Графический дизайн отечественного социального плаката: история и современные тенденции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат искусствоведения Игошина, Татьяна Сергеевна

  • Игошина, Татьяна Сергеевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 187
Игошина, Татьяна Сергеевна. Графический дизайн отечественного социального плаката: история и современные тенденции: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 2009. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Игошина, Татьяна Сергеевна

Введение.

Глава 1. Отечественный социальный плакат в культурно-историческом и актуальном значении.

1.1. Этапы исторического развития отечественного социального плаката.г.

1.2. Современный период: разделение отечественного социального плаката на «выставочный» и «массовый».

Выводы по первой главе.

Глава 2. Социальный плакат в контексте проектной деятельности.

2.1. Дизайн отечественного социального плаката: целеполагание и структура проектного процесса.

2.2. Типологические разновидности социального плаката и их связь с образно-эмоциональным и эстетическим решением плаката.

2.3. Специфика использования шоковых приёмов в образном решении отечественного социального плаката.

Выводы по второй главе.

Глава 3. Дизайн социального плаката: принципы формирования выразительного художественного образа.

3.1. Роль метафоры и символа в формировании художественного образа плаката.

3.2. Традиционные принципы выразительности художественного образа социального плаката.

3.3. Инновационные методы повышения образной выразительности социального плаката.

Выводы по третьей главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Графический дизайн отечественного социального плаката: история и современные тенденции»

Актуальность темы исследования. Отечественный социальный плакат имеет богатое историческое прошлое, он берет истоки в лубочной народной картинке и приобретает черты «обособленного» плакатного жанра в период расцвета благотворительного плаката в дореволюционной России. В художественных афишах (позднее утвердился термин «плакат») того времени нашли отражение исконно русские формы духовности: сострадательное отношение к обездоленным слоям общества (инвалидам, сиротам, нищим, увечным солдатам), чувство патриотизма, гуманное отношение к животным, забота о детях, порицание пороков и безнравственности. Плакат, как специфическая форма социальной коммуникации, был невероятно популярен в прошедшем столетии.

В формировании и становлении советского авангардного искусства и дизайна 1920-х годов важную роль сыграл графический дизайн, а именно — плакатная графика. Агитационные и пропагандистские плакаты социальной тематики известных советских художников-конструктивистов составили «золотой фонд» мирового дизайна. В последние два десятилетия XX века плакат стал излюбленным объектом разработки для многих дизайнеров-графиков, стремившихся выразить свою гражданскую позицию в этом жанре. В перестроечное время плакат был в авангарде профессии: «он всегда на острие, улавливает дух времени, а иногда и опережает его, заглядывая в будущее» [91, с. 12].

Современный социальный плакат - это непрерывно развивающийся дизайн-объект, расширяющий свои функционально-морфологические границы. Он даёт проектировщику широкие возможности инновационного поиска и обеспечивает высокий коммуникативный эффект в решении социальных проблем, остро стоящих перед современной Россией. В числе наиболее актуальных проблем, отражаемых в плакате: наркомания, алкоголизм, снижение рождаемости, положение инвалидов, ухудшение экологической ситуации, низкий уровень ответственности и социальной активности молодежи. В современных условиях возрастает необходимость углубленного научного изучения социального плаката как средства художественного воздействия на общественные интересы, доказавшего свою эффективность в XX веке.

Социальный плакат отвечает социальному заказу общества. Образный строй и основная идея плаката на социально-значимую тему находятся в прямой зависимости от господствующего в обществе социально-политического устройства и отношения «системы» к личности отдельного человека. В советское время отношение власти к народу носило «директивный» характер. Социальный плакат был неотделим от политического — он носил отпечаток партийной идеологии и принадлежал к монополизированной сфере государственной пропаганды и агитации. В «постсталинский» советский период в обществе и культуре обозначилась тенденция иного осознания роли человека в обществе: на первый план выдвигались общечеловеческие либеральные ценности, возрождалась высокая значимость суверенной человеческой личности. Эти изменения особенно отчетливо реализовались в авторском «перестроечном» плакате. Последовавшая за распадом СССР смена социальной парадигмы коренным образом поменяла облик отечественного «постсоветского» социального плаката. Сегодня социальный плакат — носитель новой идеологии демократии, гуманизма и толерантности, он причисляется к сфере социальной рекламы.

Российская социальная реклама, в качестве самостоятельного вида коммуникации, сформировалась не так давно - в постсоветский период начала 1990-х годов. Этот феномен стал предметом научной и профессиональной рефлексии лишь в последние несколько лет. К сожалению, несовершенство и размытость границ отечественной социальной рекламы не способствуют поднятию престижа и былого статуса социального плаката. Имеющиеся образцы плакатов отстают от западных аналогов по качеству творческого и технологического исполнения, что объясняет крайне скромные масштабы его применения в наружной рекламе.

В образовательной сфере отчетливо ощущается дефицит научно-теоретических и дидактических разработок по социальному плакату, что опосредованно сказывается негативным образом на уровне выполнения массового социального плаката. Потребность современного общества в эффективном, ярком и убедительном социальном плакате велика как никогда, и роль дизайн-проектирования в повышении его эстетического качества является решающей.

Визуально-графическая выразительность, воплощённая в художественном образе социального плаката, имеет большое значение для восприятия смысла, она является носителем художественной и эстетической ценности плаката. Это определяет актуальность искусствоведческого исследования социального плаката в контексте теории и методологии дизайна.

Степень научной разработанности темы. Научная база, относящаяся к теме диссертации, представляет собой обширный, подчас разрозненный материал. Монографических работ на русском языке, совпадающих с темой исследования, не обнаружено. Частично тема и её отдельные аспекты рассматривалась представителями различных научных областей в разных контекстах. Этот материал можно условно разделить на несколько блоков.

Первый - это монографии и диссертационные работы российских исследователей по социальной рекламе, рассматривающих социальный плакат как неотъемлемую часть истории социальной рекламы. Данное направление характерно для работ представителей наук социологической направленности, среди них авторы: Л.Н. Федотова, С.М. Исаев, В.В. Учёнова, Н.В. Старых, А.В. Ковалёва, М.И. Пискунова, С.Э.Селивёрстов, Е.В. Степанов, Д.С. Ко-чергина, М.А. Доронина.

В широком перечне источников, посвящённым эффективной рекламной коммуникации, стоит выделить литературу по психологии воздействия и восприятия визуальных рекламных объектов. Об этом писали: П.С. Гуревич, А.Н. Лебедев-Любимов, Е.Е. Пронина, Г.Н. Сартан, В. Ценев.

Следующий блок источников связан непосредственно с дизайн-проектированием. Важную роль в осмыслении методологии проектирования и философско-мировоззренческих основ профессии сыграли исследования авторов: Н.В. Воронова, Е.В. Жердева, О.И. Генисаретского, B.JL Глазычева, Е. Н. Лазарева, Э.П. Григорьева, И.А. Розенсон.

Графическому дизайну, его истории, художественно-эстетической выразительности и методологии проектирования посвящены работы отечественных авторов: Е.В. Черневич, Э.М. Глинтерник, С.И. Серова. Специфику графического дизайна, применительно к рекламной коммуникации, исследовали Е.Э. Павловская, В.В. Волкова, А.Б. Симонов, Р.Ю. Овчинникова, П.А. Пименов.

Искусствоведческие исследования в области плакатной графики представляют непосредственный интерес для диссертанта. Среди них — научные труды С.И. Серова, К. Вашика, Н.И. Бабуриной, а также диссертационные работы последних лет, посвященные плакатному искусству, авторов: Ю.В. Ерохиной (отечественный киноплакат XX века), К. В. Лапиной (театральная афиша), Лю Цзянь (шрифтовой художественный плакат: китайский, европейский, русский), А. Ю. Спешиловой (жанры плаката времен Второй мировой войны).

Рассматривались работы зарубежных исследователей и коллекционеров плакатных произведений, подчеркивавших значение российского плаката в мировой истории плакатного искусства - М. Галл о (Max Gallo) и Дж. Фостера (John Foster).

Объект исследования — социальный плакат, его становление как вида графического дизайна, процесс развития плакатного искусства, оценка современных тенденций в дизайне отечественного социального плаката.

Предметом исследования является синтез специфических составляющих проектного творчества в дизайне социального плаката, его образная выразительность.

Эмпирическим материалом исследования являются наиболее характерные произведения отечественных мастеров социального плаката. Современный социальный плакат представлен в виде печатной листовой продукции различных форматов, к которым относятся и плакаты наружной рекламы. Диссертантом изучались социальные плакаты, опубликованные в различных источниках. К ним относятся: иллюстрированные книги и альбомы по плакатному искусству и графическому дизайну; специализированные печатные периодические издания; каталоги и сайты в Интернете с подборками плакатной графики российских и международных фестивалей, выставок, конкурсов плаката и графического дизайна.

Границы исследования. Хронологические рамки исследования охватывают период от начала XX века, связанного с бурным развитием социального плаката, до наших дней. Из рассмотрения исключены такие жанровые разновидности плакатного искусства как зрелищный (театральный, кино, цирковой) плакат, книготорговый и коммерческий (товарный) плакат. За границы исследования автор выносит тематику современного политического плаката.

В работе делается упор на специфику отечественного (русского, советского, российского) социального плаката. Образцы зарубежного социального плаката рассматриваются в качестве примеров только в вопросах, характеризующих принципиальное отличие «российского» от «западного» социального плаката. Первое - это специфика использования шоковых образов в плакате; второе — по сравнению с зарубежной практикой, у нас считается неуместным демонстрировать «инновационный проектный поиск» в обозначенной сфере.

Цели и задачи диссертационной работы. Цель исследования - определить принципиальные основы проектирования отечественного социального плаката, изучить и усвоить художественные традиции и современные проектные средства усиления образной выразительности социального плаката. Для достижения цели, автором поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ генезиса отечественного социального плаката. Дать характеристику исторических периодов развития социального плаката с позиций искусствоведения.

2. Охарактеризовать преемственность художественных традиций русского и советского плакатного искусства XX века в современном социальном плакате. Сопоставить характеристики и выделить отличительные черты современного «выставочного» и «массового» социального плаката. Проанализировать инновационные тенденции, связанные с расширением функционально-морфологических рамок массового социального плаката.

3. Выявить тематическую типологию социального плаката в соответствии с психологией личности и её социальными проявлениями. Рассмотреть ценностные, эмоционально-образные и эстетические ориентиры, характерные для дизайна отечественного социального плаката.

4. Исследовать аспекты формирования выразительного художественного образа в дизайне социального плаката. Описать базовые принципы образно-метафорической, семиотической и композиционно-графической выразительности современного социального плаката.

Методы исследования. В диссертационной работе в качестве основных использованы следующие методы:

• Метод исторического анализа - для изучения генезиса и этапов исторического развития социального плаката;

• метод искусствоведческого анализа - для описания образной и композиционно-графической выразительности плакатных произведений;

• метод сравнительного анализа - для выделения признаков, отличительных характеристик и плоскостей соприкосновения современного отечественного «выставочного» и «массового» социального плаката.

• метод систематизации и типологизации объектов и феноменов - для построения типологий: тематических разновидностей социального плаката; принципов образно-графической выразительности плаката; видов плакатной метафоры; инновационных приёмов в плакатной сфере.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующих положениях.

Диссертация является первым искусствоведческим исследованием, рассматривающим социальный плакат в нескольких смысловых плоскостях:

• как традиционный жанр графического дизайна;

• как носителя художественно-эстетических, стилевых, композиционных и образно-семантических традиций русского дореволюционного, советского и постсоветского плакатного искусства;

• как значимый дизайн-объект и структурный элемент современной «социальной рекламы», отличающийся исторически сложившейся спецификой более глубокого влияния на общественные интересы;

• как объект графического дизайна, обладающий потенциалом «расширения» своих функционально-морфологических рамок.

Впервые всестороннему рассмотрению в работе подверглись этические основы проектирования, специфика целеполагания и последовательность проектного процесса в дизайне современного социального плаката.

Дана типология современного социального плаката в соответствии с психологией личности и её социальными проявлениями. Для каждой разновидности выявлена взаимосвязь с определённым эмоционально-образным, эстетическим и композиционно-графическим решением.

В диссертационной работе впервые в российском искусствознании описаны тенденции инновационного проектного поиска, связанные с необходимостью повышения выразительности художественного образа современного социального плаката.

Практическая значимость исследования. Диссертационная работа может представлять теоретико-методологическую ценность для дизайнеров графики, практикующих в сфере социального плаката. Результаты исследования могут быть использованы для последующих научных изысканий в области истории графического дизайна и плакатного искусства. Теоретический материал диссертационной работы может быть адаптирован к преподаванию в дизайнерских, художественных и гуманитарных ВУЗах. Материалы и результаты исследования могут быть использованы для формирования научно-методологических основ специализированных лекционных курсов по теории и истории графического дизайна и отечественной социальной рекламы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования были апробированы в докладах автора на двух межвузовских конференциях молодых ученых и студентов Уральской государственной архитектурно-художественная академии (2006 и 2007 гг.) по разделу «Актуальные проблемы архитектуры и дизайна». Материалы диссертации отражены в трёх статьях научного журнала, входящего в перечень изданий, рекомендованных ВАК РФ для публикации научных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук. Диссертант выступил с докладом на Всероссийской научно-практической конференции «Культурное наследие России и перспективы мирового социокультурного развития», «Культурологические чтения - 2008» (г. Екатеринбург). Автор принимал также участие в работе двух Международных научно-практических конференциях «Композиционная подготовка в современном художественном образовании: педагогический аспект» и «Художественное проектирование в дизайн-образовании» (г. Шадринск, 2008 и 2009 гг.).

Методические разработки автора, непосредственно связанные с темой диссертации, активно используются в учебном процессе при подготовке студентов, обучающихся по специальности 052400 — Дизайн (квалификация 01 — графический дизайн) на кафедре графического дизайна УралГАХА. На основе теоретического материала исследования автором самостоятельно разработана Учебная программа и Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине «Специализированный рисунок» и Учебная программа по дисциплине «Дипломное проектирование 4 курс».

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, состоящего из 124 источников, иллюстративного приложения. Объем основного текста диссертации — 120 стр. Приложение к диссертации содержит 142 иллюстрации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Игошина, Татьяна Сергеевна

ВЫВОДЫ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Систематизирован научный материал по истории отечественного социального плаката:

• исследован генезис (формы протодизайна) социального плаката, проявленный в социальных темах русского лубка (XVII-XIX вв.);

• выделены и описаны четыре основных исторических этапа развития отечественного социального плаката (с момента утверждения плаката в начале XX века до настоящего времени): «дореволюционный благотворительный», «советский революционно-авангардный», «советский социалистический реализм», «современный постсоветский»;

• дана характеристика основных образно-графических средств выразительности, перечислены социально значимые темы плакатных произведений для каждого из обозначенных этапов, в описании включена информация о выдающихся художниках-плакатистах.

2. Сделан вывод о том, что на протяжении изученных исторических периодов развития российского плаката были сформированы самобытные композиционно-графические, стилистические, семантические и духовные традиции, обогатившие выразительность социального плаката и графический дизайн в целом. Традиции советского плаката - «призывность», одухотворенность, метафоричность, символическая насыщенность, высокий художественный уровень плакатной иллюстрации — активно используются современными дизайнерами. Особенно наглядно эти традиции проявляются в феномене авторского «выставочного» социального плаката, но уже с новым идейно-концептуальным содержанием, соответствующим гуманистической парадигме современности.

3. Современный этап характеризуется очевидным разделением социального плаката на «выставочный» (представитель элитарной сферы авторского самовыражения дизайнера) и «массовый» плакат (относится к средствам социальной рекламы). Произведено сопоставление этих форм социального плаката, выделены черты сходства и различия, плоскости соприкосновения. Отмечено, что современный массовый социальный плакат расширил свои функционально-морфологические рамки. Прежнее понимание плаката (его морфологии) как листового бумажного дизайн-объекта прямоугольного формата претерпевает радикальное переосмысление. Современный плакат может быть не только прямоугольной формы. Поверхность плаката подвергается разнообразным пластическим трансформациям. Его функциональное назначение расширяется - для размещения плакатов используются необычные (нетрадиционные) места и объекты, плакат обретает средовой контекст.

4. Анализ специфики целеполагания в дизайне отечественного социального плаката позволил сделать выводы: социальный плакат имеет большое воспитательное значение, он является носителем гуманистических ценностей культуры и общества, а также - пропагандистом базовых ценностей дизайна как социально-ответственной профессиональной деятельности.

Произведена тематическая типологизация социального плаката. Всё многообразие тематических направлений современного социального плаката объединено в три основные группы: «демонстрация опасностей и угроз человеческой жизни, борьба с пороками», «декларация ценностей и морально-нравственных социальных стандартов», «призывы к созиданию и активным действиям». Каждой группе соответствует специфическая эмоционально-образная и эстетическая концепция выразительности. В социальном плакате может доминировать образная «концепция позитива» (демонстрация социально-одобряемого действия) либо «концепция негатива» (демонстрация бедствий и ущерба, социально-неодобряемого действия). Необходимость отражения в плакате негативных жизненных явлений провоцирует дизайнеров использовать эксцентричные эмоционально-образные приёмы «шок» и «гротеск». Отмечается, что отечественный зритель более лоялен к позитивным, жизнеутверждающим и директивно-окрашенным (побудительным) образным решениям в социальном плакате. Применение жестких форм «шоковой терапии» в плакате не соответствует культурным традициям и менталитету российского потребителя, но обладает бесспорным потенциалом убедительности в случае уместного применения. 5. Осуществлен анализ основных средств формирования выразительного художественного образа в дизайне социального плаката:

• Метафора является традиционным средством усиления образной выразительности социального плаката. Анализ символики социальных плакатов показал, что в современном плакате используются как укоренившиеся в мировой культуре плакатные символы, так и символы современности (актуальные события, социальные проблемы и бедствия).

• Выделено и рассмотрено три базовых принципа образно-графической выразительности массового социального плаката. «Принцип однозначности» и «принцип лаконизма» определяют точность (однозначность смысла) и быстроту восприятия образа плаката. «Принцип синхронности» обеспечивает совпадение эстетических систем плаката и зрителя, использование актуального визуально-графического языка современной массовой культуры в дизайне социального плаката.

• Арсенал выразительных средств, используемый дизайнерами, всё время увеличивается, социальные плакаты становятся более изощренными и нетрадиционными. В работе предпринята попытка структурирования и анализа имеющихся инновационных решений. Рассмотрены тенденция усиления образной выразительности современного социального плаката за счет использования инновационных приёмов в дизайне.

В работе отмечается важное воспитательное и обучающее значение социального плаката как объекта учебного проектирования в системе российского дизайн-образования. Это подтверждено многолетним преподавательским опытом диссертанта.

В заключении стоит отметить следующее. Диссертант делает вывод о том, что не только социальная реклама остро нуждается в профессиональном дизайне и грамотном проектном подходе, но и отечественный дизайн нуждается в развитии сферы социальной рекламы и социального плаката.

Дизайн отечественного социального плаката, с присущими ему возвышенными нравственными «устремлениями», является своеобразной «духовной отдушиной» для практикующего дизайнера рекламы и графики. Он способен подтвердить и упрочить высокий моральный и гуманистический ценз отечественного дизайна как профессиональной деятельности.

Творческие проектные приёмы, которые может задействовать дизайнер при проектировании социального плаката, в работе рассмотрены лишь выборочно. Диссертант надеется, что последующие научные изыскания в этой области расширят теоретическую проработанность проектных основ отечественного социального плаката, что приведет к его качественному улучшению.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Игошина, Татьяна Сергеевна, 2009 год

1. Аксенов Г. П. Эволюция художественно-образной выразительности графического дизайна в процессе развития полиграфических средств: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: 17.00.06. Москва, 2008 - 20 с.

2. Бабурина Н. И. Русский плакат: конец XIX-начало XX века / Н. И. Бабурина. Л.: Художник РСФСР, 1988. - 192 е.: ил.

3. Батра Р., Майерс Д., Аакер Д. Рекламный менеджмент: Пер. с англ. 5-е изд. -М; Спб.; К.; Издат. Дом «Вильяме», 1999. 784 с.

4. Белянин А. Б. Социальная реклама как коммуникативный ресурс управления: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук: 22.00.08. Москва, 2007 - 28 с.

5. Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп: ACT: Астрель, 2005. - 829 с.

6. Бретон Ф., Пру С. Взрыв коммуникации // Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход. Самара: издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001, с. 50-78.

7. Будрина А. Г. Уральский плакат времен гражданской войны / А. Г. Буд-рина; Ред. Л. Ф. Дьяконицин; Фот. А. А. Бирюкова и Ю. А. Силина. -Пермь: Перм. кн. изд-во, 1968. — 94 е.: ил.

8. Буков П., Сартан Г. Психологические эффекты в рекламе. // Психология и психоанализ в рекламе. Самара: издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001, с. 588-594.

9. Ю.Букша К. «Канны 2006»: лев с человеческим лицом. // Рекламные идеи. № 5, 2006. С. 7-8

10. П.Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: введение в философию дизайна. -Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001. 288 с.

11. Бычков В. В. Эстетика. М.: Гардарики, 2005. - 556 с.

12. Вашик К., Бабурина Н. Реальность утопии. Искусство русского плаката XX века + DVD. М.: Прогресс-традиция, 2004 - 416 е.: ил.

13. И.Вершинин Г. В. Контекст в архитектуре, дизайне, искусстве XX века : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: 17.00.04. Екатеринбург, 2005 — 26 с.

14. Викентьев И. Л. Приёмы рекламы и PUBLIC RELATIONS. Ч. 1 Спб.: ТОО «ТРИЗ-ШАНС»: Изд. Дом «Бизнес-Пресса», 1998. - 238 с.

15. Волкова В. В. Дизайн рекламы. М.: «Книжный дом «Университет», 1999.-144 с.

16. Войтасик JI., Психология политической пропаганды / Пер. с польского В.Н. Поруса; Предисловие и общ. ред. Ю.А. Шерковина. М.: Прогресс, 1981.-с. 278.

17. Воронов Н. В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Том 1. М.: Союз Дизайнеров России, 2001. - 424 е.: ил.

18. Воронов Н. В. Дизайн: русская версия / Под ред. Г. В. Вершинина. М.: Тюмень, 2003. - 208 е.: ил.

19. Геращенко Л. Психология рекламы. М.: ACT, 2006. - 298 с.

20. Глазычев В. Л. Дизайн как он есть. Изд. 2-е, доп. М.: Издательство «Европа», 2006. - 320 с.

21. Глазычев В. Л. Проблемы дизайна 2: сб. ст. - М.: Архитектура-С, 2004. -400 е.: ил.

22. Глинтерник Э.М. Реклама в России XVIII-первой половины XX века: опыт иллюстрированных очерков. СПб.: АВРОРА, 2007. - 359 с.

23. Глинтерник Э. М. Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России (1880 1980-е гг.): диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения: 17.00.06. - Санкт-Петербург, 2001 -63 с.

24. Глуханюк А. А. Традиции православной концепции воспитания в культуре современной российской молодежи: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии: 24.00.01. Екатеринбург, 2005.-24 с.

25. Григорьев Э.П. Методологические основы компьютерной технологии принятия решений в системном проектировании: диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук: 05.13.12. Москва, 1996 -205 с. ил. + Прил. (133с.)

26. Гуревич П. С. Социальная мифология М.: Мысль, 1983. - 175 с.

27. Демосфенова Г. JI. К проблеме художественного образа в дизайне // Конструкция, функция, художественный образ в дизайне: Сб. ст / Труды ВНИИТЭ. Техническая эстетика. М., 1980. Вып. 23, с. 31-38

28. Демосфенова Г. JI. Советские плакатисты фронту / Г. J1. Демосфенова. -М.: Искусство, 1985. - 206 е.: ил.

29. Джонс Дж. Инженерное и художественное конструирование М.: Мир, 1976.-378 е.: ил.

30. Дзикевич С.А. Эстетика рекламы. М.: Гардарики, 2004 - 151 с.

31. Дизайн: очерки теории системного проектирования. JL: Издательство Ленинградского Университета, 1983. - 184 с.

32. Дмитриев А.В. Социология юмора: Очерки М., 1996. - 214 с.

33. Доронина М.А. Социальная реклама как феномен культурной коммуникации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук: 22.00.06. Москва, 2007. - 24 с.

34. Ерохина Ю. В. Российский киноплакат как феномен графического дизайна: 1890-е 1940-е гг.: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: 17.00.06. - Санкт-Петербург, 2008. - 24 с.

35. Жердев Е. В. Метафора в дизайне. Теория и практика: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения: 17.00.06 / ВНИИТЭ. Москва, 2002. - 64 с.

36. Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. М.: АУТО-ПЛАН, 1993.-132 с.

37. Захаров В.Г. Проблема отношения общества к рекламе // Известия Уральского государственного университета, № 51, 2007, с. 98-106.

38. Имшинецкая И. Креатив в рекламе. М.: РИП-холдинг, 2004. - 174 с.

39. Исаев С.М. Правительственная социальная реклама: теория и практика / С. М. Исаев. М.: Лист Нью, 2002. - 151 с.

40. Исаев С.М. Социальная реклама как инструмент государственной соци-' альной политики : автореферат диссертации на соискание ученой степеникандидата экономических наук: 08.00.05. Москва, 2002. - 24 с.

41. Искусство рекламы. Теория и практика современной рекламы. Выпуск 2. -Казань. Издательство Казанского университета, 1992. - 190 с.

42. Кафтанджиев X. Секс и насилие в рекламе. Спб.: Питер, 2008. - 496 с.

43. Ковалева А.В. Социальная реклама в России: состояние, проблемы и решения. Барнаул : Изд-во Алтайского ун-та , 2006. - 171 е.: ил.

44. Колокольцева О. В. Социальная реклама в процессе формирования ценностных установок трансформирующегося общества. Саратов: Копиприн-тер СГТУ, 2003. - 123 е.: ил.

45. Кочергина Д. С. Социальная реклама как фактор гуманизации современного общества: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук: 09.00.11. Омск, 2007. - 19 с.

46. Крылов И. В. Теория и практика рекламы в России. Антология рекламы. -М.: Центр, 1996.-184 с.

47. Кукаркин А.В. По ту сторону расцвета. Буржуазное общество: культура и идеология. 3-е изд., дораб. - М.: Политиздат, 1981. - 384 е.: ил.

48. Курьерова Г. Г. Экология предметного мира как стратегия дизайна в постиндустриальный период. М., ВНИИТЭ, 2008. - 132 с.

49. Лаврентьева Е. А.Текст и контекст в графическом дизайне: актуальные проблемы и тенденции визуализации текста: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: 17.00.06. Москва, 2008 - 27 с.

50. Лаврентьев А. Н. История дизайна/А. Н. Лаврентьев. М.: Гардарики,2006.-303 е.: ил.

51. Лазарев Е. Н. Дизайн машин. Л.: Машиностроение. Ленинградское отделение, 1988. - 256 е.: ил.

52. Лапина К. В. Театральная афиша в России: опыт истории от возникновения до 20-х годов XX века: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: 17.00.01. — Москва, 2008 — 26 с.

53. Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. 2-е изд. СПб: Питер,2007.-384 е.: ил.

54. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. -376 с.

55. Ляпоров В. Ясен перец! // Бизнес-журнал, № 15 (79), 2003, с. 45-48

56. Ляпоров В. Фигуры речи // Бизнес-журнал, № 19 (79), 2005, с. 32-36

57. Марк М., Пирсон К. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов. СПб.: Питер, 2005. - 336 е.: ил.

58. Мудров А. Н. Основы рекламы. М.: Экономистъ, 2005. - 319 е.: ил.

59. Музыкант В, Л. Реклама и PR-технологии в бизнесе, коммерции, политике. М.: Армада пресс, 2002 - 688 е.: ил.

60. Назаров Ю.В. Особенности и перспективы развития современного российского дизайна: Проблемы, тенденции, прогнозы, региональные особенности: диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения: 17.00.06. Москва, 2003. - 200 е.: ил.

61. Народная картинка XVII-XIX веков: Материалы и исследования / Под науч. ред. М. А. Алексеевой, Е. А. Мишиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996.-240 е.: ил.

62. Образцы графического дизайна. Составил А. Е. Снопков М.: Контакт-культура, 2005. - 336 с. 762 ил.

63. Павловская Е. Э. Дизайн рекламы. Стратегия проектного творчества: диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения: 17.00.06. Москва, 2003 - 379 с.

64. Пендикова И. Г., Ракитина JI.C. Архетип и символ в рекламе. М.: Юни-ти-Дана, 2008.-303 с.

65. Пименов П. А. Основы рекламы / П. А. Пименов. М. : Гардарики, 2005. -399 с. : ил.

66. Пискунова М. И. Социальная реклама как феномен общественной рефлексии // Паблик рилейшнз и реклама в системе коммуникаций. М., 2004. С. 173-192

67. Пронина Е. Е. Психологическая экспертиза рекламы. М.: РИП-холдинг, 2003.-100 с.

68. Пуртова О. Дэвид Карсон: «Работа должна тронуть ваше сердце» // Identity, №7, 2006, с. 120-125

69. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М.: Ультра.Культура, 2003. - 368 е.: ил.

70. Ровинский Д. А. Русские народные картинки : кн. 4. / собрал и описал Д. Ровинский. СПб.: Имп. Акад. наук, 1881. - 339 с.

71. Розенсон И. А. Основы теории дизайна. СПб.: Питер, 2007 - 219 е.: ил.

72. Русский графический дизайн. 1880-1917 / Сост. М. Аникст, Н. Бабурина, Авт. текста Е. Черневич. М.: Внешсигма, 1997. - 160 е.: ил.

73. Русский плакат. XX век. Шедевры: Альбом / Сост. А. Е. Снопков, П. А. Снопков, А. Ф. Шклярук; Авт. вступ. ст. С. Н. Артамонова; Науч. коне. Н. И. Бабурина. М.: Контакт-Культура, 2000. - 176 е.: ил.

74. Русский плакат первой мировой войны. М.: Искусство и культура. 1992. — 120 е.: ил.

75. Русский рисованный лубок конца XVIII-начала XX века: Из собрания Гос. Ист. музея Москвы/Сост. и авт. текста Е. И. Иткина. М.: Рус. кн., 1992. -256 е.: ил.

76. Рыбаков В.А. К вопросу о роли идеологии в современном государстве // Вестник Омского университета, Вып. 1, 1998, с. 91-93.

77. Рязанов С. А., Антропова Т. В. Дизайн и психология в рекламе. Саратов, 1998-53 е.: ил.

78. Сальникова Е. В. Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы. -Спб.: Алетейя, 2002 245 с.

79. Свиридова И. А. Советский политический плакат: Некоторые тенденции развития плаката на современном этапе / И. А. Свиридова. М.: Изобразительное искусство, 1975. - 176 е.: ил.

80. Селиверстов С.Э. Социальная реклама. Искусство воздействия словом. — Самара: Издательский дом «Бахрах М», 2006. - 288 с.

81. Серов С. И. Московский концептуальный плакат 1990-х годов. М.: Линия График, 2004 - 304 е.: ил.

82. Сидоренко В. Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения: 17.00.06 / ВНИИТЭ. Москва, 1990. - 60 с.

83. Сидоров С.А. Психология дизайна и рекламы. Минск: Современная школа, 2007. - 256 с.

84. Символы эпохи в советском плакате / Автор текста Т. Г. Колоскова; составители: Е.В. Араганова; О.В. Киташова, Е.В. Коломийцева. М., 2001. - 216 с. ил:

85. Симонов А. Б. Проектная идея и визуальное воплощение в дизайне печатной рекламы: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: 17.00.06. Москва, 2006 - 20 с.

86. Снопков А. Е., Снопков П. А., Шклярук А. Ф. Шестьсот плакатов. М.: Контакт-Культура, 2004. - 192 е.: 600 ил.

87. Соколов Б. М. Художественный язык русского лубка / Б. М. Соколов ; Рос. гос. гуманит. ун-т. М.: Изд-во РГТУ, 2000. - 264 е.: ил.

88. Социальная реклама / А.В. Ковалева, А.С. Азарова, И.В. Тахтарова ; Фе-дер. агентство по образованности РФ, Алт. гос. ун-т. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2004. - 108 е.: ил.

89. Спешилова А. Ю. Плакат времен мировой войны: жанровые разновидности, композиция, язык: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.01.10. Москва, 2008. - 22 с.

90. Степанов Е. В. Социальная реклама в России: функциональные и жанрово-стилистические особенности: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.01.10. Москва, 2007. - 25 с.

91. Стор И. Н. Основы живописного изображения. М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2004. - 248 с.

92. Стор И. Н. Рекламный графический дизайн изделий текстильной и легкой промышленности: История, теория, практика: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения: 17.00.06. Москва, 2004 - 60 с.

93. Сэндидж Ч. Г. Реклама: теория и практика: пер. с англ. / Ч. Г. Сэндидж, В. Фрайбургер, К. Ротцолл ; Под ред. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1989.-630 е.: ил.

94. Теория метафоры: Сборник. / Пер. под ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской; Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; Общ. Ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. - 511 с.

95. Туэмлоу Э. Графический дизайн. Фирменный стиль, новейшие технологии и креативные идеи. М.: ACT, 2007. - 256 е.: ил.

96. Ульяновский А. В. Мифодизайн рекламы. Спб.: Институт личности, 1995.-300 с.

97. Ульяновский А. В. Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы. — Спб.: Питер, 2005. 544 е.: ил.

98. Учёнова В. В., Старых Н. В. Социальная реклама: вчера, сегодня, завтра. М.: ИндексМедиа, 2006. - 304 с.

99. Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. — Спб.: Питер, 2001. 736 с.

100. Федеральный закон «О рекламе» от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе». с комментариями: Продавцам и покупателям, предпринимателям и бизнесменам, коммерсантам и менеджерам. — СПб.: Лениздат, 1995. 59, [2] с. - [Утратил силу]

101. Федотова Л. Н. Реклама в социальном пространстве. М.: Гардарики, 2002. - 105 с.

102. Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации. М.: Аспект Пресс, 2002. - 236 с.

103. Федотова Л. Н. Социология рекламной деятельности. М.: Гардарики, 2002. - 270 с.

104. Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна. М.: Галарт, 1995. - 424 е.: ил.

105. Хрестоматия по дизайну. Тюмень: Институт дизайна, 2005. - 1056 с.

106. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е изд. - Спб.: Питер, 2003. -608 е.: ил.

107. Чепурова О.Б. Теоретические проблемы формирования художественного образа в дизайне // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005, №9(47). - с.24-28

108. Черневич Е. В. Графический дизайн в России. М.: Слово, 2008. — 124 е.: ил.

109. Ценев Вит. Психология рекламы (реклама, НЛП и 25-й кадр). М.: Бе-ратор, 2003.-200 с.

110. Цзянь Лю. Шрифтовой художественный плакат: традиции и современность: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: 17.00.04. Санкт-Петербург , 2008 — 23 с.

111. John Foster. New masters of poster design: poster design for the next century. Rockport Publishers, Inc., 2006. - 256 p.

112. Max Gallo. L ' AFFICHE. Parangon, 2002. - 336 p.

113. The lubok: Russian folk pictures 17th 19th century : Album / introd. and select, by A. Sytova; transl. from the Russian by A. Miller. - Leningrad : Aurora, 1984.- 178 p.: ill.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.