Гуманистические идеи образования и воспитания женщин в России второй половины ХIХ - начала ХХ вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Мишина, Татьяна Николаевна

  • Мишина, Татьяна Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Пятигорск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 210
Мишина, Татьяна Николаевна. Гуманистические идеи образования и воспитания женщин в России второй половины ХIХ - начала ХХ вв.: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Пятигорск. 2003. 210 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Мишина, Татьяна Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ПЕДАГОГИ-ДЕМОКРАТЫ К.Д.УШИНСКИЙ И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ЖЕНЩИНЫ.

1.1. Общественно-педагогическое движение 60-х годов и проблема просвещения женщины.

1.2. К.Д.Ушинский - поборник женского образования.

1.3. Развитие идей К.Д. Ушинского о женском образовании и воспитании Д.Д. Семёновым, В.Я. Стоюниным, В.И. Водовозовым,

К.В. Ельницким.

ГЛАВА II. ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЖЕНЩИНЫ В ТРУДАХ ТЕОРЕТИКОВ "СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ".

2.1. Л.Н.Толстой о воспитания женщины.

2.2. Вопросы просвещения женщины в трудах К.Н. Вентцеля.

ГЛАВА III. РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ-ДЕМОКРАТЫ

60-Х ГОДОВ О ЖЕНСКОМ ОБРАЗОВАН™.

3.1. Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов о воспитании и образовании женщин.

3.2. Д.И.Писарев, Н.В.Шелгунов о женском образовании.

ГЛАВА IV. ПРОБЛЕМА ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ П.Ф. КАПТЕРЕВА.

4.1. Идеал женского образования.

4.2. Основы реального гуманного женского образования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гуманистические идеи образования и воспитания женщин в России второй половины ХIХ - начала ХХ вв.»

Актуальность и проблема исследования. Исторический опыт свидетельствует о том, что вопросы образования и воспитания женщины, равно как и требование равноправия ее с мужчиной, забота о женщине-матери издавна привлекали внимание прогрессивных мыслителей, в том числе педагогов. Предоставление женщине возможности овладевать умственной культурой, реализацию женского общественного образования и воспитания, равнозначного с мужским, педагоги-демократы рассматривали как общечеловеческую ценность в самой педагогике и связывали решение этой проблемы с ликвидацией бесправного положения женщины в семье и обществе, с общественным движением за равноправие женщины во всех сферах жизни.

Анализ мировых тенденций развития педагогического знания, общечеловеческих ценностей в педагогике позволил видному отечественному ученому, президенту Российской Академии образования Н.Д. Никандрову выявить весьма значимую и показательную тенденцию - движение к гуманной педагогике. При этом он показал, что идея гуманной педагогики не может не возобладать, а то, что работает на ее развитие, следует считать общечеловеческими ценностями в самой педагогике. "Сама гуманная педагогика, - утверждает Н.Д. Никандров, - общечеловеческая ценность, имеющая начало в природе человека и в конечном счете преодолевающая различия - этнические, идеологические, классовые. То, что работает на ее развитие, следует считать общечеловеческими ценностями в самой педагогике" (Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Советская педагогика, 1990, №9, с.47).

Проблема женского образования актуальной в России становится в 60-е годы XIX века - годы крутого перелома в общественно-политической, экономической и культурной жизни страны. В недрах крепостнического строя происходило развитие новых, буржуазных отношений. Крепостническая система переживала острый кризис. Ухудшилось и без того невыносимое положение угнетенного народа. Развитие капитализма становилось неизбежным. Отмена крепостного права (1861г.), реформы 60-х годов явились шагом вперед по пути превращения России в буржуазную монархию. Развитие капитализма требовало ликвидации крепостнического просвещения. Необходимо было коренным образом перестроить образование и воспитание в соответствии с потребностями страны, вступившей на путь капиталистического развития. Эта перестройка включала организацию школ для детей крестьян, поскольку после отмены крепостного права крестьяне по закону объявлялись гражданами Российской империи, а также предусматривала развитие образования для женщин. Развернувшееся в 60-е годы мощное общественно-педагогическое движение оказало влияние на разработку теории и практики обучения и воспитания женщин. Резкой критике подверглись существовавшие привилегированные закрытые женские учебные заведения за отрыв обучения и воспитания от жизни, за пренебрежение к русским национальным традициям, отечественной культуре. Прогрессивные деятели науки, культуры, образования настоятельно требовали равноправия женщин с мужчинами в сфере просвещения, доступности всех ступеней образования для девочек, ставили вопрос о всеобщем и обязательном начальном женском образовании, об учете половых особенностей учащихся в обучении и воспитании. К разрешению проблем, относящихся к обучению и воспитанию женщин, представители различных слоев общества подходили по-разному. Общественно-педагогическое движение развивалось в основном в направлениях гуманно-демократическом, либерально-буржуазном и революционно-демократическом. В каждом из этих направлений в известной мере проявлялись гуманистические тенденции, включавшие идеи полного и свободного развития всех сил и способностей детей, антропологический подход к обучению и воспитания, обращение к внутреннему миру учащихся и др.

Независимо от принадлежности к тому или иному направлению общественно-педагогического движения, несмотря на различия и особенности политических, социально-экономических позиций, прогрессивных педагогов, общественных деятелей 60-х годов XIX века волновали вопросы образования и воспитания женщины, так как они понимали, что существующее состояние ее образования являлось тормозом поступательного развития российского общества. Общность и различие основных социальных взглядов представителей названных направлений в общественно-педагогическом движении 60-х годов нашли свое освещение и в разработке проблемы женского образования и воспитания.

Гуманно-демократическое отношение к женщине-матери, проблеме образования и воспитания женщины нашло отражение в педагогических взглядах основоположника отечественной педагогики К.Д. Ушинского, предложившего концепцию женского образования, включающую общее образование женщины и ее специальную психолого-педагогическую подготовку к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Ушинский первым из педагогов России обратил внимание на предрасположенность и склонность женщины к учительской деятельности, обосновал и раскрыл принципы народности и антропологизма в образовании женщины. Идеи педагога о женщине-матери как главной воспитательнице и первой учительнице своих детей в семье, о педагогическом назначении женщины в обществе были продолжены и развиты в трудах его соратников и последователей Д.Д. Семенова, В.Я. Стоюнина, В.И. Водовозова, К.В. Ельницкого, последовательно выступавших за равноправие женщин во всех областях общественной жизни, в том числе в образовании. Свободное воспитание растущего ребенка, осуществляемое творческой, свободной от семейного и общественного гнета женщиной-матерью, активно участвующей в производственной деятельности, раскрывается в педагогических взглядах представителей теории "свободного воспитания" J1.H. Толстого и К.Н. Вентцеля, отстаивавших полноценное женское образование. Революционеры-демократы

Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.В. Шелгунов предложили новый, революционный подход к женскому вопросу, суть которого заключалась в перестройке семьи на демократических основах, участии женщины в производственной деятельности, общественной жизни, в воспитании нового человека. П.Ф. Каптерев раскрыл природосообразность женского образования, определил его особенности с позиций антропологического подхода к обучению и воспитанию. "Эпоха великих перемен" 60-х годов XIX века дала богатейшее, еще не до конца изученное, наследие педагогической мысли, научное познание которого способствует решению стратегических проблем современного образования, в том числе проблемы совершенствования воспитания женщины, повышения эффективности педагогических технологий.

Развитие взглядов, идей, концепций женского образования во второй половине XIX века освещалось дореволюционными исследователями Н. Зинченко, М.Н. Катковым, Е.О. Лихачевой, Н.П. Малиновским, В.Овцыном. В годы советской власти проблемы женского образования и воспитания в русской истории рассматривались в работах Т. Кобзарева, Л.Ф. Норовой, Ж.А. Решеткиной, Л.Н. Тимошенко в связи с исследованиями педагогической деятельности и педагогических взглядов К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, других видных деятелей науки. Некоторые вопросы образования и воспитания женщины в России рассматриваемого периода нашли освещение в учебниках и учебных пособиях по истории педагогики таких авторов, как Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, А.И. Пискунов, В.З. Смирнов, М.Ф. Шабаева и др. В 90-е годы XX века ряд вопросов женского образования в России второй половины XIX столетия, в том числе связь общего образования с педагогическим в дореволюционных женских гимназиях указанного периода, освещен исследователями И.А. Слудковской, И.Б. Федотовой и Н.В. Христофоровой. Краткая характеристика женского образования содержится в "Педагогической энциклопедии" (том 2, изд. "Советская энциклопедия", М., 1965) и "Российской педагогической энциклопедии" (том 1, изд. БРЭ, 1993). Однако в названных трудах в силу их специфики не содержится целостной картины развития идей и концепций женского образования и воспитания в России названного периода.

В исследовании О.Б. Кирьяновой "Развитие женского низшего профессионального образования в России конца XIX - начала XX века" (Н. Новгород, 1996) проанализированы социально-экономические, политические предпосылки возникновения и основные этапы развития женского профессионального образования. Исследователь С.Р. Нашхоева (М., 1997) рассмотрела нравственно-эстетический аспект развития воспитанниц женских учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в России до начала XX века. Диссертационная работа О.Д. Поповой "Источники по истории женских учебных заведений духовного ведомства" (М., 1998) посвящена анализу законодательных и нормативно-правовых актов, уставов, делопроизводственных документов женских епархиальных училищ. Исследование О.Ю. Колпачевой "Становление и развитие женского гимназического образования в пореформенной России (конец 50-х - 70-е годы XIX века)" (Ставрополь, 1999) значительно расширяет представления о состоянии женского среднего образования в России. Автор проанализировал деятельность женских гимназий на этапе реформирования, рассмотрел факторы, влиявшие на определение содержания женского гимназического образования, охарактеризовал методическую работу в женских гимназиях. Сведения о развитии женского образования в России в рассматриваемый период содержит статья Е.А. Слепенковой "Из истории женского среднего образования в России" (Педагогика, 2000, №9).

Сказанное выше свидетельствует о том, что исследование развития теории женского образования в России периода развития капитализма в современной педагогической литературе не получило должного освещения.

Актуальность изучения педагогического наследия в области теории женского образования обусловлена сложными и противоречивыми процессами, происходящими в современном российском обществе. Под влиянием политических, социально-экономических, культурных изменений произошла смена аксиологических ценностей в сфере воспитания. Возникла проблема подготовки молодежи к семейной жизни, выполнения функции отцовства (материнства). Экономические и социальные причины, безработица влекут за собой такие явления, как исключение из производства части женщин, вынуждают их ограничивать свои интересы семьей. Современное расслоение общества способствует появлению категории женщин, полностью посвящающих себя семье и воспитанию детей, но не владеющих психолого-педагогическими основами воспитания и первоначального обучения детей в семье. Возникающие проблемы в современной жизни, в воспитании подрастающего поколения требуют совершенствования женского образования и воспитания, анализа его теоретических основ.

Для совершенствования содержания и форм воспитательной работы с ученицами современной общеобразовательной школы большое значение имеет критическое использование опыта воспитательной работы женских учебных заведений России второй половины XIX - начала XX века, который во многом характеризуется своей гуманистической направленностью. Этот опыт в советское время незаслуженно отрицался как противоречащий классовым интересам строителям коммунизма. Социально-педагогические противоречия и недостатки современной теории и практики обучения и воспитания девочек в общеобразовательной школе с совместным обучением учащихся обоего пола, а также отсутствие работ, освещающих проблему женского образования и воспитания в России в рассматриваемый период, определили тему настоящего диссертационного исследования.

Проблема исследования заключается в определении вклада отечественных педагогов второй половины XIX - начала XX века в развитие гуманистической теории женского образования и воспитания в России. Решение данной проблемы является целью настоящего исследования.

Объект исследования - педагогическая мысль России второй половины XIX - начала XX века.

Предмет исследования - процесс развития гуманистических идей, концепций в области женского образования и воспитания в России названного периода.

Для реализации основной цели исследования определены следующие задачи:

1. Проанализировать сформировавшиеся под воздействием общественно-педагогического движения 60-х годов XIX века гуманно-демократические взгляды на женское образование К.Д. Ушинского, его соратников и последователей.

2. Раскрыть теоретические основы образования и воспитания женщины в концепции "свободного воспитания" JI.H. Толстого и К.Н. Вентцеля.

3. Исследовать взгляды революционеров-демократов 60-х годов Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, Н.В. Шелгунова на женское образование и воспитание.

4. Охарактеризовать основы гуманистической концепции женского образования П.Ф. Каптерева.

5. Показать историческое и прогностическое значение гуманистических идей педагогов второй половины XIX - начала XX века в разработке проблемы женского образования и воспитания.

Методологической основой исследования являются следующие положения:

- обусловленность возникновения и формирования педагогических концепций, теорий экономическими, общественно - политическими и культурными факторами развития общества;

- допустимость различных подходов и оценок изучаемых педагогических фактов, явлений, концепций;

- аксиологический подход к воспитанию;

- целостность изучения историко-педагогических фактов, событий и явлений;

- объективность в подборе и оценке педагогических фактов, явлений и рассмотрение их во взаимосвязи и взаимозависимости;

- диалектическое единство общего, особенного и единичного; логического и исторического; объективного и субъективного в изучении педагогических реалий, теорий;

- женское образование - самостоятельная отрасль педагогического знания, возникшая в связи с неравноправным положением женщины в обществе и семье;

- системный подход к исследованию проблемы.

Теоретическую основу исследования составили фундаментальные труды отечественных исследователей:

- в области общей педагогики: Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанского, В.П. Борисенкова, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, Н.Д. Никандрова, В.А.Сластенина, Т.А. Стефановской, В.А. Сухомлинского, В.К. Шаповалова, Е.Н. Шиянова;

- в области истории педагогики: М.В. Богуславского, Б.Л. Вульфсона, Н.К. Гончарова, А.Н. Джуринского, С.Ф. Егорова, Н.А. Константинова, Г.Б. Корнетова, П.А. Лебедева, Д.О. Лордкипанидзе, В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Е.Н. Медынского, А.В. Ососкова, А.И. Пискунова, М.Г. Плоховой, В.Г. Пряниковой, З.И. Равкина, В.З. Смирнова, В.Я. Стру-минского, Л.Л. Супруновой, А.А. Фрадкина, М.Ф. Шабаевой;

- в области психологии: В.В. Белоуса, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, К.К. Платонова.

Использовались следующие основные методы историко-педагоги-ческого исследования: анализ состояния исследуемой проблемы; изучение первоисточников и документов; накопление и фиксация фактов; сравнительно-исторический и ретроспективный анализ и синтез; обобщение и систематизация полученных результатов.

Источниковедческую базу исследования составили документы и материалы МНП России, труды отечественных педагогов, педагогическая печать, словарно-справочная литература.

Автор подробно изучил педагогическое наследие и педагогическую деятельность в области женского образования выдающихся отечественных педагогов К.Д. Ушинского, Н.А. Вышнеградского, Д.Д. Семенова, В.Я. Стоюнина, В.И. Водовозова, К.В. Ельницкого, JI.H. Толстого, К.Н. Вентцеля, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, Н.В. Шелгунова, П.Ф. Каптерева и др.

Организация и основные этапы исследования:

Первый этап (1997-1999) - поисковый: уточнялась сущность проблемы, осуществлялся сбор, накопление, анализ и систематизация материала по проблеме, определялись методологические основы исследования.

Второй этап (1999-2002) - концептуальный: обобщался систематизированный материал, делались теоретические обобщения и выводы, подготавливался материал для публикаций, выявлялись существенные связи педагогических явлений.

Третий этап (2002-2003) - итоговый: формулирование теоретических выводов, апробация и внедрение полученных результатов в практику, завершение оформления диссертации.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что в нем впервые дано целостное представление о гуманистической направленности взглядов и концепций отечественных педагогов второй половины XIX - начала XX века на проблему женского образования и воспитания. Выявлены гуманистические ценностные ориентиры целей и задач, содержания и методов обучения и воспитания девочек в семье и общеобразовательной школе, раскрытые в трудах педагогов-демократов К.Д. Ушинского, Д.Д. Семенова, В.Я. Стоюнина, В.И. Водовозова, К.В. Ельницкого, теоретиков "свободного воспитания" JI.H. Толстого, К.Н. Вентцеля, революционных демократов Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, Н.В. Шелгунова и антропологической психолого-педагогической концепции П.Ф. Каптерева. В этих концепциях в числе ведущих гуманистических ценностей образования и воспитания девочек утверждается идея приоритетного развития общекультурного компонента в содержании женского образования, обосновывается целостный подход к формированию личности женщины как равноправной с мужчиной во всех сферах жизнедеятельности общества и семьи, выдвигается мысль об оказании помощи воспитанницам в осознании своей половой принадлежности, а также требование соответствия уровня образования и воспитания женщины поло-ролевым нормам, естественной и социальной функциям женщины.

В исследовании показан вклад названных выше отечественных мыслителей в развитие мирового педагогического процесса как движения к гуманной педагогике.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что в нем обобщен исторический опыт формирования гуманистических идей развития женского образования и воспитания в России второй половины XIX - начала XX века, охарактеризованы основные направления разработки взглядов, концепций, теорий женского образования исследуемого периода, что способствует более полному и углубленному пониманию единства и целостности мирового педагогического процесса, а также поиску путей его обновления.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что положения и выводы, представленные в работе, могут быть применены для конструирования модели общеобразовательных учреждений, учитывающих специфику образования и воспитания девочек. Соответствующие материалы диссертации могут быть включены в курсы теории и истории педагогики и образования в педагогических учебных заведениях.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечена использованием первоисточников и документов, опорой на новейшие методологические подходы к изучению проблемы, соответствием методов исследования цели и задачам диссертационной работы, апробацией результатов и внедрением их в практику учебно-воспитательной работы ряда учебных заведений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Обоснование К.Д. Ушинским с позиций народности в общественном воспитании обязательного первоначального обучения девочек на родном языке, раздельного обучения мальчиков и девочек в средней школе с целью наиболее полной реализации содержания женского образования с учетом особенностей биологической и социальной природы воспитанниц, оказания им помощи в нахождении своего места в жизни, организация разносторонней "разумной деятельности" учениц, в том числе их нравственной и психологической подготовки к семейно-брачным отношениям и воспитанию детей в семье.

2. Развитие гуманно-демократических идей К.Д. Ушинского о женском образовании его соратниками и последователями:

- непрерывное духовно-нравственное общение родителей и детей в семье в целях воспитания у всех семьянинов уважительного отношения к женщине: опора на эмоциональную сферу девочек в их интеллектуальном развитии, обучении и воспитании (Д.Д. Семенов);

- приоритет литературного образования и эстетического воспитания в формировании гуманистической направленности личности женщины; связь общего среднего женского образования с профессионально-педагогической подготовкой девушек в средней школе (В.Я. Стоюнин);

- отстаивание интересов народа в распространении женского образования; обоснование необходимости усиления педагогического воздействия на девочек всех сословий в условиях совместного обучения в целях приобщения их к отечественной культуре, национальным традициям, родной литературе для более осознанного выполнения половых ролей (В.И. Водовозов);

- укрепление связи женского общего среднего образования с подготовкой будущих матерей к профессии учителя (К.В. Ельницкий).

3. Характеристика гуманистических взглядов в области женского образования и воспитания крупнейших представителей теории свободного воспитания:

- обоснование JI.H. Толстым с точки зрения религиозно-нравственного учения идеи духовного становления личности, смысла человеческой жизни, семейного благополучия, женского счастья; требование формирования у женщины ответственного отношения к собственной личности; определение содержания женского образования, необходимого для того, чтобы женщина, наравне с мужчиной, обрела нравственный смысл жизни, занималась самовоспитанием и могла воспитывать своего ребенка как личность в соответствии с разумом и совестью;

- раскрытие К.Н. Вентцелем задачи нравственного совершенствования личности как центральной проблемы воспитания и образования женщины; требование равноправия женского образования в условиях свободной, независимой от государства школы, находящейся в ведении общин или свободных союзов граждан; реализация идеи трудового воспитания мальчиков и девочек на принципах развития самодеятельности и творчества.

4. Гуманно-демократический характер требований революционеров-демократов 60-х годов о равноправии женщины с мужчиной во всех сферах жизни, в том числе в образовании, обеспечение государством всеобщего обязательного женского образования и гуманного воспитания на фундаменте коренных социально-экономических и политических преобразований общества:

- женское образование как фактор эмансипации; идея формирования личности женщины в соответствии с особенностями ее природы (Н.А. Добролюбов);

- помощь женщине "в возвышении до независимости"; антропологический подход к воспитанию и образованию женщины, приоритет эстетического воспитания, развития эмоций и чувств; семейная любовь - основное условие успеха воспитания в родительском доме (Н.Г. Чернышевский);

- обоснование связи женского образования с трудом и участием в общественной жизни; ведущая роль матери в семейном воспитании (Д.И. Писарев);

- связь воспитания и образования женщины с борьбой за освобождение народа, с общественной и семейной жизнью; участие матери в производительном труде как основное условие успеха семейного воспитания (Н.В. Шелгунов).

5. Особенности содержания и форм женского образования и воспитания в концепции П.Ф. Каптерева как развитие антропологического подхода в педагогике: учет специфики женского восприятия жизни, переживаний, отношения к миру, к детям; содействие развитию половых особенностей и индивидуальных способностей девочек как необходимое условие овладения ими культурным достоянием человечества; вовлечение воспитанниц в трудовую деятельность и общественную жизнь.

6. Раскрытие значения результатов исследования для современной педагогики и школы России.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Основные результаты проведенного исследования обсуждались в 1998-2002 гг. на заседаниях кафедры педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета; на научно-практических конференциях молодых ученых данного университета в 2000-2002 гг.; на региональной конференции "Компьютерные технологии в образовании" (Пятигорск, 1998); на краевом совещании работников учреждений среднего профессионального педагогического образования Ставропольского края (Светлоград,1999), на краевом совещании работников учреждений среднего педагогического образования Ставропольского края (Буденновск, 2002); на четвертой научно-практической региональной межвузовской конференции на тему: "Социально-экономические, политические, правовые и духовные проблемы региона (к 200-летию Кавказских Минеральных Вод)" (Пятигорск, 2002).

Опубликованные материалы использовались преподавателями ПГЛУ на лекциях, семинарах по педагогике, истории педагогики, при выполнении курсовых и дипломных работ по дисциплинам психолого-педагогического цикла в педагогическом колледже г. Железноводска; в Московском государственном открытом педагогическом Университете им. М.А. Шолохова, (Железноводский филиал); в Московском гуманитарно-экономическом институте (филиал г. Минеральные Воды) в 2000-2003 гг.

Основные положения диссертации отражены в 10 публикациях, объем которых составляет около 4 печатных листов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Мишина, Татьяна Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что проблемы образования и воспитания женщины в России в XIX - начале XX ввеков являлись частью общего вопроса о равноправии женщины в социально-политической, экономической и культурной жизни. Женщина находилась на положении неравноправной личности в государстве, обществе и семье. Она не имела равных с мужчиной прав на образование. В первой половине XIX века женское образование осуществлялось в ограниченных размерах, преимущественно для женщин из привилегированных сословий. Оно не отвечало требованиям жизни, развивалось вне государственной системы народного образования, носило сословный характер. В середине XIX столетия прогрессивная общественность, педагоги-демократы выступили с требованиями воспитания и образования женщины как личности, имеющей равное с мужчиной право на образование, готовящее ее к общественной и семейной жизни, производительному труду. Они отстаивали идею интеллектуального, духовно-нравственного, эмоционального развития личности женщины в соответствии с ее естественной и социальной природой, общественными и семейными интересами.

После отмены крепостного права в России (1861г.) страна пошла по пути капиталистического развития. Потребности капиталистического производства обусловили широкое применение женского труда, способствовали изменению социальных ролей женщины, развитию ее самосознания. Рост общественного самосознания женщин, массовое вовлечение их в капиталистическое производство актуализировали проблему расширения сферы женского образования и воспитания, организации его с учетом нового положения женщины-работницы в семье и обществе. В свою очередь, потребность производства в женском образовании оказала значительное воздействие на решение одной из глобальных проблем России - достижения равноправия женщины во всех сферах общественной жизни и семье.

Общественно-педагогическое движение 60-х годов породило общественную инициативу в развитии образования женщин, в том числе крестьянских девочек. Были созданы общественные организации, пытавшиеся распространять просвещение среди женщин-тружениц. Под воздействием общественно-педагогического движения 60-х годов царское правительство вынуждено было узаконить создание в системе образования частных средних женских учебных заведений. В соответствии с "Положением о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения" 1860 года учреждались бессословные открытые заведения с 6-летним сроком обучения для приходящих учениц. Заслуга в организации первых женских гимназий принадлежит профессору педагогики Главного педагогического института Н.А. Вышнеградскому. Стремление женщин к общественной деятельности, просветительской работе нашло воплощение в открывавшихся в 60-е годы и постоянно функционировавших женских педагогических курсах.

Общественно-педагогическое движение 60-х годов вызвало к жизни творчество великого русского деятеля народного образования, основоположника отечественной педагогики К.Д. Ушинского. Женское образование он рассматривал как составную часть общей борьбы народа за просвещение и связывал решение вопроса об образовании и воспитании женщины с ликвидацией зависимого, неравного положения женщины с мужчиной в семье и обществе. Вывил важную роль женщины в истории развития человечества, педагог показал консервативные и прогрессивные черты женского характера, источники духовной и физической силы, благодаря которым в народе сохраняется национальная особенность и "прогресс человечества проникает в нравы народа". Подробно изучив и проанализировав зарубежный опыт женского образования, Ушинский установил неприемлемые для России типы женского воспитания (например, французского, готовившего светских барышень, немецкого, ориентировавшего на практическую подготовку девушки исключительно к выполнению роли хозяйки дома). Он убедительно доказал ограниченность направлений в женском образовании и воспитании ряда западноевропейских стран (назвал их "немецко-хозяйственным" и "французско-галантерейным"). По мнению Ушинского, эти направления свидетельствовали об унизительном социальном положении женщины в наиболее развитых европейских странах. Подвергнув резкой критике немецкую и французскую системы женского воспитания, педагог, как основатель принципа народности в общественном воспитании, выступал против внесения в женское образование России чуждых иностранных элементов, которые противоречат национальным традициям семьи и общества. Ушинский выступил убежденным сторонником равноправия мужчин и женщин в образовании и считал, что образование женщины, как и образование мужчины, должно быть общечеловеческим. Вместе с тем женщину следует подготовить как воспитательницу и учительницу своих детей. Величайшая заслуга Ушинского перед Россией как раз и состоит в выработке новой концепции женского образования, суть которой заключается в полноценной общей образовательной подготовке женщин в сочетании этой подготовки со специальными педагогическими знаниями. В связи с этим он обосновал необходимость введения в женских гимназиях предметов психолого-педагогического цикла - педагогики, психологии, физиологии и гигиены, методики начального обучения, а также педагогической практики в начальной школе. Ушинским разработаны программы по педагогике для женских педагогических классов гимназии.

Ушинский отстаивал право женщин на получение не только среднего, но и высшего образования. Анализируя североамериканскую систему образования как наиболее демократическую для того времени, он отметил ее такие положительные черты, как совместное обучение детей обоего пола во всех типах школ и право женщин на получение высшего образования наравне с мужчинами. Именно такое отношение к образованию женщины педагог хотел видеть в России. Его идеи о просвещении и воспитании женщины во многом сохраняют свою актуальность в наши дни, в начале XXI века.

В соответствии с идеей народности в общественном воспитании Ушинский обосновал положение о том, что воспитание будущей матери семейства должно быть проникнуто народностью. Опираясь на идею антропологизма, он показал, что в обучении и воспитании женщины необходимо учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности женского организма. Раскрывая роль и призвание женщины в народной жизни и учитывая особенности женского организма и характера, педагог обосновал следующие положения об организации и содержании женского образования:

1. Образование женщины также важно, как и образование мужчины. Необходимость женского образования обусловлена непосредственным влиянием женщины-матери на формирование подрастающего поколения.

2. Образование женщины должно носить гуманный, общечеловеческий характер.

3. Содержание начального, основного и высшего образования должно быть одинаковым как для мужчин, так и для женщин. Разница между общим образованием женщины и мужчины может сказываться только в тех заведениях, в которых мужчины готовятся к специальной "мужской" деятельности (военной и др.).

4. Методы обучения в женских школах должны иметь специфику. Так как природа женщины более цельная и практичная по сравнению с мужской, для нее мысль, чувство и дело сливаются в одно целое, в ее обучении следует полнее опираться на чувства, использовать разнообразные виды наглядности.

5. В формировании чувственной сферы детей важную роль играет духовность и эмоциональность женщины, а поэтому в подготовке учителей-женщин это следует учитывать особо.

Ушинский выступил решительным противником закрытых привилегированных женских воспитательных и учебных заведений, критиковал их за оторванность от российской жизни. Непосредственная практическая педагогическая деятельность в Смольном институте благородных девиц позволила педагогу установить, что неудовлетворительно организованное женское образование является одной из причин возникавших разногласий между детьми разных слоев общества.

Отводя решающую роль в воспитании ребенка семье, в первую очередь матери, Ушинский обосновал необходимость педагогической подготовки женщины и считал, что каждая русская женщина должна быть подготовлена к воспитанию своих детей в дошкольном возрасте. Особое внимание мать должна уделять воспитанию своих детей в духе народности, любви к Родине, трудолюбия, способствовать их гармоничному физическому развитию.

Реформаторская деятельность Ушинского в Смольном институте имела общественное и научное значение. Она способствовала признанию идей педагога в области женского педагогического образования. Его опыт создания здесь педагогического класса послужил базой для дальнейшей разработки идей женского педагогического образования его последователями. Наряду с разработкой общих принципов подготовки учителя-женщины в России, Ушинский создал планы организации подготовки учителя в специальных учебных заведениях - в педагогических классах женских школ, сиротских заведениях, учительских семинариях, университетах.

В разработке теории женского образования Ушинский опирался на уже имеющийся опыт своих предшественников и соратников, в том числе на взгляды Н.А. Вышнеградского. Педагогическая деятельность последнего в области женского образования протекала параллельно с реформаторской деятельностью в этой области Ушинского. В деятельности Вышнеградского и коллективов созданных им гимназий реализовывались общие положения Ушинского об обучении и воспитании девочек, а также опыт Смольного института. Таким образом, педагогические взгляды и педагогическая деятельность двух основоположников просвещения женщины в России несомненно сыграли прогрессивную роль в развитии педагогической мысли и женского образования.

В развитии женского образования и воспитания огромную роль сыграла в 60-е годы статья русского хирурга Н.И. Пирогова "Вопросы жизни", в которой автор сделал совершенный переворот во взглядах на воспитание и образование, в том числе на просвещение женщины. Статья положила начало общественно-педагогическому движению 60-х годов. В ней, в частности, Пирогов поднял вопрос о роли женщины в развитии общества, об общечеловеческом воспитании и показал первостепенное назначение женщины в воспитании подрастающего поколения, отметив, что женщина-мать является главной воспитательницей человечества. В связи с этим он требовал решения проблемы женского воспитания и образования на гуманно-демократической основе. Пирогов выступил за равноправие женщины с мужчиной во всех областях жизни. Наблюдая за самоотверженной деятельностью женщин во время Крымской кампании, великий русский хирург отметил их природный педагогический такт, чувствительность, обдуманные суждения и аккуратные действия, которые применимы в любом деле, в первую очередь в воспитании детей. Он считал, что женщина должна занять важное место в обществе, наиболее отвечающее ее человеческому достоинству и умственным способностям, показал, что она способна заниматься научной, художественной, общественной деятельностью. Ученый выдвинул условие сохранения в воспитании женщины физиологической и нравственной женственности, развития разнообразных дарований женской природы.

Ушинский высоко оценивал взгляды Пирогова на просвещение женщины и особенно его мысли о том, что женщина-мать есть главная воспитательница растущего человека. Проведенное нами исследование педагогического наследия Ушинского и Пирогова позволило выявить общность их взглядов на роль, назначение женщины в обществе, на ее воспитание и образование, гуманистическую направленность этих взглядов.

Гуманистические идеи Ушинского продолжали и обогатили его соратники и последователи, педагоги-демократы - Семенов, Стоюнин, Водовозов, Ельницкий. Они выступили сторонниками общечеловеческого бессословного женского образования, отстаивали равное право женщины с мужчиной в получении не только начального, но и среднего и высшего образования, обосновывали необходимость преемственности всей системы женского образования, выступали за активное участие женщин в различных областях общественной жизни, настаивали на всеобъемлющей подготовке женщин к педагогической деятельности, более им свойственной в природном и социальном плане. Названные педагоги выявили недостатки учреждений системы закрытого женского образования, показали ее косность, сословный характер, отрыв от реальной жизни, уродливые формы воспитания и образования. Осуждению подверглись иноязычность обучения в закрытых женских учебных заведениях, дух пренебрежения к русской культуре, почти полное незнание воспитанницами русского языка и литературы, истории и географии родной страны. Педагоги-демократы защищали общеобразовательный характер женского образования, выдвинули требование сделать его общедоступным, открытым, показали социальную ценность образования женщины и его значение в воспитании подрастающего поколения. Они смогли привлечь внимание общества к женщине как человеку, равному с мужчиной во всех областях жизни, способствовали вовлечению женщины в активную общественную и культурную жизнь страны, тем самым содействовали прогрессу русского общества, развили идею непрерывного духовного обогащения женщины-матери как воспитателя своих детей, опоры на эмоциональную сферу девочек в их интеллектуальном и нравственном развитии, обосновали приоритет гуманистического, в том числе литературного образования девочек в средней школе, убедительно доказали необходимость приобщения их к отечественной культуре, национальным традициям.

Именно под влиянием взглядов прогрессивных педагогов - активных участников общественно-педагогического движения 60-х годов произошел рост численности женских учебных заведений и динамика целей женского воспитания. Так, количество гимназий ведомства императрицы Марии к началу 70-х годов возросло по сравнению с концом 50-х годов с двух до двадцати. К началу 70-х годов их насчитывалось уже тридцать, а количество министерских женских гимназий - с восьми до двадцати девяти (к началу 70-х годов их насчитывалось 124). Произошли сдвиги в содержании женского образования. В 70-е годы в женских гимназиях усилился интерес воспитанниц к учебе. Больше внимания стало уделяться воспитанию сердца и характера девушек, их подготовке к роли жены, хозяйки, матери. Усилилась гуманистическая направленность женского образования. Одной из задач женской средней школы стала подготовка воспитанниц к педагогической деятельности. С этой целью на базе женских гимназий создавались педагогические классы, педагогические курсы по подготовке учителей начальной школы.

Мысли о гуманизации женского образования нашли свое отражение в концепции свободного воспитания, основанной на уважительном отношении к личности ребенка, соблюдении его гражданских прав и свобод. Проведенное нами исследование дает основание заключить, что такие видные представители теории свободного воспитания, как JT.H. Толстой, К.Н. Вентцель, решая проблему женского образования, отражали стремление прогрессивных сил общества ликвидировать существующее неравенство в правах женщины в семье и в общественной жизни. Они требовали создания благоприятных условий для реализации "доброй природы женщины". Этих педагогов объединяло требование равноправного женского образования с мужским. Свободное воспитание женщины они рассматривали как формирование самостоятельной, творческой личности, развивающейся в неразрывном единстве со всем человечеством, подчеркивали первостепенную роль женщины-матери в воспитании ребенка в семье.

Заслуживают особого внимания взгляды J1.H. Толстого на женское образование. Великий русский писатель был в определенной мере консервативен в раскрытии назначения женщины в обществе. Крайне осуждающе относясь к женской эмансипации, считая ее фактором, разрушающим устои жизни, он не приветствовал активного участия женщины в общественной жизни. По J1. Толстому, женщина тем свободнее, чем больше она посвящает себя материнству и воспитанию детей. Свободное воспитание женщины Толстой связывал с формированием ее мировоззрения, с воспитанием ею детей в духе этого мировоззрения. Свободу в женском назначении он видел в воспитании матерью детей для блага семьи и общества. Считая детородную функцию главенствующей, писатель подчеркивал, что женщина призвана служить Богу только посредством своих детей, их воспитания. Это призвание женщины он считал основным для прогресса общества.

Основные идеи концепции свободного воспитания, выдвинутые Л. Толстым, были продолжены рядом замечательных педагогов, в том числе оригинальным мыслителем-демократом и гуманистом К.Н. Вентцелем. Женское образование педагог считал естественно необходимым и общественно важным. Он подчеркивал, что главное условие полноценного воспитания подрастающего поколения заключается в осуществлении совместного обучения детей обоего пола с целью обогащения эмоциональной и нравственной сферы как девушек, так и юношей. Именно это Вентцель признавал ведущим условием успеха учебно-воспитательного процесса школы. Являясь не только теоретиками, но и практиками свободного воспитания, Толстой в Яснополянской школе для крестьянских детей, а Вентцель в своем "Доме свободного ребенка" последовательно осуществляли совместное обучение детей обоего пола и доказали несомненные положительные результаты данного типа обучения.

Вентцель, опираясь на идеи Толстого о свободном воспитании, в своей теории исходил из того, что женщина должна быть равноправной с мужчиной во всех сферах жизни, в том числе и в образовании. Такое равенство он считал залогом свободного воспитания ребенка. Свободное воспитание женщины педагог рассматривал как формирование творческой, самобытной личности, ведущим фактором формирования которой является свободный творческий производительный труд, приносящий пользу семье, обществу и самой личности. Всестороннее образование и воспитание женщины позволит ей активно участвовать в трудовой и общественной жизни, заниматься педагогической деятельностью в соответствие с ее естественным призванием. Теория свободного воспитания Вентцеля предполагает перестройку семьи, всей семейной атмосферы на принципах равноправия, взаимной любви и уважения. В целях вовлечения родителей в активную общественную жизнь педагог рекомендовал создавать общественные объединения отцов, матерей. Вентцель глубоко обосновал необходимость систематической нравственной подготовки подрастающего поколения к функциям отцовства, материнства, к семейно-брачным отношениям. Для этого предлагал повсеместно создавать школы отцов и школы матерей. Взгляды педагога на женское образование, на воспитание подрастающего поколения в духе идей свободы, гуманизма представляются актуальными для решения современных проблем воспитания.

Проведенное исследование позволило установить, что взгляды представителей революционно-демократического направления педагогики на образование и воспитание женщин формировались под влиянием идей о радикальном, революционном изменении существовавшего общественного строя. Они призывали к революционной борьбе и считали, что только в результате изменения социального строя возможно улучшить положение женщины в обществе, активизировать ее участие в различных областях жизни, в том числе в образовании. Чернышевский, Добролюбов, Писарев,

Шелгунов показали влияние социальных условий на воспитание и развитие личности. Они требовали раскрепощения крестьянства, уничтожения дикого самовластия, наделения крестьян землей и рассматривали это как необходимые предпосылки духовного раскрепощения всего народа и каждой отдельной личности.

Революционеры-демократы критиковали порожденную самодержавным деспотизмом школу, теории авторитарного воспитания. Их педагогическая концепция включала идею гармоничного развития личности, подготовку ребенка к полноценной и счастливой жизни, выработку у молодежи нетерпимого отношения к социальной несправедливости и готовности вступить в борьбу со злом и насилием. Отводя важную роль семье в воспитании детей, революционеры-демократы показали первостепенную роль женщины-матери в формировании и развитии подрастающего поколения. В связи с этим они обосновали необходимость ее подготовки к воспитанию детей на основе изучения психологии, педагогики, анатомии, гигиены, считали необходимым в женском образовании овладение практикой воспитания детей, организованной в различных детских воспитательных заведениях. В этом их взгляды совпадали с идеями Ушинского. Революционеры-демократы обосновали необходимость воспитания женщины-матери в духе гуманистических идей, так как именно она закладывает гуманные черты личности будущего гражданина.

Критикуя постановку женского образования и воспитания в закрытых учебных заведения за их оторванность от жизни, трудовой деятельности, революционные демократы требовали пересмотра содержания и организации женского образования в России. Они предлагали применять методы и формы обучения и воспитания, способствующие развитию самостоятельности мышления воспитанниц, подчеркивали необходимость в осуществлении связи обучения с жизнью, трудом, семейным укладом, особо отмечали, что кроме выполнения материнской функции, женщины должны активно участвовать в социальной жизни общества, в различных областях производства.

Результаты проведенного исследования позволили выявить многогранные по содержанию общественно-педагогические взгляды Шелгунова, предложившего новый, революционный подход к воспитанию подрастающего поколения, суть которого заключается в коренном изменении зависимого от мужчины в семье и в обществе положения женщины. По его мнению, свободного "нового человека" - гражданина демократического общества может воспитать только женщина-мать, сама являющаяся гражданкой, активно участвующая в труде на благо общества и семьи, обладающая педагогической культурой и высокой нравственностью. Перестройку общества на новых, гуманно-демократических началах, по убеждению Шелгунова, необходимо начинать с изменения семейных отношений, с ликвидации зависимого от мужчины положения женщины в семье, с организации ее систематического образования. Задачу семьи как общественной единицы он видел в изоляции детей от социальных недостатков и в воспитании их в духе понимания интересов коллективной жизни общества. Педагог достаточно смело требовал перестройки всего семейного уклада на демократических принципах, на принципах гласности, открытости, определил личную, семейную жизнь частью общественной, а воспитание детей - общественным делом. Шелгунов советовал пересмотреть весь стиль русского воспитания. Он считал, что навязывая детям свои тенденции, предвзятые идеи и убеждения, общество создает рабов, а не свободных людей, так необходимых новому прогрессивному строю.

Шелгунов раскрыл положение о том, что воспитание ребенка в раннем возрасте зависит прежде всего от социального положения женщины, ее здоровья, работоспособности, образованности, занятости производительным трудом, ее семейного положения, оно органически тесно связано с ее физическим, умственным, социально-политическим и нравственным развитием. В связи с этим он пришел к выводу, что изменение семейного воспитания коренным образом связано с изменением тех общественных условий, которые ставят семью в неравное политическое и экономическое положение. Педагог обосновал мысль о повышении педагогической культуры родителей, прежде всего матери. Их необходимо знакомить с педагогическими и психологическими знаниями, столь необходимыми для успешного воспитания детей в семье.

Подчеркивая доминирующую роль семьи на начальном этапе развития ребенка, педагог установил научно обоснованные требования к материнскому воспитанию, которые заключались в следующем:

- начинать воспитание ребенка необходимо с первого дня его жизни;

- материнское воспитание должно включать упражнения органов чувств;

- в раннем детстве важно изолировать ребенка от влияния отрицательных примеров и впечатлений;

- дошкольное воспитание следует осуществлять в поступательном порядке, обусловленном естественной природой детского организма;

- главными средствами воспитания в материнской школе должны быть спокойная рассудительность, любовь, пример матери, отца;

- всестороннее воспитание детей означает разумное сочетание физического, трудового, нравственного, умственного и эстетического воспитания;

- в дошкольном возрасте особое внимание необходимо уделять воспитанию нравственных чувств и привычек гуманного поведения;

- необходимое условие успешного семейного воспитания детей в семье является их свобода в играх, делах, поступках.

Шелгунов особо подчеркивал необходимость участия женщины в социальной жизни и тесную связь между ролью, которую она занимает в трудовой деятельности и ее ролью как матери-воспитательницы. Педагог обратил особое внимание на развитие стремления женщины к знаниям, на ее способность заниматься наукой, на формирование нравственной сферы женщины-матери. Отмечая склонность женщин к педагогической деятельности, он призывал с уважением относиться к их учительскому труду.

В исследовании выявлена общность мыслей Шелгунова и Вентцеля о необходимости изменения семейного воспитания на демократических основах. Оба педагога по праву считали перестройку семьи необходимым условием свободного развития личности ребенка и воспитания нового человека. Критика Шелгуновым семейных отношений и его педагогическая программа воспитания детей в семье являются достаточно актуальными и сейчас, когда решаются проблемы семейного воспитания на гуманных принципах, когда активизируется подготовка молодежи к функции отцовства и материнства.

Анализ педагогического наследия Каптерева позволил заключить, что в отечественной науке никто другой так фундаментально не ставил проблему развития женского образования в России. Педагог обосновал идею дифференциации педагогического процесса в зависимости от половых особенностей учеников с том, чтобы наиболее продуктивно использовать заложенные природой их свойства и качества в формировании личности.

Опираясь на идеи Ушинского, учитывая опыт женского образования и семейного воспитания за рубежом, принимая во внимание передовые педагогические взгляды соотечественников на просвещение женщины, Каптерев сформулировал идеал женского образования и предложил свою модель реализации этого идеала. Он показал, что образование женщины должно строиться с учетом признания ее общечеловеческих прав, свобод, с учетом общечеловеческого идеала женского образования и реальных условий российской действительности. Им спроектирована стройная система семейного и общественного дошкольного воспитания. В ней отведена приоритетная роль женщине-матери в воспитании и начальном образовании детей. Каптерев обосновал необходимость сочетания семейного и общественного воспитания, подчеркнул обязательный характер участия родителей в жизни школы. Называя семейное воспитание "новооткрытой областью научной педагогики", он установил связь педагогического процесса в школе с традициями и обычаями семьи.

Заслуга Каптерева состоит в развитии антропологического направления русской педагогики, впервые обоснованного Ушинским. Оба педагога считали антропологию, прежде всего физиологию и психологию, общими основаниями педагогики. Каптерев вслед за Ушинским раскрыл особенности психологии женщины и показал необходимость их учета в процессе обучения и воспитания. Педагог пришел к выводу о том, что женское образование не должно копировать мужское, а иметь свои, специфические особенности, потому что анатомо-физиологические и психические особенности обусловливают своеобразие мышления, чувствований и характера, потому что женщины созревают скорее мужчин и ранее их останавливаются в своем развитии, их духовное и физическое созревание происходит быстрее, чем созревание мужчин. Изучая женскую психику, Каптерев установил, что женщины легче и быстрее возбуждаются, быстрее развивают свои физические и духовные силы, чем мужчины, они быстрее и сильнее реагируют на внешние возбуждения и вместе с тем быстрее истощаются, быстрее, чем мужчины, теряют физические и душевные силы. Именно быстрая возбудимость влечет у женщин быстрое развитие чувствований. Изучая особенности развития познавательной деятельности у женщины, Каптерев установил, что ее мышление отличается конкретностью и реальной направленностью, ему не свойственна абстрактность и отвлеченность; главным источником женского мышления является окружающая действительность во всей совокупности ее свойств, а также живая человеческая личность. Женский ум разностороннее и живее мужского, поэтому именно за женщинами следует признать способность быстрого понимания и более точного выражения мыслей. Однако при быстром восприятии и реакции женский ум отличается меньшей творческой силой. Педагог выявил, что в связи с меньшим даром творчества у женщины замечена большая устойчивость организма, преобладание в ней родовых свойств. Опираясь на особенности женской психики, Каптерев сделал определенные выводы о совершенствовании содержания и организации женского образования: учебный курс в женских учебных заведениях должен иметь реальный характер, его основой должна стать внешняя природа, антропология, словесность, история, Закон Божий, такой учебный курс должен отличаться материалом, связанным с наблюдениями, серьезными размышлениями о фактах и проведенных опытах и разнообразием видов учебных работ. Необходима поддержка и развитие творчества в образовании женщины.

Каптерев показал, что мужская и женская образовательные системы должны иметь общие основы, являться одинаковыми в принципах, но быть и различными, насколько различны между собою организм мужчины и женщины. Основой для построения гуманного женского образования он считал гармоническое удовлетворение духовных потребностей женщин, соответствие идеала как общечеловеческим женским свойствам, так и специфически женским, так как женщина и сходна с мужчиной, и отлична от него. Важно всегда иметь в виду, что будучи человеком, женщина всегда является женщиной. Вот почему педагог рекомендовал усилить содержание образования в женских учебных заведениях материалом гуманистической направленности. Педагог определил общие основы истинно гуманного и реального женского образования, основные черты которого заключались в следующем: по своей сущности оно должно быть общечеловеческим, его следует осуществлять в соответствии с назначением женщины в обществе и семье; общее женское образование целесообразно осуществлять в сочетании с профессиональным.

Каптерев впервые раскрыл специфику учебно-воспитательного процесса в женских учебных заведениях. Он показал, что усвоение материала, осмысление его, развитие ума неизбежно влечет за собою развитие сердца и воли девочки. Педагог считал, что в женском образовании воспитание гуманности должно быть выдвинуто на первый план в виду характерных свойств женской души.

Независимо от социально-политических взглядов представителей различных направлений общественно-педагогического движения 60-х годов объединяла озабоченность о положении женщины в обществе, проблема гуманистически ориентированного женского образования. Сравнительный анализ их взглядов позволил выявить различия в их подходах к проблеме женского образования в зависимости от классовых позиций авторов. Революционно-демократическое направление, возглавляемое Чернышевским, Добролюбовым, Писаревым, Шелгуновым, выражало интересы трудящихся масс. Представители данного направления требовали всеобщего обучения, выступали за равноправие женщин во всех областях жизни, в том числе в области образования. Педагоги либерально-демократического направления, видными представителями которого были Ушинский и его последователи, а также теоретики свободного воспитания и антропологического направления в педагогике выдвигали прогрессивные демократические требования в области женского образования, предлагая путь реформ.

Актуальность идей классиков русской педагогики о воспитании женщин несомненна и играет существенную роль в современном образовании, подтверждает необходимость усиления воспитания женщины - матери, педагогической подготовки девушек к воспитанию и образованию детей с целью разрешения возникающих в современной жизни проблем в области семейного воспитания, в сфере подготовки молодежи к семейной жизни. Проведенное исследование педагогических взглядов педагогов позволяет утверждать целесообразность дифференцированного подхода в обучении и воспитании не только по возрастному, но и по половому признаку для более эффективного осуществления педагогического процесса в современных образовательных учреждениях.

Наше исследование не претендует на полноту раскрытия названной проблемы. Для педагогической науки представляют интерес и являются актуальными такие аспекты рассматриваемой проблемы, как духовно-нравственное, эмоциональное и эстетическое воспитание в системе женского образования дореволюционной России, связь обучения девочек с жизнью, трудовое обучение и воспитание. Эти аспекты проблемы женского образования могут стать предметом самостоятельного научного исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Мишина, Татьяна Николаевна, 2003 год

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969. - 339 с.

2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX века / Сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. - 608 с.

3. Бабанский Ю.К. Избр. пед. труды. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М. - Воронеж: Изд -во ПП и СН, 1995. - 350 с.

5. Васильева Э.К. Семья в социалистическом обществе. М.: Мысль, 1985. - 156 с.

6. Вентцель К.Н. Культура и воспитание // Антология гуманной педагогики. М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1999, с. 124-186.

7. Вентцель К.Н. Основные задачи нравственного воспитания // Вестник воспитания, 1896, №2, с. 1-47.

8. Вентцель К.Н. По вопросу о создании "школы матерей" и "школы отцов" // Свободное воспитание, 1908, № 5, с.81-88.

9. Вентцель К.Н. Свободное воспитание и семья // Свободное воспитание, с. 1912, с. № 1, с.55-63.

10. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. Сборник избр. трудов // Сост. Л.Д. Филоненко. М., 1993. - 160 с.

11. Водовозов В.И. Избр. пед. соч. / Сост. B.C. Аранский. М.: Педагогика, 1986. - 475 с.

12. Водовозов В.И. Наука и нравственность // Педагогические заметки, 1863, № 5, отд. 1, с. 12-19.

13. Водовозов В.И. Неужели упадут воскресные школы? М., 1862.150 с.

14. Водовозова Е.Н. Дореформенный институт и преобразования К.Д. Ушинского. Большая Мойка, 1908. - 59 с.

15. Водовозова Е. Н. На заре жизни и другие воспоминания. М.-Л.,1934, т. 1.-608 с.

16. Вопросы истории школы и педагогики дореволюционной России / Под ред. Э.Д. Днепрова. М.: АПН СССР, 1978. - 102 с.

17. Воспитание детей в семье. М.: Учпедгиз, 1960. - 160 с.

18. Ганичева А. Некоторые страницы из истории женского образования в России // Дошкольное воспитание, 1996, №10, с.95-99.

19. Глинский Б.Б. Острогорский В. П. (1840-1902) русский педагог // Исторический вестник, СПб., 1902, июнь, с. 182-196.

20. Глинский Б.Б. Расширение образовательных прав женщин // Исторический вестник, 1897, №11, с.633-667.

21. Гольцев В.А. Воспитание женщин // Отечественные записки, 1870, №10, с.218-234.

22. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. М.: Педагогика, 1974. - 272 с.

23. Гранкин А.Ю. Семейная педагогика в России во второй половине XIX начале XX в. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996.

24. Добролюбов Н.А. Избр. пед. произведения. М.: АПН РСФСР, 1952.-735 с.

25. Добролюбов Н.А. Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1986. - 348 с.

26. Егоров С.Ф. К.Д. Ушинский. М.: Просвещение, 1977. - 143 с.

27. Ельницкий К.В. Избр. пед. статьи. М., 1896. - 429 с.

28. Ельницкий К.В. Русские педагоги второй половины XIX столетия. Пг., 1916. - 180 с.

29. Женская гимназия М.Н. Стоюниной. М., 1913. - 144с.

30. Женские гимназии и прогимназии Министерства народного просвещения 1858-1905. Исторический очерк. СПб., 1905. - 115 с.

31. Женское образование // Педагогическая энциклопедия. Т.2. М.: Советская энциклопедия, 1965, с. 18-26.

32. Женское образование // Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М.: Изд-во БРЭ, 1993, с.307-309.

33. Жураковский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. М.: Педагогика, 1978. - 103 с.

34. Зверева O.JL, Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие. М.: Изд. центр "Академия", 1999. - 160 с.

35. Зинченко Н. Женское образование в России. СПб., 1901.

36. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Андреева и др. М.: Академия, 2001. - 416 с.

37. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для пед. уч. заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. 2-е изд., испр. и дополн. -М.: ТЦ "Сфера", 2001. - 512 с.

38. К.Д. Ушинский Воспитание человека / Сост. С.Ф. Егоров. М., 2000. - 126 с.

39. К.Д. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге. -М.: Роман-газета, 1994. 160с.

40. Казина А. Картинки домашнего воспитания. СПб., 1885.

41. Камоско JI.B. Политика правительства в области образования в 60-70 гг. XIX в. М., 1970. - 26с.

42. Каптерев П.Ф. Понять детство. Семейное воспитание должно быть чуждо всякой искусственности // Семья и школа, 1966, №2, с. 17-20.

43. Каптерев П.Ф. Современное воспитание в отношении к возрастам // Наблюдатель, 1889, №5, с.50-58.

44. Каптерев П.Ф. Что может сделать школа для развития характера учащихся // Образование, 1893, №1, с.56-72.

45. Каптерев П.Ф. Душевные свойства женщин. СПб., 1895. - С. 125-174.

46. Каптерев П.Ф. Идеалы женского образования // Образование, 1898, №1, с. 1-20; 1898, №4, с.1-14.

47. Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. - 704 с.

48. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. М., 1915. - 740 с.

49. Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. - С.232-257.

50. Каптерев П.Ф. Об общественных задачах образования // Русская школа, 1892, №2, с.63-71.

51. Каптерев П.Ф. Система вполне реального женского образования // Воспитание и обучение, 1893, №8, с.220-250.

52. Каптерев П.Ф. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. -СПб., 1898, вып. 1, с. 16-23.

53. Каптерев П.Ф. Энциклопедия семейного воспитания. О природе детей. С.-П., 1899, вып. 17. - С. 16-28.

54. Катков М.Н. О женском образовании. Статьи, связанные с возникновением и постепенным ростом женской классической гимназии. М., 1897.- 14 с.

55. Кидряшова М.Ф. Проблемы всеобщего обучения в педагогической теории революционных демократов 60-70-х гг. XIX в. М., 1981. - 26 с.

56. Кобзырев Т. Ушинский о женском образовании. Черкесск: обл. кн. изд-во, 1946.

57. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. Минск: Нар. асвета, 1980. -256 с.

58. Колесников Б.В. Проблемы нравственного воспитания в общественно педагогическом движении 60-70 г. XIX в. - М., 1972. - 32 с.

59. Коменский Я.А. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 224 с. (Антология гуманной педагогики).

60. Котов А.О. К вопросу об организации восьмых дополнительных классов женских гимназий. Харьков, 1900. 16 с.

61. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Минск, 1996.-328 с.

62. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. — Самара, 1994.-240 с.

63. Красновский А.А. Педагогические идеи Н.И.Пирогова. М.: Учпедгиз, 1949. - 195 с.

64. Кузьменко Д. Сборник Постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям МНП за 1870-1912 гт. М., 1912. - 164 с.

65. Лапчинская В.П. Возникновение женских гимназий в России и история первых лет их деятельности. М., 1951.- 16 с.

66. Лапчинская В.П. Н.А. Вышнеградский его роль в развитии женского образования в России (1821-1872) // Советская педагогика, 1962, №6, с. 16-28.

67. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X начало XX века). - М.: Форум, 1998. - 583 с.

68. Лебедев П.А. Психолого-педагогическое наследие П.Ф. Каптерева // Педагогика, 2000, №5, с.70-75.

69. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебн. пособие. 4-е изд., -М.: Юрайт-М, 2001. 607с.

70. Лихачева Е.О. Материалы для истории женского образования в России. Т. 1-4. СПб., 1890-1901.

71. Лихачева Е.О. Н.А. Вышнеградский в женских гимназиях // Русская школа, 1898, № 1.

72. Лозинский Е. Современные судьбы женщин в связи с проблемами воспитания // Мир Божий, 1902, № 9, с. 1-23.

73. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д.Ушинского. -М.: Учпедгиз, 1950. 366 с.

74. Макаев В.В. История педагогики и образования. Опорные конспекты, тезисы, схемы. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001. - 127 с.

75. Макаев В.В. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Д.Д.Семенова. Тбилиси, 1956. - 198 с.

76. Макаев В.В. К вопросу о методологии исследования по истории отечественной педагогики // Гуманистическая направленность педагогики в России. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1994, с.3-6.

77. Макаев В.В. К вопросу о методологии педагогического исследования // Технология развития педагогического творчества. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1994. - С.74-82.

78. Макаев В.В. О новых подходах к преподаванию истории педагогики в педвузах // Вестник Пятигорского гос. лингв, ун-та, 1996, с.99-108.

79. Макаев В.В. Педагогика для переводчиков. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1999. - 122 с.

80. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Просвещение, 1984.304 с.

81. Макаренко. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1999. - 224 с. (Антология гуманной педагогики).

82. Малиновский Н.П. Очерки по истории женского среднего образования в России // Русская школа, 1914, №9-10.

83. Медынский Е.Н. История русской педагогики. М., 1938. - 512 с.

84. Мельникова Т.А. Женское движение в России: традиции и инновации. М.: Мысль, 2000. - 181с.

85. Михалков С. Все начинается с детства. Очерки. М.: Дет. литер., 1983.- 124 с.

86. Монтессори. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1999. - 224 с. (Антология гуманной педагогики).

87. Морозенко В.В. Педагогические взгляды Н.В. Шелгунова // Из истории русской педагогики / Под ред. В.З.Смирнова. М.: АПН РСФСР, 1957.- 148 с.

88. Московская женская гимназия Л.О. Ржевской. Москва. Садовая-Каретная, 241. М., 1896. - 15 с.

89. Мусин-Пушкин А.А. Чем должна быть наша средне образовательная школа // Русский вестник, 1902, №8, с.422-451.

90. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Советская педагогика, 1990, №9, с.41-47.

91. Норова Л.Ф. Педагогическая подготовка в женской общеобразовательной школе дореволюционной России // Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: ПГПИИЯ, 1980 (глава 3. Ушинский о женском педагогическом образовании).

92. Овцын В. Развитие женского образования. Исторический очерк. -СПб., 1887.- 132 с.

93. Орлов Я. Женщина в праве. СПб., 1895.

94. Осинин И.Т. Исторические заметки о положении и образовании женщины // Женское образование, 1876, №8, с.24-32.

95. Острогорский В. Двадцатипятилетие женских гимназий // Вестник Европы, 1883, т.2, с.827-838.

96. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. / Под ред. А.И. Пискунова. М.: Педагогика, 1976. -600 с.

97. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX века / Под ред. Э.Д. Днепрова. - М.: Педагогика, 1991.-448 с.

98. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли / Под ред. Е.И. Зейлигер-Рубинштейн. Л., 1978. - 108 с.

99. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России: Историко-педагогические очерки. М.: Педагогика, 1979. - 216 с.

100. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебн. для студентов / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. 3-е изд. дополн. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.-512 с.

101. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебн.пособие для студ. средн. пед. уч. зав. / Под ред. С.А. Смирнова. М., 2000. -510 с.

102. Педагогическая антропология: Учебн. пособие / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. М.: Изд-во УРАО, 1998. - 576 с.

103. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. - 528 с.

104. Песковский М.А. Образование женщин у нас и за границей // Русская мысль, 1886, №7, с.54-93.

105. Песталоцци. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998. 224 с. (Антология гуманной педагогики).

106. Петербургская женская гимназия М.Н. Стоюниной. СПб., 1908.22 с.

107. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. - 204 с.

108. Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Избр. пед. соч. М.: АПН РСФСР, 1952, с.55-84.

109. Пирогов Н.И. Избр. пед. соч. М.: АПН РСФСР, 1952. - 702 с.

110. Писарев Д.И. Избр. пед. соч. М.: АПН РСФСР, 1951. - 414 с. Ш.Писарев Д.И. Избранные педагогические высказывания. - М.,1. Учпедгиз, 1938. 232 с.

111. Писарев Д. И. Мысли Вихрова о воспитании женщин // Русское слово, 1865, № 4, с. 16-32.

112. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Изд-во профтехобразования, 1984. - 174 с.

113. Плеханов А.В. Теория воспитания "мыслящих реалистов" (к 150-летию со дня рождения Д.И. Писарева) // Советская педагогика, 1990, № 10, с.98-104.

114. Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В.Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1992. - 256 с.

115. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. Учебник-справочник М.: Новая школа, 1995. - 96 с.

116. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

117. Равкин З.И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований. М.: РАО, 1993. - 93 с.

118. Решеткина Ж.А. К.Д. Ушинский о женском образовании // Ушинский и современные проблемы просвещения Чебоксары: Изд-во ЧГПИ, 1974, с.59-62.

119. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения, III.-СПб., 1865.-312 с.

120. Сведения о женских гимназиях ведомства императрицы Марии, (без указ. места и года изд.) 14 с.

121. Семейное воспитание. Краткий словарь / Сост.: И.В.Гребенников. М.: Политиздат, 1990. - 319 с.

122. Семейное воспитание. Словарь для родителей / Под ред. М.И. Кондакова. М.: Просвещение, 1967. - 350 с.

123. Семенов Д.Д. Епархиальные женские училища за первое 50-летие их существования // Русская школа, 1893, №9, с. 12.

124. Семенов Д.Д. Н.И.Пирогов о призвании русской женщины // Женское образование, 1891, № 1, с. 1 -8.

125. Семенов Д.Д. Из пережитого // Русская школа, 1892, №7, с.22-26.

126. Семенов Д.Д. Избр. пед. соч. М.: АПН РСФСР, 1953. - 398 с.

127. Сизов В. Воспоминания о В.Я. Стоюнине. М.: Пантеон литературы, 1889. -С.2-24.

128. Скворцов И. В. Прошлое и настоящее С.-Петербургских женских гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии 1858-1908. СПб., 1908.- 165 с.

129. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. уч. завед. 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.

130. Слепенкова Е. А. Из истории женского среднего образования в России // Педагогика, 2000, № 9, с.74-78.

131. Смирнов В.З. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX века. М.: Учпедгиз, 1963. - 312 с.

132. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Пед. общество России, 2000. - 416 с.

133. Современные проблемы историко-педагогических исследований. Тезисы докладов и выступлений на XII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и пед. науки. М.: РАО, 1992. - 272 с.

134. Степашко JI.A. Философия и история образования. М., 1999.272 с.

135. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебн. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. М.: Совершенство, 1998. - 368 с.

136. Стоюнин В.Я. Воспитание русской женщины // Русский мир, 1859, №3, с. 16-28.

137. Стоюнин В.Я. Заметки о русской школе // Вестник Европы, 1881, т.З, с. 107-135.

138. Стоюнин В.Я. Избр. пед. соч. М.: АПН РСФСР, 1954. - 398 с.

139. Стоюнин В.Я. Педагогические задачи Пирогова // Исторический вестник, 1885, № 4, с.156-169; №5, с.298-332.

140. Стоюнин В.Я. Наша семья и ее исторические судьбы // Вестник

141. Европы, 1884, № 1, с Л 2-24.

142. Стоюнин В.Я. Образование русской женщины // Исторический вестник, 1883, №5, с.54-68.

143. Суворов Н.С. Гражданский брак. СПб., 1895. - 180 с.

144. Сухомлинский В.А. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1997. -224 с. (Антология гуманной педагогики).

145. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Просвещение, 1979.-334 с.

146. Тимощенко JT.H. К.Д.Ушинский о воспитании девочек // Вопросы истории педагогики. Томск: Изд-во ТГПИ, 1975.

147. Толстой JI.H. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 224 с. (Антология гуманной педагогики).

148. Толстой JI.H. Выдержка из частного письма по поводу возражений на статью "Женщинам" // Полн. соб. соч. в 90 т. М.: Терра, 1992, т.25. -С.412-415.

149. Толстой JI.H. О браке и призвании женщины // Полн. собр. соч. в 90 т.-М.: Терра, 1992, т.7. С.133-135.

150. Толстой JI.H. Пед. соч. М.: Педагогика, 1989. - 214 с.

151. Толстой Л.Н. Пед. соч. М.-Л.: Учпедгиз, 1948. 390 с.

152. Университеты и средние учебные заведения, мужские и женские // Русская школа, 1892, № 1, с.72-84.

153. Усачева Р.Ф. Формирование системы женского среднего образования в России. Ростов-на-Дону, 1997. - 249 с.

154. Устав женских гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии. СПб., 1906. - 54с.

155. Ушинский К.Д. Внутреннее устройство северо-американских школ // Собр. соч., т.2. С.204-232.

156. Ушинский К.Д. Одна из темных сторон германского воспитания // Собр. соч., т.З. С.262-276.

157. Ушинский К.Д. Отчет о командировке за границу // Собр. соч., т.З. -С.453-586.

158. Ушинский К.Д. Руководство к преподаванию по "Родному слову", т.1 // Избр. пед. соч., т.2. 412 с.

159. Ушинский. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 224 с. (Антология гуманной педагогики).

160. Федотова И.Б. К.В. Ельницкий: педагог-демократ, учитель учителей-женщин. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001. - 197 с.

161. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики: Учебн. пособие. М., 1995. - 160 с.

162. Фромм А. Азбука для родителей. Л.: Лениздат, 1991. - 319 с.

163. Фромм. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000. - 224 с. (Антология гуманной педагогики).

164. Харчев А.Г. Социалистическая революция и семья // Социс, 1994, №6, с.90-96.

165. Христофорова Н.В. Женские гимназии в России // Педагогика, 1998, №4, с.80-86.

166. Христофорова Н.В. Российские гимназии XVIII-XX веков. М.: ГЛК, 2001.-202 с.

167. Цакни Н. Задачи женского образования // Наблюдатель, 1894, №2, с.34-45.

168. Чернышевский Н.Г. Июльская монархия // Полн. собр. соч. т.7. -С.82-102.

169. Чернышевский Н.Г. О том, какие книги должно давать читать детям. Избр. пед. высказывания. М.: Гос. уч. пед. изд-во, 1936. - С.33-39.

170. Чернышевский Н.Г. Статья "Земледельческой газеты" о народном образовании, о телесных наказаниях и о семейных нравах простолюдинов. Хрестоматия по истории педагогики / Сост. проф. Смирнов В.З. М.: АПН РСФСР, 1961, с.273-274.

171. Чернышевский Н.Г. Суеверие и правила логики // Поли. собр. соч., т.5. С.632-695.

172. Чернышевский Н.Г. Ясная поляна. Школа. Хрестоматия по истории педагогики / Сост. проф. Смирнов В.З. М.: АПН РСФСР, 1961, с.274-288.

173. Шаповалов В.К. Профессиональная карьера. Учебн. пособие для студентов. Ставрополь: ССШ, 1999. - 152 с.

174. Шелгунов Н.В. Воспоминания. М.: Гиз, 1923. - 320 с.

175. Шелгунов Н.В. Избр. пед. соч. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954.403 с.

176. Ширяев В. Русские революционеры-демократы о воспитании молодого поколения в духе гуманизма. М., 1967. - 26 с.

177. Школа и педагогическая мысль в России в 60-70-е годы XIX века / Метод, разработки. Сост.: В.В. Макаев. Пятигорск: ПГПИИЯ, 1976. - 20 с.

178. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. М., 1961.

179. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Знание, 1966.-80 с.

180. Яковлева М.А. Из педагогической деятельности К.Д. Ушинского в Смольном институте // Советская педагогика, 1954, № 3.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.