Генезис идеи и принципов гуманизма в современном европейском образовании тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.08, кандидат философских наук Пивнева, Наталья Всеволодовна

  • Пивнева, Наталья Всеволодовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.08
  • Количество страниц 208
Пивнева, Наталья Всеволодовна. Генезис идеи и принципов гуманизма в современном европейском образовании: дис. кандидат философских наук: 09.00.08 - Философия науки и техники. Ростов-на-Дону. 2008. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Пивнева, Наталья Всеволодовна

Введение.

Глава 1. Историко-культурные корни и развитие идеи гуманизма в педагогике.

1.1. Идея гуманизма в педагогике: от частных проявлений к самостоятельной концепции.

1.2. Развитие принципов гуманизма в педагогических системах XVI-XIX веков.

1.3. Спор П.Ф. Каптерева и П.Ф. Лесгафта о гуманности образования в рамках педагогической антропологии в России второй половины XIX века. а) 77. Ф. Каптгрев: «охранительная» антропология Просвещения. б) П.Ф. Лесгафт: антропология саморазвития.

Глава 2. Возникновение и современное состояние гуманной педагогики.

2.1. Кризис культур-антропологических оснований педагогики в XX веке.

2.2. Опыт переоценки понятия гуманизма в образовании. а) Гуманистические тенденции в советском образовании. б) Современные философские споры о гуманизме. в) Социальный, морально-этический и психологический аспекты гуманистической переоценки традиционного образования.

2.3. Педагогические концепции саморазвития - реализация идей «нового» гуманизма в педагогике.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия науки и техники», 09.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Генезис идеи и принципов гуманизма в современном европейском образовании»

Актуальность темы. Современное образование переживает кризис, суть которого в том, что оно не удовлетворяет общественным ожиданиям и требованиям. Отделение обучения от воспитания ведет к проявлениям асо-циальности в массовых масштабах; преобладание теоретизма в обучении отрывает его от насущных общественных потребностей и культурных ценностей; профессиональный педагогический консерватизм противодействует преобразованиям на том основании, что только усвоение учеником необходимых знаний ведет к постижению им культуры в целом, а значит - сохранению человеческого общества. В основании такого подхода лежит идея безусловного приоритета общественных интересов, ради которых нужно жертвовать индивидуальными интересами. Эта идея издревле лежит в основании практики социализации, которая должна быть обеспечена любой ценой, в том числе и посредством насилия («черная педагогика»). В этом и заключается специфика авторитарного образования, с негативными последствиями которого общество мирилось многие столетия.

Но в XX в. эти последствия стали настолько массовыми, что встала задача изменения методики и практики образования в сторону большей человечности в отношениях учителя и ученика, т.е. в сторону идеи гуманизма. Но сразу выявились и разногласия по вопросам: что такое гуманизм; каковы принципы гуманизма в образовании; уместно ли вообще в образовании насилие; как по-новому гармонизировать отношения учителей, учеников, родителей и государства в новых исторических условиях; и самый главный вопрос — что же все-таки является главным и исходным в современном образовательном процессе, интересы ребенка-ученика или интересы учителя-общества? На эти вопросы классическая педагогика не отвечает. Не отражаются в ней и проблемы социально-психологических последствий морально-этических конфликтов между учителем и учеником, взрослым и ребенком и их влияние на мировоззрение ученика. Идея гуманизма, по сути философская, не является определяющей в педагогике (так как проблема гуманизма не входит в состав проблем педагогики) и еще далека от полномерной реализации в образовании. Систематический анализ идеи и принципов гуманизма в их историческом развитии и составляет актуальность выбранной темы.

Степень разработанности проблемы. Идея гуманизма в образовании возникает еще в древние времена (Сократ, Протагор, Платон, Аристотель, Квинтилиан). По мере развития общества и возникновения массового образования в нем возникает противоречие между интересами ученика и интересами учителя - представителя общества. Проблему гармоничного сочетания этих интересов первым поставил Я.А. Коменский. В эпоху Просвещения идея гуманизма включает две трактовки — социоцентристскую (Дж. Локк) и индивидоцентристскую (Ж.Ж. Руссо), которые начинают конкурировать. Первая трактовка была развита в педагогической концепции И.Ф. Гербарта; вторая - в педагогике И.Г. Пес-талоцци (создателя гуманной педагогики); синтетическую концепцию попытался построить Ф.В.А. Дистервег (через объединение принципов природосообразности и культуросообразности). Дальнейшее развитие идеи гуманизма в педагогике связано с именами М. Монтессори, JI. Толстого. Особое место в развитии представлений о гуманизме в российском образовании занимает спор (актуальный и для нашего времени) П.Ф. Каптерева, сторонника социоцентризма, и П.Ф. Лесгафта, развивавшего индивидоцен-тризм.

Анализ возникновения нетрадиционных молодежных движений, контркультуры — наиболее яркого проявления кризиса в образовании, и выяснение роли образования в их формировании проводили И.Б.Громова и В.Н. Леонтьева, О.А. Проховник. Выявлением культурологических, этнокультурных и антропологических параллелей между культурой детства и взросления на островах Самоа и в Европе занималась М. Мид.

Понимание педагогического гуманизма как стремления обеспечивать посредством образования более эффективную и полноценную социализацию новых поколений разделяли и разрабатывали Г. Кершенштейнер, В.А. Лай, Дж. Дьюи, П.П. Блонский, В.Н. Сорока-Росинский, А.С. Макаренко. Исследование индивидоцен-тристской направленности в советской педагогике, как более гуманной, связано с именами Э.В. Ильенкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Это же направление, в контексте детства как самостоятельного социокультурного явления, развивают Д.И. Фельдштейн,

A.Г. Кислов, Е.В.Субботский, Б. Диденко.

Концепция гуманной педагогики и школы впервые была предложена Я. Корчаком, в советской школе она связывалась с именем

B.А.Сухомлинского (М.В. Богуславский). В доперестроечный период гуманное направление в педагогике (Т.А. Сутырина) связывалось с именами учителей-новаторов В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, Ш.А.Амонашвили и подвергалось критике (Г.Н. Ионин).

В философии идея гуманизма связывается с глобальными проблемами - И.Т. Фролов, И. Новик; о его социокультурном смысле («новый гуманизм») спорят В.А. Кувакин, А. Круглов, С. Перуанский, Бокань Ю.И., В.И. Слободчиков, А. Казьмин. Гуманистическая критика современного образования проводится: в социальном аспекте - С. Соловейчиком, JI.E. Балашовым, Т. Батеневой, Б.М. Бим-Бадом, Р.В. Могилевским, В.Ю. Пузыревским, С.В. Гальпериным, М. Фуко, И. Илличем; в морально-этическом аспекте (идея ненасилия) - Ю.М. Орловым, В.Г. Мараловым, В.А. Сатаровым, Макаровой Н.И., Наливайко Н.В.; в психологическом аспекте - И.С. Коном, Э.Фроммом, Э. Эриксоном, А. Миллер, А.Б. Орловым, А.Р. Могилевским, В.Ю. Пузыревским, 3. Некрасовой, Н. Некрасовой. Наиболее известные педагогические концепции, реализующие идеи «нового гуманизма» и саморазвития, созданы Г.С. Альтшуллером, И. Акимовым и В. Клименко, Р. Штайнером, М. Липманом, Ш.А. Амонашвили.

Исследовательский материал по теме богат, но разрознен, так как идея и принципы гуманизма в европейском образовании никогда не рассматривались систематически и исторически ни в педагогике, ни в философии. Из этого и вытекает цель исследования.

Целью исследования является анализ процесса развития представлений о гуманизме в европейском образовании. Эта цель реализуется через решение следующих задач:

- рассмотреть развитие идеи гуманизма в педагогике от древности до наших дней;

-рассмотреть развитие принципов гуманизма в наиболее известных педагогических системах XVI-XIX вв;

-выяснить специфику социоцентристского и индивидоцентри-стского подходов к целям образования на примере взглядов П.Ф. Каптерева и П.Ф. Лесгафта;

-рассмотреть массовые социальные проявления кризиса образования в XX в. и выявить роль образования в их возникновении;

-рассмотреть общекультурный, философский, социальный, морально-этический и психологический опыт переоценки понятия гуманизма в образовании;

-рассмотреть наиболее известные педагогические концепции саморазвития.

Объектом исследования является процесс развития представлений о гуманизме в воспитании и образовании.

Предмет исследования - переход от социоцентристской к ин-дивидоцентристской концепции гуманизма.

Научная новизна исследования заключается в том, что: -впервые систематически рассмотрен процесс развития представлений о гуманизме в европейском образовании;

-показано, что структура образования задается следующими параллельными рамками: общество (учитель) - индивид (ученик); обучение (социализация) - воспитание (окультуривание); технологичность (профессионализм) — сотрудничество (гуманизм), и что основная тенденция развития образования задается перенесением центра значимости с первых элементов вышеуказанных рамок на вторые (что и называется «новым» гуманизмом);

-показано, что традиционно понимаемая социализация в наше время теряет смысл вне процесса гуманизации;

-показано, что негативная («черная») педагогика определяется не просто плохими учителями (родителями) или случаями плохого обращения с учениками (детьми), она есть социальное явление, воспроизводящееся веками, имеющее свои технологии, мораль, идеологию и традиции;

-показано, что основой реализации «нового» гуманизма в образовании является парадигма саморазвития.

Тезисы, выносимые на защиту

1. Важнейшим условием жизни общества является воспроизводство его культуры (как совокупности способов жизнеобеспечения) в поколениях. Изначально мотивация обучения и сам процесс обучения находились в единстве, так как не отделялись от процесса жизнедеятельности общества - семьи и профессий. Но по мере развития общественных отношений происходит их разделение, когда возникает «образование», отделенное от «воспитания». Так возникает профессиональная образовательная практика, определяемая рыночно-социальными, экономическими и эргономическими принципами, в которой «образование» вырождается в обучение, а насилие и принуждение являются общепринятыми методами («черная педагогика»). В эпоху революций возникает проблема определения меры для соотношения задач воспитания и обучения в соответствии с социальной структурой общества.

2. Возникновение массовой поточной школы окончательно отделяет обучение от воспитания и порождает проблему их гармоничного соединения (общую модель которого построил Я.А. Ко-менский в своей пампедии). Экспансия науки в обучение (принцип наукосообразности) только обострила эту проблему, суть которой - в соотношении принципа природосообразности (Песта-лоцци) и принципа культуросообразности (Дистервег). Варианты этого соотношения породили разнообразие педагогических систем по шкале, задающейся моментами: «интересы ученика (ребенка, мира детей — детства) - интересы учителя (родителей, мира взрослых — общества)». Со времен Песталоцци гуманными считались те педагогические системы, которые тяготели к первому моменту. Однако практическое воспитание и образование опирались на системы противоположной направленности. Так возникает вопрос о социальной предпочтительности того и другого направлений в образовании, т.е. о природе педагогического гуманизма.

3. Спор П.Ф. Каптерева и П.Ф. Лесгафта о приоритетных ценностях общества, реализуемых в образовании (актуальный и в наше время) вытекает из осознанного противостояния интересов индивида, ребенка, ученика и общества, взрослого, учителя, с одной стороны, и прогрессизма и традиционализма - с другой. Либерально-реформистской позиции Каптерева противостоит общечеловеческая позиция Лесгафта. Рост возможностей социальной организации порождает и рост способностей человеческой самоорганизации, за реализацию которых человек и начинает бороться. В этой борьбе зарождается новая социальная тенденция - саморазвитие, которая со временем получает отражение в образовании и педагогике.

4. Кризис традиционной системы образования проявил себя в XX в. в виде контркультуры - массового социального явления среди молодежи. Это явление, в силу его самостоятельности и глобальности, можно считать прямым следствием «черной педагогики», которую также следует считать социокультурным явлением в рамках системы образования (семейного и школьного). Подтверждением этого являются этнографические исследования «примитивных» культур, лишенных как системы образования (в ее европейском виде), так и всех порождаемых ею негативных последствий — массовых детских и взрослых неврозов, конфликта «отцов и детей», преступности и т.д.

5. Нарастание гуманистических тенденций в образовании проходило несколько этапов, захватывая все новые сферы науки и культуры. В советской педагогике это проявилось в исследованиях процесса развития сознания ученика (педагогическая психология) и в разработках педагогов-новаторов (от педагогики коллективизма до педагогики сотрудничества). С конца 80-х гг. началось философское обсуждение понятий гуманизма и детства; развернулась всеохватывающая (исходящая из приоритета интересов ребенка и ученика) критика традиционных форм образования - в идеологическом, социальном, морально-этическом и психологическом аспектах, показавшая не только их неэффективность, но и вредность. Эта критика стимулировала создание новых, более гуманных форм образовательной деятельности и педагогических систем, исходящих из необходимости обеспечения условий саморазвития ребенка и ученика.

6. Педагогика нового типа, опирающаяся на субъект-субъектную схему, на принцип саморазвития и рефлексии, и соответствующая понятию «нового» гуманизма, зарождалась в виде отдельных и узких концепций, основанных на личном опыте Учителя и предназначенных для индивидуального саморазвития, но постепенно все более систематизировалась и превращалась в модели социокультурной среды (школы, стили общения и т.п.), стимулирующие саморазвитие. Для всех них характерно не слепое следование каким-либо научным теориям, а использование теорий (или теоретических идей) для формирования опыта самообучения как ученика, так и учителя.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы при анализе основных тенденций развития современного образования, а также в учебных курсах философии образования, истории педагогики, детской, возрастной и педагогической психологии, культурологии, этики; в спецкурсах по философским проблемам образования, педагогики и педагогической психологии.

Апробация. Диссертация обсуждалась на объединенном заседании кафедры философии, культурологи и философии науки Педагогического института ЮФУ и отдела социально-гуманитарных наук Северо-Кавказского научного центра высшей школы ЮФУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы из 266 наименований. Общий объем диссертации 208 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия науки и техники», 09.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия науки и техники», Пивнева, Наталья Всеволодовна

Выводы. Педагогика нового типа, опирающаяся на субъект-субъектную схему, на принцип саморазвития и рефлексии и соответствующая понятию «нового» гуманизма, зарождалась в виде отдельных и узких концепций, основанных на личном опыте Учителя и предназначенных для индивидуального саморазвития, но постепенно все более систематизировалась и превращалась в модели социокультурной среды (школы, стиля общения и т.п.), стимулирующие саморазвитие. Для всех них характерно не слепое следование каким-либо научным теориям, а использование теорий (или теоретических идей) для формирования опыта самообучения как ученика, так и учителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показывает, что идея гуманизма в педагогике, возникшая вначале как отдельная и частная и реализуемая весьма немногими педагогами, постепенно приобретает все большую популярность и сочувствие в обществе. Она все сильнее противостоит чисто профессиона-листскому и идеологизированному подходу к образованию. Фактически, теперь на образование возлагаются надежды на реальное преобразование общества, а от педагогики требуют научно обоснованных педагогических концепций, обеспечивающих воспитание и обучение человека, соответствующего XXI в., т.е. с незакомплексованным, невраждебным, неагрессивным сознанием, способного решать любые, в том числе и глобальные проблемы.

Фундаментальная проблема гуманизма в педагогике заключается в соотношении индивидуального и коллективного начал в общественных отношениях; наше время характеризуется пересмотром этого соотношения в пользу первого начала; именно в этом направлении развиваются передовые педагогические концепции. В этом развитии можно проследить определенную последовательность смены представлений о человеке, которыми педагогика руководствовалась, ставя перед собой задачи на его воспитание и обучение. Вначале человек представал через совокупность хороших и плохих свойств и качеств, которые и требовалось выработать в ребенке, соответственно, хорошие - развить, плохие - устранить. Поскольку ребенок не способен их различать, и сопротивляется, то важным условием успешности такого воспитания считалось (и считается сейчас) подавление сопротивления, а значит и воли ученика, полное или частичное. Это можно делать напрямую («черная педагогика»), а можно — через создание ограничивающей среды, в рамках которой ученик предстает в виде необходимых обществу совокупности деятельно-социальных функций-ролей - моральных, профессиональных, идеологических. Овладение этими функциями — процесс, так что ребенок теперь предстает и в процессуальном обличии, как объект выращивания. Со временем выяснилось, что в этом процессе участвует и сам ребенок: важно, чтобы он сам захотел стать тем, кого в нем хочет видеть общество. Так выявляется важнейшая роль самосознания в процессе образования, формирование которого только и может дать человека, способного свободно ориентироваться в современных общественных отношениях и самостоятельно строить свою жизнь.

Ведь развитие рыночной экономики уже ставит свои, предельно жесткие условия и требования к образованию новых поколений, которые смогут преуспеть в жизни, только если будут соответствовать этим требованиям. И через одно-два поколения остро встанет вопрос, что дают для этого одиннадцать лет пребывания ученика в школе, если затем он не может сразу устроиться на работу? Идеологическая, моралистская и профессионалистская нормативизация образования подвергается уничтожающей критике с точки зрения базовых ценностей человеческой жизнедеятельности: здоровья, морального сознания, свободы, духовности. Но человек не рождается с этими ценностями, он должен сам выработать их (присвоить) в процессе собственного развития (саморазвития). Поэтому ценность саморазвития становится основополагающей ценностью для педагогики и образования - основой нового педагогического гуманизма.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Пивнева, Наталья Всеволодовна, 2008 год

1. Абульханова-Славская. К.А. Стратегии жизни. М., 1991.

2. Адо П. Что такое античная философия? / Пер. с франц. В.П. Гайдамака. М., 1999.

3. Акимов И., Клименко В. Мальчик, который умел летать, или путь к свободе Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.koob.ru.

4. Альтшуллер Г., Верткин И. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994.

5. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. М., 1985.

6. Амонашвили Ш.А. Как живёте, дети? М., 1986.

7. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. М., 2001.

8. Амонашвили Ш. Рука водящая. М., 2006.

9. Амосов Н.М., Никитина JI.A., Воронцов Д.Д. Страна детства. М., 1990.

10. Андреев В. Что такое гуманизм. К выходу первых номеров журнала Здравый смысл // Здравый смысл. 1997. № 4.

11. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. М., 2000.

12. Антье Э. Агрессивность. М., 2006.

13. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: в 4-х т. М., 1983. Т. 4.

14. Балашов JI.E. Образование и образованщина. Недостатки системы образования в России. Электронный ресурс. — Режим доступа: http: //balashov44.narod.ru /fil-2/obhazova-nie.doc.

15. Баныкина С.В., Степанов Е.И. Конфликты в современной школе: изучение и управление. М., 2006.

16. Батенева Т. Школа среда обитания будущего Электронный ресурс. -Режим доступа: http: //n-t.ru/tp /ob/sh.htm.

17. Берне Р. Развитие «Я»-концепции и воспитание. М., 1986.

18. Бим-Бад Б.М. Педагогика жизни: Законы и парадоксы. М., 1992.

19. Бим-Бад Б.М. Образование как преступление Электронный ресурс. -Режим доступа: http: //bim-bad.ru/working/rabochaya-papka-biblioteki /stati/stati/obrazovanie-kak-prestuplenie/.

20. Бим-Бад Б.М. О норме и нормализации как категориях педагогики Электронный ресурс. Режим доступа: http: //bim-bad.ru/working/rabochaya-papka-biblioteki/stati/stati/

21. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Курс лекций Электронный ресурс. Режим доступа: www.urao. edu /pakll .htm?#ll.

22. Бим-Бад Б.М. Ян Амос Коменский: аксиомы панпедии Электронный ресурс. Режим доступа: http: //bim-bad.ru/working/rabochaya-papka-biblioteki/stati/stati/aksiomy-panpedii-ko-menskogo/

23. Бим-Бад Б.М. Образование к свободе Электронный ресурс. Режим доступа: http: //bim-bad.ru /wor-king/rabochaya-papka-biblioteki/stati/stati/chto-takoe-obra-zovaniedlya-svobody/.

24. Бим-Бад Б.М. К концепции современного педагогического образования Электронный ресурс. Режим доступа: http: // bim-bad.ru /wor-king/rabochay a-papka-biblioteki/ stati/ stati / obrazovanie-pedagogov/.

25. Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации Электронный ресурс. Режим доступа: http: bim-bad.ru/working/rabochaya-papka-biblioteki/stati/stati/obrazovanie

26. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения.: В 2-х т. М., 1979.

27. Богуславский М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала 20 века // Педагогика. 2000. № 4.

28. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб, 1999.

29. Бокань Ю.И. Новый гуманизм или введение в витасофию. М., 1991.

30. Босенко В. Воспитать воспитателя. Заметки по философским вопросам педагогики и педагогическим проблемам философии. Киев, 2004.

31. Быков Р. До и после «Чучела» // Юность. 1985. № 9.

32. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.

33. Варламова А.Я. Школьная адаптация. Волгоград, 2005.

34. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. Теория и история. М., 2006.

35. Вентцель / Антология гуманной педагогики. М., 1999.

36. Вологодина Н.В. Тренинг самостоятельности у детей Ростов н/Д, 2006.

37. Воспитательная деятельность педагога. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. М., 2006.

38. Всеобщая декларация прав человека // Известия. 1989. № 11; 12.

39. Всеобщая декларация обязанностей человека // Здравый смысл. 2006. № 40; Электронный ресурс. Режим доступа: http://humanism.al.ru/ru/magazine.phtml? issue=2006.40-03.

40. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. 1991.

41. Габай Т.В. Педагогическая психология. М., 2005.

42. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1996. Вып. 2.

43. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребёнка. М., 1985.

44. Гальперин С.В. У истоков преподавания введения в цельное знание Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.epischool.edu. ru/key.htm.

45. Гальперин С.В. Давайте откроем мир заново! Электронный ресурс. — Режим доступа: http: //www.epischool.edu.ru/key03.htm.

46. Гарбузов В.И. Нервные дети. Л., 1988.

47. Гейгер Л. Предвестники гуманизма // Здравый смысл. 1997. № 4.

48. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М, 1995.

49. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2007.

50. Глассер У. Школы без неудачников. М., 1991.

51. Горелова Г.Г. Кризисы личности и педагогическая профессия. М., 2004.

52. Горохова Т. Маленький принц в вальдорфской школе // Педагогика. 1994. № 3.

53. Громова И.Б., Леонтьева В.Н. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта // Социологические исследования (Со-цис). 1991. № 10.

54. Гуманизация науки и гуманизация образования. М., 1995.

55. Гуманизм и культура. Век XX. Тверь, 1993.

56. Гуманистический манифест I // Здравый смысл. 1996. № 1.

57. Гуманистический манифест II // Здравый смысл. 1997. № 3.

58. Гуманная педагогика / По конспектам выступлений Шалвы Александровича Амонашвили на семинаре 7-11 ноября 2000 года в г. Алма-Ате Электронный ресурс. Режим доступа: http// www.roerich.kz/shurnal/texts/guman-najapedagog.

59. Гусейнов А.А. Этика ненасилия // Вопросы философии. 1992. № 3.

60. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М., 1972.

61. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В.А. Никитина. М., 1996.

62. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: Учебное пособие. СПб, 2003.

63. Дети и насилие. Екатеринбург, 1996.

64. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. М., 1999.

65. Диденко Б. Цивилизация каннибалов // Дружба народов. 1996. № 1.

66. Диденко Б. Цивилизация каннибалов: Человечество как оно есть. М., 1999.

67. Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении // Народное образование. 1998. № 7.

68. Добсон Дж. Непослушный ребенок. СПб, 2001.

69. Дударева Е. Вальдорфская педагогика Электронный ресурс. Режим доступа: http://deti.el.ru.

70. Дудина М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. Екатеринбург, 1998.

71. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М., 1999.

72. Дьюи Дж. Демократия и образование. М., 2000.

73. Журавлёв В.И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник. М., 1995.

74. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.

75. Загвоздкин В.К. История Вальдорфских школ Электронный ресурс. -Режим доступа: http:// www.redline-isp.ru/education/

76. Зеньковский В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.

77. Зеньковский В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.

78. Зинченко А.П. Игровая педагогика. Тольятти, 2000.

79. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. № 5.

80. Зинченко В.П., Моргунов Е.В. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.

81. Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир: (фрагменты из работ разных лет). М., 2006.

82. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить! Электронный ресурс. -Режим доступа: http:// caute.net.ru/ilyenkov/texts/

83. Ильин Е.Н. Искусство общения. М., 1982.

84. Ильин Е.Н. Вместо ответа ученым, обобщающим опыт новаторов // Вопросы психологии. 1988. № 1; Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues /1988 /881/881071.htm.

85. Ильин Е.Н. Путь к ученику. М., 1988.

86. Ионин Г.Н. Некоторые проблемы преподавания литературы в школе // Вопросы психологии. 1988. № 1; Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.voppsy.ru/issues /1988 /881/881071.htm.

87. Ионова Е.Н., Топтыгин A.JI. Вальдорфская педагогика в контексте мировом и отечественном // Педагогика. 1998. № 4.

88. История дошкольной зарубежной педагогики. Хрестоматия. М., 1974.

89. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учебное пособие. М., 2001.

90. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. З.И. Васильевой. М., 2002.

91. История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. М., 2003.

92. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. М., 2006.

93. История педагогики / Под ред. М.Ф. Шабаевой. М., 1981.

94. История социальной педагогики. Хрестоматия-учебник. Учебное пособие. М., 2001.

95. История социальной педагогики. М., 2007.

96. Йегер В. Пайдея. М., 1997.

97. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988.

98. Казьмин А. Гуманизм и идея нравственного совершенствования человека // Российская философская газета. 2007. №9(11), сентябрь.

99. Как построить своё «я» / Под ред. В.П. Зинченко. М., 1991.

100. Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории: Религия в пределах только разума; О педагогике // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. Ч 1.

101. Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики: логико-гносеологические проблемы. М., 1980.

102. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.

103. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.; Воронеж, 1999.

104. Каптерев / Антология гуманной педагогики. М., 2002.

105. Караковский В.А. Чтобы воспитание было успешным. М., 1979.

106. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! М., 2000.

107. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. М., 1994.

108. Кинелев В.Г., Миронов В.Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. М., 1998.

109. Кислов А.Г. Социокультурные смыслы детства. Екатеринбург, 1998.

110. Кларин М.В. Философия и ребёнок: анализ детского философствования //Вопросы философии. 1986. № 11.

111. Коляда М.Г. Семейная энциклопедия воспитания ребенка: 3000 вопросов что делать, если. Ростов н/Д, 2007.

112. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М., 1982.

113. Коменский. Антология гуманной педагогики. М., 1996.

114. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М., 1984.

115. Кон И.С. Ребёнок и общество: Историко-этнографическая перспектива. М., 1988.

116. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

117. Конвенция о правах ребенка. Ростов-на-Дону, 1994.

118. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. Воспитание в первобытном обществе Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.biografia.ru/

119. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1979.

120. Корчак Я. Как любить ребёнка: Книга о воспитании. М., 1990.

121. Кравцова A.M. Непослушные детки или Как научиться понимать своего ребенка. М., 2007.

122. Кравцова М., Шевнина О. Маленький разбойник. Как быть, если ребенок плохо себя ведет. М., 2006.

123. Кривов Ю.И. «Экология человеческого развития» Ури Бронфен-бреннера // Педагогика. 1998. № 8.

124. Кропоткин. П.А. Этика. М., 1991.

125. Круглов А. Гуманизм // Здравый смысл. 1996. № 1.

126. Круглов А. Что такое гуманизм // Здравый смысл. 1999. № 1.

127. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. Ростов-на-Дону, 1995.

128. Кувакин В. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека. (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). М., 1998.

129. Кувакин В.А. Гуманизм и политика // Здравый смысл. 2000 /2001. № 18.

130. Кувакин В. Современный гуманизм // Высшее образование в России. 2002. №4.

131. Кудишина А.А. Гуманизм феномен современной культуры. М., 2005.

132. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. М., 1996.

133. Кумарин В. Аксиомы Коменского, или Строгий наказ гения научной педагогики всем реформаторам и модернизаторам школьного образования // Народное образование. 2001. № 8.

134. Куртышева. М. Дети Индиго наше будущее? СПб, 2007.

135. Кэрролл Ли, Таубер Джен. Дети Индиго-2. Праздник цвета Индиго. М., 2006.

136. Ле Шан Э. Когда дети сводят друг друга с ума. М., 2005.

137. Лебедев П.А. П.Ф. Каптерев видный педагог России второй половины XIX - начала XX столетия // П.Ф. Каптерев. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.

138. Лебедев П.А. Мое открытие Каптерева // Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.- Воронеж, 1999.

139. Леви В. Нестандартный ребёнок. М., 1983.

140. Леви В. Как воспитывать родителей или Новый нестандартный ребенок. М., 2007.

141. Лейтес Н.С. П.Ф. Каптерев как психолог детства (К 150-летию со дня рождения) // Вопросы психологии. 1998. № 4; Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.voppsy.ru/journalsall/issues/

142. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.

143. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. В 5 т. Значение физического образования в семье и школе (ответ П.Ф. Каптереву). М., 1954. Т. 5.

144. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.

145. Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания. М., 1998.

146. Лесгафт П.Ф. Школьные типы (антропологический этюд) // Лесгафт / Антология гуманной педагогики. М., 2002.

147. Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия // Вопросы философии. 1995. № 2.

148. Лоренц К. Агрессия. М., 1994.

149. Макарова Н.И., Наливайко Н.В. Насилие-ненасилие в современном образовании (или педагогика ненасилия как философская проблема). М., 2004.

150. Максакова В.И. Педагогическая антропология. М., 2001.

151. Малькова З.А. Современная школа США. М., 1971.

152. Мамедова А. Размышления о непреходящей сути гуманизма // Здравый смысл. 1997. №4.

153. Манифест 2000. Призыв к новому планетарному гуманизму // Здравый смысл. 1999. № 13; Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www. humanities.edu.ru/db /msg/24329.

154. Mappy А.-И. История воспитания в античности (Греция). М., 1998.

155. Методология формирования и практика реализации безопасной образовательной среды. Ростов-на-Дону, 2007.

156. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

157. Миллер А. Вначале было воспитание. М., 2003.

158. Миронов, А.И. Критические периоды детства. М., 1979.

159. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994.

160. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2004.

161. Михайлова Н.И., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. М., 2002.

162. Михалков С. Праздник непослушания. Повесть-сказка. М., 1996.

163. Могилевский Р.В. Экзистенциальная психотерапия. Электронный ресурс. Режим доступа: http://lifexist.narod.ru/existterapija.htm.

164. Могилевский Р.В. Отцы и дети. XXI век? Экзистенциальный манифест. Электронный ресурс. Режим доступа: http://lifexist.narod. ru /otcyideti.htm.

165. Могилевский Р.В. Перед выбором. Экзистенциалистское эссе о вреде классического воспитания Электронный ресурс. Режим доступа: http:// hpsy.ru/public/x2153 .htm.

166. Монтессори / Антология гуманной педагогики. М., 1999.

167. Монтессори М. Мой метод. Начальное обучение. М., 2006.

168. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. М., 2006.

169. Мурашова Е. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы». Гиподинамический и гипердинамический синдром. Екатеринбург, 2007.

170. Мухина B.C. Детская психология. М., 1985.

171. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997.

172. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. М., 1984.

173. Некрасова 3., Некрасова Н. Перестаньте детей воспитывать — помогите им расти: В 2-х т. М., 2007.

174. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. № з.

175. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. №4.

176. Никитаев В. Новый гуманизм: субъект против индивида (размышления над «Эрой индивида» Алена Рено) // Логос. 2003. № 3.

177. Новик И. Гуманизм — демократия глобализм/ И. Новик // Общественные науки и современность. 1992. № 5.

178. Овчарова Р.В. Психологический портрет социокультурного и педагогически запущенного ребенка. Архангельск, 1994.

179. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики. М., 2002.

180. Орлов А.Б. Предисловие научного редактора // Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

181. Орлов Ю.М. Проблема ненасилия в педагогике // Педагогика. 1993. № 4.

182. Основоположник гуманистического направления воспитания в советской школе Электронный ресурс. — Режим- доступа: http:// www.zachetka.ru/referat/ preview.aspx?docid= 26496&page=8.

183. Осорина М.В. Тайны детской души. СПб, 1997.

184. Педагогическая психология. Хрестоматия. СПб, 2006.

185. Педагогический поиск. М., 1987.

186. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектив-ности. Ростов-на-Дону, 1996.

187. Перуанский С.С. Манифест Гуманистической партии. М., 2001.

188. Перуанский С. Так в чем же состоит феномен гуманизма? (К обсуждению книги Г. Гивишвили "Феномен гуманизма"). Электронный ресурс. Режим доступа: http://humanism.al.ru/ru/articles.

189. Перуанский С. Главное — размежеваться! Электронный ресурс. Режим доступа: http:// humanism.al.ru /ru/articles.phtml?num=00008

190. Перуанский С. Гуманизм гуманизму рознь. Открытое письмо А.А.Кудишиной автору монографии «Гуманизм — феномен современной культуры» Электронный ресурс. - Режим доступа: http:// humanism.al.ru /ru/articles.phtml?num=000351.

191. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.

192. Полборн Р. Ты и Я. М., 2005.

193. Поляков С.Д. О новом воспитании. М., 1990.

194. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М., 2002.

195. Поляков С.Д. Технология воспитания. М., 2003.

196. Практическая психология для преподавателей. М., 1997.

197. Проблемы гуманизации образования. Петропавловск-Камчатский, 2000.

198. Проховник О.А. Культурно-антропологический кризис и новые задачи образования в эпоху постсовременности. Ростов-на-Дону, 2006.

199. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. М., 1995.

200. Пузыревский В.Ю. Воображаемая образовательная среда (философско-методологические аспекты) Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www. epischool.edu.ru/article01.htm.

201. Пузыревский В.Ю. Образовательные перспективы эмпатии и техники Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.epischool. edu.ru/article09. htm.

202. Пузыревский В.Ю. Школьная система и здоровьесберегающие технологии. Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www. epischool.edu.ru /article 11 .htm.

203. Пузыревский В.Ю., Воробьев В.В. Образование как театр Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.hpsy. ru/public/ x2660.htm.

204. Пузыревский В.Ю. Педагогика без науки (тенденции сегодняшней педагогической прессы и постнеклассического образования) Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.epischool.edu.ru/articlelO.htm.

205. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М., 1995.

206. Ризз Г.И. Я. Корчак: ребенка нужно уважать // Педагогика. 1996. № 4.

207. Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. М., 1994.

208. Наши дети — наши проблемы. Ростов-на-Дону, 2002.

209. Рубинштейн М.М. Проблема учителя. М., 2004.

210. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб, 2005.

211. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.

212. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Минск, 1998.

213. Сарычев С.В., Логвинов И.Н. Педагогическая психология. СПб, 2006.

214. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю. Детский суицид: психологический взгляд. СПб, 2006.

215. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. М., 2000.

216. Слободчиков В.И. Инновации в образовании: основания и смысл Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.experiment-dom.ru/index.php?action=article&id=2.

217. Смирнов А. Индиго это краска, а не дети // Российская философская газета. 2007. № 10 (12), октябрь.

218. Соловейчик С. Учение без исключения // Юность. 1985. № 9.

219. Соловейчик С. Педагогика для всех. М., 1987.

220. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика. Учебное пособие. М., 2005.

221. Субботский Е.В. Детство в условиях разных культур // Вопросы психологии. 1979. № 6.

222. Субботский Е В. Золотой век детства. М., 1981.

223. Сутырина Т.А. Генезис гуманистических идей в отечественной педагогической публицистике / Автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. Екатеринбург, 2006.

224. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. (Методика воспитания коллектива). М., 1975.

225. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1988.

226. Толстой /Антология гуманной педагогики. М., 2002.

227. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. М., 2006.

228. Узнадзе /Антология гуманной педагогики. М., 2000.

229. Ушинский /Антология гуманной педагогики. М., 2002.

230. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.r-komitet.ru/ law/razdel/childrights.

231. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития//Вопросы психологии. 1988. №1.

232. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. М., 2004.

233. Фридман JI.M. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987.

234. Фролов И.Т. На пути к единой науке о человеке // Академик Иван Тимофеевич Фролов: Очерки. Воспоминания. Избранные статьи. М., 2001.

235. Фролов И.Т. Новый гуманизм //Академик Иван Тимофеевич Фролов: Очерки. Воспоминания. Избранные статьи. М., 2001.

236. Фролов И.Т. Человек философия - гуманизм // Академик Иван Тимофеевич Фролов: Очерки. Воспоминания. Избранные статьи. М., 2001.

237. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

238. Фромм Э. Человек для себя. М., 1992.

239. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999.

240. Харрис Б. Когда дети управляют нами. М., 2007.

241. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993.

242. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. М., 1981.

243. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. М., 2005.

244. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.

245. Хрестоматия по истории педагогики. Античность. Средневековье / Под ред. А.И. Пискунова. М., 2006.

246. Хрестоматия по педагогической аксиологии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2005.

247. Хрестоматия по педагогической психологии. М. 1995.

248. Ципоркина И.В., Кабанова Е.А. Взрослые дети, или Инструкция для родителей. М., 2006.

249. Шевченко В. Антропология и гуманизм // Здравый смысл. 1996-1997. № 2.

250. Штайнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. М., 1994.

251. Штайнер Р. Духовное обновление педагогики. М., 1995.

252. Щедровицкий Г.П., Надеждина Р.Г. Развитие детей и проблемы организации нравственного воспитания // Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995.

253. Щуркова Н.Е., Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе (Феликсология воспитания: как воспитывать счастливого). М., 2004.

254. Щуркова Н.Е. Нежная педагогика. М., 2005.

255. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

256. Эльконин Б.Д. Психология развития. М., 2005.

257. Эриксон Э. Детство и общество. СПб, 1996.

258. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

259. Юдина Е.Г. Позиция педагогов: авторитаризм и партнерство // Вопросы психологии. 2005. № 4.

260. Юлина Н.С. О педагогической методике обучения миролюбию М. Лип-мана // Вопросы философии. 1995. № 2.

261. Юлина Н.С. Обучение разумности и демократии: педагогическая стратегия «Философия для детей» // Вопросы философии. 1996. № 10.

262. Юлина Н.С. Философия для детей. М., 2005.

263. Юлина Н.С. Философия для детей // Вопросы философии. 1993. № 9.

264. Юнг К. Конфликты детской души. СПб, 1997.

265. Левин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.