Функционально-семантическое цвето-световое поле в лирике Игоря Северянина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Карташова, Юлия Андреевна

  • Карташова, Юлия Андреевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Бийск
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 167
Карташова, Юлия Андреевна. Функционально-семантическое цвето-световое поле в лирике Игоря Северянина: дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Бийск. 2004. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Карташова, Юлия Андреевна

Введение.

Глава 1. Теоретические основания изучения «Цвета» и «Света» в ^ j поэтической картине мира.

1.1. Цвет и Свет как объекты междисциплинарных исследований.

1.2. Цвето- и светообозначающая лексика как объект лингвистических ^ ^ исследований.

1.2.1. Проблема систематизации цветовых названий.

1.3. Цвет и Свет как элементы поэтической картины мира.

1.3.1. «Картина мира» как объект исследовательского интереса.

1.3.2. Поэтический язык и поэтический текст - репрезентанты картины ^ j мира художника слова.

1.3.3. Поэтическая картина мира в ряду других «картин мира».

1.4. Выводы.

Глава 2. Особенности цвето-световой картины мира И. Северянина

2.1. Цвето-световая картина мира — фрагмент поэтической картины ^^ мира И.Северянина.

2.1.1. Структура и состав цвето-светового макрополя.

2.1.2. Структура цветового микрополя. v

2.1.3. Компонентный состав цветового микрополя. ;

2.1.4. Функции цветовой лексики.

2.2. Лексико-семантические цветовые микрополя в лирике И.Северянина

2.2.1. Микрополе синего цвета.

2.2.2. Микрополе белого цвета.

2.2.3. Микрополе фиолетового цвета.

2.2.4. Микрополе желтого цвета.

2.2.5. Микрополе красного цвета. г

2.2.6. Микрополе зеленого цвета.

2.2.7. Микрополе серого цвета.

2.2.8. Микрополе коричневого цвета.

2.2.9. Микрополе черного цвета.

2.2.10. Микрополе оранжевого цвета.

2.3. Лексико-семантическое поле света в лирике И.Северянина. 128 2.3.1. Состав и структура микрополя «свет-тьма» в поэтических текстах ^q

И.Северянина.

2.4. Взаимодействие лексико-семантических полей света и цвета в поэтических текстах И.Северянина.

2.5. Выводы. 137 Заключение. 141 Литература. 145 Приложение № 1. Модель цветового шара. 160 Приложение № 2. Список примыкающих ТЗ. 161 Приложение № 3. Стихотворение «Berceuse* сирени». 162 Приложение № 4. Количество ТЗ в структуре микрополей. 163 Приложение № 5. Модель функционально-семантического ЦСМ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Функционально-семантическое цвето-световое поле в лирике Игоря Северянина»

История изучения Цвета и Света насчитывает века. Попытки постижения их свойств и природы охватывают все стороны деятельности человека: обыденный опыт, художественное познание мира, научный анализ. Цвет наблюдается как оптическое явление в атмосфере, присутствует как окраска живых организмов и явлений окружающей среды. Известна способность человеческого мозга создавать цветовые образы в воображении, генерировать особое цветовое пространство. Следовательно, Цвет - это особая система кодирования информации.

Хотя цвето- и светообозначений в русском литературном языке сравнительно немного, частота их употребления в поэтической речи достаточно высокая. Цвето-световые слова выступают средством воплощения идейно-художественного содержания, своеобразным выразителем мировидения автора. Изучение цвето-световой лексики в творчестве отдельно взятого писателя позволяет делать выводы об особенностях его идиостиля. s

Творческий путь И. Северянина вывел его на дорогу самобытного и яркого поэтического стиля. "Это лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир и умеющий несколькими характерными чертами заставить видеть то, что он рисует",

У: ;

- так охарактеризовал поэзию Игоря Северянина Валерий Брюсов. Лирике Северянина свойственна эмоциональная приподнятость, ритмическое разнообразие, новизна воплощения авторской мысли. С помощью слов, точных, словно мазки, поэт добивался эффекта «зримости» своих стихов. Поэтические тексты И. Северянин активно наполняет цветом, «раскрашивая» их всеми цветами радуги. Поэт наделен талантом видеть, различать и передавать множество разнообразных оттенков и модуляций цвета. Трактовка эстетики Цвета и Света в его поэзии часто субъективна. Специфика авторского цветового видения нашла отражение, например, в стихотворении «Банальность»: Когда твердят, что солнце - красно, Что море - сине, что весна Всегда зеленая - мне ясно, Что пошлая звучит струна. и далее

Мне ясно, что такие краски Банальны, как стереотип, И ясно мне - какой окраски Употребляющий их «тип».

И тем ясней, что солнце — сине, Что море — красно, что весна — Почти коричнева!. - так ныне Я убеждался у окна.

Банальность во всех ее проявлениях была чужда И. Северянину. Он воспринимал мир в сложных пластических образах, которые требовали нового подхода к слову и тексту. \ . ,

Литературоведческая сторона творчества И. Северянина представлена достаточно многоаспектно. Первый аналитический сборник по творчеству И.Северянина вышел в 1916г. В нем представлена вся «гамма критических отношений, от самого восторженного и до резко отрицательного, граничащего с простейшей руганью» [Критика о творчестве И. Северянина. 1916, с. 5]. Изучению . ., жизни и творчества поэта посвящены работы эстонского исследователя Р. Крууса. Этой же проблематикой занимался С. Исаков и Ю. Шумаков, которые помимо освещения образа жизни, личности и творчества поэта, выпустили сборники стихов И.Северянина. Исследования этих ученых ценны как биографические свидетельства, носят скорее жизнеописательный, нежели литературоведческий характер. Полный и подробный анализ творческого пути поэта дан исследователями В.А. Сапоговым и В.А. Кошелевым, усилиями которых было проведено несколько конференций, посвященных И. Северянину, издан целый ряд сборников. Эволюцию творчества поэта прослеживает в своих исследованиях К.А.Волохова. Проблеме художественного синтеза в лирике И. Северянина посвящены работы А.Е. Секриеру. В этих и многих других работах поэт представлен как подлинный художник, мастер создания эмоционально-образных элементов стиха.

Идиостилевые особенности его лирики до сих пор не подвергались глубокому изучению. Данное исследование направлено на изучение поэтического языка И. Северянина. В работе проводится анализ индивидуально-авторских представлений о мире на материале цвето- и светообозначающей лексики, что диктует ее актуальность. Выбранное направление исследования соответствует интересам современной лингвистики, с каждым годом все активнее разрабатывающей проблематику «картин мира» и их воплощения в языке (работы В.Г. Гака, Ю.Д. Апресяна, Н.Д. Арутюновой, Н.А. Кожевниковой, В.П. Григорьева, JI.B. Зубовой и др.). Целесообразность анализа образного способа отражения действительности в общеязыковом и семасиологическом аспекте связывается современными исследователями со становлением в языкознании научной парадигмы, антропологической и культурологической по своей сути.

Актуальность определяется не только проблематикой, но и подходом к объекту изучения. Поэтический текст как объект лингвистического исследования . представляет собой систему, имеющую комплексную организацию и сложную структуру, что определяет необходимость многоаспектного анализа. Настоящее диссертационное исследование является попыткой комплексного изучения цветовой картины мира поэта [Носовец 2002, Губенко 1999], что предполагает, помимо использования собственно лингвистических и литературоведческих методов исследования, привлечение достижений логики, философии, психологии, информатики. Подобный общефилологический подход, по нашему мнению, позволяет адекватно описать индивидуальную поэтическую систему.

Объектом исследования являются поэтические тексты И. Северянина, содержащие цветовую семантику. Общее количество рассмотренных текстов - 575.

Предмет исследования - определенный семантический срез поэтического языка И. Северянина: цвето- и светообозначающая лексика, понимаемая как составляющая часть поэтической картины мира художника, определяющая специфику его мировосприятия.

Материалом исследования стали извлеченные методом сплошной выборки из поэтических текстов И. Северянина примеры употребления цвето-световой лексики. За минимальную единицу анализа был принят лексико-семантический вариант лексемы как реально функционирующая в речи и релевантная языковому сознанию носителя языка лингвистическая единица, а также некоторые текстовые сочетания лексических единиц. 4

Цель работы заключается в создании и описании модели функционально-семантического цвето-светового поля, которое являет собой языковое семантическое пространство, репрезентирующее картину мира И. Северянина.

Поставленная цель определила необходимость решения ряда конкретных задач:

1) выявить качественно-количественный состав цвето-светового макрополя на материале лирики И. Северянина;

2) описать компонентный состав и организацию цветовых микрополей и микрополя «Свет»: ядерные слова и их деривационные (словообразовательные и словоизменительные) парадигмы; классификацию элементов поля по степени удаленности от центра поля (ядерная зона, сильные ТЗ, слабые ТЗ, примыкающие ТЗ и околополевое пространство); классы наименований предметов по цвету;

3) определить частотность употребления различных цветонаименований, установить случаи их использования поэтом; выявить доминантные цвета в поэтической картине мира И. Северянина;

4) соотнести окказионально-авторское употребление цветовых слов с их традиционно-символическими значениями; рассмотреть случаи употребления эмоционально и экспрессивно окрашенной / неокрашенной лексики;

5) описать взаимодействие единиц цветовых микрополей с единицами микрополя «Свет»;

6) выявить особенности функционирования слов цвето-световой семантики в контексте картины мира И. Северянина;

7) установить, какова связь цветового восприятия и интерпретации событий в соответствии с мировоззренческими установками автора.

Решение поставленных в исследовании цели и задач определяет его научную новизну: впервые предпринимается попытка реконструкции и описания такого языкового семантического пространства, как модель функционально-семантического цвето-светового макрополя на материале лирики И. Северянина.

Семантические корреляции внутри функционально-семантического цвето-светового поля представлены в структурно-семантическом и функциональном аспектах, что свидетельствует о достаточно высоком гносеологическом потенциале представленной модели. Подобное комплексное описание цвето-световой лексики на материале лирики И. Северянина еще не проводилось, идиолект поэта с этих позиций ранее не изучался.

В диссертационном исследовании разработана система понятий для описания цвето-световой картины мира (функционально-семантическое цвето-световое макрополе, цветовое микрополе, микрополе «Свет», световой концепт, текстовый заместитель, околополевое пространство).

При выполнении исследования применялись следующие методы: метод сплошной выборки; метод наблюдения и обобщения; структурно-семантический и описательный методы; статистический метод; метод концептуального анализа; метод контекстуального анализа; метод компонентного анализа. Одним из ведущих приемов в работе является прием полевого моделирования (полевый метод), итогом которого является модель лексического уровня поля, отражающая состав, структуру и иерархию его элементов в поэтических текстах И. Северянина.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Цвет и Свет - не только предметно-понятийные явления, но концепты со всеми ассоциативными связями и коннотативными наращениями. Цвето-световые концепты содержат информацию о цветовом и/или световом признаке, характеризуются наличием индивидуальных эстетико-символических смыслов, которые раскрываются через поэтический текст.

2. Система цвето-световых концептов отражает своеобразие цвето-световой картины мира художника, являющейся составной частью целостной поэтической картины мира. Цвето-световая картина мира реализуется совокупностью функционально-семантических полей, объединенных в цветовые и световые микрополя. Модель функционально-семантического макрополя - это языковое семантическое пространство, репрезентирующее картину мира поэта.

3. Цветовое микрополе - упорядоченная совокупность лексических единиц различных частей речи, в эксплицитной или имплицитной форме содержащих общую интегральную сему с определенным цветовым признаком (цветовой инвариант). Внутри цветовых микрополей выделяются ядро и периферия, или ТЗ. ТЗ выражают дополнительные содержательные и стилистические значения (эмоциональные, экспрессивные, оценочные).

4. Микрополе «Свет» является воплощением лексико-семантического пространства, характеризующегося наличием двух центральных концептов (Свет - Мрак), вокруг которых располагаются свои микрополя.

5. Прием визуализации поэтического текста - характерный идиостилевой прием И. Северянина, позволяющий ему наиболее глубоко и детально, передать собственное видение мира. Поэт использует различные языковые механизмы стимулирования зрительного восприятия, помогая читателю «проникнуть» в поэтическую картину мира И. Северянина. Условия визуализации создаются контекстом.

6. Цветовая и световая лексика в поэзии И. Северянина полифункциональна: выполняет текстообразующую, концептообразующую, стилеобразующую функции.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно демонстрирует оригинальную методику описания идиостиля, его результаты способствуют дальнейшей разработке круга теоретических вопросов современной лингвистической поэтики.

В работе сделана попытка систематизации цвето-световой лексики на материале лирики И. Северянина и намечены дальнейшие пути исследования цвето-световой картины мира поэта.

Разработанный терминологический аппарат и методика исследования цвето-световой картины мира имеет реальную перспективу применения к изучению цветовых картин мира других писателей.

Практическая ценность работы обусловлена возможностью включения некоторых результатов исследования в лексикографическую практику при составлении словаря русских цвето-светообозначений, словаря языка поэтов серебряного века или языка И. Северянина; при изучении системного характера лексики в практике преподавания в вузе и школе, при изучении таких курсов, как «Лексикология и фразеология», «Стилистика», «Лингвистический анализ текста», при разработке спецкурсов и спецсеминаров по языку поэзии «серебряного» века. Материалы диссертации могут быть учтены при изучении языка художественных произведений, особенно поэтических текстов, где цвето-световая лексика является средством создания поэтической образности, а также в общефилологических курсах, посвященных изучению творчества И. Северянина.

Апробация результатов. Основные положения диссертации обсуждались на региональной научно-практической конференции аспирантов, студентов, учащихся «Наука и Образование: проблемы и перспективы» (Бийск, >2000); на межвузовской научно-практической конференции «Литература и общественное сознание: варианты интерпретации художественного текста» (Бийск, 2002); на всероссийской научно-практической конференции «Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты» (Барнаул, 2003), на заседаниях молодых ученых и аспирантов кафедры русского языка Бийского педагогического государственного университета.

По теме диссертации имеется 5 публикаций.

Структура работы.

Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, Библиографического списка и Приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Карташова, Юлия Андреевна

В настоящем диссертационном исследовании осуществлена попытка создания модели функционально-семантического цвето-светового макрополя, которое являет собой языковое семантическое пространство, репрезентирующее картину мира И.Северянина.Методологическую базу исследования образует положение о единстве коммуникативной, познавательной и экспрессивной функций языка.Исследование осуществляется с опорой на структурно-семантический, описательный метод, метод концептуального, контекстуального и компонентного анализа, прием полевого моделирования, метод реконструкции культурологических данных. Помимо этого, в работе используется психолингвистический эксперимент и статистический метод.Логика исследования заключается в следующем: мы выдвинули гипотезу, что Цвет и Свет в поэзии И. Северянина не только являются значимыми изобразительно-выразительными средствами поэтической речи, не только несут большую смысловую нафузку и выполняют стилистические функции, но формируют особое языковое семантическое пространство, репрезентирующее картину мира художника. В диссертационной работе осуществлена попытка комплексного подхода к изучению картины мира поэта. Интегральный подход продиктован предметом исследования: цвето-световые слова, объективирующие концепты Цвет и Свет, причем слова не сами по себе, а как элементы многомерной системы языкового семантического пространства, частью которого являются художественные тексты И. Северянина.В работе описывается богатство и многообразие цвето-световой лексики в поэтических текстах И, Северянина, анализируемый материал структурирован и представлен в виде системных лексических единиц - лексико-семантических полей и лексико-семантических пространств, изучение внутренней структуры которых способствует решению проблемы научного описания лексической системы языка на материале поэтического идиолекта.Цвето-световая картина мира писателя - это фрагмент его общей поэтической картины мира; отраженное в идиостиле совокупное представление субъекта о мире Цвета и Света; система собственно цвето-световых и символических смыслов, выявляемых в процессе художественной коммуникации.Единицами цвето-световой картины мира являются цветовые и световые концепты - понятия Цвета или/и Света с потенциально заложенной возможностью развивать эстетические и символические смыслы. Цвето-световая картина мира объединяет концептуальный и языковой уровни. Результатом вербализации цветовых концептов являются цветообозначения, объединяемые в семантическое поле «Цвет», результатом вербализации световых концептов являются светообозначения, формирующие семантическое поле «Свет». Под семантическим полем в работе понимается структурированный фрагмент системы языка И.Северянина, представляющий собой упорядоченную совокупность лексических единиц различных частей речи, в эксплицитной или имплицитной форме содержащих общую интегральную сему с определенным признаком (цветовым и/или световым). Все микрополя представлены относительно самостоятельными образованиями, однако четких границ между ними нет. Синтагматика и парадигматика цвето- и светообозначений внутри семантических микрополей и • • \ . i соотнесение микрополей между собой определяет своеобразие индивидуально авторской картины мира И. Северянина.Цвет и Свет у И. Северянина выступают как свойство поэтики. Цвет может восприниматься независимо от своего материального носителя, может передавать совокупность ментальных и физических реакций и действий. С одной стороны, цветопись, выполняющая изобразительную функцию, для И. Северянина — самоцель: автор учит читателя получать эстетическое наслаждение от воображения цвета, развивать сенсорную чуткость, быть внимательным, уметь различать тончайшие цветовые нюансы. С другой стороны, цвет играет концептуальную роль в произведении и для писателя (читателя) является способом проникновения в тайны человеческой психологии, инструментом познания мира.Текстовый анализ семантики цвето- и светообозначений в лирике И.Северянина показал, что хотя семантические преобразования этих слов в идиостиле поэта больщей частью не выходят за рамки закрепленных значений, среди направлений коннотативных приращений смысла, привносимых поэтическим текстом, можно обозначить следующие:

1. Расширение границ референции цветообозначений в результате их употребления с объектами и явлениями, которые не могут реально обладать цветовыми характеристиками. Кроме того, поэт «окрашивает» отвлеченные понятия, а также предметы, которые в природе обладают другим цветом. Все это повышает экспрессивность текста, создает эффект новизны, подчеркивает индивидуальность авторского мировидения.2. Насыщение признакового значения цвето-световых слов эмоционально оценочными семами в результате их сближения в тексте с эмотивами.Цветовые и световые эпитеты приобретают в тексте вторичное значение эмоциональной окрашенности, согласующееся с чувственной символикой цвета. Это также усиливает экспрессивность и выразительность текста.3. Усиление общего цвето-светового впечатления за счет близкого расположения в тексте синонимичных обозначений цвета и/или света. Поэт использует прием концентрации цвето-световой лексики в минимальном речевом отрезке.4. Передача цвето-световых признаков имплицитно через предметы и явления, представление о которых связано с определенным цветом.Использование зрительных предикатов в текстах и приема предметной детализации.5. Дополнение зрительных впечатлений акустическими, обонятельными, вкусовыми, тактильными. Это создает эффект присутствия, целостности восприятия действительности, повышает выразительность текста.Таким образом, смысловой диапазон средств выразительности простирается от обозначения окрашенности и освещенности конкретного предмета действительности до символического переосмысления цвето- и светохарактеристик. Развитие поэтической семантики цвето- и светообозначений в лирике И. Северянина находится в непосредственной связи с многообразием выполняемых ими функций. Функции цвето-световой лексики в идиостиле поэта весьма широки: номинативная, описательная, эстетическая, функция визуализации, текстообразующая, функция актуализации внимания, функция усиления медитативной лексики, функция ассоциативно-логического трамплина, функция индивидуализации, придания отдельному тексту и идиолекту в целом характера "барочности", "театральности".Все вышесказанное приводит нас к выводу: цвето- и светообозначающая лексика по своей семантической емкости, богатству ассоциативных связей, способности быть речевым символом занимает особое место в идиостиле И.Северянина. Рассмотрение специфики цветовой картины мира поэта позволяет делать выводы об особенностях творческого мировосприятия автора.Данное исследование является первым опытом комплексного описания цветовой и световой лексики в лирике И. Северянина и в дальнейшем может быть продолжено. Работа открывает ряд перспектив для дальнейших научных исследований, связанных с детальным изучением микрополя «Свет» в картине мира И. Северянина, исследованием взаимосвязи единиц микрополей «Цвет» и «Свет».Реконструкция и интерпретация фрагмента поэтической картины мира И.Северянина - функционально-семантического цвето-светового макрополя — позволяет сделать выводы и о некоторых более общих чертах его поэтики: поэт находится в поиске новых образов и символов без отвергания старых; язык И.Северянина характеризуется обилием смелых продуманных неологизмов, интересных эпатирующих эпитетов; поэт борется со стереотипом, с «банальностью» в лирике.Разработанная в диссертации система понятий и методика исследования цветовой картины мира И. Северянина имеет реальную перспективу применения к изучению цветовых картин мира других писателей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Карташова, Юлия Андреевна, 2004 год

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации.- М., 1994. - 336 с.

2. Абызов Ю. И. Северянин - во второй жизни // Даугава. - 1989. - № 7. - 81-85.

3. Аврасин В.М. Об ассоциативной основе оценочности у синестетических значений прилагательных. - Курган, 1991. - 19 с.

4. Азнаурова Э. Очерки по стилистике слова. - Ташкент, 1973. - 402 с.

5. Алимпиева Р.В. Семантическая значимость слова и структура лексико- семантической группы. -Л . , 1986. - 181 с.

6. Апресян Ю.Д. Избр. труды. Т. I. Лексическая семантика (синонимические средства языка). 2-е изд., испр. и доп. - М., 1995а.- 472 с.

7. Апресян Ю.Д. Избр. труды. Т. П. Интегральное описание языка и системная лексикография. - М., 19956. - 767 с.

8. Арнольд И.В. Импликация как прием построения текста и предмет филологического изучения // Вопросы языкознания. - 1982. - № 4. - 83-91.

9. Бабичева Ю. В. «Аще не умрет...»: И. Северянин // И. Северянин. Классические розы. Медальоны. - М., 1990. - 5-26.

10. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. - М., 1975. - 286 с.

11. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - 318 с.

12. Бекова СВ. К проблеме идеологического словаря писателя. (Семантико- стилистический анализ группы слов со значением цвета у М. Горького). Автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Л. , 1973. - 19 с.

13. Белова О.В. Символика цвета в славянских книжных сказаниях о животных // Слово и культура. Памяти Никиты Ильича Толстого. - М., 1998. - Т. II.-C.44-50.

14. Беляева Н. Д. Цвет в произведениях И. Ильфа и Е. Петрова // Русская речь. - 1983.-№6. -С.40-44.

15. Блок А. Всемирная библиотека поэзии. - Ростов-на-Дону, 1996. - 608 с.

16. Бобыль СВ. Семантико-стилистические свойства русских цветообозначений (на материале советской поэзии). Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Днепропетровск, 1984. - 21 с.

17. Болотнова Н.С Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. - Томск, 1992. - 312 с.

18. Болотнова Н.С Ассоциативное поле текста и слова // Коммуникативно- прагматические аспекты слова в художественном тексте: Научн. тр. каф. совр. рус, яз. и стилистики Томского гос. ун-та. - Томск, 2000. - 9-22.

19. Брагина А.А. «Цветовые» определения и формирование новых значений слов и словосочетаний // Лексикология и лексикография. - М., 1972. - 73-104.

20. Брагина А.А. Синонимы и метафоры // Русский язык в школе. - 1975. - № 6. — 93-101.

21. Брагина А.А. Темно-синий с красным Пьер... // Русская речь. - 1983. - № 5. — 20-26.

22. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. - М., 1998. - 336 с.

23. Брудный А.А. К методологии смыслового анализа // Экспериментальный анализ смысла. - Фрунзе, 1987. - 3-9.

24. Василевская И.А. «Он тем хорош, что он совсем не то...»: К 50-летию со дня смерти И. Северянина // Русский язык в школе. - 1991. - № 6. - 47-52.

25. Васильев А. Уровни понимания текста // Общественные науки. - 1983. - № 3. - С . 83-96. ЗЗ.Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия // Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М., 1996. - 412 с.

26. Вендина Т.И. Языковое сознание и методы его исследования // Вестник МГУ: Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 1999. - № 4.-С. 15-33.

27. Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М., 1971. - 240 с.

28. Виноградов В.В. Исследования по русской грамматике. - М., 1975. - 559 с.

29. Винокур Т.Г. К характеристике говорящего. Интенция и реакция // Язык и личность.-М., 1989.-С. 11-23.

30. Владимиров А., Осипов Н. Магия цвета. -М. , 1965. - 196 с.

31. Волков В.В. О регулярности реализации типовой словообразовательной парадигмы русских прилагательных со значением цвета // Филологические науки. - 1989. - № 1. _ 42-46.

32. Волохова К.А. Эволюция творчества И. Северянина. Автореф. дис. ... канд. филол. наук, - М., 1999. - 23 с.

33. Воробьев Г.Г. Психосемиотика цвета // Психосемиотика познавательной деятельности и общения: Межвузовский сборник научных трудов, - М., 1990. -С. 51-69.

34. Воронин СВ. Синестезия и звукосимволизм // Психолингвистические проблемы семантики. - М., 1983.-С. 120-131.

35. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1997.-415 с.

36. Гак В.Г. Языковые преобразования. - М., 1998. - 768 с.

37. Гак В.Г. Метафора: универсальное и специфичное // Метафора в языке и тексте. -М., 1988.-С. 11-26.

38. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981. - 140с.

39. Гао Хайянь. Лингвострановедческий анализ русской лексики цветообозначения: на фоне китайского. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - СПб, 1999. - 20 с.

40. Гете И. В. Об искусстве. - М., 1975. - 623 с.

41. Гинзбург Л.Я. Олирике.-Л., 1974. - 382 с.

42. Голуб В. Г. Дублирование семантического компонента цвета в художественных описаниях // Речевое мышление и текст: Межвузовский сборник научных трудов. - Воронеж, 1993.-С. 128-135.

43. Грановская Л.М. Прилагательные, обозначающие цвет, в русском языке XVII — XX вв. Автореф. дис.... канд. филол. наук. - М., 1964. - 24 с.

44. Греков В. «Вернуться в дом Россия ищет троп...» // И. Северянин. Стихотворения. - М., 1990. - 5-18.

45. Григорьев В.П. Поэтика слова: На материале русской советской поэзии. — М., 1979.-344 с.

46. Григорьева А.Д. Слово в поэзии Тютчева. - М., 1980. - 246 с.

47. Гридина Т.А. Языковая игра: Стереотип и творчество. - Екатеринбург, 1996, - 214 с.

48. Губенко Е.В. Лексико-семантические поля цвета и света в лирике Б.Пастернака. Автореф. дис.... канд. филол. наук. - М., 1999. - 22 с.

49. Гулова И.А. «Осеню себя осенью» // Русский язык в школе. - 1997. - № 2. — 52-59.

50. Гумилев Н. Лирика. - Минск, 1998. - 480 с.

51. Дзуцева Н.В. Время заветов. Проблемы поэтики и эстетики постсимволизма. - Иванов, 1999. -130 с.

52. Донецких Л.И. Эстетические функции слова. - Кишинев, 1982. - 154 с. бЗ.Дридзе Т. М. Текст как иерархия коммуникативных программ (информативно-целевой подход) // Смысловое восприятие речевого сообщения. - М., 1976. — 48-57.

53. Ермилова Е. В. Метафоризация мира в поэзии XX века // Контекст-1976. — М., 1977.-С. 160-177.

54. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Избранные труды. -Л. , 1977.-407 с.

55. Журавлев А.П. Звук и смысл: Книга для внеклассного чтения (8-10 кл.). — М., 1981.- 160 с.

56. Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой. - М., 1989. - 262с.

57. Иваровская В.И. Лексическое значение цветовых прилагательных в синтагматико-парадигматическом и словообразовательном аспектах // Вестник СПбГУ: Сер. 2. - 1998. - № 9. - 104-109.

58. Ильенков Э.В. Философия и культура.- М., 1991. - 462 с.

59. Каплина (Карташова) Ю.А. Категория цвета в поэтике Н, Гумилева // Наука и образование: проблемы и перспективы: Тезисы докладов региональной научно-практической конференции аспирантов, студентов, учащихся. — Бийск, 2000. — 83 - 84.

60. Караулов Ю.Н. Структура лексико-семантического поля // Филологические науки. - 1972. - № 1. - 57- 68.

61. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. - М., 1976. - 356 с.

62. Караулов Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. - М., 1999.-180 с.

63. Карташова Ю.А. Текстовые ассоциативные поля в пейзажной лирике И.Северянина // Человек культуры: Русский язык в современном мире: Материалы Всерос. симпозиума. - Бийск, 2001. - С, 97 - 103.

64. Карташова Ю.А. Функции голубого в поэтических текстах Н. Гумилева // Текст: варианты интерпретации художественного текста. - Бийск, 2001. - Вып. 6. — 141-143.

65. Карташова Ю.А. Цвето-световые глаголы в поэзии И. Северянина // Литература и общественное сознание: варианты интерпретации художественного текста. Часть II: Лингвистический аспект. - Бийск, 2002. - Вып. 7. - 67 - 78.

66. Касимов Н. Голубое - цвет жизни // Русская речь. - 1983. - № 1. - 50-54.

67. Качаева Л.А. Лексика цвета в произведениях А. Твардовского, М. Исаковского, А. Суркова // Проблемы теории и методики языка. - Ярославль, 1980.- 17- 30.

68. Кинцель А. В. Психолинвистическое исследование эмоционально-смысловой доминанты как текстообразующего фактора. - Барнаул, 2000.- 152 с.

69. Кияк Т.Р. О «внутренней форме» лексических единиц // Вопросы языкознания. - 1987.-№3.-С. 58-68.

70. Климкова Л .А. Ассоциативное значение слов в художественном тексте // Филологические науки. - 1991. - № 1. - 45-54.

71. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. - М., 2000. - 352 с.

72. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. - М., 1986.-251 с.

73. Колшанский Г.В. Контекстная семантика. - М., 1980. - 149 с.

74. Колшанский Г.В. Текст как единица коммуникации // Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. - М., 1984. - 89-126.

75. Колшанский Г.В. Объе1сгивная картина мира в познании и языке. - М., 1990. - 108 с.

76. Колычев О. Поэзия и живопись // Север. - 1966. - № 5. - 105-108.

77. Кондрашова О.В. Семантика поэтического слова (функционально- типологический аспект). Автореф. дис. ... докт. филол. наук. - Краснодар, 1998. -42 с.

78. Корж Н.Н., Пенова И.В, Денотативные значения цветонаименований // Психологический журнал. - 1991. - Т. 12. - № 4, - 69-79.

79. Корж Н.Н., Сафуанова О.В. Денотативные значения цветонаименований // Психологическийжурнал. - 1994.-Т. 15.-№ 1.-С. 109-114,

80. Косых Е.А. Система цветообозначений в русском языке (к созданию и публикации «Русской энциклопедии цвета») // Вестник БГПУ: Серия Гуманитарные науки. - 2002. - Выпуск 2. — 28-34.

81. Косых Е.А. Названия мастей животных в русском языке. Дис. ... канд. филол. наук.-М.,1994.-236с.

82. Кошелев В.А. Поэт с открытой душой // И. Северянин. Стихотворения. - М., 1988.-С. 5-26.

83. Кравков СВ. Цветовое зрение. - М., 1951. - 483 с.

84. Кривошеев Е. «Я Россию люблю - свой родительский дом» // Аврора. — 1987. -№ 5. -С. 70-81.

85. Критика о творчестве И. Северянина. - М., 1916.

86. Критика о творчестве И, Северянина. - М., 1926.

87. Кругликова Л.Е. Фразеологические единицы современного русского литературного языка с «цветовыми» прилагательными. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Л., 1977. - 22 с.

88. Кубрякова Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. — М., 1988. — 141-173.

89. Кубрякова Е.С. Парадигмы научного знания в лингвистике и ее современный статус // Известия РАН: Серия литературы и языка. - 1994. - Т. 53. - № 2. - 3-15.

90. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистичеких идей во второй половине 20 века (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца 20 века. - М., 1995. — 144-238.

91. Кубрякова Е.С, Александрова О.В. О контурах новой парадигмы знания в лингвистике. // Структура и семантика художественного текста: Доклады VII международной конференции. - М., 1999. - 186-197.

92. Кузнецова И.С К вопросу об употреблении цветовых прилагательных в современных поэтических текстах // Эволюция семантических и функциональных свойств русской лексики: Межвузовский сборник научных трудов.-М., 1987.-С. 105-119.

93. Кузьмина Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. - Екатеринбург - Омск, 1999.- 268 с.

94. Куликова И.С. Семантико-стилистическая характеристика атрибутивных именных сочетаний (на материале цветовых и световых прилагательных в произведениях К.Г. Паустовского и М.М. Пришвина). Автореф. дис. ... канд. филол. наук. —Л., 1965. - 20 с.

95. Куликова И.С. Две цветовые картины мира // Русская речь, - 1971. - № 3. - 10-17.

96. Кульпина В.Г. Характер человека сквозь призму цвета // Россия и Запад: диалог культур. - М., 1996. - 40-47.

97. Кульпина В.Г. Лингвистика цвета: Термины цвета в польском и русском языках. - М., 2001. - 470 с.

98. Купина Н.А. Смысл художественного текста и аспекты лингвосмыслового анализа.- Красноярск, 1983.- 160с.

99. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. - М., 1974. - 285 с.

100. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. — М., 1969. - 307 с.

101. Леонтьев А.А. Психологическая структура значения // Семантическая структура слова: Психолингвистические исследования. - М., 1971. - 7-19.

102. Ландоман И.М. Цветовые прилагательные в роли зрительных определений в поэзии А. Ахмотовой // Вопросы теории и истории языка. - Ташкент, 1984. — 138-143.

103. Лосев A.M. Проблема символа и реалистическое искусство. - М., 1976.-367с.

104. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - СПб, 1996. - 18-132.

105. Лукашевич Е.В. Когнитивная семантика: эволюционно-прогностический аспект. - М. - Барнаул, 2002. - 234 с.

106. Лурия А.Р. Язык и сознание. - Ростов-на-Дону, 1998. - 415 с.

107. Люшер М. Цвет вашего характера. - М., 1996. - 394 с.

108. Макеенко И.В. Семантика цвета в разноструктурных языках: универсальное и национальное. Дис.... канд. филол. наук. - Саратов, 1999. - 258 с.

109. Мандельштам О.Э. Слово и культура. - М., 1987. - 319 с.

110. Маркелова Т.В. Поэтика оценочных значений в «Медальонах» И. Северянина // Русская словесность. - 1995, - № 4. - С, 56-62.

111. Масленникова Е.М. Особенности понимания поэтического текста // Психолингвистические исследования слова и текста. - Тверь, 2001. - 102-108,

112. Матвеева Е. В. Функции цветообраза в прозе ФРГ 60-80х гг. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Нижний Новгород, 1999. - 21 с.

113. Мезенин М. Образность как лингвистическая категория // Вопросы языкознания. - 1983. - № 6. - 48-57.

114. Миллер-Будницкая Р.З. Символика цвета и синестезия в поэзии на основе лирики А, Блока // Известия крымского пединститута им. М,В. Фрунзе. — Симферополь, 1930. - Т. 3. - 162-180.

115. Миннарт М. Свет и цвет в природе, - М., 1969. - 344 с.

116. Миронова Л,Н, Цветоведение. - Минск, 1984. - 286 с.

117. Михайлов А.И. О поэзии И. Северянина // И. Северянин. Сирень моей весны. - Кемерово, 1989. - 5-28.

118. Москович В. А. Семантическое поле цветообозначений (Опыт типологического исследования семантического поля). Автореф. дис. ... канд. филол. наук. -М., 1965. - 18 с.

119. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. - М., 1966. - 351 с.

120. Молчанова Г,Г. Семантика художественного текста: Импликативные аспекты коммуникации. - Ташкент, 1988. - 160 с.

121. Мурзин Л.Н., Штерн А.С. Текст и его восприятие. - Свердловск, 1991.-171с.

122. Мышкина Н.Л. Динамико-системное исследование смысла текста. — Красноярск, 1991. - 212 с.

123. Недельчо Е.В. Структурно-семантическая характеристика русских паремий с компонентами цвето- и светообозначения. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Кострома, 2000. - 22 с.

124. Некрасова Е.А. Приемы языковой выразительности в стихотворных текстах //Поэтика и стилистика 1988-1990. - М., 1991. - 64-76.

125. Никитин М.В. О семантике метафоры // Вопросы языкознания. — 1979. - №1.-С. 91-102.

126. Никитин М.В. Основы лингвистической теории значения. - М., 1988. -168 с.

127. Никулина М.Е. Цветовые прилагательные в языке различных жанров русского фольклора. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. -М. , 1989. - 18 с.

128. Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. - М., 1983. — 215 с.

129. Носовец Г. Цветовая картина мира В. Набокова в когнитивно- прагматическом аспекте (цикл рассказов «Весна в Фиальте»). Дис. ... канд. филол. наук, - Омск, 2002. - 249 с.

130. Нюберг Н.Д. Курс цветоведения. - М.; Л., 1932. - 191 с.

131. Озхан Ф. Лексико-семантические группы прилагательных со значением цвета в русском и турецком языках (лингво-культурологический аспект) // И.А.Бодуэн де Куртенэ: ученый, учитель, личность. - Красноярск, 2000. — 163-167.

132. Очерки истории языка русской поэзии XX века: Тропы в индивидуальном стиле и поэтическом языке. - М., 1994. - 271 с.

133. Пелевина Н.Ф, О соотношении языка и действительности // Филологические науки.-1962.-№8.-С, 149-151,

134. Пелевина Н.Ф. Коннотативные компоненты значения слова в процессе исторического развития языка: (На материале значений цвета) // Семантика слова в диахронии: Межвузовский тематический сборник научных трудов. -Калининград, 1987, - С, 35-41,

135. Петренко В.Ф, Основы психосемантики,-М., 1997,-340 с,

136. Пищальникова В.А. Психопоэтика. - Барнаул, 1999, - 176 с,

137. Потебня А,А, Эстетика и поэтика, - М. 1976, - 614с.

138. Прокофьева Л,П, Цветовая символика звука как категория идиостиля А.Блока и В, Набокова // Принципы изучения художественного текста, -Саратов, 1992, - Ч, 2, - С, 143-145,

139. Прокофьева Л,П, Проблема цветового звукосимволизма: Виды и жанры искусств // Актуальные проблемы лексикологии и стилистики, - Саратов, 1993, -0,153-157,

140. Прокофьева Л.П. «Зримое слово» в поэтическом тексте: из истории вопроса // Предложение и слово: Доклады и сообщения международной научной конференции, посвященной памяти проф. B.C. Юрченко, - Саратов, 1999. - 206-212.

141. Рафикова Н.В. Влияние внутреннего контекста на понимание слова и текста: обзор моделей понимания // Семантика слова и текста: психолингвистические исследования. - Тверь, 1998. - 50-63.

142. Ревзина О.Г. Поэтика окказионального слова // Язык как творчество: Сб. статей к 70-летию В.П. Григорьева. - М., 1996. - 303-308.

143. Руднева Е.Г. Цветовая гамма в повести И.С. Шмелева «Богомолье» // Вестник МГУ: Серия 9. Филология. - 2000. - № 6. - 59-66.

144. Сапогов В. А. О понятии цветообраза в лирике А. Блока // Проблемы мастерства в изучении художественной литературы. - М., 1967. - 243-245.

145. Семантико-функциональные поля в лексике и грамматике: Межвузовский сборник научных трудов. - Л., 1990. - 131 с.

146. Серов Н.В. Хроматизм мифа. - Л., 1990. - 350 с.

147. Сидорец B.C. Структурно-семантическая характеристика прилагательных в прозе И.Бунина. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Минск, 1971. - 23 с.

148. Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. - СПб, 1993. - 150 с.

149. Скляров О. Н. В. Маяковский и И. Северянин: Историко-культурные реминисценции. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. -М. , 1994. - 22 с.

150. Слободянюк Е.А. Цветовая и световая динамика в прозе К.Г. Паустовского (На материале рассказа «Дождливый рассвет») // Семантика слова и семантика текста.-М., 1994.

151. Соколовская Ж. П. Проблемы системного описания лексической семаьггики. -Киев, 1990.-184 с.

152. Соловьева Л.Ф. Поэтика цветописи в сборниках Анны Ахматовой «Вечер», «Четки», «Белая стая», «Anno Domini», «Подорожник»: психологический аспект. Дис. ... канд. филол. наук. - Ижевск, 1999. - 208 с.

153. Солодуб Ю.П. Образность как эстетическая составляющая художественного текста и проблема ее типологии // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. -М., 1999.-С. 3-6.

154. Солодуб Ю.П. Структура лексического значения // Филологические науки. - 1997. -№2.-С. 54-66.

155. Сорокин Ю.А., Марковина И.Ю. Типы китайской символики в языке и культуре // Этнопсихолингвистика. - М., 1988. - 64-71.

156. Степанова В.В. Функциональные ориентиры в семантике слова и их текстовое воплощение // Проблемы исследования слова в художественном тексте.-Л., 1990.-С. 4-17.

157. Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. - Воронеж, 1985.- 170 с.

158. Стуруа Л. Ш. Художественная функция цвета в поэзии Г. Табидзе. Автореф. дис.... канд. филол. наук. - Тбилиси, 1974. - 27 с.

159. Сулименко Н.Е. Лексические предпосылки свертывания информации в художественном тексте // Проблемы исследования слова в художественном тексте. - Л., 1990. - 17-26.

160. Тарасова И. А. Структура семантического поля в поэтическом идиостиле (на материале поэзии И. Анненского). Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Саратов, 1994. - 17 с.

161. Тарасова И. А. К вопросу о вычленении семантических полей в поэтической картине мира // Актуальные проблемы лексикологии и стилистики. - Саратов, 1993.-С. 143-148.

162. Тарланов Е.З. К. Фофанов и И. Северянин: из поэтических диалогов // Филологические науки. - 2000. - № 1. - 3-13.

163. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. — М., 1986.-141 с.

164. Телия В.Н. Метафора как модель смыслопроизводства и ее экспрессивно- оценочная функция // Метафора в языке и тексте. - М., 1988. - 26-52.

165. Тобурокова В.М. К вопросу о специфике цветообозначений в профессиональной речи // И.А. Бодуэн де Куртенэ: ученый, учитель, личность. -Красноярск, 2000. - 255-259.

166. Тойшибаева Г.К. Цветовая лексика (состав, семантические преобразования, функции) в художественном тексте на материале произведений Ф.М.Достоевского. Автореф. дис.... канд. филол. наук. -М., 1990. -19 с.

167. Тонквист Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы // Проблема цвета в психологии. - М., 1993. - 5-53.

168. Туревич Н.Г. Развитие цветовых значений в составе нецветового семантического поля // Русское языкознание. - Киев, 1984. - Выпуск № 9. - 53-60.

169. Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания. - М., 1977. - 256 с.

170. Урбан А. Добрый проник // Звезда. - 1987. - № 5. - 164-173.

171. Уфимцева А. А. Семантика слова // Аспекты семантических исследований. - М., 1980.-С. 5-80.

172. Федоров А.И. Образная речь. - Новосибирск, 1985. - 117 с.

173. Филиппов А.В. К проблеме лексической коннотации // Вопросы языкознания. - 1978. - № 1, - 57-63.

174. Фомина B.C. Семантика цветообозначений как объект исследования и изучения // IV международный симпозиум по лингвострановедению: Тез. докл. и сообщ. - М., 1994. - 230-231.

175. Фортунатов Н. Проблемы художественного восприятия, * Поиски и перспективы комплексного подхода // Художественное творчество. - Л., 1982. — . , • • « 150-166. , ^ ;

176. Фрумкина Р.М Цвет, смысл, сходство. Аспекты психолингвистического анализа. - М., 1984. - 175 с.

177. Фрумкина P.M. Психолингвистика. - М., 2001. - 320 с.

178. Харченко В.К. Переносные значения слова. - Воронеж, 1989. - 198 с.

179. Храброва Н.С. Роса оранжевого часа: о творчестве поэта И. Северянина // Огонек. - 1986. - № 29. - 18-20.

180. Цвет" в нашей жизни: Хрестоматия по психологии (из серии "Познать человека"). - Курск, 1993. - 128 с,

181. Черемисина Н.В. Вопросы эстетики русской художественной речи. — Киев, 1981.-240 с.

182. Черкасова Л.П., Карпенко В.П. Цветопись в прозе Ю. Нагибина // Русская речь. - 1985. - № 4. - 65-68.

183. Чернухина И.Я.'Поэтическое речевое мышление. - Воронеж, 1983. - 189 с.

184. Чернухина И.Я. Семантика образного слова в поэтическом тексте // Семантика слова и семантической конструкции: Межвузовский сборник научных трудов. - Воронеж, 1987. - 65-74.

185. Чудинов А.П. Типология варьирования глагольной семантики. - Свердловск, 1988. - 144 с.

186. Шаповалова М.А. Король поэтов: Путь И. Северянина // Литература в школе. -1992. -№5/6 . -С. 14-19.

187. Шаронов В.В. Свет и цвет. - М., 1961. - 311 с.

188. Шведова Н.Ю. Об а1сгивных потенциях, заключенных в слове // Слово в грамматике и словаре. - М., 1984. - 7-15.

189. Шерцль В.Н. О названиях цветов // Филологические записки. - 1884. - Выпуск№2.-С. 3-32.

190. Шипицина Г.М. Об эмоционально-экспрессивных компонентах значения слова // Семантическая структура слова и высказывания. - М., 1993. - 178-194.

191. Шкуркина Ю. А. Функционально-семантический анализ свето- и цветообзначений (на материале произведений А. Блока). Автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Тверь, 1998. - 21с.

192. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. - М., 1973. - 280 с.

193. Шрамм А.Н. Очерки по семантике качественных прилагательных. - Л., 1979. -132 с.

194. Штайн К.Э. Принципы анализа поэтического текста. - СПб. - Ставрополь, 1993.- 204 с.

195. Шумских Е.А. Семантическая структура имен прилагательных с исходным световым значением в современном русском языке. - М., 1996. - 335с.

196. Этерлей Е. И пахнут свежие сирени // Русская речь. - 1972. - № 4. - 18-23.

197. Языковые процессы современной русской художественной литературы: Поэзия.-М., 1977.-390 с.

198. Якобсон P.O. Работы по поэтике. - М., 1987. - 460 с.

199. Яньшин П.В. Эмоциональный цвет: эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. - Самара, 1996. - 218 с. СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

200. Ахманова О. Словарь лингвистических терминов. - М., 1969.

201. Бидерман Г, Энциклопедия символов. - М., 1996.

202. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. - М., 1981-1982.

203. Краткий словарь когнитивных терминов / Под ред. Е.С. Кубряковой. - М., 1996.

204. Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990.

205. Ожегов СИ. и Шведова Н:Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-е изд., дополненное. - М., 1999.

206. Русская грамматика: В 2 т. / Гл. ред. Н.Ю. Шведова. - М., 1980. Т. 1.

207. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов, - М., 1998.

208. Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус.яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп.-М., 1981-1984. 10. www. КМ. ru Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2002. — 6-е изд., дополненное на 2 CD.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.