Идеи Ф. Ницше в литературном сознании США конца XIX - начала XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Вишленкова, Светлана Геннадьевна

  • Вишленкова, Светлана Геннадьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2001, Саранск
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 221
Вишленкова, Светлана Геннадьевна. Идеи Ф. Ницше в литературном сознании США конца XIX - начала XX вв.: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Саранск. 2001. 221 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Вишленкова, Светлана Геннадьевна

Введение

Глава первая

Идеи и творчество Фридриха Ницше в восприятии американской литературной критики конца XIX - начала XX столетия

1.1. Специфика и характерные особенности проникновения и распространения ницшеанства в американском литературном сознании рубежа веков: от Макса Нордау к Дж.Хъюнекеру 19

1.2. Наследие Ф.Ницше в литературно-критических интерпретациях Г.Л.Менкена 46

Глава вторая

Ницше и Лондон: диалог на протяжении двух десятилетий

2.1. Восприятие и рецепция Д.Лондоном идей Ф Ницше в произведениях раннего периода 67

2.2. Идеи Ницше у зрелого Лондона 98

Глава третья

Ницше и Драйзер: переосмысление ницшеанского влияния на фоне социокультурных сдвигов эпохи

3.1. Влияние идей Ницше на раннего Драйзера 138

3.2. Осмысление ницшеанского наследия в творчестве Драйзера

1910-х гг.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идеи Ф. Ницше в литературном сознании США конца XIX - начала XX вв.»

Вопрос о влиянии и воздействии конкретных литературных школ, направлений, методов, равно как и отдельных писателей, проблема литературной рецепции в целом, вне всякого сомнения, являются важнейшими и в истории всемирной литературы, и в истории сравнительного литературоведения [Веселовский, 1940; Жирмунский, 1978, 1979; История всемирной литературы, 1983. Т. 1; Историческая поэтика, 1986; Van Tieghem, 1931, 1941; Friederich, 1954; Wellek, 1965-1989 и др.]. Ряд авторов, в той или иной степени влиявших на литературное сознание и культуры других стран на разных исторических этапах развития мировой словесности, достаточно велик и хорошо известен, так что нет смысла приводить его целиком на страницах диссертации, хотя обозначить выборочно несколько самых выразительных примеров подобного "диалога культур" [М.М.Бахтин] можно без труда: таковы Вергилий для средневековой Европы, Гете для Европы рубежа XVIII-X1X вв., Байрон для русского романтического сознания, Достоевский и Толстой для Западной Европы и США в конце XIX - в начале XX в., Хемингуэй для русской прозы периода "оттепели" и т.д.

Несомненно, что одно из первых мест по степени влияния на культурное и литературное сознание рубежа XIX - XX столетий должно быть по праву отдано Фридриху Ницше (1844 - 1900). Не случайно, Т.Манн, сам отдавший значительную дань влиянию этого философа и мыслителя1 и посвятивший своего рода подведению итогов своих отношений с ним не только

1 По замечанию Г.Лукача, сделанному еще в 1934 г., «Томас Манн может служить лучшим примером такого идеологического - С.В.] влияния Ницше на беллетристику» (Лукач, 1934. Стлб. 103). роман "Доктор Фаустус" (1947), но и доклад "Философия Ницше в свете нашего опыта" (1947), всего через шесть лет после смерти Ницше констатировал: "В Европе существует школа мыслителей - ее создал немецкий лирик познания Фридрих Ницше, - представители которой привыкли отождествлять понятие художника с понятием познающего" [Манн, 1986: 29]. И несмотря на то, что опыт немецкого национал-социализма, создавшего свой образ Ницше и произведшего в 1920-30-е гг. его, условно говоря, "идеологическую приватизацию", Т.Манном не мог не учитываться, он, тем не менее, находит в себе силы и мужество сорок лет спустя, чтобы воздать должное Ницше-поэту, писателю и мыслителю: "Ницше, писатель и философ, "учености пример", как назвала бы его Офелия, был явлением не только поразительно полно и сложно сконцентрировавшим в себе и подытожившим все особенности европейского духа и европейской культуры, но и впитавшим в себя прошлое, чтобы затем, более или менее сознательно подражая ему и опираясь на него, возвратить его, повторить и осовременить в своем мифотворчестве; и я совершенно уверен, что этот великий лицедей и мастер перевоплощения, играя свою жизненную трагедию - я чуть было не добавил: им самим инсценированную - прекрасно сознавал в себе гамлетовские черты. Что касается меня, представителя младшего поколения, читателя, который с жадным волнением поглощал его книги и для которого он был "примером примерных", то я очень рано ощутил родственную близость этих двух характеров и помню, что чувство, которое я тогда испытал, поразило меня, как и всякую юную душу, своей странной тревожной новизной и разверзло передо мною глубины, о которых я и не подозревал, - то было смешанное чувство преклонения и жалости. И я уже никогда более не мог от него отрешиться" [Манн, 1986: 163-164].

Совершенно очевидно, что Т.Манн оказался вовсе не единственным писателем, испытавшим воздействие Ницше, точно так же, как немецкая литература не была единственной литературой, активно впитывавшей и развивавшей в собственной практике его идеи. И дело не только в том, что, -как полагал отнюдь не симпатизировавший идеям Ницше К.Хермсдорф, - "притягательность идей Ницше объясняется неоднородностью его философии. Да и форма его эссеистических, афористических и мифорапсодических работ ("Так говорил Заратустра", 1883), близкая скорее к художественной прозе, нежели к систематическому изложению философского учения, содействовала тому, что философией Ницше увлекались самые разные умы" [История немецкой литературы, 1986: 3; 17].

Широта и многоплановость воздействия Ницше на культурное сознание Запада на рубеже XIX - XX вв. позволяет говорить о реальном восприятии его идей писательским сообществом и их отображении в литературно-художественной практике стран Западной Европы, России и Соединенных Штатов Америки. Причем, непосредственно в случае с американской литературой рецепция идей Ницше накладывается на достаточно сложный и специфичный процесс ее развития в 1890-1910-е гг. Таким образом, актуальность диссертационной работы продиктована объективной необходимостью выявления реального влияния идей Ф.Ницше на литературное сознание США в конце XIX - начале XX в. и определения того, каким образом это влияние воплощалось в литературно-художественной практике.

Степень научной разработанности проблемы.

Еще раз отметим, что проникновение идей Ницше в Америку и рецепция их американским интеллектуальным сообществом имеет определенную специфику: первоначально восприятие ницшевских текстов осуществлялось в общем контексте интереса и желания приобщиться к новейшим художественным, эстетическим и философским открытиям Европы (это касается прежде всего теорий Спенсера и Дарвина, философских концепций Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше и др., в том числе и их многочисленных интерпретаторов, к примеру Дж.Б.Шоу). При этом следует учесть, что и сам Ницше с его глубоким интересом к философии американского трансцендентализма и, прежде всего, романтическому наследию Р.У.Эмерсона вполне естественно вписывается в культурно-философский контекст на собственно американской почве.

Получив широкий европейский резонанс на рубеже веков, философия Ницше могла оказать на представителей творческой элиты Америки и опосредованное влияние в связи с тем, что интерпретации ницшеанской идеологии немецкого и французского происхождения пришли в США раньше, чем переводы самих текстов. И здесь следует упомянуть известную книгу М.Нордау «Вырождение» (англ. перевод - 1895). В книге с достаточно резких критических позиций предпринята оригинальная попытка интерпретации «заката Европы». В числе ответственных за эпоху декаданса кумиров своего времени

Л.Толстой, П.Верлен, О.Уайльд и др.) Нордау называет и Ф.Ницше.

Последующая рецепция идей Ницше в США продолжается достаточно длительное время и в той или иной степени затрагивает творчество подавляющего большинства писателей, поэтов, художников, критиков (Ф.Норрис, С.Крейн, Д.Лондон, Т.Драйзер, Э.Синклер, Р.Борн, Т.С.Элиот). Особая роль в литературно-эстетическом осмыслении «уроков» Ницше принадлежит Дж.Г.Хьюнекеру и Г.Л.Менкену. Если первый воспринимал и интерпретировал идеи Ницше прежде всего как одну из ипостасей современной западноевропейской культуры, представляя философа в общем ряду героев своего, по определению «Литературной истории США», «эклектичного и даже гротескного пантеона», и одновременно приближаясь к стилевым и языковым изыскам Ницше в сборниках эссе «Иконоборцы. Книга о драматургах» (1905), «Эгоисты. Книга о сверхчеловеках» (1909), «Любовь к дальнему» (1913), то второй предстает прежде всего как пропагандист ницшеанской философии и морали, посвящая данной теме книги «Философия Фридриха Ницше» (1908), «Ницше в выдержках» (1910) и др. Заметим, что увлечение Ницше не могло не сказаться и на собственно литературно-эстетической позиции Менкена, активно неприемлющего всю совокупность проявлений «предрассудков современной буржуазной культуры и морали» и критикующего их с позиций по-ницшеански радикального индивидуализма. Есть все основания предположить, что и истоки знаменитого термина «бубуазия» Менкена лежат в текстах немецкого мыслителя [Стассен, 97-113; Жогин].

Другим выразительным примером влиятельности идей Ницше в американской интеллектуальной среде может служить творчество таких знаменитых писателей Америки, как Джек Лондон и Т.Драйзер.

Вершиной» предвоенного интереса к Ницше в англоязычном мире становится фундаментальный проект полного собрания сочинений мыслителя, осуществленный в 1909-1913 гг. под редакцией О.Леви [The complete works]. В восемнадцати вышедших томах на английском языке был издан практически весь к тому времени известный Ницше. И хотя часть переводов по качеству явно уступала последующим попыткам, сам по себе факт подобного издания комментариев не требует.

Несмотря на то, что определенное внимание идеям Ницше американские писатели и критики продолжали уделять и после первой мировой войны, следует признать, что в межвоенный период популярность мыслителя явно пошла на убыль. Оставаясь в числе своего рода обязательных текстов для любого претендующего на интеллектуальность читателя и критика, произведения Ницше уже не вызывают столь ощутимого и открыто декларируемого интереса, явственно утратив свою новизну и актуальность в новых социокультурных условиях. И хотя отдельные литераторы (от Дж. Дос Пассоса до Х.Ф.Лавкрафта) осознают явную зависимость части своих творческих экпериментов от Ницше, а ряд критиков активно продолжает разрабатывать тему «сверхчеловека» [См., например: Casseres], ницшевское наследие становится предметом изучения и анализа прежде всего философов, и эта традиция продолжится в США вплоть до середины 1960-х гг.

С 1960-х гг. в англоязычном литературоведении (американском, английском, канадском) вновь возникает вопрос о влиянии Ницше на американское культурно-художественное сознание, пишется ряд диссертаций [Drimmer, Cadello, Kauffmann, Sheng], выходят авторские монографии [Thatcher; Bridgwater] и коллективные исследования [Nietzsche in], в которых рассматриваются самые разнообразные аспекты заявленной проблемы - от вопроса о знакомстве интересующего литературоведа автора с текстами философа и возможном скрытом или внятном цитировании того или иного ницшевского пассажа в монологе конкретного персонажа или в соответствующем отрывке [См., например: Dunford, Parkay, Pizer, Sherman] до размышлений о характере проявления ницшеанства в конкретном культурном пласте [См., например: Ackerman, Schenkel, Zapf]. Показательно при этом, что американские авторы отнюдь не считают, что проблема хоть сколько-то исчерпана, несмотря на многочисленность публикаций по теме.

Несколько иначе выглядит проблема «Ницше в американском литературном сознании» в российском литературоведении. Совершенно очевидно, что в советский период могла существовать исключительно идеологизированная трактовка данной темы. Однозначно негативное отношение к философии Ницше как таковой распространялось и на любые свидетельства о возможном ее отражении в творчестве любого писателя (естественно, литература США исключением здесь не являлась).

Часть отечественных литературоведов, касаясь истории литературы США рубежа двух последних столетий, упоминали лишь натурализм, а вместе с ним дарвинизм и спенсерианство Ф.Норриса, молодых Д.Лондона и Т.Драйзера и старались избегать вопроса о воздействии идей Ницше на их социально-философские взгляды [Самохвалов, Засурский]. Для других был сомнителен сам факт их знакомства с философией Ницше. Так, например, И.М.Баданова не уверена, «читал ли Лондон вообще произведения самого Ницше» [Баданова, 1967а: 35]. В.М.Быков также считал, «что нет оснований полагать, что с работами Ницше Лондон вообще был знаком до 1903 года» [Быков, 1964: 138].

Многие соглашались с известным влиянием буржуазной идеологии (в том числе и ницшеанства) на представителей творческой элиты Америки, но лишь на раннем этапе их творчества, давая этому факту разные объяснения. Так, В.Н.Богословский объясняет влияние ницшеанской идеологии на Лондона тем, что последний, «как и другие американские социалисты, был участником теоретически слабого американского рабочего движения» [Богословский, 1964: 93].

A.Ш.Садагурский, соглашаясь с ним по вопросу о влиянии Ницше на творчество Лондона, считал, что «Лондон воспринимает у Ницше лишь радостный жизненный подъем его героя, энергичность самоутверждения его в жизни» [Садагурский, 1978: 74]. Сходного взгляда придерживался и

B.М.Быков: «Культ здорового, смелого и сильного человека, к которому причастен Лондон, вовсе не является ницшеанством. У Ницше герой аморален, он проповедовал «падающего подтолкни». У Лондона же душевное благородство, товарищеская взаимопомощь - основные свойства положительных персонажей» [Быков, 1964: 86]. Садагурский же не ставит знака равенства между сильным лондоновским героем и идеалом Ницше и подчеркивал, что «уже в раннем творчестве писатель говорил об опасности индивидуализма, порывающего с традициями человеческой гуманности, и ставил проблему взаимоотношения сильной личности с обществом» [Садагурский, 1978: 81]. И.Е.Лунина, затрагивая вопрос о влиянии философии Ницше на писателя, подчеркивала, что «Лондон до конца своих дней находился в постоянном поиске, стремясь определить свою жизненную философию», и делает вывод, что «на позднем этапе своего творчества Лондон отрицает возможность одного человека вершить судьбы всего человечества, выступает против анархистской идеологии, методов индивидуального террора» [Лунина, 1996: 58]. Говоря об относительной устойчивости натуралистических тенденций в творчестве Норриса и Лондона, Р.М.Самарин подчеркивал, что «нельзя забывать и о сильнейшем воздействии на талантливых американских писателей и тех черт натурализма, которые тормозили и сбивали с верного пути развитие искусства» [Самарин, 1987: 324]. И здесь исследователь указывал на спенсерианство и прагматизм, которые подготовили почву и для культа «сильного» героя американской литературы.

Такого же мнения придерживалась и Т.Л.Морозова, говоря о воздействии идей Ницше на творчество Лондона и Драйзера.

Анализируя учение Р.У.Эмерсона о «доверии к себе» и проблему индивидуализма в американской общественной и духовной жизни, она выдвинула проблему сопоставления Эмерсона и Ницше и указывала, что на связь между эмерсоновскими посылками и ницшеанскими выводами обращали внимание многие (Ф.О.Маттисен, К.Андерсон, А.И.Старцев). Т.Л.Морозова утверждала, что «сама капиталистическая система, с лежащей в ее основе беспощадной конкуренцией, рождает в человеческом сознании идею «выживания сильнейшего», которая в процессе развития логического саморазвития закономерно доходит до принципа «сверхчеловека», коему по праву сильнейшего все позволено» [Морозова, 237].

Б.Жогин, анализируя истоки идейно-философских и литературно-критических взглядов Г.Л.Менкена, отмечал «противоречивость мировоззрения Менкена, сочетавшего прогрессивные и консервативные элементы». Исследуя характер влияния идей Ф.Ницше на литературно-критическую деятельность Менкена, и опровергая правомерность причисления его к последователям философа, Жогин пришел к весьма категоричному выводу: «Возвращаясь к вопросу о степени заимствования Менкеном идей Ницше, можно с полной уверенностью утверждать, что мнение, будто они лежат в основе мировоззрения критика, не подтверждается фактами. Распространенность подобной точки зрения обусловлена следующими причинами: это, во-первых, действительно имеющее место внешнее сходство отдельных высказываний Менкена и Ницше, не позволяющее тем не менее даже в таком, вынутом из системы взглядов, виде ставить вопрос о заимствовании или прямом влиянии: как правило, при углубленном исследовании каждого отдельного случая обнаруживаются более ранние слои возможных воздействий. Во-вторых, - и это, вероятно, основная причина - тезис господствующего влияния на Менкена идей Ницше покоится на допущении, что изложение начинающим критиком учения немецкого философа адекватно ему. А это далеко от истины» [Жогин, 47].

Мы уже отмечали те ошибочные методологические принципы, которые помешали историкам литературы советского периода правильно оценить степень и значительность воздействия философии и эстетики Ф.Ницше на культурно-художественное сознание Америки на рубеже XIX -XX столетий. Тем не менее, впоследствии, по мере снижения идеологического прессинга на литературоведение и с обращением к фигуре Ницше, появился ряд работ, отчасти затрагивающих волнующие нас вопросы, которые помогают найти общий верный подход к исследованию интересующей нас проблемы. Здесь следует назвать диссертационные исследования Е.А.Морозкиной и Е.Ю.Гордеевой, в которых среди немецких философов, повлиявших на Драйзера, были названы не только Кант, Гегель, Спенсер, Шопенгауэр, но и Ницше. Е.А.Морозкина, исследуя творчество Т.Драйзера, пришла к следующему выводу: «Очевидно существенное влияние некоторых аспектов эстетики Шопенгауэра и Ницше на систему взглядов и творчество Драйзера. Несомненно и то, что писатель переосмыслил многие идеи немецких философов в соответствии со своими взглядами на мир и избранным им реалистическим методом в литературе, а также сообразно с эпохой, к которой он принадлежал» [Морозкина, 1995: 191-192]. Примечательно, что Е.Ю.Гордеева, также затрагивая вопрос о влиятельности идей немецкого мыслителя на художественно-эстетические взгляды Т.Драйзера, предложила «определить свое собственное отношение к философу, избавиться от псевдо-Ницше, так называемого «ницшеанства», иными словами, от вульгарной интерпретации учения этого мыслителя» [Гордеева, 1996: 114115]. Учитывая имеющие место искажение и вульгаризацию многих идей немецкого философа, Гордеева говорила об «опосредованном влиянии» получившей широкий резонанс в дни драйзеровской юности философии Ф.Ницше. Таким образом, не будет никакого преувеличения в утверждении, что проблема воздействия идей Ницше на американское литературное сознание продолжает оставаться одной из важнейших для адекватного понимания специфики развития истории литературного процесса в США на рубеже столетий. И хотя определенные шаги в разработке данного вопроса зарубежным и отечественным литературоведением уже сделаны, выяснение характерных особенностей влияния Ф.Ницше не только на конкретных авторов, но и на американскую литературу в целом заслуживает специального изучения.

Объект исследования: литературное сознание США рубежа XIХ-XX столетий.

Предмет исследования: процесс восприятия, осмысления и творческого освоения идей Ф.Ницше в художественном и литературно-критическом творчестве американских писателей в период 1890-х - 1910-х гг.

В связи с заявленной в диссертации проблемой возникает вопрос о содержательном наполнении такого ключевого для нашего диссертационного исследования понятия, как литературное сознание. Вслед за А.В.Михайловым, В.Е.Хализевым и О.Е.Осовским, мы воспринимаем литературное сознание как "отражение исторического существования литературы в конкретных произведениях конкретных авторов и литературных групп и направлений, литературоведческих течений и школ, близких друг другу по духу и общим культурно-эстетическим установкам в определенный период или историческую эпоху" [Осовский, 1995: 9-10].

Поскольку значимость фигуры и идей Ф.Ницше общепризнанна, а его воздействие на американское литературное сознание рубежа XIX - XX столетий не подвергается сомнению, основной целью диссертации являются культурно-историческая реконструкция и осмысление самого процесса рецепции в США его идей, построение объективной картины их воздействия на литературно-критическую и писательскую мысль, их преломление в творчестве наиболее репрезентативных фигур исследуемой эпохи.

Подобный подход определил задачи исследования: • обозначить место Ф.Ницше в американском культурном и литературном контексте конца XIX - начала XX в.;

•проанализировать характер и причины популярности немецкого поэта и мыслителя у американской аудитории;

•показать специфику восприятия и интерпретации творчества Ницше американской интеллектуальной критикой в лице Д.Г.Хьюнекера и Г.Л.Менкена;

•выявить художественные особенности преломления идей Ф.Ницше у раннего и зрелого Дж.Лондона;

•проследить эволюцию в отношении к идеям Ф.Ницше в творчестве Т.Драйзера.

Материалом исследования послужили прежде всего американский литературный и интеллектуальный контекст рубежа XIX - XX вв., труды самого Ф.Ницше и их переводы на английский язык, литературное и литературно-критическое творчество американских участников "диалога с Ницше", критика и публицистика того времени.

Основным критерием для отбора персоналий послужили их роль и место в формировании американского литературного сознания и участие в литературном процессе в США 1890-х -1910-х гг. с обязательным учетом их непосредственного участия в освоении идей Ницше, при этом решающим был тот факт, присутствует ли в их творчестве литературная и культурная реакция на идеи немецкого мыслителя, идет ли в нем процесс их осмысления и развития.

Теоретико-методологической основой работы явились принципы сравнительно-исторического литературоведения, получившие обоснование и развитие в трудах крупнейших отечественных литературоведов [А.Н.Веселовский,

В.М.Жирмунский, М.П.Алексеев, М.М.Бахтин, Н.И.Конрад, Д.С.Лихачев].

Методологическую значимость для исследования имели работы ведущих отечественных и зарубежных историков литературы США, прежде всего занимающихся литературным процессом конца XIX - начала XX в. [И.И.Анисимов,

И.М.Баданова, С.С.Батурин, В.Н.Богословский, В.Н.Быков, Б.А.Гиленсон, Е.Ю.Гордеева, Б.А.Жогин, Я.Н.Засурский,

A.М.Зверев, В.Кауфманн, А.Кейзин, И.В.Киреева, М.М.Коренева, И.Е.Лунина, Е.А.Морозкина, Т.Л.Морозова, О.Е.Осовский, Д.Пайзер, А. Ш. Садагурский, Р.М.Самарин, Н. И. Самохвалов, Р.Спиллер, М.Спиндлер, В.М.Толмачев, Е.Хакутани и др.], философов, историков и культурологов, специализирующихся в области американистики [Э.Я.Баталов, Н.Н.Болховитинов, К.С.Гаджиев, И.П.Дементьев, Л.И.Зубок, В.Л.Паррингтон, Е.В.Петровская, Н.И.Покровский, И.М.Савельева, О.Э.Туганова, Т.С.Юрьева, и др.]. Немалую роль в окончательном формировании концепции диссертации сыграли исследования специалистов по творчеству Ф.Ницше и проблемам его рецепции в культуре России и Запада [П. Бриджу отер, П.Гайденко, Н.Глейзнер, Б.Гройс, Г.Гюнтер, Ю.Н.Давыдов, Р.Ю.Данилевский, Д.Куюнджич, А.Лаврова, Л.Маркузе, А.В.Михайлов,

B.А.Подорога, К.А.Свасьян, Т.Л.Синеокая, П.Тэтчер и др.]

Научная новизна диссертации заключается в том, что

• впервые в отечественном литературоведении монографически рассматривается процесс рецепции идей и творчества Ф.Ницше американским литературным сознанием конца XIX - начала XX в. ;

• воссоздана объективная картина интеграции наследия Ницше в литературу и культуру США в 1890-е - 1910-е гг.;

• обозначены особенности осмысления и интерпретации творчества Ф.Ницше американской литературной критикой (Д.Хьюнекер, Г.Л.Менкен);

•прослежено формирование "ницшеанского пласта" на разных этапах творчества Д.Лондона;

•исследованы различные аспекты творческого восприятия и художественного осмысления идей Ф.Ницше в прозе Т.Драйзера.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что материалы диссертации, ее основные выводы и положения могут быть использованы в курсах истории зарубежной литературы на филологических факультетах университетов и пединститутов, в специальных курсах и семинарах, посвященных углубленному изучению литературы США конца XIX начала XX века.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась и получила положительную оценку на заседаниях кафедры истории мировой и национальной культуры Мордовского государственного педагогического института им. М.Е.Евсевьева. Основные положения и отдельные моменты исследования излагались в выступлениях диссертанта на Международной научно-практической конференции в МГУ им. Н.П.Огарева (XXVII Огаревские чтения), на межрегиональных XXXIV и XXXV Евсевьевских чтениях (1998; 1999 гг.), на республиканской научной конференции (Саранск, 2001), а также отражены в б публикациях автора.

Поставленные цели и задачи определили структуру диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Вишленкова, Светлана Геннадьевна

Заключение

Подводя итог проведенному нами исследованию, можно сделать следующие выводы:

Проникновение идей Ницше в Америку и рецепция их американским интеллектуальным сообществом имеет свою несомненную специфику. Ницше на первом этапе своего «пришествия» в США вовсе не воспринимается в качестве единственного европейского пророка, неизбежно вписываясь в общеевропейский культурно-философский контекст.

Восприятие Ницше в англоязычном мире поначалу носит не только непосредственный, но и опосредованный характер, объясняемый тем, что интерпретации философии Ницше немецкого и французского происхождения пришли в США еще раньше, чем переводы самих текстов.

С самого начала в интеллектуальной жизни США складываются два типа отношения к Ницше: одно, резко негативное, формируется под воздействием книги Макса Нордау, содержащей крайне агрессивную критику философской системы Ницше, и высказываний ему подобных, другое (назовем его условно позитивно-заинтересованным) пытается разобраться в сущности ницшеанских идей, постепенно попадает под их влияние и пытается реализовать в процессе их осмысления и интерпретации, а также в собственной литературной и литературно-критической деятельности.

Интерпретация Ницше, изложенная Хьюнекером, оказывается своего рода образцовой для первого «литературнокритического» этапа осмысления наследия немецкого мыслителя и поэта и выступает как бы началом постепенного вхождения Ницше в литературное сознание Америки, следующий этап которого непосредственно связан с личностью и творчеством крупнейшего американского литературного критика первой половины XX столетия Г.Л.Менкена.

Обращение Г.Л. Менкена к немецкому мыслителю и написание им книги «Философия Фридриха Ницше» Г.Л.Менкена являются, вне всякого сомнения, знаковыми и значимыми в долгой истории восприятия идей Ницше в американском интеллектуальном и литературном сознании XX столетия. Основополагающие идеи немецкого философа, максимально адекватно представленные Менкеном в его трудах «Философия Фридриха Ницше» и «Ницше в выдержках», сыграли немаловажную роль в формировании художественно-эстетического мировоззрения многих представителей творческой элиты Америки на рубеже веков, в том числе Д.Лондона и Т.Драйзера.

Проделанный анализ материала позволил нам прийти к следующим выводам: в определении меры и характера воздействия учения Ницше на философско-эстетическую концепцию Лондона существуют трудности, обусловленные, в частности, тем, что не известно точное время знакомства писателя с произведениями Ницше и какие именно работы немецкого мыслителя он сумел проштудировать. Вполне справедливо предположение, что Лондон имел дело не столько с самими трудами Ф.Ницше, сколько с различными антологиями, переложениями и интерпретациями его учения.

В своем приобщении к идеям и книгам Ницше Лондон переживает, по меньшей мере, два этапа. Первый из них приходится на 1898-1899гг. на время посещения Лондоном дискуссионного кружка социалистов в Сан-Франциско. О знакомстве с идеями Ницше с самого начала карьеры может свидетельствовать роман Лондона «Дочь снегов» (1902), когда процесс лондоновского осмысления ницшеанской идеологии и ницшеанского героя только начинался. Очевидно, что писатель, изначально интуитивно чувствующий Ницше «своим», пока знаком с его идеями лишь поверхностно, можно сказать понаслышке. Именно первое знакомство послужило своего рода основой для повторного обращения Лондона к наследию Ницше в 1904 году. Второй этап становится логическим продолжением первого: Лондон не меняет пока своего отношения к философу, а выбор текстов Ницше остается практически одним и тем же на протяжении последующих десятилетий.

Примечательно, что многие из принципиальных идей Лондона, почерпнутых из знакомства с Ницше, в сознании писателя со всей очевидностью сплетаются с идеями, усвоенными писателем из трудов Дарвина, Спенсера и других сторонников теории эволюции.

Дальнейшее творчество писателя характеризуется более углубленным пониманием им природы индивидуальности («Л.юди бездны»; «Морской волк»). Примечательно, что в романе «Морской волк» Лондон не просто изображает основной конфликт «Генеалогии морали», заключающийся в противопоставлении альтруизма эгоизму, а фактически предлагает альтернативу бессмысленному ницшеанству Ларсена в образе более высокого нравственно сильного интеллекта.

Следует отметить, что лондоновская рецепция Ницше претерпела определенную эволюцию в процессе творческого и художественно-эстетического развития самого писателя. В своих поздних произведениях писатель высказал свое новое отношение к взглядам Ницше, которыми он увлекался, свои сомнения в состоятельности человеческого индивидуализма, предчувствие его обреченности. В этом смысле налицо не только философско-художественная, но и эстетическая эволюция Лондона. С одной стороны, его новые герои - уже не те ярые индивидуалисты-одиночки, они не только борцы и бунтари, преодолевающие плебейскую мораль капитализма, но и активные члены организаций, стоящие на социалистических позициях и находящие смысл жизни в борьбе за справедливость, за общее дело трудящихся масс. Но как только они оказываются в одиночестве, одиночки отрываются от своей социальной среды (подобно Мартину Идену и Алану Харнишу), их поражение неизбежно.

Но в целом, влияние Ницше чувствуется практически на протяжении всего творчества Лондона. На разных этапах он осмысливает его по-разному, но Ницше несомненно постоянный «спутник», «собеседник» и «оппонент», без учета восприятия идей которого писателем, адекватная оценка творчества последнего просто невозможна.

Мировоззрение Т.Драйзера носит сложный и противоречивый характер. Писатель на протяжении всей своей жизни знакомился с различными литературными направлениями и известными философскими концепциями, популярными для его времени, и на основе их пытался выработать свой литературный взгляд.

Определенное влияние на формирование философско-эстетической позиции Т.Драйзера оказали натурализм, идеи Спенсера, Дарвина и других сторонников теории эволюции, а также немецкая философия в лице Канта, Гегеля, Шопенгауэра и, конечно же, Ницше.

По мнению ряда исследователей (Р.Спиллер, Д.Пайзер), Драйзер на основе концепции социального дарвинизма развил теорию индивидуального и социального детерминизма, что вполне объясняет наличие биологического фактора в его книгах. Тенденция к биологизаторству в творчестве писателя приводит в столкновение инстинкты и диктат социальных условий. Но в последнее время, как мы и показываем в главе, трактовки творчества Драйзера меняются в сторону формирования писателем динамичной концепции жизни - бесконечного процесса возвращения в полном соответствии с идеей Ницше.

Наряду с влиянием на формирование мировоззрения Драйзера вышеназванных литературных направлений и философских концепций особенно существенно - воздействие различных аспектов философии Ницше. Исследуя влияние философского учения Ницше, основанного на принципах неприятия моральных общественных норм на систему взглядов и творчество Драйзера, следует обратить внимание также на проблему влияния других ключевых моментов его философии и эстетики, а именно: трактовки Ницше таких понятий, как искусство, красота, истина, исследования им проблем актера и театра, темы гения.

При этом нужно отметить, что влияние идей Ницше на философско-эстетические взгляды Драйзера не было исключительным, что объясняется целым рядом причин. Во-первых, их принадлежностью к разным историческим эпохам и, следовательно, разными взглядами на многие проблемы; во-вторых, избирательность Драйзера в восприятии философии и эстетики Ницше отчасти объясняется его, по существу, противоположной философской ориентацией (в целом близкой отнюдь не позднему романтизму, а скорее натурализму и позитивизму). Так что, драйзеровское восприятие Ницше носит достаточно амбивалентный характер: основополагающие идеи позднеромантической философии Ницше были откровенно чужды Драйзеру. Однако отдельные мысли философа он охотно принимал, тогда как с другими его высказываниями был категорически не согласен.

Подход Драйзера к отдельным постулатам философии Ницше в отличие от самого философа не столь радикален, что и находит свое отражение в отношении писателя к героям и сюжетам. Такова ницшеанская подоплека Керри Мибер, Дженни Герствуд, изменение характеров Герствуда, Каупервуда, Юджина Витлы.

Вне всякого сомнения, Драйзеру импонировали ключевые моменты философской концепции Ф.Ницше. Однако писатель существенно переосмыслил их сообразно со своими взглядами на мир и эпохой, к которой он принадлежал.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Вишленкова, Светлана Геннадьевна, 2001 год

1. Художественные тексты:

2. Драйзер, 1986 Драйзер Т. Гений// Драйзер Т. Собрание сочинений: В 12 томах. М.: Правда, 1986. - Т. 6-7.

3. Драйзер, 1986 Драйзер Т. Дженни Герхардт// Драйзер Т. Собрание сочинений: 12 томах. М.: Правда, 1986. -Т.2 - 349С.

4. Драйзер, 1988 Драйзер Т. Жизнь, искусство и Америка. М.: Радуга, 1988. - 416С.

5. Драйзер, 1986 Драйзер Т. Сестра Керри// Драйзер Т. Собрание сочинений: В 12 томах. М.: Правда, 1986. - Т. 1. -541С.

6. Драйзер, 1986 Драйзер Т. Стоик// Драйзер Т. Собрание сочинений: В 12 томах. М.: Правда, 1986. - Т.5. - 380С.

7. Драйзер, 1986 Драйзер Т. Титан// Драйзер Т. Собрание сочинений: В 12 томах. М.: Правда, 1986. - Т.4. - 590С.

8. Драйзер, 1986 Драйзер, 1986 - Драйзер Т. Финансист// Драйзер Т.

9. Собрание сочинений: В 12 томах. М., 1986. Т.З. -556С.

10. Лондон, 1997 Лондон Дж. Бюро убийц. Тольятти: П/п Современник, 1997. -473С.

11. Лондон, 1976 Лондон Дж. Время- не- ждет// Лондон Д. Собрание сочинений: В 13 томах. М.: Правда, 1976. - Т.8. -452С.

12. Лондон, 1976 Лондон Дж. Дочь снегов// Лондон Д. Собрание сочинений: В 13 томах. М.: Правда, 1976. - Т.2. -480С.

13. Лондон, 1976 Лондон Дж. Железная пята// Лондон Д. Собрание сочинений: В 13 томах. М.: Правда, 1976. - Т.6. -447С.

14. Лондон, 1976 Лондон Дж. Люди бездны. Статьи// Лондон Д.

15. Собрание сочинений: В 13 томах. М.: Правда, 1976. -Т.5.-432С.

16. Лондон, 1976 Лондон Дж. Маленькая хозяйка большого домаЛ Лондон Д. Собрание сочинений: В 13 томах. М.: Правда, 1976. -T.il.-41ЗС.

17. Лондон, 1976 Лондон Дж. Мартин Иден// Лондон Д. Собрание сочинений: В 13 томах. М.: Правда, 1976. - Т.7.463С.

18. Лондон, 1976 Лондон Дж. Морской волк// Лондон Д. Собрание сочинений: В 13 томах. М.: Правда, 1976. - Т.4. -495С.

19. Лондон, 1976 Лондон Дж. Северные рассказы// Лондон Д.

20. Собрание сочинений: В 13 томах. М.: Правда, 1976. Т. 1.-480С.

21. Ницше, 1998 Ницше Ф. Сочинения: В 2-х томах. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998.

22. Ницше, 1994 Ницше Ф. Сочинения: В 3-х томах. М.: REFL-book , 1994.

23. Ницше, 1993 Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб.: Худож. лит., 1993.-672 С.

24. Нордау, 1995 Нордау М. Вырождение. М.: Республика, 1995. -400С.

25. Писатели, 1982 Писатели США о литературе: В 2-х томах. М.: Прогресс, 1982.

26. Dreiser, 1986 Dreiser Т. Dreiser- Mencken Letters. 1-2 Vol.1. Philadelphia, 1986. 348P.

27. Huneker, 1920 Huneker J.G. Egoists. A book of superman. N.Y., Scribner, 1920.-217P.

28. Huneker, 1921 Huneker J.G. Iconoclasts. A book of dramatists. N.Y., Scribner, 1921. - 178P.

29. Huneker, 1936 Huneker J.G. Intimate letters of James Gibbons Huneker. N.Y., Liveright, 1936. - 289P.

30. Huneker, 1915 Huneker J.G. New cosmopolis. A book of images. N.Y., Scribner, 1915. - 198P.

31. Huneker, 1920 Huneker J.G. Painted veils. N.Y., Modern library, 1920,-176P.

32. Huneker, 1920 Huneker J.G. Steeplejack. Vol. 1-2. N.Y., Scribner, 1920. -214P.

33. Huneker, 1917 Huneker J.G. Unicorns. N.Y., Scribner, 1917. - 223P.

34. Mencken, 1956 Mencken H.L. Minority report. H.L.Mencken's notebook. N.Y.: Knopf, 1956. - 234P.

35. Mencken, 1920 Mencken H.L. A book of burlesgues. N.Y.: Knopf, 1920.-246P.

36. Mencken, 1927 Mencken H.L. A book of prefaces. N.Y., Garden city, 1927. - 314P.

37. Mencken, 1956 Mencken H.L. A carnival of buncombe. Baltimore, Hopkins, 1956. - 256P.

38. Mencken, 1989 Mencken H.L. A personal correspondence, 1930-1952/ Fante- Mencken. Santa Rosa: Black Sparrow press, 1989. - 398P.

39. Mencken, 1995 Mencken H.L. A second Mencken chrestomathy. N.Y.: Knopf, 1995. - 432P.

40. Mencken, 1969 Mencken H.L. George Bernard Shaw: his plays. N.Y.: Knopf, 1969. - 234P.

41. Mencken, 1982 Mencken H.L. H.L.Mencken's dictionary of guotations on historical principles from ancient and modern sources. London; Glasgow: Collins, 1982. - 317P.

42. Mencken, 1940 Mencken H.L. Happy days. 1880-1892. N.Y.: Knopf, 1940. -278P.

43. Mencken, 1943 Mencken H.L. Heathen days. 1890-1936. N.Y.: Knopf, 1943. - 223P.

44. Mencken, 1927 Mencken H.L. In defence of women. Lpz., Tauchnitz, 1927. - 143P.

45. Mencken, 1927 Mencken H.L. James Branch Cabell. N.Y., Mc Bride, 1927. - 128P.

46. Mencken, 1961 Mencken H.L. Letters of H.L.Mencken. N.Y.: Knopf, 1961. -396P.

47. Mencken, 1993 Mencken H.L. My life as author and editor. N.Y.: Knopf, 1993. - 327P.

48. Mencken, 1941 Mencken H.L. Newpaper days, 1899-1905. N.Y.: Knopf, 1941. -267P.

49. Mencken, 1989 Mencken H.L. The Diary of H.L.Mencken. N.Y.: Knopf, 1989. - 243P.

50. Mencken, 1988 H.L.Mencken's history of the "Hatrack" censorship case. Rinehart, 1988. - 267P.

51. Mencken, 1973 Mencken H.L. The young Mencken. The best of his work. N.Y.: Knopf, 1973. - 604P.

52. Использованная литература:

53. Анисимов, 1974 Анисимов И.И. Живая жизнь классики. Очерки ипортреты. М.: Сов писатель, 1974. 519С. Анисимов, 1971 - Анисимов И.И. Мастера культуры. М.: Худож.лит., 1971.-288С. Анисимов, 1984 Анисимов И.И. Путь, проложенный

54. Драйзером// Собрание сочинений: В 3-х томах. М., 1984. Т.2. С.213-281. Антипов, 1990 - Антипов Г.А. От философии к литературе. Отлитературы к философии// Философия и ее место в культуре. Новосибирск, 1990. С.88-106.

55. Аствацатуров, 1993 Аствацатуров А. Три великие книги Ф.Ницше//

56. Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб.: Худож. лит., 1993. С.22-60.

57. Баданова, 1963 Баданова И.М. Джек Лондон и его герой.

58. Творчество Д.Лондона 1900-1910 гг.: АКД. М., 1963.-23С.

59. Баданова, 1967 Баданова И.М. Книга революционного гнева/ о романе Д.Лондона «Железная пята».- Ученые записки. Ташкентский пединститут иностранных языков. I960., вып. IV.- С.27-34.

60. Баданова, 1967а Баданова И.М. Рассказ Дж. Лондона «Сила сильных»//Вопросы романо-германской филологии. Вып. 15. Ташкент, 1967. - С.34-41

61. Балтроп, 1981 Балтроп Р.Д. Лондон: человек, писатель, бунтарь. М.: Прогресс, 1981. -208С.

62. Батурин, 1975 Батурин С.С. Драйзер. М.: Молодая гвардия, 1975. -ЗЗЗС.

63. Батурин, 1979 Батурин С.С. Портреты американских писателей. М.: Худож. лит., 1979.-422С.

64. Батурин, 1986 Батурин С.С. Джек Лондон// Лондон Д. Собр. Соч.: В 13 т. М.: Правда, 1986. - Т.1. - С.3-42.

65. Бахтин, 1996 Бахтин М.М. Беседы с В.Д. Дувакиным. М.: Прогресс, 1996. - 343С.

66. Бахтин, 1984 Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Киев: Next, 1984. -412С.

67. Бахтин, 1996 Бахтин М.М. Собрание сочинений. М.: Русские словари, 1996. -Т.5.-731С.

68. Бахтин, 1995 Бахтин Н.М. Из жизни идей. М.: Лабиринт, 1995. -152С.

69. Бахтин, 1995 Бахтин Н.М. Русская революция глазамибелогвардейца//Бахтинология. СПб.: Алетейя, 1995. -С.329-353.

70. Бестужев-Лада, 1979 Бестужев-Лада И.В. Кризис буржуазныхконцепций будущего человечества. М.: Знание, 1979. 63С.

71. Богословский, 1979 Богословский В.Н. - В кн.: Зарубежнаялитература XX в. (1871-1917). М.: Просвещение, 1979, С.270-291.

72. Богословский, 1964 Богословский В.Н. Джек Лондон. М.:1. Просвещение, 1964.-239С.

73. Богословский, 1976 Богословский В.Н. Эптон Синклер. М.: Высш.школа, 1976. 227С.

74. Брукс, 1971 Брукс В.В. Писатель и американская жизнь. Избранныестатьи. М.: Изд-во Прогресс, 1971. Т.2. 253С.

75. Быков, 1987 Быков В.М. Вступит. Статья// Стоун И. Моряк в седле. М.: Книга, 1987. - С.3-11.

76. Быков, 1980 Быков В.М. Вокруг Джека Лондона// Вопросы литературы, 1980, N8, С.286-293.

77. Быков, 1964 Быков В.М. Джек Лондон. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964. - 253С.

78. Быков, 1973 Быков В.М. Новые битвы. - В кн.: Лондон Д. «Я много жил.». М.: Прогресс, 1973.-480С.

79. Быков, 1966 Быков В.М. Писатель-бунтарь// Фонер Ф. Джек

80. Лондон американский бунтарь. М.: Прогресс, 1966, -С.5-22.

81. Быков, 1976 Быков В.М. По следам Джека Лондона: Докум. рассказы. М.: Дет. лит., 1983. - 174С.

82. Вересаев, 1999 Вересаев В.В. Живая жизнь: о Достоевском, о Льве Толстом, о Ницше. М.: Республика, 1999. - 447С.

83. Веселовский, 1939 Веселовский А.Н. Избранные статьи. Л., 1939.149С.

84. Веселовский, 1940 Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.:1. Высш школа, 1940. 196С.

85. Гаджиев, 1981 Гаджиев К.С. США: эволюция буржуазного сознания. М.: Мысль, 1981.-255С.

86. Галеви, 1992 Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Новосибирск: Наука, 1992,-214С.

87. Гиленсон, 1972 Гиленсон Б.А. Америка Синклера Льюиса. М.: Наука, 1972,- 191 С.

88. Гиленсон, 1975 Гиленсон Б. А. Социалистическая традиция в литературе США. М.: Наука, 1975. -200С.

89. Гиленсон, 1985 Гиленсон Б.А. Синклер Льюис (100 лет со дня рождения). М.: Знание, 1985. - 64С.

90. Гиленсон, 1987 Гиленсон Б.А. В поисках другой Америки: Из истории прогрессивной литературы США. М.: Худож. лит., 1987. - 315С.

91. Гордеева, 1996 Гордеева Е.Ю. «Трилогия желания» Т.Драйзерафилософская концепция и авторская точка зрения). Дис. . к-та филол. н. Н.Новгород, 1996. 189С.

92. Гордеева, 1996а Гордеева Е.Ю. Теодор Драйзер и «американская мечта»// Идейно-художественное многообразие зарубежной литературы нового и новейшего времени. Часть I Межвузовский сборник научных трудов. М.:МПУ, 1996. - С. 109-116.

93. Гройс, 1992 Гройс Б. Ницшеанские темы и мотивы в русскойкультуре 20-х годов// Бахтинский сборник. М., 1992.

94. Вып. 2.-С. 104-126. Гюнтер, 1992 Гюнтер X. Эстетика государства и трагедия смеха// Общественные науки и современность. М., 1992. -N4. - С.87-96.

95. Деррида, 1991 Деррида Ж. Шпоры: стили Ницше/ Вступит. Статья и пер. с фр. А.Гараджи// Философские науки. 1991. N2.-с. 118-142; N3.-C.114-129. Джексон Лире, 1990 - Джексон Лире Т.Дж. Упрямый мудрец из

96. Балтимора: Г.Л.Менкен// Диалог-США -Вашингтон, 1990. N43. - С.48-56. Динамов, 1960 - Динамов С.С. Зарубежная литература. М.:

97. Пушкин. Л.: Наука, 1978. 423С. Жирмунский, 1979 - Жирмунский В.М. Избранные труды:

98. Сравнительное литературоведение. Л.: Наука, 1979.-493С.

99. Жогин, 1983 Жогин Б.Г. Литературная критика США начала XX в. в борьбе за реализм. Литературно-критическая деятельность Г.Л.Менкена. Дисс.к-та филол. н. М., 1983.- 178С.

100. Зарубежная литература, 1990 Зарубежная литература XIX века.

101. Реализм: Хрестоматия историко-литературных материалов. Учеб. пособие для студентов/ сост.: Соловьева Н.А. и др. М.: Высш. школа, 1990.-368С. Засурский, 1984 Засурский Я.Н. Американская литература XX века.

102. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 503С. Засурский, 1966 - Засурский Я.Н. Американская литература XX века.

103. Некоторые аспекты литературного процесса. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. 440С. Засурский, 1964 - Засурский Я.Н. Т.Драйзер - писатель и публицист.

104. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964. 319С. Засурский, 1977 - Засурский Я.Н. Т.Драйзер: Жизнь и творчество.

105. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. 320С. Зверев, 1975 - Зверев A.M. Д.Лондон/ К 100-летию со дня рождения/.

106. М.: Знание, 1975.-64С. Иванько, 1986 Иванько С. Вступ. ст.// Драйзер Т. Собраниесочинений: В 12 томах. М.: Правда, 1986. Т. 1. -С.З-44.

107. Историческая поэтика, 1986 Историческая поэтика: итоги иперспективы изучения. М., 1986. -254С.

108. История всемирной литературы, 1983 История всемирнойлитературы. В 9 т. М.: Наука, 1983. Т.1.-583С.

109. История немецкой литературы, 1986 История немецкойлитературы. В 3 т. М., 1986. Т.З.-461С.

110. Каули, 1973 Каули М. Дом со многими окнами. М.: Прогресс, 1973. -327С.

111. Кириленко, 1992 Кириленко Г.Г. Беспокойство духа: философия

112. Ницше. М.: Знание, 1992. 62С. Клоссовски, 1997 - Клоссовски П. Ницше и порочный круг. СПб.:

113. Axioma, 1997.-198С. Коренева, 1993 Коренева М.Ю. Властитель дум// Ницше Ф.

114. Ницше. М.: Б.И., 1996. 166С. Лаврова, 1997 - Лаврова А.А. Философия Ницше// Философскиенауки. N1. 1997. С.38-51. Литература США, 1978 - Литература США XX века. Опыттипологического исследования. М., 1978. -312С.

115. Литературная история, 1979 Литературная история США: в 3-хтомах. М.: Прогресс, 1979. Т. 3. -547С.

116. Учебное пособие по спецкурсу. М.: Б. И., 1996. 76С. Лунина, 1989 - Лунина И.Е. Поздний этап творчества Джека

117. Лондона (Особенности проблематики и эволюции героя): АКД. М., 1989. 24С. Мазецкий, 1955 - Мазецкий Г.П. Критический реализм Т.Драйзера:

118. АКД. Львов, 1955,- 16С. Манн, 1986 Манн Т. Художник и общество: статьи и письма. М.:

119. Радуга, 1986.-С.29; С.163-164. Маттисен, 1972 Маттисен Ф.О. Ответственность критики. М.:

120. Михайловский, 1934 Михайловский Б. Ницше в России//

121. Литературная энциклопедия. М., 1934. Т. 8. -Стб. 105-108.

122. Морозкина, 1989 Морозкина Е.А. Европейский позитивизм ифилософско-эстетические взгляды Т.Драйзера// Зарубежная литература. Проблемы метода. Л., 1989.-Вып. 3. С.33-44.

123. Морозкина, 1995 Морозкина Е.А. Творчество Т.Драйзера илитературное развитие США на рубеже XIX- XX веков. Дис.д-ра филол. н. СПб., 1995.

124. Морозова, 1990 Морозова Т.JT. Спор о человеке в американской литературе: История и современность. М.: Наука,1990. 334С.

125. Немировская, 1991 Немировская JI.3. Ницше: мораль «по тусторону добра и зла». М.: Знание, 1991. 225С.

126. Николаева, 1999 Николаева С.М. Г.Л.Менкен об американцах иамериканской культуре// США: Становление и развитие национальной традиции и национального характера. (Материалы VI научной конференции ассоциации изучения США). М.: Изд-во МГУ, 1999. - С.408-414.

127. Осовский, 1995 Осовский О.Е. Литературоведческая концепция М.М. Бахтина в современном литературном сознании Великобритании и США. Автореф. дисс. .д-ра филол. Наук. М., 1995. - С.9-10.

128. Палиевская, 1988 Палиевская Ю. Путь Драйзера// Драйзер Т.

129. Жизнь, искусство и Америка. М.: Радуга, 1988. -С.5-23.

130. Паррингтон, 1972 Паррингтон В.Л. Основные теченияамериканской мысли. М.: Изд-во иностр. литер., 1972.-Т. 3.-437С.

131. Подорога, 1991 ПодорогаВ.А. Выражение и смысл:коммуникативные стратегии в философской культуре XIX-XX вв. (С.Киркегор, Ф.Ницше, М.Хайдеггер). М.: Ан СССР. Ин-т философии,1991. 367С.

132. Подорога, 1993 Подорога В.А. На высоте Энгадена. Ф.Ницше//

133. Метафизика ландшафта. М.: Наука, 1993. 239С.

134. Подорога, 1986 Подорога В.А. Ф.Ницше и стратегияпограничной» философии// Критический анализ исследования в современной буржуазной философии. М., 1986. С.35-62.

135. Постнов, 1956 Постнов Г.С. Реалистические романы Т.Драйзера. 1900-1919 гг.: АКД. М., 1956. - 15С.

136. Пранкус, 1932 Пранкус Б. Лондон // Литературная энциклопедия. М., 1932.Т.6, Стб. 572-579.

137. Рачинский, 1993 Рачинский Г.А. Предисловие к кн. Ф.Ницше

138. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М.: REFL-book, 1993. С.20-33.

139. Садагурский, 1967 Садагурский А.Ш. Д.Лондон и социально-философские концепции его времени: АКД. Киев, 1969,- 16С.

140. Садагурский, 1978 Садагурский А.Ш. Д.Лондон: Время, идеи,творчество. Кишинев, 1978.- 199С.

141. Садагурский, 1967 Садагурский А.Ш. Философские истокитворчества Д.Лондона. К вопросу о влиянии Ф.Ницше// Уч. зап. Кишиневского ун-та. Кишинев, 1967, Т. 88, С.95-103.

142. Самарин, 1971 Самарин P.M. Джек Лондон//История американской литературы. М.: Просвещение, 1971.Т. 2, С. 13- 28.

143. Самарин, 1987 Самарин P.M. Зарубежная литература. М. Высшая школа, 1987.-368С.

144. Самохвалов, 1964 Самохвалов Н.И. Американская литература XIXвека. М.: Высш. школа, 1964. 563С.

145. Свасьян, 1998 Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученикпознания//Ницше Ф. Сочинения: В 2-х томах. М.: «REFL-book», 1998. Т. 1.-С.5-46.

146. Селитрина, 1989 Селитрина Т.Л. К проблеме становления реализмав литературе США// Традиции и новаторство в литературах стран Западной Европы и Америки XIX-XX вв. Горький, 1989. С.85-94.

147. Сементковский, 1995 Сементковский Р.И. Назад или вперед?//

148. Нордау М. Вырождение. М.: Республика, 1995.-С.5-18.

149. Симанов, 1992 Симанов А.Л. Судьбы философа и философии// Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Новосибирск: Наука, 1992. - С.5-10.

150. Синеокая, 1995 Синеокая Ю.В. Ницше в России// Русскаяфилософия: Словарь. М.: Республика, 1995. -С.323-326.

151. Солодовник, 1972 Солодовник В.И. Американская и советскаякритика о художественном мастерстве Драйзера романиста// Науч. тр. Кубанский ун-т. 1972. N155. С.97-109.

152. Солодовник, 1992 Солодовник В.И. Американский реалистическийроман конца XIX в.: Проблема становления метода и жанра: АКД. Краснодар, 1992. 16С.

153. Стоун, 1987 Стоун И. Моряк в седле: Художественная биография Джека Лондона. М.: Книга, 1987. - 335С.

154. Толмачев, 1995 Толмачев В.М. В борьбе за «великогонезнакомца»// Нордау М. Вырождение М.: Республика, 1995. С.385-389.

155. Философия, 1991 Философия Ф.Ницше. М.: Знание, 1991. (Новое вжизни, науке, технике. Серия: Философия и жизнь). -193С.

156. Фокин, 1997 Фокин C.JL Делез и Ницше// Делез Ж. Ницше. СПб.:

157. Axioma, 1997. С.143-186. Фонер, 1966 - Фонер Ф. Джек Лондон - американский бунтарь.

158. М.: Прогресс, 1966. 239С. Фрейдин, 1993 - Фрейдин Г. Революция как эстетический феномен.

159. С очками Ницше на носу и осенью в сердце у русских читателей Исаака Бабеля (1923-1932)// Новое литературное обозрение. М., 1993. N4. -С.228-242.

160. Фридрих Ницше, 1999 Фридрих Ницше и философия в России:

161. Сборник статей. Ин.-т философии РАН. СПб.: Русский христианский ин-т, 1999. -312С.

162. Цвейг, 1991 Цвейг С. Вчерашний мир. М.: Радуга, 1991. - 542С. Цвейг, 1990 - Цвейг С. Казанова; Фридрих Ницше; Зигмунд Фрейд.

163. Библиографический указатель. М.: Книга, 1969.-С.9.

164. Юнгер, 2001 Юнгер Ф.Г. Ницше. М.: Праксис, 2001. - 256С. Ясперс, 1994 - Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994. - 114С.

165. Ackerman, 1988 Ackerman R. Current American thought on

166. Nietzsche// Nietzsche heute. Bern, Stuttgart, 1988. -126-167; 213-243.

167. American realism, 1972 American realism/ Sel., ed. and with introd. By

168. J.Benardete. N.Y., 1972. 288P. Anonymous, 1896 - Anonymous. A philosophical "Mr. Hyde" // Nation.1106.1896.

169. Anonymous, 1899 Anonymous. Philosophy with Hammer// Academy.0808.1899.

170. Ammons, 1991 Ammons E. Men of color women, and uppity art at the turn of the century// Amer. lit. realism: 1870-1910. -Arlington, 1991. - Vol. 23, N3. - P. 14-24. Blackstock, 1962 - Blackstock W. Dreiser's Dramatizations of Art, the

171. Artist, and the Beautiful in American life. Southern Quarterly, 1 (1962), 63,- P.56-78. Brennecke, 1976 Brennecke D. Die Blonde Bestie: Vom Misverstandnis eines Schlagworts. Nietzsche-Studien, 5 (1976). -P.128ff.

172. Bridgwater, 1972 Bridgwater P. Nietzsche in Anglosaxony. Leicester,

173. Univ. press, 1972.-236 P. Cadello, 1990 Cadello J.P. Nietzsche in America: The spectrum of perspectives, 1895-1925. Diss. U. of Purdue, 1990. -246P.

174. Cady, 1972 Cady E.H. The light of common day: Realism in Americanfiction. 2nd ed. Bloomington (Ind.), 1972. 167P. Casseres, 1929 - Casseres B.De. The Superman in America. Seattle, 1929.- 167P.

175. Clark, 1979 Clark M. Nietzsche on Truth and Philosophy. N.Y., 1990. -176P.

176. Clouwes, 1998 Clouwes E.W. The revolution of moral consciuosness: Nietzsche in Russian literature, 1890-1914. Dekalb: Northern Illinois univ press, 1998. - 200P. Cuddon, 1979 - Cuddon J. A. A dictionary of literary terms. L., 1979. -552P.

177. Danto, 1964 Danto Arthur C. "Nietzsche", A Critical History of

178. Western Philosophy, ed. D.J. O'Connor. London, 1964. -397P.

179. Deibanco, 1989 Deibanco A. Lyrical Dreiser// New York rev. of books.- N.Y., 1989. Nov. 23. - Vol. 36, N18. - P.32-37. Dolson, 1901 - Dolson G. The Philosophy of F.Nietzsche. N.Y., 1901. -98P.

180. Kingston, 1989.-Vol. 96, N1. P.66-76. Friederich, 1954 - Friederich W.P. Outline of comparative literature from Dante Alighieri to Eugene O'Neill. Chapell Hill, 1954. -256P.

181. Friedrich Nietzsche, 1982 Friedrich Nietzsche. Perspektivitat und Tiefe:

182. Beyreuther Nietzsche-Kollogium, 1980/ W.Gebhard (Hrsg.). Frankfurt a. M.; Bern; Lang, 1982.-267S. Friedrich Nietzsche, 1989 Friedrich Nietzsche. Willen zur Macht und

183. My then des Narziss: Bayreuther Nietzsche. -Kollogium, 1985/ W.Gebhard (Hrsg.). Frankfort a. M. etc.: Lang, 1989. 273S.

184. Gabel, Gemot, 1985 Gabel, Gemot U. Friedrich Nietzsche: Ein Verz.westeurop. u. nordamer. Hochschulschriften, 1900 -1980/ Von Gemot u. Gabel.-3. Koln: Ed Gemini, 1985.-68S.

185. Garfield, 1983 Garfield D.M. Taking a part: Actor and audience in Theodore Dreiser "Sister Carry". - Amer. lit. realism. 1870-1910. Arlington, 1983.-Vol 16, N2. - P.223-239.

186. Grose, 1987 Grose R.B. Zochenko and Nietzsche's philosophy: lessons in mysogyny, sex and selfovercoming// Russ. rev. Syracuse, 1987. - Vol. 54. - P.352-364.

187. Hakutani, 1980 Hakutani Y. Young Dreiser: A crit. study. - Rutherford etc.: Fairleigh Dickinson univ. press; London: Assoc. univ. press, 1980. -228P.

188. Halfin, 1994; 1995 Halfin J. Recensio.//Russ. rev. Syracuse, 1995.

189. Vol. 54. P.506-509. - Rec. ad op.; Nietzsche and Soviet culture: Ally and adversary. Cambridge, 1994.1. Harry, Harry

190. Hedrick, 1976 Hedrick J.D. Solitary comrade: Jack London and his work. N.Y., 1976- 178P.

191. Henke, 1984 Henke D. Nietzsches Darwinismuskritik aus der Sichtgegenwartiger Evolutionsforschung. Nietzsche-Studien, 13 (1984).-P.189-210.

192. Hicks, 1935 Hicks G. The Great Tradition. N.Y., 1935,- 227P.

193. Hoffman, 1972 Hoffman M.J. The subversive vision. Americanromanticism in literature. Port Washington (N.Y.), 1972, -117P.

194. Hurm, 1995 Hurm G. Of Wolves and Lambs: Jack London's and

195. Nietzsche's Discourses of Nature// Nietzsche in American literature and thought. Columbia, 1995. -P.97-115.

196. Bercovitch S., Jehlen M. Cambridge etc.: Cambridge univ. Press, 1986. XII, 45 IP.

197. Johnston, 1984 Johnston С. Jack London - an American radical?

198. Wesport etc.: Greenwood press, 1984. XVIII, 206P.

199. Karrer, 1984 Karrer W. Jack London: The Iron Heel (1908). Die Utopie in der angloamerikanischen Literatur, edc. Hartmut Heuermann and Bernd Peter Lange. Dusseldorf, 1984. -P.176-195.

200. Kasin, 1984 Kasin A. An American procession: The major Amer.writers from 1830 to 1930: The crucial century. N.Y.: Knopf, 1984.-XVII, 408P.

201. Kasin, 1987 Kasin A. Mencken and the great American boob// New

202. York rev. of books, 1987. Febr. 26. - Vol. 34, N3. - P.8-11.

203. Kasin, 1956 Kasin A. On Native Grounds. N.Y., 1956. -22IP.

204. Kauffmann, 1963 Kauffmann Le Roy C. The influence of Friedrich Nietsche on American literature. Diss. U. of Pennsylvania, 1963,- 189P.

205. Kaufmann, 1968 Kaufmann W. Nietsche: Philosopher, Psycologist, Antichrist. Princeton, 1968. - 214P.

206. Kemp, 1989 Kemp P. Virile bodies// TLS: The times lit. suppl. L., 1989. June 9/15. - N4497. -P.627.

207. Magarotto, 1995 Magarotto L. Ницше и поэзия Маяковского// Rev.des etudes slaves. P., 1995. Vol. 67. - N4. - P.675 -684.

208. Marcuse, 1951 Marcuse L. Nietzsche in America. South Atlantic

209. Quarterly, 50 (1951), 333,- P.67-94.

210. Martin, 1982 Martin J. Martin Eden, a London Superman Adventurer: A Case Study of the Americanisation of European Ideology// Die amerikanische literature in der Weltliteratur: Themen und Aspekte, edc. C.Uhlig and V.Bischoff. Berlin, 1982. -P.37-99

211. Matthiessen, 1951 Matthiessen F.O. Theodore Dreiser. N.Y.: William1. Sloane, 1951,- 184P.

212. Moeller-Sally, 1996 Moeller-Sally B.F. Masks of the profet in the workof Velimir Khlebnikow. Pushkin and Nietzsche// Russ. rev. Syracuse, 1996. Vol. 55. - P.201-225.

213. Montinary, 1987 Montinary M. Nietzsche in Cosmopolis// Zur Wende des Jahrhunderts. Amsterdam, 1987. - S.3-15.

214. Morse, 1987 Morse D. American romanticism. L.; Basingstoke:

215. Macmillan, 1987. Vol. 2: From Melville to James. - The enduring excessive. - IX, 189P.

216. Mukherjee, 1987 Mukherjee A. The gospel of wealth in the American novel: The rhetoric of Dreiser and some of his contemporaries. London; Sydney: Groom Helm, 1987. - 229P.

217. Muller, 1988 Muller Chr. Optimism lost: Changes in bourgeois critical realism in the US at the turn of the century// Potsdamer Forschungen der Pad. Hochsch. "Karl Liebknecht". R.A, Gesellschaftswiss. R. Potsdam, 1988. -H. 88. - P. 185 -197.

218. Nehamas, 1985 Nehamas A. Nietzsche: Life as literature. Cambridge

219. Mass.); London: Harvard univ. press, 1985. X, 26IP.

220. Newlin, 1988 Newlin K. Portrait of professional: The plays of Jack1.ndon//Amer. lit. realism: 1870-1910. Arlington, 1988. -Vol. 20, N2. P.65-84.

221. Nietzsche and Soviet culture, 1994 Nietzsche and Soviet culture: Allyand adversary/ Ed. by Rosenthal B.G. Cambridge: Cambridge univ. press, 1994,- 130P.

222. Nietzsche F. A collection, 1973 Nietzsche F. A collection of criticalessays/ Ed. by Robert C.Solomon. Garden City (N.Y.), 1973. 346P.

223. Nietzsche F. Die Selbstkonstitution, 1981 Nietzsche F. Die

224. Selbstkonstitution des Menschen/ Besorgt von E.Braun. Paderborn, 1981. — 241S.

225. Nietzsche heute, 1988 Nietzsche heute: Die Rezeption seines Werksnach 1968/ Hrsg. von Sigrid Bauschinger et al. Bern; Stuttgart: Francke, 1988. 259S. Nietzsche in, 1995 - Nietzsche in American literature andthought / Ed by M.Putz. Columbia, 1995. 381P.

226. Nietzsche in Russia, 1986 Nietzsche in Russia/ Ed by Rosenthal B.G.

227. Princeton: Princeton univ. press, 1986. -115P.

228. Nietzsche, 1980 Nietzsche/ Hrsg. von J.Salaguarda. Darmstadt:

229. Monatshefte/ Ed. by Volker Durr et al. Madison; London: The Univ. of Wisconsin press, 1988, IX.-218P. Nolte, 1990 Nolte E. Nietzsche und der Nietzscheanismus. Frankfurt a.

230. Reuber, 1989 Reuber R. Asthetische Lebensformen bei Nietzsche.

231. Munchen: Fink, 1989. XII, 22IP.

232. Robinson, 1985 Robinson F.G. The eyes have it: An essays on Jack London's "The sea-wolf'// Amer. lit. realism: 1870 -1910. Arlington, 1985.-Vol. 18, N1/2/- P.178-195.

233. Rochberg, 1987 Rochberg G. Fiddlers and fribbles or, Is art a separate reality? // New lit. history. Baltimore, 1987. - Vol. 18, N2. - P.257-279.

234. Rothberg, 1982 Rothberg A. Land Dogs and Sea-Wolf. Western American Literature, 16 (1982). - P.263.

235. Schatzki, 1994 Schatzki T.R. Ancient and Naturalistic Themes in

236. Nietzsche's Ethics. Nietzsche-Studien, 23. 1994. P.46 -67.

237. Schenkel, 1995 Schenkel E. Dionisus and the Word: the Nietzschean context of Postmodernist poetry// Nietzsche in American literature. Columbia, 1995. - P. 155-179.

238. Schift, 1990 Schift A.D. Nietzsche and the Question of Interpretation: Between Hermeneutics and Decontruction. London/ N.Y., 1990. - P.189,197f.

239. Schopp, 1995 Schopp J.C. Cowperwood's Will to Power//Nietzsche in American literature. Columbia, 1995. - P.139-155.

240. Sheng, 1989 Sheng Ch. Nietzsche's Superman Americanized: on

241. Dreiser's "The Financier". Diss. U of Maryland, 1989. -194P.

242. Sherman, 1965 Sherman Stuart P. The barbaric naturalism of Theodore Dreiser. Bloomington: Indiana UP, 1965. - 128P.

243. Sinclair, 1977 Sinclair A. Jack: A Biography of Jack London. N.Y., 1977,- 198P.

244. Smith, 1996 Smith D. Transvaluations: Nietzsche in France, 1872-1972. Oxford; N.Y.: Oxford univ. press, 1996. - 203P.

245. Spindler, 1983 Spindler M. American literature and social change: William Dean Howells to Arthur Miller. L.; Basingstoke: Macmillan, 1983. -236P.

246. Stack, 1991 Stack George J. Kant, Lange, Nietzsche: Critigue of

247. Knowledge. Nietzsche and Modern German Thought, ed. Keith Ansell-Pearson. London/ New York, 1991. P.30-58.

248. Stassen, 1995 Stassen M. Nietzsky vs. The Booboisie// Nietzsche in American literature. Columbia, 1995. - P.97-115.

249. Stegmaier, 1987 Stegmaier W. Darwin, Darwinismus, Nietzsche: Zum Problem der Evolution. Nietzsche-Studien, 16 (1987). - P.264-287.

250. Tauber, 1994 Tauber A.J. A typology of Nietzsche's biology// Biology philosophy. Dordrecht etc., 1994. - Vol. 9, N1. - P.25 -44.

251. Tavernier-Courbin, 1983 Tavernier-Courbin J. Jack London: A

252. Professional// Critical Essays on Jack London. Boston, 1983.-P. 116-145.

253. The Complete Works, 1909-1913 The Complete Works of Friedrich

254. Nietzsche. Ed. by dr. O.Levy. L., 1909-1913. Vol. 1-18.

255. Van Tieghem, 1931 Van Tieghem P. La litterature comparee. P., 1931.- 140P.

256. Vanspanckeren, 1994 Vanspanckeren K. Outline of American literature.1. N.Y.: USIA, 1994.-260P.

257. Walcutt, 1963 Walcutt Ch. Naturalism and the Superman in the Novels of Jack London, 1963. - 198P.

258. Watson, 1983 Watson Ch. The novels of Jack London: A reappraisal.

259. Madison: Univ. of Wisconsin press, 1983. 304P.

260. Wellek, 1986 Wellek R. A history of modern criticism, 1750-1950: In 7 vol. New Haven: Vale univ. press, 1986. - Vol 6: American criticism, 1900-1950. - VIII, 345P. - Bibliogr.: P.303-323.

261. Williams, 1977 Williams W. H.L.Mencken. Boston: Twayne, 1977. -179P.

262. Zapf, 1995 Zapf H. Elective affinities and American diferrences// Nietzsche in American literature. Columbia, 1995. -P.313-337.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.