Идеи и опыт физического воспитания в народной педагогике Северного Кавказа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Кулова, Ирина Русланбековна

  • Кулова, Ирина Русланбековна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 134
Кулова, Ирина Русланбековна. Идеи и опыт физического воспитания в народной педагогике Северного Кавказа: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Владикавказ. 2004. 134 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кулова, Ирина Русланбековна

Введение.4

Глава I. Народная педагогика Северного Кавказа о задачах, содержании и роли физического воспитания в процессе развития и формирования подрастающих поколений.12

1.1. Народная педагогика Северного Кавказа о целях, задачах и сущности воспитания.12

1.2. Народная педагогика Северного Кавказа о роли и месте физического воспитания в системе подготовки подрастающих поколений к жизни.20

1.3. Народная педагогика Северного Кавказа о целях и задачах физического воспитания и развития детей . 28

1.4. Народная педагогика Северного Кавказа об учете возрастных и половых особенностей в физическом воспитании детей .36

1.5. Взаимообусловленность военного и физического воспитания детей в народной педагогике горцев Северного Кавказа.51

Выводы.62

Глава II. Народная педагогика Северного Кавказа о формах, методах, приемах и средствах воспитания горских детей.64

2.1. Обряды и обычаи, связанные с рождением и воспитанием горских детей.64

2.2. Формы, методы и приемы физического воспитания горской молодежи в прошлом.76

2.3. Средства физического и трудового воспитания.89

2.4. Взаимосвязь физического и трудового воспитания в народной педагогике

Северного Кавказа.97

Выводы.105

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идеи и опыт физического воспитания в народной педагогике Северного Кавказа»

Постановка и актуальность проблемы. Начало XXI века характеризуется коренной перестройкой жизни общества на принципах демократизации и гуманизации; в этот период необходимо критическое осмысление положения, в которой находятся национальные школы, система умственного, нравственного и физического воспитания в них.

Утрата исторических и духовных ценностей, созданных нашими предками, может привести к бездуховности личности; именно поэтому переосмысление педагогических и этнических традиций приобретает особую значимость. В человеческом обществе воспитание является необходимым условием, без которого не мыслится процесс исторического развития; при отсутствии постоянного и целенаправленного воспитания общество не могло бы существовать. Развитие физического воспитания самым тесным образом связано с такими компонентами культуры, как общественный строй, экономика, семейный быт и т.д.; оно имеет свои специфические особенности. К середине XIX столетия физическое воспитание существовало в единой форме и было частью системы общего воспитания.

Сегодня мы все чаще обращаемся к традициям воспитания, используемым нашими предками, вспоминаем народные средства и методы воспитания (в том числе и физического) молодежи. Народная педагогика северокавказского региона - это часть огромного педагогического опыта, выработанного в течение тысячелетий. Формы и средства физического воспитания каждого народа имеют свои национальные особенности, закрепленные веками обособленной жизни. Знание этих особенностей, их использование в воспитательной деятельности является необходимым условием успеха физического и трудового воспитания в соответствующей национальной среде.

Использование идей и воспитательного опыта народов прошлого в процессе школьного и вузовского обучения становится важнейшей задачей школьных педагогов и ученых для совершенствования современной практики воспитания. Интерес к этнопедагогическим проблемам в республиках Северо-Кавказского региона (Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Кабарды, Осетии и Чечни) велик и продолжает расти. По ним ведутся многочисленные глубокие исследования.

Ценные и интересные материалы об особенностях физического воспитания горцев мы черпали из фольклорных произведений, опубликованных в сборниках «Адыгэ гущэЬжъхер» (адыгские шутки), «Адыге псалъэжьхэр» (адыгские пословицы), Сказаниях о нартах (адыгский, осетинский, чеченский варианты), Также в работе использованы сказки, предания, пословицы и поговорки северокавказских народов.

Важные сведения по интересующим нас вопросам мы нашли в различных дореволюционных периодических изданиях: в журнале «Вестники воспитания», «Сборнике сведений о кавказских горцах», «Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа», в газетах «Кавказ» и «Терские ведомости».

Горцы, как и другие народы, всегда уделяли серьезное внимание физическому воспитанию детей; об этом писали адыгские, дагестанские, осетинские, чеченские писатели, просветители и общественные деятели: И.Кануков, Т.Кашежев, А.Г.Кешев, У.Лаудаев, Ш.Б.Ногмов, А.Омаров, П.И.Тамбиев, С.Хан-Гирей, КЛ.Хетагуров, И.Шоров и многие другие. Серьезное внимание этой проблеме уделили и иностранные ученые (военные историки и путешественники), жившие в течение длительного времени на Кавказе: Д.Белл, Жан-Шарль Бесс,

К.Главани, Карл Кох, Г.Ю.Клапрот, Ф.И.Леонтович.

Русские ученые, военные историки, работавшие и служившие до революции на Северном Кавказе, И.Бларамберг, С.Броневский, Н.Дубровин, М.Ковалевский, Д.Лавров, Т.Макаров, С.А.Покровский, П.Услар и другие также не обошли вниманием эту проблему.

Для теоретического анализа народной педагогики, как самобытной системы физического воспитания, мы использовали работы по педагогике отечественных и зарубежных ученых: Я.А.Коменского, Н.А.Константинова, М.О.Косвена, Б.Т.Лихачева, Е.Н.Медынского, К.Д.Ушинского, И.Ф.Харламова, М.Ф.Шабаевой, Д.Б.Эльконина.

В настоящем исследовании мы учитывали, что проблемы этнопедагогики нашли свое отражение в трудах известных ученых Г.Н.Волкова, М.Б.Гуртуевой, М.Г.Загазежева, В.К.Кочисова, Х.Х.Малкондуева, Г.Х.Мамбетова, Х.Х.Хадикова, Е.Е.Хатаева, И.А.Шорова. Для изучения проблемы физического воспитания в народной педагогике Северного Кавказа важное значение имеют работы современных авторов, изучавших различные аспекты физического воспитания горцев, Ф.А.Агапова, Б.Х.Бгажнокова, С.Г.Гагиева, А.И.Краснова, К.У.Тайсаева и другие.

Не умаляя достоинств вышеназванных авторов, заметим, что проблема физического воспитания северокавказских горцев в их работах рассматривалась частично. Вышеперечисленные авторы не ставили своей целью сделать ее предметом специального исследования. Не все аспекты данной проблемы рассмотрены ими достаточно основательно и полно. Особенности физического воспитания в народной педагогике Северного Кавказа до сих пор не подверглись серьезному анализу.

Таким образом, с учетом вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема которого формулируется так: каковы общие и специфические тенденции, условия и факторы развития физического воспитания в народной педагогике Северного Кавказа. Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования - система народного воспитания горцев Северного Кавказа.

Предметом исследования являются проблемы становления и развития физического воспитания, подготовка подрастающих поколений к жизни, труду и защите своего Отечества.

В соответствии с проблемой, объектом, целью и предметом были определены следующие задачи исследования:

- показать цель, задачи, содержание и роль физического воспитания в народной педагогике Северного Кавказа;

- определить сущность взаимосвязи физического и трудового воспитания молодежи в системе народного воспитания;

- выявить особенности физического воспитания и развития горских детей в соответствии с их возрастными и половыми особенностями, а также бытовыми условиями жизни и природными факторами;

- на основе историко-педагогического обобщения исследуемого процесса определить взаимообусловленность военного и физического воспитания детей в народной педагогике Северного Кавказа;

- показать роль и значение физического и трудового воспитания для развития детей. Определить их формы, методы, приемы и средства.

Методологическую основу исследования составляют положения о взаимосвязи общественного развития и воспитания, о социально-исторической обусловленности характера педагогической мысли народов, о диалектике общего и особенного, о бережном отношении к культурному наследию прошлого, идеи влияния фольклора на физическую культуру и развитие молодежи, на своеобразие и самобытность культурных традиций разных народов.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- изучение и теоретический анализ историко-этнографических, историко-педагогических, философских, литературных и фольклорных источников;

- сопоставление исторических и фольклорных материалов;

- изучение и теоретический анализ трудов отечественных и современных авторов по фольклору, этнографии и периодической печати Северного Кавказа;

- научный анализ и систематизация архивных документов, исторических, этнопедагогических источников.

Источниковая база исследования:

- архивные документы, извлеченные автором из Северо-Осетинского Центрального государственного архива Республики Северная Осетия - Алания, отдела рукописных фондов СОИГСИ;

- издания дореволюционных и современных писателей, посвященные горскому фольклору, а также сказки, сказания, пословицы, поговорки, трудовые и колыбельные песни;

- труды дореволюционных и современных авторов по истории педагогической мысли (научной и народной) горских и других народов России.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в 3 этапа:

1-ый этап: 2000-2001 годы - определение темы исследования и изучение научно-педагогической и этнопедагогической литературы по проблеме;

2-й этап: 2001-2002 годы - сбор научной информации и архивных материалов для диссертации. Определение изученности проблемы. Участие в различных научных конференциях на Северном Кавказе. Определение методологии, методов, научно-понятийного аппарата, задач исследования.

3-й этап: 2002-2004 годы - издание статей и методических пособий по проблеме исследования, обобщение результатов исследования, литературное оформление текста, формулирование заключения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Богатейшее педагогическое наследие народов Северного Кавказа содержит в себе огромный воспитательно-образовательный потенциал, который при отсутствии в крае школ, успешно реализовывался северокавказскими горцами в процессе воспитания подрастающих поколений.

2. Физическое воспитание детей горских народов имело свои общие и специфические особенности.

3. Система физического воспитания горцев являлась самобытной, она способствовала укреплению здоровья, формированию двигательных умений, необходимых для овладения трудовыми и боевыми навыками, правильному физическому развитию юных горцев, становлению воли и характера юноши, способного защищать свою страну от внешних врагов.

4. В народной педагогике Северного Кавказа была ярко выражена идея взаимосвязи физического и трудового воспитания.

Научная новизна исследования:

- поставлена и решена проблема этнопедагогического регионоведения воссоздания целостной картины идей И опыта физического воспитания в народной педагогике Северного

Кавказа;

- раскрыты цель, задачи и методы физического воспитания подрастающих поколений в народной педагогике Северного Кавказа;

- выявлена сущность и взаимосвязь физического и трудового воспитания молодежи горских народов в народной педагогике Северного Кавказа;

- показана специфика физического воспитания и развития горских детей, обусловленная особыми условиями горской жизни народов Северного Кавказа.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщен и систематизирован материал о роли физического воспитания в формировании личности на Северном Кавказе в дореволюционный период; эти данные существенно расширяют имеющиеся представления о системе физического воспитания в прошлом.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы автора могут быть использованы в практике работы школы, являться частью спецкурса по народной педагогике Северного Кавказа в процессе обучения студентов педагогических вузов, педагогических училищ, при написании студентами и аспирантами дипломных и диссертационных работ, в системе подготовки и переподготовки учителей школ по физической культуре.

Объективность и достоверность полученных результатов обеспечена широкой базой источников, соответствием методов исследования целям и задачам диссертационной работы, многоплановым характером исследования, тщательным отбором фактического материала и документов.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику.

Основные идеи и результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры психологии и кафедры педагогики Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л.Хетагурова, о них докладывалось на конференциях по итогам научно-исследовательской работы СОГУ (2001-2004 годы). Результаты данной работы используются в работе общеобразовательных учреждений республики, они внедрены в вузовский процесс обучения при чтении курса лекций по этнопедагогике и этнопсихологии народов Северного Кавказа в условиях факультета социологии и психологии, а также исторического факультета СевероОсетинского госуниверситета. По результатам исследования опубликовано 7 работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Кулова, Ирина Русланбековна

Результаты исследования позволяют установить: народная педагогика Северного Кавказа придавала огромное значение физическому воспитанию и развитию подрастающего поколения. Народы Северного Кавказа большое внимание уделяли физическому развитию юных горцев еще в младенческом возрасте. Этому свидетельствуют многочисленные обряды и обычаи, связанные с рождением детей.

Северокавказским горцам в процессе своего длительного исторического развития и в условиях борьбы с многочисленными врагами, удалось создать свою оригинальную народную систему физического воспитания молодежи, которая способствовала развитию у молодых людей выносливости, ловкости, силы и быстроты движения, трудолюбия и других качеств личности, необходимых в тяжелых горных условиях края.

Система физического воспитания горцев способствовала формированию вышеназванных личностных качеств, столь необходимых для овладения трудовыми умениями и навыками, а также укреплению здоровья и правильному физическому развитию юных горцев.

Целью воспитания детей на Северном Кавказе горцы считали подготовку всесторонне развитых людей, способных преодолеть любые трудности и лишения в жизни. При этом в системе народного воспитания физическому воспитанию наряду с умственным придавалось первостепенное значение. Физическое воспитание требовало подготовки детей к особым условиям горской жизни, укреплению их здоровья и воспитанию основных качеств физического развития личности.

Основываясь на опыте и идеях народного воспитания, народ учитывал половые и возрастные особенности в процессе физического воспитания детей; народные педагоги справедливо считали, что тот или иной вид деятельности ребенок может усвоить только в определенные периоды своего развития, поэтому была создана своеобразная система воспитания навыков. Большинство северокавказских народов выделяло шесть возрастных групп: 1) внутриутробное развитие, 2) период новорожденности (до 1 года), 3) младенческий возраст (от 1 до 3 лет), 4) период материнского воспитания (до 7-8 лет), 5) период отцовского воспитания для мальчиков (до 10-12 лет) и 6) подростковый возраст (до 15-16 лет).

Воспитание в Северо-Кавказском регионе в прошлом носило классовый характер. Горские князья часто после рождения отдавали своих детей на воспитание в чужую семью, к аталыку, которой должен был научить ребенка различным военным упражнениям, верховой езде, стрельбе из ружья и лука, пистолета, владению копьем и дротиком, фехтованию, феодальному этикету. В чужой семье или у аталыка молодого князя приучали к всевозможным лишениям, воспитывали в нем сдержанность и самообладание; он должен был искусно танцевать, играть на музыкальных инструментах.

На второй ступени воспитания достигнутое закреплялось и совершенствовалось в путешествиях, которые длились несколько лет. Возвратившись домой, юноша переходил к третьей ступени воспитания. Имел право носить кинжал, становился равноправным членом своего общества, принимал участие в различного рода военных походах, состязаниях, джигитовке, фехтовании, играх и танцах.

У крестьян же специального института воспитания не было, они воспитывали детей дома, их учила трудовая жизнь, однако народная система воспитания способствовала тому, что каждый мужчина был не только крестьянином, но и воином, имеющим серьезную физическую подготовку.

Важное место в народной системе физического воспитания в прошлом занимал труд: охота, скотоводство, земледелие.

Физическое и трудовое воспитания в Северо-Кавказском регионе были тесно взаимосвязаны, так как в процессе труда человек проявлял свои моральные и физические качества; труд горцы рассматривали, как важнейший фактор воспитания, считая, что именно труд делает детей крепкими и предотвращает плохое влияние. Свое позитивное отношение к труду северокавказские горцы выразили в устном народном творчестве - в сказаниях, сказках, пословицах и песнях.

Сегодня, как и в далекие времена, физическое обучение имеет серьезное воспитательное значение; многие исторические материалы свидетельствуют о том, что у горцев существовали самобытные формы, методы и приемы физического воспитания.

Физическим упражнениям дети обучались самостоятельно и под руководством старших; народ использовал две формы физического обучения - индивидуальную и коллективную, при этом последняя часто имела вид соревнования, что поднимала физическую активность детей и стимулировала интерес к деятельности. У горцев существовали правила физического воспитания, эффективными же методами были личный пример, убеждения, показ, одобрение, осуждение и т.д.

Северокавказские горцы выработали своеобразные словесные, наглядные и практические методы физического и трудового воспитания детей, которые видели в семье постоянно занятых различной работой родителей; последние, общаясь с детьми, объясняли, как лучше исполнить тот или иной вид деятельности, исправляли ошибки детей. На физическую подготовку молодежи большое влияние оказывала трудовая атмосфера, существовавшая не только в семье, но и в ауле. Кроме того, мальчик рано овладевал военно-физическими навыками - умением владеть оружием, скакать на лошади, жить в горах. Военное воспитание давало отличную физическую подготовку, умение переносить голод и холод, учила владеть собой.

Большое педагогическое значение для физического развития молодежи имели такие средства физического, нравственного и трудового воспитания, как обряды, праздники, сказания, танцы, песни и сказки. Проведение обрядовых ритуалов осуществлялось всегда при широком участии в них детей и молодежи, что имело важное значение для приобщения их к духовному наследию своего народа, познания сущности прогрессивных традиций и обрядов. Песни и обряды воспитывали у детей любовь к труду, развивали чувства солидарности и взаимовыручки, помогали в физическом развитии.

Специфическая особенность физического воспитания горцев заключалась в его связи с военной деятельностью. Молодые люди должны были владеть всеми видами оружия, быть опытными наездниками, совершенствовать военное искусство, что было обусловлено условиями жизни в период межродовых распрей и грабительских набегов. В военно-физической подготовке молодежи видное место занимали народные праздники, в том числе фамильные празднества, во время которых проводились различного рода состязаний, игры, танцы. Как правило, в них участвовали молодые люди. Для того чтобы быть в хорошей физической форме, подростки и юноши тщательно готовились к предстоящим соревнованиям - к борьбе, скачкам, бегу, джигитовке.

Серьезным средством воспитания были и нартские сказания. Сказания о нартах являются сокровищницей педагогической культуры СевероКавказского региона; в них нашли отражение идеи физического воспитания молодежи.

Слушая сказания и легенды, песни и сказки, наблюдая танцы, игры и состязания, младшие учились у старших народным физическим упражнениям, а затем, обучаясь под руководством опытных горцев, сами становились такими же физически развитыми, ловкими в играх, борьбе, джигитовке, скачках. Сказания, песни, народные праздники были средствами физического и трудового воспитания юных горцев.

Система физического воспитания горцев отличается тем, что разносторонне воздействует на молодой организм, способствует физическому и психическому развитию личности, поэтому интерес народов Северного Кавказа к своим обычаям, традициям и играм присутствует и сегодня. Народные и физические упражнения горских народов, оставаясь для некоторых слоев местного населения наиболее доступными и отвечающими потребностям жизни, продолжают использоваться и в настоящее время (деятельность спортивных секций, клубов, дворовых спортивных команд), так как отражают культуру, быт, психический склад и историческое прошлое горцев. Они способствуют лучшему усвоению техники классических видов спорта, получению высоких спортивных результатов на соревнованиях российского и мирового уровней.

В настоящие дни процесс физического воспитания молодежи и детей требует внесения некоторых корректировок и преобразований. Это связано частично и с тем, что в современной школьной практике утрачены древнейшие традиции использования народных методов и приемов физического воспитания молодежи.

За рамками исследования остались такие вопросы, как использование этнопедагогического материала во внеклассной и внешкольной воспитательной работе. Не рассматривается также вопрос о системе повышения квалификации учителей по этнопедагогике. Многие вопросы богатого духовного педагогического наследия народов Северного Кавказа могут и должны стать предметом новых этнопедагогических исследований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ и систематизация историко-этнографических, литературных, историко-педагогических, фольклорных материалов, а также научно-педагогических трудов дореволюционных и современных авторов по проблемам физического воспитания молодежи позволили раскрыть особенности самобытной системы физического воспитания в народной педагогике северокавказских народов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кулова, Ирина Русланбековна, 2004 год

1. Абаев В.И. Нартовский эпос осетин//Осетинский героический эпос. М.: Изд-во Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. Кн.1. С.7-76.

2. Абаев В.И. Нартовский эпос осетин//Сказания о нартах. М.: Советская Россия, 1978. С.5-42.

3. Абаев В.И. Нартовский эпос//Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. Т.Х. Вып.1. Дзауджикау, 1945.

4. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. M.-JL, Изд-во АН СССР, 1949. 601с.

5. Абаева З.В. Этюды по нартовскому эпосу. Цхинвали: Ирыстон, 1978. 178с.

6. Абсалямов Г.Ш. Национальные виды спорта в РСФСР. М., 1967. 270 с.

7. Абсалямов Г.Ш. Важное средство воспитания//Физкультура в школе. 1970. №1.

8. Агапов Ф.А. К истории физической культуры в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе, 1960. 80 с.

9. Агапов Ф.А. Физическая культура и спорт у горских народов Северного Кавказа. Махачкала, 1971. 120 с.

10. Агапов Ф.А. Физическая культура и спорт в Северной Осетии//Очерки по истории физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1967. С.105-131.

11. Адыгэ гущыЬжъхэр. Адыгские шутки. Майкоп, 1978. 240 с.

12. Адыгэ псалъэжьхэр. Адыгские пословицы. Нальчик, 1967.96 с.

13. Адыгейские сказки. Майкоп: Адыгнациздат, 1947.168 с.

14. Адыль-Гирей. Замечания на статью «Законы и обычай кабардинцев»// Кавказ. 1846. № 132.

15. Азаматова М. Народные игры у адыгов//Ученые записки Адыгейского научно-исследовательского института. Майкоп, 1970. T.XI. С.370-379.

16. Алироев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов. Грозный, 1990. 365 с.

17. Анчабадзе Ю.Д. Традиционные развлечения абхазского крестьянства в конце XIX начале XX в.//Советская этнография. 1981. № 4.

18. Архипов В. Игрища борьба между всадниками и пешими// Ставропольские губернские ведомости. 1850. № 1-4.

19. Арчегова . Физическое воспитание осетинских детей//Терские ведомости. 1889. № 21.

20. Бгажноков Б.Х. Черкесское игрище. Нальчик, 1991. 220 с.

21. Белл Д. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837, 1838, 1839 годов//Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX веков. Нальчик, 1974. С.43-52.

22. Бесс де Ж.-Ш. Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и в Константинополь//Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX веков. Нальчик, 1974. С.329-352.

23. Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое и военное описание Кавказа//Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX веков. Нальчик, 1974. С.353-434.

24. Блягоз З.У. Жемчужины народной мудрости. Майкоп: Адыгейское книжное изд-во, 1992.128 с.

25. Большая советская энциклопедия. М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1973. Т.Н. С.116.

26. Броневский С.М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М., 1823. 4.1. 526 с.

27. Броневский С.М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М., 1923. Ч.И. 456 с.

28. Ванеев З.Н. Из истории родового быта в Юго-Осетии. Тбилиси, 1955.112с.

29. Васильков В. Очерк быта темиргоевцев//Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1901. Вып.29. С.71-122.

30. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Издательский центр «Академия», 1999.168 с.

31. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1966. 342 с.

32. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной кулыуры//Советская педагогика. 1989. № 7. С.98-103.

33. Волшебная бусина. Осетинские народные сказки/Сост. Г.Калоев. Орджоникидзе: Ир, 1976. 112 с.

34. Гагиев С.Г. Рожденные в седле. Орджоникидзе, 1865.94 с.

35. Гагиев С.Г. Методика проведения осетинских народных игр в школах и пионерских лагерях. Орджоникидзе, 1965. 55 с.

36. Гаглойты Ю.С. Некоторые вопросы историографии нартского эпоса. Цхинвали: Ирыстон, 1977.205 с.

37. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов (XVIII первая половина XIX в.). М.: Наука, 1967. 331 с.

38. Гарданов В.К. Аталычество. Доклад на IX Международном конгрессе антропологических и этнографических наук. М.: Наука, 1973. 23 с.

39. Гарданов В.К., Мамбетов Г.Х. Хан-Гирей и его «Записки о Черкесии»// Хан-Гирей С. Записки о Черкесии. Нальчик: Эльбрус, 1992. С.3-52.

40. Геродот. История: В 9-ти кн. Кн.2. Л.: Наука, 1972. С.80-137.

41. Геродот. История: В 9-ти кн. Кн.4. Л.: Наука, 1972. С.185-238.

42. Главани К. Описание Черкесии//Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX веков. Нальчик, 1974. С. 156172.

43. Гостиев К.И. Народные традиции и обычаи осетин. Пути их совершенствования. Орджоникидзе: Ир, 1990. 227 с.

44. Губер Д.А. Игры далекого края//Физкультура и спорт. 1957. № 11. С.19-27.

45. Гугов Р.Х. Кабарда и Балкария в XVIII веке и их взаимоотношения с Россией. Нальчик: Издательский центр «Эль-фа», 1999. 687 с.

46. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево-черкесского народа. Нальчик: Эльбрус, 1997. 252 с.

47. Гюльденштедт И.-А. Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа//Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX веков. Нальчик, 1974. С.203-208.

48. Дебу И. О Кавказской линии и присоединенном к ней Черноморском войске. СПб., 1829.464 с.

49. Дзуцев Х.В., Смирнова Я.С. Жизнь осетинской семьи. Этносоциологический аспект. Владикавказ, 1993. 212 с.

50. Дибиров М.А. Народные игры и спорт в Дагестане. Махачкала, 1968. 78с.

51. Добряков Г. О колыбельных песнях//Вестник воспитания. М., 1914. Вып.8. С.148-149.

52. Дубровин Н. Черкесы (Адыге). Краснодар, 1927. 176 с.

53. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1871. Т.1. Кн.1.422 с.

54. Дьячков-Тарасов А.Н. Абадзехи. Тифлис, 1902. С.20-21.

55. Дюбуа де Монпере. Путешествие По Кавказу к черкесам и абхазцам, в Колхидию, Грузию, Армению и в Крым//Адыги, балкарцы икарачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX веков. Нальчик, 1974. С.435-457.

56. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М.: Наука, 1977. 278 с.

57. Загазежев М.Г. Очерки по адыгской народной педагогике. Нальчик: Эльбрус, 1996. 167 с.

58. Золотая крупинка. Кабардинские сказки/Сост. Ч.Карданов. Нальчик, 1961.120 с.

59. Интериано Дж. Быт и страна зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное путешествие//Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX веков. Нальчик, 1974. С.43-52.

60. Инэ Мыкъуэ. Нальчик, 1960. 78 с.

61. История Северо-Осетинской АССР: С древнейших времен до наших дней. В 2-х т. Изд. 2-е, перераб. и доп. Орджоникидзе: Ир, 1987. Т.1. 529 с.

62. История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. В 2-х т. М.: Наука, 1967. Т. 1.482 с.

63. История Кабарды с древнейших времен до наших дней. М., 1957. 394 с.

64. История физической культуры народов СССР. М., 1957.420 с.

65. Кабардинские народные сказания//Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. VI. Отд.И. Тифлис, 1872. С. 1-128.

66. Калоев Б.А. Осетины. (Историко-этнографическое исследование). М.: Наука, 1967.242 с.

67. Калоев Б.А. Земледелие народов Северного Кавказа. М., 1981. 248 с.

68. Калоев Б.А. Скотоводство народов Северного Кавказа. М., 1993.229 с.

69. Кануков И. В осетинском ауле//Кануков И. Сочинения. Орджоникидзе, 1963. С.11-62.

70. Каргинов С.К. Кавказ и осетины//Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Кн.2. Цхинвали, 1992. С.20-43.

71. Кашежев Т. Свадебные обряды кабардинцев//Этнографическое обозрение. Т.4. Кн.15. М., 1892. С.147-156.

72. Казиев Ф.В. Физическое воспитание в Северной Осетии в 1917-1967 годах. Владикавказ: Проект Р ПРЕСС, 2002.144 с.

73. Кашежев Т. Бештау//Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 12. Тифлис, 1891. Отд.1. С.45-47.

74. Керашев Т. Дочь шапсугов. Майкоп, 1954.

75. Кешев А.-Г. На холме. Из записок черкеса//Шаги к рассвету (Адыгские просветители XIX века). Краснодар, 1986. С.214-267.

76. Кисляков Н.А. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. Л., 1969.240 с.

77. Клапрот Г.Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 18071808 годах//Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX веков. Нальчик, 1974. С.235-280.

78. Ковалевская В.Б. Конь и всадник. М., 1977.

79. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. М., 1886. Т.1.410 с.

80. Кокиев Г.А. Военное воспитание у кабардинцев в прошлом//Ученые записки Кабардинского научно-исследовательского института. Т.1. Нальчик, 1946. С.129-142.

81. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1982. T.l. С.287.

82. Константинов НА., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М.: Просвещение, 1982.447 с.

83. Косвен М.О. Народы Кавказа. М., 1960. Т. 1. 620 с.

84. Косвен М.О. Народы Кавказа. М., 1962. Т.2. 683 с.

85. Кочисов В.К. Актуальные вопросы развития образования и педагогической мысли в Осетии: история, теория, практика. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1997. 172 с.

86. Кочисов В.К. Гуманистические основы осетинской народной педагогики и их значение в воспитании подрастающего поколения. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1996. 84 с.

87. Кох К. Путешествие по России и в Кавказские земли//Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX веков. Нальчик, 1974. С.585-628.

88. Краснов А.И. Физическая культура и спорт в Чечне и Ингушетии. Грозный, 1963. 207 с.

89. Крупное Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960.

90. Кукушин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Для студентов вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 448 с.

91. Кулова И.Р. Формы, методы и приемы физического и трудового воспитания горской молодежи в прошлом. Методическое пособие. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2003.15с.

92. Кулова И.Р. Роль и место физической подготовки в воспитании подрастающих поколений. Владикавказ, СОГУ, 2004. С. 199-207.

93. Лаудаев У. Чеченское племя//Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1872. Вып.6. С.1-62.

94. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса, 1882. Т.1. Вып.1. 396 с.

95. Лермонтов М.Ю. Измаил-Бей//Лермонтов М.Ю. Собр.соч.: В 4-х т. М.-Л., 1959. Т.2. С. 164-242.

96. Лермонтов М.Ю. Черкесы//Лермонтов М.Ю. Собр.соч. В 4-х т. М.-Л., 1959. Т.2. С.7-16.

97. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1992. 528 с.

98. Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе. 1968. 368 с.

99. Магомет, сын Болотоко//Адыгские народные сказания и сказки. Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1993. С.146-150.

100. Макаров Т. Племя адыге//Кавказ. № 29-34.

101. Малая Советская энциклопедия. М.: Изд-во Большая Советская энциклопедия, 1959. Т.4. С.480.

102. Малкондуев Х.Х. Поэтика карачаевско-балкарской народной лирики. Часть 1. Нальчик: Издательский центр «Эль-фа», 2000. 320 с.

103. ЮЗ.Малкондуев Х.Х. Обрядово-мифологическая поэзия балкарцев и карачаевцев. Нальчик: Издательский центр «Эль-фа», 1996. 272 с.

104. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик: Эль-фа, 1999. 320 с.

105. Марков Б. Очерки Кавказа. СПб., 1904. 693 с.

106. Юб.Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. Нальчик, 1991.240 с.

107. Мафедзев С.Х. Адыгские детские игры в XIX начале XX в.// Археолого-этнографический сборник Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института. Нальчик, 1983. 132с.

108. Меретуков М.А. Семья и семейный быт адыгов в прошлом и настоящем //Культура и быт адыгов. Майкоп, 1977. С.78-96.

109. Меретуков М.А. Усыновление у адыгов//Ученые записки Адыгейского научно-исследовательского института. T.VIII. Этнография. Майкоп, 1968. С.294-302.

110. Ю.Миллер Ф. Красавица Елена и богатырь-женщина//Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1891. Вып. 12. С.51-77.

111. Ш.Миллер В.Ф. Осетинские этюды. М., 1881. Вып.1. 166 е.; М., 1882. Вып.П. 305 с.

112. Мерешков С.А. Этнопедагогика ингушей//Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Симпозиум VI. Пятигорск, 1998. С.71-73.

113. ПЗ.Мужухоев М.Б. Ингуши. Страницы истории, вопросы материальной и духовной культуры. Саратов, 1995. 125 с.

114. Мусукаев А.И. О Балкарии и балкарцах. Нальчик, 1982.

115. Народная педагогика//Педагогическая энциклопедия. Т.З. М.: Советская энциклопедия, 1966. С.35.

116. Нартхэр. Кабардинский эпос. Нальчик, 1951. 550 с.

117. Нарты. Осетинский героический эпос. В 3-х кн. М.: Изд-во Наука, Главная редакция восточной лит-ры, 1990. Кн.1. С.77-432.

118. Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа, составленная по преданиям кабардинцев. Изд. 3-е с изд. 1861 г. Пятигорск, 1893. 144 с.119.0мар-0глы А. Воспоминания муталима//Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1868. ВыпЛ. Отд. VI. С. 13-64.

119. Омаров А. Воспоминания муталима//Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1868. Вып. И. Огд/VI С.1-70.

120. Орлова А.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания// Советская педагогика. 1989. № 7. С. 106-111.

121. Осетинские народные сказания (собранные Д.Шанаевым)//Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. III. Отд. И. Тифлис, 1870. С. 1-40.

122. Осетинские пословицы//Антология педагогической мысли Северной Осетии. Владикавказ: Ир, 1993. С. 19-21.1240 храбром Назнае. Чеченская сказка//Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1897. Вып.22. С.9-13.

123. Очерки истории Адыгеи. Майкоп: Адыгейское книжное изд-во, 1957. 484 с.

124. Очерки Чечено-Ингушской АССР. Грозный, 1967. Т. 1. 314 с.

125. ПассекВ. Очерки России. СПб., 1838. Кн.1. С.157-158.

126. Подласый И.П. Педагогика. М., Владос, 2003.Кн.1 С.60-96.

127. Покровский Е.А. Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России. М., 1887. С.24-25.

128. Пушкин А.С. Тазит//Пушкин А.С. Избранные произведения: В 2-х т. Т.1. М.: Художественная литература, 1978. С.574-581.

129. Пчелина Е.Г. Родильные обряды у осетин//Советская этнография. 1937. № 4. С.87-98.

130. Русские пословицы и поговорки/Под ред. В. Аникина. М.: Художественная литература, 1988. С. 121.

131. Савинов В.Н. Достоверные рассказы об Адзии (восхов)//Пантеон. Т.П. Кн.З. М., 1850. С.5-16.

132. Сарсенбаева Т.У. Национальные традиции в семейном воспитании// Советская педагогика. 1984. № 9. С.26-31.

133. Семенов К.Б. Устное народное творчество горцев о воспитании детей в семье//Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Симпозиум VI. Пятигорск, 1998. С.78-79.

134. Сказания о нартах. М.: Советская Россия, 1978. С.43-602.

135. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1983. 363 с.

136. Смирнова Я.С. Воспитание ребенка в адыгейском ауле в прошлом и настоящем//Ученые записки Адыгейского научно-исследовательского института. T.VIIL Этнография. Майкоп, 1968. С. 109-178.

137. Стародубцев А.А. Из истории физических упражнений и игр у адыгов// Ученые записки Краснодарского педагогического института. Краснодар, 1959. С. 16-31.

138. Сухомлинский В.А. Труд в духовной жизни подростка//Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1979. 560 с.

139. Тамбиев П. Сказки//Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып.27. Тифлис, 1900. С. 1-34.

140. Тамбиев П.И. Избранные произведения: К 110-летию со дня рождения. Нальчик: Эльбрус, 1984. 220 с.

141. НЗ.Тайсаев К.У. Этнография традиционного спорта у народов Северного Кавказа. М., 2001. 202 с.

142. Тайсаев К.У. Из истории физического воспитания женщин на Северном Кавказе. Владикавказ, 1995.60с.

143. Таникеев М.Т. О развитии киргизских народных видов спорта// Советская Киргизия. 1950. № 351.

144. Тебу де Мариньи. Путешествие в Черкесию//Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX веков. Нальчик, 1974. С.191-321.

145. Трудовые песни//Антология педагогической мысли Северной Осетии. Владикавказ: Ир, 1993. С.21-29.

146. Уарзиати В. Народные игры и развлечения осетин. Орджоникидзе, 1987. 158 с.

147. Услар П.К. Кое-что о словесных произведениях горцев//Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1868. Вып. 1. Отд. 1. С. 1 -42.

148. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании//Ушинский К.Д. Пед. соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1988. С. 194-256.

149. Ушинский К. Д. Труд в психическом и воспитательном значении//Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1988. Т.2. С.8-26.

150. Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для учащих//Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1989. Т.4. С.24-88.

151. Федоров Я.А. Историческая этнография Северного Кавказа. М.: Наука, 1983.128 с.

152. Хадиков Х.Х., Плиев Т.П. Осетинские нартские сказания памятник педагогической культуры//Некоторые вопросы истории и практики воспитания. Орджоникидзе, 1972. Вып.1. С.176-193.

153. Хадиков Х.Х. О некоторых вопросах осетинской народной педагогики// Ученые записки Северо-Осетинского государственного педагогического института. Орджоникидзе, 1967. Т.27. Вып.4. С.63-93.

154. Хадиков Х.Х. К вопросу о предмете и источниках педагогики осетин// Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. Орджоникидзе, 1971. Т.28. С.361-370.

155. Хапсироков З.Я. К вопросу об идейно-художественных истоках творчества адыгских писателей-просветителей/ЛГрадиции и современность (Фольклор и литература народов Карачаево-Черкесии). Черкесск, 1980. С.84-104.

156. Хан-Гирей С. Записки о Черкесии. Нальчик: Эльбрус, 1992. С.53-346.

157. Хан-Гирей С. Наезд Кунчука//Кавказ. 1846. № 37 и 38.

158. Хан-Гирей С. Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов//Русский вестник. СПб., 1842. Т.5. № 1. С.52.

159. Ханбиков Я.И. Некоторые вопросы изучения народной педагогики //Советская педагогика. 1966. № 6. С.83-92.

160. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1990. 576 с.

161. Хатаев Е.Е. Этаопедагогика Северного Кавказа. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000.116 с.

162. Хатаев Е.Е. Народная педагогика. М.: Ассоциация «Народная педагогика», 1993.131 с.

163. Хетагуров K.JI. Охота за турами//Хетагуров К. Проза. М.: Советская Россия, 1987. С.5-18.

164. Хетагуров K.JI. Особа. Этнографический очерк//Хетагуров К. Проза. М.: Советская Россия, 1987. С. 19-78.

165. Хетагуров K.JI. Зиу (Письмо к землякам). Собр. соч.: В 5-ти т. М.: Изд-во АН СССР, 1960. Т.4. С.212-213.

166. Хоретлев А.О. Влияние России на просвещение в Адыгее (в XIX -начале XX века). М., 1957. 320 с.

167. Хут Ш.Х. Сказочный эпос адыгов. Майкоп, 1981. 192 с.

168. Цаголов Г.М. Охотничий язык и обряды у осетин//Терские ведомости. 1895. №53.

169. Чеченские и ингушские народные сказки. Грозный, 1973.220 с. 172.Чибиров Л.А. Осетинский аул и его традиции. Владикавказ: Ир, 1995.82с.

170. Чибиров Л.А. Древнейшие пласты духовной кулыуры осетин.

171. Цхинвали, 1984. 120с. 174. Чистов К.В. Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982. 260с. 175.Чурсин Г.Ф. Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис, 1913.

172. Шоров И.А. Адыгская (черкесская) народная педагогика. Майкоп: Адыгейское республиканское книжное изд-во, 1999.468 с.

173. Шоров И.А. Народные детские игры в системе физического воспитания адыгов//Ученые записки Адыгейского научно-исследовательского института. T.VIII. Этнография. Майкоп, 1968. С.189-203.

174. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия — Алания. Ф.30. Владикавказское окружное полицейское управление. Оп.1. Д.82. 68 л.

175. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия -Алания. Ф.30. Владикавказское окружное полицейское управление. Оп.1. Д.87. 92 л.

176. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия -Алания. Ф.30. Владикавказское окружное полицейское управление. Оп.1. Д.94.192 л.

177. Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований. Отдел рукописных фондов. Ф.4. Этнография. Оп.1. Д.93. 150 л.

178. Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований. Отдел рукописных фондов. Ф.4. Этнография. Оп.1. Д.125.108 л.

179. Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований. Отдел рукописных фондов. Ф.4. Этнография. Оп.1. Д.152. 33 л.

180. Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований. Отдел рукописных фондов. Ф.4. Этнография. Оп.1. Д.160.225 л.

181. Северо-Осетинский институт исследований. Отдел рукописных Д.618. 32 л.

182. Северо-Осетинский институт исследований. Отдел рукописных Д. 109. 308 л.гуманитарных и социальных фондов. Ф.4. Этнография. Оп.1.гуманитарных и социальных фондов. Ф.4. Этнография. Оп.1.

183. Скачки со всадниками вспомогателями, С картины худ. М. Туганова130

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.