Функции антропонимов в немецкой художественной прозе XX в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.04, кандидат филологических наук Буркова, Татьяна Александровна

  • Буркова, Татьяна Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2001, Уфа
  • Специальность ВАК РФ10.02.04
  • Количество страниц 220
Буркова, Татьяна Александровна. Функции антропонимов в немецкой художественной прозе XX в.: дис. кандидат филологических наук: 10.02.04 - Германские языки. Уфа. 2001. 220 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Буркова, Татьяна Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1 Становление антропонимической системы в немецком языке.

1. 1 Антропонимика как отрасль ономастики и ее предмет.

1. 2 Развитие системы личных имен в немецком языке.

1.3 Становление немецких фамилий.

1.3.1 Патронимические фамилии.

1.3.2 Фамилии по происхождению.

1.3.3 Фамилии по местожительству.

1.3.4 Фамилии по профессии, роду занятий.

1.3.5 Фамилии, мотивированные внешними и внутренними признаками носителя.

1. 4 Современная антропонимическая система немецкого языка.

ГЛАВА 2 Антропонимия в художественной ономастике.

2. 1 Литературная ономастика на современном этапе.

2. 2 Антропоним как единица структуры художественного текста и его специфика.

ГЛАВА 3 Функции антропонимов в немецкой прозе.

3. 1 Функции официального именования личности комплексными и фамильными антропонимами.

3.2 Функции личных и фамильных онимов в неофициальном именовании личности.

3. 3 Вариативность личных имен в немецкой прозе.

3. 4 "Говорящие" имена литературных героев.

3. 5 Псевдонимы как разряд антропонимов и их функции в номинации личности в художественной прозе.

3. 6 Прозвище как средство характеристики лица в художественной литературе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Функции антропонимов в немецкой художественной прозе XX в.»

Предлагаемая работа посвящена изучению функционирования немецких антропонимов в текстах художественной прозы. Актуальность исследования обусловлена не только неугасающим интересом лингвистов, литературоведов, историков к ономастической лексике. Проблемами ономастики активно занимались и занимаются как отечественные (В.А. Никонов, А.В. Суперанская, Н.В. Подольская, JI.M. Щетинин, В.Д. Бондалетов, JI.A. Введенская, Н.К. Колесников, Т.В. Топорова, М.В. Горбаневский, М.К. Шарашова, В.А. Ивашко, и др.), так и зарубежные лингвисты (A. Gardiner, A. Bach, М. Gottschald, H.S. Sorensen, К. Gutschmidt, W.Fleischer, W. Seibicke, Т. Witkowski, G. KoB etc.)

Имена собственные играют очень важную роль в познании истории, культуры, языка народа той или иной страны. Реальная антропонимия служит основой литературной ономастики, разработка которой особенно интенсивно идет в последнее десятилетие в связи с общей антропоцентрической направленностью современной науки. При этом в центре внимания исследователей находятся не только проблемы этимологии и генезиса, но и семантики, стилистики, фонетики, морфологии, словообразования, грамматики, а также аспекты взаимоотношений и взаимодействия ономастической лексики с апеллятивной лексикой немецкого языка, как впрочем, и вопросы функционирования антропонимов в тексте. Необходимость дальнейшей разработки литературной ономастики, значимость имен персонажей для понимания и интерпретации современного художественного произведения, задача создания теории имен литературных персонажей предопределяют актуальность работы. На данном этапе развития лингвистического знания проблема функционирования антропонимов в текстах немецкой художественной прозы, представляющая несомненный научный интерес, является явно недостаточно исследованной как в отечественной, так и в зарубежной германистике. Этим обусловлен выбор данной проблематики в качестве предмета диссертационного исследования.

Предмет исследования составляют официальные и неофициальные именования личности - антропонимы в немецкой художественной прозе XX века.

Цель предпринимаемого исследования заключается в выявлении функций немецких антропонимов в структурной, семантической и жанрово-стилистической организации текстов немецкой художественной прозы, то есть в описании функционирования именований персонажей в современной немецкой художественной прозе.

В соответствии с общей целью работы автор ставит перед собой следующие задачи:

1. рассмотреть проблемы современной антропонимики как отрасли ономастики;

2. проследить историю развития системы личных и фамильных имен в немецком языке;

3. представить краткое описание современной немецкой антропо-нимической системы;

4. охарактеризовать современное состояние литературной ономастики;

5. выявить функции официального именования личности комплексными и фамильными антропонимами;

6. охарактеризовать функции личных и фамильных онимов в неофициальном именовании личности;

7. определить роль "говорящих" имен в характеристике литературных героев художественных произведений;

8. выявить функции прозвищ как средств характеристики лица в художественной литературе и дать их структурно-семантическую классификацию;

9. описать функции использования личных имен и их стилистические коннотации с учетом вариативности личных имен;

10. определить функциональные нагрузки псевдонимов в литературных произведениях как одного из видов антропонимов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- предлагается классификация функций антропонимов в современном немецком художественном тексте;

- личные имена собственные в поэтике рассматриваются с опорой на новейшие достижения лингвистической науки в трех измерениях - с точки зрения семантики, синтактики и прагматики;

- подробно исследуется значимость разноаспектного анализа функций личного имени и фамилии персонажа для более глубокого раскрытия художественных образов произведения;

- рассматривается комплексное функционирование антропонимов на материале немецкого языка в произведениях немецких авторов XX столетия.

Теоретическая значимость исследования по данной теме определяется кругом поставленных проблем, заключающихся в том, что его результаты могут служить базой для дальнейшей разработки литературной ономастики, в частности - теории имен персонажей, способствующей более глубокому пониманию и интерпретации авторского стиля и языка художественных произведений. Наряду с этим уточняется и детализируется механизм авторского использования литературных антропонимов в жанре современной немецкой художественной прозы.

Определенный вклад в теорию ономастики вносит выявление присущих антропонимам функций и описание информационного потенциала всех видов антропонимов - личного имени, фамильных онимов, комплексных антропонимов, прозвищ, псевдонимов, "говорящих" имен как языковых знаков, отражающих развитие материальной и духовной культуры в немецкоязычных этносоциумах Германии, Австрии, Швейцарии, Люксембурга и др.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования ее результатов на лекционных и семинарских занятиях по общему языкознанию, лексикологии, страноведению, методике преподавания немецкого языка при обучении студентов языковых специальностей; при обучении исследовательской практике аспирантов и студентов, а также в организации и проведении спецкурсов по ономастике, в частности по общей и немецкоязычной антропонимике.

Материалом исследования послужили тексты современных писателей немецкой художественной прозы, созданные и опубликованные в XX веке. Детальному анализу функционирования личных имен собственных персонажей были подвергнуты более 70 произведений таких авторов, как Ch. Nostlinger, P.Hartling, О. Hassencamp, Н. Fallada, Е. Kastner, Th. Mann, E. Loest, L.Thoma, Th. Valentin, E. Strittmatter, Ch. Bruckner, A. Broger, U. Da-nella, G. Gorlich, B. Brecht, G. Radtke и др.

В основу методики исследования положен информационно-смысловой анализ, включающий сопоставительное рассмотрение имен персонажей, что является в данной работе основным приемом. Она также включает комплексное использование современных лингвистических методов, используемых в разработке теории текста и лексикологии.

1. Компонентный анализ, имеющий целью разложение значения на минимальные семантические составляющие, помогающий при опоре на словарные дефиниции и контекстные характеристики имен собственных, в частности "говорящих" имен и прозвищ, выявить значимые для понимания текста семы.

2. Контекстуальный анализ, позволяющий установить художественную и смысловую значимость отдельных элементов в выражении скрытых смыслов в целостном литературном тексте.

3. Лингвостилистический анализ, позволяющий описать приобретаемые именованиями персонажей дополнительные стилистические коннотации в смысловой структуре художественного текста.

Структура диссертации: Архитектоника исследования включает введение, 3 главы, заключение, список использованных произведений немецкой художественной прозы, а также библиографию цитируемых лингвистических трудов, содержащую 176 наименований. Текст диссертации и результаты диссертационного исследования изложены на 188 страницах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Германские языки», Буркова, Татьяна Александровна

Заключение

Результаты изучения теоретической проблемы ономастики и проведенного исследования функций антропонимов в немецкой художественной прозе XX столетия позволяют сделать следующие выводы, имеющие как общенаучное, так и практическое значение.

1. Проблемы "человек и язык", "язык и культура" приобретают в последнее время все большую актуальность. Становится очевидным, что адекватное исследование языка возможно только при условии выхода за его "пределы", при обращении к человеку - творцу языка в конкретном этносо-циуме. Имена собственные играют очень важную роль в познании истории, культуры, языка народа той или иной страны. Они являются универсальным и специфическим средством, позволяющим в определенной степени представить социальный статус, духовный мир, национальные особенности как именуемого, так и именующего. Общетеоретическое значение ономастики обусловлено универсальным характером имен собственных. Они свойственны всем языкам мира. Ономастикон представляет собой такую часть лексики любого языка, которая чрезвычайно тесно связана с потребностями общества и целиком обусловлена социально-историческими, социально-экономическими и социокультурными фактами.

2. Специфика имени собственного проявляется как на уровне языка, так и на уровне речи, что связано и со структурно-языковой, и с функциональной его стороной. Разнообразие функций антропонимов в синтаксическом, семантическом, синтагматическом, парадигматическом и прагматическом измерениях находит отражение на всех уровнях языковой системы. Они занимают особое положение в языке не только в лексическом отношении, но и по своим орфографическим, морфонологическим, грамматическим, словообразовательным возможностям. Функция называния в речи вносит ограничения в словоизменительные возможности имени собственного в языках, имеющих категорию падежа. В структурно-языковом плане специфика имени собственного дает себя знать обычно в области семантики и в меньшей степени в области морфологии и синтаксиса.

3. По причине многообразных функций обозначения возникли различные классы или типы собственных имен. Причем каждый подтип несет определенную социальную или идеологическую нагрузку. Собственные имена образуют промежуточную номинативную сферу, в которой лингвистические и экстралингвистические факторы вступают в наиболее тесные контакты. Немаловажными особенностями имен собственных также являются их генетическая и функциональная вторичность по сравнению с нарицательными, структурно-языковая и функциональная специализация, своеобразное "поведение" онимов на нескольких уровнях языка - в лексике, грамматике, фонетике, иное воплощение в именах собственных многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, вариативности и т.д.

4. Исследование имен собственных художественных персонажей, созданных воображением писателя и включенных им в текст литературно-художественного произведения - новый ракурс в исследовании ономастики, поскольку имена собственные обладают в языке художественной литературы большими выразительными возможностями и являются важнейшим средством структурно-семантической организации художественного текста. Еще не существует пока исторических построений, отражающих закономерности развития художественной ономастики в мировой литературе, но уже существует ряд работ, посвященных специфике литературных антропонимов как элементов макроструктуры целого текста, актуализирующих категории ан-тропоцентричности, связности, модальности, системности (О.И. Фонякова, Л.И. Андреева, Ю.А. Карпенко, С.В. Чавпецова). Функции реальной и художественной ономастики часто пересекаются, хотя для той и иной есть свои характерные признаки. Наше исследование подтвердило тезис Ю.А. Карпенко о том, что художественная ономастика вторична, поскольку возникает и существует на базе общенародной, так или иначе на нее опирается. Второй отличительный признак литературной ономастики - причинная обусловленность литературных имен, отличающаяся от положения дел в реальной ономастике. Если последняя складывалась веками и строго детерминирована исторически, то для художественного произведения имена выбирает и создает автор, что не означает, однако, полной субъективности литературных имен. Принципиальное различие между именами собственными в реальной коммуникации и именами собственными в художественной литературе как раз и состоит в том, что последние избираются и создаются осознанно, применительно к избранному герою, его характеру, социальному статусу, эпохе, месту действия и т.п.

5. Классификация функций и их подтипов представляет значительные трудности, поскольку имя персонажа может выполнять одновременно несколько различных функций, которые так тесно между собой переплетены, что порой бывает очень трудно провести между ними четкие границы. Любые художественные функции антропонимикона в литературе базируются в конечном счете на фундаменте свойств и потенциальных возможностей собственного имени как лингвистической категории. Антропонимическая лексика входит в ядро ономастической номинации любого художественного текста, при этом все ее варианты принципиально равноправны с точки зрения нормы художественного контекста. Антропонимы рассматриваются в диссертации в плане реализации их потенциальных функций в художественном тексте. Коннотацию имени собственного в языке следует рассматривать как его потенциал. Понятие функции дает возможность связать потенциал функционирования антропонимов с его реализацией, что подчеркивает динамику актуализации имен в художественном произведении.

Все функции антропонимов литературных персонажей можно условно разделить на следующие блоки:

A. Функции художественных антропонимов, опирающиеся на функции общенародной, реальной ономастики: а) функции, базирующиеся на использовании общих функций имен собственных; б) функции, касающиеся специальных ономастических функций.

Б. Функции художественных антропонимов, выступающие непосредственно в тексте и являющиеся тем самым текстообразующими.

B. Художественные функции, реализующиеся в подтексте литературного произведения.

Исследование функциональных проявлений имен собственных в художественных текстах позволило выделить свойственные им основные следующие функции: номинативную, идентифицирующую и дифференцирующую, относящиеся к первому блоку. Номинативная или назывная функция реализуется в двух аспектах - дистинктивном, выделяющем индивида из коллектива, и интеграционном, объединяющем носителей имен собственных в общий класс. Дифференцирующая функция позволяет реципиенту текста, как и в реальной жизни, различать каждого отдельного персонажа как носителя своего имени от всех остальных действующих лиц. Антропонимы вообще теряют смысл без функции различения индивидов друг от друга, которая является, единственно необходимой и рациональной. О.И. Фонякова говорит о номинативно-дифференциальной функции, считая ее гиперфункцией в языке, поскольку имя собственное, называя, всегда различает отдельные объекты одного ряда. Идентифицирующая функция нацелена на вычленение человека во всей совокупности его свойств, качеств из класса ему подобных; она является функцией установления тождества называемых единичных объектов в речевой ситуации или в тексте.

6. Наряду с нарицательными имена собственные реализуют аккумулирующую (аккумулятивную, энциклопедическую, когнитивную) функцию языка, поскольку многие из них хранят концентрированную информацию о былых эпохах, связанных с деятельностью носителей данных имен - ученых, артистов, политиков, писателей и других известных личностей. Кроме того, имена собственные могут выступать как национальные знаки, то есть они реализуют функцию этноязыкового знака, указывающего на принадлежность их носителей к определенному этносу и языку. Некоторые исследователи говорят в данном случае об информативной функции имен собственных. Художественная проза, не являясь фотографией или слепком реальной действительности, во многом пользуется прообразами реальной жизни и в этом смысле копирует социальные феномены, к числу которых относятся как процессы имянаречения, так и их продукт - сами антропонимы. Сказанное не умаляет роли автора в имятворчестве и в художественном использовании определенного национального антропонимикона. Имя собственное, являясь культурной доминантой, функционирует в художественных текстах как на-ционально-культурный компонент, помогающий выявить особенности, характерные черты для той или иной нации, того или иного типа языковой личности.

7. Ономастические функции имен определяются "социальным заказом" в реальном мире и нередко объясняются не из фактов языка, а из общественного знания соотношения вещей. Поэтому следующая функция, которую выполняют имена собственные в реальной жизни и художественной прозе, - социальная легализация личности. Официальным антропонимам свойственна так называемая паспортная функция, когда человека именуют или он называет себя сам комплексным автонимом, как он записан в документе, удостоверяющем личность. Для реализации функции официального именования личности немецкий художественный антропоним может выступать с различными указателями социальной принадлежности его носителя: с дворянским или духовным титулом, с обозначением профессии или рода занятий, в сочетании с воинским званием, ученым званием, ученой степенью. В сочетаниях антропонимов со словами типа Herr, Frau, Fraulein, Kollege/-in и др., указывающими на полопринадлежность их носителей, выражается не только официальность именования личности, но и реализуется функция дис-танцированности или нейтральности отношения говорящего к именуемому персонажу. При повторном именовании персонажей, особенно в текстовом континууме реализуется функция языковой или антропонимической "экономии ". В реальной коммуникации и в художественных текстах форма имени обычно бывает продиктована конкретной экстралингвистической ситуацией. И реальный, и художественный антропоним может выполнять функцию представления. Причем человек может либо представлять сам себя, либо его представляет кто-то другой. Употребление того или иного онима в представлении может раскрывать определенные социальные отношения между участниками коммуникативного акта. В речевой ситуации имя собственное весьма часто выполняет функцию обращения, через которую также прослеживаются социальные отношения. Фамилии могут выполнять роль "социальных индикаторов", выявляющих национальную принадлежность , социальные ролевые отношения участников акта коммуникации ("отцы" - "дети", муж -жена, начальник - подчиненный) и т.д.

8. Классифицирующая функция художественных антропонимов имеет ряд подфункций, которые позволяют делить все имена по этническому, региональному, социальному, религиозному, половому, возрастному признакам. В речевой ситуации и в литературном тексте личные имена в совокупности своих форм реализуют широкий диапазон экспрессивно-стилистических оттенков: осуждения, раздражения, уничижительности, издевки, ласкательности, фамильярности, пренебрежительности, иронии, нежности неестественной ласковости, фамильярной ласки, гипокористической ироничности, грубоватой почтительности, льстивости, шутливости, язвительности, откровенной издевки, саркастичности, беззлобности и т.д. В сфере ономастической номинации особо следует назвать контактоустанавливаю-щую функцию, свойственную, например, прозвищам в детском коллективе.

Фатическую функцию, то есть функцию сокрытия автонима по разным причинам, проявляющуюся в разного рода переименованиях с целью заменить первоначальное имя, фамилию псевдонимами, церковными именами, корпоративными кличками выделяет О.И. Фонякова. Следует выделить также культурологическую функцию, которая характеризует носителя имени с точки зрения истории, идеологии, национальной принадлежности и социального происхождения. Ее социальный компонент проявляется в отношении окружающих к носителю имени, идеологический характеризует религиозные убеждения персонажей.

9. Во второй блок входят функции, реализуемые художественными антропонимами в тексте (контексте). Анализ и классификация функций художественных персонажей, начиная с композиционной, обеспечивающей единство текста, функции зачина повествования, образно-характеризующей и других, специфичных для художественного произведения, составляют один из аспектов содержания данного исследования. Имена собственные, образующие "ономастический мир" художественного произведения и творчества писателя, играют важную текстообразующую роль в плане развития, как его синтагматики, так и парадигматики. Они создают как бы референтный центр, в котором соединяются воедино все нити портретных описаний, речевые характеристики, эксплицитные и имплицитные данные об их переживаниях и социальном положении, создающие образ персонажа. Функцию, характеризующуюся периодическим повтором имени и создающую тем самым рекуррентность текста, можно назвать циклической функцией. В процессе коммуникации антропонимы вступают в линейные отношения с другими номинативными единицами, реализуют текстовую когезию, то есть связь между отдельными предложениями. Художественные антропонимы функционально всегда соотнесены с текстом как целым и с такими его аспектами, как композиция и сюжет. Поэтому на уровне синтактики следует выделять композиционную функцию имени, которая заключается в том, что имя в структуре художественного произведения способствует мотивированному расположению и организации образов, их связей и отношений. Поскольку слова функционируют в связном тексте, характеризующимся смысловой целостностью, то они служат также созданию интеграции текста (термин И.Р. Гальперина), то есть поддерживают вертикальные текстовые связи, объединение отдельных сверхфразовых единств в целостный текст и подчиняют их общему содержанию. Изучение участия антропонимов как языковых единиц номинации в реализации вертикальных текстовых связей - это новый ракурс содержательных исследований в лингвистике. Интеграция онимов текстом как сложным структурно-семантическим единством объясняет и их использование в различных функциях, например, для прямой или косвенной характеристики персонажа. Включение определенного ономастического вокабуляра в ткань повествования - сигнал социальной, временной и локальной принадлежности персонажа.

10. В тексте как в связном коммуникативно-функциональном единстве под действием интегративных отношений у имен собственных происходит реализация потенциальных значений, активизация ассоциативных и коннота-тивных значений. Таким образом, антропонимы приобретают дополнительную стилистическую маркированность, участвуя в характеристике персонажей. В сфере коннотации необходимо выделять у имен собственных следующие функции: стилистическую - отнесенность к функциональному стилю речи; эмоционально-оценочную (экспрессивно-оценочную); социально-оценочную; региональную; культурно-историческую (О.И. Фонякова). Среди антропонимов особенно прозвища являются коннотирующими именами, способными не только называть, но и обозначать что-либо, "имплицировать" атрибут. В отличие от официальных именований прозвища всегда связаны с образными переживаниями и выражают эмоциональную оценку. Эмоциональная оценка прозвищ может создаваться за счет метафорического переосмысления апеллятива. Имена литературных, мифологических и библейских персонажей могут выполнять в тексте функцию метафорического сравнения, которое представляет собой логическую форму, не создающую нового и целостного объекта. Самые обычные, наиболее часто использующиеся художественно-стилистические функции онимов в художественном произведении представляют собой прямое применение языковой стилистики собственных имен, лишь соотнесенное с общими художественными целями произведения. Стилистическая функция в художественном тексте имеет две разновидности: информационно-стилистическую (выразителем является внутренняя форма имени) и эмоционально-стилистическую (фонетическая и словообразовательная формы, а также несоответствие имени и фамилии, имени и образа). Фонетический фактор также часто играет немаловажную роль при актуализации художественных антропонимов. Среди фонетических средств выражения эмоциональной оценки типичны намеренное отступление от норм литературного произношения, а также выбор экспрессивных звуковых сочетаний, возникающих в результате апокопы и синкопы гласных полного имени или, наоборот, их удлинения.

11. В литературном произведении собственные имена выполняют ведущую роль в создании "семантической композиции" художественного текста наряду с другими средствами стиля. В раскрытии "поэтической',' еще шире/'художественной" этимологии, то есть не только подменной генетической структуры имени, но и различных ассоциативных осмыслений и звуковых сближений в связи с характеристикой носителя, большую роль играет контекст, определенное лексико-семантическое поле нарицательной лексики, сопровождающее имя и фамилию персонажа. Несмотря на то, что художественные онимы опираются на реальные имена, можно говорить об автономности первых, которая обусловлена наличием у них поэтической функции, вводящей имена собственные в сферу образных стилистических и экспрессивных средств языка. Связи художественного антропонима не только с ономастической, но и с образной системой произведения, с художественным замыслом, с художественным целым детерминируют прежде всего литературную ономастику, существенно сужая ее субъективное начало. Для изображения характера, поведения и поступков человека, писатели используют не только универсальные, характерные для разных культур средства, но и национально-специфические, требующие особого пояснения и знаний вертикального контекста.

12. В художественных текстах имена собственные, особенно личные, часто употребляются с артиклем и выполняют следующие функции: 1. поло-различительную; 2. функцию сравнения; 3. функцию непосредственного указания на личность в значении "тот самый", "один из многих"; 4. функцию обобщения, когда антропоним функционально сближается с этнонимом. Кроме того, наиболее часто встречающиеся у данного народа имена собственные могут служить в других языках для обозначения всех представителей данного народа.

13. В прозаической литературе географически маркированные фамилии приобретают значимость как одно из средств, создающих локальный колорит произведения. Фамильный оним, входящий в структуру художественного произведения, связан с содержанием как один из элементов художественного выражения. Художественный антропоним является в литературном контексте источником дополнительной информации, то есть может выполнять функцию характеристики носителя имени. В данном случае речь идет о "значащих" или "говорящих" именах, где их изобразительная роль находится в зависимости от лежащего в их основе лексического значения апеллятива. В "говорящих" фамилиях стилистическая экспрессия оценочности возникает благодаря их семантической двуплановости: этимологическое (отапеллятив-ное) значение основы накладывается на собственно ономастическое, номинативное, в результате чего первое усиливает второе и делает его "говорящим", оценочным и двуплановым. Конкретная природа имени собственного лежит в основе индивидуализирующей функции поэтического ономастикона, в основе "семантического воскрешения" исторически известных личностей, посредством называния носимых ими антропонимов в художественной литературе. В живых народных именованиях постоянно обнаруживается настоятельная потребность, индивидуализируя, выразить отношение к именуемому, дать ему оценку. Сфера бытования некоторых современных прозвищ - исключительно устная речь. С деперсонификацией часто связаны такие моменты, как презрение, пренебрежение, неуважение, унижение, умаление, низведение личности. Иногда прозвищным именем не называют открыто, а только за глаза, чтобы унизить, оскорбить, не получая в ответ подобные уничижительные характеристики. На семантическом уровне выделяется образно-характеризующая функция, которая представляет собой систему взаимодействующих функций, включающих эстетический, оценочный, экспрессивно-эмоциональный, характерологический и аллюзивный компоненты. Причем аллюзивную функцию можно рассматривать как самостоятельную, суть которой состоит в том, что имя вызывает определенные ассоциации, несет информацию, известную читателю заранее в соответствии с уровнем его образованности, жизненного опыта, так как аллюзия всегда связана с импликацией, соотнося персонажи с каким-нибудь именем, известным из истории, литературы, мифологии. Художественные антропонимы, которые вызывают у читателя определенную положительную или отрицательную оценку их восприятия, в том числе и звукового оформления, выполняют в тексте художественного произведения ассоциативную функцию. Полярность этимологии имени и образа героя является приемом, привлекающим особое внимание, дающим ключ к пониманию внутреннего мира персонажа. Многими учеными подчеркивается необходимость контекста для актуализации антропонимов в художественном произведении. Так, например, роль ситуативного контекста, иногда бытового, очень важна для понимания прозвища, бытующего в более или менее узкой среде.

14. Имена собственные в числе других единиц реализуют свойства литературного текста: обязательное наличие скрытого смыслового пласта, эстетическая функция скрытых смыслов; множественность смысловых интерпретаций художественных антропонимов, а также модальность и взаимоотношение читателя и автора, ведь, по замечанию академика В.В. Виноградова, вопрос о подборе имен, фамилий, прозвищ в художественной литературе, об их структурных своеобразиях в разных жанрах и стилях, об их образных и характеристических функциях - очень большая и сложная тема стилистики художественной литературы.

15. В художественной литературе стилистически значимой оказывается и речевая, и энциклопедическая, и языковая информация имени. Вплетаясь в единую художественную ткань, они вносят много дополнительных сведений, порой недоступных для понимания при первом прочтении произведения. Наиболее важные художественные функции имен собственных связаны, как правило, с поэтикой подтекста. Очень важно почувствовать лексический и культурный фон, скрывающийся за каждым именем собственным. Имена, художественная функция которых реализуется подтекстом, воспринимаются в произведении сначала как самые обычные имена, но их эстетическая "емкость" чрезвычайно возрастает. Имя обретает заметное образное значение без ущерба для ономастического правдоподобия. Семантический потенциал имени в художественном тексте находится в постоянной динамике и эволюционирует в сторону усложнения. Восприятие подспудного значения таких собственных имен факультативно. Читатель может догадаться, у него может возникнуть должная ассоциация, но этого может и не быть.

Приведенные выводы представляют функциональные нагрузки собственных имен в текстах современной немецкой художественной прозы XX столетия. Поставленная перед исследованием цель установить общие и частные особенности реализации функций художественных антропонимов в произведениях немецких авторов, написанных в XX веке, как нам представляется, достигнута. Данное исследование не претендует на исчерпывающее, хотя и может инициировать дальнейшую разработку общей теории функционирования художественных антропонимов в немецкой литературе в частности и в мировой литературе в целом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Буркова, Татьяна Александровна, 2001 год

1. Сиб. Отделение, 1989, 194 с. Античные теории Античные теории языка и стиля (Антология текстов).

2. М.:Просвещение, 1990, 300 с. Ахманова 1966 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов.

3. Энциклопедия, 1966, 608 с. Бархударов Бархударов Л.С. Язык и перевод. Вопросы общей и частной теории перевода. М.: Международные отношения, 1975, 239 с. Бах Бах А. История немецкого языка. М.: Изд-во иностранной литературы, 1956, 343 с.

4. Беднягина Беднягина Э.К. О личных именах в немецком языке // Иностранные языки в школе", 2/1974, с.79-81

5. Белецкий Белецкий А.А. Лексикология и теория языкознания (Ономастика). Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1972, 209 с.

6. Белинский Белинский В.Г. Избранные сочинения. Вступит. Статья Ф.М. Го-ловенченко. М.: ОГИЗ, государственное изд-во художественной литературы, 1947, 671 с.

7. Бестужев-Лада Бестужев-Лада И. Имя человеческое его прошлое, настоящее и будущее // "Наука и жизнь", 7/1968, с.20-25

8. Болотов Болотов В.И. К вопросу о значении имен собственных // Восточнославянская ономастика. М.:Наука, 1972, с.333-345

9. Больш. Сов.Энцикл 1970 Т.2 Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд., Глав.ред. A.M. Прохоров, Т.2. М.:Советская энциклопедия, 1970, 631 с.

10. Больш. Сов. Энцикл. 1970 Т.21 Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд., Глав.ред. A.M. Прохоров, Т.21. М.:Советская Энциклопедия, 1970,639 с.

11. Бондалетов Бондалетов В.Д. Русская ономастика. М.: Просвещение, 1983, 224 с.

12. Вапиров, Романенко, Горбачева Вапиров С.Ю., Романенко А.В., Горбачева И.П. Онимы в сказочном тексте: к вопросу о метафоричности // Семантика языковых единиц. Том 1. М.: Физ-ра, образов., наука, 1996, с.49-50

13. Введенская, Колесников Введенская Л.А., Колесников Н.Г. От названий к именам. Ростов на Дону: Феникс, 1995, 534 с.

14. Виноградов 1959 Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Госполитиздат, 1959, 268 с.

15. Виноградов 1963 Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963, 255 с.

16. Витковский Витковский Т. Немцы // Системы личных имен у народов мира. М.: Главная редакция восточной литературы, Наука, 1989, с.229-233

17. Вопросы ономастики Вопросы ономастики. Вып. 14, Свердловск: Урал. гос. университет, 1980, 160 с.

18. Восточно-славянская ономастика Восточно-славянская ономастика. М.: Наука, 1972,368 с.

19. Гак Гак В.Г. Метафора: универсальное и специфическое // Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988, с. 11-26

20. Голуб, Ушаков Голуб И.Б., Ушаков Н.Н. Путешествия по стране слов. М.: Просвещение, 1991, 287 с.

21. Горбаневский 1987 Горбаневский М.В. В мире имен и названий. М.: Знание, 1987, 206 с.

22. Горбаневский 1988 Горбаневский М.В. Ономастика в художественной литературе. Филологические этюды. М.:Изд-во Университета Дружбы народов, 1988, 88 с.

23. Григорьева Григорьева А.Д. К вопросу об анализе поэтического текста // "Вопросы языкознания", 3/1978, с.62-74

24. Данилина 1972 Данилина Е.Ф. К вопросу о лексическом значении личных имен // Лексика и словообразование русского языка. Пенза: Пензенский пединститут, Рязанский пединститут, 1972, с.6-15

25. Данилина 1979 Данилина Е.Ф. Прозвища в современном русском языке // Восточно-славянская ономастика. М.: Наука, 1979, с.281-297

26. Деренкова Деренкова Н.С. Имена личные и нарицательные антропонимы в системе языка и речи. Автореф.дис.канд.филол.наук. Л.:ЛГУ,1984, 20 с.

27. Детская энциклопедия Детская Энциклопедия. 2-е изд., Т.П. М.: Просвещение, 1968, 528 с.

28. Дмитриев 1973 Дмитриев В.Г. Замаскированная литература. М.: Книга, 1973, 126 с.

29. Дмитриев 1975 Дмитриев В.Г. О псевдонимах и их классификации // "Филологические науки", 5/1975, с.21-30

30. Дмитриев 1980 Дмитриев В.Г. Скрывшие свое имя. М.:Наука,1980, 313 с.

31. Дмитриев 1986 Дмитриев В.Г. Придуманные имена (рассказы о псевдонимах). М.: Современник, 1986, 255 с.

32. Ефимов Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. Изд. 2-е, доп. и пе-рераб. М.: МГУ, 1959,519 с.

33. Живоглядов Живоглядов А.А. Поэтические имена собственные личные в системе науионального антропонимикона современного английского языка // Словобразование и лексические системы в разных языках. Вып.2, Уфа: Башкирский пединститут, 1996, с.39-49

34. Жирмунский Жирмунский В.М. История немецкого языка. М.: Изд-во литры на иностранных языках, 1965, 540 с.

35. Зайцева Зайцева И.П. Стилистические функции имен собственных в поэтическом тексте. Автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 1988

36. Зильберт Зильберт Б.А. Социолингвистическое исследование текстов радио, телевидения, газеты. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1986, 212 с.

37. Иванцова Иванцова Е.В. Семантическая трансформация имени собственного в лексике и фразеологии современного русского языка // Семантика языковых единиц. Том 1. М.: Физ-ра, образование, наука, 1996, с.141- 143

38. Ивашко Ивашко В.А. Как выбирают имена. Под ред. А.Е. Супруна. Минск: Вышейшая школа, 1988, 237 с.

39. Ивлева Ивлева Г.Г. Тенденции развития слова и словарного состава. М.: Наука, 1986, 135 с.

40. Имя твое Имя твое. Сб. 1.: Имена личные, фамилии, прозвища, псевдонимы, нумерология, фольклор. Иерусалим, 1993, 93 с.

41. Исаева Исаева З.Г. К вычленению культурно-генетических страт в антропо-нимии // Ономастика. Типология. Стратиграфия. М.: Наука, 1988, с.166-182

42. Синтаксис текста. М.: Наука, 1979, с.46-67 Комарова Комарова Р.А. Немецкая антропонимика. Саратов: Саратовскийун-т, 1979, 36 с.

43. Кондратьева Кондратьева Т.Н. История фразеологизмов с собственными именами // Фразеология и синтаксис. Казань: КГУ, 1982, с.46-90

44. Крюков Крюков И.В. О социологическом аспекте изучения китайской антропонимии // Ономастика. Под ред. В.А. Никонова, А.В. Суперанской. М.: Наука, 1969, с.35-45

45. Куршович Курилович Е. Очерки по лингвистике. М.: Изд-во иностр. лит., 1962, 456 с.

46. Кухаренко Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М.: Наука, 1988, 256 с.

47. Лексика и словообр. Лексика и словообразование русского языка. Под ред. В.Д. Бондалетова. Пенза: Пензенский пединститут, Рязанский пединститут, 1972, 103 с.

48. Лингв. Энцикл. Словарь 1990 Лингвистический Энциклопедический словарь // Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Сов. Энциклопедия, 1990, 685 с.

49. Литер. Энцикл. Словарь Литературный Энциклопедический Словарь. Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Советская Энциклопедия, 1987, 750 с.

50. Личные имена Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. Проблемы антропонимики. Под ред. В.А. Никонова. М.: Наука, 1970, 343 с.

51. Лосев Лосев А.Ф. Философия имени. М.: автотип Иванова в Сергиеве, издание автора, 1927, 255 с.

52. Магазаник Магазаник Э.Б. Ономапоэтика или "говорящие" имена в литературе. Ташкент: ФАН, Узбекской ССР, 1978, 146 с.

53. Маркс, Энгельс Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд., Т.21, М.: Политиздат, 1961, 745 с.

54. Метафора в языке и тексте Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988, 176 с.

55. Михайлов Михайлов В.Н. Экспрессивные свойства и функции собственных имен в русском языке // "Филологические науки", 2/1966, с.54-66

56. Морозова Морозова М.Н. Имена собственные в баснях И.А. Крылова // Поэтика и стилистика русской литературы. JL: Наука, 1971, с.88-95

57. Москальская 1967 Москальская О.И. Норма и варьирование в современном немецком литературном языке // "Иностранные языки в школе", 6/1967, с.2-14

58. Москальская 1981 Москальская О.И. Грамматика текста. М.: Высшая школа, 1981, 183 с.

59. Московии Москович В.А. О пределах усложненности структуры единиц различных знаковых систем. // Язык как знаковая система особого рода. М., 1967, с.50-90

60. Мурясов Мурясов Р.З. Имя собственное в современном немецком языке. Уфа: БГУ, 1983, 76 с.

61. Никонов 1967 Никонов В.А. Личное имя социальный знак // "Наука и жизнь", 12/1967, с.37-39

62. Никонов 1971 Никонов В.А. Имена персонажей // Поэтика и стилистика русской литературы. Л.: Наука, 1971, с.407-419

63. Никонов 1974 Никонов В.А. Имя и общество. М.: Наука, 1974, 278 с.

64. Никонов 1988 Никонов В.А. Ищем имя. М.: Сов. Россия, 1988, 128 с.

65. Никонов 1989 Никонов В.А. Системы личных имен // Системы личных имен у народов мира. М.: Главная редакция восточной литературы, Наука, 1989, 383 с.

66. Никулина Никулина З.П. О некоторых факторах, влияющих на выбор прозвища // Вопросы ономастики, вып. 14. Свердловск, 1980, с. 116-121

67. Ноздрина 1980 Ноздрина Л.А. О языке романа Э. Штриттматтера "01е Bienkopp" // Strittmatter Е. Ole Bienkopp М.: Progress, 1980, S.391-406

68. Номинация в ономастике Номинация в ономастике. Под ред М.Э. Рут. Свердловск: Урал, университет, 1991, 172 с.

69. Общее языкознание Общее языкознание. Под ред. А.Е Супруна. Минск: Вышейшая школа, 1983, 414 с.

70. Ономастика и грамматика Ономастика и грамматика. Отв. ред. Л.П. Калакуцкая, 1981, 273 с.

71. Ономастика Ономастика. Под ред. В.А. Никонова, А.В. Суперанской. М.: Наука, 1969, 263 с.

72. Ономастика, типология, стратиграфия Ономастика. Типология. Стратиграфия. М.: Наука, 1988, 264 с.

73. Онхас Онхас С.Л. Французские имена: мания и образы // "Иностранные языки в школе", 6/1991, с.52-55

74. Перкас Перкас С.В. О некоторых проблемах, связанных с именами собственными // "Иностранные языки в школе", 6/199, с.53-62

75. Подольская Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. М.: Наука, 1988, 187 с.

76. Поэтика и стилистика Поэтика и стилистика русской литературы. Л.: Наука, 1971.460 с.

77. Привалова Привалова М.И. Собственные имена и проблема омонимии // "Вопросы языкознания", 5/1979, с.56-67

78. Реферовская Реферовская Е.А. Лингвистическое исследование структуры текста. М.: Наука, 1983, 215 с.

79. Реформатский 1963 Реформатский А. А. О собственных именах // "Семья и школа", 2/1963, с.39-40

80. Реформатский 1967 Реформатский А.А. Введение в языковедение. М: Просвещение, 1967, с.542

81. Реформатский 1996 Реформатский А.А. Введение в языковедение. Под ред. В.А. Виноградова. М.: Аспект Пресс, 1996, 536 с.

82. Розен Розен Е.В. Немецкая лексика: история и современность. М.: Высш. шк, 1991, 96 с.

83. Салахов Салахов Р.А. О роли имени собственного как словообразовательного элемента в современном немецком языке // "Иностранные языки в школе", 6/1986, с.20-22.

84. Русский язык, 1993, 740 с. Социолингв. аспект имени собств. 1984 Социолингвистический аспект имени собственного. Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1984, 60 с. Суперанская 1967 Суперанская А.В. Языковой знак и имя собственное //

85. Суперанская 1974 Суперанская А.В. Теоретические проблемы ономастики.

86. Ономастика и грамматика. М.: Наука, 1981, с.74-98 Суперанская 1988 Суперанская А.В. К проблеме типологии антропонимических основ // Ономастика. Типология и стратиграфия. М.: Наука, 1988, с.8-19

87. Суперанская 1990 Суперанская А.В. Имя через века и страны. М.: Наука, 1990, 192 с.

88. Турута Турута И.И. Коммуникативный и прагматический аспекты имени собственного // Семантика языковых единиц. Том. 1. М.: Физ-ра, образ., наука, 1996, с.254-256 Фонякова Фонякова О.И. Имя собственное в художественном тексте. JL:1. ЛГУ, 1990, 103 с.

89. Храпченко Храпченко В.Я. Текст и его свойства // "Вопросы языкознания", 2/1985, с.3-9

90. Хриненко Хриненко Ю.Н. К вопросу о значении имени собственного // Семантические аспекты языка. Л.: 1981, с. 10-14

91. Чавпецова Чавпецова С.В. Функции личных имен собственных в английском художественном тексте. Автореф. дис. канд. филол. наук. Л.: ЛГПИ, 1989, 15 с.

92. Шарашова 1968 Шарашова М.К. Нарицательные образования от имен собственных. Автореф. дис. канд. филол. наук, М.: МГПИ, 1968, 13 с.

93. Шарашова 1996 Шарашова М.К. О значении собственных имен // Семантика языковых единиц. Том. 1. М.: Физ-ра, образ., наука, 1996, с.118-120

94. Щетинин 1966 Щетинин Л.М. Слова, имена, вещи. Ростов: Ростовский университет, 1966, 222 с.

95. Щетинин 1972 Щетинин Л.М. Русские имена (очерки по донской антропонимике). Ростов: Ростов, ун-т., 1972, 228 с.

96. Юркенас 1970 Юркенас Ю.К. Попытка построения изосемантических рядов на базе древней антропонимии // Вопросы славянской антропонимики. Шяулай, 1970, с.13-15

97. Языковая номинация Языковая номинация: Общие вопросы. Отв. ред. Б.А. Серебренников. М.: Наука, 1977, 359 с.

98. Языкознание Языкознание. Большой Энциклопедический Словарь. Гл. ред. В.Н. Ярцева. 2-е изд. М.:Большая Российская Энциклопедия, 1998, 685 с.

99. Bach Bach A. Deutsche Namenkunde. Die deutschen Personenamen. B.I, 2., un-ver. Auflage. Heidelberg: Carl Winter, 1978, 190 S.

100. Bedeutungswdrterbuch Duden "Bedeutungsworterbuch" / hrsg. u. bearb. von W. Muller. Mannheim/Wien/Zurich: Duden, B. 10, 1985, 798 S.

101. Bufimann 1990 BuBmann H. Lexikon der Sprachwissenschaft. Stuttgart: Kroner,1990

102. Der Name in Sprache und Gesellschaft Der Name in Sprache und Gesellschaft. Beitrage zur Theorie der Onomastik. Berlin: Akademie-Verlag, 1973, 248 S.

103. Duden 1974 Duden-Taschenworterbiicher.Band 4. Lexikon der Vornamen von G/ Drosdowski, 2., neu bearb. u. erw. Auflage. Mannheim/Wien/Zurich: Duden-Verlag, 1974, 240 S.

104. Duden 1989 Deutsches Universalworterbuch A-Z. Unter der L-ng von G. Drosdowski. Mannheim/Wien/Zurich: Duden, 1989, 1816 S.

105. Duden 1990 Duden in 10 Banden. Fremdworterbuch 5, neu, bearb. und erw. Mannheim/Wien/Zurich: Duden, 1990, 834 S.

106. Fleischer 1968 Fleischer W. Die deutschen Personennamen. Geschichte, Bildung und Bedeutung. 2., durchgesehene und erganzte Auflage. Berlin: Akademie-Verlag, 1968, 245 S.

107. Fleischer 1971 Fleischer W. Namen als sprachliche Zeichen und ihr besonderer sprachlicher Charakter Namenforschung heute. Ihre Ergebnisse und Auf-gaben in der Deutschen Demokratischen Republik. Berlin: Akademie-Verlag, 1971, 131 S.

108. Fleischer 1973 Fleischer W. Variationen Eigennamen // Der Name in Sprache und Gesellschaft. Beitrage zur Theorie der Onomastik. Berlin: Akademie-Verlag, 1973, S.52-64

109. Fleischer, Michel Fleischer W., Michel G. Stilistik der deutschen Gegenwarts-sprache. 2., unver. Auflage, Leipzig: Bibliogr.-s Institut, 1977, 395 S.

110. Gerhard Gerhard D. Zur Technik des neuzeitlichen Namentausches am Beispieldes Russischen // "Beitrage zur Namenforschung", 7/1956, S.l23-146

111. Gottschald Gottschald M. Deutsche Namenkunde. Unsere Familiennamen nach ihrer Entstehung und Bedeutung. Berlin: Lehmann, 1942, 505 S.

112. Gutschmidt Gutschmidt K. Eigennamen in der Literatur. // Berichte. Na-menkundliche Studien. Berlin, 5/1984, S.7-48

113. Hellfritzsch 1973 Hellfritzsch V. Zum Problem der stilistischen Funktion von

114. Namen // Der Name in Sprache und Gesellschaft. Beitrage zur Theorie der Onomastik. Berlin: Akademie-Verlag, 1973, S.65-72

115. Hellfritzsch 1987 Hellfritzsch V. "Tierische" Familiennamen // "Sprachpflege", 3/1987, S.376

116. Hergenmoller 1968 Hergenmoller B. U. 4400 gebrauchliche Vornamen. Mtinchen, 1968, 155 S.

117. Kleine Enzykl Kleine Enzyklopadie Die deutsche Sprache, hrsg. von E. Agrikola, W. Fleischer und H. Protze, Leipzig: Bibliographisches Institut, 1970, B.2, 1174 S.

118. Mackensen Mackensen L. 3876 Vornamen. Herkunft. Ableitungen und Koseformen. Verbreitung. Bertihmte Namenstrager. 2., uberarb. Auflage. -Munchen: Sudwest Verlag, 1974, 352 S.

119. Schippan 1972 Schippan Th. Einfuhrung in die Semasiologie. Leipzig: VEB, Bibliographisches Institut, 1972, 248 S.

120. Schippan 1984 Schippan Th. Lexikologie der deutschen Gegenwartssprache. Leipzig: VEB, Bibliographisches Institut, 1984, 307 S.

121. Seibicke Seibicke W. Die Personennamen im Deutschen. Berlin/New York: Walter de- Greyter, 1982, 227S.

122. Siskina Siskina LP. Nominative Topikketten als Element der Kommunikationss-trategie im literarischen Text // Das Wort. Germanistisches Jahrbuch. Mos-kau: Deutscher Akademischer Austauschdienst, 1992, S.42-46

123. Sorensen S0rensen H.S. The meaning of proper names with a definiens formula for proper names in modern english. Copenhagen: G.E.C. Gad Publisher, 1963, 107 p.

124. Vornamenbuch Vornamenbuch. Horst N., Schlimpert G., Schultheis J. 1 Aufl. Leipzig: Bibliographisches Institut, 1988, 160 S.

125. Wagner Wagner J. Das Standesamt. 18/1965, S.l6-18

126. Wahrig Wahrig G. Deutsches Worterbuch. Munchen: Mosaik-Verlag, 1981, 4358 S.

127. Wilpert 1988 Wilpert v. G. Deutsches Dichterlexikon. Stuttgart: Kroner, 1988, 900 S.

128. Wilpert 1989 Wilpert v. G. Sachworterbuch der Literatur. 7., verb, und erw. Auflage, B.231, Stuttgart: Kroner, 1989, 1054 S.

129. Witkowski 1964 Witkowski T. Grundbegriffe der Namenkunde. Berlin: Akademie-Verlag, 1964, 92 S.

130. Witkowski 1973 Witkowski T. Zum Problem der BedeutungserschlieBung bei Namen // Der Name in Sprache und Gesellschaft. Beitrage zur Theoie der Onomastik. Berlin: Akademie-Verlag, 1973, S. 104-117

131. Список использованных произведений немецкой художественной прозы XX века

132. Andres Andres S. Die Stelzen und der Tod // Erzahlungen der Gegenwart I., hrsg. von Fritz Bachmann, Heft I, Frankfurt am Main: Cornelsen-Hirschgraben, 1989, S.28-33

133. Arndt Arndt H.-J. Der Beweis // Hans-Joachim Arndt Texte zum Lesen und Nacherzahlen. Max Hueber Verlag, 1991, S.46-49

134. Boll Boll H. Die Waage der Baleks // Erzahlungen der Gegenwart II., hrsg. von Fritz Bachmann, Heft II, Frankfurt am Main: Cornelsen-Hirschgraben, 1991, S.18-25

135. Bender Bender H. Iljas Tauben // Erzahlungen der Gegenwart IV., hrsg. von Fritz Bachmann, Heft IV, Frankfurt am Main: Cornelsen-Hirschgraben, 1988, S.30-36

136. Boje Boje K. Das Ausgleichskind. Hamburg: Friedrich Oetinger, 1990, 142S.

137. Вгёгап Brezan J. Christa. M.: Prosweschenje, 1981, 80S.

138. Brecht Brecht B. Vier Manner und ein Pokerspiel // Erzahlungen der Gegenwart V., hrsg. von Fritz Bachmann, Heft V, Frankfurt am Main: Cornelsen-Hirschgraben, 1990, S.25-32

139. Bruckner Bruckner Ch. Herr Wolke lachelt // Geschichten 5/6. Frankfurt am Main: Moritz Diesterweg, 1997, S.72-74

140. Broger Broger A. Zwei Raben mit Rucksack und viele andere. Stuttgart/Wien: Thienemann, 1990, 192 S.

141. Danella Danella U. Die Hochzeit auf dem Lande. Roman. Miinchen: Wilhelm Heyne, 1991, 320 S.

142. Deutsch-konkret Deutsch-konkret II. G. Neuner, P. Desmarets, H. Funk u.a., Ber-lin/Miinchen: Langenscheidt, 1984, 121 S.

143. Eich Eich G. Allah hat hundert Namen. Padeborn: Ferdinand Schoning. Horspiel, 1991,54 S.

144. Fahrmann Fahrmann W. Tappert meldete sich // Geschichten 7/8. Frankfurt am

145. H. Erzahlungen. Danemark: Grafisk, 1980, S.9-40 Fallada 1980b Fallada H. Hausliches Zwischenspiel //Fallada H. Erzahlungen. Danemark: Grafisk, 1980, S.41-62 Fallada 1980c Fallada H. Das Festgeschenk // Fallada H. Erzahlungen. Danemark:

146. Grafisk, 1980, S.63-83 Fuchs Fuchs U. Eine Schmusemaschine fiir Jule. Hamburg: Friedrich Oetinger, 1989, 65S.

147. Gorlich Gorlich G. Eine Sommergeschichte. Berlin: Neues Leben, 1975, 184 S. Goeb Goeb A. Er war sechzehn, als man ihn hangte. Munchen: Klett, 1985,110 S. Groszer Groszer Fr. Tilly in der Pfutze. Hamburg: Cecilie Dressier, Zurich:

148. Atrium, 1990, 144 S. Gurtner Gurtner B. Sehr geehrter Herr Spitalprasident // Geschichten 7/8. Frankfurt am Main: Moritz Diesterweg, 1997, S.85-90 Hart ling 1975 Hartling P. Das war der Hirbel. Munchen: Klett-Edition, 1975, 110 S.

149. Munchen: Franz Schneider, B.20, 1983, 122 S. Haufs Haufs R. Der autoverrtickte Vater // Geschichten 5/6. Frankfurt am Main: Moritz Diesterweg, 1997, S.75-80

150. Hohler HohlerF. Dr. Parkplatz. Ravensburger Buchverlag, 1992, 65 S.

151. Jacobi-Vrignaud Jacobi-Vrignaud J. Sonne, Mond und Srerne.Bonn: Inter-Nationes, 1991,72 S.

152. Jens Jens W. Bericht tiber Hattington // Erzahlungen der Gegenwart V., hrsg. von Fritz Bachmann, Heft V, Frankfurt am Main: Cornelsen-Hirschgraben, 1990, S.44-46

153. Johann Johann A.E. Ans dunkle Ufer. Roman. Miinchen: Wilhelm Heyne, 1986, 512 S.

154. Junge, Koster Junge N., Koster S. Nix Kuckuck. Weinheim/Basel: Beltz, 1989, 48 S.

155. Kupper Kiipper H. Sebastian oder Verfuhrung durch Vernunft // Erzahlungen der Gegenwart I., hrsg. von Fritz Bachmann, Heft I, Frankfurt am Main: Cornelsen-Hirschgraben, 1989, S.41-44

156. Kastner Kastner E. Emil und die Deektive. Zurich: Easy Readers, 1969, 114 S.

157. Kant Kant H. Die Aula. Roman. Berlin: Riitten&Loening, 1980, 465 S.

158. Magiera Magiera K. In den Sand geschrieben // Erzahlungen der Gegenwart VI., hrsg. von Fritz Bachmann, Heft VI, Frankfurt am Main: Cornelsen-Hirschgraben, 1989, S.27-30

159. Mann 1989a Mann Th. Luischen // Mann Th. Der Tod in Venedig. Erzahlungen. Berlin: Aufbau Verlag, 1989, S.41-51

160. Mann 1989b Mann Th. Tristan // Mann Th. Der Tod in Venedig. Erzahlungen.

161. Berlin: Aufbau Verlag, 1989, S.59-103 Mann 1989c Mann Th. Tonio Kroger // Mann Th. Der Tod in Venedig.

162. Erzahlungen. Berlin: Aufbau Verlag, 1989, S.l04-165 Mann 1989d Mann Th. Walsungenblut // Mann Th. Der Tod in Venedig.

163. Erzahlungen. Berlin: Aufbau Verlag, 1989, S.l67-195 Mann 1989e Mann Th. Der Tod in Venedig // Mann Th. Der Tod in Venedig.

164. Merz Merz Ch. Flix, die Maus im Klassenzimmer. Freiburg/Basel/Wien: Herder,1990, 65 S.

165. Mon Mon F. Der Posaunenschlund // Erzahlungen der Gegenwart V., hrsg. von Fritz Bachmann, Heft V, Frankfurt am Main: Cornelsen-Hirschgraben,1990, S.53-55

166. Nostlinger 1984 Nostlinger Ch. Geschichten vom Franz. Hamburg: Friedrich Oet-inger, 1984, 65 S.

167. Nostlinger 1990 Nostlinger Ch. Nagle einen Pudding an die Wand. Hamburg:

168. Friedrich Oetinger, 1990, 240 S. Nostlinger 1991 Nostlinger Ch. Die Ilse ist weg. Berlin/Munchen: Langenscheidt,1991, 103 S.

169. Noack Noack B. Ferien sind schoner. Frankfurt am Main: Ullstein, 1989, 155 S. Radtke Radtke G. Ich werde toten. Rudolstadt: Greifenverlag, 1988, 175 S. Rettich Rettich M.v.R. Teddy-Krimi. Hamburg: Friedrich Oetinger, 1984, 64 S.

170. Rinsel Rinsel L. Danieka // Rinsel L. Die Erzahlungen. Danemark: Grafisk, 1987, S.6-77

171. Sachse Sachse G. Es waren Rauber auf dem Meer. Mtinchen: Bertelsmann Verlag Gmbh, 1986, 160 S.

172. Strittmatter 1989a Strittmatter E. Der grtine Juni // Romanzeitung. 3/1989, S.45-125.

173. Strittmatter 1989b Strittmatter E. Meine Freundin Tina Babe // Romanzeitung. 3/1989, S.3-44

174. Thoma 1990a Thoma L. Tante Frieda. Neue Lausbubengeschichten. Mtinchen/Ztirich: Piper, B.379, 1990, 154 S.

175. Thoma 1990b Thoma L. Amalie Mettenleitner // Thoma L. Der Mtinchener im Himmel. Satiren und Humoresken. Munchen/Ztirich: Piper, B.684, 1990, S.20-25

176. Thomal990c Thoma L. Kasebiers Italienreise // Thoma L. Der Mtinchener im Himmel. Satiren und Humoresken. Mtinchen/Ztirich: Piper, B.684, 1990, S.40-49

177. Uebe Uebe J. Das Kicherschwein. Ravensburtg: Otto Maier, 1989, 64 S.

178. Valentin 1989 Valentin K. Die Puppe. // Erzahlungen der Gegenwart I., hrsg. von Fritz Bachmann, Heft I, Frankfurt am Main: Cornelsen-Hirschgraben, 1989, S.19-22

179. Valentinl990 Valentin K. Der Radfahrer // Valentin К Der Jaguar, der Jaguar. Mtinchen/Ztirich: Piper, 1990, S.35-38

180. Weiskopf Weiskopf F.E. Abschied von Frieden. Berlin/Weimar: Aufbau-Verlag, 1973,622 S.

181. Werfel Werfel F. Eine blaBblaue Frauenschrift. Nordlingen: Fischer, 1988, 155 S.

182. Wellm Wellm A. Pause mit Wanzka. Berlin: Aufbau, 1989, 430 S.

183. Wohmann Wohmann G. Kompakt // Erzahlungen der Gegenwart VIII., hrsg. von Fritz Bachmann, Heft VIII, Frankfurt am Main: Cornelsen-Hirschgraben, 1990, S.46-47

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.