Фундаментализм в современном мире: истоки, социальная природа и политическая сущность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.01, кандидат политических наук Челищев, Владимир Игоревич

  • Челищев, Владимир Игоревич
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.01
  • Количество страниц 151
Челищев, Владимир Игоревич. Фундаментализм в современном мире: истоки, социальная природа и политическая сущность: дис. кандидат политических наук: 23.00.01 - Теория политики, история и методология политической науки. Москва. 2006. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Челищев, Владимир Игоревич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ИСТОКИ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФУНДАМЕНТАЛИЗМА.

1.1. Сущность фундаменталистского мировоззрения.

1.2. Особенности формирования фундаменталистской ментальное™.

1.3. Конфликтный потенциал фундаментализма.

ГЛАВА 2. ТИПЫ ФУНДАМЕНТАЛИСТСКИХ ДОКТРИН.

2.1. Религиозный фундаментализм.

2.2. Государственный и этнический фундаментализм.

2.3. Рыночный фундаментализм.

2.4. Фундаменталистские принципы в программах {социально-политических движений.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фундаментализм в современном мире: истоки, социальная природа и политическая сущность»

Актуальность темы исследования

В настоящее время особую актуальность приобретает изучение масштабных социально-политических явлений, с которыми тесно связана жизнь современного общества. Одним из них является фундаментализм. Как отмечают специалисты, «.сегодня мы живем в фундаменталистском мире, поскольку этот феномен все больше заявляет о себе в различных областях социальной действительности»1.

В самом широком смысле фундаментализм означает приверженность определенным принципам, идеям и ценностям, которые рассматриваются как основополагающие (фундаментальные), и принимаются за абсолютную истину, независимо от их содержания. Эти принципы берутся на вооружение отдельными социальными группами или организациями (называемых фундаменталистскими), которые последовательно и самоотверженно претворяют их во все сферы социального бытия, в том числе, и в политику.

Термин фундаментализм, который изначально был связан с протестантским движением начала XX века, выступившим за придание христианской вере ее изначальной чистоты, применяется не только к другим религиозным течениям. Он вошел в активный речевой оборот и широко используется для характеристики различных видов человеческой активности (в сфере экономики, политики, межэтнических и тендерных отношений и т.п.).

После известных всему миру событий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, а также серии других террористических актов, связанных средствами массовой информации с фундаменталистами-смертниками, понятие фундаментализм получило негативную ценностную окраску. Его стали применять в уничижительном смысле (подразумевая под фундаментализмом фанатизм, жестокость, насилие и деспотизм) и неправомерно отождествлять с экстремизмом, политическим радикализмом, даже с терроризмом. Появилось значительное число противоречивых подходов к анализу фундаментализма, его

1 Sim S. Fundamentalist World. The New Dark Age of Dogma. Cambridge, 2005. P. 5. неоднозначных трактовок - слишком узких и очень широких, чисто позитивных и откровенно негативных. Под фундаментализмом даже стали понимать особый вид культурного творчества, интерпретации социальных явлений, процесса производства знания, который отличается догматизмом, нетерпимостью, неспособностью к диалогу и самокритике.

На наш взгляд, фундаментализм - это современный, сложный и многогранный феномен, имеющий культурно-исторические корни и выполняющий в обществе различные функции. К сожалению, он еще очень мало изучен в отечественной политической науке, что существенно затрудняет его адекватное и объективное понимание.

Степень научной разработанности проблемы

Фундаментализм уже давно является объектом пристального внимания зарубежных исследователей, о чем свидетельствует выход в свет пятитомного издания под названием «Фундаменталистский Проект»2, а также специальной энциклопедии3. Западная политическая наука располагает значимыми научными работами, в рамках которых развивалось познание фундаментализма. К ним, прежде всего, следует отнести труды исследователей, в которых затрагиваются сущностные и содержательные аспекты фундаментализма, проблемы влияния этого феномена на жизнь мирового сообщества4.

В целом в современной зарубежной научной литературе можно выделить следующие направления, в русле которых группируются научные публикации.

К первому направлению относятся те публикации, которые посвящены анализу исторического контекста возникновения фундаментализма, и которые, прежде всего, связывают фундаментализм с протестантским движением,

2 The Fundamentalism Project / Marty M., Appleby R. (eds.). Chicago, 1991 - 1995.

3 Encyclopedia of Fundamentalism / E.B.Brasher (ed.) London, 2001.

4 Eisenstadt S. Fundamentalism, Sectarianism and Revolution. Cambridge, 2000; Fundamentalism in Comparative Perspective / Kaplan L. (ed.). Massachusetts, 1992; The Fundamentalism Project / Marty M., Appleby R. Chicago, 1991-1995. выдвинувшим требование возвращения христианской вере ее первоначальной чистоты5.

Во втором направлении рассматривается возможность применения понятия фундаментализм к другими религиям6, особенно, к исламу7, а также религиозный фундаментализм как целостный феномен8.

В рамках третьего направления рассматриваются культурные, социальные и этнические проблемы, связанные со становлением и развитием фундаментализма, выдвигаются различные подходы к интерпретации самого понятия «фундаментализм», предпринимаются попытки теоретико-методологического анализа его содержания9.

Особо выделяется ряд исследований, в которых детально анализируются отдельные разновидности фундаментализма - рыночный фундаментализм, националистический фундаментализм, государственный фундаментализм, а

5 Dollar G. History of Fundamentalism in America // Defenders of God: The Fundamentalist Revolt against the Modern Age / B.Lawrence (ed.). San Francisco, 1989; Hunter J. American Evangelicalism: Conservative Religion and the Quandary of Modernity. New Jersey, 1983; Lindberg C. The European Reformations. Oxford and Maiden, 1996; Masden G. Understanding Fundamentalism and Evangelicalism. Michigan, 1991; Ruthven M. The Divine Supermarket: Shopping for God in America. New York, 1990.

6 Landau D. Piety and Power: The World of Jewish Fundamentalism. London, 1994; Lustic I. For the Land and the Lord: Jewish Fundamentalism in Israel. New York, 1988; Colleman J. Catholic Integralism as a Fundamentalism // Fundamentalism in Comparative Perspective / L.Kaplan (ed.) Mass., 1992; Alexander D. Is Fundamentalism an Integrisme // Social Compass. 1985. № 32/4; Hawley J. Hinduism: Sati and its Defenders // Fundamentalism and Gender / S.Hawley (ed.). New York, 1994; Herman a. A Brief Introduction to Hinduism: Religion, Philosophy and Ways of Liberation. Oxford, 1991.

7 Political Islam / J.Beinin, J.Stork (eds.). London, 1997. Choueriri Y. Islamic Fundamentalism. Boston, 1987; Voices of Resurgent Islam / J. Esposito (ed.). New York, 1983; Lambton A. Islamic Fundamentalism. London, 1989; Roy O. The Failure of Political Islam. London, 1996; Jansen J.G. The Dual Nature of Islamic Fundamentalism. London, 1997.

8 Amstrong K. The Battle for God Fundamentalism in Judaism, Christianity and Islam. London, 2000; Ammerman N. Bible Believers: Fundamentalists in the Modern World. New Brunswick, 1987; Kepel G. The Revenge of God: The Resurgence of Islam, Christianity and Judaism in Modern World. Oxford, 1994; Laurence B. Defenders of God: Fundamentalist Revolt against the Modern Age. San Francisco, 1989; Masden G. Fundamentalism in American Culture. New York, 1980; Niels C., Nielson Jr. Fundamentalism, Mythos and World Religions. New York, 1993; Studies in Religious Fundamentalism / L. Caplan (ed.) New York, 1987; Parker J. "Fundamentalism" and the World of God. Michigan, 1958; Religion and American Political Behavior/Jelen T. (ed.). New York, 1989.

9 Ali T. The Clash of Fundamentalisms: Crusades, Jihads and Modernity. London and New York, 2002; Barr J. Fundamentalism. Philadelphia, 1978; Bruce S. Fundamentalism. Cambridge, 2000; Fundamentalism and Society / Marty M., Scott R. (eds.). Chicago, 1993; Graham B. The Holy Spirit: Activating God's Power in Your Life. London, 1979; Harding S. The Book of Jerry Falwell: Fundamentalist Language and Politics. Prinston, 2000; Ruthven M. Fundamentalism. The Search for Meaning. New York, 2005; Sim S. Fundamentalist World. The New Dark Age of Dogma. Cambridge, 2005; Fundamentalism and Society / Marty M., Scott R. (eds.). Chicago, 1993. также феминистский фундаментализм, экологический фундаментализм и т.п.10

Наконец, четвертое направление объединяет труды, посвященные деятельности так называемых фундаменталистских общественно-политических движений, провозглашающих строгую приверженность своим исходным принципам, которые они последовательно претворяют в жизнь мирового сообщества. При этом значительное внимание уделяется политической активности радикально настроенных фундаменталистских групп, стремящихся добиться своих целей нелегитимными и насильственными средствами11.

В СССР развитие социально-политической мысли осуществлялось исключительно в рамках марксистско-ленинской теории, соблюдение канонов которой требовалось для всех без исключения работ, посвященных общественным проблемам. Труды отечественных ученых, в которых хотя и проводился анализ различных политических процессов и явлений, распространенных в мировой практике, носили не только ярко выраженный критический характер, - они были написаны с фундаменталистских позиций «научного коммунизма», «научного атеизма» и т.п.

В постсоветской России наметились существенные сдвиги в области объективной научной разработки актуальных проблем политической науки. Появился ряд интересных публикаций, посвященных темам формирования новой политической системы и политического режима, становления

10 Juergensmeyer М. The New Cold War? Religious Nationalism Confronts the Secular State. Berkeley, 1993; Kelsey J. Economic Fundamentalism. London, 2000; Moghissi H. Feminism and Islamic Fundamentalism: The Limits of Postmodern Analysis. London, 1999; Fundamentalism and Gender / Havvley J. (ed.). Oxford, 1979; Manes C. Green Rage: Radical Environmentalism and the Unmaking of Civilization. London, 1990; Soros G. The Crisis of Global Capitalism: Open Society Endangered. New York, 1998; Scarce R. Eco-Warriors: Understanding the Radical Environmental Movement. Chicago, 1990.

11 Lipset S., Raab E. The Politics of Unreason: Right-Wing Extremism in America, 1790 - 1977. Chicago, 1978; Swearer D. Fundamentalists Movements in Theravada Buddism // Marty M., Appleby S. Fundamentalisms Observed. Chicago, 1991; Ruthven M. A Fury for God: The Islamist Attack on America. London, 2002; Hiro D. War without End: The Rise of Islamist Terrorism and Global Response. New York, 2003; Mellind P. Fundamentalism in America: Millenialism, Identity and Militant Religion. Edinburgh, 1999; Oliveti V. Terror's Source. The Ideology of Wahhabi-Salafism and its Consequences. Birmingham, 2002; Fundamentalism Reborn? Afghanistan and the Taliban. London, 1998; Rashid A. Jihad: The Rise of Militant Islam in Central Asia. London, 2003; Rashid A. Taliban: The Story of the Afghan Warlords. London, 2001; Simmons H. The French National Front: The Extremist Challenge to Democracy. Oxford, 1996; Wilcox W. God's Warriors: The Christian Rights in Twentieth-Century America. Baltimore and London, 1992. гражданского общества, принципам разделения властей, политическому лидерству, многопартийности, формированию государственной идеологии.

В конце XX века внимание широкой научной общественности нашей страны все больше стали привлекать актуальные и сложные социально-политические феномены, исследованием которых стали заниматься специалисты самого различного профиля. Это политический радикализм, политический экстремизм, терроризм и т.п., которым уже посвящено значительное количество работ. Однако фундаментализм в число этих социально-политических феноменов вошел сравнительно недавно.

Только в начале нового столетия появились первые публикации российских авторов, которые непосредственно обратились к поиску подходов к исследованию феномена фундаментализма, стали затрагивать вопросы о его гноселогических корнях и причинах появления.

При этом большинство отечественных исследователей представляют себе фундаментализм как состояние верующего человека, понимая под этим его приверженность основам, фундаменту религиозной веры. Например, авторы сборника статей «Фундаментализм» определяют фундаментализм как «идеологию религиозных и религиозно-политических движений и течений, которые активно выступают за возвращение к истокам или богословской основе вероучения, за возврат вере ее изначальной чистоты»12.

В данной связи отечественными учеными обычно рассматриваются лишь различные аспекты религиозного фундаментализма13. Следует подчеркнуть, что наиболее значимые работы в данной области связаны, прежде всего, с

12 Левин З.И. Предисловие//Фундаментализм. Статьи. М., 2003. С. 5.

13 Волков А.Б. Израиль: ортодоксальный фундаментализм // Фундаментализм. Статьи. М., 2003; Верховский А. Политическое православие: русские православные националисты и фундаменталисты: 1995 - 2001. М., 2003; Волков А.Б. Религиозный фундаментализм в Израиле и палестинская проблема. М., 1999; Левин З.И. Хранители Слова и блюстители Духа Откровения // Фундаментализм. Статьи. М., 2003; Косткж К. Православный фундаментализм: социальный портрет и истоки // Политические исследования. 2000. № 5; Новик В.Н. Историко-аналитический взгляд на русское православие // Православие и католичество: социальные аспекты. М., 1998; Уляхин В.Н. Фундаментализм в православии: теория и практика // Фундаментализм. Статьи. М., 2003; Филатов С.Б. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ // Политические исследования. 2000. № 5; Филатов С.Б. Возвращение к основам (протестантский фундаментализм). Фундаментализм. Статьи. М., 2003; Шарипова P.M. Возвращение к основам (протестантский фундаментализм) //Фундаментализм. Статьи. М., 2003. исламом14. Очень интересным представляется также анализ причин распространения различных фундаменталистских религиозных доктрин и появления радикальных религиозно-политических организаций в отдельных регионах мира и России15.

Вместе с тем, необходимо признать, что отечественная наука еще не располагает достаточным числом исследований, которые бы разделяли представление о фундаментализме не как о религиозном, а как о комплексном социально-политическом феномене.

В совокупности научные публикации, посвященные фундаментализму, свидетельствуют об огромном внимании зарубежных и отечественных ученых к проблематике фундаментализма и имеют принципиальное значение для ее дальнейшей разработки.

Однако при значительном количестве работ, широте и разнообразии изучаемых тем, трудно говорить о наличии четко сформированной

14 Волков В. Основные направления и течения в исламе // Отечественные записки. 2003. № 5; Габассов P.P. Глобализация и возрождение ислама в Российской Федерации: Эволюция глобализации // Современные проблемы международных отношений и политологии. Сборник научных трудов. Казань, 2004; Игнатенко А.А. Ислам и политика. М.: Институт религии и политики, 2004; Марков К.В. Противостояние ислама и западной либеральной цивилизации. Сбудется ли прогноз Самюэля Хантингтона? // Терроризм - угроза человечеству в XXI веке. Сборник научных трудов. М., 2003; Мирзахмедов А. Феномен ислама // Социологические исследования. 2003. № 3; Мирский Г.И. Политический ислам и Западное общество // Политические исследования. 2002. № 1; Мирский Г.И. Цивилизация бедных // Отечественные записки. 2003. № 5.

15 Гоголицын Ю.М. Спонсоры Джихада. М., 2003; Донцов В.Е. Палестинское движение «Исламский джихад»: идеология и политическая практика // Ближний Восток и современность. Сборник статей. М., 2004; Задонский С.М. Основные политические и политико-религиозные движения и группы в Исламской Республике Иран // Аналитические записки. М., 2004; Игнатенко А.А. InterTeppop в России. Улики. М., 2005; Карпачева О.В. История движения «Талибан» в системе международных отношений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2003. № 1; Кратов Е.В. К вопросу об идеологии современного религиозно-политического экстремизма (на основании материалов, распространяемых в Карачаево-Черкесской республике) // Терроризм и политический экстремизм: вызовы и поиски адекватных ответов. М., 2002; Малашенко А. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2001; Малашенко А., Тренин Д. Время Юга: Россия в Чечне, Чечня в России. М., 2002; Миркасымов Б. Влияние радикальных исламистских организаций на развитие ситуации в регионах Ближнего и Среднего Востока // Терроризм - угроза человечеству в XXI веке. Сборник статей. М., 2003; Ниезов С. Шииты-исламисты Центральной Азии: эволюция, преемственность, перемены // Центральная Азия и Кавказ. 2003. № 6; Ражбадинов М.З. Новые формы экстремистской деятельности радикальных исламистских группировок суннитского толка // Ближний Восток и современность. 2003. Выпуск 18; Ражбадинов М.З. ХАМАС и палестинская национальная администрация в 90-х годах: конфликт или диалог // Ближний Восток и современность. 2004. Выпуск 21; Рощин М.Ю. След исламского фундаментализма на Северном Кавказе. Фундаментализм. Статьи. М., 2003; Рубан JI.C. Чеченский узел Кавказского кризиса. М., 1996; Ярлыкапов А.А. Радикализм и экстремизм в мусульманской среде на Северном Кавказе (взгляд этнографа) // Терроризм и политический экстремизм: вызовы и поиски адекватных ответов. М., 2002. теоретической позиции относительно понимания фундаментализма как масштабного социально-политического явления. Все еще очень мало научных работ, раскрывающих социальную природу и идеологическую сущность фундаментализма, принципы распространения фундаментализма в обществе, а также трудов, посвященных анализу опасности проникновения фундаментализма в политическую жизнь мирового сообщества. Очень редко анализ фундаментализма дается через призму общественных отношений, политических целей, тенденций развития современного политического процесса. Однако именно анализ такого рода приобретает сегодня первостепенное значение.

Объект диссертационного исследования - фундаментализм как современный социально-политический феномен. Предмет диссертационного исследования - истоки, социальная природа, характерные черты и идеологическая сущность фундаментализма.

Цель диссертационного исследования заключалась в проведении систематизированного теоретико-методологического анализа фундаментализма как масштабного и значимого социально-политического феномена, а также содержания основных фундаменталистских доктрин и особенностей их применения в современном мире.

Цель исследования конкретизировалась в следующих задачах:

- выделить и проанализировать основные подходы зарубежных и отечественных исследователей к определению понятия фундаментализм;

- выявить характерные черты фундаменталистского мышления и показать его социальную природу;

- рассмотреть индивидуальные и социальные причины, способствующие проникновению фундаментализма массовое сознание;

- раскрыть особенности основных фундаменталистских доктрин и показать их идеологическую сущность; обозначить фундаменталистские принципы, содержащиеся в программах различных социально-политических движений; определить факторы, способствующие активному внедрению фундаментализма в социальную и политическую жизнь современного общества.

Теоретическая база и методологическая основы диссертации

Теоретической базой диссертации послужили труды широко известных зарубежных и отечественных философов, политологов и социологов16, а также новейшие публикации по всем теоретическим аспектам данной работы, положения и выводы, содержащиеся в них17.

16 Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993; Бжезинский Зг. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. М., 2006; Гидденс Э. Что завтра? Фундаментализм или солидарность // Отечественные записки. 2003. № 1; Добреньков В.И. Глобализация и Россия: социологический анализ. М., 2006; Ливе Ж. Религиозные войны. М., 2004; Малахов B.C. Национализм как политическая идеология. М., 2005; Малашенко А. Исламское возрождение в современной России. М., 1998; Мирский Г.И. Политический ислам и Западное общество // Политические исследования. 2002; Ратвин М. Ислам. Краткое введение. М., 2005; Фукуяма Ф. Будущее фундаментализма // Век XX и мир. М., 1994; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003; Хоффер Э. Истинноверующий: Личность, власть и массовые общественные движения. М., 2004; Ammerman Т. Bible Believers: Fundamentalists in the Modern World. London, 1987; Aron R. L'Opium des Intellectuels. Paris, 1955; Boudon R. L'IdeoIogie, ou l'Origine des Idees Refues. Paris, 1986; Barr J. Fundamentalism. Philadelphia, 1978; Bruce S. Fundamentalism. Cambridge, 2000;Ehrlich P., Harriman R. How to be Survivor. London, 1971; Firestone S. The Dialectics of Sex: The Case of Feminist Revolution. New York, 1992; Heywood A. Political Ideologies. An Introduction. London, 1984; Sim S. Fundamentalist World. The New Dark Age of Dogma. Cambridge, 2005; Ruthven M. Fundamentalism. The Search for Meaning. Oxford, 2004.

17 Али Т. Столкновение цивилизаций: крестовые походы, джихад и современность. М., 2006; Волков А.Б. Израиль: ортодоксальный фундаментализм // Фундаментализм. М., 2003; Гоголицын Ю.М. Спонсоры Джихада. М., 2003; Игнатенко A. InterTeppop в России. Улики. М., 2005; Кепель Ж. Джихад, экспансия и закат исламизма. М., 2004; Красиков В.И. Экстрим. Междисциплинарное философское исследование причин, форм и паттернов экстремистского сознания. М., 2006; Ланцов С.А. Террор и террористы. СПб., 2004; Лукин В.Н. Глобализация и международный терроризм: политический анализ рисков и стратегий обеспечения безопасности. СПб., 2006; Малахов В. Жан-Мари Ле Пен и другие // Космополис. 2002. № 1. Мирзахмедов А. Феномен ислама // Социологические исследования. 2003. № 3; Путилин Б.Г. Террористический интернационал. М., 2005; Рашид А. Талибан, ислам, нефть и новая Большая игра в Центральной Азии. М., 2003; Шарипова P.M. Возвращение к основам (протестантский фундаментализм) // Фундаментализм. М., 2003; Эллиот П., Менделл Н. Теории феминизма // Введение в тендерные исследования. Харьков -СПб., 2001; Chan S. Out of Evil: New International Politics and Old Doctrines of War. New York, 2005; Kelsey J. Economic Fundamentalism. London, 2000; Mann M. Fascists. Cambridge, 2004; Oliveti V. Terror's Source. The Ideology of Wahhabi-Salafism and its Consequences. Birmingham, 2002; Passmore K.

Методологическую основу диссертации составили общие принципы научного исследования - принцип историзма и принцип социальной обусловленности политических явлений. Автором использовался комплексный подход к анализу политических процессов, рассматриваемых в диссертационной работе. Важную роль играли сравнительно-исторический и генетический методы.

Научная новизна диссертации определяется относительной новизной самого объекта исследования - фундаментализма - для отечественной политической науки, а также следующими основными моментами. В настоящей работе:

- выявлены отличия фундаментализма от других социально-политических феноменов (традиционализма, консерватизма, политического радикализма, экстремизма, терроризма и т.п.);

- раскрыта идеологическая сущность фундаментализма и показаны его элементы в радикальных идеологиях - фашизма и ортодоксального коммунизма; обоснована социальная природа феномена фундаментализма, проанализированы индивидуальные и социальные причины распространения фундаментализма в современном мире;

- типологизированы фундаменталистские доктрины и раскрыто их содержание; определены факторы, обуславливающие активное внедрение фундаментализма в политические процессы Российской Федерации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В современной науке термин фундаментализм находит широкое применение и употребляется как в религиозном, так и социально-политическом

Fascism. New York, 2002; Weinberg L. Global Terrorism. Oxford, 2005. контекстах. С одной стороны, фундаментализм трактуется как позитивный социально-культурный феномен, являющийся реакцией на процессы глобализации и модернизации, подрывающие устои традиционного общества. С другой стороны, под ним часто понимают антиинтеллектуальное, фанатическое и нетолерантное мировоззрение. Данные подходы представляются слишком упрощенными.

Фундаментализм - это стиль мышления, посредством которого определенные принципы (всегда заимствованные из религиозных или других авторитетных для какой-либо социальной группы текстов), независимо от их содержания, приобретают неопровержимый и неизменный авторитет у своих сторонников (фундаменталистов). Последние последовательно и решительно претворяют эти принципы в жизнь, защищают их, вступая в противоборство с «чужими», - то есть, всеми теми, кто их не разделяет.

2. Фундаментализм неоправданно сравнивают с традиционализмом или с консерватизмом. Традиционализм апеллирует к вере в необходимость защиты устоявшихся традиций, стремится поддерживать те обычаи и социальные институты, которые прошли проверку временем. Традиция как элемент социального и культурного наследия передается от поколения к поколению и принимается людьми неосознанно, как часть естественного порядка вещей. Фундаментализм - это осознанная и последовательно защищаемая традиция. В этом аспекте традиционализм и фундаментализм имеют пересечение. Однако когда фундаментализм пытается внести собственные (новые) принципы в устоявшиеся социальные практики и призывает к масштабному обновлению общества в соответствии с ними, то он имеет мало общего с традиционализмом.

Фундаментализм отличен от консерватизма как по своему характеру, так и по амбициям. Характерные черты консерватизма - это умеренность и сдержанность, а фундаментализма - необузданность и неистовство. Консерватизм склонен к защите элит и поддержанию существующей социальной иерархии. Фундаментализм олицетворяет популистские и эгалитарные настроения. Консерватизм защищает преемственность и постепенность, в то время как фундаментализм часто бывает радикальным, а иногда - открыто революционным.

Фундаментализм (как стиль политического мышления) нельзя отождествлять ни с экстремизмом, ни с политическим радикализмом (как особыми типами политического действия). Однако та система мышления, которая начинается с фундаментализма, вполне способна привести к экстремизму и даже к террору.

3. Фундаментализм следует рассматривать как идеологию, если фундаменталистские принципы определяют цели политики, формулируют ориентиры политической деятельности, предлагают выбор средств их реализации и мобилизуют определенные слои населения для участия в политическом процессе. Фундаментализм имеет идеологическую сущность, когда предлагает собственное видение существующего мирового порядка, конструирует свое представление о «правильном» обществе и выдвигает модели, согласно которым должны произойти политические изменения. Принципы фундаменталистского мышления наиболее органично вписываются в радикальные идеологические доктрины фашизма и ортодоксального коммунизма, которые делят мир на «своих» и «чужих», обосновывают возможность его преобразования любыми радикальными средствами.

В то же время в рамках фундаментализма не выработан целостный и специфический набор установок (например, относительно взаимоотношений личности, общества и государства и т.п.), позиций по отношению к отдельным социальным институтам, которые отличают, например, такие идеологии как либерализм и консерватизм. Фундаменталисты редко опираются на классические политико-философские теории и никогда не ведут политической полемики.

4. В целом фундаменталисты придерживаются традиционных государственно-центричных взглядов на политику. Однако их отличает особый стиль политической активности, существенными чертами которого являются решительность, готовность к энергичным сражениям со своими противниками и даже воинственность. Фундаменталистов можно считать последовательными приверженцами различных версий манихейской доктрины, которая делит мир на два враждующих лагеря (Бога и Дьявола, Света и Мрака, Добра и Зла и т.п.). Соответственно цель многих радикальных фундаменталистских организаций -обнаружить и победить зло или «Сатану», установив собственный социальный и политический порядок. При этом под «злом» понимаются все возможные противники и оппоненты. Важнейшим следствием является готовность фундаменталистов участвовать в неконституционном политическом действии, использование ими насильственных средств.

Однако представляется заблуждением мнение о том, что все фундаменталисты являются террористами, поскольку в подавляющем большинстве случаев они прибегают именно к легитимным средствам. Тем не менее, нельзя отрицать и связь фундаментализма с насилием, когда его побудительным мотивом является защита своих фундаментальных принципов, доведенная до фанатизма, толкающего людей на самопожертвование. Именно «истинные принципы» часто выступают той идеологической основой, которая оправдывает агрессивные действия фундаменталистов.

5. В настоящее время широко известны фундаменталистские доктрины, часто называемые «масштабными версиями фундаментализма», которые функционируют в важнейших сферах общественной жизни - религии, экономике, государственной политике и межэтнических отношениях. Фундаменталистские принципы можно выделить в программах не только религиозных, но и радикальных феминистских или экологических организаций, движений «против абортов», других социальных и политических фундаменталистских групп, которые возникают во многих частях мира - от Северной Америки до Юго-Восточной Азии. Их привлекательность для широких масс населения обусловлена, прежде всего, социальными причинами и базируется на способности их лидеров предложить решения, которые в этом сложном мире представляются людям простыми, легко осуществимыми и, прежде всего, безальтернативными.

Научная и практическая значимость диссертации

Научная значимость диссертации заключается в возможности использования ее основных выводов:

- в дальнейших исследованиях по проблемам распространения фундаментализма в социальной и политической жизни России;

- при выработке практических мер, направленных на борьбу с радикальными фундаменталистскими социально-политическими движениями;

- в целях оптимизации процесса принятия ключевых решений в идеологической области.

Ряд положений диссертационной работы может применяться для разработки принципов построения современного политического знания в целом.

Собранный фактологический материал представляется полезным при разработке учебных курсов по политологии, политической психологии и политической социологии.

Апробация исследования

Основные положения диссертационного исследования получили апробацию на II Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» «Будущее России: стратегии развития» (Москва, 14-15 декабря 2005 г.) и на III Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные о изменения в современной России» (Москва, 3-5 октября 2006 г.) . По материалам диссертации опубликован ряд научных работ19.

18 Челищев В.И. Религиозный фундаментализм и глобальный терроризм // Доклады ученых ИСПИ РАН на международной научной конференции «Сорокинские чтения. «Будущее России: стратегии развития». М., 2006; Челищев В.И. Глобальный терроризм: идеологическое обоснование и сущность // Тезисы докладов и выступлений Всероссийского социологического конгресса «Глобализация и социальные изменения в современной России. М., 2006. Т. 8.

19 Челищев В.И. Феномен идеологии с позиций методологического индивидуализма // Наука. Культура. Общество. 2005. № 4; Челищев В.И. Идеология национализма в контексте политической теории // Наука. Культура. Общество. 2006. № 1; Челищев В.И. Радикальные идеологии в современном мире // Наука. Культура. Общество. 2006. № 3; Челищев В.И. Особенности

Структура работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория политики, история и методология политической науки», Челищев, Владимир Игоревич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фундаментализм в современном мире является одним из значимых социально-политических феноменов. Можно привести высказывание одного из историков американского фундаментализма - Г.Масдена, который следующим образом охарактеризовал масштабы этого явления только в Америке: «.швырните яйцо из окна спального вагона, и в какой бы точке США Вы сегодня не находились, обязательно попадете в фундаменталиста»253.

Как показало проведенное исследование, в широком смысле, фундаментализм означает приверженность определенным принципам, которые для какой-либо социальной группы или организации являются фундаментальными, истинными и неопровержимыми. Хотя обычно с ним связывают религию, фундаментализм можно увидеть и в различных политических, экономических и социальных доктринах. Даже либеральный скептицизм, как считают, может включать элементы фундаментализма, поскольку утверждает, что все теории обязательно должны быть подвергнуты сомнению (за исключением своей собственной).

Фундаментализм бывает государственным, националистическим, рыночным, феминистским, экологическим и т.п. При этом отдельные разновидности фундаментализма имеют мало или вообще ничего общего, за исключением того, что их сторонники всегда демонстрируют серьезное рвение, порожденное уверенностью в своей правоте. Хотя этот термин часто используется уничижительно, чтобы подразумевать непоколебимость (жесткость), догматизм и авторитарность, фундаментализм может также означать самоотверженность и преданность принципу.

В настоящее время фундаментализм, как нейтральный не только по своей богословской, но и чисто научной сущности, термин фундаментализм используется в своих интересах как передовыми, так консервативными и даже реакционными силами.

Для первых - фундаментализм это позитивный социокультурный феномен, который содержит в себе мощное духовное содержание. Это призыв к духовному пробуждению и возрождению, обусловленный стремительным процессом секуляризации культуры, утраты традиционных форм жизни и ценностей, падением интереса к вере и религиозной жизни, размягчением нравственного сознания.

Действительно, такой фундаментализм возникает, прежде всего, в обществах, оказавшихся на пороге утраты собственной идентичности. Так, по мнению мусульманских духовных лидеров, современное национальное государство потерпело катастрофу. Слабость и подчиненное положение мусульманских государств - это следствие безбожия мусульман, которые уклонились от пути, начертанного Богом, и предпочли ему светские, материалистические идеологии и ценности Запада или Востока - капитализм или марксизм». Поэтому вдохнуть жизнь в мусульманские правящие учреждения и в общество можно лишь одним способом: вновь утвердить исламский закон, сделать его основой государства и общества, которые должны руководствоваться исламом и опираться на социальную справедливость254.

Действительно, в настоящее время идеология «западной либеральной демократии», фактически одержала победу над тоталитарными идеологиями, которые фактически ушли в прошлое (ортодоксальным марксизмом, фашизмом или расизмом), но в мировом сообществе все равно наблюдается противостояние, ведутся ожесточенные споры, инициируются вооруженные столкновения.

Дело в том, что так называемая «западная демократия» - это один из видов политического фундаментализма. Так, по мнению известного ученого Ф.Фукуямы - «триумф Западной либеральной демократии является началом политического тысячелетия, в котором будут решены все противоречия,

253 Marsden G. Reforming Fundamentalism: Fuller Seminary and the New Evangelicalism. Grand Rapids. Michigan, 1987. P. vii.

254 Смотри об этом: Мирский Г.И. Цивилизация бедных // Отечественные записки. 2003. № 5. лее сложившиеся в истории человечества» . Однако такое однополярное видение мировой системы оставляет остальную часть мира без реальной политической альтернативы.

С падением коммунизма и возникновением иллюзий относительно прекращения всех идеологических конфликтов удобным обобщением и привлекательным образом складывающихся в мире условий для Америки также стала глобализация. До сих пор для большей части американской политической и экономической элиты глобализация является не просто достойным внимания фактом, но и четкой нормой, определяя как содержание этой нормы, так и механизм ее толкования, не только инструментом диагностики, но и программой действий. В систематизированной форме эти аспекты глобализации составляют доктрину, основанную на морально прочном утверждении исторической неизбежности глобализации.

Такую трактовку глобализации с полным правом можно считать формой политического фундаментализма. Как отмечают исследователи, её продают обществу с таким религиозным усердием, как будто это ответ на все социальные и политические проблемы планеты и единственно возможный путь достичь экономического спасения. Апологеты глобализации, как и религиозные фундаменталисты, не признают соперников256.

Победа принципов западной демократии и либеральной глобализации

257 фактически устанавливает политическое и культурное господство США , «империалистический фундаментализм» которых, по мнению ученых, - самая серьезная угроза, стоящая перед миром.

По мнению ряда исследователей именно этот американский империалистический фундаментализм есть «мать всех фундаментализмов», он просачивается практически в каждый уголок глобальной политической сцены. Агрессивная политика США, руководители которых объявляет своими противниками все те страны, которые не разделяют пропагандируемые ими

255 Fukuyama F. The End of History and the Last Man. London, 1992. P. 12.

256 Sim S. Fundamentalist World. The New Dark Age of Dogma. Cambridge: Icon Books Ltd., 2005. S. 117.

257 Смотри об этом: Добреиьков В.И. Глобализация и Россия: социологический анализ. М.,2006. принципы демократии, соответствует исламскому представлению об Америке как о «Большой Сатане», от которой можно ожидать только зло.

Это государство последовательно преследует цели мирового лидерства, безжалостно устраняя всех конкурентов. При этом в границах собственной территории США лицемерно возвеличивают демократию, но при этом активно поддерживают как новые удобные им правительства (Иране, Афганистан), так и диктатуры милитаристского характера, когда это выгодно. Например, такие государства как Пакистан и Саудовская Аравия получали американскую поддержку, несмотря на местную коррупцию политических элит и на их непоправимо циничное отношение к демократическим принципам и учреждениям. Пока господствующие там режимы были антикоммунистическими, Америка «закрывала глаза» на отсутствие там таких демократических атрибутов как права человека и свобода выбора258.

Более того, активное внедрение принципов рыночного фундаментализма, пропагандируемых международными финансовыми организациями МВФ и Всемирным Банком, которые выполняют политический заказ Америки, в экономику слабых государств провоцирует очень сильную негативную реакцию в развивающемся мире. Так, существует точка зрения, согласно которой «американский империалистический фундаментализм» и «рыночный фундаментализм» порождают ответную реакцию - «исламский фундаментализм». Они убеждают мусульман вырваться на свободу из

259 ловушки Запада», в которую они пойманы , а радикально настроенные исламистские движения бросают вызов мировому порядку.

Особую опасность при этом представляют политические исламистские организации. У них имеется широкая социальная и политическая база, а их лидеры способны умело апеллировать к исламской традиции, к религиозной общественной мысли, выделяя из нее те компоненты, которые служат оправданием их борьбы. Как полагают исследователи, к исламу обращаются для подтверждения разнородных, порой взаимоисключающих идейнополитических взглядов260. Более того, ислам используют самые разные силы, в том числе мало знакомые с исламской традицией.

В настоящее время усиление позиций радикальных исламских организаций становится одной из причин дестабилизации не только в мусульманском мире, способствует распространению религиозного экстремизма на глобальном уровне.

С одной стороны, опыт мусульманских стран Ближнего и Среднего Востока свидетельствует о невозможности достижения исламистами своей главной политической цели - создания «истинно исламского» государства с абсолютным доминированием шариата и установлением непреодолимого барьера на пути проникновения любого внешнего влияния. С другой стороны, делать вывод о крахе политического исламского движения, о том, что исламские радикалы полностью откажутся от своей цели и займут оборонительную позицию, преждевременно. Наиболее вероятно ожидать целенаправленной активности исламистов в ситуациях, когда люди весьма восприимчивы к идеологическим лозунгам, поданным в религиозной упаковке.

К сожалению, эти лозунги выдвигают не глубоко верующие люди, а ими прикрываются разного рода экстремисты и сепаратисты. Очень часто средства массовой информации, отражая те или иные беспорядки в мире, называют их «религиозной враждой». Однако это не религиозная вражда, а целенаправленные действия фундаменталистов, которые натравливают социальные низы на другие государства и народы, используя религиозную риторику. Радикальным фундаменталистам нужна не истина, или правда о религии, - им необходима политическая власть, а самый легкий путь -объединить для этой цели большие массы людей, это создать для них образ врага в лице «иноверца», «инородца» и вообще «чужака».

Фундаментализм активно проникает в социальную, политическую и экономическую жизнь различных стран мира, в том числе, и России.

Целесообразно выделить специфические причины, способствующие проникновению и укреплению фундаментализма в политическом сознании российского общества.

Во-первых, это тоталитарное прошлое нашей страны. В дореволюционной России для русского народа вполне естественным представлялось господство самодержавия и одной истинной религии -православия, канонизированных Русской православной церковью.

Об их догматическом, тоталитарном характере убедительно писал еще М.Вебер. В своей работе «К положению буржуазной демократии в России» этот социолог отмечал: «. исключая [власть] церкви и крестьянской общины, . осталась, может быть, еще абсолютная власть царя, воспринятая от татарских времен, которая в настоящее время после распадения всех «органических» форм, определивших Россию XVII и XVIII столетий, висит в воздухе и стала совершенно «неисторичной»261.

И далее о церкви: «. если оставить в стороне ее национальный характер, то уже прошлое и форма организации православной церкви. делает совершенно невероятным, - как бы ее ни перестраивать - чтобы она когда-нибудь могла, наподобие Римской церкви, проявить себя защитницей свободы против власти полицейского государства»262.

Советским людям приходилось руководствоваться принципами одной единственно верной доктрины (теория марксизма-ленинизма263), следовать указаниям одной партии, действующей от имени народа, не приемлющей оппозиции и возглавляемой бессменным лидером. Это во многом объясняет сохранение тоталитарных стереотипов в массовом сознании и политическом поведении российских граждан, которые неизбежно приводят к фундаментализму.

Именно стремлением остановить свой выбор на новой, но опять же

260 Милашенко А., Тренин Д. Время Юга: Россия в Чечне, Чечня в России. М., 2002. С. 72.

261 Вебер М. К положению буржуазной демократии в России // Социология. 2005. №№ 3-4. С. 155 -156.

262 Вебер М. К положению буржуазной демократии в России // Социология. 2005. №№ 3-4. С. 167.

263 О диалектическом и историческом материализме // История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс / Под редакцией комиссии ЦК ВКП(б), одобрен ЦК ВКП (б). М., 1938. С. 112. единственно верной доктрине, во многом был предопределен радикальный поворот нашей страны к «свободному рынку», ознаменованный, как это было показано в диссертационном исследовании, экстренным внедрением принципов рыночного фундаментализма в российскую практику. Они известны: «приватизация», «либерализация» и «монетаризация».

Сегодня тезисы некоторых политиков о том, что в России вновь должна установиться однопартийная система, а во власти навсегда укрепиться безальтернативный лидер и т.п., являются, по существу, этапом на пути к поиску новой фундаменталистской догматической доктрины.

Во-вторых, наличие острых социальных и экономических проблем, отсутствие ясных политических и экономических программ, действенной социальной политики, правовых основ для окончательного урегулирования межэтнических споров также приводит российских граждан к поиску простых и привлекательных политических решений, которые могут приобретать радикальный характер. Например, - «отобрать все у богатых и поделить», «искоренить всех евреев», «выдворить мигрантов» и т.п. Тем самым усиливается раскол общества.

В-третьих, в процессе радикального реформирования потерпела крах не только социалистическая идеология: во многом размытой оказалась создававшаяся веками иерархия ценностей россиян, основанная на принципах социальной солидарности, соучастии, сострадании.

Радикальные реформы конца XX века поставили российский народ у черты духовной деградации и физического вырождения, а российское общество в целом - на грань потери своего идейно-нравственной идентичности (политических ориентиров, идейных ценностей и нравственных идеалов). Существенно усугубил эту ситуацию идеологический вакуум, образовавший в результате потери главенствующих позиций и отступления социалистической идеологии. В итоге изолированный, лишенный прочных общественных корней и связей, вырванный из своего привычного социального окружения человек -одиночка оказывается бессильной и беззащитной игрушкой в руках манипулирующих им могущественных «внешних» сил, в ряду которых все большее влияние приобретают фундаменталистские организации.

В-четвертых, существует ряд обстоятельств, способствовавших всплеску религиозного фундаментализма в России.

В период масштабных социально-политических перемен (как это имело место в нашей стране) многие народы в стремлении переосмыслить происходящие изменения закономерно обращаются к основам бытия, сердцевиной которых в ряде стран выступает религиозный уклад.

Безусловно, религия выходит на историческую сцену в силу духовного кризиса общества, однако этот религиозный ренессанс обусловлен временным специфическим возвратом к религиозной духовности. Прежде всего, действует такой фактор, как мотив реванша в общественном сознании в отношении того, что ранее не одобрялось или запрещалось. Важна не только вновь обретаемая вера, но и демонстрация протеста по отношению к прошлому, на основании чего складывается своего рода мода на религию, без знания и понимания ее истинно духовных основ.

К сожалению, в подобной ситуации определенные силы в обществе попытаются использовать религию для реализации собственных политических целей. Примером тому является активизация различных радикальных религиозных организаций, которые ведут борьбу за умы и сердца российских граждан.

Серьезную опасность представляет православный фундаментализм, к которому склонны русские люди и который связан с духовным изоляционизмом, специфической гордыней - мы должны спасти всех, мы единственно правые, единственно истинные. Такой фундаментализм неизбежно связан с внутренней агрессией под личиной внешнего смирения, с искажением традиции, с буквализмом и обрядоверием, что глубоко чуждо духу Христову. Например, фундаментализм так называемых «ревнителей благочестия», которые высказывают резко отрицательное отношение к внитрицерковной реформе православия образует не столько их обрядовое благочестие, сколько церковно-политическая программа ответов на «внешние» вопросы.

Не щадят сил и средств ваххабиты, которые для того, чтобы донести свои идеи до русскоязычного читателя, а идеологическое обоснование для терроризма в современной России - в основном, ваххабитское. Самый свежий пример, который дают отечественные исследователи - русскоязычный аль-каидовский сайт «Исламский джаамат». На сайте особо указывается, что он основывается в своих статьях и фатвах на изречениях исламских улемов и салафитских шейхов «нашего времени». В их числе указываются все те ваххабиты, которые известны как идеологи международного терроризма: шейх Ибн-Усеймин, шейх Насир аль-Фахд, шейх аш-Шуайби, шейх аль-Айири (глава саудовской Аль-Каиды), а также обосновавшиеся в Великобритании Абу-Хамза аль-Мисри и Омар Бакри Мухаммад264. В настоящее время борьба за укрепление в рядах российских мусульман идеологии ваххабизма продолжается.

В-пятых, Россия является привлекательной страной в силу ее богатства природными ресурсами и территориями, в виду чего страны запада хотят поставить ее в зависимость от собственной политики. Это происходит как посредством экспансии Западом по существу фундаменталистских принципов -«западной демократии», «свободного рынка», «либеральной глобализации» и т.п. И если радикальные феминистские или экологические организации вряд ли скоро найдут достаточный простор для самовыражения в нашей стране, то националистический фундаментализм давно пустил в ней глубокие корни. Об этом свидетельствует активизация ряда националистических и шовинистских кампаний и активизация движений соответствующего толка.

Сегодня отечественным ученым следует серьезно задуматься над тем, почему в современном мире фундаментализм имеет столь большое влияние, а также глубже понять сущность этого социально-политического феномена. Они должны помочь мировому сообществу осознать опасность, которая заключается в том, что он склонен догматизировать любое содержание, проявлять нетолерантность и радикализм, делить мир на «верных» и «неверных», призывать к людей к нетерпимости и противостоянию друг с другом, а общество - к расколу.

Как можно противостоять развитию и распространению фундаментализма?

В-первых, важно всеми силами стремиться к созданию в обществе атмосферы скептицизма, - чем сильнее дух скептицизма, тем лучше. В обществе необходимо культивировать полемику, способную управлять его социальной, политической и экономической судьбой, а идеология никогда не должна одерживать верх над наукой. Критика и полемика, как неотъемлемые составляющие научного мышления - способны серьезно противостоять фундаментализму, который очень не любит подвергать свои принципы тщательному изучению или ставить их под сомнение.

Следует подчеркнуть, что такую точку зрения разделяют многие западные ученые. Так, для американского исследователя Ш.Муффа, с одной стороны, если нет противника, то и нет никакой демократии. Хорошо функционирующая демократия подразумевает конфронтацию между различными политическими позициями, что требует реальных дебатов и л/г выдвижения различных альтернатив . Основное условие Ш.Муффа для продвижения общества вперед - это условие «воинствующего плюрализма», в котором инакомыслие не только не допустимо, но активно поддерживается на благо народа266.

Как это ни покажется парадоксальным, но помочь победить фундаментализм также способна религия. Например, некоторые православные священники рассматривают фундаментализм как забвение предупреждения Христа против «закваски книжников и фарисеев».

Все религиозные традиции, выполняющие в обществе свои традиционные - духовные функции, безусловно, призывают к добру, но этим призывам на следуют немногие. Так, в Евангелии четко обозначен нравственный принцип, который, как известно, гласит: не делай ближнему того, чего не пожелал бы самому себе. Многих распрей можно избежать, если интеллектуально развитые люди будут исповедовать те моральные нормы, которые действительно заложены в основных мировых религиях. При этом особенно важна роль межрелигиозного диалога, совместных усилий различных духовных лидеров против религиозного фанатизма. Такой диалог должен поддерживаться непрерывно, на самом высоком уровне, и если у какой-либо из конфессий возникают проблемы, их всегда можно решить за столом переговоров.

В то же время, следует активно развивать у людей, просвещая их, научное мышление, которое способно подвергать любые принципы тщательному изучению или хотя бы просто ставить их под сомнение.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Челищев, Владимир Игоревич, 2006 год

1. Али Т. Столкновение цивилизаций: крестовые походы, джихад и современность / Пер. с англ. Старостина А.И. М.: Астрель, ACT, 2006.

2. Арон Р. Демократия и тоталитаризм / Пер. с франц. М.: Текст, 1993.

3. Бжезинский 3. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство / Пер. с англ. М.: Международные отношения, 2006.

4. Библия. М.: Российское библейское общество, 2003.

5. Верховский А. Политическое православие: русские православные националисты и фундаменталисты: 1995 2001. М., 2003.

6. Волков А.Б. Израиль: ортодоксальный фундаментализм // Фундаментализм. Статьи. / Отв. ред. З.И.Левин. М.: Институт востоковедения РАН Издательство «Крафт+», 2003.

7. Волков А.Б. Религиозный фундаментализм в Израиле и палестинская проблема. М.: Институт востоковедения РАН, 1999.

8. Волков В. Основные направления и течения в исламе // Отечественные записки. 2003. № 5.

9. Габассов P.P. Глобализация и возрождение ислама в Российской Федерации: Эволюция глобализации // Современные проблемы международных отношений и политологии. Сборник научных трудов. Казань, 2004. Ч. 3.

10. Гидденс Э. Что завтра? Фундаментализм или солидарность // Отечественные записки. 2003. № 1.

11. Гоголицын Ю.М. Спонсоры Джихада. М.: Эксмо: Яуза, 2003.

12. Добреньков В.И. Глобализация и Россия: социологический анализ. М.: ИНФРА-М, 2006.

13. Донцов В.Е. Палестинское движение «Исламский джихад»: идеология и политическая практика // Ближний Восток и современность. Сборник статей. М., 2004.

14. Доценко E.J1. Психология манипуляции: феномены, механизм и защита. М.: Издательство ЧеРо, 1997.

15. Евстигнеев Р. Россия и кредитная политика МВФ и МБРР // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 6.

16. Задонский С.М. Основные политические и политико-религиозные движения и группы в Исламской Республике Иран // Аналитические записки. М., 2004.

17. Игнатенко A.A. InterTeppop в России. Улики. М.: Издательство «Европа», 2005.

18. Игнатенко А.А. Ислам и политика. М.: Институт религии и политики, 2004.

19. Илларионов А. Модели экономического развития и Россия // Вопросы экономики. 1996. № 7.

20. Карпачева О.В. История движения «Талибан» в системе международных отношений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2003. № 1.

21. Кепель Ж. Джихад, экспансия и закат исламизма / Пер. с франц. В.Ф.Денисова. М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 2004.

22. Костюк К. Православный фундаментализм: социальный портрет и истоки // Политические исследования. 2000. № 5.

23. Красиков В.И. Экстрим. Междисциплинарное философское исследование причин, форм и паттернов экстремистского сознания. М.: Водолей Publishers, 2006.

24. Кратов Е.В. К вопросу об идеологии современного религиозно-политического экстремизма (на основании материалов, распространяемых в Карачаево-Черкесской республике) // Терроризм и политический экстремизм: вызовы и поиски адекватных ответов. М, 2002.

25. Кырлежев А.И. Фундаментализм религиозный // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2001. Т. 4.26

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.