Функциональный подход к процессу формирования региональных социально-культурных программ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Крылов-Иодко, Ромуальд Ромуальдович

  • Крылов-Иодко, Ромуальд Ромуальдович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 291
Крылов-Иодко, Ромуальд Ромуальдович. Функциональный подход к процессу формирования региональных социально-культурных программ: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва. 2003. 291 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Крылов-Иодко, Ромуальд Ромуальдович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ.

§ 1. Понятие "Функциональный подход к социально-культурной деятельности".

§ 2. Региональная социально-культурная программа как механизм регуляции социально-культурной деятельности.

§ 3. Функциональный подход как способ сохранения социально-культурных региональных традиций.

Глава II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ.

§ 1. Государственное регулирование процесса формирования социально-культурных программ.

§ 2. Функциональное взаимодействие учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа при формировании региональных социально-культурных программ.

§ 3. Функциональный подход к моделированию процесса формирования региональных социально-культурных программ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Функциональный подход к процессу формирования региональных социально-культурных программ»

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разработки региональных социально-культурных программ как на теоретическом! так и на практическом уровнях.

Разработка региональных социально-культурных программ с различных аспектов была осуществлена особенно интенсивно в Московском государственном университете культуры и искусств.

Однако ретроспективный взгляд на проблему убеждает в том, что необходимы новые подходы к формированию региональных социально-культурных программ.

Формирование региональных социально-культурных программ происходит на базе имеющихся социально-культурной и культурно-досуговой инфраструктур, традиционно сложившихся в регионе, и инновационных структур, возникших по требованию времени. На этот процесс оказывают свое воздействие множество факторов, требующих постоянного целенаправленного воздействия. Поэтому к этому процессу всегда будет возникать как теоретический, так и практический интерес.

На наш взгляд, в основу функционального подхода к разработке и внедрению региональных программ может быть положена идея возвращения родовых функций деятельности учреждений социально-культурного и культур-но-досугового типа.

С этих позиций общество классифицируется в качестве социально-культурной системы, в рамках которой регион оказывает самое непосредственное влияние на все типы поведения личности во всех средах общественной жизни. Малоэффективное воздействие современного регионального потенциала учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа во многом объясняется ограниченностью применяемых ими форм и методов , использованием не по назначению материально-технической базы и кадрового квалифицированного состава специалистов.

Все это требует нового, современного функционального подхода к изучению указанной проблемы. Суть функционального подхода состоит в разработке адекватных общественному развитию современных функций учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа.

Функциональный подход к формированию региональных социально-культурных программ рассматривается диссертантом как целостная совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимозависимых компонентов, предполагающая непрерывную, целесообразную деятельность всех типов учреждений и их целенаправленное воздействие на все категории населения с учетом культурных потребностей и интересов, национальных, социальных, исторически сложившихся культурных традиций.

Актуальность исследования с теоретической точки зрения связана с новой концепцией разработки региональных социально-культурных программ как единой системы теоретико-методологических и технологических оснований функционального подхода, осуществленного по принципу содержательно-логического соответствия как конкретизация деятельности учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа.

С практической точки зрения актуальность исследования состоит в необходимости разработки технологии процесса формирования региональных социально-культуpi 1ых программ.

На фактологическом материале Центрального административного округа Москвы выполнена основная часть работы, так как он представляет собой уникальную соцтльно-культурную сферу, с многообразными культурными традициями.

Состояние и степень научной разработанности проблемы. Анализ степени разработанности темы исследования в философской, социологической, педагогической, экономической, культурологической литературе показал, что для решения проСлсмы формирования региональных социально-культурных программ в современный период есть социальные , экономические, культурные и научные предпосылки.

Основные позиции исследования данной темы диссертации потребовали проработки теоретических положений: о сущности, структуре, воздействии региональных социально-культурных программ (Г.М.Бирженюк, Т.И.Заславская, Г>. Н.Иванов, М.С.Жиров, А.С.Кулагин, А.М.Марков, Р.В.Рывкина, У" Т.Тохценко); о сущности социальных технологий (В.Г.Афанасьев, А ' 1.3айцев, Э.С.Маркарян, Н.Стефанов); о применении социальных технолог!! :"! в системе воспитательных воздействий ( М.И.Долженкова, И.Н.Ерошенков, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, Ю.А.Стрельцов).

Многообразие социальных технологий исследуется в трудах В.В.Богдана, В.М "Уепеля, прошлый и современный опыт разработки и реализации крупных региональных программ - в трудах С.Б.Брижатовой, О.Г.Дмитриева, М.С.Жирова, В.Н.Макаревича, И.М.Слепенкова, О.П.Ширяева, ми ^плановость целевого предназначения социальных и социокультурных технологий - Г.А.Герасимова, А.А.Гусевой, Л.Я.Дятченко, М.И. Долженкопоп, О.А.Дейнеко, С.Е.Домбровского, Г.Я.Тульчинского, В.С.Садовской.

Теоретические концепции и возможности развития интересов и потребностей личности г учреждениях культуры изучены в трудах Т.И.Баклановой, А.Д.Жаркова, С.П.Иконниковой, А.С.Каргина, Е.И.Смирновой. Общие вопросы системно:'; методологии - функциональный подход в трудах Э.С.Маркаряна, Г ' 1.Межуева, Л.К.Науменко, Г.А.Смирнова, В.П.Фофанова, А.И.Уемова, Г.Э.Юдина.

Повышение интереса исследователей социально-культурной деятельности в последние г ы к региональной тематике было связано с комплексными исследованиями, выполненными под научным руководством Т.И.Баклановой, поставившими це;:', создания в России целостной многоуровневой открытой преемственной и : риативной образовательной этнохудожественной системы.

М.С.Жироп в своем исследовании «Региональная система сохранения и развития традиционной народной художественной культуры» предпринял разработку теоретического и экспериментального обоснования региональной системы сохранения и развития традиций народной художественной культуры в современных соцмтьно-культурных условиях. Базой исследования выступили Белгородский государственный институт культуры, его структурные подразделения, центры творчества, управления культуры и образования, комитеты по делам молодежи и „"р.

С.Б.Брижато i целью своего диссертационного исследования «Системообразующие основания разработки региональных программ социально-культурного разв!" !я в России» обозначила разработку системообразующих основ современно:", модели региональных программ социокультурного развития. Исследование осуществлялось в рамках комплексных тем Алтайского государственного ).:;ерситета и Алтайского государственного института искусств и культур!/ 1.И. Долженкова в своей докторской диссертации «Развитие этнохудожес: .иного образования на основе региональных социально-культурных трад1 ;п1» осуществила разработку теоретических и научно-методических ос] развития преемственных моделей этнохудожественного образования с учс ,м региональных социально-культурных традиций, на базе Тамбовского госу ^ственного университета, Тамбовского государственного музыкально-педа1 : веского института, Тамбовского колледжа искусств, городских и сельск средних общеобразовательных школ Тамбовской, Липецкой, ВоронежскоГ лпгородской, Саратовской, Нижегородской областей.

Однако в научных исследованиях не было осуществлено функционального подхода к разработке региональных социокультурных программ.

Анализ наумной литературы позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время нет достаточного понимания процесса формирования региональных социально-культурных программ с позиций функционального подхода. Формирование региональных социально-культурных программ на базе Центрального административного округа г. Москвы и их влияние на образ жизни населения представляет особый интерес. Их теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность определили выбор темы диссертационного исследования.

Объект исследования — социально-культурные программы регионов.

Предмет исследования - процесс формирования региональных социально-культурных программ с позиций функционального подхода.

Цель исследования - разработка основных компонентов технологического процесса функционального подхода к формированию региональных социально-культурных программ.

Базой исследования избран Центральный административный округ г.Москвы, Брянская и Орловская области.

Задачи исследования :

- рассмотреть понятие «функциональный подход» к формированию региональной социально-культурной программы;

- уточнить понятие «региональная социально-культурная программа»;

- выявить основные направления совершенствования процесса формирования региональных социально-культурных программ;

- определить структуру и содержание, функциональное назначение региональных соцнпльно-культурных программ с позиций функционального подхода и актуальности изучения проблемы;

- разработать комплексную социально-культурную программу региона, исследовав ее эф*'1 м:тивность в ходе экспериментальной работы, и на этой основе выработать [чмсомендации по ее внедрению.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что разработка региональных со"-мьно-культурных программ может быть наиболее успешной, если этот щесс будет осуществляться с позиций функционального подхода, учитывп'^'цсго географические, природные, экологические, демографические, нациог :,пые, социально-культурные факторы, состояние культурной среды, духог: )-нравственные особенности населения. В зависимости от этого в социуме а''уализируется созидательное или разрушительное начало.

Основные мпоненты социально-культурной программы: структура потребления лселением культурных услуг; деятельность личности по созданию культу;^ oil среды; структура системы управления, распределения функций, построс я и использования специализированной технологии формирования прогр; л!ы.

Влияние ее окультурной среды происходит на микроуровне (семьи, производств л о коллектива), которые прямо или опосредованно воздействуют на прел гавление личности об окружающем мире, ориентируют его в социально-кулы ном пространстве.

Поэтому фу ;кциональный подход к формированию социально-культурной программ; ■ диссертант осуществлял последовательно: анализ современного состо :я культурных потребностей населения, культурной среды, материально-ч :нической базы, финансирования и кадровой политики, осмысление поте" :,ла социально-культурной деятельности на основе имеющихся резервов.

Диссертант досматривает социально-культурную программу как комплекс взаимос иных компонентов ( программ и услуг), направленных на решение конкр ой социальной и культурной задачи. Создание и реализация социально-кул рной программы осуществляется социально-культурной и культурно-досу: л инфаструктурами.

Совершен лзание этого процесса возможно на технологическом уровне, обеспечит чем выполнение функций учреждений и организаций социально-культурн л культурно-досугового типа.

Теоретичесг и методологическую основу диссертационной работы составили научнь' уды российских и зарубежных ученых, анализирующих общетеоретическ; оолемы социально-культурной деятельности, различные аспекты совершс ювания процесса формирования региональных социально-культурныv грамм.

В качестве ретико-методологической основы были использованы культурно-аналит кие тенденции М.Вебера, Г.Зиммеля, О.Конта, Э.А.Орловой, А.Я.Флиер , социокультурные концепции Э.Дюркгейма, положения социологической т.; \;игмы, разработанные П.Сорокиным, толкования социальной интегра- i . Н.Лумана, главная идея функционализма, раскрытая Р.Мартоном, как 4 го;:а социологии, способа построения и объяснения социальных явлений.

Для решенн' 'цнальных задач исследования диссертант опирался на данные педаго: .;и. психологии, социальной педагогики, теории, методики и организации сон: . :мю-культурной и культурно-досуговой деятельности.

Исходя из ! и специфики задач диссертации всесторонне использован функционалы и', \и,ход к формированию региональных социально-культурных программ. " визируется механизм влияния российского общества в условиях реформ "рСдМех изучения (социально-педагогический процесс разработки регио: ,, лх программ); роль, место и функции учреждений со-циально-культурн' культурно-досугового типа.

Теоретичес : с то дологическая основа исследования включала изучение психолс чагогической теории личности и ее детерминированности социальными ' пями ( Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); трудов, по иных новым технологиям социальной ориентации досуга.

Успешному пню задач диссертационного исследования способствовали теоретике дологические положения подготовки личности к культурно-досуговой ьности, процесса воспитания личности, ее самореализации в условиях v -доний социально-культурного и культурно-досугового типа (А.Д.Жарк Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, В.С.Садовская, Ю.А.Стрельцов, В. Черниченко, Н.Н.Ярошенко), методологические закономерности возникн о' : я и развития клуба в контексте социальной педагогики (В.В. Ту ев).

Большое знп1 т-е для диссертации имеют исследования, посвященные теории и практн' турно-досуговои деятельности, включая подготовку специалистов высш! v учебных заведений (Д.М.Генкин, Л.С.Жаркова, А.С.Каргин, Е.Л.Г in, Н.А.Паршиков, В.Я.Суртаев, В.М.Чижиков), методологические по;' . изучению разработки регионально-территориальных программ, реал!! ;у , мс в работах С.Б.Брижатовой, М.И.Долженковой, М.С.Жирова.

Методы исг . :m>i: автор диссертации использовал методы, адекватные поставленные ,чам и цели, опираясь на общенаучные методы познания: анализ, систе :щия теоретических данных, статистические методы, моделирование, интервьюирование, наблюдение, анализ и синтез данных, < ю-экспериментальная работа, построение научных теории и гипотез, кла

Эмпиричес! цня и типология выводов исследования.

1кУ-1едования опиралась на социологические данные и их последуют соработку. Создание различного типа социальнокультурных прог потребовали вве/ ность исследован ляющие общие и ронедение опытно-формирующего эксперимента комплекса вышеуказанных методов. Комплекс-олпла выявить состояние культуры объектов, опреде-, - характеристики обследуемого объекта. В процессе изучения было on специалистов уч] типа. Анализ стат 1000 городских и 1000 сельских жителей, около 300 atii социально-культурного и культурно-досугового •кой, социокультурной и научно-методической документации позволг т ■ льзовать метод моделирования в формировании региональной социа льтурнои программы.

Организация ванпя. Исследование проводилось в три этапа с 1995 по 2002 гг.

На первом проблемы в соци:1

95-1996 гг.) изучалось состояние разработанности сихолого-педагогическои и управленческой научной литерату турных программ. венного универс! визировалась теория формирования социально-куль-ная is исследованиях ученых Московского государст-1ьтуры и искусств. Велось наблюдение за подготовленностью к праг й деятельности специалистов в условиях рыночных отношении по р ии функций учреждений социально-культурного и культурно-досуго та.

Определилс

1 замысел исследования : цель, задачи, гипотеза, методология и ор■ ия исследования.

На этом эт: педагогического культура как фак: На втором л использованы результаты комплексного социально-вання в русле региональной программы «Духовная 1ального развития Москвы», следования (1997-2001 гг.) была разработана теоретическая ког и осуществлялось эмпирическое исследование, которое включало or кспериментальную работу по внедрению функционального подхода турно-досугового анализа документ: творческой деяте: ельности учреждений социально-культурного и куль-Для этого использовались методы: сравнительного ручной и методической литературы; организаторской, !, менеджемента социально-культурной деятельности.

Для осущест я опытно-экспериментальной работы диссертант использовал учре: социально-культурного и культурно-досугового типа, решавшие по о-педагогические задачи менеджемента социальнокультурнои деяте. :i.

Социально-r: ический эксперимент проводился в Центральном административном г г. Москвы с 1997 по 2001 гг.

В соответст доставленными в диссертации задачами нами использовался комплекс освязанных и взаимодополняющих научных методов: теоретическии ан: тературных источников, анкетирование, интервьюрование. лдение, беседа, анализ письменных работ, отчетов участников самодеят' ч коллективов, социально-педагогическии эксперимент контактирую щи; жирующий).

На всех эта' следования проводились анкетирование и интервьюирование посетите. зеждений культуры, участвовавших в эксперименте.

Наблюдени летниками эксперимента в учреждениях культуры осуществлялось в я проведения реформ в различных областях культуры в дни юбилейны:: еств и мероприятий. Применялись сплошные и выборочные наблюде! время посещения информационно-просветительных, художественно-п; хтических и культурно-развлекательных программ, в

15 беседах с членам!' ительских объединений, участниками художественной самодеятельности . тоянными посетителями учреждений культуры, выяснялись мотивы и: стия в социально-культурной и культурно-досуговой деятельности.

Эксперимс; пая работа проходила с участием постоянных членов любительских об! ед :ний и клубов по интересам, участников самодеятельных коллективов, i малистов социально-культурной и культурно-досуговой деятельности.

Целью эксп ■ч 11 цта являлось определение социальных функций и формирующих м ;мов создания региональных социально-культурных программ.

В ходе эксп -ита была предпринята попытка создания оптимальных условий обучения ктивной деятельности учреждений социально-культурного и культурно-; : ового типа, направленных на выявление и устранение внутренних и вне:' противоречий, препятствующих повышению педагогической значимое: юнальных социально-культурных программ. Опытная работа предполага- ^обходимость проведения экспериментальных занятий ло формированию чштию программистской компетентности специалистов социально-культу; 1 культурно-досуговой деятельности.

В ходе эксп ата проходила корректировка и обогащение ранее разработанных пр м, утвержденных Правительством г. Москвы.

Анализиру: нчные данные о формировании социально-культурных программ, уровне лентности специалистов, диссертант пришел к необходимости, в' вых, определить наиболее эффективные приемы и методы педагогичес! егуляции формирования региональных социально-культурных программ ! -вторых, разработать такую технологию, которая способствовала С формированию навыков успешного социально-культурного воздеистг

На третьем : - (2001-2002 гг.) проводился анализ полученных фактологических даннь' также создание обобщенной модели процесса функционального подхода ' омированию региональных социально-культурных программ.

Осуществлю юдведение итоговых данных наблюдения, бесед, анкетного опроса, с ■ ической обработки результатов, интервью, совместной деятельности учрс ;нй социально-культурного и культурно-досугового типа. Поиск взаимос i общих и специальных компонентов формирования региональных соцп -культурных программ на основе функционального подхода, их корр' п через овладение различными видами деятельности, динамики формир ля у специалистов навыков составления социально-культурных програ I.

Научная ног ■ i теоретическая значимость исследования заключаются в следующе

- уточнено со л кание понятий «функция», «функциональный подход», «регион " социально-культурная программа», «технология формирования социаль ультурных программ»; раскрыто вз ^действие различных компонентов, включающих знания, умения и и- п менеджмента социально-культурной деятельности и способности фор; ования программ с использованием личностных ресурсов, которые служр оретической основой определения путей и средств совершенствования • хса формирования региональных социально-культурных программ;

- доказано ибедственное позитивное влияние процесса формирования региональных шьно-культурных программ на социальное и культурное становление пс : геля учреждений социально-культурного и культурно-досуго! и па;

- выявлены ' сриментально подтверждены педагогические условия (стимули^ 1С активного взаимодействия участников формирования региональны >: льно-культурных программ в процессе основной профессионально: ельности, на основе сложившихся традиций, посредством увеличения мости социально направленных компонентов, за счет использования пр сориентированного функционального подхода);

- разработаг ель функционального подхода к формированию региональной социаль' гурнои программы, соединяющей мотивационныи, интеллектуальны: прогностическии региональной сог выбора и способь' рассмотрс: рческии результативно-деятельностныи и оценочно-иенты; в основе модели - активные методы построения о-культурной программы, важнейшие детерминанты ьзования, технология и эффективность технологий; люненты создания региональных социальнокультурных прогр ia основе функционального подхода: государственная поддержка культу >хранение регионально-национальных традиций общественной жизни; (' н гсовое и кадровое обеспечение деятельности учреждений социально-ку :ого и культурно-досугового типа; создание условий ( курсов, базы) для товки специалистов по разработке региональных социально-культурн ■ т грамм;

- выявлены 1 п роль деятельности учреждений социально-культурного и культурно шого типа как системообразующих компонентов региональных прогр проанализировано современное состояние социокультурного развития льного административного округа г.Москвы.

Положения. пмые на защиту:

1. Формиро' нове функционал' социально-культу модействии струг региональных социально-культурных программ на ос-лодхода обеспечивает родовые функции учреждений п культурно-досугового типа, связанных в этом взаи-ли и функциональными отношениями, создающих условия для восшгп шости.

2. Деятельн гового типа треб) научно обоснова! реждении социально-культурного и культурно-досу-1 шального изменения функций, а также проведения следований, обеспечивающих воспитание личности в современных уел а основе исторически сложившихся культурных традиции.

3. Формиро егиональнои социально-культурнои программы предшествует соз/ работкой на оснор локальных, тематических программ с детальной про-ционального подхода с учетом специфики социокультурной среды, ил ли всех учреждении социально-культурного и культурно-досугового

4. Трансфор^ турно-досугового ния, расширяет и ункции учреждении социально-культурного и куль-^четается с функционированием их как центра обще-ает педагогическое содержание их деятельности, усиливает социально фованное воспитание и образование.

5. Технологи' ютки региональных социально-культурных программ на основе функи культурного, твс ого подхода заключается в интеграции социально) видов деятельности. Технология создания социально-культурно! :

Л1мы представляет целостный процесс взаимодеиствия социализиро' 1 индивидуализированных компонентов с проектируемыми парамет

Практическа1 чает практическу:

Центрального aд^ десяти лет работа седателя Комите: административно юсть работы. Диссертационное исследование вклю-'отку на протяжении ряда лет в Комитете по культуре лтивного округа г. Москвы , где диссертант в течение :ы!икол1 Управления культуры и заместителем Пред-льтуре Правительства г. Москвы, в Едином научно-j Комитета по культуре Правительства Москвы.

Материалы апия оыли использованы при подготовке ряда региональных це. рамм, определяющих перспективное развитие

Центрального адл ативного округа г. Москвы и Московского мегаполиса в целом, сг арых: программа

1я государственных публичных библиотек ЦАО Москвы на 1994-199г

000 г. (вторая редакция) - 1996 г.;

- программ ки государственных парков культуры и отдыха

ЦАО г. Москвы к lainiio 850-летия Москвы. 1996-1997 гг.; паспорт с с) л ы урной сферы Центрального административного округа г. Мо г.);

- концепци м.ма компьютеризации государственных публичных библиотек Ц

1996-1997 гг. и до 2000 г.); программ материально-технической базы государственных парков культуры

ЛО па 1998-2000 гг.; программ а 1 српально-технической базы государственных школ искусств Ц

-2000 гг.;

- программ:' кл ii модернизации государственных публичных общедоступных) VO г. Москвы «Библиотека информационного общества XXI вег программа oj о административного округа г. Москвы подготовки и пр * t . ubii iwx мероприятий в рамках празднования 850 летия основания .

-1997 гг.; программ и п проведения основных мероприятии, по священных 200чдения А.С. Пушкина 1999-2000 гг.;

- программ; а и проведения основных мероприятии, посвященных вст о тысячелетия и празднования 2000-летия христианства ЦАО г. целевая кс^ и искусства Цент торического цент;

99-2000 гг.); программа государственной поддержки культуры ['нгетративного округа г. Москвы «Культура ис-и0 1-2003 и до 2005 гг.).

Материалы г о го исследования используются при чтении спецкурс ные праздники и новационных тс* культурно-досугг ство в сфере культуры» и «Театрализован-1/, / и проведении творческой лаборатории ин-: • [ ьно-культурной деятельности на кафедре : Московского государственного университета культуры и j •

Методичес:

Л1ые результаты исследования могут быть использова: нии прогнозов социально-культурного развития регионе к>: .си целевых комплексных программ как в регионах в целол: i ых составляющих.

ВЫВОДЫ Д1: следования также могут быть использованы для разраС х планов развития региона, для расширения вопросов органи i его социокультурной сферой.

Полученны ак региональное, так и универсальное значение, что позво:' ть их в различных ситуациях.

Апробация докладывались i: с ледования. Основные положения работы лггета по культуре и досуга Центрального административно окк . 1осквы в качестве заместителя Председателя Комитета, на сем1 iapax-с м лниях Единого научно-методического центра народного творче тва и д су га Комитета по культуре Правительства г. Москвы.

Содержат' - и поло " я диссертационного исследования были изложены в выступлениях с нг а!': :ми докладами и сообщениями на республиканских, межвузовс! тх нау1 а ретических, научно-практических конференциях, семинарах-^овещан! " л:

- 5-ом меж 'ународв лформационном семинаре Немецкого культурного Центра им. '^ёте с Д1 л;, .а «Преобразование библиотечной концепции управления и финансиров;. (Москва , 1997 г.);

- международной к( опции с докладом «Социальное пространство библиотечного з/ания как j ^ляющее культурной политики» (Москва, ноябрь 2001 г.);

- международной на i конференции «Региональная культурная политика» с сообщением «А] ■ .аура и дизайн библиотечных зданий и региональная политика» (С. Пете рг, 2002 г.);

-Московской региог ой научно-теоретической конференции «О проблемах культуры l ыпях рынка России» с докладом «Проблемы функционального подхода : рмированию социально-культурных программ» (Москва, 2002 г.);

- Межрегиональной i; o-практической конференции «Культура и высшая школа: проблема ■■•рспективы» с сообщением «Значение научнометодических центров куль чо-просветительной работы и художественного творчества в формированиг iщально-культурных программ» (Москва, 2002 г.).

Достоверность получ лх результатов обеспечена теоретико-методической обоснованностью г ций исследования, системным применением комплекса исследовательск1 е годов, адекватных поставленным в диссертации целям, задачам, объек л предмету научного анализа, многолетней и многоаспектной изыскател] л работой автора, опорой на широкий массив научных источников, соотн лпя полученных в исследовании результатов с результатами других смежи 1сследований, проведенной апробацией результатов в современной практг чебного процесса вузов культуры и искусства, в научных докладах и сооС v лях па всероссийских, региональных и межвузовских конференциях, а та: за счет научных публикаций, опубликования и утверждения Правительстве юсквы всех программно-целевых материалов.

В 1-й главе «Теоретн . л с основы функционального подхода к формированию региональных с , лльно-культурных программ» представлен анализ теоретико-методоло ских идей и концептуальных подходов в современной научной литера , где раскрывается функциональный подход к социально-культурной дея: лостн, рассмотрена региональная программа как механизм регуляции сс ллю-культурной деятельности, раскрыт функциональный подход как сп* сохранения социально-культурных региональных традиций.

Во И-й главе «Основные направления совершенствования процесса формирования региональных социально-культурных программ» показаны ведущие компоненты государственного регулирования процесса формирования социально-культурных программ, определены основные факторы функционального взаимодействия учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа при формировании региональных социально-культурных программ, экспериментально выявлен функциональный подход к моделированию процесса формирования региональных социально-культурных программ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Крылов-Иодко, Ромуальд Ромуальдович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное диссертантом исследование достигло поставленной цели и выполнило все задачи.

Рассмотрение проблемы функционального подхода к процессу формирования социально-культурных программ осуществлялось на основе методологической предпосылки, что основным субъектом процесса формирования региональных социально-культурных программ является специалист-профессионал как общественное существо, тысячами разнообразных нитей-отношений связанное с другими людьми. Если в любой системе, организации любого уровня специалист выступает в качестве главного компонента, сознательно ставя цели и стремясь к их реализации, то в культуре эта особенность получает наиболее адекватное выражение. Культура имеет отношение к духовному стержню личности, она формует личность, поддерживает историческую память, закрепляет нормы человеческого общежития. При этом важно подчеркнуть, что для обеспечения целостности системы функционального подхода к процессу формирования региональных социально-культурных программ имеют значение не только специалисты, но их деятельность, их связи и взаимоотношения. Здесь диссертант подходит к проблеме функций социально-до-суговой деятельности. Сущность, природа и их историческое назначение раскрываются в процессе функционирования. Последнее, как и сущность духовного производства, конкретизируется и реализуется через ряд самостоятельных, но взаимосвязанных функций. Функциональная характеристика социально-культурной и культурно-досуговой деятельности имеет определяющее значение и для их типологических особенностей, которые проявляются прежде всего в специфике их социальных функций, в закономерностях функционирования.

В научной литературе по проблемам функций социально-культурной и культурно-досуговой деятельности много удачных попыток отдельных авторов выделить и классифицировать функции, «моделировать» эту функциональную систему.

Естественно, что нет единственно верного представления о функциях социально-культурной и культурно-досуговой деятельности, но оно выработано нами в результате теоретической части исследования и анализа реалий бытования и функционирования культуры, способов взаимодействия с властными структурами на региональном уровне.

Предлагаемая функциональная схема функционального подхода к процессу формирования региональных социально-культурных программ органически согласуется с тремя технологическими стадиями деятельности. Познавательно-творческий процесс - это экстериоризация способностей специалистов, опредмечивание результатов их деятельности в программе; просветительно-воспитательная функция - это формирование личности путем интериоризации, внедрения в его сознание полученных знаний и умений, путем распредмечивания объективированных результатов познавательной деятельности; функция организации социальной практики - это отрицание отрицания, экстериоризация интериоризированных знаний и умений в форме выхода в практику, участия личности в практической деятельности учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа.

Функциональный подход к выявлению функций учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа обусловлен внутренней логикой нашего исследования. Выделенные функции соответствуют трем направлениям жизнедеятельности личности, человеческих общностей, общества в целом. И именно эти же направления лежат в основе культурной политики государства, для которого образование, развитие человека, реализация им своей социальной сущности являются основными конституционными гарантиями. Практика реализации этих функций в жизни свидетельствует об истинной, а не теоретической роли учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа по отношению к обществу на всем протяжении его исторического движения.

Каждая социальная функция выполняет свои специфические задачи, свойственные отдельным направлениям духовной жизнедеятельности личности. Но в реальной жизни ни одна из них не выступает в чистом виде, всегда переплетается с другими, выполняя наряду с главными, собственными и «чужие» задачи. Все социальные функции находятся во взаимодействии и органически предполагают друг друга - ни изолированное их существование, ни автономное их функционирование невозможны, немыслимы. Не только просвещение и воспитание, представляющие собой специфическую форму потребления духовных ценностей, невозможны без создания этих ценностей, но и познавательно-творческая функция была бы бессмыслицей, если бы результаты ее реализации не потреблялись, не осваивались людьми. Точно так же было бы бессмысленным занятием добывать и осваивать ценности (знания и умения) без их применения в практической жизни. Функция организации социальной практики не только зависит от успешного осуществления познавательно-творческой и просветительно-воспитательной функций, но и служит важнейшим стимулом для совершенствования этих функций.

Опираясь на вышеназванные функции, диссертант, анализируя процесс формирования региональных социально-культурных программ, исходил из потребностей, интересов, ценностных ориентаций, обусловленных как особенностями личностного развития, так и регионально-территориальной спецификой (национально-религиозными, художественно-эстетическими и иными традициями, привычками, модой и т.п.). При формировании региональной социально-культурной программы учитывается:

- объем предложения, его широта и разнообразие, обеспечивающие возможность свободного выбора того или иного вида услуг или форм деятельности;

- информированность населения о содержании и характере деятельности учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа, состояние соответствующей рекламы;

- стоимость тех или иных культурных услуг;

- территориальная близость учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа, их удобное местоположение, развитость транспортной сети вокруг них;

- время работы учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа, дифференцированное в соответствии с дневным, недельным, праздничным и иным распределением рабочего и досугового времени потенциальных посетителей;

- соответствие материально-технической базы современным требованиям; архитектурно-планировочная привлекательность зданий и помещений, приемлемый дизайн, атмосфера уюта и комфорта;

- наличие специалистов высокого профессионального уровня;

- степень социокультурной активности населения.

Значит, функциональный подход к процессу формирования региональных социально-культурных программ может быть представлен в виде соответствующей функциональной модели, воплотившей в себе единство функционального назначения социально-культурной и культурно-досуговой деятельности и реализующих те или иные функции учреждений, предприятий и т.п.

Социально-культурная и культурно-досуговая инфраструктуры - это также совокупность условий, обеспечивающих разнообразную социокультурную деятельность многочисленных субъектов. Но культурно-досуговая инфраструктура, равно как социально-культурная инфраструктура в целом, представлены прежде всего материальными объектами.

При этом взаимодействие социально-культурной и культурно-досуговой инфраструктуры носит взаимообусловленный характер. Отсюда, деятельность учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа не только определяется характером функций, но и выразительных средств, способных оказывать влияние на изменение среды и личности.

Значит, в перечне функций в процессе формирования региональных социально-культурных программ на «равных правах» фигурируют функции социальные и технические, общие и частные, существенные и второстепенные. Здесь же речь идет не только о социальных функциях, а о технических средствах их реализации.

Существуют функции, носящие интегральный характер, призванные играть роль модели функциональной системы культуры.

Приведем три из введенных в научный оборот вариантов схемы процесса формирования региональных социально-культурных программ. В одном из них выделяются две функции: познавательная и практическая; в другом - четыре: общественно-преобразовательная; познавательная; семиотическая; аксиологическая. К этим двум вариантам примыкает схема функций прогнозируемого уровня, в котором выделяются: поиск новых идей; получение знаний; создание новых технологий; формирование общественного мнения.

В приведенных схемах, если рассматривать их в совокупности, так или иначе представлены по существу все основные социальные функции культуры региона. Но каждая их них, взятая в отдельности, страдает неполнотой. И ни одна из них не может служить моделью функциональной системы культуры региона.

Для создания последней необходимо соблюдение ряда требований, в числе которых на первом месте стоит определение исходных оснований для классификации, выявление сущности феномена функционального подхода к процессу формирования региональных социально-культурных программ.

Логика нашего исследования позволяет сделать вывод, что процесс формирования региональных социально-культурных программ полифункционален и объединяет огромное множество самых разнообразных функций, относящихся ко всем сферам и направлениям жизнедеятельности общества и человека. При создании функциональной системы региональной культуры ни одну из функций не следует игнорировать. Но в то же время нельзя остановиться на простом перечне всех функций подряд. Напротив, правильным решением является их генерализация, выделение на этой основе более общих, интегральных функций. Воспитательная функция как собирательная вобрала в себя всё. А есть еще функции, играющие вспомогательную роль, технические и другие частные, которые являются непосредственным строительным материалом функциональной модели региональной культуры. Все второстепенные (микросоциальные) функции следует рассматривать как вспомогательные элементы основных функций.

Генерализация функций в процессе формирования региональных социально-культурных программ имеет определенный предел. Функциональную характеристику процесса формирования региональных социально-культурных программ можно определить однозначно или выделить, как это уже было показано выше. Возможно довести лаконизм в функциональной характеристике каждого элемента в процессе формирования социально-культурных программ.

Функциональный подход к процессу формирования региональных соци-^ ально-культурных программ имеет своей основной функцией историческое диахронное) и структурно-системное (синхронное) поддержание единства и целостности региональной культуры. Эта основная функция носит двуединый характер, связанный с обращенностью ее к духовному миру людей и природы и самообращенностью. Не вдаваясь в рассмотрение по существу, заметим, что приведенное однозначное определение основной функции процесса формирования региональных социально-культурных программ носит слишком абстрактный характер и не дает конкретного представления о функциональной хаI рактеристике каждого элемента. i

В тесной связи с требованием оптимального сочетания генерализации и

J индивидуализации функций процесса формирования региональных социальнокультурных программ находится другое исходное требование — в систему ос-1 новных функций включать лишь универсальные функции по вертикали, которые присущи культуре вообще, всем ее историческим типам, и универсальные i *

I по горизонтали, т.е. функции, свойственные всей системе федеральной кульI туры в целом, всем ее подсистемам, в т.ч. регионам.

В функциональной системе федеральной культуры каждой исторической эпохи сочетаются два рода функций: общеисторические, действующие в исто-рико-типологических модификациях, и особенные функции, свойственные исключительно данному типу культуры или же ее ограниченным типам. Для общей модели функционального подхода к процессу формирования региональных социально-культурных программ необходимо выделить общеисторические, универсальные функции. Неправомерно поступают авторы, которые в эту модель включают рядом с универсальными функциями также функции, свойственные лишь отдельным историческим эпохам в развитии человеческой культуры, например, этническую, религиозную.

Понятно, что при подобных исходных требованиях не все универсальные функции культуры могут быть отнесены к ее основным социальным функциям. Этим статусом не обладают, например, такие, как функция накопления, репродуцирования, коммуникации, сигнификации и т.п. Они играют вспомогательную роль в осуществлении основных социальных функций учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа.

Проведенное исследование показывает, что функциональный подход к процессу формирования социально-культурных программ есть способ регулирования процессов коллективной жизнедеятельности региона. Поэтому, на наш взгляд, важно выделить следующие функции:

- обобщения исторического опыта существования общества;

- аккумулирование этого опыта в виде системы ценностных ориентаций;

- выражение данных ориентаций в различных языках социальной коммуникации и осуществления самих социально-коммуникативных связей;

- регулирование практической жизнедеятельности региона с помощью основанных на ценностных ориентациях социокультурных норм коллективного и индивидуального бытия (образа жизни);

- выявление и осмысление признаков и черт собственной специфики в виде образов идентичности (т.е. субъективных представлений общества о самом себе, особенностях своей судьбы и исторической «миссии», маркирующих его культурных черт и т.п.) и намеренное их воспроизводство (самомаркирование) в технологиях и продуктах различных видов деятельности.

В диссертации указывается на большом фактологическом материале инструментарий, с помощью которого возможно осуществление названных функций в региональной социально-культурной программе: воспитание, просвещение, образование; философские, общественные и гуманитарные науки; религия; художественное творчество; книжное, библиотечное и музейное дело; оперативные информационные потоки; политическое и юридическое нормотворчество; этические, этнические, социальные и религиозные стереотипы сознания и поведения; праздники, обряды и ритуалы; мифы и слухи; мораль, нравственность; эстетические приоритеты; мода и другие формы социальной престижности, то есть, все то, что формирует «картину мира» и образ жизни (точнее, совокупность социально дифференцированных образов жизни) того или иного народа в ту или иную эпоху.

Диссертант рассмотрел несколько вариантов набора функций, опираясь на них и собственный взгляд на проблему, и считает, что при функциональном подходе к процессу формирования региональных социально-культурных программ целесообразно выделить в качестве основных следующие три функции: познавательно-творческую; просветительно-воспитательную; организационно-социальной практики (организационно-практическую).

Эта трехчленная функциональная структура функционального подхода к процессу формирования социально-культурных программ, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует трехфазному циклу жизнедеятельности человека. Процесс этой жизнедеятельности делится на циклы, имеющие общую внутреннюю структуру. Каждый цикл состоит из трех фаз: производство духовных ценностей; потребление ценностей, в ходе которого формируется человек; возвращение человеком приобретенных духовных сил общественной практике.

Представления об этих функциях и жизненных циклах могут быть предметом социально целенаправленного регулирования культурной политики государства и его региональных структур. Именно это является дополнительным аргументом в пользу сосредоточения внимания на функциональном подходе к процессу формирования региональных социально-культурных программ.

В этом же контексте следует рассматривать осуществление государством функции обеспечения доступности достижений культуры и искусств. С одной стороны, создание культурной среды, в которой реализуются соответствующие процессы, а с другой — помощь регионам. Операционально государству подлежат духовное творчество; средства, каналы трансляции, тиражирования культурных ценностей (образование, просвещение и т.п.); потребление культуры в соответствии со сформированными интересами, потребностями, условиями и т.п.; система организаций и учреждений, способствующих реализации этих функций, участвующих в регулировании духовных процессов; различные виды культурной продукции (знания, ценности, способы деятельности и т.п.); наконец, система ценностно-смысловых ориентации.

Как видим, применение функционального подхода к процессу формирования региональной социально-культурной программы наиболее эффективно, поскольку речь идет о переводе объекта из данного состояния в заданное педагогической целью новое состояние. Целевые программы не только упорядочивают деятельность субъекта и объекта, но и характеризуются высокой степенью интеграции всех ее частей, всего процесса достижения цели. Они ориентированы на полное решение проблемы, достижение конечного результата.

Функциональный подход к процессу формирования региональных социально-культурных программ опирается на данные паспорта аудитории учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа. Разработка программ становится необходимостью и вытекает из того обстоятельства, что данный процесс разворачивается во времени и пространстве, а реально управлять можно только запрограммированным процессом. Моделирование управления, объектом которого является человек, заключается в использовании управленческого принципа «прозрачного», а не «черного ящика». Для последнего характерна фиксация информации об изменениях объекта «на входе» и результатов «на выходе», без знания и раскрытия внутренне противоречивой диалектики процесса социокультурного развития личности в условиях досуга. Управление в этом случае может свестись к манипулированию человеком. При составлении региональной социально-культурной программы важно проявлять заботу не только о внешнем воздействии, но и о формировании внутренней психической деятельности личности, не только о методах и формах воздействия, но и о том, что происходит под воздействием этих методов и форм.

Процесс программирования социально-культурной и культурно-досуго-вой деятельности представляет собой «идеализацию» в отличие от практической реализации, психолого-педагогическую разработку процесса, обоснованно приводящего к желаемому результату. Итак, региональная социально-культурная программа — это документ, фиксирующий конкретные цели и задачи, последовательность упорядоченной деятельности субъекта и объекта, а также последовательность будущих состояний объекта при достижении целей социокультурного развития личности в условиях досуга.

Структура программы опирается на данные паспорта аудитории и состоит из следующих операций: постановка главной цели процесса и выработка критериев ее достижения; выбор общего пути (алгоритма) достижения цели на основе анализа альтернатив и определение этапов процесса; описание переходных состояний объекта, соответствующих прохождению этапов и достижению подцелей; декомпозиция (дробление) цели на подцели и задачи в соответствии с выделенными этапами; определение объема содержания, необходимого при достижении поставленных целей; разработка методов и форм организации взаимосвязанной деятельности субъекта и объекта; определение методов следящей обратной связи, способов учета и контроля за поведением и изменениями объекта.

Постановка цели и выработка критериев ее достижения — основная процедура программы. Для этого необходимо проделать следующие действия: а) определить предмет цели, выраженный в терминах социально-значимых качеств личности, группы, коллектива, общности и т.д.; б) определить уровень личностно-смыслового развития этого качества в аудитории; в) определить дистанцию между качеством личности существующим (сущим) и социально необходимым (должным) как педагогическую проблему; г) разработать путь (алгоритм) поэтапного достижения желаемого качества.

229

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Крылов-Иодко, Ромуальд Ромуальдович, 2003 год

1. Абанкина И.В., Абанкина Т.В. Десять замечаний о так называемом культурном маркетинге// Организационно-экономические преобразования в сфере культуры: проблемы и перспективы. М., 1990.

2. Абрамова Н.К. Смена ориентиров в современной системе образования// Духовно-культурные процессы в современной России .- 1998. С. 92-97.

3. Абульханова К.А. Психология и сознание личности: Пробл. методологии, теории исслед. реальной личности. Избр. тр. М.: Моск. психолого-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 1999. - 224 с.

4. Абчук В.А. Азбука бизнеса (36 уроков предпринимательства и менеджмента). Л., 1991.

5. Абчук В.А. Директорский хлеб. Л., 1991.

6. Аверьянов А.Н. Категория «система» в диалектическом материализме. М.: Мысль, 1984. 70 с.

7. Аверьянов А.Н. Системное понимание мира. М.: Политиздат, 1983.263 с.

8. Авирам Арон. Программа гуманизации высшего образования/ЛВысшее образование в Европе. 1992. - Т. 17. - № 3. - С. 128-160.

9. Агафонова В.В. Благотворительность в культурно-досуговой сфере как средство самореализации личности предпринимателя: Дис. . канд. пед. наук.-СПб., 1995.-183 с.

10. Азар В.И. Теоретическое введение в исследование художественной культуры // Пути совершенствования хозяйственного механизма управления. -М., 1994.

11. Айдинян P.M. Ключевые понятия теории культурно-досуговой деятельности и культурно-просветительной работы. В кн.: Материалы научно-практической конференции «Пути перестройки культурно-просветительной работы» /Тезисы выступлений/. Часть 1. — JL, 1988.

12. Айзенберг М. Менеджмент рекламы. М.: Интелтех, 1993.

13. Академия рынка. Маркетинг. М.: Экономика, 1993.

14. Акимова JI.A. Теории социализации и их роль в изменении моделей связи семьи, школы, общественности// Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: Сб. статей. М.: МГУК, 1995. - С. 36-47.

15. Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы. Регион: социальная сфера и управление /Под ред. С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой. Вып. 5. - Барнаул, 1997. - 212 с.

16. Альберт М., Мескон М., Хедоури Ф. Менеджмент наука управления: Пер. с англ. -М.: Дело, 1991.

17. Андрюшенков С.Г. Центры досуга: общие проблемы функционирования // Культура: организация, управление, экономика: СПб., 1992.

18. Анисимов О.С. Развивающие игры и игротехника. Новгород, 1989. -178 с.

19. Анохин Н.К. Философские аспекты теории функциональный системы: Изб. тр. М.: Наука, 1978. - 400 с.

20. Ардзинов В.Д. Основы радикальной экономической реформы и предпринимательской деятельности в Российской Федерации: Текст лекций. — СПб., 1992.

21. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980.

22. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. — М.: Политиздат, 1981. 432 с.

23. Ахиезер А.С. От культурологического к социокультурному анализу инноваций в обществе// Вестник Московского университета. Сер. 12. Полит, науки. 1996. - №2. - С. 22-34.

24. Бабич A.M., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 1996.

25. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. -М.: МГИК, 1994.

26. Бакланова Н.К. Психологические основы профессионального мастерства.-М.: МГИК, 1991.

27. Бакланова Т.И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности. -М.: МГИК, 1992.

28. Балаченков B.C. Организационные и финансовые основы социальной защиты населения на региональном уровне: Дис. .канд. экон. наук: 08.00.05. -М., 1996.

29. Батищев Г.С. Философско-аксиологические идеи в концепции человека С.Л. Рубинштейна // Философские науки. М., 1989. - № 7. - С.27-36.

30. Бердяев Н.А. Смысл истории. -М.: Мысль. 1990.

31. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 383 с.

32. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. -М.: Мысль, 1990.

33. Бескова И.А. Творческое мышление как эпистемологическая проблема: Автореф. дис. . докт. филос. наук. М., 1993. - 37 с.

34. Бестужев-Лада И.В. Предпрогнозная ориентация при прогнозировании развития комплекса учреждений культуры// Методические проблемы прогнозирования и управления в области художественной культуры. М., 1980.

35. Бекренев Л.Л. Формирование и развитие негосударственной системы социальной защиты населения региона: Дис. . канд. экон. наук. 05.13.10. -СПб., 1996.

36. Библер B.C. Диалог. Сознание. Культура: (Идея культуры в работах М.М. Бахтина) // Одиссей, 1989: Человек в истории. М., 1989. - С. 21-59.

37. Бизнес и менеджер. М.: Азимут-центр, 1992.

38. Бизнес-контракт. Образцы типовых контактов для внешнеэкономической деятельности предприятий и частных фирм. М., 1992.

39. Бим-Бад Б.М. Антропологические основания важнейших течений в мировой педагогике (Первая половина двадцатого века): Автореф. дис. . докт. пед. наук / Моск. гос. лингв, ун-т. 1994.

40. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по пед. антропологии и философии образования. М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1994. - 111 с.

41. Бим-Бад Б.М. Путь к спасению: педагогическая антропология Иммануила Канта сегодня. М., Изд-во Рос. открытого ун-та, 1994. - 46 с.

42. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации// Педагогика. М., 1996. - С. 3-8.

43. Бирженюк Г.М. Методы и технологии региональной культурной политики: Автореф. дис. . доктора культурологии. СПб., 1999.

44. Блауберг И.В., Юдин Э.Г, Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. - 270 с.

45. Блауберг И.В., Мирский Э.М., Садовский В.Н. Системный подход и системный анализ // Системные исследования. Ежегодник. М., 1985. - С. 4764.

46. Богданов А.А. Познание с исторической точки зрения: Избр. психол. тр. / Сост., вступ. ст. О.Г. Носкова. М.: Моск. психол.- соц. ин-т; Воронеж, МОДЭК, 1999.

47. Богоугодникова Р.З. Региональная система профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы в современных условиях: Дис. . докт. филос. наук. Казань, 1996.

48. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Концепция будущего культуры в свете технологических прогнозов// Философия о будущем человечества. Анализ немарксистских концепций. М., 1990. - С. 100-115.

49. Бочарова В.Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива. М., 1991.

50. Брижатова С.Б. Роль учреждений культуры Алтайского края в формировании культурной среды региона// Актуальные проблемы социологии культуры: Сб. науч. ст. Алма-Ата, 1991.

51. Брижатова С.Б. Системообразующие основания разработки региональных программ и специфика технологий социально-культурного развития России: динамика изменений 1990-х годов. Барнаул. 1999.

52. Брижатова С.Б. Системообразующие основания разработки региональных программ социально-культурного развития в России: Автореф. дис. . докт. пед. наук. М., МГУКИ, 2001.

53. Ващекин Н.П. Научно-информационная деятельность. М., Мысль,1984.

54. Бенедиктова В.И. О деловой этике и этикете. М.: Фонд Правовая культура, 1994.

55. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения// Современная высшая школа. 1982. - №3.

56. Вербицкий А.А. О контекстном обучении// Вестник высшей школы. 1985.- №8.-С. 13-18.

57. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.

58. Возрождение «Тургеневки» дело чести столицы России. Главная цель - радикальное расширение возможностей библиотеки// Библиотека.-1998.-№2.

59. Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. — М.: Азимут-Центр, 1992.

60. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. -М.: Дело, 1991.

61. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. М.: Наука, 1980.

62. Галина А.Э. Социальная защита населения: На примере Республики Башкортостан: Дис. . канд. социол. наук: 22.00.03. Уфа, 1998.

63. Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. Москва, 1998.

64. Ганжин В.Т. Этика менеджмента и делового общения. М.: МИЭП,

65. Гараджаев Э.Ю. Развитие предпринимательства и социальная защита работников (На материалах Московской области): Автореф. дис. .канд. экон. наук: 00.00.05 / Моск.ун-т потреб, кооперации. М., 1998.

66. Гвишиани Д.И. и др. Диалектика и системный анализ. М.: Наука, 1986.-335 с.

67. Гельфэнд. Е.И. Финансирование исполнительских организаций в США//Экономика и организация театра. Вып.4. - JL, 1986.

68. Гендлер Г.Х. Стимулирующая роль оплаты труда в социально-культурных отраслях. -М.: Экономика, 1988.

69. Герчикова И.Н. Менеджмент.- М.: Банки и биржи, ИО «ЮНИТИ»,1995.

70. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995.

71. Глаголев А.И., Пискотина P.M. О маркетинге в культуре// Социально-экономические проблемы художественной культуры. М., 1997.

72. Голышев А.И. Развитие социально-культурной сферы как предмет культурной политики в регионе: Автореф. .дис. докт. культурологии. СПб.: СПбГАКИ, 2000.

73. Голубков Е. Планирование маркетинга. М., 1992.

74. Горлова И.И. Культурная политика в современной России: региональный аспект. Краснодар, 1998.

75. Горлова И.И. Культурная политика в условиях переходного периода: федеральный и региональный аспекты: Дис. .докт. филос. наук. -М., 1997.

76. Горчева Е.И. Идея самоорганизации в гуманистичекой психологии и ее реализация в педагогической практике: Дис. канд. пед. наук. -М., 1996.

77. Готт B.C., Семенюк Э.П., Урсул А.Л. Категории современной науки: Становление и развитие. — М.: Мысль, 1984.

78. Грани научного творчества/ Ред. А.С. Майданов. М.: ИФРАН, 1999.

79. Грибанов Н.И. Философские основания науки как феномен предпо-сылочного знания: Дис. .канд. филос. наук. Самара, 1996.

80. Гриценко Н.Н. НТО в системе управления научно-техническим прогрессом.-М.: Экономика, 1981.

81. Грязев Е.П. Структура субъекта (методологический аспект): Авто-реф. дис.канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1986.

82. Громакова Е.И. Синергетика и изменение формы научной рациональности: Дис. . канд. филос. наук. — М., 1997.

83. Гуревич B.C. Философия человека: 4.1. М.: ИФРАН, 1999.

84. Гусева И.В. Философский анализ образования как явления культуры/ Автореф. Дис. .докт. филос. наук. -М., 1992.

85. Гусева А.Л. Программно-целевые методы регулирования в сфере культуры на уровне региона: Дис. . .канд. эконом, наук. М., 1992.

86. Гуссерль Э. Феноменология / Перевод, предисловие и примечания В.И. Молчанова//Логос. 1991.-№1.-С. 12-21.

87. Гуткин О.В. Философские основания исследования развития культуры: Методологический аспект: Дис. .канд. филос. наук. Саратов, 1997.

88. Дадамян Г.Г. Социально-экономические проблемы театрального искусства. -М., 1992.

89. Демидов В.Е. Реклама как вид социальной деятельности. М., 1982.

90. Демидов В.Е. Сущность рекламы и психология ее восприятия. М.,1984.

91. Денисов Н.Г. Региональные субъекты социокультурного развития: структура и функции: Дис. . докт. филос. наук. М.: МГУК, 1999.

92. Денисов Н.Г. Субъекты социокультурного развития для XXI века: региональные аспекты. Краснодар, Кубань, 1999.

93. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М., 1993.

94. Джонс Д. Методы проектирования. М.: Мир, 1986.

95. Диагностика социокультурных процессов и концепция культурной политики: Региональный аспект. М., 1996.

96. Добробабенко А.С. Фирменный стиль: принципы разработки, использование, оценка. -М.: Реклама, 1996.

97. Долженкова М.И. Развитие этнохудожественного образования на основе региональных социально-культурных традиций: Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., МГУКИ, 2001.

98. Долженко О.П. Очерки по философии образования. М.: Промо-Медиа, 1995.

99. Доронкина Е.Г. Проблема осознания сущности досуга// Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сб. статей / Науч. ред. Т.Г. Киселева, Ю.А. Стрельцов. М., МГУК, 1996.

100. Дуликов В.З. Социальные аспекты культурно-досуговой деятельности за рубежом: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 1999.

101. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. — М., 1991.

102. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. -М.: Просвещение, 1989.

103. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М.: Профиздат, 2002.

104. Жаркова JI.C. Деятельность учреждений культуры. М.: МГУКИ,2000.

105. Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры: Автореф. дис. .докт. пед. наук. М.: МГУКИ, 2001.

106. Завьялов П.С. Демидов В.Е. Формула успеха маркетинг. - М.: Международные отношения, 1988.

107. Загладина С.М. Капиталистическая торговля сегодня. М.: Экономика, 1981.

108. Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. М.: Датастром, 1992.

109. Закон Российской Федерации «О библиотечном деле». Принят Гос. Думой РФ 23 ноября 1994 г. // Российская газета. 1995.- 17 января.

110. Закон Российской Федерации «Об информатизации и защите информации». Принят Гос. Думой 25 января 1995 г. // Российская газета. 1995, 22 февраля.

111. Закон Российской Федерации «Об образовании». Утв. Верховным Советом РФ. 10 июня 1992 г. // Бюллетень Комитета по высшей школе, Мин-во науки, высшей школы и технической политики РФ. 1993. - №1. - С. 1-43.

112. Знаменский О.В. Труд руководителя в сфере внешнеэкономических связей.-М., 1992.

113. Золотова Т. Ринг кооператоров // Клуб. — 1989. №8.

114. Зоткин А.О. Философские основания педагогической деятельности, дис. .канд. филос. наук. Томск, 1997.

115. Иванов А.Н. Региональный центр фольклора// Сохранение и возрождение фольклорных традиций: Сб. научн. тр. / НИИ культуры; Отв. ред. А.А. Банин.-М., 1990. -Вып. 1.-С. 45-68.

116. Измайлов К.Н. Новые заботы старого клуба. -М.: ВНМЦ, 1991.

117. Иванова И.Н. Функции культуры и проблема времени: социально-философский аспект/ Под ред. Аскина Я.Ф.; Поволжск. Межрегион. Учеб.центр. — Саратов, 1997.

118. Калинина Т.Л. Теория самоорганизации как отрасль науки: Фило-софско-методологический анализ: Дис.канд. филос. наук. Казань, 1995.

119. Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики: Логико-методологические проблемы. М.: Просвещение, 1980.

120. Каргафов Г.М., Галуцкий Г.М., Мазун О.В. Развитие платных услуг в культурно-просветительных учреждениях. -М., 1988.

121. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. -М.: Прогресс, 1990.

122. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М.: Прогресс, 1989

123. Карпухин О.И. Управление в культуре: проблемы функционирования и совершенствования //Социально-политический журнал. 1996. - №2. -с. 26-39.

124. Карпухин О.И. Менеджмент в культуре// Социологические исследования. 1996. - №4. - с. 175-185.

125. Киселева Т.Г. Образовательные процессы в России на рубеже двух столетий. Кн.1. М., 1994.

126. Киселева Т.Г. Культурология и социальная педагогика: Линии сопряжения // Современные проблемы культурологического образования: Сб. статей / Науч. ред. Т.Г. Киселева. М.: МГИК, 1993. - С. 20-25.

127. К комплексной модернизации публичных библиотек //Вестник библиотек Москвы. М., 2000.

128. Клиланд Д., Кинт В. Системный анализ и целевое управление. М.: Наука, 1995.

129. Клюев В.К., Чукаев A.M. Экономическое обеспечение деятельности библиотек. -М.: МГИК, 1991

130. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях; Т. Шанин. Методология двойной рефлексивности. М.: Логос, 1999.

131. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теорет. вопр. -М.: Социум, 1999.

132. Концепция региональной культурной политики. Тверь, 1990.

133. Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе / Отв. ред. А.А. Печенкин. М.: Наука, 1994.Р

134. Крылов Р.В., Иодко P.P. Концепция и программа компьютеризации / государственных публичных библиотек Центрального административного \ округа г. Москвы на 1996-1997 гг. и до 2000 г. М., 1996.

135. Паспорт социально-культурной сферы Центрального администраi1997.Ij/ подготовке и проведению Основных мероприятий, посвященных праздноваIцель — радикальное расшироение возможностей библиотеки// Библиотека. -1998.-№2.f2000.ч

136. Функциональный подход к формированию региональных социально-культурных программ// Инновационные технологии обучения культурноч)досуговой деятельности. М.: МГУКИ, 2002.Iкусства Центрального административного округа г. Москвы. м., Русский ' путь, 2002.

137. Научно-методическое пособие «Функциональный подход к формированию политики библиотечного обслуживания в Центральном административном округе. М., Русский путь, 2002.

138. Кузьменко С.В. Формирование общественного мнения средствами телевидения: социально-культурный аспект: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., МГУКИ, 2002.

139. Лабейкин А.А. Теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры в социальной защите личности: Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., МГУКИ, 2001.

140. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. М., 1992.

141. Лощатова С.М. Взаимодействие науки и культуры: Философский анализ: Дис. .канд. филос. наук. -М., 1996.

142. Лукашевич В.К. Научный метод: Структура, обоснование, развитие: Дис. . .д-ра филос. наук в форме научного доклада. Минск, 1992.

143. Макаров М.Г. Две концепции научно-технического прогресса две концепции культуры и нравственности // Научно-технический прогресс: ускорение и гуманизация. - М.: Изд-во МГТУ, 1990. - С. 3-12.

144. Мальцев А.И. Алгоритмы и рекурсивные функции. М., Наука,1985.

145. Мехнецов A.M. Традиционная народная культура: Программа сохранения защиты и возрождения. М., 1993.

146. Мильнер Б.З. и др. Системный подход к организации управления. — М., 1983.

147. Михеева Н.А., Галенская JI.H. Менеджмент в социально-культурной сфере: Учебное пособие. СПб., 2000. - 170 с.

148. Морозов B.JI. Саморегуляция как принцип управления в сфере культуры// Обновление культуры: Проблемы и перспективы / Российская академия управления. М., 1993. - С. 4-22.

149. Областная целевая программа «Развитие и сохранение культуры и искусства в Белгородской области в 2001-2005 годах».

150. Областная целевая программа «Развитие и сохранение культуры и искусства в Белгородской области в 1997-2000 годах».

151. Областная целевая программа «Сохранение и развитие культуры и искусства Курской области в 1997-2000 годах».

152. Организационно-экономические преобразования в сфере культуры. -М., 1990.

153. Организационно-управленческие нововведения в сфере культуры. -М.: НИИ культуры, 1991.

154. Паршиков Н.А. Системный подход к основным видам деятельности в вузах культуры и искусства: Автореф. дис. .докт. пед. наук. — М.: МГУКИ, 1999.

155. Паспорт социально-культурной сферы центрального административного округа г. Москвы. Справочник. Документы, материалы. М.: Слово, 1997.

156. Перегудов Д.И., Тарасенко Ф.Р. Основы системного анализа. М.: Высш. шк., 1990.

157. Принципы исследования и совершенствования региональных систем культурного обследования населения / Мин-во культуры РФ. Гос. ин-т по проектированию театрально-зрелищных предприятий «Гипротеатр». — М., 1999.

158. Программа Центрального административного округа Москвы по подготовке и проведению основных мероприятий, посвященных празднованию 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина (1998-1999 гг.). М., 1998.

159. Пуляев В.Т. Наука в поступательном развитии общества: российские реалии и проблемы // Социально-гуманитарные знания. — М., 1999. №2. -С. 29-45.

160. Социокультурная активность населения и новые формы организации досуга. Экспресс-информ. Вып. 2. - Местные социокультурные инициативы и разработка региональной культурной программы. — М., 1991.

161. Социальная педагогика досуга: Прогр. и учеб.-метод, материалы узкой специализации по спец. «Педагог досуга». СПб: СПбГАК, 1994. - 26 с.

162. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сб. статей / Ред. колл.: Т.Г. Киселева (отв. ред.), Б.Г. Мосалев, Ю.А. Стрельцов. М., МГУК, 1999.

163. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сб. статей / Науч. ред. Т.Г. Киселева, Ю.А. Стрельцов. М.: МГУК, 1996.

164. Социология на пороге XXI века: основные направления исследований / Ре д.-сост. С.И. Григорьев (Россия), Ж. Коэнен-Хуттер (Швейцария). 3-е изд., доп., перераб. - М.: РУСАКИ, 1999. - 358 с. - (Социология и социал. антропология; Вып.1).

165. Социокультурная ситуация в Тюменской области: исторический опыт и альтернативы выхода из кризиса: Целевая региональная программа создания потенциала / Межрегион, культ, ассоц. Урала, Сибири и Поволжья. -Свердловск, 1991.

166. Социально-психологические требования к роли руководителя и практические рекомендации по воздействию на коллектив. М., 1990.

167. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. М.: МГИК, 1991.

168. Туров И.С. Целевая комплексная программа в системе управления общественными процессами: Дис. . докт. соц. наук. -М., 1994.

169. Уткин Э.А. Профессия менеджер. М.: Экономика, 1992.

170. Учреждения культуры клубного типа, парки культуры и отдыха Российской Федерации в цифрах за 1999, 2000, 2001 годы. М., 2002. - 68 с.

171. Федеральная целевая программа «Развитие и сохранение культуры и искусства РФ (1997-1999)» // Ориентиры культурной политики. М., 1996. -№5.-210 с.

172. Федеральная целевая программа «Одаренные дети» на 1998-2000 годы: Федер. целевая программа: Утв. Постановлением Правительства Рос. Федерации от 19 сент. 1997 г. № 1207.

173. Филиппова J1.B. Философские основы теории и практики социальной педагогики: Автореф. дис. . докт. филос. наук. Нижний Новгород, 1992.

174. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Кунцова. М.: Аспект-Пресс, 1996.- 551 с.

175. Флиер А .Я. О новой культурной политике России// Общественные науки и современность. 1994. -№5. - С. 14-25.

176. Целевая региональная программа «Сохранение, возрождение и стимулирование народного художественного творчества» (в рамках государственной региональной программы социально-культурного развития Тверской земли). Тверь, 1993.

177. Черкашин Г.В. Региональные проблемы социальной политики. -Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991.

178. Черниченко В.И. Теоретические и методические основы профессионально-педагогической подготовки в вузе культуры к библиотечной работе с подрастающим поколением: Дис. .д-ра пед. наук. М., 1994.

179. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности / МГИК. М., 1991.

180. Чижиков В.М. Диалектика взаимодействия социокультурных систем города и села. М., 1999.

181. Шаронина М.Г. Педагогические основы формирования региональной системы изучения запросов и интересов населения в сфере свободного времени: Автореф. Дисс.канд. пед. наук. JL: ЛГИК, 1986.

182. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (Управленческая гуманитарология.) М.: Финансы и статистика, 1992.

183. Шпак Л.Л. О социально-культурной среде территории П Региональные социальные процессы и пути их совершенствования. Кемерово, 1989.

184. Этнознаковые функции культуры. М., 1991.

185. Якобсон Л.И. О региональных программах развития сферы культуры // Организационно-экономические преобразования в сфере культуры: проблемы и перспективы. -М., 1990.

186. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: Монография. М.: МГУКИ, 2000.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.