Генезис и эволюция малой эпической формы в осетинской литературе конца XIX - начала XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Тибилов, Инал Сосланович

  • Тибилов, Инал Сосланович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 0
Тибилов, Инал Сосланович. Генезис и эволюция малой эпической формы в осетинской литературе конца XIX - начала XX вв.: дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Майкоп. 2019. 0 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Тибилов, Инал Сосланович

Содержание

Введение

Глава I. Художественно-эстетические предпосылки формирования малых эпических жанров в осетинской литературе

1.1. Структурно-семантические особенности фольклорного жанра таураг

1.2. Роль традиций фольклорного жанра таураг в процессе становления литературного рассказа в осетинской прозе

1.3. Художественно-стилевое своеобразие малой прозы Сека Гадиева

Выводы к первой главе

Глава II. Становление и развитие методов романтизма и реализма в

осетинской малой прозе начала XX века

2.1. Специфика художественной реализации романтического метода в осетинской малой прозе конца XIX - начала XX вв

2.2. Сюжетная и идейная роль события в рассказах Арсена Коцоева (1920-1930 гг.)

2.3. Эволюция жанровой формы и метода в рассказах А.Коцоева

в 20- 30-х гг. XX века

Выводы ко второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Генезис и эволюция малой эпической формы в осетинской литературе конца XIX - начала XX вв.»

Введение

Малая эпическая форма в осетинской литературе прошла сложный путь формирования, прежде чем обрела собственный стиль и достигла высокого уровня художественной зрелости, став частью мирового литературного пространства.

Истоки становления и самоопределения жанра рассказа в осетинской литературе, как и в других младописьменных литературах, типологически восходят к прозаическим жанрам национального фольклора. «Идейное и эстетическое богатство народного творчества, его поэтика и язык, фольклорные, особенно эпические традиции - все это сыграло решающую роль в становлении и развитии осетинской литературы, в генезисе осетинской прозы» (Салагаева З.М. 1984, с. 3).

Актуальность темы диссертационного исследования состоит в необходимости для осетинского литературоведения постановки и теоретического осмысления проблемы генезиса и эволюции малых эпических форм - рассказа и новеллы, в определении их национальных истоков, а также художественной, проблемно-тематической, ментально-характерологической специфики исследуемых жанров в контексте исторических и литературных реалий, в частности взаимодействия кавказской и русской литератур.

В современном осетинском литературоведении чрезвычайно мало исследований, посвященных теории жанра. Это, прежде всего, связано с тем обстоятельством, что в советское время внимание исследователей литературы было приковано преимущественно к идейному содержанию художественного произведения. Следствием подобного идеологизированного подхода стал тот факт, что в осетинском литературоведении и фольклористике оказались недостаточно исследованными проблемы структуры и поэтики специфичных национальных поэтических (кадаг, сагъаста, сатирические куплеты, героическая песня и т.д.) и прозаических

жанров (таурагъ, сказки, притчи, пословицы с сюжетной предпосылкой и т.д.).

На наш взгляд, не менее актуальным представляется и всестороннее исследование более частных вопросов, связанных со спецификой развития и формирования жанров малой прозы в осетинской литературе, в частности теоретизация и типологизация структурно-семантических, идейно-тематических и стилевых характеристик рассказа и новеллы периода конца XIX - начала XX вв. Особый интерес у нас вызывают художественные трансформации жанра таураг в творчестве Сека Гадиева в качестве литературной версии фольклорного жанра, заложившей основы для формирования рассказа и новеллы на ранней стадии развития осетинской литературы.

Проза и лирика С. Гадиева, несомненно, оказала значительное воздействие на дальнейшее развитие осетинской литературы. Структурное решение настоящего диссертационного труда нацелено на компаративистское исследование влияния художественного мира и поэтики его текстов на романтическое и реалистическое творчество осетинских писателей начала XX века. Здесь следует уточнить, что вопросы жанра неразрывно связаны со спецификой художественного направления. Обозначенные хронологические рамки диссертации охватывают период взаимодействия романтического и реалистического методов. Эта тенденция характерна для мировой литературы в целом, но в пространстве развитых литератур процесс смены и взаимопроникновения отдельных художественно-мировоззренческих систем шел поступательно и достаточно продолжительно, чего нельзя сказать о младописьменных национальных культурах, для которых характерно ускоренное развитие. Этот вопрос достаточно хорошо исследован, но для нашей работы необходимо подчеркнуть, что такие кавказские писатели, которых в определенной степени можно причислить к просветительскому движению, как Сека Гадиев,

внесли неоценимый вклад в историю своего народа, его движение в мировое культурное пространство.

Движение от фольклора к литературным формам показывает степень развитости культуры. И такие жанровые формы, как рассказ и новелла, требуют от писателя большого художественного мастерства, так как предусматривают отражение концептуального содержания в достаточно ограниченном текстовом пространстве. Для наглядной демонстрации процесса генезиса и эволюции малых эпических форм в осетинской литературе мы в компаративистском ключе исследуем путь от фольклора к реалистической прозе талантливого классика осетинской литературы новеллиста Арсена Коцоева и его последователей - Чермена Бегизова, Созырыко Кулаева, Кудзага Дзесова и других видных осетинских прозаиков. И посредником, проложившим эту дорогу, на наш взгляд, является Сека Гадиев.

В осетинском литературоведении, несомненно, существуют научные труды, посвященные исследованиям прозаических жанров периода конца XIX - начала XX вв. Но, как мы отметили, нет сформированной единой типологической картины, не выявлены и не получили теоретического описания инварианты малой прозаической формы, к которым мы относим новеллу и рассказ. Зачастую эти определения применяются в качестве синонимичных, но мы останавливаем внимание на вопросе уточнения дефиниций, так как такие существенные факторы, как стиль, особенности сюжета и его динамики, определяют разницу в жанровых формах рассказа и новеллы. Также следует отметить, что недостаточно исследованы фольклорные корни и их проявления в рассказах, почти не уделено внимания структурным особенностям.

При этом есть интересные работы, в которых анализируются отдельные стороны функционирования и специфики рассказа и новеллы в исследуемый период, опираясь на которые мы впервые предприняли попытку

исследования эволюции жанров рассказа и новеллы в осетинской литературе рубежа XIX - XX вв. Предложенная нами попытка компаративистского и сранительно-типологического анализа прозаических жанров в осетинской литературе исследуемого периода с последующей теоретизацией их жанрообразующих характеристик дает возможность в определенной степени восполнить существующий пробел в современном осетинском литературоведении.

В качестве базового фольклорного жанра, повлиявшего на литературный процесс и получившего свое развитие в малой прозе, мы рассматриваем таураг, имеющий типологические аналоги в фольклоре других национальных культур, но и, несомненно, свои индивидуальные черты, обусловленные историей, культурой и ментальностью осетинского народа.

Выявление индивидуальных черт в сочетании с культурными константами, типологическими общностями является важнейшим основополагающим условием для научного осмысления значения и роли жанра таураг в становлении осетинской художественной прозы.

«Фольклор, являясь шкалой социального опыта, помогает глубже понять национальные и исторические особенности своего народа. Являясь источником необходимой информации, мифы, песни, сказки, легенды, пословицы и поговорки и другие жанры устного народного творчества не только давали людям эстетическое наслаждение, но и формировали художественно-образное мышление у носителей данной культуры, воссоздавали специфику и эволюцию мировидения данного народа» (Мамчуева 2010, с. 11-12).

Можно утверждать, что жанр таураг является промежуточной формой, своеобразным мостиком при объективном движении от малых прозаических фольклорных жанров к литературным формам, и выявление его типологических характеристик, перешедших в литературный рассказ и получивших дальнейшее художественное развитие, поможет выявлению

национально-художественного своеобразия первых осетинских рассказов и новелл.

Необходимо отметить, что ряд исследователей (И.С. Хугаев (Хугаев 2009, 2010, 2013), М.Р. Кулова (Кулова 2008), Р.Е. Суанова (Суанова 2011), З.Н. Суменова (Суменова 1972)) осетинскую художественную литературу рассматривают как билингвальную литературу. Согласно их концепции, осетинская литература появилась и стала развиваться на двух языках -русскоязычная и осетиноязычная художественная литература. Одновременно с первыми осетиноязычными произведениями в конце XIX века (А.Б. Кубалов, Б.В. Гурджибети, К.Л. Хетагуров, Р.П. Кочысаты, С.Г. Гадиев и др.) появились первые русскоязычные произведения осетинских писателей (И.Д. Кануков, Г.М. Цаголов, А.Т. Цаликов и др.).

С учетом поднимаемых в диссертации проблем, в частности обращением к фольклорному жанру таураг, функционировавшему изначально на осетинском языке, мы очерчиваем объект исследования осетиноязычными текстами, данными в нашем переводе и максимально приближенными к оригиналу, так как билингвальные тексты требуют другой методологии исследования, в частности, исследования вопросов, связанных с категорией выражения национального в иноязычном (транслингвальном) литературном тексте, что обусловлено особенностями перевода -возможными интерпретациями и привнесением иных ментально -семантических коннотаций.

Таким образом, объектом исследования послужили фольклорный жанр таураг, прозаические произведения С. Гадиева, А. Коцоева и его последователей - Ч. Бегизова, С. Кулаева, К. Дзесова и др. Для выявления контекстуальных межлитературных связей осетинской прозы раннего периода мы привлекаем и произведения ряда русских и кавказских писателей. Определение культурологического контекста, в котором формировалась и развивалась осетинская малая проза на рубеже XIX - XX

веков, позволяет нам выявить как типологические черты, так и специфику индивидуального художественного творчества первых осетинских прозаиков.

Предмет исследования: генетические фольклорные корни, структурно-семантические и проблемно-тематические, а также духовно-нравственные, социально-исторические особенности жанров рассказа и новеллы в осетинской литературе начального периода.

Цель исследования состоит в анализе и научной теоретизации жанровых особенностей осетинского рассказа и новеллы периода конца XIX - начала XX вв. в аспекте эволюции проблематики и идейно-художественной направленности, а также структурно-семантического и психологического усложнения, обусловленного реализацией принципов реализма. Особенности эволюции малой эпической формы рассматриваются в историко-литературном контексте развития осетинской литературы с позиций компаративистской методологии.

Базовая гипотеза исследования заключается в предположении о том, что жанр литературного рассказа в осетинской литературе генетически сформировался на основе фольклорного жанра таураг, вначале получившего литературную обработку в произведениях осетинских писателей, но затем эволюционировавшего в движении к мировым образцам романтической и реалистической литературы. Начало малой эпической форме в осетинской литературе положили произведения С. Гадиева, в которых мы выявили сочетание фольклорных компонентов с романтическими и реалистическими тенденциями. Своеобразие процесса формирования малой эпической прозы в осетинской литературе видится нами также в образовании жанра новеллы, который характерен не всем национальным литературам, так как имеет свои специфические признаки, обусловленные особенностями национальной ментальности, темперамента и мировидения.

Для достижения намеченной цели и подтверждения гипотезы исследования требуется решение следующих задач:

- выявить и охарактеризовать фольклорные истоки малых эпических жанров в осетинской литературе конца XIX - начала XX вв.;

- проанализировать процесс эволюции жанров рассказа и новеллы в творчестве осетинских писателей XIX - начала XX вв. с последующим выявлением их специфических и типологических черт;

- исследовать проявление романтических и реалистических тенденций в ранней осетинской прозе с учетом социально-исторических, культурологических и национальных условий, повлиявших на формирование малых жанров;

- выявить наличие инвариантов реалистического метода, обосновать причины их формирования с последующей классификацией типологических черт реализма, критического реализма и социалистического реализма;

- классифицировать малые жанровые формы (рассказ, новелла) на базе теоретизации типологических жанровых признаков;

- определить роль и место первых прозаических текстов в общем процессе эволюционного развития младописьменной осетинской литературы.

Степень научной разработанности темы. Проблема формирования и развития малой прозы в осетинской литературе рассматривается в трудах многих исследователей. Впервые к этому вопросу в контексте исследования литературного процесса в его исторической преемственности обратился Цомак Гадиев в статье «Вехи осетинской литературы» (Архив СОИГСИ, №17-58). В своей работе Ц.С.Гадиев сформулировал ряд концептуальных положений по истории становления и развития осетинской литературы, впервые высказав мысль о том, что возникновение осетинской литературы связано с последствиями присоединения Осетии к России. Здесь же он дал идейно-эстетическую характеристику творчеству Т. Мамсурова, К. Хетагурова, С. Гадиева, Е. Бритаева и А. Кубалова. При том, что

исследование основателя осетинского литературоведения и критики Ц.Гадиева не претендует на системный анализ процесса становления и развития осетинской литературы, оно дает импульс другим исследователям к дальнейшему научному осмыслению историко-литературного процесса как самостоятельного предмета исследования.

М.С.Тотоев вслед за Ц.С. Гадиевым в своей работе «Очерки истории культуры» (Тотоев 1957) проводит более глубокий анализ истории становления литературы. Его научный труд привлекает обилием фактического материала и четкостью периодизации, в силу того, что предметом его научного исследования оказались разнохарактерные фактические материалы - публицистика, художественные произведения, социально-экономическая история, этнография, лингвистика, события революционного движения, историография, фольклористика и педагогические идеи - достаточно глубокого анализа развития художественной литературы не получилось.

Вопросами периодизации осетинской литературы успешно занимался Х.Н.Ардасенов, который продолжил и развил идеи М.С.Тотоева в работе «Очерк развития осетинской литературы (дооктябрьский период)» (Ардасенов Х.Н. 1966).

Проблемы развития осетинской прозы в той или иной мере нашли отражение в трудах А.А.Тибилова (Тибилов А.А. 1925, 1929), Т.А. Епхиева (Епхиев Т.А. 1955), В.М. Гаглоева (Гаглойты В.М. 1966), В.И.Абаева (Абаев В.И.1965), З.Н.Суменовой (Суменова З.Н. 1972), Р.Г.Цомартовой (Цомартова Р.Г. 1975) и др.

Наиболее же фундаментальными исследованиями осетинской прозы стали работы Н.Г. Джусойты. В своей докторской диссертации «Очерк развития осетинской литературы» (Джусойты Н.Г. 1968), защита которой состоялась в 1968 году, Н.Г. Джусойты подвергает системному анализу целый ряд вопросов осетинской литературы, проводит глубокое научное

осмысление творчества писателей Т. Мамсурова, К. Хетагурова, С. Гадиева, Ц. Гадиева, Е. Бритаева. Благодаря новому концептуальному подходу к исследованию становления и развития национальной литературы, работа Н. Джусойты оказала значительное воздействие на последующее развитие литературоведения не только Осетии, но и всего северокавказского региона.

Изучение генезиса осетинской прозы получило свое дальнейшее развитие в литературоведческих изысканиях З.М.Салагаевой (1970, 1984), исследовавшей осетинскую прозу в историко-генетическом плане.

Названные труды, относящиеся в основном к XX веку, внесли существенный вклад в изучение осетинской литературы в целом. Однако следует отметить, что в современном литературоведении отсутствуют серьезные монографические исследования проблемы эволюции жанра рассказа с позиций новых междисциплинарных методологий, расширяющих ракурс рассмотрения проблемы и выводящих на уровень широких теоретических обобщений. Можно отметить докторское диссертационное исследование И.С. Хугаева «Осетинская русскоязычная литература» (2010), в котором рассматриваются отдельные вопросы становления осетинской литературы, но здесьосновной упор делается на русскоязычные тексты. В диссертации Н.Г. Накусовой «Художественное осмысление проблемы абречества в осетинской литературе» (2009) в рамках нашей проблематики интерес представляет раздел «Отражение конфликта личности как следствия социальной несправедливости в осетинской поэзии и прозе», в котором рассматриваются фольклорные тенденции, отразившиеся в литературных текстах на тему абречества. А.Б. Бритаева в своей диссертационной работе «Становление и развитие осетинской литературной сказки» (2009) подвергает научной интерпретации процесс перехода от фольклора к литературе на материале жанра сказки, который имеет типологические связи с процессом формирования малой эпической формы. В докторской диссертации Д.В. Сокаевой «Сакральные персонажи и символы фольклорной

прозы осетин: генезис, семантика, этнографический контекст» (2018) проведена серьезная научная классификация и теоретизация базовых сакральных символов осетинской прозы в широком культурологическом контексте, что, несомненно, намечает новые векторы исследования и начального периода развития осетинской литературы, тесно связанного с мифологическим мышлением народа.

Обзор существующих на сегодняшний день научных работ по теме нашей диссертации наглядно демонстрирует необходимость и актуальность заявленной тематики, так как отсутствие специальных исследований процесса эволюции малой эпической формы, оказавшей значительное влияние на развитие всего литературного процесса, создает лакуну в общей картине становления осетинской прозы в качестве целостной художественной системы во всей сложности ее формирования.

Методы исследования. В диссертационной работе использованы компаративистский и сравнительно-типологический методы исследования с привлечением элементов текстологического анализа.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка монографического исследования процесса эволюции малой эпической формы в осетинской литературе на рубеже XIX -XX вв. с последующим выходом к теоретическим обобщениям и классификации специфических и типологических признаков исследуемых жанров.

Научно обосновывается гипотеза о том, что литературной предтечей рассказа в осетинской литературе является фольклорный жанр таураг.

Впервые комплексному филологическому осмыслению подвергается важнейшая проблема, связанная с национально-художествеными истоками рассказа и новеллы в осетинской литературе, которые видятся нами, прежде всего, в прозе С. Гадиева и А. Коцоева. Подробному анализу подвергаются художественное мировидение, национальное своеобразие, мир

художественных образов и мировосприятие С. Гадиева и А. Коцоева. Особое внимание уделено вопросам формирования авторской самобытности, индивидуальности, узнаваемости.

В жанровом плане на основе выявленных типологических признаков четко выделяются и описываются литературоведческие дефиниции рассказ и новелла.

Методологической основой диссертационной работы являются основные достижения отечественного литературоведения, представленные в трудах М. Бахтина, Ю. Барабаша, Ю. Лотмана, В. Топорова, Д. Лихачёва, Г. Ломидзе, а также Х.Ардасенова, Н. Джусойты, З.Салагаевой, З.Суменовой, Ш.Джикаева, Р.Фидаровой, И.Мамиевой и других.

Методологическими принципами работы являются опорные положения о целостности литературного процесса, сочетании традиций и новаторства в литературе, а также идея взаимовлияния и взаимообогащения разных национальных литератур.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке одной из актуальных проблем современного литературоведения, впервые решаемой на материале осетинской прозы конца XIX - начала ХХ вв., - специфике формирования и развития малой эпической формы в осетинской литературе в историко-литературном контексте развития и взаимодействия кавказской и русской литератур. Системный анализ художественных произведений осетинских писателей позволяет выявить закономерности в развитии осетинской национальной прозы, определить ее приоритетные нравственно-эстетические, социально-исторические и онтологические установки.

Теоретический потенциал диссертационной работы определяется также тем, что она может стать частью общего корпуса научных изысканий в области осетинской литературы, инициировать дальнейшие исследования жанровой парадигмы рассказа и новеллы.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования его результатов и материалов в практике преподавания национальной литературы как в общеобразовательных, так и в высших учебных заведениях, а также при разработке спецкурсов и спецсеминаров по осетинской литературе и теории жанра.

Основные положения диссертационного исследования:

1. Фольклорный жанр таург оказал существенное влияние на процесс становления малой эпической формы - рассказа и новеллы - в младописьменной осетинской литературе. Основными признаками таурага являются следующие: в структурном плане - это малая прозаическая повествовательная форма; в тематическом - повествование об исторических событиях, выдающихся личностях, морально-этических проблемах, нравах и обычаях и др.; в функциональном плане таураг имеет описательный, проблемный, развлекательный характер; сюжетная линия имеет линейное строение, система образов ограничена несколькими персонажами; для метода отражения действительности характерно стремление к достоверности, при том, что объективно присутствуют черты мифопоэтического восприятия континуума.

2. Выявленные нами типологические черты таурага позволяют выделить эту фольклорную форму из общей массы устно-поэтических текстов, отделив, прежде всего, от стихотворных. Спорным является, на наш взгляд, обозначение в качестве таурага нереалистических по своей природе фольклорных текстов, в частности мифов и сказок. Наибольшее видовое родство обнаруживается у таурага с эпосом, легендой, былиной, включающих, несомненно, мифопоэтическую и фантастическую составляющую, но, в целом, основанных на реальных исторических событиях.

3. Основоположником осетинской малой прозы является Сека Гадиев, соединивший в своем художественном методе фольклорную форму

повествования с индивидуальным творчеством. Жанровая форма, созданная Гадиевым, представляет собой литературный таураг, типологически близкий, но не тождественный рассказу и новелле.

3. Литературный таураг стал переходной жанровой формой от фольклора к литературе. Типологические связи таурага с рассказом и новеллой прослеживаются в структурном решении, художественно-эстетических установках, проблемно-тематическом комплексе, а также в образной системе и специфике художественного конфликта и его разрешения.

4. Особенности творческого метода Арсена Коцоева представляются типичными для большинства писателей, принадлежащих к младописьменным литературам, - это путь от романтизма к реализму в разных его модификациях. Романтические тенденции, проявившиеся в основном на раннем этапе творчества, в плане сюжетостроения и образной системы обусловлены национальной спецификой мировосприятия и менталитета писателя; в плане способа отражения действительности они соответствуют практике мировой литературы, в которой романтизм проявлялся как реакция на серьезные социальные перемены. Романтический период в творчестве Коцоева приходится на сложнейший этап перехода осетинского общества от патриархального уклада к капиталистическому.

5. Реалистические тенденции в раннем творчестве Коцоева достаточно быстро становятся доминирующими, и писатель полностью переходит к реалистической художественной парадигме. Социальная заостренность конфликта, социальный детерминизм в обрисовке характеров, типизация и выявление причино-следственных связей позволяют утверждать, что А.Б. Коцоев стал основоположником реалистического литературного направления в осетинской малой прозе начала XX века.

6. В плане литературоведческой идентификации инварианта реалистического метода, к которому тяготел Коцоев, полагаем, что можно

говорить о критическом реализме с большой натяжкой, так как в новеллах писателя нет еще широких социальных обобщений и целенаправленной критики социально-экономического и политического устройства, как это было в классических образцах русского критического реализма. К соцреалистической модели писатель осознанно не пришел. Эти наблюдения позволяют определить метод Коцоева как реализм, без идейной привязки.

7. А.Коцоева можно считать основоположником жанров реалистического рассказа и новеллы в осетинской литературе. Особую роль для развития и эволюции младописьменной литературы играет художественная разработка жанровой формы новеллы, фигурирующей в развитых литературах. Новелла Коцоева по своим художественным достоинствам приближается к мировым образцам данного жанра. В плане приоретности жанровых форм в его прозе выявлено тяготение к новеллистике, при том, что рассказ тоже присутствует. Мы обособляем рассказ и новеллу на основе утверждения, что они имеют свойственные лишь им жанроформирующие признаки.

Структура и объем работы. Диссертационная работа, объемом 180 страниц, состоит из введения, двух исследовательских глав, заключения и библиографического списка, включающего 240 источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Тибилов, Инал Сосланович, 2019 год

Список использованной литературы

1. Архив СОИГСИ. Ф. Коцоева А. № 12-10.

2. Архив СОИГСИ. Ф. Гадиева Ц. № 17-31. П. 4. Основные факты осетинской литературы (рукопись).

3. Архив СОИГСИ. Ф. Гадиева Ц. П. 5. Вехи осетинской литературы. Л. 17-58 (рукопись).

4. Архив СОИГСИ. Ф. 9. Оп. 1. Д. 2. Кравчинский, Д. Краткие исторические сведения об Осетии в связи с распространением в ней христианства. - Полтава, 1909.

5. Архив СОИГСИ. Ф. Гадиева. - № 5-15. Л. 3. Тибилов, А.А. Рассказы Гадиева.

6. Архив СОИГСИ. Ф. Литература. Д. 17-28. П. № 4. Туганов, М.С. Элементы театра в осетинском народном творчестве (рукопись).

7. Абаев, В.Д. Коста Хетагуров и его время / В.Д. Абаев. - Тбилиси, 1961. - 199 с.

8. Абаев, В.И. Избранные труды. Религия. Фольклор. Литература / В.Д. Абаев. - Владикавказ, 1990. - 639 с.

9. Абаев, В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т. 1 / В.Д. Абаев. - М.; Л., 1958. - 656 с.

10. Абаев, В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т. 3 / В.Д. Абаев. - Л., 1979. - 358 с.

11. Абаев, В.И. О Сека Гадиеве (к 50-летию со дня смерти) / В.Д. Абаев // Советская Осетия: лит.-худож. и общественно-полит. альманах. - 1965. - № 26-27. - С. 240-243.

12. Абаев, В.И. Слово о Сека Гадиеве // Абаев, В.И. Избранные труды. Религия. Фольклор. Литература. Т. 1 / В.Д. Абаев. - Владикавказ, 1990. - С. 567-572.

13. Авидзба, В.Ш. Особенности кавказского просветительства XIX-XX вв. / В.Ш. Авидзба // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. - 2008. - Вып. 10. - С. 114-119.

14. Алборов, Б.А. Некоторые вопросы осетинской филологии / Б.А. Алборов. - Владикавказ: Издат.-полиграф. предприятие им. В.А. Гассиева, 2005. - 413 с.

15. Алборова, Т.А. Роль фольклора в становлении осетинской литературы / Т.А. Алборова // Вестник Университета Российской академии образования. -2013. - № 1 (64). - С. 93-95.

16. Ардасенов, А.Г. Переходное состояние горцев Северного Кавказа / А.Г. Ардасенов. - Тифлис, 1896.

17. Ардасенов, Х.Н. Иван Ялгузидзе - осетинский писатель и культурный деятель / Х.Н. Ардасенов // Ученые записки СОИГСИ. - Т. 8. - Дзауджикау, 1949.

18. Ардасенов, Х.Н. Сека Гадиев и его творчество / Х.Н. Ардасенов // Советская Осетия. - Орджоникидзе, 1936. - № 7-8. -

19. Ардасенов, Х.Н. Очерк развития осетинской литературы (дооктябрьский период) / Х.Н. Ардасенов. - Орджоникидзе, 1959. - 284 с.

20. Ардасенов, Х.Н. Осетинская литература 30-х годов: проза / Х.Н. Ардасенов // Очерк истории осетинской советской литературы. -Орджоникидзе, 1967. - С. 85-95.

21. Ардасенов, Х.Н. Проза / Х.Н. Ардасенов // Очерк истории осетинской советской литературы. - Орджоникидзе, 1967. - С. 95-105.

22. Аристотель. Поэтика / Аристотель; пер. М.М. Позднева. - СПб., 2008. -320 с.

23. Арутюнов, Л. Национальный художественный опыт и мировой литературный процесс / Л. Арутюнов. - М.: Б. и., 1972. - 26 с.

24. Базанов, В.Г. Русский эпос в литературных интерпретациях XIX века / В.Г. Базанов // La poesia et la sua formazione. - Roma, 1970. - Р. 333-338.

25. Баков, Х.И. А. Кешоков и северокавказский литературный процесс / Х.И. Баков // Вопросы Кавказской филологии. - 2010. - № 7. - С. 12-24.

26. Бегизов, Ч.Д. Произведения / Ч.Д. Бегизов, С.А. Кулаев. - Владикавказ: Ир, 1995. - 408 с.

27. Белинский, В.Г. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 3: Статьи и рецензии: 1843-1848 / В.Г. Белинский; под общ. ред. Ф.М. Головенченко. - М., 1948. -928 с.

28. Белинский, В.Г. О русской повести и повестях Гоголя («Арабески» и «Миргород») // Белинский, В.Г. Избранные эстетические работы. Т. I / В.Г. Белинский. - М.: Искусство, 1986.

29. Берковский, Н.Я. Романтизм в Германии / Н.Я. Берковский. - Л., 1973. - 566 с.

30. Бзаров, Р.С. История в осетинском предании. Сюжет о Чермене / Р.С. Бзаров. - Владикавказ: Ир, 1993. - 124 с.

31. Бибоева, И.Г. Писатели Осетии / И.Г. Бибоева, М.Р. Казиты. -Владикавказ: Ир, 2015. - 543 с.

32. Боциева, Ф.А. Вопросы сравнительного изучения национальных литератур / Ф.А. Боциева // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2008. - № 51. - С. 21-27.

33. Бязрова, А.Р. Художественный конфликт как основной компонент сюжета трагедии Г. Плиева «Чермен» / А.Р. Бязрова // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2008. - № 74-1. - С. 94-97.

34. Валиева, Т.И. Просветительская проза Ивана Ялгузидзе / Т.И. Валиева. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 5-1 (35). -С. 45-47.

35. Виноградов, В.В. О художественной прозе / В.В. Виноградов. - М.; Л.: Наука, 1930. - 136 с.

36. Виноградов, И.А. О теории новеллы: избр. работы / И.А. Виноградов. -М., 1972. - 423 с.

37. Габараев, С.Ш. Инал Кануков (очерк творчества) / С.Ш. Габараев. -Сталинир: Госиздат Юго-Осетии, 1960. - 142 с.

38. Гаглойты, В.М. Предисловие / В.М. Гаглойты // Осетинские рассказы. -Цхинвали, 1966. - С. 3-6.

39. Гадиев, С.К. Азау: произведения / С.К. Гадиев. - Орджоникидзе: Ир, 1981. - 502 с.

40. Гадиев, С.К. Произведения: проза, стихи, пьесы, миниатюры / С.К. Гадиев. - Владикавказ, 2008. - 215 с.

41. Гадиев, Ц. Сека Гадиев - осетинский поэт-самоучка. 1855-1915 / Ц. Гадиев // Известия Горского педагогического института. - Владикавказ, 1929. - С. 234.

42. Гассиева, В.З. Поэма Коста Хетагурова «Хетаг» в критике и литературоведении / В.З. Гассиева // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. - 2014. -№ 3. - С. 25-29.

43. Гиоева, З.А. Историко-революционный роман и проблемы положительного героя / З.А. Гиоева // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2009. - № 90. - С. 179-184.

44. Головенченко, Ф.М. Введение в литературоведение / Ф.М. Головенченко. - М., 2001. - 236 с.

45. Гостиева, Л.К. Деятельность Сека (Георгия) Гадиева на ниве христианского просвещения Осетии / Л.К. Гостиева // Известия СОИГСИ. -2012. - № 8 (47). - С. 103-115.

46. Гречнев, В.Я. Русский рассказ конца XIX начала ХХ века (Проблематика и поэтика жанра) / В.Я. Гречнев. - Л., 1979. - 208 с.

47. Губанукаева, М.М. Проблема формирования жанров в чеченской литературе / М.М. Губанукаева // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. - 2008. - Вып. 3. - С. 119122.

48. Гуляев, Н.А. Теория литературы в связи с проблемами эстетики / Н.А. Гуляев, А.Н. Богданов, Л.Г. Юдкевич. - М., 1999. - 289 с.

49. Гуриева, М.М. О сущности лирической прозы / М.М. Гуриева // Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых. - 2009. - № 1. - С. 78-83.

50. Далгат, У.Б. Литература и фольклор. Теоретические аспекты / У.Б. Далгат. - М.: Наука, 1981. - 304 с.

51. Данилевский, Р.Ю. Между жанром и дискурсом / Р.Ю. Данилевский // Русская литература. - 2015. - № 1. - С. 234-236.

52. Данилкина, И.И. Визуальное воображение в трансформации культурной среды / И.И. Данилкина // Аналитика культурологии. - 2009. - № 15. - С. 198-203.

53. Джатиев, Г.П. Поэма «Афхардты Хасана» Александра Кубалова / Г.П. Джатиев. - Цхинвали, 1972. - 42 с.

54. Джикаев, Ш.Ф. Осетинская литература: краткий очерк/ Ш.Ф. Джикаев.

- Орджоникидзе: Изд-во СОГУ, 1980. - 112 с.

55. Джусоев, Н.Г. Тема Кавказа в русской литературе и в творчестве Коста Хетагурова / Н.Г. Джусоев. - Сталинир: Госиздат Юго-Осетии, 1955. - 247 с.

56. Джусойты, Н.Г. Елбысдыко Бритаев. Очерк жизни и творчества / Н.Г. Джусойты. - Цхинвали: Ирыстон, 1963. - 223 с.

57. Джусойты, Н.Г. Коста Фарнион / Н.Г. Джусойты. - Цхинвали: Известия ЮОНИИ, 1971. - Вып. XVIII.

58. Джусойты, Н.Г. Коста Хетагуров: очерк творчества / Н.Г. Джусойты. -Сталинир: Госиздат Юго-Осетии, 1958. - 370 с.

59. Джусойты, Н.Г. Сека Гадиев: очерк творчества / Н.Г. Джусойты. -Сталинир: Госиздат Юго-Осетии, 1957. - 192 с.

60. Джусойты, Н.Г. Тема Кавказа в русской литературе и в творчестве Коста Хетагурова / Н.Г. Джусойты. - Сталинир: Госиздат Юго-Осетии, 1955.

- 245 с.

61. Джусойты, Н.Г. История осетинской литературы. Кн. 1: XIX век / Н.Г. Джусойты. - Тбилиси, 1980. - 332 с.

62. Джусойты, Н.Г. История осетинской литературы. Кн. 2: 1902-1917 /

H.Г. Джусойты. - Тбилиси, 1985. - 272 с.

63. Джусойты, Н.Г. Уходя от фольклора / Н.Г. Джусойты // Вопросы литературы. - 1977. - № 1. - С. 106-125.

64. Джусойты, Н.Г. Цомак Гадиев: очерк жизни и творчества / Н.Г. Джусойты. - Орджоникидзе: Сев.-Осет. кн. изд-во, 1965. - 186 с.

65. Джусойты, Н.Г. Чермен Беджызаты / Н.Г. Джусойты // Очерк истории осетинской советской литературы. - Орджоникилзе, 1967. - С. 131-140.

66. Дзапарова, Е.Б. Варианты перевода рассказа Сека Гадиева «Азау» в осетинской литературе: проблема адекватной перекодировки текста / Е.Б. Дзапарова // Молодые ученые в решении актуальных проблем науки: сб. работ молодых ученых. - Владикавказ, 2012. - С. 120-125.

67. Дзапарова, Е.Б. Характеристика переводческого процесса в осетинской литературе (конец XVIII - 30-е гг. XX в) / Е.Б. Дзапарова // Вопросы литературы и фольклора: сб. науч. статей. - Владикавказ, 2014. - Вып. VII, ч.

I. С. 41-75.

68. Дзапарова, Е.Б. Цомак Гадиев-переводчик и автор переводимого текста: проблема адекватности художественного перевода / Е.Б. Дзапарова // Вопросы литературы и фольклора: сб. науч. статей. - Владикавказ, 2015. -Вып. VIII, ч. 1. - С. 14-33.

69. Дудаева, В.К. К проблеме взаимосвязи фольклора и литературы в творчестве А. Кубалова / В.К. Дудаева // Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых. - 2009. - № 1. - С. 103-108.

70. Дудаева, В.К. Фольклорные истоки творчества Александра Кубалова / В.К. Дудаева // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. -2008. - № 80. - С. 101-103.

71. Елканов, К.Р. Особенности жанровой структуры осетинского романа / К.Р. Елканов // Вестник Вятского гос. гуманит. ун-та. - 2008. - Т. 2, № 2. - С. 118-121.

72. Елканов, К.Р. Роль фольклорного сознания в жанровой структуре осетинского романа / К.Р. Елканов // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2008. - № 73-1. - С. 192-196.

73. Елканов, К.Р. Художественно-философское осмысление проблем человека в осетинской прозе 60-80-х годов XX века / К.Р. Елканов. -Владикавказ: Изд-во Северо-Осетинского гос. пед. ин-та, 2010. - 141 с.

74. История русской литературы. Т. 2: От сентиментализма к Романтизму и Реализму / ред. кол. А.С. Бушмин, Е.Н. Купреянова, Д.С. Лихачев [и др.]. -М.: Изд-во АН СССР, 1980. - 656 с.

75. Кабисов, Р.С. К вопросу о мировоззренческих мотивах в осетинском нартском эпосе / Р.С. Кабисов. - Цхинвали: Ирфыстон, 1972. - 140 с.

76. Калинкина, А.В. Осетия: от нартского эпоса к современному роману / А.В. Калинкина // Библиотековедение. - 2009. - № 6. - С. 126-127.

77. Калоев, Б.А. Осетины: историко-этнографическое исследование / Б.А. Калоев. - 5-е изд. - М.: Наука, 2015. - 471 с.

78. Калоев, Б.А. Осетины глазами русских и иностранных путешественников / Б.А. Калоев. - Орджоникидзе, 1971. - 287 с.

79. Калоев, Г.З. К вопросу отражения мировоззрения древних осетин в нартовском эпосе / Г.З. Калоев // Осетинская филология: межвуз. сб. статей. -Орджоникидзе, 1977. - Вып. 1. - С. 87-99.

80. Калоева, Д.А. Даредзановские сказания у осетин / Д.А. Калоева. -Цхинвали: Ирыстон, 1975. - 93 с.

81. Кантемирова, Р.С. Образ нового человека в осетинской прозе 20-30-х годов / Р.С. Кантемирова. - Орджоникидзе: Ир, 1985. - 120 с.

82. Кануков, И.Д. В осетинском ауле: рассказы, очерки, публицистика / И.Д. Кануков. - Орджоникидзе, 1985. - 475 с.

83. Каргинова, С.Н. Общественное движение и судьба женщины в творчестве писателей первой трети XX века / С.Н. Каргинова. - Владикавказ: Изд-во Сев.-Осет. гос. ун-та им. К. Л. Хетагурова, 2006. - 69 с.

84. Каргинова, С.Н. Эволюция образа женщины-горянки в осетинской литературе XIX - первой трети ХХ века: монография / С.Н. Каргинова. -Владикавказ: Изд-во Сев.-Осет. гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова, 2006. - 175 с.

85. Карельский, А. Революция социальная и революция романтическая / А. Карельский // Вопросы литературы. - 1992. - Вып. 2.

86. Кариаева, Т. Северо-Осетинский драматический театр / Т. Кариаева, М. Литвиненко. - Орджоникидзе: Сев.-Осет. кн. изд-во, 1960. - 218 с.

87. Келехсаева, Л.Б. Поэтика прозы Б. Туганова: монография / Л.Б. Келехсаева, З.Ю Аветисян. - Владикавказ: Изд-во СОГУ им. К.Л. Хетагурова, 2014. - 131 с.

88. Келехсаева, Л.Б. Русско-осетинские литературные взаимосвязи (на примере творчества А.С. Гулуева): учеб.-метод. пособие / Л.Б. Келехсаева. -Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2011. - 113 с.

89. Кожевников, В.М. Литературный энциклопедический словарь / В.М. Кожевников, П.А. Николаев. - М., 2000. - 811 с.

90. Корзун, В. Литература горских народов Северного Кавказа: дооктябрьский период / В. Корзун. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1966. -131 с.

91. Коцоев, А.Б. Газета «Кавказ». - 1901. - 17 августа.

92. Коцоев, А.Б. Задачи осетинской интеллигенции / А.Б. Коцоев // Закавказье. - 1909. -12 ноября.

93. Коцоев, А.Б. Из Северной Осетии / А.Б. Коцоев // Кавказ. - 1901. - № 219.

94. Коцоев, А.Б. Колдовство / А.Б. Коцоев // Кавказ. - 1901. - 2 сентября, № 231.

95. Коцоев, А.Б. О так называемых целителях / А.Б. Коцоев // Кавказ. -1901. - 5 октября, № 261.

96. Коцоев, А.Б. Саломи. Избранные рассказы / А.Б. Коцоев. - М., 1959. -206 с.

97. Коцоев, А.Б. Сел. Гизель / А.Б. Коцоев // Терские ведомости. - 1899. -№ 138.

98. Коцоев, А.Б. Хазби / А.Б. Коцоев // Горский вестник. - 1934. - № 1. - С. 3-6.

99. Кулова, М.Р. Жанровое своеобразие текста Инала Канукова «Горцы-переселенцы» / М.Р. Кулова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 76-1. - С. 196198.

100. Кулова, М.Р. Особенности поэтики рассказа Инала Канукова «Две смерти» / М.Р. Кулова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 70-1. - С. 205210.

101. Кунавин, Б.В. Концепт кровная месть в осетинской русскоязычной художественной литературе / Б.В. Кунавин, О.Б. Кунавин // Вестник СевероОсетинского государственного университета им. Коста Левановича Хетагурова. - Владикавказ, 2013. - № 4. - С. 278-284.

102. Курмансеитова, А.Х. О деятельности северокавказского отделения Центриздата в годы культурного строительства (1925-1931 гг.) / А.Х. Курмансеитова // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Сер. Общественные науки. - 2013. - № 1 (173). - С. 49-52.

103. Кусаева, З.К. Аксиологические доминанты художественного мира К.Л. Хетагурова-драматурга / З.К. Кусаева // Вопросы осетинской литературы и фольклора: сб. науч. статей. - Владикавказ, 2010. - Вып. IV. - С. 41-51.

104. Кусаева, З.К. Мифо-фольклорные традиции в осетинской литературе / З.К. Кусаева // Фундаментальные исследования. - 2013. - Вып. 4, ч. 4. - С. 1005-1010.

105. Кусаева, З.К. Памяти З.М. Салагаевой. Слово об Учителе / З.К. Кусаева // Вопросы литературы и фольклора: сб. науч. ст. - Владикавказ, 2011. - Вып. VI. - С. 11-15.

106. Кусаева, З.К. Проблемы фольклоризма в осетинской литературе / З.К. Кусаева // Эпос Манас - памятник мировой эпической культуры: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / МГУ им. М.В. Ломоносова, Ин-т стран Азии и Африки. - М., 2012. - С. 81-88.

107. Кусаева, З.К. Стилистические приемы как средство индивидуализации персонажей в драматургии К.Л. Хетагурова / З.К. Кусаева // Россия и Кавказ: материалы междунар. науч. конф. - Владикавказ, 2010. - С. 20-25.

108. Кусаева, З.К. Творческое наследие К.Л. Хетагурова в едином духовном пространстве русской художественной культуры / З.К. Кусаева // Кавказский сборник. Вып. 6: Сборник научных статей МГИМО (У) МИД России. - М., 2010. - С. 221-230.

109. Литература и формирование облика художественной культуры народов Российской Федерации / под ред. У.М. Панеш. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2017.

- 176 с.

110. Лоренц, М. Гаппо Баев и осетинская литература / М. Лоренц // Известия СОИГСИ. - 2011. - № 5. - С. 83-86.

111. Магометов, А.Х. Общественный строй и быт осетин (XVII - XIX вв. / А.Х. Магометов. - Орджоникидзе: Ир, 1974. - 365 с.

112. Магометов, А.Х. Культура и быт осетинского народа / А.Х. Магометов.

- Орджоникидзе: Ир, 1968. - 568 с.

113. Малусжг. - Владикавказ, 1922.

114. Мамиева, И.В. Генеалогия в осетинской литературе: структура и функции / И.В. Мамиева // Генеалогия народов Кавказа. Традиции и

современность: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Владикавказ, 2009. - С. 132-143.

115. Мамиева, И.В. Значение личностного аспекта в становлении литературно-художественной традиции / И.В. Мамиева // Основные направления развития национальных литератур на рубеже XX-XXI веков: маериалы. междунар. науч.-практ. конф., 17 апр. 2009 г. - Владикавказ, 2010. - С. 215-222.

116. Мамиева, И.В. Классики осетинской литературы в восприятии Васо Абаева / И.В. Мамиева // Осетиноведение - от прошлого к будущему: материалы юбилейной науч. конф., посвящ. 85-летию со дня основания ин-та и 110-летию со дня рождения В.И. Абаева. - Владикавказ, 2011. - С. 163-171.

117. Мамиева, И.В. Мир Нартов в пространстве художественной литературы («Слёзы Сырдона» Н. Джусойты) / И.В. Мамиева // Нартоведение на рубеже XX-XXI вв. - 2012. - № 1. - С. 304-318.

118. Мамиева, И.В. Осетинская литература на стыке ХГХ-ХХ веков: идея «нового человека» / И.В. Мамиева // Актуальные проблемы общей и адыгской филологии: материалы VI Междунар. науч. конф., 22-24 апреля 2008 г. - Майкоп, 2008. - С. 199-200.

119. Мамиева, И.В. Поэтика устной традиции в нарративе ранней осетинской прозы / И.В. Мамиева // Типология, взаимосвязи и национальная специфика фольклора народов Дагестана и Северного Кавказа: материалы междунар. науч. конф., 19-21 октября 2010 г. - Махачкала, 2010. - С. 234-238.

120. Мамиева, И.В. Пути развития художественного историзма современной осетинской прозы (на материале романа «О горы, о Родина» У. Богазова и «От Терека до Турции» М. Булкаты) / И.В. Мамиева // Вопросы осетинской советской литературы. - Орджоникидзе: Ир, 1984. - Т. XXXVI.

121. Мамиева, И.В. Пути развития художественного историзма современной осетинской прозы / И.В. Мамиева // Вопросы современной осетинской прозы. Труды СОНИИ. - Орджоникидзе, 1982. - Т. XXXVIII. - С. 37-48.

122. Мамиева, И.В. Тема «маленького человека» в осетинской прозе: традиции и новаторство / И.В. Мамиева // Диолог со временем. - 2006. - № 1. - С. 58-60.

123. Мамиева, И.В. Тенденция развития исторической прозы народов Северного Кавказа / И.В. Мамиева // Идеи дружбы и интернационализма в литературе и искусстве народов Северного Кавказа: материалы регион. конф., 18-29 ноября 1987 г. / сост. А.С. Бациев, А.А. Дзантиев. -Орджоникидзе: Сев.-Осет. НИИИФЭ, 1988.

124. Мамиева, И.В. Традиции Историко-филологического общества в осетинском литературоведении рубежа эпох / И.В. Мамиева // Осетиноведение: от прошлого к будущему: материалы юбилейной науч. конф., посвящ. 80-летию со дня основания ин-та и 110-летию со дня рождения В.И. Абаева, 2-3 декабря 2010 г. - Владикавказ, 2011. - С. 65-71.

125. Мамиева, И.В. Трансформация мифологического образа Бундор (Бжсты хицау) в осетинской литературе / И.В. Мамиева, Ф.М. Таказов // Современная иранистика на Северном Кавказе: материалы междунар. науч. конф., посвящ. 75-летию ДГУ. - Махачкала, 2006. - С. 158-160.

126. Марзоев, С. Разговор Арсена Коцоева с читателем продолжается / С. Марзоев // Северная Осетия. - 1997. - 27 ноября.

127. Миллер, В.Ф. В горах Осетии / В.Ф. Миллер // Русская мысль. - 1891. -№ 9.

128. Накусова, Н.Г. Единство прошлого и настоящего в повести «Башни говорят» Ч.Д. Бегизова / Н.Г. Накусова // Б.А. Алборов и проблемы кавказоведения: материалы регион. конф., посвящ. 120-летию со дня рождения Б.А. Алборова. - Владикивказ, 2006. - С. 172-183.

129. Недошвин, Г.А. Реализм (в литературе и искусстве) / Г.А. Недошвин // Большая советская энциклопедия: в 30 т. - М., 1969-1978.

130. Николаев, П.А. Историзм в художественном творчестве и в литературоведении / П.А. Николаев. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 366 с.

131. Осетинские тексты, собранные Дан. Чонкадзе и Вас. Цораевым / сост. А. Шифнер. - СПб., 1868.

132. Осетинско-русский словарь / под ред. Т.А. Гуриева. - 5-е изд. -Владикавказ, 2004. - 539 с.

133. Осетины во второй половине XVIII в. по наблюдениям путешественника Штедера. - Орджоникидзе: Госиздат Сев. -Осет. АССР, 1940.

134. Очерк истории осетинской советской литературы. - Орджоникидзе: Сев.-Осет. кн. изд-во, 1967. - 420 с.

135. Панеш, У.М. Литература изменяющегося мира / У.М. Панеш. -Майкоп: Изд-во МГТУ, 2007. - 278 с.

136. Померанцева, Э.В. О русском фольклоре / Э.В. Померанцева. - М.: Наука, 1977. - 120 с.

137. Поспелов, Г.Н. Введение в литературоведение / Г.Н. Поспелов. - М.: Высш. шк., 1996. - 315 с.

138. Поспелов, Г.Н. Проблемы исторического развития литературы / Г.Н. Поспелов. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 272 с.

139. Потто, В.А. Осетинская легенда «Черный всадник» / В.А. Потто // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах: науч. -попул. сб. Кн. 2 / сост. Л.А. Чибирова. - Цхинвали: Ирыстон, 1982. - С. 329.

140. Проскурина, Ю.М. Своеобразие русского реализма середины XIX века / Ю.М. Проскурина // Вестник Удмуртского университета. - 2013. - № 5-4. -С. 17-24.

141. Раимкулова, А.Р. Эволюция синкретического жанра / А.Р. Раимкулова, К. Сахарбаева // Наука и Мир. - 2014. - Т. 3, № 2 (6). - С. 172-173.

142. Рыбинцев, И. Художественный очерк в системе жанров реалистической литературы / И. Рыбинцев // Метод и мастерство. - Вологда, 1971. - С. 176193.

143. Салагаева, 3.М. Коста Хетагуров и осетинское народное творчество / 3.М. Салагаева. - Орджоникидзе: Сев.-Осет. кн. изд-во, 1959. - 188 с.

144. Салагаева, З.М. От Нузальской надписи к роману: проблемы генезиса и становления осетинской прозы / 3.М. Салагаева. - Орджоникидзе: Ир, 1984. -312 с.

145. Салагаева, З.М. Четыре этюда об осетинской прозе / 3.М. Салагаева. -Орджоникидзе: Ир, 1970. - 242 с.

146. Сидакова, А.А. Социальные и нравственные проблемы в осетинской прозе (на примере рассказа Сека Гадиева «Айсса») / А.А. Сидакова // Вестник Университета Российской академии образования. - 2012. - № 3 (61). - С. 9294.

147. Скибина, О.М. Путевой очерк: синкретизм жанра (на примере русской публицистики XIX века) / О.М. Скибина // Вопросы теории и практики журналистики. - 2014. - № 4. - С. 88-97.

148. Степняк, Ю.В. Системы жанров в историко-литературном процессе / Ю.В. Степняк // Историко-литературный процесс: проблемы и методы изучения. - М., 1974. - С. 168-203.

149. Суанова, Р.Е. Развитие художественной литературы в Северной Осетии в 20-30-е годы ХХ века / Р.Е. Суанова // Сборник конференций НИЦ Социосфера. - 2011. - № 29. - С. 124-130.

150. Суменова, З.Н. Инал Кануков: жизнь и творчетво / З.Н. Суменова. -Орджоникидзе: Ир, 1972. - 248 с.

151. Таказов, Ф.М. Архетипы культурного героя в осетинской мифологии / Ф.М. Таказов // Всероссийские Миллеровские чтения. Т. 3. - Владикавказ, 2012. - С. 271-281.

152. Таказов, Ф.М. Генезис религиозных воззрений народов Северного Кавказа: монография / Ф.М. Таказов. - Владикавказ, 2009. - 211 с.

153. Таказов, Ф.М. Легенды о царциатах: эпос осетинского народа [Электронный ресурс] / Ф.М. Таказов // Современные проблемы науки и

образования. - 2014. - № 6. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/120-15308 (дата обращения: 10.11.2014).

154. Таказов, Ф.М. Методологическая сущность процессов эдиционно-текстологической подготовки эпических произведений / Ф.М. Таказов // Новые российские гуманитарные исследования. - М., 2013. - Т. 8, № 8. - С. 40.

155. Таказов, Ф.М. Мифологические архетипы модели мира в осетинской космогонии / Ф.М. Таказов. - Владикавказ: Изд.-полиграф. центр СОИГСИ РАН и РСО-А, 2014. - 212 с.

156. Таказов, Ф.М. Мифология осетин / Ф.М. Таказов // Вопросы литературы и фольклора: сб. науч. статей. - Владикавказ, 2013. - Вып. VI. -С. 134-147.

157. Таказов, Ф.М. Особенности текстологической подготовки эпических произведений осетин и сюжетного указателя к ним / Ф.М. Таказов // Вопросы литературы и фольклора: сб. науч. статей. - Владикавказ, 2014. - Вып. VII, ч. 1. - С. 146-157.

158. Таказов, Ф.М. Религиозный синкретизм в системе традиционной культуры народов Северного Кавказа / Ф.М. Таказов // Бюллетень Владикавказского института управления. - Владикавказ, 2008. - № 25. - С. 362-375.

159. Таказов, Ф.М. Творчество К.Л. Хетагурова как источник изучения осетинских традиций и обычаев / Ф.М. Таказов // Тезисы международной научной конференции, посвященной 140-летию со дня рождения К.Л. Хетагурова. - Владикавказ, 1999. - С. 37-38.

160. Таказов, Ф.М. Устное народное творчество / Ф.М. Таказов // Осетины. - М.: ИЭА РАН, 2012. - С. 477-492.

161. Таказов, Ф.М. Характеристика религиозно-мифологического сознания осетин / Ф.М. Таказов // Вопросы литературы и фольклора. - 2014. - № 7-2. -С. 66-80.

162. Таказов, Ф.М. Эволюция религиозных верований у народов Северного Кавказа [Электронный ресурс] / Ф.М. Таказов. - Режим доступа: http://www.mesoeurasia. org/archives/1079

163. Тибилов, А.А. Литературный сборник на осетинском языке «Малусаг» / А.А Тибилов // Известия осетинского научно-исследовательского института краеведения. - Владикавказ, 1925. - Вып. I. - С. 503-510.

164. Тибилов, И.С. Особенности фольклорного жанра таурага / И.С. Тибилов // Вопросы литературы и фольклора. - 2013. - № 6. - С. 55-76.

165. Тибилов, И.С. Романтизм и проблемы положительного героя в осетинской новеллистике первой половины XX века / И.С. Тибилов // Вопросы литературы и фольклора: сб. науч. статей. - Владикавказ, 2014. -Вып. VII, ч. 1. - С. 158-179.

166. Тибилов, И.С. Событие и его художественное воплощение в рассказах Арсена Коцоева / И.С. Тибилов // Вопросы литературы и фольклора: сб. науч. статей. - Владикавказ, 2014. - Вып. VII, ч. 2. - С. 81-98.

167. Тимофеев, Л.И. Основы теории литературы / Л.И. Тимофеев. - М., 2000. - 421 с.

168. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б.В. Томашевский. -М.: Аспект-Пресс, 1999. - 361 с.

169. Тотоев, М.С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в пореформенный период / М.С. Тотоев. - Орджоникидзе: Сев.-Осет. кн. изд-во, 1957. - 364 с.

170. Успенский, Б.А. Семиотика искусства / Б.А. Успенский. - М.: Языки рус. культуры, 1995. - 360 с.

171. Фидарова, Р.Я. Отражение динамики национального характера в прозе народов Северного Кавказа / Р.Я. Фидарова // Молодые ученые Осетии 70-летию Великого Октября. - Орджоникидзе: Ир, 1988. - 231 с.

172. Хадарцева, А. К проблеме фольклора и литературы: на примере романа Нафи Джусойты «Слезы Сырдона» / А. Хадарцева // Литературная Осетия. -Орджоникидзе, 1982. - № 60.

173. Хадарцева, А. Творческая история «Осетинской лиры» / А. Хадарцева.

- Орджоникидзе: Сев.-Осет. кн. изд-во, 1955. - 108 с.

174. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. - М.: Высш. шк., 2002.

- 438 с.

175. Хамицаева, Т.А. Историко-песенный фольклор осетин / Т.А. Хамицаева. - Орджоникидзе: Ир, 1973. - 258 с.

176. Хамицаева, Т.А. Осетинские исторические песни. Особенности жанра / Т.А. Хамицаева // Известия СОНИИ. Т. 27: Языкознание. - Орджоникидзе, 1968. - С. 224-227.

177. Хетагуров, К.Л. Собр. соч.: в 5 т. Т. 3 / К.Л. Хетагуров. - М.: Изд-во АН СССР, 1961.

178. Хозиева, И.Х. Художественное творчество Чермена Беджызаты в контексте развития осетинской прозы 30-х годов ХХ века / И.Х. Хозиева // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. - 2014. - № 1. - С. 210-213.

179. Храпченко, М.Б. Внутренние свойства и функции литературных произведений / М.Б. Храпченко. - М., 1975.

180. Хугаев, И.С. О природе осетинской литературы с точки зрения теории билингвизма и транслингвизма / И.С. Хугаев // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Лингвистика. - 2009. - № 1. - С. 58-68.

181. Хугаев, И.С. Образ Кавказа и Осетии в русской этнографии и беллетристике XIX века как фактор генезиса русскоязычной осетинской литературы / И.С. Хугаев // Обсерватория культуры. - 2010. - № 2. - С. 110115.

182. Хугаев, И.С. Содержание и значение первых идейно-эстетических и филологических дискуссий в осетинской литературе / И.С. Хугаев // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3. - С. 373.

183. Хунагова, Б.Д. Жанр северокавказских национальных письменных литератур: эпическая поэма / Б.Д. Хунагова // Вопросы Кавказской филологии. - 2011. - Т. 8. - С. 174-178.

184. Цаголов, Г. Осетинская письменность / Г. Цаголов // Терские ведомости. - 1915. - № 242.

185. Цховребова, Л.Э. Жизнь и творчество Гадиева Цомака и русская литература / Л.Э. Цховребова. - Сталинир: Госиздат Юго-Осетии, 1961. - 298 с.

186. Чибирова, М.Л. К истории художественного перевода в осетинском литературоведении / М.Л. Чибирова // Вопросы осетинской литературы и фольклора: сб. науч. статей. - Владикавказ, 2010. - Вып. IV. - С. 158-175.

187. Чистов, К.В. К вопросу о принципах классификации жанров устной народной прозы / К.В. Чистов. - М.: Наука, 1964. - 9 с.

188. Шаззо, К. Избранные труды: в 3 т. / К. Шаззо. - Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2014.

189. Шаззо, К.Г. Художественный конфликт н эволюция жанров в адыгских литературах / К.Г. Шаззо. - Тбилиси: Мецниереба, 1978. - 237 с.

190. Шегрен, А. Осетинская грамматика с кратким словарем осетино-российским и российско-осетинским. Ч. 1 / А. Шегрен. - СПб., 1844.

191. Щепилова, Л.В. Введение в литературоведение / Л.В. Щепилова. -М.: Высш. шк., 1998. - 433 с.

192. Юго-Осетинская автономная область. - Цхинвали, 1962. - 84 с.

193. Ардасенты, Х.Н. Ирон роман жмж йж проблемжтж = Ардасенов, Х.Н. Осетинский роман и его проблемы / Х.И. Ардасенов // Мах дуг. - 1966. - № 5. - С. 77.

194. Ардасенты, Х.Н. Ирон аивадон прозж йж ржзты фжндагыл = Ардасенов, Х.Н. Осетинская художественная проза на пути своего развития / X.И. Ардасенов // Ржстдзинад. - 1950. - №155. - 8 август.

195. Ахсараты, М. Куырм-Бибо = Слепой-Бибо / М. Ахсараты // Растдзинад.

- 1959. - № 111.

196. Брытъиаты, Е. Уацмыстж = Бритаев, Е. Произведения / Е. Бритаев. -Дзжуджыхъжу, 1947.

197. Гурджибети, Б. Очаровательная красавица = Сахи ржсугъд / Б. Гурджибети. - Дзауджикау, 1904.

198. Джыккайты, Ш. Ныхасы фарн: зонадон уацтж жмж эссе = Джикаев, Ш.Ф. Богатство речи: лекционные статьи и эссе / Ш.Ф. Джикаев. -Дзжуджыхъжу, 1996.

199. Джыккайты, Ш. Разагъды лжгтж: сфжлдыстадон суржттж: Арсен. Елбыздыхъо. Цомахъ. Гино. Гаппо = Джикаев, Ш.Ф. Именитые люди: творческие портреты: Арсен. Елбыздыко. Цомак. Гино. Гаппо / Ш.Ф. Джикаев. - Владикавказ, 2009. - 388 с.

200. Джыккайты, Ш. Ирон лнтературжйы истори: 1917-1956 азтж: ахуыргжнжн чиныг = Джикаев, Ш.Ф. История осетинской литературы: 19171956 гг.: учеб. пособие / Ш.Ф. Джикаев. - Дзжуджыхъжу, 2002.

201. Джыккайты, Ш. Ирон аив дзырды зжрингуырд = Джикаев, Ш.Ф. Мастер осетинского художественного слова / Ш.Ф. Джикаев. // Коцойты А. Уацмыстж = Коцоев, А. Произведения. - Орджоникидзе, 1971.

202. Джусойты, Н.Г. Коцойты Арсен цы Аивадон прозжйы жрфыст / Н.Г. Джусойты. - Цхинвал, 1964.

203. Джусойты, Н.Г. Нигер жмж ирон царды судзаг фарстытж = Нигер и важнейшие вопросы осетинского быта / Н.Г. Джусойты // Хурзжрин. - 1997.

- 28 май.

204. Джусойты, Н.Г. Нигер: сфжлдыстадон очерк = Нигер: творческий очерк / Н.Г. Джусойты. - Орджоникидзе: Ир, 1990. - 279 с.

205. Джусойты, Н.Г. Реализмы фжндагыл аивады бжрзжндтжм = По пути реализма к вершинам творчества / Н.Г. Джусойты // Критикон уацты жмбырдгонд. II хай. = Сб. критических статей. Ч. 2. - Дзжуджыхъжу, 1994. -

206. Джусойты, Н. Нарты заман жмж «Сырдоны цжссыгтж» = Джусойты, Н.Г. Эпоха Нартов и слезы Сырдона / Н.Г. Джусойты // Советон Ирыстон. -Цхинвали, 1981. - 2 июля

207. Дзуццаты, Х.-М. Ржстжг жмж литературж: уацтж = Время и литература: статьи / Х.-М. Дзуццаты. - Цхинвал, 1985.

208. Дзуццаты, Х.-М. Беджызаты Чермены сфжлдыстад = Дзуццаты, Х.-М. Творчество Чермена Бегизова / Х.-М. Дзуццаты. - Цхинвал, 1964.

209. Епхиты, Т.А. Коцойты Арсен = Епхиев, Т.А. Арсен Коцоев / Т.А. Епхиев. - Орджоникидзе, 1955. - 190 с.

210. Коцойты, А. Уацмыстж = Коцоев, А.Б. Произведения / А.Б. Коцоев. -Владикавказ, 1991. - 544 с.

211. Къубалты, А. Жфхжрдты Хжсанж. Фыджлты заманжй тауржгъ = Кубалов, А. Афхардты Хасана. Предание старины / А. Кубалов. -Дзжуджыхъжу, 1897. - 24 с.

212. Царциаты тауржгътж: ирон аджмы эпос = Легенды о Царциата: эпос осетинского народа / сост. Ф.М. Таказов. - Владикавказ, 2007.

213. Литературжзонынадон терминтж: цыбыр дзырдуат = Литературоведческие термины: краткий словарь / сост. Н.А. Асаева, Ф.Г. Бежаева. - Владикавказ, 2012. - 88 с.

214. Мамиаты, И. Дзырддзжужны: автор жмж хъайтары жмдзждис = Мамиева, И.В. В поисках слова: автор и герой: динамика взаимоотношений / И.В. Мамиева. - Владикавказ, 2008. - 368 с.

215. Мамиаты, И. Коцойты Арсены сжрмагонд фжржзтж = Мамиева, И.В. Индивидуальные особенности Арсена Коцоева / И.В. Мамиева // Мах дуг. -1997. - № 7. - С. 96-107.

216. Мамиаты, И. Хетжгкаты Къостайы поэтикон дунейы дзырдуат («Ирон фжндыр») = Мамиева, И.В. Поэтическая вселенная К.Л. Хетагурова в словарном измерении («Осетинская лира») / И.В. Мамиева. - Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2013. - 510 с.

217. Хуссар Ирыстоны аджмон уацмыстж = Народное творчество Южной Осетии. - Цхинвал, 1929.

218. Нарты кадджытж. Ирон аджмы эпос. Фыццаг чиныг = Нартовские сказания. Эпос осетинского народа. Кн. 1 / сост. Т.А. Хамицаева. -Владикавказ, 2003. - 599 с.

219. Нигер (Джанаев, И.). Наниев Сергей / Нигер (И. Джанаев) // Жрыгон большевик = Молодой большевик. - 1938. - 20 июня.

220. Ног цард = Новая жизнь. - 1907. - № 2

221. Ирон тауржгътж = Осетинские легенды / сост. Ш.Ф. Джикаев. -Орджоникидзе, 1989. - 496 с.

222. Ирон аджмон сфжлдыстад: в 2 т. Т. I = Осетинские народные сказки. Исторические и местные сказки, легенды и сказания / сост. З.М. Салагаева. -Орджоникидзе, 1961. -534 с.

223. Хуыцауы бонтыл катехизисаг тауржгътж = Таураги из Катехизиса про господни дни. - Владикавказ, 1878. - 204 с.

224. Тыбылты, А. Ирон прозжйы бындуржвжржг Коцойты Арсен = Тибилов, А.А. = Основоположник осетинской прозы Арсен Коцоев / А.А Тибилов // Фидиужг. - 1929. - № 3. - С. 68- 75.

225. Тибилов, А.А Борьба южных осетин с грузинскими помещиками и русскими генералами в XIX веке / А.А. Тибилов // Фидиужг. - 1927. - № 3-4. - С. 39-43.

226. Томайты, Х. Дзжгъжл мжсыг жмж къждзжхыл галуаны хжлддзжгтж = Томаев, К. Развалины заброшенной башни и замка на скале / К. Томаев // Ног цард. - 1907. - № 3-5.

in. Цомайты, Г. Гждиаты Секъа = Цомаев, Г. Сека Гадиев / Г. Цомаев // Чырыстон цард = Христианская жизнь. - 1915. - № 9.

228. Liba, P. Folklor a popularna literature / P. Liba // Slovensky naro-dopis. -Bratislava, 1976. - No 3. - Р. 409.

Диссертации и авторефераты диссертаций

229. Алпатов, С.В. Повествовательная структура легенды (книжные источники и поэтика фольклорных сюжетов об искушении): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.09 / Алпатов Сергей Викторович. - М., 1998. - 18 с.

230. Бабаева, С.Ю. Особенности повествовательной структуры в современной таджикской прозе: к проблеме автора и героя в художественном произведении: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Бабаева Сюзанна Юрьевна. - М., 1981.

231. Бритаева, А.Б. Становление и развитие осетинской литературной сказки: автореф. дис. ... кнд. филол. наук: 10.01.02 / Бритаева Анжела Борисовна. - Владикавказ, 2008.- 22 с.

232. Гобозов, В.Л. Художественное мастерство Сека Гадиева-поэта: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Гобозов Валерий Леотьевич. -Владикавказ, 2007. - 25 с.

233. Джусойты, Н.Г. История осетинской литературы (дореволюционный период): дис. ... д-ра филол. наук / Джусойты Нафи Григорьевич. - М., 1968. - 40 с.

234. Зима, А.А. Проблема синтеза искусств в осетинской литературе на рубеже XIX - XX веков: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Зима Анна Анатольевна. - Владикавказ, 2005.

235. Мамиева, И.В. Проблема художественного историзма в современной советской литературе и прозе: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Мамиева Изета Владимировна. - М.: Наука, 1985. - 45 с.

236. Мамчуева, Ф.О. Этноментальные аспекты прозы Муссы Батчаева в свете жанрово-стилевых исканий карачаевской литературы второй половины XX столетия: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Мамчуева Фатима Османовна. - Нальчик, 2010. - 29 с.

237. Накусова, Н.Г. Художественное осмысление проблемы абречества в осетинской литературе: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Накусова Наира Таймуразовна. - Владикавказ, 2009.

238. Сокаева, Д.В. Сакральные персонажи и символы фольклорной прозы осетин: генезис, семантика, этнографический контекст: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.09 / Сокаева Диана Вайнеровна. - М.: ИМЛИ им Горького, 2018.

239. Унежева, М.К. Эволюция жанра рассказа в кабардинской литературе: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Унежева Марита Кушбиевна. - Нальчик, 2007. - 163 с.

240. Цомартова, Р.Г. Становление жанра историко-революционного романа в осетинской литературе: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Цомартова Раиса Германовна. - М.: Изд-во МГУ, 1975. - 24 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.