Григорий Мелехов: персонажные зоны в языке романа М.А. Шолохова "Тихий Дон" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Блохина, Ольга Андреевна

  • Блохина, Ольга Андреевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 178
Блохина, Ольга Андреевна. Григорий Мелехов: персонажные зоны в языке романа М.А. Шолохова "Тихий Дон": дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Москва. 2006. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Блохина, Ольга Андреевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I АВТОР И ПЕРСОНАЖ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ.

1. Проблематика персонажа в русской филологии.

1.1 Авторское начало в художественном произведении.

1.2 Природа и характеристика персонажа в литературном произведении.

2.Специфика персонажа в эпосе.

2.1 История казачьего этноса.

2.2 "Тихий Дон" как роман -эпопея.

2.3 Прототип центрального персонажа романа.

ГЛАВА II. АВТОРСКИЕ ПРОЕКЦИИ В ЯЗЫКЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ТЕКСТА РОМАНА М.А.ШОЛОХОВА "ТИХИЙ ДОН".

1. Авторские проекции и текстовые координаты.

2. Персонажная зона и лексико-семантическое поле.

3. Номинация центрального персонажа.

3.1 Аспекты именования в философской и лингвистической традиции.

3.2 Имя собственное и его функционирование в тексте художественного произведения.

4. Портретные характеристики персонажа.

5. Предметные пространства текста.

6. Пространственно-временные координаты.

ГЛАВА III. ГРИГОРИЙ МЕЛЕХОВ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВОИНСКОГО

СОСЛОВИЯ.

1. Воинская служба на защите Отечества.

1.1 Подготовка казака к воинской службе.

1.2 Русско-германская война.

1.3 Первое ранение и встреча с Гаранжой

1.4 Победа казачьего над человеческой правдой.

2. Гражданская война на Дону.

2.1 Переход Григория на сторону большевиков.

2.2 Переход на сторону повстанцев.

2.3 Мучительные поиски "одной правды".

3. Григорий Мелехов в повстанческих силах Верхнего Дона.

3.1 Назначение командиром Вёшенского полка.

3.2 Мелехов-командир повстанческой дивизии.

3.3 Понимание бессмысленности казачьего восстания.

3.4 Снятие Григория Мелехова с поста командира повстанческой дивизии.

4. Решение сдаться в плен и служба у Буденного.

4.1 Возвращение в хутор Татарский.

4.2 Уход в банду Фомина.

5. У ворот родного Дома.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Григорий Мелехов: персонажные зоны в языке романа М.А. Шолохова "Тихий Дон"»

Обращение к проблемам феномена человека, психической структуры личности, творчества и его творения обусловило тенденции современной филологической науки. Основными объектами изучения являются психоментальная, социолингвистическая, лингвостилистическая деятельность художника слова. Установление особенностей творчества писателя, изучение его художественных методов составляет существо филологического анализа текста произведения. Особый интерес вызывает специфика выражения авторской субъектности в художественном тексте (Б. В. Томашевский, Ю. Н. Тынянов, В. В. Виноградов, М. М. Бахтин, Г. О. Винокур, Ю. М. Лотман, Б.А.Успенский, Е.И. Диброва и др.). Реализация антропоцентрического принципа в исследовании художественного текста проявляется в наибольшей степени, если объектом филологического рассмотрения становится персонаж, представленный в различных видах деятельности. Таким образом, проблема взаимоотношения автора и персонажа является доминантной в процессе современного научного изучения сюжетных, композиционных и речевых особенностей художественной прозы.

Роман-эпопея М.А Шолохова "Тихий Дон" - одно из великих произведений мировой литературы XX века. Многие годы центральный персонаж романа-эпопеи Григорий Мелехов изучался в литературоведении. Оценка пути Григория Мелехова являлась определяющей в смысловом понимании романа как целого. Однако в критике 30-40 гг. XX в. появлялись первые попытки понять не только социальную типичность персонажа, но и художественную концепцию человека в мире, при этом большинство споров того времени касается жанровой специфики романа (А. Селиванов, В. Ермилов и др.). Новая волна исследовательского интереса к роману "Тихий Дон" приходится на 50-80 гг. XX в. - этот период ознаменован повышенным интересом к судьбе Григория Мелехова. Значительное количество монографий, диссертаций, сборников статей определяется именами наиболее известных шолоховедов (А. Бритиков, JL Якименко, Ф.Бирюков, В.Гура, В. Петелин, А. Хватов, К.Прийма и др.). Доминантным направлением этого времени является оценка судьбы главного персонажа, где для выражения сложных отношений личности и истории исследователи обращаются к эстетике трагического, и таким образом возникают концепции " трагической вины" и "трагического заблуждения", поисков "третьего пути". Существуют несколько основных оценок главного персонажа: 1) двойственность персонажа, социальная деградация-отрыв от народа, "трагическая вина", которая приводит к противостоянию исторически-прогрессивному и закономерному (JI. Якименко); 2) трагедия Григория Мелехова - трагедия исторического заблуждения (Б. Емельянов, А. Бритиков, Н. Маслин, В. Гура); 3) понимание " трагического" представлено идеей поиска Григорием Мелеховым "третьего пути" (JI. Ершов, В. Литвинов, Б. Дайреджиев). Проблему отношения автора к главному персонажу - незаурядной личности, "со своим, только ему присущим, характером, со всеми его сильными и слабыми чертами" впервые поднял В. Петелин (1958). В работах современных шолоховедов (Н. Федь, Г.Сивоволов, Ф.Кузнецов, Г.Ермолаев, В.Осипов, Л.Колодный и др.) исследование романа и судьбы центрального персонажа ведется в рамках социально-исторического процесса.

В литературоведческих исследованиях появились попытки языкового осмысления персонажей: работа М. Сойфера(1976), где уделяется внимание передаче душевного состояния через построение синтаксических конструкций; М. Кургинян(1983) разрабатывает проблему реализации чувств и побуждений действующих лиц в языковом аспекте; исследует семантику глагольных форм в романе Л.В.Уманцева(1980) и т. д.

Григорий Мелехов является центральным действующим лицом романа, судьба которого неотделима от исторических катаклизмов. Революция и Гражданская война ломают прежний уклад жизни, человеческие связи и взаимоотношения, и проблема поиска своего места в новой реальности для

Григория Мелехова, не желающего идти на компромисс с собственной совестью, получает особое, порой трагическое, звучание.

Актуальность диссертационной работы определяется, во-первых, значимостью филологического изучения способов реализации, средств и специфики воплощения персонажа в мире художественного произведения; во-вторых, отсутствием лингвостилистического исследования центрального персонажа романа М.А. Шолохова "Тихий Дон" Григория Мелехова; в-третьих, характеризацией Григория Мелехова, воплощающего замысел писателя - представить своего персонажа во всех его противоречиях, прямоте и правдивости, в поисках "общей" социальной правды.

Целью исследования является рассмотрение характеристик-персонажных зон Григория Мелехова в языке романа М.А. Шолохова "Тихий Дон". Цель исследования определила задачи, поставленные в работе:

1. Проанализировать теоретические сведения о взаимодействиях автора и персонажа в рамках языка художественного произведения, одним из жанровых разновидностей которого является роман-эпопея.

2. Исследовать центральный персонаж с целью выявления специфических особенностей, присущих этнической общности донского казачества.

3. Описать центральный персонаж романа как представителя воинского казачьего сословия.

4. Определить структуру персонажных зон центрального действующего лица романа: собственно персонажные характеристики; предметные пространства; пространственно-временные координаты.

5. Выявить принципы построения портретных характеристик персонажа.

6. Показать функционирование имени нарицательного и собственного в тексте художественного произведения.

Предметом изучения стало шолоховское осмысление судьбы центрального персонажа, а также способы и принципы его реализации в тексте произведения.

М.А.Шолохов в интервью от 25 августа 1957г., данном газете "Советская Россия", сказал: " Больше всего нужно для писателя, - ему самому нужно, -передать движение души человека. Я хотел рассказать об этом очаровании человека в Григории Мелехове, но мне до конца не удалось. Может быть, удастся в романе о тех, кто сражался за Родину".

Объектом исследования являются персонажные зоны, характеризующие центрального персонажа Григория Мелехова в романе М.А.Шолохова "Тихий Дон".

Методы исследования. В работе использовались в качестве основных методов: описательно-сопоставительный, структурно-семантический, компонентный анализ текстовых смыслов, при котором учитываются лексикографические дефиниции "Словаря языка Михаила Шолохова"(СЯШ).

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые представлен комплексный филологический анализ центрального персонажа романа М. А. Шолохова " Тихий Дон", позволяющий выявить константы его этнического поведения, миропонимания и целеустремлений, а также установить индивидуальные качества персонажа.

Теоретическая значимость состоит в том, что в работе впервые рассматриваются авторские проекции при осмыслении персонажных зон, в которых представлен центральный персонаж в его номинациях, портретных свойствах, предметных пространствах и временных координатах.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее результаты могут найти применение при чтении курсов по филологическому анализу текста, анализу языка художественных произведений, изучению индивидуального стиля художника слова, а также в литературоведческих курсах, посвященных исследованию творчества М. А. Шолохова в вузе и средней школе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Воплощение человеческой личности в художественном тексте писателя- способы представления центрального персонажа в романе М.А. Шолохова " Тихий Дон".

2. Константы этнического миропонимания персонажа как представителя воинского казачьего сословия.

3. Авторские проекции ( кто? что? где? когда?) в художественном тексте романа как структурно-содержательная совокупность, формирующая персонажную зону центрального действующего лица произведения.

4. Персонажные зоны как фиксаторы субъектного истолкования Григория Мелехова.

5. Динамика портретных и личностных характеристик Григория Мелехова.

Апробация работы. Диссертационное исследование прошло апробацию на международных, межвузовских, научно-исследовательских и научно-студенческих конференциях 2002-2005гг. Результаты работы докладывались на шолоховских конференциях в МГОПУ им. М. А. Шолохова (2003, 2004, 2005 гг.), на научной конференции в Институте мировой литературы им. М.Горького, посвященной 100-летию со дня рождения М.А.Шолохова(2005г.), на научно-студенческих общеуниверситетских конференциях (2003-2005гг.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Блохина, Ольга Андреевна

Заключение

Филологический аспект рассмотрения центрального персонажа романа М.А.Шолохова "Тихий Дон" позволяет понять "другого человека" ( и другую культуру, другую эпоху), не превращая его ни в "исчислимую" вещь, ни в отражение собственных эмоций (С.С.Аверинцев). Возможности филологической интерпретации текста ориентированы на реальность всего целостного и связного художественного текста и одновременно ориентированы на осмысление персонажных, человеческих характеристик.

Выступая как содружество гуманитарных аспектов, филологический подход включает лингвистическую, литературоведческую, философскую, психологическую, историческую, этимологическую точки зрения. В этом случае персонаж как особый фрагмент текста под указанным углом зрения вбирает в свой кругозор все способы авторского представления.

Воплощение человеческой личности в художественном тексте романа М.А. Шолохова "Тихий Дон" представлено интегративностью описания центрального персонажа романа Григория Мелехова. Творческое, созидательное начало художника слова характеризуется психофилологическими факторами, которые определяют содержание и структуру произведения, чьим органическим представителем является персонаж. Художественная парадигма текстообразующих средств включает экспрессивно-деятельностную функцию в организации словесного материала, который служит отражением авторского Я в трактовке референтной реальности и индивидуально-социального понимания казачьего мира, представителями которого являются персонажи романа. Авторская субъектность связана с тремя основными исследованиями, которые находят свое отражение в трех главах работы.

Аспекты исследования воплощаются как в главах, так и в отдельных параграфах диссертации. Первая глава « Автор и персонаж в художественном тексте » фиксирует лингво-литературоведческое истолкование объекта описания; подпараграф « История казачьего этноса» - социально-культурологическое повествование о становлении донского казачества. Глава вторая « Авторские проекции в языке художественного текста романа М.А. Шолохова "Тихий Дон" », где излагается проблематика имени собственного в художественном произведении, портретные характеристики и др. является в основном главой лингвистического плана; и лишь первый параграф, в котором анализируется референция имени собственного к персонажу, имеет характер лингво-философский. Последняя, третья, глава « Григорий Мелехов как представитель воинского сословия », в которой повествуется о воинском пути Григория Мелехова, включает в себя этнические сведения о подготовке казака-воина, описание мучительных колебаний Григория, которые привели его к личной трагедии. Языковой материал этой главы с удивительной точностью и проникновенностью раскрывает истоки колебаний Мелехова и поиски "общей правды". К "белому" движению влечет провозглашаемая им приверженность к устоям " святой Руси", в которой сохранился и казацкий уклад жизни, так дорогой Григорию Мелехову. В этом тяготении и консерватизм казачества, и веками складывавшаяся психология избранности, исключительности казачьего сословия. У "красных " в революции Григорий пытается найти некую всеобщую правду, удовлетворить чувство справедливости, которое живет в нем, привыкшем работать на земле, знавшем цену трудового пота.

Референтность художественного текста отражает особенности описания предметной реальности, которая трансформируется индивидуальным сознанием и манерой письма автора-творца произведения. Единство художественного текста определяется в настоящей работе как логичный, построенный по языковым законам мыслимый мир, который создается субъектом-создателем произведения. Рассмотрение художественного текста, который, с одной стороны, означивает мир действительности, с другой, -внутренний мир литературного произведения, позволило выявить доминантные авторские проекции (кто? что? где? когда?) и способы их языкового выражения как структурно-содержательной совокупности. Вычленение субъектных сфер в составе литературного произведения производится на основе сюжетной тематики и ее языкового выражения: номинация центрального персонажа, его портретные характеристики, предметные пространства являются сферами универсума художественного произведения. Рассмотрение авторских проекций заканчивается персонажными зонами, которые являются фиксаторами субъектного истолкования Григория Мелехова. Персонажная зона-это иерархическая квалификационная структура, состоящая из определенных характеристик персонажа, обоснованная авторскими истолкованиями, которые находят свое языковое подтверждение в тексте художественного произведения (Е.И.Диброва). Заключительная персонажная зона "Воинский путь Григория Мелехова" выполняет иерархическую обобщающую функцию, где подводятся итоги как пути Мелехова, так и самого филологического осмысления романа "Тихий Дон". Лексико-семантический анализ реальности мыслимого мира М.А.Шолохова предстает перед нами как систематизированная информация об описываемой действительности.

Таким образом, при всем разнообразии художественных подходов и приемов, множеством приписываемых центральному персонажу характеристик создается залог долговечности и нужности, вечности и временности большой истории и "маленькой жизни" нашего персонажа в романе М.А.Шолохова "Тихий Дон", который по праву именуется художественным шедевром русской литературы XX века.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Блохина, Ольга Андреевна, 2006 год

1. Шолохов М.А. Тихий Дон. Ростов н/Д.,1941.

2. Шолохов М.А. Тихий Дон. Библиотека всемирной литературы.

3. Серия третья.Т. 198-199 М., 1968. Шолохов М. А. Собрание сочинений. В 8 т. Т.2-6. Тихий Дон. М., ГИХЛ, 1956-1960.

4. Шолохов М.А.Письма / Под. общ.ред.А.А. Козловского, Ф.Ф. Кузнецова, A.M. Ушакова, A.M. Шлохова. М., 2003.1. Библиография

5. Бенеенист 1974 Бенвенист Э. Общая лингвистика / Под ред.

6. Ю.С.Степанова. М., 1974. Бердяев 1990-Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма.М.,1990. Бирюков /950-Бирюков Ф. Г. Шолоховское узнается сразу// Рус. речь. 1980. N3. 14-21.

7. Бирюков /Р80-Бирюков Ф.Г. Художественные открытия Михаила

8. Шолохова. М.,1980. Брагина 7Р50-Брагина А. А. Мысль, чувство, образ// Рус. речь. 1980.N 3. 22-26.

9. Бритиков 1957- Бритиков А. Ф. Образ Григория Мелехова в идейно-художественной концепции "Тихого Дона"//Ист.-лит. сб., М-JT.,1957.

10. Бруханский1965-Бруханский А. М. А. Шолохов в зарубежной критике//

11. Рус. лит. 1965. N 2.230-242. Булгаков 1994 -Булгаков С. Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994.

12. Булгаков /995-Булгаков С. Н. Философия имени. СПб., 1998. Введение в психологию/Под. ред.А.В. Петровского. М., 1996. Веселовский 7Р5Р-Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1989. Виноградов /92<5-Виноградов В.В. О символике А. Ахматовой //

13. Литературная мысль. Альманах 1.-Пг., 1926. Виноградов 7947-Виноградов В. В. Русский язык. (Грамматическоеучение о слове). М., 1947. Виноградов 7963-Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.,

14. Винокур 1990 -Винокур Г. О. Филологические исследования //Лингвистика и поэтика. М.,1990.

15. Волков 2000-Вопков О.В. Текстообразующие функции лексическихсредств в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита". Дис. канд. филол. наук. М., 2000 .

16. Волков 7995-Волков В. А. Теория литературы. М., 1995 .

17. Воронин 2000 -Воронин B.C. Космос и хаос в романе -эпопее "Тихий Дон'7/Шолоховские чтения. Творчество писателя в национальной культуре России. Ростов н/Д., 2000.

18. Воронин 2004-Воронин B.C. Анализ литературного произведения. Волгоград, 2004.

19. Вяткин 7996-Вяткин Л. ж. Вокруг Света. 1996. N 10. 62-67.

20. Гадамер /Р5#-Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988.

21. Гак 1972- Гак В.Г. Повторная номинация и ее стилистическоеиспользование// Вопросы французской филологии. М., 1972.

22. Гинзбург1979-Гинзбург Л. Я. О литературном герое. Л., 1979.

23. Глушков 7997-Глушков Н.И. Реализм М. Шолохова. Ростов н/Д., 1997.

24. Горбаневская /9£5-Горбаневская М. В. Ономастика в художественной литературе. М., 1988.

25. Гордеев /99/-Гордеев А. А. История казаков. Золотая орда и зарождение казачества. М., 1991.

26. Гордеев /997-Гордеев А. А. История казаков. Со времен царствования Иоанна Грозного до царствования Петра I. М., 1991.

27. Гордеев /992-Гордеев А. А. История казаков. Со времен царствования Петра Великого до начала войны 1914. М., 1992.

28. Гордеев /995-Гордеев А. А. История казаков. Великая война 1914-1918 гг. Отречение государя. Временное правительство и анархия. Гражданская война. М., 1993.

29. Гришков2007-Гришков В.Легенды. Символы.Атрибуты. Фауна.СПб.,2001.

30. Громова /977-Громова В. В. Фамилии в романе М.

31. Шолохова "Тихий Дон"//Рус. речь. 1977. N 1. 25-29.

32. Громова /950-Громова В. В. Прозвища в романе Тихий Дон// Рус. речь. 1980. N 3. 31-37.

33. Гуковский 1966-Гуковский Г.А. Изучение литературы в школе. М., 1966.

34. Гумилев /992-Гумилев JT.H. От Руси к России: очерки этнической истории/Послесл. С.Б.Лаврова. М.,1992.

35. Гумилев 2007-Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. М.,2001.

36. Гумилев 2003-Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь.М.,2003.

37. Гура 1960 -Гура В. В. Жизнь и творчество М А Шолохова. Пособие для учителя. М., 1960.

38. Гура 1989- Гура В. Как создавался Тихий Дон. М., 1989.

39. Давыдова 2005-Давыдова О.А. Лексема казак в русскойлексикографии//Текст. Структура и семантика.Доклады X Юбилейной междунар. конф.М.,2005.Т.2.

40. Дайреджиев 1962-Дайреджиев Б. О Тихом Доне. М., 1962 .

41. Данилова 2001-Данилова Н.В. Номинация имен персонажей в романе М. А. Шолохова "Тихий Дон"// Шолоховские чтения. М., 2001 .

42. Демин 1999-Демин В. Н. Тайны русского народа. М., 1999.

43. Диброва /996-Диброва Е. И. Коммуникативно-когнетивная модельтекстопорождения //Семантика языковых единиц. М., 1996. Т. 2.

44. Диброва /995-Диброва Е. И. Категории художественного текста // Семантика языковых единиц. Доклады VI Междунар. конф. М,1998.Т.2.

45. Диброва, Донченко 2000-Диброва Е. И. Донченко Н. Ю. Поэтические структуры антонимии. М., 2000.

46. Диброва 2007-Диброва Е И. Фольклорная идиосфера в романе М А

47. Шолохова Тихий Дон"// Текст. Структура и семантика. Доклады VIII Международной конференции. М., 2001.Т.1.

48. Диброва 2007-Диброва Е И. Лексико-семантическое поле и авторскиепроекции художественного текста//Языковая система и ее развитие во времени и пространстве. М., 2001.

49. Диброва 2001-Диброва Е И. Лексикология и фразеология//Современныйрусский язык. Теория и анализ языковых единиц: В 2 ч.М.,2001.4.1.

50. Донченко 1999-Донченко Н. Ю. Пространственно-временные координаты в "Дневниках" М. Пришвина // Структура и семантика художественного текста. Доклады VII Международной конференции. М., 1999.

51. Достоевский1976-Достоевский Ф.М.Преступление и наказание. Минск,1976.

52. Емельянов 1986- Емельянов Б. Эпос и трагедия в романе Шолохова// Тихий Дон. М., 1986.

53. Ершов 1980-Ершов Л.Ф. Вершина эпоса: заметки о романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"//Дон. 1980. N8. 129-134.

54. Ермолаев 1998 Ермолаев Г. Исторические источники Тихого ДонаII Дон. 1998. N3. 170-238.

55. Ермолаев 2000-Ермолаев Г.С. М.А.Шолохов и его творчество. СПб.,2000.

56. Ермолаев 2005-Ермолаев Г.С. "Тихий Дон" и политическая цензура. 19281991. М., 2005.

57. Есин 1988-Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. М., 1988.

58. Ермолаев 2005-Ермолаев Г.С. "Тихий Дон" и политическая цензура. 1928-1991.М., 2005.

59. Ефимов 7Р<5/-Ефимов А. И. Стилистика художественной речи. М., 1961.

60. Железнякова 26Ш-Железнякова Н.С.Психологический портрет в романе М.А.Шолохова "Тихий Дон"// Студенческие Шолоховские чтения. Сб.науч. трудов/ Отв.ред.Ю.Г.Круглов. М.,2003.

61. Жирмунский 7977-Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика.

62. Стилистика. JL, 1977. Журавлева, Круглое 2003-Журавлева А.А. Круглов О. Ю. Михаил

63. Рус. лит. 1960. N4.91-110. Кандауров2003-Каидауров И.М. Донские казаки: Литературно -историческая хроника их жизни, подвигов и трагедии. Волгоград,2003.

64. Ключевский 7993-Ключевский В. О. О русской истории: сборник/ Под.ред.В.И. Буганова. М., 1993. Ковалева 2001-Ковалева Н. А. Русское частное письмо 19 века.

65. Коммуникация. Жанр. Речевая структура. М., 2001. Колодный 2000- Колодный Л.Как я нашел Тихий Дон. Хроника поиска.

66. Анализ текста. М.,2000. Колодный 2005- Колодный Л. Две тетради Евгении Левицкой. Письмаавтора "Тихого Дона". М., 2005. Колтаков 7970-Колтаков С. А. Эпитет в романе Тихий Дон. М., 1970 .

67. Кольцова 2000- Кольцова М. Е. Мифопоэтический образ земли//

68. Шолоховские чтения. Творчество писателя в национальной культуре России. Ростов н/Д., 2000.

69. Костин!990 -Костин Е.А. Гуманизм М.А. Шолохова // Творчество

70. М.А.Шолохова и советская литература. Шолоховские чтения Ростов н /Д., 1990.

71. Котовчихина 2004 Котовчихина Н. Д. Эпическая проза М.А. Шолохова в русском литературном процессе XX века. М., 2004.

72. Котовчихина 2001 Котовчихина Н. Д. Концепция автора в художественном тексте рассказа М.А.Шолохова "Судьба человека"// Текст. Структура и семантика. Доклады VIII Международной конференции. М.,2001.Т.1.

73. Кузин 1974- Кузин В. С. Психология. М., 1974.

74. Кузнецов 2005-Кузнецов Ф. Судьба и правда великого романа. М., 2005.

75. Кургинян 7Р53-Кургинян М. Концепция человека в творчестве М.А. Шолохова. М., 1983 .

76. Кэррол, Изард 2000- Кэррол Э. Изард Психология эмоций. СПб., 2000 .

77. Лаврова 1999-Лаврова Л.А. Лексические средства презентации духовного мира персонажа. Дис. .канд. филол. наук. СПб., 1999.

78. Леонтьев 1966- Леонтьев А. А. Языкознание и психология. М., 1966.

79. Литвинов 1965- Литвинов В. Трагедия Григория Мелехова. М., 1965.

80. Лихачев 1979- Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

81. Лихачев 1981- Лихачев Д. С. Литература реальность - литература. Л., 1981.

82. Лихачев 7Р55-Лихачев Д.С. Внутренний мир художественногопроизведения/ Хрестоматия по теории литературы. М., 1988 .

83. Лихачева 1975- Лихачева Л.Н. Повествовательная точка зрения как художественный прием и его языковая характеристика. Дис. .канд. Филол. наук. Л, 1975 .

84. Лосев 1990- Лосев А. Ф. Философия имени. 1990.

85. Лосев 1991-Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. Лосев 1993-Лосев А. Ф.Очерки античного символизма и мифологии. М.,1993.

86. Лосев 1994-Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М., Т.1. 1994 .

87. Лосев 1994-Яосев А. Ф. Диалектика мифа. М., 1994.

88. Лотман 7970-Лотман Ю. М. Структура художественного текста.М.,1970.

89. Лотман 1972-Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.

90. Лукин 1960-Лукин Ю.Новая сила романа. М.,1960.

91. Лукин 1975-Лукин Ю. Два портрета. М., 1975.

92. Макаров -Макаров А. Г. Макарова С. Э. Цветок -Татарник. Впоисках автора Тихого Дона от М. Шолохова к Федору Крюкову. М., 2001.

93. Минакова 7992-Минакова А. М. Художественный мифологизм эпики М. А. Шолохова. Сущность и функционирование. Дис. . докт. филол. наук. М., 1992. Минералов 7999-Минералов Ю. И. Теория художественной словесности. М., 1999.

94. Мукаржовскш^-Мукаржовсшй Я. Структуральная поэтика.М.,1996.

95. Немое 2003-Немов Р. С. Психология. М., Т.1, 2003.

96. Никонов 1971-Никонов В. А. Имена персонажей// Поэтика и стилистика русской литературы. JL, 1971.

97. Ницше 2000-Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. СПб.,2000.

98. Огдонова 1998-Огдонова Ц.Ц. Семантико-типологическаяхарактеристика зооморфизмов"// Семантика языковых единиц. Доклады VI Междунар. Конференции. М., 1998 .Т.1.

99. Орлов 2003-Орлов К.А. Образ Дона в романе М. А. Шолохова "Тихий Дон"// Студенческие Шолоховские чтения. Сб. науч. трудов/ Отв. ред. Ю. Г. Круглов. М.,2003.

100. Осипов /995-Осипов В.О. Тайная жизнь Михаила Шолохова. Документальная хроника без легенд. М., 1995.

101. Панов 7953-Панов Е. Н. Знаки, символы, языки. М., 1983.

102. Переверзин 1990-Переверзин В.М. "Тихий Дон" как роман -эпопея// Творчество М. А. Шолохова и советская литература. Шолоховские чтения Ростов н/Д., 1990.

103. Петелин 1965-Петелин В.В. Гуманизм Шолохова.М.,1965.

104. Петелин 7976-Петелин В. Два Григория Мелехова// В кн. Родные судьбы. М., 1976.

105. Петелин /9£6-Петелин В. Михаил Шолохов. Страницы жизни и творчества. М., 1986.

106. Петелин 2002 -Петелин В. Жизнь Шолохова. Трагедия русского гения -"Бессмертные имена" М.,2002.

107. Пименова 2£Ш-Пименова B.C. Национально-культурные особенности функционирвания личного имени собственно в произведениях М.А.Шолохова// Студенческие Шолоховские чтения. Сб. науч. трудов/ Отв. ред.Ю. Г. Круглов. М.,2003.

108. Пискунов 1976-Пискунов В. Советский роман-эпопея. М., 1976 .

109. Поляков 1978- Поляков М. Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М., 1978.

110. Поспелов /975-Поспелов Г. Н. Теория литературы. М., 1978.

111. Поспелов /9£3-Поспелов Г. Н. Вопросы методологии и поэтики//В сб.1. МГУ. М.,1983.

112. Поспелов /955-Поспелов Е.М. Туристу о географических названиях.М., 1988.

113. Постовалова 7955-Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека//Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М.,1988.

114. Потебня /990-Потебня А. А. Теоретическая поэтика/Сост., вступ.ст., коммент. А.Б.Муратова. М., 1990.

115. Прийма 7953-Прийма К. "Тихий Дон" сражается. Ростов н/Д., 1983.

116. Пушкин 7957-Пушкин А.С. История Пугачева. М., 1987.

117. Рассел1997- Рассел Б. Человеческое познание : Его сфера и границы.1. Киев, 1997.

118. Ревзина 2007-Ревзина О.Г. О понятии коннотации//Языковая система и ее развитие во времени и пространстве. М., 2001.

119. Рыбаков 7957-Рыбаков Б. А. Мир истории. М., 1987.

120. Садохин 2004- Садохин А. П. Этнология. М., 2004.

121. Семанов 1977-Семанов С.Н. Семья Мелеховых/Волга. 1977.N4.164-172.

122. Семанов 1987-Съманов С.Н. В мире Тихого Дона. М., 1987 .

123. Сивоволов 7997-Сивоволов Г. Я. Рассказы о прототипах. Заметки книжного краеведа. Ростов н/Д., 1991.

124. Симонов 1987-Симонов П. В. Мотивированный мозг. М.,1987.

125. Сконечная 1994- Сконечная О.Ю. Традиции русского символизма в прозе В.В. Набокова Дис. канд. филол. наук. М., 1997 .

126. Скрынников /956-Скрынников Р.Г. На страже московских рубежей. М., 1986.

127. Созонова /9<52-Созонова И. Человек и ход истории // Вопр. лит. 1962. N1. 179-192.

128. Сойфер /976-Сойфер М. Мастерство Шолохова.Ташкент, 1976 .

129. Теория и методика ономастических исследований. М.,1986 Томашевский /Р53-Томашевский Б. В. Стилистика. JL, 1983. Томашевский 2005-Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика.

130. Учебное пособие. М., 2003. Топоров 7Р<52-Топоров В.Н. Из области теоретической топономастики //

131. Вопросы языкознания. 1962. № 6. Тынянов 1977-Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино.М.,1977.

132. Уманцева /Р50-Уманцева JT.В.Прямая речь в романе "Тихий

133. Шолохова "Тихий Дон"// Шолоховские чтения. М., 2001 . Хализев 7РРР-Хализев В. Е. Теория литературы. М., 1999 .

134. Хватов 1965-Хватов А. Образ Григория Мелехова и концепция романа "Тихий Дон'7/Русская литература. Д., 1965. N 2.

135. Хватов 1970-Х ватов А. Художественный мир Шолохова. М., 1970.

136. Хватов 1975-Х ватов А. На стержне века. М., 1975 .

137. Хиллман1996-Хшмаи Д. Архитепическая психология: пер.англ.СПб.,1996.

138. Чабапец /995-Чабанец Т. А. Семантика личного имени собственного // Доклады VI Международной конференции. М., 1998 .Т.1.

139. Чичерин 1958-Чичерин А. В. Возникновение романа-эпопеи. М., 1958.

140. Чичерин 1980-Чичерин А. В. Ритм образа. М., 1980.

141. Шанский 7Р75-Шанский Н. М. В мире слов, М., Просвещение, 1978.

142. Шаталов 1976- Шаталов С.Е. Время -метод-характер. Образ человека в художественном мире русских классиков. М., 1976.

143. Шаталов 7979-Шаталов С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева. М., 1979.

144. Шкловский 7929-Шкловский В.Б.О теории прозы. М., 1929.

145. Щепилова 1968-Щепилова Л.В.Введение в литературоведение. М.,1968.

146. Щерба 1974-Щерба Л.ВЛзыковая система и речевая ятельность.Л.,1974

147. Шолоховские чтения. Сб.науч.труд./Под ред. Ю.Г. Круглова.М.,2001.

148. Шолоховские чтения. Сб.науч.труд./Под ред. Ю.Г. Круглова.М.,2002.

149. Шолоховские чтения. Сб.науч.труд./Под ред. Ю.Г. Круглова.М.,2003.

150. Шолоховские чтения. Сб.науч.труд./Под ред. Ю.Г. Круглова.М.,2004.

151. Эйхенбаум 7Р(5Р-Эйхенбаум Б. М. О прозе. Л., 1969.

152. Энштейн /967-Энштейн А. Влияние Максвелла на развитиепредставлений о физической реальности// Собрание научных трудов.М.,1967.

153. Якименко 7955-Якименко Л. О трагическом в "Тихом Доне" М.Шолохова// Вопр. лит. 1958. N 12. 38-53.

154. Якименко /955-Якименко Л. Тихий Дон М. Шолохова. М., 1958.

155. Якименко 1964-Якименко Л. Творчество М.А.Шолохова.М.,1964.

156. Якименко /975-Якименко JI. Эстетическое богатство творчества

157. Шолохова, М., 1975 . Якименко /976-Якименко JT. Опыт времени-опыт искусства//Вопр.лит. 1976. N 11.

158. Якобсон 1987-Якобсон Р. Работы по поэтике /Под.ред. М. Я.Гаспарова. М., 1987.

159. Sapir 1949- Sapir Е. Language. An Introduction to the Study of Speech. New York, 1949.1. Словари и энциклопедии

160. ЛЭС-Литературный энциклопедический словарь.М.,1987. СД -Даль В.И Толковый словарь живого великорусского языка. М. 1956. Т. 1-4.

161. СИС- Словарь иностранных слов. 19-е изд.,стер. М., 1990. СК-Болыпой толковый словарь русского языка/ Гл. ред. С.А.Кузнецов. СПб.,2002.

162. Крушельницкий. М., 1993. Русские писатели, Библиографический словарь/ Под. ред.Н.Н. Скатова. М.,1998.

163. Советский энциклопедический словарь/ Гл.ред А. М. Прохоров. 4-е изд.М.,1986.

164. Словарь современного русского языка. М.; Л., 1948-1965.Т.1-17.

165. Словарь русского языка. М., 1985-1988.Т.1-4

166. Словарь русских донских говоров: В 3 т. -Ростов н/Д: Изд-во Ростовского Университета, 1975-1976.

167. Толковый словарь русского языка / Под. ред. Д. Н.Ушакова. Л., 1934-1940. Т. 1-4.

168. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. М., 1964-1973.

169. Черных 7999-Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. М., 1999 .

170. Энциклопедия литературных героев/ Сост. И науч.ред. С.В.Стахорского М., 1998.

171. Энциклопедия мировой литературы/ Под.ред. С.В.Стахорского СПб.,2000.

172. Энциклопедия символов, знаков и эмблем. М., 2000 .

173. Языкознание БЭС. М., 1998 .

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.