Гражданское общество и правовое государство: К истории формирования концепции. Анализ полит.-филос. мысли Джона Локка тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Плотников, Александр Александрович

  • Плотников, Александр Александрович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1993, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 165
Плотников, Александр Александрович. Гражданское общество и правовое государство: К истории формирования концепции. Анализ полит.-филос. мысли Джона Локка: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 1993. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Плотников, Александр Александрович

НВЕЩЕЬШЕ . I

X. МЕСТО ЮККА В РАЗРАБОТКЕ ШЛШЖ ФИЛОСОФСКИХ ЩЕЙ хуп веки . .» . . • » • » » « » • • • • . * . • ♦ * ®

§ I. История вопроса . . . . . . . . *

§ 2. Творческий и жизненный путь Д.Локка, путь к концепции гражданских а правовых отношений

§ 3» Методологические ш гуманистические установки политической философии Локка.

2. КРИТИКА АБСОЛЮТИЗМ И АПОЛОГИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО НАЧАЛА

В ШЛМГИЧЕСШЙ ШШ ОЩЕСТВА

§ I. Полемика Локка с Фильм ер ом о природе политической власти

§ 2. Концепция естественного состояния и естественного права'В социально-политической доктрине Локка. Разрыв с Гоббсианской традицией

3. ВЗАЖЮТШШЕШ ВЛАСТИ, ПРАВА И ОЩЕСТВА В "ДВУХ

ТРАКТАТАХ О ПРАВЛЕНИИ"

§ I. Концепция гражданского общества.

§ 2. Проект правового государства

ЗАКШШШ . . . . , . . . . . v

СПИСОК ИСШЛЪЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гражданское общество и правовое государство: К истории формирования концепции. Анализ полит.-филос. мысли Джона Локка»

ХУЛ век стал для мировой цивилизаций веком взлета человеческой мысли в самих разнообразных областях знания, в том числе и политической философии. Научные и философские исследования Галилея, Войля, Ньютона, Декарта, Роббоа, Спинозы, Лейбница, Лок-ка стала поистине этапными.

ХУП век стал также и векш крупных социальных преобразований. Английская революция ХУЛ века возвестила о родцениа новых общественных отношений: пришедших на смену старому порядку. Провоз мшенные ею принципы впервые выражали не только потребности Англии, но и потребности всей тогдашней Европы. Богатое идейное наследие Английской революции служило арсеналом, из которого черпали свое идеологическое оружие все цротивники отжившего средневековья. В ходе этих преобразований значительно обогатился понятийный аппарат политико-философекой мысли. Шел активный процесс исследования её универсальных проблем. Возникали философские проекты правового государства, гражданского общества, гравданина, личности нового типа.

Концепции гражданского общества и правового государства занимают важное место в современной проблематике политической и социальной философской мысли. Всесторонняя разработка этих концепций невозможна без исследования творчества тех мыслителей, которые стояла у истоков их формирования. Поэтому исследование творчества Локка, как одного из самых ярких теоретиков гражданского общества и щ>авового государства выбрано не случайно.'

В развитии политических концепций ХУЛ века Локк сыграл выдающуюся роль, оставив потомкам впервые,разработанную концепцию правового государства, теорию разделения вжаетей, систему политико-философских идей, основы классического либерализма, философскую теорию воспитания z ряд других значительных философских идей, послуживших развитию политико-философской мысли эпохи Просвещения.

Жокк по праву принадлежал к той плеяде философов-новаторов ХУЛ века, которые создали новую форму нормативного сознания. Лок ково обоснование понятия частной собственности как необходимой предпосылки распределительной справедливости, договорной интерпретации полномочий государственной власти а коренное переосмысление концепции "естественного правай послужили формированию нового правосознания, сумевшего зафиксировать и высказать такие установки, которые не только сыграли значительную роль в политической истории ХУЛ века, но и вообще оказались бессмертными. "По литико-правовые суждения Локка, как справедливо замечает Э.Соловьев, не могут ни состариться, ни отмереть до той поры, пока во всем мире .не утвердятся институты гражданского общества, начала конституционализма и разделения властей; пока не перестанет развиваться ж оказывать свое нормирующее воздействие на социальнот политическую практику концепция прав человека"'1'.

Философское и политическое творчество Локка длительное время скрывалоеь в тени его прославленного предшественника Т.Гобб-са. Пресловутый "ренессанс Гоббса" в политико-философской мысли XX века, в исследованиях таких значительных политических философов, как Э.Фёгелин, Л.Жтраусс, Х.Арендт, обнаружил однако и границы гоббсианской политической философии, которые сумел преодолеть следовавший за ним Джон Локк. Актуальность и подлинное значение даели Локка вызвали к жизни новую тему историко-философской политической литературы нашего времени - политические воззре вия создателя коенцепции щэавового государства и дискуссию о фун даментальных основах его политико-философского творчества. Соловьев Э.Ю. феномен Локка // Прошлое толкует нас: ©черки по истории философий и культуры. ~М. Политиздат, 1991.-с.149.

Клод Адриан Гельвеций отметил однажды, что всякая новая мысль - это новое сравнение, поэтому когда'сегодня Россия пытается найти выход из экономического ж политического кризиса, интегрироваться в мировое сообщество, нам очень важен опыт предшествующих эпох, особенно тех, где мы находим эти сравнения* У нас нет альтернативы глубоким преобразованиям, переходу к новому качественному состоянию общества и страны. Реформы - это утверждение подлинных ценностей цивилизации и отрицание того, нто олицетворяет тоталитаризм. Поэтому ключевой проблемой реформации в России и с точки зрения практической политики, и с точки зрения отдельного гражданина оказывается движение по пути к гражданскому обществу и новой правовой государственности.

Ясно, что не безоглядный оптимизм способен спасти общество, а реалистический подход к прошлому и настоящему, соединяющий их научное осмысление со здравым смыслом, возвратом к непреходящим ценностям социальной и политической жизни общества. Его обновление исключительно сложный процесс. Крайне живучей оказывается тоталитарная модель политического строя, в котором государство всецело поглощает функции гражданского общества. Государство, которое повсеместно утвердило монополию на дела и мысли своих граждан, не могло не загнивать, не держалось административно-командными мерами. Жизнь потребовала сменить формы общественного развития, выбрать демократический путь. Но в обществе живы традиции нетерпимости, авторитаризма, которые являются мощным объективным препятствием переменам, реформам, обновлению. Требуются соответствующие политические и духовные орудия разрушения этих традиций ненасильственным, демократическим путем. Здравый вариант движения вперед - ответственность каздого за свое существование и обязанности со стороны государства защищать это право. Поэтому для России, как и для многих других стран оовремецдого мира был бы актуален и ненесано 1окка,

В сложившейся ситуаций страна поставлена перед необходимостью одновременного решения сразу нескольких крайне сложных задач. Это решительный отказ от социального утопизма в государственно! деятельности и переход к реалистическому мышлению, восстановление в правах основополагающих принципов функционирования цивилизованного государства, выработка и принятие четких правовых основ деятельности отдельных структур промышленности, сельского хозяйства и других отраслей; политическое переустройство общества, предполагающее установление сильной и компетентной власти, соблюдающей законы и опирающейся на силу закона и эффективные механизмы их реализации; смелое проведение экономических реформ, имеющих целью переход к рынку с учетом национальной специфики России.

Вполне очевидно, что решение всех этих задач взаимосвязано. Восстановление и укрепление государственности на основе утверждения в обществе верховенства закона, иерархической субординации законов и правопорядка становятся условием социально-политического переустройства общества, социально-экономической стабильности и успешного проведения экономической реформы.

Периоды обострения кризисных явлений в государственно-политической и социально-экономической системе общества, как правило, сопровождаются ростом интереса к различного рода идеологиям, активизацией попыток к приспособлению старых и формированию новых идеологических конструкций, а следовательно, и попыток их философского обоснования. Важное место в этом процессе занимает обращение к философско-политическому наследию человечества и именно к тем его образцам, которые созвучны сегодняшней российской действительности. Поэтому обращение к творчеству видного английского мыслителя Джона Локка, жившего в Англии в эпоху глобальных социалъ но-экономических перемен ХУЛ в. не случайно.

Идейно-философские позиции и установки тех или иных политических течений нередко выявляются более адекватно, когда речь идет не об общих методологических принципах, а о конкретных личностях, воплощающих и реализующих их в своей теоретической и практической деятельности. С этой точки зрения фигура крупнейшего английского философа и политического мыслителя ХУЛ века Джона Локка весьма показательна.

Главная цель данной диссертационной работы - рассмотреть становление и формирование гражданского общества и правового государства на основе анализа политической философии Джона Локка.

Предлагаемое диссертационное исследование решает исследовательские задачи:

- показать какое место занимает политическая философия ДДокка в политико-философской мысли Нового времени;

- вскрыть социально-политические и гносеологические корни становления философских взглядов Джона Локка;

- рассмотреть проблемы человека, индивидуализма, отношение Локка к собственности, как основе гражданских и правовых отношений, противоречия этических установок в его педагогических и социальных воззрениях;

- проанализировать проблемы естественного состояния, естественного права и закона в политико-фуюсофской доктрине Локка;

- показать как целостное политико-философское учение о государстве и обществе, концепцию правовых и гражданских преобразований, разработанную Джоном Локком.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые в отечественной литературе за последние годы проанализирована политическая философия Джона Локка, которая до сих пор не была объектом специального исследования. Впервые также осуществляется попытка показать и проанализировать все то позитивное в творчестве Локка, что нашло отражение в идеологии либерализма и либеральной политико-философской мысли, а именно: методологию политико-философского исследования Локка, органическую связь педагогики и политической философии Локка, впервые рассмотрена концепция человека, гражданина, его политического сознания, его рациональная природа и правовые установки, исследована критика Локком абсолютизма, концепция разделения властей и её предиото-рия. Показано место Локка в историко-философской и политико-философской традиции ХУ1-ХУП столетий, в частности, в диссертационной работе отражен радикальный пересмотр Локком концепции естественного состояния человека и общества, естественного права и закона и переосмысление самой идеи разумности "естественного" в политике. Исследована история идеи правового государства и её дальнейшее развитие Локком, показана роль Локка в разработке концепции гражданского общества. Исследовано философское окружение Локка и решен ряд спорных вопросов его философской биографии, в частности история становления его взглядов на проблему веротерпимости. Подвергнута анализу практическая и политическая деятельность английского философа и ряд моментов его творческой жизни.

Источники, которые легли в основу диссертации.

Политико-философские сочинения Локка. Это "Два трактата о правлении", "Опыты о законе природы", "Мысли о воспитании", "Опыт о веротерпимости", "Послание о веротерпимости", "Письмо о веротерпимости", "Опыт о человеческом разумении"*.

Эпистолярное наследие Джона Локка. Изучение его корреспонденции позволяет в деталях проследить процесс складывания и эвот---------------—

•■■Новизна политик о-философского творчества Локка во иногом определяется не только тем, что данная диссертационная работа является одной из немногих работ на эту тему в отечественной философской литературе, но и публикацией на русском языке полного текста политических исследований Локка (в частности, второго трактата о правлении) в трехтомном издании сочинении Локка под редакцией А.Л.Субботина. люции философско-политических взглядов английского мыслителя.

Сочинения тех философов и ученых, которые так или иначе оказали влияние на политико-философскую доктрину Локка. К ним относятся произведения Гоббса, Гроция, Пуффендорфа, Ньютона, Сиднея, Маккиавели, Бойля, Шефстсбери, Декарта, Гассенди, Филь-мера.

Сочинения тех философов, на которых Локк оказал влияние: Руссо, Гельвеция, Гольбаха, Монтескье, Кондорсе, Толанда, Коллинза, Пристли, Юма и др.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора. Место Локка в политико-философской мысли Нового Бремени// Из истории политической философии.-Москва; Институт философии РАИ. 1992, и Локк и современность//Межвузовский сборник. -Орел, 1993.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Плотников, Александр Александрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким обращом, решающим событием в модернизации политико-правовых отношений стала концепция правового государства и гражданского общества, разработанная Джоном Локком. Им сформулирована также антиабсолютистская концепция государственной власти.

Анализ политико-философского наследия Джона Локка показывает, что возникнув в эпоху религиозных войн и буржуазных революций ХУЛ века и насытив своими идеями эпоху Просвещения, она не потеряла свою актуальность и в наши дни.

Государственно-правовая теория Локка оказывается философски-концептуальным построением, посредством которого революции ХУ1-ХУП веков передали свой горький опыт эпохе победоносных буржуазно-демогфатических переворотов. Велико было влияние политических идей Локка на американскую революцию ХУШ века. Американская почва оказалась благодатной для концепции Локка прежде всего потому, что здесь шла борьба против такого же деспотизма, против которого боролся Локк столетие назад. Принципы Локка были для колонистов теоретическим выражением американского опыта и политической жизни с её довольно развитыми рыночными отношениями и стремлениями к самоуправлению и свободе. На учение Локка прямо опирается конституционная практика североамериканских штатов, их знаменитые билли о правах. Локк был первым в истории философом, участвовавшим в составлении первоучредительного государственного акта: по рекомендации Шефстбери он написал конституцию для Сев.Каролины, которая в 1669 году была одобрена собранием народных представителей и вступила в силу. В ХУШ столетии убежденными локкианцами были Джеф-ферсон и Франклин.

Огромное влияние оказали политические идеи Локка на социально-политическую мысль французского Просвещения. Одна из причин этого кроется в том, что гносеологическая ёаза, на которой строились социально-политические концепции просветителей, была заимствована ими у Локка. Надо отметить, что во Франции ХУШ века в условиях абсолютной монархии, основанной "на божественном праве королей", распространение идей Локка имело большое революционизирующее значение. Учение о естественном праве и о неотчуждаемых естественных правах личности, о народном суверенитете и о договорном происхождении государства, о народном представительстве, наконец, о законности восстаний против тиранов - все эти положения системы Локка находились в самом резком противоречии о господствовавшим во Франции режимом и с его теорией. Вольтер, Дидро, Гел-Ееций, Гольбах, Руссо признавали могучее влияние на них философских и политических воззрений Локка. В их произведениях можно найти бесчисленные ссылки на авторитет Локка, его "Опыт о человеческом разуме" и "Трактаты о правительстве". Нет прямых доказательств знакомства Монтескье с политическими трактатами Локка, но невозможно себе представить, что стодь распространенные во Франции сочинения, неоднократно там издававшиеся, не были известны такому просвещенному человеку какМонтескье специально изучавшему аглийскую конституцию, чья теория разделения властей обладает поразительным сходством с теорией Локка.

Несомненно влияние политических воззрений Локка на французскую общественно-политическую мысль отнюдь не означает, что французские просветители ХУШ века просто пересказывали идеи Локка. Под влиянием специфических условий Франции ХУШ века принципы Локка трансформируются в работах французских философов.

Политико-философские идеи Локка живо воспринимались и в последующей политической теории и практике XIX и XX веков даже если преемственность непосредственно не осознавалась конституционалистами Германии, России и других стран.

Идеи Джона Локка в сегодняшних Российских условиях как бы получает второе дыхание. Концепции правового государства и гражданского общества Локка имеют прямое отношение к российской действительности наших дней.

До сих пор в России почти отсутствовали структуры гражданского общества. Огосударствление коснулось не только экономики, но и политики и культуры. Стремление охватитв централизованным планированием и контролем все аспекты политической жизни буквально спеленало общество, стало серьезным тормозом для инициативы людей, общественных организаций и коллективов. В условиях тоталитаризма произошло поглощение общества государством. В этом ограж-данском обществе вообще не было и речи. Вот почему проблема формирования гражданского общества и правового государства, в разработку концепций которых огромный вклад Енес Локк, является ключевой в условиях переходного периода от тоталитарно-бюрократического режима к демократии. Народ нуждается во власти. Но соединить два начала - свободу и власть - можно только на основе разумно осознанных гражданских прав и демократии. Граждане в гражданском обществе не скованы дисциплиной страха и господства. Они наделены собственностью. Обладание ею и делает людей ответственными за её сохранение и умножение, равно как и всякого другого их личного и общественного достояния - качества жизни, политических и социальных прав и гарантий; государство же становится ответственным за все виды безопасности человека и общества. "Простые" свойства порядочности, честности, человечности - универсальная и фундаментальная основа гражданского общества.

Необходимость развития гражданского общества в нашей стране как условие выхода из кризиса, обновления не может вызывать сомнений. Естественно, что кризис, как и стагнация либо социальные стрессы, внутренние и внешние конфликты, преследования и репрессии, авторитаризм и тем более тоталитарная диспотия не совместимы с развитием гражданских отношений. Формирующееся гражданское общество должно стать "союзом индивидуальностей", ассоциацией, члены которой обретают развитые человеческие качества. В этом свете все проблемы правового государства и гражданского общества (свободы, права, долга, собственности, морали и др.) требуют дальнейшей творческой разработки.

Ясно, что новая модель взаимоотношений между личностью, обществом и государством не может быть введена чьим бы то ни было указом. Но необходимо законодательное закрепление идеи общественного договора, согласно которой государству вменяются его обязанности. Не государство должно диктовать, что могут человек и общество, а гражданское общество предписывает государству определенные задачи по защите прав и свобод человека. Внедрять дух конституционализма, уважения к закону, праву, свободам гражданина, к суду, государственной Еласти призвана конституция.

Практика сегодняшнего дня подсказывает, что гражданское общество и правовое государство сводится ко всем тем же проблемам и процессам, которые были раскрыты в аналогичных, хотя и исторически далеких от нас ситуациях Джоном Локком. Несовершенство реально существующего общества всегда будет восприниматься как его неопределенная примитивность, несложившиеся гражданские отношения. И неизменно будет решаться вопрос, как сделать эти отношения более естественными для новых условий, которые общество само создаст. Так и формируется "идеальный тип" общества, модель которого разрабатывали многие поколения мыслителей, среди которых видное месл то занимает Локк.

Данная диссертация не претендует на исчерпывающее исследование всех проблем, связанных с политической философией Локка. Дальнейшая работа в этом направлении требует расширения источниковед чеокой базы исследования, более детального изучения роли Локка в развитии политикофилософской мысли человечества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Плотников, Александр Александрович, 1993 год

1. X. Абашидзе В.В. Учение о разделении государственной власти и его критики. Тбилиси: Сабчота Сакартвелло, 1972, -51 с*

2. А до А.В, Зарождение и становление социологической и исторической мысли нового времени (ХУ1-ХУШ вв.) // Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки.1. Е , 1977. С. 12-39.

3. Английская буржуазная революция ХУШ в./ Под ред. Е.А.Кос-минского и СА.левицкого. м., 1954. - Т.2. - 384 с.

4. Английское свободомыслие: Д.Локк, Д.Голавд, А.Коллинз. -М.: Мысль, 1981. 301 е.

5. Алресян Р.Г. Из истории европейской этики нового времени: Этический сентиментализм. Учебное пособие. М,, 1986. -86 с.

6. Баскин M.I. Монтескье. 2-е изд. М.: Мысль, 1975. -168 с.

7. Вернадский С.П. Очерки истории философии права. СПб., 1892. - Вып. X. - 266 с.

8. Габриель Вонно. Культурные связи Локка с Францией (По неопубликованным документам). Издание Калифорнийского университета. Беркелей и Дос-Аадкелом; 1955. - 263 с.9» Вооль Г.Т. История цивилизации в Англии в 2-х томах. -СПб., 1895. 528 сТ

9. Вухарцева Н.Г. Понятие "гражданское общество" в социально-Цлософской шсли ХУП-Х1Х веков. Свердловск, 1980.

10. Бэкон §. Новый Органон // Соч. в 2-х томах, М.: Мысль, 1978. - Т.2.

11. Вишняков А» Вопрос о возможности арпиорных познаний в

12. Гениях Локка и Лейбница // Вера и разум. 1902. -17. - С. 187-194; # 18. - С. 223-236.

13. Власть // Очерки современной политической философии Запада, М.: Наука, 1989. - 328 с.

14. Ворошилов Н.Н. Критический обзор учения о разделении властей. Ярославль, 1871. - 451 с,

15. Вуд Н. Джон Локк и аграрный капитализм.

16. Гефцинг Гаральд Ж.Ж.Руссо и его философия. СПБ.: Ред. журн. "Образование", 1989. - 172 с.

17. Голлан Дкон. Политическая система Великобритании. М.: Ин.лит., 1955. - 223 с.

18. Грязнов А.Ф. Джон Локк и современная англо-американская философия: (Аналитический обзор) // ^дологические и методологические проблемы буржуазных историко-философских исследований. М., 1985. - G. 98-116.

19. Деборин A.M. Социалистическое учение нового и новейшего времени. 6 3-х т. Т.1-2. - W.: Изд-во АН СССР, 1958

20. Декарт Р. Первоначала философии // Соч. в 2-х т. М., 1989; - ТД. - С. 297-422.

21. Дизковская Н.Ф. Объективное и субъективное в политике: Автореферат дис. кавд.филос.наук. М,, 1987. - 26 с.

22. Ермилов В. Реформаторы воспитания. Амос Каменский. Великая книга Локаа. М., 1905.

23. Ермошин В.В* Проблемы войны и мира в политико-правовых учениях нового времени. М.: Наука, 1989. - 207 с.

24. Иодль Фридрих. История этики в новой философии. В 2-х т.-М. К.Т.Солдатенкова, 1896-1898; T.I. 1896Г - ХУ1,28Й, h е.; Т.2. 1&>8. - Ш, 40Й, 108 с.

25. Заиченко ГД. Джон Локк. М.: Мысль, 1988. - 208 с.

26. Заиченко Г.А. 350 лет со дня ровдения Д.Локка. Научный доклад вы|ш.школа // Философские науки. 1984. - № I.

27. Захарченко Марина Владимировна. Становление идеи практического разума в метафизике лУП века. Джон Локк и традиция естественного закона: Автореферат диссертации на соискание к.флософ.н. СПб., ун-т Санкт-Петербург, 1992. - 17 с.

28. История буржуазного конституционализма ХУП-ХУШ в. -М.: Наука, 1983. 299 с*

29. Камбуров В.Г. Томас Гоббс и его политическое учение. Принцип разделения властей и его значение в науке. -Киев, 1990. 21 с.32

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.