Градостроительство и архитектура Симбирска второй половины XVIII - начала XX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Котова, Ирина Геннадьевна

  • Котова, Ирина Геннадьевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 285
Котова, Ирина Геннадьевна. Градостроительство и архитектура Симбирска второй половины XVIII - начала XX веков: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2006. 285 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Котова, Ирина Геннадьевна

Введение

Глава I

Градостроительство и архитектура Симбирска второй половины XVIII - первой половины XIX вв. ф

Глава II

Архитектура и градостроительство Симбирска второй половины XIX - начала XX вв.

Глава III

Творчество симбирских архитекторов

А.А. Шодэ (1863-1918), Ф.О. Ливчака (1878-1919) и

Ф.Е. Вольсова (1879-1945).

Примечания

Архивные источники

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Градостроительство и архитектура Симбирска второй половины XVIII - начала XX веков»

Работа посвящена изучению архитектурной среды Симбирска второй половины XVIII - начала XX века. Актуальность темы обусловлена тем, что архитектура Симбирска этого времени никогда не была предметом комплексного изучения, вследствие чего архитектурные памятники Симбирска и город в целом до настоящего времени остаются «белым пятном» в системе городов Поволжского региона, что препятствует воссозданию полной картины его развития. Без сомнения, малоизученность архитектурного наследия Симбирска и творчества работавших в городе архитекторов вызывает недооценку его значения как важного звена в системе городов Поволжья и России.

Вместе с тем Симбирск представлял собой один из красивейших губернских городов Среднего Поволжья. Прекрасный выбор места, живописный ландшафт, красоту и своеобразие которого выявил первый регулярный план города, оказавший решающее влияние на градостроительную историю города, творчество талантливых архитекторов первой половины XIX столетия, создавших замечательный ансамбль классицистического центра города, культовая архитектура, деятельность мастеров периода историзма и модерна, обогативших город оригинальными произведениями, представляются явлениями, достойными пристального внимания исследователей.

В XX веке город претерпел три волны разрушений. В 1920-е - 1930-е годы была полностью уничтожена культовая архитектура Симбирска и, следовательно, полностью утрачен исторически сложившийся высотный силуэт города. Из сорока церквей в Ульяновске сохранилась только одна. На конец 1960-х годов приходится вторая волна разрушений. В связи со 100-летием со дня рождения В. И. Ленина был принят генеральный план реконструкции города, предусматривавший окончательное уничтожение застройки исторически сложившейся центральной части Симбирска. Новым градостроительным центром города стало здание Ленинского мемориала, при этом сносу подверглась общественная и усадебная застройка Симбирска середины и второй половины XIX века. В настоящее время набирает силу процесс уничтожения деревянной застройки Симбирска начала XX столетия. Таким образом, очевидна необходимость систематизации и осмысления собранных материалов, позволяющих расширить и углубить представление об архитектурной среде Симбирска XVIII - начала XX столетий, а также сохранения документальных сведений об утраченных памятниках.

К настоящему времени накоплен большой объем сведений относительно государственной градостроительной политики второй половины XVIII - первой половины XIX веков, изучая которую невозможно пройти мимо темы провинциального строительства. Несмотря на устойчивый интерес исследователей к вопросам градостроительства в провинции, Симбирск, как и многие города России, практически не включен в орбиту исследований по истории отечественной архитектуры. В связи с этим особую ценность для данного исследования представляют труды, воссоздающие общий ход развития архитектуры России XVIII -XX вв., в которых рассмотрены вопросы градостроительства (А.В. Бунин, Е.И. Кириченко, М.В. Нащокина, Ф.А. Петров, Т.Ф. Саваренская) [1], архитектурной теории (Е.И. Кириченко, АЛ. Пунин) [2], стилевых направлений (Е.А. Борисова, Т.П. Каждан, В.В. Кириллов, Е.И. Кириченко, В.Г. Лисовский) [3], отдельные типы сооружений, строительные материалы и конструкции (Ю.П. Волчок, И.А. Смурова и др.) [4], строительное законодательство России (А.И. Власюк) [5], тема влияния механизма заказа на архитектурный процесс (Е.А Борисова, Е.И. Кириченко, Е.Ю.Беляева) [6]. Особую актуальность для данного исследования представляют труды, в которых рассмотрены вопросы перепланировки губернских городов: «Образцовые» проекты в застройке русских городов XVIII - XIX веков» (Е. Белецкая, И. Крашенинникова, Л. Чернозубова, И. Эрн), «Типовое и повторное строительство в России в XVIII - XIX веках» (С.С. Ожегов) и «Строительство городов на Волге» (А.И.

Осятинский) [7] и материалы, опубликованные в ежегодном издании «Архитектурное наследство» (НИИТАГ) и сборниках «Памятники русской архитектуры и монументального искусства» (ГИИ) [8].

Начало изучению архитектуры Симбирска положила основанная в 1895 году Симбирская Губернская Ученая Архивная комиссия. Изданные комиссией труды по истории Симбирской губернии и города до настоящего времени служат источником информации для исследователей прошлого Симбирска. Для изучения архитектуры города такими источниками являются изданные в 1898 году к юбилею города книги П.Л. Мартынова «Город Симбирск за 250 лет его существования» и А. Яхонтова «Церкви города Симбирска», а также изданная в 1909 году книга К.И. Невоструева «Историческое обозрение Симбирска» [10]. Эти издания, которые являются историко-археологическими описаниями, содержат ценные сведения о утраченных ныне памятниках. Огромный интерес для изучения представляют статистические описания, в частности «Географическо-статистический словарь Российской Империи» (С-Пб., 1873. т. 4) и «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба», составленные полковником А. Липинским (С-Пб., 1868), в которых нашли отражение специфика экономического развития, социальная и общественная жизнь города. Обрывочные сведения описательного характера о Симбирске в 1880-1900 годах появляются в многочисленных справочниках, календарях, путеводителях по Волге, в которых публикуются очерки, эссе, путевые заметки о городах и населенных пунктах Поволжья. (А.С. Рамзадзе, Е. Предтеченского, И.Н. Лендера, А.Н. Миниха, И.П. Скворцова, А.П. Субботина и др.) [9]. Эти публикации содержат краткие сведения о Симбирске и его достопримечательностях, которые в известной степени могут служить источником информации о культовой архитектуре города.

В советское время интересы местных исследователей в различных областях знаний были ограничены личностью В.И. Ленина и его окружения.

Исследование архитектурного наследия Симбирска начались в 1970-1980-х годах. Этот период стал временем накопления сведений об отдельных сохранившихся в городе постройках. На страницах местной печати публиковались материалы, посвященные истории создания зданий, которые имели краеведческую направленность и не касались стилистических особенностей архитектурных памятников.

Период накопления материалов, связанных с архитектурным наследием города, был подытожен книгой Б.В. Аржанцева и М.Г. Митропольской «Архитектурная летопись Симбирска» [11]. Книга не претендовала на исчерпывающую полноту материала, однако содержала ряд очерков о культовой и гражданской архитектуре города XVII-начала XX веков. Собранные автором сведения о работавших в городе архитекторах опирались на воспоминания потомков и в большинстве случаев не были подкреплены документальными свидетельствами. В настоящее время публикации, посвященные деятельности симбирских архитекторов, ограничиваются двумя биографическими очерками: статьей краеведа Ж.А. Трофимова «Творцы симбирского классицизма», посвященной биографиям архитекторов, работавших в Симбирске в первой половине XIX столетия -М. Рушко, М. Коринфского, И. Бенземана, и статей И.В. Лямина «Ф.О. Ливчак в Симбирске», посвященной деятельности ведущего зодчего Симбирска начала XX века [12]. Большой вклад в изучение дореволюционного Симбирска внесли три выпуска сборников «Симбирский вестник», изданных Государственным историко-мемориальным заповедником «Родина В.И. Ленина» в 1993, 1994, 1996 годах. Особенно ценным для настоящего исследования были статьи Ю.Д. Ефимова «К вопросу о планировке Симбирска XVII - XVIII веков» и А.С. Сытина «План Симбирска 1779 г.» [13]. Обе работы посвящены планам города XVIII столетия. Изменения, происходившие в планировке Симбирска в пореформенное время и особенно на рубеже XIX-XX веков, не нашли достойного освещения в литературе.

Первым опытом изучения практики исторической застройки города стал изданный в 2001 году справочник «Историческая застройка Симбирска-Ульяновска», задачей которого было показать, в каком объеме сохранилась старая городская застройка в пределах территории, занимаемой заповедником «Родина В.И. Ленина» [14].

Однако до настоящего времени не существует работы, всесторонне осветившей дореволюционный период развития градостроительства и архитектуры Симбирска. Отсутствует обстоятельный анализ городской планировки, не рассмотрен процесс формирования центра города, не определена стилистика и историко-художественная ценность важных в градостроительном отношении памятников, что, безусловно, мешает пониманию того, как претворялись общие процессы в области градостроительства и архитектуры в архитектуре провинциального Симбирска. До настоящего времени не составлен полный перечень памятников, созданных ведущими архитекторами Симбирска. Не дана оценка творческого наследия талантливых зодчих, работавших в городе. В данной работе предпринята попытка осветить эти вопросы.

Цель и основные задачи исследования - проанализировать градостроительное развитие Симбирска и выявить основные этапы архитектурно-планировочной эволюции города второй половины XVIII — начала XX столетия. Показать значение классицистического периода в истории города и обозначить роль М.П. Коринфского в сложении ансамбля центральной части Симбирска. На основе архивных материалов, большая часть которых впервые вводится в научный оборот, воссоздать творческие биографии ведущих симбирских архитекторов конца XIX - начала XX века:-А.А. Шодэ, Ф.О. Ливчака, Ф.Е. Вольсова. Прояснить эстетические предпочтения заказчиков и творческие устремления работавших в городе архитекторов, способствовавших созданию ныне утраченной специфики и своеобразия дореволюционного облика Симбирска.

Хронологические рамки исследования (вторая половина XVIII — начало XX века) обусловлены тем, что в истории градостроительства Симбирска исследование позволяет выделить два самостоятельных и ярких этапа. Первый этап, определяющий нижнюю границу работы, — вторая половина XVIII - первая половина XIX столетия - период, когда город стал центром наместничества, затем губернии и попал в число городов России, подвергнувшихся широкомасштабным реконструктивным мероприятиям по преобразованию. Это было время сложения регулярной объемно-пространственной структуры Симбирска, классического ансамбля его центральной части и создания наиболее ярких «опорных» памятников, определявших своеобразие архитектурного облика губернского города. Следующий этап - вторая половина XIX — начало XX века. Нижняя граница этого периода, помимо общих явлений, связанных с эпохой «великих реформ», определяется грандиозным пожаром 1864 года, уничтожившим большую часть города и подытожившим классицистический этап его архитектурной истории. Верхняя граница исследования - начало XX столетия - период, когда Симбирск переживает последний в своей предреволюционной истории пик строительной активности, связанный с включением Симбирска в железнодорожную сеть России и строительством моста через Волгу.

Предмет исследования — архитектурная среда Симбирска, градостроительная структура и практическая деятельность работавших в городе зодчих.

Научная новизна исследования определяется тем, что до настоящего времени отсутствуют исследования обобщающего характера, посвященные градостроительству и архитектуре Симбирска, что мешает включению архитектурного наследия крупного губернского города в орбиту общероссийской картины развития. Введение в научный оборот целого ряда ранее не обработанных и вновь выявленных произведений и документальных материалов, связанных с деятельностью талантливых симбирских зодчих

XVIII - начала XX веков, позволяет существенно расширить представления о развитии архитектуры данного периода Средне-Волжского региона.

Объекты исследования - планы города (1780, 1843, 1866, 1987 гг.), фиксационные планы Симбирска (1820-х, 1872, 1897, 1900-х, 1913 гг.), сохранившиеся и утраченные постройки, неосуществленные проекты, отражающие творческие устремления и намерения творцов и заказчиков в лице городских властей, общественных организаций и частных лиц.

Метод исследования основан на комплексном изучении архивных документов, литературных источников, анализе проектных чертежей, материалов фотофиксации в сочетании с натурными обследованиями сохранившихся памятников. Документальной базой для исследования стали графические и текстовые материалы с описанием застройки и планы Симбирска из фондов РГИА (Санкт-Петербург), РГАДА и РГВИА (Москва). Источником для установления имен работавших в городе архитекторов, уточнения авторства и датировок памятников послужили материалы, хранящиеся в Государственном архиве Ульяновской области (ГАУО, Ф. 137; Ф. Р - 1941), журналы Симбирской городской думы, отчеты о деятельности Губернского земства, Адрес-календари Симбирской губернии, газеты -«Симбирские Губернские» и «Симбирские Епархиальные ведомости», «Симбирянин». В диссертации впервые вводятся в научный оборот архивные документы (планы, архитектурные чертежи и письменные источники), связанные с памятниками, игравшими в прошлом важную роль в формировании градостроительной среды Симбирска. В работе использованы: коллекции фотографий и рисунков из собраний Ульяновского областного краеведческого и Ульяновского областного художественного музеев, Ульяновской государственной областной научной библиотеки им. В.И. Ленина, а также фотоматериалы, собранные ульяновскими краеведами; документы Симбирской городской думы и Симбирского Земства, статистические сборники, краеведческие, этнографические, научно-археографические издания и мемуары.

Практическое применение. Результаты исследования могут быть использованы при создании новой экспозиции музея «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска», входящего в систему Государственного историко-мемориального заповедника «Родина В.И. Ленина». Поскольку к работе привлекались ранее не известные среди специалистов архивные документы и источники, материалы, содержащиеся в ней, могут быть использованы при подготовке соответствующих томов "Свода памятников архитектуры и монументального искусства России". Материалы диссертации могут найти применение при разработке туристических маршрутов и программ лекционных курсов по краеведению и истории архитектуры Симбирска-Ульяновска.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены на восьми научных конференциях: XXII региональной конференции «Традиция в истории культуры» (Ульяновский государственный университет, февраль 2000); VII Боголюбовские чтения «В.Э. Борисов-Мусатов и «Саратовская школа» (Саратов, апрель 2000); «Художественная культура Поволжья конца XVIII-начала XX веков» (Ульяновский областной художественный музей, апрель 2001); II Поливановских чтениях «Усадебная культура Поволжья конца XVIII-начала XX веков» (Ульяновский областной художественный музей, апрель 2002); III Поливановских чтениях «Творчество А.А. Пластова в контексте культуры XX века» (Ульяновский областной художественный музей, май 2003); I Сытинских чтениях (ГИМЗ «Родина В.И. Ленина», октябрь 2003); II Сытинских чтениях (ГИМЗ «Родина В.И. Ленина», октябрь 2004). III Сытинских чтениях (ГИМЗ «Родина В.И. Ленина», октябрь 2005). Результаты исследований отражены в двенадцати публикациях.

Автором издан буклет «Симбирский архитектор Ф.О. Ливчак». Ульяновск, 2000; набор открыток «Архитектурные памятники Ульяновска. Каменное зодчество Симбирска конца XIX - начала XX века». Ульяновск, 2005; «Архитектурные памятники Ульяновска. Деревянное зодчество Симбирска второй половины XIX - начала XX века». Ульяновск, 2005.

Написаны справки и очерк «Градостроительное развитие Симбирска XVII-XX века» для каталога «Историко-архитектурные памятники Симбирска-Ульяновска» (в печати).

Структура и содержание работы. Диссертация состоит из одного тома, включающего в себя введение, три главы, заключение, а также примечания, список литературы, список архивных документов. Приложением к текстовой части служит альбом, включающий планы города, чертежи, планы, фотографии и рисунки зданий.

Во введении обоснованы актуальность и научная новизна работы, представлены ее цели и задачи, рассмотрена историография вопроса и методика исследования. Работа построена по хронологически-типологическому принципу и состоит из трех глав. Первая глава — «Градостроительство и архитектура Симбирска второй половины XVIII -первой половины XIX веков» - содержит анализ наиболее существенных факторов, оказавших влияние на формирование планировочной структуры Симбирска этого периода. В ней рассмотрены следующие вопросы: историко-географическое положение Симбирска и его влияние на первоначальную дорегулярную структуру города. Проведен анализ первого генерального план Симбирска 1780 года, рассмотрено формирование центра Симбирска в конце XVIII - первой половине XIX веков. Важное место в главе отведено описанию деятельности выдающегося русского зодчего первой половины XIX века и самого крупного архитектура классицизма в Симбирске - М.П. Коринфского. Рассмотрена культовая архитектура Симбирска конца XVIII - первой половины XIX веков, план Симбирска 1843 года.

Во второй главе - «Архитектура и градостроительство Симбирска второй половины XIX — начала XX веков» — дана общая характеристика архитектурно-градостроительного развития пореформенного Симбирска. На основе анализа планов города 1865, 1887 1900 и 1913 годов рассмотрена культовая и гражданская архитектура Симбирска периода эклектики. Глава содержит характеристику социально-экономических условий в Симбирске конца XIX - начала XX веков и рассматривает архитектурное сообщество в Симбирске начала XX века.

В третьей главе — «Творчество симбирских архитекторов А.А. Шодэ (1863-1918), Ф.О. Ливчака (1878-1919), Ф.Е. Вольсова (1879-1945)» -рассматриваются творческие биографии наиболее значительных архитекторов, работавших в Симбирске конца XIX -начала XX веков. В первой части главы дан анализ гражданского и усадебного строительства А.А. Шодэ - архитектора работавшего в рамках поздней эклектики. Во второй части главы монографически рассмотрено творчество самого яркого представителя стиля модерн в Симбирске - Ф.О. Ливчака, его деятельность в качестве городского архитектора, созданная им «Система строительства из пустотелых бетонных блоков», частная практика Ф.О. Ливчака в Симбирске, губернии и в городах России. Третья часть главы посвящена деятельности одаренного мастера - Ф.Е. Вольсова, ставшего последним городским архитектором в дореволюционной истории Симбирска.

В Заключении работы содержатся выводы. Приложения к текстовой части содержат примечания, библиографию, список архивных документов и альбом, включающий планы города, чертежи, планы, фотографии и рисунки зданий.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Котова, Ирина Геннадьевна

Заключение.

В ходе проведенного исследования удалось выяснить, что архитектурно-планировочная эволюция Симбирска во второй половине XVIII-начала XX века в целом протекало в русле развития российской архитектуры. До середины XIX столетия уклонения от этого пути были невозможны в связи с жесткой регламентацией законодательной и административной системы организации строительства в России. В результате широкомасштабных мероприятий по перепланировке провинциальных городов России, в 1780 году Симбирск получил генеральный план, органично связанный со сложным ландшафтом и дорегулярной структурой города. Определившие формирование градостроительной структуры Симбирска принципы, заложенные в первом плане города, были развиты планами 1843, 1866 и 1887 годов.

Процесс формирования общественного центра Симбирска был долгим. Начавшись в конце XVIII века, он был завершен только в середине XIX столетия. Решающими факторами в создании классицистического ансамбля центра Симбирска стало инициированное симбирским дворянством возведение Троицкого собора, повлекшее за собой значительные изменения в планировке центральной части Симбирска, и визит императора Николая I, чьи распоряжения относительно устройства Соборной и Карамзинской площадей нашли отражение в плане 1843 года, завершившем «классицистический» этап градостроительной истории Симбирска.

Сложение системы трех площадей — Соборной, Карамзинской, Торговой - и развитие парадной части Симбирска в глубь городской территории, от набережной Волги к речке Симбирке значительно увеличило отмеченное стилевым единством пространство города и зафиксировало разделение Симбирска на административную, тяготеющую к Волге (восточную) и торговую, за речкой Симбиркой (западную) части, сохранившееся вплоть до начала XX столетия. Следует отметить, что перемещение торговой части Симбирска из подгорья в район речки

Симбирки не разрушило исторически сложившуюся в дорегулярный период двухчастную структуру Симбирска, во многом определяющую своеобразие его парадного фасада со стороны Волги.

Строительство, укрупнение и реконструкция храмов Симбирска в соответствии с нормами архитектуры классицизма, а также активизация строительства общественных сооружений и городских дворянских усадеб способствовали усилению классической доминанты в архитектурном облике губернского города. Важную роль в стилистической целостности Симбирска сыграл тот факт, что в городе работали такие крупные архитекторы, как М.ГТ. Коринфский, возводились постройки по проектам А.Д Захарова, А.И. Мельникова, осуществляли проектную деятельность высокопрофессиональные губернские архитекторы - М.М. Рушко и И.Н. Лизогуб.

Развитый классицистический ансамбль центральной части Симбирска выделял его среди губернских городов среднего и нижнего Поволжья и роднил с городами верхней Волги - Ярославлем и Костромой. Классицизм столь полюбился в Симбирске, что его существование здесь задержалось до середины XIX столетия. Классицистический этап развития архитектуры Симбирска подытожил катастрофический пожар 1864 года.

Вторая половина XIX века стала значительным периодом в архитектуре Симбирска. Следует отметить, что планы 1866 и 1887 годов, не внесшие существенных изменений в планировочную структуру города, зафиксировали незначительное расширение его границ в северном, южном и западном направлениях. Юго-западная часть города, то есть пространство между Волгой и Свиягой, во второй половине XIX века являлась основным резервом территориального роста Симбирска. Центром этого района, планировку которого определили текущие перпендикулярно Свияга и Симбирка, стали: мужской Покровский монастырь и расположенный в южной части района комплекс Александровской губернской больницы. В пореформенный период, когда архитектурно-планировочное развитие

Симбирска, как и других провинциальных городов России, оказалось поставлено в зависимость от городского управления и частного застройщика, эта часть города стала наиболее развитым в промышленном отношении районом Симбирска. Значительно расширился и торговый район города, расположенный за речкой Симбиркой. В последней четверти XIX столетия узловые элементы планировочной структуры в центральной части города, и в удаленных от центра районах закрепляли сооружения в русском стиле, нашедшем широкое распространение в гражданском и культовом зодчестве Симбирска. Тенденция к созданию ансамблей и крупных, большой протяженности зданий, объединяющих в себе несколько построек различного функционального назначения, обозначилась в творчестве самых ярких и плодотворно работающих в Симбирске архитекторов этого направления -В.А. Алатырцева, М.Г. Алякринского и B.J1. Ивановского. Отражая характерные для периода историзма эклектические тенденции, жилая застройка города вплоть до конца XIX века характеризовалась преимущественным использованием в декоре фасадов элементов классицизма и русского стиля. Многообразие в использовании исторических стилей, являющееся характерной чертой архитектуры эклектики в столицах, для Симбирска не свойственна.

На протяжении всей дореволюционной истории в Симбирске велось интенсивное культовое строительство. Высотный силуэт города постоянно обновлялся за счет увеличения колоколен и размеров храмов. Система высотных доминант Симбирска, сложившаяся в XVIII - первой половине XIX века, сохранялась укрупнением старых и закреплялась строительством новых церквей. Двухъярусный силуэт Симбирска в его восточной части формировали подгорные церкви, в последний раз реконструированные во второй половине XIX века, храмы Соборной и Карамзинской площадей и расположенная у кромки волжского косогора, Владимирская церковь, завершающая Большую Саратовскую улицу, разделяющую «дворянскую» и «торговую» части Симбирска. В центральной части Симбирска доминировали церкви Спасского монастыря, ансамбль которого окончательно сложился в середине XIX столетия, храмы Соборной площади и реконструированный в середине XIX и в начале XX веков Вознесенский собор. Построенные в формах византийского и русского стилей Успенская единоверческая и Германовская церкви определяли силуэт Симбирска при въезде со стороны Казанского тракта в северо-восточной части города. Со стороны Свияги определяющими высотный силуэт доминантами являлись: храмы Покровского монастыря, завершающая развитие Московской улицы Богоявленская церковь, и перестроенная в начале XX столетия Кирха. В последней четверти XIX века со строительством Ремесленного училища имени графа Орлова-Давыдова началось формирование набережной Свияги, оставшейся незавершенной в предреволюционный период истории Симбирска. Создание парадного облика волжской набережной, планы устройства которой были обозначены еще в первой половине XIX века, на протяжении долгого времени тормозились сложной оползневой ситуацией волжского косогора. Проект создания набережной, связанный со строительством в 1913 году железнодорожного моста через Волгу, не был осуществлен из-за начавшейся войны, но был реализован в части строительства на набережной значительных с архитектурной точки зрения памятников - здания Городского общественного собрания и Гончаровского мемориала.

Новый этап в градостроительном и архитектурном развитии города был связан с усилением торгового значения Симбирска в начале XX столетия, вызванного проведением железных дорог по территории губернии и строительством в пределах города железнодорожного моста через Волгу. Планы 1900 и 1913 годов зафиксировали территориальный рост Симбирска во всех направлениях, последний включил в себя земли на левом берегу Волги. Активизировался процесс уплотнения застройки центральных улиц города. На смену усадебной застройке в центральной части Симбирска пришла отличающаяся разнообразием художественных решений застройка городского» масштаба. В эти годы главной торгово-экономической и культурной артерией города стала Большая Саратовская (после 1912 года Гончаровская) улица. В период с 1900 по 1914 годы практически все здания по Большой Саратовской улице были реконструированы или построены заново. К числу характерных примет, отличающих архитектуру Симбирска первых десятилетий XX века, следует отнести расширение типов общественных зданий - учебного, лечебного, культурно-просветительского и зрелищного назначения. Наиболее ярко этот процесс обозначился в творчестве ведущих симбирских архитекторов этого периода - А.А. Шодэ, Ф.О. Ливчака и Ф.Е. Вольсова, выполнявших заказ городского самоуправления, общественных организаций и частных лиц.

Усиление экономического значения Симбирска, рост численности населения города и увеличение темпов жилищного строительства обусловили появление качественно новых характеристик жилой застройки города начала XX века. В строительстве элитных усадеб Симбирска обнаруживаются новые тенденции, нашедшие воплощение в строительстве примечательных в архитектурном отношении домов-обняков. Характерные для зодчества конца XIX - начала XX века изменения в облике городского усадебного дома, выразившиеся в усилении пластики объемов, живописности и асимметричности композиции, самостоятельности завершений, в симбирской архитектуре нашли воплощение в формах поздней эклектики - в творчестве А.А. Шодэ, ставшего самым востребованным архитектором в среде зажиточных симбирян.

В начале XX века в городе активизировался рост доходных домов из камня и дерева. В центральной части Симбирска концентрировались каменные доходные дома «столичного» типа, с магазинами, расположенными в первых этажах, построенные по проектам ведущих симбирских архитекторов. Большая часть домов, предназначенных для сдачи в наем, строилась из дерева и представляла собой двухэтажные дома на 2-4 квартиры. Отличительной особенностью доходных домов этого периода было стремление архитекторов и владельцев к соответствию возводимых построек современным требованиям комфорта, и изначально заложенное в проектах разделение на несколько изолированных квартир. Особую группу памятников составляют доходные дома, расположенные в северном районе Симбирска, застроенного преимущественно в 1910-е годы. Изучение сохранившихся памятников каменного и деревянного зодчества города, архивных источников и фотоматериалов позволяет сделать вывод, что стилистическое своеобразие архитектуры города начала XX века проявилось в сосуществовании и взаимодействии поздней эклектики и модерна. Интернациональный вариант модерна практически не нашел отражения в архитектуре Симбирска, в чем по всей видимости, можно увидеть проявление устойчивых эстетических предпочтений заказчиков и определенные творческие устремления работавших в городе архитекторов, отдававших явное предпочтение неорусскому и неоклассическому стилям.

Логическая последовательность смены стилевых направлений, свойственная столичной архитектуре, в Симбирске была нарушена долгим существованием эклектики и достаточно ранним для провинции появлением неоклассицизма, обозначившегося с приездом в Симбирск Ф.О. Ливчака в 1906 году. Характерно, что при всем типологическом разнообразии здания в стиле модерн в целом отличаются «фасадным» характером организации композиционно-декоративных решений, даже в случаях, когда под застройку отводились открытые со всех сторон участки. В большинстве случаев памятники модерна возводились на центральных улицах города, застроенных в начале века сплошным фасадом, нередко они появлялись в результате укрупнения и реконструкции старых зданий.

Своеобразие симбирского модерна в первую очередь определило творчество Ф.О. Ливчака, мастера, обладавшего яркой индивидуальной манерой, экспериментатора, сумевшего проявить себя не только в профессии, но и в организации строительного производства, связанного с собственным изобретением, - системой строительства из пустотелых бетонных блоков. Здания - больницы, учебные заведения, доходные и жилые дома, построенные из бетонных блоков системы Ливчака, — составляют особую группу памятников, характеризующих архитектуру Симбирска начала XX века. В этих постройках особенно ощутима близость манеры Ливчака петербургскому модерну, испытавшему влияние финской архитектуры с её тягой к натуральному камню, монохромности, символике архитектурных деталей. Они привлекают сдержанной гаммой серого и чёрного — имитирующих гранит бетонных блоков и чёрных кованых решёток, разнообразием фактур, изысканным сопоставлением плоскости стены и тщательно отобранных декоративных элементов в виде небольших рельефов.

Исследование показало, что дореволюционный Симбирск представлял собой один из красивейших городов Поволжья. Основу его своеобразия составили: прекрасный выбор места, живописный ландшафт, великолепный регулярный план, определивший планировочную композицию развития города в дальнейшем, а также творчество целой плеяды талантливых архитекторов, на всех этапах обогащавших Симбирск замечательными архитектурными памятниками и сумевших вплоть до начала XX столетия сохранить колорит, заставляющий современников и в конце века называть Симбирск «дворянским».

157

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Котова, Ирина Геннадьевна, 2006 год

1. Алферова Г.В. Русские города XV1.XVII веков. - М., 1989.

2. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX начала XX века / Под общей ред. Б.М. Кирикова. - СПб., 1996.

3. Белецкая Е., Крашенинникова И., Чернозубова JL, Эрн И. «Образцовые» проекты в застройке русских городов XVIII XIX веков. -М., 1961.

4. Борисова Е.А. Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX начала XX века. - М., 1971.

5. Борисова Е.А. Неорусский стиль в русской архитектуре предреволюционных лет. -В сб.: Из истории русского искусства второй половины XIX начала XX века. -М., 1978.

6. Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. М., 1979.

7. Борисова Е.А. Архитектура Серебряного века. Эстетизация жизненной среды. М., 1999.

8. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 1990.

9. Борисова Е.А. К вопросу о взаимоотношениях заказчика и архитектора в России во второй половине XIX века // Художественные проблемы русской культуры второй половины XIX века. М., 1994.

10. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства в 2-х томах. -М., 1979.

11. Бусыгин Е.П. Зорин И.В. Шабалина Л.П. Хозяйство и материальная культура русского населения Ульяновского Поволжья в конце XIX начале XX века Казань, 1982.

12. Власюк А.И. Эволюция строительного законодательства России в 1830-1910 годы: Памятники русской архитектуры и монументального искусства. — М., 1984.

13. Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. Идейные принципы. Структурные особенности / Отв. ред. Г.Ю. Стерйнин М., 1982.

14. Всеобщая история архитектуры / Под ред. Н.В. Баранова. Т. 10 М., 1972.

15. Всеобщая история искусств / Под общ. ред. А.Д. Чегодаева. Т. 1-6. - М., 19561966.

16. Гидиоп 3. Пространство. Время. Архитектура. М., 1984.

17. Город и культура. СПб., 1992.

18. Горюнов В.С, Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления.19.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.