Герой, автор, текст в романистике В. Набокова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Колотнева, Лариса Ивановна

  • Колотнева, Лариса Ивановна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 184
Колотнева, Лариса Ивановна. Герой, автор, текст в романистике В. Набокова: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Воронеж. 2006. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Колотнева, Лариса Ивановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Текст и герой. Поиск тождественности в романистике В.Набокова

1.1. «Защита Лужина»: пространственные характеристики художественного мира. Тело в тексте.

1.2. «Приглашение на казнь»: жизнь в тексте.

Текст как тело героя

1.3. Автор и герой. Формы жизнетворения в романе «Дар».

ГЛАВА 2. Текст и автор в романистике В.Набокова

2.1. Текст и внетекстовое пространство в романе «Лолита».

Жизнь в слове.

2.2. «Смотри на арлекинов!»: гипотетичность бытия. Осмысление множественности «я».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Герой, автор, текст в романистике В. Набокова»

Яркая индивидуальность творческого пути В.Набокова, в частности, переход писателя на другой язык и связанные с ним вопросы преемственности той или иной культурной и литературной традиции во многом определили специфику освоения его наследия: общее направление набоковедения существенно менялось не только в научно-исследовательском, но и в «географическом» плане. Тот факт, что Набоков оказался, в силу особенности жизненных обстоятельств, на стыке нескольких культур, позволяет выделить три основные составляющие в истории рецепции его творчества:

- русская эмигрантская критика 1920-1940-х гг. (в число основных критиков, писавших о Набокове, входят Г.Адамович, Ю.Айхенвальд, Н.Андреев, П.Бицилли, В.Вейдле, Г.Иванов, К.Мочульский, Г.Струве, В.Хохловский, В.Ходасевич, З.Шаховская и многие другие)1

- англоязычная критика 1940-1970-х гг. (здесь необходимо назвать следующих исследователей: G.Barabtarlo, B.Boyd, A.Field, J.Grayson, D.Johson, P.Meyer, C.Proffer, W.Rowe, P.Stegner, D.Stuart, и др.)

- русская критика 1986-1999 гг. (из отечественных критиков, писавших и пишущих о Набокове, надо отметить Б.Аверина, Ю.Апресяна, С.Давыдова, А.Долинина, А.Злочевскую, Ю.Левина, В.Линецкого, М.Липовецкого, А.Люксембурга, А.Мулярчика, Г.Рахимкулову, О.Сконечную, В.Старка и др.).

Особенность взаимодействия этих групп критиков и их оценок творчества Набокова состоит в том, что они развивались параллельно, не сливаясь в единое целое. Англоязычная критика игнорировала публикации о писателе в русском зарубежье; русскоязычная критика, хотя и учитывала реакцию англо

1 Антология «Классик без ретуши» предлагает достаточно репрезентативную подборку периодики русского зарубежья. Подробнее см.: Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова: Критические отзывы, эссе, пародии / Под ред. Н.Г. Мельникова. - М.: Новое литературное обозрение, 2000. — 688 с. американской, в целом решала свои собственные задачи. Значимость Набокова как писателя тоже по-разному воспринималась критикой на разных этапах его творческого пути.

В тесной связи с таким хронологическим делением находятся и все остальные аспекты восприятия набоковского творчества. Основным культурно-эстетическим фоном для русскоязычной эмигрантской критики стал серебряный век; в англоязычной критике, за небольшим исключением, доминировал и доминирует фон западноевропейского и американского модернизма и постмодернизма; усилия русскоязычной критики последних десятилетий направлены, в основном, на выявление связей Набокова с русской литературной традицией.

Существенно менялось и общее направление исследований, посвященных творческому наследию В.Набокова: от преимущественно мотивно-тематического анализа его произведений (фиксация центральных метафор, идентификация аллюзий, параллелей, пародийных отсылок и т.д,) к выявлению типологических связей набоковской прозы с широким кругом художественных явлений. Весомые результаты были достигнуты в изучении связей набоковской поэтической системы с русской художественной традицией2, стали появляться работы о взаимодействии В.Набокова с современными ему писателями русской эмиграции3.

К настоящему времени успешно осуществлены попытки обобщить и систематизировать литературно-критические публикации о В.Набокове в библиографии Э.Филда, С.Шумана, М.Джулиара. Наиболее влиятельным и

2 См., например, следующие работы: Злочевская А.В. Поэтика Владимира Набокова: новации и традиции / А.В. Злочевская // Русская литература. - 2000. - №1. - С. 40-62; Злочевская А.В. Художественный мир Владимира Набокова и русская литература XIX века / А.В. Злочевская. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 188 е.; Злочевская А.В. Эстетические новации В.Набокова в контексте русской классической литературы / А.В. Злочевская // Вестник Моск. Ун-та. Филология. - 1999. -№4.-С. 9-19.

3 Среди таких исследований можно выделить работы Б. Аверина. Подробнее см.: Аверин Б. Дар Мнемозины: Романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции / Б.Аверин. - СПб.: Амфора, 2003. - 399 с. исчерпывающим отечественным исследованием рецепции творчества В. Набокова является монография А.М.Люксембурга4.

Особую судьбу имеет процесс восприятия писателя на его родине. Путь В.Набокова к русскому читателю был долгим. Имя писателя и его тексты пришли в Россию лишь через 10 лет после его смерти, в 1987 году, а процесс освоения его наследия растянулся на полтора десятилетия. Главный парадокс заключается в том, что отечественная литературная критика совершенно не учла опыта западного набоковедения и во многом начинала с самого начала: в то время, как во всем мире за писателем закрепился статус бесспорного классика, в Советском Союзе и потом в России еще продолжали спорить, содержится ли за блестящей прозой писателя глубокое содержание. Празднование 100-летнего юбилея Набокова в 1999 году стало переломным моментом и сделало Россию одним из важнейших центров набоковедения.

Однако несмотря на тот факт, что современное отечественное набоковедение насчитывает ряд основательных и весомых исследований творчества писателя, оно неправомерно сосредоточено на его русскоязычных текстах. В той же степени англоязычные исследователи творчества В.Набокова обращаются в подавляющем большинстве к его англоязычным романам. Такая поляризация единого творческого наследия В.Набокова не позволяет выработать целостную концепцию его творчества, препятствуя осмыслению и должному освоению художественного наследия того, кто бесспорно является классиком XX века.

У многочисленных исследователей и в читательском сознании закрепилось мнение о Набокове как о виртуозе слова и мастере блестящей литературной игры. Изощренная структура его текстов и постоянно

4 Люксембург A.M. Отражения отражений: Творчество Владимира Набокова в зеркале литературной критики / А.М.Люксембург. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2004. - 640 с. усложнявшиеся эксперименты со словом послужили причиной упреков Набокова в безыдейности и аморализме. Многие говорили о холодности и бездушии Набокова, ограниченности миропонимания, о том, что ему все равно, о чем писать. Так, например, отозвались на его романы Г.Иванов и Г.Адамович5.

Однако постоянное и настойчивое экспериментирование художника с повествовательной формой (повествовательная структура набоковских текстов глубоко и исчерпывающе проанализирована в работах Ю.Левина6,

7 8

Ю.Апресяна, P.Tammi ), на наш взгляд, имеет глубоко экзистенциальный смысл. Оно органически вытекает из размышлений художника над неиссякаемостью и непостижимостью реальности, множественностью его «я» и форм его бытия. Писательство является для него духовной деятельностью, направленной на «бесконечное воссоздание . текучего «я»»9 - опробование и осмысление разных вариантов личностной реализации в бесконечно сложном мире.

5 Иванов Г.В. Сирин. «Машенька», «Король, дама, валет», «Защита Лужина», «Возвращение Чорба», рассказы / Г.В. Иванов // В.В.Набоков: pro et contra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Антология. - СПб.: РХГИ, 1997.-С. 215-217; Адамович Г. Владимир Набоков (Из книги «Одиночество и свобода») / Г.Адамович // Там же. С. 255-266.

6 Левин Ю.И. О «Даре» / Ю.И. Левин // Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. - М.: «Языки русской культуры», 1998. - С. 287-322; Левин Ю.И. Биспациальность как инвариант поэтического мира Вл. Набокова// Там же. С. 232-391.

7 Апресян Ю.Д. Роман «Дар» в космосе Владимира Набокова / Ю.Д. Апресян // Изв. РАН. Сер. Лит. и яз. - 1995.

- T.54. - №3. - С. 3-17; №4. - С. 6-23.

8 Tammi P. Problems of Nabokov's Poetics: A Narratological Analysis / P. Tammi. - Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia, 1985,- 390 p.

9 Набоков В.В. «Смотри на арлекинов!» / B.B Набоков // Собр. соч. американского периода: В 5 т. — СПб., 1999.

- T.5. - С. 184. В дальнейшем тексты В.Набокова цитируются по следующим изданиям с указанием в скобках страниц и символического обозначения произведения:

Набоков В.В. Машенька. Лолита: Романы / В.В. Набоков. - Волгоград: Ниж.-Волж. Изд-во, 1990. - 400 с. (М), (Л). Перевод романа «Лолита» осуществлен самим автором. В цитатах сохранена орфография перевода. Набоков В.В. Защита Лужина: Романы. Рассказы / В.В. Набоков. - Харьков-М.: Фолио, ACT, 1997. - 544 с. (ЗЛ). Набоков В.В. Приглашение на казнь: Романы / В.В. Набоков. - Харьков-M.: Фолио, ACT, 1997. - 480 с. (ПК). Набоков В.В. Дар: Роман; Рассказы / В.В. Набоков. - Харьков- M.: Фолио, ACT, 1997. - 448 с. (Д). Набоков В.В. «Смотри на арлекинов!» В.В. Набоков // Собр. соч. американского периода: В 5 т. - СПб.: «Симпозиум», 1999. — T.5.- 704 с. (СА). Курсив во всех цитатах из произведений В.Набокова мой. - Л.К.

Принципиальная «неиссякаемость» и «недостижимость»10 реальности, ее многоуровневость и многоярусность лежит в основе художественной модели действительности В.Набокова и определяет поэтику его романов. Релятивность действительности как ее фундаментальная особенность диктует не только бесконечное разнообразие форм реальности, но и увеличивает роль субъективного фактора, замещающего традиционно освоенные формы. Единственной реальностью В.Набокова является авторское «я», «субъективирующее»11 и стилистически артикулирующее себя в процессе дискурсивной практики.

В связи с «неиссякаемостью» и «недостижимостью» реальности Набоков отвергает априорно принимаемую ценность и подлинность литературы, в основу которой положена какая-либо концепция. Для него освоение реальности принимает форму интуитивного поиска ее непредсказуемого узора, всматривания и затем воссоздания ее алогичности, бесформенности, «неготовости». Логика набоковского повествования состоит в мимикрии алогичности самой жизни - его тексты населены массой деталей, значимость и связь между которыми остается зыбкой и не прочерченной; кульминационные моменты затушевываются, центральная сюжетная линия скрывается за сетью побочных. В тексте, как в потоке жизненных впечатлений, появляются и исчезают случайные лица, происходят не связанные между собой события, непреднамеренные встречи, слышатся обрывки чужих разговоров, в которых читатель не в состоянии увидеть причинно-следственные связи. Подобная поэтика призвана имитировать жизнь в ее вечном движении, неоконченности и

10 Набоков В.В. Два интервью из сборника «Strong Opinions» / В.В. Набоков // В.В.Набоков: pro et contra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Антология. - СПб.: РХГИ, 1997.-С. 140. Термин заимствован нами у А.А. Фаустова. См.: Фаустов А.А. Авторское поведение в русской литературе: Середина XIX века и на подступах к ней / А.А. Фаустов. — Воронеж: Издательство ВГУ, 1997. — С. 5. нерасчлененности событий. Б.Аверин называет ее «поэтикой гиперреализма или сверхреализма»12.

Осознанная непреднамеренность набоковской художественной стратегии диктует логику нашего исследовательского сюжета. Мы рассматриваем эволюцию следующих дефиниций в набоковской художественно-эстетической концепции: герой-текст, автор-герой, текст-автор, определивших узловые моменты нашей работы.

Когда исследователи говорят о романе как о жанре, то в подавляющем большинстве соотносят анализ текста с устоявшимися структурно-тематическими формулами. Однако роман XX века, в частности, набоковский, показывает формализованность и очевидную недостаточность такого подхода, фиксирующего лишь творческую волю автора, реализованную в тексте, но не замечающего «обратной связи» - воздействия произведения на его создателя. Мы рассматриваем романистику В.Набокова как «себяписание», как результат духовной деятельности по воссозданию своего множественного «я» в многослойной реальности.

В качестве главной цели диссертации мы полагаем проследить эволюцию форм авторского присутствия в романной прозе Набокова и соответствующую ей трансформацию жанровой содержательности, имеющую для Набокова экзистенциальный смысл.

В центре нашего внимания находится изменение не жанровой формы, но жанрового содержания, новое отношение к слову, к его творящей природе, способной создавать новую реальность. Возникающая новая жанровая содержательность постигаема только в процессе чтения-творения, поэтому функции автора и читателя в набоковских текстах видятся нами взаимообратимыми, тождественными. Креативные возможности, скрытые в

12 Аверин Б. Дар Мнемозины: Романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции / Б.Аверин. - СПб.: Амфора, 2003. - С. 277. слове, позволяют Набокову реализовать собственный подход к художественному произведению: на первое место в его поэтике выходят различные типы текстовой организации.

В ходе исследования предполагается решение ряда конкретных задач:

1) рассмотреть пространственные характеристики художественного мира романа «Защита Лужина»;

2) исследовать формы жизнетворения в романе «Дар»;

3) уточнить понятия текста и автора в романистике Набокова;

4) охарактеризовать текстовое и внетекстовое пространства в романе «Лолита»;

5) выявить основные способы осмысления Набоковым множественности «я».

Объектом исследования являются русскоязычные романы («Защита Лужина», «Приглашение на казнь», «Дар»), роман «Лолита», существующий в двух авторских версиях (русской и английской), а потому в значительной степени итоговое, рубежное произведение и англоязычный роман «Смотри на арлекинов!». По мере необходимости мы обращаемся и к другим прозаическим произведениям писателя.

Неправомерная сосредоточенность отечественных исследователей на русскоязычных текстах писателя, а зарубежной критики - на его англоязычных романах существенно ограничивает представление об эволюции художника и не позволяет выработать знание о его поэтике, адекватное художественному миру В.Набокова. Этим объясняется выбор русскоязычных и англоязычных романов писателя в качестве материала исследования. Обращаясь к поэтике его прозы как единому целому, мы рассматриваем ее в становлении и эволюции.

Предметом исследования является поэтика романов В.Набокова, в частности, герой, автор и текст, рассматриваемые в содержательном и структурообразующем аспектах.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью выработки целостного представления о романном творчестве В.Набокова, органичности его эволюции, включающей русскоязычный и англоязычный этапы, традиционно рассматриваемые изолированно.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в осмыслении жанрообразующей роли речевого высказывания, использующего креативные возможности слова. Процесс создания текста рассматривается нами как духовная деятельность, как «себяписание». Центральная роль языка определяет открытость и незавершенность романной модификации В.Набокова, творимой событием встречи автора, читателя и героя. В разработке этого аспекта мы опираемся на идеи М.Бахтина, который считает, что роман есть трехмерное целое, возникающее как результат взаимодействия автора-творца, героя и читателя.

Развивая идеи М.Бахтина, современные исследователи видят в авторе

1 Ч субъекта художественной деятельности» . Это направление исследовательской мысли представляется нам плодотворным и учитывается при изложении собственной концепции.

Методологическая основа работы определена исследованиями в области теории автора (М.Бахтин, Б.Корман, Р.Барт, М.Фуко, В.Скобелев, Н.Рымарь, А.Фаустов), теории романного жанра (М.Бахтин, Ю.Кристева, Е.Мелетинский, Н.Лейдерман, Ю.Стенник), теории художественного текста (Ю.Лотман, М.Гаспаров, П.Рикер), неклассических форм художественного сознания (Ю.Левин, А.Жолковский, М.Липовецкий, Л.Силард).

13 Рымарь H.T., Скобелев В.П. Теория автора и проблема художественной деятельности / H.T. Рымарь, В.П. Скобелев. - Воронеж: Логос-Траст, 1994. - С. 145.

Теоретическая новизна работы состоит в исследовании жанрообразующей роли речевого высказывания в романистике В.Набокова.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы и основные результаты могут быть использованы при разработке вузовских курсов истории русской литературы XX века, чтении спецкурсов по творчеству В.Набокова.

Базовые положения диссертационного исследования прошли апробацию на научной конференции «Всемирная литература в контексте культуры» (Москва, 2001), ежегодных научных сессиях ВГУ (2001, 2004). Диссертация обсуждена на заседании кафедры русской литературы XX века ВГУ (2005). Значительную помощь в исследовании оказало членство автора диссертации в международном обществе набоковедов (The International Vladimir Nabokov Society, The IVNS). По теме исследования опубликовано 4 работы. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Принципиальная незавершенность (открытость) романов Набокова определяется авторской концепцией «нессякаемости» и «недостижимости» реальности, ее множественности и многослойности. Эти же принципы положены Набоковым в основание создаваемого им художественного мира.

2. Объектом творения для В.Набокова является не только текст, но и автор, представленный антиномичностью двух видов биографии «я»: внешней, являющей результат застывшего бытия исторического человека, некоего «отвердевшего»14 прошлого, и «внутренней биографии»15 «я», которая каждый раз заново создается творческим актом.

14 Фаустов А.А. Авторское поведение в русской литературе: Середина XIX века и на подступах к ней / А.А. Фаустов. - Воронеж: Издательство ВГУ, 1997. - С.5.

15 Гинзбург Л.Я. Человек за письменным столом / Л.Я. Гинзбург. - Л.: Советский писатель, 1989. - С. 51.

3. Главной средой порождения смысла и личностной самоидентификации писателя является открытый текст, на пространстве которого реализуется «внутренняя биография» «я». Центральным эстетическим событием такого текста-биографии становится себяпорождение в ходе дискурсивной практики.

4. Способ смыслотворения в романистике В.Набокова использует традиционные для литературы серебряного века формы игрового комбинирования, существенно переосмысленные. Креативные возможности творимой им жанровой модификации находятся в прямой зависимости от бытийных модальностей смотрящего «я», соотносимых друг с другом как варианты личностного осуществления. Их равноправие реализуется в свободе выбора, вплоть до права не совпадать с нормативом - эстетическим и нравственным.

5. Творчество для Набокова является отказом от «отвердевшего» прошлого в пользу единственной для него созидающей реальности - языка, творящего новую, принципиально бесконечную реальность - текст.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка использованной литературы. Список литературы включает 235 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Колотнева, Лариса Ивановна

Заключение

Принципиальная множественность «я», лежащая в основе философской и эстетической концепций Набокова, является источником множественности его форм бытия, которые понимаются как возможность и способность «я» реализовывать себя в качестве автора, героя и читателя своей жизни. Переход от целостности и законченности «я» классической традиции к его «модальной неоднородности» реализуется в поэтике В.Набокова на уровне поиска новой романной формы, адекватной принципиальной неоконченности и многогранности «я» и форм его освоения. В рассмотренных романах писателя нами исследовались его способы художественного освоения множественности и многослойности человеческого «я».

В первой главе на примере романа «Защита Лужина» мы выявили главное противоречие, определившее жанровую стратегию В.Набокова. Оно состоит в неадекватности старой романной формы бытию модально неоднородного «я». Классическая романная форма определяет способ бытования «я» как предельно замкнутой, остановившейся в своем развитии личности, а потому реализующей себя в закрытом пространстве текста в качестве героя.

Противопоставление автора и героя в романе осмысляется как столкновение двух принципиально разных способов бытия и определяет двупространственностъ набоковского художественного мира. Она обусловлена наличием двух разных субъектов - автора и героя.

Разгерметизация» замкнутого романного пространства реализуется через «уход» героя из текста в качественно новое бытийное пространство - авторское. Результатом такого «ухода» является начало обретения героем еще одной возможности реализации себя - в качестве автора. Так начинается поиск новой жанровой модификации, адекватной реализации разомкнутого во внешнее пространство множественного «я».

В разделе, посвященном роману «Приглашение на казнь», мы рассмотрели процесс разрушения авторской вненаходимости по отношению к герою и связанное с ним изменение в трактовке двойничества и двумерности. Цельное «я» делится на разные варианты себя - начинает выступать одновременно в качестве героя и автора романа, в качестве «я» пишущего (субъект) и «я» описываемого (объект).

Субъект и объект художественной деятельности, по Набокову, соотносятся не как копия и оригинал, а как разные формы личностной реализации, равноправные и самоценные. Такое развитие темы двойничества снимает трагический аспект, вносимый в ее интерпретацию русской классической литературой XIX века. Поэтому переход от одной формы бытия к другой сопряжен для Набокова со сменой точки зрения и делает смотрение, соглядатайствование метафорой способа осуществления своего бытия.

Эта тема продолжена и детально развивается автором в романе «Дар». Осознание того, что единственной ощутимой реальностью является внутренний мир «я» героя-автора, существенно корректирует его позицию: единственным пространством художественного освоения для Набокова становится внутреннее пространство многослойного «я». В центре романа оказывается процесс «себяписания», в результате которого по эстетическим законам создается внутренний мир его героя-автора.

Обращение к средствам создания своего «я» делает главным предметом осмысления слово и его творящую способность. Набоков заявляет о метафизической независимости слова и вытекающей из нее зависимости внутреннего «я» от языковой конструкции.

В романе «Дар» художником закладываются основы для возникновения «творческого хронотопа», главной особенностью которого является взаимодействие жизни и произведения, в результате которого граница текста начинает размыкаться непосредственно во внешнее пространство нетекста.

Осмысление процесса конструирования «я» как «себяписания» подготавливает переход писателя на английский язык и позволяет идентифицировать роман «Дар» в качестве этапного для творчества В.Набокова.

Роман «Лолита», существующий в русской и английской авторских версиях, с особой остротой подчеркивает роль языка в осмыслении бытия «я». Осознание героем этого романа себя в качестве одновременно автора и героя продолжает модификацию романа: перед нами оказывается текст автора-героя, разомкнутый во внетекстовую реальность. Такое размывание границ текста и окружающего его реального мира приводит к тому, что жизнь и текст сходятся в одном пространстве. Существование модально неоднородного «я» - автора-героя - оказывается возможным только в пространстве его жизни-текста и принимает форму дискурсивной практики: пишущее «я» на глазах у читателя создает свою жизнь-текст.

В связи с этим жизненные события в набоковском художественном мире утрачивают историко-биографическую ценность и обретают одномоментно-лингвистическую значимость - начинают осмысляться автором-героем как повороты сюжета его жизни-книги. Единственным реальным временем для автора-героя становится время воспоминания о своих жизненных событиях, актуализирующееся в момент творческого акта. Оно противопоставлено историческому времени прошлого, в котором события имели место. Так Набоковым закладываются основы для одного из центральных, на наш взгляд, противопоставлений языка, по законам которого создается и существует внутренняя» биография «я», и фактологической биографии человека, осмысляемой как застывшее прошлое, «история».

Совмещение в одном «я» взгляда повествователя и героя создает качественно иное по своим онтологическим признакам пространство, в пределах которого многослойное «я» осуществляет свое бытие. Этим пространством является текст-жизнь.

Текст для Набокова есть физическое и духовное пространство, на территории которого разворачивается авторская деятельность по «овнешнению» себя. «Я» становится одновременно созидающей и созидаемой реальностью, а его эстетическая деятельность - единственной формой бытия.

Англоязычный роман В.Набкова «Смотри на арлекинов!» посвящен осмыслению «я» собственной множественности. Одновременное осуществление своего бытия как многослойного и модально неоднородного, т.е. параллельное пребывание в качестве автора и героя, сопряжено со сложнейшими переслаиваниями, взаимопроникновениями и наложениями времени-пространства я-героя и я-автора в пределах его личностного пространства. Это определяет предельную сложность и противоречивость онтологического статуса последнего исследуемого нами романа автора. В нем двупространственность теряет свою моделирующую функцию, структурообразующий смысл приобретает освоенность личностного пространства «я» и возможность созерцания его со стороны. Проживание жизни предполагает взгляд изнутри и потому реализует ипостась героя «я». Осмысление всей жизни возможно только как авторское смотрение на нее со стороны, в результате которого возникает способность различать ее недоступный «я»-герою узор. Так реализована в романе «Смотри на арлекинов!» набоковская концепция двойничества. В нем, по сути дела, писателем завершено создание собственной романной модификации. Это прежде всего текст, на территории которого модально неоднородное «я» одновременно реализует свое бытие в разных ипостасях. Они являются равноправными формами бытия «я», а переход от одной к другой осуществляется сменой точки зрения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Колотнева, Лариса Ивановна, 2006 год

1. Набоков В.В. Дар: Роман; Рассказы / В.В. Набоков. - Харьков- М.: Фолио, ACT, 1997.-448 с.

2. Набоков В.В. Другие берега: Роман; Рассказы / В.В. Набоков. - Харьков- М.: Фолио, ACT, 1997. - 464 с.

3. Набоков В.В. Защита Лужина: Романы. Рассказы / В.В. Набоков. - Харьков-М.: Фолио, ACT, 1997. - 544 с.

4. Набоков В.В. Машенька. Лолита: Романы / В.В. Набоков. - Волгоград: Ниж.-Волж. Изд-во, 1990. - 400 с.

5. Набоков В.В. Приглашение на казнь: Романы / В.В. Набоков. - Харьков- М.: Фолио, ACT, 1997.-480.

6. Набоков В. Американский период. Собрание сочинений: В 5 т. / В.Набоков.-СНб.: «Симпозиум», 1997-1999.

7. Набоков В. Лекции по русской литературе / В.Набоков. - М.: Изд-во Независимая Газета, 1998. - 440 с.

8. Набоков В. Лекции по зарубежной литературе / В.Набоков. - М.: Изд-во Независимая Газета, 1998. - 512 с.

9. Бабиков A.A. О способе построения образа дома-времени в произведениях В.В. Набокова / А.А. Бабиков // Набоковский вестник. -СПб., 1999.-ВЫН.З.-С. 5-11.

10. Бабиков А.А. Путь к «Дару» Владимира Набокова / А.А. Бабиков // Пабоковский вестник. - СПб., 1999. - Вып.4. - 160-167.

11. Барабаш Ю. Набоков и Гоголь (Мастер и Гений): Заметки на полях книги В.Набокова «Николай Гоголь» / Ю.Барабаш // Москва. - 1989. -№1.-С. 180-193.

12. Барабтарло Г.А. Бирюк в чепце / Г. Барабтарло // Звезда. - 1996. - №11. - С . 192-206.

13. Барабтарло Г. Призрак из первого акта / Г.Барабтарло // Звезда. - 1996. - №11.-С. 140-145.

14. Барабтарло Г.А. Сверкающий обруч: О движущей силе у Набокова / Г.А. Барабтарло. - СПб.: Гиперион, 2003. - 324 с.

15. Барковская Н.В. Поэтика символистского романа / Н.В. Барковская. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 1996. - 286 с.

16. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. - М.: «Прогресс», «Универс», 1994. - 616 с.

17. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе / М.М. Бахтин // Бахтин М.М. Эпос и роман. - СПб.: Азбука, 2000. - 11-193.164

18. Бахтин М.М. Эпос и роман / М.М. Бахтин // Бахтин М.М. Энос и роман. - СПб.: Азбука, 2000. - 194-232.

19. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / М.М. Бахтин // Бахтин М.М. Искусство и ответственность. - Киев: "Next", 1994. - 91-255.

20. Белова Т.Н. Постмодернистские тенденции в творчестве В.В. Набокова / Т.П. Белова // Пабоковский вестник. - СПб., 1998. - Вып.1. - 44-53.

21. Белый А. Символизм как миропонимание / А.Белый. - М.: Республика, 1994.-528 с.

22. Берберова П. Набоков и его «Лолита» / П.Берберова // В.В.Пабоков: pro et contra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских изарубежных мыслителей и исследователей. Антология. - СПб.: РХГИ,1997.-С. 284-308.

23. Бетея Д.М. Изгнание как уход в кокон: образ бабочки у Пабокова и Бродского / Д.М. Бетея // Русская литература. - 1991. - №3. - 167-175.

24. Битов А. Одноклассники: К 90-летию О.В. Волкова и В.В. Пабокова / А.Битов // Повый мир. - 1990. - №5. - 224-242.

25. Битов А.Г. Язык бессмертия / А.Г. Битов // Звезда. - 1996. - №11. - 134-139.

26. Битов А.Г. Ясность бессмертия / А.Г. Битов // Битов А.Г. Пятое измерение: Па границе времени и пространства. - М.: ИздательствоПезависимая Газета, 2002. - 304-328.

27. Бицилли П. М. Возрождение аллегории / П.М. Бицилли // Бицилли П. М. Трагедия русской культуры: Исследования, статьи, рецензии. - М.:Русский путь, 2000. - 438-450.

28. Бицилли П. М. Статьи: история, культура, литература / П.Бицилли // Русская литература. - 1990. - №2. - 134-154.165

29. Бланк К. О «Лолите» Набокова / К.Бланк // Набоковский вестник. - СПб., 1998.-ВЫП.1.-С. 101-108.

30. Бло Жан. Набоков / Жан Бло. - СНб.: «Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ», 2000. - 239 с.

31. Блок А.А. Лирика / А.А. Блок. - М.: Художественная литература, 1964. - 242 с.

32. Бойд Б. Владимир Набоков: Вступление в биографию. Биограф Набокова об автобиографиях Набокова / Б.Бойд // Литературноеобозрение. - 1999. - №2. - 12-20.

33. Бойд Б. Владимир Набоков: американские годы: Биография / Б.Бойд. - / ^М.: РЬл,-ио Независимая Газета; Спб.: Изд-во «Симпозиум», 2004. - 928 с.

34. Бойд Б. Владимир Набоков: русские годы: Биография / Б.Бойд. - М.: Изд-во Независимая Газета; СПб.: Изд-во «Симпозиум», 2001. - 695 с.

35. Бочаров Г. P.S. Возможные сюжеты Пушкина / Г. Бочаров // Бочаров Г. Сюжеты русской литературы. - М.: Языки русской культуры, 1999. -С. 46-77.

36. Бочаров Г. О возможном сюжете: «Евгений Онегин» / Г. Бочаров // Бочаров Г. Сюжеты русской литературы. - М.: Языки русскойкультуры, 1999.-С. 17-46.

37. Бочаров Г. О художественных мирах / Г. Бочаров. - М.: Сов. Россия, 1985.-296 с.

38. Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце. О русских романах Владимира Набокова / Н.Букс. - М.: Новое литературное обозрение, 1998. - 208 с.

39. Вайскопф М. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст / М.Вайскопф. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2002. - 686 с.

40. Волков Диалоги с Иосифом Бродским / Волков. - М.: Издательство Независимая Газета, 2000. - 328 с.166

41. Воронина О.Ю. Отречение от «Лолиты»: литературная традиция и моральная цензура в современной американской критике / О.Ю. Воронина// Набоковский вестник. - СПб., 1999. - Вып.4. - 173-178.

42. Гаснаров Б.М. Послесловие: структура текста и культурный контекст / Б.М. Гаспаров // Гаснаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки порусской литературе XX века. - М.: Паука. Издательская фирма«Восточная литература», 1993. -274-303.

43. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе / Л.Я. Гинзбург. - М.: Интрада, 1999.-416 с.

44. Гинзбург Л.Я. Человек за письменным столом / Л.Я. Гинзбург. - Л.: Советский писатель, 1989. - 608 с.

45. Грейсон Дж. Метаморфозы «Дара» / Дж.Грейсон // В.В.Набоков: pro et contra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских изарубежных мыслителей и исследователей. Антология. — СПб.: РХГИ,1997.-С. 590-636.

46. М.Гришакова. Визуальная поэтика В. Набокова / М.Гришакова // Новое литературное обозрение. - 2002. - .№54. - 205-228.

47. Гурболикова О.А. Тайна Владимира Набокова. Процесс осмысления: Библиогр. очерки / О.А. Гурболикова. - М.: РГБ, 1995. - 249 с.

48. Давыдов «Гносеологическая гнусность» В.Пабокова: Метафизика и поэтика в романе «Приглашение на казнь» / Давыдов // Логос. - 1991. -№1.-С. 175-184.

49. Давыдов «Пушкинские весы» В. Набокова / Давыдов // Искусство Ленинграда. - 1991. - №6. - 30-46.

50. Давыдов «Тексты-матрешки» В.Набокова / Давыдов. -Мюнхен: OttoSagner, 1982.-174 с.167

51. Давыдов Что делать с «Даром» Набокова? / Давыдов // Обществ. Мысль: Исследования и публикации. - М., 1993. - Вып. 4. - 50-75.

52. Дапиэль Оптика Набокова / Даниэль // Набоковский вестник. - СНб., 1999.-ВЫП.4.-С. 168-173.

53. Дарк О. Загадка Сирина: Ранний Набоков в критике «первой волны» русской эмиграции / О. Дарк // Вопросы литературы. - 1990. - ШЗ. - 243-257.

54. Джонг Э. «Лолите» исполняется тридцать / Э.Джонг // Диапазон. - 1994. - № 1 . - С . 6-13.

55. Джонсон Д.Б. Лабиринт инцеста в «Аде» Набокова / Д.Б. Джонсон // В.В.Набоков: pro et contra. Личность и творчество Владимира Набокова воценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Антология. -СНб.: РХГИ, 1997. - 395-428.

56. Долинин А. «Двойное время» у Набокова (От «Дара» к «Лолите») / А. Долинин // Нути и миражи русской культуры. - СНб.: Северо-Запад, 1994.- С . 283-322.

57. Долинин А. Истинная жизнь писателя Сирина: Работы о Набокове / А.Долинин. - СНб.: Академический проект, 2004. - 400 с.

58. Долинин А. Набоков, Достоевский и достоевщина / А.Долинин // Литературное обозрение. - 1999. - №2. - 38-46.

59. Долинин А. Илата за проезд. Беглые заметки о генезисе некоторых литературных оценок Набокова / А.Долинин // Набоковский вестник. -СНб., 1998. - Вып.4. - 5-15.

60. Долинин А. Поглядим на арлекинов: Штрихи к портрету В. Набокова / А. Долинин // Литуратурное обозрение. - 1988. - JV29. - 15-20.

61. Долинин А. Тайна цветной спирали / А.Долинин // Смена. - 1988. - JVbl7. - С . 10-11,30.168

62. Долинин А. Три заметки о романе Владимира Набокова «Дар» / А.Долинин // В.В.Набоков: pro et contra. Личность и творчествоВладимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей иисследователей. Антология. - СНб.: РХГИ, 1997. - 697-741.

63. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма / Е.В. Ермилова. - М.: Наука, 1989. - 176 с.

64. Ерофеев В.В. В ноисках потерянного рая / В.В. Ерофеев // Ерофеев В.В. В лабиринте проклятых вопросов: Эссе. - М.: Союз фотохудожниковРоссии, 1996.-С.141-184.

65. Ерофеев В. Лолита, или заповедный оазис любви / В.Ерофеев // Набоков В. Лолита: Роман. - М.: МН «Анион», 1990. - 5-15.

66. Ерофеев В. "My style is all I have" («Мой стиль - это все, что у меня есть») / В.Ерофеев //Иностр. лит. - 1991. - № 8 . - 249-251.

67. Ерофеев В. Русская проза Владимира Набокова / В.Ерофеев // Набоков В. Собр. соч.: В 4 т. - М., 1990. - Т. 1. - 3-32.

68. Есаулов И.А. Ноэтика литературы русского зарубежья (Шмелев и Набоков: Два типа завершения традиции / И.А. Есаулов // Есаулов И.А.Категория соборности в русской литературе. - Нетрозаводск, 1995. - 191-201.

69. Жиличев Е.В., Тюпа В.И. Иронический дискурс В.Набокова: «Защита Лужина» / В.И. Тюпа, Е.В. Жиличев // Кормановские чтения. - Ижевск,1994.-ВЫП.1.-С. 191-201.

70. Жилкина Т. Из небытия / Т.Жилкина // Грани. - 1993. - №170. - 299- 311.

71. Жолковский А.К. Нобеда Лужина, или Аксенов в 1965 году / А.К. Жолковский, Ю.К.Щеглов // Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Мир автора169И структура текста. Статьи о русской литературе. - Tenafly, N.J.: Эрмитаж,1986.-С. 151-171.

72. А.К.Жолковский. Блуждающие сны и другие работы / Жолковский А.К. - М., «Наука», 1994. - 428 с.

73. Злочевская А.В. В.В. Набоков и Н.В. Гоголь / А.В. Злочевская // Вестник МГУ. Серия: Филология. - 1999. - №2. - 30-46.

74. Злочевская А.В. Ноэтика Владимира Набокова: новации и традиции / А.В. Злочевская // Русская литература. - 2000. - №1. - 40-62.

75. Злочевская А.В. Художественный мир Владимира Набокова и русская литература XIX века / А.В. Злочевская. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 188 с.

76. Злочевская А.В. Эстетические новации В.Набокова в контексте русской классической литературы / А.В. Злочевская // Вестник Моск. Ун-та.Филология. - 1999. - №4. - 9-19.

77. Зобов Р.А., Мостепаненко A.M. О типологии пространственно- временных отношений в сфере искусства / Р.А. Зобов, A.M. Мостепаненко// Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л.:Издательство «Наука», 1974. - 11-25.

78. Иванов В.В. Категория времени в искусстве и культуре XX века / В.В. Иванов // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л.:Издательство «Наука», 1974. - 39-67.

79. Иванов Вяч. Вс. Черт у Набокова и Булгакова / Вяч. Вс. Иванов // Звезда. -1996.-№11.-С. 146-149.

80. Иванова Е. Набоков: выломавшее себя звено / Е.Иванова // Литературная учеба. - 1989.-№6.-С. 153-161.

81. Ильев СП. Русский символистский роман. Аспекты поэтики / СП. Ильев. - Киев: Лыбидь, 1991. - 172 с.

82. Каган М.С Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки / М.С. Каган // Ритм, пространство и время влитературе и искусстве. - Л.: Издательство «Наука», 1974. - 26-39.

83. Кантор М. Бремя памяти (о Сирине) / М.Кантор // В.В.Набоков: pro et contra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских изарубежных мыслителей и исследователей. Антология. - СПб.: РХГИ,1997.-С 234-238.

84. Касаткина Т. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф.М.Достоевского как основа «реализма в высшем смысле» /Т.Касаткина. - М.: ИМЛИ РАН, 2004. - 480 с.

85. Кедров К. Защита Набокова / К.Кедров // Московский вестник. - 1990. - №2. - С 272-288.

86. Классик без ретущи. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова: Критические отзывы, эссе, пародии / Под ред. Н.Г.Мельникова. - М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 688 с.

87. Коваленко А.Г. «Двоемирие» В.Набокова / А.Г. Коваленко // Вестник Рос. Ун-та дружбы народов. Сер.: Филология, журналистика. - 1994. -№ 1 . - С 93-100.

88. Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы / Б.О. Корман. - Ижевск: Изд-во ИУУ УР, 1992. - 236 с.

89. Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения: учебное пособие / Б.О. Корман. - 3-е изд. - Ижевск: Изд-во ИУУ УР,2003.-88 с.171

90. Коннолли Д. Загадка рассказчика в «Приглашении на казнь» В.Набокова / Д.Коннолли // Русская литература XX века: Исследованияамериканских ученых. - СПб.: Петро-РИФ, 1993. - 446-457.

91. Кристева Ю. Текст романа / Ю.Кристева // Кристева Ю. Избранные труды: разрушение поэтики. - М.: «Российская политическаяэнциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 395-601.

92. Кузнецов П. Утопия одиночества: Владимир Набоков и метафизика / П. Кузнецов // Новый мир. - 1992. - ^210. - 243-250.

93. Курицын В. Приглашение на жизнь: Юрий Живаго и Федор Годунов- Чердынцев / В.Курицын // Урал. - 1989. - №6. - 164-171.

94. Лало А.Е. «Твердые мнения» В.В.Набокова / А.Е. Лало // Диалог. Карнавал. Хронотоп. - 1994. -№31. - 140-152.ПО. Латышев К. Скрытая мистификация: Набоков и Достоевский /К.Латышев // Московский вестник. - 1993. - №2. - 223-247.

95. Лебедев А. К приглашению Набокова / А.Лебедев // Знамя. - 1989. - №10.-С. 203-213.

96. Левин Ю.И. О «Машеньке» / Ю.И. Левин // Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. - М.: «Языки русской культуры», 1998. — 279-287.

97. Левин Ю.И. О «Даре» / Ю.И. Левин // Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. - М.: «Языки русской культуры», 1998. - 287-322.172

98. Левин Ю.И. Биспациальность как инвариант поэтического мира Вл. Набокова / Ю.И. Левин // Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика.Семиотика. - М.: «Языки русской культуры», 1998. - 232-391.

99. Левин Ю.И. Повествовательная структура как генератор смысла: текст в тексте у Х.Л. Борхеса / Ю.И. Левин // Левин Ю.И. Избранные труды.Поэтика. Семиотика. - М.: «Языки русской культуры», 1998. - 435-454.

100. Левинтон Г. Пабоковская конференция в Таллинне / Г.Левинтон // Звезда. - 1999. - №4. - 229-234.

101. Леденев А.В. Поэтика и стилистика В.В.Набокова в контексте художественных исканий конца XIX - первой половины XX века: дис. ...д. фил, наук / А.В. Леденев. - М., 2005. - 338 с.

102. Леденев А.В. Ритмический «сбой» как маркер аллюзии в романе В.Набокова «Лолита» / А.В. Леденев // Вестник МГУ. Серия: Филология.-1999.-№2.-С.47-54.

103. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра: Монография / Н.Л. Лейдерман. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. - 256 с.

104. Лейдерман Н.Л. Космос и хаос как метамодели мира (к отношению классического и модернистического типов культуры) / Н.Л. Лейдерман //Русская литература XX века: направления и течения. - Екатеринбург:Урал. гос. пед. ун-т., 1996. - Вып. 3. - 4-12.

105. Лейдерман Н.Л. Теоретическая модель жанра / Н.Л. Лейдерман // Zagadnenia Rodzajow Literackich. - 1984. - XXVI/1. - 5-21.173

106. Лем Лолита, или Ставрогин и Беатриче / Лем // Лит. обозрение. - 1992.-JVbl.-С. 75-85.

107. Линецкий В. За что же все-таки казнили Цинцинната Ц? / В.Линецкий //Октябрь.-1993.-№12.-С. 175-179.

108. Липовецкий М. «Беззвучный взрыв любви»: Заметки о Набокове / М.Липовецкий//Урал.-1992.-№4.-С. 155-176.

109. Лотман Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман //Лотман Ю.М. Об искусстве. - -Петербург: «Искусство-СПБ», 2000. -С. 14-285.

110. Лотман Ю.М. «Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века / Ю.М. Лотман // Лотман Ю.М. Пушкин. -СПб: «Искусство-СПБ», 1999.-С. 786-814.

111. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров / Ю.М. Лотман // Лотман Ю.М. Семиосфера. - -Петербург: «Искусство-СПБ»,2000.-С. 12-390.

112. Лотман Ю.М. Смерть как нроблема сюжета / Ю.М. Лотман // Лотман Ю.М и тартуско-московская семиотическая школа. - М.: «Гнозис», 1994.- С . 417-430.

113. Люксембург А. Амбивалентность как свойство набоковской игровой поэтики / А.Люксембург // Набо'ковский вестник. - СПб., 1998. - Вын.1. -С. 16-25.

114. Люксембург А., Рахимкулова Г. Игровое начало в нрозе В. Пабокова / А.Люксембург, Г. Рахимкулова // Поиск смысла. Сборник статейучастников международной научной конференции «Русская культура имир». - Пижний Повгород, 1994. - 157-168.

115. Люксембург А., Рахимкулова Г. Магистр игры Вивиан Ван Бок. (Игра слов в нрозе Владимира Пабокова в свете теории каламбура) /А.Люксембург, Г.Рахимкулова. - Ростов-на-Дону: Изд-во институтамассовых коммуникаций, 1996. - 469 с.

116. Люксембург A.M. Отражения отражений: Творчество Владимира Пабокова в зеркале литературной критики / А.М.Люксембург. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2004. - 640 с.175

117. Маркович Я. Проза Набокова / Я.Маркович // Набоков В. Облако, озеро, башня: Роман и рассказы. - М.: Московский рабочий, 1989. - 5-13.

118. Медарич М. Владимир Набоков и роман XX столетия / М.Медарич // В.В.Набоков: pro et contra. Личность и творчество Владимира Набокова воценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Антология. -СНб.: РХГИ, 1997. - 454-476.

119. Медведицкий И. «Игра ума. Игра воображенья...»: Метод анализа художественного текста / И.Медведицкий // Октябрь. - 1992. - JN21. - 188-192.

120. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. Курс лекций «Теория мифа и историческая поэтика» / Е.М. Мелетинский. - М.: Российск. гос. гуманит.ун-т, 2001.-170 с.

121. Мельников Н. Безумное чаепитие с Владимиром Набоковым / Н.Мельников // Лит. обозрение. - 1997. - №2. - 84-87.

122. Минц З.Г. Ноэтика символа и символизма / З.Г. Минц // Минц З.Г. Поэтика русского символизма. - С-Петербург: «Искусство-СПБ», 2004. -С. 40-138.

123. Минц З.Г. Об эволюции русского символизма / З.Г. Минц // Минц З.Г. Поэтика русского символизма. - С-Петербург: «Искусство-СПБ», 2004. -С.175-190.

124. Михайлов О. Король без королевства / О.Михайлов // Набоков В. Машенька. Защита Лужина. Нриглашение на казнь. Другие берега. - М.:Художественная литература, 1988. - 3-14.

125. Михайлов О. Разрушение дара: О Владимире Набокове / О.Михайлов // Москва. - 1986. - №12. - 66-72.176

126. Молчанова Н.А. Концептуальность стилистического према в ранней прозе В. Набокова / Н.А. Молчанова // Вестник -Нетерб. ун-та. Серия:История, языкознание, литературоведение. - 1992. - Вып.4. - 83-86.

127. Мулярчик А. Верность традиции: Рассказы В. Набокова 20-30-х гг. / А.Мулярчик // Лит. учеба. - 1989. - №1. - 167-169.

128. Мулярчик А. Набоков и «набоковианцы» / А.Мулярчик // Вопросы литературы. - 1994. - Вып.З. - 125-169.

129. Мулярчик А.С. Ностигая Набоква / А.С. Мулярчик // Набоков В. Романы. - М.: Современик, 1990. - 5-18.

130. Мулярчик А. Следуя за Набоковым / А.Мулярчик // Набоков В. Рассказы; Воспоминания. - М.: Современник, 1991. - 5-22.

131. Муриков Г. Память / Г.Муриков // Звезда. - 1987. - №12. - 166-176.

132. Носик Б. Мир и дар В. Набокова: первая русская биография писателя / Б.Носик. - Л.: Совм. изд. «Пенаты» и фирма «РиД», 1995. - 345 с.

133. Носик Б. Набоков-переводчик и переводчики Набокова / Б.Носик // Иностранная литература. - 1993. - №11. - 238-242.

134. Носик Б. От временного к вечному (феноменологический роман в русской литературе XX века) / Б.Носик // Вопросы литературы. - 1998. -№3.-С. 132-144.

135. Неклюдов СЮ. «Сценарные схемы» жизни и повествования / Ю. Неклюдов // Русская антропологическая школа. Труды. - М.: РГГУ, 2004.-Вып. 2 . - С . 26-36.

136. Павловский А.И. К характеристике автобиографической прозы русского зарубежья (И. Бунин, М. Осоргин, В. Набоков) / А.И.Навловский// Рус. литература. - 1993. - №3. - 30-53.

137. Паперно И. Как сделан «Дар» Набокова / И.Паперно // Новое литературное обозрение. - 1993. - №5. - 138-155.177

138. Парамонов Б. Набоков в Америке (По новоду одной переписки) / Б.Парамонов//Звезда.-1996.-№11.-С. 231-238.

139. Пискунов В. Чистый ритм Мнемозины / В.Пискунов // Литературное обозрение. - 1990. - № 10. - 21 -31.

140. Полищук В. Жизнь приема у Набокова / В.Полищук // В.В.Набоков: pro et contra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценкерусских и зарубежных мыслителей и исследователей. Антология. - СПб.:РХГИ, 1997.-С. 815-829.

141. Проффер К. Р. Ключи к «Лолите» / К.З.Проффер. - СПб.: «Симпозиум», 2000. - 302 с.

142. Пятигорский А. Чуть-чуть о философии Владимира Набокова / А.Пятигорский // В.В. Набоков: pro et contra. Личность и творчествоВладимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей иисследователей. Антология. - СПб.: РХГИ, 1997. - 340-348.

143. Рахимкулова Г.Ф. Специфические функции скобок в набоковских текстах и проблемы игровой стилистики / Г.Ф. Рахимкулова //Набоковский вестник. - СПб., 1999. - Вып.4. - 12-17.

144. Рымарь Н.Т., Скобелев В.П. Теория автора и проблема художественной деятельности / Н.Т. Рымарь, В.П. Скобелев. - Воронеж:Логос-Траст, 1994. - 263 с.

145. Сараскина Л. Набоков, который бранится / Л.Сараскина // В.В. Набоков: pro et contra. Личность и творчество Владимира Набокова воценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Антология. -СПб.: РХГИ, 1997. - 542-571.

146. Сарнов Б. Ларец с секретом (О загадках и аллюзиях в русских романах В.Набокова) / Б.Сарнов // Вопросы литературы. - 1999. - №3. - 136-182.178

147. Сендерович Я., Шварц Е.М. Приглашение на казнь. Комментарий к мотиву / Я. Шендерович, Е.М. Шварц // Набоковский вестник. - СПб.,1998.-Вын.1.-С. 81-90.

148. Сендерович Я., Шварц Е.М. «Лолита»: по ту сторону порнографии и морлизма / Я. Шендерович, Е.М. Шварц // Литературное обозрение. -1999.-№2.-С. 63-72.

149. Сендерович Я., Шварц Е.М. Поэтика и этология Владимира Набокова (Предварительные тезисы) / Я. Шендерович, Е.М. Шварц //Набоковский вестник. - СПб., 2000. - Вып.5. - 19-36.

150. Сердюченко В. Чернышевский в романе В.Набокова «Дар»: К предыстории вопроса / В.Сердюченко // Вопросы литературы. - 1998. -№2.-С. 269-272.

151. Силард Л. Поэтика символистского романа конца XIX - начала XX в. / Л. Силард // Проблемы поэтики русского реализма XIX века: Сб. ст. уч.Ленингр. и Будапешт, ун-в. - Л.: Издательство ЛГУ, 1984. - 265-284.

152. Силард Л. Жанровые проблемы символистской прозы (роман и метаматематика) / Л.Силард // Hungro-Slavica. - 1988. - №13. - 235-244.

153. Силард Л. Начала и концы. О сходстве несходного / Л.Силард // Studia Slavica Hung. - 1997. -№42/3-4. - 401-416.

154. Силард Л. Вклад символизма в развитие русского романа / Л.Силард // Studia Slavica Hung. - 1984. - XXX. - 185-207.

155. Силард Л. Андрей Белый и П.Флоренский (Мнимая геометрия как встреча новых концепций пространства с искусством) / Л. Силард // StudiaSlavica Hung. - 1987. - № 33/1-4. - 227-238.

156. Сконечная О. Люди лунного света в русской прозе Набокова. К вопросу о набоковском пародировании мотивов Серебряного века /О.Сконечная // Звезда. - 1999. -№11. - 207-214.179

157. Сконечная О. Примечания / О.Сконечная // Набоков В. Русский нериод. Собр. соч.: В 5 т. - СПб.: «Симпозиум», 1999-2000. - Т.2. - 715 с.

158. Слюсарева И. Построение простоты. Опыт прочтения романа Вл.Набокова «Защита Лужина» / И.Слюсарева // Подъем. - 1988. - JSr23. -С. 129-140.

159. Смирнов М. О ловле бабочек, «проблеме языка» и неточных инициалах / М.Смирнов // Литературная учеба. - 1987. - №6. - 56-59.

160. Смирнова Т. Роман В. Набокова «Приглашение на казнь» / Т.Смирнова // В.В.Набоков: pro et contra. Личность и творчество Владимира Набоковав оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Антология.- СПб.: РХГИ, 1997. - 829-842.

161. Старк В. Набоков - Цветаева: заочные диалоги и «горние» встречи / В.Старк//Звезда.-1996.-№11.-С. 150-156.

162. Старк В. Пушкин в творчестве В.В. Набокова / В.Старк // В.В.Набоков: pro et contra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценкерусских и зарубежных мыслителей и исследователей. Антология. - СПб.:РХГИ, 1997.-С. 772-783.

163. Стенник Ю. Системы жанров в историко-литературном процессе / Ю.Стенник // Историко-литературный процесс. Проблемы и методыизучения. - Л., 1974. - 234 с.

164. Струве Г. Набоков по личным воспоминаниям, документам и переписке / Г.Струве // Новый журнал. - 1992. -№186. - 176-179.180

165. Тамми Пекка. Заметки о нолигенетичности в нрозе В.Набокова / Некка Тамми // В.В.Набоков: pro et contra. Личность и творчество ВладимираНабокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей.Антология. - СНб.: РХГИ, 1997. - 514-529.

166. Тамми Некка. Тени различий: «Бледный огонь» и «Маятник Фуко» / Некка Тамми // Новое литературное обозрение. - 1996. - JV219. - 62-70.

167. Телетова Н. Владимир Набоков и его предшественники / Н.Телетова // В.В.Набоков: pro et contra. Личность и творчество Владимира Набокова воценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Антология. -СПб.: РХГИ, 1997. - 783-795.

168. Терц А. Нрогулки с Пушкиным / А.Терц. - СНб.: Всемирное слово, 1993.-159 с.

169. Толстой Ив. Ходасевич в Кончееве / Ив.Толстой // В.В.Набоков: pro et contra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских изарубежных мыслителей и исследователей. Антология. - СНб.: РХГИ,1997.-С. 795-806.

170. Тоноров В.Н. Пространство и текст / В.Н. Тоноров // Текст: семантика и структура. - М.: Наука, 1983. - 227-284.

171. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н. Тынянов. - М.: «Наука», 1977. - 574 с.

172. Тынянов Ю. Литературная эволюция: Избранные труды / Ю.Тынянов. - М.: АГРАФ, 2002. - 496 с .

173. Усненский Б.А. Поэтика композиции / Б.А. Успенский // Успенский Б.А. Семиотика искусства. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1995.- С . 9-218.181

174. Фаустов А.А. Авторское поведение в русской литературе: Середина XIX века и на подступах к ней / А.А. Фаустов. - Воронеж: ИздательствоВГУ, 1997.-108 с.

175. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра / О.М. Фрейденберг. - М.: Изд-во «Лабиринт», 1997. - 448 с.

176. Ходасевич Вл. О Сирине / Вл.Ходасевич // В.В.Набоков: pro et contra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских изарубежных мыслителей и исследователей. Антология. - СНб.: РХГИ,1997.-С. 244-250.

177. Целкова Л.Н. Литературоведческие концепции В. Набокова (на материале «Лекций по русской литературе») / Л.Н.Целкова //Литературоведение на пороге XXI века. - М., 1998. - 320-325.

178. Целкова Л.Н. Роман Владимира Набокова «Лолита» и «Исповедь Ставрогина» Достоевского / Л.Н.Целкова // Набоковский вестник. - СНб.,1998.-ВЫП.1.-С. 125-134.

179. Шапиро Г. Номестив в своем тексте мириады собственных лиц. К вопросу об авторском присутствии в произведениях Набокова / Г.Шапиро// Литературное обозрение. - 1999. - №2. - 30-38.

180. Шапиро Г. Русские литературные аллюзии в романе Набокова «Приглашение на казнь» / Г.Шапиро // Russian Literature. - 1991. - №9. -P. 352-376.182

181. Шапиро Г. Христианские мотивы, их иконография и символика в романе Владимира Набокова «Приглашение на казнь» / Г.Шапиро //Russian Language Journal. - 1979. - Vol.33. - P. 144-162.

182. Шаховская З.А. В поисках Набокова. Отражения / З.А. Шаховская. - М.: Книга, 1991.-319 с.

183. Швабрин А. Нолемика Владимира Набокова и писателей «парижской ноты» / А. Швабрин // Набоковский вестник. - СПб., 1999.-ВЫП.4.-С.34-41.

184. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах / У. Эко. - СПб.: «Симпозиум», 2003. - 285 с.

185. Якобсон P.O. Лингвистика и поэтика / P.O. Якобсон // Структурализм: «за» и «против». - М.: Прогресс, 1975. - 193-230.

186. Якобсон Р. О. Работы по поэтике / P.O. Якобсон. - М.: Прогресс, 1987. -464 с.

187. Яновский А. О романе Набокова «Машенька» / А.Яновский // В.В.Набоков: pro et contra. Личность и творчество Владимира Набокова воценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Антология. -СПб.: РХГИ, 1997. - 842-851.III

188. Alter, R. "Invitation to а Beheading": Nabokov and the Art of Politics / R. Alter // Nabokov: Criticism, Reminiscences, Translations, and Tributes. -Evanston: Northwestern University Press, 1970. - P.41-59.

189. Barabtarlo, G. Aerial View: Essays on Nabokov's Art and Metaphysics / G. Barabtarlo // American Literature. -N.Y.: Peter Lang, 1993. - Vol.40. - 274 p.

190. Boyd, B. Nabokov's Ada: The Place of Consciousness / B. Boyd. - Ann Arbor: Ardis, 1985. - 327 p.183

191. Brown, Edward. Nabokov, Chemyshevsky, Olesha and the Gift of Sight / Edward Brown // Stanford Slavic Studies, 1992. - 4(2). - Pp. 280-295.

192. Connolly, Julian W. The "flutter of fantasy" in Nabokov's early fiction / Julian W. Connolly // Vladimir Nabokov-Sirine. Les Annees Europeennes.Cahiers de l'emigration russe 5. - Paris, Institut D'Etudes Slaves, 1999. - p.45-58.

193. Connolly, J. Nabokov's Early Fiction: Patterns of Self and Others / J. Connolly. - Cambridge: Cambridge University Press, 1992. - 279 p.

194. Field A. VN: The Life and Art of Vladimir Nabokov / A. Field. - New York: Crown, 1986. - 417 p.

195. Foster L. Nabokov's Gnostic Turpitude : The Surrealistic Vision of Reality in "Priglashenie na kazn' " / L. Foster // Mnemozina: Studia Litteraria Russicain Honorem Vsevolod Setchkarev. - Munich, 1974. - P. 117-129;

196. The Foucault Reader / Ed. by P.Rabinow. - New York: Pantheon Books, 1984.-384 p.

197. Grayson J. Nabokov Translated: A Comparison of Nabokov's Russian and English Prose / J.Grayson. - Oxford: Oxford University Press, 1977. - 257 p.

198. Johnson, D. Barton. The key to Nabokov's Gift / Barton D. Johnson // Canadian-American Studies. - 1982. - 16.2. - P. 190-206.

199. Johnson, D.Barton. Worlds in Regression: Some Novels of Vladimir Nabokov / D.Barton Johnson. - Ann Arbor: Ardis, 1985. - 223 p.

200. Kerby, Paul A. Narrative and the Self/ Paul A. Kerby. - Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press, 1991. - 14lp.

201. Meyer P. Nabokov'd Biographers, Annotators and Inteфreters / P.Meyer // Modem Philology. - 1994. - Vol.91. - №3. - P. 326-338.

202. Parker, S. Understanding Vladimir Nabokov / S.Parker. - Columbia: University of South Carolina Press, 1987. 160 p.184

203. Pifer, E/ Nabokov and the Novel / E.Pifer. - Cambridge: Harvard University Press, 1980.-197 p.

204. Proffer С A Book of things about Vladimir Nabokov / C. Proffer. - Ann Arbor: Ardis, 1974. - 305 p.

205. Ricoeur Paul. Oneself as Another / Paul Ricoeur. - Chicago and London: University of Chicago Press, 1992. - 362 p.

206. Rowe W.W. Nabokov and Others: Patterns in Russian Literature / W.W. Rowe. - Ann Arbor: Ardis, 1979. - 185 p.

207. Rowe W.W. Nabokov's Deceptive World / W.W. Rowe. - New York: New York University Press, 1971. - 193 p.

208. Stegner P. Escape into Aesthetics: The Art of Vladimir Nabokov / P. Stegner. -New York: Dial Press, 1966. - 141 p.

209. Stuart D. Nabokov: The Dimensions of Parody / D. Stuart. - Baton Rouge: 1.ouisiana State University Press, 1978. - 254 p.

210. Tammi P. Problems of Nabokov's Poetics: A Narratological Analysis / P . Tammi. -Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia, 1985. - 390 p.

211. Toker, L. V.Nabokov: A Mystery of Literary Structures / L.Toker. - Ithaka: Cornell University Press, 1989. - 243 p.

212. Troubetzkoy Wladimir. Le double de Vladimir Nabokov ou De le difficulte d'etre Dieu / Wladimir Troubetzkoy // Vladimir Nabokov-Sirine. Les AnneesEuropeennes. Cahiers de l'emigration russe 5. - Paris, Institut D'Etudes Slaves,1999.-P.145-153.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.