Герменевтические возможности музыкальной коммуникации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Бабич, Ирина Анатольевна

  • Бабич, Ирина Анатольевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Казань
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 175
Бабич, Ирина Анатольевна. Герменевтические возможности музыкальной коммуникации: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Казань. 2010. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Бабич, Ирина Анатольевна

Введение.

Глава I. Культурно-историческое пространство как герменевтический контекст музыкальной коммуникации

1.1. Корреляция музыки и социокультурных пространств доиндустриальных обществ.

1.2. Корреляция музыки и социокультурных пространств индустриального и постиндустриального обществ.

1.3. Современное моделирование коммуникативного пространства средствами музыкальной выразительности.

Глава II. Герменевтическая функция архетипов в музыкальной коммуникации.

2.1. Проблема корреляции сознательного и бессознательного,, рационального и иррационального в музыкальном мышлении.

2.2. Амбивалентность архетипа телесности в музыкальной коммуникации.

2.3. Архетип «игры» и его реализация в музыкальной коммуникации.

Глава III. Проблема «герменевтического круга» в музыкальной коммуникации.

3.1. Взаимодействие различных культурно-исторических контекстов в литературном тексте, художественном фильме и литературно-музыкальной композиции.

3.2. Музыкальный феномен как фактор продуцирования новых культурно-исторических интерпретаций.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Герменевтические возможности музыкальной коммуникации»

Актуальность темы исследования обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, сегодня, в век стремительных перемен, во всех сферах жизни человеческого общества обостряется проблема понимания. Доминирующее в искусствоведении рационализированное позитивистское музыкознание вооружено логичными, хорошо структурированными методами объяснения. С его позиции проанализировано и скалькулировано может быть всё: тональный план, гармония, интонация, все нюансы формообразования, стиль, творческий почерк автора и исполнителя и т.д. Но этот научный ракурс не предполагает рассмотрение музыкальной коммуникации в определенном историческом социокультурном контексте, который включает социальную обусловленность сознательных и бессознательных процессов восприятия акторов коммуникации. Например, пассивный слушатель, стимулируемый ценностями общества производства-потребления, может воспринимать произведение с позиций статуса и знаменитости его исполнителя. Восполнить методологическую нехватку можно, разработав в рамках философии и культурологии иную модель музыкальной коммуникации, которая понимается как коммуникативный акт при помощи музыкальных средств, осуществляемый в определенном социокультурном пространстве. Являясь целью и средством одновременно, музыкальная коммуникация призвана реализовать экзистенциальную сущность человека через обнаружение себя в «другом» и «другого» в себе.

Во-вторых, межкультурная коммуникация - это не только взаимодействие и взаимопроникновение различных этнических и национальных культур. Межкультурное взаимодействие происходит и между представителями различных форм культуры, например, элитарной и массовой культурами. Каждой форме культуры свойственна своя 3 музыкальная традиция, которая обусловлена совокупностью исторических и социокультурных особенностей.

Музыкальная коммуникация является элементом культурной коммуникации и наследует её внешние признаки: акторы коммуникации, которые различаются по своим функциям - отправителя и автора музыкального произведения, посредника как исполнителя авторского текста, затем адресата - слушателя, обратную связь — это критика, пресса; а также процесс кодирования (нотная запись) и канал передачи (акустическая волна). Но классическая механическая модель коммуникации К.Шеннона - У.Уивера применительно к музыкальной коммуникации не является оптимальной, так как она не позволяет в достаточной мере провести отличие музыки от речи, как, впрочем, и от других знаковых систем. Необходим герменевтический подход, включающий объяснение, понимание и интерпретацию, который позволил бы учитывать онтологические особенности музыки и связанные с ними контексты музыкальной коммуникации. Необходимо дать ощущение музыки как «видение», а не как «узнавание» (В. Шкловский).

В-третьих, одним из онтологических оснований культуры и параметров человеческого бытия является хронотоп - категория, которая позволяет раскрыть пространственно-временные координаты искусства, в том числе и музыки. Категории «время - пространство» за основу классификации видов искусства взял Г.Лессинг1, что позволило систематически упорядочить и определить их философско-эстетическое понимание. Но другая сторона этой концепции заключается в потенциальном отказе «пространственным» видам искусства во временной

1 Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. / Лессинг Г.Э. // Лессинг Г.Э. Избранные произведения. - М.: Худож. лит., 1953.- С. 385-516. протяжённости, а «временным», в частности музыке, в пространственности. Эту дихотомию пытался преодолеть М. Бахтин, который разработал применительно к литературному творчеству понятие хронотопа, оставшееся не востребованным по отношению к музыкальной коммуникации.

Пространство и время являются онтологическими категориями и универсальным атрибутами бытия вообще и коммуникативного процесса в частности. Возможности, как направления развития; герменевтики музыкальной коммуникации в этом случае будут заключаться в выявлении и понимании социокультурного пространства; коррелирующего с исполнением и восприятием музыкального произведения, а также таких паравербальных уровней музыкальной коммуникации; как бессознательное и телесное.

Степень изученности проблемы; Герменевтический подход к музыкальной коммуникации требует междисциплинарного исследовательского видения. Как таковая музыкальная коммуникация исследуется в монографиях Т.Орлова «Древо музыки» и Якупова А.Н. «Теоретические проблемы музыкальной коммуникации» , последняя носит музыковедческий характер с углублённым рассмотрением вопросов теории и практики управления в сфере коммуникации. .

Проблема смыслообразования в музыке исследовалась такими учёными- как A.A. Алмазова и М.Г. Арановский; Б. Асафьев и М. Бонфельд, М.Г. Гаспаров и К. Закс, А.Ю. Кудряшов и J1. Мазель, В.В. Медушевский и Е. Назайкинский, Ю.Н; Тюлин и В.Н; Холопова, Ю.Н.

2 Орлов Г. Древо музыки / Вашингтон-Санкт-Петербург, 1992. - 408с.

3 Якупов А.Н. Теоретические проблемымузыкальной коммуникации / М.: Московская' консерватория, 1994.-288с.

Холопов, Т. Чередниченко и Б. Яворский. Проблемы музыкального мышления изучали JI.O. Акопян и A.A. Амрахова, М.Г. Арановский и A.A. Бендицкий, М.Ш. Бонфельд и Н.О. Власова, К. Дальхауз и В.А. Ерохин, В.В. Мазепус, Е.В. Назайкинский и И.Н. Форкель. Многие из них в своих трудах приближаются к культурологической проблематике, но не раскрывают её.

Основополагающая роль в области обоснования онтологических характеристик музыки принадлежит классическим трудам Аристотеля и Платона, И. Канта и А. Шопенгауэра, а в XX-XXI веках трудам Л.П. Зарубиной и Г.Г. Коломиец, А.Ф. Лосева и Г.Орлова, В.К. Суханцевой, З.В. Фоминой и К.Эйгеса. Фундаментальность, которая присуща работам этих учёных, требует приложения их к современным практикам музыкальной коммуникации.

Социологические аспекты музыкальной коммуникации отражены в работах Т. Адорно и Д.К. Кирнарской, А. Моля и С.С. Скребкова, А.Н. Сохора и Й. Хёзинги. Концепции бытования современного музыкального искусства осмысливают такие композиторы-мыслители XX-XIX веков как П. Булез и Д. Кейдж, Л.З. Любовский и В. Мартынов, а также исследователи межкультурной коммуникации: М. Беннет и Т.Г. Грушевитская, Л.М. Землянова и Л.Г. Ионин, В.Д. Попков, А.П. Садохин и A.M. Сергеев. Эмпирический материал, содержащийся в наблюдениях этих учёных, нуждается в теоретическом осмыслении и концептуальном анализе с точки зрения герменевтической теории музыкальной коммуникации.

Сложившаяся проблемная ситуация обнаруживает противоречие: предмет музыкальной коммуникации, будучи изученным в музыковедческой и социологической областях, не осмыслен в 6 философских и культурологических категориях. Семиотический дискурс, успешно распространивший своё влияния на область художественного творчества, в результате прямого переноса лингвистической терминологии, столкнулся с особенностями онтологии музыки. Отсутствие музыкальных исследований о бессознательном и- телесном аспектах музыкальной коммуникации создаёт неполное представление о музыкальном феномене в музыкальной философии и социологии. Попытки философского осмысления музыкального феномена посвящены, в основном; анализу философских и искусствоведческих работ.

Рабочая гипотеза состоит в том, что феномен музыкальной культуры реализуется в пространственно-временном континууме. Поэтому музыкальная коммуникация формируется под влиянием социокультурных, исторически изменчивых характеристик хронотопа, что проявляется в ряде факторов:' в организации исполнительского пространства (храм, дворец, концертный зал и т.д.), в, структуре исполнительского! коллектива, способах взаимодействия' между слушателями' и исполнителями. Интерпретация музыкального произведения зависит и: от архетипической составляющей музыкального, сообщения как способа1 бессознательной рецепции и. интерпретации. В связи с пониманием пространственно-временного континуума:, как- социокультурного: образования: вокруг тела субъекта, наделённого: сознанием, категория «телесности»4, имеющая архетипическую природу, оказывает непосредственное влияние на акторов музыкальной коммуникации.

4 «Телесность» — понятие, неклассической! философии, предполагающее понимание «тела» как текст или артефакт, которое: репрезентируется и интерпретируется при помощи различных стратегий в социокультурных практиках.

Исходя из этого, в объекте исследования - музыкальная коммуникация как социокультурный феномен выделен предмет исследования - герменевтические возможности факторов музыкальной коммуникации и музыкального произведения.

Цель исследования: концептуально сформулировать и применить способы понимания и толкования музыкальной коммуникации. Для достижения этой цели выделяются следующие задачи:

- выявить сущностные особенности музыкальной коммуникации;

- создать философско-герменевтическую концепцию понимания и толкования музыкального произведения, проанализировав исторические корреляты между музыкой и социокультурным пространством как контекстом рецепции;

- выявить музыкальные архетипы, влияющие на процесс восприятия и интерпретации музыки;

- исследовать принцип коммуникации в публичном оркестровом пространстве;

- проследить процесс смыслообразования различных сегментов музыкальной коммуникации во взаимосвязи с другими видами текстов (вербального и визуального) методом компаративного анализа интерпретаций.

Положения, выносимые на защиту:

- концепция понимания и толкования музыкальной коммуникации заключается в единовременном схождении различных пространств и взаимопроникновении их. Музыка, несущая в себе «орнаментирующие» свойства, способна усложнить и упростить пространство или создать новое пространство, основанное на корреляции таких основных, исторически сложившихся типов пространств, как профанного и сакрального, объективного и субъективного, простого и сложного; внешнее пространство и время, сворачиваясь и заново распределяясь и упорядочиваясь в социокультурных признаках хронотопа активизируют присутствие телесности человека. Архетип телесности, лежащий в основе естественной тактильной рецепции музыки, имеет разные проявления и формы: от генезисного до организующего музыкальный материал. архетип игры», как бессознательная основа рецепции и интерпретации музыки, также, как и архетип телесности амбивалентен. Он динамичен и неоднозначен в своих актуальных формах. Часто происходит диалектическое взаимодействие «игры» и «культуры»: начинаясь с игры со звуковыми образами, игра посредством соревновательности переходит в социальную плоскость, где игра в некоем конкретном социокультурном контексте может деградировать в вынужденное воспроизведение; характер музыкального мышления, как процесса актуализации личностного смысла в самодостаточных звуковых событиях, зависит от корреляции типов-пространств-и форм музыкальных архетипов. Каждый субъект, в рецепции которого происходит движение смыслов от бессознательного к сознанию, может стать герменевтическим контекстом музыкальной коммуникации; поскольку музыка создаёт смысловое пространство, нагруженное определёнными социокультурными характеристиками, то музыкальный ряд может выступать смысловым сгустком по отношению к сопровождаемому им художественному литературному тексту. Причем, только музыка захватывает весь реципиируемый пространственно-временной континуум, а не только его визуальную трёхмерную часть.

Новизна исследования заключается:

• в разработке интерпретации музыкальной коммуникации или её элементов, основанной на герменевтическом подходе;

• в понимании музыкальной коммуникации как мегатекста, включающего в себя, кроме автора, исполнителя и слушателя, также социокультурное пространство, которое определяет коммуникативную модель, а также актуализацию телесности и бессознательного акторов коммуникации;

• в использовании архетипического подхода к толкованию музыкальной коммуникации;

• в новом аспекте понимания «музыкальной игры» как амбивалентного процесса взаимодействия игры и культуры;

• во «встраивании» некоторых моделей внутриоркестровой коммуникации в общую теорию о репрессивных телесных практиках социокультурных институтов.

Теоретическо-методологические основания работы: Герменевтический подход к музыкальной коммуникации требует методологического дистанцирования от аналогии музыки с языком и речью. В связи с этим, методологическими основаниями избраны пространственно-временной и архетипический ракурсы исследования музыкального феномена. Для этого проанализирован исторический процесс изменения социокультурного пространства, коррелирующего с музыкальным феноменом, и выявлены музыкальные архетипы, как константы рецепции, через которые может осуществляться социокультурное понимание и толкование музыкальной коммуникации.

Авторы концепций, теорий и методов, на которые мы опираемся: Р. Барт, М. Бахтин, A.A. Бендицкий, Г.-Г. Гадамер, В. Дильтей, Ю. Лотман, П. Рикёр, Е.В. Синцов, 3. Фрейд, М. Хайдеггер, Й. Хёйзинга, К.Г. Юнг.

- герменевтический метод и основы философской герменевтики с позиций теории «понимающего» познания, позволяющей рассмотреть музыку как артефакт, в котором смысловое поле создаётся кросс-пространственным взаимодействием;

- теория об орнаментально-пластифицирующей сущности музыки как принадлежащей к определённому пространству;

- семиотический подход в изучении культурного кода как знаковой системы;

- архетипический подход, изучающий реализацию индивидуального и коллективного бессознательного, позволяющий описать архетип телесности, его функции, и проанализировать репрезентации бессознательного в процессе музыкальной коммуникации;

- игровая концепция культуры, где музыку можно представить в поле взаимодействия «игры» и «культуры».

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в понимании и толковании музыкальной коммуникации как сложного онтологического феномена, включающего в себя пространственно-временную детерминантность, основанную на ее рецепции с позиций исторического социокультурного контекста и личном бессознательном. Такой подход к пониманию значительно расширяет область исследования культурологии, философии и социологии музыки, а также, музыковедения, музыкальной педагогики, музыкальной психологии и исполнительской практики. Выявленные закономерности бытия музыки как музыкальной коммуникации могут составить разделы учебного курса «Философия музыки» для высших и средних музыкальных учебных заведений. Ориентация в этой области научного гуманитарного знания имеет большое значение для личности музыканта, его социализации и инкультурации в сфере музыкальной коммуникации.

Апробация работы. Основные выводы и положения диссертации изложены в 7 публикациях по теме, а также в докладах и выступлениях на научных и научно-практических конференциях международного и всероссийского уровней: Международная научная конференция «Музыкально-исполнительское искусство и научное знание: музыкознание, психология, педагогика, филология, медицина, информатика. Параллели и взаимодействия» (Москва 2010); Международная научная конференция «Социально-интеграционный потенциал национальной культуры, искусства и туризма в условиях модернизации российского общества» (Казань 2010); Международная научная интернет-конференция «Знаковое пространство культуры ХХ-ХХ1 вв. в комплексных гуманитарных исследованиях» (http://www.vshu.kirov.ru ВятГГУ 2008); Всероссийская научно-практическая конференция «Этническая культура Волго-Камья: традиции, трансформации и современные процессы» (Йошкар-Ола, 2009); Аспирантские чтения «Молодёжь, наука, культура» (Казань, 2007); Городская научно-практическая конференция преподавателей музыкальных школ «Музыка и миф» (Казань, 2009).

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав, восьми параграфов, заключения, библиографического списка из 227 наименований и 9 приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Бабич, Ирина Анатольевна

Выводы к третьей главе таковы. Музыка как одна и форм и средств культурной коммуникации является носителем смысла, рецепция которого определяется социокультурным пространством, повседневными! практиками, культурно-историческими традициями и даже социокультурными стереотипами. Если смыслы выводить из музыкальной составляющей текста, то тогда движение текста осуществляется путём «пространственного» разворачивания смысла, как «вещь-артефакт» (М. Хайдеггер) разворачивается в составляющие её пространства, высвобождая при этом смысл.

Каждый вид герменевтической интерпретации раскрывает познавательное содержание какой-то определенной герменевтической категории: психологическая интерпретация — категории переживания, языковая интерпретация — категории предпонимания, интерпретация историческая — категории «герменевтического круга», интерпретация стилистическая — категории цели. Применение метода герменевтического круга к исследованию музыкальной коммуникации подтверждает необходимость множественности пространственных контекстов для музыкального текста. Социокультурные характеристики пространственно-временного континуума, личное пространство участников интерпретации, «память жанра» - необходимые контексты и условия смыслообразования процесса музыкальной коммуникации.

Только выйдя за рамки искусствоведения, на культурологическом уровне исследовав культурно-исторический контекст, а на философско-герменевтическом уровне - процесс смыслообразования, можно получить цельную и объективную картину музыкального артефакта и реализовать, таким образом, аксиологическую, смыслообразующую и коммуникативную функции музыкальной культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осмысление музыки через основные онтологические категории (время, пространство, телесность, игра) инициирует понимание и толкование музыкальной коммуникации как процесса перевоссоздания и декодирования пространственно-временного континуума через архетипы телесности человека и игры, которые, в свою очередь, понимаются как вполне конкретные социокультурные образования, имеющие бытие, как во внешних пространствах, так и во внутреннем пространстве понимающей личности.

Процесс перевоссоздания, или организации социокультурного пространства происходит по принципу звуковой орнаментизации. Акустическая волна, являясь звуковым носителем, не просто существует в пространстве, она его оживляет, пластифицирует, интерпретирует. Обладая временной протяжённостью, звуковые события становятся • структурированными, что создает ощущение упорядоченности при их восприятии.

Как музыка, так и озвучиваемое ею социокультурное пространство взаимно интерпретируют друг друга. Этот процесс восприятия на протяжении истории претерпевал существенные изменения. Природное пространство древнего человека орнаментировано в звуках без чёткой структуры, витиевато и наивно-вариативно. Судить об этом можно по дошедшим до нас образцам древневосточной музыки. Орнаментирование древних ритуалов — напротив, в основе имеют чёткий, жесткий, многократно повторяющийся ритм для того, чтобы организовать людей, синхронизировать их движения и ощущения в достижении состояние транса. В древних ритуалах и происходит рождение публичного сакрального пространства, атрибутом которого является структурализация, определённое выделение центра по отношению к перифериям, в соответствии с разделением функций участников обряда — жреца-медиума (адепта) и остальную массу людей.

С утверждением' христианства происходит первая инверсия музыкальной орнаментики. Чёткая структурализация внутримузыкальных построений становится принадлежностью светского профанного пространства. Это тесно связано с репрезентацией телесности. Телесная составляющая человека в том активном виде, который присущ древним обрядам в условиях христианской парадигмы подвергается репрессиям, отчуждается и вытесняется в профанное публичное пространство и музыка с ним связанная, воспринимается как несущая соблазн («от дьявола»).

Из-за вырождения сакральных обрядов католицизма во внешне-театрализованные ритуалы, в результате Реформации, происходит вытеснение публичного сакрального пространства во внутреннее частное пространство личности. Развитое и сильно усложнившееся публичное пространство человека Ренессанса, по сути, является следствием наложения и взаимопроникновения сакрализованного и публичного пространства искусства. Из пребывающего в сакральном человек становится переживающим сакральное, что изменяет мировосприятие и легитимирует светские жанры.

В результате просветительской идеологии, согласно которой творческая функция принадлежит культурным экспертам, которые призваны приобщать в доступной публичной сфере непросвещенную публику, музыкальная культура индустриализировалась. Основным социокультурным пространством индустриализированной музыкальной культуры становится пространство концертного зала.

В пространстве концертного зала осуществляется как художественная коммуникация и интерпретация так и «артистическое поклонничество», «сценический успех», «творческое соперничество» - все те категории, которые относятся к концерту как социальному явлению, где происходит обмен информацией оценочной, критической, статусной. И, зачастую, именно второй вид коммуникации превалирует над первым. Тогда концерт превращается в пространство симулякра художественного процесса, что можно рассматривать как первый шаг на пути к концертному пространству производства и потребления. Социально-оценочная рефлексия, наряду с другими причинами, участвовала в формировании знака - как основной категории музыкального пространства общества потребления.

Именно через стремление преодолеть пространство концертного зала следует понимать современные тенденции его трансформации, либо выйти за его пределы, обновив тем самым феномен подлинной музыкальной игры, освобождённой от давления и ограничений репрессивных форм культуры. Игра и музыка понимается как процесс реализации желания, импровизации, а не долга, творчества, и тщательного воспроизведения.

Такой процесс высвобождает другой архетип - телесности человека.

Категория телесности онтологически обусловлена природой слуха.

Поверхность тела человека, воспринимающая информацию для утоления сенсорного голода, по объёму сравнима только со слухом, природа которого заключается во всеобъемлющей способности к восприятию.

Если, для того чтобы не воспринимать то, что нам не хочется видеть, достаточно просто перевести взгляд или отвернуть голову, то для того, что не воспринимать что-то через слух - нужно изменить положение всего тела в пространстве, уйти, или заблокировать слух, но в таком случае, человек не будет воспринимать этим органом уже ничего, в отличие от

141 зрения, отвернувшись, мы не перестаёт видеть вообще. Музыкальный архетип является составляющей архетипа телесности и определяет коммуникативный контекст понимания.

Культура в одной из своих функций подавляет и репрессирует некоторые проявления телесности. Музыкальная культура, как часть культуры вообще, в некоторых своих формах наследует и эту функцию. Наиболее остро репрессивная функция музыкальной культуры по отношению к телесности проявляется в самом элитарном социальном образовании — в оркестровом пространстве, сформированном в эпоху индустриального общества, которое в своём основании имеет один и тот же принцип организации индивидов в социокультурном пространстве с такими социальными институтами как школа, тюрьма, фабрика, больница, монастырь, армия, в формах, сложившихся в европейском обществе на протяжении Х1Х-ХХ вв.

В оркестре общества массового индустриального производства часто действует тот же принцип - максимально эффективного использования деятельности индивидов, с той лишь разницей, что для армии - это умение эффективно вести военные действия; для школы - эффективно проводить воспитание и обучение; для тюрьмы - эффективно обеспечивать лишение или ограничение свободы; для фабрики - это эффективное использование рабочей силы в условиях материального производства; для больницы -задача эффективной организации лечебного процесса; для монастыря -дисциплинирующая организация людей в служении культу; в оркестре -достижение эффективного и эффектного совместного музицирования. От понимания коммуникативной модели и, в случае необходимости её преодоления, зависит то, какая функция культуры реализуется: игровая или репрессивная.

Итак, сущностной особенностью музыкальной коммуникации является социокультурная обусловленность хронотопа, который, в силу онтологического своеобразия музыки, всякий раз творится в сознании реципиента заново. Социокультурные характеристики пространства, коррелируя с музыкальным орнаментом, создают смысловую память, наследуемую и репродуцируемую в дальнейших интерпретациях.

Носителями таких бессознательных смысловых образований являются бессознательные коллективные репрезентации (архетипы-образы). В данном исследовании проанализированы два музыкальных архетипа, которые имеют свойство интерпретативной амбивалентности: «архетип игры» и «архетип телесности» и сформулированы их функции.

Формирующая функция: являясь формой коллективного бессознательного, архетипы обуславливают константные, базовые условия процесса музыкальной коммуникации. Через архетипы («телесности» и «игры») человеком воспринимается, понимается и раскрывается сам феномен музыки, музыка как игровая деятельность и музыка как скрытая телесная активность человека. Архетипы — это типичные бессознательные виды понимания (К.Г. Юнг). Семиотическая функция как бессознательная основа для толкования смысла через архаическое устойчивое символическо-знаковое выражение находит применение в том, что личностные архетипы художника могут становиться контекстами понимания его творчества.

Фиксирующая функция: архетипы становятся формами закрепления и функционирования определённых видов деятельности музыкальной коммуникации в определённой культуре. Через многократное воспроизведение игровой деятельности музыка становится культурой, через контроль над телесностью музыкальная коммуникация встраивается в пространство производства-потребления смыслов музыки.

Предложенная концепция понимания и толкования музыкального произведения или ситуации музыкальной коммуникации заключается в единовременном схождении различных пространств, их взаимопроникновении, процесс корреляции их с внутренним пространством личности интерпретатора. Примерами такой кросс-пространственной корреляции в данном диссертационном исследовании является герменевтический анализ разных сегментов музыкальной коммуникации творчества А. Архиповского, П.И. Чайковского и В.А. Ковтуна.

На примере репрезентации произведения A.C. Пушкина «Метель» при помощи концепта герменевтического круга исследованы различные смыслы, возникающие на перекрёстке культурно-исторических интерпретаций. Модель соотношения категорий «части и целого», применительно к музыкальной коммуникации, значительно расширяется. Функции контекстов выполняют культурно-историческая эпоха, внутреннее пространство личности, социокультурный хронотоп, «память жанра».

Концепт дешифрования в музыкальной коммуникации заключён во множественности пространственных контекстов для музыкального текста. Беря эмоцию, например, из литературного текста, музыка делает переживание длящимся, прорастающим новыми смыслами, даже фактологическими подробностями, которые созданы благодаря музыкальной способности перевоссоздавать процессуальность бытия в актуализированных звуковых событиях.

Корреляция музыкального, визуального и вербального литературного) рядов мегатекста, с одной стороны, является реализацией кросс-пространственного мышления, а, с другой стороны, ставит под сомнение тенденцию философско-музыкальной мысли о том, что наиболее

144 эффективный путь постижение смыслообразования в музыке лежит через изучение феномена «чистой» музыки, освобождённой от всякого вербализованного сопровождения [227].

Эта исследовательская позиция исходит из редукционного феноменологического метода, но в этом и её слабость. Редуцируя в музыкальном феномене визуальную пространственную составляющую, мы теряем целостность феномена, а значит, и его сущность. Именно в ситуации корреляции различных рядов мегатекста, проявляется смыслообразующая функция музыки, и можно наблюдать процесс музыкального мышления как актуализация личностных смыслов в том или ином социокультурном пространстве в виде самодостаточных звуковых событий.

Основные типы музыкальных пространств, такие как профанное и сакральное, публичное и частное остаются в мире человека на протяжении всей его истории, но происходит их смещение относительно друг друга. Как, например, перемещение сакрального музыкального пространства во внутреннее пространство личности человека. В результате сакральное пространство перестало быть публичным, а стало целиком внутренним. Возможно, в дальнейшем будут происходить попытки поиска или конструирования нового музыкального публичного сакрального пространства. Если такое пространство появится, то оно непременно будет иметь свой музыкально-пластифицирующий орнамент. Анализируя новый вид музыкальной коммуникации, можно будет увидеть, из каких типов пространств новое сакральное пространство сформировано.

В XX веке появился и утвердился виртуальный тип пространства —

Интернет. Но вопрос: возможен ли музыкальный орнамент этого пространства - остается неисследованным. Несмотря на то, что Интернет, как пространство коммуникации, невозможно представить без музыки,

145 можно предположить, что как собственно орнаментально-пластифицирующая составляющая, музыка в этом пространстве не состоится. Потому что виртуальность исключает телесность, которая формирует музыкальный феномен.

Самым значительным футуристическим потенциалом для понимания музыки обладает диалектическое взаимодействие игры и культуры. Процесс преобразования игры в культуру в музыкальной коммуникации наблюдается достаточно часто. Сейчас вполне привычным стал такой термин, как «джазовая культура», это означает, что джазовое музицирование, как игра, институциализировалась, приобрела свою морфологию, каноничность, свои общепризнанные имена («классики джаза»). Можно предположить, что вскоре по подобному пути институциализации пройдут такие виды музицирования, как этно-джаз и эрно-рок,,как орнамент пространства глобализации.

В условиях современного постиндустиального > общества, с утверждением ценностей производства-потребления,. становится актуальным и востребованным социальный институт спонсорства или меценатства, который, по сути, является реактуализированным институтом патронажа. Сегодня всё чаще приходится слышать о музыкальных коллективах, принадлежащих муниципалитетам ( или крупным промышленным предприятиям, исследование которых может продолжить дальнейшую работу в заданном направлении.

Таким образом, дальнейшее детальное рассмотрение герменевтических возможностей музыкальной коммуникации в контексте морфологии культуры делает актуальным исследования в направлении философии, социологии, феноменологии музыкальной культуры, как одной из форм социокультурной среды человека.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бабич, Ирина Анатольевна, 2010 год

1. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации / Р.Ф.

2. Абдеев. М.: ВЛАДОС, 1994. - 336с.

3. Августин Аврелий Исповедь. М.: Республика, 1992. - 336с.

4. Аверинцев, С.С. Попытки объясниться: Беседы о культуре / С.С.

5. Аверинцев. М.: Правда, 1988. - 45с.

6. Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы, М.:

7. Главния редакция восточной литературы издательства «Наука», 1977. 320с.

8. Адорно, Теодор В. Избранное: Социология музыки М.: СПб.:

9. Университетская книга, 1998.- 445с.

10. Адорно, Теодор В. Философия новой музыки М.: Логос, 2001.352с.

11. Алмазова, A.A. К проблеме художественной ценности в музыке //

12. Социально-экономические и нравственно-эстетические аспекты развития социально-культурной сферы в условиях рыночной экономики.- Казань, 1998. С.199-202.

13. Алмазова, A.A. Музыкознание и герменевтика. К проблемеинтерпретации музыкального текста // Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе. Гродно, 2003. - С.295-297

14. Алмазова, A.A. Стиль и ценность в музыке. Соотнесение понятий //

15. Актуальные проблемы теории культуры. Казань, 2000. - С. 110112

16. Алмазова, A.A. Татарская музыка XX. Проблемы аксиологии. -Казань: КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина, 2006.- 272с.

17. Арановский, М. О психологических предпосылках предметнопространственных представлений / М. Арановский // Проблеы музыкального мышления. М., 1974. С. 252-272

18. Арановский, М.Г. Симфонические искания / Ленинград, «Советский композитор», 1979. 286с.

19. Аристотель Метафизика 985 А 20. М.- Л.,1934

20. Аристотель Поэтика 1447а. М., 1951

21. Аркадьев, М. Фундаментальные проблемы теории ритма и динамики «незвучащих» структур в музыке Веберна. Веберн и Гуссерль // Музыкальная академия. 2001. №1. - С. 151-163

22. Арнольдов, А. Наука постижения культуры / А. Арнольдов // Народное образование. 1998. - №5, С. 5-316.

23. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие: пер. с анг. / Р. Арнхейм. М.: Архитектура-С, 2007. - 392с.

24. Арутюнян, С.М. Текст в тексте: семиотический анализ киноискусства // Обсерватория культуры. 2008.- №2.- С. 113-117.

25. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. - Л.: «Музыка», 1971. - 376 е., нот.

26. Бажанова, Р.К. Артистизм в контексте культуры. Монография. -Казань: Издательство «Отечество», 2008. 168с.

27. Балан, Д. К вопросу о философском содержании в музыке // Эстетические очерки. М. Советский композитор, 1963, С. 101-132.

28. Барсова И.А. Очерки по истории партитурной нотации (ХУ1-первой половины XVIII в.). М.: Московская гос. консерватория, 1997.-571с., илл. Нот.

29. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика: пер. с фран. / Р. Барт; сост., общ. Ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 1989.-616с.

30. Бахтин, М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике. // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975. — С.234-407.

31. Бахтин, М.М. Автор и герой: к философским основаниям гуманитарных наук / М.М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000. - 336с.

32. Бахтин, М.М. К методологии гуманитарных наук. В кн.: М.М.Бахтин. Эстетика словесного творчества. Изд. 2-е, М., 1986, с.381-393,429-432

33. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского/ М.: Худ. лит., 1972.

34. Белкин, А. Русские скоморохи. М, 1975.

35. Белоусов, A.B. Дискуссии о музыкальном мышлении как показатель системного кризиса психологии; Электронный ресурс. http://bav005.narod.m (Дата обращения: 25.07.2007)

36. Бендицкий A.A., Арановский М.Г. К вопросу о моделирующей функции музыки: музыка и время // Музыка как форма интеллектуальной деятельности/ Ред.-сост. М.Г. Арановский. М.: КомКнига, 2007.- С. 142-156.

37. Берберова, H.H. Чайковский; Санкт-Петербург; Лимбус Пресс;1997.- 238с.

38. Бердяев, H.A. Самопознание (Опыт философской автобиографии) / Вступ. ст. С. Чумакова. М.: Мир книги, Литература, 2006. - 416с. (Великие мыслители).

39. Бердяев, H.A. Философия творчества культуры и искусства: в 2-х т. / H.A. Бердяев. М.: Искусство, 1994. - т.1. - 542с.

40. Берченко, Р.Э. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире». М.: Классика XXI.

41. Беседы с Отто Клемперером.- М.: Изд. Дом «Композитор», 2004.

42. Библер, B.C. Замыслы: в 2 кн. Кн.1 / В.С, Библер. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2002. - 879с.

43. Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцть первый век / B.C. Библер. - М.: Полит издат, 1991.-413с.

44. Блинова, М.П. Музыкальное творчество и законы высшей нервной деятельности. Ленинград, «Музыка», 1974. 144с.

45. Бодрияр, Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Пер. Н.В. Суслова. Екатеринбург: изд-во Уральского университета, 2001. - 96с.

46. Бодрияр, Ж. Система вещей, (пер. с фр. и сопроводит. Ст. Зенкин С.Н.). М.: Рудомино, 1995. - 136с.

47. Бонфельд, М.Ш. Семантика, или о чём говорит музыка // Музыка начинается там, где кончается слово. А.-М., 1995.

48. Бонфельд, М.Ш. Синтактика, или как говорит музыка // Музыка начинается там, где кончается слово. А.-М., 1995.- 159с.

49. Бонфельд, М.Ш. Введение в музыказнание. М.: Владос, 2001. -2004. - 224.: ноты.

50. Бонфельд, М.Ш.Музыка: Язык. Речь. Мышление. (Опыт системного исследования музыкального искусства). Ч. 1. Тезисы. М.: МГЗПИ, и др., 1991.

51. Боэций Утешение философией и другие трактаты. М. -1990.

52. Бубер, М. Я и Ты / М. Бубер // «Квинтэссенция», Философский альманах. М., 1992. - С. 294-370.

53. Булатова, Д.С. Культура как «пределы» беспредельного / Д.С. Булатова // Культурологические штудии: ежегодник кафедры культурологи и мировой художественной культуры. Чебоксары: Free-Poetry, 2008. - С. 38-41.

54. Булатова, Д.С. Многонациональная культура современного обществаперед лицом инновационных трансформаций (методологический аспект). Материалы Международной научной конференции / Издательство «Культура» КГУКИ.-2010, с. 35-38.

55. Валькова, В.Б. Музыкальный тематизм мышление - культура: Автореферат диссер. докт. искусствовед. Российский институт искусствознания. - М.-1993.

56. Ванслов, В.В. Изобразительное искусство и музыка. Изд. 2-е, доп.-Л.: Художник РСФСР, 1983. 400с., ил.

57. Васильева, Н.В. Пространство и время: новая парадигма музыкознания // Обсерватория культуры. 2009.-№2,- С. 100-103.

58. Вебер, М Основные социологические понятия // Западноевропейская социология Х1Х-начала XX веков. М.-1996. - С. 455491.

59. Вебер, М. Исследования по методологии наук — М.: ИНИОН, 1980.

60. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма. — М.- 2003.

61. Вертков, К. «Русские народные музыкальные инструменты». Л.,1975.

62. Власов, В.Г. Античное искусство. Большой энциклопедичесий словарь изобразительного искусства в 8т. Т. 1. Спб.: Лита, 2000. -864с.

63. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Собр. Соч.: в 6 т. Т. 2 Проблемы общей психологии. М.: Наука, 1982. - С. 5-316.

64. Габричевский, А.Г. Морфология искусства.- М.: Аграф, 2002.- 864с.

65. Гадамер, Х.-Г. О круге понимания. Неспособность к разговору. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.

66. Гадамер, Х.-Г. Игра искусства / Пер. с нем. А. В. Явецкого // Вопросы философии. — 2006. — № 8. — С. 164—168. — Доклад 1973 года; опубликован в 1977 году.

67. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод. Пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. — М.: Прогресс, 1988. — 704 с.

68. Гадамер, Х.-Г. Что есть истина? / Перевод М. А. Кондратьевой при участии Н. С. Плотникова // Логос. — 1991. — № 1. — С. 30—37.

69. Галлеев, Б.М. Светомузыка: становление и сущность нового искусства. Казань, Татарское книжное издательство, 1976, 272с., ил.

70. Гачев, Г.Д. Наука и национальная культура (гуманитарный комментарий к естествознанию) / Г.Д. Гачев. Росто-н/Д.: Изд-во Ростовского университета, 1993. - 320с.

71. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира. Центральная Азия: Казахстан, Киргизия. Космос Ислама (интеллектуальные путешествия). М.: Издательский сервис, 2002. - 784с.

72. Гессе, Г. Игра в бисер / Г.Гессе. М.: Художественная литература,1969.-544с.

73. Гизатов, Т Национальная идеология. В 2-х т. М.: 1999.- 1т.- 199с., 2т.-211с.

74. Глассе, А Из чего сделалась «Метель» Пушкина «НЛО»; №14, 1996.

75. Голдмен, Д. Целительные звуки: перевод с анг./Д. Голмен. М.: Изд. Дом «София», 2003 - 224с.

76. Гордеева, Т.Ю. Музыкальный звук как феномен культуры: монография / Т.Ю. Гордеева. М.: Флинта; Наука, 2007. - 120с.

77. Григорьева, Е.С. Культ как один из способов существования «Деятельности организации пространства»; Вестник Московского университета. Серия 7. Философия № 2. 2000. С. 90-100

78. Грушевицкая, Т.Г. Попков, В. Д. Садохин, А.П. Основы межкультурной коммуникации. М. - Юнити-Дана, 2003. - 352с.

79. Грязева-Добшинская, В.Г. Современное искусство и личность: гармонии и катастрофы. М.: Академический проект, 2002. - 402с.

80. Губайдуллина, С. Мы их 60-х годов // Музыкальная академия. -2004.-№1.- С.39-41.

81. Губин, В.Д. Основы философии. М.: ТОН — остожье, 1999.

82. Гуссерль, Э. Пролегомены к чистой логике / Э. Гуссерль / Логические исследования Т.1. Новочеркасск: САГУНА, 1994. -357с.

83. Гуссерль, Э. Феноменология внутреннего сознания времени / Э. Гуссерль // Соб. Соч. т.1. М.: Гнозле, 1994. - 192с.78. д'Удин, Ж. Искусство и жест / Ж. Д Удин. Спб., 1911.

84. Двоскина, Е. От шоёи1айо к модуляции: в поисках общего знаменателя // Музыкальная академия. 2004. - №3.- С.164-166.

85. Делёз, Ж. Логика смысла / Ж. Делёз. М.: Издательский центр «Академия», 1995.- 298с.

86. Дильтей, В. Сила поэтического воображения / В. Дильтей // Зарубежная эстетика и теориялитературы Х1Х-ХХ вв. Трактаты, статьи, эссе. М.- 1987.

87. Елиферова, М.В. «Повести Белкина» в контексте раннего восприятия Шекспира в России (1790-1830) автореферат кандидата филологических наук. М. 2007.- С.20.

88. Елиферова, М.В. Шекспировские сюжеты, пересказанные Белкиным «Вопросы литературы», 2003.- №1.- С. 149-175.

89. Жабинский, К.А., Зенкин К.В. Музыка в пространстве культуры: Избранные статьи. Выпуск 3. Ростов-на-Дону, 2005. - 250с.

90. Закс, Л. А. Художественное сознание / Л. А. Закс. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1990. - 212 с.

91. Зарубина, Л.П. Философия и музыка: Учеб. пособие / ЧГАКИ. -Челябинск, 2002. 250с.

92. Звучащие смыслы. Альманах. Спб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2007. - 784с. (Серия «Культурология. XX век»).

93. Земцовский, И. Апология музыкального вещества // Музыкальная академия. 2005. №2. - С. 181-192.

94. Зенкин, К.В. А.Ф. Лосев и традиция философского осмысления музыкальных категорий // Искусствознание. 1996. - № 2. -С.606-610.

95. Зенкин, К.В. Музыка и наука в философском творчестве А.Ф. Лосева // Музыкальная академия. 1994. - № 5. - С.115-125.

96. Зенкин, К.В. Философия музыки А.Ф. Лосева. Итоги тысячелетнего развития // Искусство на рубежах веков. Ростов-на-Дону, 1999. -С.136-148.

97. Зенкин, К.В. Юдина в общении с русской религиозной философией // Музыкальная академия. 2000. - №2.- С.101-105.

98. Иванченко, Г.В. Психология восприятия музыки М.: Смысл, 2001.-264с.

99. Ивлев, С.А. Художественная культура Нового времени. М.: Международный союз книголюбов, 2001. - Электронный ресурс. http://www■countries.ш/library/newtime/шus bar.htm (Дата обращения: 03.11.2006)

100. Игламова, А.А. Фортепианное исполнительство как феномен культуры / диссер. канд. филос. наук. Казань. - 2006.

101. Имханицкий, М.И. История исполнительсва на русских народных инструментах. М.: РАМ им. Гнесиных, 2002. 351с.

102. История мировой музыки: Жанры. Стили. Направления / авт.-сост. А. Минакова, С. Минаков. М.: Эксмо, 2010. - 544.: ил. -(Библиотека мирового искусства)

103. Как они умерли. В. Басов Электронный ресурс. http://akter.kulichki.net/publ/basov vl.htm (Дата посещения: 25.11.2007)

104. Калужникова, Т. Вокализация младенцев: у истоков музыкального интонирования // Музыкальная академия. 2004. №2. - С. 158-165.

105. Кант, И. О характере как об образе мыслей. Психология личности.

106. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. С.231-234.

107. Кант, И. Первое введение в критику способности суждения.

108. Сочинения в шести томах М., "Мысль", 1966. (Философ, наследие).-Т. 5.- 564 е.- С.99-159.

109. Кант, И. Что значит ориентироваться в мышлении? Электронныйресурс. http://www.gumer.info/bogoslov Buks/Philos/kant/chtozn.php (дата обращения: 12.05.2007)

110. Кантор, Г.М. Казань-музыка-ХХ век. Исследовательские очерки.

111. Казань: Издательский дом «Титул-Казань», 2007. 424с.

112. Каримов А. Дж. Сёрл о происхождении языка и деонтологии //

113. Учёные записки Казанского государственного университета. Том 152. Серия гуманитарные науки. Книга 1. Казань: Изд-во КГУ, 2010. - С. 82-94

114. Кассирер, Э. Избранное. Опыт о человеке / Э. Кассирер. М.:1. Гардарика, 1998.-784с.

115. Критика и музыкознание. Сборник статей, выпуск №3, Л.:1. Музыка», 1987. 253

116. Кудряшов, А.Ю. Теория музыкального содержания.

117. Художественные идеи европейской музыки XVII-XX вв.: Учебное пособие. Спб.: Издательство «Лань», 2006. - 432с.: ил.

118. Курышева, Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика

119. Т.А. Курышева. М.: Владос-Пресс, 2007.-295с.

120. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамикасмысловой реальности. 2-е, испр. Изд.- М.: Смысл, 2003. 487 с.

121. Лессинг, Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. Перевод

122. Е.Эдельсона (под ред. H.H. Кузнецовой) / Лессинг Г.Э. // Лессинг Г.Э. Избранные произведения. М.: Худож. лит., 1953.- С. 385-516.

123. Леута, О.Н. Ю.М. Лотман о трёх функциях текста / О.Н. Леута //

124. Вопросы философии.- 2002, №11. С. 165-173.

125. Лисович, И.И. Социология культуры и искусства / Казань, КГУКИ,2006. 60с.

126. Лисович, И.И. Методология культуры / И.И. Лисович. казань,1. КГУКИ, 2008.- 116с.

127. Лисович, И.И. Муза и музыка в архитектонике лирического цикла Ф.

128. Сидни «Алтрофил и Стелла» Учёные записки Казанского филиала Российской международной академии туризма. Вып. 2, КГУ -2005.-С. 126-130.

129. Лич, Э. Культура и коммуникация. Логика взаимосвязи символов / Э.

130. Лич. М.: «Восточная литература» РАН, 2001. - 142с.

131. Лосев, А.Ф. «Я сослан в XX век.»: В 2 т. Т.1. - М.: Время, 2002.576с.: ил.

132. Лосев, А.Ф. «Я сослан в XX век.»: В 2 т. Т.2. - М.: Время, 2002.688с.: ил.

133. Лосев, А.Ф. Античная музыкальная эстетика. М. -1960.

134. Лосев, А.Ф. В поисках музыкального смысла. // Литературная газета.1992, №24-25

135. Лосев, А.Ф. Музыка как предмет логики / ДиректМедиа Паблишинг,1. М.: 2004.

136. Лотман, Ю.М. Семиосфера / Ю.М. Лотман. СПб.: «Искусство1. СПб», 2000.- 704с.

137. Львова Е.П., Борисова Е.А., Фомина H.H., Березин В.В., Кабкова

138. Е.П., Некрасова Л.Н. Мировая художественная культура XIX век. Изобразительное искусство, музыка и театр.- СПб.: Питер, 2008.

139. Любовский, Л.З. Маленькая книжечка о Бахе (техника и философия

140. И.С. Баха). (Заметки композитора). Казань: Хэтер,- 2000. - 40с. / ( ,

141. Любовский, Л.З. Смысл фуги в европейском музыкальноммышлении. (Предисловия Матвеева B.C. и Бренинга A.A.) Казань: Хэтер, 2000. - 40с.

142. Любовский, Л.З. У истоков музыки / М.: Издательский дом1. Композитор», 2006. 89с.

143. Любовский, Л.З. Что есть музыка. О предмете музыки, егопостижении и познании постижимого (Заметки композитора) / Предисловие Холоповой В.М. / Казань: Хэтер, 2000. 36с.

144. Мазель, Л.А. О природе и средстве музыки. Теоретический очерк /

145. Л.А. Мазель. М.: Музыка, 1991. - 2-е изд.- 80с.

146. Маклыгин, А.Л. Музыкальные культуры Среднего Поволжья:становление профессионализма / Каз. Гос. Консерватория. Казань. 2000. -311с.

147. Малиновский, Б. Антология исследований культуры.

148. Т.Г.Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997.

149. Мамардашвили, М.К. Эстетика мышления / М.К. Мамардашвили.

150. М.: Московская школа политических исследований, 2000. 416с.

151. Мартынов, В.И. Зона Opus Posth, или Рождение новой реальности.

152. М.: Классика XXI, 2005.-288с.

153. Медушевский, В. Таинственные энергии музыки / В. Медушевский //

154. Музыкальная академия. 1992. - № 3. - С. 54-57

155. Медушевский, В.В. К проблеме семантического синтаксиса: охудожественном моделировании эмоций как компоненте содержания музыки. // Советская музыка. 1973, № 8

156. Меньчиков, Г.П. Духовная реальность человека: (анализфилософско-онтологических основ) / Г.П. Меньчиков. Казань, 1999. - 407с.

157. Меньчиков, Г.П. Неосознаваемое как ценность духовной культурычеловека / Г.П. Меньчиков. Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2006. - 256с.

158. Меньчиков, Г.П. Основы антропологии: традиции и нлвации. Казань:1. Школа, 2006. 240с.

159. Миронов, В.В. Коммуникационное пространство как фактортрансформации современной культуры и философии / В.В. Миронов // Вопросы философии. 2006. - № 2. - С. 27-43

160. Музыка культура - человек: Сборник науч. трудов. - Свердловск,издательство Уральского университета, 1988. 208с.

161. Музыка в контексте "высшего синтеза" А.Ф. Лосева // Вопросыфилософии, 1999. № 9. - С.66-75.

162. Музыка как фора интеллектуальной деятельности / Ред. сост. М.Г.

163. Арановский. М.: КомКнига, 2007.- 240с.

164. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и

165. Возрождения/ Сост., общ. вступ. ст. В.П.Шестакова. М.: Музыка, 1966.-547с.

166. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки / Е.В. Назайкинский. М.:1. Музыка, 1988. 254с.

167. Назайкинский, Е.В. Логика музыкальной композиции, М.: 1982.319с.

168. Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке. М.: ВЛАДОС, 2003.248с.

169. Найдорф, М.И. Как различаются музыкальные культуры;

170. Электронный ресурс. http://www.countries ,ru (Дата обращения: 03.09.2009)

171. Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке, М:,1. Музыка», 1988.

172. Никитина, Л.В. Герменевтические контексты фортепианногоисполнительского творчества / диссер. канд. ф. наук. Казань. -2010.

173. Никитина, Л.В. Феномен игры в фортепианном исполнительстве,

174. Вестник» КГУКИ, 2008.- № 2. С. 26-30.

175. Ницше, Ф. Избранные произведения / Ф. Ницше. М.: Просвящение,1993.-573с.

176. Орелович, А. О музыкальной драматургии кинофильма «Волгаволга» // Музыкальная академия. 2007. - №4,- С. 131-136.

177. Орлов, Г.А. Древо музыки / Вашингтон-Санкт-Петербург, 1992.408с.

178. Ортега-и-Гасет, X. Запах культуры / Хосе Ортега-и- Гасет; пер. сисп.. М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. - 384с. - (Философский бестселлер).

179. Основы теории коммуникации. М.: Гардарики, 2005.- 615с.

180. Платон Собрание сочинений в 4т.: т I / Общ. ред. А.Ф. Лосева и др.;пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1990.- 860с.

181. Погорога, В. Феноменология тела. Введение в философскуюантропологию. Материалы лекционных курсов 1992-1994г.М.: Ad Harginem, 1995.- 339с.

182. Проблемы музыкального мышления. Сборник статей. Составитель иредактор М.Г. Арановский. М., «Музыка», 1974,- 336с., нот.

183. Пушкин A.C. Повести покойного И.П. Белкина / A.C. Пушкин

184. Драматические произведения; Проза / Сост., авт. Послес. к прозе, коммент. Е.А. Маймин; Авт., послесл к драмам С.М. Бонди. М.: Просвящение, 1984. - 351., илл.

185. Пушкин A.C. «Метель» Литературно-музыкальная композиция /

186. Издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДА», БСО Гостелерадио России дир. В. Федосеев, текст читают нар. арт. РСФСР А. Баталова и А. Быков, 1998-1999.

187. Ражников, В. «Кирилл Кондрашин рассказывает» М., «Советскийкомпозитор» 1989.- 238с.

188. Рикёр, П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / Пер. сфр., всуп. Ст. и коммент. И.С. Вдовиной.- М.: Академический Проект, 2008. 695с. - (Философские технологии).

189. Румянцев, С.Ю. Книга тишины. Звуковой образ города / Спб.:

190. Государственный институт искусствознания, 2003. 246с.

191. Садохин, А.П. Межкультурные барьеры и пути их преодоления впроцессе коммуникации // Обсерватория культуры.- 2008.- №2.-С.26-32.

192. Сапонов М.А. Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы.

193. М.: Классика — XXI, 2004. 400с., ил.

194. Свидерская, М. Пространственные искусства в культуре

195. Итальянского Возрождения: Сборник Классическое и современное искусство Запада. Мастера и проблемы. М., Наука, 1989.

196. Свиридов Г.В. Музыкальные иллюстрации к повести A.C. Пушкина

197. Метель». Партитура для симф. орк. М.-1995.

198. Серёгина, Н. Функциональные трансформации культуры в условияхглобализации / Н. Серёгина // Вестник Казанского гос. ун-та культ, и искусств: науч. журнал. 2005. - №2

199. Синцов, Е.В. Природа невыразимого в искусстве и культуре: кпроблеме жесто-пластических оснований художественного мышления в визуальной орнаментике и музыке. Казань, «Фен».-2003. - 304с., ил.

200. Смирнов, Д. Геометр звуковых кристаллов; «Советская музыка»,1990.- №4

201. Сорокина, Н.В. «Всегда такие неприятные переживания»: телесныепрактики пассажира общественного транспорта // Обсерватория культуры, 2000,- №1. С. 105-109.

202. Сохор, А.Н. Музыка и общество. М.: Знание, 1972. - AI с.

203. Сохор, А.Н. О музыке серьёзной и лёгкой. Издательство «Музыка»,1. Ленинград, 1964. 86с.

204. Сохор, А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышленияи восприятия / Проблемы музыкального мышления, М.- 1974. С. 59-74

205. Старчеус, М. О хронотопах музыкального мышления // Музыкальнаяакадемия. 2004.- №3. С. 156-160.

206. Суханцева, В.К. Категория времени в музыкальной культуре / В.К.

207. Суханцева. К., Лыбедь, 1990. - 184с.

208. Суханцева, В.К. Культура как диалог метафизик (Хайдеггер и

209. Мандельштам) // Фшософсью дослщження. Випуск 3. - Луганськ, 2002.-242 с.-С. 7-18.

210. Суханцева, B.K. Музыка как мир человека. От идеи вселенной кфилософии музыки. К.: Факт, 2000. 176 с. Электронный ресурс. http://www.phiiosophv.ru/Hbrarv/suhanceva/ (Дата обращения: 23.09.2006)

211. Суханцева, В.К. Хайдеггер: к онтологии обыденности // Фшософсьюдослщження. Випуск 4. - Луганськ, 2003. - 238 с. - С. 7-15.

212. Трембовельский, Е. Организация культурного пространства России:отношение центра и периферий // Музыкальная академия. 2003. -№2.- С. 132-136.

213. Тюлин, Ю.Н. Строение музыкальной речи / Ю.Н. Тюлин. Л.:1. Музыка, 1962. 208с.

214. Тютюнникова, Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческоемузицирование, импровизация и законы бытия. М.: Едиториал УРСС, 2003.-264с.

215. Уэйнбергер, Н. Во власти музыки. Секрет завораживающей властимузыки. Электронный ресурс. http://fdstar.com (Дата обращения: 05.10.2009)

216. Фидченко, Е. В. Коммуникативное действие в гуманитарномпознании (философско-методологический анализ): автореферат канд. философе, наук / Е.В. Фидченко. М.- 2003. - 17с.

217. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. Казань:1. Познание, 2007.

218. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2007.576с.

219. Фомина, З.В. Онтология музыки. Саратов: Саратовскаягосударственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2005. 88с.

220. Францева-Дроздова, E.H. Философы и музыка. Ч. I От Пифагора до

221. Кеплера. Культурологические очерки М.: Самообразование, 2007. - 240с.

222. Фрейд, 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: «Наука», 1989.

223. Фрейд, 3. Я и Оно. Сознание и бессознательное. Хрестоматия поистории психологии. Под ред. Гальперина П. Я., Ждан A. H. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 184-188.

224. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности: Перевод / Авт.

225. Вступ. ст. П.С. Гуревич. М.: Республика, 1994. - 447с.: ил.

226. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм; пер. с англ. Г. Ф.

227. Швейникова, Г.А. Новичковой. 2-е изд. М.: Академический Проект, 2008. - 254с.

228. Фуко, М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / М.Фуко; пер.с франц. В. Наумова под редакцией И. Борисовой. Ad Marginem M., 1999.-480с.

229. Фуко, M. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в

230. Коллеж де Франс в 1981-1982 году. / Пер. с фр. А.Г. Погоняйло. -Спб.: Наука. 2007. - 677с.

231. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие.1. СПб.: Наука, 2000.-38с.

232. Хайдеггер, М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина, изд. 3-еиспр. Спб. «Наука», 2006. -451с.

233. Хайдеггер, М. Время и бытие. Вещь — М., 1993. Электронныйресурс. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/47390 (Дата обращения: 12.11.2006)

234. Харламов, A.B.Социальное отчуждение и социальная коммуникацияколлизии и противоречия духовной культуры) / A.B. Харламов // Общество и коммуникация. Новосибирск. 2003. - С. 23-29.

235. Хёйзинга, Й. Homo ludens; Статьи по истории культуры.- М.:

236. Прогресс Традиция, 1997. - 416с.

237. Холопов, Ю.Н. О формах постижения музыкального бытия. //

238. Вопросы философии. 1993, № 4.

239. Холопова, В.Н. Формы музыкальных произведений: Учебноепособие. 3-е изд., стер. Спб.: Издательство «Лань», 2006. -496с.

240. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства. Спб, Лань, 2000. 320с.

241. Холопова, В.Н. Холопов Ю.Н. Веберн .- М.-1984

242. Хоружий, С. Арьергарский бой. Мысль и миф Алексея Лосева //

243. Вопросы философии, 1992, №10.

244. Человек в искусстве. Интервью с Р.Абязовым; журнал «Казань»2009.- №2.- С. 21-22.

245. Чередниченко, Т.В. Композиция и интерпретация: три срезапроблемы / Т.В. Чередниченко // Музыкальное исполнительство и современность. Сб. статей / сост. М.А. Смирнов. Вып. 1. - М., 1988. - С.43-68.

246. Чередниченко, Т.В. Кризис общества кризис искусства:

247. Музыкальный «авангард» и поп-музыка в системе буржуазной идеологии. М.: Музыка, 1985. - 192с., ил.

248. Чередниченко, Т.В. Музыкальный запас. 70-е. Новое литературноеобозрение: 2002.

249. Чередниченко, Т.В. Тенденции современной западной музыкальнойэстетики: к анализу методологических парадоксов науки о музыке / Т.В. Чередниченко. М.: Музыка, 1989. - 223с.

250. Шекспир, У. Буря (Перевод М. Донского) ПСС в восьми томах.:

251. Издательство «Искусство»; 1960, т. 8.

252. Шестаков, В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетикиот античности до XVIII века., М. «Музыка», 1975. 351с.

253. Шлейермахер, Ф. Академические речи 1829 года. М.: Науч. изд.,1987.-218с.

254. Шнейдер, В.Б. Коммуникация, нормативность, логика / В.Б.

255. Шнейдер. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2002. -250с.

256. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер / Вступит. Ст. проф. Г.В.

257. Драча. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998. - 640с.

258. Шрадик, Г. «Упражнения для скрипки I часть», «Музыка», М., 1989.

259. Шульгин, H.H. Альтернативная герменевтика в диалоге культур /

260. H.H. Шульгин // Вопросы философии. 2002. - №12. - С. 22-49.

261. Эко, У. Искусство и красота в средневековой эстетике / У. Эко.

262. Спб.: Алатейя., 2003. 256с.

263. Эко, У. открытое произведение. Форма и неопределённость всовременной поэтике / У. Эко. М.: Академический проект, 2004. -384с.

264. Юзеев, А. Н. Философская мысль татарского народа / А. Юзеев.

265. Казань: Татар, кн. изд-во, 2007. -214с.

266. Юнг, К.Г. Инстинкт и бессознательное. См.: "Структура и динамикапсихики" // Собр. соч. Т. 8., 1919.- Электронный ресурс. http://www.jungland.ai/Library/Instinct.htm (Дата обращения: 14.09.2009)

267. Юнг, К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. Ренессанс СП «ИВО-Сид»,1991.

268. Юнг, К.Г. Психика: структура и динамика / К.Г. Юнг; Пер. A.A.

269. Спектор; Науч. ред. пер. М.В. Марищук. М.: ACT; Мн.: Харвест, 2005.-416с.

270. Яворский, Б.Л. Избранные труды / Б.Л. Яворский. М.: Сов.1. Композитор, 1972.-712с.

271. Якупов, А.Н. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации /

272. М.: Московская консерватория, 1994. 288с.

273. Яновский, Р.Г. О культуре и культурологи: (Как возможно познаниекультуры, её переживание и философствование о ней?) / Р.Г Яновский, А.Г Агошков // Вопросы культурологи. 2006. - №2 С. 24-32.

274. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М.:1. Республика. 1994. - 527с.

275. Winrich Hopp Kurzwellen von Karlheinz Stockhausen. Konzeption undmusikalishe Poisis / Schott Musik International, Mainz Umschlaggestaltung, 1998.-451c.

276. Udo Bermbach (Hrsg.) Oper im 20 Jahrhundert. Entwichlungstendenzenund Komponisten. Verlag J.B. Metzler, Stuttgart Weimar, 2000. -686c.

277. Andrew Kania The Philosophy of Music. Stanford Encyclopedia of

278. ЮС НР ИИ11 ДОГ-^И Д-Ц ИХЧЦЛК»грен* пом -а 6 V мая амибга1. ЧИГу г . Ч и.

279. Симоне Мартини Погребение св. Мартина. Поющие монахи Из цикла фресок со сценами из жития св. Мартина Турского в капелле в нижней церкви Сан-Френческо в Ассизи. 1322-1326гг. Фрагмент

280. Фрагмент плана Петергофа Основная схема планировки принадлежит Петру I Петергоф открыт в 1723г.1. Версаль

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.