Франц Алексеевич Рубо - художник и педагог тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Зубов, Евгений Александрович
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 256
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Зубов, Евгений Александрович
Введение.
Глава первая
Ф. Рубо- мастер реалистической станковой живописи.
1.1. Формирование художника.
1.2. Опыты батальной живописи. Кавказский период творчества художника.
1.3. Особенности творческой манеры Рубо - художника.
Глава вторая
Ф. Рубо - мастер батальных панорам. Гуманистическо-патриотичесская позиция творчества, проявленная в панорамах Ф. Рубо.
2.1. История возникновения и становления панорамной живописи в европейском и русском искусстве.
2.2. Панорама «Штурм аула Ахульго».
2.3. Панорама «Оборона Севастополя».
2.4. Панорама «Бородинское сражение».
Глава третья
Ф. Рубо - профессор-руководитель батальной мастерской. Вопросы становления и развития школы русской и советской батальной живописи, основанной Ф. Рубо.
3.1. История создания батальной мастерской в Академии художеств.
3.2. Педагогические принципы профессора Рубо - живописца.
3.3. Принципы Ф. Рубо в обучении батальной живописи.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Батальный класс Академии художеств второй половины XIX века0 год, кандидат искусствоведения Плюснина, Елена Альбертовна
Отечественная война 1812 года в русской батальной живописи XIX - начала XX века2000 год, кандидат культурол. наук Чернов, Олег Васильевич
Наполеоновская эпоха в батальной и портретной живописи России и Европы конца XVIII - начала XX вв.2010 год, доктор искусствоведения Шереметьев, Олег Васильевич
Василий Федорович Тимм и русская журнальная графика второй половины XIX века2001 год, кандидат искусствоведения Алексеева, Анастасия Никандровна
Творческая и художественно-педагогическая деятельность Н. С. Самокиша в контексте развития русского искусства конца ХIХ – первой половины ХХ веков2018 год, кандидат наук Ляшенко Светлана Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Франц Алексеевич Рубо - художник и педагог»
Наиболее видной фигурой в русской академической батальной живописи конца XIX - начала XX века был автор многочисленных батальных полотен, главным образом на сюжеты кавказских войн России, и больших батальных панорам: «Штурм аула Ахульго», «Оборона Севастополя», «Бородинское сражение», основоположник русской школы панорамной живописи Франц Алексеевич Рубо (1856-1928). Его произведения являются ценным вкладом в русское изобразительное искусство, особенно, в батальную живопись. Панорамы Ф.Рубо, отражая важнейшие страницы истории России, её военных побед, имеют не только патриотическую, историко-познавательную ценность, они служат образцом этого вида изобразительного искусства. Педагогическая деятельность Ф.Рубо в батальной мастерской Высшего художественного училища Императорской Академии художеств и практические достижения в развитии панорамного искусства стали основой для становления целой школы русских, впоследствии, советских художников - мастеров панорамной живописи, во главе с М.Б.Грековым.
Актуальность темы определяется тем, что в наследии Ф.Рубо, несмотря на его мировую известность, имеются значительные малоисследованные области. Сегодня, в связи с возрождением исторического самосознания и патриотизма у граждан России, повышается интерес и к русской батальной живописи конца XIX - начала XX веков, запечатлевшей победные этапы военной истории. Естественным стало проявление интереса к творчеству Ф.Рубо, особенно в связи со 150-летним юбилеем со дня его рождения. Необходимо также отметить, что развитие в последние годы антикварного рынка активизировало интерес к русскому искусству рубежа XIX - XX веков, и в частности, к творчеству Ф.Рубо. Его полотна всё чаще стали появляться на русских и зарубежных антикварных аукционах и салонах. Все это требует внимательного изучения творчества художника, систематизации его живописного и педагогического наследия, осмысления его роли в развитии российского искусства и современной академической школы батальной живописи. Особенно это актуально при изучении истории Академии художеств и роли её профессоров, педагогическая деятельность которых частично нашла отражение в трудах исследователей. До настоящего времени в специальной литературе по русскому искусству конца XIX - начала XX века не было достаточно полного исследования, раскрывающего результаты педагогической деятельности профессора Ф.А.Рубо, при том, что он воспитал прекрасных учеников, таких как: М.Б.Греков, М.И.Авилов, Г.Н.Горелов и других.
Для современных батальных мастерских, в том числе - мастерской Академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, представляется актуальным исследование творчества и педагогической деятельности Ф.Рубо. Это важно не только для изучения наследия отдельного мастера академической художественной школы русского искусства конца XIX - начала XX веков, но и в целях раскрытия перспективы дальнейшего развития школы батальной живописи.
Степень изученности проблемы. Еще при жизни Ф.Рубо были предприняты попытки анализа его произведений и оценки его деятельности. Но уже перед первой мировой войной отношение к художнику изменилось, что было связано с местом его длительного проживания в Германии (Мюнхен), и тем, что многие считали его немцем.
Долгое время творчество Ф.Рубо не попадало в сферу интересов историков искусства. О нем не написано ни одной фундаментальной монографии. И в русской дореволюционной литературе о творчестве художника можно найти немногое. Это в основном реплики или высказывания по поводу его творчества. Большинство этих заметок посвящено участию Ф.Рубо в выставках или обсуждению открытия его панорам. Они публиковались в таких журналах и газетах, как: «Пчела», «Нива», «Всемирная иллюстрация», «Живописное обозрение», «Русский инвалид», «Петербургская газета», «Московский вестник», «Новое время» и др. Авторами этих статей были Н.Н.Каразин (1896), В.С.Кривенко (1902), Б.Шуйский (1912), И.Тестов (1912). Публикации носили в основном информативный характер, но все же давали возможность почувствовать ту важную роль, которую играл Ф.Рубо в художественной жизни своего времени. В дореволюционном искусствознании изучению русской батальной живописи в целом, а также отдельным художникам, работавшим в этом жанре, уделялось мало внимания, за исключением В.В.Верещагина, получившего широкую известность в русской и зарубежной прессе. В советскую эпоху положено начало научного изучения деятельности Ф.Рубо. Так, в одной из первых книг «Франц Алексеевич Рубо» (из серии «массовая библиотека», 1952) Ю.С.Халаминский попытался определить значение наследия художника и охарактеризовать главные этапы его творчества. К сожалению, в работе не обошлось без неточностей и ошибок, на которые указывается в диссертации и делаются необходимые поправки. В книге В.В.Садовеня «Русские художники-баталисты XVIII - XIX веков» (1955) биография Ф.Рубо уложилась в полстраницы. Несколько слов там сказано о станковых картинах художника, и лишь небольшая информация о его монументальных панорамах. Автор объясняет это тем, что подробное рассмотрение творчества Ф.Рубо, в значительной мере относящегося уже к XX веку, не входило в задачу названных «очерков».
Серьезным исследованием по данной теме явился труд О.Ф.Федоровой «Франц Рубо» (1982), в которой известные прежде факты были дополнены материалами архивов и периодической печати. В частности, О.Федорова отметила, что на раннем этапе своего творчества Ф.Рубо создал немало жанровых картин на украинские и среднеазиатские темы. Автор показывает, как эволюционируют эстетические и этические взгляды художника от условностей официального академизма к реалистическому искусству. Анализируя произведения Ф.Рубо, посвященные героическим событиям из истории России, а также три грандиозные, мастерски исполненные панорамы «Штурм аула Ахульго» (1890), «Оборона Севастополя» (1901-1904) и «Бородинское сражение» (1911-1912), О.Федорова отмечает, что они стали классикой русской батальной живописи. Менее подробно освещается опыт преподавания профессора Ф.Рубо в Высшем художественном училище Императорской Академии художеств. В книге также присутствует ряд неточностей, на которые обращается внимание в данной диссертации.
Следует отметить, что обзорные работы по русскому искусству этого периода не обходились без упоминания имени Ф.Рубо. Можно назвать еще не менее десяти справочных изданий, начиная со словаря Брокгауза - Эфрона, где встречается его имя. Но необходимая предельная лаконичность словарей не может дать новую информацию о жизненном пути художника, оценить его творчество в полной мере.
Важнейшими источниками изучения жизни и творчества Ф.Рубо стали архивные документы, воспоминания учеников и современников художника. В первую очередь это воспоминания профессора института им. И.Е.Репина художника М.И.Авилова о времени его обучения в батальной мастерской под руководством Ф.Рубо. Вольнослушательница батальной мастерской А.Л.Грекова (Малеева) в своих воспоминаниях приводит интереснейшую информацию не только о творческой атмосфере в академической мастерской, но и о совместной работе профессора Ф.Рубо и его учеников над реставрацией панорамы «Оборона Севастополя». Штрихи к портрету мастера и педагога найдены в переписке современников живописца. Художник П.Д.Бучкин не был учеником профессора Ф.Рубо, но оставил острые и живописные студенческие воспоминания о встречах с мастером, о его личности, характере, методе работы. Ряд публикаций, также представляющих интерес для настоящей работы, хотя и не носит монографического характера, но имеет непосредственное отношение к Ф.Рубо как автору панорам. В книге Г.В.Терновского «Памятник народного подвига» (1956) дана подробная историческая справка о Крымской войне 18531855 гг. и воссоздании советскими художниками панорамы «Оборона Севастополя». Популярный характер издания не позволил автору сосредоточиться на искусствоведческих аспектах темы, но книга представляет интерес тем, что ее автор сам принимал участие в восстановлении панорамы Ф.Рубо.
В 1972 г. появилась книга С.М.Клавдиева «Русские панорамы». В главе, посвященной работе над Бородинской панорамой, С.Клавдиев впервые (правда, достаточно вольно) цитирует переписку Ф.Рубо с его консультантом - военным историком Б.М.Колюбакиным, обнаруженную в 1950-х годах среди личных архивов генерала. Письма впервые частично были опубликованы в «Военно-историческом журнале» в 1962 и в 1963 годах в № 7 и 9, соответственно. В неоднократно издававшемся путеводителе по музею-панораме «Бородинское сражение» (авторы: Л.В.Ефремова, И.Я.Крайванова, О.П.Андреева, Т.Д.Шувалова, О.П.Папков), дается описание панорамы и краткие сведения о биографии Ф.Рубо, иногда с неточностями (в диссертации на них указывается). Сама панорама «Бородинское сражение» в данном случае рассматривается в качестве иллюстративного материала по истории Отечественной войны 1812 года, без анализа её художественных достоинств.
Таким образом, несмотря на то, что имя Ф.Рубо вошло в историю отечественного искусства, его биография, творческий путь, разные сферы художественной деятельности еще не были освещены и изучены с необходимой полнотой.
Объект исследования - батальная и жанровая живопись в России конца XIX-начала XX века.
Предмет исследования - изучение творчества Ф.Рубо в контексте развития русской батальной и панорамной живописи.
Цель исследования - становление и развитие русской и советской школы батальной и панорамной живописи.
В соответствии с целью и предметом исследования автором поставлены следующие задачи:
- изучить нераскрытые страницы биографии, проследить этапы творческого пути художника;
- проанализировать образно-композиционные особенности и технику живописи Ф.Рубо в станковых, живописных произведениях и в военно-исторических панорамах;
- выявить наиболее полную совокупность произведений Ф.Рубо, определить хронологическую последовательность их создания и обосновать полный список работ художника (живописных и графических);
- составить наиболее полный список учеников батальной мастерской под руководством Ф.Рубо и отметить их вклад в русское искусство.
- рассмотреть особенности создания профессором Рубо русской панорамной живописи, батального и бытового жанров;
Границы исследования. Хронологические рамки работы определяются годами жизни Ф.Рубо (1856-1928), вместе с тем логика исследования предусматривает выход за установленные границы при рассмотрении дальнейшего развития батальной мастерской Академии художеств, а также судьбы бытования историко-художественных панорам, созданных художником. Географические рамки исследования заданы местами жизни и деятельности художника -Одесса, Мюнхен, Кавказ, Севастополь, Петербург, Москва. Методологические основы исследования обусловлены выбором темы -изучение творчества выдающегося отечественного мастера исторической живописи, создавшего панорамы российских баталий, ставших символами героизма русского народа. В основу применяемых методов заложен принцип комплексного подхода: использование принципов искусствоведческого, исторического, культурологического анализа и изучения архивных источников. Основные методы исследования:
- сравнительно-исторический - обосновал отбор фактов, событий, определение места и времени боевых действий, персонажей, изображённых в панорамах;
- персонализации - способствовал изучению отдельных персонажей в произведениях, его коллег и учеников на всём пути индивидуального и коллективного творчества Ф.Рубо;
- искусствоведческо-кулыпурологический - позволил объединить эстетические и художественные факторы развития батальной и панорамной живописи и рассмотреть эти феномены искусства в их неразрывной связи с социальной действительностью времени;
- композиционно-художественный - определил выбор средств искусствознания в исследовании гармонии при изучении художественных образов его произведений.
- архивно-герменевтический - помог раскрыть информацию в архивных материалах и публикациях, связанных с жизнью, творчеством и педагогической деятельностью профессора Франца Алексеевича Рубо.
Источниками исследования явились: живописные произведения и исторические панорамы Ф.Рубо, музейные и архивные фонды, а также журнальная и газетная периодика того времени. В ходе работы использовались личные дела Ф.Рубо, хранящиеся в архиве Мюнхенской Академии художеств; документы, находящиеся в Российском Государственном историческом архиве, Научно-библиографическом архиве Российской Академии художеств, отделе учета Научно-исследовательского музея PAX; письма: Ф.Рубо генералу Б.М.Колюбакину, хранящиеся в Российском Военно-Историческом архиве, П.А.Воронцову-Вельяминову - в фонде письменных источников Музея-панорамы «Бородинское сражение»; использованы каталоги выставок и их обзоры в периодической печати. Педагогическая практика Ф.Рубо изучалась на материале мемуарных свидетельств его современников, в основном его учеников.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые:
- исследование произведений Ф.Рубо проведено в единстве процессов их создания и композиционно-исторического анализа;
- составлена наиболее полная совокупность произведений Ф.Рубо;
- определён наиболее полный список учеников Ф.Рубо и последователей его школы батальной живописи;
- проведён развёрнутый анализ учебной работы батальной мастерской Высшего художественного училища Академии художеств во время её руководства профессором Ф.Рубо.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что, материалы и выводы диссертации могут быть использованы:
- в дальнейших научных исследованиях по истории и теории русского искусства и, в частности, в изучении творческого наследия Ф.Рубо и художников-баталистов более позднего времени; в научных работах обобщающего характера: энциклопедических справочниках по русской истории и русскому искусству; в альбомах по русскому искусству, по истории Российской Академии художеств; при аннотировании произведений русского изобразительного искусства и каталогизации художественных собраний;
- в образовательном процессе при составлении курсов лекций по истории и теории русского изобразительного искусства и художественной критики, русской и мировой художественной культуры.
Рекомендации по использованию результатов исследования. Материалы диссертации могут быть использованы:
- в практической работе историков и теоретиков художественной культуры;
- в музеях исследовательской, практической деятельности, в работе экскурсоводов, музейной педагогики;
- в разработке и коррекции учебных программ и при проведении семинарских занятий с преподавателями соответствующих художественных дисциплин;
- на учебных занятиях по истории изобразительного искусства в высших и средних учебных заведениях гуманитарного профиля;
- при создании учебных пособий по батальной и панорамной живописи. Достоверность научных результатов и основных выводов исследования обеспечивается: полнотой собранного материала; его многоаспектным анализом, осуществленным в соответствии с выбранными методами исследования; положительными отзывами, полученными на авторские публикации; опорой на фундаментальные труды, посвященные периоду искусства, в котором жил и творил Ф.Рубо; выявленными и использованными архивными материалами и публикациями в периодических изданиях и воспоминаниях коллег мастера.
Положения, выносимые на защиту:
- описание творческого метода создания панорам не противоречит теоретико-методическим положениям исследования произведений изобразительного искусства в современной Академии художеств;
- методы композиционного анализа батальных и панорамных работ соответствуют теоретическим положениям, принятым в современном искусствознании;
- список произведений Ф.Рубо, включающий батальные и панорамные (в том числе - эскизные) и графические работы мастера, является в данное время наиболее полным;
- список учеников Ф.Рубо и последователей его школы батальной живописи является к настоящему времени наиболее полным;
- анализ учебной работы батальной мастерской Академии художеств во время её руководства профессором Ф.Рубо и в последующие годы является наиболее развёрнутым;
- педагогическая система, созданная в мастерской Ф.Рубо в Высшем художественном училище Академии художеств, может быть использована и развита в современной высшей художественной школе батального и панорамного искусства.
Апробация работы. Положения диссертации были опубликованы в научных сборниках и журнальной периодике; изложены в докладах, сделанных автором на Международной конференции «Сильное и красивое искусство будущего» в Москве в Музее-панораме «Бородинское сражение» в 2006 г.; на IX Международной Российско-Американской научно-практической конференции по актуальным вопросам современного университетского образования в Петербурге в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена в 2006 г.
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Творческая и художественно-педагогическая деятельность Н.С. Самокиша в контексте развития русского искусства конца XIX - первой половины XX веков2018 год, кандидат наук Ляшенко, Светлана Владимировна
М.М. Иванов и пейзажная графика в России во второй половине XVIII века2005 год, кандидат искусствоведения Капарулина, Ольга Анатольевна
Проблемы генезиса батального жанра голландской живописи первой половины XVII века2004 год, кандидат искусствоведения Строганов, Сергей Анатольевич
Китайские выпускники института имени И.Е. Репина - носители и продолжатели традиций ленинградской академической художественной школы2010 год, кандидат искусствоведения Нин Бо
Живопись в эстетике и художественном творчестве русских романтиков2008 год, кандидат филологических наук Луткова, Елена Александровна
Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Зубов, Евгений Александрович
Заключение
Творчество Ф.А.Рубо обширно и многогранно. Он писал станковые картины, сочинял и воплощал в жизнь монументальные панорамы, ряд лет отдал преподаванию в батальной мастерской Высшего художественного училища Императорской Академии художеств.
Получив образование в Мюнхенской Академии художеств, где он провел два года, и в частной студии И.Брандта, художник обрел профессиональные навыки и определенную европейскую выучку. Но именно в России Рубо находит свою тему и образы героев, которым остается верен на протяжении всего творческого пути. Воинственные горцы представляли особый интерес для художника баталиста. После Кавказских войн этнография края становится предметом изучения и даже моды: кавказское оружие и кавказский костюм приобретаются в частные коллекции, украшают интерьеры домов. Кавказская тематика - ведущая в творчестве художника в 1880 - 1890-е годы. Он не раз бывал в тех краях; природа, образ жизни местного населения, независимый характер горцев были ему хорошо знакомы. Стремление к точности, документальной достоверности и правдивости стало основой творческого метода художника. Большой правительственный заказ на создание серии батальных картин для Военно-исторического музея в Тифлисе был доверен Рубо, что сразу способствовало утверждению художника как баталиста. Кавказская серия Рубо охватывает почти полуторовековой период, начиная от времени Петра I до русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Таким образом, здесь Рубо выступает в известной степени и как исторический живописец. Во второй половине XIX столетия уже не существовало резкого разграничения различных жанров. Элементы жанровой живописи, пейзажной, портретной взаимно обогащали друг друга, и Рубо достиг определенного успеха, объединив их в своем творчестве. Он прекрасно справляется с многофигурными композициями, находит выразительные типы и образы, умело пишет пейзаж, который играет большую роль в создании не только среды, но и эмоционального строя композиции.
Художник-баталист в XIX веке это еще обязательно и анималист. Рубо прекрасно рисовал лошадь, и тема всадника будет ведущей в его станковом творчестве. Однако, зачастую, его всадники это не героические победители, а раненые в сражении воины, измученные физическими страданиями, из последних сил удерживающиеся в седле. В этом отношении Ф.Рубо наследует традицию, начатую В.Верещагиным, он показал не парад, а цену победы, которую зачастую трудно отделить от поражения.
Многому могут поучиться у Ф.Рубо и современные молодые художники. В особенности тому, как строить большую картину, как связывать действие с пейзажем, как находить для каждого сюжета свое решение и при этом добиваться единства и выразительности образа в целом. Живописец, изучив особенности новой изобразительной формы, умело пользовался ее спецификой для создания оригинальных произведений. В батальной живописи Ф.Рубо не только хорошее знание боевых действий и высокое мастерство живописи, но и стремление к правдивому изображению событий. Ощущение безусловной правды происходящего выгодно отличает его произведения среди батальных картин многих современных ему художников, например, В.В. Мазуровского, Н.С. Самокиша и других, иногда увлекающихся нарочитой театральной эффектностью. Художник показывает войну не бутафорски. Он поднимается над преобладавшей в то время в батальной живописи на протяжении долгих десятилетий преувеличительной патетикой, вступающей в крайнее противоречие с подлинной сущностью войны. Но, отстаивая требование исторической документальности и жизненной правдивости в живописи вообще, а в панорамной в особенности, он отвергает натуралистическое правдоподобие художественной иллюзорности в панораме. И это несмотря на то, что искусству панорамы более чем другому виду искусства свойственно жизнеподобие, доподлинная правдивость во всем, начиная от материальности предметов натурного плана. В своих панорамах Ф.Рубо сочетал и широко использовал опыт западноевропейской панорамной живописи с традициями передовой, проникнутой стремлением к правде и человечности русской батальной живописи. Его живопись выразительна и индивидуальна. Мазок живой, энергичный. Динамичность и контраст освещения делают её эмоциональной, насыщенной. И общий тон, и светотень, и то, как положена краска, - все сильно, лаконично и убедительно, все подчиняется целому, теме, содержанию. Рисунок четкий, но не жесткий. Для мастера характерен строгий отбор главного, наиболее существенного. Чётко выверенное соотношение центральной группы, выделенной и композиционно, и колористически выступает в качестве фона, окружающего пространства, пейзажа. Живописец не писал специально портретов, но изображаемые им в батальных сценах человеческие характеры отличаются той силой типизации и психологичности, какая подстать большому мастеру портретного жанра. Прекрасно писал художник и военное снаряжение, и оружие, и конскую упряжь, и боевую технику. Поэтому произведения Ф.Рубо обладают не только чисто эмоциональным воздействием на зрителя, они информационны, имеют исключительно большие возможности познавательного характера. Француз по национальности, большую часть своей жизни проживший в Мюнхене, Франц Алексеевич Рубо был поистине русским художником-патриотом. Опираясь на замечательное наследие русского классического искусства, используя выразительные средства панорамы, художник создал монументальные произведения, посвятив их героизму русского народа. Ф.Рубо является основоположником школы русской панорамной живописи, он оказал большое влияние на её дальнейшее развитие в России. Это было влияние большого, глубокого содержания искусства. Оттого понятие «панорамы Рубо», войдя в нашу жизнь, стало синонимом русской панорамы. Произведения Ф.Рубо являются ценным вкладом в русскую батальную живопись. Свое творчество он посвятил раскрытию героического прошлого России. Его лучшие картины с большой полнотой и реалистической силой отражают важнейшие страницы славной истории русской армии. Характерной особенностью произведений Рубо следует считать большую историческую точность в изображении батальных сцен, позволяющую считать их ценнейшим документом истории военного искусства. Панорамам и батальным картинам Рубо свойственны правдивость и историческая конкретность. В них художник отразил все стороны военной жизни.
Его панорамы «Оборона Севастополя» и «Бородинское сражение» имеют не только большую патриотическую, историко-познавательную ценность, они могут до сих пор служить образцом этого вида изобразительного искусства. Произведения Ф.Рубо и сейчас сохраняют высокую художественную ценность, большой эмоциональный заряд, как когда-то сказал И.Н.Крамской: оттого, что «душа положена». И зритель благодарен художнику за приобщение к трудной дороге познания истории. Наверное, в этом нерв и главная особенность произведений художника.
Франц Алексеевич воспитал прекрасных художников - М.Б. Грекова, М.И. Авилова, Г.Н. Горелова и других. Для его учеников определяющим импульсом творческого развития, повлиявшим на их художественное мышление, стало искусство учителя, сделавшееся живым наследием, связью времен. Усвоив основы мышления Ф.Рубо, некоторые из них находили свои варианты реализации, другие не изменяли ни идеалам, ни живописной пластике учителя, явившись прямыми продолжателями его проблематики, отраженной в романтической и реалистической образности. М.Греков наиболее последовательно воспринял пластическую систему своего учителя и, развивая её, создал множество романтических образов. Кроме того, он принял от Ф.Рубо способ работы с натурой. Смысл способа сводился к тому, чтобы, освоив в этюдах реальность, затем написать картину по воображению, по воспоминаниям. Этот способ позволял М.Грекову более свободно выражать идею, фиксируя только общее впечатление от натуры. Такая живопись становится его методической системой. Теперь уже М.Греков оказывает серьёзное влияние на становление целого поколения российских художников. Общепризнанна его роль в становлении и утверждении реалистических принципов советского изобразительного искусства. М.Грекову принадлежит несомненный приоритет в области советской батальной живописи. Его -ученика Ф.Рубо, по праву считают преемником традиций и основоположником советского панорамного искусства. По словам Е.Е. Моисеенко, руководителя батальной мастерской во второй половине XX века, Греков удивительно точно чувствовал свою эпоху. Теперь уже он явился для Е.Моисеенко
255 непревзойденным учителем. И в этом ощущается преемственность школы, верность традиции.
В честь М.Грекова были названы батальная мастерская Академии художеств, в которой он учился у Ф.А.Рубо, а также Студия военных художников. Союзом художников СССР были учреждены почетные медали имени Грекова за достижения в области батального искусства. Как писал о М.Грекове его ближайший товарищ и соратник Н.Г.Котов, художник «вырабатывал такое мастерство, которое крайне лаконично, без рабского подражания ненужным мелочам выражало бы самую суть, живописный синтез изображаемых
256 явлении» . Эти слова в полной мере можно отнести и к творчеству его учителя - Франца Алексеевича Рубо, который всегда оставался образцом и для зрелого художника М.Грекова. «Мы должны гарантировать, что напишем не хуже Рубо», - говорил М.Греков, работая с М.Авиловым и П.Шухминым над
257 панорамой «Оборона Царицына».
Так же высоко оценивает творчество Ф.Рубо и И.Бродский. Обращаясь к Грекову, он пишет: «Ты знаешь, как я ценю высоко искусство панорамы, а от тебя я жду достижений, равных лучшему, что создал Франц Алексеевич Рубо».258
Почти восемьдесят лет прошло со дня смерти Ф.А. Рубо. И, наверное, можно полно и объективно оценить значение этого художника, отдавшего много сил на становление и развитие русской художественной школы. Ф.Рубо всю жизнь работал упорно и много, не избалованный завидной легкостью исполнения и постоянной удачей, и вовсе не все у него получалось с одинаковой успехом. Но
Рубо, как художник и педагог, несомненно, должен быть оценен по достоинству и очень высоко. Вклад его в искусство и педагогику значителен. Таланту и мастерству всегда отдается должное. Жизнь Франца Алексеевича Рубо - беспредельное, подвижническое служение поставленной им самим перед собой высокой цели искусства, неутомимое и высокое стремление к совершенству как нравственному долгу художника.
В процессе данного комплексного исследования, включающего все виды и направления творческой и педагогической деятельности Ф.А. Рубо были уточнены отдельные факты биографии художника, дата его смерти: не 1929, а 1928 год, точное время обучения в Мюнхенской Академии художеств. На основе исторической справки, полученной из архива вышеназванной Академии, в диссертации показывается, что это были 1877-79 гг.
Творчество художника можно разделить на несколько периодов. Первый включает в себя годы учебы в Мюнхене, поездки по России, Украине, Кавказу, Средней Азии - местам, где художник делал наброски, писал многочисленные этюды, изучал обычаи, нравы пародов, собирал материалы для будущих картин. (1877-1885). Эти эпизоды жизни можно объединить одним словом: учеба. Это время формирования взглядов художника на искусство, становления его профессионального мастерства.
Начало второго периода творчества Рубо можно обозначить 1886 годом. В это время он получает правительственный заказ: написать серию картин для «Храма славы» в г. Тифлисе. В это время художник много путешествует по Кавказу, собирает материал для картин. Определяются черты индивидуального стиля Рубо: следование подлинной действительности, пластическая цельность, ясность композиции, строгий отбор главного, наиболее существенного. В 18891891 гг. художник создает свою первую панораму «Штурм аула Ахульго». Третий период - период расцвета творчества Рубо - можно обозначить 19021912 годами. В это время он работает над панорамами «Оборона Севастополя» и «Бородинское сражение». Прекрасно овладев приемами панорамного искусства, развив их и подчинив законам реалистического творчества, Ф.Рубо добился в них большой жизненной правды, достиг высокого художественного мастерства. Написанные с большой реалистической силой, прославляющие героизм русского солдата, они вошли в сокровищницу русского искусства, стали национальной гордостью России.
И четвертый период - это время педагогической деятельности Рубо в Высшем училище Императорской Академии художеств - 1903-1911 гг. Большую ценность для искусства представляют особенности живописной техники Рубо, своеобразие его композиционных приёмов, помогающих раскрывать основную мысль картины. Особенности его колорита и освещения, в которых отражаются реальные впечатления от природы, порядок ведения работы, характер композиции, исследование палитры - все это может служить материалом не только для теоретиков искусства, но и для художников-баталистов.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Зубов, Евгений Александрович, 2007 год
1. Абалихин Б.С., Богданов Л.П., Бучнева В.П. Бородино. 1812: 175 лет Бородинской битвы. -М.: Мысль, 1987. 382 е., ил.
2. Авилов М.И. и Дроздов Н.Г. 25 лет художественной деятельности: к юбилейной выставке. Л.: ЛОСХ, 1935. - 44 е., ил.
3. Агасцева С.А. Художественная панорама как вид искусства. Автореферат. НИИ теории и стории изобразит, искусств PAX. М., 1992. - 18 с.
4. Академия художеств. Изобразительные материалы к юбилею 150-летия Академии Художеств. Альбом. СПб., 1914. - 12 е., ил.
5. Алексеев Б. Батальные панорамы. //Искусство, №3, 1938. С.1-16.
6. Андреева О. Ф.А. Рубо // Искусство № 6. 1982. С. 61-66., ил.
7. Андреева О., Христов. И., Петкова Р. Бородино 1812. Шипка 1877. Альбом. София: Пресс, 1984. - 161 е., ил.
8. Андреева О.П. Музей панорама «Бородинская битва». Москва. Альбом. -М.: Сов. Россия, 1973. - 49 е., ил.
9. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь. М.: Эллис Лак, 1997. - 736 с.
10. Артиллерийский исторический музей. Каталог произведений. Л.: Воениздат, 1959, кн. 1, живопись. - 252 е., ил.
11. Артиллерийский исторический музей. Краткий путеводитель. Л., 1955, -171 е., ил.
12. Бабенчиков В.П. Панорама штурма 6 июня 1865 г. Путеводитель по картине. Симферополь: Госиздат. Крым. АССР, 1938. - 39 е., ил.
13. Бабияк В.В. Русский учебный рисунок: Петербургская академическая художественная школа конца XVIII начала XX века. - СПб.: Гиппократ, 2004.-296 е., ил.
14. Барбух В.Н. Музеи Крыма Симферополь: Таврия, 1988. - 142 с.
15. Беккер И.И., Бродский И.А., Исаков С.К. Академия художеств. JL, М.: Искусство, 1940. - 154 е., ил.
16. Белинский В.Г., т. 3 / Белинский В.Г. Собр. Соч в 3-х т. М.: Гослитиздат, 1948.-928 с.
17. Беловинский JI.B. С русским воином через века. М.: Просвещение, 1992. - 272 е., ил.
18. Белютин Э.М., Молева Н.М. Школа Антона Ашбе. К вопросу о путях развития художественной педагогики на рубеже Х1Х-ХХ веков. М.: "Искусство", 1958. 116 е., ил.
19. Бирзгал Я.П. Н.С. Самокиш. Жизнь и творчество. Симферополь: Гос. издательство Крымской АССР, 1940. - 48 е., ил.
20. Богуславский Г. Панорама «Бородинской битвы» // Художник, 1962, №9. -С. 22-23, ил.
21. Боровкова С.Н. Панорама «Бородинская битва». М.: Моск. рабочий, 1964. -99 е., ил.
22. Бородино. Путеводитель по местам боёв Бородинского сражения. 1812 г. -М.: Воениздат, 1938. 134 е., ил.
23. Бородинская панорама: Путеводитель / JI.B. Ефремова, И.Я. Крайванова, О.П. Андреева, Т.Д. Шувалова, О.Н. Папков. 4-е, перераб. изд. - М.: Моск. Рабочий, 1985. - 157 е., ил.
24. Бродский В. М.И. Авилов. М.: Сов. художник, 1956. - 36 е., ил.
25. Бродский В. Советская батальная живопись. М. JL: Искусство, 1950 - 108 е., ил.
26. Бродский И.А. Исаак Израилевич Бродский. М.: Изобразительное искусство, 1973.-424 е., ил.
27. Бродский И.И. Мой творческий путь. JL: Художник РСФСР, 1965. - 176 е., ил.
28. Булгаков Ф.И. В.В.Верещагин и его произведения. СПб: Тиогафия А.В.Суворина, 1905. - 200 е., ил.
29. Булгаков Ф.И. Наши художники. М.: Трилистник, 2002. - 552 е., ил.
30. Бучкин П.Д. О том, что в памяти. Записки художника. Л.: Художник РСФСР, 1962.-250 е., ил.
31. Быковская И.А., Н.Д. Кузнецов / Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. 2-я половина XIX в, т.2. М., 1971. - 250 е., ил.
32. Валентин Серов в переписке, документах и интервью в 2-х, т. 2. Л.; Художник РСФСР, 1989. - 488 е., ил.
33. Вестник Музея-панорамы «Бородинская битва». Выпуск 1. М., 1997. - 61 е., ил.
34. Вестник Музея-панорамы «Бородинская битва». Выпуск II. М.: Сорек -полиграфия, 2005. - 143 е., ил.
35. Власов В. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства в 8 т., т. 2 СПб.: ЛИТА, 2000. - 848 е., ил.
36. Власов В.Г. Стили в искусстве. СПб.: КОЛБНА, 1997. - 655 с.
37. Военная галерея 1812 года. 1812-1912. СПб.: Экспедиция заготовления Гос .бумаг, 1912. - 18 с., ил.
38. Военная одежда русской армии. /М.М.Хренов, Р.Т.Зубов, И.Ф.Коновалов и др.- М.: Воениздат, 1994. 328 е., ил.
39. Военная энциклопедия /Под ред. В.Ф. Новицкого, К.И. Величко, A.B. фон-Шварца и др. Петербург, 1911-1914: Тип. Т-ва И.Д. Сытина Т.8 / Ред.: К.И. Величко , 1912. - 642 е., ил.
40. Военные художники студии им. М.Б.Грекова. Альбом. М.: Советский художник, 1950. -9 е., ил.
41. Временный Устав Императорской Академии Художеств, утвержденный 15/Х 1893. г. с последовавшими изменениями по 18/111 1906. СПб., 1906. -35 с.
42. Всероссийская Академия художеств (1764-1939). Л.: Изд. Акад. Художеств, 1939. -5 е., ил.
43. Высочайшее посещение панорамы «Бородино». //Московские ведомости, № 201, 30 августа 1912.
44. Выставк Рубо. / Новости и биржевая газета. 23 апреля 1901, № 110, С.З.
45. Выставка произведений батальной живописи русских художников XIX века в Москве. Каталог. М., 1955. - 64 с.
46. Гамзатова П.С. Штурм аула Ахульго. Махачкала, 2001. - 26 е., ил
47. Гладкий А.И. История русского воинства. СПб.: Александр ПРИНТ, 1997.-304 е., ил.
48. Горьковский государственный художественный музей: Альбом. Л.: Художник РСФСР, 1986. - 224 е., ил.
49. Государственная Третьяковская галерея. Живопись XVIII начала XX века (до 1917года). Каталог. - М.: Изобразительное искусство. 1984. - 720 е., ил.
50. Государственная Третьяковская галерея. Москва. Живопись XVIII начала XX века (до 1917 года). Каталог. М., 1952. - 584 е., ил.
51. Государственный Русский музей. Живопись XVIII начало XX века. Л.: Аврора. Искусство. 1980. - 445 е., ил.
52. Греков в воспоминаниях современников. Л.: Художник РФСР, 1966. -136 е., ил.
53. Грекова Т.Т. Певец подвига М. Греков (Воспоминания о художнике-баталисте 1882 1934). - М.: Воениздат, 1966. - 99 е., ил.
54. Гриневич К.Э. Панорама обороны Севастополя. / Гос. Военно-исторический музей в Севастополе. Севастополь, 1926. - 15 с.
55. Дешальт Е.И. Панорамы Родины: Альбом. М.: Изобразит. Искусство, 1978.-176 е., ил.
56. Дубровин Н. Ф. История Крымской войны и обороны Севастополя. В 3 т. Т. 1 /Н. Ф. Дубровин. СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1900.-438 е., ил.
57. Желаднова Л.И. «Бородинская битва», музей панорама. Фотопутеводитель. - М.: Планета, 1986. - 95 е., ил.
58. Живопись русских художников второй половины XIX начала XX века из собрания Государственного музея A.B. Суворова. - СПб.: Серебряные ряды, 2003. - 40 е., ил.
59. Живопись. Практическое руководство. М.: Искусство, 1964, - 400 е., ил.
60. Жук А.Б. Стрелковое оружие. М.: Военизат, 1992. - 735 е., ил.
61. Журналы и отчёт Императорской Академии художеств за 1903 г. СПб,1904.- 116 с.
62. Журналы и отчёт Императорской Академии художеств за 1904 г. СПб,1905.-96 с.
63. Журналы и отчёт Императорской Академии художеств за 1905 г. СПб,1906.- 125 с.
64. Журналы и отчёт Императорской Академии художеств за 1906 г. СПб,1907.-207 с.
65. Журналы и отчёт Императорской Академии художеств за 1907 г. СПб,1908.-209 с.
66. Журналы и отчёт Императорской Академии художеств за 1908 г. СПб,1909.-226 с.
67. Журналы и отчёт Императорской Академии художеств за 1909 г. СПб,1910.-204 с.
68. Журналы и отчёт Императорской Академии художеств за 1910 г. СПб,1911.-164 с.
69. Журналы и отчёт Императорской Академии художеств за 1911 г. СПб,1912.-254 с.
70. Журналы и отчёт Императорской Академии художеств за 1912 г. СПб,1913.-259 с.
71. Журналы и отчёт Императорской Академии художеств за 1913 г. СПб,1914.-172 с.
72. Задорожная Н.Ф. Вошедшие в бессмертие: Ист. очерк. Симферополь: Таврия, 1972. - 92 е., ил.
73. Из прошлого Одессы. Сост. JI. М. де Рибасом Одесса, 1894. - с. 104-125.
74. Императорская Академия художеств, вторая половина XVIII первая половина XIX века. Альбом. -М.: Изобразит, искусство, 1997. - 399 е., ил.
75. Исаков С. М.И. Авилов. Альбом. М., Л.: Сов. художник, 1950. - 64 е., ил.
76. Исаков С.К. М.И. Авилов. М.: Искусство, 1941. - 92 е., ил.
77. История 44-го Драгунского Нижегородского его императорского высочества государя наследника Цесаревича полка / Сост.: В. Потто СПб, 1892, 1894, 1895 : Типо-литография Р. Голике Т. 1-2, 1892.-398 е., ил.
78. Кекушева-Новосадюк Г. Е.Е. Моисеенко. Л.: Художник РСФСР 1977. -303 е., ил.
79. Керсновский A.A. История русской армии, т. 2. М.: Голос, 1993. 336 е., ил.
80. Клавдиев С.М. Русские панорамы. М.: Сов. Россия, 1972.- 136 е., ил.
81. Колосов Н. Бородинская битва 1812. Музей панорама. Москва. Фотоальбом - путеводитель. -М.: Прогресс, 1977. - 106 е., ил.
82. Кондаков С.Н. Императорская Санктпетербургская Академия художеств 1764 1914. Список русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии художеств, - СПб, 1914. - 351 с.
83. Кончаловский П.П. / Мастера Советского изобразительного искусства. -М., 1951.-С.73 -82., ил
84. Кравченко Н. Батальный класс при Императорской Академии художеств. /Новое время. 6 сент. 1897. № 7732. С. 3
85. Кравченко Н. Художественная критика. /Новое время. 20 янв. 1913. № 13240. С. 3.
86. Краткая художественная энциклопедия. Искусство стран и народов мира. -М„ 1962, т. 1; 1965, т. 2; 1971, т. 3.
87. Лапунова Н. Митрофан Борисович Греков. М.: Изобр. Искусство, 1982. -246 е., ил.
88. Левандовский С.Н. М.Б. Греков. Л. 1982. - 100 е., ил.
89. Лисовский В.Г. Академия художеств. 2-е изд., перераб. и доп. - Л.: Лениздат, 1982. - 224 е., ил.
90. Листки из записной книжки художника В.В. Верещагина. М.: Т-во. КушнеревиК , 1898.- 150 с.
91. Лысикова О.В. Музеи мира.- М.: Флинта: Наука, 2002. 128 е., ил.
92. Максимов K.M. Живопись головы. / Школа изобразительного искусства. -М., 1989.
93. Мастера искусства об искусстве, т. 4 М., 1967.
94. Матафонов B.C. А.Д. Кившенко / Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. 2-я половина XIX века. Т. 2. М., 1971. - С. 339 -346., ил.
95. Материалы к библиографии по истории Академии художеств 1757-1992: в 5-ти вып. /РАХ Научн. Библиотека; сост. К.Н.Одар-Боярская, А.М.Стафеева. СПб., 1997.
96. Меня следует считать русским художником. Каталог к выставке, посвященной 150 -летию со дня рождения Ф.А. Рубо. М.: СОРЕК -полиграфия, 2006. - 120 е., ил.
97. Морская слава России. Центральный Военно-морской музей. М.: Белый город. 2003. 383 е., ил.
98. Москвич Г. Путеводитель по Крыму. Изд. 15. - Одесса: Техник, 1906. -435 с.
99. Н. Молева и Э. Белютин Русская художественная школа второй половины XIX начала XX века. - М.: Искусство, 1967. - 564 е., ил.
100. Нестеров М.В. Давние дни.-М.: Искусство, 1955.-400 е., ил.
101. Нестеров М.В. Письма. Л.: Искусство, 1988.-535 с.
102. Новоуспенский Н. М.И. Авилов. М., Л.: Искусство, 1950. - 52 е., ил.1080 капитале имени Императора Александра III при Императорской Академии художеств. СПб., 1894. - 2 с.
103. Османов А.И. История России IX-XX века. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000.-491 с.
104. Отчёт Императорской Академии художеств за 1903 г. СПб, 1904. - 70 с.
105. Отчёт Императорской Академии художеств за 1905 г. СПб, 1906. - 71 с.
106. Отчёт Императорской Академии художеств за 1906 г. СПб, 1908. - 65 с.
107. Отчёт Императорской Академии художеств за 1907 г. СПб, 1909. - 67 с.
108. Отчёт Императорской Академии художеств за 1908 г. СПб, 1910. - 79 с.
109. Отчёт Императорской Академии художеств за 1909 г. СПб, 1911. - 78 е., ил.
110. Отчёт Императорской Академии художеств за 1910 г. СПб, 1912.-69 е., ил.
111. Отчёт Императорской Академии художеств за 1911 г. СПб, 1913.-71 ил.
112. Отчёт Императорской Академии художеств за 1912 г. СПб, 1913. - 77 ил.
113. Памяти И.И. Бродского. Л., 1959.
114. Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.» Фотоальбом. Киев: Мистецтво, 1988 - 8 е., ил.
115. Панорама Бородинского сражения 26 августа 1812 года. Исполнена академиком Ф.А. Рубо. -М.: Шерер, 1913. 1 л. разв. ил.
116. Панорама художника Рубо. //Голос Москвы, №200, 30 августа 1912.
117. Пастушенко Н.Г. Диорама «Штурм крепости Очаков». Одесса: Маяк, 1972.-19 с, ил.
118. Пасынки Академии художеств (Мнение бывшего профессора Ф.А.Рубо). /Петербургская газета 24 апр. 1912. № 111. С. 3.
119. Пензенская областная картинная галерея имени К.А.Савицкого: Авт.- сост. В.П.Сазонов, Н.Д.Валукина. М.: Изобразительное искусство, 1980. -168с., ил.
120. Петров В.Н. Владимир Васильевич Лебедев. Л.: Художник РСФСР, 1972. - 304 е., ил.
121. Петропавловский В.П. Искусство панорам и диорам. Киев: Мистетство, 1965.-66 с., ил.
122. Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову. 1870-1879. Галкина Н.Г., Григорьева М.Н., Приймак Н.Л. 1968. 560 с.
123. Плюснина Е.А. Батальный класс Академии художеств второй половины XIX века. Автореферат. Санкт-Петербург 2001. - 23 с.
124. По вопросу преподавания в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств. Мнение членов и профессоров училища. СПб., 1908.-С. 103.
125. Полканов А.И. Н.С. Самокиш. Жизнь и творчество. Симферополь, 1950. -120 е., ил.
126. Поляков A.B. Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.» -Симферополь: Крым, 1970. 19 е., ил.
127. Попов М. Художник баталист Франц Рубо // Искусство, 1986 №4. - С.11-12, ил.
128. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. М.: Сов. Энциклопедия. Книга II. 1986.-323 е., ил.
129. Правила для занимающихся в Императорской Академии Художеств Утверждены Советом Академии 16 окт. 1895. СПб, 1895. - 2 с.
130. Репин И. Избранные письма в 2-х т., т. 2 М.: Искусство, 1968. - 463 е., ил.
131. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов худож. граф. фак. пединститутов /Сост. H.H. Ростовцев и др. -М.: Просвещение, 1989. - 207 е., ил.
132. Рисунок: Учеб. Пособие для вузов / C.B. Тихонов, В.Г. Демьянов, В.Б., Подрезков. М.: Стройиздат, 1983. - 296 е., ил.
133. Россейкин Б.М. Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.». Путеводитель. Симферополь: Крымиздат, 1960. - 90 е., ил.
134. Россейкин Б.М. Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.». Путеводитель. Симферополь: Крым, 1964. - 116 е., ил.
135. Роше Д. Этюды Ланглуа для панорамы 1812 г. // Старые годы. Июль -сентябрь 1912-СПб
136. Русская живопись XVIII XX веков. Каталог - путеводитель. Л., 1948. -221 е., ил.
137. Русские художники: Энциклопедический словарь СПб.: Азбука, 1998. -864 е., ил.
138. Русский музей представляет: Лошади в русском искусстве: Альманах. Вып. 12. СПб.: Palace Ededions, 2001. - 224 е., ил.
139. Русское искусство. Иллюстрированная энциклопедия. М.: Трилистник, 2001.-600 е., ил.
140. Рязанский областной художественный музей: Альбом. М.: Изобразительное искусство, 1978. - 164 е., ил.
141. Сабанеев Л.П. Русская охота. М.: Эксмо, 2007. 800 е., ил.
142. Садовень В.В. Русские художники баталисты XVIII XIX веков. - М.: Искусство, 1955. - 370 е., ил.
143. Самсонов М. Мастер баталист. // Огонёк, 1981, №33. - С. 8-9., ил.
144. Самсонов М. Певец русской славы // Юный художник, 1981, №8. С.38-43., ил.
145. Севастопольской панораме 100 лет. Ред.-сост. М.П. Апошанская. -Симферополь: Поли Пресс, 2005. 320 е., ил.
146. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Художники русской эмиграции. (19171941) Библиографический словарь. СПб.: Издательство Чернышева, 1994. - 592 е., ил.
147. Слава русского оружия. Художественная коллекция Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Альбом. М.: Белый город, 2003. - 255 е., ил.
148. Слоневский Н. Восстановление панорамы «Бородинская битва». //Искусство, №4, июль-август 1950. С.71-75.
149. Советская панорамная живопись. / Сборник статей. Л.: Художник РСФСР, 1965.-177 е., ил.
150. Соловьёв В.Д. Русские художники XVIII XX веков. Справочник. -Днепропетровск: Пороги, 1994. - 448 с.
151. Стасов В.В. Искусство XIX века. / Стасов В.В. Избр. Соч.: в 3-х т. М.: Искусство, 1952, т. 3. - 808 с.
152. Страницы героической историиИзобразительное искусство в Центральном музее Вооруженных сил СССР. Альбом. М.: Советсий художник, 1988. -75 е., ил.
153. ТальбергБ. Бородинская битва//Творчество, 1968, №5. С. 15-16., ил.
154. Терновский Г. Памятник народного подвига. Симферополь: Крымиздат, 1956.- 180 е., ил.
155. Тимошин Г.А. Л.Б. Греков. Жизнь и творчество (1882 1934). - М.: Сов художник, 1961. - 359 е., ил.
156. Тихомиров А.Н. М.Б. Греков. М.: Изогиз, 1937. - 111 е., ил.
157. Ткаченко В. Н. Самокиш о времени и о себе // Искусство, 1963, № 2. -С.63-67., ил.
158. Толстой Л.Н. Война и мир. / Толстой Л.Н. Собр. Соч.: в 6 т. -. 4 т. М., 1958. -414 с.
159. Тульский областной художественный музей: Альбом JI.: Художник РСФСР, 1983.-244 с, ил.
160. Ульянов Н.П. Мои встречи. М.: Академия художеств, 1952. - 246 е., ил.
161. Ульяновский областной художественный музей. М.: Изобразительное искусство, 1974. - 147 е., ил.
162. Ушенин X. Студия военных художников имени Грекова при Главном Политическом Управлении Советской Армии. -М.: Искусство, 1951. 103 е., ил.
163. Федорова О. Панорама великой битвы. //Памятники Отечества. № 47. М., 2000.-.208 с.
164. Фёдорова О.В. Франц Рубо. М.: Искусство, 1982. - 127 е., ил.
165. Халаминский Ю. Ф.А. Рубо. М.: Искусство, 1952.-39 е., ил.
166. Халаминский Ю.С. М.Б. Греков. М.: Искусство 1956. - 139 е., ил.
167. Хроника. //Военно-исторический журнал, октябрь 1940. -С.156.
168. Художественное наследство. М.: Издательство Академии наук, 1949. Т.2. -470 с.
169. Художники братья Григорий и Никанор Черепцовы. ГРМ. СПб, 2000, 111 с.
170. Художники народов СССР. Библиографический словарь в 6 т. М.: Искусство, 1970, т. I - 445 е., 1972 т. II - 439 е., 1976 т. III - 543 е., 1983 т IV кн. 1 - 591,1955 т. IV кн. 2 - 622 е., 2002 т. V - 359 с.
171. Чебанюк 3. Ф. Севастополь: исторические места и памятники. -Симферополь: Крымиздат, 1957. 183 е., ил.
172. Шебек Н.В. Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.» Путеводитель. Симферополь: Таврия, 1975 - 71 е., ил.
173. Шебек. Н.В., Доронина Э.Н., Сапранкова К.Г., Репков Л.Г. Музей героической обороны и освобождения Севастополя. Путеводитель. -Симферополь: Таврия, 1976. 136 е., ил.
174. Штурм Перекопа: Путеводитель макета панорамы и диорам. /Научн. Военно-истор. отдел Ген.Штаба РККА. М.: Воениздат, 1938. - 40 с.
175. Ш.Элизбарашвили Н. Несколько штрихов к биографии Ф.Рубо.//Советский музей, 1992 № 1 С. 52-55.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.