Генезис и структура юридического фрейма: Российский культурно-исторический контекст тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Чухно, Наталья Алексеевна

  • Чухно, Наталья Алексеевна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2005, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 259
Чухно, Наталья Алексеевна. Генезис и структура юридического фрейма: Российский культурно-исторический контекст: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Ростов-на-Дону. 2005. 259 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Чухно, Наталья Алексеевна

Введение.

Глава 1. Инвариантное содержание западного юридического фрейма.

1.1. Противоречивость юридического фрейма.

1.2. Структура юридического фрейма.

1.3. Социальная стабильность как фактор функционирования юридического фрейма.

Глава 2. Западный юридический фрейм в русском социокультурном пространстве.

2.1. Социально-экономические условия институционализации правовой деятельности в традиционном российском обществе.

2.2. Культурно-исторические детерминанты трансформации юридического фрейма в России.

Глава 3. Юридического фрейма в контексте российской модернизации XX в.

3.1. Юридический фрейм эпохи советской модернизации.

3.2. Диссидентская критика как попытка переструктурирования юридического фрейма.

3.3. Морально-политический синкретизм как архетип российского юридического фрейма.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Генезис и структура юридического фрейма: Российский культурно-исторический контекст»

Актуальность темы. Но протяжении последнего полустолетия в российском обществе устойчиво фиксируется доминирование в профессиональных ориентациях молодежи установки на получение юридической профессии. Конкурс в вузы на юридические факультеты в России начиная с 60-х гг., всегда был высок, но особенно возросла популярность этой профессии с середины 80-х гг.1 Этому способствовала не только демократизация общества, которая вызвала резкое повышение статуса права и правовых специальностей, но и постепенная коммерциализация профессионального образования, что привело к значительному расширению числа вузов, готовящих юристов.

Сохраняющаяся структура профессиональных предпочтений российской молодежи выступила основанием для подготовки федерального закона № 68-ФЗ, снимающего «50-процентное ограничение на прием платных студентов в государственные вузы для обучения по самым престижным специальностям: управление, экономика, юриспруденция»2.

Очевидно, что желание многих молодых россиян стать юристами созвучно с неоднократными декларациями различных российских политических и общественных деятелей о развитии России по пути построения гражданского общества и правового государства. Существует и обратная сторона популярности юридической профессии: резкий рост криминогенности социальной среды. Переход российского общества на принципы рыночной экономики вызвал бурный рост предпринимательской активности. Достаточно широкий круг россиян стали вести рискованную хозяйственную деятельность, успешность которой не гарантируется в рыночных условиях. Нововведения в социально-экономической и политической жизни России обернулись массой правовых конфликтов, породили активную законотворческую деятельность, вызывали к жизни ряд

1 Социология молодежи. СПб., 1996. С. 152.

3 Комков С. Диплом для олигарха // Гудок. 2004.14 сентября. л теневых и откровенно делинквентных практик1. Поэтому, отмечая рост значимости профессии юриста в нашем обществе, говоря о постоянном увеличении рядов юридической корпорации, следует уточнять, что данные количественные и качественные сдвиги, на первый взгляд, весьма позитивного характера скрывают за собой множество негативных явлений и процессов.

Важнейший постулат правового государства - «разрешено все, что не запрещено законом», - стимулирует активный поиск «теневых» схем деловой активности, особенно при наличии постоянно растущего (и, следовательно, все менее способного к обнаружению и изживанию внутренних противоречий) объема формальных правил. Известный отечественный социолог В.В. Радаев замечает: «.на активный инновационный поиск обходных путей весьма оперативно бросаются лучшие интеллектуальные силы. Возникают специальные отряды специалистов (юристов, экономистов, бухгалтеров), которые обеспечивают подобные трансформации -придумывают новые обходные управленческие схемы»4. В этой ситуации для экономически активного предпринимателя ценность грамотного юриста резко возрастает, что также объясняет популярность юридической профессии на рынке образовательных услуг. Президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических и философских наук С.Комков указывает глубинную причину популярности юридической профессии: «Грамотный юрист в сегодняшнем непростом мире может сделать намного больше любого другого специалиста. При помощи манипуляций законами можно в мгновение ока несказанно обогатиться. А если эти манипуляции производятся на уровне законодательного собрания, то можно вообще получить огромные богатства, фактически не приложив к этому ни малейшего труда. Сегодня очень часто и много говорят об итогах приватизации. Но, оказывается, ни одного олигарха, прихватившего

Заславская Т.И. Об институционализащш неправовых социальных практик в России: сфера труда // Заславская Т.И. Соииетальная трансформация российского общества. М., 2003. С. 205-206. * Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М„ 3003. С. 138. приличный кусок общенародной собственности, привлечь к уголовной ответственности нельзя. Потому что «все по закону». Законы же, по которым фактически производился грабеж народного достояния, писались российскими законодателями под присмотром американских и английских консультантов»5.

Для периодов бурных социальных трансформаций, когда возникают новые экономические возможности, характерно отставание практика правового регулирования экономических отношений. Т.И. Заславская, описывая рыночное реформирование российского общества подчеркивает их неравномерный характер: «.три базовых, системообразующих макроинститута общества - экономика, политика и право - подверглись преобразованиям в неодинаковой степени, неодновременно и с разным успехом. Причем в самом удручающем положении оказалось право. В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда внедрение новых прав нередко происходит в неправовом социальном пространстве, ставшем за годы реформ для большинства россиян более реальным, чем правовое»6.

Ускорение законотворческого процесса, повышение престижа юридических специальностей вследствие растущей потребности общества в услугах юристов, правовая активность вовсе не гарантирует роста ориентаций акторов на безусловное следование легальным правилам игры.

Создание формальных правил социальной игры входит в компетенцию достаточно узкой социальной группы - политической элиты. Очевидно, что предлагаемые ею от имени государства правила игры могут отвечать, противоречить, или только частично совпадать с интересами различных социальных акторов. Эта ситуация вызывает активное участием в расширении и переопределении правовых норм специалистов в области формального правового нормотворчества (адвокатов, судей, юрисконсультов и пр.) и тех, кто в своей повседневной практике способствует (например,

5 Комков С. Диплом для олигарха//Гудок. 2004.14 сентября.

6 Заславская Т.И. Об инсгшуционалюации неправовых социальных практик в России: сфера труда // Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. М., 2003. С.206. присяжные заседатели, специалисты по управлению персоналом, делопроизводители и др.).

К этим группам, оперирующим законом, не корректно применять понятие «юристы»: они не обязательно прошли профессиональную юридическую подготовку и не обязательно официально занимаются контролем и поддержанием правовых норм. Но самой своей деятельностью они влияют на функционирование правовой сферы, связаны с законом. Для определения этих групп можно использовать в качестве рабочего понятие -«законники» или «люди закона». Впервые это понятие было введено С.К. Цатуровой, которая столкнулась с проблемой обозначения этих профессиональных групп при анализе деятельности членов Парижского Парламента и верховного суда средневековой Франции. При этом, исследовательница отмечает: «. термин «seigneurs es lois» переводится в отечественной литературе по-разному: сеньоры от закона, в законе, по закону. Однако все эти словосочетания имеют в русском языке дополнительный, часто негативный смысл, хотя и точнее соответствуют французскому эквиваленту».7 Личные знания и влияние «законников» нередко провоцируют их обладателей на неформальное использование своего профессионального капитала.

Таким образом, в ходе социальных практик постоянно имеет место расхождение (а часто, и противоречие) установленных позитивных правил взаимодействия и реальных стратегий поведения акторов. Эта ситуация обусловила постановку проблемы выявления и анализа юридического фрейма как сложившейся реальной системы восприятия взаимодействующих субъектов, и интерпретация ими самой ситуации и друг друга.

Актуальность правовой сферы для всех слоев российского общества обуславливает внимание к «людям закона» и, как следствие, появление огромного пласта повседневных, художественно осмысленных знаний о них, находящихся в общественной памяти. В этом знании велика роль

7 Цатурова C.K. Офицеры власти. Парижский Парламент в первой трети XV века. М., 2002. С.336. исторической составляющей. Исторически сложившиеся стереотипы выявляются при помощи структурно-исторического анализа, и позволяют вскрыть важные элементы юридического фрейма, определяющие функционирование правовой сферы современного общества. Обозначенные позиции объясняют значение выделенной темы анализа для практики оптимизации функционирования правовой сферы российского общества.

Степень научной разработанности проблемы. Структуры восприятия мира выступали предметом наблюдения и воссоздания для писателей Х1Х-ХХ вв. В теоретическом аспекте эти вопросы обсуждались и анализировались в работах историков, культурологов и антропологов. В социологии данная проблематика стала разрабатываться во второй половине XX века в связи с развитием направления социологии повседневности, Однако специальные социологические исследования, посвещенные вычленению юридического фрейма, пока отсутствуют. Вместе с тем, накоплен значительный объем исследований, в той или иной степени затрагивающих эту проблему. В частности, различные аспекты истории и современного состояния западной традиции права исследуются во множестве о работ. Фундаментальный труд Г.Дж. Бермана раскрывает сакральные факторы ее возникновения, оказавшие определяющее влияние на восприятие «людей закона» представителями всего остального общества, равно как и на идентичность самих «людей закона». Монография С.К. Цатуровой дает представление о функционировании верховного суда средневековой Франции - Парижского Парламента - на одном из переломных моментов ее истории (разгар Столетней войны), высветившем ряд важных характеристик статуса «человека закона» в периоды обостряющейся социальной . нестабильности. Помимо этого, работа С.К. Цатуровой содержит глубокий анализ механизмов формирования «воображаемой общности юристов» -профессиональной солидарности всех лиц, связанных с осуществлением

8 Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994. правовой функции в обществе, что позволило изучить влияние данной корпоративности на юридический фрейм.

Многие ключевые моменты цивилизации, породившей западную традицию права и соответствующий ей юридический фрейм, получили свое наиболее полное развитие в средневековой Франции. Поэтому социокультурный контекст ряда структурных элементов данного фрейма нашел отражение в классическом исследовании А.де Токвиля9.

Богатый материал для изучения базовой структуры юридического фрейма «на практике» содержится в работах М.Блока10, Е.В.Васьковского11, П.Гиро12, Р.Кларка13, Г.Л.Курбатова14, М.Молло15, Прокопия Кесарийского16, П.Ю.Уварова17, Ж.Фавра18, Ж.Фавье19, А.А.Чекаловой20, Ю.Чернера21.

Важной теоретической предпосылкой изучения юридического фрейма русского общества стало макросоциальное исследование специфики России как социума с минимальным объемом прибавочного продукта, ту принадлежащее Л.В.Милову~ . Восприятие/отношение к «людям закона» в дореформенном российском обществе реконструировалось на основе работ А.Ф.Кони23, Ст.Рассадина24, Т.Шанина25.

9 Токвиль А. де Старый порядок и революция. М., 1997.

10 Блок М. Феодальное общество. М., 2003.

11 Васьковский Е.В. Основные правила адвокатской этики/ГГрадиции адвокатской этики. Избранные труды российских и французских адвокатов (XIX - началоХХ в.).СПб., 2004.

12 Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1995. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. СПб., 1995.

13 Кларк Р. Преступность в США. М., 1975.

14 Курбатов Г.Л. Ранневизантийские портреты. К истории общественно-политической мысли. Ленинград, 1991.

13 Молло М. Правила адвокатской профессии во Франции/ЛГрадивди адвокатской этики. Избранные труды российских и французских адвокатов (XDÍ-XX в.). СПб., 2004.

16 Прокопий Кесарийский. Тайная история// Прокопмй Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1993.

17 Уваров П.Ю. Старость и немощность в сознании француза XVI в. Сцены из нотариальной практики времени Генриха И//Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени. М., 1996.

18 Фавр Ж. Адвокатские идеалы/Традиции адвокатской этики. Избранные труды российских и французских адвокатов (XIX - начало XX в.). СПб., 2004.

19 Фавье Ж. Франсуа Вийон. М., 1991.

20 Чекалова А.А. Прокопий Кесарийский: личность и творчество//Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1993.

21 Чернер Ю. ФБР: история и реальность. М., 2003.

22 Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 2001.

2j Кони А.Ф.Дмитрий Александрович Ровинский// Кони А.Ф. Отаы и дети судебной реформы. М., 2003. Кони А.Ф. Старый и новый суд в изображении Ивана Федоровича Горбунова//' Кони А.Ф. Отцы и дети судебной реформы. М. 2003.

24 Рассадин Ст. Гений и злодейство, или Дело Сухово-Кобылина. М., 1989.

25 Шанин Т. Революция как момент истины. М., 1997.

Пореформенная трансформация русского юридического фрейма нашла отражение в работах Гр.Джаншиева \ В.Ф.Домбровского" , П.А.Зайончковского28, М.Д.Кельмановича29, А.Ф.Кони30, А.А.Корнилова11, Д.Невядомского32, Т.Шанина. Роль А.Ф.Кони в формировании русского

ЯЗ юридического фрейма воссоздается на базе монографии С.Высоцкого ,

Исследование восприятия/отношения к «людям закона» в периоды социальных кризисов рассматривалось в работах Кристофера Лэша14,

1Г -у/г

К.Маркса, Ф.Энгельса' , В.И.Ленина , а также в небольшой, но

37 методологически значимой статьи О.Никифорова .

Большие трудности вызывает анализ юридического фрейма в советский период. Эта проблема практически не анализируется в отечественной науке, хотя так или иначе ее аспекты затрагиваются при обосновании актуализации восприятия/отношения общества к «людям закона» в трудах Т.И.Заславской38, А.Н.Олейника39, В.В.Радаева40, Л.Туроу41.

Обозначенный пласт исследований позволяет поставить проблему выявление базовых элементов юридического фрейма как инварианта для современного общества и проанализировать его специфическое наполнение в контексте развития российского общества.

26 Джаншиев Гр. Ведение неправых дел (Этюд по адвокатской этике)// Традиции адвокатской этики. Избранные труды российских и французских адвокатов (Х1Х- начало XX в.). СПб., 2004. Домбровский В.Ф. Вопросы адвокатской этики// Традиции адвокатской этики. Избранные труды российских и французских адвокатов (XIX- начало XX в.). СПб. 2004.

28 Зайончковский ПЛ. Российское самодержавие в конце XIX столетия. М., 1970.

29 Кедьманович М.Д. Адвокатская этика и разные юридические заметки// Традиции адвокатской этикл. Избранные труды российских и французских адвокатов (XIX- начало XX в.). СПб. 2004.

Кони А.Ф. Отцы и дети судебной реформы. М., 2003. Кони А.Ф. Общие черты судебной этижи'/Традшии адвокатской этики. Избранные труды российских и французских адвокатов (XIX- начало XX в.). СПб., 2004. '' Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.

32 Невядомский Д. Вечные вопросы адвокатуры (по поводу «Этюды по адвокатской этике»)// Традиции адвокатской этики. Избранные труды российских и французских адвокатов (XIX- начало XX в.). СПб., 2004.

33 Высоцкий С. Кони. М., 1988.

34 Лэш Кр. Восстание элит и предательство демократии. М., 2002.

35 Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М., 1988. б Ленин В.И. Государство и революция//Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.ЗЗ. М., 1981.

37 Никифоров О. «Преданная» «обещанная» «демократия»//Лэш Кр, Восстание элит и предательство демократии. М., 2002.

38 Заславская Т.И. Об инстшуционализации неправовых социальных фактик в России: сфера труда//3аславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. М., 2003.

39 Олейник А.Н. Институциональная экономика. М. 2000.

40 Радаев В.В. Социология рынков: к формирвоанию нового направления. М., 2003.

41 Туроу Л. Будущее капитализма. Новосибирск, 1999.

Объектом исследования выступает взаимодействие представителей закона («людей закона») и всего остального общества в процессе правовой регуляции социальных отношений.

Предметом исследования является анализ структуры юридического фрейма как инварианта, его генезис и специфическое содержание в российской социокультурном пространстве.

Цель и задачи исследования. Целью диссертации выступает выявление и анализ культурно-исторической специфики юридического фрейма, сложившегося в общественном сознании российского общества. Она достигается при помощи исследования следующих задач: У раскрыть сущностные характеристики юридического фрейма; проанализировать структуру юридического фрейма, сформировавшегося в европейской культурной традиции как инварриант; проанализировать условия эффективного функционирования юридического фрейма выявить условия, модифицирующие содержание западного юридического фрейма; определить специфику проявления юридического фрейма при его внесении в российскую социокультурную среду; выявить содержание юридического фрейма, сформированного в эпоху советской модернизации; проанализировать критику юридического фрейма советской модернизации как попытку восстановления западного инварианта на российской почве; проанализировать устойчивые элементы юридического фрейма, сформировавшиеся в российской культуре в ходе буржуазной и советской модернизации.

Теоретико-методологические основания исследования составили ключевые теоретические положения работ И.Гофмана, М.Вебера, П.Бурдье,

М.Фуко. В частности понятие фрейма берется в трактовке И.Гофмана который определял его как модель восприятия/отношения к действительности без учета социокультурных характеристик субъектов взаимодействия. Влияние данного фактора на организацию повседневного опыта индивидов, т.е. на специфику используемых ими фреймов, анализируется в диссертации на основе понятий габитус и дискурс. Первое понятие активно используется в различных работах П.Бурдье43, а второе является одним их основных для творчества М.Фуко44.

Изучение «юридического фрейма» как одного из важных элементов организации повседневного опыта в современных обществах предполагает обращение к положениям «понимающей социологии» М.Вебера. Функция фрейма, сводящаяся к «объяснению конкретной ситуации социального взаимодействия» и к нахождению адекватной реакции на нее, очевидно, не может быть выполнена без обращения актора к субъективному смыслу действия противоположной стороны.

Потребность в проведении структурно-исторического анализа • «юридического фрейма» обусловила применение методов структурно -функционального анализа. В то же время показ трансформации «юридического фрейма» в ходе исторического развития западного общества, равно как и общества российского, предполагает обращение к методологии социально-экономического детерминизма (К.Маркс). Для концептуального осмысления деятельности «людей закона» сталинского периода в контексте модернизационной трансформации советского общества важную роль сыграла трактовка инициации В.Я.Проппом45.

Подход к дискурсу о «людях закона» как системной целостности, в своем развитии не только зависящей от макросоциальных процессов, но и

42 Гофман И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. М., 2004.

43 Бурдье П. Мертвый хватает живого. Об отношениях между историей овеществленной и историей инкорпорированной//Бурдье П. Социология политики. М., 1993. Бурдье П. Практический смысл. СПб., М., 2001.

44 Фуко М. Порядок дискурса//Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.

45 Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки/ЛПропп В.Я. Морфология (волшебной) сказки. Исторические корни волшебной сказки. М., 1998. определяемой напряжением между элементами дискурсивной системы; поиск следов воздействия этих внешних и внутренних факторов на структуру исследуемого дискурса стали возможны благодаря методам «археологии знания».

Эмпирической базой, на основании которой выстраивается анализ, являются выдающиеся произведения мировой литературы, в которых художественными методами исследуется осмысление структурирование действительности с позиции правового ее регулирования. Писатели в зависимости от силы своего дарования проводили глубокий анализ структуры юридического фрейма и всесторонне оценивали его различные аспекты. Так, западный юридический фрейм выявлялся с помощью анализа социологических сюжетов произведений О. де Бальзака46, Э.С.Гарднера, Ч.Диккенса47, Х.Ли48, Ф.Рабле49, В.Скотта50, М.де Сервантеса31,

52 53 ^

Г.Фильдинга , У.Фолкнера , В.Шекспира* , С.Шелдона". Проблематики правового сознания российского общества рассматривалась на основе анализа художественных произведений Н.В.Гоголя56, А.С.Пушкина57, А.В.Сухово-Кобылина58, Л.Н.Толстова39, И.С.Тургенева60.

Негативный вариант юридического фрейма, существовавшего в советском обществе (антисталинский юридический фрейм) воссоздается на

46 Бальзак О. де Крестьяне//Бальзак О. де Избранные произведения. М., 1949.

47 Диккенс Ч. Холодный дом//Диккенс 4. Собрание сочинений в тридцати томах. Т. 17-18. М. 1960.

48 Ли X. Убить пересмешника. М., 2001.

49 Рабле Ф. Гарганпоа и Пантагрюэль. М., 1973.

50 Скотт В. Антикварий//Скотг В. Собрание сочинений в двадцати томах. Т.З. Минск, 1994. Скоп В. Гай Мэннеринг, или Астролог//Скотг В. Собрание сочинении в двадцати томах. Т.2. Минск, 1994.

51 Сервантес Сааведра М.де Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий//Сервантес Сааведра М.де Собрание сочинений в пяти томах. T.2.M., 1961.

52 Фильдинг Г. Политик из кофейни, или Судья в ловушке//Фильдинг Г. Избранные произведения в двух тоамх. 1 том. М„ 1954.

3" Фолкнер У. Святилище//Фолкнер У. Святилище. Реквием по монахине. Притча. М., 1997.

54 Шекспир В. Венецианский купец//Шекспир В. Собрание сочинений в четырнадцати томах. Т.5. М., ] 994.

55 Шелдон С. Гнев ангелов. Гомель, 1992.

56 Гоголь Н.В. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем//Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Ростов-на-Дону, 1976.

5 Пушкин A.C. Дубровский//Пушкин A.C. Собрание сочинений в восьми томах. Т.7. М., 1970.

58 Сухово-Кобылин A.B. Дело//Сухово-КобьшинА.В. Салтыков-Щедрин М.Е. Пьесы. М., 1984.

59 Толстой Л.Н. Воскресение. М., 1967.

60 Тургенев И.С. Степной король Лир//Тургенев И.С. Повести, Рассказы. М., 1978. основе текстов Ю.И.Домбровского61, В.Ф.Зимы62, И.Золотусского03, А.И.Солженицына64. Позитивный вариант юридического фрейма, возникшего в советском модернизирующемся обществе и просуществовавшего, с определенными изменениями, до последних лет

65 66 реконструирован на основе текстов бр. Вайнеров ,* А.И.Ваксберга , А.Я.Вышинского67, С.Г.Кара-Мурзы68, В.В.Кожинова69, Ю.И.Мухина70,

A.Н.Рыбакова71, С.Н.Семанова72.

Корректировка обоих, крайне идеологизированных вариантов юридического фрейма советской эпохи осуществлялась на основе данных, представленных в работах В.С.Бушина/3, М.Н.Гернета74., В.Н.Земскова,

B.С.Лельчука .

Научная новизна исследования. Принципиально новым является предложенный подход к исследованию правовой культуры общества посредством анализа способов структурирования восприятия социальных коллизий, подверженных правовому регулированию.

В содержательном плане научная новизна исследования заключается в следующем: введено понятие юридического фрейма, которое позволяет детализировать понятийный аппарат концепции правовой культуры общества, а также вскрыто сущностная характеристика юридического

1,1 Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей. М., 1989.

62 Зима В.Ф. Социология бесправия. Реакция сталинской юстиции на голод в СССР 1946-1947 гг.//Социс. 1999. №2. Золотусский И. Палачи и героиУ/Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей. М., 1989.

64 Солженицын А. Архипелаг ГУЛАГ. Т. 1. М., 1989.

65 Вдйнеры бр. Эра милосердия. М., 1976.

66 Ваксберг А. Белые пятна. M., 1987.

67 Вышинский А.Я. Судебные речи. М., 1938.

68 Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Т.1-2. М., 2001.

69 Кожинов В. Россия. Век XX. 1939-1964. М„ 1999.

70 Мухин 10. Убийство Сталина и Берия. М., 2002. Мухин Ю. Антироссийская подлость. М., 2003.

71 Рыбаков А. Тяжелый песок. М., 1979.

72 Семанов С. Андропов. 7 тайн генсека с Лубянки. M., 2001. Бушин В. Александр Солженицын. М., 2003.

74 Гернет М.Н. Преступность за границей и в СССР//Гернет М.Н. Избранные произведения. М., 1974. Гернет М.Н. Статистика осужденных в СССР в 1925,1926 и 1927 гг.//ГернетМ.Н. Избранные произведения. М„ 1974.

75 Лельчук B.C. Курс на индустриализацию и его осуществление//Страницы истории советского общества. Факты, проблемы, люди. М., 1989. фрейма - амбивалентность интерпретации юристами социально-правовых коллизий; выделена инвариантная структура юридического фрейма, которая объясняет расхождение в интепретации ситуации профессиональных юристов и сторон-участников правовой коллизии, а также возникновение отношений отчуждения рядовых индивидов от представителей закона; выделены социальные условия функционирования юридического фрейма, важнейшими из которых являются стабильность социетальной сферы и политического порядка, определенный уровень экономического богатства общества, позволяющий сформироваться специализированной профессиональной группе юристов, обеспечивающих закрепление и поддержание этого порядка в правовых нормах^ определены условия модификации содержания западного юридического фрейма, главным из которых выступает недостаточный уровень в обществе прибавочного продукта; это причина не позволяет институционализироваться юристам как особой профессиональной корпорации, четко отслеживающей реализацию формально-правовых механизмов регулирования социальных отношений, что приводит к участию юристов в разрешении коллизий не формальными способами; проанализирована специфика российского юридического фрейма на начальном этапе его формирования, которая проявляется в отклонении от правовых ценностей западного фрейма массовых слоев общества, ориентации представителей закона на достижение собственных интересов, слабый контроль поддержания норм корпоративной этики; определено содержание российского юридического фрейма, вызванного сжатым периодом модернизационных преобразований традиционного общества (первая половина XX в.), которое выражено во введении в право моральных принципов («коллективного судьи», «коллективной ответственности», «прогрессивного наказания») и вызвало доминирование социокультурной компетенции над правовой; выявлена предметность общественной критики российского юридического фрейма периода модернизации, направленная на его переформатирование на основе западных правовых ценностей, и показана неэффективность этих усилий, которая объясняется использованием при критике техники манипуляции общественным сознанием; выделены архетипичное ядро российского юридического фрейма, базовой характеристикой которого является совмещение моральной и правовой компонентов, а также доминирование коллективной ответственности над индивидуальной;

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Категория юридического фрейма представляет собой круг понятий, используемых для структурирования многообразной реальности, которая подвержена правому регулированию, и подведения специфической ситуации под абстрактно-всеобщую норму. Сущностью юридического фрейма является его многозначность, которая проявляется в непредсказуемости выбора юристами стратегии разрешения конкретной правовой коллизии.

2. Структура юридического фрейма в качестве инварианта включает в себя следующие элементы: готовность/отказ индивида разрешать ситуацию средствами правового регулирования с участием представителей закона, восприятие сторонами-участниками правовой коллизии друг друга и представителей закона; восприятие участниками коллизии и юристами способов разрешения ситуации с позиции дилеммы закона и справедливости. Такая структура юридического фрейма объясняет несовпадение ожиданий, адресуемых участвующими сторонами юристам и установок самих юристов: стороны-участники ориентированы на реконструкцию и учет социального контекста проблемы, которые предполагают субъективную интерпретацию, а юристы ориентированы на формально-правовую трактовку ситуации, которая снижает их субъективную ответственность за результаты разрешения коллизии.

3. Формирование западного юридического фрейма происходит в условиях стабильно функционирования общества, конструирования профессионального слоя юристов (и более широкого слоя «людей закона», например присяжных заседателей, мировых судей, которые осуществляют отправление закона), организованных как корпоративное сообщество, опирающихся на силу власти и выступающих основными интепретаторами ее воли. Ситуация системного социального кризиса, разрушающего институциональный порядок, приводит к дискредитации корпорации юристов, а также временной и частичной их заменой непрофессионалами, которые кажутся более способными, к адекватному разрешению правовых коллизий благодаря высокой социокультурной компетентности в изменяющейся среде. Стабилизация социального порядка приводит к укреплению и обновлению корпорации юристов, демонстрируя архетипичность юридического фрейма для западного общества.

4. Западный юридический фрейм модифицируется при переносе в иную социокультурную среду. В частности, его модификацию вызвал перенос в российское общество второй половины XIX в., которое представляло собой тип социума с минимальным объемом прибавочного продукта. Эти социально-экономические условия в значительной степени определили слабость и фрагментарность формально-правовой регуляции социальных процессов, отсутствие развитого профессионального слоя юристов и преимущественное разрешение правовых коллизий не формализованными способами.

5. Проведение судебной реформы во второй половине XIX в. в России вызвало культурно-правовой эффект, модифицирующий инвариантную структуру западного юридического фрейма, что проявилось в следующих элементах: а) неприятие на массовом уровне формы судебного разбирательства как публичного действа, разрушающего обособленный мир личности; б) использование юристами правового формализма, заложенного в законе, в пользу более экономически состоятельной стороны в целях достижения личных интересов; в) ориентация юристов на реализацию субъективных интересов (финансовых или карьерных) затормозило формирование их профессиональной корпорации и корпоративной этики. Данные искажения юридического фрейма определили периферийный статус юристов как социально-профессиональной группы в обществе и обусловили возврат массовых слоев российского общества к неформальным способам разрешения правовых коллизий.

6. В юридический фрейм в эпоху советской модернизации были включены следующие принципы: рассмотрение любого правового нарушения в политическом контексте; придание индивиду личной ответственности за все события, которые происходят "в обществе; при одновременном наделении общества статусом «коллективного судьи»; введение принципа «прогрессивного наказания»; чем выше социально-политический статус правонарушителя - тем тяжелее его наказание при прочих равных условиях. Данные принципы определили трансформацию юридического фрейма по двум направлениям: разрушение монополии профессионалов в сфере правового регулирования и доминирование при этом социокультурной компетенции (чувства справедливостью) над профессионально-правовой (юридическим знанием).

7. Российский юридический фрейм периода модернизации был подвергнут художественно-критическому анализу в рамках дискредитации советского модернизационного проекта со стороны диссидентов. Эта критика была направлена на переформатирование юридического фрейма, в частности: а) переопределение ситуации, которая рассматривалась в советский период как правовая в качестве той, которая находится вне рамок права; б) показ чрезмерного превышения наказания над тяжестью правонарушений; в) моральная оправданность любых деяний, направленных против советского государственного строя. Предметом критики выступили базовые правовые идеологемы советского общества (власть народа, защищенность личности, справедливость законов). Но при этом широко использовались приемы манипуляции общественным сознанием: намеренное отсечение части объективной информации, изъятие событий из широкого социально-исторического контекста, смешение объективной информации и ее оценочной интерпретации, эмоциональность и иррациональность подачи информации. Использование манипулятивных техник не способствовало утверждению в обществе инварианта западного юридического фрейма, поскольку закрепляло в изменившейся социальной ситуации недоверие к праву и корпорации юристов.

8. Сравнительный анализ юридического фрейма, модифицировавшегося на разных этапах исторического развития российского общества, позволяет выделить его устойчивые (архетипичные) элементы. К ним можно отнести: принцип прогрессивного наказания; принцип тотальной социальной ответственности всех членов общества за социальные изменения; переоценка правовой компетенции рядовых представителей общества; сохранение ожиданий населения от юристов не только профессиональной компетентности, но и высокой степени моральной ответственности.

Практическая значимость работы определяется потребностью осмысления социокультурных факторов, влияющих на формирование правовой культуры общества, которая определяется структурами повседневного опыта восприятия социальной реальности, определение того или иного ее сегмента в качестве правовой реальности. Результаты анализа могут быть использованы, например, в комитетах по делам молодежи в органах административного управления при концептуализации направлений работы с молодежью и, в частности, формирования правовой культуры. Результаты диссертации окажутся полезным для преподавателей курсов граждановедения и литературы в общеобразовательной школе, поскольку позволяют использовать представленный материал для формирования аксеологической составляющей правового сознания.

Результаты данной работы могут быть использованы для развития соответствующих направлений в современном социологическом знании: социологии культуры, социологии правав, социологии повседневности; а также в учебном процессе при разработке лекционных курсов и спецкурсов по социологии права.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на совместном заседании кафедры социальных коммуникаций и технологий и кафедры социологии и политологии РГГГУ, а также на региональных научных конференциях. Результаты исследования опубликованы в научных работах, общим объемом в.п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав (включающих 8 параграфов), заключения, списка литературы и приложения, в котором представлены материалы, подвергнутые интент-анализу. Объем текста диссертации - машинописных страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Чухно, Наталья Алексеевна

ВЫВОДЫ:

1. Важным фактором формирования юридического фрейма в советском обществе выступила рефлексия общественности по поводу организации и функционирования юстиции в 20-50-е гг. Отношение к сталинской модернизации и ее результатам, которую институционально обеспечивали во многом именно представители советской юстиции, стало основанием утверждения сталинского и антисталинского юридических фреймов.

2. Важнейшими структурными элементами сталинского юридического фрейма являются: 1) установка на рассмотрение правовых девиаций в политическом контексте; 2) восприятие правовых девиаций как симптомы макросоциальной катастрофы советского общества со всеми вытекающими отсюда последствиями для публичного определения степени тяжести деяния и тяжести наказания; 3) установка на облегчение участи наказуемых за правовую девиацию, как только в обществе начнет снижаться ее уровень и общество становится более терпимым к ней; 4) прямое соответствие тяжести наказания и высоты индивидуальной позиции в социально-политической иерархии (принцип «прогрессивного наказания»: кому много дано, с того много и спросится). Принцип «прогрессивного наказания», в свою очередь, подразумевал высокий уровень ответственности любого советского гражданина за подконтрольный ему участке социальной практики («в нашей стране маленьких людей нет»), а также, в силу природы советского эгалитаризма, его контроль за всеми социальными секторами, попадающими в его поле зрения. В отношении самих «людей закона» принцип «прогрессивного наказания» способствовал росту юридической скрупулезности, как единственного шанса сохранить свои профессиональные позиции, а иногда и саму жизнь. Единое для всего общества чувство ответственности за все, происходящее; жизненно необходимый для «людей закона» формализм их профессиональных действий; чувство справедливости контролирующее правовую сферу - все это в совокупности явилось важным институциональным фактором успешной советской модернизации.

3. Антисталинский вариант юридического фрейма включает в себя следующие элементы: оценка наказаний, налагавшихся сталинской юстицией, как несоответствующих своей жестокостью тяжести совершенного преступления; благость самого преступления в силу его направленности против неправедной власти; примитивный (редукционисткий, упрощающий) анализ реалий советской модернизации, породивших с позиций сегодняшнего дня жесткость сталинской юстиции. Структурно антисталинский юридический фрейм базируется на акцентировании и живописании репрессий, в которых были задействованы советские «люди закона» в 30-50-е гг. Анализ макросоциальных условий, породивших репрессии, рост количества заключенных, условно осужденных, ссыльных, пораженных в правах в это время антисталинистами практически не осуществляется либо осуществляется на уровне «лозунгового мышления». Такая структура фрейма служит дискредитации советской модернизации.

4. В правовом сознании советского общества до начала системных реформ (90-е гг.) был выражен сталинский юридический фрейм. Внушенная убежденность в гарантируемом советской юстицией высоком уровне справедливости стала слабым звеном советского общественного сознания, обусловившим активную спекуляцию на теме «массовых беззаконий» сталинской эпохи, во многом делегигимировавщую советский строй в глазах его представителей.

5. Реконструкция юридических представлений, распространенных на уровне бытового сознания в советском обществе в довоенный, послевоенный периоды показывает, в качестве главной его характеристики синкретизм морально-политической и правовой оценок. При этом сопоставление стереотипов правового сознания, сформированного на протяжении 20-50-х гг. в период ускоренной модернизации, и стереотипов правового сознания советского общества в период стабильного его функционирования (70-80-е гг.) позволяет утверждать, что эта черта, наряду с эгалитарностью и принципом «прогрессивного наказания» являются архетипичными элементами правового сознания в российской культуре.

217

Заключение

Ревнивая зашита специалистами своих профессиональных прав является борьбой за монополию определенного вида социокультурного капитала - то есть не только знания, но и связанного с ним властного ресурса - в конкретной сфере социальной жизни. Мы рассмотрели обращение, концентрацию и дробление социокультурного капитала воображаемой общности юристов в контексте западной традиции права, к которой, со всеми оговорками, принадлежит и Россия. Юридический фрейм, т.е. существующее в обществе восприятие/отношение к «людям закона» как со стороны профанов, так и со стороны самих юристов, служит лучшим показателем движения этого капитала.

Как и прочие профессиональные группы, воображаемая общность юристов, обладая уникальной системой знания/власти, делает все для упрочения своих позиций, для сохранения и усиления в обществе потребности в своей деятельности. Претендуя на сакральность профессионального статуса, что является отголоском Папской революции Х1-ХП вв., породившей западную традицию права, «люди закона», как правило, активно реализуют свое квазисвященное знание на рыночных условиях, что является следствием системной связи между западной традицией права и буржуазной цивилизацией. Заинтересованные в росте спроса на свои услуги, «люди закона» культивируют в профанах страсть к судебных разбирательствам. Тщательно разыгрывая перед обществом внутрикорпоративные битвы за истину и справедливость в интересах профанов, «люди закона», снижая риски такой борьбы, не менее тщательно следят за сохранением единства своей воображаемой общности, границы которой пролегают поверх узких юридических специализаций и конфликтов сторон в зале суда. Усложняя и ужесточая легитимные правила социальной жизнедеятельности, «люди закона» настолько же становятся необходимыми обществу для его нормального функционирования, насколько освобождаются от какой бы то ни было ответственности за эффективность ими сформулированных законов. Учет профанами и понимание профессионалами этих моментов составляет базовую структуру юридического фрейма.

Увлекаясь обращением своих знаний во властные ресурсы, «теневые» юристы, пишущие «на заказ» законы от лица политиков, ставят свои знания на службу политике. Если общество отвергает политический проект, связанный с существующей системой власти, то, по понятным причинам, оно объявляет социокультурный капитал воображаемой общности юристов «сгоревшим». Отсюда и выдвигается лозунг: «Убейте юристов! Избавьтесь от этой правовой системы. Она не выполняет той мечты, на которой основана. Она не может реализовать свой идеал и цели. Придется все делать заново»413.

В ситуациях революционного кризиса юридический фрейм начинает продуцировать мечту об идеальном «судье-профане», вершащем правосудие куда более эффективно, нежели нагруженные знаниями и облеченные властью юристы. Эта мечта является элементом юридической утопии о возврате «суда народа» - института родового общества, рудименты от которого сохранились в правовой сфере Современности (суд присяжных, народные заседатели). Особенно сильной эта демократическая утопия оказалась в России - обществе с минимальным объемом прибавочного продукта, которого никогда не хватало на достойную - в сравнении с зарплатами и гонорарами западных коллег - оплату профессиональных услуг отечественных «людей закона». Поэтому, если судить по западным параметрам, в России никогда не хватало ни «юристов», ни «права».

Попытка воспользоваться в данных макросоциальных условиях западными институциональными образцами в ходе буржуазных преобразований второй половины XIX в. завершилась неудачей проекта по созданию в Российской империи русского аналога «правового государства». Правовые учреждения западного общества в России очень трудно было реализовать из-за дефицита финансово-экономических ресурсов. Большинство населения России отвергло в ходе Великой Октябрьской социалистической революции и Гражданской войны социально-политические проекты кадетов, партии профессоров и адвокатов, и близких им сил.

41,1 Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М. 1994. С. 12.

Промежуточным итогом грандиозной модернизационной трансформации российского общества в этот период стало создание в СССР принципиально новой правовой ситуации. В работе она была проанализирована посредством понятия «сталинского юридического фрейма». Главной характеристикой последнего является представление о прямом соответствии тяжести наказания за преступление и социального статуса правонарушителя в социально-политической иерархии (принцип «прогрессивного наказания»). Принцип «прогрессивного наказания», в свою очередь, подразумевал высокий уровень ответственности любого советского гражданина за. непосредственно подконтрольный ему участке социальной практики, а также его контроль за всеми социальными секторами, попадающими в поле зрения.

В работе показано, что такая демократизация юридического фрейма в раннем советском обществе стала важным фактором успеха сталинской модернизации, а сталинские правовые учреждения сыграли важную роль в выработке у людей традиционного («крестьянского») общества «индустриальной» идентичности (более жесткая, по сравнению с крестьянским хозяйством, дисциплина; более широкий, по сравнению с крестьянским двором, круг ответственности).

Закономерным в связи с этим выглядит то обстоятельство, что критика советского проекта жизнеустройства, вылившаяся в дискредитацию результатов и хода модернизационных процессов в СССР, главным своим объектом выбрала именно деятельность сталинских «людей закона», усиленно используя тему «незаконных массовых репрессий». Многократное преувеличение человеческой цены сталинской модернизации, ставшее ключевым моментом перестроечной пропаганды, в значительной степени обусловило возвращение в отечественное общественное сознание западного концепта «правового государства».

Сегодня уже очевидно, что профессиональные знания/связи/влияние и т.д. дипломированных юристов вовсе не являются гарантией их служения закону, а тем более их активного участия в борьбе за «справедливость», в профанном значении этого слова. В строящемся российском правовом государстве не заметно и снижения уровня преступности (экономической, уголовной) по сравнению с эпохой советского тоталитаризма. Более того, для правовой ситуации многих современных экономически развитых стран стали неотъемлемыми такие явления как, активное участие элит в теневой деятельности самого разного рода; рост числа тяжких преступлений и числа обитателей мест заключения; усиливающееся ощущение «простыми людьми» своей незащищенности перед силовыми ресурсами криминалитета, с одной стороны, и государства, с другой. Под воздействием этих кризисных факторов и в западных странах Юридический Фрейм претерпевает существенные изменения.

Американский меннонит, специалист в области уголовного права Ховард Зер уже более четверти века пропагандирует идею восстановительного правосудия414. Данная идея проникнута высокой верой в способность общины самой - без участия карательной машины государства, приводимой в движение равнодушными к жертве и безжалостными к преступнику «людьми закона», -разрешать самые сложные и трагические конфликты между своими членами.

Убежденный сталинист Юрий Мухин, главный редактор оппозиционной газеты «Дуэль», вот уже около десяти лет пропагандирует на ее страницах идею «суда народа». Публикуемый им в каждом четном номере еженедельника проект изменений в Конституции РФ предполагает создание правового механизма, позволяющего на основе выносимой голосующими избирателями оценки результатов деятельности выборной политической элиты резко усилить ответственность ее представителей - вплоть до тюремного заключения «на срок, равный их фактическому сроку пребывания в осужденном органе власти».

Несколько десятилетий реализующиеся в США и ряде других стран Запада на основе парадигмы восстановительного правосудия Программы Примирения Жертв и Преступников, «экстремисткая утопия» отечественного сталиниста и подобные им проекты являются современными вариантами демократической подстройки Юридического Фрейма в ситуации социального кризиса. Презрение

414 Зер X. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание. М. 2002. современных элит к нуждам и чаяниям управляемых ими «народов» - процесс, блестяще описанный ПБьюкененом, А.С.Панариным, Кр.Лэшем - имеет свой аналог и в среде «людей закона», уже почти тысячу лет бдительно сторожащих границу в правовом поле западных обществ между прерогативами своей «корпорации» и претензиями самонадеянных профанов.

Отстоят ли «люди закона» свои профессиональные привилегии? придется ли им принципиально расширить участие «народа» в регулировании правовых процессов? - ответы на эти вопросы в настоящее время могут носить преимущественно вид осторожных прогнозов. Однако в любом случае дальнейшее изменение Юридического Фрейма: комплексной системы восприятия/отношения к «людям закона» в современных обществах - будет зависеть как от компетентности профессионалов, так и от желания профанов реально отвечать за все, происходящее в их социальном универсуме.

222

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Чухно, Наталья Алексеевна, 2005 год

1. Аникст А. Вильям Шекспир/ЯПекспир В. Собрание сочинений в четырнадцати томах. М., 1992. Т.1.

2. Бальзак О. де Крестьяне // Бальзак О. де Избранные произведения. М., 1949.

3. Батыгин Г.С. Континуум фреймов: социологическая теория Ирвинга Гофмана (вступительная статья) // Гофман И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. М., 2004.

4. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная кулыура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

5. Белов С. Дональд Лэм не унывает никогда // Гарднер Э.С.Дональд Лэм. М., 1998.

6. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994.

7. Блок М. Феодальное общество. М., 2003.

8. Бомарше. Женитьба Фигаро // Французский театр эпохи Просвещения. М., 1957. Т.2.

9. Бурдье П. Мертвый хватает живого. Об отношениях между историей овеществленной и историей инкорпорированной // Бурдье II. Социология политики. М., 1993.

10. Бурдье П. Практический смысл. СПб., М., 2001.

11. Бушин В. Александр Солженицын. М., 2003.

12. Ваксберг А. Белые пятна. М., 1987.

13. Вайнеры бр. Эра милосердия. М., 1976.

14. Васьковский Е.В. Основные правила адвокатской этики//Традиции адвокатской этики. Избранные труды российских и французских адвокатов (XIX началоХХ в.). СПб., 2004.

15. Византийские титулы и должности // Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1993.

16. Высоцкий С. Кони. М., 1988.

17. Вышинский А,Я. Судебные речи. М., 1938.

18. Гарднер Э.С. Дело очаровательной попрошайки // Гарднер Э.С. Собрание сочинений в восьми томах. М., 1993. Т.5.

19. Гарднер Э.С. Дело о стройной тени // Гарднер Э.С. Собрание сочинений в восьми томах. М., 1993. Т.З.

20. Гарднер Э.С. Окружной прокурор рубит сук // Гарднер Э.С. Собрание сочинений в восьми томах. М., 1993. Т.7.

21. Гарднер Э.С.Показания одноглазой свидетельницы // Гарднер Э.С.Мейсон рискует. Запорожье, 1992.

22. Гернет М.Н. Преступность за границей и в СССР // Гернет М.Н. Избранные произведения. М., 1974.

23. Гернет М.Н. Статистика осужденных в СССР в 1925, 1926 и 1927 гг. Н Гернет М.Н. Избранные произведения. М., 1974.

24. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1995.

25. Гоголь Н.В. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем // Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Ростов-на-Дону, 1976.

26. Гофман И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. М., 2004.

27. Джаншиев Гр. Ведение неправых дел (Этюд по адвокатской этике) // Традиции адвокатской этики. Избранные труды российских и французских адвокатов (XIX- начало XX в.). СПб., 2004.

28. Дживилегов А. Рабле // Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. М., 1973.

29. Диккенс Ч. Холодный дом // Диккенс Ч. Собрание сочинений в тридцати томах. Т. 17-18. М., 1960.

30. Дилигенский Г.Г. Люди среднего класса. М., 2002,

31. Домбровский В.Ф. Вопросы адвокатской этики // Традиции адвокатской этики. Избранные труды российских и французских адвокатов (XIX- начало XX в.). СПб., 2004.

32. Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей. М., 1989.

33. Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. М., 1970.

34. Заславская Т.И. Социализм, перестройка и общественное мнение // Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. М., 2003.

35. Заславская Т.И. Об институционализации неправовых социальных практик в России: сфера труда // Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. М., 2003.

36. Заславская Т.И. О совершенствовании производственных отношений социализма и задачах экономической социологии // Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. М., 2003.

37. Земсков В.И. ГУЛАГ (историко-социологический аспект). Социологические исследования. 1991. № 6. С.10-27; 1991. № 7. С. 3-16.

38. В.Земсков О сталинских репрессиях WEB: http://www.conti4v.ai/print/2003-07-16/repress2

39. Зер X. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание. М., 2002.

40. Зима В.Ф. Социология бесправия. Реакция сталинской юстиции на голод в СССР 1946-1947 гг. // Социологические исследования. 1999. № 2.

41. Золотусский И. Палачи и герои // Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей. М., 1989.

42. Казинцев А. На что мы променяли СССР? Симулякр, или Стекольное царство. М., 2004.

43. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Т. 1-2. М., 2001.

44. Кельманович М.Д. Адвокатская этика и разные юридические заметки // Традиции адвокатской этики. Избранные труды российских и французских адвокатов (XIX- начало XX в.). СПб., 2004.

45. Кларк Р. Преступность в США. М., 1975.

46. Кожинов В.В. История Руси и русского слова. М., 1999.

47. Кожинов В.В. Россия. Век ХХ-й (1901-1939). М., 1999. '

48. Кожинов В.В. Россия. Век XX. 1939-1964. М., 1999.

49. Комков С. Диплом для олигарха // Гудок. 2004.14 сентября.

50. Конан Дойль А. Убийство в Эбби-Грэйндж // Конан Дойль А. Собрание сочинений в десяти томах. Ростов-на-Дону, Волгоград, 1993. Т.З.

51. Кони А.Ф. Общие черты судебной этики // Традиции адвокатской этики. Избранные труды российских и французских адвокатов (XIX начало XX в.). СПб., 2004.

52. Кони А.Ф. Отцы и дети судебной реформы. М., 2003.

53. Корецкий Д. Пешка в большой игре // Корецкий Д. Пешка в большой игре. СПб, 1995.

54. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.

55. Куняев Ст. Поэзия. Судьба. Россия. Книги 1-2. М., 2001.

56. Курбатов Г.Л. Ранневизантийские портреты. К истории общественно-политической мысли. Ленинград, 1991.

57. Лельчук B.C. Курс на индустриализацию и его осуществление // Страницы истории советского общества. Факты, проблемы, люди. М, 1989.

58. Ленин В.И. Государство и революция // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М., 1981. Т.ЗЗ.

59. Ли X. Убить пересмешника. М, 2001.

60. Лэш Кр. Восстание элит и предательство демократии. М.,'2002.

61. Маринина А. Смерть ради смерти // Маринина А. Шестерки умирают первыми. Ростов-на-Дону, Харьков, 1997.

62. Маркс К. Капитал. T.l. М, 1988.

63. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М, 1988.

64. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 2001.

65. Молло М. Правила адвокатской профессии во Франции//Традиции адвокатской этики. Избранные труды российских и французских адвокатов (XIX-XX в.). СПб, 2004.

66. Мухин Ю. Асы и пропаганда. Дутые победы люфтваффе. М, 2004

67. Мухин Ю. Антироссийская подлость. М, 2003.

68. Мухин Ю. Убийство Сталина и Берия. М., 2002.

69. Невядомский Д. Вечные вопросы адвокатуры (по поводу «Этюды по адвокатской этике») // Традиции адвокатской этики. Избранные труды российских и французских адвокатов (XIX- начало XX в.). СПб., 2004.

70. Никифоров Б.Вступительная статья // Кларк Р. Преступность в США. М., 1975.

71. Никифоров О. «Преданная» «обещанная» «демократия» // Лэш Кр. Восстание элит и предательство демократии. М., 2002.

72. Олейник А.Н. Институциональная экономика. М., 2000.

73. Паршев А.П. Почему Россия не Америка. М., 2000.

74. Поланьи К. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени. СПб., 2002.

75. Поляков Ю. Апофегей российского масштаба. Интервью разных лет. М., 2004.

76. Поляков Ю. Замыслил я побег. М., 2000.

77. Прокопий Кесарийский. Тайная история // Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1993.

78. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки //. Пропп В.Я. Морфология (волшебной) сказки. Исторические корни волшебной сказки. М., 1998.

79. Пушкин A.C. Дубровский // Пушкин A.C. Собрание сочинений в восьми томах. Т.7. М., 1970.

80. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. М., 1973.

81. Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М., 2003.

82. Рассадин Ст. Гений и злодейство, или Дело Сухово-Кобылина. М., 1989.

83. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы. М., 2003.

84. Русская защита // Дуэль. 2005. № 5.

85. Рыбаков А. Тяжелый песок. М., 1979.

86. Сафронов А.Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел. М., 2003.

87. Семанов С. Андропов. 7 тайн генсека с Лубянки. М., 2001.

88. Сервантес Сааведра М.де Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий // -Сервантес Сааведра М.де Собрание сочинений в пяти томах. Т.2.М., 1961.

89. Скотт В. Антикварий // Скотт В. Собрание сочинений в двадцати томах. Т.З. Минск, 1994.

90. Скотт В. Гай Мэннеринг, или Астролог // Скотт В. Собрание сочинений в двадцати томах. Т.2. Минск, 1994.

91. Словарь античности. М., 1992.

92. Смирнов А. Примечания и комментарии. «Венецианский купец» // Шекспир В. Собрание сочинений в четырнадцати томах. Т.5. М., 1994.

93. Советский энциклопедический словарь. М., 1989.

94. Сосновский Н. Весетый клоун революции, мудрец нации Вудстока // Хоффман Э. Сопри эту книгу! Как выживать и сражаться в стране полицейской демократии. М., 2003.

95. Сухово-Кобылин A.B. Дело // Сухово-Кобылин A.B. Салтыков-Щедрин М.Е. Пьесы. М., 1984.

96. Солженицын А. Архипелаг ГУЛАГ. М., 1989. Т.1.

97. Социология молодежи. СПб., 1996.

98. Токвиль А. де Старый порядок и революция. М., 1997.

99. Толстой Л.Н. Воскресение. М., 1967.

100. Томашевский Б., Шестаков Д. Комментарии // Диккенс Ч. Собрание сочинений в тридцати томах. М., 1960. Т. 17.

101. Тургенев И.С. Степной король Лир // Тургенев И.С. Повести, Рассказы. М., 1978.

102. Туроу Л. Будущее капитализма. Новосибирск, 1999.

103. Уваров П.Ю. Старость и немощность в сознании француза XVI в. Сцены из нотариальной практики времени Генриха П // Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени. М., 1996.

104. Фавр Ж. Адвокатские идеалы // Традиции адвокатской этики. Избранные труды российских и французских адвокатов (XIX начало XX в.). СПб., 2004.

105. Фавье Ж. Франсуа Вийон. М., 1991.

106. Фильдинг Г. Политик из кофейни, или Судья в ловушке // Фильдинг Г. Избранные произведения в двух томах. 1 том. М., 1954.

107. Фолкнер У. Высокие люди // Фолкнер У. Собрание рассказов. Кишинев, 1989.

108. Фолкнер У. Святилище // Фолкнер У. Святилище. Реквием по монахине. Притча. М., 1997.

109. Фуко М. Порядок дискурса // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.

110. Цатурова С.К. Офицеры власти: Парижский Парламент в первой трети XV века. М., 2002.

111. Чандлер Р. Просто искусство убивать // Чандлер Р. Сборник романов. М., 1999.

112. Чекалова A.A. Прокопий Кесарийский: личность и творчество // Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1993.

113. Чернер Ю. ФБР: история и реальность. М., 2003.

114. Шанин Т. Революция как момент истины. М., 1997.

115. Шекспир В. Венецианский купец // Шекспир В. Собрание сочинений в четырнадцати томах. М., 1994. Т.5.

116. Шелдон С. Гнев ангелов. Гомель, 1992.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.