Фортепианное творчество Григория Корчмара: жанрово-композиционные особенности и проблемы интерпретации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Курносова, Светлана Евгеньевна

  • Курносова, Светлана Евгеньевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2013, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 176
Курносова, Светлана Евгеньевна. Фортепианное творчество Григория Корчмара: жанрово-композиционные особенности и проблемы интерпретации: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2013. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Курносова, Светлана Евгеньевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Традиции и новации в фортепианном творчестве Григория Корчмара

1.1. Генезис стиля и особенности музыки Г.О. Корчмара в контексте развития отечественного музыкального искусства второй половины XX столетия и первого десятилетия XXI века

1.2. Жанровая классификация фортепианных произведений

1.3. Композиционные принципы и технологии в творчестве

Г.О. Корчмара

Глава II. Произведения крупной формы в фортепианном творчестве

Г.О. Корчмара

2.1. Фортепианные концерты

2.1.1. «Могагйвзпгю» («Моцартиссимо»). Концерт-пастиччио для фортепиано с оркестром (1986)

2.1.2. «В мире Эдварда Грига» концерт-фантазия для фортепиано с оркестром (по наброскам Второго фортепианного концерта) (1997)

2.2. Сонатные и вариационные формы

2.2.1. Соната для фортепиано (1975)

2.2.2. Соната сонета (2009)

2.2.3. «Уроки учителя» (1997) и Сонатина (1984)

2.3. Свободные формы

Глава III. Альбомный жанр и циклы (сборники) миниатюр в фортепианном творчестве Г.О. Корчмара

3.1. Несонатные циклические формы

3.2. Музыка для детей и юношества

3.3. Особенности циклов миниатюр и малых форм в творчестве

Г.О. Корчмара

Заключение

Список литературы и использованных источников

Приложения

1. Хронология творческого пути Г.О. Корчмара

2. Список фортепианных произведений Г.О. Корчмара

3. Нотные примеры

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фортепианное творчество Григория Корчмара: жанрово-композиционные особенности и проблемы интерпретации»

Введение

Актуальность темы исследования. Многообразие процессов в музыкальном искусстве последних десятилетий требует пристального внимания к самым разным явлениям, прежде всего, стилевого и интерпретационного порядка. Настоящая работа посвящена комплексному рассмотрению малоизученного, но востребованного концертной и педагогической практикой фортепианного творчества петербургского композитора Григория Овшиевича Корчмара. Выбор исследовательской позиции для автора диссертации не случаен: лекции Г.О. Корчмара на факультете музыки Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена заинтересовали и увлекли в мир современного музыкального искусства.

Деятельность Г.О. Корчмара неразрывно связана с Ленинградом - Санкт-Петербургом, где с юношеских дней он заявил о себе как талантливом пианисте и композиторе. Не менее ярко проявилось его дарование и в публицистике: он является автором нескольких либретто, множества рецензий, музыкально-критических статей и эссе.

Фортепиано для композитора - инструмент особенный, универсализм которого не раз служил Г.О. Корчмару как творческая лаборатория («Багатели», 1967; сюита «В честь столетия Арнольда Шёнберга», 1975; «Анаграммы», четыре посвящения для фортепиано, 1980). Этому инструменту Корчмар поверяет такие масштабные замыслы, как Соната для фортепиано, «Прелюдия, фуга и хорал» для двух фортепиано (1995), «Страницы», двенадцать инвенций для фортепиано (2004), Соната сонета (2009), Гуцульская рапсодия (2013). Раздолье для пианиста-солиста представляют собой сочинения для фортепиано с оркестром - «Моцартиссимо», концерт-пастиччио (1986) и «В мире Эдварда Грига», концерт-фантазия (1997). Наконец, в области музыки для детей

Г.О. Корчмар создал большой массив произведений в разных жанрах, в значительной мере обеспечивающих потребности в обновлении педагогического репертуара на различных стадиях обучения игре на фортепиано.

Степень разработанности темы. К творчеству современных петербургских композиторов, к числу которых относится Г.О. Корчмар, обращались многие исследователи. В этой связи можно упомянуть труды И.Г. Вишневецкого, В.А. Гуревича, А.Н. Должанского, М.С. Друскина, O.A. Кузьменковой, А.П. Милки, Г.П. Овсянкиной, J1.H. Раабена, Е.А. Ручьевской, М.Г. Рыцаревой, В.Н. Сырова, B.C. Фомина и др. Освещением глобальных вопросов развития современного отечественного музыкального искусства занимались авторы коллективной монографии «Русская музыка и XX век»1 (статьи М.Г. Арановского, Н.С. Гуляницкой, Ю.И. Паисова, С.И. Савенко, М.Е. Тараканова, Ю.Н. Холопова и др.).

Союз композиторов Санкт-Петербурга осуществляет издание работ, освещающих деятельность тех, кто принят в это профессиональное сообщество и находится в его рядах. Так появились литературные портреты Г.О. Корчмара, А.П. Петрова, С.М. Слонимского, Б.И. Тищенко, Г.И. Фиртича и других, разного рода эссе и исследования о композиторах - наших современниках. Вместе с тем, изучение рождающейся на наших глазах отечественной музыки последних десятилетий, многоликой в своих проявлениях и постоянных обновлениях, представляет собой одну из недостаточно разработанных сфер в музыковедении.

1 Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века: Монография / Ред.-сост. М.Г. Арановский. М.: Внешторгиздат, 1997. 874 с.

Основы отечественной теории стиля были заложены, прежде всего, в трудах С.С. Скребкова2 и М.К. Михайлова3. Исследование М.Н. Лобановой позволяет более широко взглянуть на проблему функционирования в эпоху барокко и современности таких понятий, как стиль и жанр. Автор предлагаемой диссертации в ряде случаев опирается на выводы, сделанные в этой работе4. Проблемами стилевых взаимодействий занимаются также Л.П. Казанцева5 и Л.Н. Березовчук6. Тонкие детали в способах оперирования стилями в музыке композиторов второй половины XX века отмечает в одной из своих книг

у

Е.И. Чигарева, которая использует термин «мышление стилями» . Сама исследовательница считает этот термин достаточно широко употребляемым.

Большое значение для нас имело изучение трудов отечественных (Ю.Г. Кона, С.Т. Махлиной, А.Н. Сохора и др.) и зарубежных (Т.В. Адорно, П. Булеза и др.) авторов. Выделим переведенную на русский язык книгу Т.В. Адорно «Философия новой музыки», где осмысливаются идеи радикальных нововенцев (А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн) и композиционный метод И.Ф. Стравинского, представляющего, согласно Т.В. Адорно, неоклассическое направление. Важность для нашего исследования этого знакового труда проистекает из того влияния, которое испытал Г.О. Корчмар от обоих воздействий, более всего, со стороны нововенской школы.

2 Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973. 448 с.

3 Михайлов М.К. Стиль в музыке Л.: Музыка, 1981. 260 с.

4 Лобанова М.Н. Музыкальный стиль и жанр. История и современность. М.: Советский композитор, 1990. 312 с.

5 Казанцева Л.П. Полистилистика в музыке: лекция по курсу "Анализ музыкальных произведений". Казань: Казанская государственная консерватория, 1991. 36 с.

6 Березовчук Л.Н. О типологии межкультурных взаимодействий в музыке//Стилевые тенденции в советской музыке 1960-1970-х гг. Л.: Музыка, 1979.

7 Чигарева Е.И. На пути к вере. М.: Волшебный фонарь, 2010. С.68.

Хотя Г.О. Корчмар и его творчество не оставались без внимания критиков

и искусствоведов, его произведения не так часто рассматривались в

музыковедческих работах, на практике изучались лишь отдельные частные

вопросы. Творческий портрет Г.О. Корчмара представлен в статье М.Г. Бялика8.

Особенности творческого процесса композитора отражены в статье

Г.П. Овсянкиной9. К произведениям Г.О. Корчмара обращались также

М.Р. Черная10, Е.И. Чигарева (в соавторстве с Г.В. Заднепровской)11.

Наиболее масштабным исследованием, связанным с творчеством

Г.О. Корчмара, на настоящий момент является кандидатская диссертация

O.A. Кузьменковой «Стилевое моделирование в творчестве отечественных

композиторов 70-90-х годов XX века (Симфоническая и инструментальная

музыка)», защищенная в Санкт-Петербурге в 2004 году. Перу этого автора

принадлежит также монография «Метод стилевого моделирования в творчестве

12

Григория Корчмара» .

8 Бялик М.Г. Он слышит будущую музыку // Невское время, № 226, 10.12.1997.

9 Овсянкина Г.П. Размышления о роли стилистической модели в творческом процессе: беседа с композитором Григорием Корчмаром Процессы музыкального творчества: Сб. научных трудов РАМ им. Гнесиных / Науч. ред. Е.В. Вязкова. М.: РАМ им. Гнесиных, 2010. Вып. 11. С. 207-233).

10 Черная М.Р. Моцарт в «стилевом моделировании» Григория Корчмара // Петербургское приношение Моцарту: Сб. статей Международного моцартовского симпозиума (к 255-летию со дня рождения и 220-летию со дня смерти) / сост. и науч. ред. М.Р. Черная. СПб; Тверь: Твер. гос ун-т, 2012. 204 е.; Черная М.Р. «Соната сонета» Григория Корчмара: симбиоз музыкального и поэтического жанров. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.gnesin-academv.ru/userphoto/File/Chernavamfl2.pdf

11 Совместная статья Е.И. Чигаревой и Г.В. Заднепровской на данный момент существует в рукописи. Текст ее был любезно предоставлен автору диссертации для ознакомления.

12 Кузьменкова O.A. «Метод стилевого моделирования в творчестве Григория Корчмара». Спб: ИНФО-ДА, 2004. 48 с.

Ценными источниками нам представляются свидетельства композиторов, размышления крупных музыковедов - исследователей отечественной культуры, а также несколько интервью с самим Г.О. Корчмаром, на которые композитор любезно давал согласие.

Таким образом, с одной стороны, назрела необходимость выйти на новый уровень обобщения процессов в развитии современного отечественного музыкального искусства и творческого вклада отдельных композиторов, а с другой стороны, ощущается явный недостаток такого рода работ. Отсюда формулируется проблема исследования, которая заключается в необходимости осуществления комплексного исследования фортепианного творчества Г.О. Корчмара.

Объект исследования: генезис и развитие композиторского стиля Г.О. Корчмара в связи с процессами в отечественном музыкальном искусстве второй половины XX века.

Предмет исследования: жанровые, стилевые, интерпретационные и методические исследовательские аспекты, связанные с фортепианным творчеством Г.О. Корчмара.

Цель исследования: выявление характерных особенностей композиторского письма Г.О. Корчмара и отражения стилевых реалий эпохи в его фортепианном творчестве.

Задачи исследования:

• исследовать стилевые особенности в фортепианном творчестве

Г.О. Корчмара;

• произвести жанровую и композиционную классификацию

произведений Г.О. Корчмара для фортепиано;

• рассмотреть специфику основных фортепианных сочинений Г.О. Корчмара;

• изучить методические аспекты использования произведений Г.О. Корчмара в педагогическом репертуаре;

• рассмотреть проблемы интерпретации, возникающие при обращении к фортепианным сочинениям Г.О. Корчмара;

• обобщить теоретические результаты исследования, сформулировать выводы и дать необходимые рекомендации.

Материалом исследования выступают произведения, созданные Г.О. Корчмаром для фортепиано и фортепиано с оркестром, изданные и существующие на данный момент в рукописи (см. приложение №2). Камерная музыка с участием фортепиано не рассматривалась, так как эти сочинения имеют другую специфику (фортепиано обычно трактуется в этом случае как один из равноправных участников, а не как универсальный, самодостаточный инструмент). К ансамблевым произведениям мы обращались в общем ракурсе, выявляя генезис индивидуального стиля композитора. Исследованию и обобщению послужили, кроме того, ряд публикаций Г.О. Корчмара, в том числе, в средствах массовой информации, а также несколько интервью, данные композитором автору диссертации.

Методологическую основу исследования составляют труды Б.В. Асафьева, М.Г. Арановского, М.Н. Лобановой, JT.A. Мазеля, М.С. Друскина, В.В. Медушевского, М.К. Михайлова, JI.H. Раабена, С.С. Скребкова, A.C. Соколова, А.Н. Сохора, В.Н. Холоповой, Ю.Н. Холопова, В.А. Цуккермана, А.Г. Шнитке и др., в которых разнопланово представлен феномен стиля, а также обоснована методология анализа музыкальных произведений. Изучение отечественной теории стиля составило важный ракурс настоящего исследования, а историко-стилевой подход определил его базис.

Другим основанием для проведения исследования послужили принципы комплексного подхода, привлеченные для рассмотрения различных аспектов композиторского стиля Г.О. Корчмара с музыкально-теоретических и системно-исторических позиций. Поскольку Г.О. Корчмар - это наш современник, являющийся участником процессов, происходящих в музыкальном искусстве, логичным представилось обращение и к историографическому подходу (в

13

трактовке М.С. Друскина ). Методы исследования:

• поиск и анализ документов, рукописей и других источников, связанных с творчеством Г.О. Корчмара;

® интонационный, структурный и фактурный анализ музыкальных произведений;

• контекстуальный анализ;

• сравнительный анализ;

• метод интервью.

Положения, выносимые на защиту:

• Фортепианная музыка составляет самостоятельный пласт в творчестве Г.О. Корчмара, она отличается жанровым разнообразием и свободным подходом к выбору стилевых параметров.

• Фортепианное творчество Г.О. Корчмара обладает богатым потенциалом развития художественно-выразительных средств, это

13 Друскин М.С. Зарубежная музыкальная историография: учебное пособие. М.: Музыка, 1996. 62 с.

своеобразное и яркое явление в области современного музыкального искусства.

• В творчестве Г.О. Корчмара, отличающемся сложностью и многосоставностью, важным направлением является стилевое моделирование, когда творец вступает в диалог (полилог) с композиторами прошлого, как бы ведет с ними музыкальный диспут. Кроме того, стилевое моделирование можно отнести к творческому методу композиторского письма Г.О. Корчмара. Однако, в целом, у Корчмара можно выделить еще два направления: неофолъклоризм и стиль espressivo.

® Основными композиционными принципами творчества Г.О. Корчмара выступают цикличность в ее различных проявлениях, программность, а также - в произведениях крупной формы -индивидуально трактованные вариационность (стилевой ракурс) и сонатность (в преломлении содержательной концепции произведения).

• Г.О. Корчмар обращается к различным композиционным технологиям, среди которых ведущее положение занимают полифонические способы работы с материалом, оперирование элементами и приемами серийной техники, а также метод вызревания тематизма из единого зерна.

• Формы фортепианных опусов Г.О. Корчмара несут в себе черты индивидуализации, что обусловлено, как правило, наличием у композитора оригинальных музыкальных идей и их воплощением в его сочинениях.

• Большой массив произведений Г.О. Корчмара, написанных для детей и юношества, является ценным источником для обновления

педагогического репертуара на разных стадиях обучения игре на фортепиано.

Научная новизна данной работы заключается в самом факте обращения к поднятой проблеме, т. е. фортепианному творчеству Г.О. Корчмара, как феномену современного музыкального искусства, а также в выявлении композиционных и интерпретационных аспектов фортепианной музыки композитора. В исследовании впервые:

• системно проанализированы в полном объеме фортепианные произведения Г.О. Корчмара;

• сделаны выводы о специфике фортепианных сочинений композитора;

• даны методические рекомендации по использованию на различных ступенях музыкального образования произведений, написанных Г.О. Корчмаром для фортепиано;

• предложены возможные пути решения интерпретационных проблем, возникающих при обращении к фортепианному творчеству композитора.

Теоретическая значимость исследования: результаты и выводы диссертации пополняют научно-теоретический потенциал знаний в области истории и теории современного музыкального искусства, прежде всего в разделе, связанном с фортепианной музыкой, а также с точки зрения комплексного изучения творчества одного из ярких представителей музыкального Санкт-Петербурга - Г.О. Корчмара. В диссертации раскрыто индивидуальное воплощение метода стилевого моделирования в фортепианном творчестве Г.О. Корчмара. Кроме того, сделана попытка адаптировать метод целостного анализа (в трактовке В. А. Цуккермана), разработанный в отечественном музыковедении, к произведениям, связанным со стилевым

моделированием. Апробация представленной модификации подтвердила ее возможности в анализе музыки композиторов эпохи постмодернизма.

Практическая значимость исследования: материалы диссертации могут быть включены в содержание учебных курсов и программ для музыкальных вузов по дисциплинам профессионального цикла: «История отечественной музыки», «Теория музыкознания», «Анализ и интерпретация художественных произведений», «Методология и методика обучения игре на фортепиано», «История и теория фортепианного искусства», «Современные проблемы истории и теории музыкального искусства» - а также использоваться в курсах мировой художественной культуры в немузыкальных вузах. Кроме того, выполненные в диссертации аналитические разборы сочинений представляют реальную помощь исполнителям и дают возможность разобраться как в строении, так и содержании заинтересовавших их произведений. Методические разработки по изучению музыки Г.О. Корчмара для детей и юношества полезны для практики преподавания и изданы в виде учебного пособия.

Апробация и внедрение результатов исследования: диссертация обсуждалась на заседании кафедры музыкального воспитания и образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Актуальные идеи и выводы исследования были представлены научной аудитории на III Международной научно-практической конференции «Музыкальное образование в современном мире: диалог времен» 22-23 ноября 2010 г. (Санкт-Петербург) и VII Международной научной конференции «Музыкальная наука сегодня: неизменное и меняющееся» 10-11 мая 2012 г. (Даугавпилс, Латвия). Написано пять статей, две из которых опубликованы в журналах из списка ВАК, одна - в сборнике научных трудов по материалам конференции «Музыкальная наука сегодня:

неизменное и меняющееся» на английском языке. Издано учебное пособие «Музыкальные подарки Григория Корчмара юным пианистам и их учителям» под грифом УМО по направлению «Педагогическое образование» Министерства образования и науки РФ.

Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Курносова, Светлана Евгеньевна

Заключение

Проведенное исследование показало, что фортепианное творчество Григория Овшиевича Корчмара представляет собой заметное явление в отечественном музыкальном искусстве. Его сочинения для фортепиано разнообразны по жанрам, интересны по замыслам и их воплощению. Фортепианное творчество композитора имеет большой исполнительский и методический потенциал, пока еще недостаточно используемый.

В ходе исследования выполнена жанровая и композиционная классификация произведений Г.О. Корчмара для фортепиано соло и фортепиано с оркестром, сделаны рекомендации по обогащению современного педагогического и исполнительского репертуара сочинениями этого композитора, произведен интонационный, фактурный и композиционный анализ фортепианных произведений, выполнены историографические систематизации этапов творческого пути и фортепианных произведений композитора. Вышло из печати учебное пособие по детской музыке Г.О. Корчмара.

Подведем некоторые итоги исследования:

• Г.О. Корчмар, будучи сторонником сохранения традиций в музыкальном искусстве, тем не менее, остается толерантным и к авангардным тенденциям.

• Основными направлениями в творчестве Г.О. Корчмара выступают стилевое моделирование, работа с фольклорными источниками и стиль espressivo.

Основными композиционными принципами в фортепианной музыке Г.О. Корчмара являются контрастность, свободно трактованная сонатность, несонатная цикличность, программность, а также свободное обращение с тематизмом и стилями различных эпох.

Наиболее важными технологиями, задействованными в фортепианных произведениях Г.О Корчмара, выступают полифонизация музыкальной ткани, использование элементов и приемов серийной техники, выращивание тематизма из единого ядра.

В творчестве Г.О. Корчмара представлены разновидности крупных инструментальных форм - сонатный цикл, одночастная фортепианная соната, концертно-симфонический цикл и фортепианный концерт-фантазия с внутренней цикличностью (части соединяются без перерывов), а также свободные формы.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что «фирменным знаком» композиторского подхода Г.О. Корчмара к жанрам фортепианного концерта и фортепианной сонаты является индивидуализация формы при разграничении характерных черт: для его сонатных форм характерно обращение к единой структурной модели, связанной с зеркальной репризой (Соната - I часть, Сонатина - II часть, Соната сонета), а для построения формы произведений в концертных жанрах на первый план выдвигается роль стилевых моделей, используемых композитором. В обеих фортепианных сонатах Г.О. Корчмара большую роль играет полифония. В цикле Сонаты для фортепиано образуется большая полифоническая форма, а в Сонате сонета контрастная полифония и полифония пластов являются важными средствами построения фактуры, движущей силой развития материала и построения формы произведения в целом.

• Единственный вариационный цикл, созданный Г.О. Корчмаром для фортепиано - «Уроки учителя», - связан с принципом стилевого моделирования. Его драматургия четко выстроена, она отличается неторопливостью развертывания (своеобразное путешествие по стилям) и традиционностью в выделении смысловых акцентов (полифония как результирующая кульминация формы).

• Оба фортепианных концерта Г.О. Корчмара связаны со стилевым моделированием, но выбор моделей всякий раз обусловлен индивидуальной композиционной идеей: узнаваемый «венский дух» в стиле композиторов разных поколений, связанных с Веной, в концерте-пастиччио - и моделирование образа романтического концерта в концерте-фантазии «В мире Эдварда Грига». Оба произведения требуют от пианиста-исполнителя виртуозности, большого эстрадного размаха.

В диссертации выполнен анализ фортепианного творчества Г.О. Корчмара, даны рекомендации по более широкому использованию его произведений в концертной и педагогической практике. Рассмотренные композиционные и жанровые особенности опусов композитора помогут исполнителям в решении сложных проблем интерпретации, возникающих при обращении к малоизвестной, широко не исполнявшейся до этого музыке. Выполненный в работе методический анализ показал, что произведения Г.О. Корчмара, написанные для детей и юношества, восполняют естественную потребность в обновлении репертуара во всех его разделах и на всех уровнях обучения игре на фортепиано.

Г.О. Корчмар сделал значительный вклад в развитие отечественного фортепианного искусства, обогатив его плодами своей композиторской и исполнительской деятельности, и этот процесс продолжается.

Фортепианная музыка Г.О. Корчмара дает богатый материал для исследования, требуя дальнейшего углубления в особенности гармонии, структурную логику, специфику ладового мышления и воплощения темброво-регистровых эффектов в его произведениях разных жанров.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Курносова, Светлана Евгеньевна, 2013 год

Список литературы и использованных источников

1. Абдуллина Г.В. Basso ostinato в творчестве петербургских композиторов / Г.В. Абдуллина // А.Н. Должанский. 100-летию со дня рождения: Сб. статей. -СПб.: Лань, 2008. - С. 395-406.

2. Адорно Т.В. Философия новой музыки. Пер. с нем. / перевод Б. Скуратова. Вст. ст. К. Чухрукидзе / Т.В. Адорно. - М.: Логос, 2001. - 352 с.

3. Акишина Е.М. Семантические аспекты анализа творчества А. Шнитке: Автореф. дис. .. .канд. искусствоведения / Е.М. Акишина. - М., 2003. - 24 с.

4. Александрова E.JJ. Факторы ладовой дифференциации в сложнотональной структуре современной музыки: Автореф. дис. ...канд. искусствоведения / Е.Л. Александрова. - Л., 1984. - 24 с.

5. Алексеев А.Д. Клавирное искусство: Очерки и материалы по истории пианизма/ А.Д. Алексеев. - М.; Л.: Музгиз, 1952. - 252 с.

6. Алексеев А.Д. Русская фортепианная музыка: От истоков до вершин творчества/ А.Д. Алексеев. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 272 с.

7. Алексеев А.Д. Русская фортепианная музыка: Конец XIX - начало XX века/ А.Д. Алексеев. - М.: Наука, 1969.-391 с.

8. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. Ч. 1-2./ А.Д. Алексеев. -М.: Музыка, 1988. - 496 с.

9. Алексеев А Д. Советская фортепианная музыка: 1917-1945/А.Д. Алексеев. - М.: Музыка, 1974. - 248 с.

10. Альфреду Шнитке посвящается / Сост. А. Богданова - М.: МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2000. - Вып. 1.

11. Альфреду Шнитке посвящается / Сост. А. Богданова - М.: МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2001. - Вып. 2.

12. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства / Б.Г. Ананьев // Психология художественного творчества: Хрестоматия. - Минск: Просвещение, 1999. - С. 452-464.

13. Арановский М.Г. Симфонические искания. Проблемы жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 гг.: исследовательские очерки / М.Г. Арановский. -Л.: Музыка, 1979.-288 с.

14. Арановский М.Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке / М.Г. Арановский // Музыкальный современник. Вып. 6. - М.: Музыка, 1987.-С. 5-44.

15. Арановский М.Г. Рукопись в структуре творческого процесса. Очерки музыкальной текстологии и психологии творчества / М.Г. Арановский. - М.: Композитор, 2009. - 340 с.

16. Арановский М.Г. Музыкальный текст: Структура и свойства / М.Г. Арановский. - М.: Композитор, 1998. - 344 с.

17. Асафьев Б.В. Ценность музыки: сб. статей / Б.В. Асафьев. - Петроград: Петроградская гос. академич. филармония, 1923.

18. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев- Л.: Музыка, 1971. - 376 с.

19. Асафьев Б.В. Принцип контраста в музыке и его методическая роль в постановке занятий по слушанию музыки/ Б.В. Асафьев // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л.: Искусство, 1973. - С. 72-87.

20. Асафьев Б.В. Книга о Стравинском / Б.В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1977. -278 с.

21. Баева A.A. Русская лирико-психологическая опера: 60-80 годы XX века / A.A. Баева. - М.: Гос. ин-т искусствознания, 1996. - 188 с.

22. Барский В.Г. Лирическое отступление с комментариями, или Тот самый Екимовский / В.Г. Барский // Музыка из бывшего СССР. Вып. 1. - Л.: Композитор, 1994. - С. 241-256.

23. Барсова И. А. Раннее творчество Александра Мосолова (двадцатые годы) / И.А. Барсова //A.B. Мосолов. Статьи и воспоминания. - М.: Музыка, 1986. - С. 20-122.

24. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. - М.: Просвещение, 1975. - 356 с.

25. Березовчук JI.H. О типологии межкультурных взаимодействий в музыке / Л.Н. Березовчук // Стилевые тенденции в советской музыке 1960-1970-х годов: сб. науч. тр. - Л.:ЛГИТМ, 1979.-С. 164-181.

26. Бершадская Т.С. Лекции по гармонии / Т.С. Бершадская. - Л.: Музыка, 1978.-201 с.

27. Беседы с Альфредом Шнитке. Составитель A.B. Ивашкин. - М.: РИК «Культура», 1994. - 302 е..

28. Бобровский В. П. Функциональные основы музыкальной формы: Исследование / В.П. Бобровский. - М.: Музыка, 2012. - 338 с.

29. Бобровский В.П. О камерно-инструментальном творчестве А. Шнитке (конец 60-70 г.)/ В.П. Бобровский // Бобровский В. Статьи и исследования. -М.: Советский композитор, 1990. - С. 282-286.

30. Бобровский В.П. О переменности функций музыкальной формы: Исследование/ В.П. Бобровский. - М.: Музыка, 1970. - 228 с.

31. Бобровский В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки/ В.П. Бобровский/ Вып. 1 / Отв. Ред. и автор предисл. Е.И. Чигарева. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 272 с.

32. Большая советская энциклопедия / Под ред. А. М. Прохорова. - В 32 т. -М.: Советская энциклопедия, 1970-1978.

33. Бонфельд М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление: Опыт системного исследования музыкального искусства / М.Ш. Бонфельд. - СПб.: Композитор*Санкт-Птеребург, 2006. - 648 с.

34. Бореев Ю.Б. Эстетика/ Ю.Б. Бореев. - М.: Просвещение, 1976. - 326 с.

35. Булез 77. Ориентиры I. Воображать. Избранные статьи /Булез П. /пер. с фр. Б. Скуратова; ред. и предисл. К. Чухров. - М.: «Jloroc-Альтера», "Eccehomo", 2004. - 200 с.

36. БяликМ.Г. Он слышит будущую музыку / М.Г. Бялик //Невское время, № 226, 10.12, 1997.

37. Ван Домбург Э.А. Текстология в отечественном музыкознании: история, теория, практика: учебное пособие/ Э.А. ван Домбург. - СПб.: Астерион, 2011. -96 с.

38. Верба H.H. Опера Дмитрия Шостаковича «Катерина Измайлова»: опыт интертекстуального анализа. Автореферат дис... канд. искусствоведения / Н.И. Верба. - СПб., 2006. - 24 с.

39. Веберн А. Лекции о музыке. Письма / А. Веберн. - М.: Музыка, 1975. -304 с.

40. Волкова П.С. Реинтерпретация художественного текста (на материале искусства XX века) / П.С. Волкова. - Краснодар, 2008. - 324 с.

41. Вишневецкий И.Г. Сергей Прокофьев / И.Г. Вишневецкий. — М.: Молодая гвардия, 2009. - 622 с.

42. В мире искусства: Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства / Сост. Т. К. Каракаш, A.A. Мелик-Пашаев, науч. ред. А. А. Мелик-Пашаев. - М.: Искусство, 2001. - 422 с.

43. Волкова П.С. Реинтерпретация художественного текста (на материале искусства XX века): Автореф. дис. ... д-ра иск. Саратов, 2009. - 41 с.

44. Вопросы полифонии и анализа музыкальных произведений: Сб. трудов. -М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1976. - Вып. XX. - 215 с.

45. Выготской Л.С. Психология искусства / JI.C. Выготский. - М.: Просвещение, 1987. -422 с.

46. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова / JI.C. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

47. Гаккелъ Л.Е. Ленинградская музыкальная весна / Л.Е. Гаккелъ. - Л.: Композитор, 1989. - 224 с.

48. Гаккелъ Л.Е. Фортепианная музыка XX века: очерки / Л.Е. Гаккель. - Л.: Советский композитор, 1990. - 288 с.

49. Гольденвейзер А.Б. Статьи, материалы, воспоминания / А.Б. Гольденвейзер. - М.: Советский композитор, 1969. - 448 с.

50. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. - M: NB Магистр, 1993.- 224 с.

51. Григорьев С.С. Теоретический курс гармонии / С.С. Григорьев. - М.: Музыка, 1981.-479 с.

52. Григорьева Г.В. Николай Сидельников / Г.В. Григорьева. - М.: Советский композитор, 1986. - 136 с.

53. Григорьева Г.В. Стилевые направления в русской советской музыке 50-70-х годов: Автореферат дисс... докт. иск. / Московская гос. консерватория / Г.В. Григорьева. - М., 1985. - 24 с.

54. Грохотов C.B. Шуман и окрестности. Романтические прогулки по «Альбому для юношества» / C.B. Грохотов. - М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2006. - 240 с.

55. Гуляницкая И.С. Введение в современную гармонию / Н.С. Гуляницкая. -М.: Музыка, 1984. - 256 с.

56. Гуревич Я.ААндриан Шапошников / В.А. Гуревич. - М.: Советский композитор, 1985. - 103 с.

57. Дебюсси и музыка XX века: Сб. статей. - Л.: Музыка, 1983. 247 с.

58. Денисов Э.В. Стабильные и мобильные элементы музыкальной формы и их взаимодействие/ Э.В. Денисов // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. -М., 1971. - С. 112-136.

59. Диалог культур и цивилизаций. VII Международные Лихачевские научные чтения, 24-25 мая 2007 года / Российская академия наук, Российская академия образования, Конгресс петербургской интеллигенции, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. - СПб.: СПбГУП, 2007.

60. Должанский А.Н. 24 прелюдии и фуги Шостаковича / А.Н. Должанский. -Л.: Советский композитор. 1970. - 130 с.

61. Друскин М.С. Зарубежная музыкальная историография: учебное пособие / М.С. Друскин. - М.: Музыка, 1996. - 62 с.

62. Друскин М.С. Фортепианные концерты Листа / М.С. Друскин. - Л.: Ленинградская филармония, 1937. - 32 с.

63. Друскин М.С. Фортепиано в творчестве Хиндемита / М.С. Друскин // Новая музыка, год 2-й. - Л.: Музгиз, 1927. - С. 24-48.

64. Друскин М.С. Игорь Стравинский. Личность, творчество, взгляды / М.С. Друскин. - Л.: Советский композитор, 1979. - 230 с.

65. Жизнь музыки: К 100-летию со дня рождения Виктора Петровича Бобровского - М., Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 2009. - 288 с.

66. Задерацкий В.В. Музыкальная форма. Вып. 2. / В.В. Задерацкий. - М.: Музыка, 2008. - 526 с.

67. Задерацкий B.B. Полифоническое мышление И. Стравинского / В.В. Задерацкий. - М.: Музыка, 1980. - 287 с.

68. Земцовский И.И. Мелодика календарных песен / И.И. Земцовский. - JL: Музыка, 1975.

69. Источниковедение истории культуры: Сб. статей- СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2006; 2009. - Вып. 1, 2006. - 210 с. - Вып. 2, 2009. - 198 с.

70. Казанцева Л.П. Полистилистика в музыке: лекция по курсу «Анализ музыкальных произведений» / Л.П. Казанцева. - Казань: Казанская гос. консерватория, 1991. - 36 с.

71. Коломиец Г.Г. Ценность музыки: философский аспект / Г.Г. Коломиец. -М.: Владос, 2009. - 532 с.

72. Композиторская техника как знак: Сб. статей к 90-летию со дня рождения Юзефа Геймановича Кона / Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова. - Петрозаводск: ПГК им. А.К. Глазунова, 2010. - 404 с.

73. Кон Ю.Г. «Алеа» и деконструкция / Ю. Г. Кон // Композиторская техника как знак: сб. статей к 90-летию со дня рождения Юзефа Геймановича Кона. -Петрозаводск: ПГК им. А.К. Глазунова, 2010. - С. 7-19.

74. Консон Г.Р. Метод целостного анализа художественных текстов / Г.Р. Консон. - М.: Книга по требованию, 2012. - 420 с.

75. Копчевский H.A. Начальный этап фортепианной музыки в России / H.A. Копчевский. // Русская фортепианная музыка: Композиторы доглинкинского периода. - М.: Музыка, 1986. - С. 3-5.

76. Коротяев Б.И. Учение - процесс творчества / Б.И. Коротяев. - М.: Просвещение, 1989. - 324 с.

77. Корчмар Г.О. Григорий Корчмар: О себе и о других — от первого лица / Г.О. Корчмар // Музыка в России, № 1 (20), 2009. - С. 24-39.

78. Корчмар Г.О. С ностальгией и надеждой/ Г.О. Корчмар // Сб. Союз композиторов России - 40 лет. - М., «Композитор», 2000. - С. 362-368.

79. Корчмар Г.О. Педагог-артист/ Г.О. Корчмар // Сб. П.А. Серебряков. К 100-летию со дня рождения. - СПб.: СПбГК, 2007. - С. 264-276.

80. Корчмар Г.О. Маэстро/ Г.О. Корчмар // Сб. Памяти Н.С. Рабиновича. -Washington: H.A. Frager & Co., USA, 1996. - С. 80-90.

81. Корчмар Г.О. О моем учителе/ Г.О. Корчмар // Сб. В.Н. Салманов. Материалы, исследования, воспоминания. - Л.: Советский композитор, 1982. -С. 215-220.

82. Корчмар Г.О. Парадоксы в меццо-форте/ Г.О. Корчмар // Сб. Ваш Андрей Петров. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. - С. 146-158.

83. Корчмар Г.О. Лебединая песня/ Г.О. Корчмар // Сб. К.И. Элиасберг. Воспоминания, исследования, документы. - СПб.: Издательский дом «Сад искусств», 2012. - С. 90-96.

84. Корчмар Г.О. В лабиринте сотворчества. О книге Ю. Димитрина / Г.О. Корчмар // Ю. Димитрин. Либретто. - СПб.: «Композитор-Санкт-Петерург», 2012. - С. 4-8.

85. Корчмар Г.О. Лидеры / Г.О. Корчмар // Музыка в России. - М.: Российское авторское общество, 2008, № 3(18). - С. 18-22.

86. Корчмар Г.О. «Весна» будет существовать, пока в Петербурге рождается новая музыка / Г.О. Корчмар // Журнал любителей искусства. - СПб.: ООО «Гармония», 2009, № 2. - С. 32-35.

87. Крауклис Г.В. Симфонические поэмы Листа / Г.В. Крауклис. - М.: Музыка, 1974. - 144 с.

88. Критская Е.Д. О трех моделях развития музыкального восприятия // Теория и методика музыкального образования детей: Науч.-метод. пособие / Е.Д. Критская. - М.: Флинта-наука, 1999. - С. 31-33.

89. Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры / Н.Б. Крылова. - М.: Искусство, 1990. - 422 с.

90. Кузьменкова O.A. Стилевое моделирование в творчестве отечественных композиторов 70-90-х годов XX века (Симфоническая и инструментальная музыка): Дис. ... канд. искусствоведения. 17.00.02 / O.A. Кузьменкова. - СПб., 2004. - 190 с.

91. Кузьменкова O.A. Метод стилевого моделирования в творчестве Григория Корчмара/ O.A. Кузьменкова. Монография // Спб: ИНФО-ДА, 2004. - 48 с.

92. Кудряшов А.Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII-XX веков: Учебное пособие для вузов / А.Ю. Кудряшов. - СПб.: Планета музыки, 2006. - 432 с.

93. Курносова С.Е. Стилевые горизонты музыки Григория Корчмара / С.Е. Курносова // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании: Материалы конференции. Том 31. Искусствоведение, архитектура и строительство. - Одесса: Черноморье, 2010. -С. 48-55.

94. Курносова С.Е. Стилизация или «стилевое моделирование»? (к вопросу о творческом методе Григория Корчмара) / С.Е. Курносова // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен. - СПб.: Издательство «Перспектива», 2011. - С. 85-87.

95. Лобанова М.Н. Содержание изменений в советской музыкальной культуре 60-80-х годов / М.Н. Лобанова // Культура и мировоззрение. Вып. 2. - М.: Музыка, 1998.-С. 34-42.

96. Лобанова М.Н. Музыкальный стиль и жанр: История и современность / М.Н. Лобанова. - М.: Советский композитор, 1990. - 222 с.

97. Лукьянов Б.Г. В мире эстетики / Б.Г. Лукьянов. - М.: Просвещение, 1988. - 320 с.

98. Лукьянова Н.В. Григорий Корчмар: парафразы концертного жанра / Н.В. Лукьянова // Петербургский фортепианный дуэт. Музыкально-исторические очерки - Спб: ЛАНЬ, 2007.

99. Мазелъ Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений: Элементы музыки и методика анализа малых форм: Учебник спец. курса для муз. вузов / Л.А. Мазель, В.А. Цуккерман. - М.: Музыка, 1967. - 280 с.

100. Мазелъ Л.А. Строение музыкальных произведений / Л.А. Мазель. - М.: Музыка, 1986. - 324 с.

101. Мазель Л.А. Статьи по теории и анализу музыки / Л.А. Мазель. - М.: Советский композитор, 1982. - 328 с.

102. Махлина С.Т. Словарь по семиотике культуры / С.Т. Махлина- СПб.: «Искусство», 2009. - 752 с.

103. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В.В. Медушевский. - М.: Музыка, 1976. - 256 с.

104. Медушевский В.В. Динамические возможности вариационного принципа в современной музыке / В.В. Медушевский // Вопросы музыкальной формы: Сб. статей / под ред. В.В. Протопопова. -М.: Музыка, 1967. - С. 151-180.

105. Мессиан О. Техника моего музыкального языка / О. Мессиан. - М.: Музыка, 1995.-344 с.

106. Милка А.П. Сергей Слонимский: Монографический очерк / А.П. Милка. -Л.; М.: Сов. композитор, 1976. - 110 с.

107. Михайлов М.К. Стиль в музыке: исследование / М.К. Михайлов. - Л.: Музыка, 1981. -260 с.

108. Метафизика музыки и музыка метафизики: Сборник статей. - СПб.: «Книга. Ру», 2007.

109. Музалевский В.И. Русское фортепианное искусство / В.И. Музалевский. -М.: Музгиз, 1961.-317 с.

110. Музыкальный мир в новом тысячелетии: взгляд из Петербурга. Интервью с композиторами /Сост. и отв. редактор A.B. Епишин. - СПб: «Композитор-Санкт-Петербург», 2012. Часть 1. - 68-78

111. Музыкальное образование в современном мире: Диалог времен: Материалы Международной научно-практической конференции (27-29 ноября

2008 года). - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. - Ч. 1. - 312 с.

112. Музыкальное образование в современном мире: Диалог времен: Материалы Международной научно-практической конференции (10-12 декабря

2009 года). - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. - Ч. 2. - 324 с.

113. Музыкальная культура и образование: Межвузовский сб. научных трудов. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. - 222 с.

114. Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития. Сб. статей по материалам II Международной научной конференции 16-17 ноября 2006 года. -Астрахань: Астраханская гос. консерватория, 2006. - 312 с.

115. Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред Г.В. Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, 1991. - 672 с.

116. Мыльников А.Ю. Рождение игрушки. Школа игры на фортепиано / А.Ю. Мыльников. -М.: Композитор, 2000. - 198 с.

117. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки / Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1988.- 342 с.

118. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1972. - 424 с.

119. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции / Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1982. - 320 с.

120. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: Учебное пособие для вузов / Е.В. Назайкинский. - М.: Владос, 2003. - 248 с.

121. Оесянкина Г.П. Музыкальная психология: Учебник для факультетов музыки, педагогических университетов, консерваторий и гуманитарных вузов / Г.П. Овсянкина. - СПб.: Изд-во «Союз художников», 2007. - 242 с.

122. Овсянкина Г.П. Фортепианные сонаты Бориса Тищенко. Исследовательский очерк / Г.П. Овсянкина. - М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2001 -154 с.

123. Овсянкина Г.П. Размышления о роли стилистической модели в творческом процессе: беседа с композитором Григорием Корчмаром / Г.П. Овсянкина // Процессы музыкального творчества: Сб. научных трудов РАМ им. Гнесиных / Науч. ред. Е.В. Вязкова. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2010. Вып. 11.-С. 207-233.

124. Овсянкина Г.П. Творчество Д. Шостаковича в мировом контексте. Творчеството на Д. Шостакович в световани контекст (Статья) // Русия в музика / Великотърновский университет Св. Св. Кирилл и Методий; Руски културно-информасционен центр «Акад. Д. Лихачов». Науч.-ред. М. Булева. Пловдив: Асторна (Болгария), 2010. - С. 22-33.

125. ОТыДО Траектории петербургского авангарда: Сб. статей / ред. Н. Фиртич. - СПб.: Аполлон, 2010. - 288 с.

126. Ожегов С.И., Швецова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов Н.Ю. Швецова. - М.: Изд-во РАН, Институт русского языка им. В. В. Виноградова, 1999. - 640 с.

127. Папенина А.Н. Музыкальный авангард середины XX века и проблемы художественного восприятия/ А.Н. Папенина. - СПб.: изд-во СПбГУП, 2008. -152 с.

128. Протопопов В.В. История полифонии в ее важнейших явлениях. Полифония в русской музыке XVII - начала XX века / В.В. Протопопов. - Вып. 5. - М.: «Музыка», 1987. - 294 с.

129. Протопопов В.В. История полифонии в ее важнейших явлениях. Западноевропейская музыка XVII - первой четверти XIX века / В.В. Протопопов. - Вып. 3. - М.: «Музыка», 1985. - 364 с.

130. Процессы музыкального творчества / Сб. трудов РАМ им. Гнесиных / Под ред. Е. В. Вязковой. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2006-2010. - Вып. 9-11.

131. Раабен J1.H. О духовном ренессансе русской музыки 1960-1980 годов / JI.H. Раабен. - СПб.: «Бланка», «Бояныч», 1998. - 348 с.

132. Римский-Корсаков H.A. Летопись моей музыкальной жизни / H.A. Римский-Корсаков. - М.: Музыка, 1980. - 454 с.

133. Русская музыка и XX век: Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX венка / Ред.-сост. М.Г. Арановский. - М.: Гос. Институт искусствознания, 1997. - 864 с.

134. Ручьевская Е.А. Целостный и стилевой анализ // В.А. Цуккерман -музыкант, ученый, человек: Ст., восп., мат. / Редколл. Г.Л. Головинский (отв. ред.), Г.В. Григорьева, В.И. Зак, М.И. Ройтерштейн, Ю.В. Фридлянд. - М.: Композитор, 1994. - С. 42-57.

135. Рыцарева М.Г. Композитор Сергей Слонимский: Монография / М.Г. Рыцарева. - Л.: Сов. композитор, 1991. - 256 с.

136. Скатерщиков B.K. Эстетическая культура как составная часть духовной культуры общества/ В.К. Скатерщиков // Эстетические очерки: Сб. ст. - М.: Просвещение, 1967. - С. 56-73.

137. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей / С.С. Скребков. - М.: Музыка, 1973. - 448 с.

138. Скребкова-Филатова М.С. Фактура в музыке: Художественные возможности. Структура. Функции / М.С. Скребкова-Филатова. - М.: Музыка, 1985.-285 с.

139. Словарь иностранных слов. - М.: ACT, 1996. - 622 с.

140. Смирнов М.А. Русская фортепианная музыка / М.А. Смирнов. - М.: Музыка, 1983.-335 с.

141. Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве. Проблемы подготовки специалистов: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции 21 февраля 2007 года. - СПб.: СПбГУП, 2007. - 132 с.

142. Соколов A.C. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества / A.C. Соколов. - М.: Музыка, 1996. - 216 с.

143. Соколов A.C. Векторы культуры в музыкальной панораме XX века / A.C. Соколов // Двенадцать этюдов о музыке: Сб. статей. - М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2001. - С. 101 -109.

144. Соколов A.C. Введение в музыкальную композицию XX века / A.C. Соколов. - М.: Владос, 2004. - 232 с.

145. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства / А.Н. Сохор. - М.: Искусство, 1970.-346 с.

146. Стасов В.В. Статьи о музыке: В 5 вып. Вып. 3 / В.В. Стасов. - М.: Музыка, 1977.-354 с.

147. Стравинский И.Ф. Диалоги / И.Ф. Стравинский. - Л.: Музыка, 1971. -414 с.

148. Сунь Кэнлян Особенности циклообразования в западноевропейской инструментальной музыке первой половины XX века: автореферат дисс...канд. искусствоведения / Сунь Кэнлян. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012 - 22 с.

149. Сыров В.Н. Стиль композитора в связи с идейной концепцией творчества (на примере музыки Б. Тищенко) / В.Н. Сыров // Советская музыка 70—80-х годов. Стиль и стилевые диалоги. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1985. - Вып. 82. -С. 123-143.

150. Телъчарова P.A. Музыка и культура (личностный подход) / Р.А Тельчарова. -М,: Искусство, 1985. - 368 с.

151. Теория современной композиции: Учебное пособие / отв. ред. B.C. Ценова-М.: Музыка, 2007.-618 с.

152. Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов // Избранные труды: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1985. - Т. 1. - 328 с.

153. Тюлин Ю.Н. Современная гармония и ее историческое происхождение / Ю.Н. Тюлин // Теоретические проблемы музыки XX века: Сб. трудов. - М.: Музыка, 1967.-С. 5-37.

154. Фейнберг С.Я. Пианизм как искусство / С .Я. Фейнберг. - М.: Музыка, 1969.-216 с.

155. Фомин B.C. Концертные произведения / B.C. Фомин // Андрей Петров: сб. ст. — Л.: Музыка, 1981. - С. 94-98.

156. Холопов Ю.Н. Мусоргский как композитор XX века / Ю.Н. Холопов // М.П. Мусоргский и музыка XX века: Сборник трудов,- М.: Советский композитор, 1990. - С. 65-92

157. Холопов Ю.Н. О трёх зарубежных системах гармонии / Ю.Н. Холопов // Музыка и современность. Вып. 4. - М.: Музыка, 1966. - С. 156-214.

158. Холопов Ю.Н. Очерки современной гармонии: Исследование / Ю.Н. Холопов. - М.: Музыка, 1972. - 287 с.

159. Холопов Ю.Н. Гармония. Практический курс. Ч. 1/ Ю.Н. Холопов. - М.: Изд. Дом «Композитор», 2005. - 472 с.

160. Холопов Ю.Н. Гармония. Практический курс. Ч. 2 / Ю.Н. Холопов. - М.: Изд. Дом «Композитор», 2005. - 622 с.

161. Холопова В.Н. Типы новаторства в музыкальном языке русских советских композиторов среднего поколения / В.Н. Холопова // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке-М.: Сов. композитор, 1982 - С. 158-205.

162. Холопова В.Н. Мелодика: Научно-методический очерк / В.Н. Холопова. -М.: Музыка, 1984.-88 с.

163. Холопова В.Н. Фактура: Очерк / В.Н. Холопова. - М.: Музыка, 1979. - 89 с.

164. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения / Г.М. Цыпин. - М.: Интерпракс, 1994. - 384 с.

165. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных форм: Вариационная форма / В.А. Цуккерман. -М.: Музыка, 1974. -415 с.

166. Черная М.Р. История зарубежной музыки. Европейское музыкальное искусство во вторую половину XIX столетия и на рубеже XIX-XX веков: Учеб. пособие / М.Р. Черная. - Тверь: ТвГУ-РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.- 196 с.

167. Черная М.Р. Моцарт в «стилевом моделировании» Григория Корчмара / М.Р. Черная // Петербургское приношение Моцарту: Сб. статей Международного моцартовского симпозиума (к 255-летию со дня рождения и 220-летию со дня смерти) / сост. и науч. ред. М.Р. Черная. - СПб; Тверь: Твер. гос ун-т, 2012. -204 с.

168. Черная М.Р. Пианист и фигурационное письмо / М.Р. Черная. - Тверь, 2005.- 123 с.

169. Черная М.Р. История фигурационного письма в западноевропейской клавирной (фортепианной) музыке. Ч. 1: От истоков до классического периода / М.Р. Черная. - Тверь, 2005. - 199 с.

170. Черная М.Р. История фигурационного письма в западноевропейской клавирной (фортепианной) музыке. Ч. 3: Музыка первой половины XX века / М.Р. Черная. - Тверь, 2005. - 182 с.

171. Черная М.Р. Анализ музыкальных произведений: Учеб. пособие. / М.Р. Черная. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2004. - 100 с.

172. Чигарева Е.И. Моцарт в творчестве российских композиторов последних десятилетий/ Е.И. Чигарева // Петербургское приношение Моцарту. Сб. статей и материалов Международного моцартовского симпозиума (к 255-летию со дня рождения и 220-летию со дня смерти) Сост. и науч.ред. М.Р. Черная. СПб.; Тверь: Твер.гос.ун-т, 2012. - С. 123-136.

173. Чигарева Е.И. На пути к вере / Е.И. Чигарева. - М.: Волшебный фонарь, 2010.- 192 с.

174. Шнитке А.Г. Парадоксальность как черта музыкальной логики Стравинского / А.Г. Шнитке // И. Стравинский. Статьи и материалы. Под ред. Б.М. Ярустовского. - М.: Музыка, 1973. - С. 383-434.

175. Шпагина А.Ю. Необарочные тенденции в инструментальном творчестве петербургских композиторов 1960-1990-х годов: Автореферат дисс...канд. искусствоведения / А.Ю. Шпагина. - СПб, 2006. - 18 с.

176. Энтелис Л.А. Весна над Невой и над Вислой // Сб. Заметки на нотных страницах / Л.А. Энтелис. - Л.: Советский композитор, 1974. - С. 156-159.

177. Эстетика: Словарь / Под ред. А. А. Беляева. - М.: Учпедгиз, 1989. - 528 с.

178. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Сб. ст. / Ред. Г. С. Лавновской. - М.: Учпедгиз, 1983.- 182 с.

179. Nillle Е. Bela Bartök. Ein Beitrag zur Morphologie den neuen Musik. -Halle, 1930. 186 S.

180. Berry W. Structural function in music. - New York, 1976. 279 p.

181. Cooper W., Meyer L. The Rhithmic Structure of Music. - Chicago, 1960. 237 P-

182. Korchmar G. Dem freund in Musik und Leben// Boris Pergamenschikov im Spiegel der Erinnerungen. Nicolaische Verlagsbuchhandlung GmbH, Berlin, S. 48-61.

183. Korchmar G. About Mark Kopytman// Mark Kopytman.voices of Memories. Krael Music Institute, 2004. P. 247-248.

184. Demiith N. Musical Forms and Textures. - London, 1964. - 249 p.

185. Stein L. Structure and Style: The Study and Analysis of Musical Form. - New York, 1964. 325 p.

Интернет-источники:

1. http://www.wikipedia.org/

2. dic.academic.ru

3. http://classic-music.ws/index/0-4

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.