Государственно-церковные отношения в России в XX - начале XXI века: историко-правовой и общетеоретический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Шапошников, Евгений Львович

  • Шапошников, Евгений Львович
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2007, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 179
Шапошников, Евгений Львович. Государственно-церковные отношения в России в XX - начале XXI века: историко-правовой и общетеоретический анализ: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Нижний Новгород. 2007. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Шапошников, Евгений Львович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ТРАДИЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ХАРАКТЕР ИХ ИЗМЕНЕНИЙ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

§ 1. Законодательное закрепление первенствующей роли православия.

§ 2. Пересмотр традиционных государственно-церковных отношений в начале XX века.

§ 3. Поместный собор 1917-1918 годов о правовом положении православной церкви в государстве.

Глава II. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПРИ ТОТАЛИТАРНОМ

СОЦИАЛИЗМЕ

§ 1. Формирование советского законодательства о религиозных культах и методы борьбы социалистического государства с православием.

§ 2. Декларация митрополита Сергия (Страгородского) и формы подавления религии в СССР в 30-е годы.

§ 3. Нормализация государственно-церковных отношений в 1941-1945 годах и нарушения принципов свободы совести в 50-80 годах XX века.

Глава III. НОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И

ЦЕРКВИ В КОНЦЕ XX И НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ

§ 1. Формирование новых принципов в государственно-церковных отношениях.

§ 2. Церковь о состоянии и путях совершенствования государственно-церковных отношений в XXI веке.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Государственно-церковные отношения в России в XX - начале XXI века: историко-правовой и общетеоретический анализ»

Актуальность темы исследования. Государство в истории России играет особую роль, именно государственная политика во многом определяет функционирование различных сфер общества. Это положение в полной мере применимо и к религиозной области, ведущая роль в которой принадлежит Русской православной церкви. Поэтому изучение государственно-церковных отношений в России должно, прежде всего, опираться на опыт взаимодействия с православием. Данный подход дает возможность выявить приоритеты в законодательстве, регулирующем религиозную сферу, а значит, объяснить причины эволюции правовых норм в этой важной области.

Эволюция в государственно-церковных отношениях проходила на протяжении всей русской истории, однако наиболее динамично она развивалась в XX и начале XXI веков. При этом за небольшой исторический отрезок времени были реализованы принципиально различные типы взаимоотношений государства и православной церкви. Положение первенствующей церкви до 1917 года сменилось на статус гонимой после революции. Последовала частичная нормализация отношений государства и церкви в годы Великой Отечественной войны, а затем - административные притеснения с середины 50-х годов; наконец, период реализации принципов свободы совести, наступивший с начала 90-х годов XX в. Каждый этап необходимо оценить с правовой точки зрения, что реально позволит изучить исторический опыт, и понять, каких ошибок следует избегать при построении современной модели государственно-церковных отношений.

Актуальным также представляется исследование не только государственно-правовых актов, регулирующих деятельность верующих и религиозных объединений, но и документов, принятых Русской православной церковью. Решения Поместных и Архиерейских соборов, принятые церковные Уставы, регулирующие деятельность церкви, в том числе и в социальной сфере, утвержденные нормы церковного судопроизводства имеют для нашей темы важное значение. Можно коистатировать, что данный пласт документов, непосредственно связанный с взаимодействием церкви и государства, не получил в нашей литературе достаточного освещения. В то же время в современных условиях именно позиция церкви имеет большое значение для нормального взаимодействия между ней и государством.

Процесс глобализации, происходящий в мире, вызывает активизацию деятельности религиозных организаций, выступающих под лозунгами сохранения национальной идентичности и «веры отцов». Отсюда расширение конфликтов на этно-конфессионалыюй основе. Поэтому правовая оценка этих новых явлений, совершенствование законодательства в области государственно-церковных отношений становятся значимыми для сохранения общественной стабильности.

Россия является поликонфессиональным государством, поэтому изменения законодательства, регулирующего сферу вероисповеданий, ни в коем случае не должны нарушить права верующих. В то же время существуют особо значимые, органические религии. Для России это православие, ислам, старообрядчество, иудаизм и буддизм, с которыми государство тесно сотрудничает. В этой связи возникает проблема особого правового статуса последних, при безусловном сохранении равенства граждан перед законом независимо от их вероисповедания и отношения к религии. Рассмотрение этой темы также делает наше исследование актуальным и значимым.

Степень научной разработанности темы. Проблема взаимоотношений государства и церкви в истории и теории права занимает видное место. Поэтому интерес к этой теме достаточно велик. Уже в дореволюционный период в рамках церковного права шла оживленная дискуссия о самой природе этой науки, ставшей с 1884 года обязательным академическим курсом. Церковные правоведы отмечали, что кроме религиозно-нравственной сферы в экклесии существует и «общественная сторона», вводящая ее «в мир юридических определений, в сферу права»1. Одним из важнейших вопросов для церковного права становится проблема взаимоотношения государственной и церковной власти, которая применительно к России формулируется следующим образом: «Какова власть государя в отношении церкви». Оказывается его покровительство «придает церковным учреждениям и актам церковной власти характер государственных»2. Однако подобная «интервенция государства» в сферу экклесии подрывает ее самостоятельность и самобытность.

В работах таких видных представителей церковного права как А.И.Алмазова, Т.В.Барсова, Н.А.Заозерского, Н.Д.Кузнецова, М.А.Остроумова, А.С.Павлова, Н.В.Суворова и др. намечались пути совершенствования государственно-церковных отношений. Об этом же говорили и писали такие известные дореволюционные ученые как С.Н.Булгаков, Н.Н.Глубоковский, А.В.Карташов, В.А.Керепский, С.Л.Мельгунов, А.В.Попов, М.А.Рейснер, А.Я.Шпаков и др.

В советский период появлялось достаточно много публикаций, которые с апологетических позиций освещали «торжество свободы совести в СССР». К ним относятся книги Ю.А.Александрова, А.И.Барменкова, И.И.Бражника, Н.С.Гордиенко, В.В.Клочкова, В.А.Куроедова, П.К.Курочкина, М.М.Персица, Р.Ю.Плаксина, М.В.Пучкова и др. Главной целью подобных трудов было доказать, что репрессии «против контрреволюционного духовенства и мирян» вызваны их борьбой с Советской властью. В то же время в СССР существует законодательная база, гарантирующая защиту прав верующих. В диссертации показана несостоятельность подобных трактовок положения религии в Советский период, их обусловленность политикой государственного атеизма, установкам которого вынуждены были подчиняться и серьезные исследователи.

1 Суворов Н.В. О церковных наказаниях. Опыт исследования по церковному праву. СПб., 1876. С.2.

2 Заозерский Н.А. О церковной власти. Сергиев-Посад, 1894. С.Х.

С начала 90-х годов прошлого века появляются работы, в которых содержится объективный анализ эволюции государственно-церковных отношений в эпоху социализма и дается характеристика их современного состояния. В этом плане нужно упомянуть таких авторов как Ю.Н.Бакаев, В.М.Баранов, С.А.Бурьянов, А.М.Величко, С.Б.Жагулин, В.Ю.Зорин, Ю.Г.Галай, В.Н.Королев, Ю.Г.Носков, М.И.Одинцов, Н.А.Придворов, А.В.Пчелинцев, В.В.Ряховский, Ф.М.Рудинский, А.Е.Себенцов, Д.П.Холинер, Г.Г.Черемных и др. В этот же период увеличивается количество диссертационных исследований, посвященных теме взаимоотношений государства и церкви. Следует отметить докторские исследования Ю.А.Бабанова, Г.П.Лупарева, В.Н.Савельева, кандидатские Н.Г.Аванесова, Г.Ю.Архирейской, И.Н.Вишнякова, А.Н.Гуденица, К.Г.Каменского, А.И.Кудрявцева, А.А.Левина, Н.В.Соколовой, Н.А.Тетярятникова, Е.В.Тихоновой и др.

В то же время ряд важных и принципиальных вопросов государственно-церковных отношений изучен явно недостаточно. Исследователи этой темы ограничиваются в основном анализом правовых актов, изданных государством, так как именно они прежде всего регулируют данную сферу. Однако есть и другая сторона, то есть совокупность документов, и прежде всего решений Поместных и Архиерейских соборов, и содержание Уставов, в которых церковь определяет свое отношений к государству. Этот аспект темы изучен явно недостаточно, так как работы по церковному праву в основном освещают внутрицерковные проблемы. К тому же за последнее время нарастает динамизм церковной жизни, появились «Основы социальной концепции Русской православной церкви», утвержден новый Устав, восстанавливается церковный суд, поэтому необходима правовая оценка этих новых реалий.

Объектом исследования являются история и современное состояние правоотношений в области взаимодействия институтов государства и церкви в XX - начале XXI веков.

Предметом исследования являются теоретико-правовые аспекты государственно-конфессиональных отношений и их оценка с позиций светского права.

Цель исследования заключается в научном осмыслении и анализе эволюции государственно-церковных отношений в России в XX - начале XXI веков.

Для достижения поставленной в работе цели диссертант сформулировал и попытался последовательно решить следующие задачи:

- изучить и проанализировать законодательные акты Российской империи, приведшие православие к статусу первенствующей религии, интересы которой защищала вся мощь государственного аппарата; рассмотреть причины, вызвавшие кризис традиционных государственно-церковных отношений в России в начале XX века, и дать оценку нововведениям в этой сфере, происшедшим после 1905 года;

- исследовать роль Поместного собора Русской православной церкви 1917-1918 годов в разработке принципов взаимоотношения государства и церкви;

- дать характеристику основным законодательным актам Советской власти, относящимся к религиозной сфере и показать методы борьбы с верующими и духовенством, к которым она прибегала, оценив их с правовой точки зрения;

- выявить причины пересмотра отношения к православию со стороны государства в период Великой Отечественной войны и на примере «Положения об управлении Русской православной церковью» от 31 января 1945 года осветить изменение юридического статуса церкви;

- объяснить причины и исследовать характер нарушений прав верующих со стороны государства с середины 50-х годов до середины 80-х годов XX века;

- рассмотреть наиболее значимые законодательные акты, принятые в 90-х годах XX века, обеспечивающие реализацию принципов свободы совести в России;

- комплексно оценить и проанализировать решения Поместных и Архиерейских соборов Русской православной церкви, принятые ими Уставы с тем, чтобы выявить позицию церкви по отношению к государству и существующей правовой системе; сформулировать выводы и рекомендации, способствующие квалифицированному рассмотрению вопросов, связанных с совершенствованием законодательства о свободе совести.

Методологическую основу исследования составляет диалектический метод, обосновывающий единство исторического и логического аспектов анализа изучаемых явлений. В процессе работы использовались общенаучные методы познания - такие, как: анализ, синтез, индукция, дедукция, системно-структурный, моделирования, - и специальные: сравнительно-правовой, формально-юридический и др.

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных ученых и богословов, специалистов в сфере государственно-церковных отношений. Комплексный характер исследуемых проблем предопределил обращение к работам историков, философов, религиоведов, культурологов.

Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституции СССР и Российской Федерации, нормативно-правовые акты Советского и российского государства, решения центральных органов КПСС, церковные документы, архивные источники, материалы научных и богословских конференций.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем представлен не только анализ светского законодательства по вопросам вероисповедания, но и впервые рассмотрены церковные акты, регулирующие отношение верующих к государству, дающие оценку светскому праву. Кроме того, автор стремится выявить нерешенные проблемы в области реализации принципов свободы совести и дать им правовую оценку. Новизной отличается и анализ предложений со стороны светских и религиозных организаций, а также отдельных лиц по развитию института свободы совести, появившихся в последнее время. Наконец, диссертационный материал охватывает период начала XXI века, который пока еще в очень малой степени стал предметом научного анализа. Это относится и к решениям последних Архиерейских соборов и к правоприменительной практике в сфере вероисповедания.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Государственно-церковные отношения всегда играли значимую роль в России в силу особой роли государства и особого статуса церкви. Светское и церковное право существовали совместно, но прерогативы первого постоянно расширялись, а второго сужались. Этот объективный процесс, с одной стороны, подчеркивал возрастание роли государства, а с другой - обозначал секулярные тенденции, проявляющиеся в обществе. Существует разделение между каноническим и церковным правом: в первом случае речь идет о внутренних для церкви нормах, во втором - о всех правовых прерогативах церкви как юридического лица.

2. Начиная с реформ Петра I и кончая началом XX века, в России реализовывалась специфическая государственная политика в сфере вероисповеданий. Ее суть заключалась в правовом оформлении первенствующей роли православия. На основе анализа российского законодательства доказывается, что религиозные убеждения граждан были не их частным делом, а объявлялись сферой государственных интересов. Полноправными россиянами могли быть только последователи первенствующей религии. Принадлежность к другим конфессиям сопровождалась теми или иными формами дискриминации граждан.

3. Отсутствие свободы вероисповеданий, дискриминация граждан по религиозному принципу подрывали престиж как российского государства, так и Русской православной церкви, потребность реформ в этой сфере становилась все более очевидной. Анализ этих изменений показывает, что их суть заключалась в уменьшении тотального контроля за религиозной сферой со стороны государства и в постепенном расширении прав личности. Эта тенденция получила одобрение и на Поместном соборе Русской православной церкви 1917-1918 годов. Однако революционные события не дали возможности реализовать демократические установки в области свободы совести.

4. Советская модель государственно-церковных отношений, созданная в первые десятилетия социалистического строительства, характеризовалась, на наш взгляд, следующими главными правовыми признаками. Верующие граждане были лишены равенства перед законом по сравнению с неверующими. Это проявлялось и в ограничении политических прав служителей культа, и в невозможности для верующего занимать руководящие должности, получать высшее образование, свободно отправлять религиозные обряды. В основу взаимоотношений государства и церкви были положены не нормы права, а установки «социалистической целесообразности», исходя из которых, оправдывались широкомасштабные репрессии против духовенства и мирян, формировалась политика государственного атеизма. Законодательные акты советского государства сознательно сузили понятие церкви, сводя его к религиозной общине. В результате единая Русская православная церковь, ее иерархия не признавались государством как субъект правоотношений.

5. В период Великой отечественной войны происходит частичная нормализация государственно-церковных отношений. Этот процесс был обусловлен необходимостью укрепления политического единства «советского народа, а также стремлением «обелить» советскую власть в глазах союзников, доказав, что она «соблюдает права верующих». Государство, как показано на основе архивных материалов, признает православную церковь в качестве иерархической централизованной религиозной организации, а за приходом частично закрепляется статус юридического лица.

Однако с середины 50-х годов XX в. начинается новое наступление на религию, обусловленное идеологическими установками, связанными с построением коммунизма. Поэтому, несмотря на поддержку государственного строя, церковь, как показано в исследовании, не только не имела нормальных условий существования, но и подвергалась различным формам административного давления и антизаконным формам притеснения.

6. С конца 80-х годов, в период перестройки начинается пересмотр статуса религиозных организаций в СССР. После распада Советского союза этот процесс продолжался на постсоветском пространстве. В 90-х годах XX века в России складываются принципиально новые государственно-церковные отношения. В диссертации доказывается, что главным их содержанием становится равенство граждан перед законом независимо от их отношении к религии, гарантия свободного выбора религии, отказ от политики государственного атеизма, подлинное отделение церкви от государства, независимость внутрицерковной жизни от государственных директив. Внесение корректив в законодательство о религиозных культах в 1997 году, связанное с новой редакцией закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», показывает, что законодатели в какой-то мере учли позицию Русской православной церкви. Но последняя все-таки достаточно критично оценивает современный уровень российского правосознания и предлагает ряд мер по его совершенствованию, внимание к проблемам государственно-церковных отношений со стороны церкви усиливается.

7. В диссертации анализируются предложения по совершенствованию законодательства о свободе совести, путях повышения роли государства в этой сфере. Отмечается, что ослабление роли государства в данной области сопровождалось рядом негативных последствий. Это, прежде всего, отсутствие эффективного механизма защиты граждан от действия тоталитарных сект, а также отсутствие координирующей роли государства в организации сотрудничества традиционных конфессий России с целыо укрепления межнационального и межконфессионального согласия. Русская православная церковь претендует на особые преференции в отношении с государством. Однако сохранение межконфессионального мира возможно лишь тогда, когда все органические религии России получат определенные, законодательно закрепленные привилегии, прежде всего в сфере экономической поддержки со стороны государства. Нуждается в юридической оценке позиция церкви о приоритете церковного права над светским в сфере внутрицерковных отношений. Следует обратить внимание на усиление контролирующей роли государства в религиозной сфере, речь прежде всего идет о разработке эффективных правовых средств борьбы с религиозным экстремизмом.

Неоднозначность ряда положений современного законодательства порождает сложности в области правоприменительной практики федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Данное обстоятельство, как обосновывается в исследовании, также свидетельствует о необходимости совершенствования законодательного регулирования института свободы совести.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дается целостная оценка эволюции государственно-церковных отношений в XX - начале XXI веков, выделяются и характеризуются типы этих отношений. Анализ широкого круга источников как светского, так и религиозного содержания, архивных материалов расширяет сферу знания историко-юридического и общеправового характера. Выявление нерешенных проблем в сфере государственного регулирования института свободы совести позволяет наметить ряд перспектив в развитии некоторых разделов теории государства и права.

Практическая значимость исследования обусловливается тем, что выработанные при изучении эволюции государственно-церковных отношений выводы и обобщения могут быть использованы в правотворческой деятельности при совершенствовании законодательства в сфере вероисповеданий. Они также позволят вести государственным органам эффективный диалог с религиозными организациями по вопросам их взаимного сотрудничества в сфере общих интересов, таких, как нравственность, культура, демография. Кроме того, диссертационный материал может быть использован в подготовке учебной и учебно-методической литературы по теории и истории государства и права, а также в преподавании этого предмета и ряда других правовых дисциплин.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования были рассмотрены на VIII Международном симпозиуме «Диалог мировоззрений (Нижний Новгород, 2005 г.), всероссийских конференциях «Рождественские православно-философские чтения» (Нижний Новгород, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006 гг.), а также на всероссийской конференции «Русская православная церковь в мировой и отечественной истории» (Нижний Новгород, 2006 г.). Диссертация была обсуждена и одобрена на кафедре государственно-правовых дисциплин Нижегородской академии МВД России. Основные положения диссертации нашли свое отражение в 10 публикациях автора.

Структура диссертации определяется логикой и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Шапошников, Евгений Львович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ эволюции государственно-церковных отношений в России за последние сто с небольшим лет показывает, что они прошли в своем развитии несколько главных этапов. В синодальный период первенствующее положение православия было оформлено законодательно - это проявлялось в следующих церковных правовых положениях.

Во-первых, отсутствовало равенство всех религий перед законом, юридические нормы закрепляли первенствующее положение православия.

Во-вторых, религиозные убеждения граждан были не их частным делом, а объявлялись сферой государственных интересов. Гражданин не мог свободно перейти из православия в другую конфессию, подобный акт сопровождался частичным или полным лишением его прав.

В-третьих, религиозные воззрения граждан, принадлежность к той или иной конфессии напрямую влияли на полноту их прав. Полноправными россиянами могли быть только последователи первенствующей религии. Принадлежность к другим конфессиям сопровождалась теми или иными формами дискриминации граждан.

При этом именно конфессиональная, а не национальная принадлежность человека были решающими: например, русские старообрядцы подвергались более жестким мерам давления со стороны государства, чем немцы-лютеране.

Отсутствие свободы вероисповеданий, дискриминация граждан по религиозному принципу подрывали престиж как российского государства, так и Русской православной церкви, потребность реформ в этой сфере становилась все более очевидной. И не случайно в начале XX в. началось широкое движение как среди духовенства, так и мирян за восстановление патриаршества и подлинных соборных начал в церковной жизни.

После появления в 1905 г. высочайшего указа «Об укреплении начал веротерпимости» начинается постепенное изменение российского законодательства в сфере вероисповедания, но революционные события не дали возможности завершится этому процессу, начинается построение советской модели церковно-государственных отношений. Если подводить итог формирования государственно-церковных отношений в первые довоенные десятилетия советской власти, то можно выделить при их характеристике ряд принципиальных моментов.

Во-первых, верующие граждане были лишены равенства перед законом по сравнению с неверующими. Это проявлялось и в ограничении политических прав служителей культа, и в невозможности для верующего занимать руководящие должности, получать высшее образование, свободно отправлять религиозные обряды. Наконец, в многочисленных дискриминационных мерах в экономической сфере: так, религиозные объединения не могли владеть собственностью, ибо были лишены права юридического лица, верующие облагались разнообразными «поборами» в пользу государства и т.д.

Во-вторых, в основу взаимоотношения государства и церкви были положены не нормы права, а установки «социалистической целесообразности», исходя из которых оправдывались широкомасштабные репрессии против духовенства и мирян.

В-третьих, законодательные акты советского государства сознательно сузили понятие церкви, сводя его к религиозной общине. В результате единая Русская православная церковь, ее иерархия не признавались государством как субъект правоотношений.

В-четвертых, произошло смешение государственного отношения к религии с партийными установками по искоренению религиозных предрассудков. В результате формируется политика государственного атеизма, а религия из частного дела граждан превращается в объект государственного интереса, с целью ее «полного преодоления и уничтожения».

Следовательно, в анализируемый период были нарушены принципы свободы совести, не исполнялись те положения советского законодательства, которые гарантировали равенство верующих и неверующих перед законом.

В годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы происходит частичная нормализация государственно-церковных отношений. Открываются тысячи храмов и десятки монастырей, возрождаются семинарии и академии. Восстанавливаются централизованная церковная организация и епархиальное управление, за приходом частично признается право юридического лица. Однако с середины 50-х годов XX в. начинается новое наступление на религию. Происходит активизация политики государственного атеизма, необоснованное закрытие храмов и монастырей, многочисленные нарушения прав верующих, масштабное вмешательство государства во внутрицерковную жизнь. Отношения государства и церкви вплоть до конца 80-х годов XX в. диктовались прежде всего идеологическими установками, связанными с построением коммунизма. В этом новом обществе, согласно программе КПСС, нет места «пережиткам капитализма», к которым относилась и религия. Поэтому, несмотря на поддержку государственного строя, церковь не только не имела нормальных условий существования, но и подвергалась различным формам административного давления и антизаконным формам притеснения.

С конца 80-х годов, в период перестройки в СССР, начинается пересмотр статуса религиозных организаций, а после распада Советского союза этот процесс продолжался на постсоветском пространстве.

В 90-х годах XX в. в России складываются принципиально новые государственно-церковные отношения. Главным их содержанием становится равенство граждан перед законом независимо от их отношении к религии, гарантия свободного выбора религии, отказ от политики государственного атеизма, подлинное отделение церкви от государства, независимость внутрицерковной жизни от государственных директив. Внесение корректив в законодательство о религиозных культах, связанное с новой редакцией закона «О свободе совести и религиозных объединениях», показывает, что законодатели в какой-то мере учли позицию Русской православной церкви. Но последняя все-таки достаточно критично оценивает современный уровень российского правосознания и предлагает ряд мер по его совершенствованию, внимание к проблемам государственно-церковных отношений со стороны церкви усиливается.

Различные общественные силы также выступают с призывами к совершенствованию законодательства в религиозной сфере. Только после 1997 г., т.е. времени принятия новой редакции федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», в Государственную Думу поступило «около десяти законодательных предложений», направленных на совершенствование этого закона, и около 300 документов на эту тему от администраций субъектов Российской Федерации . Во многих предложениях отмечалось, что уход государства из религиозной сферы сопровождался рядом негативных последствий. Это, прежде всего, отсутствие эффективного механизма защиты граждан от действия тоталитарных сект, а также отсутствие координирующей роли государства в организации сотрудничества традиционных конфессий России с целью укрепления межнационального и межконфессионального согласия.

Анализ существующего законодательства о свободе совести также показывает, что «некоторые важные области данной сферы общественных отношений оказались за пределами внимания законодательства»243. Для примера наши известные исследователи данной темы А.В.Пчелинцев и В.В.Ряховский приводят ситуацию, обусловленную отсутствием правового регулирования «публичного освещения в средствах массовой информации поведения высших должностных лиц государства, связанного с их участием в

242 Себенцов А.Е. Противоречия в законодательстве о свободе совести // Преодолевая государственно-конфессиональные отношения. Н.Новгород, 2003. С.87-88.

243 Пчелинцев A.B., Ряховский В.В. Правозащитные организации и права верующих // Преодолевая государственно-конфессиональные отношения. С.46. религиозных обрядах и церемониях»244. В этой связи возникают вопросы о светскости государства, о равенстве конфессий и т.д. В «Докладе уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год», подготовленного В.Лукиным отмечается, что обращение граждан «в связи с нарушениями их права на свободу совести поступали . в среднем через день»245. Данный факт говорит о том, что в этой сфере существуют нерешенные вопросы.

Следовательно, процесс совершенствования государственно-церковных отношений будет продолжаться. Сам опыт реальной реализации принципов свободы совести в России еще невелик, отсюда и проблемы. Важно, чтобы изменения в такой сложной сфере, как взаимоотношения церкви и государства, не нарушали межконфессиональный мир, не давали повода для обвинения государства в дискриминации граждан по религиозному принципу.

244 Пчелинцев А.В., Ряховский В.В. Правозащитные организации и права верующих // Преодолевая государственно-конфессиональные отношения. С.46.

245 Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год // Российская газета. 2007. 13 апреля.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Шапошников, Евгений Львович, 2007 год

1. Официальные документы и нормативные материалы

2. Конституция Российской социалистической федеративной республики. Принята всероссийским съездом Советов 10.07.1918 года // Собрание узаконений РСФСР. 1918. - №51. - ст-582.

3. Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических Республик 1977 года. М.: Политиздат, 1977. - 62 с.

4. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 года // Издательская группа Инфарм-Норма. М., 1996.-80 с.4. «Стоглав». Лондон: Вольная русская типография, 1860. - 238 с.

5. Соборное уложение 1649 года. Текст. Комментарии. Л.: Наука, 1987.-448 с.

6. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. -Т.6.-№ 3718.

7. Свод законов Российской империи. СПб., 1833.-Т. XV. -4.1.

8. Устав духовных консисторий. СПб., 1912. - ст.34-42.

9. Именной Высочайший указ, данный Сенату «Об укреплении начал веротерпимости». Полное собрание законов Российской Империи. Собрание третье. Том XXV. 1905. Отделение 1 от № 25605 - 27172 и Дополнения. -Санкт-Петербург, 1908.-26125,-Апреля 17. - С. 257-258.

10. О свободе совести // Вестник Временного Правительства. 1917-№ 109. - 20 июля (2 августа).

11. Декрет СНК от 23.01.1918 «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. 1918. -№ 18. -Ст.263.

12. Постановление Народного Комиссариата юстиции от 24.08.1918 «О порядке проведения в жизнь Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (Инструкция)» // Собрание узаконений РСФСР. 1918. -№ 62. -Ст.685.

13. Определение Священного собора Православной российской церкви об епархиальном управлении // Священный собор Православной российской церкви. Собрание определений и постановлений приложение к «Деяниям». Выпуск 1.-М.-П., 1918. - С.17-33.

14. Определение по общим положениям о высшем управлении Православной российской церкви // Священный собор Православной российской церкви. Собрание определений и постановлений приложение к «Деяниям». Выпуск 1.-М.-П., 1918.-С.З.

15. Определение Священного собора Православной российской церкви о православном приходе. Приходской Устав // Священный собор Православной российской церкви. Собрание определений и постановлений -приложение к «Деяниям». Выпуск 3. М.-П., 1918.-С. 13-41.

16. Священный собор Православной российской церкви 1917-1918 гг. Обзор деяний. Первая сессия. М.: Издательство Крутицкого подворья, 2002-452с.

17. Священный собор Православной российской церкви 1917-1918 гг. Обзор деяний. Вторая сессия. М.: Издательство Крутицкого подворья, 2001. -544с.

18. Священный собор Православной российской церкви 1917-1918 гг. Обзор деяний. Третья сессия. М.: Издательство Крутицкого подворья, 2000. -432с.

19. Проект реформы Церкви в связи с предстоящим отделением Церкви от государства // Сосуд избранный. История российских духовных школ. СПб.: Борей, 1994. - С.152-154.

20. Об изъятии всех ценностей из храмов на нужды голодающих // Собрание узаконений и распоряжений. 1922.-№ 19.-Ст.218.

21. Поместный собор Российской православной церкви (Бюллетени). -М„ 1923.-24 с.

22. Русская православная церковь в советское время (1917 1991 гг.) // Материалы и документы по истории отношений между государством и церковью. В 2-х книгах. Книга 1. -М.: Пропилеи, 1995. -400с.

23. Русская православная церковь в советское время (1917-1991гг.) //Материалы и документы по истории отношений между государством и церковью. В 2-х книгах. Книга 2. М.: Пропилеи, 1995. - 464с.

24. Архивы кремля. Политбюро и церковь 1922-1925гг.: в 2-х книгах // Российская политическая энциклопедия, Сибирский хронограф. Книга 1. -М.,-Новосибирск, 1997. 599 с.

25. Архивы кремля. Политбюро и церковь 1922-1925гг.: в 2-х книгах // Российская политическая энциклопедия, Сибирский хронограф. Книга 2. -М.,-Новосибирск, 1998. 648 с.

26. Послание пастырям и пастве (Декларация митрополита Сергия). 29.7.1927// Известия. 1927. - 19 марта.

27. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929г. // Собрание узаконений и распоряжений. -1929. № 35. - Ст.353.

28. Постановление СНК СССР «О порядке открытия церквей» от 28 октября 1943. № 1325. // О религии и церкви: Сборник документов. М, Политиздат, 1965.- 128 с.

29. Постановление СНК «Об учреждении Совета по делам культов при СНК СССР (Совет министров)» от 19 мая 1944г. // О религии и церкви: Сборник документов. М., Политиздат, 1965. - 128 с.

30. Положение об управлении Русской православной церковью (31.1.1945) // Русская православная церковь в советское время. Кн.1. М.: Пропилеи.-С.349-355.

31. Обращение Поместного собора Русской православной церкви к Правительству Союза ССР (31.1.1945) // Журнал Московской патриархии. -1945. -№ 2. -С.11.

32. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК КПСС. Изд.8-е испр. и доп. , Т.6. - М.: Политиздат, 1971. -527с.

33. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК КПСС. Изд.8-е испр. и доп. Т.8. - М.: Политиздат, 1972. - 431 с.

34. Деяния Архиерейского собора Русской православной церкви // Журнал Московской патриархии. 1961. -№ 8. - С.5-29.

35. Из Определений Поместного собора русской православной церкви //Журнал Московской патриархии. 1988. -№ 8. - С. 12-13.

36. Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» от 01.10.1990//Ведомости Верховного совета СССР. -М., 1990.-№ 12.

37. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25.10.1990 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. - №21. - ст.240.

38. Гражданский устав Русской православной церкви // Журнал Московской патриархии. 1991.-№ 10.-С. 11-13.

39. Обращение Святейшего патриарха и Священного синода Русской православной церкви к архипастырям, пастырям и всем верным ее чадам. Август 1991 г. // Журнал Московской патриархии. 1991. - № 11. - С.79.

40. Определение Архиерейского собора 1994 г. «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» // Журнал Московской патриархии. 1995. -№ 12.-С.2-3.

41. Определение Архиерейского собора 1994 г. «О взаимоотношениях Церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского патриархата в настоящее время» // Журнал Московской патриархии. 1995.-№ 12.-С.7-10.

42. Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» от 19.05.95 № 82-ФЗ. // Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика. М.: Юриспруденция, 2001.

43. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»: от 26.09.1997 № 125-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. - № 39. - Ст. 4465.

44. Сборник документов и материалов юбилейного Архиерейского собора русской православной церкви. Москва 13-16 августа 2000 года. -Н.Новгород: Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, 2000.-286с.

45. Основы социальной концепции Русской православной церкви. -Н.Новгород: Издательство ННГУ, 2003. 168 с.

46. Устав Русской православной церкви // Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского собора Русской православной церкви. Н.Новгород, 2000. - С.251-285.

47. Концепция национальной безопасности РФ // Российская газета. -2000.- 18 января.

48. Определение освященного Архиерейского собора о вопросах внешней деятельности Русской православной церкви // Журнал Московской патриархии. 2004. - № 10. - С. 13-17.

49. Послание освященного Архиерейского собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской православной церкви // Журнал Московской патриархии. 2004. - № 10. - С.9-10.

50. Заявление освященного Архиерейского собора о противодействии экстремизму и терроризму // Журнал Московской патриархии. 2004. - № 10. -С.20-21.

51. Определения Священного синода // Журнал Московской патриархии. 2004. - № 10. - С.7.

52. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год // Российская газета. 2007. - 13 апреля.

53. Государственный архив Российской Федерации. Фонд 6991. -Опись 2. - Дело 4. - Лист 28.

54. Государственный архив Российской Федерации. Фонд 6991. -Опись 1. - Дело 3. - Лист 300.

55. Государственный архив Российской Федерации. Фонд 6991. -Опись 132. - Дело 7. - Лист 2.

56. Монографии, научные издания и публикации

57. А.Р. Историческая переписка о судьбах православной церкви. -М.: Путь, 1912.-52с.

58. Аванесова, Н.Г. Государственно-правовое регулирование этноконфессиональных конфликтов в современной России / Н.Г. Аванесова // Рос. гос. соц. ун-т, Армавир, ин-т соц. образования. Ставрополь: Базис, 2004. -278 с.

59. Актуальные проблемы теории и истории правовой системы общества // Сб. научных трудов. Выпуск 4. Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2004. - 160 с.

60. Алексеев, В.А. Иллюзии и догмы: Взаимоотношения Советского государства и религии / В.А. Алексеев. М.: Политиздат, 1991. - 398 с.

61. Алексий II патриарх. Выступление на епархиальном собрании г. Москвы 5 декабря 2006 г. / Алексий II патриарх // Журнал Московской патриархии.-2007.-№ 1.-С.46-75.

62. Алексий II патриарх. Принимаю ответственность за все, что было / Алексий II патриарх // Журнал Московской патриархии. 1991. - № 10. - С.5-8.

63. Барменков, А.И. Свобода совести в СССР / А.И. Барменков. М.: Мысль, 1979.-223 с.

64. Бердяев, Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев. М.: Международные отношения, 1990. - 336 с.

65. Булгаков, С.Н. О правовом положении Церкви в государстве / С.Н.Булгаков // Прибавления к церковным ведомостям. 1918. - № 1. - С.32-38.

66. Бурьянов, С.А. Проблема реализации свободы совести и тенденции в отношениях государства с религиозными объединениями в России / С.А.Бурьянов, С.А.Мозговой // Институт свободы совести. 2-е издание доп. испр. - М.: Институт свободы совести, 2005. - 524с.

67. Васильев, О.Ю., Кнышевский, П.Н. Красные конкистадоры / О.Ю.Васильев, П.Н.Кнышевский. М.: Соратник, 1994. - 270 с.

68. Вдовин, А.И., Зорин, В.Ю., Никонов, А.В. Русский Народ в национальной политике. XX век / А.И.Вдовин, В.Ю.Зорин, А.В.Никонов. М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1998.-448с.

69. Величко, A.M. Некоторые особенности церковного (канонического) права / А.М.Величко. // Юридическая мысль. 2003 - № 5. -С.14-22.

70. Величко, A.M. Философия русской государственности / А.М.Величко. Спб.: Издательство Юридического института, 2001. - 336 с.

71. Волоцкий Иосиф преподобный Просветитель. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993. - 384с.

72. Вопросы научного атеизма в системе партийной учебы. М.: Политиздат, 1985. - 272 с.

73. Вопросы преодоления религиозных пережитков в СССР. M.-JI.: Наука, 1966.-290 с.

74. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего синода по ведомству православного исповедания за 1905-1907 г. СПб.: Синодальная типография, 1910. - 702 с.

75. Гиппиус, З.Н. Воспоминания о религиозно-философских собраниях / З.Н.Гиппиус // Наше наследие. 1990. - № 4. - С.65-69.

76. Глубоковский, Н.Н. К вопросу о постановке высшего богословского изучения в России / Н.Н.Глубоковский // Сосуд избранный. История российских духовных школ. Спб.: Борей, 1994. - С.81-82.

77. Глубоковский, Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии / Н.Н.Глубоковский. М.: Издательство Свято-Владимирского братства, 2002. - 192 с.

78. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). М.: Издательство РАГС. - 254 с.

79. Заозерский, Н.А. О церковной власти / Н.А.Заозерский. Сергиев Посад.: 2 типография А.И.Снегиревой, 1894.-460 с.

80. Зеленков, М.Ю. Государственно-религиозные отношения: правовой аспект: учебное пособие / М.Ю.Зеленков. М.: ЮИ МИИТа, 2004. -156 с.

81. Зорин, В.Ю. Заметки политолога / В.Ю.Зорин. Н.Новгород.: Издательство Волго-Вятской академии гос. службы. -48 с.

82. Зорин, В.Ю. Проблемы противодействия вызовам религиозного экстремизма в Российской Федерации / В.Ю.Зорин // Право и безопасность. -2004.-№ 1.-С. 17-25.

83. Иоанн (Маслов) схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Заданского / Иоанн (Маслов) схиархимандрит. М.: Самшит-издат, 2003. - 1200 с.

84. История классовой борьбы в царской России и религия. M.-JL: ОГИЗ - Московский рабочий, 1931.- 131 с.

85. История СССР с древнейших времен до наших дней. Вторая серия. Т.VIII. М.: Наука, 1997. - 726с.

86. К вопросу о церковной реформе // Христианские чтения. 1906. -Февраль.-С. 172-175.

87. Кара-Мурза, С.Г. Гражданская война (1918-1921) урок для XXI века / С.Г.Кара-Мурза. - М.: Алгоритм, 2003. - 256 с.

88. Карташов, А.В. История русской Церкви / А.В.Карташов. М.: Эксмо, 2004.-912 с.

89. Кашеваров, А.Н. Православная российская церковь и советское государство (1917-1922) / А.Н.Кашеваров. М.: Издательство Крутицкого, подворья: Общество любителей церковной истории, 2005.-437 (2) с.

90. Керенский, В.А. Почему не должно и не может быть отделение церкви от государства в России / В.А.Керенский // Прибавление к церковным ведомостям. 1918. -№№ 3-4. - С. 142-149.

91. Керимов, Д.А. Философские проблемы права / Д.А.Керимов. М.: Мысль, 1972.-283 с.

92. Кириченко, М.Г. Свобода совести в СССР / М.Г. Кириченко. М.: Юридическая литература, 1985. - 194 с.

93. Клочков, В.В. Закон и религия: от государственной религии в России к свободе совести в СССР / В.В. Клочков. М.: Мысль, 1982. - 160 с.

94. Клочков, В.В. Религия, государство и право / В.В.Клочков. М.: Мысль, 1978.-287 с.

95. Клочков, В.В. Свобода вероисповедания в СССР: буржуазные пропагандистские вымыслы и действительность / В.В.Клочков // Социалистическая законность. 1988. - №3. - С.26-29.

96. Клочков, В.В. Свобода совести: право на свободу религии и свободу атеизма / В.В. Клочков // Советская юстиция. 1987. - №8. - С. 12-14.

97. Кожинов, В.В. Двуединый совет. Размышления о преподобных Иосифе Волоцком и Ниле Сорском / В.В.Кожинов // Журнал Московской патриархии. 1994.-№ 6. - С.21-45.

98. Колеров, М.А. «Не мир, но меч» / М.А.Колеров. СПб.: Алетейя, 1996.-376 с.

99. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв.ред. Л.А.Окуньков. Изд. 2-е, доп. и пераб. - М.: Экое, 1996. - 751 с.

100. Комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» / Под ред. А. Себенцова. М.: Этис, 1999. - 57 с.

101. Константинов Д. протоиерей. Понимая церковь: Русская и православная церковь в СССР / Константинов Д. протоиерей. М.: Ассоциация авторов и издателей, 1999. - 360 с.

102. Кудрявцев, А.И. Государство не может быть нейтральным (о новом федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях») / А.И.Кудрявцев // Бюллетень Министерства юстиции РФ. -1998-№ 7.-С.61-70.

103. Кудрявцев, А.И. Новый ФЗ о свободе совести: достоинства и недостатки / А.И. Кудрявцев // Государство, церковь, религия. 1997. - №3-4. -С.15-20.

104. Куприянов, А. Церковное право и его рецепция в российское законодательство /А. Куприянов // Российская юстиция. 2001. - №2. - С.68-69.

105. Куроедов, В.А. Из истории взаимоотношений Советского государства и Церкви / В.А. Куроедов // Вопросы истории. 1973. - №9. -С.15-31.

106. Куроедов, В.А. Религия и церковь в Советском государстве / В.А.Куроедов. -М.: Политиздат, 1981.-263 с.

107. Луначарский, А.В. Религия и просвещение/ А.В.Луначарский. -М.: Советская Россия, 1985. 542 с.

108. Лупарев, Г.П. Понятие и виды религиозных организаций в СССР / Г.П.Лупарев // Советское государство и право. 1991. - №5. - С. 10-12.

109. Лупарев, Г.П. Социальное назначение религиозных организаций как основа их правового статуса / Г.П.Лупарев // Государство и право. 1995. -№11.- С.22-30.

110. Лурье, Я.С. Русские современники Возрождения: Книгописец Ефросин. Дьяк Федор Курицын / Я.С.Лурье. Л.: Наука, 1988. - 253 с.

111. Мельгунов, С.П. Религиозно-общественные движения XVII—XVIII вв. в России / С.П.Мельгунов. М.: Задруга, 1922. - 196 с.

112. Милюков, П.Н. Воспоминания. Т.2. / П.Н.Милюков. М.: Современник, 1990.-448 с.

113. Народы и конфессии Приволжского федерального округа. Справочник для государственных служащих // Отв. редактор В.Ю.Зорин -М.: ИФЭМ, 2002. 544с.

114. Николин А. иерей. Церковь и государство. (История правовых отношений) / А.Николин иерей. М.: Издание Сретенского монастыря, 1997. -430 с.

115. Обсуждение доклада о правовом положении церкви в государстве //Прибавления к церковным ведомостям. 1918. -№№ 3-4. - С. 117-128.

116. Общество и религия. М.: Наука, 1967. - 508 с.

117. Основы религиоведческой экспертизы: Сб. науч. ст. / Под общ. ред. А.В.Пчелинцева. М.: Институт религии и права, 2002. - 128 с.

118. Патриарх Тихон и история русской церковной смуты. СПб.: Сатис. - 448 с.

119. Персиц, М.М. Отделение церкви от государства в СССР (19171919 гг.) / М.М.Персиц. М.: Книга, 1970. - 187 с.

120. Петров С.Г. Документы делопроизводства Политбюро ЦК РКП(б), как источник по истории Русской церкви (1921-1923 гг.): Моногр. / С.Г.Петров. М.: РОССПЭН, 2004. - 408с.

121. Петров, Г.С. Евангелие как основа жизни / Г.С.Петров. СПб., 1902.-67 с.

122. Письмо М.Э. Поснова к Н.Н. Глубоковскому // Сосуд избранный. История российских духовных школ. СПб.: Борей, 1994. - С. 155-156.

123. Плаксин, Р.Ю. Крах церковной контрреволюции 1917-1923 гг. / Р.Ю.Плаксин. М.: Наука, 1968. - 192 с.

124. Плаксин, Р.Ю. Тиховщина и ее крах / Р.Ю.Плаксин. JL: Лениздат, 1987.-208с.

125. Победоносцев К.П. Московский сборник / К.П.Победоносцев: Pro et contra. СПб.: Издательство Христианского гуманитарного института, 1996. -576с.

126. Попов, А.В. Суд и наказания за преступления против веры и нравственности по русскому праву / А.В.Попов. Казань: Издательство Казанской духовной академии, 1904. - 317с.

127. Поспеловский, Д.В. Русская православная церковь в XX веке / Д.В.Поспеловский. М.: Республика, 1995. - 507 с.

128. Поспеловский, Д.В. Тоталитаризм и вероисповедание / Д.В.Поспеловский. М.: Издательство Библейского богословского института, 2003.-655 с.

129. Потанина, С.В. Некоторые аспекты взаимоотношений государства и религии за рубежом / С.В.Потанина // Журнал российского права. 2001. -№4. -С.105-113.

130. Правда о религии. М.: Политиздат, 1959.-424 с.

131. Преодолевая государственно-конфессиональные отношения // Сб. статей. Н.Новгород: Издательство Волго-Вятской академии гос. службы, 2003.-310 с.

132. Придворов, Н.А., Тихонова, Е.В. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России / Н.А.Придворов, Е.В.Тихонова. М.: Юриспруденция, 2007. - 128 с.

133. Пчелинцев, А.В. Об ограничении прав и свобод граждан в условиях военного положения: теоретические аспекты / А.В. Пчелинцев // Журнал российского права.-2002. -№2.-С. 96-105.

134. Розанов, В.В. Около народной души. Статьи 1906-1908 гг. /

135. B.В.Розанов. М.: Республика, 2003. - 507с.

136. Рудинский, Ф.М. К разработке проекта Закона СССР «О свободе совести» / Ф.М. Рудинский // Советское государство и право. 1996. - №6.1. C. 12-15.

137. Рудинский, Ф.М. Свобода совести в СССР: конституционно-правовой аспект / Ф.М. Рудинский // Вопросы научного атеизма. 1981. -Вып. 27.-С.26-29.

138. Рудинский, Ф.М. Свобода совести и религии: международно-правовые пакты и национальное законодательство / Ф.М.Рудинский, М.А.Шапиро //Государство и право. 1992,-№5.-С. 11-21.

139. Рыжеков, А.Я. Юридическая личность религиозной организации /

140. A.Я.Рыжеков, А.Н.Садков, В.Н. Цирульников. Волгоград: Югполиграфиздат, 2004.-218 с.

141. Савельев, А. Вопросы свободы совести в региональных нормативных актах / А. Савельев // Российская юстиция. 1999. — № 10. -С.49-50.

142. Савельев, В.Н. Свобода совести: история и теория: Мопогр. /

143. B.Н.Савельев. М.: Высшая школа, 1991. - 144 с.

144. Светлов, П.Я. Идея Царства Божия в ее значении для христианского миросозерцания / П.Я.Светлов. Сергиев-Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1904. - 472 с.

145. Святейший патриарх Московский и всея России Тихон в воспоминаниях современников. М.: Издание Крутицкого подворья «Общество любителей церковной истории», 2000. -47с.

146. Сергий (Страгородский) епископ. Юбилей Петербурга // Патриархи Московские. М.: Алма-Пресс, 2004. - С.354-358.

147. Смирнов, А. Церковь пригрозила гражданским неповиновением / А.Смирнов // Независимая газета (НГ религии). - 2000. - 13 сентября.

148. Собенцов, А.Е. Противоречия в законодательстве о свободе совести / А.Е.Собенцов // Преодолевая государственно-конфессиональные отношения. Н.Новгород: Издательство Волго-Вятской академии гос. службы, 2003. - С.85-98.

149. Соловьев, B.C. Соч. в 2-х томах. Т.2 / В.С.Соловьев. М.: Правда, 1989.-736с.

150. Стецовский, Ю.И. История советских репрессий в 2 т. Т.2. / Ю.И.Стецовский. М.: Знак, 1997. - 436с.

151. Суворов, Н.С. О церковных наказаниях. Опыт исследования по церковному праву / Н.С.Суворов. СПб.: Типография А.Граншеля, 1876. -498с.

152. Титлинов, Б.В. Новая церковь / Б.В. Титлинов. Петроград-Москва: Былое, 1924.-87с.

153. Толстой, М.В. История русской Церкви / М.В.Толстой. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991. - 736 с.

154. Федотов, Г.П. Святые Древней Руси / Г.П.Федотов. М.: Советская Россия, 1990.-С. 186.

155. Фоменко, К.И. Восток, Запад и Россия в религиозно-нравственном отношении / К.И.Фоменко // Труды Киевской духовной академии. 1903. -Март. - С.390-396.

156. Холинер, Д. П. Границы права на свободу совести и религии в практике европейского Суда по правам человека / Д.П. Холинер // Российская юстиция. 2003. - №7. - С. 73-75.

157. Холинер, Д.П. Границы права на свободу совести и религии в практике европейского Суда по правам человека / Д.П. Холинер // Российская юстиция. 2003. - №8. - С. 53-55.

158. Хомяков, А.С. Поли. собр. соч., Т.2 / А.С.Хомяков. М.: Университетская типография, 1900. -432с.

159. Цыпин, В.А. протоиерей. Церковное право: 2-е изд. / В.А.Цыпин. -М.: Издательство МФТИ, 1996. 442 с.

160. Чапнин, С.В. Церковь вне правового поля России / С.В.Чапнин // Независимая газета (НГ религии). - 2000. - 29 ноября.

161. Черемных, Г.Г. Свобода совести в РФ / Г.Г. Черемных. — М.: Манускрипт, 1996. — 184 с.

162. Шаляпин, С.О. К вопросу о взаимовлиянии религиозных и правовых норм в истории / С.О. Шаляпин // Философия права. 2004. - № 4. -С.42-50.

163. Шапошников, J1.E. Консерватизм, модернизм и новаторство в православной мысли XIX-XXI веков / Л.Е.Шапошников. СПб.: Издательство СПбГУ, 2006. - 327с.

164. Шапошников, Л.Е. Консерватизм, новаторство и модернизм в православной мысли XIX-XX веков / Л.Е.Шапошников. Н.Новгород: Издательство НГПУ, 1999. - 270 с.

165. Шахнович, М.И. Ленин и проблемы атеизма /М.И. Шахнович. -М.-Л.: Издательство АН СССР, Ленинградское отделение, 1961. 671с.

166. Шахов, М.О. Конституционно-правовые основы государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации: учебное пособие / М.О.Шахов; Российская академия гос. службы при Президенте РФ. М.: Издательство РАГС, 2005. - 105, (1) с.

167. Шишкин, А.А. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола Русской православной церкви / А.А.Шишкин. -Казань: Издательство Казанского университета, 1970.- 367с.

168. Шпаков, А.Я. Государство и церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве / А.Я.Шпаков. Одесса: Типография «Техник», 1912. -376с.

169. Шульц, Г. Поместный собор 1917-1918 гг. и его место в истории русской православной церкви / Г.Шульц // Священный собор Православной российской церкви 1917-1918 гг. Обзор деяний. Первая сессия. М.: Издательство Крутицкого подворья, 2002. - С.7-19.

170. Экземплярский, В.И. Учение древней Церкви о собственности и милостыне / В.И.Экземплярский Киев: Издательство «КДА», 1910. - 321с.

171. Ювеналий (Поярков) митрополит. Слово в Богоявленском патриаршем соборе 8.01.1989 / Ювеналий (Поярков) митрополит // Журнал Московской патриархии. 1989. - № 4. - С.6-7.

172. Якунин, В.Н. Положение и внутренняя структура центральных органов управления Русской православной церкви в 1941-1945 гг. / В.НЛкунин // Вестник МГУ. Сер. 8. История. 2003. - С.22-40.

173. Ярославский, Е.М. О религии / Е.М.Ярославский. М.: Росиздат, 1957.-640с.

174. Авторефераты диссертаций, диссертации

175. Аванесова, Н.Г. Государственно-правовое регулирование этноконфессиональных конфликтов в современной России: дис. . канд. юрид. наук / Н.Г. Аванесова. Ростов н/Д., 2002. - 139с.

176. Архирейская, Т.Ю. Правовые основы деятельности религиозных объединений в России: (история и современность): дис. . канд. юрид. наук / Т.Ю. Архирейская. М., 2001. - 192с.

177. Вишнякова, И.Н. Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания: дис. . канд. юрид. наук / И.Н. Вишнякова. М., 2000.-162с.

178. Вишнякова, И.Н. Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания / И.Н. Вишнякова: автореф. дис. . канд. юрид. наук / И.Н.Вишнякова. М., 2000. - 33 с.

179. Гревцова, О.А. Регулирование отношений между государством и русской православной церковью: историко-правовое исследование: автореф. . канд. юрид. наук / О.А.Гревцова -М., 2004. 24с.

180. Гуденица, А.Н. Правовой статус Русской православной церкви: (нормативно-институциональные аспекты): дис. . канд. юрид. наук / А.Н.Гуденица. Ростов н/Д., 2002. - 158с.

181. Кудрявцев, А.И. Государственно-церковные отношения в Российской Федерации в 90-е годы XX век: конституционно-правовой аспект: дис. . канд. юрид. наук/ А.И. Кудрявцев. -М.: РАГС, 1999. 195с.

182. Куницин, И.А. Правовой статус религиозных объединений в современной России: (особенности и актуальные проблемы): дис. . канд. юрид. наук / И.А. Куницин. М., 2000. - 196с.

183. Левина, А.А. Институт «Свободы совести и вероисповедания»: историко-правовой опыт России: автореф. дис. . канд. юрид. наук. / А.А.Левина. Н.Новгород, 2003. -29с.

184. Макаров, И.В. Взаимоотношение местных органов власти и поволжских епархий Русской Православной Церкви накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945гг.): автореферат дис. . канд. истор. наук / И.В.Макаров. Н.Новгород, 2002. - 21с.

185. Савельев, В.Н. Свобода совести в истории общественной мысли: дис. . д-ра филос. наук / В.Н.Савельев. М., 1995. - 256 с.

186. Симорот, С.Ю. Правовое регулирование реализации свободы совести в РФ: дис. . канд. юрид. наук./ С.Ю. Симорот. Хабаровск, 2000. -215с.

187. Соколова, Н.В. Государственно-правовое регулирование церковных отношений в советской и современной России (Историко-правовой аспект): автореф. дис. . канд. юрид. наук / Н.В. Соколова. Н.Новгород, 2004.-30с.

188. Тетерятников, Н.Ю. Теоретико-правовые аспекты свободы совести: дис. . канд. юрид. наук / Н.Ю. Тетерятников. Екатеринбург, 2002. -205 с.

189. Тихонова, Е.В. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России: автореферат дис. . канд. юрид. наук / Е.В.Тихонова. Тамбов, 2006. - 25с.

190. Третьяков, А.Б. Политико-правовые отношения Российского государства и Русской православной церкви: автореферат дис. . канд. юрид. наук / А.Б.Третьяков. М., 2004. - 25с.

191. Шутова, О.С. Структурная модель государственной политики в области отношений с религиозными объединениями: автореферат дисс. . канд. филос. наук / О.С.Шутова. М., 2004. - 22с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.