Генезис, специфика и механизмы преодоления страха человека в социокультурной реальности конца XX - начала XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Киреева, Людмила Евгеньевна

  • Киреева, Людмила Евгеньевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 176
Киреева, Людмила Евгеньевна. Генезис, специфика и механизмы преодоления страха человека в социокультурной реальности конца XX - начала XXI вв.: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ростов-на-Дону. 2017. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Киреева, Людмила Евгеньевна

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы философско-антропологического исследования страха человека

1.1. Экспликация страха человека в культурно-исторической перспективе

1.2. Базовые основания страха человека: философско-антропологический подход

1.3. Социально-культурные истоки человеческого страха

Глава 2. Философско-антропологическая экспликация страха человека

в социокультурной реальности конца ХХ - начала XXI вв

2.1. Генезис страха человека в современной социокультурной реальности

2.2. Специфика экзистенциального страха в современной культуре

2.3. Механизмы преодоления страха в современной культуре

Заключение

Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Генезис, специфика и механизмы преодоления страха человека в социокультурной реальности конца XX - начала XXI вв.»

Введение

Актуальность темы исследования. Человек XXI всё так же подвержен страху, как и в более ранние периоды историко-культурного процесса. Это дает основание утверждать о чрезвычайной необходимости и востребованности философско-антропологического анализа феномена человеческого страха. Страх представляет собой одну из базовых человеческих эмоций, сформированных в ходе эволюции и связанных со спектром самых разнообразных психических процессов и состояний: тревогой, волнением, агрессией, недоверием, удивлением, надеждой и др. Человеческий страх оказывает огромное влияние на социокультурные процессы, но, в то же время, культура и общество, социокультурная среда, в которую погружен человек, сами оказываются весьма значимыми источниками страхов.

Тематика страха представлена в истории философии, искусства, литературы на протяжении практически всей человеческой истории. При этом восприятие страха исторически претерпевало значимые изменения. Так, можно проследить изменение объектов страха - при сохранении некоторых базовых, основных страхов, например, страха смерти, появляются новые феномены, которые могут внушать страх, другие же объекты страхов, наоборот, теряют актуальность. Меняется и сама оценка страха - от однозначно негативного восприятия этого феномена до осознания его фундаментального значения для самопознания человека, понимания сущности самого человеческого существования. Отношение к страху и понимание страха связано со спецификой той или иной культуры, представляет собой в каком-то смысле её центральный феномен, поскольку основные страхи затрагивают наиболее значимые смыслы и ценности. Так, в архаических культурах большую роль играет страх осквернения, связанный с фундаментальным разделением объектов окружающего мира на сакральные и профанные. В средневековой христианской культуре основной страх связан с понятием греха, нарушением заповедей и возможным гневом Божьим, посмертным наказанием. В современном обществе, секуляр-

ном и практически лишенном трансцендентного измерения, основные страхи концентрируются вокруг благополучия физического и эмоционального человеческого Я. Хотя человек в современном обществе защищен от различных угроз больше, чем человек в обществах традиционных, ощущение страха не уменьшается. Напротив, само состояние страха предстает как некая фундаментальная характеристика человеческого существования.

В современном обществе страх и сопутствующие ему психоэмоциональные состояния впервые становятся не только объектом философского анализа и творчества, но и предметом научного исследования. И именно фиксируемое психологами эмоциональное неблагополучие современных обществ делает исследование корней страха актуальной проблемой. Однако в силу предметной и методологической ограниченности психологической науки специфика социальной ситуации и культурные предпосылки страха остаются за пределами анализа психологии. Феномен страха в современной социокультурной реальности нуждается в комплексном культурфилософском и философско-антропологическом анализе, учитывающем все аспекты страха: не только собственно психологические, но социальные и культурные, выявляющие специфику условий человеческого существования именно в обществе современного типа.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема страха вызывала интерес еще у античных мыслителей. Ей уделяли внимание Платон, Аристотель и Эпикур, она затрагивалась в философии стоиков, особенно Сенеки. Однако нельзя сказать, что для античных философов эта тема была центральной. Это обусловлено спецификой античной культуры, поскольку она не была антропоцентричной в современном смысле этого слова. Эмоциональные состояния, переживаемые человеком, не были доминирующей сферой исследовательского интереса.

В рамках христианского мировоззрения проблема страха приобретает свою специфику, которая находит свое выражение у христианских мыслителей: Климента Александрийского, Августина Блаженного, Фомы Аквинского. В христианской мысли страх понимается амбивалентно. Страх - следствие

тягот, обусловленных грехопадением, но страх перед Богом может быть позитивным явлением, ограничивающим человеческую греховность и способствующим спасению души. Страх побеждается любовью к Богу.

Проблема страха затрагивалась также в философии М. Монтеня и Н. Макиавелли, Р. Декарта и Ф. Бэкона, Б. Спинозы и Т. Гоббса, К.А. Гельвеция и П.А. Гольбаха, Д. Юма, И. Канта и Г. Гегеля, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Наиболее глубокий анализ проблемы страха был представлен С. Кьеркегором. В работах Г. Гегеля и С. Кьеркегора страх впервые начинает рассматриваться как сущностная характеристика человеческого существования, без которой невозможно постижение человека во всей полноте его характеристик.

Проблематика страха и тревоги является основной в философии экзистенциализма - в работах М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, А. Камю. В философии экзистенциализма страх понимается как базовая характеристика человеческого существования. Переживание страха позволяет человеку осознать себя, наличие страха определяется открытостью и безосновностью человеческого существования, его обреченностью на свободу и выбор, конечностью и смертностью. Избегание страха, к чему обычно стремится человек, ведет к забвению своей сущности, к неподлинному существованию. Идя же навстречу страху и осознавая его истинную причину (Ничто, свобода и т.д.), человек осознает самого себя и обретает контроль над своим существованием. В повышенном внимании к проблеме страха и в придании этому состоянию столь большого значения мы видим проявление сущности антропологической ситуации современности, а философию экзистенциализма рассматриваем в качестве рефлексивного отражения, репрезентации мироощущения современного человека.

Проблема страха затрагивалась также такими философами, как Х. Ортега-и-Гассет, Э. Фромм, П. Тиллих. Для данной работы важны идеи П. Тиллиха о связи страха и типа культуры. Особое значение имели также работы Э. Фромма, показывающие взаимосвязь между ростом тревожности и процессом индивидуализации, распадом социальных связей, освобождением человека и обусловленным этим процессом страхом свободы и бегством от неё.

В русской философской традиции отдельные проблемы страха человека рассматривались в работах Л.И. Шестова, Н.А. Бердяева, Л.П. Карсавина, С.И. Фуделя и др. Переживание страха человеком блестяще описал Ч. Дарвин.

Исследование феномена страха, понимание его места и роли в жизни человека немыслимо вне теоретических разработок классиков философской антропологии М. Шелера1, Г. Плеснера2 и А. Гелена3, Э. Кассирера, Е. Финка и др., которые на сегодняшний день расширены и обогащены в современных философско-антропологических исследованиях П.С. Гуревича, Б.В. Маркова, А.С. Гагарина, А.М. Руденко, А.А. Сысолятина и др. Среди современных исследователей страха, раскрывающих отдельные аспекты проблемы его базовых оснований в контексте философско-антропологического подхода, следует называть И.В. Астахову, Е.П. Ильина, О.М. Косолапова, В.К. Вилюнаса, Ф.Р. Губайдуллину, Т.П. Корнееву, Д.Г. Выговскую, С.М. Курганского, Д.Н. Разу-ваеву, Е.А. Волкову, А.О. Егорову и др.

Страх является объектом анализа в психологических исследованиях. Наибольшее внимание изучению страха уделяется в рамках психоаналитического направления и экзистенциальной психологии, сложившейся под влиянием философии экзистенциализма. Анализу страха посвящены работы З. Фрейда, К. Хорни, Р. Мэя, Л. Бинсвангера, Э. Эриксона, И. Ялома, а также таких авторов, как Х. Айзенк, М. Босс, К. Изард, Дж. Боулби, К. Юнг, Х. Кёлер, А. Кемпиньский, О. Ранк, Ф. Риман, Х. Хекхаузен, Ф. Скэрдеруд, Р. Эмануэль, Д. Айке, А. Кардинер, Р. Инглхарт, К. Вельцель и др.

Особенно важны для нас работы К. Хорни4 и Р. Мэя5, поскольку в них делается попытка выявить связь страх с социокультурной ситуацией. С этих же

1 Шелер М. Положение человека в Космосе / М. Шелер // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П. С. Гуревича; общ. ред. Ю. Н. Попова. - М.: Прогресс, 1988. - С. 31 - 96.

2 Плеснер Г. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию / Пер. с нем. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 368 с.

3 Гелен А. О систематике антропологии / А. Гелен // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; общ. ред. Ю.Н. Попова. - М.: Прогресс, 1988. - С. 152 - 202.

4Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М.: Прогресс--Универс, 1993. - 480 с.

позиций, страх и его социокультурные истоки и основания анализируются в работах Л.Н. Грошевой, Н.В. Павленко, В.С. Поляковой, Е.Н. Романовой, Е.В. Шевченко, Д.Н. Баринова, О.К. Васильченко, В.А. Андрусенко, В.Н. Гуляхи-на, Н.А. Тельновой и др.

Генезис истоков страха в современной социокультурном пространстве исследовался У. Беком, Г.А. Дорофеевой, Г.И. Фаизовой, В.А. Андрусенко, С.Я. Матвеевой, О.А. Прилутской, Л.В. Скворцовой, А.Н. Суховым, В.Э. Шляпентохом, В.А. Ядовым, В.Н. Шубкиным.

Отдельные механизмы преодоления страха в современной социокультурной реальности затрагивались в работах И.С. Кона, С.В. Корнилова, И.В. Лы-сак, Ю.В. Щербатых, Н.А. Васильевой, Т.Н. Лапшиной, И.А. Горьковой, Н.Н. Седовой, А.М. Положенцева, И.Н. Лаврикова, А.Б. Демидова, Н.И. Мышано-вой, Е.Э. Эгильского, А.В. Матецкой, С.И. Самыгина, А.Д. Похилько, Е.Е. Несмеянова, А.М. Руденко, А.В. Топилиной, Ю.Н. Ворожко и др.

Ценными в рамках проводимого диссертационного исследования являются идеи У. Бека, сформулированные им в работе «Общество риска: на пути к другому модерну»6, где показана специфика современного общества, производящего риски, которым человек не в силах противостоять, но вынужден постоянно учитывать. Исследование7, выполненное коллективом авторов (В.Э. Шляпентох, В.А. Ядов, В.Н. Шубкин и др.) показывает влияние негативных социальных событий и процессов на массовые страхи и катастрофические ожидания. Оно носит преимущественно эмпирический характер и дает интересный материал для анализа страхов в современных обществах. Для данного диссертационного исследования большое значение имели также социологические исследования, изучающие феномен современного индивидуализма - работы З. Баумана и Э. Гидденса.

5 Мэй Р. Смысл тревоги. - М.: Независимая фирма "Класс", 2001 // Электронный ресурс -http://psYlib.org.ua/books/mevro02/txt06. 1Пт#5

6 Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. - М.: Прогресс-Традиция. 2000. - 384 с.

7 Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века (по материалам международных исследований) / Под ред. В. Шляпентоха, В. Шубкина, В. Ядова. М.: МНФ, 1999. - 573 с.

Философский анализ различных аспектов проблемы страха затрагивались в работах современных российских философов. Можно назвать работы таких авторов, как Д.В. Матяш8, О.С. Фролова9, Ю.В. Пустовойт10, Е.Г. Логинова11, Е.М. Боровой12, М.О. Савина13. Особо следует выделить типологию философ-ско-антропологических интерпретаций человека в свете классических, неклассических и постнеклассических интерпретаций в связи с анализом проблемы страха, предложенную в диссертационном исследовании А.А. Сысолятина14. В этой и других аналогичных работах исследуются культурные и социальные аспекты страха, специфика трактовки страха в философии.

Таким образом, проблема страха представлена в научной литературе достаточно широко. Но, насколько нам известно, ни в одной из вышеизложенных работ не дается комплексная философско-антропологическая экспликация генезиса, специфики и механизмов преодоления страха в социокультурном пространстве, что открывает простор для исследования автору данной работы.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является философско-антропологическая экспликация генезиса, специфики и механизмов преодоления страха в социокультурном пространстве конца ХХ -начала XXI вв.

8 Матяш Д.В. Жизнь и смерть: от сакральной символической обратимости к постсакральной бинарности (Социально-философский анализ): дисс... док. филос. наук: 09.00.11. - Ростов н/Д., 2003. - 306 с.

9 Фролова О.С. Феномен страха в культуре: дис... канд. филос. наук: 24.00.01 / Ростовский государственный университет. - Ростов-на-Дону, 2006. - 133 с.

10 Пустовойт Ю.В. Феномен страха в античной культуре и патристике: этико-философский анализ: Дис. канд. филос. наук. 09.00.05. - Тула, 2007. - 193 с.

11 Логинова Е.Г. Страх как социальный феномен в русской религиозной философии конца XIX - первой половины XX вв.: дис. канд. филос. наук: 09.00.11. - Чита, 2007. - 160 с.

12 Боровой Е.М. Страх и социальное бытие человека: автореф. дис... канд. филос. наук: 09.00.11. - Новосибирск, 2006. - 182 с.

13 Савина М.О. Страх как социальное явление: автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.11 / Волгоградский государственный университет. - Волгоград, 2004. - 153 с.

14 Сысолятин А.А. Страх в контексте понимания природы человека: классические, неклассические и постне-классические интерпретации: дис. канд. филос. наук: 09.0013 / Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. - Екатеринбург, 2016. - 137 с.

Для достижения этой цели необходимо было решить следующие исследовательские задачи:

- осуществить экспликацию страха человека в культурно-исторической перспективе;

- проанализировать базовые основания страха человека в рамках фи-лософско-антропологического подхода;

- выявить социально-культурные истоки человеческого страха;

- проследить генезис страха человека в современной социокультурной реальности;

- выявить специфику экзистенциального страха в современной культуре;

- раскрыть механизмы преодоления страха в современной культуре.

Объект диссертационного исследования - страх человека как комплексный феномен в социокультурной реальности конца ХХ - начала XXI вв.

Предмет диссертационного исследования - генезис, специфика и механизмы преодоления страха человека в социокультурной реальности конца ХХ

- начала XXI вв.

Авторская гипотеза. Исходная гипотеза исследования состоит в том, что условия человеческого существования, способность человека осознавать и предвидеть события, неизбежно порождают страх. Культура вырабатывает определенные специфические механизмы, помогающие человеку преодолеть страх, к числу которых относятся системы ценностей, предполагающие, что некоторые ценности выше, чем ценность жизни, ритуалы, помогающие преодолеть кризис потери близкого человека. Но наиболее важную роль играют конструируемые культурой картины мира, позволяющие не только дать человеку надежду на продолжение жизни после смерти, но придать смерти смысл. Отсутствие смысла - угроза более сильная, чем угроза физическому выживанию. В то же время современная культура не имеет общезначимой системы смыслов, позволяющей решить экзистенциальные проблемы. Это погружает человека в ситуацию неопределенности, причем такая ситуация преподносится как нормальное состояние человека, а страх выступает основополагающим

элементом человеческой экзистенции, позволяющим приблизиться к пониманию истины своего бытия. Но человеку свойственно избегать страха, уклоняться от экзистенциальных вопросов. Поэтому массовая культура современного общества отвечает на этот запрос, создавая грандиозный мир образов, позволяющий человеку бежать от реальности, в том числе и с помощью культуры потребления.

Теоретико-методологические основания исследования. Исследование страха как важнейшего экзистенциала человеческого бытия немыслимо вне обращения к методологической базе классической философской антропологии М. Шелера, А. Гелена и X. Плеснера. Представление об эксцентрической позиции человека как существа, которое стремится превзойти пределы собственной биологической обусловленности, позволяет расширить традицию философского понимания природы человека с позиций экспликации способов его взаимодействия с социокультурной реальностью.

Важной теоретической базой исследования послужили работы философов-экзистенциалистов - М. Xайдеггера, Ж.-П. Сартра, К. Ясперса и др. Эти работы использовались не только в качестве теоретических оснований, но также в качестве объекта исследования. Понимание страха, представленное в философии экзистенциализма, обусловлено социокультурной спецификой современного общества. Иными словами, экзистенциалистская трактовка страха и его роли в человеческом существовании обусловлена не столько универсальными, сколько специфически современными условиями существования человека.

Теоретической базой послужили также работы Э. Фромма, находящиеся на стыке социальной философии и психологии, а также работы К. Xорни и Р. Мэя. В культурологическом плане данная работа была выполнена с учетом исследования Ф. Арьеса, анализирующий историческую динамику отношения к смерти, а также работу Д. Xалиповой «Готическое общество», посвященные некоторым аспектам современной культуры, важным для нашего исследования. Мы использовали также ряд исторических работ, в частности, работу Ж.

Лефевра, посвященную феномену «Великого страха», охватившего французское общество накануне Великой Французской революции.

Поскольку в данном диссертационном исследовании речь идет о современной социокультурной реальности, мы опирались также работы З. Баумана, Э. Гидденса и У. Бека, а также работы широкого круга авторов, посвященные проблематике модернизации, структурных и культурных изменений, порождаемых ею. В работе учитывались также эмпирические исследования страхов в современном обществе, представленные, в частности, в комплексном исследовании «Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века».

В методологическом плане диссертационное исследование опирается на философские и общенаучные методы, в том числе:

- метод экзистенциально-онтологической рефлексии, с помощью которого стало возможным погрузиться в глубину феномена человеческого страха за счет осознанного переживания;

- сравнительный и культурфилософский анализ, позволивший выявить специфику рассматриваемого феномена, а также раскрыть его структурные и функциональные характеристики;

- историко-культурный анализ, основанный на сопоставлении экспликаций человеческого страха в различных философских и научных школах в истории философской и научной мысли;

- философско-антропологический подход, с помощью которого удалось раскрыть базовые основания человеческого страха;

- феноменолого-герменевтический подход, позволивший ориентироваться не только на объяснение, но и на понимание исследуемых текстов социально-гуманитарной направленности, а также социальных оснований страха и его репрезентаций в искусстве и философии;

- общенаучные принципы системности, историцизма, целостности, объективности, каузальности, структурности, всесторонности и конкретности;

- междисциплинарный подход, позволивший анализировать социокультурные основания страха в контексте единой картины социокультурной реальности.

Научная новизна данного исследования заключается в следующем:

1. На основе историко-культурного анализа рассмотрения феномена страха выявлена и представлена в системном изложении специфика и новизна интерпретации страха в экзистенциально-антропологической экспликации.

2. В рамках философско-антропологического подхода раскрыты базовые основания страха как модуса бытия человека, организующего его поведение в ситуации неопределенности в связи с опредмечиванием тревожности под влиянием воображаемой или реальной опасности.

3. Выявлены социально-культурные истоки возникновения, интерпретации и преодоления страха, показаны обусловленность понимания феномена страха и способов его преодоления доминирующей картиной мира.

4. Раскрыт генезис страха человека в современной социокультурной реальности за счет выявления специфики становления структурных и культурных особенностей современных обществ, порождающих специфическую форму современного страха.

5. Выявлена специфика экзистенциального страха в современной культуре и показано, что экспликация страха в экзистенциальной философии обусловлена структурными и культурными особенностями общества современного типа; концепция страха в экзистенциальной философии понята как репрезентация наиболее фундаментальных страхов современного человека.

6. Раскрыты существующие механизмы преодоления страха в культуре XX - XXI вв. и показано, что активизация религиозных исканий на исходе XX века связана с проблемой непреодолимости экзистенциальных страхов в рамках секулярной гедонистической культуры.

Положения, выносимые на защиту, следующие:

1. Выступая модусом бытия, страх организует поведение человека и является базовым основанием ориентировочного сигнала, возникающего в ситуации неопределенности. Страх является эмоциональным состоянием, проявляющимся в виде защитной реакции человека во время переживания им воображаемой или реальной опасности для его существования. Открытость существования человека и его свобода служат постоянными источниками страха.

2. Базовые основания страха человека двойственны: страх, с одной стороны, защищает человека от опасности и способствует жизнеутверждению человека, но, с другой стороны, страх ограничивает человеческое постижение бытия, сковывает его активность. Биологически страх связан с обеспечением выживания человека в естественной, природной среде обитания. Страх как внутренняя напряженность, сопряженная с ожиданием угрожающих событий, возникает в условиях угрозы биологическому и социальному существованию человека. Он возникает у человека в связи с опредмечиванием тревожности под влиянием воображаемой или реальной опасности и целостно переживается человеком на физическом, эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях. Если врожденные детерминанты страха граничат с ситуациями, имеющими действительно высокую степень опасности, то производные -подвержены влиянию культуры и контекста ситуации.

3. Страх представляет собой комплексный, исторически изменчивый феномен, имеющий не только биологические, но и социально-культурные истоки. Взаимодействие человека с природой обусловлено обществом и присущей ему культурой. Объект страха и способы противостояния страху определяются социальными и культурными факторами, спецификой исторической ситуации. Способы интерпретации и преодоления страха обусловлены доминирующей в культуре картиной мира и системой ценностей. Человек практически никогда не реагирует непосредственно на угрозу, исходящую из внешней среды, но всегда - на смысл, который культура придает тому или иному природному или социальному явлению. При помощи страха культура охраняет свою «центральную зону», наиболее значимые ценности и смыслы.

4. Генезис страха человека в современном социокультурном пространстве обусловлен превращением личности из существа по преимуществу коллективного в существо индивидуализированное. Разрушение традиционных сообществ и выделение индивида в качестве отдельной самостоятельной единицы, самостоятельного субъекта деятельности, вызывало специфический страх перед свободой выбора и попытки бегства от этой свободы. Социальные изменения, с которыми связан процесс модернизации, привели к ломке тради-

ционного жизненного уклада, разрушили привычные поведенческие модели, выбили человека из привычной жизненной колеи. Становление современного индивидуализма оказалось болезненным процессом, который привел к росту страхов.

5. Социокультурная реальность XX - начала XXI века инициирует экзистенциальный страх, который является постоянным спутником человека, а не ответом на какую-то конкретную угрозу. Если эмпирический страх проявляется как боязнь конкретной опасности, то экзистенциальный страх проявляется в виде тоски, или ужаса - особом специфическом состоянии человека, которое стимулирует человека к осознанию своей сущности. В основе этого типа страха лежат структурные особенности современной социокультурной реальности: индивидуализм, отсутствие прочной социальной и личной идентичности, отчуждение индивида от общества, неспособность в полной мере понять логику абстрактных социальных процессов и воздействовать на неё. Все эти факторы продуцируют фундаментальную нестабильность, непредсказуемость, шаткость, беспомощность и неопределенность человеческого существования, его открытость и свободу, порождающую постоянный страх.

6. В современной культуре существуют различные механизмы преодоления некоторых видов страха, но в ней не выработано эффективных механизмов преодоления экзистенциального страха. Сложилось лишь множество техник его ослабления: начиная от определенных жанров массовой культуры и заканчивая политическими идеологиями. Причиной этого являются такие характеристики современной культуры, как секуляризм, отсутствие трансцендентного измерения бытия и отсутствие общезначимой системы смыслов и ценностей. Следствием неспособности современной культуры преодолеть экзистенциальный страх является активизация религиозных исканий во второй половине XX - начале XXI века. В современной культуре намечается определенный мировоззренческий поворот, связанный с переходом к постсекуляр-ной эпохе и формированием новых типов религиозности, находящихся под влиянием светской и потребительской культуры.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Киреева, Людмила Евгеньевна, 2017 год

Библиографический список

1. Августин А. Исповедь. Исповедь, П. Абеляр. История моих бедствий. М.: Республика, 1992. - 336 с.

2. Августин А. Проповеди и поучения [Электронный ресурс] // http://azbyka.ru/otechnik/7Avrelii Avgustin/propovedi-i-poucheniia=8

3. Адорно Т. После Освенцима // Негативная диалектика. - М.: Научный мир, 2003. - С. 322 - 333.

4. Андрусенко В.А. Социальный страх (опыт философского анализа). - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 1995. - 172 с.

5. Антонов В.Ю. Метафизика страха и этика бессмертия. - Саратов: ТОО «Печатный двор», 1994. - 61 с.

6. Анц В. Диалог Хайдеггера с традицией // Философия Хайдеггера и современность. - М.: Наука, 1991. - С.53 - 62.

7. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. - М.: ЦентрКом, 1996. - 672 с.

8. Аристотель. Большая этика. Никомахова этика. - М.: АСТ, 2002. - 608 с.

9. Аристотель. Риторика // Электронный ресурс. Режим доступа. -http: //www.litmir.net/br/?b=128434&p=22

10.Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории / Аристотель. Минск: Литература, 1998. - С. 1064-1112.

11. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. - 520 с.

12.Астахова И.В. Страхи и фобии в современном обществе: взгляд ученого и практика // Экономика и социум: современные модели развития. - 2011. -№ 1. - С. 71 - 78.

13. Баринов Д.Н. Страхи и тревоги в современной России: социальное самочувствие россиян в условиях кризиса // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 33. - С. 74 - 78.

14.Баринов Д.Н. Эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философии // Философия и культура. - № 3. - 2011. - С. 1 - 9.

15.Бауман З. Индивидуализированное общество. - М: Логос, 2005. - 390 с.

16.Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. - М.: Прогресс-Традиция. 2000. - 384 с.

17. Бердяев Н.А. Духовное освобождение человека. Победа над страхом и смертью // Развитие личности. - 2014. - № 1. - С. 60 - 68.

18. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М.: Мысль, 1989. -608 с.

19. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // О назначении человека. - М.: Республика, 1993. - С. 253 - 357.

20. БинсвангерЛ. Бытие-в-мире. - М.: Ювента, СПб.: Ленато, 1999. - 300 с.

21. Блаватская Е.П. Новый Панарион. - М.: ТОО «Дюна», 1994. - 511 с.

22. Богданов А.А. Праздник бессмертия. - СПб: ИГ Лениздат, 2014. - 384 с.

23. БодрийярЖ. Символический обмен и смерть. - М.: Добросвет, 2000. - 387 с.

24. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма / О.Ф. Больнов. - СПб.: Изд-во «Лань», 1999. - 224 с.

25. Большая иллюстрированная энциклопедия. В 32 томах. Т.5. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - С. 501.

26. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1993 // https://slovar.cc/enc/bolshoy/2121885.html

27. Боровой Е.М. Страх и социальное бытие человека: автореф. дис... канд. филос. наук: 09.00.11. - Новосибирск, 2006. - 182 с.

28. Бостром Н. Искусственный интеллект. Этапы. Угрозы. Стратегии / Ник Бостром; пер. с англ. С. Филина. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 496 с.

29. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты / Пер. с англ., послесл. А.М. Руткевича. - М.: REFL-book; Киев: Ваклер, 1997. - 304 с.

30.Брокманн М. Теология страха // Вестник гуманитарного института ДГМА. - 2001. - Вып. 2. - С. 82 - 90.

31.Брюкнер П. Вечная эйфория. Эссе о принудительном счастье. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2007. - 230 с.

32.Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. - М.: Юристь, 1996. - 591 с.

33.Бульст Н. Почитание святых во время чумы. Социальные и религиозные последствия эпидемии чумы в позднее средневековье // Одиссей. Человек в истории. 2000. - М.: Наука, 2000. - С. 152 - 185.

34. БыховскийБ.Ф. Кьеркегор. М.: Мысль, 1972. - 239 с.

35. Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. - Т. 2. - М.: Мысль, 1972. - 582 с.

36.Вальченко В.В. О сострадании, страхе и катарсисе у Аристотеля // Балтийский филологический курьер. - 2003. - № 2. - С. 47 - 55.

37.Васильева Н.А. Феномен страха: онтологический статус и пути преодоления страха // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 5 (48). - С. 228 -231.

38. Васильченко О.К. Управление страхом в контексте риторики национальной безопасности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 8-1. - С. 270 - 272.

39.Веленс А. Заметки о понятии страха в современной философии // Феномен человека. Антология / под ред. П.С. Гуревича. - М.: Высшая школа, 1993. -320 с.

40.Вилюнас В.К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2007. - 496 с.

41.Волкова Е.А. Страхи россиян как индикатор общественной напряжённости / Е.А. Волкова, А.О. Егорова // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2016. - № 1 (9). - С. 84 - 89.

42.Ворожко Ю.Н. Философия самореализации личности в современной культуре / Ю.Н. Ворожко, Е.Е. Несмеянов, А.М. Руденко; под. общ. ред. А.М. Ру-денко. - Новочеркасск: Лик, 2015. - 168 с.

43. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.who .int/ru/

44.Вундт В. Проблемы психологии народов. - М.: Академический проект, 2010. - 136 с.

45.Выговская Д.Г. Страхи в российском обществе: роль, функции, значение // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. - 2012. - № 5. - С. 232 - 236.

46.Гагарин. A.C. Экзистенциалы человеческое бытия: одиночество, смерть, страх (от античности до Нового времени). Историко-философский аспект: дис... док. филос. наук: 09.00.03. - Екатеринбург, 2002. - 355 с.

47. Гагарин A.C. Феноменология страха // A.C. Гагарин. Осмысление духовной целостности. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1992. - С. 84 - 113.

48.Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. - М.: Наука, 2000. - 495 с.

49. Гелен А. О систематике антропологии / А. Гелен // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; общ. ред. Ю.Н. Попова. - М.: Прогресс, 1988. - С. 152 - 202.

50. Гессе Г. Душа ребенка // Электронный ресурс. Режим доступа. -http://www.100bestbooks.ru/files/Gesse Dusha rebyonka.pdf

51.Грошева JI.H. Социальные страхи и их преодоление у верующих и атеистов: дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / Российский государственный социальный университет. - М., 2004. - 206 с.

52. Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т. 1 / Пер. с лат. и англ.; Сост., ред. изд., авт. вступ. ст. и примеч. В.В. Соколов. - М.: Мысль, 1989. - 622 с.

53.ГольбахП.А. Избранные произведения: в 2 т. - Т.2. - М.: Наука, 1963. - 556 с.

54.Горьковая И.А. Стратегии совладания со страхом смерти в зрелом возрасте // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социоки-нетика. - 2014. - Т. 20. - № 4. - С. 91 - 94.

55. Губайдуллина Ф.Р. Детские страхи // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2016. - № 2 (9). - С. 134 - 136.

56. Гуляихин В.Н., Тельнова Н.А. Страх и его социальные функции // Философия социальных коммуникаций. - 2010. - № 10. - С. 15 - 29.

57.Гуревич П.С. Современный апокалипсис // Философские науки. - 1992. - № 2. - С. 38 - 40.

58. Гуревич П.С. Страх молитва души // Философские науки. - 1992. - № 2. -С. 89 - 100.

59.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1 - 4. - М.: Терра, 1994 // Электронный ресурс. Режим доступа. - http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-synonyms-term-83601 .htm

60. Дарвин Ч. Выражение эмоций у животных и человека // Собрание сочинений в 9-ти томах. - М.: Изд. АН СССР, 1953. - Т. 5. - С. 659-885.

61. Дебор Г. Общество спектакля / пер. с фр. C. Офертаса и М. Якубович. -М.: Логос, 1999. - 224 с.

62. Декарт Р. Страсти души // Сочинения: В 2 т. - М.: Мысль, 1989. - Т. 1. -С. 481 - 572.

63.Делюмо Ж. Идентификация ужаса / Ж. Делюмо, Д. Фрезер. - М.: Алгоритм, 2009. - 240 с.

64.Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия / А.Б. Демидов. - Минск: ЗАО Изд. центр «Экономпресс», 1999. - 180 с.

65.Диоген Лаэртский. Эпикур. Кн. Х ("Главные мысли") // О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Пер. с древнегреческого М.Л. Гаспаро-ва [Электронный ресурс]. - М.: "Мысль", 1986. - Режим доступа. -http: //psylib .org.ua/books/dio genl/txt 10 .htm

66. Дорофеева Г.А. Страхи: определение, виды, причины // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2002. -№ 5 (28). - С. 177 - 184.

67.Ермаков В.П. Позитивная значимость экзистенциальных кризисов / В.П. Ермаков, А.Д. Похилько // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - Серия: Философия. Социология. Право. - 2010. - № 13. -С. 193 - 199.

68. Житарь А.А. Страх субъектности: творческий субъект на границе реального и воображаемого миров (на материале романа В.Набокова «Отчаянье» // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». - 2006. - № 1 (4). - С. 301 - 307.

69.Замятин Е.И. «Мы»: Текст и материалы к творческой истории романа / Сост., подгот. текста, публ., коммент. и статьи М. Любимовой и Дж. Куртис. -СПб.: Мiръ, 2011. - 608 с.

70.Изард К. Психология эмоций. - СПб: Питер, 2006. - 464 с.

71.Ильин Е.П. Психология страха. - СПб.: Питер, 2017. - 352 с.

72.Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. - М.: Новое издательство, 2011. - 464 с.

73.Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: пер. с фр. / А. Камю. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

74.Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие православия в их творениях). - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 176 с.

75.Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Феномен человека. Антология / под ред. П.С. Гуревича. - М.: Высшая школа, 1993. - 320 с.

76. Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века (по материалам международных исследований) / Под ред. В.Э. Шляпентоха, В.Н. Шубкина, В.А. Ядова. - М.: МНФ, 1999. - 573 с.

77.Кафка Ф. Процесс / Илл. А. Бисти. - СПб.: Вита Нова, 2003. - 408 с.

78.Кин Д. Страх и демократия // Логос. 2004. - № 2 (42) - 182 с.

79.Киреева Л.Е. «Культура ужаса» в художественной практике эпохи модерна // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2016. - № 4 (89). - С. 72 - 76.

80.Киреева Л.Е. Личностные детерминанты страха // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: Материалы XIX международной научной конференции «Теоретические и практические аспекты развития современной науки» 4-5 апреля 2016 г. - Москва: Научно-информационный издательский центр и редакция журнала «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук», 2016. - № 4-6.- С. 69 - 70.

81.Киреева Л.Е. Осмысление феномена страха в психологической мысли XX века // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2016. - № 2 (87). -С. 29 - 33.

82.Киреева Л.Е. Специфика человеческих страхов в современной социокультурной реальности / Л.Е. Киреева, А.М. Руденко // Научные разработки: евразийский регион: материалы Второй международной научной конференции теоретических и прикладных разработок (г. Москва, 22 июля 2017 г.) / отв. ред. Д.Р. Хисматуллин. - Москва: Издательство Инфинити, 2017. - С. 84 -89.

83.Киреева Л.Е. Страх в контексте психологической безопасности личности в современном обществе // Проблема безопасности человека в современном мире: сборник материалов по итогам всероссийской научно-практической конференции 11 апреля 2017 г. / под ред. А.М. Руденко [и др.] / Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета в г. Шахты. - Новочеркасск: Лик, 2017. - С. 97 -100.

84.Киреева Л.Е. Феномен одиночества в современном обществе: психологический аспект // Проблема одиночества человека в современном мире: сборник материалов по итогам круглого стола 18 апреля 2016 г. / под ред. А.М. Руденко [и др.] / Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета в г. Шахты. - Новочеркасск: Лик, 2016. - С. 35 - 39.

85.Киреева Л.Е. Феномен страха в философской традиции иррационализма и экзистенциализма Х1Х-ХХ вв. // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2016. - № 1 (86). - С. 55 - 59.

86.Киршбаум Э.И. Воспоминание о будущем / Э.И. Киршбаум // Страх. Теология, филососия, психология. - Владивосток: Изд-во ДВГМА, 1994. - С. 3 -6.

87.Комм Д.Е. Формулы страха: введение в теорию фильмов ужасов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2012. - 224 с.

88.Кон И.С. Личность и её самосознание / И. С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. -335 с.

89.Кондорсэ Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. Перевод И.А. Шапиро. - М.: Государственное социально-экономическое издательство (СОЦЭКГИЗ), 1936. - 266 с.

90.Корнеева Т.П. Особенности психологического консультирования клиентов с фобиями и страхами / Т.П. Корнеева, А.Ю. Заболотнева // Поиск (Волгоград). - 2016. - № 1 (3). - С. 21 - 24.

91.Корнилов C.B. Философия самосознания и творчества (Портреты русских мыслителей) / C.B. Корнилов. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1998. - 224 с.

92.Корснес К.Ф.В. Удел человека в бытии: эссе об экзистенциальном страхе как проявлении человеческого бессилия // Северный регион: наука, образование, культура. - 2014. - № 1 (29). - С. 93 - 99.

93.Косолапое О.М. Возникновение страхов в экстремальных ситуациях: типы реакций на страх и стадии развития // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - 2012. -№ 1. - С. 340 -342.

94.Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе: пер. с польск. / Е. Коссак. - М.: Политиздат, 1980. - 360 с.

95.Кьеркегор С. Болезнь к смерти / С. Кьеркегор // Страх и трепет. - М.: Изд-во «Республика», 1993. - 383 с.

96.Кьеркегор С. Повторение (Опыт экспериментальной психологии Константина Констанция). - М.: Лабиринт, 1997. - 160 с.

97.Кьеркегор С. Страх и трепет. - М.: Республика, 1993. - 383 с.

98.Купрееич В.Ф. Приглашение к бессмертию / Техника молодежи. - М.: Наука, 1966. - 317 с.

99.Курганский С.М. Когда страх перед жизнью сильнее страха смерти // Народное образование. - 2011. - № 5. - С. 243 - 250.

100. Лаерикоеа И.Н. Власть: между смехом и страхом // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2010. - № 8 (184). - С. 124 - 127.

101. Лапшина Т.Н. Сказки, которые помогут справиться со страхом // Академический вестник Академии социального управления. - 2012. - № 1 (5). - С. 59 - 67.

102. Лефевр Ж. Великий страх 1789 г. Реферат оригинальной работы Г.Чертковой - Электронный ресурс - http://istmat.info/files/uploads/28031/g-^еЬуге ref g-s-chertkova.pdf

103. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. -СПб.: Владимир Даль, 2001. - 336 с.

104. Логинова Е.Г. Страх как социальный феномен в русской религиозной философии конца XIX - первой половины XX вв.: дис... канд. филос. наук: 09.00.11. - Чита, 2007. - 160 с.

105. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения // Электронный ресурс. Режим доступа. - http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Culture/Losev EstetVozr/ 05^р

106. Лукреций К. О природе вещей. - М.: Изд-во АН СССР, 1946. - 456 с.

107. Лысак И.В. Человек разрушитель: деструктивная деятельность человека как социокультурный феномен. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. - 55 с.

108. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. - 6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2002. - 752 с.

109. Макиавелли Н. Государь // Избранные сочинения. - М.: Художественная литература, 1982. - С. 301 - 378.

110. Малиновский Б. Смерть и реинтеграция группы // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 775 с.

111. Манеев А.К. Движение, противоречие, развитие / А. К. Манеев; Науч. ред. Ю. А. Харин, М. Я. Резников. - Минск: Наука и техника, 1980. - 166 с.

112. Марков В.Б. Философская антропология. - 2-е изд. - СПб: Питер, 2008. - 352 с.

113. Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. - СПб.: Але-тейя, 1999. - 304 с.

114. Маслоу А. По направлению к психологии бытия / А. Маслоу. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 272 с.

115. Матвеева С.Я. Страхи в России в прошлом и настоящем. / С.Я. Матвеева, В.Э. Шляпентох. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000. - 179 с.

116. Матяш Д.В. Жизнь и смерть: от сакральной символической обратимости к постсакральной бинарности (Социально-философский анализ): дисс... док. филос. наук: 09.00.11. - Ростов н/Д., 2003. - 306 с.

117. Мильдон В.И. Ни Афины, ни Иерусалим. Ещё раз об экзистенциальной философии / В.И. Мильдон // Вопросы философии. 2002. - № 3. - С. 32 - 41.

118. Михеева Ю.В. Теоретическая и практическая работа со страхами / Ю.В. Михеева, Л.М. Смирнова // Социосфера. - 2012. - № 1. - С. 24 - 29.

119. Монтень М. О страхе [Электронный ресурс] // Монтень М. Опыты. Книга I. Г. XVIII. - М.: Голос, 1992. - 384 с. // http://rumagic.com/

120. Мухина В., Басюк В. Инициации подростков как условие личностного роста: проведение инициаций страхом // Развитие личности. - 2011. - № 1. -С. 133 - 154.

121. Мэй Р. Проблема тревоги / Р. Мэй. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 432 с.

122. Мэй Р. Смысл тревоги. - М.: Независимая фирма "Класс", 2001 // Электронный ресурс - http://psylib.org.Ua/books/meyro02/txt06.htm#5

123. Мэй Р. Экзистенциальная психология // Электронный ресурс -http: //ezolib .ru/5747. html

124. Мышанова Н.И. Страхи здоровых людей. СПб.: ИК «Комплект», 1997. -217 с.

125. Ницше Ф. Собрание сочинений: в 2-х томах. - М.: Мысль, 1990. Т. 2. -830 с.

126. Новиков А.Г. О менталитете страха / А.Г. Новиков. Якутск: Аналитический центр при Президенте Республики Саха, 1996. - 147 с.

127. Новицкий В.Н. Страх как способ самосознания // Осмысление духовной целостности. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1992. - С. 114 - 126.

128. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987. // Электронный ресурс. Режим доступа. -http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-synonyms-term-83601.htm

129. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс: Сб.: Пер с исп. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 509 с.

130. Павленко Н.В. Страх в политике: автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.05 / Ростовский гос. ун-т. - Саратов, 1995. - 16 с.

131. Пико делла Мирандола Д. Речь о достоинстве человека // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5-и томах; перевод Л. Браги-ной Т.1. - М: Искусство, 1985. - С. 506 - 514.

132. Платон. Лахет // Электронный ресурс. Режим доступа. -http: //grani .roerich.com/plato/txt/laches. htm

133. Плеснер Г. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию / Пер. с нем. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 368 с.

134. Положенцев A.M. Страх человеческого бытия // Конференция «Социальное бытие, человеческое бытие». - СПб.: Изд-во ВРФШ, 1993. - С. 33 - 35.

135. Полякова B.C. Использование страха как социально-коммуникативного феномена в убеждающей массовой коммуникации: дис. канд. псих. наук: 19.00.05 / Государственный университет управления. - М., 2003. - 152 с.

136. Похилько А.Д. Диалогическая этика: поиск педагогической концепции: Монография / А.Д. Похилько, А.А. Шматько, О.С. Новикова. - Армавир: РИО АГПУ, 2016. - 152 с.

137. Психология. Словарь / Сост. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

138. Пустовойт Ю.В. Феномен страха в античной культуре и патристике: этико-философский анализ: Дис. канд. филос. наук. 09.00.05. - Тула, 2007. -193 с.

139. Разуваева Д.Н. Социальные страхи в подростковом возрасте // Научный форум. Сибирь. - 2016. - Т. 2. - № 1. - С. 28 - 29.

140. Ранк О. Травма рождения и её значение для психоанализа. - М.: «Коги-то-Центр», 2009. - 240 с.

141. Рансьер Ж. Олигархи продают чувство опасности [Электронный ресурс] // Русский журнал. - 2011 г. - Режим доступа: http: //www.russ.ru/pol e/Oligarhi-prodayut-chuvstvo-opasnosti

142. Риман Ф. Основные формы страха. Исследование в области глубинной психологии. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.

143. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество // Социологические исследования 1993. - № 3 - С. 121 - 130; № 5 - С. 144 - 153.

144. Романова E.H. Основные смыслы категории «страх» в аспекте феноменологического и социально-философского анализа: дис... канд. филос. наук: 09.00.11 / Омский государственный университет. - Омск, 2002. - 131 с.

145. Руденко А.М. Психология / А.М. Руденко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 556 с.

146. Руденко А.М. Социовитальная концепция смысложизненной интенцио-нальности экзистенции человека: монография. - Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ ЮФУ, 2012. - 236 с.

147. СавинаМ.О. Страх как социальное явление: автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.11 / Волгоградский государственный университет. - Волгоград, 2004. - 153 с.

148. Сакутин В. Метафизика страха // Страх. Теология, философия, психология. - Владивосток: Изд-во ДВГМА, 1994. - С. 7 - 9.

149. СартрЖ.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии: пер. с фр. / Жан-Поль Сартр. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. - 925 с.

150. Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций / Ж.-П. Сартр // Психология эмоций. Тексты. - М.: МГУ, 1984. - С. 120 - 137.

151. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм / Ж. П. Сартр // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - С. 319 - 343.

152. Седова Н.Н. Массовые тревоги и личные страхи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2010. - № 1 (95). - С. 135 - 155.

153. СельеГ. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1982. - 124 с.

154. Селье Г. Когда стресс не приносит горя. - М., 1992. - 160 с.

155. Сенека. Письма к Луцилию // Сенека. Марк Аврелий. Наедине с собой.

- Симферополь: «Реноме», 1998. - 384 с.

156. Синявский А.Д. Литературный процесс в России. - М.: РГГУ, 2003. - 418 с.

157. Скворцов С.Л. Проблема страха: Искусство жизни в «век смерти» // Человек: образ и сущность: (Гуманит. аспекты). Ежегодник. - М.: ИНИОН, 1991.

- С. 9 - 38.

158. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992.

- 542 с.

159. Спиноза Б. Избранное. - Минск: ООО «Попурри», 1999. - 592 с.

160. Спиноза Б. Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей. - Москва-Ленинград: Соцэкгиз, 1933. - 222 с.

161. Страх: Антология. Философские маргиналии профессора П.С. Гуревича.

- М: Алетейя, 1998. - 408 с.

162. Сысолятин А. А. "Пограничная ситуация" как основание антропологического исследования страха // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3. Общественные науки. - 2012. - № 1 (100) . - С. 121 - 128.

163. Сысолятин А.А. Страх в контексте понимания природы человека: классические, неклассические и постнеклассические интерпретации: дис... канд. филос. наук: 09.0013 / Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. - Екатеринбург, 2016. - 137 с.

164. Сысолятин А.А. Страх и признание: антропологические аспекты исследования «общества потребления» // Известия Уральского федерального университета. - Серия 3: Общественные науки. - 2014. - Т. 128. - № 2. - С. 49 -54.

165. Тиллих П. Мужество быть // Избранное. Теология культуры. - М.: Юристъ, 1995. - 479 с.

166. Тиллих П. Что помогает ослабить чувство тревоги в нашей культуре // ОНС: общественные науки и современность. - 1992. - № 6. - С. 180 - 187.

167. Топилина А.В. Демографическая составляющая социальных страхов и их место в процессе социализации // Успехи современной науки и образования. -2016. - Т. 4. - № 11. - С. 138 - 141.

168. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. - М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 557 с.

169. Уэллс, Г.Д. Война миров; Первые люди на Луне / Герберт Уэллс; [пер. с англ. М. Зенкевича]. - М.: Издательство «Э», 2017. - 480 с.

170. Фаизова Г.И. Страх как важнейшая характеристика человеческого бытия // Вестник Башкирского университета. - 2008. - Т. 13. - № 3. - С. 628 -630.

171. ФедоровН.Ф. Сочинения. - М.: Раритет, 1994. - 416 с.

172. Философский энциклопедический словарь / Редакторы-составители: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 576 с.

173. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой // Научный Атеизм, 1998 -2013 // Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www. atheism. ru/library/Freyd 2. phtml

174. Фрейд 3. Страх // Сборник / Пер. с нем. Я.М. Когана, М.В. Вульфа. -Мн.: ООО «Попурри», 1998. - С. 243 - 321.

175. Фролова О.С. Феномен страха в культуре: дис... канд. филос. наук: 24.00.01 / Ростовский государственный университет. - Ростов-на-Дону, 2006. - 133 с.

176. Фромм Э. Бегство от свободы // Бегство от свободы; Человек для себя / Пер. с англ. Д.Н. Дудинского; Худ. Обл. М.В. Драко. - Мн.: ООО «Попурри», 2000. - С. 3 - 366.

177. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1990. - С. 143 - 221.

178. Фудель С.И. Путь отцов [Электронный ресурс]. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 1997. (137 с.) // http: //www.pravo slavie.ru/put/biblio/fudel2 .htm

179. Хабермас Ю.С. Будущее человеческой природы. Пер. с нем. - М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 144 с.

180. Хайдеггер М. Время и бытие / Пер. с нем. В.В. Бибихина. - М.: Академический Проект, 2011. - 460 с.

181. Хаксли О. О дивный новый мир. Через много лет: Романы / Пер. с англ. О. Сороки, В. Бабкова. Примеч. Т. Шишкиной, В. Бабкова. - СПб.: Амфора, 1999. - 541 с.

182. Хапаева Д. Готическое общество. Морфология кошмара. - М.: Изд-во «Новое литературное обозрение», 2008. - 152 с.

183. Хегглунг Б. История теологии. - СПб.: Светоч. 2001. - 370 с.

184. Херрман Ф.В. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля / Ф.В. Херрман. - Томск: Изд-во «Водолей», 1997. - 96 с.

185. Холл К., Гарднер Л. Теории личности. - М.: "КСП+", 1997 // Электронный ресурс - http://psylib.org.ua/books/holli01/txt08.htm

186. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М.: Прогресс-Универс, 1993. - 480 с.

187. Циолковский К. Э. Монизм Вселенной // Грёзы о Земле и небе. - СПб.: Художественная литература, 1995. - С. 3 - 38.

188. Шевченко Е.В. Феномен страха в российском обществе: автореф. дис... канд. филос. наук: 09.00.11 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - М., 2002. - 24 с.

189. Шелер М. Положение человека в Космосе / М. Шелер // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П. С. Гуревича; общ. ред. Ю. Н. Попова. - М.: Прогресс, 1988. - С. 31 - 96.

190. Щербатых Ю.В. Психология страха. - М.: Эксмо, 1999. - 205 с.

191. Шестов Л.И. Апофеоз беспочвенности / Л.И. Шестов. - М.: ООО «Изд-во ACT», 2000. - 832 с.

192. Шестов Л.И. На весах Иова (Странствования по душам). - М.: ООО «Изд-во ACT»; Харьков: «Фолио», 2001. - 464 с.

193. Шестов Л.И. Афины и Иерусалим. - М.: ООО «Изд-во ACT»; Харьков: «Фолио», 2001. - 400 с.

194. Шиллер Ф. О трагическом искусстве // Собрание сочинений. - Т.6. - М.: Художественная литература, 1957. - С. 41.

195. Шопенгауэр А. Избранные произведения / сост.: И. С. Нарский. - М.: Просвещение, 1993. - 479 с.

196. Шубкин В.Н. Страхи в России // Социологический журнал. - 1997. - № 3. - С. 62 - 76.

197. Щербатых Ю.В. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий / Ю.В. Щербатых, Е.И. Ивлева. - Воронеж: Истоки, 1998. -282 с.

198. Эгильский Е. Э. Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения / Е.Э. Эгильский, А.В. Матецкая, С.И. Самыгин. - М.: КНОРУС, 2011. - 224 с.

199. Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское. - М.: Ладомир, 2000. - 414 с.

200. Энтин Дж. Теории заговора и конспирологический менталитет // Новая и новейшая история. - 2000. - № 1. - С. 9 - 77.

201. Эриксон Э.Х. Детство и общество. - СПб.: Университетская книга, 1996.

- 241 с.

202. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции / Исследование процесса индивидуации.

- М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1998. - 295 с.

203. Ялом И. Экзистенциальная терапия. - М.: Класс, 1999. - 576 с.

204. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с.

205. Ясперс К. Введение в философию. - Минск: Наука, 2000. - 192 с.

206. Auden W.H. The age of anxiety. - New York, 1947. - P. 3 - 42.

207. Boss M. Psychoanalysis and Dascinanalysis. - N.Y.: Basic Books, 1963. - P. 209 - 210.

208. Bowlby J. Attachment and Loss. Separation, anxiety and anger. - Volume II.

- London: Hogarth. - 325 р.

209. Hand Richard J. Terror on the Air!: Horror Radio in America, 1931-1952. -Jefferson, North Carolina: Macfarland & Company, 2006. - P. 7.

210. Joseph Campbell W. Getting it Wrong: Ten of the Greatest Misreported Stories in American Journalism. - Jefferson, North Carolina: University of California Press, 2010. - 269 р.

211. Kardiner A. Phycyological Frontier of Society. - New York: Columbia University Press, 1939. - P. 45.

212. Munch E. «The Great Scream in Nature»: Edvard Munch at MoMA. - Ed. Presca Ahn. The American Reader. N.d. Web. - Dec. 8, 2012. - URL: http://theamericanreader.com/thegreat-scream-in-nature-edvard-munch-at-moma

213. Tillich P. The Protestant era. - Chicago, 1947. - 245 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.