Гуманизм как единство инновации и традиции: социально-философский аспект: В контексте итальянского Возрождения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Резванова, Эльвира Динаровна

  • Резванова, Эльвира Динаровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2000, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 126
Резванова, Эльвира Динаровна. Гуманизм как единство инновации и традиции: социально-философский аспект: В контексте итальянского Возрождения: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Уфа. 2000. 126 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Резванова, Эльвира Динаровна

Введение.

Глава 1. Образ человека в эпоху средневековья.

1.1. Взаимодействие различных концепций человека.

1.2. Индивидуальность и традиция.

Глава 2. Гуманистическая концепция человека.

2.1. Духовная атмосфера Италии эпохи Кватроченто.

2.2. Ренессансная антропология.

2.3. Фичино и Пико: размышления о человеке.

2.4. Гуманистические идеи и общество.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гуманизм как единство инновации и традиции: социально-философский аспект: В контексте итальянского Возрождения»

Актуальность темы исследования. Гуманизм занимает важное место в системе духовных ценностей. О его определяющей роли в мировоззренческом сознании европейского человечества (по крайней мере с ренессансной эпохи) можно судить по тому, что ни одно философское, политическое, художественное направление или учение, претендующее на роль духовного и практического лидера европейской цивилизации, не обходилось без того, чтобы объявить себя образцом гуманизма1.

Гуманистические идеалы, «пустившие корни» в эпоху Ренессанса, утвердившиеся в духовной культуре в форме традиции, выдержали испытание временем, доказав свою значимость, непреходящую ценность.

Однако широкая практика использования идеи гуманизма иногда приводит к досадным результатам. Происходит девальвация, искажение в общественном сознании гуманистической идеи, превращение её в фикцию. В этой связи есть необходимость выявить истинное значение, содержание гуманизма.

Мы обращаемся к конкретному культурно-историческому контексту, к истокам, к эпохе Возрождения. Нам важно понять, в чем состоит новизна, ценность гуманистических идеалов, почему они становятся традицией?

С течением времени понятие «гуманизм» приобретает новые характеристики, однако стержень этого понятия остается неизменным. Идейный стержень гуманизма, образованный в эпоху Возрождения, выступает в роли традиции, которая реализует принцип преемственности поколений, ценностей духовной культуры. Получая значение общественного идеала, общечеловеческого начала, противостоящего групповому, классовому, национальному, гуманизм доказывает свою жизненную стойкость. Однако без практического воплощения,

1 Пролеев C.B. мировоззренческий смысл идеи гуманизма // Проблемы социально-гуманитарного знания. Л.,1989. С.21. применения, претворения в жизнь гуманистические принципы, идеалы остаются абстракцией.

Степень разработанности проблемы. Изучение, эпохи Возрождения уже давно приобрело комплексный междисциплинарный характер: к ней обращаются ученые самых разнообразных профессий - философы, искусствоведы, социологи, филологи, историки, эстетики, правоведы. Однако наличие большого, в некоторых областях огромного числа исследовательских работ не привело в течение трех веков к созданию единой концепции Возрождения как своеобразной эпохи в развитии Европы.

Такая концепция стала создаваться только в середине XIX века. В этот период в Возрождении склонны стали видеть в первую очередь эпоху освобождения человека от давящего гнета средневековья, эпоху, рождающую новую, человеческую, гуманистическую культуру. В трудах французского историка середины века (Ж.Мишле), а затем в ставшем классическим исследовании Я.Буркхардта «Культура итальянского Возрождения» (первое издание - 1860 г.) было сформулировано представление об эпохе Возрождения как об особом, своеобразном этапе в истории Западной Европы1.

Ренессанс, согласно Буркхардту, был эпохой рождения новой культуры, противоположной культуре средневековой. Важнейшими чертами культуры Возрождения он считал развитие индивидуализма, преклонение перед человеком и его миром как высшей ценностью, светский характер этой культуры, особый интерес к морально-этическим проблемам. Всё это в целом придавало Возрождению, по мнению Буркхардта, характер переворота в сложившихся в средние века образе жизни и миропонимании. «Культура эпохи Возрождения, - писал он, - влечет за собой не только ряд внешних открытий, её главная заслуга в том, что она впервые раскрывает весь внутренний мир человека и призывает его к новой жизни»2.

1 Гуковский М. А. Итальянское Возрождение в трудах русских ученых XIX в. // Вопросы истории. 1945. № 5-6. С.98.

2 Буркхардг Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. СП6.Д906. Т.2. С.25.

Труд Буркхардта весьма способствовал возрастанию интереса к ренес-сансной культуре, а в контексте её, как затем и самостоятельно, к философии как важнейшему её составному элементу.

В русской науке второй половины XIX в. наиболее значительный вклад в разработку проблем итальянского Возрождения внесли А.Н.Веселовский и М.С.Корелин. Их позиции были близки школе Буркхардта в признании Ренессанса самостоятельной культурной эпохой, отличной от средневековья.

В трудах М.С.Корелина - Очерки итальянского Возрождения. М.,1896. Ранний итальянский гуманизм и его историография. СПб.,1914. Т. 1-4. - гуманизм и Возрождение трактуются как «движение, освободившее личность и культуру от порабощения католической церковью и положившее прочное начало новой независимой науке, светской философии, литературе, школе и самостоятельному искусству».

Развивая идею Буркхардта об индивидуалистическом характере ренес-сансного мировоззрения, Корелин подчеркивает не столько эгоистические его принципы и моральную раскованность, сколько антиаскетическую направленность «индивидуальных потребностей развивающейся личности». По мнению Корелина, «гуманистический индивидуализм характеризуется, во-первых, интересом человека к себе самому, к своему внутреннему миру; во-вторых, интересом во внешнем мире преимущественно к другому человеку; в-третьих, убеждением в высоком достоинстве человеческой природы вообще; в-четвертых, интересом к окружающей действительности, поскольку она имеет влияние на человека»1. Корелин считал важнейшим достижением гуманистов антикорпоративный, индивидуалистический характер этики, проповедь права личности на широкое удовлетворение всех ее свойств. «Личность доросла до сознания своего права на всестороннее развитие; отсюда отрицание церковной

1 Корелин М.С. Ранний итальянский гуманизм и его историография. СПб., 1914. Т.1. С.243 опеки и требование свободы и самостоятельности для творческой деятельности человеческого духа»1.

Новый этап развития историографии итальянского гуманизма и Возрождения связан с первыми десятилетиями XX века. В это время буркхардтовская концепция Возрождения подвергается критике. Начали изыскивать «ренессанс-ные черты» в глубине средневековья (например, при Каролингах или в шартр-ском неоплатонизме XII в.) и выявлять средневековые черты в Ренессансе. Произошло то, что американский исследователь У.Фергюсон назвал «бунтом медиевистов». Выяснилось, что прежнее противопоставление ренессанса средневековью во многих отношениях зависело от плохого знания, принижения или схематичного толкования богатой и многослойной средневековой культуры, настоящее изучение которой началось только в двадцатом столетии.

Утверждению в 1-ой половине XX в. моды на медиевизацию Ренессанса немало способствовали работы голландского историка культуры И. Хейзинги .

Хейзинга упрекал Буркхардта в излишне резком противопоставлении Возрождения средневековью («свет - тьма») и подчеркивал, что переход здесь столь плавный, что трудно определить самое понятие «ренессансная культура», можно лишь сказать, что Возрождение уже не было средневековьем (он называет этот период «осенью средневековья»), но еще не стало новым временем. «Сколько часто ни пытались установить четкий водораздел между Средневековьем и Возрождением, границы эти словно бы всякий раз отступали. Далеко в Средневековье обнаруживали формы и явления, которые, казалось, уже несли на себе печать Ренессанса. Но и обратно: тот, кто воспринимает дух Ренессанса без всякой предвзятой схемы, находит в нем гораздо более «средневекового», чем вроде бы допустимо с теоретической точки зрения» . Хейзинга отрицал переориентацию мировоззрения в пору Ренессанса, высвобождение его из оков

1 Корелин М.С. Ранний итальянский гуманизм. С.270.

2 Стам С.М. Проблема соотношения культур Возрождения и средневековья; вековой спор // Культура Возрождения и средние века. М.,1993. С. 117.

3 Хейзинга Й. Осень Средневековья. М.,1988. С.306-307. догматики, считая изменения незначительными, не оказавшими воздействия на общую ситуацию и характер знания1. Раскрепощение человеческого духа, утверждение прав разума и человеческой природы как порождение Ренессанса виделись Хейзинге также крайне преувеличенными. «В Италии XV в. основы культурной жизни все еще оставались чисто средневековыми, да и в самом ре-нессансном духе черты Средневековья были укоренены гораздо глубже, чем это обычно осознают»2.

В историографии XX в. еще не раз предпринимались попытки «медиеви-зации» Возрождения. В текущем столетии опубликовано множество трудов религиозных (особенно неотомистских) интерпретаторов культуры и философии Ренессанса, стремящихся стереть границы между Возрождением и средневековьем, подчеркивая якобы религиозную сущность этой культуры и философии.

Наиболее ярко эта религиозно-клерикальная линия трактовки культуры Ренессанса представлена в работах Джузеппе Тоффанина3. Родоначальниками гуманизма он считает отцов церкви и усматривает его специфику в гармоничном единстве античной науки и христианства, использовании древней образованности для обоснования веры. Он отрицает какую-либо новизну гуманистического движения.

Религиозно - клерикальная позиция, протестующая против «чрезмерного упрощенного» противопоставления Ренессанса средневековью, поскольку между ними больше преемственности, чем различия, защищается в работах Этьена Жильсона. Жильсон стремится доказать превосходство схоластов над гуманистами как в открытии античного мира, так и в рационализации мысли. По его мнению, схоластика была ведущей философской силой вплоть до ХУЛ в., а гуманисты не вышли за пределы скромной роли риторов и поэтов. Высшее дос

1 ТавризянГ.М. Позднее средневековье как культурная эпоха и проблема Возрождения в работах Й.Хейзинги // Историко-философский ежегодник М.,1988. С.218.

2ХейзингаЙ. Осень Средневековья. С.355.

3 См.: Toffanin G. Storia dell'umanesimo. Bologna, 1950. V.2. тижение Средневековья Жильсон видит в «гармонии философии и религии», достигнутой в учении Фомы Аквинского. Мировоззрение Возрождения, разрушившее эту гармонию, представляется ему очевидным упадком1.

Близость к позициям Тоффанина можно отметить в трудах американского историка Ч. Тринкауса2. Хотя вслед за Буркхардтом он рассматривает индивидуализм как наиболее характерный элемент ренессансного мировоззрения (в противовес средневековому корпоративизму), Тринкаус иначе трактует содержание индивидуализма. Он отождествляет его, по сути, с представлениями, сложившимися еще в патристике (индивидуальное спасение и др.). Религиозные принципы, по мнению Тринкауса, столь сильно окрашивают гуманистическое мышление, в том числе учение о достоинстве человека, что это позволяет видеть в гуманизме лишь своеобразную форму проявления христианского миросозерцания.

Видное место в исследовании духовной культуры Ренессанса принадлежит американскому ученому Полу Кристеллеру. Он узко трактует понятие «гуманизм» (как профессиональные занятия филологией и риторикой); полагает, что гуманисты эпохи Возрождения были переоценены, им присвоили заслугу в деле обновления мысли, которой они в действительности не имели, поскольку если и занимались философией и науками, то лишь косвенно. В общем, гуманисты не были истинными реформаторами философской мысли, потому что совсем не были философами. «Thus Renaissance humanism was not as such a philosophical tendency or system, but rather a cultural and educational program which л emphasized and developed an important but limited area of studies» . «I should like to understand Renaissance humanism, at least.as a broad cultural and literary movement, which in its substance was not philosophical but had important philosophical implications and consequences»4.

1 Братина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков. М.,1977. С. 14.

2 См. : Trinkaus С. In our Image and Likeness. Chicago, 1970. V.2.

3 Kristeller P.O. Renaissance thought and its sources. N.Y., 1979. P.22.

4 Ibid. P.31.

Диаметрально противоположной является позиция Эудженио Гарэна, автора многочисленных работ, касающихся самых различных аспектов итальянского Возрождения. Гарэн отмечает, что отрицание философского содержания в гуманитарных науках эпохи Возрождения является следствием того факта, что «философией чаще всего считаются систематические построения грандиозных масштабов и отрицается то, что в качестве философии может быть другой тип умопостроений, несистематических, открытых, проблематичных и прагматических»1.

В гуманизме Гарэн видит широкую систему мышления, воздействующую на культуру и общество Италии Х1У-ХУ1 вв. «глубоко радикально и обнов-ляюще». Это не только новое миропонимание, в центре которого проблема человека, но и новый научный метод, складывавшийся в рамках вШсНа 1штапйай8. Особую роль в гуманистическом мировоззрении Гарэн отводит этике: проблемы морали выдвигались на первый план практической необходимостью, стремлением переосмыслить в новых исторических условиях систему человеческих отношений, по-новому оценить смысл земного бытия и высшего назначения человека. Гарэн подчеркивает, что гуманисты ставят те же моральные проблемы, что и христианские мыслители, но подходят к ним иначе2.

У Гарэна не вызывает сомнения огромная роль античного - не только языческого, но отчасти и раннехристианского - наследия в становлении Ренессанса. «Именно отношение к культуре прошлого и к прошлому, ясно определяет сущность гуманизма. И особенность такого отношения заключается в определенном историческом сознании. «Варварское» (= средневековое) отношение состоит не в том, что игнорируется классическое наследие, но в том, что истина понимается вне исторической ситуации. Гуманисты открывают классику потому, что отделяют, не смешивая, свое собственное от латинского»3.

1 Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1997. Т.2. С.216.

2 Петров М.Т. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса. Л., 1982. С.37.

3 Реале Дж., Ангисери Д. Западная философия. С.217.

Путь к античности требовал критического осмысления средневековья: «Не случайно возврат к древним, их открытие довольно быстро связывают с изучением средневековья, которое перестает быть сплошным мраком - его начинают обсуждать, изучать, анализировать. Культура Возрождения, чтобы осуществиться как таковая, нуждалась в оценке предшествующих ей эпох»1.

Значительный вклад в изучение эпохи Возрождения внесли труды отечественных историков, филологов, искусствоведов, философов.

Предметом многолетних научных изысканий В.И. Рутенбурга была история Италии в средние века, эпоху Возрождения и новое время. Особенно широко ренессансная тематика оказалась представлена в творчестве ученого в 7080-е гг. В книге «Италия и Европа накануне нового времени» Рутенбург поднимает, в частности, остро дискуссионный вопрос об идейных истоках Возрождения, античных и средневековых. В отличие от многих историков, которые рассматривают античное наследие только в пределах духовной культуры древности, Рутенбург усматривает его влияние и в ведущей роли городов в жизни Италии, в традициях городской жизни, сохранении значения средиземноморской торговли, в наличии «пусть слабого, но все же незатухающего в некоторых центрах Италии огонька товарно-денежных отношений», создавшего известную преемственность хотя бы в области техники чеканки монет и использования римских денежных единиц и определившего относительно раннее и широкое распространение денег. В сфере духовного - «переработка этого наследия принесла новые формы восприятия жизни и новые способы выражения ее сущности в искусстве»2.

Античное наследие не только облегчило формирование новой культуры, но в какой-то мере определило содержание ее развития. Рутенбург показывает, что античность не является единственным источником Возрождения; сущест

1 Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986. С. 39.

2 Рутенбург В.И. Италия и Европа накануне нового времени. Л., 1974. С.218. вовали и другие влияния: не обошлось без воздействия византийской традиции и культуры высокого средневековья1.

Идейные предпосылки, истоки (античные и средневековые) итальянского гуманизма; социально-психологическая атмосфера, в которой формировалась гуманистическая мысль, рассматриваются в работе Братиной «Итальянский гуманизм. Этические учения XIV- XV вв.». Автор монографии исследует основные этапы и пути развития итальянского гуманизма в XIV- XV вв. Особенности каждого этапа в истории гуманизма раскрываются на примере учений наиболее видных мыслителей Возрождения. Как считает Брагина, в ходе формирования гуманистического мировоззрения именно этика стала главной сферой, где рождалось новое учение о человеке, его отношении к природе и обществу, светское понимание его земного предназначения. «Религиозной системе средневековых взглядов было противопоставлено обращенное к человеку и земному миру рационалистическое мышление»2.

Период, который составляет особый этап в развитии гуманизма, когда формировались новые воззрения на природу человека, по-новому осмысливались его достоинство и возможности, изучается в книге Н.В. Ревякиной «Проблемы человека в итальянском гуманизме 2-ой половины XIV - 1-ой половины XV в.». Здесь исследуется новое отношение к жизни и смерти, связанное с возросшей ценностью человеческого бытия. Ревякина показывает, как менялось отношение к миру, который перестает быть «долиной слез», становясь полем творческой деятельности людей.

Определенность понятию «гуманизм» стремится придать Баткин. Он предлагает рассматривать гуманизм не как «часть» или «сторону» культуры Возрождения, а как фокус ренессансного типа культуры. По его мнению, нужно подвергнуть анализу не столько предметное содержание итальянского гуманизма, сколько стиль гуманистического философствования. Баткин отмечает,

1 Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. СПб.,1991. С. 119.

2 Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV- ХУвв. С.4. что гуманизм - это ренессансный и только ренессансный феномен. «Мы будем обозначать словом «гуманизм» совершенно конкретное и неповторимое западноевропейское духовное явление Х1У-ХУ1 вв., родиной и центром которого была Италия, и особенно Флоренция»1.

В другой работе Баткина «Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности» затрагивается тема индивидуальности. По его мнению, впервые сама индивидуальность стала восприниматься как ценнейшее человеческое качество. В книге показаны «некоторые первые шаги европейской культуры на пути к идее оригинальности и суверенности индивида»2.

Эта книга, как и книга «Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления» тесно примыкает к работе «Леонардо да Винчи и особенности ре-нессансного творческого мышления» (М.,1990), и все три составляют, тазе сказать, триптих3.

Большое впечатление произвела в свое время книга А.Ф. Лосева «Эстетика Возрождения» (1-ое издание - 1978 г.), в которой он делает акцент на том, что называет «оборотной стороной титанизма», в конечном счете, осуждая Возрождение за порочное и катастрофическое стремление утвердиться на идее индивида, возвеличить, обожествить отдельного человека в ущерб надличным ценностями. По мнению Лосева, в основе ренессансной культуры лежит возведенная в абсолют человеческая личность, изолированная от Бога, природы, от общества; этот отрыв от средневековой целостности оказывается, в конечном счете, пагубным для культуры Возрождения. Для всего итальянского Возрождения в целом, начиная с Петрарки и включая флорентийскую Платоновскую академию, характерен, по мысли Лосева, «общий духовный тупик».

Но как справедливо замечает М.Т. Петров: «. за современной вспышкой нигилизма по отношению к Ренессансу и возрожденческому гуманизму -несколько достаточно мощных отечественных традиций, да, как известно, не

1 Баткин Л.М Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М.,1978. С.11.

2 Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989. С.6.

3 Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990. С.372. только отечественных.»1. Можно упомянуть о критике Возрождения и гуманизма в сочинениях H.A. Бердяева, П.А.Флоренского, С.Н. Булгакова, Л.П. Карсавина. Например, Бердяев отмечает, что «гуманизм не только утверждал самонадеянность человека, не только возносил человека, но и принижал человека, потому что перестал считать его существом высшего, Божественного происхождения, перестал утверждать его небесную родину и начал утверждать исключительно его земную родину и земное происхождение. Этим гуманизм понизил ранг человека. Произошло то, что самоутверждение человека без Бога. привело к разрушению человека. Таким образом, раскрывается внутри гумао низма самоистребляющая диалектика» . «Гуманизм есть ложное антропологическое сознание, он зародился в отпадении от Бога, и в нем заключены яды, которые несут с собой опасность истребления человека»3. Или ещё замечания: «Своеволие индивида ввергает общество в рабство законов статики»4. «Возрождение правильнее было бы назвать вырождением»5.

Опора на мысли Лосева стала общим местом многих современных критиков Ренессанса. Возрождению, людям, идеям, стилю культуры той эпохи ставится в вину многое: и абсолютизация человеческой личности, и разрушение коллективных основ жизни, и философский эклектизм, бездуховный эстетизм, кощунственное, разрушительное самообожествление человека.

Ставший «пресловутым» после книги Лосева титанизм ренессансной личности, казалось бы, должен вобрать в себя не только индивидуалистическое самовыявление и не столько выразительные проявления имморализма, - считает М.Т. Петров. - В этот титанизм нелишне бы включить необычайно высокий уровень самосознания гуманистов и грандиозность проектов культурного строительства, и огромную работу по их осуществлению. и великое чувство

1 Петров М.Т Ренессанс как проблема современного нравственного и исторического сознания // Культура и об' щество Италии накануне нового времени. М. Д993.С.86.

2 Бердяев H.A. Смысл истории. М., 1990. С. 109.

3 Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.,1994. С145.

4 Флоренский П.А. Сочинения. М.,1994. T.I. С.677.

5 Карсавин Л.П. Сочинения. М.,1993. С. 192. ответственности перед потомками ,.»1 Эту позицию разделяет и Горфункель: «Недостатки индивидуализма, в том числе и ренессансного, не говоря уже о крайностях его, требуют серьезной критики и преодоления, - но не путем огульного осуждения и призыва к целостности предшествующих культурных традиций, будь то классическая древность, будь то средневековье»2.

Некоторые положения работы Лосева рассмотрены отчасти в монографии Л.М. Баткина «Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления». «Нередко приходится слышать рассуждения о хищном себялюбии людей Возрождения, подкрепляемые множеством примеров, набранных из жизненной практики. Но подобных примеров (жестокости, разврата и т.п.) сыщется сколько угодно в любой цивилизации»3. «Морализирование по поводу ренессансного индивидуализма есть занятие, скажем откровенно, ретроградное, а потому . пустое и вредное. Уязвимость и обреченность «титанизма» Возрождения отнюдь не означали бесплодности выдвинутого им принципа индивидуальной личности. Обречена была лишь попытка рождавшейся личности выйти сразу, как Минерва из головы Юпитера, сверкающе-совершенной и божествен- 4 НОИ» .

Ценной стороной книги Лосева Баткин считает то, что классическая ре-нессансная культура предстает в ней как противоречивая неоднозначная, драматическая. Однако Баткин не соглашается ни с общей концепцией Возрождения, предложенной Лосевым, ни с самим способом исследования.

Книг отечественных авторов, посвященных специально ренессансной философской проблематике, пока совсем немного.

Общий обзор философии данной эпохи содержится в книгах В.В. Соколова «Очерки философии эпохи Возрождения» (М.,1962), «Европейская философия XV- XVII веков» (первое издание - 1984г.). В последней анализируются

1 Петров М. Т. Ренессанс как проблема . С. 92-93.

2 Горфункель А.Х. К спорам о Возрождении // Средние века. Вып.46. М.Д983. С.227.

3 Баткин Л.М. Леонардо да Винчи. С. 19.

4 Там же. С.332-333. основные направления философской мысли эпохи Возрождения и XVII века в Европе, исследуется творчество выдающихся философов этого времени.

Периодизация главных направлений ренессансной философии дается в работе А.Х. Горфункеля «Философия эпохи Возрождения» (М.,1980). Горфун-кель говорит о гуманистическо-антропоцентрическом направлении, которым начинается противостояние всей ренессансной философии теоцентрической схоластике. Второй этап - платоновско-неоплатонический, повернувший гуманизирующую философию к онтологическо-гносеологической проблематике, характерной для антично-средневековой философской традиции, но переосмысленной теперь ренессансными философами. Наконец, натурфилософский этап возобладал во 2-ой половине XVI в. Горфункель не соглашается с мнением исследователей, которые отказывают философской мысли Возрождения в оригинальности и глубине, адекватном выражении эпохи. Позиция, предполагающая рассмотрение философии эпохи Ренессанса либо в качестве последнего этапа средневековой философской мысли, либо в качестве первого, ещё несовершенного и недостаточно развитого этапа философии Нового времени, является ошибочной. «Философия итальянского Возрождения должна рассматриваться в тесной связи с эпохой, её породившей и обусловившей»1.

Под гуманизмом Горфункель понимает духовное движение в итальянской, а затем и в заальпийской культуре - не просто совокупность гуманитарных занятий, но филологию, выступающую в роли идеологии2.

Вышеназванные отечественные и зарубежные исследователи внесли большой вклад в изучение ренессансной проблематики и, в частности, проблемы гуманизма. Гуманизм рассматривался как идейная, мировоззренческая основа культуры эпохи Возрождения, как фокус ренессансного типа культуры, как новый научный метод, как профессиональные занятия филологией и риторикой, как своеобразная форма проявления христианского миросозерцания.

1 Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М.,1977. С.5.

2 Горфункель А.Х. Гуманизм - Реформация - Контрреформация // Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л.,1981. С.8.

Однако гуманизм как динамическое соотношение инновации и традиции до сих пор не стал объектом специального философского анализа. Именно социальная философия, в рамках которой происходит осмысление и объяснение социального мира и самого человека, предметом исследования которой являются, в частности, мировоззренческие принципы жизни и развития человеческого общества, позволяет дать наиболее полную характеристику такого сложного, многогранного понятия, как гуманизм. Диссертанта интересует определенный аспект гуманизма, а именно: гуманистические идеи, выступающие в роли инновации, приобретают в эпоху Возрождения черты традиции. В этом ключе проблема гуманизма ещё не обсуждалась.

Объектом исследования является гуманизм как система ценностей, взглядов, способ мышления.

Предметом исследования является социально-философский анализ гуманизма, рассматриваемого как единство инновации и традиции в контексте итальянского Возрождения.

Цель диссертации - исследование взаимосвязи инновации и традиции в гуманизме конкретной культурно-исторической эпохи.

В соответствии с указанной целью в диссертации решаются следующие задачи:

- рассмотреть различные представления о человеке, складывавшиеся в средневековую эпоху, с целью дальнейшего выявления новаций в процессе изучения проблем, связанных с человеком;

- выявить соотношение индивидуального и коллективного начал в средневековом обществе;

- определить, на какой стадии находилось теоретическое осмысление человеком своей значимости, уникальности;

- раскрыть сущность традиционного общества;

- выяснить значение традиции как социокультурного явления;

- охарактеризовать сложившуюся эпоху Ренессанса - новую общественную и умственную атмосферу;

- рассмотреть ренессансную трактовку человека;

- отметить античные и раннехристианские реминисценции в сочинениях итальянских гуманистов;

- выявить динамику в гуманистической проблематике;

- определить сущность инноваций;

- раскрыть содержание трансформации гуманистических идей, ценностей в элементы социокультурного наследия.

Теоретико-методологической основой диссертации являются философские принципы историзма, противоречия; герменевтический, исторический и логический методы. В диссертации использованы результаты научных исследований отечественных и зарубежных философов, историков, культурологов.

Источниковая база исследования. Наша работа основана на анализе трактатов, диалогов, речей, писем гуманистов второй половины XIV- XVI вв.: Петрарки, Салютати, Верджерио, Веджо, Пикколомини, Пальмиери, Альберта, Манетти, Раймонди, Валла, Полициано, Фичино, Пико, Помпонацци, Патрици, Кастильоне, Макиавелли. Хотя в сочинениях гуманистов используются различные подходы к решению тех или иных вопросов, способы аргументации, прослеживается приверженность разным философским традициям античности и раннего средневековья, в целом гуманистов объединяет внимание к теме человека.

Для выяснения гуманистических взглядов Петрарки (1304-1374) большое значение имеют диалог-исповедь «Моя тайна» («БесгеШт тешп»), сборник латинских писем «О делах личных в 24 книгах» («Ба-тШагшт гешт ИЬп XXIV»), трактат «О средствах против всякой судьбы» («Бе гетесШБ ийгодие йзгйтае»), инвектива «О невежестве своем собственном и многих других» («Бе бш ¿рашв & пшкогат ¿^погапйа»).

В основу «Писем» в большинстве случаев легли реальные послания, отправленные Петраркой в разные годы его близким друзьям, а также общественным и политическим деятелям тогдашней Европы. «Письма» с самого начала создавались как литературные произведения и предполагали, помимо непосредственного адресата, довольно широкий круг читателей. В последний период своей жизни Петрарка решил собрать их, дополнить и создать что-то вроде «дневника писателя». В 50-70-е годы Петраркой было подготовлено три больших эпистолярных свода, каждый из которых обладал определенным внутренним единством: «О делах личных в 24 книгах», «Без адреса», «Старческие письма».

Одной из самых популярных книг в ХУ-ХУ1 вв. стал трактат «О средствах против всякой судьбы». Он был первым из типографски изданных сочинений гуманиста (1474г.); с этого времени до середины XVII в. издавался двадцать раз. Над «Ое гетеёш.» Петрарка работал около двенадцати лет, между 1354-1366 гг. Трактат состоит из двух частей, написанных в диалогической форме. Диалоги представляют собой рассуждения, касающиеся этических вопросов человеческого бытия (отдельные диалоги трактата посвящены проблемам славы, благородства, свободы и достоинства человека). В предисловии к трактату гуманист отмечает, что в основе диалогов гораздо больше его личных наблюдений, чем почерпнутого из античных авторов. Он писал не для похвалы или славы, но лишь для пользы читающих.

Утилитарными соображениями руководствуется и Верджерио (1370-1444), когда пишет свой знаменитый трактат по педагогике «О благородных нравах и свободных науках» (Ое п^етш топЬш е1 НЬегаНЬиз зШсШв) (ок.1402 г.), посвященный сыну правителя Падуи Франческо Каррара - Убертино Каррара. Трактат принес Верджерио большую известность (до 1600 г. переиздавался сорок раз).

В отличие от Верджерио имя кремонца Козимо Раймонди (7-1435) не получило широкой известности в итальянском Возрождении. Из наследия Раймонди наиболее интересно письмо, направленное к Ам-броджо Тиньози. Оно представляет собой настоящий трактат, цель которого убедить Тиньози возвратиться к учению Эпикура. В сочинении Раймонди - «Речь в защиту Эпикура против стоиков, академиков и перипатетиков» («De fensio Epicuri contra stoicos, achademicos et peripatéticos) - ведется полемика с позиций утверждения гармоничного человека, в котором духовное и физическое теснейшим образом связаны друг с другом.

Принципы эпикурейской эстетики развивает и Лоренцо Валла (1407-1457) в диалоге «De vero falsoque bono» («Об истинном и ложном благе»). Признавая дуализм человеческой природы («тело» и «дух»), Валла понимает его не как антагонизм, а как гармонию. Диалог Валлы имел несколько редакций (первая редакция - 1431г., четвертая - после 1449г.), отличающихся по содержанию, действующими лицами и местом действия.

К вопросам воспитания обращаются Пальмиери, Веджо, Пикколо-мини. В этом плане интересны диалог Пальмиери «Гражданская жизнь», в котором задачи воспитания определяются требованиями гражданской морали; трактат Веджо «О воспитании детей и об их достойных нравах», являющийся наряду с работой Верджерио важнейшим педагогическим сочинением итальянского гуманизма; трактат «О воспитании детей» Пик-коломини, написанный для Владислава, короля Богемии и Венгрии.

В ходе дискуссий о человеке, его жизненном предназначении при дворе неаполитанского короля у Джаноццо Манетти (1396-1459) рождается замысел создания трактата «О достоинстве и превосходстве человека» («De dignitate et excellentia hominis»).

Но вначале появился трактат придворного гуманиста Бартоломео Фацио «О превосходстве и преимуществе человека» («De excellentia et praestantia hominis»). Однако, король работы не одобрил и привлек к обсуждению вопроса Манетти, когда тот находился в Неаполе в составе Флорентийского посольства (1445).

Проблема достоинства человека рассматривается в философии Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494). В декабре 1486 г. двадцатитрехлетний философ опубликовал «900 тезисов обо всем, что познаваемо», с защитой которых он намеревался выступить на диспуте в Риме (своего рода международном конгрессе философов). Однако папа Иннокентий VIII запретил диспут, объявив тезисы еретическими. Тем не менее, вступительное слово к диспуту «Речь о достоинстве человека» (De hominis dignitate») приобрело широкую известность в кругу гуманистической интеллигенции.

Прославляет достоинство человека, способного в своем творчестве уподобиться самому Богу, Фичино (1433-1499) в «Платоновском богословии» («Theologia Platónica»).

Много дискуссий вызвал трактат Пьетро Помпонацци (1462-1525) «О бессмертии души» («Tractatus de immortalitate anime»), в котором автор отвергал существование разума вне отдельных людей и приходил к идее смертности человеческой души. Впрочем, Помпонацци не хотел отрицать вовсе бессмертие, он хотел только опровергнуть тезис, что эту истину можно с достоверностью продемонстрировать при помощи разума. Тем не менее, трактат вызвал протест католических теологов и был публично сожжен в Венеции.

В 1528 г. в Венеции выходит из печати книга Кастильоне (14781529) «О придворном» («И libro del cortegiano»). Свое сочинение Кастильоне написал в форме бесед, будто бы происходивших в течение четырех мартовских вечеров 1507 года при дворе герцога Урбинского. Придворная жизнь, согласно автору книги, - благородное и трудное искусство, требующее призвания, обучения и дающее возможность проявиться талантам человека. Книга Кастильоне имела успех у читателей, уже в XVI веке много раз издавалась по-итальянски и в переложениях на другие европейские языки.

Большое влияние на развитие социально-политической мысли не только в XVI веке, но и в последующие века оказали произведения Макиавелли (1469-1527). Одно из самых известных сочинений - «Государь» («И principe»), - созданное в самом начале восьмилетней ссылки Макиавелли, было опубликовано только в 1531 г., спустя пять лет после смерти автора. Делая объектом своих размышлений образ государя. Макиавелли «предпочитает следовать правде не воображаемой, а действительной».

Сочинения вышеназванных гуманистов переведены на русский язык и представлены (полностью или частично) в сборниках:

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М.,1962. Т.1.

Антология мировой философии. М.,1970. Т.2.

Эстетика Ренессанса. М., 1981.Т.1.

Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Саратов, 1984-1988.

4.1-2.

Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XVbck) М.,1985.

Жизнь Никколо Макьявелли. СПб., 1993.

Чаша Гермеса. М.Д996.

Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV-XVII вв.). М.,1999.

Наряду с работами гуманистов источниками для нас послужили также герметические писания, сочинения Цицерона и Овидия, труды представителей христианской апологетики, патристики, схоластики: Лак-танция, Тертуллиана, Григория Нисского, Немезия Емесского, Августина Аврелия, Эриугены, позволяющие установить заимствование гуманистами рада идей, концепций античных и средневековых авторов, взаимосвязь эпох.

Для характеристики средневековых представлений о человеке в диссертации использованы некоторые литературные памятники эпохи средневековья: песни трубадуров и вагантов, эпические поэмы, рыцарские романы.

Научная новизна исследования заключается в анализе гуманизма как единства инновации и традиции в конкретном культурно-историческом контексте, как сложного и противоречивого явления в духовной жизни общества, обнаруживающего преемственность эпох, поколений. В рамках обозначенного подхода на защиту выносятся следующие положения:

- определены инновационные качества, характеристики гуманизма;

- установлены источники формирования гуманистического мировоззрения;

- выявлен процесс преобразования, модификации гуманистических идей из инновации, возникающей в индивидуальном сознании, в традицию; процесс закрепления гуманистических ценностей в культурном фонде общества;

- доказано функционирование гуманизма как противоречивого единства обновления и традиции, подобная ситуация была возможной только в эпоху Возрождения, когда ещё окончательно не завершился этап сте-реотипизации новых идей и ценностей.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические обобщения и выводы, содержащиеся в диссертации, дают философское обоснование гуманизма как единства инновации и традиции.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе, при чтении курсов «Культурология» (темы: «Возрождение как историко-культурный феномен», «Гуманизм эпохи Возрождения»), «Фило

23 софия» (темы: «Проблема человека в итальянском гуманизме», «Гуманизм Возрождения и проблема индивидуальности»), при разработке спецкурсов по гуманистической проблематике.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на кафедре философии Башкирского государственного медицинского университета. По теме диссертации опубликовано пять работ. Идеи и положения диссертации были апробированы во время подготовки и проведения учебных занятий по курсу «Культурология» на факультетах «Менеджмент», «Учетно-финансовый» Уфимского института МГУК.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (в первой главе два параграфа, во второй главе - четыре), заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Резванова, Эльвира Динаровна

Заключение

Гуманизм как уникальный духовный феномен имеет свою предысторию.

Важными источниками формирования гуманистического мировоззрения послужили некоторые идеи античных философов, христианских теологов. Однако только с эпохи Возрождения гуманизм становится основой самостоятельного идейного течения, главной отличительной чертой которого является ориентация на человека. Тем не менее, еще в трудах античных и средневековых авторов были сформулированы проблемы, вызвавшие впоследствии живейший интерес гуманистов, нашедшие в эпоху Ренессанса свое решение.

В центре внимания гуманистов - проблема человека. Человек становится главным мировым событием, изменяются его отношения с другими людьми, нравственные оценки, мировоззренческие установки. Человек обретает свободу как возможность строить свое бытие, творить самого себя. Человек чувствует себя подлинным субъектом собственной жизни, преодолевает цепи условностей в личных отношениях, рамки корпоративной связанности, осознает себя в качестве самополагающегося и самоутверждающегося субъекта. Однако, самоопределение человека не исключает в то же время ориентации на трансцендентный человеческому бытию абсолют. Человек нередко соотносит себя с божественным абсолютом, наделяет себя божественными функциями, в этом человекобожии проглядывает самообоснование.

Гуманистические представления о человеке получили достаточно обстоятельную аргументацию в философских учениях XIV - XVI веков.

Гуманистическая идея означала

- выявление отличительных, выдающихся духовных и физических свойств человека;

- новый подход к пониманию места человека в космической иерархии;

- веру в возможность совершенствования человеком его особых качеств, своей сущности;

- признание за ним способности к формированию самого себя;

- выход человека из доиндивидуального существования и осознание себя в качестве отдельного существа

- достойную оценку человеческого разума;

- свободу мышления, образа жизни etc.

Мыслители эпохи Возрождения - гуманисты - преодолевают рамки жестких нормативно-регулятивных стереотипов сознания и поведения, сложившихся в средние века, и выходят на поисковую, инновационную, творческую парадигму сознания и деятельности. Подвергнув сомнению абсолютную ценность прежних норм, образцов поведения, освященных традицией, гуманисты предлагают иные идеалы, инновационные по смыслу, что обеспечивает развитие общества, культуры, ибо любая система не может существовать, не обновляясь.

Конечно, далеко не всякое новаторство становится фактом культуры. Новое знание, открытие, ценностная установка должны распространиться в обществе, найти отклик в умах людей. Кроме того, важным условием для инноваций является их транслируемость. В ином случае открытие является лишь открытием для себя и умирает вместе с творцом или группой, принявшей новацию1.

В эпоху Возрождения происходит постепенная модификация, превращение гуманистических ценностей в традицию. Эти ценности не только передаются от поколения к поколению гуманистов, но со временем находят поддержку у более широких слоев населения, доказывая свою значимость. Однако процесс трансформации еще не завершен. Поэтому гуманизм в ренессансную эпоху представляет собой подобие колеблющихся весов, пусть зыбкое, неустойчивое, но все же единство ин

1 Сергеева О.В. Соотношение новаций и традиций в цивилизационном процессе // Философия и общество. 1999. №2. С. 190. новации и традиции. Одно качество гуманизма перетекает в другое, сообщая противоречивый характер рассматриваемому явлению.

Гуманистические идеи не потеряли свою привлекательность, они предстают в качестве духовных ориентиров и в современном обществе. И хотя известны примеры использования их в эгоистических целях, возможность подобных ситуаций не умаляет значение высоких идеалов. Вспоминая фразу из «Декамерона» Боккаччо - «чистую душу слова не совсем приличные так же не способны отравить, как и грязь - испачкать солнечные лучи»1, - можно добавить к вышесказанному: низкие побуждения, неблаговидные поступки не могут скомпрометировать значимые ценности. Гуманистические ценности не являются выдумкой, фантазией, за ними стоит опыт человеческого сообщества и большую роль в трансляции этого опыта сыграли в свое время итальянские гуманисты эпохи Возрождения.

1 Джованни Боккаччо. Декамерон. М.,1987. С.601.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Резванова, Эльвира Динаровна, 2000 год

1. Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр Петр. История моих бедствий. -М.Д992. - 335 с.

2. Антология мировой философии. М.Д970. Т.2. - 776 с.

3. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М.Д975. - 751 с.

4. Боккаччо Д. Декамерон. М.Д987. - 685 с.

5. Данте Алигъери. Малые произведения,- М.Д968.- 651с.

6. Жизнеописания трубадуров. М. Д993. - 736 с.

7. Жизнь Никколо Макьявелли. СПб.,1993. -414 с.

8. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М.Д962. Т.1.-682 с.

9. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Саратов, 1984-1988. Ч. 1 -2.

10. Колесо Фортуны: Ваганты. М.Д 998. - 506 с.

11. Легенда о Тристане и Изольде. М.Д 976. - 735 с.

12. Овидий. Собрание сочинений. СПб.,1994. Т.2. - 527 с.

13. Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (Х1У-ХУП вв.). М.Д999. - 400 с.

14. Памятники средневековой латинской литературы Х-ХП веков. М.Д972. -559 с.

15. Песнь о Роланде. МЛ.,1964. - 192 с.

16. Петрарка Ф. Канцоньере. Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру. Книга писем о делах повседневных. Старческие письма. М.,1996. - 736 с.

17. Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. М.Д974. -575 с.

18. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). -М.Д 985. — 383 с.

19. Тертуллиан. Избранные сочинения. М.Д994. - 443 с.

20. Цицерон. Философские трактаты. М.,1985. - 382 с.

21. Чаша Гермеса. М.,1996. - 336 с.

22. Эстетика Ренессанса. М.,1981. Т.1. - 495 с.

23. Marsilio Ficino. Theologia Platónica. Bologna, 1965. V.l.

24. Аверинцев C.C. Судьба европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения.- М.Д976,- С. 17-64.

25. Арутюнов С.А. Процессы и закономерности вхождения инновации в культуру этноса // Советская этнография. 1982. №1.

26. Арутюнов С.А. Народы и культура: развитие и взаимодействие. М.Д989. -243 с.

27. Баткин JI.M. О социальных предпосылках Итальянского Возрождения // Проблемы итальянской истории. М.,1975.

28. Баткин JT.M. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. -М.,1978. -199 с.

29. Баткин JI.M. Ренессансное понимание индивидуального творческого начала // Ренессанс: образ и место в истории культуры. М.,1987.

30. Баткин JI.M. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. -М.,1989. -270 с.

31. Баткин JI.M. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М.,1990. - 413 с.

32. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.,1990.

33. Бердяев НА. Философия свободного духа. М.,1994. - 479 с.

34. Бернштейн Б.М. Традиция и социокультурные структуры // Советская этнография. 1981. №2.

35. Бибихин В.В. Новый ренессанс. М.,1998. - 496 с.

36. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996. -XIV+256 с.

37. Богуславский В.М. Проблема познания в творчестве итальянских гуманистов XIV XV вв. // Общественная мысль: исследования и публикации. Вып.З. М.Д993.

38. Братина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV- XV веков. -М.,1977. -254 с.

39. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этапы развития И Типология и периодизация культуры Возрождения,- М.,1978. С.26-38.

40. Брагина Л.М. О некоторых спорных вопросах социальной психологии флорентийского купечества XV в. // Культура и общество Италии накануне нового времени.- М.,1993. С.51-64.

41. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. СПб., 1906. Т.2.

42. Бычков В.В. АеБШейса Ра1гит. Эстетика Отцов Церкви. М.,1995. - 595 с.

43. Валеев Д.Ж. Потенциал морали. Уфа, 1999. - 152 с.

44. Власова В Б. Об исторических типах традиционной ориентации // Советская этнография. 1981. № 2.

45. Воронцова Г.В. Этические воззрения флорентийского гуманиста Дж.Б.Джелли (сер. XVI в.) // Возрождение: гуманизм, образование, искусство. Иваново,1994.

46. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.,1986. - 392 с.

47. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М.,1977.-359 с.

48. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.,1980. - 368 с.

49. Горфункель А.Х. Гуманизм Реформация - Контрреформация // Культура эпохи Возрождения и Реформация. - Л.,1981. - С.7-19.

50. Горфункель А.Х. К спорам о Возрождении // Средние века. Вып.46. М.,1983.

51. Гохман В.М. География культурных традиций и ее место в их комплексном использовании // Советская этнография. 1981. № 2.

52. Губман Б.JI. Гуманистическая традиция и мир современной культуры // Гуманизм и культура: век XX. Тверь,1993. - С.3-10.

53. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение в трудах русских ученых XIX в. //Вопросы истории. 1945. № 5-6.

54. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. M., 1972. - 318 с.

55. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.,1989. - 366 с.

56. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М„ 1990. - 395 с.

57. Гуревич П.С. Гуманизм как проблема и как ересь // Свободная мысль. -1995. -№5.-С.55-65.

58. Дживелегов А.К. Начало итальянского Возрождения. М.,1925. - 218 с.

59. Дживелегов А.К. Никколо Макьявелли // Жизнь Никколо Макьявелли. -СПб., 1993. С. 187-244.

60. Каиров В.М. Традиции и исторический процесс.- М.,1994. 188 с.

61. Карлов Н.В. Наука о духе в естественнонаучном и техническом университете // Вопросы философии. 1995. - №2. - С.95-105.

62. Карсавин Л.П. Сочинения. М.,1993. - 493 с.

63. Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М.,1990. - 202 с.

64. Кон И.С. Открытие «Я». М.,1978. - 387 с.

65. Кон И.С. В поисках себя. М.,1984. - 335 с.

66. Кононенко Б.И. Гуманизм как качественная мера культуры. М.,1997. -38с.

67. Конрад Н.И. Запад и Восток. M.,1972. - 496 с.

68. Коплстон Ф.И. История средневековой философии. М.,1997. - 512 с.

69. Корелин М.С. Ранний итальянский гуманизм и его историография,-СПб.,1914. Т.1.-270 с.70.73,74,75,76,77

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.