И.А. Гончаров и театр тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Калинина, Надежда Викторовна

  • Калинина, Надежда Викторовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 188
Калинина, Надежда Викторовна. И.А. Гончаров и театр: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Санкт-Петербург. 2008. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Калинина, Надежда Викторовна

Введение.1

Глава 1: Воздействие драматургического контекста на творчество

И.А. Гончарова.4

Глава 2: История драматизации романов Гончарова.38

Раздел 1. «Обыкновенная история».38

Раздел 2. «Обломов».45

2.1. Пьесы.45

2.2. Спектакли, поставленные на русской сцене.53

2.3. Спектакли, поставленные на зарубежной сцене.74

Раздел 3. «Обрыв».89

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «И.А. Гончаров и театр»

Достижения гончароведения последних лет связаны с изменением представления о значимости и масштабности личности автора «Обломова», неожиданно выдвинувшегося из ряда полузабытых классиков в число актуальных мировых писателей. До этого изучение произведений Гончарова осуществлялось с позиций эволюции русского критического реализма, в свете которого мировоззрение писателя, вопросы социального анализа его творчества, анализ характеров его персонажей и принципов типизации рассматривались в общем литературном потоке, без учета специфики художественной индивидуальности романиста (в работах А.П. Рыбасова, А.Г. Цейтлина, Н.К. Пиксанова, Н.И. Пруцкова, Л.М. Лотман и др.).

В противовес этим, носящим обобщающий характер трудам, внимание исследователей последних лет сосредоточилось на более частных проблемах, связанных с эстетикой, текстологией, стилистикой, нарратологией, поэтикой Гончарова (работы Л.С. Гейро, Е.А. Краснощековой, В.А. Недзвецкого, Ю.В. Манна, М.В. Отрадина, В.М. Марковича, П.Е. Бухаркина, О.Г. Постнова). Заметно повысился интерес к творчеству писателя со стороны зарубежных славистов, обогативших науку о Гончарове важными наблюдениями в области поэтики (работы Р. Писа, М. Бёмиг, И. Ониси, К. Савады, А. Молнар) и углубивших представления о литературных предпочтениях писателя с точки зрения компаративистики (работы П. Тиргена, X. Роте, Г. Димент, Д. Шюманна).

Вышли в свет первые 8 томов Академического Полного собрания сочинений и писем Гончарова с обширными комментариями.

Тенденция к изучению все более частных сторон творчества писателя, а соответственно и к более детальному исследованию его произведений продолжает возрастать.

Характеризуя особенности научного процесса в отечественной и зарубежной науке о Гончарове, следует признать, что вопросы, связанные с многообразными творческими контактами одного из великих русских писателей XIX века с театрально-сценическим искусством, являются наименее разработанной сферой в изучении его творческого наследия.

Впервые к теме адаптации прозы Гончарова для сцены обратился Н.К. Пиксанов в статье о французской постановке «Обломова» (1963). Затем, на волне успеха спектакля Г. Волчек (1966) в свет вышло несколько работ о сценической версии романа «Обыкновенная история» как обзорного (М.Б. Тимченко), так и сопоставительного характера (Л.Ф. Шкилева, Н.Д. Старосельская, Г. Шауманн). В работах П. Тиргена и в монографии Д. Шюманна был собран и проанализирован обширный материал (в том числе и театральный), относящийся к рецепции романа «Обломов» в немецкоговорящих странах. Работы, посвященные истории драматизации романа «Обрыв», отсутствуют. «Театральность» прозы Гончарова (обладающая собственной динамикой развития на фоне созревания эпического метода романиста) также не стала объектом целостного анализа.

Вместе с тем, практика издания Академического Полного собрания сочинений Гончарова показала, что театральный аспект его творчества является неотъемлемой частью общемировой сценической культуры, представляя наиболее активное звено рецепции Гончарова в целом.

В задачи диссертации входит исследование драматического компонента в романной прозе Гончарова, изучение принципов драматизации его произведений, обзор истории постановок романов Гончарова на сцене, уточнение истории восприятия творчества Гончарова. В работе впервые поставлен и исследован вопрос о том, какое место занимает театр в творческом сознании и художественной практике Гончарова.

Основные положения работы апробированы в статейном комментарии к томам Академического Полного собрания сочинений и писем И.А. Гончарова тт. 1-6), в докладе на Международной научной конференции, посвященной творчеству Гончарова (Ульяновск, 2007), в статьях, опубликованных в журнале «Русская литература», и научных сборниках, сопутствующих изданию Полного собрания сочинений и писем писателя.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Калинина, Надежда Викторовна

Заключение

Несмотря на отсутствие драматических произведений в творческом наследии И.А. Гончарова, можно говорить о целом комплексе «театральных подсистем» его художественного повествования:

1. В первую очередь, непосредственное взаимодействие с театральным контекстом эпохи осуществлялось при помощи разнообразных способов цитирования. Наряду с классическим типом цитаты, отсылающей к тексту-источнику, Гончаровым активно используется переосмысление традиции в целях создания дискредитирующего комического эффекта в направлении персонажа, фиктивные реминисценции, описывающие создавшуюся художественную ситуацию в целом, именные аллюзии, прогнозирующие развитие событий и подкрепляющие важные для писателя мысли авторитетом литературных «титанов» (Грибоедова, Шекспира, Гёте, Шиллера, Байрона).

2. Для развития сюжета в прозе Гончарова в виде заимствований используются как опорные схемы классической театральной интриги, так и более локальные драматические положения, отразившиеся в текущей драматургии как особо актуальные приметы времени.

3. Литературный стиль Гончарова генетически связан с принципами построения драматического текста и театрального представления:

• диалог и фабула развертываются в четкой взаимной соотнесенности;

• «показ» события часто осуществляется в форме диалога, а не в форме описания (в ранних произведениях писателя наблюдается преобладание диалога над другими типами повествования);

• постижение психологического склада персонажей достигается через речевые характеристики;

• событийный ряд произведения всецело зависим от «диалогического конфликта»;

• сфера автора подвергается воздействию диалога в виде «речевой интерференции», проявляющейся в различных формах несобственно-прямой, внутренней и замещенной речи, что приводит к внутренней «диалогизации» объективного авторского повествования.

4. «Театральность» прозы Гончарова неоднородна и обладает собственной динамикой развития на фоне созревания эпического метода романиста. Ранние произведения Гончарова демонстрируют пример максимального сближения эпической и драматургической поэтики, в дальнейшем следы театральности в стиле романиста последовательно «стираются». Преобладание диалогических начал сравнительно с другими конструктивными факторами повествования выравнивается по мере нарастания имперсональной наррации и усложнения сюжетно-фабульной основы произведений писателя. В поздних очерках Гончарова («Литературный вечер» и «Слуги старого века») наблюдается полноценное возвращение «драматургического» элемента повествования.

5. Театральная рецепция творчества Гончарова свидетельствует о собственном читательском рейтинге произведений романиста, не всегда совпадающем со сложившейся литературно-критической нормой. В наибольшей степени тенденция к «параллельному» восприятию текстов Гончарова обнаруживается в отношении романа «Обрыв», имевшего массовый успех у нескольких поколений читателей.

6. История драматизации романа «Обломов» свидетельствует о вхождении главного героя Гончарова в общемировую парадигму литературных сверхтипов. «Узнаваемость» Обломова настолько высока, что не требует воспроизведения литературного первоисточника, а известность позволяет безболезненно встраиваться в любые культурноисторические обстоятельства, что означает возможность моделировать новые тексты.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Калинина Н.В. Статейн. коммент. «История драматизации романа "Обыкновенная история"»; статейн. и реальн. коммент. к очеркам И.А. Гончарова «Письма столичного друга к провинциальному жениху», «Светский человек, или Руководство к познанию правил общежития» // Гончаров И.А. Поли. собр. соч. и писем: В 20 т. СПб., 1997. Т. 1. С. 752— 755; 785-800;

2. Калинина Н.В. Реальн. коммент. к «Фрегату "Паллада"» (книга вторая, гл. IV-VI) // Гончаров И.А. Поли. собр. соч. и писем: В 20 т. СПб., 2000. Т. 3. С. 701-749;

3. Калинина Н.В. Статейн. коммент. «Проблема идеальной героини в романе "Обломов"»; «История драматизации романа "Обломов"» // «Гончаров И.А. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. СПб., 2004. Т. 6. С. 248-276, 423452;

4. Калинина Н.В. Музыка в жизни и творчестве И.А. Гончарова // Рус. литература. 2004, № 1. С. 3-33;

5. Калинина Н.В. Обломов как литературный сверхтип. (На материале сценической истории романа Гончарова) // Sub specie tolerantiae. Памяти В.А. Туниманова. СПб., 2008. С. 565-573;

6. Калинина Н.В. Флоросемантический код в романах И.А. Гончарова // И.А. Гончаров. Материалы Международной научной конференции, посвященной 195-летию со дня рождения И.А. Гончарова. Ульяновск, 2008. С. 208-214;

7. Калинина Н.В. Хроника IV Международной научной конференции «И.А. Гончаров и XXI век: творческий диалог» // Рус. литература. 2008. № 4. С. 232-235.

Источники:

1. Гончаров И.А. Поли. собр. соч. и писем: В 20 т. СПб., 1997-2008. Т. 18;

2. Гончаров И.А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1977-1980. Т. 1-8;

3. И.А. Гончаров. Литературно-критические статьи и письма / Ред., вступ. ст. и примеч. А.П. Рыбасова. Л., 1938;

4. И.А. Гончаров-критик / Вступ. ст. и коммент. Е.А. Краснощековой. М., 1981;

5. Гончаров И. А. На родине / Сост., вступ. ст. и примеч. В. А. Недзвецкого. М., 1987.

166 Пьесы:

1. Васильев В.В. Обыкновенная история: Пьеса в 4-х действиях по одноименному роману И.А. Гончарова. М. : Искусство, 1954;

2. Раскин А. Обыкновенная история: Инсценировка в 4-х актах, 11-ти картинах. М.: Отдел распр. драм, произв. ВУОАП, 1955;

3. Розов B.C. Обыкновенная история: Инсценировка в 3-х действиях. М.: Отдел распр. драм, произв. ВУОАП, 1966;

4. <Азанчевский С., Розен А >. Обломов: Пьеса в 4-х актах по роману И.А. Гончарова. М.: Цедрам, 1935 (2-е изд.: М., 1936);

5. А.Ф.С. <Сверчевский А.Ф.> Обломовщина: Комедия в 4-х действиях, с прологом и эпилогом (по сюжету романа «Обломов» И.А. Гончарова) (1 дек. 1897 г. С.-Петербург) // ОРиРК СПбГТБ. № I.XI. 1.191;

6. <Бахарев Н> Обломов, по роману Гончарова: Пьеса в 5-ти действиях, в 8-ми картинах (25 дек. 1911г. С.-Петербург) // ОРиРК СПбГТБ. № 50609;

7. Бор Л.Н. <Лойтер Н.Б> Обломов: Трагикомедия в 4-х актах, 10-ти картинах по роману И.А. Гончарова. М.: Цедрам, 1935 (2-е изд. М., 1936);

8. Владиславлев А. <Бабецкий А.В.> Обломов: Пьеса в 6-ти действиях. Переделана из романа И.А. Гончарова «Обломов» (10 нояб. 1901 г. Харьков) // ОРиРК СПбГТБ. № 55225;

9. <Волобринский М.Д., Рубинштейн Р.Б> Обломов: Сценическая композиция в 4-х действиях, 13-ти картинах М.Д. Волобринского и P.M. Рубинштейн. Пьеса отредактирована и направлена для распространения Ленинградским театром им. Ленинского комсомола. М.: Отдел распр. драм, произв. ВУОАП, 1957;

10. Е. К-ч <Яковлева-Карич Е.П> Обломов: Пьеса в 4-х действиях, 3-х картинах (по роману Гончарова) (4 мая 1902 г. С.-Петербург) // ОРиРК СПбГТБ. №30585;

11. <Кузнег{Ов-Красноярский И> Утро Обломова: Сцены в одном действии. Переделал из романа И.А. Гончарова Ин. Кузнецов-Красноярский, член общества русских драматических писателей. Томск, 1892;

12. Poor Jorick. <Божовский В. К> Обломов: Драматическая характеристика в 4-х действиях (10-ти картинах), с эпилогом, по роману Гончарова (21 нояб. 1902 г. С.-Петербург) // ОРиРК СПбГТБ. № 1.16.7.23;

13. <Проишнская Н.Ф.> Обломов: Пьеса в 4-х действиях и 6-ти картинах по роману Гончарова. Переделана Н. Прошинской. М.: Изд. театр, б-ки М.А. Соколовой,1909;

4.<Тгшенс М.Ф> Обломки Обломова. [Сатирическая пьеса в 2-х актах]. М., 1935;

15. Угаров М. Облом off.: Пьеса в двух действиях, одиннадцати сценах по мотивам романа И.А. Гончарова «Обломов» // Угаров М. Облом off: Пьесы, повесть. М., 2006. С. 263-328;

16. Обрыв: Драматические сцены в 6-ти картинах. Переделаны из романа Гончарова того же названия, М.: Типография Д. Мансфельда, 1879;

17. <Арский 77.> Обрыв: Пьеса в 5-ти действиях 15-ти картинах. Сценическая композиция П. Арского. М., 1948;

18. <Браз Л> Обрыв: Пьеса в 5-ти актах (Инсценировка JI. Браз). Воронеж, 1940;

19. Вгшьянская Е. Обрыв Гончарова: Пьеса в 5-ти действиях и 8-ми картинах, переделанная для сцены (28 окт. 1894 г. С.-Петербург) // ОРиРК СПбГТБ. № 32498;

20. <Горчаков Н.М.> Обрыв: Инсценировка в 4-х актах Н. Горчакова. М., ВУОАП, 1957;

21. <Гнедич 77.77.> Обрыв: Инсценировка из романа И.А. Гончарова в 9-ти картинах П. Гнедича // ОРиРК СПбГТБ. № 1.4.5.153;

22. <Евдокгшов В.Ф.> Обрыв: Драматические сцены в 5-ти действиях и 7-ми картинах. По роману И.А. Гончарова. Переделка Василия Евдокимова. СПб., 1908 (2-е изд.: СПб., 1909; 3-е изд.: СПб., 1912; 4-е изд.: М., 1913);

23. <Захаров Ф.Е.> Семья Бережковых: Драма в 4-х действиях, 5-ти картинах (в 3-м действии две картины), переделанная Ф. Е Захаровым из романа «Обрыв» И.А. Гончарова. Курск, 1893;

24. <Коп Е.В> Обрыв: Драма, переделанная из романа «Обрыв» Евгению Валентиновною Кон в шести действиях 9-ти картинах (20 дек. 1906 г., С.Петербург) // ОРиРК СПбГТБ. № 37441;

25. Осетрова З.Б. Обрыв: Драма в 4 действ. Тифлис, 1906;

26. <Пагценко О.М> Обрыв: Пьеса в 5-ти действиях, в 11-ти картинах, переделка из романа того же названия И. А. Гончарова О.М. Пащенко (21.март. 1902 г., С.-Петербург) // ОРиРК СПбГТБ. № 51632;

27. Пельтцер И.Р., Варский С.Т. Обрыв: Роман в 5-ти действиях (9-ти сценах). Киев, 1914;

28. <Прошинская Н.Ф.> Обрыв. Драма в пяти действиях и шести картинах. По роману Гончарова переделана для сцены Н. Прошинской. М., 1908;

29. <Рашевская Н.А.> Обрыв: Сценическая композиция в 4-х действиях Н. Рашевской М., ВУОАП. 1956;

30. <Собольщикоб-Салшрин Н.И., Гершт М.А.> И.А. Гончаров. Обрыв: Инсценировка романа в 4-х действиях Н.И. Соболыцикова-Самарина и М.А. Гершта. М., 1958;

31. <Судаков И.Я.> Гончаров. Обрыв: Инсценировка И.Я. Судакова в 4-х актах. М., ВУОАП, 1948;

32. <Татащев В.К> Обрыв: Инсценировка по роману И.А. Гончарова в 5-ти действиях и 9-ти картинах В.К. Татищева. М., 1919;

33. <Трофимов В.В> Обрыв: Пьеса в 4-х действиях, 6-ти картинах. Перед<елка> В.В. Трофимова по роману И.А. Гончарова «Обрыв». (Апрель. 1899, С.-Петербург) // ОРиРК СПбГТБ. № 17251;

34. <Ярославский Я.Г.> Обрыв: Пьеса в 5-ти актах, 10-ти картинах с эпилогом.

Инсценировка Я.Г. Ярославского. М., ВУОАП, 1848; ЪЪ.КоегЫ J.-M. Oblomows Traum. Ein deutsches Drama nach Personen und Motiven des Romans «Oblomow» von I.A. Gontscharow // Theater der Zeit. 1996. N1-2. S. 74-99;

36. Oblomow: Uraufführung die Dramatisierung des Romans «Oblomow» von Gontscharow durch Franz Xaver Krötz und Alexej Zagerer. München, 1968;

37. Oblomov: Comédie de Marcel Cuvelier d'après le roman de I.A. Gontcharov traduit par Isabelle Kolitchev // L'Avant-Scène. 1963. № 299. 15 nov. P. 7-35;

38. Gontcharov I. Oblomov, adaptation scènique de Dominique Pitoiset et André Marcowicz, éditée par la Compagnie Pitoiset, le Théâtre Vidy de Lausanne, le Théâtre national de Bretagne. [S. 1.], 1994;

39. Goncarov Ivan Aleksandrovic. Oblomov: Dramatizacija Egon Savin. Podgorica, 1999.

Театральные рецензии:

Обыкновенная история»: Персидская О. Карьера Александра Адуева // Ленинград, правда. 1965. № 276. 24 нояб.; Любомудров М. Разоблачение «философии личных выгод» // Сов. культура. 1966. № 3. 6 янв.; Чеботаревская Т. Путь наверх Александра Адуева // Лит. газета. 1966. № 33. 17 март.; Поюровский Б. Не обыкновенная история // Моск. правда. 1966. № 68. 23 март.; Айхенвальд Ю. Современная история // Учит, газета. 1966. № 45. 14 апр.; Антополъский Л. Сон и явь романтика Адуева // Моск. комсомолец. 1966. № 130. 7 июн.; Карпинский Л. Нельстивое зеркало «адуевщины»: Размышления после спектакля // Юность. 1966. № 8; Лордкипанидзе Н. Воспитание чувств // Правда. 1967. № 256. 13 сент.; Чудаков С. Порыв и ирония II Моск. комсомолец. 1967. № 267. 16 нояб.; Шкловский В. Побежденная обыкновенность // Театр и кино. Год 1966. М., 1967; Табаков О. Высказаться через героя. // Искусство кино. 1968. № 5; Пляцковская Н. Адуев, Ихменевы и другие: Русская классика на ленинградской сцене // Ленинград, правда. 1970. № 246. 18 окт.; Шпикалов А. Теперь уже телеистория. // Сов. культура. 1970, № 139. 21 нояб.; Евгенъева Л., Лебанидзе К. «Обыкновенная история» на экране // Труд. 1970, № 304. 30 дек.; Иванова В. Время и тип сценического героя // Верность революции. Л., 1971.

Обломов»: Обозрение театров. 1909. № 910. 19 нояб. («Обломов» в Василеостровском театре); Русалка. Театр (Гагаринский сквер). Обломов: пьеса в 4-х действиях и 5-ти картинах по роману Гончарова, переделка Прошинской // Архангельск. 1912. № 128, 8 июн.; Сов. искусство, 1933. № 32 (139). 14 июл. («Обломов» Ленинградского ансамбля художественной пропаганды при Доме культуры 1-й Пятилетки); Файбушевич А. Размышления об «Обломове» // Сов. Сибирь. 1958. № 142. 18 июн.; Театральн. Ленинград. 1958. № 26 (518). 25 июн.-l июл. («Обломов» Ленинградского Государственного театра им. Ленинского комсомола); Рус. новости. 19 63. № 956. 27 сент. («Обломов» в театре-студии на Елисейских полях); Рус. мысль. 1963. № 2060. 15 окт. («Обломов» в театре-студии на Елисейских полях); Тодрия Н. Париж сегодня // Театр. 1964. № 10; Смена. 1965. № 247. 20 окт. (телеспектакль 3-го творческого объединения Ленинградской студии телевидения «Обломов»); Кулешов В. От формулы - к жизни // Театр. 1970. № 3; Рассадин С. Обломов без Обломовки // Искусство кино. 1980. № 5; Кречетова Р.В. В поисках гармонии // Искусство кино. 1980. № 5; Плохое А. Постижение или адаптация? // Искусство кино. 1980. № 6; Вишневская И. Герои и негерои Гончарова // Сов. экран. 1980. № 6; Юдина Г. Роман и фильм // Нева. 1981. № 5; Галланов Б., Сабов А. Чьи интересы? Чьи идеалы?: Каннский фестиваль 1982 г. // Лит. газета. 1982. № 25. 23 июн.; Орлов В. Театральные мемуары // Сиб. огни. 1986. № 4; Иностр. Литература. 1989. № 10 («Обломов» в «Принц-регент-театре»); Сов. культура. 1990. № 2. 13 янв. («Обломов» в театре «Фриа протеатерн»); Шемякин А. Превращение «русской идеи» // Искусство кино. 1989. № 6; Столица. 1992. № 18 (76) (о мюзикле М. Розовского «Обломов»); Рус. мысль. 1992. № 3952. 30 окт. («Обломов» Театро Стабиле ди Фриули-Венеция-Джулия); Соколинский Е. Классика и суета - «две вещи несовместные» // Невск. время. 1993. № 43. 6 март.; Смена. 1993. № 62 (20412). 16 март, (о мюзикле М. Розовского «Обломов»); Заславский Г. Умереть от любви // Моск. наблюдатель. 1995. № 1-2. Май; Пасуев А. Что в имени тебе моем? // На дне. 1999. № 23 (76). 1-15 дек.; Ступников И. Илья Муромец из Обломовки // СПб. ведомости. 1999. № 185 (2095). 8 окт.; Шимадина М. Облома не будет // Коммерсантъ. 2002. 12 март.; Никифорова В. Боязнь пространства // Ведомости. 2002. 13 май; Наше время. 20 02. № 21. 24 мая («Обломов» в Саха-Театре); Ситковский Г. Салочки со смертью // Алфавит. 2002. 30 июн.; Кузьмина М. Апология лени в работе Мих. Угарова // Ведомости. 2002. 9 сент.; Н. Пересторонин. Пересечение пространства // Вятск. край. 2002. 10 окт.; ШитенбургЛ. Он остался в детстве // Смена. 2003. 15 апр.; ЗарецкаяЖ. Сказки капитанов под флагом «Золотой маски» // Вечерн. Петербург. 2003. 24 апр.; Строгалева Е. Смерть Ильича // Петербург, театральн. журнал. 2003. № 34; Никольская А. Поиски и происки истины // Рус. курьер. 2004. 29 сент.; «Обломов» в театре-студии на Елисейских полях (Париж): L'avant-Scène. 1963. N 293. 15 juin; N 297. 15 oct.; Libération. 1963. N 5855. 28 juin; N 5928. 21-22 sept.; Le monde. 1963. N 5737. 28 juin; N 5809. 20 sept.; N 5811. 22-23 sept.; Le Figaro. 1963. N 5855. 29-30 juin; N 5928. 23 sept.; Théâtre populaire. 1963. N 50, 52; France-Observateur. 1963. N 687. 4 juillet; N 699. 26 sept.; La tribune des nations. 1963. N 920. 5 juillet; N 932. 27 sept.; L'acteur. 1963. N 8. Oct.; «Обломов» в «Принц-регент-театре» (Мюнхен): Die Welt. 1989. N 50. 28 Febr.; N 56. 7 März; Die Tageszeitung. 1989. N 2799. 5 März; Kieler Nachrichten. 1989. N

56. 7 März; Westfälische Rundschau. 1989. N 57. 8 März; Badische Zeitung. 1989. N

57. 9 März; Kölner Stadt-Anzeiger. 1989. N 58. 9 März; Neue Zürcher Zeitung. 1989. N 56. 9 März; Rheinischer Merkur. 1989. N 10. 10 März; Saarbrücker Zeitung. 1989. N 59. 10 März; Stuttgarter Zeitung. 1989. N 58. 10 März; Der Tagesspiegel. 1989. N 13216. 14 März; Frankfurter Rundschau. 1989. N 63. 15 März; Süddeutsche Zeitung. 1989. N 53. 15 März; Bayernkurier. 1989. N 11. 18 März; Handelsblatt.

1989. N 55. 18 März; Rheinische Post. 1989. N 69. 22 März; Zielsprache Russisch.

1990. № 1;

Обломов» в Центре искусств Бобиньи (Париж): Le Roux M. Oblomov: Du livre à la scène // Quinzaine littéraire. 1994. 16-30 nov.;

Обломов» в «Театре в депо» (Штутгарт): Müller R. Leihstimmen in Moll (Kroetz' «Oblomow» im Stuttgarter Theater im Depot) // Stuttgarter Zeitung. 1995. N 94. 24 Apr.; Ueding C. Auf Marotten reduziert: (Kroetz' «Oblomow» in einer Stuttgarter Aufführung // Frankfurter Rundschau. 1995. N 19. 4 Mai; Funke Chr. Der Philosoph auf dem Sofa // Der Tagesspiegel. 1996. N 15. 17 Apr.; КнежевиН С. Обломов у Лондону // Политика. Београд, 1997. № 30006. 8 Maj. «Обрыв»: В.Р. Театр искусств: «Обрыв» // Биржев. ведомости. 1908. № 10767. 20 окт.; Bac-iii JI. <Василевский И.М> Театр искусств: «Обрыв», по Гончарову // Речь. 1908. № 256. 16 нояб.; Вейконе М.А. Театр искусств // Театр и искусство.

1908. № 43; Обозрение театров. 1910. № 1094. 22 июн. («Обрыв» на сцене летнего театра в Озерках); Речь. 1 910. № 169. 23 июн. («Обрыв» на сцене летнего театра в Озерках); <Без подп> Памяти Гончарова // Южн. телеграф.

1912. № 3298. 28 апр.; Волин В. Городской сад: Обрыв // Театр. 1912. № Ю74. 79 июн.; Кузьминский Н. Как чествовали у нас Гончарова. «Обрыв» на сцене Таврического театра и сада // Обозрение театров. 1912. № 1756. 9 июн.; Д. Памяти И.А. Гончарова // Южн. край. 1912. № 10811. 9 июн.; <Без подп> Юбилейный спектакль // Пензенск. ведомости. 1912. № 147, 14 июн.; <Без подп.> Чествование памяти Гончарова // Саратовск. листок. 1912. № 135. 22 июн.; В. <Вейконе М.А> Таврический театр // Театр и искусство. 1912. № 24; Ив.Н. Провинциальная летопись: Ярославль // Театр и искусство. 1912. № 50; Россовский Н. М.Г. Савина в «Обрыве» // Петербург, листок. 1912. № 254. 15 сент.; Батюшков Ф.Д. Спектакль Литературного фонда («Обрыв» Гончарова на сцене Мариинского театра) // Речь. 1913. № 40. 10 февр.; Homo Novus. <Кугелъ А.Р> Спектакль Литературного фонда («Обрыв», переделка В. Евдокимова) // День. 1913. № 40. 11 февр.; Homo Novus. <Кугелъ А.Р.> Спектакль Литературного фонда // Театр и искусство. 1913. № 7; <Без подп.> «Обрыв» Гончарова на сцене // Рус. слово. 1913. № 34. 10 февр.; Михайлов А. Александринский театр. «Обрыв» в обработке В. Евдокимова // Рус. молва.

1913. № 124. 17 апр.; День. 1913. № 101. 17 апр. («Обрыв» Александринского театра); Ф.М. «Обрыв» в городском театре // Южн. край. 1913. № 11676. 13 окт.,

1914. № 12307. 4 окт., № 11924. 3 март.; Николаев Н. Театральные заметки // Киевлянин. 1913. №310. 10 нояб.; Н—р М. Городской театр в Сокольниках // Рампа и жизнь. 1 914. № 22. 1 июн.; Рус. ведомости. 1 914. № 240. 18 окт. («Обрыв» в театре Корша); Пасмуров Н. Обрыв: Инсценировка романа И.А. Гончарова // Театр. 1914. № 1584. 19-20 окт.; Иль В. <Илънарская В.Н.> Театр Корша // Рампа и жизнь. 1914. № 43. 26 окт.; -ский. Театр Корша: («Обрыв») // Театральн. газета. 1914. № 43; Чарский А. «Обрыв» (Театр Корша) // Раннее утро. 1914. № 240; Эрманс В. «Обрыв» в театре Корша // Новости сезона. 1914. 2978; Рампа и жизнь. 1914. № 45. 9 нояб. («Обрыв» в театре Струйского); Пасмуров Н. «Обрыв» И.А. Гончарова, переделка Евдокимова (Театр Струйского) // Театр. 1914. № 1601. 16-17 нояб.; Рампа и жизнь. 1915. № 29. 19 июл. («Обрыв» в Малаховском театре); <Без подп> По поводу постановки «Обрыва» // Жизнь искусства. 1920. № 590-591. 23-24 окт.; Носков Н. Памяти Н.С. Васильевой // Жизнь искусства. 1920. № 592. 26 окт. («Обрыв» в Александринском театре); B.C. Государственный Большой театр: «Обрыв» // Известия. 1923. № 61. 20 март.; Нет. Большой театр. «Обрыв»: пьеса в 5-ти действиях по роману Гончарова // Известия. 1924. № 92. 22 апр.; Треплев А. «Обрыв»: Городской театр // Коммуна. 1925. № 2080. 22 нояб.; Г.К. Драмтеатр в Нардоме // Рабочий и театр. 1928. № 3. 17 янв.; Боголюбов К, Коновалов И. «Обрыв»: Свердловский драматический театр // Уральск, рабочий. 1938. № 239. 16 окт.; Шубин А. Классики в театре // Полярн. звезда. 1939. № 32. 9 февр.; Шубин А. Новый спектакль // Полярн. звезда. 1939. № 42. 21 февр.; Вербицкий В. «Обрыв» (Постановка в Областном драматическом театре) // Адыгейск. правда. 1939. № 43. 22 февр.; Гагарин И. «Обрыв» // Полярн. звезда. 1939. № 49. 1 март.; Сергеенко М. «Обрыв»: Спектакль театра им. ХХ-летия Ленинск, комсомола // Коммуна. 1939. № 132. 11 июн.; Зритель. «Обрыв» не по Гончарову // Театральн. неделя. 1940. № 6; Михельсон В.А. «Обрыв»: Инсценировка романа Гончарова в театре им. М. Горького // Большевик. 1940. № 231. 2 окт.; Шевченко А. «Обрыв» // Комсомолец. 1940. № 126. 2 окт.; Панферов Ф. Краснодарский драматический. // Большевик. 1940. № 268. 16 нояб.; Розова С. «Обрыв» в постановке Псковского драматического театра // Псковск. правда. 1940. № 40. 17 нояб.; Турек-Далин Д. «Обрыв» (К постановке в гортеатре) // Большевик. 1941. № 11. 14 янв.; Фролов А. «Обрыв» в постановке городского драматического театра//Большевик. 1941. № 24. 30 янв.; Федорович Н. «Обрыв» (Постановка Псковского государственного драматического театра) // Звезда. 1941. № 47. 26 февр.; Райский Н. Первый спектакль Псковского театра // Краен, север. 1941. № 130. 5 июн.; Бунцельман А. «Обрыв» // Краен, север.

1941. № 134. 10 июн.; Рашковская А. «Обрыв». Спектакль коллектива Управления по делам искусств // Ленинградск. правда. 1944. № 149. 23 июн.; Соколов Ю.К К постановке спектакля «Обрыв» // Бугск. заря. 1945. № 129. 5 авг.; Назаренко Я. «Обрыв» // Псковск. правда. 1947. № 125. 28 июн.; Толкач Л. Ошибочные тенденции // Удмурдск. правда. 1948. № 18. 25 янв.; Козлова Н. «Обрыв» // Краен. Татария. 1948. № 134. 7 июн.; Бахтюков Н., Матвеев В. Вопреки жизненной правде // Курск, правда. 1948. № 212. 24 окт.; Широков Я. «Обрыв» // Сталинск. путь. 1948. № 247. 12 дек.; Красноусов А. Три спектакля (Заметки зрителя) // Сталинск. знамя. 1949. № 31. 15 февр.; Дмитриев А. «Обрыв» // Коммунар. 1949. № 32. 16 февр.; Белинский А. Большая удача (Спектакль «Обрыв» в Большом драматическом театре имени Горького) // Смена. 1956. № 172. 25 июл.; Персидская О. Идеи и образы «Обрыва» на сцене // Ленинград, правда. 1956. № 177. 31 июл.; Бенъяш Р. Большие ожидания. (Заметки о спектаклях ленинградских театров) // Ленинград, правда. 1956. № 199. 25 авг.; Сов. культура. 1956. № 134. 13 нояб. («Обрыв» в БДТ); Потанов И. «Обрыв» // Сталинградск. правда. 1957. № 21. 25 янв.; Яковлев Н. «Обрыв» (Спектакль Куйбышевского драматического театра) // Волжск, коммуна. 1957. № 66. 19 март.; Сов. Молдавия. 1957. № 77. 2 апр. («Обрыв» в Кишиневском Рус. драм, театре); Сов. культура. 1957. № 52. 11 апр. («Обрыв» в Брянском обл. драм, театре); Тутушкин А. «Обрыв» // Брянск, рабочий. 1957. № 72. 12 апр.; Обозреватель. Как раз наоборот // Театр. 1957. № 8; Подольский Б. «Обрыв» (Спектакль русского драматического театра им. A.C. Пушкина) // Краен, знамя. 1957. № 73. 13 апр.; Бейсов П., Дедюгикин В. Роман И.А. Гончарова на сцене («Обрыв» в Областном драматическом театре) // Ульяновск, правда. 1957. № 74. 14 апр.; Театральн. неделя. 1957. № 16-а. 17-23 апр. («Обрыв» в ЦТСА); Синельников М. Еще шаг в сторону: О спектакле «Обрыв» в ЦТСА // Сов. флот. 1957. № 130. 4 июн.; Кузнецов В. Смелые искания (Успех Горьковского театра драмы) // Ленинск, смена. 1957. № 165. 5 сент.; Алексеева А. Роман Гончарова на горьковской сцене // Горьковск. правда. 1957. № 226. 24 сент.; Бертенсон М.

Вехи на пути // Сов. культура. 1957. № 152. 23 нояб.; Орданская Л. Творческое соревнование (Всесоюзный фестиваль драматических театров) // Московск. правда. 1957. № 275. 24 нояб.; Путинг^ев М. Плодотворные искания (Горьковский театр драмы на фестивале) // Комсомольск, правда. 1957. № 282. 29 нояб.; Михайлов Н. Создавать новые яркие произведения (К некоторым итогам Всесоюзного фестиваля драматических театров) // Сов. культура. 1957. № 161. 14 дек.; Шерышев П. «Обрыв» // Призыв. 1958. № 70, 23 март.; Рогачевский М. Черты зрелости // Сов. культура. 1958. № 78. 1 июл.; Лубнин Л. В поисках счастья («Обрыв» в постановке горьковского театра драмы) // Кировск. правда. 1958. № 142. 19 июл.; Дусавицкий Г. «Обрыв» (Новый спектакль Облдрамтеатра) // Омск, правда. 1959. № 245. 17 окт.; Берников С. «Обрыв» (Новый спектакль драматического театра) // Молодой сибиряк. 1959. № 125. 21 окт.; Решетников В. «Обрыв» // Сов. Хакассия. 1959. № 18. 25 янв.; Мартынов А. «Обрыв». Гастроли сталинградского драматического театра имени М. Горького // Сов. Латвия. 1960. № 161. 8 июл.; Театральн. жизнь. 1967. № 14 («Обрыв» в Ульяновском Обл. драм, театре); Театр. 1970. № 6 («Обрыв» в Оренбургском Обл. драм, театре); Боровков Р. На сцене - герои И.А. Гончарова // Сов. Литва. 1971. № 156. 10 июл. (Вологодский Обл. драм, театр); Филина Н. Вопреки традиции // Сов. культура. 1973. № 28. 6 апр.; Макарова О. Правда требует дела // Театральн. жизнь. 1982. № 17; Образгрва А. Высокое мастерство // Сов. культура. 1982. № 83; Велехова П. Заговор чувств // Театр. 1983. № 3; Сов. культура. 1983. № 68. 7 июн. (о кинофильме В. Венгерова «Обрыв»); Сов. экран. 1983. № 10, № 24 (О кинофильме.); Свободин А. Групповой портрет в интерьере усадьбы // Лит. газета. 1984. № 5. 1 февр.; Сергеев Е. Лишь отчасти // Сов. культура. 1984. № 16. 7 февр.; АБ Евг. Дальняя дорога // Сов. экран. 1984. № 7; Ленинград, правда. 1984. № 20. 24 янв., № 63. 13 март., 1985. № 168. 24 июл. (о кинофильме.); Лит. Россия. 1984. № 11. 9 март, (о кинофильме.); Сов. фильм. 1 984. № 7; Староселъская Н. Месть неп риятного господина // Театр. 1993. № 2; Грибков-Майский В. Над Обрывом // Тверск. ведомости. 1997.

28 март.; Вечерн. Тверь. 1997. 24 окт. («Обрыв» Тверского Академ, театра драмы); Культура. 1998. № 6. 19 февр. («Обрыв» Тверского.); Театр. 2001. № 3 («Обрыв» в Ульяновском Обл. драм, театре).

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Калинина, Надежда Викторовна, 2008 год

1. Алексеев АД. Летопись жизни и творчества И.А. Гончарова. М-Л., 1960;

2. Аникст А. История учений о драме: Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1972. С. 399 409;

3. Арапов П. Летопись русского театра. СПб., 1861;

4. Архипова A.B. Чацкий в интерпретации русских писателей XIX века // A.C. Грибоедов: Хмелитский сб. Смоленск, 1998. С. 199-217;

5. Асмус В. «Горе от ума» как эстетическая проблема // Лит. наследство. Т. 47-48. A.C. Грибоедов: Статьи и исследования. М., 1946. С. 189-212;

6. Багно В.Е. «Коэффициент узнавания» мировых литературных образов // Тр. отд. древнерус. лит. СПб., 1997. Т. 50. С. 234-241;

7. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975;

8. Бухаркин U.E. «Образ мира, в слове явленный»: (Стилистические проблемы «Обломова») // От Пушкина до Белого: Проблемы поэтики рус. реализма XIX-начала XX в. СПб., 1992. С. 118-135;

9. Вишневский В. Художественные фильмы дореволюционной России: (Фильмографическое описание). М., 1945;

10. Военский К.А. Гончаров — цензор: Неизданные материалы для его биографии//Рус. вестник, 1906. № 10. С. 571-619;

11. Войткевич Н. Лилита Берзинь. М., 1987;

12. Вольф А.И. Хроника петербургских театров с конца 1826 до начала 1855 года. Ч. 1-2. СПб., 1877;

13. Вольф А.И. Хроника петербургских театров с конца 1855 до начала 1881 года. СПб., 1884. Ч. 3;

14. Вульф П. В старом и новом театре: Воспоминания. М., 1962;

15. Гейро Л. С. Неизвестные страницы из статьи Гончарова об Островском // Рус. литература. 1973, № 2. С. 144-148;

16. Гнедич П.П. Книга жизни. Воспоминания 1855-1918. Д., 1929;

17. И.А. Гончаров в воспоминаниях современников. Л., 1969;

18. И.А. Гончаров: (Новые материалы о жизни и творчестве писателя). Ульяновск, 1976;

19. И.А. Гончаров: (Материалы юбилейн. гончаровской конференции 1987 года). Ульяновск, 1992;

20. И.А. Гончаров: (Материалы междунар. конф., посвящ. 180-летию со дня рожд. И.А. Гончарова). Ульяновск, 1994;

21. И.А. Гончаров: (Материалы междунар. конф., посвящ. 185-летию со дня рожд. И.А. Гончарова). Ульяновск, 1998;

22. И.А. Гончаров: (Материалы междунар. конф., посвящ. 190-летию со дня рожд. И.А. Гончарова). Ульяновск, 2003;

23. И.А. Гончаров: (Материалы междунар. конф., посвящ. 195-летию со дня рожд. И.А. Гончарова). Ульяновск, 2008;

24. Лит. наследство. Т. 102. И.А. Гончаров: Новые материалы и исследования. М., 2000;

25. Головашенко Ю. Классика на сцене: Критические очерки. М., 1964;

26. Горбунов И.Ф. Сочинения: В 2-х т. СПб., 1902.

27. Горин-Горяйнов Б.А. Актеры (из воспоминаний). М.-Л., 1947;

28. Гославская С. Записки киноактрисы. М., 1974;

29. Гохштейн Г.М. О жанровой природе полифонизма: (Авторская позиция в романах Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и И.А. Гончарова «Обломов») // Проблема автора в русской литературе 19-20 вв. Ижевск, 1978. С. 49-57;

30. Гродецкая А.Г. Автоирония у Гончарова // Sub specie tolerantiae. Памяти В.А. Туниманова. СПб., 2008;

31. Гузь H.A. Диалог как структурный элемент повествования в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история» // Текст: варианты и интерпретации. Бийск, 2000. Вып. 5. С. 33-36;

32. Данилов B.B. Прототип Обломова в русской литературе 20-х годов // Рус. филол. Вестник. 1912. № 4. С. 424-427;

33. Данилов С.С. Русский драматический театр XIX века: Первая половина XIX века. Л-М., 1957;

34. ЗА. Данилов С.С., Португалова М.Г. Русский драматический театр XIX века: Вторая половина XIX века. Л., 1974;

35. Демиховская O.A. Традиции Гоголя в творчестве И.А. Гончарова 1840-х годов: (Очерк «Иван Савич Поджабрин») // Уч. зап. Пермского ун-та. 1960. T. XIII. Вып. 4. С. 83-92;

36. Денисенко C.B. «Мильон терзаний» в театральном дискурсе // Рус. литература. 2008. № 2. С. 122-130;37 .Дризен Н.В. Очерк драматической цензуры эпохи императора Александра II // Рус. библиофил. 1916. № 1. С. 64-68, 74; № 2. С. 43; № 5. С. 31-32, 37-39;

37. Дризен Н.В. Драматическая цензура двух эпох (1825-1881). Пг., 1917. С. 156-160;

38. Евгенъев-Максимов В.Е. К характеристике общественного миросозерцания И.А. Гончарова в 60-х годах: (По его неизданным рукописям)// Северн. Записки. 1916. № 9. С. 126-152;

39. Евгенъев-Максимов В.Е. И.А. Гончаров как член Совета Главного управления по делам печати: (По неизданным рукописям) // Голос минувшего. 1916. № 11. С. 117-156; № 12. С. 140-179;

40. Евгенъев-Максимов В.Е. Гончаров. Жизнь. Личность. Творчество. М., 1925;

41. Евстратов Н.Г. Гончаров на путях к роману: (К характеристике раннего творчества) // Уч. зап. уральск. пед. ин-та. 1955. T. II. Вып. 6. С. 171—215;

42. Иванов Ив. Отголоски сцены: Европейцы из Москвы // Рус. ведомости. 1891. №276. 7 окт.;

43. История русского драматического театра: В 7 т. М., 1976—1987;

44. Калинина Н.В. Музыка в жизни и творчестве И.А. Гончарова // Рус. литература. 2004, № 1. С. 3-33;

45. Каталог пьес членов Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. М., 1900;

46. Кертлюн Л. Грибоедовские образы в трактовке И.А. Гончарова // Вопросы изучения литературы XIX — начала XX веков. Пермь, 1967. С. 157-182. (Уч. зап. Пермского ун-та; № 155);

47. Ким Чжон Мин. Женщины Гончарова: двойники-антиподы // Нева. 2004. № 7. С. 224-227;

48. Кони А.Ф. Иван Федорович Горбунов // Кони А.Ф. Воспоминания о писателях. М., 1989. С. 251-356;

49. Кони Ф.А. Водевили. М., 1937;

50. Котельников В.А. Гончаров как цензор // Рус. литература. 1991. № 2. С. 24-51;

51. Котельников В.А. Иван Александрович Гончаров. М.,1993;

52. Красногцекова Е.А. Иван Александрович Гончаров: Мир творчества. СПБ., 1997;

53. Криволапое В.К «Типы» и «идеалы» Ивана Гончарова. Курск, 2000;

54. Лебедев А.А. Грибоедов. М., 1980. С. 191-197;

55. Левин Ю.Д. Русский гамлетизм // Вожди умов и моды: Чужое имя как наследуемая модель жизни. СПб., 2003. С. 144-192;

56. Лотман Л.М. И.А. Гончаров // История русской литературы: В 4 т. Л., 1982. Т. 3. С. 160-202;

57. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века: (Истоки и эстетическое своеобразие). Л., 1974. С. 92-103;

58. ЛощицЮ. Гончаров. М., 1977;

59. Мазои А. Гончаров как цензор: (К освещению цензорской деятельности И.А. Гончарова) // Рус. старина. 1911. № 3. С. 471- 484;

60. Ы.Мазон А. Материалы для биографии и характеристики И.А. Гончарова. СПб., 1912;

61. Мазон А. Страничка из истории русской цензуры в конце 50-х годов // Сб. статей в честь проф. В.П. Безескула. Харьков, 1914. С. 247-253;

62. Малахов С.А. Тургенев и Гончаров о поэтике русского романа // Проблемы реализма русской литературы XIX века. M.-JL, 1961. С. 102— 132;

63. Манн Ю.В. Фило софия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. М., 1969. С. 241-306;

64. Манн Ю.В. Утверждение критического реализма. Натуральная школа // Развитие реализма в русской литературе. М., 1972. Т. 1. С. 234-291;

65. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М., 1987. С. 55-57;

66. Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века: (30-50-е годы). Л., 1982. С. 64-97;

67. Маркович В.М. «Чужая» речь и взаимодействие речевых манер в романе Гончарова «Обыкновенная история» // Науч. докл. высш. школы: Филол. науки. М., 1982. № 2. С. 58-66;

68. Маркович В.М. «Горе от ума» в критике и литературоведении XIX—XX веков // «Век нынешний и век минувший.»: Комедия A.C. Грибоедова «Горе от ума» в русской критике и литературоведении. СПб., 2002. С. 2022;

69. Мельник В.И. И.А. Гончаров: духовные и литературные истоки. М., 2002;

70. Мельник В.И. Тема донжуанизма в творчестве И.А. Гончарова // Метод, жанр, поэтика в зарубежной литературе. Фрунзе, 1990;

71. Мельник Т.И. И.А. Гончаров и французская литература XIX века. Автореф. дис. . к. филол. н. Волгоград, 1995;

72. Минц З.Г. Функция реминисценций в поэтике Ал. Блока // Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. СПб., 1999. С. 362-388;

73. Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров романист и художник. М., 1992;

74. Недзвецкий В.А. Романы И.А. Гончарова. М., 1996.

75. Никифоровская H.A. «Гамлет» в русской критике // Комарова В.П., Никифоровская H.A. Трагедия Шекспира «Гамлет» жизнь в веках (1601-1901 гг.). СПб., 1999. С. 110-112;

76. Нильский A.A. Закулисная хроника. СПб., 1897;

77. Обзор деятельности Общества русских драматических писателей и оперных композиторов за XXV-летие его существования: 1874-1899 г. М., 1899;

78. Одинцов В.В. Художественный образ и стиль: («Обломов») // Одинцов

79. B.В. О языке художественной прозы: Повествование и диалог. М., 1973.1. C. 51-60;

80. Отрадин М.В. «Трудная работа объективирования»: (Юмор в романе И.А. Гончарова «Обломов») // От Пушкина до Белого: Проблемы поэтики рус. реализма XIX-начала XX в. СПб., 1992 С. 80-10;

81. Отрадин М.В. Проза И.А. Гончарова в литературном контексте. СПб., 1994;

82. Пави П. Словарь театра. М., 1991. С. 161;

83. Петровская И. Театр и зритель российских столиц. 1895-1917. Л., 1990.

84. Петровская И., Сомина В. Театральный Петербург. Начало XVIII века -октябрь 1917 года. СПб., 1994.

85. Переверзев В.Ф. У истоков русского реализма. М., 1989;

86. Пиксанов Н.К. «Горе от ума» в творчестве Гончарова // A.C. Грибоедов, 1795-1829. М., 1946. С. 110-133;

87. Погожее В.П. О порядке рассмотрения драматических произведений, представляемых для внесения в русский репертуар императорских театров. СПб., 1899.

88. Полный алфавитный список драматическим сочинениям на русском языке дозволенным к представлению безусловно. СПб., 1888;

89. Портреты актеров. Л., 1973;

90. Портреты режиссеров. Л., 1982. Вып. 3;

91. Постное О.Г. Эстетика И.А. Гончарова. Новосибирск, 1997;

92. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М., 1976;

93. Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста. М-Л., 1962;

94. Разумовская М.В. «Читать любит?»: (О проблеме книги в век Просвещения во Франции и в романе И.А. Гончарова «Обрыв») // Вестник СПб. ун-та. Сер. 2. Ист., яз., лит. СПб., 1992. Вып. 1 (№ 2). Январь, 1992. С. 42-54;

95. Ремез О. Сыгранные книги. М., 1977;

96. Русский водевиль. М.-Л., 1959;

97. Рыбасов А. Гончаров. М., 1962;

98. Соболъщиков-Самаргт Н.И. Записки. Горький, 1960;

99. Станиславский КС. Собр. соч.: В 8 т. Письма. М., 1960. Т. 7;

100. Старосельская Н.Д. Роман И.А. Гончарова «Обрыв». М., 1990;

101. Таборисская Е. М. Анализ оппозиций как средство изучения авторского сознания: (На материале романа И. А. Гончарова «Обломов») // Проблема автора в художественной литературе. Ижевск, 1974. Вып. 1. С. 101-117;

102. Театр и жизнь. Л.-М., 1958;

103. Теляковский В.А. Воспоминания. 1898-1917. Пб., 1924;

104. Тимченко М.Б. Театральная судьба «Обыкновенной истории»: (Роман И.А. Гончарова, драматург, переложение B.C. Розова, сценич. интерпретация). Автореф. дис. . к. искусств. Л., 1972;

105. Туниманов В.А. «Жалкие слова» («Обломов» Гончарова и «Записки из подполья» Достоевского // Pro memoria: Памяти акад. Г.М. Фридлендера (1915-1995). СПб., 2003. С. 168-178;

106. Туниманов В.А. Шекспировские мотивы в романе И.А. Гончарова «Обломов» // Tusculum slavicum: Festschrift für Peter Thiergen. Zürich, 2005. S. 569-580;

107. Фаворин B.K. О взаимодействии авторской речи и речи персонажей в языке трилогии Гончарова // Изв. АН СССР. Отд. лит. и яз. 1950. Т. 9, вып. 5. С. 351-361;

108. Фомичев С.А. Литературная судьба Грибоедова // Грибоедов A.C. Соч. М., 1988. 3-30;

109. Цейтлин А.Г. И.А. Гончаров. M., 1950;

110. Чичерин A.B. Гончаров // Чичерин A.B. Очерки по истории русского литературного стиля: Повествоват. проза и лирика. М., 1977.4. 2. С. 158— 173;

111. Шкилева Л.Ф. Сюжет романа, сюжет инсценировки: («Обыкновенная история» И.А. Гончарова) // Уч. зап. Горьк. ун-та. Горький, 1972. Вып. 132. С. 51-63;

112. Щепкина-Кул ерник Т.Л. Дни моей жизни. Театр, литература, общественная жизнь. М., 1928;

113. Юрьев Ю.М. Записки: В 2-х т. М.-Л., 1963;

114. Ivan A. Goncarov: Leben, Werk und Wirkung. Köln, 1994;

115. Peace R. Oblomov: A Critical Examination of Goncharov's Novel // Birmingham Slavonic Monographs. 1991. N 20;

116. Cizevsky D. History of Nineteenth-Century Russian Literature. Nashville, 1974.Vol. 2;

117. Schümann D. Oblomov-Fiktionen: Zur produktiven Rezeption von I.A. Goncarovs Roman «Oblomov» im deutschsprachigen Raum. Würzburg, 2005.о/

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.