Фортепианное творчество Н.А. Римского-Корсакова: проблемы жанра, стиля, текстологии, исполнения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Симатова, Юлия Львовна

  • Симатова, Юлия Львовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 318
Симатова, Юлия Львовна. Фортепианное творчество Н.А. Римского-Корсакова: проблемы жанра, стиля, текстологии, исполнения: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2006. 318 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Симатова, Юлия Львовна

Введение.

Глава I: Полифонические опусы (содержательная и структурная характеристика).

Глава Н:Фортепианные миниатюры и вариации.

Глава III: Концерт для фортепиано с оркестром и некоторые вопросы его интерпретации.

Глава IV: Некоторые особенности пианизма Н.А. Римского-Корсакова.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фортепианное творчество Н.А. Римского-Корсакова: проблемы жанра, стиля, текстологии, исполнения»

Актуальность темы исследования. Изучение богатейшего наследия русских композиторов, вписанного в мировую музыкальную культуру, представляет одну из важных задач музыкознания. Классическая русская музыка, казалось бы, всесторонне исследована, но всегда остаются отдельные ее участки, обойденные вниманием специалистов. К таким мало изученным явлениям русской музыкальной культуры относятся сочинения Н. А. Римского-Корсакова для фортепиано.

Оперные, симфонические, камерно-вокальные произведения композитора ведут полноценное существование на театральных подмостках и концертной эстраде, на них воспитываются поколения музыкантов. У сочинений для фортепиано - иная судьба. Они не получили широкого распространения ни в концертной, ни даже в педагогической практике. Исследователи уделяли внимание преимущественно операм Римского-Корсакова, его симфоническим опусам, в несколько меньшей мере - камерно-вокальной лирике. Недавно появились работы, рассматривающие его кантатно-ораториальное творчество, а произведения для фортепиано оказались изученными практически не изученными.

Между тем анализ фортепианных сочинений Римского-Корсакова позволяет не только дополнить наше знание о творчестве композитора в целом, глубже понять его художественные принципы, особенности музыкального языка, используемых им средств выразительности, но и расширить наше представление о русской фортепианной музыке. Составляя неотъемлемую часть наследия Римского-Корсакова, его фортепианные сочинения заслуживают безусловного внимания и исследователей творчества композитора, и музыкантов - исполнителей и педагогов. Они входят в фонд русской фортепианной музыки последней трети XIX - начала XX веков, и их изучение, надо надеяться, привлечет к ним внимание и поможет зазвучать в концертах, а также в классах музыкальных учебных заведений.

Степень изученности проблемы. О творчестве Н. А. Римского-Корсакова существует множество разнообразной литературы. В многочисленных исследованиях, посвященных изучению стиля композитора, были рассмотрены и общеэстетические аспекты и особенности его отдельных средств выразительности - мелодики, гармонии, лада и т.д. Но по большей части эти работы касались оперно-симфонического творчества Римского-Корсакова.

Фортепианному творчеству композитора посвящено лишь несколько страниц монографии А. Алексеева «Русская фортепианная музыка» и А. Кандинского «История русской музыки». Миниатюры практически ни кем не освещались, анализу подвергается один Концерт для фортепиано с оркестром. Показательно, что в известном 10-ти томном издании «Истории русской музыки», фортепианное творчество фактически не представлено. Отдельных произведений кратко качаются в своих работах М. Смирнов, Э. Новикова. В. Беляев анализует фуги ор. 17 в ответной полемической статье J1. Сабанееву. В контексте развития русской полифонической музыки одну из фуг этого опуса (g-moll) подробно рассматривает М. Натишвили.

Объектом исследования - является фортепианное творчество выдающегося композитора второй половины XIX - начала XX века Н. А. Римского-Корсакова в полном его объеме: сочинения для фортепиано соло (миниатюр, вариаций и полифонических произведений), сочинения для четырехручных ансамблей и Концерт для фортепиано с оркестром.

Предметом исследования - являются особенности музыкального языка, фактуры и средств исполнительской выразительности фортепианных сочинений композитора.

Цель исследования с возможной полнотой исследовать фортепианное творчество композитора, определить место фортепианного наследия Н. А. Римского-Корсакова в развитии отечественной фортепианной музыки XIX века

Задачи исследования:

- раскрыть особенности музыкального языка и формообразования фортепианных сочинений Н. А. Римского-Корсакова;

- установить взаимосвязь фортепианных произведений композитора с его сочинениями других жанров, преимущественно романсового;

-дать текстологическое описание и анализ имеющихся архивных материалов (автографов);

-на основании изучения автографов проанализировать исполнительские указания Римского-Корсакова и особенности работы над фортепианной фактурой на основе Концерта для фортепиано с оркестром;

- сравнить исполнительские интерпретации самого масштабного и яркого произведения фортепианного творчества Н. А. Римского-Корсакова Концерта для фортепиано с оркестром ор. 30 исполнителями: С. Рихтером, И. Жуковым, Дж. Кэмпбеллом, выявить их особенности.

Теоретико-методологической основа. Исследуя фортепианное творчество Н. А. Римского-Корсакова, автор диссертации опирался на метод целостного музыкального анализа, претворенного в трудах выдающихся российских музыковедов Б. Асафьева, Ю. Кремлева. JI. Мазеля, Я. Мильштейна, В. Цуккермана. Кроме того, для данной работы были актуальны методологические подходы Г. Когана, С. Фейнберга, И. Браудо, Г. Нейгауза, Н. Корыхаловой, Г. Цыпина по истории и теории фортепианного искусства. Ценными оказались также исследования Н. Спектора и К. Зенкина об отдельных жанрах фортепианной миниатюры. В основу текстологической части положены работы М. Арановского, Т. Вайдман, В. Щепкина. Основополагающей для настоящей работы стала автобиографическая монография Римского-Корсакова «Летопись моей музыкальной жизни». Также использовались архивные материалы (автографы произведений, первые издания с пометками автора, запись исполнений) и письма композитора.

Методы исследования:

- исторический метод;

- метод сравнительного анализа;

- аналитический метод;

- метод текстологического анализа.

Основные положения выносимые на защиту:

1. Все фортепианное творчество Н. А. Римского-Корсакова возможно классифицировать по трем позициям: к первой относятся произведения дидактического характера, преимущественно - полифонические опусы; ко второй - произведения жанрово-бытового характера, предназначенные в большинстве своем для домашнего музицирования; к третьей - произведения большой художественной значимости, представленные в первую очередь Концертом для фортепиано с оркестром, Вариациями на тему BACH, пьесами ор. 38 и др.

2. Концерт для фортепиано с оркестром Римского-Корсакова по характеру тематизма и формообразованию вписывается в историческую перспективу развития жанра русского фортепианного концерта и занимает достойное место среди произведений этого жанра в XIX веке. Пианистичность Концерта дает возможность его широкой популяризации на современной концертной эстраде. Фортепианная фактура Концерта и исполнительские указания к сочинениям, как показал текстологический анализ, тщательно разработаны композитором и продуманы. Все фактурные изменения направлены на достижение более гибкого и удобного исполнения.

3. Сравнительный анализ интерпретаций Концерта пианистами XX показывает множественность исполнительских решений, заложенных в авторском тексте.

4. Полифонические опусы Римского-Корсакова являются существенным вкладом в полифоническую музыку русских композиторов для фортепиано. В каждой из них обнаруживается немало интереснейших композиционных подробностей, касающихся раскрытия содержательного смысла темы - ее трансформации, принципов развития, а также характера противосложения, модуляционного плана и прочего. Фуги Римского-Корсакова на оригинальные темы Э. Ф. Рихтера обладают основными чертами полифонического стиля Римского-Корсакова, в тоже время в них выдержаны закономерности, свойственные полифонии Баха. Выявление всех этих моментов способно обогатить и расширить представление о полифонической музыке и технике полифонического письма.

5. Произведения малой формы и вариационные циклы традиционны для своего времени, но несут ряд интересных особенностей, характерных для творчества Римского-Корсакова в целом, и романсовом в частности.

Научная новизна работы. В диссертации впервые осуществляется исследование всех сочинений Римского-Корсакова для фортепиано. Ставится вопрос о том, какое место в жизни и творчестве композитора занимало фортепиано, предлагается объяснение тому, почему сочинениям для этого инструмента отводится в общем объеме его наследия сравнительно скромное место, подвергается критике мнение, согласно которому фортепианные сочинения композитора не представляют большого интереса.

Впервые в работе дается текстологическое описание автографов произведений, на основании которого анализируются наиболее интересных моментов полифонических сочинений и Концерта. В работе впервые приводятся отдельные эпизоды автографов композитора.

Впервые по рукописям исследуется неизданная тетрадь «Контрапунктических упражнений», представляющая собой сборник решений задач различной сложности по многоголосному контрапункту, упражнений по заданному басу, имитаций, канонов, хоралов, фуг и фугетт.

В диссертации впервые рассматриваются и анализируются ранее нигде не опубликованные фуги Римского-Корсакова, написанные на оригинальные темы Э. Ф. Рихтера.

Рассмотрение фортепианных сочинений Римского-Корсакова в комплексе позволяет более адекватно оценить их как существенную часть его наследия. Эти произведения впервые получают в работе всестороннее освещение: дается их жанровая и стилевая характеристика, подробно изучаются принципы их формообразования, мелодические, ладогармонические особенности, метроритмическая организация, фактура. На основании анализа устанавливаются закономерности применения Римским-Корсаковым в его фортепианной музыке таких средств выразительности, как темпо-ритм, характер звуковедения, артикуляции, педализации.

Впервые проводится сравнение трех интерпретаций наиболее репертуарного произведения из фортепианного наследия композитора -Концерта для фортепиано с оркестром. Также впервые на основе текстологического анализа его автографов прослеживается процесс работы над фортепианной фактурой, ее образностью и пианистичностью исполнения.

Практическое значимость исследования заключается в возможности использования его материалов, основных положений и выводов в курсах истории и теории фортепианного искусства, истории русской музыки, полифонии, в классе фортепиано при изучении сочинений композитора. Работа может способствовать более широкому распространению фортепианных сочинений Римского-Корсакова в концертной и педагогической практике музыкантов. В частности, сравнительный анализ интерпретаций Концерта может оказаться полезным для исполнителей, способствуя лучшему пониманию этого сочинения и выработке собственной трактовки. Материалы текстологического описания и анализа автографов произведений и их сопоставление со всеми позже вышедшими изданиями, имеет большое значение для текстологов, занимающихся изданием Полного собрания сочинений Римского-Корсакова.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материалы исследования могут быть включены в содержание учебных курсов по «Истории отечественной музыки» и «Истории фортепианного исполнительства». Материалы также могут быть использованы при составлении программ, пособий для студентов музыкально-образовательных учреждений, связанных с изучением фортепианных произведений Н.А. Римского-Корсакова.

Структура и объем диссертации. Работа (318 с.) состоит из Введения, четырех глав и Заключения. Имеются 2 приложения: в первом - дается текстологическое описание автографов Концерта - клавира и партитуры, во

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Симатова, Юлия Львовна

Заключение.

Рассмотрение фортепианных сочинений Римского-Корсакова в комплексе позволяет более адекватно оценить их как важную часть его наследия, представляющую безусловный интерес и для понимания его творчества в целом, и как органичную часть русской фортепианной музыки.

Анализ особенностей музыкального языка, фортепианной фактуры, средств исполнительской выразительности позволяет выделить в классификации фортепианных сочинений композитора три позиции.

Первая - дидактическая - определяется учебной работой Римского-Корсакова. Полифонические опусы Римского-Корсакова для фортепиано, созданные в процессе глубокого изучения им техники контрапунктического письма, далеко выходят за рамки "учебной" работы. Фуги являются существенным вкладом в полифоническую музыку русских композиторов для фортепиано. Как показывает их анализ, они представляют немалый интерес по целому ряду параметров, касающихся характера тем, принципов развития, трактовки формы.

Особое внимание вызывают фуги композитора, написанные на оригинальные темы Рихтера. Расположенные в тетради «Контрапунктических упражнений» между начальными задачами по контрапункту и фугами, высокого полифонического мастерства, они отражают не только развитие композиторской мысли, но и являются опорными точками этапов его достижений.

Римский-Корсаков демонстрирует во всех своих фугах столь же блестящую полифоническую технику, какую мы находим в его оперных сочинениях, струнном квартете и пр. В них получает дальнейшее развитие поставленная Глинкой цель соединения принципов западной фуги с русской музыкой.

В другой части фортепианного наследия Римского-Корсакова, предназначенной скорей всего для домашнего музицирования, и выделенной нами во вторую позицию, представленна пьесами малой формы и вариациями.

Композитор выказывает здесь свободное владение устоявшимися формами и жанрами романтической музыки (ноктюрн, вальс, мазурка, экспромт, скерцо, этюд, прелюдия, романс), а также характерными для них фактурными решениями. Мелодика, инструментального характера, чаще всего обуславливается логикой гармонического движения, мелодии кантиленного типа для пьес не характерны. В них нет стремления заставить рояль зазвучать по-оркестровому, звуковой образ фортепиано здесь скорее нейтрален, явная программность также не проявляется. Тем не менее, ассоциативный план некоторых пьес столь ярок, что можно проследить их дальнейшее претворение в камерно-вокальном творчестве композитора.

Почти в каждую композитор вносит из пьес либо ладогармонические, либо метроритмические, либо фактурные формообразующие элементы, которые "освежают" и разнообразят привычные модели. Как показывает изучение формы миниатюр, в них применяются тонко разработанные смешанные принципы музыкальной структуры (например, сочетания рондальности с вариационностью), а также разнообразные модели на уровне периода и предложений.

Особое место в фортепианном творчестве Римского-Корсакова занимают вариации и отдельные пьесы, написанные им для коллективного сочинения -Парафраз на тему "Тати-Тати". Принадлежащие Римскому-Корсакову вариации отличаются метроритмическим разнообразием, проявленной здесь оркестровостью мышления, а главное - искусным преобразованием темы в гармоническом плане.

И третья позиция, представленная произведениями большой художественной значимости, определена пианизмом совсем иного качества -яркого, колористичного, высокого виртуозного мастерства, достойного звучания на большой концертной этраде.

Особый интерес представляют "Шесть вариаций на тему ВАСН". Композитор виртуозно использует заложенные в музыкальной формуле баховского имени возможности, прибегая к различному ладогармоническому и ритмическому ее раскрытию. В соответствующей главе работы особо отмечаются те средства, которые используются композитором в целых построениях цикла, как целостности. Как показал анализ Вариаций, цементирующими цикл моментами явились тональный план произведения, порядок следования пьес и подача самой темы, а именно соотношение "правильного" (по сильным долям такта) и "неправильного" (смещено по отношению к сильной доле) ее изложения.

С особым искусством тема разрабатывается им в следующих за вариациями пьесах. Помимо названных черт, характеризующих принадлежащие Римскому-Корсакову вариации, обращает на себя внимание мастерская контрапунктическая техника (маленькая фуга ВАСН, Трезвон, Комическая фуга), а, кроме того, особо красочная, темброво-богатая трактовка фортепиано, сравнимая с той, что имеет место в Концерте.

Наиболее значительным сочинением является Концерт для фортепиано с оркестром. Сам композитор определили его как "сколок с концертов Листа". Здесь та же одночастность при ясно различимых разделах формы, тот же принцип тематического единства, развития мотивов из темы. И все же это масштабное произведение вписывается в череду русских фортепианных концертов.

Это проявляется и в том, что основной темой Концерта становится подлинная русская народная песня, и в особенностях формообразования -синтезе монотематизма с вариационностью. Об этом свидетельствует образный строй музыки, ее былинная величавость и вместе с тем активно действенный характер, ее задушевный лиризм. Об этом говорит и весь ее склад: гимнические аккорды второй части, гусельные переборы пассажей, полимелодизм фактуры и т.п.

Вариационные преобразования темы выполнены с огромным мастерством, форма великолепно сбалансирована. К сказанному следует добавить, помимо мастерски сделанной оркестровки, пианистичность Концерта, широкое использование в нем принципа позиционности, яркость и свежесть звучания.

Как показал текстологический анализ, композитор очень внимательно подходил к вопросу удобства исполнения фортепианной партии.

Результаты текстологического анализа Концерта и его сравнения со всеми более поздними изданиями приводит к мысли, что наиболее близко к автографам, опубликованы произведения в Полном собрании сочинений, и это следует иметь в виду музыкантам, желающим наиболее точно постичь суть авторской мысли.

Таким образом, фортепианные произведения Римского-Корсакова представляют безусловный интерес для пианистов, как исполнителей, так и педагогов, использующих их в работе с учащимися. В каждом из них обнаруживается немало интереснейших композиционных подробностей, касающихся раскрытия содержательного смысла, принципов развития, гармонического плана и прочего. Выявление всех этих моментов в процессе работы над произведениями способно обогатить и расширить представления играющего о русской фортепианной музыке.

170

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Симатова, Юлия Львовна, 2006 год

1. Абызова, Е. Н. Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) Текст. / Е. Н. Абызова. 2-е изд., испр. - М.: Музыка, 1986. -155, [3] е., [68] л. ил.; 17 см. - (Рус. и сов. композиторы). На пер. авт. не указан. -Библиогр.: с. 157. - 50000 экз.- (в пер.).

2. Автографы в фондах Гос. центр, музея муз. культуры им. М.1. Кислее-6 ft л.;

3. И. Глинки Текст.: каталог-справочник / сост.'ЧМ-во культуры СССР. Гос. центр, музей культуры им. М. И. Глинки. М., 1958, - 68 с. - (в пер.).

4. Антипов, В. И. Проблемы музыкального источниковедения (на материале творческого наследия М.П. Мусоргского): автореф. дисс. . канд. иск / В. И. Антипов. М., 1992 - 24 с.

5. Арановский, М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства Текст. / М. Г. Арановский. М.: , 1998. -зф] е., нот. ил.; см. - Библиогр.: с. . - 5000 экз. - ISBNavr-wr-jMtfsf (в пер.)

6. Арановский, М. Г. Рукопись М. И. Глинки «Первоначальный план» оперы «Руслан и Людмила» Текст.: факсимиле, расшифровка, исследование / М. Г. Арановский. М.: b'-sms-w, 2004. - [ ] е., нот. ил.; см. - Библиогр.: с. . - 5000 экз. - пер.)

7. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о русской музыке Текст.: в 2 т./ Б. В. Асафьев. Вып. 1-2. - М.: Музгиз, 1952; -17 см. - (Советская музыкальная критика) - 10000 экз. - (в пер.)

8. Вып. 1- 80 с. Содерж.: На полях «Записок М. И. Глинки»; Их было трое; «Князь Игорь» - опера Бородина; О направленности формы у Чайковского; Николай Андреевич Римский-Корсаков; Народные основы стиля русской оперы; О русском музыкальном фольклоре.

9. Асафьев, Б. В. Избранные труды Текст. / Б. В. Асафьев; ред. коллегия: акад. И. Э. Грабарь и др.; вступ. статья Д. Кабалевского: с. 338; Акад. наук СССР, Ин—т истории искусств. Т.1- . М.: изд-во Академии наук СССР, 1952; 26 см. - (в пер.).

10. Т. 1. Избранные работы о М. И. Глинке / Ред. и прим. Т. Н. Ливановой. 400 е., 1. л. портр. - 10000 экз.

11. Т. 3. Композиторы «Могучей кучки». В. В. Стасов. / Ред. текста, примеч. и вступит, статья, с. 3-18, Е. М. Орловой; 1954; -333, 2. е., [7] с. ил. и нот. ил. 7000 экз.

12. Асафьев, Б. В. /Игорь Глебов/, Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1944) Текст. / Б. В. Асафьев. M.-JL: Музгиз , 1944, -91 е.; 17 см. — (в над загл.: академик Б. В. Асафьев). — 5000 экз. (в пер.).

13. Асафьев, Б. В. (Игорь Глебов). Римский-Корсаков Текст.: опыт характеристики / Б. В. Асафьев. Пг. Светозар, 1922. - 62 с. - (в пер).

14. Асафьев, Б. В. Русская музыка Текст. / Б. В. Асафьев. JL: Музыка, 1968. - 324 е.; 20 см. - Указ. имен: с. 317-323. - 4678 экз. - (в пер.).

15. Балакирев, М. А. Переписка М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова (1862-1898 гг.) Текст. / М. А. Балакирев; пред. и прим. С. М. Ляпунова. Б.м, б.г. - 71 с. - (в пер.).

16. Балакирев, М. А. Сборник русских песен Ноты.: для голоса в сопровожд. фортепиано / М. А. Балакирев; вступ. ст. 3. Гиппиус. М.: Музгиз, 1936. - 79 с. - в пер.

17. Баренбойм Л. За полвека Текст.: Очерк. Статьи. Материалы / Л. Баренбойм. Л.: Советский композитор, 1989. - 368 е.; 19 см. - 1000 экз. - ISBN 5-85285-090-Х (в пер.).

18. Баскин, В. С. Русские композиторы: М.П. Мусоргский Текст.: очерк музыкальной деятельности / В. С. Баскин. Изд. П. Юргенсона. М.: Б/и., 1886. - 90 с. - Список изданных сочинений М. П. Мусоргского: с. 88-89. - (в пер.).

19. Беляев, В. О «сходстве» и «тождестве» у Баха и Римского-Корсакова Текст.: ответ Л. Сабанееву / В. О. Беляев // Журн. «Музыка». 1914. - № 176. - С. ; № 177. - С. ; № 181-С.

20. Беляев, В. М. Мусоргский. Скрябин. Стравинский Текст.: сборник статей / В. М. Беляев; сост.: И. К. Травина. М.: Музыка, 1972. -125 с. с нот. ил. - 19 см. - 10000 экз. - (в пер.).

21. Бессель, В. и К0. Каталог изданий музыкальной торговли. Торговый дом. Петербург. СПб., 1898;

22. Благой, Д. Фортепианный вариации Глинки Текст.: беседы о музыке / Д. Благой // Музыкальная жизнь. 1973. - № 10. -С.; 15■-{?■ .

23. Бронский, П. Н. А. Римский-Корсаков Текст.: Биографический очерк. Содержание опер. Список произведений / Состав. П. Бронский. СПб., 1911. - 88 с. - (в пер.).

24. Вайдман, П. Е. Архив П. И. Чайковского: текстологические и биографические исследования (творчество и жизнь) Текст.: Дис. . док-pa иск. в виде науч. доклада / П. Е. Вайдман. М., 2000.

25. Вайдман, П. Е. Творческий архив П. И. Чайковского Текст. / П. Е. Вайдман. -М.: Музыка, 1988. 174, [2] е., с нот. ил., факс. - 22 см. - Библиогр.: с. 172-175. - Указ. соч. П. И. Чайковского: с. 168-171. 3000 экз. - ISBN 5-7140-0200-8 (в пер.).

26. Васина-Гроссман, В. А. Русский классический романс XIX века Текст. / В. А. Васина-Гроссман. Академия наук СССР. Ин-т истории искусств. -М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. 350, [2] е., с нот. ил., портр. - 22 см. - 3000 экз. (в пер.).

27. Винокур, Г. О. Критика поэтического текста Текст. / Г. О.1.С. JtiUtC . -/ii'c.

28. Винокур. М.:-^- иам\927?-яеем. - Библиогр.: с. 172-175. - экз. - (впер.).-(tot.академия x^cj. tUUjic. Ucrncpu* и теории искусств). /<?

29. Вязкова, Е. В. Процессы музыкального творчества: сравнительный текстологический анализ: автореф. дис. . док-pa иск. Текст. / Е. В. Вязкова. М., 1998. - 39 с.

30. Гайдамович, Т. А. Русское фортепианное трио Текст.: история жанра. Вопросы интерпретации / Т. А. Гайдамович. М.: Музыка, 1993. - 263 е.: ил., нот. ил. - Библиогр.: с. 250-254. - ISBN 57140-0571-6 (в пер.).

31. Гаккель, JI.E. Фортепианная музыка XX века Текст.: очерки /Л. Е. Гаккель. Л.: Советский композитор. Ленингр. отд-е, 1990; - 286, [2] е.: нот. ил.; 22 см. - ISBN 5-85285-047-0 (в пер.).

32. Глинка, М. И. Полное собрание сочинений: Литературные сочинения и переписка Текст. / М. И. Глинка; ред. комис.: Т. Н. Ливанова и др.; подгот. А. С. Ляпунова и А. С. Розанов. М.: Музыка, 1973. - 25 см. - (в пер.).

33. Т.1. 1975. 483, 2. е., [10] л. ил. и нот. ил.; - 22 см. - Список лит. в примеч.: с. 25. - Указат. имен, сочинений М. И. Глинки и муз. произведений разных авторов, упоминаемых в настоящем томе: с. 434-480.-3500 экз.

34. Гнесин, М. Ф. Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове Текст. /М. Ф. Гнесин. М.: Музгиз, 1956. -[335] е., [9] ил. и нот. ил.; портр. - 6500 экз. - (в пер.).

35. Гозенпуд, А. А. Из наблюдений над творческим процессом Римского-Корсакова Текст. / А. А. Гозенпуд // Н.А. Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма. Т.1. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1953.- С.159.

36. Гозенпуд, А. А. Н. А. Римский-Корсаков Текст. / А. А. Гозенпуд. Л.: Ленингр. отд-ние, 1955. -32 е.; 19 см. - 24000 экз. - (в пер.).

37. Гозенпуд, А. А. Н. А. Римский-Корсаков Текст.: Темы и идеи его оперного творчества / А. А. Гозенпуд. М.: Музгиз, 1957. -185, [2] е., [6] л. ил. и нот. ил.; 24 см. - 2000 экз. - (в пер.).

38. Гозенпуд, А. А. Фортепианные сочинения Глинки Текст. / А. А. Гозенпуд // Советская музыка. 1954. - № 4. - С:.

39. Гордеева, Е. М. Могучая кучка Текст. / Е. М. Гордеева. 2-е изд., доп. - М.: Музыка, 1966. - 325 е., [8] л. ил. и нот. ил.; 21 см. - 17685 экз. - Библиогр. в примеч.: с. 241-272. - (в пер.).1. A/ejitnae^^- cmctriUQfiin

40. Григорьев, С. С. О мелодике Римского-Корсакова Текст. / С. С. Григорьев. М.: Музгиз, 1961. - 194, [2] е., с нот. ил.; - 23 см. - 2500 экз. - (в пер.).

41. Громова-Опульская JI. Основания «критики текста» / JI. Громова-Опульская // Современная текстология: теория и практика. -М.: 1997.-С. .-Библиогр.: с.

42. Доможирова, Е. В. Фуга в немецкой инструментальной музыке XIX в. Текст.: автореферат дисс. . канд. иск. / Е. В. Доможирова. СПб., 2003, - 18 с.

43. Евсеева, С. В. Римский-Корсаков и русская народная песня Текст. / С. В. Евсеева, ред. В. М. Цендровский. (В помощь педагогумузыканту). М.: Музыка, 1970. - 175 с. с нот. ил.; 20 см. - Библиогр.: с. 173-174. - 3000 экз. - (в пер.).

44. Зайцева, Т. А. Милий Алексеевич Балакирев Текст.: Истоки / Т. А. Зайцева. СПб.: Сударыня, 2000. - 436 е.: нот. - Именной указ.: с. 423-434. - 500 экз. - ISBN 5-88718-015-3 (в пер.).

45. Зайцева, Т. А. Фортепианное творчество Лядова (стилевые особенности и проблемы исполнит, воплощения) Текст.: автореферат дисс. .канд. иск. / Т. А. Зайцева. Л., 1987. - 14 с.

46. Зайцева, Т. А. Творческое становление Балакирева как художественный феномен русской культуры 1830-1850 гг. Текст.: Дис. . док-pa иск. СПб., .- с.

47. Зенкин, К. В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма Текст. / К. В. Зенкин. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1997. - 415 е.; 32 см. - Библиогр.: с. 498-507. - 1000 экз. - ISBN 5-89598001-5 (в пер.).

48. Зенкин, К. В. Фортепианная миниатюра Шопена Текст.: моногр. / К. В. Зенкин. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1995. - 150с. -Библиогр.: с. 145-150. - 1000 экз. - (в пер.).

49. Зилоти, А. И. Мои воспоминания о Ф. Листе Текст. / А. И. Зилоти. Издание собственность автора. СПб., 1911. 55 с. с факсим. - (в пер.).

50. Золотарев, В. А. Воспоминания о моих великих учителях и товарищах Текст.: автобиогр. очерк / В. А. Золотарев. Под ред. и с предисл. В. Н. Римского-Корсакова. М.: Музгиз, 1957. - 233, [2] е., [5] л. портр.; -18 см. -3000 экз. - (в пер.).

51. Зорина, А. П. Александр Петрович Бородин Текст.: попул. моногр. / А. П. Зорина. Рус. и сов. композиторы. - На пер. авт. не указан. - М.: Музыка, 1987. - 187, [3] е., [48] л. ил.; - 17 см. - Библиогр.: с. 189. - 50000 экз. - (в пер.).

52. Зорина, А. П. Могучая кучка Текст.: попул. моногр. / А. П. Зорина. 3-е изд. - Д.: Музыка, 1977. - 94, [2] е., 1. л. портр.; - 18 см. -50000 экз. - (в пер.).

53. Инструкция по каталогизации нотных рукописей. ГПБ им. Салтыкова-Щедрина. Л., 1963;I'Cbcm ■ М С, Л.чпунс£aJ JUunacr- 1о Рсфо-S3л, iOtsu.

54. История русской музыки: в 10-ти томах Текст. / Ред. кол.: Ю. В. Келдыш О. Е. Левашева, А. И. Кандинский; Гос. ин-т искусствознания; М-во культуры и массовых коммуникаций РФ. М.: Музыка, 1983 -. 23 см. - ISBN 5-7140-0282-2 (в пер).

55. Т. 4. 1800-1825 / Сост. JI. М. Бутир, Ю. В. Келдыш, Т. В. Корженьянц и др.; Ред. кол.: Ю. В. Келдыш и др. 1986. - 413, 2. е., [4] л. ил.: нот. ил. - Библиогр.: с. 348-353. - Указ. имен.: с. 407-414. - 2000 экз. -(в пер.).

56. Т.5. 1826-1850 / Сост. Ю. В. Келдыш, Т. В. Корженьянц, Е. М. Левашев и др. 1988. - 517, 2. е., [8] л. ил.: нот. ил. - Библиогр.: с. 449457. - Указ. имен.: с. 510-518. - 19513 экз. - (в пер.).

57. Т.6. 50-60-е годы XIX века / Сост. Ю. В. Келдыш, Л. 3. Корабельникова, Е. М. Левашев, В. Н. Романова. 1989. - 382, 2. е., [4] л. ил.: нот. ил. - Библиогр.: с. 309-320. - Указ. имен.: с. 377-383. - 20000 экз. - ISBN 5-7140-0301-2 (в пер).

58. Т.9. Конец XIX начало XX в. /10. В. Келдыш, М. П. Рахманова, Л. 3. Корабельникова, А. М. Сорокина. - М.: Музыка, 1994. - 454 е., с нот ил.; 28 см. - Библиогр.: с. 432-443. - Указ. имен: с. 444-450. - 5000 экз. -ISBN 5-7140-0589-9.

59. Т. 10Б. 1890-1917-е годы / Сост. Л. О. Акопян, А. В. Булычева, Р. 3. Берченко и др. 2004. - 1069 с. - Библиогр.: с. . - Указ. имен.: с.5000 экз. - ISBN 5-7140-0310-1 (в пер).

60. История русской музыки Текст.: учеб. для музыковед, отд-ний муз. вузов: в 6 вып. / Общ. ред. А. Кандинского; Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, ВНИИ искусствознания. 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Музыка, 1990 -. - 22 см.

61. Вып. 2. Вторая половина XIX века. Н. А. Римский-Корсаков / А. Кандинский. 1991. - 279 е., ил., нот. ил. - Библиогр.: с. 274-275. -Указ. имен: 276-278. Список основных произведений Н. А. Римского-Корсакова: с. 272-273. - ЗООООэкз. - (в пер.).

62. Келдыш, Ю. В. Русские композиторы второй половины XIX века Текст. / Ю. В. Келдыш. -М.: Сов. композитор, 1960. 80, [2] е., 1. л. портр.; - 17 см. - Библиогр.: с. 79-82. - 46000 экз. - (в пер.).

63. Коптяев А. П. Ц. А. Кюи как фортепианный композитор Текст. / А. П. Коптяев // Русская муз. газета. 1895. - № 5. С. ; № 6. С.- ; № 9. - С. ; № 10. С.

64. Корабельникова Л, 3., Вайдман П. Е. Вопросы текстологии в музыкознании Текст. / Л. 3. Корабельникова, П. Е. Вайдман // Методологические проблемы музыкознания: сб. науч. статей. М.: 1987. С. ш-isa- Библиогр.: с.

65. Кремлев, Ю. А. Эстетика природы в творчестве Н. А. Римского-Корсакова Текст. / Ю. А. Кремлев. М.: Музгиз, 1962. -110 е., нот. ил.; - 16 см. - 1000 экз. - (в пер.).

66. Кунин, И.Ф. Н.А. Римский-Корсаков Текст.: Жизнь и творчество в воспоминаниях, письмах и критич. отзывах / И. Ф. Кунин-М.: Советский композитор, 1974. 278, [2] е., [8] л. ил., портр.; -16 см. - Библиогр.: с. 268-278. - 30000 экз. - (в пер.).

67. КюУ1.\\.симсрсни? ксниеръ Текст. / Ц. Кюи//Музыкальное обозрение. -05.12.1885 г. C.82.-C/7J7;

68. К 150-летию со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова Текст.: сб. науч. ст. / СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова. СПб, 2004. - , [ ] е., с ил.; - см. - Библиогр. в примеч. - 00 экз. - ISBN (в пер.).

69. Лаврентьев, И. Вариационность и вариантная форма в симфониях Ф. Шуберта Текст. / И. Лаврентьев // От Люли до наших дней. М.: Музыка, 1967. С. . - Библиогр.: с.

70. Лапшин, И. И. Римский-Корсаков Текст.: два очерка / И. И. Лапшин. Пг.: Акад. Филармония, 1922. - 74 с. - (в пер.).

71. Лапшин, И. И. Философские мотивы в творчестве Н. А. Римского-Корсакова Текст.: О музыке и музыкантах / И. И. Лапшин. -СПб.: Изд.В.Гоффе, 1911.-Сер. 1.-Вып. 2.-91 с.-(впер.).

72. Левашев, Е. М. Жизнь творческого наследия Мусоргского и задачи современного академического издания Текст. / Е. М. Левашов //

73. Наследие М. П. Мусоргского: сб. материалов. М.: , 1989. С.-Библиогр.: с.

74. Лихачев, Д. С. Текстология Текст.: краткий очерк / Д. С. Лихачев. М.-Л.: Наука; Ленингр. отд-е, 1964. - 102 е.; 20 см. - (Акад. наук СССР. Ин-т русской литературы «Пушкинский дом»). -Библиогр.: с. 99-100. - 4500 экз. - ( в пер.).

75. Лотман, Ю. М., Толстой, Н. И., Успенский, Б. А. Некоторые вопросы текстологии и публикации русских литературных памятников XVIII века // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. Т. 40. № 4. 1981;

76. Магид, С. Д. Русский романс Текст. / С. Д. Магид. -М.-Л.: 1930. е.: нот. ил.; - см. - Библиогр.: с. - (в пер.).

77. Мазель, Л. А. О мелодии Текст. / Л. А. Мазель. М.: Музгиз, 195& - 300 е.: с нот. ил.; -льсм. - Библиогр.: с. -vsco^ (в пер.).

78. Мазель, Л. А. Проблемы классической гармонии Текст. / Л. А. Мазель. М.: Музыка, 1972. - 616 е.: со схем. и нот. ил.; - 22 см. -Указ. имен: с. 612-615. - 8600 экз. - (в пер.).

79. Мазель, Л. А. Статьи по теории и анализу музыки Текст. / Л. А. Мазель. М.: Советский композитор, 1982. - 328 е., нот. ил.; - 20 см.- Перед вып. дан. авт: Лев Абрамович Мазель, Указ. имен: с. 325-327.- 10000 экз. (в пер.).

80. Мазель, Л. А. Строение музыкальных произведений Текст.: учебное пособие для муз. вызов / Л. А. Мазель. 3-е изд.- М.: Музыка,1986.-- 527, 1. е.: нот. ил.; 22 см. - Перед вып. дан. авт: Лев

81. Абрамович Мазель. Библиогр.: с. 514-515. - Указ. имен: с. 516-525. -13500 экз. -(впер.).

82. Мейлих, Е. И. Николай Андреевич Римский-Корсаков (18441908) Текст.: Краткий очерк жизни и творчества. Попул. моногр. / Е. И. Мейлих. Л.: Музыка, Ленингр. отд-е, 1978. - 120 е.; ил.; 20 см. - На обл. авт. не указан. - 40000 экз. - (в пер.).

83. Михайлов А. Н. А. Римский-Корсаков и М. А. Балакирев Текст. / А. Михайлов // К 150-летию со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова: сб. науч. ст. СПб гос. консерватории им Н. А. Римского-Корсакова. СПб.: СПбГК, 2004. - С.

84. Михайлов, М. К. Стиль в музыке Текст.: Исследование / М. К. Михайлов. Л.: Музыка; Ленингр. отд-е, 1981.-262 е., нот. ил; 22 см. -Библиогр.: с. 251-261.-5000 экз. - (в пер.).

85. Мильштейн, Я. И. Ференц Лист Текст. / Я. И. Мильштейн. -3-е изд. М.: Музыка, 1999. - 654 с. - Библиогр.: с. 627 -652. - ISBN 57140-0601 (впер.).

86. Монсенжон, Бруно. Глен Гульд. Нет, я не эксцентрик! Текст.: Беседы, интервью / Состав. Бруно Монсенжон; пер. с франц.: М. Иванова-Аннинская. М.: Классика-ХХ1, 2003. - 272 е., ил. - 3000 экз.-ISBN5-89817-07802 (впер.).

87. Музыкальный Петербург Текст.: энцикл. слов. / Е. С. Ходорковская и др.; Рос. ин-т истории искусств; Отв. ред. A. JI. Порфирьева. СПб.: Композитор, 1996 -. - 23 см. - Посвящ. 300-летию Санкт-Петербурга. - ISBN 5-7379-0031-2 (в пер.).

88. Мусоргский М. П. Литературное наследие Текст.: в 2-х т. / Сост. А. А. Орлова и М. С. Пекелис; под общ. ред. М. С. Пекелиса. [Кн. 1-2.] М.: Музыка, 1971-1972. 2 т. - 22 см; - 4 000 экз. - (в пер.).

89. Кн. 2. Литературные произведения / Сост., авт. вступит, статьи, с. 534, и коммент. М С. Пекелис. 1972. 230 е., 9. л. ил. и нот. ил.

90. Мусоргского, муз. произведений разных авторов: с. 368-439. 5000 экз. - (в пер.).

91. Натишвили М. Фортепианная фуга в творчестве русских композиторов-классиков Текст.: автореферат дисс. .канд. иск. / Т. М. Натишвили. М., 1954. - 24 с.

92. На уроках Антона Рубинштейна Текст.: сборник статей / Ред-сост. и автор вступ. ст. JI. А. Баренбойм. M.-JL: Музыка; Ленинградское отд-ние, 1964. - 100 с. с нот ил.; портр.; 21 см. - (На обл: В помощь педагогу-музыканту.). - 6300 экз. - (в пер.).

93. Новикова, Э. Ф. Фортепианное искусство русских композиторов XIIIX-XIX веков (творчество, исполнительство, педагогика) Текст. / Э. Ф. Новикова. М.: МГЗПИ, 1985. - 51 е.; см. -Библиогр.: с. . - экз. - (в пер).

94. Образцова, И. М., Образцова, Н. Ю. Н. А. Римский-Корсаков на Псковщине Текст. / И. М. Образцова, Н. Ю. Образцова. Л.: Лениздат, 1981. - 88 е., с ил. - 50000 экз. - (в пер.).

95. Образы природы и обряды в творчестве Н. А. Римского-Корсакова Текст.: сб. материалов / Сост. ; Российская, науч.-практич. конф. Псков: ,2005. - е., с ил и нот. ил.; см. - 00 экз. - Библиогр.: с. . - ISBN (в пер.).

96. Орлова, А. А., Римский-Корсаков, В. Н. Страницы жизни Н. А. Римского-Корсакова. Текст.: Летопись жизни и творчества / Авт.-сост.: А. А.Орлова, В. Н. Римский-Корсаков. Л.: Музыка, 1969. - 3 вып.; 22 см. - 3500 экз.

97. Вып. 1. 1844-1866- Л.: Музыка; Ленингр. отд-ние, 1969. 264с. -На пер. сост. не указаны. - 21 см.

98. Вып. 2. 1867-1893. Л.: Музыка; Ленингр. отд-ние, 1971. - 375 е., 2. л. ил.: нот. ил.; 21 см. - Библиогр. в примеч.: с. 5-6. - 8 000 экз. - (в пер.).

99. Вып. 3. 1894-1904. JI.: Музыка; Ленингр. отд-ние, 1972. - 352 е., 2. л. ил.: нот. ил.; 21 см. - Библиогр. в примеч.: с. 4-5 - 10000 экз. - (в пер.).

100. Щербакова, Т. А. Основы музыкальной текстологии Текст.: программа для музыкальных вузов / Сост. Т. А. Щербакова. Минск, 1990. - 174, [2] е., [16] л. ил.: нот. ил. - 22 см. - Библиогр.: с. - 000 экз. - ISBN (в пер.).

101. Памяти Митрофана Петровича Беляева Текст.: Сб. очерков, статей, воспоминаний / сост. . Париж, 1929. - с. - экз. - (в пер).

102. Петров, Н. А. Дом-музей Н. А. Римского-Корсакова. Тихвин. Текст.: Краткий очерк-путеводитель / Н. А. Петров. Л.: Музыка; Ленингр. отд-ние, 1969. 59 с. с ил. - 20 см. - 8000 экз. - (в пер.).

103. Покровская, И. Е. Фортепианные миниатюры А.С. Аренского Текст. / И. Е. Покровская. Великий Новгород: , 2004. - , [ ] е., [ ] л. ил.: нот. ил. - Библиогр.: с. - экз. - ISBN (в пер.).

104. Полевая, М. И. Римский-Корсаков в Петербурге Текст. / М. И. Полевая. Л.: Лениздат: 1989, - 240 с. с ил. - (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге-Петрограде-Ленинграде). - (в пер.).

105. Полякова Л. В. «Картинки с выставки» М. Мусоргского Текст.: Пояснение / Л. В. Полякова. М.-Л.: Музгиз, 1951. - 28 с. с нот. ил. - (В помощь слушателю музыки). - (в пер.).

106. Попова, Т. В. Бородин Текст. / Т. В. Попова. М.: Музыка, 1972. - 182 е., [7] л. ил.: нот. ил. - 16 см. - Список муз. произведений А. П. Бородина и лит. о нем: с. 187-188. - 25000 экз. - (в пер.).

107. Попова, Т. В. Музыкальные жанры и формы Текст. / Т. В. Попова. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Музгиз, 1954. - 384 е., нот. ил. - 17 см. - Литература о муз. формах, жанрах и по вопросам муз. эстетики: с. 382.-20000 экз.-(в пер.).

108. Попова, Т. В. Николай Андреевич Римский-Корсаков Текст.: Краткий рекомендательный указатель / Т. В. Попова. М.: Музыка, 1955. - 71 с. - (М-во культуры РСФСР Гос. ордена Ленина б-ка СССР им. В. И. Ленина). - (в пер.).-^т? -/? ^ - р^и0,0

109. Проблемы музыкальной текстологии Текст.: статьи и материалы / Ред.-сост. Д. Р. Петров; науч. тр. Москов. гос. консерватории им. П. И. Чайковского, № 45. М., 2003. - 183 е., схем. и нот. ил.; 11 см.- 300 экз. - ISBN 5-89598-126-7 (в пер.)

110. Протопопов, В. В. Вариационные процессы в музыкальной форме Текст. / В. В. Протопопов. М.: Музыка, 1967. - 151 е., нот. ил. - 22 см. - (в помощь педагогу-музыканту). - 3100 экз. - (в пер.).

111. Протопопов, В. В. История полифонии в ее важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка Текст.: учебник для очных и заочных высших муз. учеб. заведений / В. В. Протопопов,

112. Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. Кафедра теории музыки М.: Музыка, 1962. - 295 е., нот. ил. - 17 см. - 5000 экз. - (в пер.).

113. Раабен, JI. Н. Инструментальный ансамбль в русской музыке Текст. / JI. Н. Раабен; Гос. науч.-исслед. ин-т театра, музыки и кинематографа. М.,: Музыка, 1961. - 475с., с нот. ил. - 22 см. -Указ. имен: с. 466-475, - 2500 экз. - (в пер.).

114. Рацкая, Ц. С. Н. А. Римский-Корсаков Текст. / Ц. С. Рацкая.- 2-е изд., перераб. М.: Музыка, 1977. - 112 с. с ил.; портр. - 22 см. -50000 экз. -(впер.)

115. Рейсер, С. А. Палеография и текстология нового времени Текст. / С. А. Рейсер. М.: Просвещение, 1970. - 336] е., [8] л. ил. - 21 см. - 3 0000 экз. - (в пер.).

116. Римский-Корсаков, А. Н. Музыкальная сокровищница рукописного отделения Государственной Публичной библиотеки им. М.

117. Е. Салтыкова-Щедрина Текст.: обзор муз. рукописных фондов / А. Н.kcmyn.jci/ие 1аниЯ / К.

118. Римский-КорсаковУ- Л.: Изд. Гос. Публ. Б-ки, 1938. Серия: Музыка. -Вып. 1.-111 с.;ЛРсм. -^экз. (в пер.).

119. Римский-Корсаков, А. Н. Н. А. Римский-Корсаков Текст. / А. Н. Римский-Корсаков. -1946. - Вып. 1.-5", е., ил. -Библиогр.: с. , - ООО экз. - (в пер.).

120. Римский-Корсаков, А. Н. Н. А. Римский-Корсаков Текст.: Жизнь и творчество / Римский-Корсаков А. Н. М.-Л.: , 1936-1937. Вып. 3-4. - е.; см. - экз. - Библиогр.: с. .- (в пер.).

121. Римский-Корсаков, В. Н. Из воспоминаний и семейного архива Текст.: в 2-х т. / В. Н. Римский-Корсаков // Исследования. Материалы. Письма. Т. 2. -М.: , 1954. С. 142-143.

122. Римский-Корсаков, Н. А. Вариации на Мишину тему Ноты.: автограф / Н. А. Римский-Корсаков. Для фортепиано. - Петербург, 1882. - 2 с. - Архив Российского института истории искусств; ф. № 7, лит. А, разд. XXIV, № 13а.

123. Т. 1. Статьи и исследования. 1953. 416 е., 3. л. ил.: нот. ил. -Указ. сочинений Н. А. Римского-Корсакова: с. 413-415. - 10000 экз.

124. Т. 2. Публикации и Воспоминания. 1954. 368 с. с ил. и нот. ил. -Указ. сочинений Н. А. Римского-Корсакова: с. 364-366. - 10000 экз.

125. Римский-Корсаков Н. А. Контрапунктические упражнения Ноты.: автограф / Н. А. Римский-Корсаков. Тетрадь. - Петербург, 1873-1876. - 92 л. - Архив Российской Национальной Библиотеки; ф. № 640.- №343.

126. Римский-Корсаков Н. А. Концерт для фортепиано с оркестром Ноты. / Н. А. Римский-Корсаков. Клавир. - М.: Музыка, 1980. - 35 е.; 30 см. - 4000 экз.

127. Римский-Корсаков, Н. А. Музыкальные статьи и заметки"'бегуисг M ф. ? necutia; nag p'ft- И. JU>r><i/x:p€o^

128. Текст. / Н. А. Римский-КорсаковГ- СПб., 1911;

129. Римский-Корсаков, Н. А. Полифонические пьесы Ноты.: фуги и фугетты / Н. А. Римский-Корсаков; Ред. К. С. Сорокина. Для фортепиано М.: Музгиз, 1951. - е.; см. - экз. - (в пер.).

130. Т. 1. Литературные произведения и переписка Текст.: Летопись моей музыкальной жизни / Том подготовлен А. В. Оссовским и В. Н. Римским-Корсаковым. М: Музгиз, 1955. 400 е., [27] л. ил.: нот. ил. -Библиогр.: с. ,- 1000экз.-(впер.).

131. Т. 2. Литературные произведения и переписка Текст. / Том подготовлен Н. В. Шелковым. 280 е., [7] л. ил.: нот. ил. - Библиогр.: с. ,-1350 экз.-(в пер.).

132. Т. 5. Литературные произведения и переписка Текст.: Переписка с М. А. Балакиревым / Том подготовлен Л £ЛзпиШс$еи М.: Музгиз, 1963 -SQi^LiS 1л.ил.

133. Т. 6. Литературные произведения и переписка Текст.: Переписка с А. К. Глазуновым и А. К. Лядовым / Том подготовлен Э. Э. Язовицкой. -М: Музгиз, 1965. е., [ ] л. ил.: нот. ил. - Библиогр.: с. .1000 экз.-(в пер.).

134. Т. 13 (А-Б). «Пан воевода» Ноты.: опера в 4-х действиях / Том подготовлен Д. Д. Шостаковичем. Партитура. Факсимиле. - М.: Музгиз, 1955. - 338с. и 290 с. - 10000 экз.

135. Т. 49А. Сочинения для фортепиано Ноты. / Том подготовлен Н. Н. Загорным. М.: Музгиз, 1959. - 183, 1. е.; 24 см. - 800 экз.

136. Римский-Корсаков, Н. А. Основы оркестровки с партитурными образцами. Из собственных сочинений / Под ред. М. Штейнберга. Берлин-Москва-С.-Петербург, Российское музыкальное издательство, Б/г.;

137. Римский-Корсаков, Н. А. Практический учебник гармонии Текст. / Сост. Н. А. Римский-Корсаков; под ред. М. О. Штейнберга. -19-е. изд. -М.: Музгиз, 1956. 172 с. - 25000 экз. - ( в пер.).-^с^.

138. Т. 1. Соч. 25,26, 27, 39,40. 140 с.

139. Т. 2. Соч. 41,42, 43,45, 46, 49, 50, 51, 55, 56. 157 с.

140. Римский-Корсаков, Н. А. Текст.: сборник документов / Под ред. В.А. Киселева. M.-JL: Музгиз, 1951, - 290 е.; 22 см. - 5000 экз. - (в пер).

141. Римский-Корсаков Н. А. Черты стиля Текст.: сб. науч. ст. / Сост. Е. А. Александрова; науч. тр. С-Петерб. гос. консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. СПб.: Изд-во СПбГК, 1995. - 223 е., с ил. и нот. ил. - 21 см. - 200 экз. - ISBN (в пер.).

142. Римская-Корсакова, Т. В. Детство и юность Н. А. Римского-Корсакова (из семейной переписки) Текст. / Т. В. Римская-Корсакова. СПб.: Композитор, 1995. - 280 е., ил. - 5000 экз. - ISBN 5-7379-0007-Х (в пер.)

143. Римская-Корсакова, Т. В. Мемориальный музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова. Ленинград Текст.: краткий очерк-путеводитель / Т. В. Римская-Корсакова. Л.: Музыка; Ленингр. отд-ние, 1976. - 72 е.: илл.; -14 см.;. - 10000 экз. - (в пер.)

144. Римская-Корсакова, Т. В. Музей-заповедник Н. А. Римского-Корсакова. Усадьба Вечаша Текст. / Т. В. Римская-Корсакова. СПб.: Сударыня, 2002. - 32 е., ил. - Библиогр.: с. , - 000 экз. - ISBN (впер.) 5"-$?ч9Э -оь^-н.

145. Римская-Корсакова, Т. В. Музей-заповедник Н. А. Римского-Корсакова. Усадьба Любенск Текст. / Т. В. Римская-Корсакова. -СПб.: Сударыня, 2002, 52 е., ил. - Библиогр.: с. , —/000 экз. -ISBN (в пер.)

146. Римская-Корсакова, Т. В. Н. А. Римский-Корсаков в семье. Текст.: Из семейной переписки / Т. В. Римская-Корсакова. СПб.:1. Оф.

147. Композитор, 1999, 372 с.^ил. - Библиогр.: с. , - 5000 экз.1.BN s-lW-ccso-цв Пер.).

148. Русская книга о Бахе: Текст.: сборник статей / Сост. Т. Н. Ливанова, В. В. Протопопов. 2-е изд. - М.: Музыка, 1986. - 374 е., портр., ил., схем., нот.; 24 см. - Лит. об И. С. Бахе на рус. яз.: с. 345-374.- 10000 экз.-(в пер.)

149. Ручьевская, Е. А. Функции музыкальной темы Текст. / Е. А. Ручьевская. Л.: Музыка, 1977. 160 с. с нот. ил.; 22 см. - Списки лит. в примеч.: с. 155-159. - 5850 экз. - (в пер.).

150. Сабанеев Л. Римский-Корсаков Н. А. 6 Фуг ор.17. Текст. / Л. Сабанеев // Музыка. 1914. - №176-177. - С.

151. Скафтымова, Л. А. Вокально-симфоническое творчество С. В. Рахманинова и русская кантата начала XX в Текст. / Л. А. Скафтымова.- СПб.: Канон, 1998. -л?" И е., з. л. ил.: нот. ил. /а см. - Библиогр.: с -ЛЮ0 экз. - ISBN^-W VS-ou-З (в пер.).

152. Скребков, С. С. Гармония в современной музыке Текст.: очерки / С. С. Скребков. М.: Музыка, 1965. - 104 с. с нот. ил.; 22 см. -(В помощь педагогу-музыканту). - 3845 экз. - (в пер.).

153. Слонимский, С. М. Свободный диссонанс Текст.: Очерки о русской музыке / С. М. Слонимский. СПб.: Композитор, 2004. -144 е., ил. - ISBN 5-7379-0250-1 (в пер.)

154. Смирнов, М. А. Русская фортепианная музыка Текст.: черты своеобразия / М. А. Смирнов. М.: Музыка, 1983. - 335 е., нот. ил.; 21 см. - Библиогр.: с. 331-334. - 5000 экз. - (в пер.).

155. Смирнов, М. А. Фортепианные произведения композиторов могучей кучки Текст. / М. А. Смирнов М.: Музыка, 1971. - 116 е., с нот. ил.; 21 см. - 1000 экз. - (в пер.).

156. Смирнов, М. А. Эмоциональный мир музыки Текст. / М. А. Смирнов. М.: Музыка, 1990. - 318, [2] е., нот. ил. - 22 см. - Библиогр.: с. 318-319. - 3000 экз. - ISBN 5-7140-0251-2 (в пер.).

157. Смирнова, М. В. Сопоставляя интерпретации Текст.: Размышления педагога-пианиста над страницами классической музыки / М. В. Смирнова. СПб.: Сударыня, 2003. - 228 е., вкл. - 500 экз. -ISBN 5-88718-044-7 (в пер.)

158. Схема описания нотных рукописей. Отдел рукописей СПбГК., 1996

159. Танеев, С. И. Из консерваторских тетрадей Текст. / С. И. Танеев // Сов. Музыка. 1953. - № 1.

160. Танеев, С. И. Подвижной контрапункт строгого письма Текст. / С. И. Танеев; под ред. О. С. Богатырева. М.: Музгиз, 1959. -384 е., нот. ил. - 2000 экз. - (в пер,).

161. Тюлин, Ю., Бершадская, Т., Пустыльник, И., Пэн, А., Тер-Мартиросян, Т., Шнитке, А. Музыкальная форма Текст.: учебное пособие / Общ. ред. 10. Н. Тюлина. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Музыка, 1974. - 341 е., с нот. ил.; 22 см. - 30000 экз. - (в пер.)

162. Фатыхова, Э. А. Нотные рукописи А. К. Глазунова (текстологические аспекты изучения) Текст. / Э. А. Фатыхова // Мифы и миры А. К. Глазунова. СПб., 2002. - С. 5-27.

163. Финдейзен, Н. Николай Андреевич Римский-Корсаков Текст.: Очерк его музыкальной деятельности / Н. Финдейзен. П-М.: Бессель и К0, 1908, - 95 с. - (в пер.).

164. Фирсова, Н. Ф. Нотные автографы раннего творчества А. П. Бородина (Опыт текстологического исследования) Текст. Автореферат дисс. канд. иск. /Н. Ф. Фирсова. СПб., 2000. - 19 с.

165. Форма и стиль Текст.: сб. науч. тр. / Ленингр. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова; Ред. кол.: Е. А. Ручьевская (отв. ред.) и др. Л.: ЛОЛГК, 1990 -. -20 см.

166. Ч. 1. 1990. - 209, 1. с. - Библиогр.: с. 32-34. - Библиогр. в примеч. в конце ст. - 500 экз.

167. Ч. 2. 1990. - 231, 1. е., с нот. ил - Библиогр.: с. 70-71. - Библиогр. в примеч. в конце ст. - 500 экз.

168. Харлап, М. Нотные длительности и парадокс их реального значения Текст.: заметки к специфике музыкального времени и его нотации / М. Харлап // Муз. академия. М.: Композитор. - 1997. - №2. -С. 99-109.

169. Холопова, В. Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX в. Текст. / В. Н. Холопова. М.: Музыка, 1971. -304 е., с нот. ил.; 22 см. - Указ. лит.: с. 294-298. - Указ. имен: с. 299-301. - 4600 экз. - (в пер.).

170. Холопова, В. Н. Музыкальный ритм Текст.: Очерк / В. Н. Холопова. М. Музыка, 1980. - 72 е., нот. ил.; 21 см. - (Вопросы истории, теории, методики). - Библиогр.: с. 71. - 6000 экз. - (в пер.).

171. Холопова, В. Н. Фактура Текст.: Очерк / В. Н. Холопова.-М.: Музыка, 1979. 87 е., нот. ил.; 21 см. - (Вопросы истории, теории и методики). - 5000 экз. - (в пер.).

172. Холопова, В. Н. Форма музыкальных произведений Текст.: учебное пособие для вузов / В. Н. Холопова; Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. СПб.: Лань, 1999. - 446 е., нот. ил. - ISBN 58114-0032-2 (в пер.).

173. Цетлин, М. О. Пятеро и другие Текст. / М. О. Цетлин; вступ. ст. Б. Зайцева. М.: Композитор, 2000. - 407с., нот. ил. - см. -Библиогр.: с. , - экз. - (в пер.). /56 V ЫШГ- tfe-s.

174. Цуккерман, В. А. Анализ музыкальных произведений: Сложные формы Текст.: учебник для музыковед, фак. муз. вузов / В. А. Цуккерман. М.: Музыка, 1983 (вып. дан 1984). - 214 е., нот. ил.; 22 см.- 15000 экз.-(в пер.).

175. Цуккерман, В. А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. Текст.: вып. 1. / В. А. Цуккерман. М.: Советский композитор, 1970. - 560 е., нот. ил.; см. - Библиогр.: с. . -ЛЯЭкз. - (в пер.).

176. Цуккерман, В. А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. О музыкальной речи Н. А. Римского-Корсакова Текст. / В. А. Цуккерман. Вып. 2. М.: Советский композитор, 1975. - 464 е., нот. ил.; см. - Библиогр.: с. . экз. - (в пер.).

177. Цуккерман, В А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм Текст. / В. А. Цуккерман. М.: Музыка, 1964. - 159 е., нот. ил.; 16 см. - 11000 экз. - (в пер.).

178. Чайковский, П. И. Письмо фон Мекк от 24 декабря 1877 Текст. / П. И. Чайковской // Переписка с Н. Ф. фон-Мекк. M.-JL, 1934. -С. 134-135.

179. Штерн, М. Д. Образы природы в творчестве Н.А. Римского-Корсакова и К. Дебюсси. Опыт сопоставления творческих концепций Текст. : дис. . канд. иск. / М. Д. Штерн. ЛОЛГК. - Л., 1988. - 202 с.

180. Щепкин, В. Н. Русская палеография Текст.: учебник для вузов / В. Н. Щепкин. 3-е изд., доп. - М.: Аспект-пресс, 1999. - 270 с. -(классический учебник). - ISBN 5-7567-0233-4 (в пер.).

181. Щербакова, Т. А. Из истории русской музыкальной текстологии: Очерки Текст.: уч. пособие к спец. Курсу / Т. А. Щербакова. Минск, 2001. - с. - Библиогр.: с. .-ISBN (в пер.).

182. Юргенсон, П. И. Общий полный каталог музыкального магазина П. Юргенсона Текст. / Музыкальный магазин. М.: изд. П. Юргенсона, 1906. - с.

183. Яворский, Б. JI. Избранные труды Текст. / Б. J1. Яворский. Ред-сост.Л^ШсстаноСих, . у[:Со€.исмп., 1987. нот. ил.;«^см. -Библиогр.: с. . экз. - ISBN (в пер.).

184. Яковлев, В. В. Пушкин и Римский-Корсаков Текст. / В. В. Яковлев //Пушкин и музыка. 2-е изд. -М: 1957.- С.

185. Т. 1. 1886-1887. 1959.-527 е., нот. ил.; 16 л. ил. Т. 2. 1898-1908. 1960. 634 с. с нот. ил. 17 л. ил.

186. Andersch J.D. Musikalisches Worterbuch. Berlin.: Natorff u. Co., 1829;

187. Dadelsen G. von Vorwort des Herausgebers // Editionsrichtlinien musikalischer Denkmaler und Gesamtausgaben. Kassel u.a., 1967;

188. Lehrbuch der Harmonie Praktische Anleitung zu den Studient intderselben zunachst fur das Konservayorium der Musik zu Leipzig bearbeitet von Ernst Friedrich Richter. Leipzig, Druck und Verlag von Breitkopf &Hartel, 1951;

189. Rihter. Ecrits, conversations. Bruno Monsainjeon, Paris, 1998.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.