Генезис и основные тенденции развития буддизма в Приамурье: философско-религиоведческий анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Беляков, Алексей Олегович

  • Беляков, Алексей Олегович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2011, Благовещенск
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 194
Беляков, Алексей Олегович. Генезис и основные тенденции развития буддизма в Приамурье: философско-религиоведческий анализ: дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Благовещенск. 2011. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Беляков, Алексей Олегович

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Буддизм как фактор цивилизационной динамики

1.1 Определение буддизма как транснациональной религии

1.2 Подходы к пониманию буддийских цивилизаций

1.3 Буддизм в культуре Древней Индии: анализ причин возникновения и распространения буддизма за пределами

индийской цивилизации

2.Буддизм как транснациональная религия народов Средней, 51 Центральной Азии и Дальнего Востока

2.1 Великий шелковый путь - ретранслятор буддийской культуры

2.2 Китай как культурный центр буддийской цивилизации на 57 Дальнем Востоке

3. Генезис и основные тенденции развития буддизма в

государствах Приамурья и Приморья в УП-ХШ веках

3.1 Начальный период развития буддизма на Дальнем Востоке

3.2 Буддизм у киданей и чжурчжэней

4.0сновные тенденции развития буддизма в Приамурье в период с XV до начала XX века (по материалам изучения буддизма у народов Верхнего Амура)

4.1 Закономерности и пути развития буддизма в Приамурье

4.2 Археологические, этнографические и другие свидетельства присутствия буддизма в Приамурье ^

Заключение \

Библиография

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Генезис и основные тенденции развития буддизма в Приамурье: философско-религиоведческий анализ»

ВВЕДЕНИЕ

Буддизм относится к числу религий, получивших мировое распространение. Его возникновение в У1-У вв. до н.э. - первоначально как религиозно-философского учения Шакьямуни - предопределило его дальнейшее развитие в течение 2,5 тысячи лет. Область распространения учения огромна: Индия и Тибет, Китай и страны Юго-Восточной Азии, Монголия, Бурятия и Тува, Калмыкия, районы Средней Азии, Дальний Восток и Япония. Все эти страны исторически имели собственные развитые религиозные системы, считающиеся традиционными. Тем не менее буддизм распространился и на большей части этих территорий занял господствующее положение, хорошо вписавшись в их традиционную культуру. Это обусловлено самим учением Будды, ориентирующимся более на внутренний духовный и нравственный рост человека, нежели на догматы и особенности культа. Именно поэтому он мог хорошо вписываться в различные культуры, внутренне их дополняя и обогащая, а не заменяя собой или уничтожая. Вместе с тем буддизм передавал научные знания, накопленные предыдущими цивилизациями, и привносил новое философское и религиозное измерение в автохтонные культуры, на почве которых приобретал собственное уникальное выражение. Однако, несмотря на наличие общего религиозного каркаса, в различных странах и эпохах буддизм проявлялся по-разному. И поэтому понимание буддизма в целом невозможно без изучения его локальных проявлений в определенных государствах и культурах в разные исторические эпохи. Изучение этапов развития и распространения буддизма в конкретном регионе позволит выявить роль этой религии в культурной, политической и экономической жизни общества.

Географические и хронологические рамки исследования

Рассматривая историю буддизма в Приамурье, необходимо учитывать те этномиграционные и этнокультурные процессы, которые существовали в разное время на всей территории Дальнего Востока. Без понимания динамики

3

этих процессов невозможно понять генезис и дальнейшее развитие не только буддизма, но и различных культур аборигенных народов этого региона.

Для ограничения области исследования и внесения ясности в терминологию территориально и хронологически определим границы Приамурья. Под Приамурьем понимается бассейн Верхнего, Среднего и Нижнего Амура в пределах современной Амурской области и Хабаровского края, а с китайской стороны - часть провинции Хэйлунцзян, прилегающая к Амуру. Северная граница Приамурья проходит по Становому хребту, являющемуся водоразделом Лены и Амура, южная часть ограничена хребтом Ильхури-Алинь, западная и восточная отрогами Малого Хингана, разделяющими притоки Амура, Нонни и Сунгари1.

Несмотря на четкие географические рамки, при рассмотрении этномиграционных процессов народов Амура2 в исторической ретроспективе необходимо учитывать и близлежащие территории соседних государств. С другой стороны, часть Приамурья (бассейн Верхнего Амура, Шилки и Аргуни), а также западная часть Маньчжурии (Большой Хинган, бассейн р. Нонни) были заселены племенами монголоязычных шивэй, улохоу и дидэгуань3. С.П. Нестеров, говоря об этномиграционных процессах на территории Приамурья в раннем Средневековье, отмечал: «В культурном отношении такое деление (географическое. - Прим. А.Б.) достаточно условно, так как, например, памятники найфельдской группы известны и на Амуре, и в Приморье, и в Маньчжурии, вплоть до Ашихэ. По этой причине, уделяя основное внимание истории Приамурья, мы не будем ограничиваться районами, прилегающими только к Амуру, а будем использовать материалы памятников Северо-Восточного Китая и Приморья»4. Автор разделяет такую трактовку и опирается на нее в своём исследовании.

1 Нестеров С.П. Народы Приамурья в эпоху раннего Средневековья. - Новосибирск, 1998. - С. 5-6.

Под народами Амура в данной работе понимаются этнические образования, заселявшие бассейн реки Амура в древности и Средневековье (мохэ, чжурчжэни, кидани, маньчжуры, дауры, эвенки и некоторые другие).

Дьякова О.В. О корреляции раннесредневековых культур Приамурья // Материальная культура Востока -М„ 1988.-4. II.-С. 222. Нестеров С.П. Народы Приамурья в эпоху раннего средневековья. - Новосибирск, 1998. - С.6.

4

Рассматривая развитие буддизма в Приамурье, необходимо говорить и о развитии буддизма в Корее, Японии, а также других географических районах, связанных с этномиграционными процессами народностей Приамурья. Такая связь объясняется не только генетически - предки большинства современных народностей Приамурья и Приморья были тунгусы, - но и культурно-исторически: территориальная и этническая близость народов неизбежно приводила к культурной диффузии между ними. Так, например, в материальной и духовной культуре чжурчжэней Э.В. Шавкунов выделяет несколько культурных напластований, дающих наглядное представление о сложности и многообразии тех культурно-исторических процессов, конечным результатом которых стало появление чжурчжэньского этноса с его самобытной культурой5.

В средневековой истории Приморья и Приамурья важнейшей вехой был период сложения, развития и гибели древнейших государств Бохай и Цзинь (Золотой империи чжурчжэней). Их объединяют территория расселения и доминирующий тунгусский этнос мохэ, принявший активное участие в образовании этих государств. В верхних слоях этих обществ был распространен буддизм, что документально подтверждается раскопками, проводившимися в Приморском6 и Хабаровском краях7. Позднее, уже в культурах народов этнографического периода также наблюдаются отдельные признаки буддийской традиции. Известно, что буддийская религия до 1917 г. имела определенное распространение на Российском Дальнем Востоке. Таким образом, географические рамки исследования охватывают Приамурье

5 Первое - древнетунгусское напластование связано с общими палеоазиатскими корнями этого народа. Второе - центрально азиатское напластование связано с приемами градостроительства (равнинные укрепления), а также ряд элементов хунно-сяньбинского и древнетюркского происхождения. Третье -бохайское напластование связано с чертами когурёской культуры (сельскохозяйственный инвентарь, горные укрепления, общие лексические понятия). Подробнее см.: Шавкунов Э.В. Культура чжурчжэней-удигэ XII-XIII вв. и проблема происхождения тунгусских народов Дальнего Востока. - М., 1990. - С. 186. Копытинский, Абрикосовский, Борисовский и Корсаковский храмы находятся в Уссурийском районе, а Краскинский храм и прихрамовая постройка обнаружены в Хасанском районе. Они относятся к бохайскому времени. Краснояровское городище, располагающееся в Уссурийском районе, датировано эпохой Золотой империи чжурчжэней.

Корсаковский могильник, каменные базы от храмовой постройки на правом берегу р. Тунгуска, близ ее впадения в р. Амур в Хабаровском районе Хабаровского края, буддийские храмы, расположенные близ п. Тыр Ульчского района Хабаровского края, также датированы эпохой чжурчжэней.

5

и граничащие с ним районы, а хронологические рамки определяются VII -началом XX века.

Актуальность темы диссертационной работы

Исследование истории буддизма в Приамурье представляется актуальным в силу ряда обстоятельств:

1) Изучение истории развития и распространения буддизма в Приамурье является актуальным в силу того, что подобный анализ позволит сделать выводы о значении этого учения в культурном развитии народов и государств региона, а также о той роли, которую играл буддизм в процессе межкультурного и межэтнического диалога.

2) Актуальным также является анализ линии культурной преемственности буддизма между государствами и народами Дальнего Востока в различные исторические эпохи; данный анализ позволит сделать выводы о влиянии культур развитых государств на локальные культуры и выявить основные моменты цивилизационной динамики, связанной с распространением этого учения в среде древних и аборигенных народов Амура.

3) Актуальным является сравнение процесса распространения буддизма в Приамурье с аналогичными процессами, происходившими в некоторых других государствах- и странах, исторически связанных с этим регионом; оно даст возможность выделить основные тенденции, способствующие широкому распространению этого учения и сделать выводы относительно причин его высокой интегративности, универсальности и полиморфности.

4) Актуальным представляется изучение причин распространения буддизма в Приамурье, что дает более полную картину развития истории и культуры государств и народов этого региона.

5) Несмотря на внимание ученых к проблемам этнографии и этнологии Приамурья, а также на обилие фактического материала, на данный момент отсутствует качественное и структурированное изложение истории буддизма в Приамурье - религии, повлиявшей на культуру, историю и мировоззрение

многих народов этого региона. Поэтому актуальным является детальное описание основных этапов развития и распространения буддизма в Приамурье.

6) Актуальной представляется интерпретация имеющегося археологического, статистического и иного материала с целью реконструкции различных этапов истории развития и распространения буддизма в Приамурье.

7) Эта работа представляется особенно актуальной в силу того, что археологические находки продолжают пополнять коллекции музеев г. Благовещенска, так и оставаясь без должного внимания со стороны ученых и не получая соответствующей интерпретации специалистов.

Степень исследованности проблемы

В настоящее время в научной литературе по данной теме опубликовано достаточное количество эмпирического и теоретического материала. Однако необходимо учесть, что, несмотря на его обилие, все же в настоящее время отсутствует комплексное исследование, посвященное изучению истории буддизма в Приамурье. Имеющиеся исследования условно можно разделить на несколько групп:

1) Статьи ученых-археологов, затрагивающие данную проблему в свете интерпретаций археологических находок. А.Р. Артемьеви Н.Г. Артемьева в своих трудах описывают материал ряда буддийских храмов и построек на территории Приморья, а также выдвигают ряд предположений относительно происхождения буддизма у чжурчжэней и бохайцев8. Д.П. Болотин и Б.С. Сапунов описывают и трактуют статуэтку «ползущего Будды», а также говорят о ранней истории буддизма в Приамурье9. В трудах М.В. Воробьёва рассматриваются проблемы истории и культуры чжурчжэней, изучается

8Артемьев А.Р. Буддийские храмы XV в. в низовьях Амура. - Владивосток, 2005. - 202 е.; Артемьева Н.Г. Культовые сооружения бохайского времени на территории Приморья // Российская археология. - 1998. -№4. - С. 174-191; Артемьева Н.Г. Новые эпиграфические находки в Приморье //Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2003. - №1. - С. 200-210.

9 Болотин Д.П., Сапунов Б.С. Бронзовая статуэтка буддийского культа с Верхнего Амура // Проблемы этнокультурной истории Дальнего Востока и сопредельных территорий,- Благовещенск, 1993 - С. 106-110;

появление буддизма у этого народа10. В.Е. Медведев также разрабатывает тему буддизма у чжурчжэней и выдвигает ряд концепций об истории буддизма в Приамурье11. Э.В. Шавкунов, A.JI. Ивлиев и H.H. Крадин анализируют материальную и духовную культуру государств Бохай и Цзинь, этнические миграции и религиозные представления народов, входивших в эти государства12. А.П. Окладников формулирует гипотезы, касающиеся миграции племен мохэ, истории бохайцев и чжурчжэней13. Китайский исследователь Чжань Цзюнь делает упор на рассмотрении полиэтничности бохайцев как фактора, способствовавшего толерантности открытой внешней политики и культуры. С.П. Нестеров рассматривает бохайские миграции в Приамурье, происхождение чжурчжэней, а также фактор влияния бохайцев на культуру Цзинь14, Г.Г. Пиков анализирует процесс создания киданьского государства Ляо и распространения буддизма в нем и за его пределами15. Л.Л. Викторова исследует религиозные верования киданей, в том числе и буддизм16. Данные статьи не только вводят в научный оборот новые артефакты, памятники и свидетельства, касающиеся истории буддизма в Приамурье, но и дают возможность проанализировать основные моменты генезиса и развития буддизма с точки зрения этномиграционных,

10 Воробьёв M.B. Некоторые спорные вопросы культурной и этнической истории чжурчжэней // Страны и народы Востока. - 1973. - Вып. XV. -С. 248-255; Воробьёв М.В. Чжурчжэни и государство Цзинь.- М., 1975 - 448 е.; Воробьёв М.В. Культура чжурчжэней и государства Цзинь (X в. - 1234 г.). -М., 1983. - 326 с.

Медведев В.Е. Приамурье в конце I - начале II тысячелетия - Новосибирск, 1986 - 206 е.; Медведев В.Е. Корсаковский могильник. Хронология и материалы. - Новосибирск, 1991. - 175 с.

Шавкунов Э.В. Государство Бохай и памятники его культуры в Приморье. - JL, 1968. - 163 е.; Шавкунов Э.В. Культура чжурчжэней-удигэ ХП-ХШвв. и проблема происхождения тунгусских народов Дальнего Востока. -М., 1990.-282 е.; Шавкунов Э.В. Согдийско-иранские элементы в культуре бохайцев и чжурчжэней // Проблемы древних культур Сибири: Сборник научных статей. - Новосибирск, 1985. - С. 146155; Шавкунов Э.В. Согдийская колония VII-X вв. в Приморье // Материалы по этнокультурным связям народов Дальнего Востока в Средние века: Сборник научных трудов. - Владивосток, 1988. - С. 100-104; Ивлиев А.Л., Крадин H.H. Государство Бохай (698-926) // Приморский край России. - Режим доступа: ha^w^^egi.ru/primorve/historv/bohaiS.htm (дата обращения: 12.09.2010); Крадин H.H. Становление и эволюция средневековой государственности // Российский Дальний Восток в древности и Средневековье.

Открытия. Проблемы. Гипотезы. - Владивосток, 2005. - С.439-448.

Окладников А.П. Далекое прошлое Приморья (очерки по древней и средневековой истории Приморского края). - Владивосток, 1959. - 292 с.

Нестеров С.П. Бохайские миграции в Приамурье и происхождение чжурчжэней // Древняя и средневековая история Восточной Азии. К 1300-летию образования государства Бохай. - Владивосток, 2001.-С. 76-79.

15 Пиков Г.Г. Кидани и Сибирь // Из прошлого Сибири. - 1996. - Вып. 2. - Ч. 1. - С. 148-154.

Викторова Л.А. Ранние формы религии киданей // Бронзовый и железный век Сибири. - Новосибирск, 1974.-С. 261-265.

политических и экономических процессов, происходивших в Приморье и Приамурье в эпоху Средневековья. Для раскрытия темы диссертации также необходимо учитывать вскрытый в этих исследованиях этнорелигиозный характер исторических процессов. Однако специфика исследований археологов недостаточно охватывает особенности культурного и религиозного взаимодействия, линии преемственности религий и культов народами Приамурья, а также ограничена соответствующими временными периодами, памятниками и этносами.

2) Публикации статей историков и религиоведов, рассматривающих данную проблему в. свете религиозной истории Приамурья и Китая. Так, С.Э. Аниховский и А.П. Забияко в ряде своих статей и в коллективной монографии «Маньчжурский клин: история, народы, религии» освещают проблему существования китайских религий на территории Приамурья, религиозные верования маньчжуров в Маньчжурии и на Дальнем Востоке России17. С.М. Широкогоров, изучая Маньчжурию Х1Х-ХХ вв., представляет свидетельства существования китайского буддизма на этих территориях в среде коренных народностей18. Т.А. Пан рассматривает проблемы религии маньчжуров в Китае при династии Цин19. В диссертации Чжан Лин Бэй рассмотрен этногенез и религиогенез маньчжуров в контексте этой темы рассмотрен ряд аспектов маньчжурского буддизма20. Огромный вклад в

17 Аниховский С.Э. Трансформация религиозных традиций эвенков под воздействием буддизма и религиозных верований китайцев в XIX - начале XX вв. // Религиоведение. - 2009. -№2. - С. 13-18; Аниховский С.Э. Китайские религии на территории Дальнего Востока России (середина XIX - начало XX вв.) // Религиоведение. - 2002.-№4. - С. 122-126; Аниховский С.Э. Китайцы и китайские религии в системе межконфессиональных отношений на Дальнем Востоке России (вторая половина XIX - начало XX вв.) // Религиоведение. - 2004. -№1. - С. 104-112; Энциклопедия религий / Под ред. А.П. Забияко, A.H. Красникова, Е.С. Элбакян. - М., 2008. - 1520 е.; История Амурской области с древнейших времен до начала XX века / Под ред. А.П. Деревянко, А.П. Забияко. - Благовещенск, 2008. - 424 е.; Аниховский С.Э., Болотин Д.П., Забияко А.П., Пан Т.А. Маньчжурский клин: история народы, религия. - Благовещенск, 2005. - 316 с.; Забияко А.П. Современный буддизм на сопредельных территориях России и Китая // Буддизм Ваджраяны в России: История и современность. - СПб., 2009. - С. 69-77.

18Shirokogoroff S.M. Psychomental Complex of the Tungus. - London, 1935. Цит. по: Аниховский С.Э. Трансформация религиозных традиций эвенков под воздействием буддизма и религиозных верований китайцев в XIX - начале XX 'в. // Религиоведение. - 2009. - №2. - С. 17.

Аниховский С.Э., Болотин Д.П., Забияко А.П., Пан Т.А. Маньчжурский клин: история народы, религия. -Благовещенск, 2005. - С.119-137.

20Чжан Линьбэй Исторические трансформации и современное состояние религиозных традиций маньчжуров северо-восточного Китая. - Дис. на соискание учёной степени кандидата философских наук. -Благовещенск., 2011. - 179 с.

изучение истории буддизма в эпоху династии Цин внес В.Л. Успенский21. Яо Фэн и Хан Гю Чхоль рассматривают политическую и культурную историю государства Бохай22. Вэй Цуньчэн проводит анализ архитектуры Бохая и делает выводы о культурной преемственности государства Бохай и ближайших соседних государств23. Особо следует упомянуть монографию Б.У. Китинова, связанную с историей развития буддизма в России и на сопредельных с ней территориях24. Анализ этой работы позволяет провести параллели и сделать выводы относительно некоторых схожих моментов в истории развития буддизма в Приамурье. Труды данных авторов, безусловно, вносят неоценимый вклад в изучение этнорелигиозной ситуации в регионе в течение длительных исторических периодов, что дает возможность выделить основные тенденции развития, распространения культурного и религиозного взаимодействия между народами Амура25.

3) Труды ученых-буддологов, востоковедов и культурологов, рассматривающих буддизм в контексте этнического и культурного взаимодействия народов. В этих трудах содержатся важные философские выводы, объясняющие причины столь широкого распространения буддизма в инокультурной среде.

Огромный вклад в развитие отечественной буддологии внесла петербургская востоковедческая школа. Труды В.П. Васильева, Ф.И. Щербатского, Е.Е. Обермиллера и О.О. Розенберга являются огромным вкладом в науку и образцом для ученых всего мира. Их продолжателями

21Успенский В.Л. Тибетский буддизм в Пекине при династии Цин (1644-1911) в культурно-историческом контексте эпохи. - Дис. на соискание учёной степени доктора исторических наук. - СПб.,2004. - 356 с.

Яо Фэн. Политика национальной автономии империи Тан в отношении Бохая // Древняя и средневековая история Восточной Азии. К 1300-летию образования государства Бохай. - Владивосток, 2001- С. 90-96; Хан Гю Чхоль. Кидани и чжурчжэни как оставшиеся бохайцы // Древняя и средневековая история Восточной Азии. К 1300-летию образования государства Бохай - Владивосток, 2001. - С. 66-71.

23Вэй Цуньчэн. Архитектура Бохая // Хэйлунцзян вэньу цункань. - 1984. - №4. - С. 15-43 (на кит.яз.).

24 Китинов Б.У. Священный Тибет и воинственная степь: буддизм у ойратов (ХП-ХУП вв.). - М., 2004. -190 с.

25Под народами Амура в данной работе понимаются этнические образования, заселявшие бассейн реки Амура в древности и Средневековье (мохэ, чжурчжэни, кидани, маньчжуры, дауры, эвенки и некоторые другие).

являются В.И. Рудой, Е.А. Торчинов, Е.П. Островская, Т.В. Ермакова, Л.С. Васильев и др.26.

Общие вопросы, связанные с пониманием основных терминов буддизма, его истории и культуры раскрыты в трудах ряда зарубежных исследователей: Э. Конзе, Л.Э. Мялля, М. Анесаки, Д.Т. Судзуки и некоторых др.27. В трудах этих ученых осмыслена важная для понимания истории буддизма в Приамурье парадигма развития этой религии на территории стран Дальнего Востока.

Важной частью исследования при интерпретации имеющегося археологического и этнографического материала является рассмотрение его с позиций культурологии и китаеведения. В этой связи нельзя не упомянуть труды В.В. Малявина - синолога, переводчика, автора многочисленных работ по истории и культуре Китая28; исследования китайского народного буддизма

26 Васильев В.П. Буддизм, его догматы, история и литература. - СПб., 1857-1869. - Т. 1-3; Васильев В.П. Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм. - СПб., 1873; Васильев В.П. Заметки по буддизму. -СПб., 1887; Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. - М., 1988. - 427 е.; Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. - СПб., 1995. - Ч. 1,2; Розенберг О.О. Труды по буддизму. - М., 1991. - 296 с.; Розенберг 0.0. Введение в изучение буддизма по японским и китайским источникам. Ч. I.: Свод лексикографического материала. - Токио, 1916; Рудой В.И. Вклад классиков Санкт-Петербургской буддологической школы в теорию источниковедения: подходы, методы и методики // Вестник РХГА. - 2009. - Т. 10. - Вып. 3. - С. 23-38; Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций -СПб.,2000. - 304 е.; Торчинов Е.А. Рецепция буддизма в Китае как пример межкультурного взаимодействия // Взаимодействие и взаимовлияние цивилизаций и культур на Востоке: Тезисы докладов и сообщений III Всесоюзной конференции востоковедов. - М., 1988. - Т. 1. - С. 131-133; Торчинов Е.А. Буддизм и формирование дальневосточного историко-культурного ареала // XX НКОГК. - М., 1989. - Ч. 1. - С. 94-97; Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника. - СПб., 1997. - 384 с.; Торчинов Е.А. Религиозно-философские учения Китая // История Востока. Т. 1.: Восток в древности. - М., 1999. -С. 601-606; Торчинов Е.А. Философия китайского буддизма. - СПб., 2001. - 256 е.; Островская-младшая Е.А. Буддийский университет в духовной культуре средневекового Тибета // Восток. -1997. - №1- С. 68-73; Островская-младшая Е.А. Тибетский буддизм. - СПб., 2008. - 336 е.; Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классические буддийские практики. - СПб., 2005. - 262 е.; Ермакова Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX - первой трети XX в. (Россия и сопредельные страны). - СПб., 1998 - 340 е.; Васильев Л.С.Культы, религии, традиции в Китае - М., 2001. - 488 с.

27Conze Е. Buddhist thought in India. - London., 1962. - 293 p.; МялльЛ.Э. Буддийская мифология // Мифынародовмира. - М., 1980. - Т. 1. - С. 191-195; Anesaki М. Buddhist cosmotheism and the symbolism of its art. - London, 2005. - 88 p.; Anesaki M. An Oriental view of foreign missions. - New York, 1913. - 121 p.; Судзуки Д.Т. Основные принципы буддизма Махаяны. - СПб., 2002. - 382 е.; Судзуки Д., Кацуки С. Дзен-Буддизм: Основы Дзен-Буддизма. Практика Дзен. -Бишкек, 1993. - 672 с.

Малявин В.В. Традиционная эстетика в странах Дальнего Востока. -М., 1987. - 262 е.; Малявин В.В. Китай в XVI-XVII вв.: Традиция и культура. -М., 1995. - 287 е.; Малявин В.В. Сумерки Дао: Культура Китая на пороге Нового времени. -М., 2000. - 436 е.; Малявин В.В. Китайская цивилизация. -М., 2000. - 627 е.; Малявин В.В. Китай управляемый: Старый добрый менеджмент. - М., 2005. - 303 е.; Малявин В.В. Восток, Запад и Россия. Статьи. - М, 2005. - 320 е.; Малявин В.В. Повседневная жизнь Китая в эпоху Мин - М ' 2008.-496 с.

М.Е. Ермакова29; труды JI.C. Васильева,30; труды И.Г. Баранова и его исследование «Верования и обычаи китайцев»31, а также K.M. Тертицкого и его труд «Китайские синкретические религии в XX веке»32.

Пониманию роли буддизма в ходе цивилизационного развития обществ способствовали публикации С.Ю. Лепехова33, М.С. Уланова34, Е.С. Сафроновой35. Использование ряда основополагающих научных трудов позволило осмыслить динамику развития и распространения буддизма в Приамурье в рамках цивилизационного подхода36. Цивилизационный подход позволяет понять генезис, характерные черты и тенденции развития различных социально-этнических общностей, которые напрямую не связаны с формационным членением общества (формационный подход). По мнению С.Э. Крапивенского, «использование цивилизационного подхода дает представление о социально-психологическом облике данного конкретного общества, его менталитете, причем активная роль общественного сознания предстает более рельефно, ибо многие черты этого облика являются отражением технико-технологического базиса, лежащего в основе той или иной ступени цивилизации. Цивилизационный подход вполне согласуется с современными представлениями о культуре как внебиологическом, чисто

29 Ермаков М.Е. Синобуддология. Китайский буддизм первой половины I тысячелетия н.э. - New York, 2001.

- 368 е.; Ермаков М.Е. Хуэй-цзяо. Жизнеописания достойных монахов (Гао сэн чжуань): В 3 т. - СПб., 2005.

- Т. П. - 240 е.; Ермаков М.Е. Магия Китая. Введение в традиционные науки и практики. - СПб., 2008. -192 е.; Категории буддийской культуры / Ред.-сост. Е.П. Островская. - СПб., 2000. - 320 с.

30 Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае - М., 2001- 488 е.; Васильев Л.С. История Востока. -М., 1994. - Т. 1,2; Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской цивилизации. Формирование основ материальной культуры и этноса. - М., 1976. - 368 с.

31

Баранов И.Г. Верования и обычаи китайцев.- М., 1999. - 302 с.

32 Тертицкий K.M. Китайские синкретические религии в XX веке - М., 2000. - 414 с.

Лепехов С.Ю. Буддийская цивилизация и парадигма открытого общества // Вестник РХГА. - 2009. -Т. 10.

- Вып. 3 - С. 161-172; Лепехов С.Ю. Буддизм в контексте межкультурного и межконфессионального диалога // Вестник РХГА. - 2008. - Т. 9. - Вып. 1. - С. 177-184; Лепехов С.Ю. Буддийская философия как идейная основа буддийской цивилизации // Проблемы новейшей историографии философии зарубежного Востока: Сборник статей. - М., 1998. - С. 24-35.

Уланов М.С.Буддийская цивилизация: теоретический дискурс и социокультурный феномен //Вестник ТГУ. - 2008. - Вып. 7(63). - С.383-388.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Беляков, Алексей Олегович, 2011 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аниховский С.Э. Изучение этнических и религиозных традиций китайского населения Дальнего Востока России русскими исследователями в 50-60 гг. XIX века // Россия и Китай на дальневосточных рубежах: Материалы международной научной конференции «Русские и китайцы: региональные проблемы этнокультурного взаимодействия» (24-25 мая 2010 г.). - Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2010. - Вып. 9. - С. 12-24.

2. Аниховский С.Э. Китайские религии на территории Дальнего Востока России (середина Х1Х-начало XX в.) // Религиоведение - 2002. - №4. -С.122-126.

3. Аниховский С.Э. Китайцы и китайские религии в системе межконфессиональных отношений на Дальнем Востоке России (вторая половина XIX - начало XX вв.) // Религиоведение. - 2004. - №1. -С.104-112.

4. Аниховский С.Э. Трансформация религиозных традиций эвенков под воздействием буддизма и религиозных верований китайцев в XIX -начале XX вв. // Религиоведение. - 2009. - №2. - С. 13-18.

5. Аниховский С.Э., Болотин Д.П., Забияко А.П., Пан Т.А. Маньчжурский клин: история народы, религия / Под ред. А.П. Забияко. -Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2005. - 316 с.

6. Артемьев А.Р. Буддийские храмы XV в. в низовьях Амура. -Владивосток: Изд-во «К и Партнеры», 2005. - 202 с.

7. Артемьева Н.Г.Культовые сооружения бохайского времени на территории Приморья // Российская археология. - 1998. - №4. - С. 174191.

8. Артемьев А.Р. Некоторые итоги археологических исследований буддийских храмов // Древняя и средневековая история Восточной

Азии. К 1300-летию образования государства Бохай. - Владивосток: Изд-во ДВО РАН, 2001. - С. 21-51.

9. Артемьева Н.Г. Новые эпиграфические находки в Приморье // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2003. - №1. - С. 200210.

10. Ахметшин Н.Х. Тайны Шелкового пути. Записки историка и путешественника. - М.: Вече. - 2002. - 416 с.

11. Баранов И.Г. Верования и обычаи китайцев. - М.: Муравей Гайд, 1999. -302 с.

12. Беляков А.О. Буддизм в Приамурье: вопросы истории культуры региона// Миграционные процессы на Дальнем Востоке (с древнейших времен до начала XX века): Материалы международной научной конференции (Благовещенск, 2004). - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2004. - С. 45-46.

13. Беляков А.О.. Буддизм в Приамурье: история и перспектива возрождения// Подготовка специалистов социальной сферы. Студенческий выпуск: Сб. статей. - Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2006. -С. 29-35.

14. Беляков А.О. Историко-религиоведческий анализ экспоната музея им. Г.С. Новикова-Даурского «Колокол с буддийской кумирни 1901 года» // Религиоведение. - 2010. - №1. - С. 13-17.

15. Беляков А.О. История возникновения и распространения буддизма в Приамурье // Буддизм Ваджраяны в России: история и современность: Материалы международной научно-практической конференции. -СПб.: Изд-во «Unlimited Space», 2009. - С. 303-312.

16. Беляков А.О. История развития буддизма в Приамурье (по материалам Амурского областного краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского) // Амурский краевед: Материалы региональной научно-практической конференции «Приамурье - форпост России на дальневосточных рубежах», 2007. - Вып. 24. - С. 231-242.

157

17. Беляков А.О. К истории буддизма в Приамурье // Россия и Китай на дальневосточных рубежах: от конфронтации к сотрудничеству. -Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2009. - Вып. 8. - С. 209-216.

18. Беляков А.О. Колокол с буддийской кумирни 1901 года из фондов музея им. Г.С. Новикова-Даурского // Евразийское культурное пространство. Археология, этнология, антропология: Материалы V Российской археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых. - Иркутск: Оттиск, 2010. - С. 454-456.

19. Берзин Э.О. Юго-Восточная Азия с древнейших времен до XIII в. - М.: Восточная литература РАН, 1995. - 349 с.

20. Болотин Д.П., Сапунов Б.С. Бронзовая статуэтка буддийского культа с верхнего Амура // Проблемы этнокультурной истории Дальнего Востока и сопредельных территорий. - Благовещенск, 1993. - С. 106— 110.

21. Бонгард-Левин Г.М. Древняя Индия. История и культура. - СПб.: Алетейя.-2001.-288 с.

22. Васильев В.П. Буддизм, его догматы, история и литература. - СПб., 1857-1869.-Т. 1-3.

23. Васильев В.П. Заметки по буддизму. - СПб., 1887.

24. Васильев В.П. История и древность восточной части Средней Азии от X до XIII в. - СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1857. -235 с.

25. Васильев В.П. Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм. -СПб, 1873.

26. Васильев Л.С. История Востока. - М.: Высшая школа, 1994. - Т. 1,2.

27. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. - М.: Восточная литература, 2001. - 487 с.

28. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской цивилизации. Формирование основ материальной культуры и этноса. - М.: Наука, 1976.-368 с.

29. Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы. -М.: Ладомир, 2001. - Т. 3. -380 с.

30. Викторова Л.А. Ранние формы религии киданей // Бронзовый и железный век Сибири. - Новосибирск, 1974. - С. 261-265.

31. Военные события в Приамурье в 1900-1902 гг. - Благовещенск: ОАО «Амурская ярмарка», 2008. - 311 с.

32. Воробьёв М.В. Культура чжурчжэней и государства Цзинь (X в. -1234 г.). - М.: Наука, 1983. - 326 с.

33. Воробьёв М.В. Некоторые спорные вопросы культурной и этнической истории чжурчжэней // Страны и народы Востока. - 1973. - Вып. XV. -С.248-255.

34. Воробьёв М.В. Чжурчжэни и государство Цзинь. - М.: Наука, 1975. -448 с.

35. Вэй Цуньчэн. Архитектура Бохая // Хэйлунцзян вэньу цункань. - 1984. - №4. - С. 15-43 (на кит. яз.).

36. Горский В.Начало и первые дела маньчжурского дома // Труды членов Российской духовной миссии в Пекине. - СПб., 1852. - Т.1. - С. 110126.

37. Дже Гампопа Дагпо Лхарджё Сёнам Ринчен. Драгоценное украшение освобождения. Исполняющая желания драгоценность истинного Учения. - СПб.: Культурный центр «Уддияна», 2001. - 340 с.

38. Дхаммапада / Пер. Ю.Н. Рерих, В.Н. Топоров. - М., 1960.

39. Дьячков C.B. История средневекового Востока: Программа курса, методические рекомендации, справочные материалы. - Харьков: ООО «НТМТ», 2008". - 104 с.

40. Е Лун-ли. Цидань го чжи (Записки о государстве киданей). - М.: Наука, 1979.-608 с.

41.Ерасов Б.С. Социокультурные и геополитические принципы евразийства // Полис. - 2001. -№5. - С. 66-78.

42. Ермаков М.Е. Магия Китая. Введение в традиционные науки и практики. СПб.: Петербургское востоковедение, 2008. - 192 с.

43. Ермаков М.Е. Синобуддология. Китайский буддизм первой половины I тысячелетия н.э. - Lewiston-Queenston-Lampeter: The Edwin Mellen Press, 2001.

44. Ермаков М.Е. Хуэй-цзяо. Жизнеописания достойных монахов (Гао сэн чжуань). - СПб.: Петербургское востоковедение, 2005. - T. II. - 240 с.

45. Ермакова Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX - первой трети XX в. (Россия и сопредельные страны). - СПб.: Наука, 1998.-344 с.

46. Ермакова Т.В, Островская Е.П. Классические буддийские практики. -СПб.: Петербургское востоковедение, 2005. - 262 с.

47. Ермакова Т.В, Островская Е.П, Рудой В.И. Классическая буддийская философия. - СПб.: Лань, 1999. - 544 с.

48. Забияко А.П. Современный буддизм на сопредельных территориях России и Китая //Буддизм Ваджраяны в России: история и современность: Материалы международной научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во «Unlimited Space», 2009. - 576 с.

49. Забияко А.П. Этническое самосознание как субъективный фактор взаимоотношений России и Китая: теоретические и прикладные аспекты // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. -Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2002. - Вып. 3. - С. 422-429.

50. Забияко А.П. Этнорелигиозный (этноконфессиональный) конфликт // Энциклопедия религий / Под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. - М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. - С. 1460.

51. Забияко А.П, Кобызов P.A., Волегов C.B. Этнорелигиозные контакты в приграничных районах Приамурья (по материалам полевых исследований) // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. -Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2003. - Вып. 5. - С. 392-399.

52. Иванов А.Ю. Роль Кореи в формировании духовной культуры Японии // Россия и АТР. - 2004. - №4. - С. 23-33.

53. Ивлиев А.Л., Крадин H.H. Государство Бохай (698-926) // Приморский край России. - Режим доступа: http ://www. fegi .ru/primorye/ history/bohai3.htm (дата обращения: 12.09.2010).

54. История Амурской области с древнейших времен до начала XX века / Под ред. А.П. Деревянко, А.П. Забияко. - Благовещенск, 2008. - 424 с.

55. История буддизма // Ассоциация «Буддизм в Интернете». - Режим доступа: http ■7/www.buddhist.ru/buddhism/istorii a-buddizma (дата обращения: 19.03.2007).

56. История Золотой империи. - Новосибирск: Изд-во ин-та археологии и этнографии СО РАН, 1998. - 288 с.

57. История Китая: Учебник / Под ред. A.B. Меликсетова. - М.: Высшая школа, 2002. - 736 с.

58. Кандзаки Масару. Тюгоку шоу но буньруй (Классификация колоколов буддийских храмов Китая) // Боншоу (Колокола буддийских храмов). -Токио, 2000. - №12. - С. 52-63.

59. Карма Агван Йондан Чжамцо. Светоч Уверенности. - СПб.: Орис, 1993.-240 с.

60. Категории буддийской культуры / Ред.-сост. Е.П. Островская. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. - 320 с.

61. Кириллов A.B. Географо-статистический словарь. - Благовещенск: Типография «Мокин и Ко», 1894. - 541 с.

62. Китинов Б.У. Священный Тибет и воинственная степь: буддизм у ойратов (XII-XVII вв.) / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. - М.: Т-во научных изданий КМК. - 2004. -190 с.

63. Ковальчик Р. Буддийские цивилизации Шелкового пути и Великой степи // Буддизм сегодня. - 2008. - №13. - С. 82-93.

64. Комарова H.A. Шаманские «короны» из коллекции К.Н. Грибского // Из личного фонда автора..

65. Кортунов B.B. За пределами рационального. - М.: ЭКСМО, 1998. -210 с.

66. Кочетов А.Н. Буддизм. - М.: Наука, 1968. - 175 с.

67. Крадин H.H. Становление и эволюция средневековой государственности // Российский Дальний Восток в древности и средневековье. Открытия. Проблемы. Гипотезы / Под ред. Ж.В. Андреева. - Владивосток: Дальнаука, 2005. - С. 439-448.

68. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для гуманитарно-социологических специальностей высших учебных заведений. -Волгоград: Комитет по печати, 1996. - 352 с.

69. Кычанов Е.И. Очерк истории тангутского государства. - М.: Наука, 1968.-366 с.

70. Лепехов С.Ю. Буддийская философия как идейная основа буддийской цивилизации // Проблемы новейшей историографии философии зарубежного Востока: Сборник статей. - М.: Ин-т философии РАН, 1998.-С. 24-35.

71. Лепехов С.Ю. Буддийская цивилизация и парадигма открытого общества // Вестник РХГА. - 2009. - Т. 10. - Вып. 3.- С. 161-172.

72. Литвинский Б.А, Пичикян И.Р. Пещерная культовая архитектура Восточного Туркестана // Восточный Туркестан и Средняя Азия в системе культур древнего и средневекового Востока. - М.: Наука, 1986. -С. 81-125.

73. Лысенко В.Г. Ранняя буддийская философия // Лысенко В.Г, Терентьев A.A., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. - М.: Восточная литература, 1994. - С. 7-312.

74. Маак Ф.К. Путешествие на Амур. - СПб.: Типография Кала Вульфа. -1859.-320 с.

75.Малявин В.В. Восток, Запад и Россия. - М.: Эксперт, 2005. - 320 с.

76. Малявин В.В. Китай в XVI-XVII вв.: Традиция и культура. - М.: Искусство, 1995. - 287 с.

77. Малявин В.В. Китай управляемый: Старый добрый менеджмент. - М.: Европа, 2005.-303 с.

78. Малявин В.В. Китайская цивилизация. - М.: Астрель, 2000. —627 с.

79. Малявин В.В..Повседневная жизнь Китая в эпоху Мин. -М.: Молодая гвардия, 2008. - 496 с.

80. Малявин В.В. Синкретические религии в Китае в XX веке: традиционное и посттрадиционное // Религии мира: история и современность. - М.: Наука, 1989. - С. 107-120.

81.Масумото Т., Ожередов Ю.И. Буддийские колокола из Синьцзяна в музее археологии и этнографии Сибири Томского университета // Труды Музея археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского Томского государственного университета. - Томск: Изд-во Томск, гос. ун-та, 2002.-Т. 1.-398 с.

82. Медведев В.Е. Корсаковский могильник. Хронология и материалы / Под ред. Е.И. Деревянко. - Новосибирск: Наука, 1991. - 175 с.

83. Медведев В.Е. Приамурье в конце I - начале II тысячелетия. -Новосибирск: Наука, 1986. - 206 с.

84. Меньшиков Л.Н. К изучению материалов русской Туркестанской экспедиции 1914-1915 гг. // Петербургское востоковедение. - 1993. -Вып.4. - С. 321-331.

85. Мифология. Большой энциклопедический словарь / Под ред. Е.М. Мелетинского. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. -736 с.

86. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев-М.: Советская Энциклопедия, 1987. - Т.1. - 672 с.

87. Нестеров С.П. Бохайские миграции в Приамурье и происхождение чжурчжэней // Древняя и средневековая история Восточной Азии. К 1300-летию образования государства Бохай. - Владивосток: ДВО РАН, 2001.-С. 76-79.

88. Нестеров С.П. Народы Приамурья в эпоху раннего Средневековья. -Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 1998. -184 с.

89. Нидал О. Каким всё является. Учение Будды в современной жизни. -М.: Алмазный Путь, 2009. - 240 с.

90. Новиков-Даурский Г.С. Историко-археологические очерки. Статьи. Воспоминания. - Благовещенск, 1961.

91. Окладников А.П. Далекое прошлое Приморья (очерки по древней и средневековой истории Приморского края). - Владивосток: Приморское книжное изд-во, 1959. - 292 с.

92. Окладников А.П, Медведев В.Е. Чжурчжэньское поселение в устье Тунгуски // Археологический поиск (Северная Азия). - Новосибирск: Наука, 1980.-С. 125-136.

93. Осторовская-младшая Е.А. Тибетский буддизм. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2008. - 336 с.

94. Островская-младшая Е.А. Буддийский университет в духовной культуре средневекового Тибета // Восток. - 1997. - №168-73.

95. Пиков Г.Г. Кидани и Сибирь // Из прошлого Сибири. - 1996. - Вып. 2. -Ч. 1.-С. 148-154.

96. Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. - М.: Амрита-Русь, 2004. - 184 с.

97. Позднеев Д.М. Описание Маньчжурии. - СПб.: Типография Ю.Н. Эрлих, 1897.-621с.

98. Путята Д.В. Экспедиция в Хинган. - СПб.: Военная Типография, 1893. - 74 с.

99. Рерих Ю.Р. Буддизм и культурное единство Азии. - М.: Международный Центр Рерихов, 2002. - 128 с.

100. Ринчендуб Б. История буддизма (Индия и Тибет). - СПб.: Евразия, 1999. -336 с.

101. Рифтин Б.Jl. Гуань-ди // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т.-М.: Сов. энциклопедия, 1987. - Т. 1. - С. 337-338.

102. Розенберг О.О. Введение в изучение буддизма по японским и китайским источникам. Свод лексикографического материала. - Токио, 1916. -Ч. I.

103. Розенберг О.О. Труды по буддизму. - М.: Наука, 1991. - 295 с.

104. Рудой В.И. Вклад классиков Санкт-Петербургской буддологической школы в теорию источниковедения: подходы, методы и методики // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2009. - Т. 10. - Вып. 3. - С. 23-38.

105. Сафронова Е.С. Синто-буддийский синкретизм в Японии VIII-XIV вв. // Вопросы научного атеизма. - 1974. - Вып. 16. - С. 223-238.

106. Семичов Б.В. О числе элементов по различным палийским и тибетским текстам // Труды БКНИИ СО АН СССР. - 1960. - №3. -С. 60-75.

107. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. - Смоленск: Русич, 2000.-464 с.

108. Соловьев B.C. Собрание сочинений: В 10 т. - СПб.: Просвещение, 1912. - Т. 5. - 488 с.

109. Стависский Б.Я. Судьбы буддизма в Средней Азии. - М.: Восточная литература, 1998. - 214 с.

110. Тереньтьев A.A. Буддизм // Энциклопедия религий / Под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. - М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. - С. 203-212.

111. Тертицкий K.M. Китайские синкретические религии в XX веке-М.: Восточная литература, 2000. - 414 с.

112. Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991. -736 с.

113. Торчинов Е.А. Буддизм и мировая цивилизация в прошлом и настоящем // Сайт профессора Е. Торчинова. - Режим доступа: http://etor.hl.ru/buddhcivil.html (дата обращения: 12.05.2010).

114. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - 304 с.

115. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 1^97. -384 с.

116. Торчинов Е.А. Религиозно-философские учения Китая // История Востока. Т. 1: Восток в древности. -М., 1999. - С. 601-606.

117. Торчинов Е.А. Рецепция буддизма в Китае как пример межкультурного взаимодействия // Взаимодействие и взаимовлияние цивилизаций и культур на Востоке: Тезисы докладов и сообщений III Всесоюзной конференции востоковедов. - М., 1988. - Т. 1. - С. 131133.

118. Торчинов Е.А. Философия буддизма Махаяны. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2002. - 320 с.

119. Торчинов Е.А. Философия китайского буддизма. - СПб.: Азбука-классика, 2001. -256 с.

120. Уланов М.С.Буддийская цивилизация: теоретический дискурс и социокультурный феномен // Вестник ТГУ. - 2008. - Вып. 7(63). -С. 383-388.

121. Успенский B.JI. Тибетский буддизм в Пекине при династии Цин (1644-1911) в культурно-историческом контексте эпохи: Дис. ... доктора исторических наук: 07.00.03. - СПб., 2004. - 356 с.

122. Халбазыков Д.В. Буддизм в истории Китая эпохи Мин: 1368-1644 гг.: Дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03-Улан-Удэ, 2008 139 с.

123. Хан Гю Чхоль Кидани и чжурчжэни как оставшиеся бохайцы // Древняя и средневековая история Восточной Азии. К 1300-летию

образования государства Бохай. - Владивосток: ДВО РАН, 2001. -С. 66-68.

124. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ACT, 2006. -571 с.

125. Цыганков П.А. Международные отношения. - М.: Новая школа, 1996.

126. Цубой Рэухэй. Боныиоу Дзиссокудзу Шусэй (Большая коллекция рисунков колоколов буддийских храмов). - Нара: Институт культурных ценностей, 1993. - Т. 1. - С. 3-4.

127. Четырова Л.Б. Буддизм в России: прошлое и настоящее // Вестник РХГА. - 2009. - Т. 10. - Вып. 3. - С. 50-58.

128. Чжан Линьбэй Исторические трансформации и современное состояние религиозных традиций маньчжуров северо-восточного Китая. - Дис. на соискание учёной степени кандидата философских наук. - Благовещенск., 2011. - 179 с.

129. Шавкунов Э.В. Государство Бохай и памятники его культуры в Приморье. - Л.: Наука, 1968.

130. Шавкунов Э.В. Культура чжурчжэней-удигэ XII-XIII вв. и проблема происхождения тунгусских народов Дальнего Востока. - М.: Наука, 1990.-282 с.

131. Шавкунов Э.В. Согдийская колония VII-X веков в Приморье // Материалы по этнокультурным связям народов Дальнего Востока в средние века: Сборник научных трудов. - Владивосток: ДВО АН СССР, 1988.-С. 100-104.

132. Шавкунов Э.В. Согдийско-иранские элементы в культуре бохайцев и чжурчжэней // Проблемы древних культур Сибири: Сборник научных статей. - Новосибирск, 1985.-С. 146-155.

133. Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск: Наука, 1993. - 592 с.

134. Штернберг Л.Я. Орочи, гольды, негидальцы, айны. - Хабаровск: Дальгиз, 1933.-740 с.

135. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. - М.: Наука, 1988.-426 с.

136. Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. - СПб.: Аста-Пресс, 1995. - 4.1,2.

137. Энциклопедия религий / Под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. - М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. - 1520 с.

138. Яблоков И.Н. Типы религии // Энциклопедия религий / Под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. - М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. - С. 1265.

139. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. - М.: Экономика, 2003 .•- 346 с.

140. Яо Фэн Политика национальной автономии империи Тан в отношении Бохая // Древняя и средневековая история Восточной Азии. К 1300-летию образования государства Бохай. - Владивосток: ДВО РАН, 2001.-С. 90-96.

141. A Study of Korean Buddhist Literature (Han'gukPulgyomunhakyo "n'gu). - Seoul,-1988. - Vol. 2.

142. Berzin A. Buddhism and Its Impact on Asia Asian Monographs // Буддийская библиотека д-ра Александра Берзина. - Режим доступа: http://www.berzinarchives.com/web/ru/archives/study/islam/historicannter action /overviews/buddhism_turkic.html(дaтaoбpaщeния: 13.01.2007).

143. Bhikkhu Pesala. The debate of King Milinda: an abridgement of the Milinda Panha. - England: Association for Insight Meditation, 2000. -200 p.

144. Bonke Т., Seegers M. Raum & Freude. Buddhist statuen & Ritualgegenstande. - Wuppertal: Buddhistisher Verlag hrs.von der Diamandweg, 2003. - 287 p.

145. Conze E. Buddhist Thought In India. - London., 1962. - 293 p.

146. Encyclopedia of Buddhism / edited by E. Robert, Jr. Buswell. - Los Angeles: University of California, 2003. - 981 p.

147. Encyclopedia of science and religion / edited by J. Wentzel Vrede van Huyssteen. - New York, 2003. - 1050 p.

148. Gowans C.W.Philosophy of Buddha. - New York, 2003. - 227 p.

149. Grayson H.J. Early Buddhism and Christianity in Korea: A Study in the Emplantation of Religion. - Leiden, 1985. - 164 p.

150. Humphreys C. A popular dictionary of Buddhism. - London: Buddhist Society, 1997. - 288 p.

151. Hymphreys C. A popular dictionary of Buddhism. - London, 1984. -288 p.

152. Nikam N.A, McKeon R. The Edicts of Asoka. - Chicago: University of Chicago Press, 1966.

153. Sen T. Education about Asia // University of Tennessee at Chattanooga. - 2006. - Vol. 11. - № 3. - P. 24-33.

154. Seneviratna A. King Asoka and Buddhis. Historical and literature studies. -Sri Lanka, 1994. - 236 p.

155. Shim J. Korean Buddhism: Tradition and Transformation. - Seoul, 1999.

156. Shirokogoroff S.M. Psychomental Complex of the Tungus. - London, 1935.-570 p.

157. The Life of Buddhism / edited by Frank E. - London, 2000. -230 p.

158. Ziircher E. The Buddhist Conquest of China: The Spread and Adaptation of Buddhism in Early Medieval China. - Leiden, 1959. - 257 p.

Источники

159. Акты принятия экспонатов Амурского областного краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского (АОМ) за 23.10.1891 -24.12.1944 гг.-515 с.

160. Г А АО. -Ф 4И. -Оп. 1. -Д. 276.

161. Г А АО. -Ф 4И. -Оп. 1. -Д. 286.

162. Г А АО. -Ф 4И. -Оп. 1. -Д. 298.

163. Картотека фондов Амурского областного краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского.

164. Книга инвентарных описей экспонатов 16.04.1940-8.09.1951. -401 лист.

165. Коллекция А.Н. Зимина // Из фондов МАЭС ТГУ. - Отдел фотографий. - Колл. № 6004-67.

166. РГИА. -Ф. 796. -Оп. 444. -Д. 301.

167. Тройницкий H.A. Первая Всеобщая Перепись населения Российской Империи, 1897 г. Амурская область. Издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел. - М., 1905. -Тетрадь 1. - 95 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.