Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Пивоварова, Надежда Валерьевна

  • Пивоварова, Надежда Валерьевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1999, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 376
Пивоварова, Надежда Валерьевна. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 1999. 376 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Пивоварова, Надежда Валерьевна

Введение

Глава первая. Иконография росписи Переданы: история изучения и источники для ее реконструкции

Иконографическая программа Нередицы

Глава вторая. Ктиторский портрет в системе росписи западного нефа

Глава третья. Идейная программа: от замысла к воплощению

Глава четвертая. Программные основы росписи: к иконографии фресок центральной апсиды и купола

Глава пятая. Роспись жертвенника

Глава шестая. Роспись диаконника

Глава седьмая. Евангельский цикл росписи

Глава восьмая. "Страшный суд" в литургическом контексте росписи западного нефа ИЗ

Глава девятая. Наружная роспись храма: проблемы интерпретации 123 Заключение

Примечания

Том II

Список принятых сокращений

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи»

В 1198 г. по заказу новгородского князя Ярослава Владимировича, внука Мстислава Великого, была возведена церковь Спаса Преображения на Нередицком холме1. Расписанная год спустя, в 1199 г., она сохраняла до начала Великой Отечественной войны целостный живописный ансамбль, практически не тронутый позднейшими переделками, и избежавший участи большинства древнерусских росписей, подвергшихся варварским возобновлениям в конце XIX века.

Гибель памятника не снимает необходимости дальнейшего его изучения. Основы для этого были заложены на протяжении второй половины XIX столетия и в первые десятилетия XX века, когда не только появились работы общего характера, дававшие представление о составе росписи и своеобразии некоторых ее элементов, но была организована специальная экспедиция, значение которой до сих пор должным образом не оценено; появилась обширная фото до кументация, в деталях фиксирующая нередицкие фрески, а с 20-х годов нашего столетия началось систематическое копирование и составление схем нередицких росписей. Своеобразным итогом этих работ стал изданный в 1925 г. альбом Государственного Русского музея2, являющийся ныне незаменимым пособием для всех тех, кто так или иначе обращается к росписи Нередицы.

После 1925 г. внимание специалистов сосредоточилось на рассмотрении отдельных композиций росписи, вышло в свет серьезное исследование о мастерах Нередицы3, непреходящее значение которого стало особенно явственным после гибели ансамбля в годы Второй мировой войны. Справедливую оценку выдающихся художественных достоинств нередицких фресок дал В.Н.Лазарев, уделивший в своих трудах первостепенное внимание проблеме стилистического своеобразия памятника.4 Однако вопрос о принципиальных основах иконографического анализа нередицкой росписи был поднят лишь однажды в работе М.Ф.Мурьянова5, которая остается до сегодняшнего дня наиболее существенным вкладом в изучение ее иконографической программы.

Систематическое изложение иконографической программы росписи церкви Спаса на Нередице целесообразно начинать с характеристики личности заказчика храма и возведенной им постройки. Как и анализ политической ситуации в Новгороде периода княжения строителя Нередицы, эти данные способны во многом прояснить своеобразие идейного содержания росписи.

Строитель церкви Спаса на Нередице - новгородский князь Ярослав Владимирович - не принадлежал к числу видных политических деятелей своей эпохи6. Сын незначительного в феодальной иерархии князя Владимира Мстиславича, он впервые оказался на новгородском столе в 1182 г. как ставленник могущественного владимиро-суздальского князя Всеволода III Большое Гнездо . Состоявший в родственных связях с последним (князья были женаты на родных сестрах - чешках или осетинках)8 Ярослав, по замыслу Всеволода, должен был играть роль послушного исполнителя его честолюбивых планов. Однако, как свидетел ьствуют сообщения летописей, положение Ярослава на новгородском столе не отличалось стабильностью и, в конечном счете, определялось расстановкой политических сил в Новгороде, обусловленной борьбой двух группировок - провладимирской и новгородской, между которыми он постоянно вынужден был балансировать. Два раза (1184, 1187) он изгонялся из Новгорода, а в 1199 г. был окончательно отозван во Владимир9. Последний раз имя Ярослава Владимировича было упомянуто в летописи под 1207 г.10, после чего следы его окончательно затерялись. К числу наиболее выдающихся заслуг князя исследователи относили подписание им "первого известного нам договора с Западом" и возведение

11 храма Спасо-Преображения на Нередицком холме близ Новгорода .

Сооружение и роспись церкви Спаса на Нередице оказалось последним деянием Ярослава перед выводом его из Новгорода. Возведенный неподалеку от княжеской резиденции на Городище, храм, по-видимому, был задуман князем как центр небольшого подгородного монастыря, предназначенного для представителей княжеского рода12.

Как постройка, возникшая на рубеже ХП-ХШ веков, Нередица имеет характерный архитектурный облик. Небольшой кубообразный объем храма, увенчанный одним куполом, опирающимся на четыре столпа, разделен на три нефа и завершен с востока тремя алтарными апсидами. Объемно-пространственное решение интерьера четко прочитывается в наружном облике здания, фасады которого, в соответствии с внутренним делением, расчленены плоскими лопатками на три прясла, а двум пониженным объемам угловых восточных компартиментов соответствуют пониженные уровни боковых апсид13. Княжескому характеру храма отвечают хоры, расположенные в западной части здания. К числу архитектурных особенностей Нередицы следует отнести создание шести аркосолиев, размещенных симметрично друг другу в четырех угловых компартиментах здания и в его центральной апсиде, по сторонам от престола, и устройство специфических ниш в боковых отделениях на княжеских хорах.

Искаженный позднейшими переделками первоначальный облик храма был восстановлен в ходе капитального ремонта 1903-1904 гг., произведенного академиком архитектуры П.П.Покрыпжиным14. Коснувшиеся, в первую очередь, верхних частей здания эти переделки, по-видимому, были вызваны пожаром 1543 г., когда, согласно летописному сообщения, у церкви "верх огорел до плеч"15. Этими же катаклизмами, скорее всего, объяснялось и состояние сохранности фресок в сводах, в значительной части утраченных и впоследствии покрытых побелкой. К началу XX века в наиболее плачевном состоянии оказались росписи на восточном и западном склонах южного коробового свода, на сводах хор, в алтарном полукружии по сторонам от конхи центральной апсиды. Результатом растески древних окон, также восстановленных в первоначальном виде П.П.Покрышкиным16, явились уничтожение нижних частей фигур воинов и преподобных, частичные осыпания живописи на южной и северной стенах храма. Однако невосполнимый ущерб ансамблю росписи был нанесен в 1941 г. в ходе систематических артиллерийских обстрелов Нередицы немецкими батареями, расквартированными в Юрьевом монастыре. Всего за несколько приемов прицельного огня церковь была превращена в руину. Сохранность древней росписи составила 15% от первоначальной площади. Незначительные остатки фресок уцелели в диаконнике и центральной апсиде (изображения святых жен, св. Петра Александрийского и Илии, питаемого вороном, части фигур святительского пояса и полуфигур святых в медальонах), на южной стене (фрагменты композиции "Крещение" и орнаментальных панелей в нижней части стены), на западной стене (отдельные участки картины "Страшного суда") и др.17

Несмотря на значительную утрату фресок реконструкция системы нередицкой росписи в целом в настоящее время не вызывает особых трудностей. Многочисленные описания, фотографии и схемы фиксируют порядок расположения композиций и единоличных изображений, дают исчерпывающее представление об орнаментальных мотивах живописи. В то же время, в серьезной корректировке нуждаются детали росписи и, что еще важнее, аргументированной реконструкции требует состав полностью утраченных к началу XX века изображений. Эта задача как предпосылка истолкования содержания стенописи представляется автору одной из наиболее важных. Именно поэтому ее решению будет уделено значительное место на страницах настоящей работы. Однако главной целью исследования, сформулированной в самом заглавии работы, является интерпретация иконографической программы росписи Нередицы, то есть ее идейного содержания, обусловленного определенными требованиями заказчика и переданного языком средневекового изобразительного искусства. Полноценное раскрытие темы предполагает применение специальной исследовательской методики.

Еще не так давно изучение памятников древнерусской монументальной живописи проводилось в узких рамках описательной иконографии. Ограничиваясь установлением аналогий с росписями византийского мира, исследователи оставляли вне поля зрения или же привлекали в незначительном объеме данные литургических источников и тексты Священного Писания. Между тем в трудах зарубежных ученых широко применялся метод так называемой интерпретационной иконографии, позволивший дать более глубокую оценку значительному числу памятников разных регионов18. Постепенное освоение этого метода в России ознаменовалось появлением серьезных исследований, посвященных анализу иконографического содержания росписей Древней Руси, Армении и Грузии19. Вместе с тем исследования западных специалистов, установивших зависимость между волной богословских споров, охвативших византийский мир во второй половине XII века, и сложением особых композиций в монументальной живописи Балканских стран20, явились стимулом к переосмыслению содержания группы древнерусских росписей второй половины XII века, относимых ранее к архаизирующей ветви византийской иконографии21. Таким образом, современный уровень развития науки о древнерусском искусстве способствует обращению к углубленному анализу содержательной стороны Спасо-Нередицкой росписи. Существование отработанной методологии, значительно упрощает решение поставленных в работе задач.

Цели исследования определяют структуру диссертации, состоящей из введения, девяти глав и заключения. В первой главе, посвященной истории изучения иконографии Нередицы и источникам для ее реконструкции, дается систематический обзор существующих мнений о содержательной стороне нередицкой росписи, очерчивается круг изобразительных и документальных материалов, привлечение которых значительно облегчает дальнейшую научную разработку темы.

Рассмотрение различных аспектов иконографической программы составляет содержание следующих восьми глав диссертации. Особое значение Княжеской инициативы в формировании состава росписи предопределило выделение в структуре работы трех глав, специально посвященных истолкованию кхиторских изображений Нередицы (главы вторая, третья, девятая). Систематизация материала в 4-8 главах более традиционна. Каждая из них содержит анализ фресок отдельного компартимента (алтарь и купол, жертвенник, диаконник - главы четвертая, пятая, шестая) или интерпретацию целого цикла изображений (Евангельский цикл росписи, композиция "Страшный суд" - главы седьмая и восьмая).

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Пивоварова, Надежда Валерьевна

131 Заключение

Составившая предмет настоящего исследования иконографическая программа росписи церкви Спаса на Нередице в Новгороде - одно из ярких проявлений русского средневекового сознания. Возникшая на рубеже XII-XIII веков она отразила свойственные времени мировоззренческие установки. Непосредственно связанная с княжеским заказом, она в то же время стала оригинальным откликом на новую волну богословских споров, прокатившуюся в Византии в середине ХП века.

Своеобразие замысла нередицкой церкви обусловило как состав включенных в ее роспись изображений, так и систему их взаимного расположения внутри храмового пространства. Широкий круг письменных источников, оказавший влияние на формирование состава ансамбля фресок, свидетельствовал об уровне христианского просвещения Древней Руси, степени освоения ею византийского художествен ного наследия. Присущая нередицкой росписи подробность, а иногда и излишняя повествовательность в передаче догматов христианского вероучения, указывала на безусловно просветительное значение, которое придавалось в Древней Руси системам храмовой декорации.

Осмысленная в контексте исторической ситуации рубежа ХН-ХШ веков, в сопоставлении с памятниками монументальной живописи византийского мира и периферии, роспись церкви Спаса на Нередице предстает как явление глубоко оригинальное, несущее на себе отпечаток незаурядной личности составителя иконографической программы.

Предпринятый в настоящей диссертации анализ нередицкой росписи как единого целого позволил прийти к следующим выводам:

1. Непосредственным поводом к созданию нередицкой церкви послужила смерть малолетних детей новгородского князя Ярослава Владимировича;

2. Храм создавался как усыпальница строителя;

3. Условиями княжеского заказа определялся монастырский характер храма;

4. Наиболее вероятным составителем иконографической программы росписи церкви Спаса на Нередице являлся новгородский архиепископ Мартирий;

5. Программа нередицкой росписи, имеющая множество точек соприкосновения с византийскими храмовыми программами, содержала, в отличие от большинства сохранившихся памятников, развитую систему ктиторских изображений. К .их числу принадлежали:

- надгробный портрет князя-строителя в юго-западном аркосолии церкви;

- патрональные образы на западных столпах храма;

- изображения, связанные с памятью о детях ктитора (центральная апсида, южная стена);

- образы князей в наружной декорации церкви;

6. Представления о нередицкой росписи как архаичном явлении не имеют под собой реальных оснований:

- система алтарной декорации церкви Спаса на Нередице тесно связана с религиозно-философским движением в Византии середины XII века;

- новое обращение к системе купольной декорации с "Вознесением" - результат кардинального переосмысления характера купольного декора; системы росписи жертвенника и диаконника церкви непосредственно связаны с функцией декорируемых помещений;

- принципы размещения композиций Евангельского цикла росписи были обусловлены богослужебной практикой, предусматривавшей совершение в храме как общественных, так и частных служб

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Пивоварова, Надежда Валерьевна, 1999 год

1. Адрианова В.П. Житие Алексея Человека Божия в древней русской литературе и народной словесности. Пг.: тип. "Я.Башмаков и К 0 1917. -VID, 518 е., 1 л. табл.

2. Айналов Д.В. Новый иконографический образ Христа// Seminarium Kondakovianum. Прага, 1928. Вып. II. С. 19-24

3. Айналов Д., Редин Е. Киево-Софийский собор. Исследование древней мозаической и фресковой живописи. СПб., 1889. -4, 156 с.

4. Академия художеств СССР. Научно-исследовательский музей. Русская архитектура XI начала XX вв. Каталог Отдела истории русской архитектуры. Сост. Л. Т. Пушнина, С.В.Рохлина. М.: Акад. худ. СССР, 1968 -118 е., 19 л. ил.

5. Акрабова-Жандова И. "Видението на св. Петър Александрийски" в България/У Известия на Българския Археологически Институт. София, 1946. T. XV. С. 24-34

6. Алибегашвили Г.В. Светский портрет в грузинской средневековой монументальной живописи. Тбилиси, 1979. 147 с. с ил.

7. Алпатов М.: И гор Грабар. Фрески Спаса-Нередицы. Гос. Русский музей. Ленинград, 1925. С. 31. Табл. LXXXI. 4°. Рецензия// Slavia. Casopis pro slovanskou filologii. Praze, 1928. Roc. VI. Ses. 4. P. 822

8. Алпатов M. Феофан Грек. M.: Изобразительное искусство, 1990.208 с. с шт.

9. Амиранашвили Ш.Я. Некоторые замечания о происхождении художественно-живопиеных приемов письма фресок Нередицы// Известия АН Груз. ССР. Серия истории, археологии, этнографии и истории искусства. Тбилиси, 1980. N 4. С. 122-130; 8 рис.

10. Апокрифы древних христиан. Исследование, тексты, комментарии. М.: Мысль, 1989.-336 с.

11. Арсений, архим. Николай, мефонский епископ XII в. и его сочинения// ХЧ. СПб., 1883. Март-апрель. С. 308-357

12. Артамонов М.И. Мастера Нередицы//' НИС. Новгород, 1939. Вып. 5. С. 33-47

13. Артамонов М.И. Один из стилей монументальной живописи XIГ XIII вв.// Гос. Академия истории материальной культуры. Бюро по делам аспирантов. Л., 1929. Сб. I. С. 51-68

14. Асеев Ю.С. Архитектура Древнего Киева. Киев: Будивельник, 1982.-158 с. сил.

15. Билярский П С. Состав и месяцеслов Мстиславова списка Евангелия (извлечено из сочинения проф. К. И. Невоструева)// Изв. О РЯС. СПб., 1861. Т. X. Вып. II. Стб. 110-137

16. Блаженного Симеона Фессалоникийского разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных// Писания св. отцев и учителейцеркви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб., 1856.-545, XI с.

17. Булгаков Ф.И. Сказания о страстях Господних/ Памятники древней письменности. СПб., 1878-1879. Вып. I. С. 153-184

18. Веселовский А. Опыты по истории развития христианской легенды: II. Берта, Анастасия и Пятница// ЖМНП. 1877. Февраль. Ч. СЬХХХ1Х. С. 186-252

19. Вздорнов Г.И. Архивные материалы по истории древнерусского искусства'/ Археографический ежегодник за 1974 г. М., 1975. С. 77-84

20. Вздорнов Г.И. Фрески Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском// СА. 1968. N 4. С. 217-223

21. Вздорнов Г.И. Волотово. Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М.: Искусство, 1989 344 с. с ил.

22. Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М.: Искусство, 1986. — 384 с.

23. Вздорнов Г.И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. М.: Искусство, 1976. 292 с. с ил.

24. Вздорнов Г.И.: Колчин Б.А., Хорошев A.C., Янин В.Л. Усадьба новгородского художника XII в. М., 1981. Рецензия// CA. 1984. N 2. С. 263267

25. Виссарион (Нечаев), епископ. Толкование на паримии. СПб.: изд. И.Л.Тузова, 1894. Т. II. 740, XXII с.

26. Вольская А. Росписи средневековых трапезных Грузии. Тбилиси: "Мецниереба", 1974,- 171 с. с ил.; 29 л. ил.

27. Воронин H.H. Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польской. М.: Искусство, 1967. 312 с.

28. Воронин H.H., Раппопорт П.А. Зодчество Смоленска XII—XIII вв. Л.: Наука, 1979. 416 с.

29. Вульф О. Архитектура и мозаики храма Успения Богородицы в Нгасее// ВВ. СПб., 1900. Т. VII. Вып. 3. С. 315-425

30. Георгиевский В.Т. Обзор выставки древнерусской иконописи и художественной старины// Труды Всероссийского съезда художников. Декабрь 1911 январь 1912. Пг., б.д. Т. Ш. С. 163-172

31. Голубинский Е. История русской церкви. М.: Университетская типография, 1901. Т. I. Первая половина тома

32. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб.: Сатисъ, 1995. 372 с.

33. Гордиенко Э.А., Трифонова А.Н. Каталог серебряных окладов Новгородского музея-заповедника// Музей. Художественные собрания СССР. М.: Советский художник, 1986. Вып. VI. С. 209-261

34. Гусев П. Древнейшая новгородская икона св. князя Владимира Киевского// Известия Комитета изучения древнерусской живописи. Пб., 1921. Вып. I. С. 9-12

35. Димитрий Ростовский. Жития святых. Кн. 12: Август. М., 1911.734 с.

36. Димитрий Ростовский. Жития святых. Кн. 4: Декабрь. М., 1906. -866, 2. с.

37. Димитрий Ростовский. Жития святых. Кн. 7: Март. М., 1906. 752,2. с.

38. Димитрий Ростовский. Жития святых. Кн. 1: Сентябрь. М., 1903.672 с.

39. Димитрий Ростовский. Жития святых. Кн. 3: Ноябрь. М., 1905.831 с.

40. Дмитриев Ю.Н. Изображение отца Александра Невского на нередицкой фреске XIII в.// НИС. Новгород, 1938. Вып. III- IV. С. 39-57

41. Дмитриевский А. Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц в св. Иерусалиме в IX-X в. Казань, 1894. XVI, 426, XVI с.

42. Дмитриевский А.А Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Киев, 1895. Т. 1. Tütukol 2., П, CXLVIII, 912, XXV с.

43. Дмитриевский A.A. Пандократорский константинопольский монастырь XII в. и его Типик, данный императором Иоанном Комненом// Тр.КДА. 1895. Август. С. 537-585

44. Добронравов Н. Диакониссы в древнем христианстве// Душеполезное чтение. 1912. Февраль. С. 188-196

45. Дувакина Е.В. Проблемы иконографии "О Тебе радуется" в связи с росписью собора Ферапонтова монастыря// Ферапонтовский сборник. М., 1985. Вып. I. С. 187-199

46. Дурново Л.А. Собрание копий памятников древнерусскоймо ну м етал ьн ой живописи Государстве. i но го Института истории искусств// Временник Отдела изобразительных искусств ГИИИ. Л., 1927. Вып. I. С. 147-151

47. Ефрем Сирин. Творения. М.: изд. Московского патриархата, 1993. Т. 2.- 430,2 с.

48. Жебелев С. Иконографические схемы Вознесения Христова и источники их возникновения/7 Recueil d'études, dédié à la mémoire de N.P.Kondakov. Archéologie. Histoire de l'art. Études byzantines. Prague, 1926. Extrait 14 P.

49. Журнал 90-го заседания ИАХ 15 ноября 1904 г./У Журналы Императорской Академии художеств в 1904 г. СПб., 1905. С. 72-73;

50. Зонова О.В. О ранних алтарных фресках Успенского собора// Успенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. М., 1985. С. 69-86

51. Изв.ИАК. СПб., 1910. Прибавления к вып. 34. (Хроника и библиография, вып. 17). 231 с.

52. Изв.ИАК. СПб., 1910. Вып. 36. (Вопросы реставрации, вып. 6). -126 е., ХУП табл.

53. Изв.ИАК. СПб., 1911. Прибавления к вып. 39. (Хроника и библиография, вып. 19). 239 с.

54. Изв.ИАК. Пг., 1918. Вып. 66. (Вопросы реставрации, выгт. 19). ----239 с. с ил.

55. Игнатьев Руф. Краткое историко-археологическое описание

56. Новгородской Спасо-Неред и цкой церкви// НГуб. ведомости. 1851. Отдел II. Часть неофиц. N 29. С. 131-140; N 30. С. 141-145

57. Из коллекций академика Н.П.Лихачева. Каталог выставки. СПб., 1993.-280 с. с ил.

58. Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI века. С варьянтами из списков Забелина и Филимонова. М.: Универс. тип., 1873. 138 с.

59. Иоанн Златоуст. Святого отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустого, слова и беседы на разные случаи, переведенные с греческого при СПб. Духовной Академии. СПб., 1864. Т. I. -582, II с.

60. Иоанн Лествичник. Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы, Лесгвица в русском переводе. СПб., 1996. 352 с.

61. Искусство Византии в собраниях СССР. Каталог выставки. М.: Советский художник, 1977. Т. 2. — 156 с. с ил.67. 1стор1я украшьскош мистецтва. В шести томах. Kííb, 1966. Т. I. — 455 с. з ш.

62. Каталог выставки копий с памятников искусства в Киеве X, XI и XII в., исполненных А.В.Праховым в течение 1880, 1881 и 1882 гг. СПб., 1882. -VI, 46 е., 1 л. план

63. Кибальчич И. Святой Апостол Иаков, Брат Господень. Чернигов, 1882. 2., 143 с.

64. Кишидов Н.Б. Аллегория Земли во фресках церкви Спаса Нередицы// СА. 1966. N 4. С. 205-209

65. Кондаков Н.П. Заметка о некоторых сюжетах и характере Спасо-Нередицкой росписи// Памятники древнерусского искусства. Издание Императорской Академии художеств. СПб., 1909. Вып. II. С. 3-5

66. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Пг., 1915. Т. И. 452 с. сил.

67. Колчин Б.А., Хорошев А.С., Янин В .Л. Усадьба новгородского художника XII в. М.: Наука, 1981 168 с.

68. Конспект сообщения В.К.Мясоедова о нередицких фресках.

69. Протоколы заседаний ОРСА ИРАО за 1910 г.// Зап.ОРСА ИРАО. СПб., Т. IX. С. 347-348

70. Красилин М.М. Памятники искусства XVI начала XX вв. в немузейных собраниях (Москва, церковь Иоанна Предтечи). Каталог-1// Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. М., 1989. Вып. 12. С. 74-105

71. Красносельцев Н. К истории православного богослужения. По поводу некоторых церковных служб и обрядов ныне неупотребляющихся. Материалы и исследования по рукописям Соловецкой библиотеки. Казань, 1889. 4., 246 с.

72. Красносельцев Н. Объяснение литургии, составленное Феодором, епископом Андидским. (Памятник византийской духовной литературы XII в.)//ПС. 1884. Март-апрель. С. 370-375, 376-415

73. Краткий отчет о деятельности Российского Института истории искусств. Б.в.д. С. 171-237

74. Культура Византии. Вторая половина VII XII вв. М.: Наука, 1989. - 680 с.

75. Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М.: Искусство, 1966. -368 с. с ил.

76. Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв. М.: Искусство, 1973. 112, XV е., 205 л. ил.

77. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М. Искусство, 1986. 332,14 е.; 597 ил.

78. Лазарев В.Н. Мозаики Софии Киевской. М.: Искусство, 1960. 213 с. с ил., 57 л. ил.

79. Лазарев В.Н. О росписи Софии Новгородской/7 Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы. М.: Наука, 1978. С. 116-174

80. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 1996. 404 с. с ил.

81. Лазарев В.Н. Система живописной декорации византийского храма IX-XI веков/7 Лазарев В.Н. Византийская живопись. М.: Наука, 1971. С. 96109

82. Лазарев В.Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора св. Софии в Новгороде. М.: Искусство, 1977. 168 с. с ил.

83. Лазарев В.Н. Фрески Старой Ладоги. М.: Искусство, 1960. -215 е.,ил.

84. Лебедев А.П Вселенские соборы IV и V вв. (Обзор их догматической деятельности в связи с направлениями школ александрийской и антиохийской). Сергиев Посад, 1896. -- 6., II, XVI, 323 с.

85. Лебединцев. П. В каком виде могут быть изображены св. равноапостольный князь Владимир и св. княгиня Ольга, и имеем ли мы их подлинные изображения?// Киевская старина. Киев, 1888 Т. XXI. Май. С. 259-264;

86. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновской летописью// ПСРЛ. СПб., 1885. T. X. 6, 244 с.

87. Лидов A.M. Образ "Христа-архиерея" в иконографической программе Софии Охридской// Византия и Русь. Памяти Веры Дмитриевны Лихачевой (1937-1981). М.: Наука, 1989. С. 65-90

88. Лидов A.M. Росписи Ахталы. Диссертация. канд. искусствоведения. М., 1989. Рукопись

89. Лидов A.M. "Христос-священник" в иконографических программах XI-XII веков// ВВ. М., 1994. Т. 55 (80). Ч. I. С. 187-192

90. Лифшиц Л.И. "Ангельский чин с Эммануилом" и некоторые черты художественной культуры Владимиро-Суздальской Руси// Древнерусское искусство. Художественная культуры X первой половины XIII в. М.: Наука, 1988. С. 211-230

91. Лифшиц Л И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV веков. М.: Искусство, 1987. 528 с. с ил.

92. Лифшиц Л.И. Об одной ктиторской композиции Нередицы/7 Древний Новгород. История. Искусство. Археология. Новые исследования. М.: Изобразительное искусство, 1983. С. 188-196

93. Лифшиц Л.И. Программа росписи собора Снетогорского монастыря// ГТГ. Вопросы русского и советского искусства. Материалы научных конференций 1972-73 гг. M., 1974. Вып. Ш. С. 21-50

94. Лифшиц Л.И. Роспись Снетогорского монастыря во Пскове 1313 г. Диссертация. канд. искусствоведения. М., 1979. Рукопись

95. Логвин Г.Н. София Киевская. Государствен ный: архитектурно-исторический заповедник. Киев: Мистецгво, 1971. 52 е., 274 ил.

96. Логвин Г. Украинское искусство X-XVIII вв. М., 1963 291 с. сил.

97. Логвинов Е. Иконопись// ВХНРЦ им. Академика И.Э.Грабаря. Древнерусское искусство. 1й выпуск из серии "Новые открытия реставраторов". М., 1990. С. 7-41

98. Мавродинова Л. Църква "Свети Никола" при Мелник. София: Бълг. худ., 1975. 108 с. с ил.

99. Макарий, архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. I. V, 654 с.

100. Малицкий Н. Глиняный кружок из Херсонеса с изображением св. Фоки// Гос. Русский музей. Художественный отдел. Материалы по русскому искусству. Л., 1928. Т. I. С. 1-9

101. Малков Ю.Г. О датировке росписи церкви Архангела Михаила "на Сковородке" в Новгороде/У Древнерусское искусство. XIV-XV вв. М.: Наука, 1984. С. 196-225

102. Малков Ю.Г. Фрески церкви Рождества "на поле" в Новгороде и их "пророческий чин". (К уточнению иконографического состава росписи)// Древний Новгород. История. Искусство. Археология. Новые исследования. М.: Изобразительное искусство, 1983. С. 271-294

103. Мансветов И. Архитектура и живопись древнейших новгородских церквей (по поводу археологического альбома г. Мартынова)// ПО. 1873. Октябрь. С. 595-616

104. Мансветов И. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в греческой и русской церкви. М., 1885. IV, 449 с.

105. Медынцева A.A. Подписные шедевры древнерусского ремесла. Очерки эпиграфики XI -XIII вв. М.: Наука, 1991. 240 с.

106. Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1992. Т. 2.

107. Молчанов A.A., Чернецов A.B.: Лифшиц Л.И. Об однойктиторской композиции Нередицы. Древний Новгород. История. Искусство. Археология. Новые исследования. М., 1983. С. 188-196. Рецензия// CA. 1987. N2. С. 284-285

108. Муретов С. Последование Проскомидии, Великого Входа и Причащения в славяно-русских служебниках XII-XIV вв.// ЧОИДР. М., 1897. Кн. 2 (181). С. I-IV, 1-43

109. Муретов С. Чин проскомидии в русской церкви с XII по XIV вв. (до митрополита Киприана f 1406)// ЧОЛДП. 1894. Октябрь. С. 485-528

110. Мурьянов А.Ф. Алексей Человек Божий в славянской рецензии византийской культуры// ТОДРЛ. Л., 1968. Т. XXIII. С. 109-126

111. Мурьянов М.Ф. К культурным взаимосвязям Руси и Запада в XII веке// Ricerche Slavistiche. Roma, 1966. Vol. XIV. С. 29-41

112. Мурьянов М.Ф. К символике нередицкой росписи// Культура средневековой Руси. Л., 1974. С. 168-170

113. Мурьянов'М.Ф. Этюды к нередицким фрескам// ВВ. М., 1973. Т. 34. С. 204-213

114. Мусин А.Е. К вопросу о литургической топографии древнерусского храма// Государственный Эрмитаж. Средневековая культура и монументальное искусство. Раппопортевские чтения. Тезисы докладов. СПб., 1999. С. 12-17

115. Мясоедов В. К. К истории Нередицкой церкви// Сб. НОЛ Д. Новгород, 1910. Вып. III. С. 1-5

116. Никитенко H.H. К иконографической программе однофигурных фресок Софийского собора в Киеве// ВВ. М., 1987. Т. 48. С. 101-107

117. Никольский К. Пособие к изучению Устава богослужения православной церкви. СПб., 1907.- ХУТ, 878 с.

118. Новгородская V летопись// ИСРЛ. Пг., 1917. Т. IV. Ч. 2. 6, 264 с,

119. Новгородская летопись по Синодальному Харатейному списку. СПб.: Археогр. ком., 1888. X, 490, XCIX с.

120. Овчинников А. Роспись церкви Успения Богоматери в Мелетово/У Bagliori russi dell'Oriente cristiano. Milano, 1993. С. 72-95

121. Овчинников А. Суздальские Златые врата. М.: Искусство, 1978. -36 с. с ил., 64 л. ил.

122. Окунев H.JI. Милешево. Памятник сербского искусства XIII в.// Byzantinoslavïca. Praha, 1937-1938. Roc. VIL С. 33-107. Табл. I-XXVI

123. Окунев Н.Л. Портреты королей-ктиторов в сербской церковной живописи//Byzantinoslavica. Praha, 1930. Roc. II. Sv. 1. С. 74-96. Табл. I-IX

124. Окунев Н.Л. Состав росписи храма в Сопочанах// Byzantinoslavica. Praha, 1929. Roc.I. С. 119-144

125. Окунев H. Столпы св. Георгия, развалины храма XII в. около Нового Базара// Seminarium Kondakovianum. Прага, 1927. Вып. I. С. 225-246

126. Орлова М.А. Наружные росписи средневековых памятников архитектуры. Византия. Балканы. Древняя Русь. М.: Наука, 1990. 240 с.

127. О смерти и о состоянии душ по разлучении от тел// Прибавления к изданию Творений святых отцев в русском переводе. M., 1850. Ч. 9. С. 4378

128. Отчет о деятельности Императорской Академии художеств в 1904 г. СПб.: тип. Г.И.Зархи, 1905. 67 с.

129. Павел, иером. (Черемухин). Константинопольский собор 1157 г. и Николай, епископ Мефонский// БТ. М., 1960. Сб. I. С. 85-109

130. Павловский A.A. Живопись Палатинской капеллы в Палермо, по снимкам пенсионеров Им п. Академии Художеств А.Н. Померанцева и Ф.И.Чагина. СПб.: изд. ИАХ, 1890. 5, IV, 226 с.

131. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы.

132. СПб., 1894. Вып. I. 200 с.

133. Памятники древнерусской дерковно-учительной литературы. СПб., 1898. Вып. 4. Славяно-русский пролог. Ч. II. VIII, 228 с.

134. Щетров. Н. Археологические заметки. III. Древнейшие изображения св. Владимира// Тр.КДА. Киев, 1887. 'Г. 2. Май. С. 64-79

135. Петухов Е.В. Очерки из литературной истории Синодика/ Изд. ОЛДГ1. Вып. 108. СПб., 1895. VI, 406 с.

136. ПЛДР: Начало русской литературы. XI начало XII века. М.: Худ. лит., 1978.-464 с.

137. ПЛДР: XVn век. Книга третья. М.: Худ. лит., 1994. 654 с.

138. Плугин В. Фрески Дмитриевского собора. Выдающийся памятник монументальной живописи древнего Владимира. Л., 1974. 13. с. с ил., 14 л. ил.

139. Подлинник иконописный. Изд. С.Т.Большакова. Под ред. А.И.Успенского. М., 1903. II, рп0л е., 123 ил.

140. Подобедова О.И. Изучение русской средневековой монументальной живописи. Вчера Сегодня - Завтра // Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI - XVII вв. М.: Наука, 1980. С. 7-33

141. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. СПб., 1892. ----- 496 е., 12 л.

142. Покровский Н.В. Описание миниатюр Гелатского Евангелия// Зан.ОРСА ИРАО. СПб., 1887. T. IV. С. 255-311

143. Покровский Н.В. Стенные росписи в древних храмах греческих и русских// Труды Седьмого археологического съезда в Ярославле. 1887. М., 1890. T. I. С. 135-305. Табл. I-XXVII

144. Покровский Н.В. Страшный суд в памятниках византийского и русского искусства// Труды Шестого археологического съезда в

145. Одессе. 1884. Одесса, 1887. Т. 3. С. 285-381

146. Покрышкин П.П. Отчет о капитальном ремонте Спасо-Нередицкой церкви в 1903 и 1904 годах/ Материалы по археологии России, изд. ИАК, N 30. СПб., 1906. 36 е.; 27 табл.; 18 рис.

147. Порфиридов Н.Г. Новые открытия в области памятников древней живописи в Новгороде (1918-1928). Новгород, 1928 10 с. Табл. Г-Н

148. Прашков Л. Стенна живопис в България. 1Х-Х1Х век. София, 1981- 12 с,; 15 репр.

149. Прозоровский Д.И. Великий Новгород по четырем новгородским летописям, с дополнениями по другим источникам до конца первой четверти XVIII века// Зап.ОРСА ИРАО. СПб., 1887. Вып. 4. С. 1-225

150. Пролог по рукописи Императорской Публичной библиотеки Погодинского Древлехранилища. Вып. 2. Январь апрель/ Изд. ОЛДП. Вып. 136. СПб., 1917. - 4. е., 293-538 стб.

151. Протокол заседания Отделения русской и славянской археологии РАО от 3 февраля 1862 г.// Изв.РАО. СПб., 1863. Т. IV. Вып. 3. Стб. 257

152. Протоколы заседаний ОРСА ИРАО за 1909 г.// Зап.ОРСА ИРАО. СПб., 1913. Т. IX. С. 316-317

153. Протоколы заседаний ОРСА ИРАО за 1910 г.// Зап.ОРСА ИРАО. СПб., 1913. Т. IX. С. 325-352

154. Прохоров В. Материалы для истории русских одежд XII в.// Русские древности. 1871. Кн. III. Июнь. С. 21-33

155. Прохоров В. Материалы для истории русских одежд XII и XIII века// Русские древности. 1871. Кн. IV. Август. С. 35-43

156. Прохоров В. Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной, изд. по Высочайшему соизволению В.Прохоровым. СПб., 1881. Вып. 1. С. 57-86

157. Прохоров В. Стенная живопись (фрески) XII века в Староладожской крепости в церкви св. Георгия// ХДА. 1864/1865. СПб., 1865. Кн. XII. С. 153-156. Табл. 1-10

158. Прохоров Г.М. "Лествица" Иоанна Синайского/ Четьи сборники Древней Руси// ТОДРЛ. Л., 1985. T. XXXIX. С. 253-258

159. Путевые заметки Р.И-ева// Русский мир. 1861. N 13. С. 247248

160. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. М., 1897. Вып. второй.

161. Пуцко В.Г. Апокрифы в фресках Нередицы// Slavia orientaîis. Warszawa, 1979. Roc. XXVIII. N 2. С. 185-193

162. Пуцко В.Г. Новгородская ставротека// Byzantinoslavica. Praha, 1960. Roc. XXX. N 1-2. С. 241-245

163. Романцев И. Каталог князей Великого Новгорода. Новгород: тип. "Труженик", 1912. 45, П с.

164. Рукописные книги собрания М.П.Погодина. Каталог. Л., 1988. Вып. I. 342 с.

165. Саенко Л.П. К истории славянского перевода текста Лествицы Иоанна Синайского// Старобългаристика. 1980. N4. С. 19-24

166. Салтыков А., прот. "Видение св. Евстафия Плакиды" (рельефные иконы из Цебельды)// Искусство христианского мира. Сб. статей. М., 1996. Вып. I. С. 5-19

167. Саминский АЛ. Неизвестные константинопольские миниатюры начала Комииновской эпохи// Музей. Художественные собрания СССР. М., 1988. Вып. 9. С. 175-197

168. Сарабьянов В. Программные основы древнерусской храмовойдекорации второй половины XII века// Вопросы искусствознания. М., 1994. 4/94. С. 268-312

169. Сарабьянов В.Д. Стилистические основы фресок Антониева монастыря // Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. СПб.: изд. "Дмитрий Буланин", 1997. С. 56-82

170. Сергий, архиеп. Полный месяцеслов Востока. Владимир, 1901. Т. П. Святой Восток. XXX, 398, 700, II с.

171. Сказание об Евстафии Плакиде// ПЛДР. XII век. М., 1980. С. 226245

172. Скалдин. Спасо-Нередицкая церковь// Русский архив. Год 9. М., 1871. Вып. 1-12. Стб. 1273-1280

173. Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.): В Ют. / АН СССР. Ин-т рус. яз. Гл. ред. Р.И.Аванесов. М.: Русский язык, 1989. T. II. 494 с.179. "Служба. месяца июня КД на Рж(с)тво стаго и слав наго пррка Иоанна"/ Изд. ОЛДП. Вып. 11. СПб., 1877. Л. 163-182

174. Смирнов И. Апокрифические сказания о Божией Матери и Деяниях апостолов/'/ ПО. 1873. Апрель. С. 569-614

175. Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М.: Наука, 1982. 576 с. с ил.

176. Соболева М.Н. Стенопись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове// Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. М.: Наука, 1968. С. 7-50

177. Соболевский А. И. Жития святых в древнем переводе на церковнославянский с латинского языка. СПб., 1904. IV, 2., 62 с.

178. Соколов М. Симеон, Архиепископ Солунский, как истолкователь богослужебных чинопоследований// ЧОЛДП. 1894. Сентябрь. С. 424-446

179. Спасский А. История догматических движений в эпоху

180. Вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени). T. I. Тринитарный вопрос. 2-е изд. Сергиев Посад, 1914. 4., 648 с.

181. Средневековое лицевое шитье. Византия. Балканы. Русь. Каталог выставки. М.: изд. ГММК, 1997. 80 с.

182. Срезневский ИИ. Древние изображения великого князя Владимира и великой княгини Ольги// Древности. Археологический вестник. М., 1867. Январь-февраль. С. 1-7

183. Срезневский И.И. Надпись в Нередицкой церкви близ Новгорода до 1200 г.//Изв. ИРАО. СПб., 1863. Т. 4. Стб. 201-205

184. Срезневский И.И. Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках. Вып. IV: XXXI. Древнее житие Алексея Человека Божия сравнительно с духовными стихами об Алексее божием человеке// Сб.ОРЯС. СПб., 1867. T. I. N 9. С. 1-18

185. Срезневский И. Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках. Вып. Ш: XXII. Златоструй XII века// Сб.ОРЯС. 1867. T. I. N 8. С. 6-27

186. Суздальская летопись по Лаврентьевскому списку// ПСРЛ. Л., 1927. Т. первый. Вып. 2. 200 стб.

187. Суслов В. Церковь Спаса Нередицы, близ Новгорода. По акварельным рисункам Л.М.Браиловского и фотографиям И.Ф.Чистякова// Памятники древнерусского искусства. СПб., 1908. Вып. I. С. 1-10; Спб., 1909. Вып. II. С. 1-2; СПб., 1910. Вып.III. С. 1-10

188. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. СПб., 1908. T. V. 548 с.

189. Толстая Т В. Изображения преподобных на алтарных преградах русских храмов XV-XVI вв.// Искусство Древней Руси. Проблемы иконографии. М., 1994. С. 23-44

190. Толстой И., Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства. СПб., 1899. Вып. VI. 186, VIII с.

191. Трифонова А.Н. Русская икона из собрания Новгородского музея. СПб., 1992. 176 с.сил.

192. Троицкий С.В. Диакониссы в православной церкви. СПб., 1912.352 с.199. 1000-летие русской художественной культуры. М.,1988 447 с. сил.

193. Удаленков А. О работе Комитета по охране и ремонту монументальных памятников//' Музей. 1924. N 2. С. 10

194. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Воронеж, 1884. Вып. I.-314 с.

195. Успенский Ф.И. Богословское и философское движение в Византии XI и XII веков// ЖМНП. 1891. Ч. 277. Октябрь. С. 283-324

196. Фармаковский Б.В. Византийский пергаменный рукописный свиток с миниатюрами, принадлежащий Русскому Археологическому Институту в Константинополе// Изв.РАИК. София, 1901. Т. VI. Вып. 2-3. С. 253-359

197. Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Святые подвижницы Восточной церкви// ХЧ. 1870. Ч. I. N 6. С. 1013-1052

198. Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Святые подвижницы Восточной церкви. СПб.: тип. Деп. уделов, 1871. 326, 3 с.

199. Филатов B.B. Описание фресок собора Успения на Городке в Звенигороде. (Новые открытия)// Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 379-410

200. Филатов В.В. Особенности иконографии фресок Андрея Рублева в соборе Успения на Городке в Звенигороде// Искусство Древней Руси. Проблемы иконографии. М., 1994. С. 5-22

201. Флоровский A.B. Чехи и восточные славяне. Очерки по истории чешско-русских отношений (X-XV1II вв.). Прага, 1935. Т. I. 468 с.

202. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV-ro века. Париж, 1931.240 с.

203. Фрески Спаса-Нередицы. Л., 1925. 32 е.; VII черт.; LXXXI табл.

204. Царевская Т.Ю. Некоторые особенности иконографической программы росписей церкви Благовещения на Мячине ("в Аркажах"), близ Новгорода// Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. СПб.: изд. "Дмитрий Буланин", 1997. С. 83-95

205. Царевская Т.Ю. Новгородская монументальная живопись второй половины XII века. Росписи церкви Благовещения на Мячине ("в Аркажах"). Диссертация. канд. искусствоведения. М., 1993. Рукопись. 274 л.

206. Царевская Т.Ю. Образ св. Климента в новгородском искусстве XIII в.// Искусство Византии и Древней Руси. К 100-летию со дня рождения Андрея Николаевича Грабара. Тезисы докладов конференции. Москва, 24-26 сентября 1996. СПб., 1996. С. 28-29

207. Царевская Т.Ю. Тема "Обретений главы Иоанна Предтечи" в новгородских росписях XII в. // Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. ХП век. СПб., 1999

208. Чубинашвили Г.Н.Грузинское чеканное искусство VIII-XVIII вв. Тбилиси, 1957. XXXV, 691 с. с ил.

209. Шевяков Б.В. Нередица/ Новгородские музеи и памятники. Вып. VII. Новгород: изд. Новгородского Гос. музея, 1931. 21 с.

210. Шестаков Д. Исследования в области греческих народных сказаний о святых. Варшава, тип. Варш. учеб. окр., 1910. 8., 268 с.

211. Штендер Г.М. Восстановление Нередицы.// НИС. Л., 1961. Вып 10. С. 169-205

212. Шуляк Л.М. Раскопки руин церкви Спаса-Нередицы близ Новгорода// Практика реставрационных работ. М., 1950. Сб. I. С. 123-133

213. Щавинский В.А. Стенопись Спасо-Нередицкой церкви// Известия Института археологической технологии. Л., 1924. Вып. II. С. 28-29

214. Щепкина М.В. О происхождении Успенского сборника/'/ Древнерусское искусство. Рукописная книга. М.: Наука, 1972. С. 60-80

215. Экземплярский A.B. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. СПб., 1889. Г. 1. 478 с.

216. Я. ич И.В. Служебные минеи за сентябрь, октябрь и ноябрь. СПб., 1886. 730 с.

217. Яйленко В.П. Древнерусские граффити Нередицы как источник бытовой истории Новгорода XIII -XVII вв./7 Труды V международного конгресса славянской археологии. Киев, 18-25 сенгября 1985. М., 1987. Т. III. Вып. 26. С. 153-163

218. Янин В.Л. К проблеме авторства нередицких фресок// ПКНО. Ежегодник 1987. М., 1988. С. 178-183

219. Янин В.Л. Открытие мастерской художника XII в. в Новгороде// Древний Новгород. История. Искусство. Археология. Новые исследования. М., 1983. С. 91-110

220. Янин В.Л. Фрески Олисея Гречина?// Колчии Б.А., Хорошев A.C., Янин В.Л. Усадьба новгородского художника XII в. М.: Наука, 1981. С. 156167

221. Z. Пророк Илия и Енох в преданиях древнехристианской церкви// ПО. 1891. T.I. Январь. С. 32-56

222. Бабий Г. Владислав на ктиторском портрета у наосу Милешеве. Значевье и датоваае слике// Милешева у истории српског народа. Ме^ународни научни скуп поводом седам и по векова nocTojaaa. Луни 1985. Београд, 1987. С. 9-16

223. Бакалова Е. Бачковската костница. София. Бълг. худ., 1977. 248 с. с ил.

224. БогдановиЪ Д. 1ован Лествичник у византщско. и cTapoj cpncKoj юьижевности. (=Византолошки Институт. Посебна издан>а. Кн>. 11). Београд, 1968.- XII, 235 с.

225. BojßOAHlV Др. Култ и иконограф^а свете Анастасще Фармаколитрще у земл>ама византщског културног круга // Зограф. Београд, 1990. N21. С. 31-40

226. Грабар А. Боянската црква. София, 1978. 193 с. с ил.

227. Грозданов Ц. Циклусот на четириесетте меченици во Света София Охридска// Студии за охридскиот живопис. Скоп.е, 1990. С. 42-50

228. Грозданов Д., Хадерманн Мисгвиш Л. Курбиново. Скоще, 1992. -89 е., 66 фото

229. ЪуриЬ В.1. Свети покровителе архиепископа Данила II и гьегових задужбина// Архиепископ Данило П и вьегово доба. Ме1)ународни научни скуп поводом 650. година од смрти. Децембар 1987. Београд, 1991. С. 281 -291, фр. рез. С. 292-294

230. ЪуриЬ С. Портрет Данила II изнад улаза у Богородичину цркву у ПеЬи// Архиепископ Данило II и вьегово доба. Ме1)ународни научни скуп поводом 650. година од смрти. Децембар 1987. Београд, 1991. С. 345-352, фр. рез. с. 352-353

231. ЖивковиЬ Б. Жича цртежи фресака. Београд, 1985

232. ТелиЬиЬ Д. Нартекс у раннокрстзансшу архитектури на подругу источног 1адрана// Прилози пов.ести уметности у Далмацщи. Сплит, 1983. 23. С. 5-39, ил.

233. Кашанин М., БошковиЬ Ъ., МщовиЬ П. Жича. Истори.а -архитектура сликарство. Београд, 1969 - 224 с. с ил.

234. Климент Охридски. Събрани съчинения. София, 1970. Т. I; 1977. Т. П. 778, 846 с.

235. Месеснел Ф. На.стари]и ело] фресака у Нерезима. Стилска студща// Гласник Скопског научног друштва. Скопле, 1930. Т. VII-VIII. Одел>ен>е друштвених наука. N 3-4. С. 119-132

236. Ми.овиЬ П. Теофашда у сликарству Мораче// Зборник Светозара Радо]чиЬа. Београд, 1969. С. 179-196

237. Мильковик-Пепек П. Веяууса. Манастир св. Богородица Милостива во сел ото Beлjyca кра. Струмица. Скогуе. 1981. 310 е., 77 альб.

238. Мшьковик-Пепек П. Делото на зографите Михаиле и Еутиху/ Републички завод за заштита на спомениците на културата Скогуе. Културно историско наследство во СР Македонка. X. Скопле, 1967. - 263 е., 195 табл.

239. Мшьковик-Пепек Г1. Матерщали за македонската средновековна уметност. Фреските во светилиштето на црквата св. Софща во Охрид// Издани.а на археолошкиот музе] Скоще. Зборник (1955-1956). Скоще, 1956. С. 37-70. Сх. 1-Ш. Табл. 1-ХХХ1

240. Окунев Н. Гра^а за историку српске уметности. 2. Црква Свете Богородице Матейч/7 Гласник Скопског научног друштва. Скоще, 1930. Т. У11-УШ. Отделение друштвених наука. N 3-4. С. 89-113. Сл. 1-25. Сх. 1-5

241. Пегасова Б. За поминалния характер на стенописите в параклиса на горния етаж на Боянската црква// Проблеми на изкуството. 1995. N 1. С, 29-41

242. ПетковиЬ С. Хиландар. Београд, 1989. 85 е., 90 ил.

243. ПоповиЬ Д. Гроб архиепископа Данила II// Архиепископ Данило II и Еьегово доба. Ме^ународни научни скуп поводом 650. година од смрти. Децембар 1987. Београд, 1991. С. 329-342

244. ПоповиЬ Д. Српски владарски гроб в средаьем веку. Београд, 1992.-214 с.

245. Радовановий J. Иконографи.а фресака протезиса церкве Св. Апостола у Пейи// Радовановий J. Иконографска истраживагьа српски сликарства XIII XIV века. Београд, 1988. С. 1-23, фр. рез. с. 167-168

246. Радовановий J. Монаштво и мучеништво у сликарству манастира Хиландара и Пейке Патрщаршще// Радовановий J. Иконографска истраживан>а српског сликарства Х1П и XIV века. Београд, 1988. С. 79-82

247. Радовановий J. Невесте Христове у живопису Богородице Лзевишке у Призрену/7 Радовановий J. Иконографска истраживааа српског сликарства ХШ и XIV века. Београд, 1988. С. 67-78

248. PaflojMHh С. Una poenitentinm. Mapnja Египатска у сргюкой уметности XIV века// Радо.чиЙ С. Гекстови и фреске. Нови Сад, 1965]. С. 40-56

249. Радо/чий Св. Темнийки натпис. Су.еверице средн>овековних градитела о чудотворно] мойи имена и ликова севастийских мученика// Зборник :ia ликовне уметности. Нови Сад, 1969. Т. 5. С. 5-11;

250. Сковран-Вукчевий А. Фреске XIII века у манастиру Морачи// ЗРВИ. Београд, 1958. Кн>. 5. С. 149-170

251. Суботик Г. Охридската сликарска школа од XV век. Охрид, 1980. -238 с. с ил.

252. Суботий Г. Свети Константин и Лелена у Охриду. Београд, 1971. -222 с. с ил.

253. Татий М. Аршье. Београд, 1960. 15 с. с ил.

254. ТомековиЙ С. Монашка традицща у задужбинама и списима архиепископа Данила II.// Архиепископ Данило II и вьегово доба. Ме1)ународни научни скуп поводом 650. година од смрти. Децембар 1987. Београд, 1991. С. 425-437, фр. рез. с. 438-441

255. Tkio^sç N. O vocoç toü Aytou Icoavvou tou 0soA,oyou

256. FapSsviToaç Msaa MavT)a// AaKovucai LtiodSoci. 1977. 3. Z. 36-83. Riv. 127

257. ModtctottooIoç N.K., ArpriTpoicayUlrjq F. FepaKi. Oi ekkà,î|aieç tou OiKiajLioü. ©eaaaA.oviKi, 1981. Z. 243. FIiv. 343

258. Ainalov D. Geschichte der russischen Monumentalkunst der vormoskovitischen Zeit. Berlin Leipzig, 1932. XIV, 103 S., 64 Taf, 20 Textabb.

259. Babic G. Les chapelles annexes des églises byzantines. Fonction liturgique et programmes iconographiques. Paris, 1969- 191 .

260. Babic G. Les discussions christologiques et le décor des églises byzantines au Xlle siècle. Les évêques officiant devant l'Hétimasie et devant l'Amnos // Frühmittelalterliche Studien. Berlin, 1968. S. 368-386

261. Beck H.-G. Kirche und Teologische Literatur im Byzantinischen Reich. München, 1959. XVI, 835 S.

262. Bougrat M. Trois Jugements Derniers de Crète occidentale// Cahiers Balkaniques. 1984. N6. P. 13-40. Fig. 1-22. Sch. 1-3

263. Bogyay Th. von. Zur Geschichte der Hetoimasie// Akten des XI. Internationalen Byzantinistenkongresses. München 1958. Hrsg. Von F.Dölger und H.-G.Beck. München, 1960. S. 58-61

264. Brenk B. Tradition und Neuerung in der christlichen Kunst des ersten Jahrtausends: Studien zur Geschichte des Weltgerichtsbildes/ Wiener Byzantinistische Studien. Bd. 3. Hrsg. von H.Hunger. Wien, 1966. 258 S.; 95 Abb.; 83 Taf.

265. Cabrol F., Leclercq H. Dictionnaire d'archéologie chrétienne et de liturgie. Paris, 1920. T. IV. P. I. P. 725-733

266. Chatzidakis M., Drandakis N. Naxos/ Byzantine Art in Greece. Mosaics -Wall Paintings. Athens: Melissa, 1989. 104 P.

267. Chatzidakis Th. Particularités iconographiques du décor peint des chapelles occidentales de Saint-Luc en Phocide// Cahiers Archéologiques. Paris, 1972. V. XXII. P. 89-113

268. Coumoussi A. Une representation rare de la Vision de saint Eustache dans une église grecque du XIlie siècle// Cahiers Archéologiques. Paris, 1985. V.33. P. 51-60

269. Cutler A. Under the Sign of the Deesis: on the Question of Representativeness in Medieval Art and Literature//' DOP. Washington, 1987. Vol. 41. P. 145-154

270. Curcic S. Medieval Royal Tombs in the Balkans: An Aspect of the "East or West" Question // The Greek Ortodox Theological Review. (Brookline Massachusetts 1984). Vol. 29. N 2. P. 175-194

271. Delvoye Ch. Les évêques des tympans nord et sud de Sainte Sophie de Constantinople et la politique du Patriarcat après la crise iconoclaste// JOB. Wien, 1982. 32/5. P. 415-423

272. Demus O. Byzantine Mosaic Decoration. Aspects of Monumental Art in Byzantium. London, 1947. XIH, 100 P.; 32 Pl.

273. Der Nersessian S. L'illustration des Psautiers Grecs du Moyen Ages. II. Londres, Add. 19.352. Paris, 1970. 120 P.; 118 Pl.

274. Der Nersessian S. Program and Iconography of the Frescoes of Paraclesion/7 Underwood P.A. The Kariye Djami. New York, 1975. Vol. IV. -XVIII, 370 P.

275. Der Nersessian S. Recherches sur les miniatures du Parisinus Graecus 74// JOB. Wien, 1972. 21. Bd. P. 109-117

276. Djuric S. Some Variants of the Officiating Bishops from the End of the 12th and the Beginning of the 13th Century// XVI. Internationaler Byzantinistenkongress. Wien, 4.-9. Oktober 1981. Akten. II/5. Wien, 1982. (=1. JOB. 32/5). S. 481-489

277. Diez E., Demus 0. Byzantine Mosaics in Greece. Hosios Lucas & Daphni. Cambridge, Mass., 1931. XV, 162. P., 15 Pl. [136 il.]

278. Dufrerme S. L'enrichissement du programme iconographique dans les églises byzantines du XIIle siècle// L'art byzantin du XIIle siècle. Symposium de Sopocani. 1965. Beograd, 1967. P. 35-46

279. Duirenne S. Les programmes iconographiques des églises byzantines de Mystra. Paris, 1970 XV, 83 P., 35 Pl., X Des., 70 Fig.

280. Dufrenne S. Les programmes iconographiques des coupoles dans les églises du monde byzantin et postbyzantin// L'information d'histoire de l'art. Paris, 1965. N 5. Novembre-décembre. P. 185-199

281. Ebersolt J. Fresques byzantines de Néréditsi d'après les aquarelles de L.Brajlovsky// Monuments et Mémoires, publiés par l'Académie des Inscriptions et Belles Lettres. Paris, 1906. T. XIII. P. 33-55. Pl. IV, V; 6 fig.

282. Evangiles avec peintures byzantines du Xle siècle. Paris, s.d. 2 vol. -12, IIP., 187 ill.

283. Frolow A. Sainte Marthe ou la Mere de Dieu?// Bulletin of the Byzantine Institute. 1946. 1. P. 79-82

284. Galavaris G. The Illustrations of the Prefaces in Byzantines Gospels/ Byzantina Vindobonensia. Bd. 11. Wien, 1979. 170 P., 102 Abb.

285. Garidis M. Approche "réaliste" dans la représentation du Melismos// XVI. Internationaler Byzantinistenkongress. Wien, 4.-9. Oktober 1981. Akten. 11/5. Wien, 1982 (=JÖB. 32/5). P. 495-502

286. The Glory of Byzantium. Art and Culture of the Middle Byzantine Era A.D. 843-1261. Ed. By H.C.Evans and W.D.Wixon. New York, 1997. 574 P.

287. Grabar A. Martyrium. Recherches sur le culte des reliques et l'art chrétien antique. Paris, 1946. Vol. II. 402 P.

288. Grabar A. La peinture religieuse en Bulgarie. Texte. Paris, 1928. y, XXII, 396 P., carte

289. Grabar A. La representation de l'intelligible dans l'art byzantin du Moyen Age// Grabar A. L'art de le fin de l'Antiquité et du Moyen Age. Paris, 1968. V. l.P. 51-62

290. Gravgaard A.-M. Inscriptions of Old Testament Prophecies in Byzantine Churches. A Catalogue. Copenhagen, 1979. 112 P.

291. Hadermann-Misguich L. La Grande Theophanie de Saint-Georges de Kurbinovo et le décor du registre des prophètes/'/ ApxeojiomicH My3ej Ha MaKe^OHHja. 36opHHK (1967-1974). CKonje, 1975. Ku>. VI-VII. P. 285-295

292. Hadermann-Misguich L. Kurbinovo. Les fresques de Saint-Georges et la peinture byzantine du Xlle siècle. Bruxelles, 1975. 606 P., 5 Pl., 75+191 ill.

293. Hadermann-Misguich L. Une longue tradition byzantine. La décoration extérieure des églises/./ 3orpacf). Beorpaa, 1977. N 7. P. 5-10

294. Hamann Mac-Lean R., Hallensieben H. Die Monumentalmaler ei in Serbien und Makedonien vom. 11. bis zum frühen 14. Jahrhundert. Glessen, 1963. VIII, 538 P.

295. Janin V. Sur le problème de la paternité des fresques de l'église sur la colline Neredica (Novgorod)// Byzantion. Bruxelles, 1987. T. LVII. Fase. 1. P. 6673

296. Jerphanion G. de. Une nouvelle province de l'art byzantin. Les églises rupestres de Cappadoce. Paris, 1936-1942. V. II. VIII, 538 P.

297. Kalopissi-Verti S. Dedicatory Inscriptions and Donor Portraits in Thirteenth-Century of Greece. Wien, 1992. 116 P., 99 Abb.

298. Karapidakis L. Le Jugement Dernier de l'église Saint-Jean de Seli (Crète, XVe siècle)// Cahiers Balkaniques. 1984. N 6. P. 67-92. Fig. 1-10

299. Kitzinger E. The Mosaics of St. Mary's of the Admiral in Palermo/'

300. Dumbarton Oaks Studies. XXVII. Washington, 1990. 480 P.

301. Kollias E. Patmos/ Byzantine Art in Greece. Mosaics Wall Paintings. Ed. by M.Chatzidakis. Athens: Melissa, 1986. - 40 P.

302. Kourkoutidou-Nikolaidou E., Tourta A. Wandering in Byzantine Thessaloniki. Athens, 1997. 223 P.

303. Lafontaine-Dosogne J. L'évolution du programme décoratif des églises// XVe Congrès International d'Études byzantines. Rapports et Co-Rapports. III. Art et Archéologie. Athènes, 1976. P. 131-156

304. Lafontaine-Dosogne J. Iconographie de l'enfance de la Vierge dans l'Empire byzantin et en Occident. Bruxelles, 1992. T. I. 247 P., 43 pl.

305. Lafontaine-Dosogne J. Théophanies-Visions auquelles participent les prophètes dans l'art byzantin après la restauration des images/'/ Synthronon/ Bibliothèque des Cahiers Archéologiques. II. Paris, 1968. P. 135-143

306. Lazaridès P. Le Monastère d'Hosios Loukas. Petit guide archéologique illustré. Athènes, s.a. 64 P., ill.

307. Lexicon der christlichen Iconographie. Begr. von E.Kirschbaum, hrsg. von W.Braunfels. Rome Freiburg - Basel - Wien, 1974. 6. S. 18-19

308. Lidov A. The Mural Paintings of Akhtala. Moscow, 1991. 138 P., 501. PL

309. Mango C., Hawkins E.J.W. The Hennitage of St. Neophytos and Its Wall Paintings// DOP. Washington, 1966. N 20. P. 119-206

310. Mango C., Hawkins E.J.W. The Mosaics of St. Sophia at Istanbul. The Church Fathers in the North Tympanum// DOP. 1972. XXVI. P. 1-42

311. Marava-Chatzinikolaou A., Toufexi-Paschou Ch. Cataogue of the Illuminated Byzantine Manuscripts of the National Library of Greece. Manuscripts of New Testaments Texts. 10th 12th Century. Athens, 1978. T. I. - 257 P.; 654 Fig.

312. Megaw A.H.S, Hawkins E.J.W. The Church of the Holy Apostles at Perachorio, Cyprus, and Its Frescoes// DOP. Washington, 1962. XVI. P. 277-348. Fig. 1-56

313. Millet G. La Dalmatique du Vatican. Les élus images et croyances,/ Bibliothèque de l'École des Hautes Études. Sciences religieuses. Vol. LX. Paris, 1945. -IV, 116 P., 8 m.

314. Millet G. Le Monastère de Daphni. Histoire, architecture, mosaïques. Paris, 1899. XV, 204 P.

315. Millet G. Recherches sur l'iconographie de l'Évangile aux XIVe, XVe et XVIe siècles d'après les monuments de Mistra, de la Macédoine et du Mont-Athos. Paris, 1916. 2., LXIV, 809 P., ill.

316. Millet G. La Vision de Pierre d'Alexandrie// Mélanges Ch. Diehl. Études sur l'histoire et sur l'art de Byzance. Paris, 1930. V. II. P. 99-115

317. Millet G., Talbot Rice D. Byzantine Painting at Trebizond. London, 1936.- 182 P., LVD Pl.

318. Morey Ch. R. East Christian Paintings in the Freer Collection/ Studies in East Christian and Roman Art. Part 1. New York, 1914. XIII P., 1-86 P., 13 Pl., 34 Fig.

319. Nelson R.S. The Iconography of Preface and Miniature in the Byzantine Gospel Book. New York, 1980. XVI, 162 P., 76 fig.

320. Papastavrou H. Remarques sur la décoration du mur est au-dessus de l'abside dans trois églises du XVe siècle en Macédoine// Cahiers Balkaniques. Paris, 1987. N11. P. 141-159

321. Peiekanidis S., Chatzidakis M. Kastoria/ Byzantine Art in Greece. Mosaics Wall Paintings. Athens: Melissa, 1985. 119 P.

322. Peiekanidis S., Christou P.C., Tsioumis Ch., Kadas S.N. The Treasures of Mount Athos. Illuminated Manuscripts. Athenes: Ekdotike Athenon, 1974. Vol.1.-496 P., 498 Fig.

323. Popova O. Altrussische Buchmalerei 11. bis Anfang 16. Jahrhundert. L., 1984. 32 S, 48 Abb.

324. Popovich L.D. Compositional and Theological Concepts in Four Prophet Cycles in Churches Selected from the Period of King Milutin (12821321)// Cyrillomethodianum. Thessaloniki, 1984-1985. T. VIII-IX. P. 283-298

325. Popo vich L.D. Hitherto Unidentified Prophets from Nova Pavlica// Thirteenth Annual Byzantine Studies Conference. Abstracts of Papers. November 5-8. The Ohio State University Columbus, Ohio, 1987. P. 40-41

326. Rahlfs A. Die alttestamentlichen Lektionen der griechischen Kirche/7 Nachrichten von der Köninglichen Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen. Berlin, 1915. S. 119-230

327. Réau L. Iconographie de l'art chrétien. Paris, 1958. T. III. II. 5541019 P.

328. Restle M. Die byzantinische Wandmalerei in Kleinasien. Recklinghausen, 1967. Vol. II

329. Saltykov A.A. La vision de saint Eustache sur la stèle de Tsebelda// Cahiers Archéologiques. Paris, 1985. V. 33. P. 5-18

330. Sinai. Treasures of the Monastery of Saint Catherine. Gen. ed. K.A.Manafas. Athens: Ekdotike Athenon, 1990. 399 P., ill.

331. Skawran K.M. The Development of Middle Byzantine Fresco Painting in Greece. Pretoria, 1982. XXXI, 300 P., 452 phot.

332. Sotiriou G et M. Icônes du Mont Skaï. Athènes, 1956. T. I. -- 22 P.; 238 PL

333. Sotiriou G. Peintures murales de la crypte de St. Luc// Ill-me Congrès International des Etudes Byzantines. Athènes, 1930. Compte-Rendu. Athènes, 1932. P. 389-400

334. Stylianou A., J. The Painted Churches of Cyprus. Treasures of Byzantine Art. London, 1985. 517 P., carte

335. Sycev N. Sur l'histoire de l'église du Sauveur à Neredicy près Novgorod/'/ L'art byzantin chez les Slaves. Deuxième recueil dédié à la mémoire de Tb.Uspenskij. Paris, 1932. P. 77-108

336. Tomekovic S. Contribution à l'étude du programme du narthex des églises monastiques (Xle première moitié du XlIIe siècle)// Byzantion. Bruxelles, 1988. T. LVIIl. Fase. 1. P. 140-154

337. Tomekovic S. Le Jugement Demier inédit de l'église d'Agètria (Magne).// XVI. Internationaler Byzantinistenkongress. Wien, 4.-9. Oktober 1981. Akten. II/5. Wien, 1982. (= JOB. 32/5). S. 469-479

338. Tomekovic S. Le "Manierisme" dans l'art mural à Byzance (11641203). Paris, 1984 454 P.

339. Tomekovic S. Les saints ermites et moines dans le décor du narthex de Mileseva// Милешева y истории српског народа. Ме^ународни научни скуп поводом седам и по векова постсуакьа. JyHH 1985. Београд, 1987. Р. 51-67

340. Tsigaridas E.N. Les peintures murales de l'ancienne Métropole de Véria// Милешева y истории српског народа. Ме!)ународни научни скуп поводом селам и по векова nocTojaaa. Jyirn 1985. Београд, 1987. Р. 91-100, рез. р. 101

341. Velmans T. L'église de Zenobani et la thème de la Vision de saint

342. Eustache en Georgie// Cahiers Archéologiques. Paris, 1985. V. 33. P. 18-49

343. Vehnans T. L'image de la Déisis dans les églises de Géorgie et dans celles d'autres régions du monde byzantin. I. La Déisis dans l'abside// Cahiers Archéologiques. Paris, 1980-81. V. XXIX. P. 47-102

344. Vincent H., Abel F.-M. Jérusalem: Recherches de topographie, d'archéologie et d'histoire. Paris, 1914. T. II. XII, 196 P., ill.

345. Walter Ch. Art and Ritual of the Byzantine Church. London, 1982. -XXIV, 279 P.

346. Walter Ch. Further Notes on the Deësis// REB. 1970. Vol. 28. P. 161187. Pl. I-VII

347. Walter Ch. Lazarus a Bishop// REB. 1969. Vol. 27. P. 197-208

348. Walter Ch. La place des évêques dans le décor des absides byzantines// Revue d'Art. 1974. N 24. P. 81-89

349. Walter Ch. Two Notes on the Deësis// REB. 1968. Vol. 26. P. 311-336

350. Weitzmann K. Byzantine Liturgical Psalters and Gospels. London, 1980.-322 P., 254 ill.

351. Wingfîeld D.C., Hawkins E.J.W. The Church of Our Lady at Asinou, Cyprus. A Report on the Seasons of 1965 und 1966// DOP. Washington, 1967. N XXI. P. 261-266

352. Список использованных архивных документов

353. ПФА РАН, ф. 991, оп. 1, д. 2 Памятники архитектуры Новгорода, Пскова и Старой Руссы. (Описания, зарисовки). 2 зап. книжки. 1909 г. 297л.

354. ПФА РАН, ф. 991, оп. 1, д. 3 Описание церкви Нередица. (Записи, зарисовки). 2 зап. книжки. 1909,1910 г. 107 л.

355. ПФА РАН, ф. 991, оп. 1, д. 7 Л.А.Мацулевич. Нередицкая церковь в Новгороде, архитектура. (Наброски статьи). 1910 г. 31 л.

356. ПФА РАН, ф. 991, оп. 1, д. 8 Л.А.Мацулевич. Роспись Нередицкой церкви в Новгороде. (Наброски статьи), 1910 г. 9 л.

357. ПФА РАН, ф. 991, оп. 1, д. 14 Замечания к изданию статьи В.К.Мясоедова "О фресках Нередицы". 1 л.

358. ПФА РАН, ф. 991, оп. 1, д. 15 Новгородские церкви, детинец. Описания, зарисовки. 2 зап. книжки. 1919-1920,1924 г. 136 л.

359. ПФА РАН, ф. 991, оп. 1, д. 19 Л.А.Мацулевич. Материалы по древнерусскому искусству (1910-1920 гг.) 425 л.

360. ПФА РАН, ф. 991, оп. 4, д. 32 В.К.Мясоедов. Памятники старины Новгорода, Киева и др., поездка за границу, дневник путешествия. Записи и зарисовки. 7 зап. книжек и письмо из редакции "Русская икона". 1907, 19091910, 1914 гг.- 722 л.

361. Архив ИИМК, ф. 1, д. 34/1896 О ремонте Спасо-Нередицкой древней церкви в Новгороде. 1 марта 1896 г. 22 августа 1917 г. - 214 л.

362. Архив ИИМК, ф. 1, д. 43/1892 Дело ИАК по ходатайству Новгородской Духовной консистории об отпуске средств на ремонт Спасо-Нередицкой церкви. 29 марта 1892 г. 4 мая 1892 г. - 3 л.

363. Архив ИИМК, ф. 2, д. 26/1920 ГАИМК. Протоколы Разряда русской живописи. 6 марта 29 декабря 1920 г. - 16 л.

364. Архив ИИМК, ф. 2, д. 23/1921 ГАИМК. Художественно-историческое отделение (III отделение). Журналы и протоколы Разряда заседаний и отчеты о работе в 1921 г. 31 января 30 декабря 1921 г. — 36 л.

365. Архив ИИМК, ф. 2, д. 23/1922 ГАИМК. Разряд древнерусского искусства. Протоколы заседаний и отчеты о работе в 1922 г. 21 января 1922 5 февраля 1923 г. - 73 л.

366. Архив ИИМК, ф. 2, д. 21/1923 ГАИМК. Художественно-историческое отделение (III отделение). Журнал заседаний, отчеты о работе Отделения за 1922 и за 1923 г. 3 февраля 28 декабря 1923 г. - 29 л.

367. Архив ИИМК, ф. 2, д. 24/1924 ГАИМК. Художественно-историческое отделение. Журналы заседаний Совета. 1 февраля 29 декабря 1924 г.-29 л.

368. Архив ИИМК, ф. 2, д. 31/1925 ГАИМК. Разряд русской живописи. Протоколы заседаний и отчеты о работе сотрудников Разряда за 1924/25. 17 января 3 декабря 1925 г. - 37 л.

369. Архив ИИМК, ф. 2, д. 31/1926 ГАИМК. Разряд русской живописи. Протоколы заседаний и отчеты о работе Разряда и его сотрудников в 1925/1926 гг. 9 января 4 декабря 1926 г. - 48 л.

370. Архив ИИМК, ф. 2, д. 32/1927 ГАИМК. Дело Разряда русской живописи. Протоколы и отчеты. 8 января 1927 24 января 1928 г. - 59 л.

371. Архив ИИМК, ф. 2, д. 36/1929 ГАИМК. Дело Разряда русской живописи. Планы, протоколы и отчеты. 12 января 22 декабря 1929 г. - 31 л.

372. Архив ИИМК, ф. 3, д. 321 О XV Археологическом съезде, имеющем быть в 1911 г. в Новгороде. 24 ноября 1908 28 мая 1911 г. - 66 л.

373. Архив ИИМК, ф. 3, д. 403 Протоколы заседаний РАО за 1903 -1911 гг. — 410 л.

374. Архив ИИМК, ф. 3, д. 415 Протоколы ОРСА РАО за 1908-14. 6 декабря 1908 г.- 28 апреля 1914 г. 154 л.

375. Архив ИИМК, ф. 21, д. 81 Выписки по докладу об изображении св. Фоки в Спасо-Нередицкой церкви 1 л.

376. Архив ИИМК, ф. 51, д. 2 Сычев Н.П. Записная книжка. Нередица. 1910 г. б/пагинации

377. Архив ИИМК, ф. 51, д. 3 Сычев Н.П. Записная книжка. Нередица. 1910 г. б/пагинации

378. Архив ИИМК, ф. 51, д. 228 Гусев ПЛ. Загадочный деисус в Нередице. Доклад в Разряде русской живописи Академии истории материальной культуры

379. Архив ИИМК, ф. 51, д. 234 Лебедева Ю А. История одной композиции Спасо-Нередицкой церкви. Ветхий Деньми. 1923 г.

380. Архив ИИМК, ф. 51, д. 237 Предтеча фрагмент статьи Е.Г1 Сачавец-Федорович "К вопросу об иконографии Предтечи в связи с изображением его в Спасо-Нередицкой церкви близ Новгорода". 1922 г. -Н.П.

381. СР ГРМ, оп. 6, д. 810 Переписка с Академией истории материальной культуры. о передаче произведений, о коллекциях и т.п. 1 января 26 декабря 1930 г. - 281 л.

382. ЦГА СПб, ф. 2555, он. 1, д. 801 Институт истории искусств. 3 января 18 декабря 1925 г. -- 796 л.1. ГСч * ^-■Щз^:,1. Схемы росписи1. Чертеж 1. План церкви

383. Чертеж 2. Разрез Ь-К (по оси центрального нефа со схемой росписи северной стороны церкви)

384. Чертеж 3. Разрез К-Ь (по оси центрального нефа со схемой росписи южной стороны церкви)

385. Чертеж 4. Разрез А-В (по оси трансепта со схемой росписи восточной части подкупольного пространства)Б

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.