелйи./Сост.и ред.Н.Криничная, с.22-26.

96. Тимонен Т. Преломление национального фольклора композиторами Карелии 60-70. В кн.: Фольклор и композитор/Труды 1МПИ им. Гнесиных. - М., 1982. - Вып.64, с.52-64.

97. Тынисмяэ Е. Фортепианная музыка композиторов Советской Эстонии. В кн.: Музыкальная культура Эстонской СССР. Л., 1984, с.98-120.

98. Хальфин М., Светозаров Д. Играют воспитанники подшефных училищ. Музыкальные кадры, 1965, 12 июня.

99. Цыпин Г. Музыкально-воспитательные функции обучения на клавишных инструментах. В сб.: Инструментальное обучение на муз.нпед.факультете. Ученые записки 1МПИ им.Гнесиных. М., 1973.

100. Фортепиано. Программа для фортепианных факультетов музыкальных вузов. М., 1977. - 14 с.

101. Щапов А. Некоторые вопросы фортепианной техники. -М.: Музыка, 1968.

102. Щапов А. Фортепианная педагогика. М.: I960. - 172 с.

103. Ккак К. 0 природе и специфике полифонического мышления. В кн.: Полифония./Сост.и ред.К. Южак. М., 1975.1. Архивные источники

104. Архив Петрозаводского филиала ЛОЛГК, дела за 1971-1984 гг.йзеты.

105. Олонецкие губернские ведомости. 1876-1916.

106. Известия Петрозаводского Комитета общественной безопасности.1917 г.

107. Известия Олонецкого губернского Совета крестьянских, рабочихи солдатских депутатов. 1917-1918.

108. Олонецкая коммуна. 1919-1920.1. Коммуна. 1920-1921.

109. Карельская коммуна. 1922-1923.

110. Красная Карелия. 1923-1940.

111. Ленинское знамя. 1940-1956.

112. Ленинская правда. 1956-1984:

113. Источники на финском языке.

114. Barantsev Anatoli. Petroskoin lconservatorio. -Punalippu, 1972, H 11, s.163-112.

115. Butir L., Portnoi V. Neuvosto-Karjalan pianomusukin vaiheita. Punalippu, 1976, N 6, g.88-91.

116. Portnoi V. Sammon luoja.- Punalippu, 1980, N 6, s.107-110.

117. Portnoi 7. LeningracLin pianokoulun perinteita Karjalassa.-Punalippu, 1982, N 12,s.106-108.

118. Portnoi V. Petroskoin konservatorio. Punalippu, 1977» К 9, s.89-91.

119. Vauhkonen Impi. Savelten siivin. Punalippu, 1972, N 8, s. 66-7o.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.