Гендерное измерение традиционной и современной таджикской культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Усманова, Зулайхо Миразизовна

  • Усманова, Зулайхо Миразизовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 226
Усманова, Зулайхо Миразизовна. Гендерное измерение традиционной и современной таджикской культуры: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Душанбе. 2015. 226 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Усманова, Зулайхо Миразизовна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения тендерных аспектов таджикской культуры.

1.1. Проблемы теории и методологии изучения культуры в рамках гендерных исследований.

1.2. Современная таджикская культура как особый тип культуры и предмет тендерного анализа.

1.3. Основные стратегии и методологии исследования тендерного измерения таджикской культуры.

Глава 2. Тендер в контексте традиционной таджикской культуры

2.1. Мифологические и эпические представления и понятия мужественности и женственности в традиционной таджикской культуре.

2.2. Понятия мужественности и женственности в контексте средневековой таджикской философии.

2.3. Тендерное измерение таджикских народных сказок как важнейшего источника культурного образования.

Глава 3. Тендер в контексте современной таджикской культуры

3.1. Тендерные аспекты преобразований и публичная сфера культуры в Советский период истории Таджикистана

3.2. Культурное и социальное конструирование тендера в современной жизни общества в Таджикистане: мифы, мифологемы, стереотипы и реальность.

3.3. Тендерное измерение религиозной жизни как неотъемлемой части современной культуры.

3.4. Тендерный аспект культуры повседневности и культурный взаимообмен.

Заключение

Список использованной литературы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гендерное измерение традиционной и современной таджикской культуры»

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность исследования. Философско-культурологический анализ тендерной проблематики в современной таджикской культуре имеет немаловажное научное и социальное значение. Поседнее обусловлено необходимостью исследования того измерения культуры, которое, в отличие от её экономических, социальных, политических и идеологических, оказалось вне поля зрения исследователей общественных наук.

Таджикская культура, понимаемая как постоянно развивающаяся, как единый социо-культурный феномен, а не как раз и навсегда заданная застывшая система, или набор ценностей, почти никогда не являлась предметом философско-культурологического анализа. Согласно многим культурологическим теориям, культура есть нечто имперсоналыюе и объективно всеобщее, это то, что определяет сферу человеческой деятельности в целом. На наш взгляд, постсоветская культурология предлагает нам такое рассмотрение культуры, при котором «главной теоретической и методологической основой остаётся всё то же понимание культуры как объективно всеобщей категории универсального человеческого опыта, при котором женское начало отождествляется с природным, а мужское выступает носителем всеобщего и культурного»1. Поэтому назрела необходимость иного рассмотрения культуры, которое исключало бы аппеляцию к универсальным основаниям человеческого опыта, так как последнее так или иначе оправдывает многовековое угнетение женщины и скрывает патриархатную идеологию за рассуждениями о равенстве полов. Думается, сейчас следует

1 Усманова А. Тендер и культура в парадигме культурных исследований//Электронный ресурс: http://vvww.feininismru.org/news/a1mira usmanova gender i kultura v paradigme kulturnvkh issledovanij/2 011-03-25-192

проблематизировать природно-биологическое начало в культуре и критически переосмыслить основания гуманитарного познания в отношении классической и традиционной таджикской культуры.

«Природа или культура» - это исходные феномены тендерных исследований о культуре. Данный вопрос он предполагает вопрошание об исходной причине существования на протяжении многих веков такой системы социальных отношений между женщинами и мужчинами, где мужскому полу принадлежало право говорить, действовать и представлять интересы от имени женского, или «второго» пола»1. В патриархальной культуре, как правило, женщина отождествляется с природным, то есть, с тем, что подлежит контролю и управлению, мужское же начало символизирует саму культуру и социальный порядок и понимается как самостоятельная и самоконтролируемая инстанция. Существует ли некая «неизменная сущность» женщины, которая определяется её биологией и природой? Этот вопрос достаточно актуален для оценки современного состояния таджикской культуры, особенно в ситуации активизации различных радикальных религиозных и других идеологий, которые апеллируют к понятиям «исконной женской природы», «истинного назначения таджикской женщины» и т.п.

С точки зрения автора, весьма важным и востребованным в ракурсе предлагаемого исследования является применение метода культурного релятивизма, согласно которому даже с учётом биологических различий между полами главное значение имеет процесс социального и культурного конструирования полов, сексуальных различий и сексуальности. Здесь следует отметить, что мужчины и женщины не существуют во внесоциалыюй, внекультурной сфере. Женственность и мужественность, маскулинность и фемининность формируются под воздействием определённых культурных обстоятельств с учётом, конечно,

1 Усманова А. Указ. раб. С. 432.

классовых, возрастных, и других факторов; то, что обычно понимается как природное, является на самом деле порождением культуры. Признавая первичность физиологических различий, диссертант задается вопросами: каким образом культура использует эти различия, интерпретирует и закрепляет их? Как она включает их в систему властных отношений в обществе?

За последние 20 лет в Республике Таджикистан произошло множество событий эпохального характера, предпосылки которых сложились еще в советский период. Последнее обусловливает необходимость использования разнообразных походов, концепций и программ к исследованию процесса развития таджикской культуры в её тендерном измерении, отличающемся сложностью и своеобразием. В данном случае, по мнению автора, представляется исключительно важным обращение к новым теориям и «неклассическим методологиям», которые являются результатом развития и критического переосмысления существующего философско-культурологического знания. Этим обстоятельством обусловлена актуальность применения тендерной методологии для исследования тех аспектов культуры, которые непосредственно затрагивают отношения мужчин и женщин в обществе. Значимость изучения этих аспектов таджикской культуры диктуется усилением традиционных патриархатных представлений в общественном сознании и дискурсе. Данный процесс, вкупе с расслоением общества и практическим исчезновением рабочего класса (в классическом понимании), в большой степени нивелирует, сводит на нет достижения в области тендерного равноправия, достигнутые таджикским обществом в Советский период. Изучение современной культуры с использованием тендерного подхода важно и в связи с необходимостью прогноза дальнейших изменений культуры, общества и связанных с ними

последствий для социальных отношений и положения мужчин и женщин в таджикском обществе.

Используя понятие «гендерное измерение», автор тем самым имеет в виду, что современное развитие человечества доказывает односторонность и ограниченность андроцентрического подхода, т.е., подхода, ставящего мужчину во главу угла, к исследованию человеческой культуры и цивилизации. Поэтому назрела необходимость переосмысления культуры с учётом её тендерной составляющей и роли женщины как субъекта активного социально-культурного действия.

Актуальность диссертационного исследования заключается не только попытке «академической реабилитации» специфики и «инаковости» женского опыта, демистификации представлений о роли женщин в культуре и истории, но и в расширении горизонтов академической культур-философской рефлексии в Таджикистане. При этом диссертант особо отмечает, что ученые-гуманитарии, придерживающиеся традиции андроцентризма в культуре, признающие ее мужской характер, критически и даже негативно могут воспринимать саму постановку данного вопроса. Подобная позиция, конечно, явно ограничивает всестороннее философско-антропологическое исследование современной культуры и социокультурных трансформаций, происходящих в обществе.

Автор также констатирует, что таджикская культура переживает достаточно драматический момент, когда процессы, связанные с религией и религиозным сознанием, а также с активизацией различных исламских идеологий становятся в таджикском обществе преобладающими. Драматичность заключается в том, что некоторые наиболее радикально настроенные исламские идеологии отрицают многие культурные ценно сти, накопленные таджикским народом за века его существования. При этом их приверженцы настаивают на том, что религия способна и должна

замелить всё. В этом состоит и другая сторона актуальности избранной диссертационной темы.

Степень разработанности и изученности темы.

Проблемам культурной жизни таджикского общества в советский и частично в постсоветский период посвящено немало работ, но все они носят в основном исторический характер. Изучение вопросов духовной жизни общества вообще оказались на периферии исторического, философского, культурологического, и социологического знания. Практически неизученными оказались и процессы становления и конструирования тендерных представлений в культуре на различных этапах ее развития.

Особенности семьи, быта и взаимоотношений мужчин и женщин в традиционной семье были детально изучены советскими этнографами Н.А.Кисляковым, М.С. Андреевым, А.К.Писарчик и Е.М.Пешеревой1.

Влияние ислама на семью, семейные отношения и культурные традиции широко освещались такими известными советскими и российскими учеными, как С.П.Поляков, И.Н.Басилов, М.С.Андреев, Н.А.Кисляков, А.К.Писарчик и др . Но следует отметить, что, при всей важности и ценности исследований этих ученых, все они отличаются идеологической направленностью, присущей советской эпохе. Так, согласно советской идеологии, ислам, как и всякая другая религия, считался «опиумом для

1 Андреев М. Из материалов по мифологии таджиков // По Таджикистану. Краткий очерк о работе этнографической экспедиции в Таджикистане —Ташкент, 1927. —С.77-98; Андреев М. К характеристике древних таджикских семейных отношений. —Сталинабад: Издательство Таджикского филиала АН СССР. Вып.15. 1949; Андреев М. Таджики долины Хуф (верховья Аму-Дарьи). Вып.1. — Сталинабад: Издательство АН Таджикской ССР, 1953; Андреев М. Материалы по этнографии Ягноба (Записи 1927-1928 гг.). —Душанбе: Дониш, 1970. —190; Кисляков Н. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. —Д.: Наука, 1969; Кисляков Н. Патриархально-феодальные отношения среди оседлого сельского населения Бухарского ханства в конце XIX - начале XX века. — М.: Издательство АН СССР, 1962; Пешерева Ii. Культура и быт таджикского колхозного крестьянства. ТИЭ, н.с., т. XXIV. 1954; Пешерева [¿. Ягнобские этнографические материалы. —Душанбе, 1976.

2 Поляков С.II. Бытовой ислам. Релшия и традиция в сельских регионах Средней Азии. М, 1991; Басилов В.Н. Культ святых в исламе. М„ 1970; Кисляков H.A. Семья и брак у таджиков. Душанбе, 1959; Кисляков А.Н. и Писарчик А.К. Таджики Каратегина и Дарваза. Душанбе, 1976.

народа», должен был быть со временем искоренен, традиционная же обрядность считалась пережитком феодального прошлого.

Центральную роль в исследовании женской психологии сыграл психоанализ З.Фрейда: его труды оказали огромное влияние на философию и культуру в целом, подтвердив стереотипное представление о женщине как о «неполноценном человеке».

1 2

Важно назвать здесь и классические работы К.Маркса и М.Вебера , а также Т.Парсонса, Н.Смелзера Ш.Айзенштадта, Э.Гидденса3, А.Г. Вишневского, A.A.Кара-Мурзы, В.Б.Кувалдина, В.М. Межуева и др.

В современной философии вновь приобретают актуальность вопросы соотношения общей и частной методологии, эмпирического и теоретического уровней познания, методологии и методов познания. Так, в современном социально-гуманитарном знании существуют глубокие и разнообразные традиции обсуждения этих проблем, нашедшие выражение в работах таких известных исследователей, как М.Фуко4, Ю.Хабермас, П.Бурдье5.

В рамках данной темы настоящей диссертации необходимо назвать таких видных теоретиков современной феминистской мысли, как Д.Скотт, Дж. Лорбер , Ю. Кристева, Н.Чодоров , Р.Коннелл, К. Уэст,

о о

Д.Зиммерманн , Н.Фрезер, Дж.Батлер .

1 К.Маркс и Ф.Энгельс. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений.//К.Маркс, Ф.Энгельс. Избранные произведения в трех томах. Т. 1. М.: Издательство политической литературы, 1970. с.2-43

2 Вебер М. Избранные произведения М.: Прогресс, 1990, 805 с.

1 Гидденс Э. Социология. М.: Эднториал УРСС, 1999.

4 Фуко М. Воля к истине: но ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет Пер. с фр., сост., комм, и иослесл. С.Табачниковой. М. Касталь 1996 г. 448 с.

5 Хабермас К). Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. №2.

6 Лорбер Дж. Пол как социальная категория // Альманах "ТШ^Б", 1994. Вып. 6. с. 127-136.

7 Чодоров Н. Воспроизводство материнства. М.: РОСПЭН, 2006, 292 с.

8 Уэст К., Зиммерманн Д. Создание тендера. Тендерные тетради, Вып.1, Труды СПб филиала ИС РАН, СПб, 1997.

9 Дж.Батлер. Психика власти: теории субъекции. Харьков: ХЦТИ; СПб.: Алетейя, 2002.

Вопросы социального освобождения женщины, ее места в обществе, отношений между полами, роли семьи и брака, а также проблемы значения государственной политики и идеологии относительно положения женщины как труженицы, гражданки, матери были подвергнуты анализу в работах В.И. Ленина1, A.M. Коллонтай2, Н.К. Крупской, А.Бебеля3 и др.4 др.4 Примечателен тот факт, что А.М.Коллонтай, будучи главным разработчиком советской идеологии по «женскому вопросу», считала, что женщина является более важной опорой нового строя по сравнению с мужчиной, который, по ее мнению, был в большей мере связан с частной собственностью и буржуазным строем.

В советском Таджикистане тендерная тематика изучалась в рамках «женского вопроса»: обычно постулировалось, что преобразования в СССР способствовали кардинальному улучшению положения женщин, и произошло это с установлением Советской власти. Так, в своих работах такие советские, российские и таджикские ученые, как М.К. Гафарова, Р. Набиева5, М. Акилова, Д.Алимова6, В.Г.Алексеев, И.В.Багров, В.С.Белов, Л.П.Буева, Э.К.Васильева, С.И.Голод7, Л.А.Гордон, З.И.Файнбург, А.Г.Харчев, З.А.Янкова и другие исследовали вопрос о положении женщин при социализме, и отношение государственной политики к женщине и семье, воспитанию детей. Они проанализированы проблемы

1 «О задачах женского рабочего движения в Советской республике. Речь В.ИЛенина на IV Московской общегородской беспартийной конференции работниц 23 сентября 1919 г.// «Правда» № 213, 25 сентября 1919 г. Электронный ресурс: http://comstol.info/2013/03/biblioteka/6073

2 Коллонтай А. М. Дорогу крылатому Эросу! (письмо к трудящейся молодежи) // Молодая гвардия. М., 1923. №3.

3 А.Бебель. Женщина и социализм. Государственное издательство политической литературы. М., 1959.

337 с.

5 Р.А.Набиева. Женщины Таджикистана в борьбе за социализм. Душанбе: Изд-во «Ирфон», 1973.276 с.

6 Алимова Д.А. Женский вопрос в советской историографии Средней Азии (20-80-е годы). Дисс. канд. ист.наук. Ташкент. 1991, 243 с.

7 Голод СИ., Клецин A.A. Состояние и перспективы развития семьи. Теоретико-типологический анализ, эмпирическое обоснование. СПб.: Институт социологии РАН, 1994.

женской занятости и совмещения ими производственных и семейно-бытовых обязанностей.1

С приобретением независимости (постсоветский период) появилось много работ публицистического характера, в которых обсуждалась тендерная политика Советского государства, были подвергнуты критике результаты политики раскрепощения женщин Востока2. Были изданы такие труды некоторых зарубежных исследователей по тендерным вопросам в Таджикистане, которые внесли свой вклад в понимание некоторых аспектов данной проблемы3.

В начале 90-х гг. в Таджикистане начали проводиться тендерные исследования, в которых активное участие приняли Ш.Шоисматуллоев, А.Куватова, М.Хегай, З.Диноршоева, Т.Бозрикова, М.Шарипова и др. Их работы были посвящены главным образом социологическому анализу тендерных изменений, произошедших в таджикском обществе после распада Советского государства4.

' Гафарова М. Духовный облик женщины Советского Востока. Душанбе- Ирфои, 1969, Гафарова М. Женщины горной республики. Душанбе: Дониш, 1986; Гафарова М Жепшины Советского Востока.— Душанбе: Ирфон, 1987; Набиева Р. Женщины Таджикистана в борьбе за социализм. Душанбе: Ирфон, 1973; Лкилова М. Некоторые особенности формирования и развития женской интеллигенции Таджикистана // Актуальные проблемы марксистско-ленинской философии (Материалы конференций, посвященных 60-летшо образования СССР и 26 съезду КПСС). Душанбе, 1983; Аминова Р. Октябрь и решение женского вопроса в Узбекистане. Ташкент: Фан, 1975; Абубакирова Ш. Октябрем озаренная. Алма-Ата: Казахстан, 1974.

2 Табышалиева А. Отражение во времени. Бишкек: Сорос-Кыргыстан, 1998; Тохтаходжаева М. Между лозунгами коммунизма и Законами Ислама. Ташкент, 2000; Тохтаходжаева М. Утомленные прошлым. Реисламизация общества и положение женщин в Узбекистане. Ташкент, 2001.

3 Shahrbanou Tadjbakhsh, Between Lenin and Allah: Women and Ideology in Tajikistan // Women in Muslim Society: diversity within unity // edited by Herbert L. Bodman, Nayeren Tohidi. 1998; Collete Harris. Control and Subversion // Gender, Islam and Socialism in Tajikistan. Amsterdam, 2000.

4 Шоисматуллоев Ш. Трансформация социальной структуры и изменение социального положения семьи//Известия АН РТ. Серия: философия и правоведение. —2002. № 3-4. С.90-99; Куватова А. Общественное мнение и изменения в социальной структуре Таджикистана//Общественное мнение и социальная трансформация общества (на материалах социологических исследований в Таджикистане). Душанбе, 1997. С.31-38; Тендер и культура. Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Душанбе, Информационное агентство «Азия-плюс». 1999; Современная женщина в семье, на работе и в политике: тендерный аспект. Душанбе, 1998; Женские и тендерные исследования в Таджикистане. I выпуск. Душанбе, 2000; Тендерные отношения в Таджикистане. Национальный отчет. 1999. Душанбе, 2000; Бозрикова Т.Н. К проблеме тендерных ролей и стереотипов в Таджикистане // Современные проблемы тендерных исследований в Таджикистане. Душанбе, 2002, С.57-61.; Шарипова М. Насилие в отношении женщин в Таджикистане: Контекст изучаемого явления. Душанбе: Депонировано в

Высоко оценивая вклад вышеперечисленных ученых, необходимо все же отметить, что вопросы тендерных аспектов культуры, анализ явлений и процессов таджикской традиционной и современной культуры остались вне поля исследовательского интереса. Не затрагивались ими и проблемы религиозной жизни женщин.

Автор диссертации утверждает, что в период независимости началась тотальная трансформация общественно сознания в отношении производственных отношений, ценностей, особенностей становления новой культуры. Изменения коснулись и религиозной сферы. Эти новые для Таджикского государства явления и их влияние на духовный мир женщины не были предметом анализа в таджикской философской науке.

В российских и зарубежных тендерных исследованиях основное внимание уделялось изучению механизмов социальных трансформаций, распространению новых социальных практик, процессам изменения ценностей и жизненных стратегий. Здесь необходимо назвать таких ученых, как Т.И.Заславская, О.М.Здравомыслова, Ю.А.Левада, H.H. Лапин, Н.Ф.Наумова, Н.М.Римашевская, Р.В.Рывкина, Л.Д. Гудков, Б.Д. Дубин, Т.Е. Ворожейкина, Ж.Т. Тощенко, A.B. Фадин, О. Хархордин, Л. Ф. Шевцова, О.И. Шкаратан, В.А.Ядов, Д. Блау, Д.Берто, С.Коэн, М. Кивинен, Ш.Курильски-Ожвэн, Д.Лэйн, П.Монсон, Н.Рис, Т.Шанин, П.Штомпка и др.

Вопросы применения тендерной методологии к изучению различных аспектов общества рассматривались: в области социальной философии (О.А.Воронина, Т.А.Клименкова, Н.С.Юлина), в исторической науке (С.Г.Айвазова, Н.Пушкарева, О.Рябов, В.Успенская), в социологии и политологии (С.Г.Айвазова, Е.А. Здравомыслова, Н.И.Китай, Л.Н.Попкова,

реферативном сборнике Научного информационно- патентного центра Республики Таджикистан, вып..№1,2002. №13(1447) 33с.; Диноршоева 3.M. Исламская религия и проблемы тендерного насилия//Гендерное насилие. Учебное пособие. Душанбе, 2003, С. 17-38.

Н.А.Шведова, А.А.Темкина, С.Ушакин); в экономике и исследованиях по социальной политике (М.Е. Баскакова, В.Доброхлеб, М.М. Малышева, Е.Б.. Мезенцева, Т.А.Мелышкова, А.И. Посадская, Н.М.. Римашевская, JI.C.. Ржаницына, З.А.Хоткина ); в социальной демографии и социологии семьи (А.И. Антонов, М.Ю. Арутюнян, С.И. Голод, Т.А. Гурко, A.A. Клецин, II Смирнова-Ярская, А.С.Синельников,. И.Таргаковская, И.И. Шурыгина и др.).

В процессе разработки темы диссертант опиралась на традиции современных таджикских и российских философских исследований, представленные в работах В.В.Денисова, В.Ж.Келле, М.К.Мамардашвили, В.М.Межуева, А.М.Богоуддинова, М.Д.Диноршоева, М.Музаффари, Ш.Шоисматуллаева, К.Олимова, А.А.Шамолова, Н.Н.Садыковой и др.

В тендерных исследованиях ставится задача постичь суть происходящих социо-культурных, политических и психологических превращений, «измерить» глубину и степень необратимости изменений, исследовать нарождающийся новый общественный порядок. Изменение общественных отношений, семьи, положения мужчин и женщин в обществе, социальных представлений о взаимоотношениях полов в различных сферах социальной жизни - одна из важнейших составляющих этого процесса. Как известно, в современных культурологических и социально-философских исследованиях для обозначения различий между мужчинами и женщинами, не сводимых к биологическим и анатомическим различиям, используется понятие геидер (gender), или социальный пол. В соответствии с этим, под гендериым измерением культуры автор понимает те составляющие культуры, которые неизменно связаны с понятиями о мужественности и женственности, семьи, воспитания, жизненных стратегий и ролей мужчин и женщин, а также с представлениями о тендерных различиях в таджикском обществе. Тендерное измерение

культуры также включает в себя всю совокупность культурных и религиозных практик, принятых в обществе и закрепленных за определенным полом.

Принципиальным является то, что тендерное измерение культуры, а также её развитие и динамика, изучаются в рамках философии культуры -той части системы философского знания, которая под определенным углом зрения интегрирует результаты других наук, так или иначе изучающих культуру. Философию культуры, или философскую науку о культуре, с этой точки зрения, можно представить как сумму наиболее общих выводов, раскрываемых в рамках различных наук о культуре. В данном случае имеются в виду способы теоретического осмысления результатов культурных и тендерных исследований в системе философского знания, которое опирается как на его классические традиции, так и на современные направления. В данном случае можно привести пример разработки на философском уровне понятия культуры (Бирмингемская школа) оппозиции мужского и женского, ставшей стимулом возникновения и развития современной тендерной методологии.

В условиях современных глобализационных процессов потребность в анализе, сопряженном с более настойчивым артикулированием роли женщины, обусловлена вызовами настоящего времени. Такой анализ востребован всеми, кто, с одной стороны, желает понять современную культуру а значит, и свое будущее, и с другой стороны, кто, поняв душевный настрой женщины (сестры, жены, матери, дочери, любимой), желает объективно оценить её роль и значение в культуре. Это тем более важно, что в контексте современной истории Таджикистана и недавних политических событий на Ближнем Востоке за женщинами прочно закрепилась их миротворческая миссия. Социальный эффект исследований, посвященных вкладу женщин и измерению культуры,

связанному с тендером в эпоху глобальных изменений, весьма значителен. При этом успех социальных и культурных преобразований в таджикском обществе зависит от правильной оценки роли женщины и ее продуктивной включенности в этот процесс.

В связи с этим следует отметить, что в западных странах тендерный анализ все более явно присутствует в гуманитарном знании и общественной дискуссии, развиваясь, главным образом, под влиянием вызовов, сформулированных феминизмом и современным женским движением. Между тем история тендерных исследований в Таджикистане, России и других республиках СНГ, насчитывающая около двадцати лет, находит развитие в ином социокультурном контексте. Если обратиться к традициям, оказавшим решающее влияние на формирование этого контекста, то в первую очередь они связаны с традиционными представлениями о мужественности и женственности, отраженными в различных культурных памятниках таджикского народа, в религиозных источниках. В ряду мыслителей, разрабатывавших тематику мужественности и женственности в классической таджикской средневековой философии, прежде всего, следует назвать Ибн Сино, М.Газали, Ибн Рушда, а также просветителя XIX в. Ахмада Дониша. В Таджикистане так же, как и в других республиках, имеется уникальный опыт решения «женского вопроса» в советский период на основе идеологии достигнутого равноправия полов и государственной политики, направленной на массовую занятость и профессиональное образование женщин.

Таким образом, изучение автором тендерного измерения современной таджикской культуры опирается как на культурное и научное наследие, так и на концепции и методологические подходы, представленные в работах современных отечественных, российских и западных ученых.

Объектом исследования является традиционная и современная культура Таджикистана.

Предмет исследования - тендерное измерение традиционной и современной таджикской культуры.

Цели диссертации: раскрыть тендерные аспекты традиционной и современной таджикской культуры; расширить, насколько это возможно, горизонты тендерных исследований и использования тендерного метода в исследованиях культуры; изучить процессы, связанные с изменением социальных ролей и стратегий мужчин и женщин; определить комплекс представлений о тендерных ролях и различиях, распространенных в обыденном сознании и базирующихся на традиционной культуре, мифологических, философских и искусствоведческих таджикского народа.

Исходя из данной цели, предстоит решать следующие задачи:

- привлечь внимание к необходимости исследования тендерных аспектов современной таджикской культуры и культурных трансформаций в рамках философско-культурологического анализа с учетом как традиционных, так и современных явлений в культуре Таджикистана; изучить и конкретизировать роль тендерного подхода как методологии и исследовательской стратегии в изучении культуры;

- выявить особенности постановки проблемы мужественности и женственности в мифологических и эпических представлениях таджикского народа в качестве базовых составляющих архаического пласта тендерной картины мира и своеобразных механизмов социальной и культурной памяти, основных архетипов, формирующих доминирующие символы картины мира и ее устойчивость;

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Усманова, Зулайхо Миразизовна, 2015 год

Список использованной литературы

1. Абу Али Ибн Сино. Сочинения. Трактат о политике. Душанбе, 2012, Том. 4.

2. Антология тендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000.

3. Айвазова С. Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической теории и истории. Документальные материалы. М.: ЗАО «Редакционно-издательский комплекс Русанова». 1998. 408 с.

4. Антология тендерной теории. Минск: Пропилей, 2000.

5. Арутюнов С.А., Рыжакова С.И. Культурная антропология. М.: Издательство «Весь Мир», 2004 — 216 с.

6. Атрощенко Ю.Ю. Тендерная проблематика современной фольклористики. Электронный ресурс:

http://sociosphera.com/publication/conference/201 Q/75^cndernaya_problcmatika st>vгетешкм f'olkloristiki/

7. Ахроров А. Таджикское кино (1929 - 1969). Душанбе. «Дониш». 1971.

8. Барт Р. Мифологии. Пер. с франц. С.Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых. 2000.

9. Басилов В.Н. Культ святых в исламе. М., 1970.

10. Бахтин М.М. творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - 2-е изд. - М.: Худож. лит., 1990. -543 с.

11. Бахофен И. Материнское право // Классики мирового религиоведения. М., 1996.

12. Бободжанова P.M. Проблема тендера в современной прессе Таджикистана. Монографическое исследование. Худжанд. 2006.- 136 с

13. Богоутдинов A.M. Избранные произведения. Душанбе: Дониш, 2011.

14. Бородина A.B., Бородин Д.Ю. Матриархат: опыт рассмотрения исторической утопии в феминистскиой перспективе // Женщины.

История. Общество: Сб. науч. ст. под общ. ред. В.И. Успенской. Вып. 2. Тверь, 2002.

15. Введение в тендерные исследования. Ч. 1: Учебное пособие/Под ред. И.А.Жеребкиной - Харьков:ХЦТИ, 2001: СПб: Алетейя, 2001 -708 с.

16. Тафарова М. Женщины Советского Востока. Душанбе: Ирфон,

1987.

17. Гафуров Б.Г. История таджикского народа. - М., 1949.

18. Гафуров Б.Г. Таджики: древнейшая, древняя и средневековая история. - Кн. 1-2. - Душанбе, 1989.

19. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х т. Москва, Изд-во социально-экономической литературы «Мысль», 1977

20. Тендер и культура. Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Под ред. М.Хегай и А.Кувватовой. Душанбе, Информационное агентство «Азия-плюс». 1999.

21. Тендер для «чайников». Сборник статей. М.: «Звенья». 2008.

22. Тендерная реконструкция политических систем /Ред. Сост. Н.М.Степанова и Е.В.Кочкина. - СПб.: Алетейя, 2004. - 992 с. - (Серия «Тендерная коллекция»).

23. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999.

24. Глущенко И.В. - Советская модернизация и кулинарная политика // Известия ПГПу им. В.Г.Белинского. 2012. № 27.

25. Громов Г.Г. Методика этнографических экспедиций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966.

26. Давлиёрова С. Национальное самосознание (социально-философский анализ). Душанбе: Дониш, 2009.

27. Диноршоева З.М. Философские основания культуры миролюбия//Сборник материалов научной конференции «Джалолуддин Руми и культура миролюбия». Душанбе, Изд-во «Бухоро». 2013. С. 44-47.

28. Диноршоева 3. Исламская религия и проблемы тендерного насилия // Тендерное насилие. Учебное пособие. Душанбе, 2003.С. 17-38.

29. Джахонов У. История Соха (историко-этнологическое исследование) (на тадж.яз.). Худжанд, Изд-во им. Рахима Джалила, 1995.

30. Джумаев А. Найдем ли мы себя в потоке перемен? Динамика исторического процесса и картины мира в культуре среднеазиатских народов//Журнал «Дружба народов», № 8.

31. Додихудоев X. Культура и цивилизация. Истины и парадоксы традиций. Душанбе. Изд-во РТСУ, 2006.

32. Додхудоева Л.Н. Поэмы Низами в средневековой живописи. Главная редакция восточной литературы. М. 1985.

33. Додхудоева Л.Н. От ислама к секуляризму и обратно в ислам? «Женский вопрос» в мусульманских сообществах в XX - нач. XXI вв. 4.1. Душанбе, «Дониш», 2013, 272 с.

34. Думанов Х.М., Першиц А.И. Матриархат: новый взгляд на старую проблему// Вестник Российской академии наук. Том 70, № 7, 2000.

35. Женщина и свобода: пути выбора в мие традиций и перемен. Материалы Международной конференции. 1993 г. М.: Наука. 1994.

36. Женщины Центральной Азии. Сборник статей №8. Ташкент,

2001

37. Жидкова Е.М. Культура питания и реформы эпохи Хрущёва//Пищевой код в славянских культурах. Материалы Международной конференции. М. Институт славяноведения РАН, 2008

38. Загидуллина М. Рацион. Пища телесная как пища духовная. 2-

й том,

Электронный адрес: http://zagidullina.ru/mv Ьоокз/рацион

39. Елена Здравомыслова, Екатерина Герасимова, Наталья Троян. Тендерные стереотипы в дошкольной детской литературе. Русские сказки.// Феминистский журнал «Преображение», 1998, №6

40. Здравомыслова О.М. Тендерные аспекты российских трансформаций. Автореф. диссер. д.ф.н. М., 2008.

41. Закон Республики Таджикистан «О предупреждении насилия в семье». Душанбе. 2013.

42. Здравомыслова О.М. Тендерные аспекты российских трансформаций. Автореф. дис. на соискание уч. степени доктора философских наук. М., 2008.

43. Зикрияева М.Ф. Историография проблемы женщин Таджикистана. Душанбе. Изд-во «Ирфон». 2001. - 340 с.

44. Злыднева Н.В. Вступительное слово//Пищевой код в славянских культурах.

45. Ивахненко E.H. О средневековом хронотопе русской мысли // Известия КБНЦРАН, 1999, №2.

46. Ибрагимова, JI. К. Отражение тендерных отношений в таджикских народных сказках / Отражение гендернык отношений в таджикских народных сказках [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.09 .-М.: РГБ, 2005 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).

47. Ибрагимова, Л. К. Отражение тендерных отношений в таджикских народных сказках / Л. К. Ибрагимова: автореф. дис. ... канд. филолог, наук: 10.01.09. - Душанбе, 2004. - 22 с.

48. Икрами Дж. Дочь огня. Роман (на тадж. яз.) Душанбе: Адиб,

2009

49. Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. СПб, 2001.

50. Кисляков H.A. Семья и брак у таджиков. Душанбе, 1959.

51. Кисляков H.A. Очекри по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. Ленинград. Лен. отделение Изд-ва «Наука». 1989.

52. Кисляков А.Н. и Писарчик А.К. Таджики Каратсгина и Дарваза. Душанбе, Изд-во «Дониш», 1976.

53. Кисляков H.A. Наследование и раздел имущества у народов Средней Азии и Казахстана (XIX- начало XX в.). Л.: Изд-во «Наука». 1977.

54. Луначарский А. О быте. Л.: Государственное издательство,

1927.

55. Маджидов P.M. Особенности формирования научно-атеистического мировоззрения женщин. Душанбе, «Дониш», 1977.

56. Майтдинова Г., Негмати А. Система и культура питания таджиков. Очерки древней и средневековой истории. Душанбе, 1993, 120 с.

57. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996. - 420 е.: илл.

58. Маркс К., Энгельс Ф., Соч. Изд.2-е, т. 13.

59. Марья Моревна. Русские народные сказки. Санкт-Петербург,

1992.

60. Маслова В. А. Лингвокульгурология. М.: Академия, 2001.

61. Масов P.M. Актуальные проблемы историографии и истории таджикского народа. Душанбе, «Пайванд», 2005.

62. Махкамова Г. Сценическое искусство Таджикистана в 20-е -60-е годы XX в.: тендерный аспект. Душанбе. 2006. - 156 с.

63. Мелетинский Е.М. Фольклор и постфольклор: структура, типология и семиотика. Электрон. адрес: http://ivgi.rsuh.ru/folklore/meletinskyl 1 .htm

64. Меликов Р.Н. Видные исламские фундаменталисты. Баку. 2000. - 130с.

65. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. Пер. с англ. и коммент. Ю.А.Асеева. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988.

66. Морозов И.А. «Когда есть нечего...»: пища в экстремальных и кризисных ситуациях!/Пищевой код в славянских культурах.

67. Муродов О.М., Полякова Г.А. Трансформации мифологических и легенданых образов в таджикско-персидских хрониках XI - XV вв. Душанбе. Изд-во «Дониш». 1986.

68. Музаффари М. Арийская антропология (анализ этики). Душанбе. «Дониш», 2006.

69. Мусульманские праздники и обряды. М. Изд-во «Леном».

1998.

70. Мухаммадходжаев А. Гносеология суфизма. Душанбе, 1990.

71. Мухаммад-Али М. Введение в антропологию. Душанбе, 1999.

72. Набиева Р. Женщины Таджикистана в борьбе за социализм. Душанбе: Ирфон, 1973.

73. Народная газета, 29 янв. 2014 г

74. Народы СССР: Краткий справочник. М.Л:, Издательство Академии наук СССР, 1958.

75. Ницше Ф. Соч. в 2-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1990.

76. Олимов К. Хорасанский суфизм. Душанбе, 1994. - 285 с.

77. Основы культурологии. М. «Едиториал УРСС». 2005.

78. Поляков С.П. Бытовой ислам. Религия и традиция в сельских регионах Средней Азии. М., 1991.

79. Поляков С.П. Бытовой Ислам в Средней Азии, на англ. яз., Издательство Национального Фонда Демократии, 1999.

80. Попова О. Тело и власть. Феминистский взгляд на историю женского угнетения// Здравый смысл. 2007/2008 № 1 (46). Электронный ресурс: http://razumru.ru/humanism/iournal/46/popova.htm

81. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.-Л., 1986,

366с.

82. Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. М., «Лабиринт», 1998.

83. Пушкарева ПЛ.. Читаем сказки «сквозь тендерные очки» (одна из методик тендерной педагогики). Электронный ресурс:

84. Рак И.В. Мифы Древнего и Раннесредневекового Ирана//Журнал «Нева Летний Сад», СПб, 1998.

85. Рахими Д. Пословицы и народные верования таджиков (исследование по фольклору) (на тадж. яз.). Душанбе, «0зар-2000», 2004.

86. Рахимов P.P. Коран и розовое пламя. (Размышления о таджикской культуре). СПб.: Изд-во «Наука», 2007. 388 с.

87. Рахимов С.Х. Три этапа из истории эстетических воззрений таджикского народа. Душанбе, Главная научная редакция Таджикской Национальной Энциклопедии. 2006.

88. Рахнамо А. Ислам и национальная безопасность в Таджикистане (на тадж. яз.). Душанбе. Изд-во «Ирфон». 2011. - 298 с.

89. Садыкова H.H. Философия Мирзо Абдулкодира Бедиля. Душанбе. Изд-во «Дониш». 2007. 248 с.

90. Садыкова H.H. Философская антропология Мирзо Абдулкодира Бедиля. Душанбе: «Сурушан», 2003.

91. Сергеева A.B. Русские. Стереотипы поведения, традиции, ментальность. М., Изд-во «Флинта». Изд-во «Наука». 2005. 320 с.

92. Современное таджикистанское общество. Трансформационные процессы. Под ред. Шоисматуллоева Ш. Душанбе. 2011.

93. Таджикские народные сказки, (на тадж. языке). Худжанд: Изд-во «Ношир», 2013.

94. Таджикские народные сказки. Составитель и переводчик К.Улуг-Заде. Государственное издательство детской литературы. М.-Л., 1952.

95. Таджикские народные сказки. Душанбе. Ирфон, 1981.

96. Таджикские народные сказки. Часть 2. Волшебные сказки (на тадж.яз.). Пересказ Р.Амонова, редакция Р.Рахмони. Душанбе. Изд-во «Эр-граф», 2013.

97. Текуева, Мадина Анатольевна. Тендер как социокультурный конструкт адыгского общества [Электронный ресурс: http://diss.rsl.ru/diss/07/0408/070408031.pdf]: дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.07. - Москва: РГБ, 2007. - (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).

98. Текуева М.А. Архетипическое сознание и мифологические представления в тендерной картине мира адыгов // Исторический вестник. Нальчик, 2005. Вып. II. С. 284-294.

99. Теория и методология тендерных исследований. М.: МЦГИ,

2001.

100. Токарев С.А. Этнография народов СССР. М., Изд-во Моск. унта, 1958.

101. Топоров В.Н. Об иранском элементе в русской духовной культуре//Славянский и балканский фольклор. М., 1989. С. 23-60.

102. Тохтаходжаева М. Между лозунгами коммунизма и законами ислама. Ташкент. 2000. 224 с.

103. Традиции и процессы демократизации в Таджикистане. Т.2. Материалы научно-практических семинаров. Душанбе. 2011. 211 с.

104. Тимингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе. Пер. с англ. А.А.Ставиской, под редакцией и с предисл. О.Ф.Акимушкина. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989. -328 с.

105. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983

106. Усманова Л. Тендер и культура в парадигме культурных исследований//Электронный ресурс: http://www.feminismru.org/news/almira_usmanova gender_i_kultura у paradi gme kultumykh issledovanij/201 1-03-25-192

107. Фролова Л.Ii. Народный ислам и мечеть. Социологический анализ. [Электронныйресурс: http://diss.rsl.ru/diss/07/0079/070079004.pdfl: на материалах Республики Адыгея : дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06. -Майкоп: РГБ, 2007. (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).

108. Хамза Камол. Мазары Северного Таджикистана. Автореф. дис... канд.ист.наук, Душанбе, 2003.

109. Ходжаева Н. Влияние зороастризма на формирование статуса женщины в исламе (брак и развод)//Саманиды: эпоха и история культуры. Сборник статей. Душанбе. 2007. С.61-71.

110. Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.

111. Чекалина A.A. Тендерная психология. Учебное пособие. М.: «Ось-89». 2006. - 256 с.

112. Шамолов A.A. Философия Газали. Душанбе. Дониш, 2007.

113. Шоисматуллаев Ш. Некоторые итоги социологического анализа религиозной ситуации в Репусблике Таджикистан//Известия АН РТ. Серия: Философия и право. Душанбе, 2011. №2, С. 45-52.

114. Шоисматуллоев Ш. Трансформация социальной структуры и изменение социального положения семьи//Известия АН РТ. Серия: Философия и правоведение. 2002. № 3-4, С.90-99.

115. Шукуров М.Р. История культурной жизни Советского Таджикистана. Душанбе, «Ирфон», 1979.

116. Элиаде М. Аспекты мифа. / Пер. с франц. 3-е издание. М.: Академический проект: Парадигма. 2005. - 244 с.

117. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. М.: Политиздат. 1976.

118. Энциклопедический словарь символов / Авт.-сост. Н. А. Истомина - М., 2003. 1056 с.

Литература на иностранных языках

1. Abramson David М., Foreign Religious education and Central Asian Islamic Revival: Impact and Prospect for Stability, Central Asia and Caucasus Institute and Silk Road Studies Program—A Joint Transatlantic Research and Policy Center, John Hopkins University—SAIS, 2010.

2. Harris, Collette. Control and Subversion. Gender Relations in Tajikistan. London. Pluto Press. 2004. 212 pp.

3. Northrop, Douglas. 2004. Veiled Empire: Gender and Power in Stalinist Central Asia. Ithaca, NY: Cornell University Press.

4. Kottak C.Ph. Cultural Anthropology. McGraw-Hill Inc., 1994.

5. Massell, Gregory J. 1974. The Surrogate Proletariat: Moslem Women and Revolutionary Strategies in Soviet Central Asia, 1919-1929. Princeton, NJ: Princeton University Press.

6. Muzaffari M., Kamol H., Nabotzoda Z., Sacred Places of Tajikistan. Dushanbe, "Devashtij", 2007, 176 p.

7. Leila Ahmed Women and Gender in Islam. Historical Roots of a Modern debate. Yale University Press, 1992.

8. Kamp, Marianne. The New Woman in Uzbekistan. Islam, Modernity, and Unveiling Under Communism. University of Washington Press, 2006.

9. Adeeb Khalid, Islam after Communism. 2007.

10. H.Fathi Women of Authority in Central Asian Islam as Identity Preserving References and Agents of Community Restructuring in the Post

Soviet Period// Patterns of Transformation In and Around Uzbekistan, edited by Paolo Sartori and Tommaso Trevisani,2007, Diabasis, p. 121-138.

11. Kehl-Bodrogi, Kristina. "Islam is not so strong here. Spiritual Life in Karaklpakstan...". 2008.

12. McDonaldization. The Reader. George Ritzer, Pine Forge Press. London, Delhi, 2006.

13. Russel Zanca. Explaining Islam in Central Asia: An Anthropological Approach for Uzbekistan// Journal of Muslim Affairs, Vol. 24, no 1, April, 2004.

14. Harris, Colette. Muslim Youth: Tensions and Transitions in Tajikistan. Boulder, Colorado: Westview Press, 2006.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.