Гендерная проблематика в тамильском варианте индуизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Хрущева, Полина Викторовна

  • Хрущева, Полина Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 223
Хрущева, Полина Викторовна. Гендерная проблематика в тамильском варианте индуизма: дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Екатеринбург. 2014. 223 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Хрущева, Полина Викторовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Культ женского начала и энергийный прагматизм

1.1 Энергийный прагматизм

1.2. Женский принцип в шиваизме

1.3. Тамильская мифология и литература

1.4. Сакральные силы в древнетамильской культуре

1.5. Персонификации женской энергии

1.6. Первичность женского божественного принципа и характер женских божеств в тамильской религиозности 71 Глава 2. Два полюса женского начала в мифологии тамильской богини

2.1. Эротизм в тамильском мифе и культе

2.1.1. Преданность божественному возлюбленному

2.1.2. Сакральный трансвестизм и сакральная транссексуальность в культе и мифологии 103 2.1.3 Отождествление богини с Камой 114 2.1А Эрос и насилие: брак как жертвоприношение

2.2. Целомудрие как величайшая ценность

2.2.1. Отношение к целомудрию в Северной и Южной Индии

2.2.2. Идеал девственности как внеморальный прагматизм

2.2.3. Парадокс замужней девственницы

2.2.4. Девственное материнство 162 Глава 3. Присутствие мифа в обыденной ментальности и социальной практике

3.1. Миф и отношения в браке

3.2. Миф и идеология общественных движений 188 Заключение 204 Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гендерная проблематика в тамильском варианте индуизма»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современном российском обществе остро стоит проблема столкновения традиционных ценностей с новыми ценностями, принесенными к нам волной глобализации. В этом столкновении не последнюю роль играет аксиологический аспект тендерной проблематики: тендерные роли размываются, значение слов «верность», «преданность», «чистота», «целомудрие» для молодого поколения становится все более смутным. В этой ситуации как нельзя более актуально обращение к изучению опыта культур, в которых традиционные ценности покоятся на метафизическом фундаменте, благодаря чему обеспечивается их устойчивость, непоколебимость под натиском глобализации, а также их значительное влияние на повседневную жизнь людей. Обращение к таким культурам способно открыть новые перспективы для решения проблем мировоззренческого и нравственного характера, изучение их основополагающих ценностей дает импульс к переосмыслению, реанимации и укреплению собственных ценностей.

В индуизме диалектика взаимодействия региональных традиций и традиции общеиндийской, их взаимовлияний, соотношения в них арийских и неарийских элементов, невероятно сложна. Дравидийское влияние находят даже в Ригведе, не говоря уже о том, что главным идеям Упанишад некоторые исследователи приписывают в основном неарийское происхождение. Тамильская культура по праву может быть названа самой значительной из дравидийских культур Южной Индии. В отечественной индологии, достигшей больших успехов в изучении санскритоязычной литературы, философии и мифологии, дравидоязычным культурам уделяется недостаточно внимания; между тем для понимания культуры Индии в ее целостности важны все дополняющие друг друга элементы противоречивого мультикультурного пространства этой страны. По этой причине каждое новое обращение к исследованию тамильской мифологии и культуры в академической, систематической форме становится актуальным и значимым.

В настоящей работе обращение к тамильской культуре обусловлено высокой степенью ее репрезентативности в отношении главного концепта исследования - энергийного прагматизма, а также в отношении корреляции тендерного и энергийного аспектов в тамильской ментальности.

Степень изученности. В исследованиях индуизма, начиная с конца XVIII -первой половины XIX века, когда внимание ученых было приковано к Ведам и литературе на санскрите (памятникам эпической и классической санскритской литературы, философским системам (даршанам), трактатам по общественно-религиозным предписаниям и пр.), было упущено из виду два фактора. Во-первых, за индуизм выдавалась в основном утонченная культура ученых брахманов, тогда как народный индуизм, имеющий с культурой брахманов мало общего, оставался вне поля зрения. Народные культы и представления, бытующие как в сельской местности (даже в современной Индии сельское население составляет около 70 процентов), так и в городах, представления^ отраженные в локальных мифах и сказаниях, требуют не менее пристального внимания; порой именно они позволяют понять мотивы и мировоззренческие основания кажущегося необъяснимым поведения.

Во-вторых, помимо санскритской культуры, с ее грандиозным корпусом литературы, восходящей к ариям, в Индии присутствуют дравидийские культуры, еще более экзотичные и малоизученные. Дравидология начала развиваться позднее, и внимания ей уделялось значительно меньше. В 1856 году вышла сравнительная грамматика дравидийских языков Р.Колдуэлла1. Огромную филолого-этнологическую работу проделал Г.Опперт, изложивший ее результаты в книге «On the original inhabitants of Bharatavarsa or India» (1883), куда вошли, в частности, южноиндийские мифы. Интенсивное же исследование южноиндийских культур, в частности, тамильской, развернулось только в XX веке.

1 Caldwell R. A Comparative Grammar of the Dravidian or South-Indian Family of Languages. London: Harrison, 1956, 528 P-

Южноиндийскую религиозную традицию исследовали Г.Уайтхед , У. Элмор . Начиная с середины XX века религиоведческая проблематика разрабатывалась усилиями таких ученых, как Дж.Харт4, К.Звелебил5, Б.Бек6, B.C. Раджам7,

о

Д.Шульман .

Затем резко возросла роль полевых исследований, которые осуществляли М.Травик, С.Даниел, Э.Краддок, М.Эгнор, Д.Майнс, Б.Шулер, У.Харман, П.Сринивасан и др. Эти исследования, проводившиеся на протяжении последних десятилетий, выявили среди представлений, бытующих в сельских районах современной Южной Индии, множество данных, касающихся приоритетных для нашего исследования аспектов мировосприятия, в частности роли женщины и значения женской энергии.

В нашей стране изучение дравидийских культур началось в 1915 году с научной экспедиции Музея антропологии и этнографии, осуществленной A.M. и Л.А.Мерварт, результатом которой явились ряд линвистических и театроведческих статей, переводов9, «Грамматика тамильского разговорного языка», вышедшая в 1929 г. Далее последовал перерыв в развитии российской тамилистики (и в целом дравидологии) вплоть до 1950-х годов, когда к изучению дравидийских языков приступили такие ученые, как С.Г. Рудин, Н.В. Гуров, М.С.

2 Whitehead Н. The Village Gods of South India. London etc.: Oxford University Press, 1921.175 p.

3 Elmore W. T. Dravidian Gods in Modem Hinduism. Madras, 1925.178 p.

4 Hart G.L. III. The Poems of Ancient Tamil: Their milieu and their sanserif counterparts. Berkley: University of California press, 1975. 308 p. Woman and the Sacred in Ancient Tamilnad // Journal of Asian Studies. Vol. XXXII. №2.1973. P. 233250.

5 Zvelebil K.V. The Nature of Sacred Power in Old Tamil Texts // Acta Orientalia. Vol. 40.1979. P. 157-192.

6 Beck B.E.F. The Study of a Tamil Epic // Journal of Tamil Studies, 1972. V. 1. № 1. P. 23-35. Beck B.E.F. The Goddess and the Demon: A Local South Indian Festival and it's Wider Context. University of British Columbia, 1979.

7 Rajam V.S. Apariku: Female Sacred Power // Journal of the American Oriental Society. Vol. 106, № 2.1986. P. 257-272.

8 Shulman D.D. Tamil Temple Myths. Princeton: Princeton University Press, 1980.448 p. Эта работа, в которой рассматривается многогранный образ богини в тамильской мифологии, имела больное значение для данного исследования.

9 Переводы А.М.Мерварта, среди которых был и перевод эпической поэмы «Манимехалей», ныне утрачены.

Андронов, Ю.Я. Глазов, В.А. Макаренко, A.M. Пятигорский. Появились статьи, посвященные проблемам тамильской литературы, переводы, затем исследования стали выходить за рамки философии. Некоторые тамилисты (А.М.Пятигорский, А.М.Дубянский, М.Ф.Альбедиль) исследование литературных форм сочетали с исследованием мифа и ритуала, прослеживая их тесную взаимосвязь. В 1989 г. вышла книга А.М.Дубянского «Ритуально-мифологические истоки древнетамильской лирики». На протяжении последних нескольких лет им и его учениками осуществляется перевод сборника древнетамильской лирики «Наттриней», произведений Андаль. И все же в целом изучению богатейшего наследия дравидоязычных культур в нашей стране уделяется недостаточно внимания; несмотря на глубокое и серьезное освещение отдельных аспектов тамильского наследия, картина далека от цельности.

Гендерно-энергийный аспект тамильской религиозности отмечался так или иначе всеми исследователями, поскольку не заметить его невозможно, но никогда не рассматривался как фактор, координирующий значимые элементы культовой и социальной сферы.

Объект исследования: тендерные отношения в тамильской религиозной мифологии, в культе и тамильские представления о женском начале как один из системообразующих факторов тамильской культуры.

Предмет исследования: представление о женском начале как энергийном принципе в тамильской религиозной культуре, его устойчивые и развивающиеся аспекты. Поле рассмотрения включает четыре пласта: древнюю поэзию, локальные шиваитские и шактистские мифы10, связанную с женскими божествами религиозную практику, а также воззрения современных тамилов, выявленные западными учеными в полевых исследованиях.

10 Вишнуитская мифология практически не затрагивается по двум причинам: во-первых, несмотря на то, что женские божества в вишнуизме также отождествляются с энергией и занимают в отдельных направлениях почетное место в культе, вишнуизм в целом гораздо более патриархален, чем шиваизм, во-вторых, вишнуизм в Тамилнаду играет менее значительную роль, чем шиваизм и почитание народных богинь.

Цель работы: выявить роль тендерного аспекта, в частности, представлений о женском начале, в религиозной практике тамилов, в мифологии, а также их отражение в социальной практике.

Задачи диссертационного исследования:

• Установить корреляцию между культом женского начала и специфической выраженностью энергийной доминанты, энергийного прагматизма в тамильской ментальности.

• Обосновать и конкретизировать понятие «энергийный прагматизм».

• Проанализировать специфику восприятия сакральной силы в древнетамильском обществе.

• Рассмотреть представления о характере женских божеств в тамильской религиозности и диахронический аспект их культа в тамильском регионе.

• Исследовать тендерный аспект тамильской религиозности и два полюса женского начала в тамильской шиваитской мифологии: эротизм и целомудрие, их акцентированное выражение, а также своеобразное сочетание.

• Определить основания исключительной значимости женского целомудрия в тамильской ментальности, в т.ч. реконструировать онтологическое обоснование представлений о девственной богине-матери в тамильской мифологии.

• Выявить влияние мифа на социальную практику тамилов.

Географические и хронологические рамки исследования. Исследование

охватывает тамилоязычный регион Южной Индии начиная с периода Санги (1-Ш века н.э.) до наших дней.

Источниковая база исследования. В качестве источников привлекались тексты Санги, тамильские локальные пураны (на тамильском языке, а также в английском и русском переводе), общеиндийские сакральные тексты индуизма

(«Ригведа» в русском переводе, классические пураны на санскрите и в английском переводе, «Махабхарата» в английском и русском переводе). Использовались также данные полевых исследований современных ученых.

Теоретическая основа и методы исследования. В настоящей работе предпринята попытка обобщения этнологических, филологических, религиоведческих и культурологических исследований тендерной проблематики в мифологии и религии тамильского региона; предложен новый термин, характеризующий одну из особенностей традиционных культур, необычайно ярко выраженную в культуре тамильской - энергийный прагматизм. Данное понятие и явилось ключевым концептом исследования.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды зарубежных и отечественных исследователей, начиная с Н. Зёдерблома11, который видел источник религии в психической жизни человека и полагал, что в основе религии лежит представление о безличной силе, происходящей из реакции человека на нечто особенное. Идеи Зёдерблома важны для настоящей работы как обоснованием феноменологического метода, так и акцентуацией аспекта силы в категории сакрального.

К теоретическим предпосылкам исследования можно также отнести конституируемую Рудольфом Отто априорность понятия сакрального12, т.е. априорность религиозности, основанной на интуиции сакрального, на нуминозной «настроенности духа». К теме настоящей работы имеют отношение две из выделенных Отто составляющих нуминозного: чувство misterium tremendum (ощущение таинственного, повергающего в трепет, в ужас или в экстатическое состояние) и чувство fascinans (чарующее, завораживающее качество). Для нас важно утверждение Отто о том, что комплекс нуминозных чувств уже при своем возникновении обладает статусом абсолютной ценности, в

иЗёдерблом Н. Становление веры в Бога// Мистика. Религия: Наука. Классики мирового религиоведения. Антология / Пер. с англ., нем., фр. Сост. И ред. А.Н.Красникова. М.: Канон+, 1998. С. 263-314.

12 Otto R. Das Heilige: Über das Irrationale in der Idee des Göttlichen und sein Verhältniszum Rationalen. Breslau: Trevvendt & Granier, 1917.

то время как рационализация и этизация категории сакрального предсталяют позднейшее наслоение на нуминозное ядро, нуминозная ценность закладывается в основу объективных ценностей.

Г. ван дер Jley13, подобно Н. Зёдерблому, акцентирует в категории святости аспекты силы и власти (у Otto — majestas), а также связывает категорию сакрального с понятием «мана».

В отличие от Отто, стремившегося очертить контуры проявляющейся в опыте сакрального трансцендентной реальности через описание нуминозного содержания религиозного опыта, мы ограничиваемся анализом того, как выражается религиозный опыт в собственно культовой сфере, в текстах, а также в социальных установлениях, оставляя за скобками собственно нуминозное содержание опыта.

Большое значение для данного исследования сыграли разработанные во второй половине XX века концепции таких исследователей тамильской культуры, как Дж.Харт, К.Звелебил, Д.Шульман, а также труды российских ученых, в особенности А.М.Дубянского и М.Ф.Альбедиль.

При анализе возникновения и эволюции понятий «анангу» и «шакти» использовался каузальный метод; сравнительно-исторический — при рассмотрении исторических ступеней развития культа богини в тамильском регионе, сопоставлении этапов развития культа богини в различные эпохи. Применялись также феноменологический метод, метод историко-философской реконструкции, диахронный анализ, философско-религиоведческий анализ литературных произведений, контекстуальный и семантический анализ, метод включенного наблюдения (личное участие в тамильских религиозных праздниках).

Основные научные результаты и научная новизна. В настоящей работе вводится и обосновывается понятие «энергийного прагматизма». Различные

13 Van der Leeuw G. Einführung in die Phänomenologie der Religion. München: Ernst Reinhardt, 1925.

аспекты тамильской культуры, связанные с женским началом, впервые последовательно рассматриваются с точки зрения энергийного прагматизма. Данный подход позволяет увязать в единую систему существенные аспекты мифологии, культовой и социальной практики. Понятие «энергийный прагматизм», обоснованное и проиллюстрированное на примере религиозной жизни Тамилнаду, может применяться для анализа мифа, культа, социального поведения в религиоведении, культурологии, этнографии и социологии.

Основные положения, выносимые на защиту:

> Роль женского начала в культе, мифологии, в семье и некоторых социальных процессах обусловлена восприятием женщины как воплощения энергии («анангу», «шакти»).

> Тамильская культура характеризуется акцентированным выражением в ней энергийного прагматизма - ценностной установки традиционного общества на обретение и сохранение энергии, жизненной силы, мощи, установки, находящей выражение в большей части бытовых предписаний, социальных установлений и религиозных ритуалов.

> Роль энергийного прагматизма в современном социокультурном пространстве Тамилнаду значительна. Отношения между людьми во многих сферах строятся с учетом «техники безопасности» при обращении с энергией.

> Тамильская традиция отличается от классической санскритской, с одной стороны, акцентуацией значимости девственности и целомудрия, с другой, подчеркиванием сокрытого в девственнице эротического напряжения, что свидетельствует о важности для тамильской ментальности именно энергийного аспекта данного явления.

Теоретическое и практическое значение диссертации. В диссертации целостно представлена тендерная проблематика тамильского шиваизма. Разработано понятие «энергийный прагматизм», применимое к широкому спектру явлений религии и мифологии. Полученные результаты могут способствовать как дальнейшей методологической разработке данного подхода к мифологическому и

культовому материалу, так и исследованию отдельных аспектов религиозной жизни Южной Индии. Обнародование результатов диссертационного исследования могло бы оказать положительное влияние на распространенные в обществе стереотипы тендерного поведения.

Материалы диссертации могут быть использованы при составлении учебных курсов, написании пособий по религиоведческим дисциплинам.

Степень достоверности и апробация результатов исследования. Достоверность исследования обеспечивается применением методов — сравнительно-исторического, феноменологического, философско-

религиоведческого анализа и др., а также опорой на труды классиков религиоведения и исследователей тамильской культуры, как зарубежных, так и отечественных.

Основные выводы и теоретические положения настоящей диссертации прошли апробацию на научных конференциях, симпозиумах и семинарах, в том числе: «Позиции философии в современном обществе» (Екатеринбург, 2010); «Торчиновские чтения» (VI и VII международные востоковедные конференции, СПб, 2010, 2011); «Зографские чтения» (XXXIII, XXXIV и XXXV международные индологические конференции, СПб, 2011, 2012, 2013 гг.); «Гендерное измерение религии» (Москва, 2011); «Ценностные миры культур Востока» (Дни Петербургской Философии, СПб, 2011); Съезд молодых востоковедов России и СНГ (Звенигород, 2012); методологический семинар «Востоковедение и сравнительная философия в XXI веке: вызовы и перспективы» (ИФ РАН, Москва. 2012); I международная конференция «Психотехники и измененные состояния сознания в истории религий» (Санкт-Петербург, 2012); V межвузовская конференция МГУ и ИФТИ «Проблемы исторического и теоретического религиоведения» (Москва, 2013), II международная конференция «Психотехники и измененные состояния сознания» (Санкт-Петербург, 2013), «Философия творчества и познания в восточных культурах и системах мысли» (Дни Петербургской Философии, СПб, 2013).

Диссертация обсуждалась, была одобрена и рекомендована к защите кафедрой религиоведения департамента философии Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н.Ельцина. Основные положения диссертации отражены в публикациях: по теме диссертации опубликовано 11 статей, из них три в журналах из рекомендованного перечня ВАК.

Материалы данного исследования используются в учебном процессе (курс «Эволюция религии (на примере индуизма)» на философском факультете Уральского федерального университета).

Структура диссертации. Работа состоит из 3 глав, разделенных на 10 параграфов, а также Введения и Заключения.

Глава 1. Культ женского начала и энергийный

прагматизм

1.1 Энергийный прагматизм

Прежде чем приступить к исследованию тамильской мифологии и роли в ней женского начала, следует отметить ведущую черту тамильского менталитета, формирующую специфику данной культуры. Специфической, однако, является не столько сама черта, сколько ее роль в мировосприятии тамилов.

Каждому исследователю, который имеет дело с традиционным обществом14, знакома характерная для него ценностная ориентация на получение и удержание энергии, жизненной силы, мощи. В традиционном обществе бытует представление, что здоровье, плодородие, успех приходят к человеку не случайно, а зависят от количества и качества энергии, которой он обладает и/или управляет. На получение и удержание энергии направлены большая часть бытовых предписаний, социальных установлений и религиозных ритуалов.

Назрела необходимость сделать на этом акцент и каким-то образом обозначить основную ценностную ориентацию тамильского, и, шире, традиционного общества. По отношению к обсуждаемому явлению я предлагаю

"Термин «традиционное общество» является довольно неопределенным. Традиционным называют либо доиндустриальное общество (с присваивающим или сельским хозяйством), либо общество, где медленно меняется традиция. Для данного исследования важна не форма хозяйствования (это может быть и общество охотников-собирателей, и земледельческое общество, и индустриальное, как современный Тамилнаду), не форма передачи социального опыта. Рабочее значение термина в данной работе берется в смысле геноновского традиционализма: традиционное общество - это общество, чей уклад учитывает «порядок проявления» (от тонкого к плотному).

применять термин «энергийный прагматизм»15 (по аналогии с встречающимся в научном обиходе термином «духовный прагматизм»)16.

Под прагматизмом я понимаю такое мировоззрение, в котором основой любых этических, и шире, ценностных представлений становятся не некие универсалии (культурные, космические или божественные), а в первую очередь потребности человека (в данном случае - потребность в энергии /жизненной силе); этические предписания непосредственно увязаны с жизненными устремлениями человека17.

Действие, исходящее из прагматической установки, можно понять как противоположность действию дхармическому (действию из чувства долга, ради поддержания мирового порядка). Прагматизм противоположен карма-йоге: если последняя предписывает действие, не ориентированное на результат, то прагматизм как раз означает, что человек ориентирован не на действие как таковое, а на действенность, результативность. Причем обычно действенность не для мира в целом, а для достижения конкретной цели, которая может касаться самого человека, его семьи, его деревни, его страны и т.д.

Энергия в представлении носителей такого мировоззрения - это сила, понимаемая как некая субстанция, которой можно обладать, которая может передаваться, накапливаться, с помощью которой можно успешно действовать. Природу этой силы можно считать сакральной, поскольку в традиционном

15 Словосочетание «энергетический прагматизм» используется в политико-экономической сфере; против термина «энергийный» мог бы послужить довод, что он вызывает ассоциацию с учением Григория Паламы; однако термин «синергия», используемый в рамках исихазма, приобрел самостоятельное значение и подобных ассоциаций, как правило, уже не вызывает.

16 Кинсли Д. Махавидьи в индийской тантре. СПб: Академия исследования культуры, 2008. С. 114.

"Такая трактовка термина близка обыденному пониманию слова «прагматизм», а если говорить о философах одноименного направления, ближе всего к прагматизму Ричарда Рорти.

обществе, как верно заметил М. Мосс, именно «сакральные силы есть основа 18

жизненных сил» .

После того, как Р.Кодрингтон описал бытующее в Меланезии представление о силе, называемой «лш//<з»19, обнаружилось, что представление это характерно не только для меланезийско-полинезийского мира. У многих народов были выявлены аналогичные или сходные представления: оренда у ирокезов, манату у алгонкинов, вакан у индейцев дакота, земи у жителей Антильских островов, мегбе у африканских пигмеев, пумен у древних римлян и т.д. Хотя представления об этой силе в различных культурах нельзя считать идентичными, имеются нюансы в ее восприятии, в большинстве случаев предполагается, что эта сила пребывает повсюду, но доступна локализации, воздействует на расстоянии и через контакт, безлична, но иногда концентрируется или воплощается в определенных сущностях.

Для энергийного прагматизма характерно акцентирование именно энергийных взаимодействий между сверхъестественными существами в мифах, между людьми и божествами в культе, между людьми в социуме, между человеком и природными, а также рукотворными объектами.

Энергийный прагматизм присущ индийской культуре в целом, но в культуре тамильской он выражен более явственно. Вообще, есть основания утверждать, что в тамильской ментальности энергийная доминанта выражена сильнее, чем в какой бы то ни было, и тамильское общество направляет свои усилия, строит свою систему ценностей в соответствии с главной ценностью -обретением и сохранением силы.

Тендерный аспект энергийностн. Во многих культурах, и в индийской в частности, представления об энгергии включают ее соотнесение с полом как в метафизическом аспекте, так и в социальном.

18 Мосс М. Социальные функции священного. СПб.: Евразия, 2000. С. 101.

19 Codrington R.H. The Melanesians: Studies in their Anthropology and Folk-Lore. Oxford: Clarendon Press, 1891.

В индуистской метафизике и мифологии сила, энергия, активность ассоциируется с женским началом. Энергия (санскр. ¿аШ) персонифицируется в образе Богини . Идентификация Богини и гиакти настолько же связана с метафизикой брахманической традиции, насколько с представлениями о защищающей силе локальных богинь, до сих пор почитаемых и в сельской местности, и в местности, подвергшейся урбанизации.

В индийской философской традиции, связанной с шиваизмом и шактизмом, Шива - это неизменный статический аспект Абсолюта, соотносимый с вечностью, трансценденцией, Шакти - динамический аспект, связанный со временем и проявлением. В китайской философии школы инь-ян функции распределяются противоположным образом: пассивность, инь, ассоциируется с женским началом, активность, ян, - с мужским. Некоторый аналог тендерного восприятия начал и категорий можно наблюдать в буддизме: метод (упая) активен и является мужским принципом, мудрость (прадэ!сня), соотносимая с женским принципом, пассивна. Такой разброс в представлениях о соответствии между полом и активностью свидетельствует, по-видимому, о том, что тендерные характеристики не онтологичны.

Во взаимодействие божественного и человеческого тоже часто привносится тендерный аспект.

Шакти (энергия, Мать, Богиня) в Индии почитается в рамках различных направлений индуизма наряду с мужским божеством, но, кроме того, благодаря акцентуации динамического аспекта Абсолюта, поклонение ей образует и самостоятельное религиозное направление, в котором Шакти рассматривается как верховное божество. Обозначить границы шактизма сложно, так как его принципы пронизывают шиваизм, где Деви (Богиня), или Махадеви (Великая Богиня), под бесчисленными именами в бесчисленных аспектах почитается как

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хрущева, Полина Викторовна, 2014 год

Библиография

Список сокращений:

БДП - Брихаддхарма-пурана.

БП — Брахманда-пурана.

БрП - Брахма-пурана.

БхП - Бхагавата-пурана.

ВаюП - Ваю-пурана.

ВП - Вишну-пурана.

ИшаУп - Иша-упанишада.

КурП - Курма-пурана.

ЛП - Линга-пурана.

Мбх - Махабхарата.

СаураП - Саура-пурана.

ШП — Шива-пурана.

Источники:

1. Махабхарата. Книга третья. Лесная (Араньякапарва). Пер. с санскрита, предисл. и коммент. Я.В. Василькова и С.Л. Невелевой. - М., Гл. редакция вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1987. - 799 с.

2. Махабхарата. Вып. II. Бхагавадгита: Книга VI, гл. 25-42 /Букв, и лит. пер. Б.Л.Смирнова. -М.: Болесмир, 2007.-408 с.

3. Мерварт, Л.А. Сказания о Паттини-Деви / Л.А. Мерварт // Сборник музея антропологии и этнографии. Т. 7. - Л., 1929. - С. 242-266.

4. Повесть о браслете: Шилаппадикарам. (Пер. с тамильского, предисловие и прим. Ю.Я.Глазова, отв.ред. А.М.Пятигорский. М.: Гл. ред. вост. лит-ры, 1966. 224 с.

5. Ригведа: Мандалы 1-1У. Изд. подготовила Т.Я.Елизаренкова. - М.: Наука, 1989.-768 с.

6. Ригведа: Мандалы V-VIII. Изд. подготовила Т.Я.Елизаренкова. -М.: Наука, 1995.-744 с.

7. Ригведа: Мандалы IX-X. Изд. подготовила Т.Я.Елизаренкова. - М.: Наука, 1999.-560 с.

8. Ainkurunüru. 3 vol. - Annamalai University, 1957-58.

9. Akanänüru. Commentator N.M.Venkatacämi Nättar. - Madras: Razhagam, 1965.

10.Arunäcala Kavun^ar. Tirimörttimalaippuränavacanam. Madras, 1936.

11.Bhägavata Puräna. With the commentary of Srldhara. Edited by Päijdeya

r

Rämateja SästrT. - VäräriasT, 1962.

12.Bharatidasan. Inti Etirppup Pä#u (Anti-Hindi Songs) / Bharatidasan. Pondicherry: Bharatidasan Patippakam, 1948.

13.Bharatidasan. Päratitäcan KavitakaJ (Poems of Bharatidasan) / Bharatidasan. -Vol. I. Ramaachandrapuram: Centamil Nilayam, 1986.

14.Brahma Puräna. - Delhi: Motilal Banarsidass, 1986. - 1208 p.

15.Brahmända Puräna. - Delhi: Motilal Banarsidass, 1983.

16.Bfhaddharma Puräna / Ed. by Haraprasäd Shästri. BI 120. - Calcutta, 1889.

17.Caiva ßllappanävalar. Cewantippuränam / With commentary by Tiricirapuram Comacuntara Mutaliyär. Tirucciräppajji, 1927.

18.Canikaranävalar. Kannyäkumarittalapuränam / With vacanam by Mu. Rä. Aru^äcalakkaviräyar. Maturai, n.d.

19.CivanänayokikaI. Käncippuräijam / Ed. by C.Aru^ai Va^ivelu Mutaliyär. Käncipuram, 1937.

20.Cuppiramaniya Ayar. Tirukkänapper ennum kälayärkoyirpuränam. Madras, 1899.

21.Ellappanayinär. Tiruvirincaipuränam / With commentary by Capäpati Multaliyär. Velür, 1928.

22.1kkä$u Irattinavelu Mutaliyär. A^ä^alllaiy ennum teviparäkkiramam. 2nd ed. Madras, 1923.

23.Kalittokai. Naccinärkkiniyar uraiyum. Tiru Po.Ve. Cömacuntaranar vi]akkam. Cennai, 1978.

24.Koneriyappanavalar. Upatecakan{am / With commentary by Ikka£u Irattinavelu Mutaliyar. Madras, 1913.

25.Kurma Parapa. Tr. and annotated by Ganesh Vasudeo Tagare. - Delhi: Motilal Banarsidass, 1981. 632 p.

26.Kuruntokai. Commentator P.V.Comacuntaranar. - Madras: KapTr Accukkutam, 1962.

27.Lihga Purana.-Tr. by "A Board of Scholars" and ed. by J. L. Shastri. 2 vols. -Delhi, Motilal Banarsidass, 1973. (Ancient Indian Tradition and Mythology. 5-6)

28.Mahabharata of Krishna-Dwaipayana Vyasa /Tr. By Ganguli K.M. 12 vol. - New Delhi: Munshiram Manoharlal, 1981-1988.

29.Matanakamarajankatai: Stories of King Madana Kama/ Tr. V.A.K. Ayer. Bombay, 1972-

30.Muttaiya Pijlai Po. Tiruppunavayirpuranavaccanam (based on the purana of Tiruvarur Tiyakaracakavirajatecikar). Tevakoftai, 1928.

31 .Muttamilkkavirayar. Cuclntirasthalapuranam. Tirunelveli, 1894.

32.Muttucamikkonar A. Tiruccenkoftumanmiyam. Tiruccerikotu, 1938.

33.Nellaiyappa Pijjai. Tirunelvelittalapuanam / Ed. by Calivapcura Otuvamurtti. Tirunelveli, 1869.

34.0ne Hundred and Eight Upanishads. With Various Readings / Ed. by W. L. S. PansTkar. - Bombay, 1925 (3rd ed.). - 563 p.

35.Pala Cuppiramaijiya kkavirayar. Palanittalapura^iam / With commentary by Na. KatiraiverpiJJai. Madras, 1903.

36.Parancotimunivar. Tiruvilaiya^arpuranam / With commentary' by Na. Mu. Venka^acam Na^ar. 2 vols. Madras: SISS, 1965.

37.Periya Puranam. Part I. - Tanjavur: Tamil University, 1990. - 394 p.

38.Puracai A^avatanam Capapati Mutaliyar. Tirupporur ttalapurana carittira ccurukkamm srl citamparacuvamikaj paramparai ccurukkam mutaliyana. 2nd ed. Tirupporur, 1934.

39.Purananuru. Annotator U.V.Swaminathaier. - Madras: KapTr Accukkutam, 1963.

40. Ramayana of Valmiki. In 3 vol. - Vol. 1. - London: Shantisadan, 1962.

-534 p.

41.Saura Purana. Vol. 18 of Anandashram Sanskrit grantharali Editor Kashinath

Shastri Lele Bhandarkar Oriental Research Institute, 1899. - 282 p. 42.Satapatha Brahmana: Sacred Books of the East. Vol.12 / Tr. by J. Eggeling. -

Oxford: Clanderon Press, 1882. - 452 p. 43.Sekkizhar. Periya Puranam: A Tamil Classic on the great Saiva Saints of South India / Condensed English Version by G.Vanmikanathan/ - Mylapore,Madras: Sri Ramakrishna Math, 1985. - 578 p.

r

44.Siva-puraija. In 4 parts. - Delhi: Motilal Banarsidass Pulishers, 2005.

45.Thakazhi Sivasankara Pillai. Chemmeen / Tr. by Narayana Menon. - Heinemann Asia, 1987.-228 p.

46.TiruppainnTlipuranam / Ed. by .A. Cuppiramaniya Paratiyar. Madras, 1927.

47.Tiruvacakam: Pathway to God through the Thiruvaachakam. Thiruppanandal: Sri KasiMutt, 1980.-500 p.

48.Tirumular. Tirumantiram / Tamil text with English translation and notes . Mylapore-Madras: Sra Ramakrishna Math, 1991. - 466 p.

49.Thiruvalluvar. Thirukkural / Tamil text with English tr. by W.H.Drew, J.Lazarus. - New Delhi, Chennai: Asian Educational Services, 2010. - 292 p.

50.Vayu purana. Part I-II. Tr. and annotated by G. V. Tagare. - Delhi: Motilal Banarsidass, 1987-1988. (Ancient Indian Tradition and Mythology, 37-38).

r

51.Vi§iju Purana. Ed. by SrTmunilala Gupta. - Gorakhpur, 1967. Исследования:

1. Алаев, JI.B. Южная Индия: Общинно-политический строй VI-XIII веков / Л.Б. Алаев. -М.: ИВ РАН, 2011. - 712 с.

2. Алиханова, Ю.М. Бхакти / Ю.М. Алиханова // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под ред. М.Ф.Альбедиль и А.М.Дубянского. - М.: Республика, 1996. - С. 94-101.

3. Альбедиль, М.Ф. Индуизм: миф как парадигма смыслов / М.Ф.Альбедиль //Smaranam: памяти Октябрины Федоровны Волковой: сб. ст. / сост. В. Г. Лысенко; ред.: В. Г. Лысенко, Б. А. Захарьин, С. Д. Серебряный. - М.: Восточная литература, 2006. - С. 231-246.

4. Альбедиль, М.Ф. К проблеме истоков индуистского течения бхакти / М.Ф.Альбедиль // Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. - М.: Гл. ред. вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1986. - С. 135-153.

5. Альбедиль, М.Ф. Наянары / М.Ф.Альбедиль // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под ред. М.Ф.Альбедиль и А.М.Дубянского. - М.: Республика, 1996.- С. 307-308.

6. Альбедиль, М.Ф. О женской энергии как основе семейных отношений в индуизме / М.Ф.Альбедиль // Этикет у народов Южной Азии. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. -С. 21-35.

7. Бычихина, Л.В., Дубянский, А.М.Тамильская литература / Л.В. Бычихина, A.M. Дубянский. -М.: Наука, 1987.-228 с.

8. Гуров, Н.В. Дравидийские элементы в текстах ранних самхит / Н.В. Гуров // Литература и культура древней и средневековой Индии. - М.: Наука, 1987. -С.26-42.

9. Дандекар, Р.Н. От Вед к индуизму: Эволюционирующая мифология / Р.Н. Дандекар; сост., вступ. ст., коммент. Я.В.Васильков; отв. ред. Г.М.Бонгард-Левин; пер. с англ. К.П.Лукьяненко. -М.: Восточная литература, 2002. - 286 с.

10.Дубянский, A.M. Дравидские литературы / A.M.Дубянский // Изучение литератур Востока. Россия. XX век. - М.: Восточная литература, 2002. - С. 403-424.

И.Дубянский, A.M. Ритуально-мифологические истоки древнетамильской лирики. / А.М.Дубянский. - М.: Гл. редакция вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1989.-236 с.

12.Жирар, Р. Насилие и священное / Р.Жирар. - М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 400 с.

13.3ёдерблом Н. Становление веры в Бога / Н. Зёдерблом // Мистика. Религия: Наука. Классики мирового религиоведения. Антология / Пер. с англ., нем., фр. Сост. И ред. А.Н.Красникова. -М.: Канон+, 1998. - (История философии в памятниках) - С. 263-314.

14. Кинсли, Д. Махавидьи в индийской тантре / Д.Кинсли. - СПб: Академия исследования культуры, 2008. - 332 с.

15.Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. - М.: Наука, 1985.-536 с.

16. Мосс, М. Социальные функции священного: Избранные произведения / М.Мосс; пер. с фр. под ред. Утехина И.В. - СПб.: Евразия, 2000.-448 с.

17. Пятигорский, A.M. Материалы по истории индийской философии / А.М.Пятигорский. - М.: Изд-во вост. л-ры, 1962. - 252 с.

18.Пятигорский, А. М. Некоторые общие замечания о мифологии с точки зрения психолога / А.М.Пятигорский // Учен. зап. Тартуского ун-та. Вып. 181. 1965.-С. 38-48.

19.Торчинов, Е.А. Религии мира. Опыт запредельного: трансперсональные состояния и психотехника / Е.А.Торчинов - СПб.: Центр "Петербургское Востоковедение", 1998. -384 с.

20.Элиаде, М. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий / М.Элиаде. - М.: Академический Проект, 2008. -622 с.

21 .Элиаде, М. Очерки сравнительного религиоведения / М.Элиаде. - М.: Ладомир, 1999.-488 с.

22.Юнг, К.Г. Структура психики и архетипы / К.Г.Юнг. - М.: Академический Проект, 2009. - 304 с.

23.Arokiaswami, М. The Classical Age of the Tamils / M. Arokiaswami. - Madras: University of Madras, 1972. - 120 p.

24.Arulsami, M.S. Katalikku (For my beloved) / M.S. Arulsami. - Madras: Pari Nlayam, 1966.

25. Babb, L.A. The Divine Hierarchy: Popular Hinduism in Central India / L.A. Babb. - New York: Columbia University Press, 1975. - 266 p.

26.Baierlein, E.R. The land of the Tamilians and its missions / E.R. Baierlein. - New Delhi-Madras: Asia educational services, 1995. - 174 p.

27.Balasubramanian, C. The Status of Women in Tamil Nadu During the Sangam Age / C. Balasubramanian. - Madras: University of Madras, 1976. - 84 p.

28.Beck, B.E.F. The Study of a Tamil Epic / B.E.F. Beck // Journal of Tamil Studies, 1972.-V. 1. -№ l.-P. 23-35.

29. Beck, B.E.F. The Goddess and the Demon: A Local South Indian Festival and it's Wider Context / B.E.F. Beck. - University of British Columbia, 1979.

30.Веск, B.E.F. The Kin Nucleus in Tail Folklore / B.E.F. Beck // Kinship and History in South Asia. - The University of Michigan: Ann Arbor Center for South and Southeastern Asian Studies, 1974. - P. 1-27.

31. Bhatt, N.R. Shaivism in the light of Epics, Puranas and Agamas / N.R. Bhatt. - Varanasi: Indica, 2008. - 636 p.

32. Blackburn, S. Death and deification: folk cults in Hinduism / S. Blackburn//History of Religions, 1985. -№24/3. -P. 255-274.

33. Blackburn, S. Moral fictions: Tamil Folktales from Oral Tradition / S. Blackburn. - Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia, 2001. - Folklore Fellows Communication. Vol. CXXVIII, № 278. - 338 p.

34.Brubaker, R.L. The Ambivalent Mistress: A Study of South Indian Village Goddesses and Their Religious Meaning / R.L. Brubaker. - University of Chicago, 1978.

35.Burrow, T., Emeneau M.B. Dravidian etymological Dictionary. - Oxford: Oxford University Press, 1961. - 610 p.

36.Chalier-Visuvalingam, E. Bhairava and the Goddess: Tradition, Gender and Transgression / E. Chalier-Visuvalingam // Wild Goddesses in India and Nepal. -Bern: Peter Lang, 1996. - P. 253-301.

37.Chandraleka Vamadeva. The concept of vannanpu "violent love" in Tamil Saivism, with special reference to the Periyapuranam / Vamadeva Chandraleka. -Uppsala University, Religious Studies, Sweden, 1995. - (Uppsala studies in the history of religions) - 139 c.

38.Coburn, T.B. What is a "Goddess" and what does it mean to "construct" one? / T.B. Coburn // Seeking Mahadevi: constructing the identities of Great Hindu Goddess. - State University of New-York, 2001. - P. 213-222.

39.Craddock, E. Reconstructing of Split Goddess as Sakti in Tamil Village / E. Craddock // Seeking Mahadevi: constructing the identities of Great Hindu Goddess. State University of New-York, 2001. - P. 145-169.

40.Craddock, E. The Half Male, Half Female Servants of the Goddess Ankalaparamecuvari / E. Craddock // Nidan: International Journal for the study of Hinduism. - Vol.24. - December 2012. - P. 117-135.

41.Cutler, N. Songs of Experience: The Poetics of Tamil Devotion / N.Cutler. -Bloomington: Indiana University Press, 1987. - 211 p.

42.Daniel, S.B. Marriage in Tamil culture: The Problem of conflicting "models" / S.B. Daniel // The Powers of Tamil Women. New York: Syracuse Univesity Maxwell School, 1980. - P. 61-91.

43 .Das, R.K. Temples of Tamilnad / R.K. Das. - Mumbai: Bharatiya Vidya Bhavan, 2001.-276 p.

44. David, K. Hidden Powers: Cultural and Socio-economic Accounts of Jaffna Women / K. David // The Powers of Tamil Women. - New York: Syracuse Univesity Maxwell School, 1980. P. 93-133.

45.Diehl C.G. Instrument and purpose. - Lund, 1956.

46.Dimock, E.C. A Theology of the Repulsive: The Myth of the Goddess Sitalâ / E.C. Dimock // The Divine Consort: Ràdhà and the Goddeesses of India. -Berkeley: Berkeley Religious Studies Series, 1982. - P. 184—203.

47.Dubois, J. A. abbe. Hindu Manners, Customs and Ceremonies / J. A. Dubois. -Oxford, Clanderon Press, 1924.

48.Dumézil, G. The Destiny of a King. / G. Dumézil. - Chicago: The University of Chicago Press, 1973.

49.Dumont, K. Une sou-cast de l'Ind du sud: organizaation sociale et religion des Pramalai Kallar / K. Dumont. - Paris, 1957.

50.Egnor, M. On the meaning of Sakti to women of Tamilnadu / M. Egnor // The Powers of Tamil Women. - New York: Syracuse Univesity Maxwell School, 1980.-P. 1-34.

51 .Elmore, W. T. Dravidian Gods in Modern Hinduism / W. T. Elmore. - Madras, 1925.- 178 p.

52.Elvin, V. Folk Tales of Mahakoshal. - Madras, 1944.

53.Erndl, K. Victory to the Mother: The Hindu Goddess of Northwest India in Myth, Ritual, and Symbol / K.Erndl. - New York: Oxford University Press, 1993. - 232 P-

54.Foulston, L. At the Feet of the Goddess: The Divine Feminine in Local Hindu Religion / L. Foulston. - Brighton: Sussex Academic Press, 2002. - 252 p.

55.Foulston, L., Abbott, S. Hindu Goddesses: Beliefs and Practices / L. Foulston, S. Abbott. - Brighton: Sussex Academic Press, 2009. - 292 p.

56.Harman, W. From Fierce to Domesticated: Mariamman Joins the Middle Class / W. Harman // Nidan: International Journal for the study of Hinduism. - Vol.24. -December 2012. - P. 41-65.

57.Hart, G.L. III. The Poems of Ancient Tamil: Their milieu and their sanscrit counterparts / G.l. Hart - Berkley: University of California press, 1975. - 308 p.

58.Hart, G.L. III. Woman and The Sacred in Ancient Tamilnad / G.L. Hart // Journal of Asian Studies. - Vol. XXXII. - №2. - 1973. - P. 233-250.

59.Heesterman, J.C. The Broken World: An Essay in Ancient Indian Ritual. / J.C. Heesterman. - Chicago and London: The University of Chicago Press, 1993. -296 p.

60.Jouveau-Dubreuil, G. Iconography of Southern India / G. Jouveau-Dubreuil. -Paris: Paul Geuthner, 1937. - 135 p.

61.Kalyanasundaranar, T. V. Tamilccolai Allatu Kafturaittiraftu (Garden of Tamil, or Collection of essays) / T. V. Kalyanasundaranar. - Vol. I. - Madras: Sadhu Publications, 1935.

62.Kannappan, R., comp. Kaviijar Kannatacan Natattiya IlakJkiya Yuttankaj (Poet Kannadasan's literary battles) / R. Kannappan. - Madras: Kannadasan Publications, 1995.

63.Kinsley, D. The Goddesses mirror: Vision of the Divine from East and West / D. Kinsley. - Delhi: Sri Satguru Publications, 1995. - 320 p.

64.Kinsley, D. Hindu Goddesses: Vision of the Divine Feminine in the Hindu Religious Tradition / D. Kinsley. - Delhi: Motilal Banarsidass, 2005, - 282 p.

65.Kondos, V. An engagement with the forces of time: Worship at the goddess Guheswari temple / V. Kondos //Nidan: International Journal for the study of Hinduism. - Vol.24. - December 2012. - P. 84-99.

66.Kosambi, D.D. Myth and Reality: Studies in the Formation of Indian Culture. -Bombay, 1962.

67.Kramrisch, S. The Presence of Shiva / S. Kramrisch.-Princeton: Princeton University Press, 1981. - 514 p.

68.Krishnamurthy G. Paratitacan Valkkai Varalaru (Life story of Bharatidasan) / G. Krishnamurthy. - Madras: Tamilnadu Araciyal Arivayvu Kazhagam, 1991.

69.Lakshmi, C.S. The face behind the mask: Women in Tamil literature / C.S. Lakshmi. - New Delhi: Vicas, 1984. - 253 p.

70.Lannoy, R.The Speaking Tree: A Study of Indian Culture and Society / R. Lannoy. - London: Oxford University Press, 1971. - 466 p.

71.Mahabharata of Krishna-Dwaipayana Vyasa /Tr. By Ganguli K.M. 12 vol. - New Delhi: Munshiram Manoharlal, 1981-1988.

72.Mahalakshmi, R. The making of the Goddess: Korravai-Durga in the Tamil Traditions. New Delhi: Penguin Books, 2011. 410 p.

73.Maity, P.K.Historical Studies in the Cult of the Goddess Manasa / P.K. Maity. -Calcutta, 1966.

74.Meyer, E. Arikajaparamecuvari: A Goddess of Tamilnadu, Her Myths and Cult. / E. Meyer . - Stuttgart: Franz Steiner Yerlag Wiesbaden GmbH, 1986. - 339 p.

75.Mines ,D.P. Loss and Recognition: the Historical Force of a Goddess / D.P. Mines // Nidan: International Journal for the study of Hinduism. - Vol.24. - December 2012. - P. 1-15.

76.Mudiyarasan. Kaviyap Pavai (Lady of poetry) / Mudiyarasan. - Pudicottai: Valluvar Patippakam, 1976.

77.Nagarajan, K. Tamile Ellam (Tamil is everything) / K. Nagarajan. - Madras: Tamil Patippakam, 1980.

78.0'Flaherty, W.D. Siva: the Erotic Ascetic / W.D. O'Flaherty. - Oxford: Oxford

University Press, 1973. - 386 p. 79.O'Flaherty, W.D. The Origins of Evil in Hindu Mythology / W.D. O'Flaherty. -Berkeley: University of California, 1976. - 411 p.

80.0ppert, G. On the Original Inhabitants of Bharatavarça or India / G. Oppert. -Wesminister, 1893. - 573 p.

81.Orr, L.C. Cholas, Pandyas, and «Imperial Temple Culture» in Medieval

Tamilnadu / L.C. Orr // Temple in South Asia, ed. A. Hardy. - London: British Association for South Asian Studies, 2007. -P.109-130.

82.Pandian, J. Caste, nationalism and ethnicity: An interpretation of Tamil Cultural History and Social Order / J. Pandian. - Bombay: Popular Prakashan, 1987. - 170

P-

83.Pandit, Moti Lai. Saivism: A riligio-philosophical history / Moti Lai Pandit. -New Delhi: Published for Dialogcenter International, Aarhus, Denmark, Theological Research and Communication Institute, 1987. - 218 p.

84.Perunchitranar. Perunccittiranär Patalka} (Songs ofPerunchitran). Vol. 1. -Madras: Tenmoli, 1979.

r _

85.Peterson, I.V. Poems to Siva: The Hymns of the Tamil Saints / I.V. Peterson. -Delhi: Motilal Banarsidass, 1991. - 382 p.

86.Pillay, K.K. The SucTndram Temple / K.K. Pillay. - Madras: Kalakshetra Publications, 1953. - 520 p.

87.Puthumai Vanan M. Tlkkujitta Cemmal Cinnacämi (The warrior Chinnasami who immolated himself). - [Madurai]: n.p., 1968.

88.Quicherat, J. Procès de condamnation et de réhabilitation de Jeanne d'Arc, dite la Pucelle / J. Quicherat. - Paris, 1847. - Vol. 4.

89.Rajam, V.S. Ananku: Female Sacred Power / V.S. Rajam // Journal of the American Oriental Society. - Vol. 106, № 2. - 1986. - P. 257-272.

90.Ramalinga Pillai. Kannit Tamil //Kumari Malar. - № 4. - 1943.

91.Ramanujan, A.K. Speaking of Siva / A.K. Ramanujan. - New-Delhi: Penguin books, 1973.-199 p.

92. Ramaswamy, S. Passions of the Tongue: Language Devotion in Tamil India, 1891-1970 / S.Ramaswamy. - New Delhi: Munshiram Manoharlal Publishers Pvt., 1998. - 303 p.

93. Reynolds, H.B. The Auspicious married woman / H.B. Reynolds // The Powers of Tamil women, ed. by Susan S.Wadley. - New York: Syracuse University Maxwell School, 1980. - P. 35-60.

r r ___

94.Sanjukta Gupta. Women in the Saiva/Sakta Ethos / Gupta Sanjukta //Roles and Rituals for Hindu Women. - Delhi: Motilal Banarsidass, 1992. - P.193-210.

r _____

95.Sankaracarya. Saundarya-Laharl / Sanskrit Text with Transliteration, Translation and Notes based on Lak§mldhara's Commentary by Swami Tarasyananda. -Mylapore, Chennai: Sri Ramakrishna Math, 1987. - 182 p.

96.Sastri, H. Krishna. Southern Indian Images of Gods and Goddesses / H. Krishna Sastri. - Madras: Madras Government Office, 1916. - 292 p.

97.Sastri, K.A.Nilakanta. A history of South India from Prehistoric Times to the Fall of Vijayanagar /. - London, Oxford University Press, 1958. - 508 p.

98.Sastri, K.A.Nilakanta. Sangam Literature: Its Cults and Culture / K.A. Nilakanta Sastri. - Madras: «Swathi Publishers», 1972.

99.Schuler, B. The Dynamics of Emotions in the Ritual of a Hot Goddess / B. Schuler // Nidan: International Journal for the study of Hinduism. - Vol.24. -December 2012.-P. 16-40.

100. Smith, D. The dance of Siva: Religion, art and poetry in South India / D.Smith. - Cambridge University Press, 1998. 302 p.

101. Sree Padma. From Village to City / Sree Padma // Seeking Mahadevi: constructing the identities of Great Hindu Goddess. - State University of New-York, 2001.-P. 115-144.

102. Srinivasan, P. The Ascetic Goddess Who is Half Woman: Female Authority in Discourses of Mariyamman's Tapas / P. Srinivasan // Nidan: International Journal for the study of Hinduism. - Vol.24. - December 2012. - P. 66-83.

103. Stein, B. Devi shrines and folk Hinduism in medieval Tamilnad / B. Stein // Studies in the Language and Culture of South Asia. Edited by Gerow, Edwin and Lang, Margery D. - Seattle and London: University of Washington, 1973. - P. 7590.

104. Stein, B. Peasant State and Society in Medieval South India. - Delhi: Oxford University Press, 1980.

105. Stein, B. Temples in Tamil Country, 1300-1750 A.D. /B. Stein// Indian Economic & Social History Review. - January 1977. - P. 11-45.

106. Subramanian N.«Pre-Pallavan Tamil Index» /Subramanian N. - Madras, University of Madras, 1966. - 824 p.

107. Shulman, D.D. Tamil Temple Myths: sacrifice and divine marriage in the South Indian Saiva tradition / D.D. Shulman. - Princeton: Princeton University Press, 1980.- 471 p.

108. Sundaram Pillai P. Manonmaniyam. - Trivandrum: n.p., 1922.

109. Takanashi T. Tamil love poetry and poetics / T. Takanashi. - Leiden: Brill, 1995. - Brill indological library; Vol. 9. - 256 p.

110. Tamil lexicon. - Madras: University of Madras, 1936. - 632 p.

111. Tamilmallan K. Tanittamil Vajarcci (The growth of pure Tamil). Pondicherry: Tanittamil Kazhagam, 1984.

112. Tirumaran Tanittamiliyakkam (The pure Tamil movement). Tiruchi: Marutam, 1992.

113. Tirunavukarasu 1959 - Maraimalai A^ika] Varalaru (Life story of Maraimalai Adigal). Madras: SISSW, 1959.

114. Trawick M. Notes on Love in a Tamil Family. Berkley: University of California Press, 1990. 320 pp.

115. Turner V. Dramas, Fields and Metaphor: Symbolic Action in Human Society. Ithaca, New York: Cornell University Press, 1974, 233-270

116. Turner V. Process, Performance and Pilgrimage. New Delhi Concapt Publishing Co., 1979, p.

117. Ulakanathan M. Vi^utalai Mulakkam (Thunder of freedom). Madurai: Mutthu Chidamabaranar, 1969.

118. Valk Ulo, Lourdusamy S. Village Deities of Tamil Nadu in Myths and Legends: The Narrated Experience//Asian Folklore Studies. - 2007. - T.66. -C. 179-199.

119. Vedanayakam Pillai S. Piratapam Ennum Piratapamutaliyar Carittiram (The life and adventures in Tamil of Pradapa Mudaliar). - Mayavaram, 1879.

120. Velayutam Pillai. Moliyaraci (Queen language). - Madras: SISSW, 1971.

r _

121. Venkatraman K.R. Sakti Cult in South India // The Cultural Heritage of India, vol. IV. Calcutta, 1956. - P. 252-259.

122. Whitehead H. The Village Gods of South India. - London etc.: Oxford University Press, 1921. - 175 p.

123. Winternitz M. History of Indian Literature. - Calcutta, 1962. - Vol. 1.

124. World population monitoring, focusing on population distribution, urbanization, internal migration and development / электронный ресурс //Economic and Social Council E/CN.9/2008/3 http://daccess-dds-y.un.org/doc/UNDOC/GEN/N08/205/14/PDF/N0820514.pdf

125. Zeiler X. Female Danger: "Evil", Inauspiciousness, and their Symbols in Representations of South Asian Goddesses //Nidan: International Journal for the study of Hinduism. - Vol.24. - December 2012. - P. 100-116.

126. Zvelebil K.V. The Nature of Sacred Power in Old Tamil Texts / K.V. Zvelebil // Acta Orientalia. Vol. 40. - 1979. -P. 157-192.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.