Графическое моделирование процессов и явлений средствами анимации в профессиональной подготовке учителей-предметников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Софронова, Татьяна Витальевна

  • Софронова, Татьяна Витальевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 157
Софронова, Татьяна Витальевна. Графическое моделирование процессов и явлений средствами анимации в профессиональной подготовке учителей-предметников: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Санкт-Петербург. 2006. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Софронова, Татьяна Витальевна

ВВЕДЕНИЕ.

• ГЛАВА

• ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ И РЕСУРСОВ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

§ 1. Учебные электронные издания и ресурсы.

1.1. Классификация учебных электронных издании и ресурсов, инструменты и перспективы их создания

1.2. Хранение и доступ к учебным электронным ресурсам, содержащим графические модели.

§ 2.Анимационная графическая модель как элемент мультимедийных технологий.

§ 3. Психолого-педагогические основы использования графического моделирования в обучении.

3.1. Психологические основы использования компьютерной графики в обучении.

3.2. Педагогические требования к обучающим графическим моделям.

3.3. Реализация принципов обучения и воспитания в обучающих анимационных графических моделях.

3.4. Возможности графических моделей в дистанционном обучении.

§ 4. Место графического моделирования в системе компетептностей учителейпредметников.

ГЛАВА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНИМАЦИИ КАК СРЕДСТВА КОМПЬЮТЕРНОГО

ГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ.

§ 1. Особенности применения интерактивных графических моделей при обучении.

1.1. Модель как средство познания в обучении.

1.2. Обучающие функции компьютерной графики при моделировании.

§ 2. Основные понятия графического моделирования.

2.1. Виды графики, используемой при создании графических моделей.

2.2. Сущность и понятийный аппарат 2D анимации.

§ 3. Программные средства создания 2D анимации.

3.1. Обзор программ двумерной анимации, используемых для графического моделирования.

3.2. Основные понятия Macromedia Flash MX.

ГЛАВА

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ ГРАФИЧЕСКОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ И РЕЗУЛЬТАТБ!

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА.

§ 1. Таксономия целей обучения графическому моделированию.

§ 2. Методика обучения созданию графических моделей и их использованию в обучении.

§ 3. Организационно-структурные основы педагогического эксперимента.

§ 4. Итоги педагогического эксперимента и анализ результатов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Графическое моделирование процессов и явлений средствами анимации в профессиональной подготовке учителей-предметников»

В настоящее время информатизация сферы образования вступает на р качественно новый уровень: решается задача массового использования ® компьютерных технологии в общем и профессиональном образовании. В этих условиях необходимо отчетливо представлять роль информационных компьютерных технологий в образовательном процессе.[84]

Информатизация образования - это процесс изменения содержания, методов и организационных форм обучения в условиях становления школы, которая решает задачи подготовки молодежи к жизни в условиях информационного общества [28,57,121].

Одной из главных целей информатизации является повышение качества ® образования во всех регионах России, создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий, доступ учащихся и преподавателей к высококачественным •f локальным и сетевым образовательным информационным ресурсам, в том числе к системе современных электронных учебных материалов по основным изучаемым предметам.

При поддержке Министерства образования предполагается создать единую, общедоступную для системы образования коллекцию цифровых образовательных ресурсов, обеспечить основные потребности в цифровых ® образовательных ресурсах общего образования и профессионального образования. Ресурсы коллекции позволят также расширить возможности использования информационных технологий при обучении всем учебным предметам. [143]

В этой связи актуальным представляется обновление профессионально -щ педагогической подготовки учительских кадров в педвузах, в особенности в области информатики и информационных технологий [64,85]. Требуется подготовка качественно нового учителя, готового к работе в новых условиях, способного адаптироваться к педагогическим новациям и быстро реагировать па современные и перспективные процессы социального и экономического развития общества. Таким образом, чрезвычайно актуальным становится такое обучение будущих учителей школ и преподавателей вузов, которое основано не только на фундаментальных знаниях в избранной области (математика, химия, биология, литература и т.д.), в педагогике и психологии, но и на общей культуре, включающей информационную. То есть необходима основательная подготовка в сфере современных информационных и коммуникационных технологий. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей [101,110].

Соответствующая подготовка важна еще и потому, что именно педагогам отводится решающая роль в проектировании и содержательном наполнении информационной образовательной среды. Представляется важным включать студентов, будущих учителей-предметников в процесс создания цифровых образовательных ресурсов как на основе интеграции содержимого информационных образовательных порталов, так и на основе самостоятельных разработок.

Одним из методов, позволяющих проектировать высококачественные, активные информационные образовательные материалы является использование анимационного графического моделирования, которое является необходимой базой для освоения новых информационных технологий и использования компьютера в профессиональной педагогической деятельности, особенно при дистанционной форме обучения. Изучение анимационного графического моделирования открывает широкие возможности для осознания связи информатики с другими науками — естественными и социальными.

Моделирование вообще и компьютерное графическое моделирование, в частности, используется в таких информационных технологиях как:

1. Коллекция цифровых информационных ресурсов для системы образования.

2. Системы на базе мультимедиа технологий, построенные с использованием персональных ЭВМ, видеотехники.

3. Интеллектуальные и обучающие экспертные системы, широко использующие имитационный подход в различных предметных областях.

4. Средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи. [108]

Актуальной стала задача разработки методик внедрения графического моделирования в процесс познания, использование которых в образовании может внести значительный вклад в эффективность обучения. Эта задача может быть решена совместными усилиями педагогов разных дисциплин. Но для этого необходимо включить в образовательную подготовку учителей всех предметов основы использования графического моделирования. Учителям для внедрения информационных технологий в учебный процесс приходится работать с программным обеспечением, созданным инженерами для всеобщего использования. Как правило, оно не учитывает ни психолого-педагогических, ни методических, ни организационных особенностей учебного процесса, оно не поддерживает школьных стандартов, не связано с учебными и рабочими планами. Это означает, что учителям для использования мультимедийных технологий самим придется адаптировать их для интеграции в учебный процесс. [6]

Поэтому при подготовке педагогических кадров особое внимание следует уделить приобретению навыков работы с программными и аппаратными средствами компьютерного графического моделирования, которые в будущем позволят по-новому организовать учебно-информационную деятельность.

Использование компьютерных моделей подразумевает, что выпускники педагогических университетов должны иметь специальную информационную подготовку, в совершенстве владеть механизмами поиска, анализа, сбора и использования ресурсов для целей моделирования, уметь зрительно воспринимать выражение идей, понятий, процессов и уметь выражать свои идеи через использование различных видов информации. Графическое моделирование соединяет в себе возможность одновременного получения образа объекта, процесса в различных информационных представлениях: графика, текст, звук, видео, и реализации динамики движения, преобразования объектов в виде анимации. Наибольший интерес вызывает применение анимации, так как она позволяет визуализировать явления, процессы и динамику изменения объектов, труднодоступные для наблюдения или не существующие в реальном мире, позволяет представить движущиеся элементы устройств, показания приборов, динамические модели процессов. Использование анимированных моделей позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника, повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные с точки зрения учебных целей и задач характеристики изучаемых объектов и процессов, учитель может представить изучаемый материал более наглядно, продемонстрировать его новые и неожиданные стороны неизвестным ранее способом.

В связи с активным развитием дистанционных форм обучения приобретает все большее значение исследование компьютерных графических моделей как средств, в том числе служащих для смягчения отсутствия личного общения учащегося и преподавателя. В дистанционном обучении важным средством, позволяющим наиболее полно передать информацию обучаемому являются компьютерные модели на основе мультимедиа. Учитывая особенности дистанционного обучения, наиболее рациональным становится использование двумерной анимации, в частности, векторной анимации как наиболее компактной и предоставляющей широкие возможности по созданию автоматической анимации. В качестве инструмента для создания таких моделей можно использовать Macromedia Flash - очень мощное, при этом простое в использовании, средство создания двумерных анимированных проектов на основе использования векторной графики с встроенной поддержкой интерактивности. Используя возможности Flash - технологий, школьный учитель может создавать электронные учебники, виртуальные лабораторные работы, демонстрации, интерактивные мультимедиа-презентации. Векторная графика - это объекты, определяемые математическими уравнениями, или векторами, которые содержат информацию о размере, форме, цвете, границе и местоположении. Это эффектный способ обращения с графикой, в результате которого получаются файлы относительно небольших размеров даже при работе со сложными рисунками. Более того, векторная графика не зависит от разрешения, с которым просматривается объект.

Однако анализ литературы и информационных источников по этой проблеме показал, что в настоящее время незначительный процент учителей-предметников использует при обучении самостоятельно созданные анимационные графические модели. Во-первых, это связано с незнанием педагогических возможностей средств создания графических моделей, во-вторых, - с отсутствием методик обучения созданию анимационных графических моделей, в-третьих, - с отсутствием у учителей умений установить межпредметные связи между графическим моделированием и преподаваемым предметом. Поэтому нами сделан вывод о необходимости обучения будущих учителей-предметников созданию графических моделей и их использованию в профессиональной педагогической деятельности

Таким образом, становится актуальной проблема обучения будущих учителей-предметников графическому моделированию, которое позволит им создавать электронные образовательные ресурсы в рамках любых предметных областей для различных форм обучения.

Цель исследования: обосновать и разработать методику обучения учителей-предметников компьютерному графическому моделированию средствами анимации.

Гипотеза исследования: если обучать будущих учителей-предметников компьютерному графическому моделированию средствами анимации, то это приведет к:

• развитию у них модельного стиля мышления;

• усилению межпредметных связей и повышению мотивации изучения конкретной дисциплины;

• участию учителей-предметников в создании и использовании электронных информационных образовательных ресурсов.

Объект исследования: процесс обучения будущих учителей-предметников созданию анимационных графических моделей.

Предмет исследования: методика обучения созданию графических моделей в виде интерактивной двумерной анимации.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. обосновать актуальность обучения учителей-предметников графическому моделированию в профессиональной подготовке;

2. определить содержание понятия модельного стиля мышления в контексте информационных технологий и понятия обучающей анимационной графической модели;

3. провести анализ программных средств создания двумерной анимации с целью выбора средства для обучения графическому моделированию;

4. определить психолого-педагогические требования к компьютерным анимационным моделям;

5. разработать методику обучения учителей-предметников созданию графических моделей в Macromedia Flash MX и сформулировать учебно-методические рекомендации по созданию моделей в Macromedia Flash MX.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы по проблемам, связанным с информатизацией образования относительно поставленной цели исследования, информационных источников, доступных через информационную сеть Интернет, анализ программ модернизации и информатизации образования, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент.

Научная новизна исследования состоит в следующем: определено содержание понятия модельного стиля мышления в контексте информационных технологий; предложен метод количественной оценки развития модельного стиля мышления; \/ выявлено, что создание анимационных графических моделей по конкретному предмету повышает мотивацию его изучения; определены методы и формы реализации межпредметных связей между учебными процессами по графическому моделированию и конкретным предметом.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: ■ определен набор базовых понятий графического моделирования; \J

• определено содержание понятия обучающей анимационной графической модели;

• определены психолого-педагогические требования к обучающим анимационным графическим моделям;

• теоретически обосновано, что процесс создания обучающих анимационных графических моделей развивает модельный стиль мышления. J

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

• разработана методика обучения студентов созданию новых электронных ресурсов в виде анимационных графических моделей;

• на основе созданной методики разработаны учебно-методические рекомендации для будущих учителей-предметников «Моделирование процессов и явлений в Macromedia Flash МХ», позволяющие самостоятельно создавать анимационные модели в рамках конкретной предметной области;

• результаты исследования могут быть использованы для повышения квалификации учителей;

• основные результаты и материалы исследования могут быть использованы для создания методик обучения различным предметам.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается научной состоятельностью исходных теоретических положений, выбором методов исследования, адекватным поставленным целям и задачам, результатами экспериментальной проверки, подтвердившей справедливость основных положений выдвинутой гипотезы

Теоретико-методологической базой исследования являются работы: по общей теории обучения (Ю.К.Бабанский, П.В.Беспалов, В.П.Беспалько, И.Я.Лернер, П.И.Пидкасистый, Д.В. Чернилевский); по теории использования информационных технологий в образовании (Г.Н.Александров, Н.В.Бордовская, Б.С.Гершунский, Т.В.Добудько, И.Г.Захарова, К.К.Колин, И.И.Мархель, Е.И.Машбиц, О.В.Околелов,

A.В.Осин, Е.С.Полат, И.В.Роберт, В.А.Сластенин, А.В.Уваров); в области методологии и методики обучения информатике (Н.С.Анисимова, Е.В.Баранова, А.А.Безруков, Н.П.Безрукова, С.А.Бешепков, И.Б.Готская, В.А.Далингер, В.М.Жучков, А.А.Кузнецов,

B.В.Лаптев, М.П.Лапчик, И.В.Макарова, Е.А.Ракитина, И.А.Румянцев, Н.И.Рыжова, И.В.Симонова, М.В.Швецкий); в области теории и практики моделирования (В.А.Веников, Г.В.Веников, В.М.Казиев, К.В.Казиев, А.В.Копыльцов, Н.И.Пак, Б.Я.Советов); в области компьютерной графики и графического моделирования (В.В.Александров, М.В.Бурлаков, А.К.Гультяев, В.А.Дронов, А.А.Зенкин, Е.М.Разинкина, В.Рейнбоу, А.В.Соловов, С.В.Симанович); концепция информатизации сферы образования Российской Федерации; материалы Центра дистанционного образования Института общего среднего образования РАО; основные положения концепции образовательных электронных изданий и ресурсов (ФЦП РЕОИС).

На защиту выносятся следующие научные положения:

- компьютерная анимация как модель является важным средством обучения в традиционной и дистанционной формах;

• обучение графическому моделированию в среде Macromedia Flash MX развивает модельный стиль мышления; создание обучающих графических моделей будущими учителями-предметниками при изучении конкретной дисциплины усиливает межпредметные связи;

• обучение графическому моделированию учителей способствует развитию информационной образовательной сети.

Апробация и внедрение результатов

Исследование осуществлялось в процессе преподавания курса информатики в Поморском государственном университете г.Архангельска, в курсе «Мультимедиа технологии» для учителей математики в РГПУ им.А.И.Герцена, в курсе «Web-дизайн» для специальности «Прикладная информатика в экономике» в Санкт-Петербургском финансово-экономическом университете. Основные положения и результаты эксперимента докладывались на IX-Санкт-Петербургской международной конференции «Региональная информатика - 2004», они также опубликованы в форме статей в сборнике трудов к конференции, сборниках научных трудов. Работы по теме диссертации:

1. Анисимова Н.С., Софронова Т.В. Использование интерактивной компьютерной графики учителями предметниками / Вестник математического факультета: Межвузовский сборник научных трудов. Вып.6/ Отв. ред. Э.О.Зеель, Е.Ф.Фефилова.-Архангельск: ПГУ, 2004.-0,19/0,095 п.л.

2. Анисимова Н.С., Семенова Т.В., Софронова Т.В. Использование зрительных и слуховых модальностей для формирования денотата обучаемых. IX-Санкт-Петербургская международная конференция «Региональная информатика - 2004», С-Пб, 22-24 июня

2004.:Материалы конференции.- СПб, 2004.-0,06/0,02 п.л.

3. Анисимова Н.С., Семенова Т.В., Софронова Т.В. Использование графического моделирования в среде Macromedia Flash для описания биологических объектов в процессе школьного курса естествознания. IX-Санкт-Петербургская международная конференция «Региональная информатика - 2004», С-Пб, 22-24 июня 2004.:Материалы конференции.- СПб, 2004.-0,06/0,02 п.л.

4. Анисимова Н.С., Софронова Т.В. Таксономия целей обучения учителей-предметников графическому моделированию в среде Flash / Теоретические и методические проблемы обучения в школе и вузе. Межвузовский сборник научных трудов. С.-Петербург-Мурманск,

2005.-0,5/0,25 п.л.

Общий объем и структура исследования: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Объем диссертации составляет 155 страниц. Список литературы включает 152 наименования. Диссертационная работа иллюстрирована 6 рисунками, 7 таблицами.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Софронова, Татьяна Витальевна

выводы:

1. На основе анализа тенденций развития современной информационной образовательной среды обоснована актуальность построения методики обучения студентов созданию электронных образовательных ресурсов в виде анимационных графических моделей.

2. Графическое моделирование средствами анимации является методом создания новых электронных изданий и ресурсов учебного назначения для традиционной и дистанционной форм обучения. Поэтому обучение будущих учителей-предметников созданию анимационных графических моделей должно быть включено в курс профессиональной подготовки учителей.

3. Обучающая анимационная графическая модель должна удовлетворять психолого-педагогическим требованиям интерактивности, мультимедийное™, коммуникативности, универсальности, выполнять когнитивную функцию.

4. Доказано, что обучение созданию обучающих анимационных графических моделей способствует развитию модельного стиля мышления и усилению межпредметных связей.

5. В результате диссертационного исследования спроектирована методика обучения будущих учителей-предметников графическому моделированию средствами анимации, разработаны учебно-методические рекомендации по созданию графических моделей в Macromedia Flash MX.

6. Экспериментальные исследования подтвердили, что выбранный подход к построению методики обучения графическому моделированию является эффективным, продемонстрировали полное соответствие разработанной методики гипотезе, поставленным целям и задачам.

7. Экспериментальные исследования подтвердили, что выбранный подход к построению методики обучения графическому моделированию является эффективным, продемонстрировали полное соответствие разработанной методики гипотезе, поставленным целям и задачам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное теоретическое исследование и экспериментальная проверка разработанной методики позволяют сформулировать следующие

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Софронова, Татьяна Витальевна, 2006 год

1. Аверьянов Л.Я. Рунов А.В. Современные проблемы интернет-обучения // Информатика и образование. 2002. № 4

2. Александров В.В., Горский Н.Д. Представление и обработка изображений. Рекурсивный подход. Л.:Наука, 1985.-190 с.

3. Александров Г.Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения. // Информатика и образование, №5, 1993, с.7-21

4. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения http://www. teacher, fio.ru.

5. Анисимова П.С. Подготовка учителей-предметников в области мультимедийных технологий. 6-я С-Петербургская международная конференция «Региональная информатика 98»: Тезисы докладов. СПб., 1998

6. Анисимова Н.С. Мультимедиа-технологии в образовании: понятия, методы, средства: Монография / Под ред. Г.А.Бордовского.- СПб.: Из-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. 89 с.

7. Анисимова Н.С. Теоретические основы и методология использования мультимедийных технологий в обучении. Дисс. д-ра пед. наук. М., 2002.-329 с.

8. Антонова Т. С., Харитонов A. J1. Мультимедийный учебник. Поиски жанра // Компьютер Пресс. 1998. №9.

9. Апатова Н.В. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения в средней школе. Дисс. д-ра пед. наук. М., 1994. - 217 с.

10. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. -М.: ИОСО РАО, 1994. 228 с.

11. П.Балашов К. 10. О достижении максимальной степени сжатия на основе LZW-алгоритма. http:// www.compression.graphicon.ru.

12. Баранов Г. Обзоры методов сжатия данных, http://www.pcclub.com.ua

13. З.Безруков А. А., Безрукова Н. П., Формирование информационной культуры студентов естественнонаучных факультетов педагогического вуза // Информатика и образование- 2004. №2. стр.86-95.

14. Белошапка В.К. Информационное моделирование в примерах и задачах. -Омск, 1992. 163 с. ил.

15. Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно ориентированного обучения М.:Педагогика. 2003. №4

16. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.-336 с.

17. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.

18. Бордовская I I.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.

19. Брановский 10.С. Введение в педагогическую информатику. Учеб. пособие. Ставрополь: СГПИ, 1994. - 37 с.

20. Братчиков Л.И., Марусева И.В., Казаков АЛО. Теория и практика информатизации учебного процесса. СПб.: Образование, 1993.- 52с.

21. Бурлаков М.В. Самоучитель Macromedia Flash МХ.-СПб.:БХВ-Петербург, 2003.-656с.:ил

22. Ваганов А., «Мультимедийный вариант наскальной живописи. Визуализация математических абстракций обещает революцию в научном познании». // Интервью с Зенкипым А.А.-"Независимая газета" от 22 марта 2000 г. Приложение "НГ-НАУКА". Электронная версия

23. Ватолин Д. и др. Методы сжатия данных. Устройство архиваторов, сжатие изображений и видео. М.: Диалог-МИФИ, 2002. - 384 с.

24. Веников В. А., Веников Г. В. Теория подобия и моделирования.— М.: Высшая школа, 1984. 439 с.

25. Вербицкий А.А. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения. Сборник «Дидактические основы компьютеризации обучения», ЛГПИ, 1989

26. Вострокнутов И.Е. Теория и технология оценки качества программных средств образовательного назначения. Монография . — М.: Госкоорцентр, 2001, 300 стр.

27. Галкина А.И., Вострокпутов И.Е. Реесты сертификатов на программные средства образовательного назначения. 2001 — 2003. // Internet: http://vvvvw.ofap.ru/reestlb.htm.

28. Гершунский Б.С. Философия образования. М., 1998.

29. Грабарь М.И, Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М., Педагогика, 1977,- 135 с.

30. Гультяев А. К. Macromedia Flash MX: Практическое пособие. СПб.: 2001.

31. Гусак А.А. Приближение фкнкций. Минск, Из-во «Университетское», 1989

32. Далингер В.А. Компьютерная компетентность основа профессионализма современного учителя математики http://ito.edu.ru/2003/II.html

33. Деннинг A. ActiveX для профессионалов. Пер. с англ. — СПб.: Питер, 1998.-624 с.

34. Дерек Франклин, Брукс Паттон Flash 4. Анимация в Интернете -.: СПБ: Символ Плюс Санкт- Петербург, 2000.

35. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е. С. Полат. М., 1998.

36. Добудько Т.В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. - 340 с.

37. Дронов В. A. Macromedia Flash MX. СПб.: БХВ - Петербург, 2002. - 848 с.

38. Дьяконов В., Новиков Ю., Рынков В. Компьютер для студента. — СПб., 2000.

39. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. Мн.: Хэлтон, 1998.-399 е., С. 108-109.

40. Елисеева И. И. Дистанционное обучение в среде мультимедиа-технологий // Дистанционное образование. 1997. № 2. http://www.mesi.ru.

41. Ермолаев O.IO. Математическая статистика для психологов: Учебник.-2-е изд., испр.- М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.-336 с.

42. Зимина О.В., Кириллов А. И. Рекомендации по созданию электронного учебника. Академия XXI век. http://www.academiaxxi.ru/methJapersl А Orecomt. h tm

43. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 432с.

44. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2000.

45. Иванов А. Г., Пятницкий А. А., Филинов Ю. Е. Объектно-ориентированный подход технологии программирования, http://www.math.rsu.ru.

46. Иванова Е.В. Информационная компетентность учителя в современной школе. //Развитие научного педагогического знания: проблемы, подходы, результаты. Выпуск 1 Сборник научных статей аспирантов./ Под ред. Тряпицыной А.П. и др.-СПб.: НИИХ СпбГУ, 2003

47. Иванова Е.В. Формирование информационной компетентности -важнейшая задача профессиональной подготовки учителя. http://ito.edu.ru/2003/II.html

48. История педагогики и образование/Под ред. А.И. Пискунова. М., 2001.

49. Казаков В. Г., Дорожкин А. А., За дорожный А. М., Князев Б. А. Лекционная мультимедиа аудитория// Мир ПК 1995. № 3.

50. Казиев В.М., Казиев К.В., Основы математического и инфологического моделирования в примерах // Информатика и образование.- 2004. №1. стр. 39-47.

51. Карелов С. «Храните информацию в правом полушарии» Независимая Газета. Сетевая версия. 22 марта 2000 http://science.ng.ru/policy/2000-03-22/ lmmedia.html

52. Кирмайер М. Мультимедиа: Пер. с нем. СПб.: BHV - Санкт-Петербург, 1994- 192с.

53. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989.

54. Кобцева Л.И. Формирование навыков использования медиаресурсов в профессиональной деятельности учителя-предметника//ХП конференция-выставка «Информационные технологии в образовании»: Сборник трудов участников конференции. Часть П.- М.: МИФИ, 2002. 84 с.

55. Колин К. К. О структуре и содержании образовательной области «Информатика» // Информатика и образование.- 2000. № 10.

56. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. Проблемы информатизации высшей школы. М.: 1998.

57. Кузнецов А.А., Бешенков С.А. Ракитина Е.А. Современный курс информатики: от элементов к системе //Информатика и образование, -2004. №1,2

58. Лаптев В.В., Рыжова Н.И., Швецкий М.В. Методическая теория обучения информатике. Аспекты фундаментальной подготовки. СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2003.-352 с.

59. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики. Учебное пособие для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 624 с.

60. Макарова Н.В., Титова Ю.Ф. Методика формирования представления об объекте и модели па уроках информатики //XII конференция-выставка «Информационные технологии в образовании»: Сборник трудов участников конференции. Часть II.- М.: МИФИ, 2002. 84 с.

61. Мархель И.И. Перспективы развития дидактических средств компьютерной технологии обучения. Дисс.д-ра. пед. наук. -М., 1991.

62. Материалы Центра дистанционного образования Института общего среднего образования РАО. http://www.ioso.iip.net/distant/

63. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.:1988

64. Мельников А. В., Цытович П.Л. Принципы построения обучающих систем и их классификация // Электронный журнал «Педагогические и информационные технологии». — 2001. — № 4. http://scholar.urc.ac.ru/ pedjournal/numero4/pedagftsit3.html.ru

65. Митенева Т. А., Соколова С.В. Возможности использования Flash-технологий в профессиональной деятельности учителя. http://ito.edu.ru/2003/II

66. Мук К. ActionScript. Подробное руководство. Пер. с англ. СПб.:2001

67. Муранов А.А. Создание цифровых образовательных ресурсов в проекте ИСО Санкт-Петербург, 7-10 июня 2004 r.XI Всероссийская научно-методическая конференция "Телематика 2004" http://tm.ifmo.ru/tm2004

68. Нестерова Л.В. Реализация межпредметных связей в школьном курсе Интернет-технологий //XII конференция-выставка «Информационные технологии в образовании»: Сборник трудов участников конференции. Часть II.- М.: МИФИ, 2002. 84 с.

69. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Гос. изд-во иностр. и науч.словарей.- М., I960 .-900 с.

70. Пак Н.И., Хегай Л.Б. Курс «Обучение для будущего» как фактор профессионально-ориентированной подготовки студента педвуза. XIII конференция «Информационные технологии в образовании»: Сборник трудов участников конференции. http://ito.edu.ru/2003/II.html

71. Пашокова С.В. Концепция реализации личиостно-ориентированного обучения при использовании, информационных и коммуникационных технологий. М.;Изд-во;ИОСО РАО, 1998. -120с:

72. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведепий/В.А.Сластении, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шияиов. —4-е изд. — М.: Школьная Пресса, 2002.—512с.

73. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.:Педагогика, 1989.

74. Переверзев И. Macromedia Flash в школе //Информатика и образование. 2004. №2

75. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М., 1999.

76. Пискунова Е. В. Педагогические аспекты информационной компетентности учителя. http://ito.edu.ru/2003/II.html

77. Пискунова Т.Г. Методика обучения и использования мультимедиа в курсе информатики средней школы. Дисс. канд. пед. наук. М., 1999. -183 с.

78. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М. В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. — М., 2001.

79. Полляк 10. Г., Филимонов В. А. Статистическое машинное моделирование средств связи.— М.: Радио и связь, 1988.— 176 с.

80. Полякова Н. Дистанционное образование // Наука и жизнь. 2000. № 1.С. 89-90.

81. Полякова Т.М., Лобова И.И., Николаев В. О., Суслов Д. С. Разработка обучающих курсов в среде мультимедиа // Дистанционное образование. 1997. №1. http://wvvvv.mesi.ru

82. Разинкина Е. М., Курс по основам компьютерной графики// Информатика и образование. 2004. № 1

83. Рейнбоу В. Компьютерная графика. Энциклопедия. СПб.: Питер, 2003.768 с.

84. Рейнхард Р., Лотт Д. Macromedia Flash MX ActionScript. Библия пользователя.: Пер.с англ.- М.:Издат. дом «Вильяме», 2003.- 1280 с.:ил

85. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.

86. Роберт И.В. Учебный курс «Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании» //ИНФО, 1997, № 8. С. 77-81.

87. Роберт И.В., Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании. М.: МГЗОИПГ1, 1998. - 177 с.

88. Рубина Г.В. Дидактические основы применения информационных технологий в графической подготовке студентов педвуза. Дисс. д-ра пед. паук.-М. 1995.

89. Сандерс Б. Эффективная работа: Flash 5. Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2001.-352 с.

90. Сергеева Т., Чернявская А. Дидактические требования к компьютерным обучающим программ//ИНФО, 1988, №1. С. 48-51.

91. Симапович С. В. Введение в компьютерную графику, http:// www.phys.bspu.unibel.by

92. Сковородкина И.З. Основы дидактики с элементами преподавания естественнонаучных дисциплин. Учебное пособие. — Архангельск: ПГУ им. Ломоносова, 1995

93. Соловов А. В. Введение в проблематику дистанционного обучения, http:// www.cnit.ssau.ru.

94. Соловов А. В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке // Информатика и образование. — 1996. — № 1.

95. Соловов А. В. Когнитивная компьютерная графика в инженерной подготовке // Высшее образование в России. 1998. №2. С. 90-96.

96. Соловов А. В. Мифы и реалии дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2000. №3. С. 121-126.

97. Соловов А. В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учебное пособие. Самара: СГАУ, 1995. - 138 с.

98. Соловов А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учебное пособие. Самара: СГАУ, 1995. 138с. http://www.informika.ru/windows/inftech/edu/design/part4.html

99. Солсо Р. Л. Когнитивная психология: Пер. с англ. М.: Тривола, 1996.-600 с.

100. Стародубцев В. А., Использование информационных технологий на лекциях но естественно-научным дисциплинам// Информатика и образование. 2002. № 4

101. Стародубцев В. А., Малютин В. М. Зауеаева Н. II. Компьютерное моделирование процессов движения: Практикум Томск: Изд-во Томск, политех, ун-та, 1998 (без №)

102. Сушенцов А.А. Теория и методика преподавания численных методов оптимизации с использованием программно-методических комплексов. Дисс. канд. пед. наук. Йошкал-Ола , 2003. - 147 с.

103. Тихонов A.M., Уфимцев М.В. Статистическая обработка результатов экспериментов: Учеб.пособ.- М.: Из-во Моск.ун-та, 1988.174 с.

104. Толлингерова Д.Г., Голоушева Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей / Под ред. В.Я. Ляудис. М; Прага. 1994

105. Уваров А.В. Современные подходы к разработке учебных материалов // Тезисы докладов на семинаре «Современные подходы к разработке электронных учебных материалов для общего образования» 11-12 марта 2004 г.- СПб.- 2004

106. Ханова А. А. Интерполяция функций, http://www.nnspu.ru.

107. Цыба В.Т. Математико-статистические основы социологических исследований.- М.:Финапсы и статистика, 1981.-255с., ил.

108. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437 с.

109. Чернышев Л. Н. Интерпретируемые компоненты в технологиях ActiveX, http://www.nit7.artdesign.ru

110. Шабанова М.В., Патронова Н.Н. Педагогический эксперимент и обработка его результатов // Метод, разраб.для студ,и аспирантов матем. фак-та.-Архангельск, 1999

111. Шампанер Г.М. Дидактические условия построения электронных учебников па основе технологии мультимедиа/ Всероссийская научная конференция в «Наука и образование» г.Белово. 2003 http://belovo.kemsu.rU/conferens/conferensl/tezis/Sek4/3.html

112. Щукина Г.И. Проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.1988

113. Юрзанова Т.К. О курсе компьютерное моделирование в ПедВУЗЕ. http://ito.edu.ru/2003/II.html

114. Bemers-Lee Т., Cauiliau R. World Wide Web: Proposal for a HyperText Project. — CERN, 1990. http://www.w3.org/hyper text/WWW/Proposal.html

115. Blackstock S. LZW and GIF explained, www.compression.graphicon.ru

116. Blinn J.F. The World of Digital Video, IEEE Computer Graphics and Application,September 1992. Pp. 106-112. (Rating 3.5)

117. Bloom B.S. Taxonomy of Education objectives; the Classification of Educational Goals (Hand book №1, Cognative Domain),-NY.: Me Kay, 1956. -207 p.

118. Doolittle P. E. Multimedia Learning: Empirical Results and Practical Applications, http://www.ipfw.edu.

119. Landa, L.N. Landmatics Ten Years Later An Interview with Lev N. Landa // Educational technology, USA June, 1993

120. Reeves Т. C. The Impact of Media and Technology in Schools. http://www.athensacademy.org.

121. Утверждаю проректор по учебной работе им. М.В.Ломоносова1Ьиент Шестаков Л.Н.200 г.1

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.