Функция музыки в удмуртской художественной словесности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Красновская, Елена Георгиевна

  • Красновская, Елена Георгиевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Ижевск
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 185
Красновская, Елена Георгиевна. Функция музыки в удмуртской художественной словесности: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Ижевск. 2006. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Красновская, Елена Георгиевна

Введение.

Глава 1. Музыка в творчестве первых удмуртских писателей.

1.1. Связи слова и музыки в творчестве Г. Е. Верещагина.

1.2. Фольклорные традиции в песенной поэзии Кузебая Герда.

Глава 2. Музыкальная интерпретация в творчестве поэтов второй половины XX века.

2.1. Семантика словообраза песни.

2.2 Музыка природы в современной удмуртской поэзии.

2.3. Общность мотивов, интертекстуальные связи в творчестве удмуртских поэтов.

Глава 3. Роль природы в лирике современной литературы.

3.1. Женские образы как воплощение музыкальных начал в эпических и лирических жанрах.

3.2. Музыка - доминанта драматургии Е. Загребина.

3.3. Роль звуковых картин и ассоциаций в контексте современных удмуртской литературы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Функция музыки в удмуртской художественной словесности»

Удмуртская литература уходит своими корнями в XIX век. За короткий исторический период она сформировалась как полноценная художественная система. Само время возложило на удмуртских писателей художественной словесности Григория Верещагина, Ивана Михеева, Ивана Яковлева, Кедра Митрея, Кузебая Герда почти непосильную задачу - способствовать формированию самосознания народа, выразившуюся в потребности иметь собственную государственность, национальную свободу и независимость, профессиональное искусство слова.

С развитием удмуртской литературы крупным планом вырисовываются три поэтические вершины: К. Герд, М. Петров, Ф. Васильев. Отличительной чертой удмуртской литературы нового периода (начавшегося с конца 50-х годов XX в.) становится пристальное внимание к нравственно-философским вопросам, художественному исследованию духовного мира современника. Эти вопросы явились центральными в произведениях таких прозаиков, как Г. Красильников, Т. Архипов, С. Самсонов, Р. Валишин, Г. Перевощиков, П. Чернов. В то же время обнаруживается тенденция к масштабным обобщениям в прозаических дилогиях, трилогиях, тетралогиях (И.Гаврилов, Г.Красильников, С.Самсонов, Г. Перевощиков), в поэмах на исторические темы (Н. Байтеряков, А. Бутолин), в циклах стихов (Ф. Васильев, В. Ванюшев, В. Ившин).

Удмуртская литература вступила в пору зрелости. Выросло новое поколение мастеров художественного слова, которые внесли свой вклад в развитие родной литературы.

Выбор темы исследования продиктован необходимостью научного осмысления некоторых аспектов взаимосвязи литературы и музыки в творчестве писателей Удмуртии. Изучение творческого наследия поэтов, прозаиков, драматургов в аспекте музыкальных, национально-культурных, образно-стилевых особенностей представляется плодотворным, прежде всего, с точки зрения возможности реконструирования, обогащения картины мира, мировидения авторов. Отсутствие в Удмуртии монографической, фундаментальной научно-критической литературы о взаимодействии музыки и слова делает попытку анализа важной и насущной.

Актуальность темы работы обусловлена несколькими факторами. Первый из них связан с возросшим интересом гуманитарных наук к синтезу искусств (музыки, поэзии, живописи). Рассматриваемая тема неотделима от дисциплин смежных наук: литературоведения, музыковедения, лингвистики, семиотики. Проблемы взаимодействия музыки и слова приобретают свои особенности в связи с культурным феноменом (исключительной музыкальностью, песенностью удмуртского народа) прогрессирующим развитием самого образного мышления, свойственного художественному осмыслению мира.

Второй фактор вызван потребностью осмысления образной системы удмуртских поэтов и прозаиков с музыкальными мотивами в их поэтическом мировидении.

Третий фактор определяется необходимостью научного изучения творчества молодых удмуртских писателей (их музыкальных пристрастий), отличающихся своеобразием и поиском новой системы образов, понятий, выраженных определенными речевыми средствами.

Цель данной работы - выявление своеобразия, неповторимости специфики удмуртского национального характера, генетически духовно богатого, наделенного особым даром - музыкальностью.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1) рассмотрение смысловой связи поэтических и прозаических текстов, которые тематически близки к музыке: содержат не явные (и, возможно, неосознававшиеся авторами) ассоциации с музыкальными произведениями, событиями истории музыки либо с музыкальным опытом, будь то слушательское восприятие или собственное музицирование;

2) сосредоточение на семантике текста, на его комментировании и интерпретации с акцентом на выявлении им интертекстуальных связей самых различных видов;

3) уделяется внимание музыкальному дарованию прозаика, поэта, художника, героям их произведений и особой атмосфере бытования - песенной;

4) придается значение расшифровке музыкальных жанров, специфических терминов музыкальной культуры, а также названиям разнообразных музыкальных инструментов (крезь, чипчирган, кубыз, тангыра), создававшихся на протяжении всей многовековой истории народов.

Методология и методы исследования. В основу изучения темы «Музыка и удмуртская художественная словесность» положен комплексный подход, включающий в себя следующие методы исследовании: образно-семантический, сравнительно-сопоставительный, контекстный. Важное место в исследовании занимает процесс взаимодействия культур (русской, удмуртской, европейской), как своеобразие национальных, литературных, музыкально-фольклорных традиций с элементами мифотворчества.

В последние десятилетия художественный мир поэтов и прозаиков Удмуртии обогащается за счет привлечения в их поэтику жанров народной и профессиональной музыки. Усиливается их субъективная, лирическая насыщенность, которая способствует постижению и многогранности личности того или иного автора.

Взаимодействие профессиональной поэзии и прозы с народнопоэтической традицией, особенно народной, крестьянской протяжной и плясовой песней, в произведениях удмуртских писателей обусловлено своеобразием поэтического восприятия народом окружающего мира, мира живой и неживой природы, его музыкальностью, песенностью края. Свое песенное искусство удмурт очень близко связывает с окружающей природой: все его эпитеты, сравнения взяты непосредственно из природы [Герд, 1997:С.143].

В ткань повествования удмуртской поэзии и прозы органично входят обрядовые песни: свадебные, песни узников, рекрутские и другие. Значительную группу рекрутских песен составляют песни о прощании с родным домом. Своеобразие их содержания - в этнографичности [Голубкова, 1978:С.34].

Теоретико-методологическую базу данной диссертационной работы составляют труды отечественных специалистов по истории и теории литературы: А. А. Долинина, В. Э. Вацуро, Г. А. Левинтона, А. Л. Осповата, Р. Д. Тименчика; так же и специалистов по истории и теории музыки: Ю. Г. Кона, А. П. Милки, Ю. И. Рубаненко. В работе использованы научные труды крупных русских, советских литературоведов и музыковедов: М. А. Алексеева, А. И. Белецкого, Б. В. Асафьева, А. Н. Сохора, А. А. Гозенпуда, Н. Д. Бернштейна, А. Н. Крюкова и других. Сделана опора на исследования музыковедов и литературоведов Удмуртии, Чувашии: А. Н. Голубковой, Ф. Ермакова, В. Г. Родионова, Г. И. Федорова, Ю. М. Артемьева, В. Владыкина, В. М. Ванюшева, 3. А. Богомоловой, А. С. Зуевой, А. Г. Шкляева, В. Л. Шибанова.

Степень изученности проблемы. Разностороннее изучение текстов художественной словесности дает основание утверждать, что в настоящее время не утрачено внимание исследователей к изучению проблемы взаимодействия литературы и музыки. Но, если ранее работы по этой теме носили по преимуществу констатационный, чуть ли не информационный характер, то впоследствии, продолжая традицию отечественных исследователей классического искусства, появились труды, очерчивающие роль музыки в образном контексте того или иного литературного сочинения, а порой и творчества писателя в целом (Я. М. Платек), работы, в основу которых положены принципы комплексного, междисциплинарного изучения художественной культуры, плодотворность которых ныне уже неоспорима во всех областях (И. Ф. Бэлза).

Российский исследователь Б.А. Кац освещает взаимодействие литературы и музыки на материале русской поэзии от Державина до Бродского; рассматривает моменты, связанные с музыкальными произведениями, событиями истории музыки или музыкальным опытом того или иного поэта, находит в стихах аналогии музыкальным приемам построения композиции.

Научный труд Л. Л. Гервер обращен ко всей совокупности музыкальных идей русской поэзии начала XX века. Взятая как целое, поэзия начала века становится объектом мифологической реконструкции. В сфере проявлений музыкального рассматриваются новые принципы организации литературного текста: приближенные к нотации формы записи словесных построений; воплощенная в вербальном тексте музыкальная ритмика; особого рода словесная полифония и заимствованные у музыки принципы формообразования.

В данной диссертационной работе сделана опора на труд А. Ф. Лосева «Музыка как предмет логики», в котором дается определение предмета музыки: «. Содержание» музыки мы часто пытаемся передать образами, - однако не просто образами (ибо музыка не терпит никакого пространства), а образами символическими, указывающими на какую-то несказанную тайну, которая под этими образами кроется. Эта тайна и есть предмет музыки».

Что касается удмуртского литературоведения и музыковедения, то проблемой взаимодействия музыки и слова на примерах произведений удмуртской художественной словесности нет специальных работ. Исследователи высвечивают различные грани, аспекты творчества поэтов и прозаиков Удмуртии. Анализ поэтического творчества писателей проходит в нескольких направлениях: выявление образно-семантического своеобразия, а точнее, роли символических образов в лирике удмуртских поэтов (статьи В. М. Ванюшева, Ф. К. Ермакова, П. Домокоша); взаимодействие культур, формирование мироотношения под влиянием классиков русской и европейской литератур в творчестве удмуртских писателей. Этой теме посвящены работы А. Г. Шкляева, 3. А. Богомоловой, В. М. Ванюшева;

- влияние фольклора на поэтическое творчество поэтов и прозаиков Удмуртии (работы 3. А. Богомоловой, А. Г. Шкляева, В. М. Ванюшева);

- формирование удмуртской музыкальной культуры, становление профессионального исполнительского искусства и музыкального творчества, а также выявление роли народного инструментария в развитии удмуртской музыкальной культуры рассматривает (А. Н. Голубкова);

- развитие национального музыкального искусства от древнейших народных мелодий до оперы и симфонии посвящены научные статьи (А. Н. Голубковой, П. К. Поздеева, Р. А. Чураковой, И. Н. Греховодовой, Н. Павлова);

- анализ основных трудов удмуртских исследователей, рассматривающих основы удмуртского народно-песенного искусства в сопоставлении с другими национальными культурами посвящена работа (А. Н. Голубковой);

- работы, с использованием песенного, нотного и текстового материала, в которых выявляется поэтическое богатство удмуртского фольклора, дается эстетическая оценка удмуртской песне, прослеживается ее близость к финской и эстонской (П. Домокош, И. К. Травина, П. К. Поздеев).

Материалом исследования явилось творчество Кузебая Герда, Кедра Митрея, М. Петрова, С. Широбокова, Н. Байтерякова, Ф. Васильева, Г. Красильникова и других художников слова, стихотворения, рассказы, повести, романы которых связаны с музыкальными произведениями, их жанрами.

В качестве основного источника исследования послужили лирическая поэзия, а также очерки и рассказы, создавшиеся на протяжении XX века.

Семьдесят лет XX века были в удмуртской литературе необычно динамичными и плодотворными: 20-90-е годы своего рода «хронологическое ядро» удмуртской классики. В эти десятилетия укладываются основные творческие свершения К. Митрея, Ашальчи Оки, К. Герда, Ф. Кедрова, П. Блинова, М. Петрова, С. Широбокова, Ф. Васильева, Е. Загребина, русских поэтов Удмуртии В. Семакина, О. Поскребышева, Г. Иванцова, А. Демьянова, С. Самсонова. Достигает зрелости мастерство В. Ванюшева, В. Ившина, В. Владыкина. Вступают на литературную стезю писатели нового поколения: А. Кузнецова, В. Ар-Серги, С. Матвеев, П. Захаров, В. Шибанов. Выбор стихотворений и фрагментов прозы для анализа в каждом конкретном случае мотивирован целью и задачами исследования.

Научная новизна работы. Предлагаемая работа представляет собой первый опыт монографического исследования творчества удмуртских писате-лей в неразрывной связи с жанрами музыкальных произведений, прослеживая аналогии музыкальным приемам композиции и значимость музыки в жизни и творчестве выдающихся писателей Удмуртии. В рамках диссертационной работы предпринята попытка реконструкции видения мира поэтами и прозаиками.

Изучение творчества писателей Удмуртии в данном аспекте исследования позволяет, с одной стороны, выявить смысловое значение разных песенных жанров, в частности, образ песни, как один из наиболее озвученных в поэзии и прозе Удмуртии, и стихи-песни, в жанровом отношении приближающиеся к колыбельным - ноктюрнам, к ноктюрнам-элегиям, к музыкальным стихам-прелюдиям, балладам, к стихам, составляющим вокальные циклы (или триптихи), объединенные напевной интонацией, внутренней драматургией.

Впервые в национальном музыковедении и литературоведении названы имена художников слова, которые, соприкоснувшись с народной и профессиональной музыкальной культурой, художественно обогатили литературу.

Научно-практическая значимость работы состоит в попытке рассмотреть взаимосвязь литературы и музыки на примере творчества классиков и современных поэтов и прозаиков Удмуртии в контексте русского и западноевропейского искусства. Важно обозначить новые перспективы научного подхода к литературному и музыкальному наследию удмуртского народа. Отдельные положения данного исследования могут послужить материалом для работ сравнительного характера как в узко-региональном контексте, так и в области общего финно-угроведения.

Выводы и наблюдения, сделанные на основе сравнительно-сопоставительного анализа творчества писателей Удмуртии в тесной связи с музыкой, дают возможность их применения в лекционных курсах вузов, лицеев и школ, практических занятиях по истории удмуртской литературы, истории народов России.

Отдельные положения работы могут найти применение в смежных научных областях знания - лингвистике, культурологи, краеведении.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования получили отражение в книге «Содружество двух муз» (2004), а так же в целом ряде публикаций. Отдельные разделы работы изложены автором на финно-угорском конгрессе (2001) и на научно-практических конференциях (теоретических), конференций в УдГУ.

В структурно-композиционном плане диссертационная работа состоит из введения, трех глав, соответствующих основным проблемно-целевым направлениям исследования, заключительного раздела и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Красновская, Елена Георгиевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрение произведений классиков удмуртской литературы с позиций взаимосвязи их с музыкой (звуковой мир, инструментарий: народный и светский), с жанрами и формами вокальной и инструментальной, академической и народной музыки подводит к следующим выводам.

В последние десятилетия художественный мир поэтов и прозаиков Удмуртии обогащается за счет привнесения в их поэтику жанров народной и профессиональной музыки. Усиливается их субъективная, лирическая насыщенность, которая способствует постижению и многогранности личности того или иного автора.

Взаимодействие профессиональной поэзии и прозы с народнопоэтической традицией в произведениях удмуртских писателей обусловлено своеобразием поэтического восприятия народом окружающего мира, мира живой и неживой природы, его музыкальностью, песенностью. Основоположники удмуртской » словесности Г. Верещагин, Кузебай Герд, Кедра Митрей, М. Петров были собирателями и теоретиками фольклора, этнографами. Их стихи, поэмы, новеллы по стилистике близки к народному творчеству, некоторые их произведения являются обработкой народных песен, соответствуют их тональности, композиционно близки к устно-поэтическим жанрам (рассказы Г. Верещагина, Кедра Митрея, С. Самсонова, поэмы Кузебая Герда, М. Петрова, поэзия Е. Самсонова).

В ткань повествования удмуртской поэзии и прозы ограничено вплетаются обрядовые песни: свадебные, рекрутские, песни узников и другие. Многие поэтические произведения отличаются близостью к фольклорной поэтике. В них соединяются пейзажная лирика, колыбельная песня и авторский монолог* пророчество (М. Петров, С. Широбоков, Н. Байтеряков, Ф. Васильев, В. Ар-Серги).

Обращаясь к элегии, распространенным в поэзии XIX - начала XX вв. формам - романсу, ноктюрну - Кузебай Герд, В. Ившин, В. Романов, В. Ванюшев, в эти жанры привносят черты народной песни.

Музыкальная эрудиция, исполнительское дарование писателей Удмуртии достаточно разнообразно: Ф. Васильев играл на мандолине и скрипке (произведения Л. Бетховена, Н. Римского-Корсакова); Кузебай Герд выступал в качестве хормейстера, играл на гуслях, пел и аккомпанировал себе на рояле; Кедра Митрей со знанием дела писал о хоровом и инструментальном искусстве, пел и играл на скрипке, увлекался живописью, художественно оформлял свои литературные произведения, Г. Верещагин, помимо игры на народных инструментах (крезь, кубыз, гармонь), был хорошо знаком с арфой. Музыкальная одаренность, широкий культурный диапазон, тонкий вкус, педагогическое образование и постоянное самообразование нашли отражение в поэтике произведений писателей более молодого поколения (В. Владыкин, С. Матвеев).

Удмуртский поэт и его лирический герой живут в озвученном мире, переполненном голосами живой и неживой природы, понятной только им; для них великий учитель - природа, которая способствовала приобщению их к > первым созвучиям музыки слова, «подсказывала», как воплотить в слове ее голоса, обогащала своими темпоритмами (М. Петров, С. Широбоков; Н. Байтеряков, Ф. Васильев, русские поэты Удмуртии О. Поскребышев, В. Семакин, А. Демьянов).

В особую группу могут быть выделены стихи поэтов Удмуртии, в художественную ткань которых ограничено входит песня (Кузебай Герд,

B. Ившин, С. Перевощиков, Е. Самсонов, С. Карпов, А. Ельцов, А. Самсонов), а также произведения прозы Кедра Митрея, М. Петрова, Г. Красильникова,

C. Самсонова, Г. Перевощикова, О. Четкарева.

Лейтмотив песни, образ песни - один из наиболее озвученных в поэзии и прозе Удмуртии. Песня - вдохновение, сама жизнь, любовь, душа человеческая, * сокровенная мечта, вечная память народа - образ весьма многозначный.

Свидетельство о своей любви к музыке писатели Удмуртии оставили в стихах-песнях, в жанровом отношении приближающихся к колыбельным-ноктюрнам, к ноктюрнам-элегиям, к музыкальным стихам-прелюдиям, балладам, к стихам, составляющим вокальные циклы (или триптихи), объединенные напевной интонацией, внутренней драматургией. Нередко стихотворения, небольшие поэмы, новеллы в структурном отношении приближаются к рондо, к сонате и к простотой трехчастной форме (Н. Байтеряков, В. Ившин, А. Самсонов). I

В стихах наряду с яркой образностью и национальным колоритом проступают мотивы русской поэзии представителей «золотого» и «серебряного» веков. Сознательно или подсознательно удмуртские писатели не могли не использовать художественный опыт поэтов ХУН-ХХ вв. Существуют понятия «художественная закономерность» и «опосредованная традиция», благодаря которым мастера слова Удмуртии, черпая идеи, мотивы своих предшественников и современников, «слышали» музыку «небесных сфер» и творчески переосмысливали, развивали открытие, которое до них было сделано Г. Верещагиным, Кузебаем Гердом, Кедра Митреем, М. Петровым, Ф. Васильевым, Н. Байтеряковым, которые, в свою очередь, обогащали поэтику своих произведений художественными средствами русской классики. » В прозу Г. Красильникова (повесть «Остаюсь с тобой»), М. Петрова повести, рассказы, роман «Старый Мултан»), в драматургию Г. Гаврилова, С. Широбокова, Е. Загребина (пьесы «Весенний дождь», «Лебедь белая», «Деревенский роман». Трагедия «Эш-Тэрек»), А. Григорьева, молодых В. Ар-Серги, Т. Черновой, Г. Романовой наряду с удмуртской народной песней органично вошла и советская лирическая, пафосная песня, городской романс, частушка и плясовая песня, а вместе с ними традиционный для села инструментарий: гармонь, аккордеон, балалайка, являясь выразительными художественными средствами для образного постижения характера героев и яркого отображения времени. А в последнее десятилетие активно заявил о себе возрожденный С. Кунгуровым древний удмуртский инструмент крезь, ^ получивший известность не только в республике, но и за рубежом.

Любовь к искусству, к народной песне, танцу, певческому мастерству драматурга Е. Загребина, прозаиков М. Петрова, Г. Красильникова, С. Самсонова передается и героям произведений, созданных ими. Музыка в них не только средство психологического приема, иллюстрации повествования, она - его подводное течение, которое ощутимо и там, где физически музыки нет. Песня здесь выполняет функцию малой коды. В ней концентрируется разнообразие эмоционального состояния героев, не высказанные словами 1 чувства, а в процессе звучания лирической музыки (песни, романса) происходит освобождение от негативных, гнетущих эмоций, совершается преображение внутреннего состояния действующих лиц.

Писатели Удмуртии в своем творчестве всегда придавали значение народному инструментарию (кубыз, тангыра, чипчирган, крезь, балалайка), неразрывно связанному с песней, с душевным миром удмурта, ощущающего себя прямым наследником слагателей эпоса, не отделявших музыку от слова.

Прозаики и поэты нового поколения Удмуртии В. Романов, В. Ившин, В. Ар-Серги, С. Матвеев, В. Шибанов, П. Захаров, русские А. Демьянов, Г. Иванцов, В. Емельянов, В. Парамонов, В. Фролов тяготеют к философской лирике с неожиданным поворотом мысли. Обращаясь к песне и к другим I музыкальным жанрам русской, советской, зарубежной музыкальной классики, они остаются самобытными, произведения их интеллектуально насыщены. В отображенной ими картине мира ощущается синтез искусств: живопись, театр, музыка, поэзия - все это они рассматривают как единое целое, что, в свою очередь, способствует особому притяжению читателя к творчеству этих поэтов и прозаиков.

Исследованная в диссертационной работе тема взаимосвязи литературы и музыки на примере творчества классиков и современных поэтов, а также прозаиков Удмуртии далеко не исчерпывается поставленными в ней задачами анализа их творчества, ибо открываются новые перспективы научного подхода к литературному и музыкальному наследию удмуртского народа. Результаты '' исследования могут быть использованы в изучении литературы и музыкальной культуры народов Поволжья и Урала.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Красновская, Елена Георгиевна, 2006 год

1. Ар-Серги. И плакало небо: Повесть, рассказы / Перг с удм. А. Демьянови В. Болтышев; Удмуртия, 2000. - 296 с.1а. Ар-Серги. Облаков застывшие следы: Стихи / Пер. с удм. В. Емельянова. Ижевск: Удмуртия, 2001. - 261 с.

2. Байтеряков Н. С. Серебряная лодка: Стихи и поэмы / Пер. с удм. -Ижевск: Удмуртия, 1989. 208 с.

3. Ванюшев В. М. Колосок, задевший небо: Стихи / Пер. с удм. Ижевск: Удмуртия, 1985. - 56 с.

4. Васильев Ф. И. Вкус солнца: Стихи / Пер. с удм. М.: Современник, 1983. -302 с.

5. Верещагин Г. Е. Загубленная жизнь. Скоробогат-Кащей (поэмы) // Луч. 2001. №9-10.-С. 19-74.

6. Владыкин В. Е. Отчего поет тюрагай. Стихи, притчи, афоризмы. -Ижевск: Удмуртия, 1980. - 148 с.6а. Владыкин В. Е. В народе говорят. Ижевск: Удмуртия, 1998. - 200 с.

7. Герд К(узебай). В полете к солнцу: Стихи, поэмы / Пер. с удм. Ижевск: Удмуртия, 1989.-241 с.7а. Герд Щузебай). Ступени: Стихотворения и поэмы / Пер. с удм. А. Смольникова. М.: Современник, 1985. - 164 с.

8. Ельцов А. А. Гороховый колобок: Стихи. Ижевск: Удмуртия, 1995. - 24 с.

9. Ившин В. Н. Узел голов: Стихи / Пер. с удм. В. И. Емельянова. Ижевск: Удмуртия, 2001. - 232 с.10а. Ившин В. Н. Чистые снега: Стихи // Литературная Россия. 1977.18 нояб. С.5.

10. Карпов С. К. Разговор: Стихи, 2003 рукопись из архива автора.

11. Кедра Митрей. Дитя больного века: автобиографическая повесть -типографский набор повести 1965 г. Хранится у 3. А. Богомоловой.

12. Красипъников Г. Д. Остаюсь с тобой: Повесть Ижевск: Удмуртия, 1966. - 182 с.

13. Матвеев С. В. Фиолет: Стихи / Пер. с удм. Вл. Емельянова. Ижевск: Удмуртия, 2002. - 128 с.

14. Самсонов А. А. Сердце верит: Стихотворения / Пер. с удм. А. Демьянова.- Ижевск: Удмуртия, 1997. 104 с.

15. Семакин В. Перекаты: Стихи М.: Советский писатель, 1963. - 124 с. 17а. Семакин В. К. Растучая ива: Лирика. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 143 с.

16. Шибанов В. Л. Одиннадцать стихотворений, 2003 рукопись из архива автора.

17. Широбоков С. П. Песни полей: Стихотворения, песни, поэмы / Пер. с удм. В. Семакина. Ижевск: Удмуртия, 1968. - 111 с.1> Научно-критическая литература

18. Абызова Е. Н. Модест Петрович Мусоргский. М.: Музыка, 1985. - 1985.- 156 с.21

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.