Гуманизм и справедливость в реформировании военной организации современного российского общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Гюламирян, Корюн Антеванович

  • Гюламирян, Корюн Антеванович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Пермь
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 187
Гюламирян, Корюн Антеванович. Гуманизм и справедливость в реформировании военной организации современного российского общества: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Пермь. 1999. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Гюламирян, Корюн Антеванович

Введение.

Глава I. Гуманизм и справедливость как категории социальной философии.

§1. Содержание понятия гуманизм и его развитие в культурноисторическом процессе.

§2.Социальная справедливость как принцип общественных отношений: история и современность.

Глава II. Реализация принципов гуманизма и справедливости в жизнедеятельности военной организации российского общества в период ее реформирования.

§1. Специфика проявления и реализация социальной справедливости в воинской деятельности в период реформирования российского общества и его военной организации.

§2. Основные направления и способы реализации фундаментальных идей и норм гуманизма в жизнедеятельности российских военнослужащих.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гуманизм и справедливость в реформировании военной организации современного российского общества»

Актуальность исследования:

Нарастание значения гуманизации общественных и межличностных отношений, утверждение социальной справедливости проявляются в социально-политических и идеологических изменениях современной цивилизации, в осознании значимости глобальных проблем, в признании приоритета общечеловеческих ценностей.

Обновляющееся российское общество ощущает потребность в философском осмыслении гуманизма и социальной справедливости, в уточнении концептуально-методологических основ комплексного исследования данных проблем. В современных условиях содержание гуманизма и социальной справедливости существенно трансформируются, по своему объему и значению они выходят за традиционные рамки рассмотрения общественными науками и практикой, что требует необходимого уровня теоретического отражения.

В условиях реформирования российского общества существует необходимость в оптимизации процессов практического разрешения назревших противоречий социальной действительности, в том числе в военной организации, одним из действенных механизмов реализации которых является последовательное утверждение норм гуманизма и социальной справедливости.

Движение российского общества, его вооруженных сил по пути демократизации непосредственно связано с гуманизацией общественных отношений, в том числе и воинских отношений, с реализацией норм социальной справедливости в жизнедеятельности воинского коллектива. Гуманные отношения являются той основой и источником, которые определяют одно из главных направлений совершенствования демократии в сфере воинской деятельности, так как связаны с проявлением сущностных черт личности воина.

В сфере воинской деятельности в силу ряда причин накопилось множество проблем и негативных явлений, многие из которых стали достоянием широких масс, благодаря демократизации общества и средств массовой информации. Наиболее запущенными и нерешенными оказались вопросы социальной и правовой защищенности военнослужащих, возможности их гармонического развития, проблемы демократизации и гуманизации межличностных отношений в воинских коллективах, утверждение принципов социальной справедливости в воинской деятельности и др.

Кризисное состояние военной организации российского общества стало фактом. Большинство политиков и военных понимают, что нужны энергичные меры по реформированию существующей структуры вооруженных сил, по адаптации ее к новым социальным условиям, хотя и по разному видят причины и сущность кризиса. Для реформирования армии недостаточно простого введения закона о формировании армии на добровольной основе. Требуется существенная реорганизация стратегии взаимодействий между армией и обществом, изменение образа армии в глазах различных социальных групп общества, усиление социального контроля общества над армией.

В основных своих чертах предстоящая военная реформа должна быть ориентирована на формирование таких отношений в воинских коллективах, которые бы основывались на высоком профессионализме и компетентности, на уважении личности и человеческого достоинства военнослужащего, его социальной и правовой защищенности, на приоритете общечеловеческих ценностей, на расширении прав и свобод военнослужащих, на демократизации стиля управления и субординационных отношений.

Возможно, не все проблемы будут решены успешно. Придется, по-видимому, еще долго считаться с такими противоречиями, как демократизация армии и укрепление единоначалия; расширение прав и свобод военнослужащих и необходимость их ограничения и др. Поэтому взгляд на вооруженные силы через призму гуманизма и социальной справедливости позволяет уточнить концепцию их реформирования, увидеть новые ее грани, эффективно использовать гуманистические идеалы и принципы справедливости для демократизации российской армии.

Дальнейшая разработка концепции военной реформы, органично связанная с заботой о человеке, гарантирующая военнослужащему социальную защищенность, предполагает повышенное внимание к гуманному восприятию самого военнослужащего. Сам процесс гуманизации отношений в воинских коллективах, при условии обстоятельной его теоретической проработки и обоснования практической значимости, может выступить действенным фактором совершенствования боевой и морально-психологической подготовки личного состава.

В армейской среде всегда более сильно выраженной была традиция укрепления командных основ единоначалия. На процесс гуманизации отношений между военнослужащими обращалось меньше внимания, а иногда и вовсе игнорировалось. Современный этап реформирования Вооруженных Сил России обусловливает существенную активизацию формирования гуманного отношения к личности военнослужащего и утверждения норм социальной справедливости в воинских коллективах. Назревшие проблемы гуманизации воинской деятельности и утверждения норм социальной справедливости в жизнедеятельности военнослужащих требуют специального философского осмысления этих общественных явлений, их социальных функций, особенностей проявления и механизма реализации в специфических условиях армейского социума.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы гуманизма и человека являются предметом постоянного и неослабевающего интереса со стороны представителей различных научных дисциплин и направлений. В многочисленных монографиях, брошюрах, статьях и сборниках рассматриваются различные аспекты этой проблемы: человек и его метафизическая природа (См. например: 162а, 209, 211), человек в системе экономических (См. например: 207), политических (См. например: 23, 234) и нравственных (См. например: 101) отношений, личность и общество (См. например: 186), отчуждение личности (См. например: 148, 231), гуманизм и правопорядок (См. например: 139).

Рассуждая о гуманизме, исследователи начинают, как правило, с разграничения двух аспектов его применения - в узком и в широком смысле слова. Философы-практики единодушны во мнении, что гуманизм в узком смысле слова - это конкретно-историческое явление, связанное с культурой эпохи Возрождения. Отмечается также, например, Л.М. Баткиным, что ренессансный гуманизм может пониматься как определенная профессиональная область деятельности, которая заключалась в занятиях и преподавании известного набора дисциплин ( грамматика, риторика, поэзия, история и моральная философия), включая сюда философию политическую, и как специфическое мировоззрение, выразившее сущность ренессансного типа культуры. (См.: 22).

Гуманизм в широком смысле слова авторы трактуют в основном по-разному. Гуманизм рассматривается как принцип морали (См.: 7, 183а), как мировоззренческий принцип (См.: 81а, С. 89), как универсальный принцип общественного бытия (См.: 204, С. 257; 226, С. 8).

Понятие гуманизм употребляется и для обозначения жизнеутверждающих систем мировоззрения, в которых человек, его гармоничное и всестороннее развитие признаются высшей ценностью и критерием всего общественного прогресса (См.: 38, С. 4). Многоплановость и обилие дефиниций гуманизма объясняются сложностью и богатством общественных отношений, в которых он проявляется.

Попыткой нового осмысления понятия "гуманизм" является дискуссионная статья кандидата философских наук Панфиловой Т.В. "О содержании понятия "гуманизм" (См.: 153, С. 112-117). В ней хорошо просматривается приоритет общечеловеческих ценностей в определении сущности гуманизма, показана его эволюция на различных этапах общественного развития.

В целом же анализ научной литературы по данной проблеме позволяет выделить наиболее и наименее изученные стороны, определить общие подходы в исследовании процесса гуманизации отношений в обществе, социальных группах (коллективах).

Первый подход связан с философским осмыслением социально-исторического развития общества, становления в нем гуманных отношений. Многие авторы, среди которых Б.Н. Бессонов, Л.П. Буева, В.Н. Волков, Л.Б. Волченко, В.П. Кротиков, A.C. Панарин, Т.В. Панфилова, В.К. Пухликов, JI.B. Скворцов и др.(См.: 37, 40, 43, 66, 106, 221), рассматривают процесс гуманизации отношений применительно к различным сферам общественной жизни и изучают его содержание, противоречия, тенденции, анализируют детерминанты гуманизации. Проблемы гуманизма рассматривались в трудах В.А. Кайдалова, Н.З. Короткова, М.Г. Писманика (См.: 73а, 156а). В ходе социально-философского анализа были выделены исторические ступени, типы, сферы гуманизации общественной жизни, материальные и духовные факторы, условия, которые на нее воздействуют, отчуждаемость человека от результатов своего труда, как одна из основных причин дегуманизация отношений в обществе. Рассмотрены вопросы влияния культуры на гуманизацию отношений в обществе, их диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность.

Второй подход отражает стремление ряда отечественных и зарубежных авторов, таких как Б.Г. Григорьян, Е.А. Железов, Л.Н. Коган,

О.Н. Крутова, В.Ф. Сержантов, И.Т. Фролов, В. Франкл, Ю. Хабермас, Э. Фромм и др.(См.: 55, 70, 96, 178, 218, 222, 224), рассмотреть диалектику общественных отношений через призму анализа сущности человека, его индивидуальных особенностей и личностных свойств, потребностей и интересов и их реализации в практической деятельности. Хотя авторы здесь не рассматривают в прямой постановке "очеловечивание" общественных отношений, но их научные идеи помогли диссертанту выделить "собственно человеческую" сторону процесса гуманизации отношений, соотнести в нем общественное с индивидуальным (личностным).

Третий подход связан с рассмотрением проблем гуманизма с позиций неомарксизма, глобализма и экзистенциализма, (Г. Маркузе, А. Печчеи, Ж-П. Сартр, М. Хайдеггер и др.). В их трудах рассматриваются основные идеи современного (глобального) гуманизма.

Четвертый подход получил свое выражение в исследованиях различных аспектов отношений в воинских коллективах военными учеными. В трудах И.И. Барсукова, Л.Г. Егорова, В.Н. Ковалева, Б.В. Кузьменко, Ю.В. Мамонтова, Н.В. Нарыкова, А.И. Сацуты, A.A. Федотова и др.), исследуются различные сферы жизнедеятельности воинских коллективов и их влияние на характер отношений между военнослужащими. Большое значение для изучения, осмысления истории, теории, тенденций развития гуманизма в вооруженных силах имеют диссертационные исследования Грабаря В.В., Дегтярева В.И., Куприянова Б.А., Кротикова В.П., Максименко В.В. и др. Достоинством указанных исследований является то, что в них дается анализ понятия "гуманизм" применительно к деятельности военнослужащих, рассматриваются основные аспекты проявления гуманизма в жизнедеятельности воинского коллектива. В то же время авторы, за исключением В.В. Грабаря, В.И. Дегтярева, не сумели преодолеть ограниченность классового подхода к проблеме гуманизма.

Социальная справедливость как сложное, многоплановое явление исследуется, как и гуманизм, с позиций различных общественных дисциплин: социальной философии, социологии, правоведении, этики, отраслей экономического знания. Литературу, имеющую отношение к изучению проблем справедливости, можно условно разделить на ряд направлений. Проблема социальной справедливости первоначально рассматривалась, главным образом, в этике с момента ее возникновения как науки. Эта тенденция, в известной мере, сохранилась до конца 80-х годов и в нашей отечественной литературе. Наиболее интенсивно и плодотворно это направление разрабатывалось в трудах JIM. Архангельского, А.И. Титаренко, Л.Г. Гринберга, Ю.И. Сулина. Этическому аспекту рассмотрения проблемы справедливости посвящены также кандидатские диссертации P.A. Бабахановой "Соотношение социологических и моральных аспектов в категории справедливости" (1977 г.) и Б.И. Кашникова "Справедливость как нравственная проблема социалистических распределительных отношений" (1986 г.). В этической литературе социальная справедливость рассматривалась как нравственное понятие, как отношения сущего и должного, реального и идеального видения действительности.

Проблеме социальной справедливости уделяется большое внимание в отечественной правовой науке. Значительный вклад в изучение социально-правового аспекта справедливости внесли ученые-правоведы: Г.В. Мальцев, А.Н. Экимов, Л.С. Явич и др. Так, в своей монографии "Социальная справедливость и право" (См.: 1156) Г.В. Мальцев рассматривает справедливость как принцип отношений обменного и распределительного типа, а также в плане объективного и субъективного уровней справедливости.

В восьмидесятые годы, когда в Советском Союзе ставился вопрос о перестройке общественных отношений, в работах многих авторов того периода обсуждались социально-экономические аспекты социальной справедливости. В этом плане следует отметить сборник трудов института социологических исследований АН СССР "Социальная справедливость и пути ее реализации в социальной политике" (См.: 185а), работы А.Г. Аганбегяна, Л.И. Абалкина, Т.Н. Заславской, В.З. Роговина, Б.В. Ракитского, Н.П. Шмелева и др. (См.: 192). По их мнению, в основе механизма осуществления социальной справедливости лежат обеспечение динамического соответствия конкретных форм производственных отношений постоянно развивающимся производительным силам и реализация принципа распределения по труДУ

Однако для всех этих направлений характерным являлось сужение анализа проблемы справедливости рамками отдельных сфер отношений. Недостаточно также собственно философских исследований проблем справедливости. В этом плане необходимо отметить монографии З.А. Бербешкиной "Справедливость как социально-философская категория" и Дж. Роулса «Теория справедливости» (См.: 23а, 166). Вместе с тем, замысел обосновать понятие справедливости как социально-философскую категорию, не был в достаточной мере реализован. В книге преобладает этический и правовой взгляд на справедливость.

Начиная с 80-х годов защищен ряд диссертаций по философии, посвященных анализу справедливости (См.: 6, 36, 74). Интересным представляются также подходы к рассмотрению социальной справедливости в работах В.В. Козловского, И.А. Симон (См.: 84, 85, 182). В них социальная справедливость рассматривается в соотношении с понятиями "социальная ответственность" и "свобода личности".

Применительно к сфере воинской деятельности проблема социальной справедливости в прямой постановке рассматривается в работах В.И. Анисимова, Е.Д. Богатырева, F.F. Лозы, В.А. Семихина (См.: 12, 33, 111, 179). В них авторы рассматривают проблему социальной справедливости применительно к конкретным направлениям деятельности вооруженных сил. Вместе с тем необходим дальнейший философский анализ проблемы социальной справедливости, выяснение тенденций ее развития в условиях новых социально-экономических и политических отношений, складывающихся в России.

Практически нет трудов и диссертационных исследований, анализирующих соотношение социальной справедливости и гуманизма, выявляющих закономерность этой диалектической взаимосвязи, потребность в которых сегодня ощущается особенно остро. Отсутствие трудов, посвященных социально-философскому анализу приоритетного значения проблем гуманизма во взаимосвязи с социальной справедливостью, значительно обедняет проблематику социальной философии, ее связь с практикой обновления нашего общества.

Вместе с тем, в теории человековедения, в практике становления правового государства и гражданского общества важнейшее значение, на наш взгляд, имеют проблемы гуманизации всех сфер общественной жизни во взаимосвязи с действительным утверждением социальной справедливости и демократии. Нам представляется, что диалектический подход к этим проблемам, рассматривающий гуманизм и социальную справедливость в их взаимосвязи и взаимозависимости, выводит их изучение на новый уровень. Все сказанное определило выбор темы, постановку целей и конкретных задач исследования.

Объект исследования - реально существующие отношения гуманности и справедливости в современном российском обществе и его военной организации, а также содержание понятий "гуманизм" и "социальная справедливость".

Предмет исследования - основные стороны, раскрывающие гуманизацию межчеловеческих отношений в обществе и в воинских коллективах, взаимосвязь гуманизма и социальной справедливости, особенности проявления и специфика реализации фундаментальных идей гуманизма и справедливости в жизнедеятельности российских военнослужащих.

Основной целью исследования является социально-философский анализ категорий гуманизма и социальной справедливости, выявление сущности и содержания данных категорий, исследование реально существующих проблем, препятствующих гуманизации воинской деятельности и утверждению норм социальной справедливости, выявление методологического и практического значения идей гуманизма и социальной справедливости для реформирования российского общества и его военной организации. Цели исследования осуществляется через постановку следующих задач:

- дать социально-философский анализ проблем гуманизма и социальной справедливости в историческом контексте;

- определенить общие принципы, основные формы, направления и противоречия процесса гуманизации и утверждения норм социальной справедливости;

- раскрыть всеобщность и необходимость гуманизма и социальной справедливости как общественных явлений и принципов жизнедеятельности;

- на основе обобщения практики функционирования гуманизма и социальной справедливости в условиях воинской деятельности, указать пути их реализации и совершенствования.

- осуществить социально-философский анализ основных противоречий армейской действительности, выделить основные направления и способы реализации фундаментальных идей и норм гуманизма и социальной справедливости в жизнедеятельности российских военнослужащих.

Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из двух глав, включающих четыре параграфа, введения и заключения.

Теоретико-идейной базой в данном исследовании явились, в первую очередь, положения, содержащиеся в трудах классиков мировой общественной мысли - Сократа, Платона, Аристотеля, Макиавелли, Руссо, Канта, Фейербаха, Маркса, Бердяева, Сартра, Маркузе и др.

В качестве методологической основы использованы теоретические положения диалектики как всеобщего принципа исследования; материалистическое понимание истории в качестве метода исследования человеческой деятельности и общественных отношений; выводы и основные идеи современного (глобального) гуманизма основателя "Римского клуба" А. Печчеи; важнейшие положения теории интегральной целостности человека, в основу постижения которой положены экзистенциальные аспекты его существования (Н.А. Бердяев, Ж-П Сартр, П.А. Сорокин, Э. Фромм, М. Хайдеггер). В ходе исследования автор использовал теоретические положения в трудах современных отечественных и зарубежных мыслителей по проблемам гуманизма и социальной справедливости, а также труды философов и ученых, исследующих другие области научного знания, связанные с проблемами человека и его отношений в обществе, материалы теоретических и научно-практических конференций.

Методологической базой обоснования гуманистического мировоззрения являются также либеральные концепции организации общественных отношений. Несмотря на эволюцию классического либерализма, главные его положения, вытекающие из центральной идеи самоценности индивида, его автономии и свободы, его права и возможности самому определять свои жизненные цели и выбирать направление деятельности, сохранили свою силу. Либерально-демократические цели лежат в основе концепции естественного права. Теория естественного права содействует демократизации общества, ибо, провозглашая принципы свободы, справедливости, формирует демократические представления об общественном и государственном устройстве, она хорошо вписывается и в культурное развитие общества, поскольку ее основу составляют идеи гуманизма, свободы, справедливости, являющиеся условием для проявления творческих способностей человека, формирования общечеловеческих ценностей.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- в работе осуществлен социально-философский анализ категорий гуманизма и справедливости в их диалектической взаимосвязи;

- делается попытка обоснования методологии анализа сущности человека с позиций современного (глобального) гуманизма, рассматривающего личность как самодовлеющую экзистенциальную ценность;

- автором исследованы особенности проявления и специфика реализации социальной справедливости в воинской деятельности;

- определены основные направления и способы реализации фундаментальных идей гуманизма в жизнедеятельности российских военнослужащих.

- показана зависимость качественных характеристик военной реформы в России от эффективности процесса гуманизации общественных отношений и общественного сознания как в обществе, так и в армии, неуклонного утверждения идеалов свободы, равенства, справедливости, гуманизма.

Основные положения, выносимые на защиту:

- гуманизм и справедливость - диалектически взаимосвязанные понятия: гуманизация общественных отношений является определяющим фактором развития и реализации норм социальной справедливости, а становление и укрепление справедливых общественных отношений - необходимым условием утверждения в обществе принципа гуманизма и общечеловеческих ценностей;

- процесс гуманизации общественных отношений и утверждение норм социальной справедливости рассматривается как основа формирования гражданского общества с демократическим правовым государством, а зрелость гражданского общества с твердым правопорядком и законностью - в качестве таких важнейших ценностей, как гуманизм, свобода, равноправие, социальная справедливость и др.

- демократический либерализм, ставящий в центр общественных отношений автономного индивида, и естественноправовая концепция, исходящая из признания естественных и неотчужденнных прав и свобод человека и гражданина, являются идейно-теоретической и методологической базой исследования проблем гуманизма и социальной справедливости, их диалектического взаимодействия.

- Гуманизация межчеловеческих отношений и утверждение социальной справедливости как одной из всеобщих социально-исторических закономерностей развития общества, проявляющаяся в виде тенденции, пронизывает все его структуры, и в том числе вооруженные силы, социальную основу которых составляют воинские коллективы.

- Современный уровень развития общественных отношений наиболее адекватно отражается через систему идей современного (глобального) гуманизма.

- Содержание социальной справедливости составляют общественные отношения, характеризующиеся определенной степенью социального равенства (и неравенства) людей и неуклонным соблюдением основных общечеловеческих принципов, что проявляется в соответствии между правами и обязанностями, деянием и воздаяниям, заслугами людей и их общественным признанием, социальным положением и ролью в обществе. Несоответствие в любом из этих соотношений оценивается как несправедливость.

- Оптимальными путями гуманизации отношений между военнослужащими в условиях реформирования общества и армии являются: профессионализация деятельности военнослужащих, демократизация жизни воинских коллективов, формирование гуманистической личности воина-гражданина, защитника Отечества.

Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены в выступлениях на межвузовских научно-практических конференциях г. Перми: "Проблема человека в гуманитарных и социальных науках" (1997), "Состояние и перспективы развития российского общества, государства и права" (1998), "Проблемы научных исследований и преподавания гуманитарных дисциплин в вузах МВД" (1998); обсуждались на заседаниях кафедры философии Пер-мГТУ, кафедры гуманитарных и социальных наук Пермского военного института ВВ МВД России; излагались в лекциях и докладах перед слушателями и курсантами Пермского военного института ВВ МВД России, использовались на заседаниях кружков военно-научного общества, в учебном процессе по предмету "философия". Отдельные положения работы используются в практической деятельности группы профессионального отбора при Пермском военном институте ВВ МВД России.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

1. Гуманизм и социальная справедливость в системе общечеловеческих ценностей. // Проблемы истории и современности российских внутренних войск. Сборник статей. Выпуск II. Пермь, ПВИ ВВ МВД России,1997. С. 37-49.

2. Содержание понятия «гуманизм» и его развитие в культурно-историческом процессе. // Проблема человека в гуманитарных и социальных науках. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции 24 октября 1997 года. Пермь ПВИ ВВ МВД России,1997. С. 43-51.

3. Специфика проявления и реализация принципов гуманизма и справедливости в жизнедеятельности российских военнослужащих. //

17

Состояние и перспективы развития российского общества, государства и права. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции 18 апреля 1998 года. Пермь, ПФЮИ МВД РФ, 1998. С. 27-32.

4. Проблемы гуманизма и социальной справедливости в преподавании курса философии. //Проблемы научных исследований и преподавания гуманитарных дисциплин в вузах МВД. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции 9 декабря 1998 года. Пермь, ПВИ ВВ МВД России,1999. С. 60-66.

Гл. 1. ГУМАНИЗМ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК КАТЕГОРИИ

СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Гюламирян, Корюн Антеванович

Основные выводы исследования позволяют сформулировать рекомендации, реализация которых способствовала бы утверждению справедливости и дальнейшей гуманизации отношений в воинских коллективах.

1. Рекомендации теоретического порядка, диктуемые необходимостью дальнейшего исследования данного предмета. В самостоятельном исследовании нуждаются следующие проблемы: гуманизация отношений между военнослужащими и культурно-духовная сфера; гуманизация отношений между военнослужащими и политическая сфера; гуманизация межличностных отношений в первичных воинских коллективах; гуманизация мышления военных кадров, их стиля деятельности; система социальных ценностей и ее влияние на гуманизацию отношений в воинских коллективах; гуманизация международных военно-политических связей.

2. Рекомендации практического порядка: а) несомненную пользу в гуманитарной подготовке военнослужащих, думается, принес бы выпуск специальных брошюр, пособий по проблемам человековедения, гуманизма отношений, воинского братства, милосердия с использованием фактов отечественной военной истории.

- в условиях массового сокращения численности вооруженных сил предусмотреть создание различных уровней Государственной службы занятости военнослужащих и членов их семей по вопросам трудоустройства, переобучения, профессиональной ориентации, материальной защиты и создания новых мест;

- принять положение о регламенте служебного времени офицеров и прапорщиков с установлением правовых основ его определения и принципов использования;

167

- обеспеченить право каждому военнослужащему на судебную защиту в органах судопроизводства, расширить представительство военных юристов в штатах воинских частей с предоставлением им прав и обязанностей по юридическому контролю, правовому воспитанию и образованию военнослужащих;

- освободить командиров (начальников) от обязанностей, не связанных с боевой и мобилизационной готовностью;

- в целях борьбы с протекционизмом в вооруженных силах установить решение кадровых вопросов только на альтернативной конкурсной основе при обязательном учете мнения офицерского собрания части.

Заключение

Обновляющееся российское общество ощущает потребность в приоритетном философском осмыслении гуманизма и социальной справедливости, в уточнении концептуально-методологических основ комплексного исследования данных проблем. В современных условиях содержание гуманизма и социальной справедливости существенно трансформируется. По своему объему и значению оно выходит за традиционные рамки рассмотрения общественными науками и практикой, что требует необходимого уровня теоретического отражения.

Существенными признаками гуманизма как течения общественной мысли можно считать: выдвижение на первый план совокупности идей и воззрений о человеке как главном и определяющем субъекте общества; обоснование социальных свойств личности, которые имеют приоритетное значение для нее и для общества; общечеловеческие воззрения - признание ценности человека, его прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, имеющих ценность для саморазвития и самопроявления личности в обществе и развития самого общества.

Важнейшей стороной анализа категории "гуманизм" является взаимосвязь понятий гуманизма и справедливости. В основе социальной справедливости лежат фундаментальные нормы взаимоотношений между людьми, включающий в себя социально-экономические и нравственно-правовые идеалы, ценности, нормы и правила, вне и помимо которых не может быть обеспечен общественный прогресс, поддерживаться значимость человеческой личности.

Процесс гуманизации общественных отношений и утверждение норм социальной справедливости рассматривается как основа формирования гражданского общества с демократическим правовым государством, а зрелость гражданского общества с твердым правопорядком и законностью - в качестве таких важнейших ценностей, как гуманизм, свобода, равноправие, социальная справедливость и др.

Гуманизация межчеловеческих отношений и утверждение социальной справедливости как одной из всеобщих социально-исторических закономерностей развития общества, проявляющаяся в виде тенденции, пронизывает все его структуры, и в том числе военную организацию общества, социальную основу которой составляют воинские коллективы.

Необходимость дальнейшей разработки концепции военной реформы, органично связанной с заботой о человеке, гарантирующей военнослужащему социальную защищенность, требует повышенного внимания к гуманному восприятию самого военнослужащего. Сам процесс гуманизации отношений в воинских коллективах может выступить действенным фактором совершенствования боевой и морально-психологической подготовки личного состава через более качественное самовыражение каждым воином своих личных качеств в коллективе. Вопреки распространенному заблуждению, специфика отношений в воинском коллективе не исключает самовыражение личности воина, хотя и ограниченные в определенной мере.

Современный уровень развития общественных отношений наиболее адекватно отражается через систему идей современного (глобального) гуманизма.

Содержание социальной справедливости составляют общественные отношения, характеризующиеся определенной степенью социального равенства (и неравенства) людей и неуклонным соблюдением основных общечеловеческих принципов, что проявляется в соответствии между правами и обязанностями, деянием и воздаяниям, заслугами людей и их общественным признанием, социальным положением и ролью в обществе. Несоответствие в любом из этих соотношений оценивается как несправедливость.

Оптимальными путями гуманизации отношений между военнослужащими в условиях реформирования общества и армии являются: профессионализация деятельности военнослужащих, демократизация жизни воинских коллективов, формирование гуманистической личности воина-гражданина, защитника Отечества.

Гуманные отношения являются той основой и источником, которые определяют одно из главных направлений совершенствования демократии в сфере воинской деятельности, так как связаны с проявлением сущностных черт личности воина.

Социальная справедливость является важнейшей проблемой общественного бытия. Ее идея двигает во всем мире необъятными массами трудящихся. Борьба за ее утверждение - одна из закономерностей общественного развития. Наиболее остро эта проблема встает в период глубоких революционных преобразований всей системы общественных отношений. Особую актуальность она приобрела в ходе реформирования современного российского общества и его военной организации.

Понятие "социальная справедливость" относится к одной из важнейших категорий социальной философии. Ее сущность может быть определена как мера всех общественных отношений, проявляющихся в различных видах деятельности социальных субъектов, с точки зрения их соответствия гуманистическим ценностям и условиям наиболее полного раскрытия сущностных сил человека, всестороннего развития социальных субъектов и общественного прогресса в целом.

Социальная справедливость всегда существует и развивается в борьбе со своей противоположностью - несправедливостью. Она абсолютна и относительна в одно и то же время, то есть абсолютна, как объективное явление социальной действительности и относительна в своем конкретно-историческом, классовом содержании.

Содержание социальной справедливости составляют общественные отношения, характеризующиеся определенной степенью социального равенства (и неравенства) людей и неуклонным соблюдением основных общечеловеческих принципов, что проявляется в соответствии между правами и обязанностями, деянием и воздаянием, заслугами людей и их общественным признанием, социальным положением и ролью в обществе. Несоответствие в любом из этих соотношений оценивается как несправедливость.

Выступая гуманистической мерой всей совокупности общественных отношений, социальная справедливость полифункциональна. В одно и то же время социальная справедливость является и целью, и средством, и принципом деятельности социальных субъектов, а также необходимым условием их всестороннего развития и эффективной деятельности. Социальная справедливость всегда существует и развивается в борьбе со своей противоположностью - несправедливостью, что и выступает внутренним источником ее развития.

Социальная справедливость пронизывает все сферы воинской деятельности. Она проявляется в вооруженных силах, во-первых, в том, что военнослужащие обладают всеми жизненно важными социально-экономическими, политическими и личными правами и свободами, провозглашенными Конституцией РФ и российскими законами; во-вторых, в высокой оценке добросовестного труда, мужества и героизма воинов; в-третьих, создании необходимых условий для выполнения военнослужащими служебных обязанностей, для отдыха и всестороннего развития личности воина; в-четвертых, в гуманных, демократических отношениях между военнослужащими, начальниками и подчиненными, старшими и младшими; в-пятых, в использовании средств вооруженной борьбы в соответствии с нормами международного гуманитарного права.

Социальный механизм влияния справедливости на эффективность деятельности военных кадров представляет из себя функционирование трех его структурно взаимосвязанных элементов, в которых социальная справедливость выступает, во-первых, как необходимое условие эффективной деятельности военных кадров; во-вторых, как сущностной принцип эффективной деятельности военных кадров, когда социальная справедливость одновременно выступает и потребностью, и целью, и средством их деятельности; в-третьих, как относительно самостоятельный интегративный фактор повышения эффективности деятельности военных кадров посредством реализации своих социальных функций.

Основными направлениями активизирующего воздействия социальной справедливости на эффективность деятельности военных кадров являются: поддержание разумной оборонной достаточности государства и высокой боевой готовности его вооруженных сил; их использование в строгом соответствии с конституционным предназначением; практическая реализация социально-экономических и политических прав и свобод военнослужащих и членов, гарантированных российскими законами; надежное функционирование системы правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей; обеспечение строго правовой регламентации всей системы субординационных отношений в вооруженных силах, духовной близости командиров и начальников к подчиненным, сочетание справедливой требовательности с истинной заботой о них; утверждение атмосферы дружбы и войскового товарищества, взаимоуважения и взаимопомощи, сплоченности воинских коллективов; широкое распространение демократических и гуманистических начал в решении вопросов жизнедеятельности воинских коллективов; формирование внутренней потребности, умения и желания военных кадров действовать в соответствии с принципами и нормами социальной справедливости й активно бороться за ее утверждение.

Деятельность военных кадров является справедливой лишь при условии, если она детерминирована справедливыми интересами и потребностями военнослужащих, преследует справедливую цель и имеет справедливый результат при справедливых средствах его достижения.

На уровне саморегуляции деятельности военных кадров по утверждению социальной справедливости разрешаются внутренние, морально нравственные противоречия в сознании личности военнослужащего между сущим и должным, формируется в конкретных условиях обстановки внутренняя мотивация поведения, поступка или действия конкретной личности.

Сущность социальной справедливости в военной сфере может быть определена как определенная, конкретная мера практической значимости военнослужащих, их положение и признание заслуг со стороны общества и воинского коллектива.

В современных условиях содержание гуманизма и социальной справедливости существенно трансформируются. По своему объему и значению они выходят за традиционные рамки рассмотрения общественными науками и практикой, что требует необходимого уровня теоретического отражения.

Утверждение социальной справедливости в различных структурах военной организации общества существенным образом изменит всю систему воинских отношений, уклад армейской жизни, наполняет их гуманным, демократическим содержанием.

Такие условия создаются в результате укрепления социальной защищенности военнослужащих, расширения и углубления их прав и обязанностей, повышения роли общественных организаций и институтов в жизнедеятельности воинских коллективов, овладения военными кадрами демократическим стилем управленческой деятельности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гюламирян, Корюн Антеванович, 1999 год

1. Beyond race: Social justice as a neutral ideal /Snidermen P.M. Carmines E.G., Leyman G.C., Carter M. //American justice of political science. Austin,1996. Vol. 40. № 1. P. 33-55.

2. Kainz H. Is "just war" theory justifiable? //Justice of social philosophy. Villanova,1996. Vol. 27. N2 P. 158-167.

3. Simmer-Brown J. Suffering and social justice: a buddhist response to the gospel of Luke //Buddhist-Christian studies. Honolulu, 1996. Vol. 16. P. 99112.

4. Soffer G. Heidegger, humanism, and the destruction of history // Rev. Of metaphysics. Wash., 1996. - Vol. 49, N 3. - P. 547-576.

5. Volf M. Truth and community //Sinthesis philosophy. Zagreb, 1996. Vol. 11. Fasc. 2. P. 299-329.

6. Абдухаликов E.X. Социальная справедливость как общественное отношение и пути ее утверждения при социализме: Дис. канд. филос. наук. М.,1989.

7. Айрапетянц JI.E. Социалистический гуманизм. Д., 1957.

8. Акименко А.Д. Об элементах методологии целостного понимания человека (мировоззренческий аспект) //Философские науки. 1991. № 6. С. 76-85.8а. Актуальные проблемы воинской этики. М.,1992.

9. Алексеева Т.А. Справедливость. М.,1992. 112 с.

10. Амелина Е.М. Гуманизм и проблема общественного идеала в русской философии XX века // ОНС: Обществ, науки и современность. -М., 1997.-N3. -С. 65-74.

11. Анисимов А.И. Гуманизация общественных отношений как исторический процесс: Автореферат Дис. д-ра филос. наук. М.,1988.

12. Анисимов В.И. Социальная справедливость как фактор повышения эффективности деятельности военных кадров (философскосоциологический анализ): Дис. канд. филос. наук. М.,1991. 227 с.

13. Анисимов В.И. Социальная справедливость как фактор повышения эффективности деятельности военных кадров: Автореферат дис. канд. филос. наук. М.,1991. 20 с.

14. Антология мировой философии в 4-х томах. Т. 1. М.,1969. 4.1.

15. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: в 4-х т. М.,1984. Т. 4.

16. Аристотель. Соч. в 4-х т. Т. 1. М.,1975.

17. Артыкходжиев М. Социальная справедливость в историческом процессе //Диалектика исторического процесса. Ташкент, 1990. С. 62-69.17а. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1974.

18. Ахиезер А., Матвеева С. Гуманизм как элемент культуры // Общественные науки. 1990. № 2. С. 143-158.

19. Баллестрги К.Г. Апории теории тоталитаризма //Вопросы философии. 1992. № 5. С. 16-29.

20. Барсуков И.И. Социальное общение как фактор повышения эффективности деятельности воинских коллективов. М.,ВПА,1980. 36 с.

21. Баталов Э. От тоталитарной идеологии к идеологии плюрализма //Общественные науки и современность. 1991. № 3. С. 76-80.

22. Баткин JI.M. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М.,1978.

23. Белов Г.А. Развитие политических отношений в условиях перестройки. М., 1989.23а. Бербешкина З.А. Справедливость как социально-философская. М.,1983.

24. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека. Париж, 1917.

25. Бердяев H.A. Русская идея //О русской философской культуре. М, 1990. С.125-127.

26. Бердяев H.A. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. М.,1990.

27. Бердяев H.A. Смысл творчества //Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

28. Бердяев Н. Судьба России. М.,1991.

29. Бердяев H.A. Царство духа и царство кесаря. Судьба России. М.,1990.

30. Бессонов Б.Н. Эрих Фромм: "Нам нужна гуманистическая наука о человеке" //Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. М.,1995. С. 5-29.

31. Бессонов Б.Н. Гуманизм, религия, наука //Наука, религия, гуманизм. М.,1996. С. 8-38.

32. Бессонов Б.Н. Гуманизм на рубуже Ш-го тысячелетия // Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива. М., 1997. - С. 14-23.

33. Бикерман И. Свобода и равенство //Русская мысль, под. ред. П. Струве. Берлин,1922. Кн. 8-12.

34. Богатырев Е.Д. Утверждение социальной справедливости как условие перестройки жизнедеятельности Советских Вооруженных Сил. М., ВПАД989.

35. Бокарев П.И., Картушов В.К. Некоторые вопросы формирования гуманизма в условиях развитого социализма // Моральные ценности развитого социализма. М. 1981. Вып.1.

36. Большая Советская энциклопедия. М.,1969.35а. Боргош Ю. Фома Аквинский. М.,1975.

37. Бордиян Ю.А. Социальная справедливость при социализме и пути ее реализации в условиях перестройки советского общества: Дис. канд. филос. наук. М.,1988.

38. Буева Л.П. Гуманизация социализма. Проблемы и перспективы. Социализм: теория, практика, уроки. М.,Политиздат,1990.

39. Буева Л.П. Общественный прогресс и гуманизм. М.,1985.

40. Бутенко А.П. Возникновение идеи справедливости и ее эволюция

41. Социализм: социальная справедливость и равенство. М.,1988. С. 36-37.

42. Волков В.И. Человеческое измерение прогресса. М., 1990. 297 с.

43. Волков, Ю.Г.; Малицкий, B.C. Гуманизм и общество будущего // СоцИс : Соц. исслед. М., 1993. - N 5. - С. 51-56.

44. Волков Ю.Г. Homo humanus. Личность и гуманизм: (социологический аспект). Челябинск, 1995. 221 с.

45. Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. М.,1992. 11с.

46. Гаврилов И.Б. Рациональность и гуманизм в контексте гуманитаризации высшего образования // Проблемы гуманитаризации высшего образования. СПб., 1996. - С. 24-30.

47. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования. М.,1991.

48. Гаджиев К.С. Политическое сознание или политическая культура? //Кентавр. 1991. №6.

49. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен 20 века // Вопросы философии. 1992. № 2. С.3-26.

50. Газман О.С. Гуманизм и свобода: ( введение в гуманистическую педагогику) // Гуманизация воспитания в современных условиях. М.,1995. С. 1-13.

51. Ганди М.К. Моя вера в ненасилие // Вопросы философии. 1992. № 3.С. 65-66.

52. Гарнушкин В. Универсализм в философии человека //общественные науки и современность. 1991. № 5. С.

53. Гегель Г. Философия права. Гегель Г. Соч. Т. 7.51а. Гегель. Философия религии. М., 1977.Т.2.

54. Грабарь В.В. Инженерное мышление как социокультурный феномен и проблема гуманитаризации инженерного образования. Дис. канд. филос. наук. Пермь, 1997.

55. Гречко П.К. Диалектический гуманизм, или о природе человека // Человек как философская проблема: Восток Запад. М.,1991. С. 164-180.

56. Григорьян Б.Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. М.,1986. 224 с.

57. Грушкова М. Философско-методологические аспекты проблемы гуманизации общественной жизни (на материалах Советского Союза и Чехословакии): Автореф. дис.канд. филос. наук. Минск,1990. 21 с.

58. Гуманизация образования как фактор идейного воспитания // Идейные убеждения: проблемы формирования в условиях перестройки преподавания общественных наук в вузах. Минск, 1990. С. 87-122.

59. Гуманизм: проблемы методологии и истории /ред. колл.: Б.Ф. Киктев (отв. ред.), Ю.В. Согомонов, Ф.В. Цанн. Владимир, 1977. 160 с.

60. Гуманитаризация подготовки кадров: пути, опыт, проблемы. //Материалы научно-теоретической конференции. М.,ВПА,1991.

61. Гуревич А .Я. Теория формаций и реальность истории //Вопросы философии. 1989. №11. С. 31-43.

62. Гуревич П.С. Гуманизм как проблема и как ересь. // Свободная мысль. М.1995. № 5. С. 55-65.

63. Гуревич П.С. Человек как объект социально-философского анализа (по материалам XVIII Всемирного философского конгресса) //Философские науки. 1989. № 11. С. 118-124.

64. Гусейнов А.А. Этика ненасилия // Вопросы философии. 1992. № 3. С. 72-82.

65. Давидович В. Социальная справедливость. Идеал и деятельность. МД991.

66. Дараган Н.Д. Гуманизм и культура //Человек в научной и философской картине мира XXI века: Тез. докл. и выступлений Всерос. науч. конф. Курск. 1996. 4.2. С. 31-32.

67. Дараган Н.Д. История как процесс гуманизации общественных отношений: Автореф. дис.канд. филос. наук. М.,1988. 20 с.

68. Дараган Н.Д. О гуманизме как системе общественных отношений и духовном явлении. Таганрог, 1990. 18 с.

69. Дегтярев В.И. Гуманизация отношений в воинских коллективах как диалектический процесс. Дис. . канд. филос. наук. М., ГА ВС,1993.68а. Дуев О.Д. Социализм, гуманизм, демократия. //Философские науки 1988. -№5. С. 5-11.

70. Епископов Г.Л. Гегель о свободе и социальной справедливости. М.,1995. 39 с.

71. Железов Е.А. Сущностные силы человека. Философско-мировоз-зренческий анализ. Казань, 1989. 164 с.

72. Ирхин Ю.В. Значение гуманистической парадигмы Э. Фромма для критического анализа постиндустриального общества //Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. М.,1995. С. 112-118.

73. Каган М.С. Гуманизм как проблема научной философской антропологии // Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива. -М., 1997.-С. 23-28.

74. Калашникова Е.М. Личность и общность (Проблема идентификации). Автореферат дис. д-ра филос наук. Пермь, 1997. 40 с.

75. Калиева С.Б. Формирование социальной справедливости в процесее деятельности: Дис. канд. филос. наук. Алма-Ата, 1989.

76. Кант И. Соч. в 6-ти томах.- М., 1963-1966. Т. 4, Ч. 1.76а. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. 710 с.

77. Кант И. Соч.: в 6-и т. М., 1963-1966. Т.З

78. Капитанов Ю.И. Гуманистический вектор технологического развития в современном мире: проблемы формирования //Человек. Общество. Этика. М.,1990. С. 175-202.

79. Капустин Б. Кризис цивилизации и гуманистическая перспектива //Коммунист. 1990. № 16. С. 25-29.

80. Каракозова Э.В. Гуманизм и цивилизация // Философская антропология: истоки, современное состояние и перспективы : Тез. VIII Еже-год. конф. каф. философии РАН (6-7 февр. 1995 г.). М., 1995. - С. 53-55.

81. Квасов Г.Г. Человеческое бытие как философское основание гуманизма: проблемы концептуального анализа // Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива. М., 1997. - С. 49-55.

82. Келле В.Ж. Гуманизм //Философский энциклопедический словарь. М.,1983. С. 130-131.81а. Киселев В.А. Методологические проблемы гуманизма в работах В.И. Ленина 1893-1900 годов //Ростов-на-Дону.- 1977.

83. Ковалев В.Н. Социалистический воинский коллектив // Социологический очерк. М.,Воениздат,1980. С. 137-141.

84. Козина И.М. Социальная справедливость и права человека в массовом сознании: (Теория и метод исследования) // Российское сознание: психология, феноменология, культура. СамараД995. С. 246-262.

85. Козловский В.В. Социальная справедливость и социальная ответственность. М.,1988. 64 с.

86. Козловский В.В., Федотова В.Г. В поисках социальной гармонии: (социальная справедливость и социальная ответственность). Свердловск.,1990. 208 с.

87. Колченков Н.В. Нравственно-гуманистические проблемы современного общественного развития России: (Теоретико-методологический анализ). Автореф. дис. . д-ра филос. наук. МГУ. М.,1995. 36 с.

88. Кононенко, Б.И. Гуманизм как качественная мера культуры : Лекция / Моск. юрид. ин-т. М., 1997. - 39 с.

89. Королев С. Через широкий общественный диалог к новому синтезу идей // Общественные науки и современность. 1990. № 11. С. 22-36.

90. Коротов В.М. Развитие гуманистических взглядов и убеждений. Самара, 1994. 103 с.

91. Корчагина Е.П. Социальная справедливость: сущность и основные пути утверждения: Автореф. дис. канд. филос. наук. Л., 1989. 17 с.

92. Космическое измерение человека //Общественные науки и современность. 1992. № 4. С. 146-157.

93. Костелов B.C. В мире человеческих ценностей : Учеб. пособие по курсу "Основы гуманит. знания" / Мое. энерг. ин-т (Техн. ун-т); Под ред. Коробкова Ю.С. М., 1997. - 73 с.

94. Кочубей Б.И. Психологические и социальные аспекты тотального равенства//Психологический журнал. 1989. № 6. С. 117-127.

95. Кротиков В.П. Социалистический гуманизм и его проявление в деятельности Советских Вооруженных Сил. Дис. . канд. филос. наук. М.,1984.

96. Крутова О.Н. Проблема человека в социальной философии марксизма. Наука, 1990. 141с.

97. Крылова И.А. Глобальные проблемы и судьбы гуманизма на рубеже III -го тысячелетия // Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива. М.Д997. - С. 115-126.

98. Кудряшова М.С. Гуманизм и политика перестройки //Вестник

99. Московского университета. Сер. 12. Теория научного коммунизма. 1989. С. 3-11.

100. Кузьменко Б.В. Социальные процессы в воинских коллективах как объект системного анализа и управления. М.,ВПА,1990. 70 с.

101. Культура, нравственность, религия. Материалы "Круглого стола" //Вопросы философии. 1989. № 4. С.65-79.

102. Культура, нравственность. Религия. (Материалы "круглого стола" )//Вопросы философии . 1989. № 11. С. 30-63.

103. Куприянов Б.А. Проблема гуманизма в марксистско-ленинском учении о войне и армии.- Дис . канд. филос. наук. М., ВПА, 1981.

104. Курабцев В. Тайны человека // Философские науки. 1991. № 3. С. 152-155.

105. Курц П. Гуманизм и атеизм: о сходствах и религиях // Вопросы философии. 1990. № 10. С. 168-174.

106. Лазарев В.В. Трансформации философского сознания в культуре нового времени // Культура, человек и картина мира. М., 1987.

107. Лапин Н.И. Кризис отчужденного бытия и проблема социокультурной реформации //Вопросы философии. 1992. № 12. С.29-41.

108. Лафарг П. Экономический детерминизм Карла Маркса //Соч. Т. З.М.-Л., 1931.107а. Лемешев C.B. Проблемы обеспечения социальной справедливости в вооруженных силах Российской Федерации. M., 1996.

109. Лекторский В.А. Гуманизм как идеал и как реальность // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М.,1996. С. 103-114.

110. Литман А.Д. Научный гуманизм Джавахарлала Неру //Народы Азии и Африки. 1990. № 1. С. 17-26.

111. Личность: внутренний мир и самореализация: идеи, концепции, взгляды / Авт. сост.: Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. СПб., 1996. 175 с.

112. Лоза ГГ. Социальная справедливость как фактор сплочения социалистических воинских коллективов: Дис. канд. филос. наук.1. М.,ВПА, 1988.229 с.

113. Локк Дж. Избр. философ, произв. В 2-х т. Т. 2. М.,1960.

114. Межуев В. От власти идеологии к индивидуальной свободе // Общественные науки и современность. 1991. № 3. С. 52-59.

115. Максименко В.В. Гуманизм советской внешней политики в решении проблем войны и мира. Дис. канд. филос. наук. М.ВПА, 1986.

116. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.,1990. 366 с.

117. Мамонтов Ю.В. К вопросу о системе отношений в воинском коллективе // Проблемы формирования коллектива и личности в условиях социалистической армии. М.,ВПА, 1985. С. 128-132.

118. Маньковская Н.Б. Постмодернизм, пост-постмодернизм и проблемы гуманизма // Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива. М., 1997. - С. 146-153.

119. Маркович М. Маркс об отчуждении // Вопросы философии. 1989. №9. С. 36-51.

120. Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 119-160.

121. Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 9-32.

122. Маркс К. Капитал. Т.1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23.

123. Маркс К. Капитал. Т. 3. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26. Ч.З.123а. Маркс К. Экономическо-философские рукописи. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42.

124. Маркузе Г. Одномерный человек. М.,1994. - 368 с.

125. Мигранян А. Проблема "справедливости" в современной буржуазной политологии//Вопросы философии. 1984. № 6. С. 133-142.

126. Митрошенков O.A. Онтология гуманизма и тоталитаризма. М.,1995. 239 с.

127. Митрохин JI.H. Философия и религия //Вопросы философии . 1989. №9. С. 16-35.

128. Моисеев H.H. Возвращение к гуманистическим традициям // Ежегодник философского общества СССР. М.,1990. С. 25-34.

129. Моисеев, H.H. Рациональный гуманизм // ОНС : Обществ, науки и современность. М., 1992. -N3. - С. 147-151.- 130. Моисеева H.A. Гуманистическая педагогика JI.H. Толстого // Наука, религия, гуманизм. М.,1996. С. 206-217.

130. Момджян К.Х. Из выступления на "круглом столе". Умер ли марксизм? //Вопросы философии. 1990. № 10.

131. Мусхелишвили H.JL, Сергеев В.М., Шрейдер Ю.А. Ценностная рефлексия и конфликты в разделенном обществе // Вопросы философии. 1996. № П. С. 3-22.

132. Мушинский Н.И. Концепция социальной справедливости в эти-ко-политическом наследии Аристотеля. Минск, 1990. 219 с.

133. Назаретян A.B. В многомерном мире раскрывается ограниченность гуманизма //Общественные науки и современность. 1991. № 6. С. 7480.

134. Назаретян А.П. Историческая эволюция морали // Вопросы философии. 1992. № 3. С. 82-95.

135. Назаретян, А.П. Беспределен ли человек? (Еще раз о гуманизме и его паллиативах) // ОНС : Обществ, науки и современность. М., 1992. -N5.-С. 176-183.

136. Нарыков Н.В. Социальные факторы возникновения и пути преодоления неуставных взаимоотношений в воинских коллективах. Автореф. дис. канд. филос. наук. М.,ВПА,1990.

137. Некишев B.C. Гуманизм и правопорядок (социально-философский аспект). Дисс. канд. филос. наук. Академия МВД Российской Федерации. М., 1993.

138. Нерсесянц B.C. Прогресс равенства и будущность социализма //Вопросы философии. 1990. № 3. С. 46-56.140а. Нерсесянц В.У. Политические учения Древней Греции. М.,1979.

139. Никитин Л. Ценности гуманизма универсальны. //Общественные науки. 1991. № 6. С. 80-82.

140. Никитюк O.E. Гуманизм: Сравнительная характеристика рассуждений Хайдеггера ("Письмо о гуманизме") и Бердяева ("Смысл истории") // Вестн. Рус. христиан, гуманит. ин-та. СПб., 1997. - N 1. - С. 189192.

141. Новик И. Гуманизм демократия - глобализм // ОНС: Общественные науки и современность. - М., 1992. - N 5. - С. 155-162.

142. Овсиенко Ф.Г. Гуманизм и религия //Наука. Религия. Гуманизм. М., 1996. С. 39-53.

143. Оганесян А.К. Равенство и справедливость. (Концепции Д. Ро-улса и Д. Белла) // Этическая мысль, 1990. М.,1990. С. 214-228.

144. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.,1990.

145. Ойзерман Т.И. Марксизм и немарксистская философия 20 века //Философские науки. 1991. № 7. С. 3-14.

146. Ойзерман Т.И. Размышления о реальном гуманизме, отчуждении, утопизме и позитивизме // Вопросы философии. 1989. № 10. С. 60-72.

147. Осипова Е.В. К вопросу о современном гуманизме // Истины и ценности на рубеже XX-XXI веков. М., 1992. - С. 231 -233.

148. Орлов А.Б. Карл Роджерс и современный гуманизм //Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 1990. № 2. С. 55-58.

149. Ракитская И.Р. Политическая мысль Итальянского Возрождения: гуманизм конца 14-15 вв. JI.,1984.

150. Пасес-Барбара Мартинес Г. Переходная эпоха и основные права человека //Общественные науки за рубежом. Государство и право.1985. № 1. С. 24-25.

151. Панфилова Т.В. О содержании понятия "гуманизм". //Философские науки. 1990. № 9. С. 112-117.

152. Панфилова Т.В. Универсальность гуманизма не исключает его ограниченности. //Общественные науки и современность. 1992. № 5.

153. Панфилова Т.В. Понятие гуманизма и проблема его развития // Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива. М., 1997. -С. 93-101.

154. Плетнева М.Л. Развитие человеческой субъективности реальная основа гуманизации советского общества в условиях перестройки: Ав-тореф. дис.канд. филос. наук. Ярославль, 1989. 22 с.

155. Плютто П.А. О традиции "гуманистического натурализма" в русской философской мысли //История философии: Методы исследования, концептуальные альтернативы, опыт преподавания. М.,1996. С 93-98.

156. Попов С.И. Социализм и гуманизм . М.,1974. Проблема гуманизма в марксистско-ленинской философии. М., 1975.

157. Пройс У.К. Понятие права и государство благоденствия // Общественные науки за рубежом. Государство и право. 1988. № 2. С. 14-15.

158. Рачков П.Л. Правда и справедливость // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1996. № 1. С. 14-33.

159. Рогова P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности. М.,1996. 144 с.

160. Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В.А. Сухомлинского. М.,1991. 109 с.

161. Розов Н. Ценности гуманитарного образования// Высшее образование в России. М. 1996. № 1.С. 85-88.

162. Ролз Дж. Теория справедливости / науч. ред. В.В. Целищев. Новосибирск, 1995. 535 с.

163. Романов В.А. Армия в социальной структуре современного российского общества. Дис. канд. социол. наук. Пермь,1999.

164. Роулс Дж. Теория справедливости (Фрагмент из книги) //Этическая мысль, 1990. М.,1990. С. 229-242.

165. Руссо Ж.Ж. О причинах неравенства: Пер. Н.С. Южакова. Сиб.,1907.

166. Сартр Ж-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. A.A. Яковлева: Перевод. -М., 1989. С. 319-344.

167. Сахнов И.П. Педагогические основы совершенствования воспитательной работы с военнослужащими, несущими боевое дежурство в соединениях и частях ракетных войск. Автореф. дис. канд. педагог, наук. Пермь,1999. 22 с.

168. Сацута А.И. Воинский коллектив: сущность, роль в общественной жизни, пути укрепления. М.,1986.172а. Сборник документов по новой истории Нового Времени стран Европы и Америки. М., 1990.

169. Свобода и справедливость. Диалог мировоззрений: материалы симпозиума, 12-13 мая 1993 г. Нижний Новгород, 1993. 142 с.

170. Селиверстов Ю.А. Гуманистическая доминанта личности в культуре. Автореф. Дис. . канд. филос. наук. Самара, 1995. 18 с.

171. Селиверстов Ю.А. Структура человека и гуманистические доминанты // Философия культуры. Самара, 1995. С. 1-13.

172. Семихин В.А. Социальная справедливость как фактор идейно-поли-тического воспитания воинов социалистической армии: Дис.канд. филос. наук. М.,1989. 194 с.

173. Семенов Е.В. Возрождение отечественной гуманитарной науки и деятельность Российского гуманитарного научного фонда // Вопросы философии. 1996. № 6. С. 72-180.

174. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Д., 1990.360 с.

175. Семихин В.А. Социальная справедливость как фактор идейно-политического воспитания воинов социалистической армии: Дис. канд. филос. наук. М.,1989.

176. Силичев, Д.А. Гуманизм и антигуманизм // Истины и ценности на рубеже XX-XXI веков. М., 1992. - С.151 -154.

177. Силуянова И. В поисках философии единства человечества // Общественные науки. 1990. № 3. С. 164-173.

178. Симон И.А. Свобода личности и справедливость: Дис. канд. филос. наук. М.,1993.

179. Ситаров В.А. Гуманистическая ценность педагогического ненасилия // Magister = Магистр. М.,1996. № 6. С. 79-88.183а. Смоленцев Ю. Коллективизм и гуманизм принципы коммунистической морали // Политсамообразование. М. 1984. № 1. С. 72-79.

180. Соловьев Э.В. Выступление на круглом столе "Россия и Запад: взаимодействие культур" //Вопросы философии. 1992. № 6. С.25.

181. Сосновский A.A. Синдром развивающегося общества: Россия и Бразилия//Полис. № 5.185а. Социальная справедливость и пути ее реализации в социальной политике" М.,1982.

182. Социальные факторы гуманизации общественных отношений (Сборник) / Харьковский государственный фармацевтический институт. Харьков,1990. 155 с.

183. Спасибенко С.Г. Гуманистические ценности в условиях информатизации общества. // Человекознание: гуманистические и гуманитарные ориентации в образовании. КурскД994. С. 204-206.

184. Сретенский Л.В. Православие и светский гуманизм //Культура. Образование. Православие. Ярославль, 1996. С. 29-31.

185. Степанянц М.Т. Справедливость и демократия в контексте диалога культур // Вопросы философии. 1996. № 3. С. 143-150.

186. Степин B.C., Гусейнов A.A., Межуев В.И., Толстых В.И. Общечеловеческое и классовое //Диалог. 1990. № 13.

187. Страда, В. Гуманизм и терроризм в русском революционном движении // Вопр. философии. М., 1996. - N 9. - С. 90-119.191а.Социализм: социальная справедливость и равенство М.,1988.

188. Социальные ориентиры обновления: Общество и человек /под общ. ред. Заславской Т.И. М.,1990. 448 с.

189. Столович Л.Н. Ценности социального гуманизма // Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива. М., 1997. - С. 28-40.

190. Сушков Б.Ф. Русская культура: новый курс: Духовные процессы в России в условиях демократических реформ. Философия и культура гуманизма на современном этапе. М.,1996. 335 с.

191. Тавризян Г.М. Проблема преемственности гуманистического идеала человека в условиях современной культуры //Вопросы философии.1983. № l.C. 73-82.

192. Телятникова Э.М. Радикальный гуманизм Эриха Фромма и его подход к проблеме деструкгивности // СоцИс : Соц. исслед. М., 1992. -№6.-С. 113-120.

193. Толстых H.H., Филиппова Е.В. Проблемы человека проблемы реального гуманизма. //Психол. Журн. М.,1988. № 6. С. 11-22.

194. Трипольский Р.И. Эволюция философских оснований экономического мышления: от "социальной механики" к гуманистической парадигме. Автореф. Дис. . д-ра филос. наук. Екатеринбург, 1996. 39 с.

195. Трофимова З.П. Концепция эволюционного гуманизма в современном английском свободомыслии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. М., 1995. -N 2. - С. 52-59.

196. Урбанас И.Б. Реализация социальной справедливости в условиях перестройки (Теоретические аспекты анализа): Автореф. дис. канд. филос. наук. МД989. 26 с.

197. Устименко C.B. Социалистическая социальная справедливость: сущность, функции, пути реализации: Автореф. дис. канд. филос. наук. М.,1989. 28 с.

198. Федоров Ю.М. Калмыков В.Н. Человек и общество: проблема гуманизации общественной и личной жизни //Социально-политические науки. 1991. № 11.С.42.

199. Федорова М.М. Человек в современном мире: Зарубежные марксисты о проблеме гуманизма и человека. //Философия человека. Диалог с традицией и перспективы. М.,1988. С. 119-128.

200. Федоренко Е.Г. Основы марксистско-ленинской этики. Киев,1972.

201. Федотов A.A. Педагогические основы формирования уставных взаимоотношений в воинском коллективе: Автореф. дис. канд. педаг. наук. М.,ВПА, 1989.

202. Федотов В.В. Взаимоотношения в первичном воинском коллективе и их влияние на эффективность учебно-боевой деятельности: Авто-реф. дис. канд. психолог, наук. М.,ВПА,1987.

203. Фейербах Л. Избр филос. произв. М.,1955. Т. 1.207а. Фейербах JI. Избр. филос. произв. М.,1955. Т. 2.

204. Фетисова О.Т. Гуманистическая идея в России //Человек в научной и философской картине мира XXI века: Тезисы докладов и выступлений Всероссийской научной конференции. Курск, 1996. Ч. 1. С. 111113.

205. Филигенский Г.Г. В защиту человеческой индивидуальности //Вопросы философии. 1990. № 3. С. 31-45.

206. Философская энциклопедическия. М.Д966.

207. Философский словарь. М.,1996.

208. Философский энциклопедический словарь. М.,1991.

209. Фкахая Л.Г. Мир и человек в мире в свете нового философского мышления //Философские науки. 1990. № 1.С. 109-113.

210. Флах C.B. Аксиологические проблемы гуманистических основ нравственности и моральгого отчуждения: анализ трех уровней: Автореферат дис. . канд. филос. наук. М.,1990. 25 с.

211. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. //Сочинения Т.1 М., 1980.

212. Формация и цивилизация / Материалы "круглого стола" // Вопросы философии. 1989. № 10. С. 34-59.

213. Франк СЛ. Сочинения. М.,1990.

214. Франкл В. Человек в поисках смысла жизни. М., Прогресс,1990.366 с.

215. Фролов, И. К постижению человека разумного и гуманного // Свобод, мысль. М., 1993. - N 13. - С. 77-86.

216. Фролов И. Новый гуманизм //Свободная мысль. М.,1997. № 4. С. 96-102.

217. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет.

218. М.:Политиздат,1989. 559 с.

219. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности //Вопросы философии. 1989. №2. С. 35.224а. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. -М.,1993. С. 192-220.

220. Хайек Ф.А. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. №10.12.

221. Халипов В.Ф. Гуманизм подлинный и мнимый. М.,1985.

222. Ципко А. Монолит или противоречивая доктрина? // Общественные науки. 1990. № 6.227а. Цицерон. О старости. О дружбе. - Об обязанностях. М.,1974.

223. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти. и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. М.,1991. 464 с.228а. Чернавин Ю.Д. Социальный статус воина: сущность и направления формирования. -М.,1992.

224. Чистякова, Г.Т. Гуманизм и религия А. Швейцера. Благоговение перед жизнью // Наука, религия, гуманизм. М., 1996. - С. 117-121.

225. Чистякова Г.Т. Религиозный гуманизм Толстого и Швейцера // Толстой и религия. М.,1996. С. 33-37.

226. Чугунов С.Н. Отчуждение как социокультурный феномен // Философские науки. 1991. № 12. С. 179-181.

227. Чукин С.Г. Постмодернистский подход к проблеме справедливости //Современная зарубежная философия: проблемы трансформации на рубеже XX XXI веков. СПб.,1996. С. 21-22.

228. Швец В.А. Философия и гуманизация образования как факторкультуры // Мир культуры: Человек. Наука. Искусство. Самара, 1996. С. 6162.

229. Шевченко В.Н. Антропология и гуманизм //Социальная теория и современность. М.,1996. Вып. 24. С. 114-125.234а. Шел ер М. О вечном в людях.

230. Шестопал Е.Б. Личность и политика. М.,1989.235а. Шерпаев Владимир Иванович. Духовно-нравственный потенциал российской армии. Дис . канд. филос. наук. Екатеринбург, 1995. 205с.

231. Школенко, Ю. Безграничность гуманизма // ОНС : Обществ, науки и современность. М., 1992. - N 4. - С. 80-83.

232. Шлекин С.И. Особенность диалектико-материалистического решения проблем гуманизма: Автореф. дис.д-ра филос. наук. М.,1995. 39 с.

233. Шлекин С.И. Диалектика, прогресс, гуманизм : (Пробл. совершенствования обществ, отношений) : Учеб. пособие / Моск. гос. ун-т путей сообщ. каф. философии и культурологии. М., 1997. 4.1. - 102 с.

234. Якаб М. Генезис и развитие представлений о социальной справедливости: (философско-методологический аспект) // Человек. Общество. Этика. М.,1990. С. 227-242.

235. Янин C.B. Факторы социальной напряженности в армейской среде. // Социс 1993 № 12. С. 36-50.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.